Camgora.ru

Автомобильный журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие метки ставят гаишники на правах и что они означают

Какие метки ставят гаишники на правах и что они означают?

Водительское удостоверение – унифицированный документ, который у всех выглядит одинаково. Однако некоторые инспекторы ставят негласные метки на водительских правах, в которых содержится определенная информация. Понять ее сможет далеко не каждый, так как официального значения они не имеют, а являются неким способом передачи информации от инспектора к инспектору.

Очевидно, что сами по себе метки ничего не могут доказывать, либо подтверждать, но ее присутствие способно предопределять поведение инспектора и не всегда в пользу водителя. Большинство водителей даже не догадываются об их присутствии, хотя такие пометки – не считаются законными. Знание расшифровки негласных меток на водительском удостоверении поможет не только распознавать и понимать информацию, заключенную в них, но и обращаться в уполномоченные органы с сообщением о нарушении закона.

Водительское удостоверение – основной документ для любого человека, находящегося за рулем. Именно оно первым попадает к инспектору. Нельзя говорить с полной уверенностью, но вероятно, метки могут предопределить поведение и отношение инспектора. Различных меток огромное множество, и они никак не обобщены, поскольку не являются официальными. Можно разобрать только самые распространенные из них, а также примерное обозначение.

Происхождение меток

В России практически всеми вопросами дорожного движения занимаются органы ГИБДД, в том числе выдачей нового водительского удостоверения. На только что изготовленном документе какие-либо лишние пометки присутствовать не могут, поэтому их возникновение связано исключительно с незаконными действиями сотрудников ГИБДД в дальнейшем.

ВНИМАНИЕ . Метки на водительском удостоверении от гаишников чаще всего появляются незаметно для самого водителя, но при этом сразу начинают свое действие. Водитель может не замечать их долгое время и даже не догадываться об их существовании, а в случае обнаружения принять за обычные дефекты. Метки, которые ставят гаишники, могут иметь как положительное, так и отрицательное значение и характеризуют каждого водителя индивидуально. При этом затруднительно говорить об их конкретном значении.

Среди сотрудников существует два основных способа для оставления метки: ручкой или иголкой. Оба они направлена на создание углублений в определенном месте. Их комбинация, либо расположение и будет нести определенную информацию

Ручкой или иголкой выдавливают небольшие углубления, которые практически не заметны, если их специально не искать. Есть несколько способ обозначения: могут выводиться линии, могут подчеркиваться буквы, а иногда делаются небольшие точки. Заметить и удалить такую пометку обычному человеку практически невозможно, поэтому чаще всего они остаются до смены водительского удостоверения.

С помощью таких неофициальных пометок от ГИБДД, инспекторы «общаются» между собой. Знающий сотрудник только с помощью водительского удостоверения сможет понять всю личность водителя: его характер, агрессивность, склонность к определенным действиям. Естественно, что это накладывает некоторое влияние на поведение сотрудника.

ВНИМАНИЕ . Естественно, что делать какие-либо пометки прямо на глазах у водителя инспектор не станет, поскольку это вызовет обоснованные вопросы. Чаще всего это происходит, когда документ переходит в руки к инспектору на продолжительный срок.

Особенно повышается вероятность получить метку, когда одновременно работает 2 инспектора: один разговаривает с водителем и производит проверку, а второй заполняет все необходимые документы.

Расшифровка меток на водительском удостоверении

Виды меток и их значения нигде не закреплены и являются полностью неофициальными. Кроме этого, нанесение любых пометок на водительское удостоверение может быть признано незаконным.

На сегодняшний день практика применения негласных символов в той или иной степени распространена на территории всей страны. Где-то инспекторы практически не прибегают к таким способам, а где-то их вероятность очень высока. Из-за полной негласности, вариаций символов и их значений существует огромное множество.

В каждом регионе вырабатывается самостоятельная примерная практика по нанесению меток. Очень часто инспекторы одного региона не представляют, что означают символы из другого региона. Кроме этого, постоянно придумываются новые обозначения, старые меняются. В связи с этим может быть сложно конкретно рассмотреть каждую из меток, поэтому имеет смысл разобрать только самые основные из них.

Расшифровка категорий водительских прав

Категория водительских прав обозначает группу транспортных средств, которыми может управлять владелец этого удостоверения. Управление транспортным средством, не попадающим в указанную категорию, трактуется как езда без прав. Дисциплинарное взыскание за такое правонарушение будет соответствующим — водителю придется заплатить штраф от 5000 до 15000 рублей.

Определенные категории водительских прав с 2015 года претерпели некоторые изменения. Во избежание неприятных ситуаций каждый водитель должен предварительно ознакомиться с внесенными правками.

Что отмечено на водительских правах?

Водительское удостоверение 2021 года содержит в себе всю необходимую информацию о владельце транспортного средства. Права можно использовать в качестве документа, подтверждающего личность водителя. На нем отмечаются такие моменты:

  • ФИО;
  • дата и место рождения;
  • дата выдачи удостоверения;
  • срок действия документа;
  • кем выдано удостоверение (название организации);
  • номер удостоверения;
  • подпись владельца;
  • фото владельца;
  • категории прав;
  • дополнительная информация (группа крови, наличие очков и т.д.).

Все записи на водительском удостоверении производятся кириллицей. При условии использования букв другого алфавита надпись дублируется латинскими буквами.

Внешний вид водительского удостоверения

Водительское удостоверение содержит в себе информацию с двух сторон. На лицевой части документа личная информация о водителе. С обратной стороны производится расшифровка категорий водительских прав нового образца. Здесь отмечены виды транспортных средств, которыми водитель может управлять.

Лицевая сторона

В верхней части содержится название документа и отмечается то, на территории какого субъекта он был выдан. В левой стороне располагается цветная фотография водителя без очков и головного убора. Её размер составляет 3×4. Если владелец транспортного средства имеет определенные проблемы со зрением, то ему разрешено фотографироваться в очках, но только без тонированных стекол. Фотография для водительского удостоверения в головном уборе разрешена для людей особых религиозных убеждений.

Под фотографией должна быть роспись водителя, идентичная его росписи в паспорте. В правой стороне документа указаны фамилия, имя и отчество. Здесь же отмечается дата рождения водителя. Информация, написанная на русском языке, дублируется на английском. В правой стороне лицевой части документа указывается кем было выдано удостоверение, его номер и серия. Также здесь указывается регион проживания. В самом низу лицевой части отмечается категория прав, присвоенная водителю.

Обратная сторона

На обратной стороне удостоверения с левой части расположен штрих-код, содержащий в себе информацию о водителе. Практически все остальное место здесь занимает таблица с категориями. Те категории, которые актуальны для владельца транспортного средства, отмечены специальной пометкой.

Здесь также указывается срок действия этих категорий. Под таблицей может содержаться дополнительная информация. В большинстве случаев отмечается водительский стаж.

Какие категории водительских прав существуют?

На многие категории водительских прав приходится учиться отдельно. Некоторые подкатегории открываются автоматически. К примеру, транспортом категории М могут управлять водители с любыми правами. Категорией определяется классификация транспортных средств соответствии с их габаритами и эксплуатационными характеристиками.

Категории водительских прав

Ниже представлено обозначение категорий водительских прав. Определенные ограничения накладываются на общую массу транспортного средства и уровень мощности комплектующей силовой установки.

Категория А. Водительское удостоверение такого типа позволяет управлять мотоциклом с боковым прицепом или же без него. Общая снаряженная масса транспортного средства не должна превышать 400 кг. При этом мотоцикл может иметь двухколесное, трехколесное или четырехколесное исполнение.

Категория B. Наличие такой категории предоставляет возможность водить автомобиль, масса которого не превышает 3,5 т. Количество пассажирских мест в салоне должно быть не более 8-ми. Такое удостоверение позволяет управлять автомобилем с прицепом. Снаряженная масса последнего не должна превышать 750 кг. При условии превышения этого показателя итоговая масса состава не должна превышать массу авто без нагрузки.

Категория C. Позволяет управлять автомобилями с массой более 3500 кг и прицепом, вес которого не превышает 750 кг. Однако следует отметить, что грузовики категории D носитель удостоверения такого образца не имеет права водить.

Категория D. Владелец такой категории прав может осуществлять перевозку людей в транспортном средстве с более чем 8 пассажирскими местами. Такой автобус может дополнительно оснащаться прицепом с весом до 750 кг.

Категория М. Эта категория позволяет управлять мопедом и квадрициклом. Чтобы сделать такие права, достаточно открыть любую другую категорию.

Категории Tm и Tb. Необходимы водителям трамваев и троллейбусов. Это относительно новые категории водительских прав. Раннее просто использовались специальные отметки в правах стандартного образца.

Категория BE. Дополнительная категория, позволяющая управлять транспортными средствами из категории B с прицепом массой более 750 кг.

Категория CE. Имеет много общего с предыдущей категорией. Только в этом случае разрешается вождение транспортных средств из категории C. Масса используемого прицепа варьируется в пределах 750-3500 кг.

Категория DE. Такая категория позволяет управлять автобусом, количество пассажирских мест в котором больше восьми. При этом транспортное средство может оснащаться прицепом с массой от 750 кг до 3,5 т.

Подкатегории водительских прав

Некоторые подкатегории водительский прав открываются автоматически. Чтобы узнать сколько категорий такого типа доступно на сегодняшний день, достаточно ознакомиться с информацией, представленной ниже.

Категория A1. Эта категория необходима для управления мотоциклом, объем двигателя которого варьируется в пределах 50-125 кубических сантиметров. Речь идет о скутерах.

Категория B1. Позволяет водить транспортное средство с порожней массой не более 550-ти кг. При это его максимальная скорость держится на отметке 50 км/ч. Объем силового агрегата используемого транспортного средства не должен превышать 50 кубических сантиметров. Права категории В1 необходимы для управления трициклом и квадроциклом.

Важно! Для того, чтобы управлять квадроциклом и квадрициклом, необходимы различные категории водительских прав. В первом случае достаточно удостоверения категории М.

Категория С1. Необходима для управления автомобилем с массой от 3500 до 7500 кг, который может оснащаться прицепом не более 750-ти кг. Удостоверение данной категории не предоставляет возможности управлять автомобилями из категории D.

Категория С1Е. Выдается для управления транспортными средства с массой от 3,5 до 7,5 т. Машины могут оснащаться прицепом более 750-ти кг. При этом общая масса сцепленного состава не должна превышать 12-ти тонн.

Категория D1. Такая категория позволяет водить транспортное средство для перевозки пассажиров, способное вместить до 16-ти человек. Кроме этого, наличие категории D1 позволяет эксплуатировать такие машины с прицепом до 750 кг.

Категория D1E. Позволяет водить транспортные средства из категории D с прицепом более 750-ти кг. Общая масса снаряженного состава не должна превышать 12 тонн.

Важно! Есть важная особенность эксплуатации данной вариации транспортных средств — прицеп не должен использоваться для перевозки людей.

Видео: О новых категориях прав

Как открыть новую категорию прав?

Чтобы открыть новую категорию прав, необходимо предварительно пройти обучение и сдать практический экзамен. Довольно часто возникает необходимость в открытии категории В при открытой С. Идентичная потребность появляется при открытии категории А с имеющейся В.

Процедура начинается с теоретической части. После этого следует пройти практический экзамен, состоящий из различных упражнений, а затем закрепить все имеющиеся знания во время езды по городу.

Следует обратить внимание, что открытие новой категории имеет некоторые временные рамки. Чтобы получить категорию Е, водитель не менее года должен эксплуатировать транспортное средство из категорий B, C или D. Для открытия категории DE не меньше года должна быть открыта категория D.

Также возможна выдача особая категория водительских прав, предназначенная исключительно для управления транспортных средств с коробкой-автоматом. Чтобы пересесть на автомобиль с механической коробкой передач, необходимо предварительно сдать практическую часть экзамена.

Что в итоге?

Категория водительских прав позволяет эксплуатировать транспортное средство, отвечающее её требованиям. Вождение автомобиля с правами несоответствующей категории является прямым нарушением правил дорожного движения. При таком правонарушении на водителя налагается штраф, а транспортное средство отправляется на штрафстоянку. При этом владелец транспортного средства лишается возможности эксплуатировать автомобиль.

Учитывая такие суровые меры, при смене автомобиля, технические характеристики которого существенно отличаются от предыдущей модели, необходимо в обязательном порядке открывать новую категорию прав. Такой подход позволит избежать неприятных ситуаций на дороге и защит других участников дорожного движения.

Что означает AS в водительском удостоверении в пункте 12?

Водительские удостоверения нового образца приведены в соответствие с международными стандартами. Поэтому они не только поменяли внешний вид, но и получили дополнительные отметки. Так, в категории допуска B1 к управлению транспортным средством появилась отметка AS, смысл которой мы и рассмотрим.

Отметка AS в правах — что это такое?

Сокращение AS от английского Automotive Steering переводится, как автомобильное управление.

Такая отметка ставится в водительских правах только напротив одной категории – B1 и означает, что водитель допущен к управлению транспортными средствами с круглым рулем и автомобильным креслом.

Если автомобилист обучен на две категории – А и В – и подтвердил свои знания успешной сдачей экзамена, то обе категории будут обозначены в правах и отметка AS не проставляется. Т.е. ограничений по управлению транспортом с мотоциклетным рулем и сиденьем не имеется.

В случае, когда гражданин не имеет категории А, но допущен к категории В, на обратной стороне водительского удостоверения будет проставлен допуск к В и В1 с пометкой AS. Это означает, что он имеет право управлять не только автомобилем, но и трициклом или квадроциклом.

Так же существует случаи, когда вместо отметки «AS», прописывается расшифровка в п. 14 «B1» — автомобильная посадка или руль автомобильного типа.

Категория B1 c отметкой AS

Обозначение AS проставляется в документе только напротив категории В1. К ней допускаются лица в возрасте старше 18 лет и доказавшим свое право управлять автомобилем:

  • документом об обучении в автошколе;
  • медицинской справкой о состоянии здоровья, позволяющем управлять ТС;
  • успешной сдачей теоретического и практического экзамена.

Обозначение AS дает возможность управлять:

  • трициклом (средством передвижения, оснащенным тремя колесами) с объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см и развивающим скорость не более 50 км/ч;
  • квадроциклом (четырехколесными ТС) с массой до 350 кг и максимальной скоростью не выше 50 км/ч, а также массой до 400 кг (для грузовых до 550 кг), оснащенных силовым агрегатом мощность до 15 кВт.
Читать еще:  Как улучшить качество звука в машине

Все эти виды транспорта ранее никак не обозначались в правах. Необходимость введения в удостоверение водителя категории В1 возникла сравнительно недавно. Ранее управлять ими можно было, имея с собой соответствующие разрешения.

Однако, следует помнить, что отметка AS запрещает управлять транспортным средством с мотоциклетным рулем и посадкой. Это следует учитывать, иначе инспектор ГИБДД может выписать постановление о нарушении с взысканием штрафа, а также отправить транспорт на штрафную стоянку. Это повлечет дополнительные разбирательства и денежные затраты.

Где находится AS в правах нового образца?

Информация о категории транспортных средств, к управлению которыми допущен водитель, находится на обратной стороне удостоверения. Там находится таблица, состоящая из:

  • буквенного обозначения категории ТС;
  • графического изображения ТС;
  • пункт 10 – дата начала действия разрешения на управление;
  • пункт 11 – дата окончания действия разрешения на управление;
  • пункт 12 – водительский стаж в данной категории, для некоторых категорий указывается дополнительная пометка к ограничению управления ТС.

Соответственно, обозначение AS можно увидеть в пункте 12 категории В1.

Какие еще бывают отметки?

В разделе 12 указываются также ограничения действия водительского удостоверения в соответствующих категориях и подкатегориях транспортных средств:

  • АТ — для тех, кому предоставлено управление транспортом, оборудованным автоматической коробкой переключения передач;
  • MS (в категории A1) – допущенным к управлению ТС только с мотоциклетным рулем и посадкой при наличии категории А и отсутствии категории В;
  • ML (в категории М) – при наличии медицинских ограничений.

Дополнительно по медицинским показаниям в разделе 14 прав могут быть указаны следующие обозначения:

  • MC – ручное управление;
  • AT – управление транспортом с автоматической трансмиссией;
  • APS – автомобиль должен быть оборудован акустической парковочной системой;
  • GCL – водитель может управлять транспортом только с использованием корректирующих зрение медицинских изделий;
  • CF/HA — водитель может управлять транспортом только с использованием корректирующих слух медицинских изделий.

Что такое водительское удостоверение, кому и когда оно необходимо?

По действующему законодательству для управления любым автомобилем человеку требуется предварительно получить водительское удостоверение, в котором будет «открыта» соответствующая категория. Поэтому наличие подобного документа является обязательным в 2020 для вождения транспортного средства. Если человека остановит ГИБДД и у него не будет при себе ВУ, то он будет привлечен к ответственности. К тому же важно помнить, что в ПДД регулярно вносятся новые изменения.

Законодательство о водителях

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
  • Позвонить:
    • Федеральный номер: +7 (800) 511-86-74

Говоря о том, что такое ВУ, стоит отметить, что правила получения и использования этого документа четко указан в законодательстве. Так, в Постановлении Правительства №1090 от 1993 года прописаны ПДД, которые должны соблюдать все водители при управлении автомобилем. А вот в ФЗ №196 находятся все нормы, относительно того, каким образом должно осуществляться дорожное движение. Само водительское удостоверение – это основной документ водителя, подтверждающий право управлять определенным типом транспортного средства.

Историческая справка

Последние серьезные изменения в ФЗ №196 были внесены в 2013 году. Они дополняют к уже существовавшим категориям автомобилей новые, которых было внесено 6 шт. По обновленному законодательству, для получения права управления целым рядом транспортных средств теперь требуется «открывать» отдельную категорию в своем водительском удостоверении. Раньше для этого достаточно было сдавать на вождение, к примеру, только мотоциклов, без разделения по мощности. Изменения вступили в силу с 2014 года, когда были изменена тыльная часть ВУ:

  • внесены новые категории и дополнительные подкатегории;
  • добавлена отметка, что водителю разрешено управлять машиной, оборудованной исключительно коробкой «автомат».

Стоит знать! Серия и номер водительского удостоверения позволяют инспектору ДПС проверить через базу информация о водителе.

Расшифровка основных категорий

После всех последних нововведений в ВУ существует 16 различных категорий. В результате перечень автомобилей, к управлению которыми допускается водитель, получивший права по какой-либо одной из них, строго ограничен. Так, сегодня есть следующие категории:

КатегорияОписание
АПозволяет управлять тяжелыми мотоциклами, имеющими объем силовой установки более 0,125 л.
А1Мотоциклы, у которых мотор по объему не превышает 0,125 л.
ВДает возможность управлять легковыми авто, чья масса составляет не больше 3,5 т.
В1Квадроциклы, а также трициклы.
ВЕАвтомобили, категории В, оснащенные прицепом, чей вес не больше 0, 75 т.
СПозволяет водить грузовой транспорт, весом больше 3,5 т.
С1Небольшие грузовики чья масса варьируется в пределах 3,5-5 т.
СЕГрузовые машины с прикрепленным легковым прицепом.
С1ЕГрузовики, оборудованные прицепом весом не больше 0,75 т при максимальной массе состава не больше 12 т.
DАвтобусы, имеющие больше 8 мест посадочных мест.
D1Небольшие автобусы, в которых пассажирских кол-во мест пассажиров не превышает 16.
DEСочлененные типы автобусов либо оборудованные прицепом, весом до 0,75 т.
D1EС прикрепленный прицепом массой не больше 0,75 т, а также общим весом состава не превышающим 12 т.
MМопеды, а также скутеры небольшой мощности
TmТрамваи.
TbТроллейбусы.

Алгоритм получения водительского удостоверения

Разобрав, что такое водительское удостоверение, а также какие существуют сегодня категории, стоит рассмотреть процесс получения этого документа. Так, сделать это можно только в строго установленном законодательством порядке, завершив обучение в автошколе, а после сдав экзамены на вождение. Исходя из категории, права можно получить с разного возраста. На маломощный транспорт их выдают с 16 лет, а на легковые только с 18.

Медкомиссия

Прежде всего, с целью оформления ВУ требуется сначала получить медицинское заключение. В нем после прохождение медицинской комиссии должно быть указано, что гражданин по состоянию здоровья может управлять тем или иным видом транспорта. Так, исходя из обследования, могут вынести и следующие решения:

  • полный запрет на управление ТС по причине наличия противопоказаний по здоровью;
  • допуск к управлению, но при соблюдении определенных условий, к примеру, ношения очков для коррекции зрения;
  • ограниченный допуск, когда возможно получить права на строго ограниченные категории транспорта.

Экзамены

Дальше человеку требуется поступить в автошколу, где он должен будет пройти весь курс обучения. По завершению ему требуется сдать экзамен на допуск к управлению ТС в ГИБДД. Зачастую он проводится вместе с представителями автошколы. Во всех случаях он имеет классический вид и состоит из 3 частей:

  1. Первый этап заключается в проверке теоретических знаний. Проводится в виде экзамена, который следует сдавать на компьютере. Человеку дается 20 вопросов по теме ПДД, а также принципов оказания первой помощи.
  2. Следующий шаг состоит в проверке практических навыков потенциального водителя. Здесь происходит управление автомобилем на специальной площадке автошколы, где от человека требуется выполнить целый ряд маневров, от правильности выполнения которых зависит допуск к последнему этапу.
  3. Заключительным шагом является практическое вождение на городских улицах.

Стоит знать! Чтобы получить категорию «А», все практическое вождение проводится исключительно на закрытой площадке автошколы.

Экзамен будет признан пройдённым только в том случае, если потенциальный водитель допустил незначительное количество ошибок либо при их полном отсутствии. Пересдача возможна до 3 раз именно той части экзамена, которая была завалена. При этом она не ограничена во времени, но только спустя 1 месяц с прошлой попытки. После сдачи теоретической части граждане имеют право в течение 6 месяцев приступить к практической части.

Госпошлина

По завершению экзаменов, гражданин должен обратиться в ГИБДД, взяв с собой полный перечень документов, необходимых для оформления водительских прав. Однако до этого ему требуется оплатить госпошлину, составляющую 2 тыс. рублей. Получить реквизиты можно в любом отделении ГИБДД либо на официальном сайте этого органа власти. С целью оформления ВУ следует предоставить вместе с чеком об оплате госпошлины следующие документы:

  1. Паспорт заявителя, который используется для подтверждения его личности.
  2. Письменное заявление установленной формы.
  3. Медицинское заключение, указывающее на возможность управлять автомобилем по состоянию здоровья.
  4. Водительская карточка, подтверждающая прохождение обучение в автошколе.
  5. В случае подачи документов лицами, младше 18 лет, дополнительно требуется заверенное у нотариуса согласие родителей/опекунов на выдачу гражданину ВУ.

Как открыть новую категорию ВУ?

Когда возникает потребность открыть новую категорию в своих правах, требуется действовать в следующей последовательности:

  • сначала требуется пройти полный курс обучения в автошколе с целью получения права управления соответствующим типом транспорта;
  • дальше сдается экзамен в ГИБДД, состоящий классически из 3 частей (2 для мототранспорта);
  • подать стандартный перечень документов для оформления самого документа.

Важно! Для каждой новой категории требуется проходить отдельное обучение и сдавать экзамены вне зависимости от того, какие уже открыты.

Замена водительского удостоверения

Продолжительность действия подобных документов составляет 10 лет. За управление автомобилем с просроченными правами полагается штраф до 15 тыс. рублей. С целью замены прав, в случае их потери либо завершения период действия требуется также обратиться с заявлением в ГИБДД. Кроме него требуется предоставить следующие бумаги:

  • паспорт, в качестве удостоверения личности;
  • прежние права, если заявление подается по истечению срока годности;
  • документы, подтверждающие наличие регистрации, если эти данные отсутствуют в паспорте;
  • 4 фотографии паспортного формата на матовой бумаге 3,5х4,5 см;
  • справка, полученная в ФСС, подтверждающая отсутствие запрета на осуществление замены ВУ;
  • медицинская справка, указывающая на возможность по состоянию здоровья управлять транспортным средством;
  • квитанция, подтверждающая оплату госпошлины, составляющую 2 тыс. рублей.

Лишение водительских прав

Когда водитель нарушил определенные правила ПДД, по действующему КоАП за это полагается лишение прав. Но зачастую это происходит не сразу, а только после вступления в силу соответствующего постановления, если оно не было обжаловано в судебном порядке в установленное время. Единственным исключением является управление машиной в пьяном виде. Здесь инспектор вправе отстранить водителя от управления ТС только при выявлении данного факта.

Важно! В случае повторной поимки водителя пьяным за рулем, кроме лишения прав ему по ст. 264.1 УК РФ могут лишить свободы на срок до 2 лет.

Во всех иных случаях сотрудники ДПС не уполномочены осуществлять изъятие ВУ, что осуществлялось ранее. Сегодня они могут исключительно составить протокол, где зафиксировать соответствующие нарушения. Подобные изменения начали действовать с сентября 2013 года. Сегодня все решения, которые лишают возможность гражданина управлять автомобилем, принимают исключительно суд.

Особенности международного водительского удостоверения

Главным международным договором, регулирующим все тонкости автомобильного передвижения между государствами, считается женевская конвенция, заключенная еще в 1949 году, а также венская, подписанная в 1968 году в Вене. Все государства-подписанты взяли на себя обязательства в полной мере соблюдать условия, указанные в данном документе, а соответственно признавать на своей территории водительские удостоверения иных стран.

Так, согласно Венской конвенции признаются все официально выданные документы для управления ТС. Так, в России, начиная с 2011 года, водителям стали выдавать права, которые полностью соответствуют всем международным требованиям. По состоянию на 2020 год странами-участниками этого соглашения являются 75, хотя признали его силу на территории своей только 36 из них. Но существуют и другая особенность международных прав. Так, для въезда на территорию другой страны, кроме них требуется при себе иметь еще и национальные ВУ своего государства.

Важно! В России гражданам иностранных государств разрешается ездить по международным правам. Однако при себе они обязаны иметь также и свои национальные права. За их отсутствие полагается штраф в размере 500 рублей, согласно ст.12.3. КоАП РФ.

Подводя итоги

Важно помнить, что водительское удостоверение – это основной документ водителя, без которого человек не вправе управлять автомобилем. Для его получения требуется пройти обучение в автошколе и сдать экзамен. К тому же для получения права управлять разными категориями транспортных средств, следует делать это по отдельности для каждого типа.

Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.

Признаки подделки водительского удостоверения

Подделка водительского удостоверения — уголовно преследуемое преступление. Ст. 327 УК РФ определяет специальную меру наказания за изготовление и использование фальшивых документов. Фальсифицированные, незаконно изготовленные и сбываемые различными путями права, — это как раз то самый случай. Важно не только знать, как опознать подделку, но и понимать порядок действий, если подобный «документ» попал в руки водителя.

На что рекомендуют обращать внимание сотрудники ГИБДД

Под подделкой такого документа как водительское удостоверение, понимаются любые несанкционированные государством попытки создать и сбыть документы, не прошедшие полноценный процесс изготовления в специальных цехах, принадлежащих ГИБДД. Только эта организация обладает правом производить и выдавать удостоверения водителя.

Сотрудники Госавтоинспекции выделяют ряд признаков, по которым можно определить фальсификацию:

  • Самодельный бланк кустарного производства.
  • Явно «затертый» текст на документе, нанесение новых данных на эту область.
  • На удостоверениях старого образца может быть переклеено фото владельца.
  • Заметны неровности шрифта, строчки скошены, плохо пропечатаны.
  • Текст нечитабелен.
  • Фон фото, при условии, что бланк создан по старому образцу, имеет не красный, а любой другой цвет.
  • Месяц в дате выдачи проставлен не цифрами, а прописан словом.
  • Информация о категориях, находящаяся с тыльной стороны, отображена с ошибками, не в полной мере и без соответствующих изображений.

Важно: новые бланки водительских прав подделать гораздо тяжелее, поскольку их защита усовершенствована. Поэтому лучше осознанно заменить старые документы, что максимально обезопасит владельца в ситуации с угоном ТС вместе с удостоверением или при его утере.

Закон не обязывает менять старые права на изготовленные по новому образцу, поэтому некоторые владельцы просто ждут удобного момента для смены документа. Обычно он наступает по окончании срока действия. Но закон разрешает автовладельцу в любой момент обратиться в ГИБДД по вопросу замены удостоверения.

Как распознать поддельное удостоверение самостоятельно

Сейчас ни для кого не новость, что ушлые дельцы посредством СМИ предлагают оформление «настоящих» прав по сходной цене и в короткий срок. Безответственные владельцы авто прибегают к их услугам достаточно часто, что дает им возможность игнорировать длительный процесс обучения в автошколе. Естественно, поддельные права могут доставить немало проблем прочим участникам дорожного движения. Например, в случае ДТП это сильно осложнит процедуру установления степени вины каждого из участников. Есть специфические признаки подделки водительского удостоверения, для их обнаружения необходимо иметь:

  • лупу;
  • лампу ультрафиолетового свечения;
  • настоящее водительское удостоверение.
Читать еще:  Крепление подкрылков без саморезов

Итак, чтобы идентифицировать поддельное удостоверение, нужно детально изучить бумажный слой, находящийся под пленкой ламината. Делается это с помощью лупы и сравнения с настоящими правами. Бумага настоящего документа волокнистая, имеет защитные водяные знаки и специальную «сетку», предохраняющую от подделок. В свете ультрафиолетовой лампы на бланке отчетливо проступает надпись «RUS». Видны и красные волокна, незаметные глазу при дневном или электрическом освещении.

Далее нужно проверить полноценность оформления графы о категории прав. На настоящем документе информация о категории управления ТС фиксируется в специально выделенной ячейке, а все остальные — маркируются «звездочками». Теперь наступает черед проверки дат, проставленных на ВУ. На подлинном удостоверении это будет выглядеть так: дд.мм.гггг.

На обратной стороне настоящих прав размещена информация о категориях ТС. А кроме того, следует рассмотреть основной штамп, расположенный рядом со сведениями о владельце. На нем есть аббревиатура «ГИБДД» и два номера:

  • специальный код вверху;
  • код инспектора ГИБДД, выдавшего удостоверение — внизу.

Важно: основной отличительный признак подделки — это отсутствие защиты с помощью водяных знаков, волокон и пометок, видимых только в ультрафиолете.

Ну и конечно же, не стоит доверять конторам, обещающим быстрое и беспроблемное получение прав. При обнаружении такого удостоверения сотрудником ГИБДД владельцу грозит судебное разбирательство и штраф, а при наличии отягчающих обстоятельств — уголовная ответственность и лишение свободы.

Что называют частичной подделкой документа

Невзирая на понятие «частичная», такая фальсификация все равно предусматривает наказание, предусмотренное УК РФ. Под подобную трактовку попадают и схемы, которыми пользуются мошенники, выпуская фальшивые водительские удостоверения:

  • Изготавливают «срочные» права, при этом игнорируя процедуру внесения их в единую базу данных ГИБДД.
  • Оформляют удостоверение, используя настоящие данные гражданина, но с указанием иного региона проживания, поскольку это помогает сэкономить на транспортном налоге.
  • Изготавливают дубликаты, сохраняя все нужные атрибуты, включая знаки, категории, номера и прочее, но при этом вклеивают другое фото и проставляют чужую фамилию. В мошеннических кругах такой способ носит название «донорский».
  • Обман можно совершить и с помощью сотрудников Госавтоинспекции. Когда удостоверение оформляется в одном городе, а водитель прописан в другом, инспектор ГИБДД обязан направить соответствующий запрос по месту регистрации. За отдельную плату эта часть процедуры может быть проигнорирована.

Что говорит закон об изготовлении и использовании поддельных прав

Естественно, фальшивка не имеет регистрации ни в одном из территориальных центров ГИБДД, данных о ней нет в архивах государственных учреждений и страховых компаний. Первый же сотрудник дорожной инспекции, желающий проверить документы, обнаружит пробелы в базе данных и правонарушение моментально обнаружится.

Такой же исход ждет тех, кто предпримет попытку застраховать авто или пройти процедуру техосмотра, поскольку единая база ЕАИСТО также содержит данные о праве вождения относительно личности владельца.

Законом, а именно ст. 327 УК РФ, четко прописано определение поддельных водительских прав, включая их типичные и специфические черты. Кроме этого, в правовом акте отражены и иные правонарушения, осуществленные с документом. Под преступлением в области фальсификации документов понимают:

  • Полную подделку ВУ.
  • Частичную подделку ВУ.
  • Использование и распространение фальшивых прав.
  • Применение подделки с умыслом или без такового.
  • Укрывательство лиц, занимающихся изготовлением или продажей фальшивых прав.

В каждом случае предусмотрены своя мера наказания и штрафные санкции, касающиеся как нарушителя, так и его пособников. На текущий момент ст. 327 УК РФ дополнена федеральными подзаконными актами, например, законом №63 от 13 июня 1996 г., согласно которому нарушители могут получить условные сроки без изолирования от общества. Лишение свободы остается на рассмотрении суда и зависит от степени тяжести преступления и последствий, к которым оно привело.

Если задержали с подделкой

Даже в том случае, если водитель понятия не имел, что пользуется фальшивыми правами, это не умаляет его ответственности. В любом случае — владельцу подделки понадобится адвокатская помощь. При задержании не стоит паниковать и хамить сотруднику ДПС. Нужно попросить о полагающемся по закону звонке и связаться с любой службой помощи водителям в сложных ситуациях. Рекомендуется выполнять все, что будут советовать специалисты службы.

Инспектору передать все контакты лиц, от которых был получен поддельный документ. Записать максимально полную информацию об организации, изготавливающей права, и с ней обратится к предоставленному государством защитнику.

Важно: любые указания полицейских и сотрудников ГИБДД можно выполнять только после их согласования с адвокатом!

Нет смысла надеяться на то, что удастся долго водить ТС, имея на руках поддельное удостоверение. Инспектору патруля достаточно просканировать документ, чтобы понять — перед ним фальшивка. Проблемы, которые принесет такой документ, гораздо больше и серьезнее, чем возникающие во время легального прохождения курса автошколы. Владельцы авто, единожды попавшиеся на такой махинации, все оставшееся время будут находиться в своеобразном черном списке у сотрудников ГИБДД.

Можно ли вместо прав протянуть инспектору ГИБДД их ксерокопию?

Бывает, что сумка с документами оказывается забытой дома. При встрече с ГИБДД водитель пытается показать фотографию прав на телефоне или бумажную копию. Помогут ли они спастись от штрафа?

В скором времени все документы автомобилиста будут электронными. Сотрудник полиции сможет проверить их сроки действия и категории без непосредственной передачи удостоверения из рук в руки. Часть таких электронных баз уже функционирует. Можно ли ими воспользоваться уже сейчас, чтобы идентифицировать водителя, рассказывает член Ассоциации юристов России, заместитель председателя Общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Алексей Румянцев.

Электронные документы

Перед тем как отправиться в путь на своем железном коне, необходимо проверить наличие у вас в кармане трех основных документов для любого автомобилиста. Это свидетельство о регистрации транспортного средства, водительское удостоверение и страховой полис ОСАГО. Садясь за руль, всегда необходимо помнить, что согласно пункту 2.1.1 ПДД, водитель механического транспортного средства обязан всегда иметь эти документы при себе и по первому требованию сотрудников ГИБДД передавать их для проверки. Помимо водительского удостоверения нужно еще иметь регистрационные документы на прицеп, если он есть.

На данный момент в электронный вид переведен только страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности ОСАГО. Поэтому страховку можно возить с собой в распечатанном на принтере виде.

Посредством обращения к специальному сервису МВД России или через общедоступную базу РСА, инспектор ГИБДД может проверить подлинность е-ОСАГО (электронный страховой полис ОСАГО) на предмет того, какой автомобиль застрахован по данному полису, период действия страховки и внесен ли тот или иной водитель в качестве лица, допущенного к управлению данным транспортным средством.

Кроме того, сотрудник ГИБДД, осуществляющий проверку документов, может без труда посредством доступа к информационно-телекоммуникационной системе МВД России, установить наличие не только страховки ОСАГО и ее номер, но и посмотреть другую информацию, а именно, действительно ли данный автомобиль принадлежит вам, не находится ли он в розыске, а также выяснить сроки действия водительского удостоверения, его категорию и наложенные на водителя административные взыскания. Инспектор сразу увидит, лишен ли водитель права управления транспортным средством или нет. Однако эта информация еще не имеет статуса электронного документа. МВД России планирует выдавать водительские удостоверения и свидетельства о регистрации транспортного средства с электронным носителем информации только в будущем.

Поэтому на сегодняшний день наличие при себе водительского удостоверения, свидетельства о регистрации транспортного средства и копии страхового полиса является обязательным. Их отсутствие является нарушением пункта 2.1 ПДД. Если водитель забыл права и свидетельство о регистрации дома, то он будет привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.12.3 КоАП РФ и на него будет возложено взыскание в виде предупреждения или штрафа в размере 500 рублей.

Ксерокопия не поможет

К сожалению, имеющаяся в мобильном телефоне фотография, где водитель держит в руках водительское удостоверение, или завалявшаяся в автомобиле ксерокопия СТС, скорее всего, не понадобятся. Их наличие проверяется по паспорту. Однако чаще всего инспектора, посмотрев паспорт и проверив водителя по электронным базам, убедившись в наличии у него прав, отпускают такого водителя с миром. То есть они ограничиваются устным предупреждением, но только на первый раз. Если нарушение будет повторным, то помимо штрафа за совершение данного правонарушения в соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ применяется задержание транспортного средства, помещение на специализированную стоянку, а лицо, управляющее транспортным средством, подлежит отстранению от управления.

Между тем, внедрение электронных документов уже не за горами. Помимо электронного удостоверения водители будут получать права нового образца. Удостоверения и свидетельства будут снабжены микросхемой с бесконтактным интерфейсом. На их оборотной стороне разместят QR-код, предназначенный для автоматизированного учета и повышения сохранности записей, а также для защиты бланка и записей в нем от подделок. Разработчики таких документов предполагают, что в отсутствие сотовой связи и при невозможности выхода в интернет, инспектор ГИБДД при личном досмотре без труда сможет установить подлинность документа. Сейчас же водительское удостоверение и СТС в таких отдаленных районах без связи проверяются на предмет подделки, чаще всего визуально, и результат зависит от профессиональных навыков сотрудника полиции.

Водительское удостоверение

Примеры водительских удостоверений (лицевая сторона)

Води́тельское удостовере́ние — документ, подтверждающий право на управление соответствующими категориями транспортных средств.

Выдача регламентируется национальными законодательствами и международными соглашениями. Основными условиями являются соответствие кандидатов в водители ограничениям по возрасту (как минимальному, так и максимальному) и состоянию здоровья, а также сдача специальных экзаменов (теоретических и/или практических) в уполномоченных органах (в России — РЭО ГИБДД МВД).

В некоторых странах профессиональным водителям (шофёрам, дальнобойщикам) для осуществления трудовой деятельности дополнительно требуется специальное разрешение (например, Driver CPC [en] в Великобритании). Участие в некоторых автоспортивных соревнованиях предусматривает получение гонщиками специальных лицензий (например, суперлицензия в «Формуле-1»).

Содержание

  • 1 История
  • 2 Формат Венской конвенции о дорожном движении
    • 2.1 Российская Федерация
    • 2.2 Белоруссия
    • 2.3 Румыния
  • 3 Европейское водительское удостоверение
  • 4 Азия
    • 4.1 Таиланд
  • 5 Австралия
  • 6 Международное водительское удостоверение
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

История [ | ]

Автомобиль «Моторваген» Карла Бенца был шумным и дымным. Из-за жалоб горожан в 1888 году власти герцогства Баден дали ему письменное разрешение на использование его несовершенного транспортного средства на общедоступных дорогах. Впрочем, это разрешение ещё не считалось водительским удостоверением.

Первым в мире водительским удостоверением стала «справка о способности управлять транспортным средством с механическим мотором», вручённая 14 августа 1893 года префектом полиции Парижа Луи Лепином ныне неизвестному французскому автомобилисту.

Тогда подобные справки выдавались без каких-либо экзаменов, для их получения кандидат был должен лишь продемонстрировать умение управлять собственным автомобилем.

Обязательный экзамен был впервые введён в 1899 году в Чикаго. В Великобритании подобный экзамен был введён только в 1934 году [1] .

Первый российский шофёр получил удостоверение на управление автомашиной в 1900 году. Документ был введён постановлением Санкт-Петербургского градоначальника «О порядке пассажирского движения на автомобиле».

Как сообщает ИТАР-ТАСС, дореволюционные удостоверения содержали сведения об их владельце и его фотографию. Для их получения уже надо было сдавать экзамены, притом проверялось не только умение управлять автомобилем, но и знание городской географии.

В 1909 году Россия присоединилась к международной «Конвенции о передвижении автомобилей», и в стране была введена принятая за рубежом форма водительского документа.

В 1923 году Совнарком утвердил новое «Свидетельство на право управления экипажем», которое имело три категории. Высшая из них предполагала стаж вождения не менее 6 лет, а также умение отремонтировать автомобиль. Новые документы выдавались местной администрацией и имели различную форму. Это приносило определённые неудобства: свидетельства, выданные в Петрограде (Ленинграде), например, не признавались в Москве.

Лишь в 1936 году выдавать «права» стали органы внутренних дел, и они приобрели единую форму, а также новое название — «удостоверение шофёра». В 1963 году СССР присоединился к Женевской конвенции об автомобильном движении, и в стране появилось международное водительское удостоверение. С 1970-х годов было введено пять категорий водительских прав, каждая из которых обозначает право на управление определёнными транспортными средствами.

Время от времени вводились и упразднялись талоны предупреждений к водительским удостоверениям. Они выполняли двойную функцию: накопительный учёт баллов за правонарушения и роль временного водительского удостоверения при изъятии основного (требовался паспорт или иное удостоверение личности). В талоне, выдаваемом совместно с водительскими правами, имевшими вид отдельной книжки, указывались 8 видов грубых нарушений правил движения, за совершение любого из которых производилась отметка о предупреждении. Отметка производилась посредством перфорации соответствующего пронумерованного сектора талона.

Водительские права, выданные в Москве капиталисту Юлию Гужону (1908). Эти права привязаны к единственному автомобилю «Ла-Буир» в 15 л. с. У Гужона была ещё машина, 20-сильный «Вестингауз», и соответственно, другие права.

Водительское удостоверение, выданное заключённому ГУЛАГа, январь 1941

Удостоверение шофера, 1955

Обложка удостоверения шофёра, 1955

Талон предупреждений, 1974 г.

Обложка водительского удостоверения СССР, 1985 г.

Формат Венской конвенции о дорожном движении [ | ]

Венская конвенция о дорожном движении 1968 года установила для стран-участников общие требования к водительским удостоверениям и порядку допуска водителей к дорожному движению [2] . С 29 марта 2011 года вступили в силу поправки, определившие в том числе внешний вид и необходимые сведения для национальных водительских удостоверений [3] .

Статья 41 Конвенции обязывает каждого водителя автомобиля иметь водительское удостоверение. Страны-участники Конвенции обязаны обеспечить выдачу ВУ только лицам, обладающим необходимыми знаниями и навыками, после успешной сдачи ими теоретических и (или) практических экзаменов компетентным органам. Условия для успешной сдачи экзаменов должны быть предусмотрены в национальном законодательстве.

Любое национальное водительское удостоверение, соответствующее требованиям и предписаниям Конвенции, признаётся действительным на территории всех государств-участников Конвенции (кроме удостоверений ученика-водителя [en] ). При этом государства-участники могут не признавать действительным на своей территории водительское удостоверение, владельцу которого не исполнилось 18 лет (или 21 год для категорий «C», «D», «CE», «DE»).

Читать еще:  Как залить тосол без воздушных пробок

Требования к внешнему виду ВУ перечислены в Приложении 6 Конвенции. Согласно им, национальное водительское удостоверение должно представлять собой документ размером 54×86 мм (формат ID-1 ИСО/МЭК 7810 [en] ). Удостоверение может изготавливаться из пластика или бумаги. Цвет — предпочтительно розовый. На передней стороне удостоверения наносятся слова «Водительское удостоверение» на национальном языке (или национальных языках) страны, в которой выдано удостоверение, а также её название и/или отличительный знак.

В удостоверении указываются:

  • Фамилия;
  • Имя, другие имена;
  • Дата и место рождения (место рождения может быть заменено другими точными сведениями, определёнными национальным законодательством);
  • Дата выдачи удостоверения;
  • Дата истечения срока действия удостоверения;
  • Наименование или печать органа, выдавшего удостоверение;
  • Идентификационный номер[en] для целей регистрации;
  • Номер удостоверения;
  • Фотография владельца;
  • Подпись владельца;
  • Обычное место жительства;
  • Категории (подкатегории) транспортных средств, на которые распространяется действие удостоверения;
  • Дата выдачи удостоверения для каждой категории (подкатегории) транспортных средств;
  • Дата окончания действия удостоверения для каждой категории (подкатегории) транспортных средств;
  • Дополнительная информация или ограничения в ированном виде, касающиеся каждой категории (подкатегории) транспортных средств;
  • Информация для целей регистрации в случае изменения страны обычного местожительства;
  • Информация для целей регистрации либо другая информация, касающаяся безопасности дорожного движения.

Места, отведённые для внесения записей, определяются национальным законодательством, но предпочтительно, чтобы пункты 1—7 указывались на одной и той же стороне удостоверения. Также национальным законодательством на удостоверении может предусматриваться место для хранения информации, вводимой электронным образом (штрих, чип, машиночитаемая запись и т. п.).

Все записи в удостоверении должны выполняться буквами латинского алфавита или транслитерированы латиницей.

Российская Федерация [ | ]

Белоруссия [ | ]

С 1 февраля 2011 года в Белоруссии были введены водительские удостоверения, соответствующие требованиям Венской конвенции о дорожном движении. Обмен — по заявительному принципу [4] .

Румыния [ | ]

11 октября 1913 года в Румынии было выдано первое водительское удостоверение [5] .

Категории водительских прав с расшифровкой

  • Категории машин по ПДД
  • Значение пунка 12 в ВУ
  • Вопрос-ответ

Категория и подкатегория дает возможность водителю управлять тем или иным транспортным средством. На сегодняшний день их насчитывается шестнадцать и каждую можно классифицировать в соответствии с предназначением:

Маловесное транспортное средство;

Транспорт с прицепом;

ТС для перевозки пассажиров.

Категории автомобилей по ПДД 2021 года

Беря в руки водительское удостоверение, мы знаем, что будет открыта категория, на которую было пройдено обучения, но с удивлением обнаруживаем еще как минимум одну дополнительную подкатегорию, и не всегда знаем, что она обозначает.

Чтобы не было сомнений, ниже представлена расшифровка категорий и подкатегорий ТС в водительском удостоверении.

Категория и подкатегорияТип транспорта
АМотоциклы
A1Легкие мотоциклы с мощностью двигателя от 50 до 125 куб.см и максимальной мощностью до 11кВт
BАвтомобили с максимальным весом, не превышающим 3,5 тонны и числом мест, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.
B1Трициклы и квадрициклы
BEАвтомобили категории В с прицепом, масса которого составляет более 750 килограммов.
CАвтомобили с массой свыше 3,5 тонны, в том числе с прицепом до 750 кг
C1Автомобили с максимальным весом от 3,5 тонн до 7,5 тонн
CEАвтомобили категории С с прицепом, масса которого составляет от 750 кг до 3,5 тонн
С1ЕАвтомобили категории С1 с массой свыше 3,5 тонн, но не превышает 7.5 тонн сцепленных с прицепом, масса которого превышает 750 кг, при общей сумме не более 12 тонн
DАвтомобили для перевозки пассажиров, которые имеют более 8 сидячих мест, помимо места водителя, в том числе с прицепом массой до 750 кг.
D1Автомобили с количеством мест 8-16, помимо места водителя
DEАвтомобили категории D с прицепом массой от 750 кг до 3,5 тонн
D1EАвтомобили категории DE с прицепом, масса которого не менее 750 кг, но не более 12 тонн
MМопеды, скутеры и квадроциклы объемом до 50 куб.см
TmТрамваи
TbТроллейбусы

Данное описание категорий в правах водителя в России актуально на сегодняшний день.

Не стоит забывать, что автомобильные права одни для всех категорий, то есть открывая новую категорию, у вас будет одно удостоверение с проставленными отметками для управления разрешенным ТС.

Чтобы легче запомнить обозначение категорий транспорта в ВУ, нужно выделить 5 главных категорий : А — мотоциклы, В — легковые, С — грузовые, D — автобусы, М — мопеды. A1, B1, C1, D1 — подкатегории, а BE, CE, DE, C1E, D1E — управление с прицепом.

Не многие участники дорожного движения знают, что для управления транспортным средством нужно открыть соответствующую категорию вождения. Например, если у вас открыта “В”, то вам нельзя управлять грузовым автомобилем или автобусом, но граждане порой пренебрегают этим правилом. За подобное нарушение полагаются существенные штрафы. Классификация ТС по категориям не зря придумана, ведь управлять грузовиком сложнее, чем легковым авто. Не зная габариты и особенности управления, можно спровоцировать ДТП.

Что означает пункт 12 в водительском удостоверении

Существуют различные обозначения на водительском удостоверении, которые что-то разрешают или запрещают. 12 пункт является столбцом для специальных отметок. Зачастую, водители видят напротив подкатегории “В1” отметку “AS”. Она означает только то, что водитель имеет право управлять мотоциклом или трициклом с автомобильным типом руля. Или, садиться за руль двухколесного транспорта, где имеется сиденье автомобильного типа. Более подробно значение метки “AS” мы рассматривали в этой статье.

Существует еще один тип отметки, это “MS”. Она позволяет управлять двухколесным ТС с мотоциклетным типом руля и соответствующей посадкой. Ставят ее, если открыта категория “А” или “А1”. Если водителю доступны обе категории,то отметка не ставится.

Также возможна отметка “АТ” — автоматическая трансмиссия, и “ML” — при наличии медицинских ограничений к категории М.

В этой статье мы рассматривали вопрос отметок в водительском удостоверении более детально.

Вопрос-ответ

Пункт 14 в водительском удостоверении означает еще одно место для специальных отметок. Там может быть указан стаж вождения или отметка, что управление ТС без линз невозможно.

Существует 5 главных категорий : А — мотоциклы, В — легковые, С — грузовые, D — автобусы, М — мопеды. A1, B1, C1, D1 — подкатегории, а BE, CE, DE, C1E, D1E — управление с прицепом.

Категории прав

Категория водительских прав обозначает группу транспортных средств, которой может управлять владелец водительского удостоверения.

Существуют 6 основных категорий: А — мотоциклы, B — легковые автомобили, C — грузовые автомобили, D — автобусы, М — мопеды, 4 подкатегории: A1, B1, C1, D1, и специальные категории для управления автомобилями с прицепом BE, CE, DE, C1E, D1E.

Например, водительское удостоверение категории B позволяет управлять только легковыми автомобилями и не разрешает садиться за руль маршрутного такси или автобуса (для этих транспортных средств нужны водительские права категории Д).

В этой статье будут рассмотрены категории и подкатегории водительских прав, а также особенности их использования при управлении транспортными средствами.

Категория или подкатегорияТип транспортного средства
АМотоциклы
А1Легкие мотоциклы
ВЛегковые автомобили
ВEЛегковые автомобили с прицепом
В1Трициклы
СГрузовые автомобили
СEГрузовые автомобили с прицепом
С1Легкие грузовики
С1EЛегкие грузовики с прицепом
DАвтобусы
DEАвтобусы с прицепом
D1Небольшие автобусы
D1EНебольшие автобусы с прицепом
ММопеды
TmТрамваи
TbТроллейбусы

Водительское удостоверение категории А

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее — право на управление транспортными средствами):

Категория «А» — мотоциклы;

Водительское удостоверение категории А позволяет управлять любыми мотоциклами, в том числе и мотоциклами с коляской.

Кроме того, водительское удостоверение категории A позволяет управлять и мотоколясками, которые в настоящее время на дорогах встретить чрезвычайно сложно.

Напомню, что к мотоциклам в соответствии с ПДД относятся двухколесные транспортные средства с боковым прицепом или без него. Коме того, категория А позволяет управлять трехколесными и четырехколесными транспортными средствами, которые в снаряженном состоянии имеют массу не более 400 кг.

Водительское удостоверение подкатегории А1

Подкатегория «А1″ — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;

Подкатегория А1 позволяет управлять мотоциклами с небольшим объемом двигатели и небольшой максимальной мощностью.

Отмечу, что водители, имеющие в правах категорию А могут управлять и транспортными средствами подкатегории А1.

Водительское удостоверение категории В

Категория «В» — автомобили (за исключением транспортных средств категории «А»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;

Водительское удостоверение категории В позволяет управлять легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами, соответствующими вышеприведенным требованиям. Также категория B позволяет управлять мотоколясками и автомобилями с прицепом (разрешенная максимальная масса которого не более 750 кг).

Если разрешенная максимальная масса прицепа превышает 750 килограммов, то к составу транспортных средств предъявляются дополнительные требования:

1. Разрешенная максимальная масса прицепа не должна превышать массы автомобиля без нагрузки.

2. Суммарная разрешенная максимальная масса автомобиля и прицепа не должна превышать 3,5 тонны.

Для управления автомобилем категории B с тяжелым прицепом, водителю потребуется категория BE:

Категория «ВЕ» — автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;

Водительские права подкатегории B1

подкатегория «В1″ — трициклы и квадрициклы;

В настоящее время подробная информация по транспортных средствам категории B1 отсутствует. Хочу лишь заметить, что «квадрИцикл» и «квадрОцикл» это не одно и то же. Поэтому обычные водительские права на квадроцикл не подойдут.

Водительские права категории С

Категория «С» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Водительские права категории С позволяет управлять только тяжелыми (более 3500 кг) грузовиками, а также грузовиками с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

Обратите внимание, категория C не дает права управления легкими (меньше 3500 кг) грузовиками и легковыми автомобилями.

Для управления автомобилем категории С с тяжелым (более 750 кг) прицепом, водителю потребуется дополнительная категория CE:

категория «СЕ» — автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;

Водительские права подкатегории С1

Подкатегория «С1″ — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «С1″, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

К подкатегории С1 относятся легкие грузовики, разрешенная максимальная масса которых не превышает 7,5 тонн. Также эта подкатегория позволяет перевозить и легкий прицеп (до 750 кг).

Водители, имеющие основную категорию С, могут управлять и транспортными средствами подкатегории С1.

Подкатегория «С1Е» — автомобили подкатегории «С1″, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная

Водительское удостоверение категории D

Категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Водительское удостоверение категории Д позволяет управлять автобусами различных размеров, не зависимо от их разрешенной максимальной массы, а также автобусами с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг. Для более тяжелых прицепов также требуется водительское удостоверение категории DE.

Категория «DЕ» — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;

Подкатегория D1

Подкатегория «D1″ — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1″, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Подкатегория D1 позволяет водителю управлять маленькими автобусами, имеющими от 9 до 16 сидячих мест. Также эта категория разрешает использовать легкий прицеп массой до 750 кг.

Для более тяжелых прицепов водителю потребуется категория D1E:

Подкатегория «D1Е» — автомобили подкатегории «D1″, сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн.

Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами категории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом категории D1E.

Категория E

В настоящее время категория E из водительских удостоверений исчезла. На смену ей пришли, представленные выше, категории BE, CE, C1E, DE, D1E.

Категория M

Категория «M» — мопеды и легкие квадрициклы;

Новая категория М, введенная 5 ноября 2013 года, позволяет управлять мопедами и легкими квадрициклами.

Управлять транспортными средствами категории М также могут и водители, у которых нет категории М, но есть любая другая категория водительских прав.

Обратите внимание, что удостоверение тракториста-машиниста не позволяет управлять мопедами.

Категории Tb и Tm

Категория «Tm» — трамваи;

Категория «Tb» — троллейбусы;

В 2015 году для управления трамваями и троллейбусами требуются специальные категории водительских прав.

Напомню, что раньше троллейбусы и трамваи не выделялись в отдельные категории прав. Информация об управлении этими транспортными средствами заносилась в графу «особые отметки» водительских прав.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector