Camgora.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Причины неравномерного износа шин на грузовых автомобилях

Причины неравномерного износа шин на грузовых автомобилях

Владельцам грузовых автомобилей известно, что шины приходят в негодность в зависимости от того, насколько правильно выполняется их эксплуатация, как за ними ухаживают, большое значение имеет и стиль вождения водителя. Одним из негативных факторов, который существенно влияет на долговечность шины – это её износ.

Неравномерный износ шин – что это такое

Неравномерный износ шин на грузовом автомобиле – это износ, который проявляется неодинаково в разных зонах. Нужно уметь отличать его от неравного износа, когда протектор изнашивается равномерно, но с разной скоростью – это зависит от места установки шины.

Неравномерны износ шин – это огромная проблема для грузовых машин, из-за которой часто приходится выполнять ремонт различных повреждений боковой части. Из-за неравномерного износа возникают такие проблемы:

  • Износ шин в целом происходит быстрее;
  • Расход топлива растёт;
  • Элементы подвески изнашиваются быстрее;
  • Увеличивается риск аварий.

Причины неравномерного износа шин

Специалисты выделяют три причины такой проблемы:

  • Занос, иначе боковые силы вращения;
  • Протаскивание либо волочение;
  • Некачественная шина.

Если с последней причиной всё более-менее ясно, это может быть либо брак фирмы, либо неудачная экономия, то две первые стоит рассмотреть подробнее.

Боковые силы вращения возникают, когда шины при вращении постоянно отклоняются в сторону, обратную от линии движения, что усугубляется наличием груза. Такое явление возникает, если неправильно отрегулирована подвеска, существуют отклонения от требований геометрических параметров грузовика, неправильно выполненны развал или схождение, неправильный угол Акермана, оси ТС не параллельны между собой и пр.

Протаскивание либо волочение возникает, когда в колёсной паре присутствуют различия в таких параметрах, как диаметр, давление, остаточная глубина протектора. Если шины разного диаметра, то меньшая постоянно волочится, играя роль тормоза. А из-за различий давления в шинах нагрузка распределяется неравномерно, из-з чего они изнашиваются только в определённых местах.

Для ведушей оси выпускаются шины с блочным рисунком протектора, у них иногда набегающий край изнашивается больше сбегающего. В этом случае нужно просто заменить направление вращения колеса.

Резкие торможения и разгоны также очень травмируют шины, на них возникают микротрещины.

Если Вы заметили износ в заметной стадии, то полностью устранить этот дефект, к сожалению, невозможно, однако можно уменьшить скорость его развития, не запуская его. Регулярно следите за состоянием шин Вашего автомобиля, обращайте внимание на срок эксплуатации — и управление грузовым автомобилем будет слаженным и комфортным.

съедается резина по бокам , сход-развал в норме

Съедается резина по краям на передних колесах (2104). Проверяли на стенде сход-развал, показывает, что все в норме. В повороты резко не вхожу.

Из-за чего может быть такое?

Полоска съедания равномерная? Ширина какая? Четверть, треть, половина? Резина новая/старая? Случаем не обратил внимания какие углы стояли на мониторе когда проверял?
Во общем то других причн кроме сход-развала нет, точнее сход.

Сообщение отредактировал Shtof — Sep 29 2010, 00:09

Если только давление,но это надо быть конченным чайником..

съедание равномерное, четверть, резина почти новая — пробег около 18 тыс.

Делал около пожарки у Игоря (хороший знакомый, делает на совесть). Он сам был озадачен, однако.

Сообщений: 2 075
Из: Сургут

да в гаражном комплексе на въезде. Игорь зовут мастера. очень хорошо делает.

ха у меня такая же беда сход в норме ,но жрёт.

Всё в этой жизни временно

Сообщений: 12 013

+1 или если все же передние колеса тока жрет — трапеция. развал на «прямых» колесах мерят, а жрать на обычном повороте начинает.. короче стартоп — проверь рулевую

благодарю за дельные советы. Проанализировал. Помимо всего прочего хруст в районе левого крыла при торможении и трогании с места, также авто не держит курс -приходится постоянно подруливать (люфт руля в норме), кидает машину при малейшей неровности.
Видимо, все это взаимосвязано.

К огромному сожалению в автоделах профан. Завтра по работе скатаюсь и потом обязательно «врачу» покажусь.

Сообщений: 12 013

подшипник того колеса, которое хрустит посмотри, может подтянуть надо.. а то развалится на трассе — еще и кулак поменяешь.

Сообщений: 12 013

че за машина? если ино — то у нее переднее колесо при повороте делает наклон вовне. тобишь может резко в повороты входишь (если равномерно сьедает).
а вообще, когда колеса то накачал? пример — у тебя норма — 2. с утра холодно, давление падает до 1.8, т.е. пока прохладно ты жрешь резину. днем подъехал в шиномонтаж, а давление уже опять 2.
короче скорее всего все таки давление

Подписаться на тему
Уведомление на e-mail об ответах в тему, во время Вашего отсутствия на форуме.

Подписка на этот форум
Уведомление на e-mail о новых темах в этом форуме, во время Вашего отсутствия на форуме.

Скачать / Распечатать тему
Скачивание темы в различных форматах или просмотр версии для печати этой темы.

STAREXCLUB.RU

Клубный форум владельцев микроавтобусов HYUNDAI STAREX, H-1, GRAND STAREX

  • Текущее время: 27 авг 2021, 07:19
  • Вход
  • Регистрация
  • FAQ
  • Список форумов
  • Hyundai GRAND STAREX (2007-2018)
  • Ходовая часть, подвеска

Жрёт резину внутреннюю часть на переднем мосту

  • Вынести предупреждение
  • Информация
  • Цитата

Re: Жрёт резину внутреннюю часть на переднем мосту

Сообщение: №76 belii.pavel » 29 сен 2014, 13:47

  • Вынести предупреждение
  • Информация
  • Цитата

Re: Жрёт резину внутреннюю часть на переднем мосту

Сообщение: №77 Oca » 29 сен 2014, 15:53

  • Вынести предупреждение
  • Информация
  • Цитата

Re: Жрёт резину внутреннюю часть на переднем мосту

Сообщение: №78 arsyuha1 » 01 окт 2014, 09:54

  • Вынести предупреждение
  • Информация
  • Цитата

Re: Жрёт резину внутреннюю часть на переднем мосту

Сообщение: №79 Aleksandr F. » 03 окт 2014, 16:41

  • Вынести предупреждение
  • Информация
  • Цитата

Re: Жрёт резину внутреннюю часть на переднем мосту

Сообщение: №80 cinabr125 » 14 окт 2014, 08:21

  • Вынести предупреждение
  • Информация
  • Цитата

Re: Жрёт резину внутреннюю часть на переднем мосту

Сообщение: №81 Serj » 14 окт 2014, 08:27

  • Вынести предупреждение
  • Информация
  • Цитата

Re: Жрёт резину внутреннюю часть на переднем мосту

Сообщение: №82 Aleksandr F. » 14 окт 2014, 16:39

  • Вынести предупреждение
  • Информация
  • Цитата

Re: Жрёт резину внутреннюю часть на переднем мосту

Сообщение: №83 cinabr125 » 14 окт 2014, 16:56

Местами вы имеете в виду справа-налево или зад- перед?

  • Вынести предупреждение
  • Информация
  • Цитата

Re: Жрёт резину внутреннюю часть на переднем мосту

Сообщение: №84 Aleksandr F. » 15 окт 2014, 13:40

  • Вынести предупреждение
  • Информация
  • Цитата

Re: Жрёт резину внутреннюю часть на переднем мосту

Сообщение: №85 cinabr125 » 16 ноя 2014, 21:55

  • Вынести предупреждение
  • Информация
  • Цитата

Re: Жрёт резину внутреннюю часть на переднем мосту

Сообщение: №86 well11 » 18 ноя 2014, 15:44

  • Вынести предупреждение
  • Информация
  • Цитата

Re: Жрёт резину внутреннюю часть на переднем мосту

Сообщение: №87 455651 » 18 ноя 2014, 22:05

  • Вынести предупреждение
  • Информация
  • Цитата

Re: Жрёт резину внутреннюю часть на переднем мосту

Сообщение: №88 cinabr125 » 08 дек 2014, 11:21

Поставил зимнюю резину на других дисках машинка едет ровно в сторону не тянет. Весной буду разбираться в чем дело с летней резиной или литыми дисками. Вот так.

  • Вынести предупреждение
  • Информация
  • Цитата

Re: Жрёт резину внутреннюю часть на переднем мосту

Сообщение: №89 бекас » 11 дек 2014, 21:37

Мои 5 копеек. На нашем служебном Гранде 08 года выпуска тоже стало жрать внутреннюю часть передних колес. Почитав форум решили махнуть и амортизаторы (все равно пора, 6 лет все-таки) и пружины. А так же разобраться с метками на передних чашках.
Фотографии по моей просьбе сделал мастер сервиса, с ними предстоит разобраться. Сразу бросилось в глаза, что пружина как бы «распрямилась», обратите внимание как ушел верхний (или все?) витки в отличие от новой.
Колеса перебортировали изношенной стороной наружу и начинаем наблюдение.
В общем жду комментарии, постараюсь ответить на вопросы.

  • Вынести предупреждение
  • Информация
  • Цитата

Re: Жрёт резину внутреннюю часть на переднем мосту

Сообщение: №90 Ленинградец » 11 дек 2014, 21:39

  • Вынести предупреждение
  • Информация
  • Цитата

Re: Жрёт резину внутреннюю часть на переднем мосту

Сообщение: №91 Klopius » 11 дек 2014, 21:57

  • Вынести предупреждение
  • Информация
  • Цитата

Re: Жрёт резину внутреннюю часть на переднем мосту

Сообщение: №92 бекас » 11 дек 2014, 22:15

«ДО» делали два раза, причем последний раз в новом очень крутом специализированном центре на Отрадной улице, все было в допуске, увы. У Сереги после замены амортизаторов и пружин тоже сделали, крутили не просто много, а очень много, распечатка есть, завтра найду и отсканирую.

  • Вынести предупреждение
  • Информация
  • Цитата

Re: Жрёт резину внутреннюю часть на переднем мосту

Сообщение: №93 бекас » 11 дек 2014, 22:16

Уже махали 🙂 Они сожраны так же

  • Вынести предупреждение
  • Информация
  • Цитата

Re: Жрёт резину внутреннюю часть на переднем мосту

Сообщение: №94 Ленинградец » 11 дек 2014, 22:22

  • Вынести предупреждение
  • Информация
  • Цитата

Re: Жрёт резину внутреннюю часть на переднем мосту

Сообщение: №95 бекас » 12 дек 2014, 15:10

Нашел только результаты «после»

  • Вынести предупреждение
  • Информация
  • Цитата

Re: Жрёт резину внутреннюю часть на переднем мосту

Сообщение: №96 temeshoff » 23 янв 2015, 09:27

  • Вынести предупреждение
  • Информация
  • Цитата

Re: Жрёт резину внутреннюю часть на переднем мосту

Сообщение: №97 temeshoff » 23 янв 2015, 10:08

  • Вынести предупреждение
  • Информация
  • Цитата

Re: Жрёт резину внутреннюю часть на переднем мосту

Сообщение: №98 alexiy » 28 янв 2015, 18:40

  • Вынести предупреждение
  • Информация
  • Цитата

Re: Жрёт резину внутреннюю часть на переднем мосту

Сообщение: №99 Крош. » 08 фев 2015, 11:30

  • Вынести предупреждение
  • Информация
  • Цитата

Re: Жрёт резину внутреннюю часть на переднем мосту

Сообщение: №100 bryser » 08 фев 2015, 11:33

Что делать, если постоянно спускает колесо, а проколов нет

Прокол, плечевой или боковой порез — такие проблемные моменты опытные сотрудники шиномонтажа обнаружат достаточно оперативно, даже не снимая колесо с автомобиля. Другое дело — скрытые дефекты, для выявления которых нужно будет прибегнуть к ряду хитростей.

Что сделает профи? Сначала он перекачает проблемное колесо на 1,5 — 2 атмосферы и постарается определить место прокола или пореза на слух — очень вероятно, что покрышка издаст характерный свист в месте изъяна. Если эта тактика не помогла, переходим к водным процедурам с мылом. Сначала попытаемся выявить прокол малой кровью — берем мыльный раствор и поливаем им покрышку.

Если речь идет о переднем колесе, можно даже его не демонтировать, а поддомкратить машину и медленно поворачивать его, спрыскивая резину мыльным раствором. Наша цель — заметить появление пены и пузырьков на шине. Иногда проблемное место помогает выявить замыливание и одновременная подкачка покрышки насосом. Прокол снова не выдал себя? Можно попробовать снять колесо и опустить его целиком в емкость с водой, надавливая на боковины и опять-таки выискивая пузырьки.

Однако случается, что отыскать место повреждения в ходе водно-мыльных процедур не удается. Причин может быть несколько. К примеру, шина может подтравливать воздух из-за совсем небольшой проволоки, иголки или гвоздика, которые не видны невооруженным глазом, но которые все-таки можно нащупать.

Для этого колесо придется разбортировать, вооружиться тряпкой или салфеткой и провести ею по внутренней площади покрышки. Очень вероятно, что ткань зацепится за этот неприметный острый предмет.

Иногда подтравливание воздуха может провоцировать также внутреннее повреждение корда, что случается из-за неосторожной езды по разбитым дорогам. Бывает даже, что на «шиповке» при проезде ям шину пробивает изнутри пятка шипа (в основном кустарно установленного). Как бы то ни было, если вы обнаружили торчащий острый предмет изнутри покрышки, смотрите по ситуации. Если дело в небольшом гвоздике или иголке — ремонтируем. При выявлении же повреждение корда, так же, как и грыжи, покрышку рекомендуется заменить — дальнейшая эксплуатация небезопасна.

Иногда проблемное место в покрышке не удается установить ни при помощи пенного раствора, ни при ощупывании внутренней поверхности шины. В этом случае обратите внимание на состояние боковин.

Если покрышка старая или владелец практикует парковку впритирку к бордюрам, а также хранит колеса на балконе под палящим солнцем, на боковинах могут образовываться микротрещины.

Через них к корду поступает влага, что чревато деформацией всего каркаса. К сожалению, трещины, как и грыжи, неремонтнопригодны. Поэтому если выемки мелкие, глубиной не более 1-2 мм, ставим такие колеса на заднюю ось и ездим какое то время исключительно в черте города (не на больших скоростях). Или, как вариант, можно обратиться в шиномонтаж, где на специальном станке путем плавления резины такие дефекты устранят. Но гарантий на такую работу контора скорее всего не даст. Если же трещины крупнее 2 мм, уже однозначно выбрасываем такое колесо и ставим новое.

Довольно часто шина спускает также из-за некондиционного ниппеля. Ломаться здесь могут как металлические элементы конструкции (убедиться в этом можно, попросту смочив поверхность ниппеля слюной и отследить пузырьки воздуха).

В этом случае для решения проблемы достаточно подкрутить по часовой стрелке металлический золотник.

Можно также заменить золотник, благо процесс не сложный, хотя и требует сноровки. Выкручиваем старый золотник и сразу же устанавливаем на его место новый, причем делаем это быстро, преодолевая напор выходящего воздуха.

Случается также, что воздух травит из прорезиненного клапана ниппеля. От эксплуатации он может стираться и это уменьшит плотность его сопряжения с металлической трубкой. В этом случае вам опять-таки дорога — в шиномонтаж. Там колесо разбортируют, вытащат поврежденный ниппель плоскогубцами и установят новый.

Наконец, достаточно часто шины спускают из-за деформации колесных дисков. Процесс вполне может запустить неосторожный проезд больших ям, когда подвеска срабатывает на отбой, покрышка приминается, а обод диска бьется о неровность. Замятости поверхности дисков вполне реально устранить на том же шиномонтаже.

Литой диск прокатывается на специальном станке, а штампованный восстанавливается при помощи специального пресса и прокатки. Сложности возникают разве что с ремонтом наиболее жестких кованых дисков.

Здесь для исправлении повреждений скорее всего потребуется нагрев, так как откатать диски только лишь с использованием станка скорее всего не получится. А бывает и так — внутреннюю кромку обода (чаше всего штампованных колес) подъедает ржавчина, и воздух выходит через образовавшиеся лакуны. Решение проблемы очевидно — колесо разбортируется, проблемные места на диске зачищаются и грунтуются.

Жрет резину на передних колесах

Сочувствую… Но то, что только сзади – странно. Надо разбираться. Гружёный сильно был?

У самого после поездки в Уфу начало «съедать» внутренние дорожки передних покрышек. Шины, что и у тебя. В сервисе приговорили сайлент-блоки. Те, что побольше и находятся чуть сзади по ходу машины (около 4000 руб за шт.). Плюс при осмотре заметил надорвавшийся пыльник внешнего ШРУСа левого колеса. Пробег 65000 км.

Кроме всего прочего, износ резины очень сильно зависит от скорости. Если гнать все время 180-200, то резина сотрется максимум за 10 тысяч.

мы не в германии живем :wave:
у нас так не поездишь :crazy:

в руководстве(кстати сдесь скачивал)всё даже с фотографиями-какой износ и при каких случаях возникает. Я лично загнал бы авто на стенд для диагностики подвески ну или самому под машину слазить можно,или сразу на развал,если люди нормальные-сами там всё найдут,что не в порядке.

да и на характеристики покрышки тоже не мешает поглядывать-класс нагрузки,скоростное ограничение.

Туранза очень долгоходящая резина, наверное надо проверять регулировку задней подвески, а накат у машины хороший?:shock:

По-моему наоборот. Лично не ездил, но у приятеля на мазде 3 Туранзу за год сожрало. Тыщ 20 пробег. Да и вообще по опыту эксплуатации Бриджей ничего хорошего про эту резину сказать не могу.

мы не в германии живем :wave:
у нас так не поездишь :crazy:

Смотря куда ездить и как. Когда езжу один — по трассе часто скорость 160-200 бывает.

Автор как раз в Крым ездил, не думаю, что медленно перемещался.

Ага, туранза жесткая и громкая, но ходит реально дллго! У меня уже 45000 еще миллиметра 2 есть!

гы, нокиан WRS 96 тысяч прошли, и грыжа вылезла. эксплуатация круглый год со всеми прелестями

Ага, туранза жесткая и громкая, но ходит реально дллго! У меня уже 45000 еще миллиметра 2 есть!

«РОССАВА» больше ходит

крымские пассатоводы, сознавайтесь, кто махнул колеса?

Топикстартеру проверить задние тормозные колодки не помешает,скорее всего изношены они сильно.
Проблема с тормозами имхо.

ага, на ручнике ездит )))

Сход-развал нужно было делать сразу после покупки авто. При пробеге 800 км. делал по гарантии, большие отклонения были от нормы по передней и задней осям.

надо просто к концу первого года махнуть коробку, к концу второго — рейку, желательно всё по гарантии. Бесплатный сход-развал — гарантирован :thumbup: 😆

Колеса мы не меняли, нужно было сделать в Крыму развал-схождение, у нас намного дешевле.
У нас в этом году народ повадился прикатывать на своем авто, и во время отдыха делать небольшой ремонт, мелкую кузовщину, и т.д. Говорят намного дешевле чем в мегаполисах.

К Концу первого и второго года резины больше съест чем рейка и коробка стоит 😆 😆 😆

Если сильно давление в резине было упущено и сильно груженая тачка была, могло сожрать за такой пробег:znaika: ИМХО
А так развал проверить надо, и еще там задний подрамник помоему тоже какие-то регулировки имеет.:wave:

жесть и не может быть..

А вот и может.
Прежде, чем ехать к официалам решил (дабы избежать лишнего развода) заехать к независимым диагностам подвески.
Вердикт — превышены допустимые отклонения по схождению как задней так и передней оси + превышен угол допустимого смещения передней оси 🙁 Дефектов в самой подвеске не выявлено.
Прав COSMOS — Надо было сразу делать сход/развал. Но кто же знал? Авто то ведь шло как влитое.
Записался к официалам.
Теперь вопрос — могу ли я требовать замены покрышек по гарантии??

Теперь вопрос — могу ли я требовать замены покрышек по гарантии??

требовать можешЪ и нужно, а вот поменяют ли.

требовать можешЪ и нужно, а вот поменяют ли.

Не поменяют,если бы пробег был 100 км.,тогда можно было бы права покачать.А тут 13000 :).

Не поменяют,если бы пробег был 100 км.,тогда можно было бы права покачать.А тут 13000 :).

значит надо найти пассат с пробегом

Кроме всего прочего, износ резины очень сильно зависит от скорости. Если гнать все время 180-200, то резина сотрется максимум за 10 тысяч.

От скорости безусловно износ зависит, но так быстро она все равно не должна изнашиваться.

От скорости безусловно износ зависит, но так быстро она все равно не должна изнашиваться.

Если не подводит память, «За рулем» проводит тесты автомобилей, что то вроде «60 часов «За рулем». В них автомобили проходят порядка 8 000-10 000 км. на максимальной скорости (как правило это было 175-195 км/ч). Так вот там за этот пробег «укатывают» по комплекту шин.

Если не подводит память, «За рулем» проводит тесты автомобилей, что то вроде «60 часов «За рулем». В них автомобили проходят порядка 8 000-10 000 км. на максимальной скорости (как правило это было 175-195 км/ч). Так вот там за этот пробег «укатывают» по комплекту шин.

Ну я, меньше 160 km/h езжу только в городе, за городом 180-200 km/h. Авто прошел более 73000 km на двух комплектах резины. Как летняя, так и зимняя резины выглядят более чем. Появолись лишь только «зубчики пилы» на лете, но это совсем другая история.

По части скоростного режима скажу, что крейсерская скорость была порядка 130км/ч. Учитывайте, что из Уфы в Крым ехал не по федеральной трассе «Дон» :), а по мягко говоря немного другим по качеству дорогам Башкирского, Оренбурского, Самарского, Саратовского и Воронежского пошива. Да и на Украине вплоть до Симферополя особо не разгонишься. Резкие ускорения и торможения — это ДА, а вот скорость в моем случае на износ явно не влияла.

Вот копии того, что намерили:
http://i046.radikal.ru/0909/cf/8674c21b7cc7t.jpg (http://radikal.ru/F/i046.radikal.ru/0909/cf/8674c21b7cc7.jpg.html)

Бесплатный сход-развал — гарантирован :thumbup: 😆

А как вообще бесплатно проверить или сделать сход-развал в период гарантии, если есть подозрения, что резину жрет неравномерно?

Сочувствую… Но то, что только сзади – странно. Надо разбираться. Гружёный сильно был?

У самого после поездки в Уфу начало «съедать» внутренние дорожки передних покрышек. Шины, что и у тебя. В сервисе приговорили сайлент-блоки. Те, что побольше и находятся чуть сзади по ходу машины (около 4000 руб за шт.). Плюс при осмотре заметил надорвавшийся пыльник внешнего ШРУСа левого колеса. Пробег 65000 км.

Начал замечать «жер» на пробеге что то около 3 т.к. на внутренних дорожках передних колес(резина Pirelli P7). После поездки в Питер пробег увеличился до 4 т.к. с мелочью. Прогресс на лицо. Центральную дорожку начало конкретно выедать. Загруз авто минимальный(2 чел + багаж). Скорость движения по максималке до 140 км/ч. В итоге, по городской езде (около 500 км) центральную дорожку подорвало от тела резины(отслоилась, оторвалась, отстала-Х.З как это назвать), колесо на выброс.
Подьехал к дилеру, узнать, че за хрень. Ответ-надо составить претензию к производителю, и с ним уже выяснять. От как.:eek:

А как вообще бесплатно проверить или сделать сход-развал в период гарантии, если есть подозрения, что резину жрет неравномерно?

Вчера был у дилера. Провели регулировку углов схождения передних и задних колес. Следов удара или других дефектов подвески нет.
На вопрос о гарантии, соответственно о бесплатной работе и замене шин получил прямой ответ — дилер считает случай негарантийным, если есть претензии обращайтесь в представительство. Вот так. 🙁
Итого за работы по регулировке схода пришлось дополнительно заплатить 1625р.
Буду писать официальные претензии дилеру и в ФГР. В связи с этим есть вопрос: Может ли в принципе независимая экспертиза подтвердить износ задних шин по причине невыставленных углов схождения? Интересует именно официальное заключение.

по практике — на досудебном этапе делать экспертизу — деньги на ветер. Подавай претензию, жди 10 дней, не удовлетворят — в суд, суд уже всё и назначит.

по практике — на досудебном этапе делать экспертизу — деньги на ветер. Подавай претензию, жди 10 дней, не удовлетворят — в суд, суд уже всё и назначит.

Все так, но суд это гарантированные затраты как минимум оплачивать работу своего представителя в суде. При «неясном» исходе с экспертизой эти деньги также могут оказаться выброшенными на ветер.

З.Ы. Был у меня как-то суд со Страховой компанией. Я заранее сделал за свои деньги экспертизу, а суд без вопросов её принял. Ну понятно, что расходы за экспертизу потом возместила Страховая.

Все так, но суд это гарантированные затраты как минимум оплачивать работу своего представителя в суде. При «неясном» исходе с экспертизой эти деньги также могут оказаться выброшенными на ветер.

З.Ы. Был у меня как-то суд со Страховой компанией. Я заранее сделал за свои деньги экспертизу, а суд без вопросов её принял. Ну понятно, что расходы за экспертизу потом возместила Страховая.

это в страховой лошки попались, можно высказать недоверие к твоей экспертизе и суд будет вынужден назначить еще одну.

Отличный выбор. Езди и не парься, следи за давлением.

Спасибо!
Однако, деньги на ветер бросать не привык. Сегодня отвез и зарегистрировал претензию Дилеру, в понедельник отправлю в ФГР, попутно ищу экспертизу.

А как вообще бесплатно проверить или сделать сход-развал в период гарантии, если есть подозрения, что резину жрет неравномерно?

самый простой способ приехать к ОД и пожаловаться на кривостоящий руль при прямолинейном движении

PS: правда по-моему регулировочные работы являются гарантийными лишь до какого-то небольшого пробега (не то 5, не то 10 тыс.км)

самый простой способ приехать к ОД и пожаловаться на кривостоящий руль при прямолинейном движении

PS: правда по-моему регулировочные работы являются гарантийными лишь до какого-то небольшого пробега (не то 5, не то 10 тыс.км)

до 10 000 км делают гарантийный сход-развал! сам делал на 3000 и то все говнились и по гарантии не хотели делать.
По теме скажу — обязательно делать сход-развал! в любом случае там есть отклонения от нормы тем более после дальнего следования — наверняка на ямы налетал!

Ну вот получил официальный ответ из ФГР по моей проблеме.
Как и ожидалось, на первой странице письма чистый маркетинг, а на второй меня послали. 🙁 Цитата:

Как и на все, подверженные естественному износу детали, двухлетняя гарантия автопроизводителя на шины не распространяется. Кроме того, говорить о регулировочных работах за счет гарантии после года эксплуатации и пробеге 20-ти тыс. км не представляется возможным
Пообщавшись с юристами и экспертами оценил положительный исход судебного разбирательства как 50/50. Не буду тратить время.

З.Ы. Кстати, мой дилер (Ак-Моторс, Уфа) на моё письмо ответить так и не удосужился.

Можно ли ездить на автомобильных покрышках с трещинами?

Трещины на автомобильных покрышках — явление для отечественных автолюбителей не редкое. Дело не столько в финансовых возможностях населения, сколько в суровых условиях эксплуатации транспортных средств, а также в низком качестве самих покрышек, показатели прочности которых зачастую ниже заявленных производителем изначально.

Исходя из сложившейся ситуации, становится актуальным раз и навсегда ответить на вопрос — можно ли эксплуатировать автомобиль на колёсах с трещинами? И каково допустимое количество и размеры таких повреждений?

Официальные нормы. Ответ на поставленный выше вопрос прост — эксплуатировать шины с трещинами можно. Однако, конечное решение зависит от ширины трещины. Так, правила устанавливают, что допустимая ширина линейного повреждения шины — 0,01 мм. Фактически, речь идёт о царапинах. Всё, что шире, независимо от места расположения трещины на покрышке, требует немедленного ремонта или полной замены колеса.

«Житейская» норма. Строгость советских (да, нормы были прописаны ещё во времена СССР) законов всегда компенсировалась необязательностью их исполнения. Применима данная истина и в данном случае. Автолюбители давно поняли, что для покрышки трещины, толщиной более 0,01 мм, опасны только на боковых поверхностях колёс, так как там толщина резины минимальна. На протекторе же трещинами можно смело пренебрегать, если, конечно, через них не видно обода колеса, то есть корда.

Чем опасны трещины на колёсах. Любая трещина покрышки так или иначе снижает прочностные характеристики колеса. Это значит, что предел допустимой нагрузки на него уменьшится. В какой степени — зависит от тяжести повреждений и качества резины. Чаще всего трещина приводит к разрыву колеса на неровном дорожном полотне. Разрыв приводит к резкому изменению поведения автомобиля на дороге, делая его неуправляемым. Последнее обстоятельство может привести к дорожно-транспортным происшествиям.

Снижение эксплуатационных характеристик автомобиля. Снижение прочностных характеристик колеса ведёт к пропорциональному снижению допустимых для автомобиля показателей скорости, максимальной загрузки. Так, допустимая скорость снижается в среднем на 25%. Максимальная загрузка — на 15%. Базовые показатели покрышек отличаются от модели к модели. Их можно найти в кодировке, изображённой по корду.

Итог. Эксплуатировать автомобиль с трещинами покрышек можно, но решение принимать нужно лишь после визуального осмотра колёс. Так, наличие трещин шириной более 0,01 мм на тонких боковых поверхностях покрышек требует немедленной замены на новые, в то время как трещинами протектора можно временно пренебречь. Эксплуатировать автомобиль на повреждённой резине в любой случае нужно аккуратнее, исходя из предположения, что любая трещина «съедает» до 25% заводских характеристик резины от максимальной скорости движения и допустимой загрузке.

Жрет резину на передних колесах

ЯКУДЗА

Группа: Завхоз
Сообщений: 12.412
Имя: Сергей
Город: Волгоград
Машина: Subaru Outback BR9 2010 2.5 CVT

Хондавод

Группа: .Хондаводы.
Сообщений: 117
Имя: Максим Сергеевич
Город: Москва
Машина: Accord SiR CF4 F20B 1999г.в.

Я тоже этим маялся — сожрало внутреннюю часть на обоих передних, на левом вообще НАЛЫСО . Обсуждали уже ЗДЕСЬ . Про то, как я ездил в Эвис-Моторс я писать не буду — с ними и так все ясно: результата от поездки к ним «0», только деньги зря отдал. По совету знакомого моториста поехал на станцию развал-схождения на Загородное шоссе (точный адрес позже кину). Вот там ребята профи — делают только развал-схождение. Есть свежая база практически на все праворукие японки! На мой CF4 тоже была ) . Посмотрели, померили, сделали, прокатился — машина по-другомку рулиться стала даже, (а то при торможении с большой скорости ее даже немного колбасило из стороны в сторону). Резину (вроде) жрать с такой скоростью перестало — щас колеса перекину скажу точно. Результаты в цифрах можно посмотреть ЗДЕСЬ

Ветеран форума III-й степени

Группа: .Хондаводы.
Сообщений: 2.671
Имя: Гриня
Город: Неффтеюганск
Машина: Jazz II (2008) / SuperB (2011)

Неравномерный износ протектора шин: что к этому приводит — главные причины

Автомобильная резина, как и любой другой материал, со временем изнашивается и в итоге полностью выходит из строя. Срок ее службы варьируется в зависимости от множества факторов — индивидуального стиля управления транспортным средством, соблюдения правил эксплуатации, наличия или отсутствия должного ухода. В этой статье расскажем, в чем причины неравномерного износа передних и задних шин у грузовых автомобилей и к чему это может привести.

Как влияет износ на сцепные свойства

Чрезмерно изношенная резина представляет реальную угрозу безопасности водителя на дороге. Сцепление между покрышками и дорожным полотном нарушается, от этого становится значительно труднее управлять машиной. При определенных обстоятельствах автовладелец может попросту потерять контроль над машиной, что приведет к ДТП.

Особенно неблагоприятным в такой ситуации считается период интенсивного выпадения осадков. Капли дождя и снег попадают в область (пятно) контакта с дорожным покрытием, снижая при этом сцепные характеристики. Если протектор глубокий, вода и слякоть легко выводятся по резиновым желобкам, не мешая полноценному контакту с поверхностью дороги. В противном случае при существенном истирании зона сцепления заполняется слоем жидкой или кристаллизованной воды.

Выясняя, что приводит к неравномерному износу протектора шин, важно помнить — при движении автомобиля по мокрому асфальту нельзя исключать вероятность аквапланирования. При этом чем выше скорость, тем больше опасность. Жидкость попросту не успевает вытекать через протекторные канавки. Если резина в плохом состоянии, это ощутимо осложняет ситуацию. Возникновение гидродинамического клина может привести к печальным последствиям, в том числе — к ДТП.

Опаснее потери сцепления из-за дождя или снега только значительное увеличение тормозного пути. В отличие от новой резины, старой необходимо около двух или даже больше метров для полной остановки при движении со скоростью 60-64 км/ч.

Исходя из рисков, описанных выше, несложно сделать вывод — ездить на стертых покрышках можно только по сухим дорогам. Аквапланирование, продолжительный тормозной путь, неправильное сцепление и прочее — все это является реальной угрозой для жизни и здоровья самого водителя и других участников движения.

Наша продукция

Разновидности неравномерного износа покрышки

Каждый тип изнашивания определяют при помощи специальных индикационных устройств. Среди основных видов:

  • Нормальный. Как правило, наблюдается при обычной эксплуатации транспортного средства. Зависит от расположения колес, характеризуется разным истиранием как передней, так и задней резины. Именно поэтому с целью достижения равномерности пары меняют местами, что благоприятно сказывается на сроке службы шин.

Передние колеса подвержены большей нагрузке. Область по бокам — самая изнашиваемая их часть. При этом у ведущих средняя зона страдает значительно сильнее в отличие от ведомых. Объясняется это довольно просто — центр шины больше взаимодействует с асфальтным покрытием.

Резина заднеприводных автомобилей, расположенная спереди, больше изнашивается по бокам, задняя чаще стирается посередине.

  • Двусторонний и центральный. Разбираясь, о чем свидетельствует неравномерный износ протектора шин, нужно помнить — оба типа возникают из-за того, что давление не соответствует норме. Изнашивание средней части протектора появляется при чрезмерно высоком, когда с дорогой соприкасается только центр колеса. Истирание с двух сторон возникает вследствие низкого, если резина контактирует с обширной площадью дорожного полотна.
  • Пятно и окружность. Отсутствие равномерности также может говорить о дисбалансе колес. Обычно такие повреждения формируются на переднем мосте, и помочь здесь может стандартная балансировка.

Когда после проведения балансировочных мероприятий изделия продолжают изнашиваться, проблема, скорее всего, заключается в подвеске. Чтобы устранить неполадки, потребуется провести диагностику — скорее всего придется отремонтировать рычаг подвески или амортизаторы. Кроме того, пятна могут появляться в результате резкого торможения транспортного средства.

  • Пилообразный. Такой вид износа чаще всего встречается у блочных протекторов ведущей оси. В этой ситуации шины деформируются в движении, при контакте с покрытием протектор продавливается внутрь, его блоки сминаются и протаскиваются по дорожной поверхности. Резиновое покрытие, формирующее защиту, при таком раскладе полностью стирается.
  • Чешуйчатый, также его называют зубцеобразным. Возникает на колесах грузовиков из-за сильного перегруза. Если вы заметили такой тип изнашивания, обязательно проверьте внутреннюю область шин на наличие трещин. Не исключено, что причина истирания кроется в неверном выборе изделия — модель просто не подходит для большой нагрузки. На грузовые машины следует устанавливать покрышки с 10-15% запасом согласно установленным параметрам. Если шины им не соответствует, срок их службы будет весьма непродолжительным.
  • Острые края с одной стороны. Обычно образуются на передних колесах из-за специфического стиля управления автомобилем или езде по некачественному покрытию. Например, гравий выводит резину из строя довольно быстро. На ней появляются трещины, разрывы и глубокие царапины. Кроме того, крайне неблагоприятное воздействие оказывает и существенное повышение температуры материала, из которого выполнены шины. При высокой скорости не исключено расслоение на составные элементы.
  • Волочение. Еще один вид изнашивания покрышек на грузовиках. Возникает, если внешние диаметры окружностей различаются, присутствует разница в давлении или глубине протектора на двух элементах одного моста. При этом деталь меньшего размера волочится за большей, проскакивает и постоянно тормозит.

Протаскивание может наблюдаться и на резине при чрезмерном сжатии или вследствие неверного подбора диска. Если количество атмосфер находится в пределах нормы, пятно соприкосновения с дорогой обеспечивает равномерное распределение нагрузки. При появлении отклонений (выше или ниже нормальных показателей) размеры области контакта меняются, и она начинает распределяться неравномерно.

  • Гребенчатый продольный. Данный вид повреждений наблюдается на колесах ведущего моста с блочным протектором, для него характерно истирание сбегающего края шины. Устраняют проблему обычно путем замены направления вращения.

Такой тип износа — результат резких торможений и крутых поворотов. Подобный стиль езды сказывается неблагоприятным образом на состоянии резины, в итоге в протекторных бороздках появляются трещины и даже разрывы. Особенно подвержены таким проблемам изделия низкопрофильных марок. Следствием неисправности тормозной системы и экстренной активации тормозов также может стать появление «ползунов». Но основной причиной такого изнашивания является все-таки сам водитель и его манера управлять транспортным средством.

Допустимая глубина протектора

Минимальный показатель прописан правилами дорожного движения. Для грузовых авто и прицепов массой свыше 3,5 тонн допустимо протекторное углубление не менее 1 миллиметра. Для автобусов и троллейбусов эта величина составляет 2 мм.

Причины неравномерного износа шин грузовика

На изношенность резины влияет множество факторов, основные из них детально разберем в этом разделе.

Неправильный сход

Показатель схождения отвечает за положение колес и выравнивание расстояния между ними. По правилам они должны быть установлены строго вертикально. При несоблюдении этого условия соприкосновение покрышек и дорожного полотна будет осуществляться только по внешней или внутренней их зоне. Соответственно, повреждения не будут равномерными.

Разбалансировка развал/схождения — один из основных факторов повреждения резины с внутренней стороны. Когда колесо имеет наклон вправо или влево, оно контактирует с дорогой значительно меньше, а нагрузка приходится на небольшую площадь (пятно касания). Чем меньше размер зоны соприкосновения — тем выше износ. Даже самая обычная неглубокая яма может привести к нарушению баланса. Через 1000 километров это попросту уничтожит покрышку. Если подобное наблюдается на колесных элементах заднего моста, могут возникнуть проблемы с сайлент-блоками.

Чтобы резина изнашивалась равномерно, колеса систематически меняют местами (передние и задние). Ведь при разбалансировке машину на трассе таскает, возникает неприятный писк на поворотах как на большой, так и на нормальной скорости.

Неправильный развал

Этот показатель означает угол между вертикалью и плоскостью вращения колеса. При сбитых настройках развала, как и схождения, повреждается корд. Происходит это по разным причинам, а через несколько сотен км может превратиться в серьезную проблему. Не исключено даже полное уничтожение протектора до самого основания.

Отклонение может появиться из-за:

  • продолжительной эксплуатации автомобиля без проведения своевременного техобслуживания;
  • удара (о бордюр или другие дорожные элементы), полученного в период езды;
  • ремонта передней подвески или дефекта ее составляющих.

В любом случае затягивать с проверкой баланса на станции не следует. Много времени это не займет, зато поможет предотвратить массу негативных последствий.

Волны и бугры

Изучая причины неравномерного износа резины передних и задних колес, следует помнить, что волнистость и бугристость поверхности возникает при отсутствии балансировки дисков. В подобной ситуации машина будто скачет, а не едет по дороге, и сильно трясется. То же самое может произойти из-за поломки амортизаторов.

Волнообразные повреждения выступают следствием люфта в подшипниках ступиц и шарнирах находящейся впереди подвески. Движение при такой неисправности весьма небезопасно.

Деформированный кузов

Шасси транспортного средства надежно прикрепляется к каркасу, объединенному с кузовной частью, которая обеспечивает точность размещения блоков подвески. Если автомобиль попадает в серьезное ДТП, реперные точки каркасной основы смещаются. Даже трех-пяти миллиметров достаточно, чтобы вместе с ними свое расположение поменяли подвесочные узлы. Устранить разбалансировку развала/схождения на кривом кузове, к сожалению, невозможно — при таком раскладе машина неизбежно портит покрышки.

Популярные товары

Битый рычаг

К его вынужденной замене приводит истирание внутренней зоны резины у одного колеса на передней оси. Автомобиль при таком нарушении ощутимо тянет в сторону незаметно поворачивающего, тогда как все остальные движутся в заданном направлении. В результате такого повреждения происходит истирание шины об асфальтовое покрытие.

Недостаточное или чрезмерное давление

Данный показатель влияет не только на комфорт во время передвижения на транспортном средстве, но и на изнашивание резины. Если атмосфер больше нормы, страдает в основном средняя область колеса. При недостатке возникает другая ситуация — стирается боковая часть. Как правило, проверку соответствия величины производят перед продолжительной поездкой (особенно актуально для транспорта, осуществляющего грузоперевозки на дальние расстояния). От того, каким будет давление в покрышках, зависит устойчивость авто на дороге и уровень повреждения резиновых элементов.

Неравномерный износ грузовых шин из-за деформации диска

Деформированная деталь — одна из основных причин неравномерности истирания. В таком случае резина повреждается в определенных зонах — появляются два пятна изнашивания в противоположных местах. Если имеются вмятины, процесс выхода из строя ускоряется. Определить данную неисправность может сам водитель по характерному биению руля автомобиля.

Изнашивается одно колесо

Обычно это происходит из-за неисправностей в подвеске или тормозной системе. Повреждение может возникнуть из-за протекающей стойки, ненадлежащей работы составляющих деталей. Даже незначительные неровности дорожного полотна при таком раскладе станут ощутимым препятствием для ТС. Трение на покрышке усиливается, протектор портится раньше, чем предполагалось.

Пришли в негодность только передние колеса: проблемы в рулевой

После того как вы определили причины неравномерного износа задней резины, обратите внимание, что влияет на состояние шин, установленных впереди. Весьма плохо на них могут сказаться неполадки в рулевой системе. Покрышки в зависимости от ситуации портятся пятнами, повреждается только одна сторона или вся площадь.

Мы рассмотрели причины неравномерного износа протектора шин, последствия подобных повреждений и их разновидности. Советуем тщательно следить за состоянием вашей резины, ведь от этого зависит не только ваша безопасность, но и других участников дорожного движения. Новые качественные изделия вы найдете в нашем интернет-магазине vezikolesa.ru, оставляйте заявку на сайте или звоните по контактному телефону для оформления заказа.


Ремонт грыжи на колесе, шишек на покрышках: когда можно ездить, а когда нет

Cодержание

Введение

Езда по русским дорогам, о плачевном состоянии которых говорил еще классик, чревата для автомобилиста рядом неприятностей. После встречи колеса с ямкой или ухабом может появиться вздутие на покрышке. В чем его опасность и можно ли с ним продолжать ездить? А может, стоит избавиться от такого колеса?

Что такое грыжа на шине?

Грыжа на колесе появляется в результате разрыва или растяжения кордовых нитей. Она выглядит как шишка, вздутие на поверхности протектора или боковой части покрышки. Из-за этого тонкий слой резины выпячивается наружу. При таких повреждениях ремонт шишек на покрышках обязателен. Особенно если нет возможности сразу заменить колесо на новое.

В зависимости от места появления вздутие бывает:

поперечным, сбоку покрышки

радиальным, на протекторе

Важно! Внимание! Радиальные грыжи на покрышках возникают не так часто, как боковые.

Причины образования грыжи на колесе и её последствия

Шины при движении транспортного средства испытывают колоссальную нагрузку. Поэтому производители добавляют в многослойную структуру кордовые нити:

  • полимерные или капроновые;
  • стальные.

Нарушения в этих армирующих слоях приводят к образованию вздутий и шишек. Они могут быть размером с 5-рублевую монету и больше, в зависимости от силы разрыва корда, времени появления.

Грыжи образуются в результате:

  • заводского брака;
  • попадания колеса в яму;
  • удара о бордюр;
  • эксплуатации автомобиля в экстремальных температурах – на жаре или сильном морозе;
  • естественного износа покрышки.

Важно! Грыжа на протекторе колеса или его боковой части чаще всего появляется на передней оси. Поскольку на нее приходится основная ударная нагрузка. Плюс дополнительное давление основных элементов.

Вздутия на шинах могут стать причиной того, что:

    1. Машину при движении будет тянуть в сторону – ту, где имеется повреждение.
    2. На трассе или при обгоне покрышка может лопнуть, что повлияет на управляемость автомобилем и может привести к ДТП.
    3. Появляется дискомфорт при управлении транспортным средством – удары.
    4. Резкий старт и торможение становятся рискованными, поскольку есть риск перегрева и разрыва покрышки.
    5. Нарушается сход развал и быстрее изнашиваются другие покрышки, на которых повреждений нет.

Можно ли ездить с грыжей на колесе?

При появлении любой неисправности в автомобиле водитель должен помнить о безопасности. Своей, пассажиров и других участников дорожного движения. Езда с грыжей на колесе возможна, но с ограничениями:

  • нельзя ездить на трассах со скоростным движением;
  • нельзя резко трогаться с места и также резко тормозить;
  • нельзя ездить на дальние расстояния.

Хотя есть автовладельцы, которые откатали несколько сезонов на колесе с грыжей. При этом они переставляли их назад или на запаску. Аргументируя это тем, что безопасность на дороге – превыше всего.

Если же продолжать ездить с небольшим вздутием на шине, важно помнить о том, что:

    • повреждения и разрывы корда все равно неизбежны и эксплуатация автомобиля, особенно в усиленном режиме, только усугубляет этот процесс;
    • нарушенный «сход-развал» будет съедать другие покрышки, в связи с чем придется менять не одно колесо, а пару или даже целый комплект;
    • покрышка может лопнуть в самый неподходящий момент, хорошо, если это произойдет при минимальной скорости и вдали от прохожих.

Если при движении по трассе водитель заметил, что появилась боковая грыжа на колесе, ремонт этого повреждения лучше доверить профессионалам. Обращение в ближайший шиномонтаж поможет спокойно доехать до дома. А потом можно решить, как быть дальше.

Ремонт грыж на колесах

Мнение автовладельцев по поводу шишек на колесах разнится. Одни считают, что такую покрышку лучше сразу заменить. От греха. И для безопасности. Другие говорят, что на колесе с грыжей ездить можно, только осторожно. Но в том, что самостоятельно провести такой ремонт невозможно – единодушны все водители. Если только они не сотрудники автосервиса, конечно же.

Устранение вздутия на шине могут качественно провести не в каждой автомастерской.

Важно! Иногда под видом сложного и дорогостоящего ремонта недобросовестные шиномонтажники используют дешевые материалы и ставят заплатки изнутри. Но к сожалению, такой подход не гарантирует того, что покрышка не хлопнет при очередной поездке.

Грамотный ремонт шины, если на ней образовалась грыжа, обычно проходит по следующему алгоритму:

    1. Возникшее повреждение разрабатывают – делают его сквозным, удаляют поврежденный корд и резину, чтобы не оставалось бахромы.
    2. Замеряют поврежденную область.
    3. Подбирают специальный кордовый пластырь, в котором направление нитей совпадает с направлением корда на шине.
    4. С внутренней поверхности удаляют бутиловый слой, наносят разметку под пластырь.
    5. Наносят специальный раствор и забивают сырой резиной.
    6. Проводят вулканизацию шины и дожидаются ее остывания.
    7. На размеченную область при помощи цемента приклеивают кордовый пластырь, который для лучшего прилегания прокатывают роликом и пробивают пневматическим молотком.

Через сутки отремонтированной шиной можно будет пользоваться. Перед этим необходимо ее накачать и провести балансировку.

Это общий алгоритм ремонта боковой грыжи на шине. Нюансы при работе с такого рода повреждениями опытный сотрудник оценит уже при непосредственном осмотре покрышки.

Почему ремонт «грыж» на колесе – бесперспективное занятие или нет

Подводя итог, напомним, что решение заменить или отремонтировать покрышку принимает автовладелец. С грыжей на шине ездить какое-то время возможно.

Но при этом обязательно нужно следить за:

    • размерами вздутия;
    • скоростным режимом;
    • дорожным покрытием;
    • температурой и погодными условиями.

Очень часто автолюбителей от срочной замены удерживает высокая стоимость 4 шин или невозможность быстро найти покрышки нужного размера. Также в автомагазинах не всегда готовы продать одну шину. И предлагают приобрести или пару, или сразу целый комплект.

Если владелец автомобиля принял решение в пользу ремонта, необходимо обратиться в добросовестную шиномонтажную мастерскую. В котором устранят повреждение по правилам, с использованием профессиональных материалов и инструментов. Так, чтобы хватило до ближайшей замены покрышек на новые.

Важно! Как справедливо заметил пользователь тематического форума, грыжи лечатся хирургическим путем. Иногда их заговаривают бабки. Но не у колес.

Покрышки со вздутиями лучше менять, как только появится возможность. В первую очередь делая ставку на безопасность.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector