Воздух в системе охлаждения ваз: причины и пути решения
Воздух в системе охлаждения ваз: причины и пути решения
Одной из основных причин выхода двигателя из рабочего состояния можно считать перегрев. В свою очередь, перегрев вызывается множеством причин, среди которых особо выделяется воздушная пробка в системе охлаждения. Результат – прекращение циркуляции ОЖ в системе, и очень быстрый (в течение нескольких минут или десятков минут) перегрев двигателя.
Воздушные пробки в системе охлаждения появляются достаточно часто, и застраховаться от них нельзя.
Причины попадания воздуха в систему охлаждения ВАЗ
Чаще всего причиной попадания воздуха в систему охлаждения являются негерметичные соединения. Разгерметизация соединений, в свою очередь, может произойти из-за небрежности самого владельца автомобиля. Своевременная диагностика и замена старых прокладок значительно снижают риск проникновения воздуха в систему этим путём. В первую очередь, речь идёт о прокладках ГБЦ и помпы.
В топ наиболее частых причин формирования воздушной пробки также полная или частичная замена охлаждающей жидкости. Поэтому после такой операции обязательно необходимо удостовериться, что воздух в систему не проник.
И, наконец, третьей по частоте причиной формирования воздушной пробки считается проблема с воздушным клапаном, расположенным в расширительном бачке. Клапан из-за износа или неисправности может «залипать», а в результате – пробка.
Какой бы ни была причина появления воздушной пробки, её следует устранить в экстренном режиме. В противном случае вы рискуете «попасть» как минимум на капитальный ремонт двигателя, а то и в гораздо более неприятную ситуацию дорожно-транспортного происшествия.
Пути решения проблемы воздушной пробки
Таких путей существует множество, но собственноручно реализовать можно две стратегии. Обе они реализуются на смотровой яме и со всеми необходимыми мерами предосторожности. Прежде всего, потребуются защитные перчатки, иначе не миновать ожогов охлаждающей жидкостью. Двигатель должен быть предварительно прогрет, чтобы охлаждающая жидкость начала циркулировать по системе.
Стратегия первая. Выдавливаем воздушную пробку
Устанавливаем автомобиль на смотровой яме и закрепляем его как минимум ручным тормозом и нейтральной передачей, а по возможности также с помощью клиньев. Двигатель в начале работ выключен.
Домкрат поможет приподнять автомобиль на 25-35 см. После этого со всеми предосторожностями открываем расширительный бачок, и только после этого заводим двигатель.
Включаем обогрев на максимальный уровень, и увеличиваем обороты минимум до трёх тысяч.
При этом доливаем охлаждающую жидкость, аналогичную циркулирующей в системе, в расширительный бачок. Возможно, делать это придётся в несколько этапов, чтобы заполнить ёмкость до максимальной отметки.
Теперь внимательно следим за термостатом: как только он откроется, следует со всеми мерами предосторожности несколько раз сдавить патрубок, ведущий снизу к радиатору. С помощью такой нехитрой процедуры воздушная пробка попросту «выдавливается».
Проверить эффективность выполняемых действий можно, контролируя происходящее в расширительном бачке. Так, если причина действительно в воздушной пробке, из жидкости, заполняющей бачок, при каждом нажатии будут появляться воздушные пузырьки. Когда пробка будет устранена, пузырьки исчезнут.
Дополнительные способы проверить, действительно ли воздушная пробка устранена:
- воздуховоды автомобильного отопителя исторгают горячий воздух;
- все патрубки системы охлаждения горячие.
Завершающий этап – снимаем автомобиль с домкрата, доливаем охлаждающую жидкость.
Стратегия вторая. Выпускаем пробку через патрубок дроссельного узла
Устанавливаем автомобиль на смотровой яме и закрепляем его ручным тормозом, нейтральной передачей, а по возможности также с помощью клиньев. Как и в первом случае, запускаем двигатель и прогреваем его до открытия термостата (обычно это соответствует температуре около 90 градусов). После чего двигатель глушим.
Теперь необходимо, соблюдая все меры предосторожности, чтобы не обжечься, снять патрубок дроссельного узла, ослабив предварительно хомут. Из патрубка выйдет охлаждающая жидкость вместе с воздушной пробкой. В этой стратегии главное – как можно скорее вернуть патрубок на место и затянуть хомут, чтобы предотвратить повторное завоздушивание.
Минусом этой стратегии является необходимость реагировать на происходящее очень быстро – как только охлаждающая жидкость потечёт свободно, без пузырьков, патрубок нужно аккуратно и очень быстро подключить обратно к системе. В этот момент неопытные автомобилисты допускают немало ошибок и проблема может с первого раза не устраниться. К тому же такая стратегия работы приводит к значительному расходу охлаждающей жидкости, чего нет в первом варианте.
Профилактика воздушных пробок
Чтобы сохранить двигатель в порядке и свести к минимуму риск завоздушивания системы, необходимо помнить первое и самое главное правило – автомобиль нуждается в заботливом внимании своего владельца. И проявлением этого внимания должно стать обязательное ежемесячное техническое обследование системы охлаждения автомобиля. Впрочем, это требование означает лишь, что вы будете загонять автомобиль на смотровую яму и обследовать места возможных протечек охлаждающей жидкости, масла и прочих жидкостей. Такие профилактические осмотры можно и нужно делать самостоятельно – вы лучше узнаете свой автомобиль. Кроме того, это поможет вам контролировать расходы на техническое обслуживание и отказываться от операций, которые в действительности не актуальны, и научиться отличать таковые от по-настоящему необходимых.
Кроме того, охлаждающая жидкость в вашем автомобиле должна соответствовать требованиям качества и безопасности. Экономить на ней, равно как и на других расходных материалах для вашего авто не стоит. Ведь это – увеличение рисков не только для автомобиля, но и для вас, а также ваших близких. Полная замена охлаждающей жидкости на автомобилях ВАЗ должна производиться не реже, чем каждые пять тысяч километров.
Как удалить воздух из системы охлаждения двигателя
Причины появления воздушной пробки
- Неправильная доливка охлаждающей жидкости. Например, на автомобилях с механизмом заполнения снизу вверх, необходимо перед доливкой в верхней точке системы сделать разрыв, чтобы воздух свободно выходил. Яркий пример – Lada Kalina, при обслуживании системы охлаждения мотора которой лучше отсоединить патрубок подогрева дроссельного узла.
- Подсос воздуха извне. Подсос воздуха зачастую имеет место быть в местах подтеков охлаждающей жидкости. Это любое соединение резиновых патрубков со штуцерами, посаженное на хомут, это протечки в радиаторах охлаждения и отопительной системы, это негерметичное крепление помпы, это и неисправная крышка расширительного бачка. Стыки патрубков могут дать течь на морозе, в то время, как в теплую погоду подтеков не наблюдалось. В этом случае хомуты необходимо затянуть поплотнее.
- Пробой прокладки ГБЦ. Охлаждающая жидкость начинает бурлить в бачке. Кроме того, антифриз попадает в камеру сгорания, откуда смывается в картер. От этого получаем масляную эмульсию в картере, уровень которой постоянно повышается, и густой белый цвет выхлопных газов.
Как избавится от воздушной пробки в системе охлаждения двигателя зимой или летом
Процедура удаления воздуха из охлаждающего контура мотора в целом едина для парка современных автомобилей. Для достижения результата систему необходимо подготовить: течей, подсосов быть не должно, насос обязан циркулировать исправно, а крышка расширительного бачка – держать в системе требуемое давление.
Летом достаточно продуть охлаждающую жидкость через верхнюю точку системы, после чего воздух свободно выйдет в расширительный бак через пароотводящий патрубок. Этому способствует исправно функционирующий термостат, который летом открывается на полную.
На переднеприводных ВАЗах летний вариант удаления воздушной пробки выглядит так:
- Залить антифриз в бачок до отметки MAX, предварительно отсоединив один из патрубков подогрева дроссельного узла.
- Закрыть пальцем патрубок, снятый с дроссельного узла и подуть через тряпочку в расширительный бачок.
- Когда из штуцера дросселя польется охлаждающая жидкость, убираем палец со шланга, перекрываем пальцем штуцер и продолжаем дуть.
- Когда из патрубка польется антифриз, необходимо быстро установить его обратно.
- При необходимости долить тосол до максимальной отметки.
Важно знать! Дуть в расширительный бачок необходимо только через тряпочку: антифриз опасен для здоровья человека. Крышку расширительного бачка не нужно заворачивать намертво.
Зимой выгонять воздушную пробку сложнее. Трудности связаны с тем, что термостат редко открывается полностью. Из-за этого пробка не может выйти через расширительный бачок. Первым делом проделываем манипуляции по летнему списку – выгоняем воздух через дроссельный узел. Затем следуем такому сценарию:
- Греем мотор до включения вентилятора охлаждения радиатора. Зимой на холостых оборотах этого вряд ли удастся достичь, поэтому повышаем обороты ХХ до 1 500 об/мин.
- Аккуратно, через тряпочку, отворачиваем пробку расширительного бачка.
- Даем рывками обороты 2 000-3 000 об/мин.
- После выключения вентилятора закрываем расширительный бачок и вновь повторяем сценарий.
Число повторений не должно быть меньше четырех раз. По итогам процедуры восполните уровень охлаждающей жидкости до максимальной отметки. Крышку сильно не затягивайте.
При удалении воздушной пробки важно учитывать особенности конкретного двигателя. Например, на БМВ Е39 необходимо дождаться открытия термостата, после чего осторожно открыть бачок, погазовать, понажимать на патрубок, идущий к радиатору, долить жидкости и стравить пар с термостата через специальный вентиль. Скажем, у Lada Kalina стравливающего золотника нет, поэтому откидывается патрубок с дросселя. Действия по другим автомобилям лучше искать на специализированных форумах или отталкиваться от вазовской схемы, принятой многими за эталонную.
Распространённые вопросы и мнения
Часть автолюбителей советуют задирать морду вверх, часть – нет. Одни утверждают, что это актуально только для машин с радиатором, который служит одновременно и расширительным бачком. Тогда, действительно в наклонном положении верх радиатора будет верхней точкой и воздух беспрепятственно покинет систему.
Обладатели систем с индивидуальным расширительным бачком не видят в этом решении никакой пользы. Иногда эту рекомендацию интерпретируют в следующем русле: поддомкрачивают ту сторону автомобиля, со стороны которой установлен расширитель. Толк от этого есть, но выполнять данное действие необязательно.
Гораздо больше толку от сжимания патрубков, идущих к радиатору. Это действительно позволяет быстро выгнать воздух из системы. Важно лишь, чтобы бачок был открыт. Что еще полезно, так это автономная продувка радиатора печи. Чтобы печка грела наверняка, необходимо прокачать через нее тосол, отсоединив выходной патрубок. Для этого систему следует немного прогреть, повысив в ней давление. Далее мотор останавливается, и патрубок отсоединяется.
Как ликвидировать завоздушивание системы отопления
Отправим материал на почту
- Причины возникновения воздушных пробок
- Как бороться с воздушными пробками
- Как спустить воздух в многоэтажном доме
- Как предупредить образование воздушных пробок
- Сепаратор воздуха
- Клапаны Маевского
- Шаровые краны
- Заключение
Большинство жильцов квартир в многоэтажных домах, а также в частном секторе сталкивались с некоторым феноменом: часть одного и того же радиатора может оказаться теплой или горячей, а часть – холодной. Виной всему здесь завоздушивание системы отопления, которое блокирует некоторые участки отопительных приборов воздушными пробками, куда не может поступать теплоноситель. Если вы прикладываете руку к отопительному прибору в разных местах и ощущаете значительную разницу в температуре, значит, вы столкнулись именно с этой проблемой и ни с чем иным.
Причины возникновения воздушных пробок
Воздух в системе отопления может скапливаться по разным причинам, поэтому рассмотрим каждую из них по отдельности, чтобы не допускать такого впредь. В статье рассказывается об этой проблеме в её общем понимании для централизованных и автономных систем, а вы уже сможете определить, что произошло именно у вас. Еще вы узнаете, чем так опасны газовые пробки: они блокируют проход теплоносителя, и он циркулирует в неполном объеме. Например, в радиаторе пробка может образоваться в верхней точке межреберного коллектора, следовательно, несколько секций будут холодными, так как вся вода будет проходить по соседним ребрам.
Причины завоздушивания системы отопления:
- Зачастую ответ на вопрос, почему завоздушивается система отопления, лежит в её заполнении теплоносителем, и это касается как централизованного, так и автономного отопления. Например, при заполнении контура вода может подаваться с перерывами, то есть воздух закачивается вместе с жидкостью.
- Ремонт стояков и лежаков. При разрыве отопительного контура и добавлении новых труб или радиаторов в систему всегда попадает воздух. Речь здесь идет о ситуации, когда такие работы проводятся при заполненном теплоносителем контуре. Какой-то участок перекрывают, меняют часть оборудования, а потом этот воздух, если его не спустить полностью, попадает в какие-либо уязвимые точки (колена, радиаторы).
- Отсутствие, поломка или некорректная работа воздухоотводчика (клапана для отведения воздуха). Его устанавливают в самых высоких точках контура, так как газ в любом случае легче жидкости и будет скапливаться именно вверху.
- Разгерметизация системы отопления. Это, как правило, происходит в результате коррозии металла, где последствием являются протечки или даже разрыв трубы или фитинга. Известны также случаи, когда на чугунном радиаторе централизованного отопления срывало заглушку (редко, но случается). При устранении таких проблем в большинстве случаев в систему, даже если её не отключать, попадает воздух.
- Еще одной причиной того, почему воздушит систему отопления в частном доме, могут стать алюминиевые радиаторы, если в контуре «неправильный» теплоноситель. Добавленный в воду хлор (Cl) и кислород (O), содержащийся в воде, вступают в реакцию с алюминием (Al), что вызывает выделение водорода (H). Такой процесс способствует созданию газовых пробок. Справедливости ради следует отметить, что со временем внутренние стенки радиаторов окисляются и реакция больше не происходит, так как отсутствует контакт с главным катализатором.
Как бороться с воздушными пробками
Выше мы разобрали основные причины, почему воздушит систему отопления при централизованной или автономной подаче теплоносителя. Теперь рассмотрим, как избежать возникновения воздушных пробок и как бороться с последствиями этой проблемы.
Как спустить воздух в многоэтажном доме
В современных системах отопления на радиаторы устанавливают краны (клапаны) Маевского, которые позволяют стравить воздух с батареи. Если такая запорная арматура есть в вашем доме или квартире, то воспользуйтесь данным устройством. Для этого подставьте под край радиатора в зоне крана миску или глубокую тарелку, после чего начинайте откручивать клапан до тех пор, пока не услышите характерное шипение. Теперь остается только ждать. Когда потечет вода, не спешите завинчивать кран обратно, но спустите хотя бы полведра воды, чтобы убедиться в отсутствии газа в жидкости. Такую операцию проделайте со всеми батареями, где неравномерно нагреваются секции.
При завоздушивании водяной системы отопления в многоэтажном доме клапан Маевского может выручить далеко не всегда – здесь нужны более радикальные меры. В старых домах хрущевской и даже брежневской постройки сантехники иногда на верхнем этаже в основной лежак подачи теплоносителя вертикально врезали полдюймовую трубу с краном для спуска воздуха. Если такая труба есть в вашем подъезде, то ликвидировать пробку не составит никакого труда – только подставляй ведра и сливай воду в унитаз ближайшей квартиры до тех пор, пока кран не перестанет «чихать». Это будет указывать на то, что газ из теплоносителя ликвидирован.
Но как быть тем, жителям городских квартир, где нет такого приспособления, которое позволяет стравить воздух из подъезда? Да, конечно, положение может спасти шаровый кран, который вместо заглушки устанавливают на радиаторе в самой верхней квартире. Сливая воду при помощи такой запорной арматуры до тех пор, пока кран не перестанет «чихать», вы сможете развоздушить часть системы. Конечно, это не совсем удобно для жильцов той квартиры, ведь придется спустить от пяти до двадцати ведер (зависит от количества этажей в доме), но, это единственный оптимальный выход из создавшейся ситуации.
Удаление воздуха в системе отопления таким путем не означает, что будут горячими все радиаторы в квартире или во всем подъезде – это касается только того стояка, куда подключена батарея с запорной арматурой. То есть, комнаты в квартире многоэтажного здания обогреваются от разных стояков, что вы сами можете увидеть, посмотрев, в какую сторону отходят трубы контура. Например, радиатор, установленный под окном балконного блока, как правило, подключен вместе с отопительным прибором соседа, находящегося за стенкой и не имеет ничего общего с обогревателями из других комнат.
Теперь рассмотрим проблему завоздушивания системы в стояке, где установлен полотенцесушитель. Это вообще отдельная труба, к которой не подключаются квартирные радиаторы, если, конечно, кто-то не сделал этого самостоятельно. Когда сушилки по всему стояку горячие, но ваша при этом холодная, то проблема именно в вашем отопительном приборе, но если холодный весь стояк, значит, нужно спускать воду в ванной на самом верхнем этаже здания. Если при монтаже сантехники предусмотрели кран для стравливания воздуха, то можно его попросту открыть, и действовать так, как это описано выше по тексту. Но когда такая запорная арматура отсутствует, то можно открутить сушилку с одной стороны от трубы отопления (только не полностью) и собирать стекающую воду в ведро, пока не ликвидируете пробку.
Если все сушилки на стояке подключены на напрямую, а через байпас (врезаны сбоку в трубу отопления), но ваш полотенцесушитель холодный, а труба горячая, значит, именно в вашем обогревательном приборе скопились газы. Это говорит о том, что, ликвидировать воздушную пробку можно только из вашей ванной комнаты. Но старые сушилки, сделанные из стальных труб, просто вварены в стояк без какой-либо запорной арматуры, и спустить воздух здесь невозможно. В таком случае, вам придется какое-то время выжидать, пока теплоноситель не ликвидирует воздушную пробку собственным напором.
Для справки: в многоэтажных домах с централизованным отоплением номинальное давление теплоносителя (в зависимости от высоты здания) бывает от 4 до 12 бар, а при опрессовке во время запуска системы осенью, может достигать 14 бар.
Как предупредить образование воздушных пробок
Чтобы как-то предупредить или компенсировать завоздушивание системы отопления, можно использовать различные устройства, о которых вы сможете узнать ниже. Какое из них лучше в вашем случае – решать придется самостоятельно.
Сепаратор воздуха
Чтобы избежать завоздушивания системы отопления можно использовать воздушный сепаратор, который обычно монтируют в частном секторе для автономного контура, но при этом ничто не мешает установить его в верхней точке стояка многоэтажного дома. Если воздух выдавливается из радиаторов, то он в любом случае будет подниматься вверх, пока не достигнет крайней точки. Именно в этом месте нужно врезать воздухоотводчик, чтобы он стравливал газы из теплоносителя.
Этот прибор функционирует, как сепаратор, то есть, теплоноситель проходит сквозь сетчатый фильтр, на котором задерживаются пузырьки газа, и через отвод вверху устройства произвольно сбрасываются в атмосферу. Следует отдать должное разработчикам данной конструкции, ведь при прохождении воды через сетку она дополнительно очищается от шлама, что увеличивает КПД теплоотдачи контура. Это говорит о том, что раз в году по окончании отопительного сезона сепаратор нужно раскрутить, снять с него сетчатый фильтр, очистить и собрать все детали назад. Такое устройство при ежегодном профилактическом обслуживании не выйдет из строя до тех пор, пока будет функционировать отопительный контур.
Видео описание
Почему в батареях появляется воздух. Давление растет, а утечки нет.
Клапаны Маевского
Когда воздух попадает в систему отопления и этого нельзя избежать, например, при подключении к городской централизованной котельной, то нужно подумать о способах ликвидации проблемы. Один из вариантов, это установка игольчатого радиаторного воздушного клапана Маевского или СТД 7073В (по ТУ 36-710-82), зачастую называемого «краном Маевского». Такая запорная арматура вкручивается в свободную от трубы сторону верхнего коллектора, где обычно стоит заглушка. То есть, заглушка остается, только уже другая – в ней есть полдюймвое резьбовое отверстие под монтаж клапана. По сути, это дополнение может стать палочкой-выручалочкой для отдельно взятой батареи в период отопительного сезона.
Такое устройство для стравливания газов из теплоносителя разработано Ч. Б. Маевским в 1933 году по заказу Госплана СССР, хотя до этого, в 1931 году похожий прибор внедрил в сантехнические контуры С. А. Роев. Но это уже вопрос к историкам, а мы на сегодняшний день имеем оригинальную запорную арматуру с конусным клапаном, который затворяет отверстие Ø 1,5 или Ø 2 мм (отличается у разных производителей). При выкручивании винта клапан приоткрывает пропускное отверстие, и газ стравливается одновременно с водой. Безусловно, стояк таким способом развоздушить не удастся, но для одного радиатора, это больше, чем достаточно.
Шаровые краны
Если вам грозит завоздушивание водяной системы отопления, подключенную к централизованной котельной, и вы при этом проживаете на самом верхнем этаже, то будет благоразумно установить на радиаторах шаровые краны. Эта запорная арматура, как было упомянуто выше, позволит стравить воздух со всего стояка в подъезде в начале отопительного сезона. Не забывайте о том, что с одного отопительного прибора можно спустить воздух только в том стояке, к которому подключена эта батарея. Например, в двухкомнатной хрущевке понадобится три крана: в комнате, в спальне или кухне и в ванной.
Название крана происходит от формы запорного механизма – это шар с отверстием, который приводится в движение наружной ручкой (рычагом) ил флажком. Положение проходного отверстия может полностью или частично перекрывать, а также полностью разблокировать передвижение жидкости по трубе. Для производства такой запорной арматуры обычно используют латунь, но можно попасть на изделие из силумина – ни в коем случае не пользуйтесь такими кранами, так как они раскрошатся, не прослужив даже одного сезона. Но лучше всего для этой цели использовать полипропиленовые краны сварочного типа, где на радиатор нужно вкрутить фитинг с наружной резьбой и переходом на ППР, а затем припаять кран. При монтаже носик крана желательно отклонить в сторону комнаты на несколько градусов, чтобы облегчить стравливание воздуха (удобнее подставлять ведро).
Видео описание
Развоздушка системы отопления частного дома.
Заключение
Следует понимать, что воздух в системе отопления – это очень плохо, но отнюдь не критично для контура, так как всегда можно исправить ситуацию. Как бы там ни было, если вы будете следить за автономной или централизованной системой, то сможете пользоваться радиаторами, которые будут отдавать теплокалории в достаточной мере и не выбрасывать деньги на воздух.
Как убрать воздушную пробку из системы отопления
Воздушная пробка – побочный продукт, возникающий в процессе циркуляции теплоносителя. Существует ошибочное мнение, что воздушные пробки появляются только в неграмотно спроектированных системах отопления. Это не совсем правильно. Воздушные пробки шагают бок о бок с любой системой циркуляции теплоносителя.
Воздушная пробка получается из мелких пузырьков воздуха, которые образуются под воздействием нагрева рабочей жидкости. То есть в процессе разогрева из воды выпрессовывается воздух. Сотни и тысячи мелких пузырьков накапливаются в какой-то одной зоне, образуя воздушную пробку.
Параллельно с нагревом теплоносителя причиной появления воздуха может стать разгерметизация циркуляционного контура. Речь не идет за явные разрывы труб, о которых сигнализируют свищи. На каком-то стыке может начать потихоньку сочиться жидкость. Часто такое случается, что под дырявой трубой даже не образовывается лужа, так как жидкость успевает испаряться. Воздух медленно, но уверенно затягивается в систему, приводя со временем к возникновению большой и мощной воздушной пробки.
Еще одной из причин появления воздушной пробки является неправильная заправка трубопроводного контура. Часто и густо владельцы автономного отопления торопятся, заполняя коммуникации водой под напором. Так делать категорически запрещено. Отопительный контур должен заправляться максимально медленно. Плавное поступление жидкости позволит выпрессовать весь имеющийся в трубах воздух.
К чему может привести воздушная пробка
- Нарушение теплообменных процессов в радиаторе
- Снижение эффективности обогрева
- Возникновение гидроудара
- Увеличивается износ насосного оборудования
- и прочее-прочее
Опасность воздушной пробки иногда недооценивается администратором теплового контура. Закупорка протока в трубах приводит к изменению давления в системе. Слабые места трубопроводных коммуникаций мгновенно дают течь.
Очень опасен обратный гидроудар. Это явление возникает в тот момент, когда нагнетенный поток теплоносителя встречает на своем пути сгусток воздуха, мешающий его протоку. Теплоноситель мгновенно останавливается, создавая гидроудар. Данное явление становится причиной ускоренного износа не только насосной техники, но и всей запорной, защитной и измерительной арматуры.
Не нужно забывать и про негативное воздействие воздуха на трущиеся пары силовых установок. Такое вполне может случиться, что воздушная пробка доберется до насоса. Работая “на сухую”, насосное оборудование подвергается значительным перегрузкам. Насос может выйти из строя.
И самое главное, воздушная пробка является существенной помехой для создания оптимального микроклимата в отапливаемых апартаментах. Может доходить до того, что система климатконтроля в районе закупоренной батареи будет требовать увеличения мощности горения котла. В соседних же комнатах датчики будут “ругаться” на повышение температуры. Как итог, автоматика отопительного контура придет в замешательство, выбив системную ошибку.
Как диагностировать воздушную пробку
На практике воздушная пробка диагностируется очень легко. Проблемная область циркуляционного контура имеет пониженную температуру. Если пробка скопилась в радиаторной батарее, то низ радиатора будет разогрет на максимум, а в вершине батарея будет на порядок более холодной. Ведь у воздуха и воды абсолютно разные уровни теплоемкости. Воздух в пробке разогревается медленнее и хуже.
Когда пробка скапливается в корпусе циркуляционного насоса, то аномальное поведение отопительной системы будет наблюдаться по всему трубопроводному контуру. Температура радиаторов будет невысокой, несмотря на высокую мощность работы котельной техники.
Стоит обратить внимание, что грамотный администратор отопительного контура никогда не будет дожидаться, когда воздушная пробка начнет снижать тепловую отдачу от радиаторных батарей. Гораздо правильней будет предупредить возникновение воздушной пробки.
Борьба с воздушной пробкой
Начинать нужно еще на этапе проектирования отопительного контура. Бороться с воздухом в батареях можно при помощи следующих средств:
- Автоматический воздухоотводчик
- Сепаратор воздуха
- Кран Маевского
Воздухоотводчик работает в паре с клапаном сброса избыточного давления. Когда воздух накапливается до пороговой отметки, поплавок приподнимается, чем провоцирует срабатывание клапана для сброса избыточного давления.
В основе сепаратора находится металлическая сеточка. Поток воды разбивается о ячейки и из теплоносителя выделяются пузырьки воздуха. Воздух скапливается в специальном резервуаре с клапаном. Когда давление достигает максимума, резервуар с воздухом опустошается.
Кран Маевского является универсальной арматурой. При помощи этого устройства можно выпускать и скопившийся в системе воздух, и избыточное давление. В отличии от вышеописанных приборов кран Маевского работает в полностью ручном режиме. Данным устройством целесообразно оснащать каждую радиаторную батарею, особенно на верхних этажах.
Касательно воздухоотводчика и сепаратора, данные приспособления работают в полностью автоматическом режиме. Эти устройства размещаются чаще всего перед циркуляционным насосом, чтобы защитить дорогостоящее оборудование от негативного воздействия воздушной пробки.
Обратите внимание, все вышеописанные устройства применимы к закрытым контурам циркуляции, в которых теплоноситель перемещается под действием каких-то моторизированных средств (например, насоса). Параллельно с закрытыми системами можно встретить и открытые контуры. Такое отопление циркулирует под действием природных сил (разница температур, гравитация и пр.).
В системах отопления с естественной циркуляцией теплоносителя бороться с воздушными пробками можно одним единственным способом. Речь идет про установку расширительного бачка. Емкость устанавливается таким образом, чтобы воздух устремлялся именно в бачок. Как правило, емкость монтируется на вершине отопительной системы. Если говорить, к примеру, за частный дом, то расширительный бачок монтируется на чердаке.
Отвод воздуха в системах старого образца
В советские времена отопительные системы разрабатывались без таких элементов, как сепараторы или воздухоотводчики. В прошлом не было даже элементарных кранов Маевского. Системы отопления, разработанные в “совке”, эксплуатируются по сей день. Воздух в отопительном контуре устаревшего образца удаляется достаточно варварскими способами:
1. Прокачивание системы. Для прокачивания системы на крайнем радиаторе должен быть предусмотрен обыкновенный кран. На горлышко одевается трубка, обратный конец которой должен быть спущен в слив (или в какую-то емкость, например, для хранения технической воды). Кран открывается параллельно с подачей новой воды в систему. Загазованный теплоноситель выходит, а на его место прибывает новая вода.
2. Полная перезаправка контура. Система отопления должна быть остановлена. Из контура спускается вся жидкость. Далее начинается заправка труб новой водой. Жидкость подается очень медленно, чтобы получилось полностью выпрессовать воздух из труб.
3. Самонарезной винт. Раньше этим способом не пользовались, так как не было доступа к подобным материалам. Сегодня же владельцы старых отопительных систем активно практикуют метод. Самонарезной винт применим к чугунным советским батареям. Если радиатор закупорился воздушной пробкой в самый неподходящий для этого момент, то в верхнюю часть радиатора вкручивается обмотанный в ФУМ-ленту винт с самонарезной резьбой.
В процессе вкручивания винтика воздушная пробка выходит. Если того требует ситуация, то в последующие месяцы допустимо повторно спускать воздух. Метиз нужно не до конца выкручивать (винтик затем нужно затягивать до упора). С приходом теплого сезона года в место вкручивания самонарезного винтика устанавливается традиционный кран Маевского.
Вывод
Предотвратив появление воздушной пробки отопительная система получит возможность работать с полной отдачей. Когда теплоносителю ничего не будет мешать свободно циркулировать по трубам, от котельного оборудования можно получить максимально высокий КПД. Таким образом у вас получится свести к минимуму нерациональный расход топлива.
Отдельного слова заслуживает спуск воздушных пробок в таких системах отопления, как теплый пол. До спрятанных под полом теплопроводных магистралей добраться нереально. По этой причине такому обогреву нужна как можно более качественная защита от воздушных пробок.
Как правило, системы теплого пола укомплектовываются высоконадежными отводчиками воздуха либо же воздушными сепараторами. Дело в том, что закупорка какого-либо канала чревата выходом из строя дорогостоящей регулирующей арматуры, которой оснащаются все отводы циркуляционного контура.
Как просто и быстро выгнать воздушную пробку в системе отопления?
Воздушная пробка представляет собой избыточный воздух, занимающий диаметр трубы или его большую часть.
В результате появления воздушной преграды тепло перестаёт поступать по контуру дальше.
Есть несколько способов избавиться от воздушной пробки в системе отопления.
Откуда берется воздушная пробка
- в трубах или радиаторах по контуру есть повреждения;
Как образуется
При неграмотном заливе теплоносителя (например, с верхней точки) образуется турбулентность: вода стремится вниз, а воздух — вверх. В процессе движения жидкость вытесняет воздух, если есть подходящие неровности внутренней поверхности, он останавливается в них. Постепенно объем застрявшего воздуха растёт.
Почему важно вовремя избавиться
Даже небольшое количество воздуха в системе крайне нежелательно, хотя плюс можно найти и здесь: появление пробки — сигнал о неисправности в системе. Но неприятностей намного больше:
- слабый прогрев радиаторов или его отсутствие;
- шумы, вибрации — создают ощутимый дискомфорт;
- сочетание воздуха и горячего теплоносителя ведёт к возникновению нежелательных химических процессов, что приводит к дополнительным наслоениям на внутренних поверхностях;
- часть химических процессов влечёт за собой повышение кислотности внутри системы, что создаёт условия для коррозии;
- если в системе действует циркуляционный насос, то его работа может пойти вхолостую, это приведёт к поломке.
Как определить место, в котором появился воздух
Самый простой метод обнаружения пробки — на слух. Нужно осторожно простучать батарею — пустое пространство будет отзываться звонче.
Предварительно можно найти подозрительные места по степени нагрева: там, где теплоноситель не проходит, будут участки с низкой температурой
Оба способа не отличаются точностью. Теплоноситель может не пройти по причине затора из грязи и ржавчины. Эта проблема решается промывкой.
Как спустить воздух в многоквартирном доме
Спуск воздуха можно произвести следующими способами.
Перепускание стояка на сброс
Выполняется сотрудниками ЖКХ. Для спуска воздуха устанавливаются устройства на верхних этажах.
Если воспользоваться ими не удаётся (квартира закрыта, никого дома нет), можно осуществить перепуск из подвала — для двухтрубной системы.
На стояках должны быть предусмотрены сбросники. Они располагаются после вентилей. При наличии следует запастись шаровым краном с диаметром, как у заглушки.
- Стояки перекрываются (вентилями).
- На одном из них очень медленно и осторожно откручивается заглушка. Не более 1—2 оборотов, так, чтобы почувствовать напор воды. Прежде чем крутить дальше, надо подождать, пока напор спадёт.
- На место заглушки вкручивается шаровой кран с уплотнением.
- Установленный сбросник открывается полностью, затем подаётся вода на второй.
Для успешного результата нужно заранее посмотреть, как выполнена схема разводки теплоцентрали дома.
Оптимально, если радиаторы по ходу контура находятся на подающем стояке, тогда установка второго со сбросником на обратку решит проблему: воздуха не будет. Когда отопительные приборы распределены по двум стоякам, гарантии стопроцентного результата нет.
Если проблема не решена, производятся те же действия в противоположном направлении. Для этого шаровой кран переставляется на второй стояк.
Важно! Винтовые вентили не переносят направления тока воды, не соответствующего стрелкам на корпусе. Если это так, то придётся сбрасывать систему целиком.
Обычная схема организации отопления — нижняя. Трубопроводы, прямой и обратной подачи, находятся в подвале. Соединение между ними осуществляется через перемычку, на последнем этаже.
Все способы устранения воздушной пробки из системы охлаждения
Казалось бы, воздушная пробка — незначительная проблема, — но на практике часто из-за наличия воздуха в системе выходит из строя печка, отопитель салона недостаточно обогревает, либо вовсе страдает «сердце» машины. К проблеме стоит подойти серьёзно и с ответственностью, ведь именно от того, своевременно будет удалена воздушная пробка или нет, зависит стабильность работы автомобиля в целом. Как удалить воздушную пробку из системы охлаждения? Дальше подробно расскажем о трех действенных и популярных способах.
- Основные причины завоздушивания системы
- Как определить, есть воздушная пробка или нет
- Способы удаления пробки из системы охлаждения авто
- Первый способ
- Второй способ
- Третий способ
- Заключение
Основные причины завоздушивания системы
Присутствие воздуха – банальная причина выхода из строя многих компонентов системы охлаждения. Всё дело в том, что пробка стопорит циркуляцию в каналах системы, нарушая тем самым стабильность работы охлаждающих устройств. Наверняка каждый водитель сталкивался в процессе эксплуатации авто с кипением тосола или антифриза – это также верный признак наличия воздуха. Распространенные причины появления пробки:
- В негерметичных местах соединения путей системы с прохождением жидкости образуется низкое давление, следовательно, происходит втягивание воздуха.
- С заменой или доливом недостающего количества хладогена может произойти попадание воздуха в систему.
- Использование дешевого, низкокачественного антифриза. Качественная ОЖ способна выдержать повышения температуры без образования пара. Дешевая жидкость зачастую закипает в самом начале работы мотора, образовывает пар, и, как следствие, воздушную пробку.
Часто воздушная пробка появляется вследствие выхода из строя прокладки ГБЦ. Попутно с этим антифриз попадает в цилиндры мотора, что важно вовремя предотвратить. В расширительном бачке при этом наблюдается характерное повышению температуры бурление из-за проникновения выхлопных газов.
Некоторые автовладельцы предпочитают приобретать фильтры на тосол вместо качественного антифриза. Подобное решение принесет пользу – пробок в системе не будет. Однако сами фильтры утрачивают свой ресурс уже спустя 5 тыс. км пробега, что невыгодно с экономичной точки зрения. Куда разумней приобретать хорошую охлаждающую жидкость, способную эффективно справляться со своими задачами на протяжении заявленного срока службы.
Как определить, есть воздушная пробка или нет
Как говорилось выше, пробка нарушает циркуляцию жидкости по каналам охлаждающей системы. Нормального теплообмена между двигателем и антифризом не происходит, в итоге возникает перегрев силовой установки. Либо наоборот мотор недостаточно прогревается. Подобные сбои в работе силового агрегата в теории могут обернуться серьезными затратами на ремонт. Важно вовремя выявлять любое даже малейшее завоздушивание и предпринимать действия, направленные на удаление лишнего воздуха. Понять, что в системе образовалась пробка, можно по следующим признакам:
- Печка недостаточно обогревает салон. Автовладельцам приходится часто сталкиваться с подобным явлением, и именно скопление воздуха чаще препятствует нормальной работе отопителя.
- Рост рабочей температуры двигателя. Очевидно, что силовой агрегат машины работает в определенном диапазоне температур. Если показатель начинает расти вверх – явное свидетельство появления пробки. Понять о том, что температура двигателя отклонена от нормы, можно по специальному индикатору на панели приборов.
- Мотор не прогревается. Обратная ситуация перегреву. С прогревом установки стрелка на индикаторе не поднимается и находится в нижнем положении. Вероятней, скопление воздуха произошло в самом термостате.
- Постоянная нехватка ОЖ в бачке. Еще одна распространенная ситуация – в расширительном бачке периодически не хватает жидкости. Происходит это явление по причине нарушения циркуляции ОЖ.
Удаление воздуха из системы охлаждения – задача тривиальная и выполнимая усилиями даже начинающего водителя. Главное – вовремя определить появление завоздушенности, чтобы в будущем не тратиться на серьёзный ремонт главного агрегата машины.
Способы удаления пробки из системы охлаждения авто
В начале статьи было сказано, что удалить пробку можно тремя способами. Самым действенным методом считается искусственное создание избыточного давления. Вооружившись 20-30 минутами свободного времени, терпением и тканью из легкого материала, можно избавиться от воздушной пробки.
Первый способ
Получивший распространение среди отечественных автолюбителей определяет следующий порядок действий:
- Снимаем защиту с двигателя.
- Обеспечиваем беспрепятственный доступ к расширительному бачку.
- Отсоединяем отвечающий за нагрев дроссельного узла патрубок.
- Снимаем крышку с бачка и накрываем отверстие мягкой тканью.
- Дуем внутрь бачка, создавая так дополнительное давление, которого хватит для выхода воздуха.
- С появлением антифриза сразу же устанавливаем патрубок на место и закрепляем хомутом.
- Дальше обратно устанавливаем крышку и демонтированные элементы двигателя.
Важно быстро выполнить работу и мгновенно среагировать на появление антифриза из отверстия. В противном случае воздух обратно попадет в систему охлаждения.
Второй способ
Владельцам импортных автомобилей можно воспользоваться или первым способом, или вторым способом:
- Запускаем силовой агрегат и прогреваем до выхода на рабочую температуру.
- Спустя 10-15 минут работы мотора глушим его.
- Демонтируем элементы, препятствующие свободному доступу к расширительному бачку.
- Отсоединяем один из патрубков бачка без откручивания крышки. Если скопление воздуха в системе присутствует, то выход воздуха можно будет понять по характерному шипящему звуку.
- С первым появление ОЖ установите и зафиксируйте патрубок на положенном месте.
Здесь также важно быстродействие и внимательность. Будьте аккуратны, ведь температура антифриза может достигать значения в 80 градусов по Цельсию. Это стоит учитывать во время проведения всей операции.
Третий способ
Удаление воздушной пробки из системы охлаждения возможно и третьим способом:
- Устанавливаем автомобиль на возвышенность под небольшим углом.
- Фиксируем ручник в верхнем положении, для безопасности не будет лишней установка упоров под задние колеса.
- Убеждаемся, что крышка радиатора находится выше всех остальных частей системы охлаждения.
- Запускаем мотор и даем ему проработать в течение 15 минут.
- Демонтируем две крышки: одну с бачка, другую с радиатора.
- Несколько раз жмем на педаль газа, после чего восполняем уровень ОЖ в радиаторе.
Вот таким простым способом можно избавиться от назойливой пробки. В последнем способе также можно легко определить наличие завоздушенности по характерным пузырькам.
Заключение
Способы удаления воздушной пробки системы охлаждения авто сводятся к образованию избыточного давления. Но куда важнее вовремя предпринимать комплекс профилактических мероприятий для предотвращения завоздушенности. В этот список входит постоянный контроль уровня антифриза. Если охлаждающей жидкости не хватает, то долить до уровня контрольных меток. При этом важно не допустить обратное проникновение воздуха. В тех случаях, когда антифриз приходится доливать слишком часто, без дополнительной диагностики автомобиля не обойтись.
Как избавиться от воздушной пробки в системе охлаждения?
Жидкостное охлаждение силовой установки – важнейший элемент автомобиля. В некоторых ситуациях, у пользователя рождается вопрос, как избавиться от воздушной пробки в системе охлаждения, при этом, выполнить операцию качественно и самостоятельно.
- Откуда берутся пробки в системе охлаждения
- Чем страшна воздушная пробка
- Как выгнать пробку из системы
- Видео
- Итог
Откуда берутся пробки в системе охлаждения
Процесс образования воздушной пробки достаточно прост. Для этого не требуется наличия сложных факторов.
- Во время заливки ОЖ, подача антифриза велась слишком интенсивно, что не дало воздуху нормально выйти из магистралей. Чтобы избежать подобного, следует вливать жидкость в систему тонкой струей.
- Нарушение герметизации патрубков и соединительных мест. Во время работы двигателя внутри магистралей образуется зона низкого давления. В результате это приводит к подсасыванию воздушных масс.
- Клапан внутри расширительного бачка залип, что мешает нормальному сбросу давления внутри системы. В результате образуется пробка.
- Изношенные прокладки также могут являться причиной попадания воздуха внутрь трубок.
Чем страшна воздушная пробка
Подобная проблема встречается достаточно редко, но ею не стоит пренебрегать. Подобное вызывает нарушение циркуляции жидкости в системе и приводит к перегреву. Если пробка возникла в блоке, это провоцирует неравномерный разогрев металла. В результате подобное является причиной перекоса металла и серьезных поломок в будущем.
Также может перестать работать печка, появляются проблемы в функционировании термостата.
Как выгнать пробку из системы
Чтобы выгнать пробку можно использовать два метода. Полностью слить жидкость из системы и заправить ее обратно, либо использовать частичную методику. Так как первый вариант более эффективен (исключаются остаточные пузыри воздуха), будет описан именно он.
- Установить машину в устойчивом положении.
- После этого, внимательно обследовать патрубки на предмет подтекания жидкости. Если подобные места нашлись – следует устранить их.
- Слить из системы весь антифриз в заранее подготовленную, чистую тару.
- После закрытия всех выводов, следует предельно аккуратно, тонкой струей заправить систему жидкостью.
- Запустить мотор и дать ему поработать. При необходимости добавить жидкость в радиатор.
Существуют методики сброса воздуха без полного слива жидкости, но они часто малоэффективны.
Видео
Разобравшись, как избавиться от воздушной пробки в системе охлаждения, водитель может самостоятельно устранить поломку и сэкономить на обслуживании в сервисной станции.
Как спустить воздух с насоса и других частей системы отопления, чтобы уберечь ее от поломки
От автора: здравствуйте, дорогие читатели! Воздушные пробки являются настоящим бичом любой системы отопления. При образовании в трубах или радиаторах они перекрывают ток теплоносителя частично или полностью, поэтому оборудование прогревается неравномерно. Но, на самом деле, это меньшая из проблем. Наличие воздуха в системе отопления может привести к довольно пагубным последствиям.
Особенно это актуально для автономных систем. Вот почему любому хозяину частного дома полезно знать, как спустить воздух с насоса отопления и других элементов. Проблема не ограничивается холодными радиаторами. Существует еще несколько негативных факторов, которые являются следствием наличия воздушных пробок:
- сильный шум. Пробка мешает теплоносителю течь в необходимом объеме, поэтому при его «протискивании» возникает гул и даже вибрация. Все это весьма неприятно, особенно в ночное время,
- выход из строя элементов системы. Например, подшипники циркуляционного насоса, как правило, должны быть окружены теплоносителем. Если в области их расположения образуется воздушная пробка, то они начнут работать «всухую». Следствием станет их быстрое истирание, перегрев насоса и, соответственно, его поломка. Другим элементам системы воздушные пробки грозят воздействием различных негативных химических процессов. Например, они могут спровоцировать образование коррозии или накипи. Особенно при этом страдают трубы. Ржавчина разъедает их стенки, а накипь забивает просвет, сильно понижая пропускную способность элементов. В итоге, рано или поздно, труба просто начнет протекать под давлением обстоятельств.
Как видите, наличие воздуха в системе отопления чревато довольно серьезным ущербом. Поэтому важно своевременно его выпускать. Сделать это гораздо проще, чем менять сломавшиеся в итоге элементы системы отопления на новые. Так что давайте разберемся, как избавиться от воздушных пробок и что делать для предотвращения их появления.
Причины возникновения пробок
Всем известно, что лучше изначально избежать проблем, чем потом их исправлять. Поэтому рассмотрим некоторые правила обустройства отопительной системы, которые помогут либо вовсе избежать образования воздушных пробок, либо очень быстро от них избавиться.
Причинами скопления воздушных масс в элементах отопительной системы могут служить несколько факторов:
- неправильно сделанный монтаж системы. Например, не соблюден необходимый уклон магистралей, или их расположение образует петли и тому подобное. Этот момент важно учесть еще на стадии проектирования системы,
- неправильное заполнение контура теплоносителем при запуске. Если делать это слишком быстро, то жидкость может невольно создать гидрозатвор. Принцип его действия будет тем же, что и у обычных сифонов: никого не впускать, никого не выпускать, и воздух в том числе,
- нарушение герметичности мест соединения различных элементов — например, труб. Далеко не всегда протечка заявляет о себе фонтаном. Иногда она настолько мала, что проявляется в виде пары капель, которые очень быстро испаряются. Естественно, место такой протечки сложно обнаружить, поэтому оно долго остается без восстановления. И все это время через него в систему проникает воздух, скапливаясь там и образуя пробку,
- отсутствие или некорректная работа приборов, отвечающих за своевременный отвод воздуха из системы. При обустройстве отопления в частном доме необходимо устанавливать специальные устройства для выполнения функции воздухоотведения. Например, это могут быть автоматические воздухоотводчики или краны Маевского. Если они не были изначально смонтированы, или их работоспособность по какой-то причине нарушена, возникают соответствующие последствия,
- недавно проведенные ремонтные работы. Например, при замене любого элемента отопительной системы в нее, так или иначе, попадает некоторое количество воздуха. Если не стравить его сразу, он найдет себе уютный уголок и надежно там расположится, мешая циркуляции теплоносителя,
- восполнение объема теплоносителя путем добавления холодной воды (например, так бывает после протечки). В свежей жидкости, в любом случае, содержится воздух. Когда она нагревается, он начинает выделяться в виде пузырьков, которые затем сливаются в один большой. Так и образуется пробка. Поэтому после восполнения объема жидкости всегда нужно выждать некоторое время, а затем произвести процедуру спуска воздуха.
Заполнение системы теплоносителем
Про заполнение контура теплоносителем стоит поговорить отдельно. Именно эта процедура, как правило, чаще всего влечет за собой образование воздушных пробок. Причем чаще всего это происходит из-за неверно выполняемых действий. Поэтому необходимо знать основные правила заполнения контура и неукоснительно их соблюдать.
Проведение процедуры зависит от типа отопительной системы, которая может быть открытой или закрытой. В первом случае обязательным элементом является расширительный бак, устанавливаемый в самой верхней точке контура. Порядок заполнения такой системы выглядит следующим образом.
- Отключите нагревательный котел, чтобы избежать срабатывания защитных элементов его конструкции.
- Наденьте шланг на патрубок расширительного бака, являющийся защитой от перелива. Длина шланга должна быть очень большой — такой, чтобы его можно было вывести за пределы дома. Это и следует сделать.
- Теперь можно открыть запорный вентиль, который установлен на трубе подачи воды. Как правило, он расположен в самой нижней части контура. Отнеситесь очень внимательно к этой процедуре — вентиль необходимо открывать не полностью, а примерно на треть. Скорость потока жидкости, соответственно, должна быть примерно втрое ниже стандартной. При этом не выпускайте из виду конец шланга, выведенный за пределы дома. В этом деле можно воспользоваться чьей-нибудь помощью. Когда из шланга польется вода, это будет означать, что контур заполнен, и можно перекрыть вентиль.
- После этого обойдите все радиаторы, подключенные к контуру, и на каждом произведите процедуру спуска воздуха с помощью крана Маевского.
- Следующим действием является подключение отопительного котла. Ограждающие его запорные вентили следует открывать так же медленно. Зачастую при этом возникает шипение — пугаться не нужно, это абсолютно нормально.
- После того как котел заполнен, снова откройте запорный вентиль в нижней части контура и добавьте необходимое количество жидкости.
- В завершение произведите проверку. Включите котел, дождитесь нагрева теплоносителя, а затем пройдитесь по всему контуру и проверьте вручную радиаторы. Если уровень прогрева какого-то из них не соответствует необходимому, значит, нужно снова спустить с него воздух с помощью крана Маевского.
После запуска отопительной системы регулярно следите за состоянием всех ее элементов, а также за тем, чтобы расширительный бак был заполнен на должный уровень — обычно это 60 или 70%. Особенно тщательный контроль должен быть в первую неделю после заполнения контура. Если осмотры не выявили неполадок, то вас можно поздравить с успешно проведенной процедурой.
Что касается системы закрытого типа, то заполнение производится похожим образом, но без участия расширительного бака. В этой процедуре есть другой важный момент: постоянный контроль за уровнем давления. Заполнять контур следует до тех пор, пока оно не достигнет значения в два бара.
Конечно, для контроля желательно воспользоваться помощью человека, который будет следить за показаниями манометра, поскольку в одиночку сложно осуществлять две операции разом. Как только давление достигнет необходимого уровня, кран подачи жидкости необходимо перекрыть, а затем пройтись по всем радиаторам, спуская из них воду с помощью кранов Маевского.
Как и в случае с открытой системой, заполнение контура должно происходить очень медленно. Только так вы сможете избежать образования гидрозатворов и прочих проблем в отопительной системе.
Избавление от воздушных пробок
В том случае, если пробки все же по какой-то причине образовались. от них следует избавиться как можно быстрее. Выявить их наличие довольно просто: если какой-либо из радиаторов плохо нагревается или вовсе остается холодным, то это с большой долей вероятности говорит о завоздушивании.
Еще одним симптомом является перегрев циркуляционного насоса. Если вы заметили эту проблему, то вполне вероятно, что подшипники находятся вне жидкости, что и говорит о наличии воздуха в приборе.
Процедура борьбы с этим неприятным явлением зависит от разновидности отопительной системы. Ток теплоносителя может быть естественным и принудительным. В первом случае не предусмотрено использование циркуляционного насоса. Циркуляция осуществляется исключительно за счет разницы в плотности жидкостей, а также благодаря специально сделанному уклону трубопровода.
К обустройству такой системы есть несколько основных требований. В самой верхней точке устанавливается открытый расширительный бак. Именно через него происходит удаление воздуха естественным путем. При этом ведущая к нему магистраль должна быть установлена строго вертикально.
Магистраль обратного тока необходимо располагать под уклоном, чтобы циркуляция стимулировалась еще и гравитационными силами. Если все сделано верно, то воздух будет изгоняться наверх с помощью горячей воды, попадать в расширительный бак, а с его поверхности уходить в атмосферу. Соответственно, если при естественной системе циркуляции где-то возникают воздушные пробки, необходимо проверить правильность монтажа всех элементов конструкции.
Что касается систем с принудительной циркуляцией, то здесь несколько иной подход. В верхней точке тоже расположен открытый бачок, но есть и еще один — закрытый, расположенный перед входом в котел обратки. Магистраль при этом не нуждается в уклоне, поскольку ток теплоносителя стимулируется с помощью циркуляционного насоса.
Процедура удаления воздушных пробок в данном случае происходит иным образом. Для этого в систему устанавливаются специальные элементы — автоматические воздухоотводчики. Они монтируются на всех поворотах отопительной магистрали, а также на всех верхних точках.
Автоматические воздухоотводчики могут быть горизонтальными или вертикальными. Их несомненный плюс заключается в том, что они вполне самостоятельно справляются со своей задачей, без участия хозяев. При изменении давления в системе воздухоотводчик срабатывает и сбрасывает воздух.
Естественно, при таком подходе за уровнем давления необходимо следить, чтобы вовремя пресечь возникновения возможных неполадок. Кроме того, следует учесть, что автоматические воздухоотводчики довольно капризны по отношению к качеству теплоносителя. При наличии в нем большого количества примесей устройства быстро засоряются — соответственно, их работоспособность нарушается.
Но проблема вполне решаема сразу двумя путями. Во-первых, уделяйте повышенное внимание качеству запускаемого в систему теплоносителя. Это полезно не только для воздухоотводчиков, но и для всех прочих элементов системы. Во-вторых, установите очистительные фильтры. Они будут задерживать все механические взвеси, тем самым оберегая воздухоотводчики от засорения.
Помимо автоматических воздухоотводчиков, в систему устанавливается еще один тип устройства, но с ручным управлением — каждый радиатор оборудуется краном Маевского. Это нехитрое устройство предназначено для быстрого выпуска воздуха из батареи отопления.
Необходимость этого действия определяется довольно просто: если при прикосновении к радиатору вы чувствуете, что нагретой является только его нижняя часть. а верхняя при этом холодная, значит, теплоноситель до нее не доходит. Ему мешает воздушная пробка. В этом случае алгоритм действий следующий.
- Поставьте под кран Маевского какой-нибудь тазик и приготовьте тряпку. При спуске воздуха будет выходить некоторое количество воды, поэтому следует уберечь от нее пол.
- Теперь медленно откройте кран. Это делается в зависимости от конкретного устройства. Некоторые из них оборудованы специальным краником, который следует повернуть. Другие приходится открывать с помощью отвертки.
- После открытия крана из отверстия пойдет воздух, при этом будет раздаваться шипение. Вам необходимо дождаться, когда оно закончится, и из крана струйкой потечет вода.
- После этого кран Маевского следует закрыть.
Дорогие друзья, как видите, процедура избавления от воздушных пробок в отопительной системе не представляет особых сложностей. Тем не менее, если ситуация повторяется часто, это может служить поводом для беспокойства. Поскольку очень частым способом проникновения воздуха внутрь системы являются какие-то механические нарушения целостности элементов, вам необходимо тщательно осмотреть все места соединений.
Хорошим помощником в этом деле будет обычная туалетная бумага, которую следует прикладывать к участкам, вызывающим опасения. Она отлично впитывает воду, поэтому сразу покажет вам наличие даже мельчайших капель, которые вы иначе можете не заметить.
Своевременная диагностика состояния отопительной системы поможет вам не только стабилизировать работу всех ее элементов, но и избавиться от риска внезапного прорыва. Успехов!
Воздушные пробки в системе охлаждения: как удалить?
Как правило, наиболее частыми неисправностями, с которыми сталкиваются автолюбители, является течь тосола или антифриза, а также разгерметизация и воздушная пробка в системе охлаждения двигателя.
В этой статье мы рассмотрим причины завоздушивания системы охлаждения двигателя, признаки, которые указывают на то, что в систему попал воздух, а также основные способы удаления воздушных пробок.
Симптомы завоздушивания
Как понять, что в системе охлаждения появилась воздушная пробка? При возникновении этого явления, возникает несколько типовых симптомов. Среди них:
- Проблемы в работе термостата. А конкретнее, если после запуска двигателя вентилятор охлаждения включается очень быстро, то велика вероятность того, что термостат вышел из строя. Другая причина этого, может заключаться в том, что в патрубке насоса скопился воздух. В случае, если клапан термостата будет закрыт, то антифриз циркулирует по малому кругу. Возможна и другая ситуация, когда стрелка температуры охлаждающей жидкости находится в «нолях», когда двигатель уже достаточно нагрелся. Тут снова возможны два варианта — неисправность термостата, или наличие в нем воздушной пробки.
- Утечка антифриза. Ее можно проверить визуально по следам тосола на отдельных элементах двигателя или ходовой части машины.
- Помпа начинает шуметь. При ее частичном выходе из строя появляется посторонний шум.
- Проблемы в работе печки. Причин неисправностей этому существует много, однако одной из, как раз и является образование воздушной пробки в системе охлаждения.
Если вы обнаружили хотя бы один из описанных выше признаков, то необходимо провести диагностику системы охлаждения. Однако перед этим будет полезно разобраться, что стало причиной возможных проблем.
Компрессор или помпа ?
прошу прощения за глупый вопрос – везде дома стоят компрессоры. тут увидел в магазине воздушные помпы. как я понял – погружается она на дно или крепится на стену, наружу выходит только шланг для забора воздуха и кабель питания. поток пузырей вроде нарисован большой.
в чем основное отличие и не удобнее ли использовать помпу чем компрессор ?
на данный момент использую компрессоры Тетра APS400 двухканальные. не устраивает немного то, что стоят снаружи, дибильные по дизайну, и трубки от него длинные идут в аквариум, шум все же ощутимый от него.
Изменено 25.8.2008 автор Satan
в чем основное отличие и не удобнее ли использовать помпу чем компрессор ?
однозначный плюс помпы – она может работать бесшумно. компресор бесшумно работать не может, даже если его отнести на балкон – останется шум от распылитиля. помпы создают течение – это может быть как плюсом, так и минусом. пузырьки от распылителя тоже создают течение, но обычно оно слабое и направлено вверх. на вход помпы обычно одевают губку – получается фильтр. на распылитель тоже можно одеть губку и получится фильтр, но фильтр будет слабее, чем губка с помпой, а эффективноть аэрации упадёт.
Причины возникновения воздушных пробок
Завоздушивание системы охлаждения может быть вызвано рядом неисправностей. Среди них:
- Разгерметизация системы. Она может возникнуть в самых разных местах — на шлангах, штуцерах, патрубках, трубках и так далее. Разгерметизация может быть вызвана механическим повреждением отдельных ее частей, их естественным износом, снижением давления в системе. Если после того как вы устранили воздушную пробку, в системе снова появился воздух, значит, она разгерметизирована. Следовательно, необходимо делать диагностику и ее визуальный осмотр с целью выявления поврежденного места.
Заливать антифриз нужно тонкой струей - Неверная процедура долива антифриза. Если он был залит широкой струей, то велика вероятность возникновения явления, когда воздух не может выйти из бачка, поскольку зачастую горловина у него узкая. Поэтому, чтобы этого не происходило, необходимо заливать охлаждающую жидкость не спеша, давая воздуху покидать систему.
- Неисправность воздушного клапана. Его задача состоит в том, чтобы убрать лишний воздух из системы охлаждения, и не допустить попадания его извне. В случае неисправности воздушного клапана происходит подсос воздуха, который распространяется по рубашке охлаждения двигателя. Исправить ситуацию можно ремонтом или заменой крышки с упомянутым клапаном (чаще всего).
- Неисправность помпы. Здесь ситуация аналогична предыдущей. В случае, если фибра или сальник помпы пропускают воздух извне, то он естественным образом попадает в систему. Соответственно, при появлении описанных симптомов рекомендуется проверить этот узел.
- Утечка охлаждающей жидкости. По сути, это является той же разгерметизацией, поскольку вместо антифриза в систему попадает воздух, образуя в ней пробку. Утечки могут быть в самых разных местах — на прокладках, патрубках, радиаторах и так далее. Проверить эту неисправность не так сложно. Обычно потеки антифриза видны на элементах двигателя, ходовой или других частях машины. При их обнаружении необходимо провести ревизию системы охлаждения.
- Выход из строя прокладки ГБЦ. При этом антифриз может попадать в цилиндры двигателя. Одним из ярких симптомов такой неполадки является появления белого дыма из выхлопной трубы. При этом часто в расширительном бачке охлаждающей системы наблюдается значительное бурление, обусловленное попаданием в нее выхлопных газов. Дополнительную информацию о признаках выхода прокладки ГБЦ из строя, а также советы по ее замене вы можете почитать в другой статье.
Каждая из описанных выше причин может навредить узлам и механизмам автомобиля. В первую очередь страдает двигатель, поскольку нарушается его нормальное охлаждение. Он перегревается, из-за чего износ повышается до критического. А это может привести к деформации его отдельных частей, выходу из строя уплотнительных элементов, а в особо опасных случаях даже к его заклиниванию.
Также завоздушивание приводит к плохой работе печки. Причины этого аналогичны. Антифриз плохо циркулирует и не переносит достаточного количества тепла.
Далее перейдем непосредственно к методам, с помощью которых можно убрать воздушную пробку из системы охлаждения. Они отличаются по способу выполнения, а также сложности.
Профилактические меры
Почему в системе отопления появляется воздух, и как бороться с этим негативным фактом, мы разобрались. Остается узнать, существуют ли профилактические мероприятия, которые помогают избегать подобных проблем. Оказывается, да:
- при монтаже отопительной системы необходимо предусматривать установку специальных устройств, автоматически отводящих воздух;
- до момента долива воды в систему обогрева, следует выполнить спуск воздуха;
- во время эксплуатации следует отслеживать работу всей системы, наблюдая за показаниями манометров и время от времени контролируя давление в трубах. Кроме того, рекомендуется следить за уровнем теплового носителя в расширительном баке, проводить визуальный осмотр труб и радиаторов, проверять равномерность распределения тепла по контуру;
- следует периодически прокачивать систему, удаляя все засорения.
Выполнение данного комплекса мероприятий позволит продлить эксплуатационный период всей отопительной сети.