5 причин ехать в минимально допустимом скоростном режиме в черте города
5 причин ехать в минимально допустимом скоростном режиме в черте города
Наряду с максимально допустимым скоростным режимом существует и минимально допустимы, то есть такой, который представляет собой нижний рубеж, в пределах которого автомобилист может действовать.
Как правило, минимально допустимый скоростной режим действует для автомагистралей и трасс с высокой скоростью движения. Там, для того чтобы транспортный поток был достаточно активным и никто не мешал друг другу нужно ехать с нормальной скоростью.
По большей части в европейских странах на магистралях минимально допустимый скоростной режим составляет 50 километров в час. Для города есть довольно много тонкостей, которые следует учитывать.
Обратите внимание. В условиях города требуется соблюдать скорость, исходя из целесообразности в той или иной ситуации, ПДД во многом предписывает именно такое поведение.
К примеру, существует 10 глава ПДД, где пункт первый требует от водителей соблюдать ограничения по скорости движения, но также и учитывать:
- особенности транспортного потока;
- скорость движения других авто;
- состояние авто, наличие груза;
- состояние дороги;
- текущая ситуация.
Проще говоря, в ситуации пробки следует действовать соответствующим образом и иногда нужно выбирать скорость тихохода. Если появляется аварийная ситуация, то вполне возможно и остановиться. Также как и в стабильном потоке нужно стараться соблюдать общую скорость.
Превышение скорости в городе допустимо на 20 километров в час, то есть вы можете ехать не допустимые 60 км/ч, но 80. Тем не менее, для этого требуется соответствующее обоснование. Более того, обоснованием не может являться личная причина или прихоть, но только обстоятельства и целесообразность подобного превышения скорости.
Обратите внимание. Минимально допустимая скорость для транспорта составляет 30 км/ч. Меньшая скорость считается скоростью тихоходов, для которых действуют отдельные правила.
Есть ли причины не превышать, но наоборот ездить на минимальных пределах, то есть 30-40 км/ч в городе?
- Безопасность
- Экономия
- Снижение аварийности
- Отсутствие штрафов
- Внутреннее спокойствие
Безопасность
Тише едешь – дальше будешь. Ехать около 40 километров в час вполне нормально и даже полезно, немного медлительнее, но, к примеру, согласно статистике выживаемость пешеходов при такой скорости достаточно высока, а при более высоких скоростях стремительно снижается. Поэтому вы можете просто обеспечивать безопасность другим людям.
Экономия
Помимо того, что меньшая скорость обеспечивает в целом экономию топлива, в городских условиях появляется дополнительное преимущество. Тут много светофоров и других остановок, но размеренная скорость позволяет действовать более размеренно и умело управлять двигателем.
Снижение аварийности
Быть может не быстрая езда не всем нравится, но по итогу на низких скоростях больше возможностей избежать столкновений.
Как правило, в городе именно обгоны и превышение скорости провоцируют аварии. Если ехать не спеша, то появляется больше контроля над ситуацией.
Отсутствие штрафов
Соблюдение скоростного режима на предельно низких уровнях позволяет избежать практически любых штрафов.
В таком варианте просто трудно нечто нарушить или не заметить знаков, ограничений.
Внутреннее спокойствие
Довольно значимый фактор, который особенно ценен в современных городах. Для многих вождение в городе является причиной стресса. Если ездить не быстро, от стресса легко избавляешься.
Как научиться правильно выбирать передачи?
Основное назначение коробки передач – эффективное распределение мощности двигателя при движении автомобиля. Механические КПП бывают 4-х, 5-и и 6-и ступенчатыми. Аппараты с большим количеством переключений – удел спецтранспорта и строительной техники, а также большегрузных транспортных средств. Наиболее эффективно двигатель работает в диапазоне от 3 000 до 4 500 об/мин (для дизельных моторов нормативы составляют 1 900 – 2 700 об/мин).
ВАЖНО! У разных автомобилей схема расположения передач имеет существенные отличия!
Во избежание существенных поломок, перед началом движения ознакомьтесь со схемой строения коробки!
Главные особенности МКПП:
- Обустройство водительского места 3-мя педалями, — Сцепление-Тормоз-Газ.
- Наличие рычага переключения передач, который постоянно используется при движении.
Помните, педаль «Сцепление» нажимается левой ногой.
Больше эта ступня не участвует в управлении трансмиссией. В отдельных случаях (при езде по зимним дорогам и торможении двигателем) она периодически нажимает на «Тормоз», пока правая «помощница» находится на педали «Газа». Правой ногой мы контролируем 2 процесса – «Тормоз» и «Газ».
Главным отличием механики, по сравнению с автоматической коробкой, является необходимость четко и согласованно управлять обеими ногами.
Классический пример – трогание автомобиля с места
Порядок действия:
- Для старта двигателя нажимаем педаль «Сцепление» и переводим рычаг коробки передач в нейтральное положение (рычаг свободно и практически без усилий перемещается влево-вправо). Затем, не отпуская педаль «Сцепление», заводим двигатель транспортного средства. Нажатая педаль способствует легкому пуску мотора в зимний период (не нужно дополнительно раскручивать все шестерни в коробке передач). Если ошиблись с нейтральным положением, — машина не дернется и не заглохнет (а если автомобиль находится на парковке и впереди расположена соседняя машина, виртуозно избежим ДТП).
- Убедившись, что рычаг переключения находится в «нейтральном положении», отпускаем педаль сцепления.
- Нажимаем педаль «Сцепление». Согласно схеме переключения скоростей, выбираем 1-ю передачу. Плавно отпускаем «Сцепление» (левой ногой) и одновременно доводим обороты двигателя до 1 200 — 1 500 об/мин педалью «Газ» (правой ногой). Крайне важна согласованность действий ног: в случае, если правая нога будет быстрее добавлять «Газ», то автомобиль «взревет» и может резко рвануть вперед. Если быстро отпустить «Сцепление», машина заглохнет – двигателю не хватит мощности на холостых оборотах.
- Когда автомобиль тронулся с места и начал движение, можете отпустить педаль «Сцепление» быстро и плавно.
ВАЖНО! Технику работы ног советуем отработать дома, сидя в кресле, имитируя одновременное отпускание сцепления и нажатие на педаль газа.
Как правило, 2-3 занятий по 10 минут бывает достаточно для устойчивого развития неосознанного моторного действия.
Переключение передач во время движения «снизу-вверх» — набор скорости
Порядок действия:
- Находимся в автомобиле. Для ускорения движения используем текущую передачу и нажимаем педаль «Газ». Когда показатели двигателя достигнут отметки в 4 000 – 5 000 об/мин, переходим на более высокую передачу. Это позволит экономнее использовать топливо, либо обеспечить дальнейший разгон.
- Для перехода – при наборе примерно 4 000 об/мин – нажимаем педаль сцепления до конца и одновременно отпускаем газ до значения в 2 500 – 3 000 об/мин.
- Переключаем рычагом КП следующую по схеме передачу.
- Плавно и быстро отпускаем «Сцепление». Контролируем скорость автомобиля педалью «Газа».
ВАЖНО! Для быстрого набора скорости рекомендуем перейти на более низкую передачу, но обороты двигателя не должны превышать 4 500 – 5 000 об/мин. Максимальный разгон у бензиновых двигателей — от 5 000 до 7 000 об/мин (расход топлива просто огромен).
Переключение передач во время движения «сверху-вниз».
Процедура имеет второе название — «торможение двигателем» (прием зимнего вождения, или при сильном дожде)
Порядок действия:
- Находимся в движении. Для замедления скорости используем текущую передачу и отпускаем педаль «Газ». Когда обороты мотора упадут до значения 2 500 – 3 000 об/мин, меняем расположение ручки МКПП. Равномерно тормозим за счет силы двигателя, не блокируя колеса.
- Для перехода на более низкую передачу – при 2 500 об/мин, нажимаем педаль сцепления до упора.
- Переключаем рычагом коробки предыдущую по схеме передачу.
- Плавно и быстро отпускаем педаль «Сцепления». Помните, обороты двигателя постепенно возрастут на 1 000 – 1 500 об/мин. Контролируем скорость транспортного средства педалью «Газа».
Выбор скорости движения автомобиля
Управляя автомобилем, водитель должен постоянно оценивать обстановку движения, принимать правильное решение и соответствующим образом воздействовать на органы управления автомобилем.
Точность, скорость и надежность этих процессов и действий, а значит, и мастерство вождения автомобиля зависят от личных качеств и навыков водителя. Чтобы хорошо управлять автомобилем, каждый водитель должен знать уровень развития своих качеств, от которых зависит быстрая оценка дорожной обстановки, принятие правильного решения и его своевременное выполнение.
Водителю необходимо зрительно оценивать положение автомобиля на дороге, направление и скорость движения, положение и расстояние до предметов. Важнейший для водителя орган зрения – глаз позволяет различать предметы, их цвет и свойства, определять расстояние до них.
Основным условием зрительного восприятия предмета является выделение его из фона. Такое выделение затрудняется при слабом освещении, одинаковой окраске предмета и фона, ослеплении глаз ярким светом или при въезде с освещенной улицы в темный проезд.
Когда человек смотрит двумя глазами, поля зрения правого и левого глаза совмещаются, и он видит перед собой определенное пространство, ограничиваемое горизонтальным углом зрения (обзорностью) которая составляет около 160—180 °. Объекты, находящиеся близко, в центре поля зрения и на небольшом расстоянии от него, рассматриваются более четко, и человек способен наиболее точно определить размеры, особенности объектов и расстояние до них [1].
Далее на рис. 1 изображено поле зрения водителя в градусах.
Бинокулярное зрение – дает возможность четко видеть предмет и точно определять расстояние до него.
Периферийное зрение – обеспечивает ориентацию человека в пространстве, дает возможность видеть во тьме и полутьме [2].
На рис. 2 представлено поле зрения водителя в зависимости от скорости движения.
При неподвижном положении тела и глаз поле зрения в горизонтальной плоскости составляет 120 градусов. При скорости 20 км/ч поле зрения сужается до 80 градусов, при 40 км/ч – до 45 градусов, при 80 км/ч – до 30 градусов, при 100 км/ч – до 22 градусов, при 160 км/ч – до 5 градусов. За пределами этих секторов водитель ничего увидеть не может. В результате увеличивается опасность столкновения или наезда на объекты, которые перемещаются с обочины дороги к ее центру.
Также нужно учесть, что когда два автомобиля на большой скорости движутся на встречу друг другу, то вследствие сужения поля зрения водители не видят встречные автомобили. При увеличении скорости увеличивается дальность сосредоточения взгляда на дороге. Если при скорости 50-60 км/ч достаточно фиксировать взгляд на 150-180 м., чтобы рассмотреть объект на дороге, то при скорости 140-160 км/ч это расстояние увеличивается до 640-720 метров [3].
На рис. 3 изображено поле зрения водителя при скорости 120 км/ч.
При движении с этой скоростью водитель не в состоянии видеть встречную машину на расстоянии ближе 30-ти метров от себя.
При вождении автомобиля водитель набирает опыт, со временем у него притупляется страх от управления, он становится более самоуверенным.
Существует много различных заблуждений водителей связанных с психофизическими особенностями управления автомобилем, вот самые популярные и опасные заблуждения:
На большой скорости автомобиль лучше реагирует на руль;
Это не так, просто автомобиль на большой скорости проезжает большее расстояние за ту же единицу времени, что и на меньшей. Особенно это заблуждение опасно при поворотах на высокой скорости.
Высокая скорость помогает не заснуть ночью;
Это утверждение неверно, так как звук монотонно жужжащего на высоких оборотах двигателя сильно нарушает концентрацию внимания и является своеобразной «колыбельной» для водителя
На большой скорости внимание обостряется, и человек может реагировать моментально.
Очень распространенное заблуждение, к тому же очень опасное. Такой эффект достигается за счет того, что на высокой скорости человек концентрируется на одной точке перед собой, в то время как в другие он смотрит в 10-15 раз реже, чем на меньшей скорости [4].
Рис. 1. Поле зрения
Рис. 2. Поле зрения от скорости
Рис. 3. Поле зрения при скорости 120 км/ч
Вследствие всего выше указанного возникает вопрос: «Как у гонщиков, получается, управлять автомобилем на большой скорости?»
Гоночный ас своего времени Рудольф Карачиолла на вопрос журналиста, как ему удается на скорости 300 км/ч рассматривать красивых девушек, стоящих у края трассы, ответил так: «Мы, гонщики, а вернее наши глаза, привыкли к скорости, а нормальный человек на таких высоких скоростях просто ничего не увидит. А мы, гонщики, видим абсолютно все!»
Самое важное – куда и как смотреть! Все дело в правильной фокусировке взгляда, а вернее в грамотном ведении взгляда. На такой высокой скорости смотреть надо как можно дальше на дорогу, а вся остальная информация должна восприниматься только боковым зрением. При достижении определенной скорости у человека может проявиться феномен, так называемого «туннельного зрения», когда слева и справа все сливается в сплошную, убегающую назад стену и глаз не успевает выхватывать ориентиры по сторонам.
Итак, водитель (гонщик) управляет машиной взглядом. Он смотрит туда, где хочет оказаться, и его руки, в нужный момент поворачивают руль на нужный угол, и машина попадает точно в цель. Но водитель смотрит уже на следующий ориентир, и опять его руки направляют автомобиль в нужном направлении. Идет как бы сканирование пространства впереди автомобиля, причем если водитель смотрит недостаточно далеко, то возникшие препятствия станут для него неожиданностью и среагировать на них своевременно будет трудно. Если же сфокусировать взгляд слишком далеко, то из поля зрения выпадут фрагменты дороги непосредственно перед капотом.
Сканировать пространство взглядом учат военных летчиков: взгляд по горизонту слева направо, затем – контролирование показаний приборов, затем взгляд вверх и вперед, снова приборы, взгляд от носа самолета к горизонту и так далее. Водитель делает, по сути, то же самое.
Значит, оптимальным вариантом будет постоянное ведение взгляда, согласованное со скоростью автомобиля по направлению от капота автомобиля и далее вперед, причем фокус взгляда не должен задерживаться на конкретных ориентирах, а все время скользить ближе – дальше и так далее. При этом периферийным, или боковым, зрением постоянно должна контролироваться вся зона видимости перед автомобилем. И не только она, но еще и зеркала заднего вида и показания приборов [5].
Бывает ли страшно автогонщику за рулем? На гонках случаются аварии и другие неприятные моменты. По этому поводу высказался Ники Лауда – трехкратный чемпион Формулы-1: «Я, конечно, переживаю подобные случаи, они вызывают сочувствие, но из равновесия меня не выводят. Я не могу этого допустить. Я не должен испытывать чувство страха, бояться за свою жизнь. Сила воли – вот что может сформировать такое отношение к этим страшным вещам. Надо себя так настроить, чтобы никогда всерьез над этим не размышлять. Когда я в полной экипировке сажусь в гоночный автомобиль и кладу руку на рычаг переключения передач, я превращаюсь из человека в гонщика, без страха, без эмоций» [6].
А теперь подытожим вышесказанное:
1. Первая и, пожалуй, самое важное заключается в том, что управляем автомобилем необходимо глазами;
2. Второй и не менее важный момент говорит о том, что в распоряжении гонщика есть всего пять органов управления автомобилем: руль, рычаг переключения скоростей, педали тормоза, газа и сцепления. От того, как водитель будет обращаться с ними, зависит, как будет ехать автомобиль. Это инструменты, при помощи которых на автомобиль начинают действовать всевозможные силы и ускорения, т.е. гонщик своими действиями загружает или разгружает переднюю и заднюю оси или одно из колес автомобиля. Во всяком случае, именно так воспринимал бы это сам автомобиль, если бы умел чувствовать.
3. Так же очень важно, что гонщик «играет» в тонкой сфере сцепления шины с дорогой, стараясь использовать потенциал сцепления шины на все 100 %. И это только основные важнейшие моменты управления спортивным автомобилем. А есть еще и множество нюансов.
Выезжая на трассу, гонщик каждый раз проверяет себя, пробует, насколько он готов к тому, чтобы себе самому продемонстрировать мастерство и получить свежий опыт, новые эмоции. Здесь нет встречных машин, пешеходов и непредвиденных препятствий, и никто не мешает показать отличный результат. Здесь гонщик находится наедине с машиной и проверяет её возможности
Если спросить у любого гонщика высокого уровня о его мастерстве, то услышите в ответ, что он постоянно совершенствуется, учится. Учится на своих и чужих ошибках, которых совершается великое множество.
Управление автомобилем на больших скоростях требует от водителя большого мастерства и высокого чувства машины
Движение на больших скоростях опасно также и потому, что в 2-3 раза возрастает время реакция водителя и одновременно увеличивается остановочный путь, который проходит автомобиль за это время.
Так же нужно помнить, что дефекты зрения или усталость глаз, снижают реакцию, тем самым увеличивая время до принятия решения водителем.
Уважаемые участники дорожного движения! Соблюдайте Правила дорожного движения, начните с себя. Соблюдайте скоростной режим, скажите себе – я не нарушаю, мне некуда спешить….
Выбор скорости движения автомобиля
1. Наиболее безопасной скоростью при движении в транспортном потоке является :
а ) скорость на 10 км / ч ниже средней скорости потока ;
б ) скорость на 10 км / ч выше средней скорости потока ;
в ) скорость , равная средней скорости потока ;
г ) скорость , не превышающая разрешенный предел .
2. Если во время вашего движения начался дождь :
а ) будьте осторожны и снизьте скорость движения , так как дождь , реагируя с нефтепродуктами , входящими в состав покрытия дороги , делает ее поверхность особенно скользкой ;
б ) не снижайте скорость движения , если дождь не станет очень сильным ;
в ) если вы находитесь недалеко от пункта назначения , прибавьте скорость , чтобы двигаться под дождем как можно меньше времени ;
г ) остановитесь и переждите , пока дождь не закончится .
3. Если дорога , по которой вы движетесь , покрыта слоем воды :
а ) не снижайте скорость движения ;
б ) увеличьте скорость , если при движении возникает хлюпающий звук ;
в ) увеличьте дистанцию до лидирующего транспортного средства , особенно если это грузовой автомобиль ;
г ) увеличьте скорость движения , если чувствуете , что колеса ваше го автомобиля теряют контакт с дорогой .
4. Если на пути вашего движения находится глубокая лужа , проезжайте ее :
а ) на небольшой скорости и низкой передаче ;
б ) на небольшой скорости и высокой передаче ;
в ) на большой скорости и низкой передаче ;
г ) на большой скорости и высокой передаче .
5. Если вы видите , что участок дороги впереди покрыт влажными листьями , надо :
а ) резко повернуть рулевое колесо , чтобы объехать этот участок ;
б ) снять ногу с педали газа , как только вы въехали на этот участок ;
в ) снять ногу с педали тормоза при движении по этому участку ;
г ) при движении как можно чаще поворачивать рулевое колесо то вправо то влево , чтобы улучшить контакт шин с дорогой .
6. Лед на дорожном покрытии становится особенно скользким , когда температура воздуха :
а ) выше точки замерзания воды ;
б ) ниже точки замерзания воды ;
в ) около точки замерзания воды ;
г ) значительно ниже точки замерзания воды .
7. При движении на подъеме дороги , покрытой снегом или льдом , надо :
а ) несколько увеличить скорость после прохождения начала подъема ;
б ) снижать скорость по мере прохождения подъема ;
в ) равномерно нажимать на педаль газа ;
г ) слегка снизить скорость в начале подъема .
8. Если вы начинаете движение по пологому и длинному спуску дороги , покрытому снегом или льдом , для обеспечения безопасности надо :
а ) снизить скорость перед началом спуска и затем постоянно нажи мать на педаль тормоза ;
б ) перейти на пониженную передачу перед началом спуска и ста раться не тормозить в процессе движения на спуске ;
в ) двигаться на нейтральной передаче ;
г ) увеличивать скорость движения по мере прохождения спуска .
9. Если вы подъезжаете к перекрестку с ограниченным обзором , надо :
а ) остановиться в центре перекрестка и осмотреть обстановку ;
б ) замедлить скорость движения и подать звуковой сигнал ;
в ) остановиться у перекрестка и затем медленно выезжать на него , внимательно осматривая обстановку в зоне ограниченной видимости ;
г ) увеличить скорость и как можно быстрее проехать опасный пере кресток .
10. Если вы подъезжаете к повороту дороги после движения по прямому участку , надо :
а ) поддерживать прежнюю скорость и двигаться как можно правее ;
б ) посмотреть на спидометр и снизить скорость до величины , соот ветствующей условиям движения на данном повороте ;
в ) тормозить в процессе всего движения на повороте ;
г ) увеличить скорость движения .
11 . При начале движения в условиях гололеда надо :
а ) включить третью передачу ;
б ) включить первую передачу и резко включить сцепление ;
в ) включить вторую передачу , азотом перейти на первую ;
г ) включить вторую передачу и медленно включить сцепление .
12. При начале движения по спуску после остановки на краю до роги колеса вашего автомобиля должны быть направлены :
а ) к центру дороги ;
13. Для того чтобы избежать пробуксовки колес на скользкой поверхности дороги , надо :
а ) попеременно использовать педаль газа и тормоза ;
б ) увеличивать скорость медленно ;
в ) перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение ;
г ) начать движение на второй передаче , как можно сильнее нажимая на педаль газа .
14. При начале движения стояночный тормоз надо выключить :
а ) до пуска двигателя ;
б ) сразу после пуска двигателя ;
в ) сразу после включения передач ;
а ) переводить рычаг переключения передач в нейтральное положение ;
б ) уменьшать давление на педаль газа ;
в ) переключаться на пониженную передачу ;
г ) подавать предупреждающий сигнал водителям транспортных средств , движущимся сзади .
16. Движение на нейтральной передаче накатом нежелательно , так как :
а ) трансмиссия вашего автомобиля может выйти из строя ;
б ) теряется эффективность работы тормозов ;
в ) двигатель не может служить тормозом для снижения скорости ;
г ) двигатель может заглохнуть , и вы потеряете контроль за управле нием автомобилем .
17. Прежде чем нажать на тормоз для остановки автомобиля , надо :
а ) проверить исправность ремня безопасности ;
б ) осмотреть обстановку сзади через зеркало заднего вида ;
в ) осмотреть обстановку слева и справа ;
г ) продолжать наблюдать за обстановкой спереди .
18. Когда вы готовитесь к торможению , надо :
а ) держать одну ногу на педали газа , вторую — на педали тормоза ;
б ) снять ногу с педали газа , поставить ее на пол ;
в ) держать одну ногу на педали сцепления , другую — на педали газа ;
г ) снять ногу с педали газа и перенести ее на педаль тормоза .
19. При движении на повышенной передаче медленная и плавная остановка может быть выполнена с использованием :
а ) педали тормоза и педали сцепления одновременно ;
б ) только педали тормоза ;
в ) сначала педали сцепления , а затем тормоза ;
г ) сначала педали тормоза , а затем сцепления .
20. Если вы движетесь на небольшой скорости ( на первой или вто рой передаче ) и хотите остановиться , используйте :
а ) педаль тормоза и педаль сцепления одновременно ;
б ) только педаль тормоза ;
в ) сначала педаль сцепления , а затем тормоза ;
г ) сначала педаль тормоза , а затем сцепления .
21 . Для того чтобы плавно остановить автомобиль , надо :
а ) постепенно увеличивать давление на педаль тормоза до тех пор , пока автомобиль не остановится ;
б ) постепенно увеличивать давление на педаль тормоза , а затем не посредственно перед остановкой постепенно уменьшить давление на педаль тормоза ;
в ) увеличить давление на педаль тормоза по мере уменьшения давления на педаль газа ;
г ) равномерно надавливать на педаль тормоза до тех пор , пока автомобиль не остановится .
22. Если вы останавливаете автомобиль в транспортном потоке при движении на подъем , надо :
а ) использовать стояночный тормоз ;
б ) поставить рычаг переключения передач в нейтральное положе ние и нажать на педаль тормоза ;
в ) включить сигнал аварийной остановки , чтобы предупредить дру гих водителей ;
г ) обеспечить большую дистанцию до автомобиля , движущегося сзади .
23. Если вы останавливаете автомобиль на ровном участке дороги :
а ) поставьте рычаг переключения передач в нейтральное положение ;
б ) нажмите на педаль сцепления и держите ее в таком положении ;
Какая самая экономичная скорость на автомобиле и почему
Практически все автолюбители знают, что самая экономичная скорость движения на легковом автомобиле находится в пределах от 80 км/ч до 110 км/ч. Так зачем тогда, спрашивается, нужна эта статья, если эти цифры и так все знают? А нужна она для того, чтобы понять, как именно расход топлива зависит от скорости, как узнать самую экономичную скорость для каждого конкретного автомобиля, и как правильно пользоваться этими знаниями.
Кроме этого, в данном материале изложена и другая интересная информация, непосредственно касающаяся скорости движения и расхода топлива.
Терминология
Начинать что-либо изучать всегда нужно с определения терминов, дабы не потом в процессе не отвлекаться на непонятные и похожие друг на друга слова. Поэтому – вкратце рассмотрим несколько понятий, важных для понимания данного материала.
Расход топлива – объем топлива (л), который сжигается в двигателе за единицу времени (час) или пройденное расстояние (км).
Мгновенный расход топлива – объем топлива (л), который сжигается в данный момент времени. Как правило, на стоящем на месте автомобиле измеряется в л/час, а на движущемся в л/100 км. Этот термин стоит рассмотреть поподробнее, так как именно из-за него возникает много путаницы.
Если вы едите со скоростью 100 км/ч, а бортовой компьютер (БК) показывает мгновенный расход 7 л/100 км, то проехав с такой скоростью 100 км, вы потратите 7 л топлива. Столько же вы потратите, если БК при скорости 100 км/ч показывает мгновенный расход 7 л/час.
Однако, если вы едите со скоростью 80 км/ч, а БК показывает мгновенный расход 5 л/час, то это не значит, что вы потратите 5 литров на 100 км пути. На самом деле при такой скорости за час времени вы проедите только 80 км. На оставшиеся до сотни 20 км пути уйдет еще топливо поверх показываемых на экране литров.
Если же БК отображает расход в л/100 км, то при скорости 80 км/ч и показаниях 5 л/100 км – вы на самом деле потратите 5 литров на 100 км пути.
Средний расход топлива – объем топлива (л), который сжигается за пройденное расстояние (км). Как правило, считается так же, как и мгновенный расход – в л/100 км. Но отличаются эти параметры тем, что средний расход получается при разных режимах езды, а мгновенный – при каком-то одном.
Аэродинамическое сопротивление – сила сопротивления воздуха, которая препятствует движению автомобиля, и которую преодолевает двигатель, расходуя топливо.
Мгновенная мощность двигателя – мощность (л. с.), которая вырабатывается двигателем в данный момент времени для движения автомобиля.
Как расход топлива зависит от скорости
При движении автомобиля мгновенный расход топлива зависит сразу от нескольких факторов:
- Аэродинамическое сопротивление.
- Мгновенная мощность двигателя.
- Скорость движения.
- Вес автомобиля.
- Обороты двигателя.
- Выбранная передача.
- Давление в шинах.
- Погодные условия.
- Состояние дорожного покрытия.
- Направление ветра.
Аэродинамическое сопротивление – это, пожалуй, самый весомый и не всем понятный фактор, влияющий на расход топлива при движении. Потому его стоит рассматривать более детально. Чем сильнее лобовое сопротивление, тем больший расход топлива. Оно складывается из нескольких составляющих. Во-первых, автомобиль передней частью рассекает набегающий на него воздух. Во-вторых, на скорости кузов автомобиля работает, как антикрыло, то есть, прижимает его к дороге, а по факту, увеличивает его вес. В-третьих, воздух, который обтек кузов, отрывается от него «неохотно», как бы, придерживая автомобиль.
Так вот, эти все три составляющие усиливают свое негативное воздействие на автомобиль с приростом скорости. Чем быстрее он движется, тем сильнее перед кузовом уплотняется воздух. А это значит, что рассекать его становится тяжелее. Эффект антикрыла тоже увеличивается по мере возрастания скорости. То же самое происходит и в задней части автомобиля – чем быстрее он едет, тем сильнее закручивается воздух за кузовом, и тем «неохотнее» отрывается от него.
Чтобы преодолевать все описанные составляющие аэродинамического сопротивления, автомобиль расходует топливо. При этом, здесь присутствует далеко не линейная зависимость. При увеличении скорости движения в два раза лобовое сопротивление совокупно усиливается в четыре раза. Для наглядности сразу же рассмотрим конкретный пример.
Допустим, автомобиль едет со скоростью 50 км/ч. Для преодоления силы аэродинамического сопротивления он использует свои лошадиные силы. Чтобы двигаться с такой скоростью, требуется, скажем, 5 л. с. Если скорость увеличится в два раза, то есть, до 100 км/ч, то лобовое сопротивление вырастет в четыре раза. Для его преодоления теоретически потребуется уже 20 л. с. Хотя на самом деле их нужно больше, поскольку попутно оказывают влияние (и увеличиваются тоже со скоростью) другие факторы из списка.
Однако не спешите расстраиваться. Мгновенный расход топлива при двукратном ускорении не увеличится в четыре или больше раз. В действительности, когда скорость 100 км/ч стабилизируется (закончится ускорение), топлива будет сжигаться примерно на 30% больше, чем при скорости 50 км/ч. То есть, если при 50 км/ч БК показывал расход 5 л/100 км, то при 100 км/ч он покажет около 7 л/100 км.
Расстраиваться стоит уже тогда, когда стрелка спидометра перевалит за 100 км/ч. А дело все в том, что лобовое сопротивление за счет квадратического увеличения при скоростях за сотню буквально «взлетает до небес». Растут и другие факторы. И тоже не линейно. Лошадиных сил нужно все больше и больше. Но и это еще не все.
Не стоит также забывать, что обычный легковой автомобиль спроектирован так, чтобы при скорости движения около 100 км/ч и включенной наивысшей передаче обороты двигателя были бы в районе 2500-3000 оборотов в минуту. Если же притопить побольше, то вместе с лобовым сопротивлением начнут расти и обороты двигателя. А его эффективность после прохождения точки наибольшего крутящего момента стремительно начинает снижаться. То есть, расход топлива начинает увеличиваться несоразмерно с прибавлением мощности.
Объясним вышесказанное на пальцах для пущего понимания. Когда обороты варьируются от холостых до скорости вращения, при которой мотор вырабатывает максимальный крутящий момент (в разных автомобилях от 2500 до 3500 об/мин), эффективность его максимальна. То есть, из каждого грамма топлива двигатель «выжимает» максимально возможное количество «лошадей». Когда же стрелка тахометра уходит дальше этой точки, мотор начинает жрать больше топлива, мощность его растет, но намного медленнее, чем растет расход топлива. Такова особенность конструкции и принципа работы ДВС.
Зачем же тогда, спросят некоторые автолюбители, производители делают возможной работу двигателя в столько неэффективном режиме? А все потому, что высокие обороты и та самая, хоть и сравнительно небольшая, прибавка мощности, иногда бывает полезна. Даже если не рассматривать участвующие в гонках машины. На обычной дороге такой запас, пускай даже и столь «жадной до бензина» мощности, позволяет при необходимости быстро завершить обгон, уйти от приближающейся сзади или сбоку опасности и так далее.
Да, да! Далеко не всегда при возникновении опасности нужно в панике мертвой хваткой ухватившись за руль, бить ногой в педаль тормоза. Иногда мастерство своевременно надавить «тапок в пол» спасает жизнь или сохраняет семейный бюджет. И вот, чтобы автомобиль смог выдать нужную для выполнения жизненно важного ускорения в такой момент мощность, и нужен ее запас. Хоть и прожорливый.
Теперь передачи. Чем выше передача, тем быстрее едет автомобиль при одинаковых оборотах двигателя. Однако и здесь не все так просто. Дело в том, что, чем выше передача, тем мотору требуется больше лошадиных сил, чтобы преодолеть все вышеперечисленные факторы. Но здесь зависимость тоже далеко не линейная.
Для простоты понимания рассмотрим конкретный пример с цифрами. Допустим, два одинаковых автомобиля едут «нос к носу» по трассе со скоростью 80 км/ч. У первого включена максимальная передача, например, 5-я, а у второго – 4-я. У какого автомобиля мгновенный расход топлива будет большим?
В свете сказанного выше можно предположить, что, раз через 4-ю передачу мотору двигать автомобиль легче, чем через 5-ю, то и расход будет меньшим у второго автомобиля. Однако это ошибочное предположение, поскольку в данном примере важную роль играет та самая эффективность двигателя.
Дело в том, что при такой скорости мотору с включенной 4-й передачей придется вращаться со скоростью около 4000 оборотов в минуту. Тогда как на 5-й передаче обороты будут не более 2000-2500 оборотов в минуту. А 4000 оборотов в минуту для большинства обычных двигателей – это уже за той самой чертой с максимальным крутящим моментом. В итоге, автомобиль, у которого включена не самая высокая передача, при скорости 80 км/ч будет расходовать больше топлива, чем тот, у которого такая передача включена.
Но и это еще не все с коробкой передач. Описанная выше экономия – не бесконечная. Если в приведенном примере снизить скорость, скажем, до 50 км/ч, то меньший мгновенный расход будет уже у того автомобиля, у которого включена 4-я передача. И опять виной тому обороты. Эффективность мотора от холостых до максимального крутящего момента хоть и самая высокая, но при чрезмерном снижении скорости на более высоких передачах нагрузка возрастает. Кроме того, начинается так называемое масляное голодание, из-за которого сэкономленные на бензине деньги в многократном размере уйдут на капитальный ремонт.
Про давление в шинах, состояние дорожного покрытия, погодные условия и направление ветра подробно объяснять, наверное, нет особого смысла. И так должно быть понятно на интуитивном уровне, что расход будет тем больше, чем:
- ниже давление в шинах;
- хуже дорога;
- глубже лужи;
- сильнее дождь;
- больше направление ветра отличается от направления движения автомобиля.
А скорость движения в той или иной степени усиливает все эти факторы. То есть, если скорость на приспущенных шинах увеличить в два раза, то сопротивление качению возрастет в несколько раз больше. Так и со всеми остальными факторами, поскольку они взаимосвязаны по тому или иному физическому принципу.
Как узнать самую экономичную скорость для конкретного автомобиля
Как правило, такая оптимальная скорость указывается в характеристиках любого автомобиля. Там всегда есть строка с расходом топлива при разных режимах, включая движение по трассе. Указанная в этой строке скорость и будет самой экономичной.
Также можно ориентироваться на среднестатистические цифры, указанные в самом начале статьи. То есть, принять, что самая экономичная скорость находится где-то в пределах от 80 км/ч до 110 км/ч. Можно даже пользоваться средним числом от этих двух скоростей, и в порыве сэкономить придерживаться скорости 90 км/ч. Эта цифра подходит под большинство легковых автомобилей.
Третий способ узнать самую экономичную скорость – воспользоваться штатным или внештатным топливным компьютером. Сейчас такие без проблем можно установить на абсолютно любой автомобиль. Чтобы узнать ту самую заветную скорость, придется поэкспериментировать. При одинаковых прочих условиях из списка выше надо будет поездить с разными скоростями, наблюдая за показаниями БК. При этом, всегда надо дожидаться того момента, когда скорость автомобиля стабильная (нет ускорения или торможения), иначе показания будут искажены.
Если же ни руководства по эксплуатации нет, ни бортового компьютера, ни доверия среднестатистическим 90 км/ч, то можно мгновенный расход топлива примерно приравнять к среднему. Но для этого придется записывать километраж при каждой заправке, а также в определенные периоды времени придерживаться одной и той же крейсерской скорости. Это долго, не совсем точно – но вполне реально.
Как не стоит использовать «самую экономичную скорость»
Многие автолюбители, загоревшиеся экономией за счет этой самой экономичной скорости, допускают ряд ошибок, которые зачастую приводят только к еще большим расходам. Вот они:
- Если вам предстоит проехать всего пару километров, не стоит стремительно разгоняться, дабы выйти на самую экономичную скорость 90 км/ч. Во-первых, двигаясь в населенном пункте, вы нарушите ПДД и можете схлопотать штраф. Во-вторых, на разгон до 90 км/ч вы потратите гораздо больше топлива, чем потом успеете сэкономить.
- Если идет проливной дождь и на дороге, к тому же, лужи, то 90 км/ч опять не будет самой экономичной скоростью. В таких условиях по-другому изменяется и лобовое сопротивление, и сопротивление качению.
- На плохой дороге стремление экономить за счет оптимальной скорости 90 км/ч, вероятнее всего, выльется в дорогостоящий ремонт ходовой, либо же вообще приведет к возникновению аварийной ситуации с расходами, многократно превышающими сэкономленные на бензине суммы денег.
- Скользкая дорога – то же самое.
- Пока двигатель не прогрет до нормальной температуры, попытки сэкономить, разгоняя автомобиля до 90 км/ч, тоже обречены на провал. Дело в том, что непрогретый двигатель работает крайне неэффективно, то есть, часть взятого из бака топлива – не превращает в лошадиные силы, а просто, грубо говоря, выбрасывает его в выхлопную трубу.
- Езда с открытыми окнами тоже сводит на нет всю экономию от оптимальной скорости. В данном случае, с повышением скорости аэродинамика автомобиля ухудшается не квадратично, а гораздо быстрее. Происходит это потому, что к прочим составляющим аэродинамического сопротивления добавляется еще и турбулентность из-за открытых окон.
- Недостаточно накачанные шины и самая экономичная скорость – не дадут максимальной экономии на топливе. Во-первых, увеличивается сопротивление качению. Во-вторых, с квадратичной скоростью увеличивается уже износ резины, которую потом придется покупать.
В завершение остается только добавить, что оптимальная крейсерская скорость – далеко не единственный фактор, положительно сказывающийся на экономии топлива. Достаточное прогревание двигателя, плавные разгоны, своевременные переключения передач, качественный бензин с подходящим октановым числом – все это тоже помогает экономить.
Определение максимально-допустимой скорости движения ТС по условию видимости при проведении автотехнической экспертизы
Движение на автомобиле в темное время суток считается самым опасным, а для пешеходов, которые переходят проезжую часть это время становится смертельно опасным. Стоит прочесть эту статью, чтобы раз и навсегда определить для себя, с какой скоростью вы можете ехать по дорогам в условиях ограниченной видимости в свете фар автомобиля, для того чтобы не стать убийцей.
Данную скорость можно определить по формуле (1):
(1)
где Vдв – максимально-допустимая скорость движения ТС по условию видимости, км/ч; Т1 – время реакции водителя по условию видимости или время реакции водителя при выборе скорости движения; Sв – видимость с места водителя в направлении движения ТС (как правило, берется из исходных данных), м.
Таким образом: если Vа > Vдв, то скорость движения ТС не обеспечивала безопасность движения по условию видимости и действия водителя не соответствуют требованиям п. 10.1ч.1 ПДД РФ. Иными словами, если вы при движении в темное время суток на неосвещенном участке автодороги двигались с включенным светом фар, ближним или дальним вне населенного пункта, то ваша скорость не могла быть равна 90 км/час по условиям видимости, а должна была быть значительно меньше. При этом любые манипуляции с показаниями в этом случае грозят еще большими проблемами водителю, что мы покажем чуть дальше.
Наличие технической возможности избежать столкновения определяется по формуле (2).
(2)
где Sо – остановочный путь ТС в данной ДТС, м; Sу – удаление ТС от места наезда на пешехода в момент возникновения опасности для движения.
Остановочный путь ТС при максимально-допустимой в данной ДТС скорости движения ТС по условию видимости будет определяться по следующей формуле (3):
(3)
Удаление ТС от места наезда на пешехода при применении водителем экстренного торможения при возникновении опасности для движения (см. рис. 1) будет определяться по формуле (4):
(4)
где * – это путь, пройденный ТС до образования следов тормозного юза с учетом времени реакции водителя и характеристик ТС; S‘т – расстояние, пройденное ТС от начала образования следов торможения до места наезда на пешехода, зафиксированного на схеме происшествия, м; Lп.с. – длина переднего свеса ТС, м.
Рис. 1. Превышение скорости движения
Если Sо > Sу, то водитель не имел технической возможности предотвратить ДТП (наезд на пешехода).
Теперь попробуем разобрать простой, но очень часто повторяющийся пример такого ДТП. И описать вранье водителя сбившего пешехода насмерть.
Вопрос который нас в данном случае будет интересовать —
- Состоятельна ли версия обстоятельств ДТП, изложенная водителем автомобиля Ford Transit г.р.н. ХХХХ, ивановым И.И. с технической точки зрения?
Первым этапом автотехнической экспертизы и анализа ДТП при наезде на пешехода, является определение взаимного расположения участников происшествия в момент возникновения опасной обстановки. Решение этой задачи при восстановлении механизма наезда автомобиля на пешехода представляет особые трудности, так как пешеход в отличие от автомобиля может двигаться по самой неопределенной траектории и с резко меняющейся скоростью. Поскольку истинной траектории и фактической скорости пешехода в материалах дела не установлено, эксперт предполагает, что пешеход двигался по проезжей части равномерно и прямолинейно. Скорость движения пешехода принята согласно табличным данным статистических исследований НИЛСЭ (таблица 1)
Таблица 1. Скорость движения (м/с) пешеходов-мужчин данным статистических исследований НИЛСЭ.
Молодые 15—20 лет
Среднего возраста 30—40 лет
Пожилые 50—60 лет
Старики старше 70 лет
С протезом ноги
В состоянии алкогольного опьянения
Ведущие ребенка за руку
С ребенком на руках
С громоздкими вещами
Идущие под руку
В зависимости от основных признаков, определяющих механизм наезда, обычно их разбивают на три группы. По характеру движения автомобиля различают наезд при равномерном движении и наезд в процессе торможения. По величине угла между векторами скоростей автомобиля и пешехода. А так же по расположению места удара на автомобиле.
Учитывая показания свидетелей и водителя автомобиля данный наезд можно классифицировать как – наезд при торможении, поперечный, боковой поверхностью. Такой наезд является наиболее распространенным и хорошо описанным в экспертной литературе.
Необходимо определить момент возникновения опасности для движения автомобиля. Согласно протоколу судебного заседания по гражданскому делу №ХХХ на момент наезда на пешехода автомобиль двигался в торможении со скоростью около 10 км.час. После удара машина остановилась, пешеход лежал позади автомобиля. Согласно объяснениям, данным 25.10.2013, водителем Ивановым И.И., он двигался со скоростью около 50 км.час после столкновения автомобиль проехал примерно на один корпус вперед от места где лежал сбитый пешеход. Учитывая вышеизложенное, определим остановочный путь автомобиля Ford Transit г.р.н. ХХХ при скорости 50 км.час.
Учитывая характер наезда, затратами кинетической энергии на отброс пешехода можно пренебречь. Таким образом, учитывая конечное положение автомобиля, определенное со слов водителя Иванова И.И. (см. выше) можно сделать вывод, о том, что от места возникновения опасности до места конечного положения пешехода на проезжей части автомобиль проехал около 25,5 метра. Учитывая скорость движения пешехода, находящегося в состоянии алкогольного опьянения и ширину проезжей части можно сделать вывод, что в момент возникновения опасности для движения пешеход двигался со скоростью 2,78 м.сек. и преодолел в полосе движения автомобиля расстояние 5,2 метра от разделительной полосы до места наезда.
Таким образом, автомобиль Ford Transit, двигавшийся со скоростью 13,9 м.сек, на расстоянии 2,8 м от правой границы проезжей части, совершил наезд на пешехода, пересекавшего улицу слева на право, со скоростью 2,78 м.сек. Габаритная ширина автомобиля 2,08 м (без зеркал). Максимальное замедление, которого можно было достичь в данных дорожных условиях варьируется в зависимости от температуры рабочей тормозной системы и может составлять от J=0,55 до J=0,72 м.сек 2 Поэтому для расчетов принимаем среднюю величину J=6,8 м.сек 2 (согласно требований ГОСТ 25478—82)
Попробуем рассмотреть данный вариант развития событий:
Удар по пешеходу был нанесен левой боковой поверхностью автомобиля. Место удара находится на расстоянии 0,5 м от передней стороны автомобиля.
Время движения в поле зрения водителя рассчитывают по формуле tвп=5,2/2,78-0,5/13.9=1,87-0,03=1,84с.
Время в течении которого водитель мог наблюдать действия пешехода больше времени, необходимого для приведения в действие тормозной системы. Следовательно, применив торможение, водитель с технической точки зрения действовал правильно, использовав все возможности для предотвращения наезда на пешехода.
Удаление автомобиля от места наезда с момента, когда пешеход неожиданно побежал в другую сторону пересекая проезжую часть, можно рассчитать по формуле:
Sy=5,2*13,9/2,78 – 0,5= 25,5
SO = (T1 + T2 + 0,5xT3)VД/3,6 + VД 2 /26J =
=(1,0+0,1+0,5×0,3)x50,0/3,6+50,0 2 /(26×6,8)= 31,5м,
где: Т1 – время реакции водителя автомобиля Ford Transit, Колодина Д.В. , в данной ДТС, Т1 = 1,0с[2-5];
Т2 – время запаздывания срабатывания тормозной системы;
Т3 – установленное время нарастания замедления ТС;
J – тормозные характеристики автомобиля Ford Transit ;
Т2 =0,1с[2-5], Т3 =0,3с[2-5], J = 6,8 м/с 2 [2-5];
VД – максимально разрешенная скорость движения согласно показаниям водителя Иванова И.И. (см.выше) VД =50,0км/ч.
Остановочный путь больше удаления автомобиля от места наезда, поэтому водитель не имел технической возможности предотвратить наезд на пешехода.
Однако данный вариант развития событий не вписывается в картину обособленных трасологических признаков, зафиксированных на месте ДТП. Во-первых – место падения пешехода находится на значительном расстоянии от места наезда зафиксированного на схеме ДТП, что при скользящем боковом наезде практически исключено, и возможно только, в том случае если пешеход зацепился о выступающие части автомобиля. Во-вторых, все мелкие детали одежды и обуви находятся непосредственно возле места образования луж крови на проезжей части. Так же следует учесть, что следовая обстановка на месте происшествия была изменена водителем автомобиля – автомобиль переставлен, пострадавший перемещен, при оказании первой помощи. Так же, учитывая показания водителя автомобиля Иванова И.И. и место наезда на пешехода указанное на схеме ДТП, можно сделать вывод о том, что если пешеход создал опасность для движения автомобиля за 25 метров от места наезда на него, то при остановочном пути автомобиля на скорости 50 км. час – 31,5 метров, конечное положение автомобиля должно было находиться не более чем в 6 метрах от места наезда на пешехода, а это значит, что при наезде на пешехода скорость движения автомобиля Ford Transit была значительно выше 50 км в час.
Исходя из вышеизложенного, при рассмотрении данного ДТП версия водителя несостоятельна с технической точки зрения.
Мы сознательно не публикуем все исследование, дабы не облегчать преступникам жизнь. Однако для опровержения версии водителя существуют и другие, куда как более современные способы .
Неправильный выбор скорости движения
Несоответствие скорости движения транспорта конкретным условиям дорожной обстановки. Правила дорожного движения, освобождают водителей транспортных средств от излишних ограничений относительно скорости, но в то же время повышают их ответственность за ее правильный выбор. Скорость определяется водителем в зависимости от профиля пути, ширины проезжей части, состояния дорожного покрытия, видимости, обзорности, особенностей транспортных средств, действий других водителей и окружающих ЛИЦ.
Величина полного остановочного пути автомобиля (от момента, когда водитель решил применить торможение, и до полной остановки) определяется не только законами механики, но и техническими данными автомобиля и субъективными особенностями водителя. К условиям, от которых зависит торможение, относятся:
- время реакции водителя, которое колеблется в пределах от 0,2 до 1,5 сек (для подавляющего большинства составляет 0,8 сек);
- время приведения в действие тормозов, которое зависит от типа тормозного привода; при механическом и гидравлическом оно колеблется в пределах 0,15 — 0,25 сек, при пневматическом — 0,4 — 0,8 сек (если тормоз в исправном состоянии);
- коэффициент эффективности торможения, зависящий от типа автомобиля и его загрузки (для легковых автомобилей он составляет 1,2, грузовых автомобилей и автобусов — от 1,4 — 2,0).
Следовательно, водитель должен хорошо знать особенности своей машины и время действия тормозного привода.
Тормозной путь автомобиля в значительной степени зависит также от состояния дорожного покрытия, которое обусловливает силу сцепления шин с дорогой.
Выбор скорости, прежде всего, зависит от видимости. Видимость — это расстояние, на котором водитель может отчетливо различать предметы дорожной обстановки со своего места в кабине. Определяется она атмосферными условиями, освещенностью местности.
Безопасной по условиям видимости является такая скорость, при которой величина полного остановочного пути машины меньше расстояния видимости. Несоблюдение этого условия, как правило, приводит к дорожному происшествию. Например, водитель одного из автохозяйств ночью вел автомобиль OPEL по неосвещенной дороге при включенном ближнем свете фар со скоростью около 60 км/час. Видимость составляла при этом около 30 — 35 мл, а полный остановочный путь автомобиля на судом асфальте — около 42 м. Увидев автомобиль, стоящий на проезжей части дороги, на расстоянии около 30 ж, водитель не смог своевременно остановить машину. В результате произошел наезд на транспортное средство (стоящий впереди автомобиль). В данном случае водитель на автомобиле OPEL не выполнил требования «Правил дорожного движения», что явилось причиной происшествия.
Несоответствие скорости движения обзорности является причиной многих транспортных происшествий, связанных с наездом на пешеходов. Большое значение имеет выбор величины скорости движения в зависимости от профиля пути при движении на поворотах и закруглениях дорог. При повороте со скоростью, не соответствующей радиусу закругления дороги, возможны занос и опрокидывание автомобиля.
Если принять опасность происшествия при радиусе поворота 2000 м за 1, то при повороте с радиусом 500 м количество происшествий будет в 1,75 раза больше, а при повороте с радиусом 100 м — в 6 раз больше.
Чем больше скорость движения, чем выше расположен центр тяжести и чем меньше ширина колеи автомобиля, тем вероятнее возможность заноса или опрокидывания. На скользкой или обледенелой дороге эта вероятность намного увеличивается. Поэтому при выборе скорости движения на повороте необходимо учитывать конструктивные особенности, укладку и характер груза, определяющие центр тяжести автомобиля.
ВС разъяснил правила экзамена в ГИБДД
Инспектор не имеет права требовать от ученика двигаться быстрее потока
На какой скорости должен ехать будущий водитель на экзамене в ГИБДД, разъяснил Верховный суд. Гнать на разрешенном максимуме не всегда нужно, даже если этого просит экзаменатор, подчеркнула высшая инстанция.
Фото: Геннадий Черкасов
В ВС с жалобой обратился мужчина, для которого экзамен на права закончился неудачей. На заключительном этапе испытания в городе экзаменатор дал задание – двигаться с максимально разрешенной скоростью. На выпавшем ученику маршруте знаки гласили, что максимум — 60 км/ч. Однако разогнаться до такой скорости водителю не удалось. Ему мешали пробки и плохая погода. В итоге из машины кандидат в автолюбители вышел с пятью штрафными баллами и отметкой «не сдал». Но вместо пересдачи разгневанный водитель отправился в суд и доказал там, что инспектор его банально «завалил». А после выигрыша в суде решил пойти ва-банк и вовсе отменить правила, разрешающие экзаменатору требовать от учеников ехать с максимально разрешенной скоростью. Молодой человек подал иск в Верховный суд с требованием признать недействующим один из пунктов требований к экзаменационным маршрутам (они являются приложением к Правилам проведения экзаменов на право управления транспортным средством).
Как отмечается в определении ВС, второй пункт требований говорит о том, что маршрут должен обеспечивать возможность выполнения кандидатом в водители определенных маневров и действий, к которым относится, в том числе и движение с максимально разрешённой̆ скоростью.
«По мнению административного истца, оспариваемая норма возлагает на кандидата в водители обязанность по требованию экзаменатора двигаться без учета дорожной ситуации, что нарушает право других водителей на безопасность дорожного движения, наделяет экзаменатора свободой усмотрения, приводящей к злоупотреблениям с его стороны», — говорится в определении Верховного суда.
Признавать спорный пункт незаконным ВС не стал. Однако сделал важное разъяснение будущим водителям на случай, если они столкнутся с подобной ситуацией на экзамене. Как подчеркнули высшие судьи, скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства. А это значит, что далеко не всегда стоит разгоняться до предельно допустимого максимума. Если дорожные знаки и позволяют двигаться со скоростью 60 км/ч, но скопление машин, плохой асфальт или сильный дождь делают такую езду для конкретного водителя опасной, лучше ехать медленнее. А значит, и максимально разрешенная скорость – это вовсе не цифры на запрещающих знаках. Они определяют лишь единый для всех автомобилистов «потолок», быстрее которого разгоняться нельзя. Но максимальную для себя лично скорость водитель должен определять самостоятельно, исходя из навыков и нюансов дорожной обстановки.
«Максимальной разрешенной является такая скорость в пределах установленных ограничений, которая определяется водителем с учетом интенсивности движения, особенностей и состояния транспортного средства и груза, дорожных и метеорологических условий и которая должна обеспечивать ему постоянный контроль за движением транспортного средства», — заключил Верховный суд.
Безопасная скорость.
Безопасная скорость.
Важнейший параметр движения автомобиля это скорость. Некоторые водители любят лихачить. При этом ссылаются на всем известное выражение Н. В. Гоголя ” И какой же русский не любит быстрой езды?” Давайте не будем перекладывать ответственность на классика. Каждый в ответе за себя! Неумение правильно выбирать скорость ведёт прямёхонько к ДТП. В этой статье, которая посвящена безаварийному вождению автомобиля, Авто Советы дадут ясные указания по выбору безопасной скорости. Прежде всего надо чётко представлять себе, что нет конкретной цифры безопасной скорости. Нельзя сказать ”90 км в час – это безопасная скорость.” Или назвать какую-то иную цифру. Может быть опасной даже скорость в 10 км в час! И вполне безопасной 200 км в час.
Безопасная скорость зависит от многих факторов. Начнём с технического состояния автомобиля. В инструкции по эксплуатации всегда указывается максимально допустимая скорость данного транспортного средства. Превышать её нельзя. Есть любители выжать из своей машины всё до предела. Если такое случится на спуске (уклон может быть мало заметным, или ветер попутный), то здесь не составит труда превысить паспортные значения – вот это и чревато бедой. Шины автомобиля рассчитаны на определённую скорость, и , если допустимая скорость превышена, то они могут просто лопнуть, разрушиться, что чревато серьёзным дорожно-транспортным происшествием.
У большинства современных автомобилей максимально допустимая скорость 160-190 км в час, у дорогих моделей может превышать 3оо км в час. Сами понимаете ДТП на такой скорости – это практически сразу полёт на небеса. Надеюсь, Вы помните, что кинетическая энергия движения пропорционально квадрату скорости, то есть скорость увеличили в два раза энергия движения возрастает в четыре раза. Скорость увеличили в три раза – кинетическая энергия возросла в 9 раз! Если автомобиль не удержите на дороге, то он будет всё крушить на своём пути, естественно и сам разрушаясь до неузнаваемости. Как на фото слева.
Следующий фактор состояние водителя и его квалификация. Если нездоровиться, хуже реакция, то не стоит усиленно давить на газ. Ваше физическое состояние тоже важно. Или Вы гипертоник с излишним весом, или спортсмен излучающий здоровье. В первом случае нельзя ездить на высоких скоростях, так как организм может не справиться с высокой нагрузкой на нервную систему. Спортсмену такие нагрузки не опасны. Плохое зрение, езда в очках – это тоже веская причина не увлекаться высокой скоростью.
К движению на высокой скорости следует привыкать постепенно. Наблюдение за дорогой, торможение, руление требуют гораздо большей собранности. Учиться этому лучше всего на пустынной дороге. Необходимо знать психологическую особенность человека – чем выше скорость, тем меньше угол ясного зрения. То есть на высокой скорости угол обзора у водителя сужается и он становится неспособным реагировать на некоторые события, он их просто не видит. В данной статье речь идёт об обычных водителях, на дорогах общественного пользования. Выбор скорости на авторалли совсем другой вопрос. И техника вождения там иная. Не надо ездить так, как в следующем ролике:
Наша задача научиться ездить безопасно на обычных дорогах. Здесь уместно поговорить о состоянии этих дорог. Есть дороги без покрытия, местного значения, есть районного и государственного значения. Есть и автобаны. Каждая из этих дорог спроектирована (кроме грунтовок, конечно!) и рассчитана на определённую скорость. Обычно дорожные знаки указывают на допустимую скорость на соответствующей трассе. Если не соблюдать предписания этих знаков, то особенно на повороте можно вылететь с дорожного полотна и оказаться в кювете. Об этом я писал в статье “Впереди крутой поворот.”
Следующий важный фактор выбора скорости – это состояние дорожного покрытия. Когда дорога мокрая скорость должна быть меньше , чем на сухой дороге. Особенно опасна дорога в первые минуты дождя, когда влажная пыль на дорожном покрытии превращается в смазку. Кроме того в дождь возникает такое явление как аквапланирование. О нём я тоже рассказывал. При этом передние колёса всплывают на водяной плёнке и автомобиль теряет управление. Аквапланирование может возникнуть уже на скорости 85-90 км в час. Следовательно, в дождь движение на этой скорости опасно и требует пристального внимания.
В гололёд также необходимо существенно снижать скорость. На эту тему у меня есть статья. Водителю важно реагировать быстро и адекватно на изменение дорожного покрытия. Например, на мосту может быть гололёд, тогда как на прилегающей к нему дороге его нет. Скользко может оказаться на перекрёстке просёлочной дороги с асфальтом, если колёса трактора выезжающего с поля наносили на этот асфальт грязь. Блестящий на солнце, разогретый гудрон тоже представляет собой реальную опасность. Да мало ли что может оказаться разлитым или рассыпанным на дороге! Опытный водитель внимательно следит и за дорожным покрытием.
Переходим к очередному фактору влияющему на скорость – это состояние атмосферы, а проще говоря видимость на дороге. В дождь, снегопад и туман видимость намного хуже, чем в солнечный день, соответственно и скорость надо снижать. В сильный туман и 10 км в час может быть опасен. В условиях плохой видимости скорость необходимо выбирать такую, чтобы Вы смогли остановится на том участке дороги, который Вы видите. Например, видимость в тумане 30 метров, следовательно, остановочный путь автомобиля не должен превышать этого расстояния. Нарушение этого правила, которое надо всегда строго соблюдать, ведёт к цепным авариям, когда сталкиваются десятки автомобилей.
Допустим Вы едете зимой, видимость дороги хорошая, но вдруг подул ветер и образовалась снежная позёмка, видимость резко ухудшилась. Что надо делать? Правильно. Немедленно снижать скорость! В противном случае это будет езда в слепую. Вас остановит багажник впереди идущего автомобиля! Если Вы видите впереди по ходу движения пыльную бурю, дым от костров, животные на проезжей части, затор на дороге и тому подобное, то заранее снижайте скорость, чтобы это же успели сделать и те водители, которые едут за Вами. Вот видеоролик где скорость выбрана неправильно.
И ещё хочу сделать важный совет: не устраивайте гонки на дороге. Если Вас обогнали ( особенно женщина) относитесь к этому спокойно, не спешите – на кладбище подождут! Бывают такие провокационные дороги, что водитель буквально заводится и начинается соревнование то-кого. Будьте выше этого. Безопасность Вас и окружающих намного важнее “побед” на гонках. Психологическая устойчивость – это Ваш ключ к безаварийному вождению. Придерживайтесь той скорости, которая Вам удобна, а не той, которую Вам навязывают.
Особо следует сказать о движении в потоке. Здесь безопасная скорость – это скорость потока. Ваша попытка ехать быстрее или медленнее потока будет создавать аварийные ситуации и сильно утомит Вас за рулём. Если скорость потока слишком высока для Вас, а в городе в крайней левой полосе она может быть более 100 км в час, то уйдите из этой полосы в ту, где скорость приемлема для Вас.
При езде во дворах выбирайте такую скорость, чтобы Вы успели затормозить, если из подъезда Вам под колёса бросится ребёнок или собака. Не гоните и на стоянках у супермаркетов, Вы можете не успеть среагировать на выезжающий с парковки автомобиль. Также не спешите при езде по глубоким лужам, поднимаемая Вами волна может залить катушку зажигания встречных автомобилей и они заглохнут.