Camgora.ru

Автомобильный журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вентиляционные отверстия в аккумуляторе

Вентиляционные отверстия в аккумуляторе

1. Общая часть

Настоящая инструкция разработана на основании:

1.1. «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей

Российской федерации (УДК621.311.004.24.)»;

1.2. Технических описаний и инструкций по эксплуатации приточно-вытяжной

вентиляции в помещении А.Б. (аккумуляторных батарей);

1.3. Настоящая инструкция определяет основные положения по эксплуатации и ремонту приточно-вытяжной вентиляции.

1.4. Эксплуатация оборудования приточно-вытяжной вентиляции в помещениях А.Б. заключается в следующем:

— надзор за работой оборудования путем производства осмотра;

-своевременное выявление дефектов и неполадок оборудования;

-своевременное проведение ремонтов и профилактического испытания оборудования.

1.5. Инструкция по эксплуатации рассчитана на обслуживающий персонал (оперативный, оперативно-ремонтный, ремонтный), прошедший обучение и обладающий знаниями и навыками изложенными в нормативно технической документации.

1.6. Все работы выполняются при строгом соблюдении « МПОТ» в части приближении к токоведущим частям, находящихся под напряжением (таб.1.1 МПОТ).

2. Устройство

2.1. Помещения А.Б. на подстанциях находятся в ведении службы подстанций.

2.2. Помещения, в которых установлены А.Б. типа СК, Варта, 3 OpzS-150 должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией.

2.3. Вытяжные отверстия должны обеспечивать удаление 1/3 вытяжного воздуха из верхней зоны и 2/3 воздуха из нижней зоны.

2.4. Помещения А.Б. оборудованные кислотными аккумуляторами, должны иметь вентиляцию, обеспечивающую предельно допустимую концентрацию тумана серной кислоты 1мг/м3 на уровне 1,5 метра от пола, количество водорода не более 0,7 по объёму.

2.5. Кроме того, помещение аккумуляторной должна быть оборудована естественной вытяжной вентиляцией, которая обеспечивает не менее чем однократный обмен воздуха в час.

2.6. Дверь из аккумуляторной в тамбур и дверь из тамбура в производственное помещение должны открываться наружу, и обе двери всегда должны быть плотно закрыты, чтобы газы и туман электролита не проникали из аккумуляторной в другие помещения.

2.7. Дверь помещения А.Б. должна иметь самозапирающиеся замок, который свободно отпирается с внутренней стороны без ключа.

2.8. Выключатели приточно-вытяжной вентиляции аккумуляторной должны быть расположены снаружи, при входе в помещение.

2.9. Приточно-вытяжная вентиляция помещений А.Б. должна устанавливаться отдельно от общей вентиляции помещений.

2.10. Расстояние от верхнего края верхних вентиляционных отверстий до потолка должно быть не более 100мм.

2.11. При устройстве принудительной вытяжной вентиляции вентилятор должен иметь взрывобезопасное исполнение.

2.12. Выброс газов должен производиться через шахту, возвышающуюся над крышей здания не менее чем на 1,5 м. Шахта должна быть защищена от попадания в неё атмосферных осадков. Включение вентиляции в дымоход или общую систему вентиляции здания запрещается.

2.13. Отсос газов должен производиться как из верхней, так и из нижней части помещения со стороны, противоположенной притоку свежего воздуха. Если потолок имеет выступающие конструкции или наклон, то должна быть предусмотрена вытяжка воздуха соответственно из каждого отсека или из верхней части пространства под потолком.

2.14. Металлические вентиляционные короба не должны располагаться над открытыми аккумуляторами.

2.15. Применение не инвентарных вентиляционных коробов в помещениях аккумуляторных батарей не допускается.

2.16. При применении электроподогрева, при заборе наружного воздуха при отрицательной температуре должны быть приняты меры против заноса искр через приточный канал.

3. Эксплуатация приточно — вытяжной вентиляции

3.1. В процессе эксплуатации для поддержания оборудования приточно-вытяжной вентиляции в исправном состоянии должны проводиться следующие виды технического обслуживания:

— профилактическое восстановление (ремонт).

Текущие и капитальные ремонты оборудования выполняются по мере необходимости.

3.2. Осмотр приточно-вытяжной вентиляции электромонтер по обслуживанию подстанции производит ежедневно при приемке смены, а в электроустановках без местного оперативного персонала – 1раз в месяц.

3.3. Профилактический контроль и профилактическое восстановление (ремонт) осуществляется обученным персоналом по результатам осмотра и выявленным дефектам.

3.4. Поток воздуха из вентиляционных каналов не должен быть направлен на поверхность электролита аккумуляторных батарей.

3.5. При повышении температуры в помещении А.Б. выше +25 С, приточно — вытяжная вентиляция должна включаться автоматически а при +20С отключаться.

3.6. В аккумуляторных помещениях приточно-вытяжная вентиляция должна включаться перед началом заряда и отключаться не ранее чем через 1,5 часа после окончания заряда.

3.7. Приточно-вытяжная вентиляция при ускоренном заряде батареи повышенным напряжением должна быть включена в течение всего времени заряда, при этом должно быть предусмотрено сблокированное включение зарядного устройства с приточно-вытяжной системой помещения А.Б. и его автоматическое отключение при неработающем вентиляторе.

4. Меры безопасности при эксплуатации и ремонте приточно-вытяжной вентиляции

4.1. При работах, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом приточно-вытяжной вентиляции, необходимо соблюдать меры, исключающие поражение обслуживающего персонала электрическим током и получение химических ожогов, а также меры, обеспечивающие условия взрывобезопасности и пожаробезопасности в местах размещения приточно-вытяжной вентиляции.

4.2. При работах в помещениях аккумуляторных батарей, в которых расположена приточно-вытяжная вентиляция следует всегда помнить, что аккумуляторы имеют очень низкое внутреннее электрическое сопротивление. Поэтому при случайном коротком замыкании, даже на одном элементе аккумуляторной батареи, возникают большие токи разряда, что может явиться причиной сильных ожогов персонала, взрыва и выхода из строя части или всей батареи.

4.3. В помещениях аккумуляторных батарей, при техническом обслуживании и ремонте приточно-вытяжной вентиляции запрещается производство работ в одежде, способной накапливать статическое электричество.

4.4. При работах, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом приточно- вытяжной вентиляции при попадании брызг кислоты или электролита на кожу необходимо немедленно снять кислоту тампоном из ваты или марли, место попадания промыть водой, затем 5%-ным раствором питьевой соды и снова водой, при попадании брызг кислоты или электролита в глаза необходимо промыть их большим количеством воды. Кислота, попавшая на одежду, нейтрализуется 10%-ным раствором кальцинированной соды.

4.5. При работах в помещениях аккумуляторных батарей с аккумуляторами, находящимися в нормальном режиме работы (не заряда), пользование инструментом и приборами, способными произвести искрообразование, должно допускаться на расстоянии, превышающем 0,5 м от элементов аккумуляторов. Допускается применение только переносных ламп, установленных во взрывобезопасную арматуру.

4.6. Если в помещениях аккумуляторных батарей при техническом обслуживании и ремонте приточно-вытяжной вентиляции необходимо произвести работы, связанные со сваркой, пайкой, использованием абразивного или другого оборудования, способного вызвать искрообразование, батарея должна быть отключена от электропитающей установки и нагрузки на все время проведения работ, а помещение перед началом работ должно быть искусственно проветрено в течение часа.

Вентиляционные отверстия в аккумуляторе

  • Главная
  • Обслуживание автомобиля
  • Устройство автомобиля
  • Контакты

Основные работы по техническому обслуживанию аккумуляторной батареи

ТО-1. Обтереть насухо поверхность аккумуляторной батареи и осмотреть батарею снаружи. Прочистить вентиляционные отверстия в крышках или пробках.

Проверить и, если нужно, подтянуть крепле­ние аккумуляторной батареи в гнезде; надежность присоединения клемм проводов к выводам смазку их поверху техническим вазели­ном; уровень электролита во всех аккумуляторах (при необходимости долить дистиллированную воду).

Проверить, нет ли течи электролита из бака. Аккумуляторную ба­тарею — моноблок, который имеет трещину, сдать в ремонт.

ТО-2. Выполнив работы первого технического обслуживания, необ­ходимо проверить плотность электролита, работоспособность и сте­пень заряженности батареи. Если аккумуляторная батарея разря­жена или неисправна, ее нужно сдать в ремонт.

СО. В северных районах с резко континентальным климатом и тем­пературой зимой ниже —40° С довести весной и осенью плотность электролита до нормы (см. табл. 4). Плотность электролита проверяет­ся ареометром.

При -переходе на зимнюю эксплуатацию утеплить аккумуляторную батарею. Очистить поверхность аккумуляторной батареи от электро­лита чистой тряпкой, смоченной в 10-процентном растворе нашатыр­ного спирта или кальцинированной соды. Поверхность затем протирают сухой тряпкой.

Уровень электролита проверяют при помощи стеклянной трубки (см. рис. 67, а). Трубку опускают в отверстие до упора в предохранительный щиток; верхнее отверстие трубки закрывают плотно пальцем и вынимают ее. Высота столбика электролита в трубке покажет уровень электролита (12—15 мм).

Доливая дистиллированную воду или электролит в аккумулятор, имеющий вентиляционное отверстие, нужно снять пробку и плотно надеть на стержень с вентиляционным отверстием. В заливное отвер­стие добавляют дистиллированную воду или электролит, пока уровень его не сравняется с кромкой трубки заливного отверстия. Затем снять пробку со стержня вентиляционного отверстия. Уровень электролита в этом случае будет достаточным.

О степени заряженности батареи можно судить по плотности элект­ролита, которая проверяется ареометром. Уменьшение плотности на 0,01 показывает, что аккумулятор разряжен на 6%. Если даже один аккумулятор разряжен зимой более чем на 25%, а летом на 50%, то его нужно зарядить. Более точно степень заряженности аккумулято­ра проверяется нагрузочной вилкой.

Электролит, а тем более серная кислота, попав на кожу, вызывает ожог, а при попадании на одежду из хлопчатобумажной ткани приво­дит к ее порче. Поэтому обращаться с кислотой и электролитом нужно очень осторожно. При работе с аккумуляторами необходимо иметь резиновые рукавицы, передник и защитные очки. Попавшие на кожу «ли одежду кислота или электролит должны быть сразу смыты раствором соды, а затем чистой водой. При ожогах немедленно обратиться к врачу. При работе с аккумуляторной батареей нельзя пользоваться открытым пламенем, так как это может привести к взрыву гремучего газа, образовавшегося в сосудах над пластинами. Не допускается ус­тановка батареи в кабине водителя.

Закупорка вентиляционных отверстий может привести к разруше­нию бака, так как газы выделяющиеся при химических реакциях, скопляются под давлением внутри бака.

Как решить проблему перелива дистиллированной воды в аккумулятор?

Аккумуляторная батарея, как и любое устройство, требует к себе внимания. Когда на машине стоит необслуживаемый аккумулятор, профилактика сводится к содержанию в чистоте клемм.

В противном случае заботой владельца становится поддержание уровня и плотности электролита, достаточных для нормальной работы АКБ. Бывает, что владельцы переливают дистиллированную воду в банки аккумулятора.

Правильный уровень можно восстановить несколькими способами. Подробнее о том, что делать с переливом дистиллированной воды в аккумулятор, читайте в статье.

Как определить, что жидкости с избытком?

Уровень жидкости в АКБ проверяют визуально:

  • очистить корпус батареи от грязи;
  • снять минусовую клемму аккумулятора;
  • открутить крышки на каждой банке.

Состав должен полностью закрывать свинцовые пластины, не доставая до нижней кромки заливного отверстия. Уровень должен быть одинаков во всех отсеках.

Для точного измерения в банку одним концом опускают полую стеклянную трубку так, чтобы она доставала до дна. Затем зажимают верхний конец пальцем и извлекают наружу.

Избыток воды определяется и косвенным путем. При переливе раствор через вентиляционные отверстия в крышках выплескивается наружу, батарея перегревается.

Последствия

Если аккумулятор, в который перелили воду, не подзаряжался и не эксплуатировался, то летом ничего критически страшного не произойдет. В теплую погоду избыток воды вызывает ускоренную сульфатацию пластин.

Аккумулятор со временем начнет перегреваться, электролит закипать. Как следствие – быстрая разрядка, уменьшение срока службы батареи.

В сильные холода вода может замерзнуть. Последствия будут фатальны. В крайних случаях трескается корпус, при оттаивании едкая кислота вытекает наружу, повреждает лакокрасочное покрытие подкапотного пространства.

При умеренных морозах осыпаются пластины, теряется емкость батареи, она быстро разряжается, перестает вращать коленчатый вал при попытке запуска двигателя. Увеличивается риск замыкания банок АКБ. Такой аккумулятор долго не протянет.

Что делать, если перелил?

Пошаговая инструкция по избавлению от лишней жидкости представлена ниже:

От чего зависит выбор способа избавления от «лишнего» дистиллята?

Электролит состоит из серной кислоты, смешанной с дистиллированной водой. При правильных пропорциях концентрация кислоты будет соответствовать норме.

Для разных климатических поясов показатели электролита неодинаковы:

Средняя температура воздуха зимой, °CПлотность электролита при +25°C, г/см3
до зарядкипосле полной зарядки
– 30 и меньше1,271,29
от – 30 до – 151,261,28
от – 15 до – 41,241,26
от – 4 до + 41,221,24
От + 4 до + 61,201,22

Дальнейшие действия при завышенном уровне на исправном аккумуляторе зависят от консистенции жидкости. Радикальный способ восстановления плотности электролита – полная замена.

Процесс достаточно кропотливый и трудоемкий. Казалось бы, чего проще: открутить крышки, перевернуть АКБ, затем залить замену. После таких манипуляций батарею надо будет сразу поменять.

Электролит имеет смысл менять при чрезмерно низкой плотности, менее 1,18 г/см3, вызванной избыточной сульфатацией пластин.

Это сопровождается выпадением осадка, нужное соотношение компонентов традиционными способами не восстанавливается.

Определить такую ситуацию можно по появлению серого налета на пластинах, наличию обильных отложений на дне банок, мутной жидкости, быстрой разрядке. В других случаях можно восстановить состав и уровень жидкости, не меняя ее.

Сливание

Если все в норме, АКБ исправна, достаточно просто откачать резиновой грушей или большим шприцем излишки.

Последовательность действий такова:

  • отсоединить минусовую клемму, очистить корпус от грязи;
  • если необходимо, снять батарею с автомобиля и перенести туда, где температура воздуха не ниже 20°C;
  • подключить зарядное устройство;
  • полностью зарядить аккумулятор, сила тока не более 2А.
  • дать отстояться аккумулятору не менее 12 часов;
  • открутить крышки;
  • замерить плотность жидкости: ее величина должна соответствовать принятой для данного климатического пояса, разброс по отсекам не более 0,01 г/см3;
  • при нормальной плотности выкачать содержимое резиновой грушей или большим шприцем до достижения правильного уровня.
Читать еще:  На холостых падает температура двигателя зимой

Выпаривание

Применяют, когда воды больше чем надо, кислота в норме, уровень высок. Состав при этом недостаточно плотен.

При переливе воды так и происходит. Метод позволяет удалить излишки дистиллята при сохранении количества кислоты.

Принцип основан на том, что температура кипения воды при атмосферном давлении 100°C, а серной кислоты больше 300°C. Разогреть ее до такой температуры без применения специальных средств невозможно.

При перезарядке АКБ вода начинает кипеть. Образующийся пар через вентиляционные отверстия в крышках, или при открученных крышках, выходит наружу, почему и называют «выпаривание». Количество кислоты остается прежним.

Суть процесса — это периодические циклы: зарядка – контроль плотности – при необходимости долив:

  • к предварительно подготовленному исправному аккумулятору подключается зарядное устройство;
  • откручиваются крышки;
  • после проведения замеров крышки устанавливаются на место, но не закручиваются;
  • включается зарядное устройство, сила тока не боле 1,5 – 2А, напряжение в пределах 14,5 В.
  • после 12-и часового цикла с периодическим контролем уровня батарее дают отстояться 5 – 7 часов;
  • замеряется плотность.

Процедуру повторяют до достижения необходимого соотношения компонентов. Если при этом выкипело слишком много дистиллята, добавляют аккумуляторную кислоту и воду в пропорции, соответствующей данной плотности. Либо такой же электролит.

После этого будет необходим еще один цикл зарядки и проверки плотности. Если остался перелив, удаляют излишки. Их необходимо утилизировать, нельзя выливать, закапывать.

Восстановление плотности электролита заменой

Требуется, когда выпаривание не дает результата. Батарея при этом не имеет механических повреждений, замыкания банок нет, концентрация кислоты в растворе не повышается.

Для замены такого состава вдобавок к остальному понадобится мерная емкость:

  • на исправном, чистом, заряженном аккумуляторе из каждой банки выкачивается максимально возможное количество электролита;
  • объем измеряется в мерной посуде;
  • заливается такой же объем корректирующего состава;
  • смесь перемешивают, слегка покачивая батарею;
  • далее идет подзарядка не менее получаса;
  • по окончании дают отстояться 4 часа;
  • ареометром проверяют соотношение воды и кислоты.

Процедуру повторяют вплоть до получения состава с нужными характеристиками.

Видео по теме статьи

Что делать, если долил много воды в аккумулятор, подскажет видео:

Заключение

Поддерживать состояние электролита в оптимальных пропорциях критически важно. Это влияет на долговечность аккумулятора, пусковые свойства, устойчивость к морозам.

Мало приятного не завестись в холодный день и мучиться с прикуриваниями, или буксирами, эвакуаторами. Должный уход за АКБ обеспечит ее долгую и безотказную службу.

О дистиллированной воде, ее свойствах, применении, способах получения читайте тут.

Вентиляционные отверстия в аккумуляторе

Помещения для производства, хранения и подзарядки аккумуляторных батареи оснащаются приточно-вытяжной промышленной вентиляцией по строгим нормам

  • Вентиляция цеха

Расчеты, проекты, подбор и производство оборудования

Система удаления вредностей из производственного цеха, где происходит процесс электролиза, делится на верхнюю и нижнюю зону. Исходя из летучих свойств паров, две трети их вытесняются через вентотверстия, расположенные в нижней части помещения, а оставшаяся часть через вытяжные зонты и т.п. устройства вытяжной вентиляции.

Монтаж системы вентиляции аккумуляторных помещений

Системы вытяжной и приточной промышленной вентиляции с выводом вредностей монтируются в производственных цехах, на складах, в лабораториях и в аккумуляторных. Это объясняется процессом постоянного электролиза, в результате которого выделяются водород, вредные, в том числе свинцовые примеси, сурь кислота. Особенности аккумуляторных комнат, отделений предполагают наличие обособленной, вынесенной за рамки общеобменной приточно-вытяжной вентиляции производственного здания. Для взвешивания аккумуляторных батарей используются автомобильные весы до 60 тонн с электронным табло.

Пример вентиляции в аккумуляторной
Фото: пример аккумуляторного отделения изнутри

При монтажных работах ООО «СтройИнжиниринг» руководствуется нормами СниП. Вытяжная вентиляция, организованная на базе мощных вентиляционных отверстий, вытяжных вентиляторов и воздухоотводных устройств (воздуховоды, трубы, крышные вентиляторы, клапана). Цель вытяжных агрегатов отвести вредные примеси кислотные/щелочные примеси в соотношении 1:3 напольной и потолочной частей помещения. Т.е. из нижней (напольной) зоны выводятся 66% вредностей, тогда как из верхней (потолочной), забираются остальные 33%. В связи с постоянной работой в агрессивных средах, необходимо оснастить системы воздухообмена взрывозащищёнными корпусами, вентиляторами, решетками, воздуховодами.

Проектировщики нашей организации закладывают в проект пакет технических условий эксплуатации приточно-вытяжных систем.
Производство и эксплуатация кислотных аккумуляторов не должны создавать облако H2SO4 (серной кислоты), превышающее опасную, предельно допустимую концентрацию (ПДК) в 0,001 г на куб.м, и поднимающееся на высоту свыше 1,5 м от уровня пола.
Требования к работе со щелочными аккумуляторами предусматривают 2-кратный воздухообмен (по СНиП) и 0,7% максимальное содержание ПДК H2 (водорода).

Меры безопасности

Больше 2-ч вход /выходов в помещения с батареями не должны открываться одновременно. Для этого устанавливается автоматика открытия дверей, с тамбуром и шлюзом. Одновременное открытие входных проёмов аккумуляторной приведёт к попаданию вредных химикалий (электролиты, ядовитые газы, кислотно-щелочные испарения) в атмосферу административных и производственных помещений. Выключатели запуска и контроля вентсистемы располагаются вне батарейной комнаты. Прежде чем установить систему вентиляцию наши специалисты проверяют правильность открытия дверей (наружное), их герметичность при закрытии (рекомендованы уплотнители для работы в агрессивных средах), наличие автоматического замка с ручкой для беспрепятственного открытия изнутри. Зарядные и ремонтные помещения для стационарных батарей отмечаются предупреждающими и запретительными знаками.

Предупреждающие знаки в промышленной вентиляции
Правила установки вентиляции по книге Н.С.Хрюкина
  1. « Помещения аккумуляторной и кислотной должны быть оборудованы стационарной принудительной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим приводом.
    Кроме того, для вентиляции помещений аккумуляторной и кислотной должна быть оборудована естественная вытяжная вентиляция, которая обеспечивает не менее чем однократный обмен воздуха в час.
    В тамбуре аккумуляторной должен обеспечиваться подпор воздуха.
  2. Вентиляция оборудуется отдельно для кислотных и щелочных батарей.
    Выключатели вентиляционных систем аккумуляторной должны быть расположены снаружи, при входе в помещение.
    Необходимо предусмотреть сблокированное включение зарядного выпрямителя с вытяжной вентсистемой аккумуляторной и его автоматическое отключение при неработающем вентиляторе.
  3. На АТС емкостью 500 номеров включительно в аккумуляторных помещениях, оборудованных закрытыми и герметичными аккумуляторами, допускается естественная вентиляция в размере двукратного воздухообмена за час.
  4. Включение вентиляции аккумуляторной и кислотной в дымоходы либо общую систему вентиляции здания запрещается.
    Выброс газа должен проводиться через шахту, которая поднимается над крышей здания не менее чем на 1,5 м. Шахта должна быть защищена от попадания в нее атмосферных осадков.
  5. Вентиляционное оборудование вытяжных систем должно размещаться в изолированном помещении и предусматриваться во взрывобезопасном исполнении.
    Вентиляционное оборудование приточных систем может предусматриваться в обыкновенном исполнении, при условии установки самозапирающегося возвратного клапана на участке за вентилятором в месте выхода воздуха за границы венткамеры.
  6. Отсос газов должен проводиться как из верхней, так и из нижней части помещения и со стороны, противоположной притоку свежего воздуха.
    Если потолок имеет выступающие конструкции или наклон, должна быть предусмотрена вытяжка воздуха соответственно из каждого отсека либо верхней части пространства под потолком.
    Расстояние от верхнего края верхних вентиляционных отверстий до потолка должно быть не более 100 мм, а от нижнего края нижних вентиляционных отверстий до пола – не более 300 мм.
    Поток воздуха из вентиляционных каналов не должен быть направлен непосредственно на поверхность электролита аккумуляторов.
    Металлические вентиляционные короба не должны размещаться под аккумуляторами.
  7. Вентиляция помещения аккумуляторной должна обеспечивать температуру не выше 25°С, предельно допустимую концентрацию аэрозоля серной кислоты 1 мг/куб.м на уровне 1,5 м от пола, количество водорода не более 0,7% по объему.»
    Обратите внимание. Вышеуказанные правила не распространяются на помещения с герметичными батареями типа OPzV.
Как работает коллектив СтройИнжиниринг

Климатическое оборудование подбирается и устанавливается опытными специалистами компании своими руками (без посредников) по оптовым ценам. При проектировании объекта учитываются особенности и технические характеристики (кратность воздухообмена, объём, среднестатистические показатели наружной атмосферы) объекта — аккумуляторных с кислотными или щелочными батареями, трансформаторных и зарядных (ремонтных) помещений, исключаются ошибки.

Для сокращения конечной стоимости проекта, инженеры учитывают возможность использования естественной вентиляции, как наиболее экономной. Мы создаём комплексные климатические вентиляционные системы с механическим побуждением, кондиционированием, отоплением, водоснабжением, высокоточной электрикой не только для производственных, но и для офисных зданий, частных загородных домов, дач и коттеджей.

Наши бригады не выходят из расчётной сметы при работе в Москве и за её пределами, и сдают объекты по договору в срок, без исправлений и доработок. После пуско-наладочных действий объект берётся на гарантийное обслуживание по схеме, правилам, инструкциям и расценкам СРО.

Для заказчиков, которым требуется установка кондиционеров Daikin в квартире, рекомендуем ознакомиться с отзывами о нас на форумах вентиляции и заказать индивидуальный прайс лист. Наш цех занимается изготовлением и модернизацией осевых, центробежных, канальных вентиляторов, пластиковых и огнестойких воздуховодов, вентиляционных решеток, труб воздуховодов, автоматики для управления вентиляцией и дополнительного вентиляционного оборудования. Вы можете заказать промышленную систему любой сложности для офисов, магазинов, цехов, складов, а также проконсультироваться о том, как установить вентиляцию своими руками, например, в ванной.

Как долить воды в необслуживаемый аккумулятор

от Luke 16.07.2020, 21:36 обновлено 17.08.2020, 21:58 7 Г Комментариев

Современные машины оснащают преимущественно необслуживаемыми аккумуляторными батареями. Дистиллированная вода в них расходуется крайне экономично, а потому доливать ее на протяжении срока службы нет нужды.

Но иногда такая необходимость появляется, а водитель не знает, как долить воды в необслуживаемый аккумулятор, где пробки отсутствуют. Заправляются любые аккумуляторы, конечно, исключительно дистиллированной водой. Для этой процедуры потребуется медицинский шприц с достаточно длинной иглой, а также шило, маркер и автогерметик. А зачем его заправлять? А затем, что уровень электролита упадет, отчего может осыпаться свинец и вам придется приобретать новую батарею.

Корпуса необслуживаемых АКБ доливными отверстиями не обладают. Помимо малого расхода, у таких аккумуляторов и испарение воды малое спасибо лабиринтной системе, улавливающей пары, конденсирующей их и потом возвращающей обратно. Однако, через отверстие под вентиляцию водичка потихоньку испаряется. Поэтому для возвращения аккумулятору рабочего состояния можно предпринять попытку дозаправки.

Достав из моторного отсека источник питания, проверьте, насколько аккумулятор заряжен и каков внутри уровень электролита. Индикатор это покажет: при зеленом цвете уровень заряда нормальный (электролита, соответственно, тоже). Цвет черный сигнализирует, что необходима подзарядка, когда индикатор побелел, электролита осталось мало и нужна вода. Корпус батареи, напоминаем, наглухо закрыт. Поэтому снимите лишь наклейку, а саму крышку даже не пытайтесь.

Благодаря прозрачной пластиковой крышке, вы можете лицезреть камеру с перегородками. Определите, сколько в аккумуляторе банок и куда будете добавлять водичку. Проверьте плотность электролита. Предупреждаем, что шилом прокалывать отверстие придется с почти снайперской точностью. «Дырявим» сперва банку, содержащую индикатор плотности. В проколотое отверстие простым медицинским шприцем 5 мл долейте воду.

Дождавшись почернение индикатора следует подлить еще 20 мл. Для проверки уровня электролита следует иглу шприца опустить в батарейную банку и поршень шприца тянуть обратно. Когда электролит будет засасываться в шприц, на иголке маркером надо отметить уровень. Когда в аккумуляторе применен светлый полупрозрачный пластик, вы установите количество электролитического раствора легко, взглянув на свет.

В остальные аккумуляторные банки воду добавляйте согласно отметкам. Теперь осталось герметиком или резиновыми пробками заделать проделанные отверстия и встряхнуть с целью перемешивания электролита аккумулятора.

После всех вышеперечисленных процедур, подумайте: вы действительно поставите себе в машину полумертвый аккумулятор? Это того стоило? Ведь скорее всего этот аккумулятор подведет вас в самый неудачный момент!

  • Total 0

Прочитать позже В избранное В коллекцию Пожаловаться

Как предотвратить взрыв водорода в тяговом аккумуляторе

У взрыва аккумуляторов обидные причины — спешка, неаккуратность водителей, ошибки в обслуживании. При этом у свинцово-кислотных батарей есть одна особенность, которая повышает риск взрыва — это выделение водорода при зарядке. О тонкостях работы с такими аккумуляторами рассказывает Александр Логинов, генеральный директор компании «Энергоэлемент», которая продает и обслуживает все типы тяговых аккумуляторов.

Водород настолько взрывоопасен, что при концентрации в воздухе более 4% способен сдетонировать без внешнего воздействия, сам по себе. Столько водорода накопится за 2 часа, если мы возьмем пять самых ходовых батарей 48 В 500 А·ч и поставим заряжаться без вентиляции в типовой зарядной комнате. Но на деле такой концентрации не потребуется: достаточно тонкой струйки газа и искры — и аккумулятор рванет.

Читать еще:  Регулятор напряжения генератора к1216ен1

Почему образуется водород

Выделение водорода в свинцово-кислотных аккумуляторах — естественный процесс. Однако при ошибках в обслуживании этот газ образуется сверх меры. Чтобы разобраться, что это за ошибки, рассмотрим сначала, откуда вообще берется водород в батарее.

Зарядка аккумулятора проходит в три фазы. Первая — основной заряд, вторая — дозаряд и третья — перемешивающий или уравнительный заряд.

В первой фазе батарея принимает ток высокой мощности, а напряжение постепенно растет. Вся энергия поступает в пластины электродов и идет на восстановление свинца.

Вторая фаза начинается, когда напряжение достигло нужного уровня. Далее оно остается постоянным, а ток падает, пока батарея не зарядится до 100%. Сколько бы тока мы ни вливали после этого, пластины уже не смогут его принять.

Излишек тока будет уходить в воду и запустит ее электролиз — вода начнет разлагаться на молекулы кислорода и водорода. Аккумулятор «закипит» и будет выделять огромное количество энергии. Это и есть третья фаза.

Считается, что такого кипения нужно избегать. На деле не совсем так. Непродолжительное кипение аккумулятора необходимо: пузырьки газа поднимаются вверх и перемешивают разные по плотности слои электролита, чтобы выровнять. А вот затягивать кипение нежелательно.

Что усиливает выделение водорода

Зарядка трансформаторными устройствами с профилем WoWa. У зарядных устройств есть коэффициент перезаряда — он показывает, какой излишек энергии идет на третью фазу. Современные высокочастотные устройства подают разный ток в зависимости от фазы, а их коэффициент перезаряда равен 1,03—1,07. В отличие от них трансформаторные зарядные устройства WoWa подают ток постоянной мощности. Коэффициент перезаряда таких устройств составляет 1,2, то есть третья фаза начинается раньше, а водорода выделяется больше.

Зарядка горячей батареи также приводит к раннему началу третьей фазы. Чем выше температура, тем ниже напряжение, при котором начинается электролиз воды. Фактически из-за этого в не успевшей остыть батарее третья фаза начнется одновременно с первой. Батарея критически нагревается — до 90 градусов, это ведет к коррозии электродов и перерасходу воды. Если после заряда открыть крышку для долива воды, капли горячего электролита полетят наружу.

Зарядка аккумулятора без одного из элементов. Зарядное устройство подает ток высокой мощности, пока не получит нужное напряжение. Так как прибор заряжает не отдельные аккумуляторные элементы, а батарею в целом, нужное напряжение равно сумме напряжения всех элементов. Это число записано в профиле зарядного устройства, и прибор не может сделать перерасчет, если какого-то элемента нет. В итоге оставшиеся элементы получают перенапряжение, а избыток энергии идет в электролиз воды.

Работа на старых аккумуляторах более одного разряда в день. На новом аккумуляторе литр воды испаряется за пять-семь циклов работы, а на старых — за один-два. Чем ниже уровень электролита, тем больше внутри элемента пространства для скапливания водорода. Это особенно опасно для техники с высокими аккумуляторами, например, узкопроходных высотных штабелеров.

Как происходит взрыв

В крышках для долива воды в аккумулятор есть отверстия диаметром 2 мм — через них водород выходит их элемента. Это удобнее, чем каждый раз открывать крышку с риском выплеснуть кислоту на корпус.

После зарядки водород еще какое-то время выходит наружу и скапливается в пазухах крышек. Если не дождаться полного выветривания, газ может взорваться. К взрыву приводят искры, сильный нагрев, открытое пламя, а также короткое замыкание — из-за коррозии перемычек, оголенных проводов, трещин в пластиковой обшивке.

Чаще всего изоляция разрушается, когда водители торопятся приступить к погрузке и забывают об аккуратном обращении. Например, тянут силовой кабель не за коннектор, а за провод, из-за чего место соединения оголяется. В спешке забывают поправить провода и придавливают их батареей или сидушкой — пара таких ударов и изоляция лопается.

Мы занимаемся обслуживанием аккумуляторов и не раз сталкивались с последствиями взрыва водорода. Вот некоторые случаи из нашей практики.

Пример 1. У узкопроходных высотных штабелеров и погрузчиков с грузоподъемностью от двух тонн через аккумулятор идет ток мощностью 1000 А·ч. Опасность в том, что он может раскалить всю проводку батареи. К тому же у такой техники высокие аккумуляторы и места для скопления водорода много.

В этом примере у штабелера из-за коррозии перегревалась одна из перемычек батареи. Водитель не выждал паузу и начал работу, когда концентрация водорода под крышкой была максимальной. Перемычка перегрелась и водород сдетонировал. Взорвался один элемент. На поставку нового из Европы ушло четыре недели — все это время батарея простаивала.

Пример 2. К замыканию привело использование неизолированной траверсы для подъема аккумулятора. Когда изоляция изнашивается со временем, возрастает риск попасть деталями траверсы на оголенные элементы «+» и «−» батареи, например, в этом случае — на поврежденные болты.

Пример 3. Когда водители ставят аккумулятор в технику, то в спешке забывают о мерах безопасности. Складская техника массивная, а места для батареи впритык — можно пережать провода.

При установке аккумулятора в электропогрузчик водитель не рассчитал высоту подъема и угол наклона тележки. Провода прижало к корпусу и взорвалось 12 элементов. Куски пластика с кислотой разлетелись вокруг и только случайно не попали в водителя.

Пример 4. Водитель ричтрака не поправил силовой кабель, когда задвигал аккумулятор. Провода попали между ним и бортом ричтрака, и их срезало. Произошло короткое замыкание и 6 элементов взорвались. Ситуацию усугубило то, что батарею почти не обслуживали, уровень электролита был низкий, а места для водорода много.

Пример 5. Во время заряда аккумулятор находился в тягаче и был закрыт сидушкой с герметичной крышкой — инженер забыл ее поднять. Водород накапливался под крышкой, да еще сверх меры, потому что батарею заряжали без одного элемент. Взрыв произошел прямо под водителем, когда он включил зажигание. Парень получил контузию, из ушей пошла кровь. К работе он смог вернуться только через две недели. А аккумулятор стоимостью 11 тысяч евро вышел из строя.

Иногда к взрыву приводит халатность механиков, например, когда начинают чистить клеммы, не отключив батарею от зарядного устройства. Такая забывчивость — все равно что уехать с заправки, не вынув пистолет из бака.

При работе со свинцово-кислотными батареями важно соблюдать требования ГОСТа по утилизации водорода из зарядной комнаты. Как правило, к недостаточной вентиляции приводит плохая вытяжка или одновременная зарядка слишком многих аккумуляторов. Однако вместо того, чтобы устранить нарушения, компании порой предпочитают откупиться от пожарного надзора.

Мы рекомендуем установить в зарядной комнате датчик водорода, следить за состоянием изоляции всех элементов батареи и делать паузу в 15 минут после заряда. Надеемся, наш опыт поможет компаниям предотвратить чрезвычайные ситуации.

Особенности вентиляции аккумуляторных помещений

Специфика работы аккумуляторных станций состоит в том, что в процессе работы в окружающий воздух выделяется тепло и некоторое количество вредных и токсичных компонентов. При достижении определенной концентрации этих химических элементов и веществ возможно отравление рабочих их парами, возникновение болезней органов дыхания и создание взрывоопасной ситуации.

Вентиляция аккумуляторных помещений предусматривает несколько разновидностей и конструктивных схем, включающих использование основных и дополнительных источников воздухообмена в здании, согласно нормам, предусмотренным снип. Правильное устройство системы обмена воздуха в аккумуляторной станции исключит образование избыточного скопления вредных веществ (свинцовой пыли, едкого калия, мышьякового водорода, едкого натрия) и сделает труд рабочих безопасным с точки зрения вреда для их здоровья и жизни.

Факторы риска

Устройство любой конструктивной схемы для вентиляции этих сооружений должно предусматривать существующие факторы риска и особенности работы станций, к которым относятся:

  1. Сернокислотные пары электролита, выделяемые при зарядке кислотных аккумуляторов при высокой концентрации в воздухе помещения, способны нанести вред органам дыхательной системы рабочих. Ее содержание в норме не должно превышать 1 мг/м³ объема сооружения, при этом следует отметить, что если водород будет собираться в районе потолка, то пары серной кислоты будут равномерно распространяться во всем объеме помещения.
  2. При попадании на поверхности из металла и дерева агрессивные элементы в составе воздуха способны вызывать коррозию и разрушение структуры, а накапливающиеся пары могут привести к появлению конденсата и создавать угрозу с точки зрения электробезопасности.
  3. При работе, аккумуляторы выделяют значительное количество водорода, при его соединении с кислородом воздуха, в определенной концентрации, существует высокая вероятность взрыва. Для детонации смеси достаточно маленькой искры, что вынуждает продумывать устройство станций с точки зрения монтажа всех электроприборов во взрывобезопасное помещение и устройство систем автоматики в пожаробезопасном исполнении. Концентрация водорода в общем объеме строения не должна превышать 0,7% при обеспечении системой вентиляции показателей температуры и влажности на уровне соответственно +25°С и 60%.

Требования к системам вентиляции аккумуляторных помещений

Для реализации норм снип и обеспечения безопасности рабочих, вентиляция аккумуляторной должна предусматривать реализацию ряда приведенных ниже условий:

  1. Уровень шума не должен превышать 110 дБ.
  2. Система вентиляции должна обеспечивать концентрацию водорода и паров серной кислоты в пределах установленных норм, для реализации чего в большинстве случаев достаточно обеспечения двукратного воздухообмена в час. Однако, конструкция и вспомогательные элементы системы, такие как шкафы и отсосы, должны иметь возможность увеличения кратности воздухообмена до 6 раз в час при временном увеличении концентрации токсичных веществ. Двукратный воздухообмен означает наличие пропускной возможности устройств для обеспечения циркуляции воздуха на уровне двух объемов помещения в час.
  3. Вентиляция аккумуляторных комнат должна иметь пожаробезопасное устройство, для реализации этого требования, на воздуховодах производится монтаж обратных клапанов с автоматическим перекрытием и вынос системы управления вентиляторами за пределы комнаты.
  4. Запрещается устройство аккумуляторных комнат по принципу совмещения с соседними помещениями. Проектируемое здание должно иметь автономную систему обеспечения воздухообмена, с выводом отработавшего воздуха на высоте 1,5 м над уровнем крыши сооружения.
  5. При проектировании вентиляции необходимо предусматривать монтаж альтернативной системы воздухообмена с автоматической системой управления при отключении основного источника на случай аварии или проведения ремонтных работ.
  6. Проектируемая схема должна обеспечивать возможность проведения ремонта.
  7. Схема устройства должна выполняться в рамках сочетания естественной и принудительной вентиляции по принципу приточно-вытяжной конструкции. Воздухообмен и устранение загрязненных воздушных масс должно на 2/3 обеспечиваться циркуляцией в нижней части комнаты, еще 1/3 воздуха вводится сверху. Это означает, что вентиляционные каналы, расположенные в верхней части сооружения должны обеспечивать пропускание 70% воздуха, при этом нижние каналы вентиляционной системы принимают 30% воздушных масс и обеспечивают отсутствие застойных зон.
  8. Система вентиляции должна приводиться в действие за 60 мин до проведения зарядки батарей и выключаться через 90 мин после ее завершения. При этом, для различных типов аккумуляторов должны использоваться индивидуальные помещения с собственной системой воздухообмена.
  9. Приток воздуха должен обеспечиваться естественными, искусственными или комбинированными приточными устройствами, которые должны располагаться на высоте 150 см от уровня пола. При этом каналы, обеспечивающие отвод воздуха монтируются на противоположной стороне в верхней и нижней части помещения для обеспечения интенсивной циркуляции. Специалисты рекомендуют располагать выпускное отверстие в нижней части здания на уровне 0,3м от пола и в верхней части на расстоянии 0,1 м от потолка.
  10. При использовании конструкций, обеспечивающих локальное нагнетание или устранение воздуха, имеющих небольшой радиус охвата, необходимо располагать их над каждой батареей, при этом включив в общую сеть воздухообмена.

Виды местных приспособлений

В качестве вспомогательных элементов практикуется монтаж в составе общей сети устройств, обеспечивающих устранение вредных веществ в месте их появления.

К таким конструкциям относятся:

  • Открытые приспособления, к которым относятся стеллажи, бортовые отсосы, вытяжные зонты опрокинутого типа.
  • Закрытые конструкции обеспечивают герметизацию пространства, на котором происходит выделение токсичных компонентов, среди этих приспособлений наиболее известны специальные укрытия, вытяжные шкафы, аккумуляторные коробки.

Несмотря на то, что локальные приспособления не заменяют вентиляторы, их использование существенно снижает концентрацию вредных веществ в помещении аккумуляторной.

Схемы устройства вентиляции

Сооружение вентиляции предусматривает использование одной из следующих схем, выбор которой производится в зависимости от пропускной способности оборудования, объема помещения и других факторов.

  • С продольной подачей, предусматривает горизонтальное перемещение объема воздушных масс вдоль сооружения. Этот вариант характеризуется простотой реализации, равномерное распределение воздуха и воздухообмен в пределах норм, обусловленных снип.
  • Поперечного типа характеризуется меньшей эффективностью и имеет ряд недостатков. К основным из них относится недостаточно активная циркуляция воздуха в результате близкого расположения отверстий для подачи свежего воздуха и воздухопровода для выведения отработанных воздушных масс.
  • Устройство, предусматривающее нижнюю подачу и выведение в верхней части, позволяет эффективно устранять водород, собирающийся у потолка. С другой стороны, при сооружении каналов на противоположных стенах, обеспечивается циркуляция воздуха, исключающая превышение концентрации паров электролита и создание опасных условий для здоровья и жизни работников.
Читать еще:  Номера ошибок на приоре

В заключение

Планирование и организация систем вентиляции аккумуляторных помещений должна учитывать ряд специфичных условий и требований строительно-проектной документации. Наиболее рациональным вариантом устройства является расположение входных и выходных отверстий системы на противоположных сторонах с использованием элементов локального воздухообмена.

ПУЭ 7. Правила устройства электроустановок. Издание 7

Раздел 4. Распределительные устройства и подстанции

Глава 4.4. Аккумуляторные установки

Санитарно-техническая часть

4.4.40. Помещения аккумуляторных батарей, в которых производится заряд аккумуляторов при напряжении более 2,3 В на элемент, должны быть оборудованы стационарной принудительной приточно-вытяжной вентиляцией. ¶

Для помещений аккумуляторных батарей, работающих в режиме постоянного подзаряда и заряда при напряжении до 2,3 В на элемент, должно быть предусмотрено применение стационарных или инвентарных устройств принудительной приточно-вытяжной вентиляции на период формовки батарей и контрольных перезарядов. ¶

Требуемый объем свежего воздуха V, м 3 /ч, определяется по формуле ¶

где Iзар — наибольший зарядный ток, А; n — количество элементов аккумуляторной батареи; при этом концентрация серной кислоты в воздухе помещения аккумуляторной батареи должна быть не более указанной в СНиП 2.04.05-91 * (изд. 1994 г.) Госстроя России. ¶

Кроме того, для вентиляции помещений аккумуляторных батарей должна быть выполнена естественная вытяжная вентиляция, которая обеспечивает не менее чем однократный обмен воздуха в час. В тех случаях, когда естественная вентиляция не может обеспечить требуемую кратность обмена воздуха, должна применяться принудительная вытяжная вентиляция. ¶

4.4.41. Вентиляционная система помещений аккумуляторной батареи должна обслуживать только аккумуляторные батареи и кислотную. Выброс газов должен производиться через шахту, возвышающуюся над крышей здания не менее чем на 1,5 м. Шахта должна быть защищена от попадания в нее атмосферных осадков. Включение вентиляции в дымоходы или в общую систему вентиляции здания запрещается. ¶

4.4.42. При устройстве принудительной вытяжной вентиляции вентилятор должен иметь взрывобезопасное исполнение. ¶

4.4.43. Отсос газов должен производиться как из верхней, так и из нижней части помещения со стороны, противоположной притоку свежего воздуха. ¶

Если потолок имеет выступающие конструкции или наклон, то должна быть предусмотрена вытяжка воздуха соответственно из каждого отсека или из верхней части пространства под потолком. ¶

Расстояние от верхней кромки верхних вентиляционных отверстий до потолка должно быть не более 100 мм, а от нижней кромки нижних вентиляционных отверстий до пола — не более 300 мм. ¶

Поток воздуха из вентиляционных каналов не должен быть направлен непосредственно на поверхность электролита аккумуляторов. ¶

Металлические вентиляционные короба не должны располагаться над открытыми аккумуляторами. ¶

Применение инвентарных вентиляционных коробов в помещениях аккумуляторных батарей не допускается. ¶

Скорость воздуха в помещениях аккумуляторных батарей и кислотных при работе вентиляционных устройств должна соответствовать требованиям СНиП 2.04.05-91* (изд. 1994 г.). ¶

4.4.44. Температура в помещениях аккумуляторных батарей в холодное время на уровне расположения аккумуляторов должна быть не ниже +10 °С. ¶

На подстанциях без постоянного дежурства персонала, если аккумуляторная батарея выбрана из расчета работы только на включение и отключение выключателей, допускается принимать указанную температуру не ниже 0 °С. ¶

4.4.45. Отопление помещения аккумуляторной батареи рекомендуется осуществлять при помощи калориферного устройства, располагаемого вне этого помещения и подающего теплый воздух через вентиляционный канал. При применении электроподогрева должны быть приняты меры против заноса искр через канал. ¶

При устройстве парового или водяного отопления оно должно выполняться в пределах помещения аккумуляторной батареи гладкими трубами, соединенными сваркой. Фланцевые соединения и установка вентилей запрещаются. ¶

4.4.46. На электростанциях, а также на подстанциях, оборудованных водопроводом, вблизи помещения аккумуляторной батареи должны быть установлены водопроводный кран и раковина. Над раковиной должна быть надпись: «Кислоту и электролит не сливать». ¶

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей.

Техническое обслуживание батарей аккумуляторов проводят комплектом Э-401.
При ТО-1:

    Осматривают батареи, при наличии трещин в баках батарею сдают в ремонт.

Удаляют пыль и грязь, чистят вентиляционные отверстия в пробках или крышках, проверяют уровень электролита во всех аккумуляторах. Уровень электролита проверяют с помощью денсиметра или груши № 4. Для этого в их наконечниках просверливают отверстия диаметром 2 мм на расстоянии 15 мм от нижнего края. При проверке выворачивают пробки из крышек аккумуляторов, опускают в каждое заливное отверстие наконечник денсиметра до упора в защитную решетку. Сжав и разжав грушу, определяют заполнение колбы электролитом и его плотность. При недостатке электролита, когда его уровень ниже просверленного отверстия, колбу денсиметра заполняют дистиллированной водой и доливают в аккумулятор. В батареях аккумуляторов типа 6СТ-182 уровень электролита можно контролировать по его касанию нижнего торца заливной горловины.

После проверки уровня электролита пробки заворачивают.

Проверяют надежность соединения наконечников стартерных проводов с выводами батареи. Площадь их контакта должна быть максимально возможной и неокислившейся. Если наконечники и выводы окислились, их зачищают абразивной бумагой, свернув ее в усеченный конус, и, вращая, перемещают в осевом направлении.

  • После зачистки наконечников проводов и выводов батареи их протирают ветошью, смазывают изнутри и снаружи техническим вазелином ВТВ-1 и надежно затягивают болты, не допуская натяга и скручивания проводов.
  • При ТО-2, кроме операций ТО-1, проверяют плотность электролита, степень разряженности. Плотность электролита в батареях аккумуляторов определяют плотномером КИ-13951, который состоит из пластмассового корпуса с наконечником, резиновой груши и шести цилиндрических поплавков, рассчитанных на значения плотности 1190, 1210, 1230, 1250, 1270, 1290 кг/м3. При всасывании электролита через наконечник корпуса плотномера поплавки, соответствующие измеряемой и меньшей плотности электролита, всплывают.

    Более точно плотность электролита определяют аккумуляторным денсиметром, ареометр которого имеет шкалу в пределах 1100-1400 км/м3, а цена одного деления шкалы равна 10 кг/м8. При измерении плотности наконечник денсиметра погружают поочередно в каждый аккумулятор, предварительно сжав резиновую грушу, и набирают в колбу такое количество электролита, при котором ареометр всплывает. Величину плотности электролита отсчитывают по шкале ареометра напротив нижнего мениска электролита и сравнивают с данными таблицы 28.

    Разница в плотности электролита аккумуляторов одной батареи не должна превышать 20 кг/м3, при большей разнице батарею заменяют. В случае, если в аккумуляторы доливали дистиллированную воду, плотность измеряют после 30-40 мин работы двигателя.

    Более точно плотность электролита можно измерить в конце последней зарядки при вводе новой батареи в действие. Для этого используют нефтеденсиметр в цилиндрической колбе диаметром 20 мм. Степень разряженности можно определить по наименьшей плотности, измеренной в одном из аккумуляторов В случае, когда температура электролита меньше или больше 20 °С, к измеренной плотности электролита вносят температурную поправку (табл. 29).

    В случае, если плотность электролита неизвестна, разряжен-ность батареи определяют нагрузочной вилкой ЛЭ-2, проверяя каждый аккумулятор в отдельности в течение 5 с. Вилка имеет вольтметр, контактные ножки, два нагрузочных сопротивления, выполненных из нихромовой проволоки. В зависимости от номинального заряда («емкости») батареи с помощью сопротивлений создают три варианта нагрузки аккумуляторов:

    • при номинальном заряде батарей 40-65 А-ч включают большее сопротивление (0,018-0,2), завинчивая левую и отвинчивая правую клеммы;
    • при заряде 70-100 А-ч включают меньшее сопротивление (0,01- 0,012), завинчивая левую и отвинчивая правую клеммы;
    • при заряде 100-135 А-ч включают оба сопротивления параллельно, завинчивая обе клеммы.

    Показания вольтметра сравнивают с данными таблицы 2. Напряжение полностью заряженного аккумулятора не должно падать ниже 1,7 В. Разность напряжения отдельных аккумуляторов батареи не должна превышать 0,1 В. Если разность больше этого значения или батарея разряжена более чем на 50% летом и более чем на 25% зимой, ее подзаряжают.

    Сухозаряженные батареи поступают в сухом виде, и для ввода их в действие готовят электролит. Для этого используют аккумуляторную серную кислоту (ГОСТ 667-73), дистиллированную воду (ГОСТ 6709-72) и чистую стеклянную, фарфоровую, эбонитовую или освинцованную посуду.

    Плотность заливаемого электролита должна быть на 20- 30 кг/м3 меньше плотности, необходимой в данных условиях эксплуатации (см. табл. 1), так как в активной массе пластин сухо-заряженной батареи содержится до 20% и более сульфата свинца, который при заряде преобразуется в губчатый свинец, двуокись свинца и серную кислоту. Количество дистиллированной воды и серной кислоты, необходимое для приготовления 1 л электролита, зависит от его плотности (табл. 3).

    Для приготовления нужного объема электролита, например для батареи аккумуляторов 6СТ-75, в которую заливают 5 л электролита плотностью 1270 кг/м3, значения таблицы 3 при плотности, равной 1270 кг/м3, умножают на пять, заливают в чистый фарфоровый, эбонитовый или стеклянный бак 0,778-5= = 3,89 л дистиллированной воды и, перемешивая, вливают в нее небольшими порциями 0,269-5=1,345 л серной кислоты. Категорически запрещается вливать воду в кислоту,так как это вызовет закипание струи воды и выброс паров и капель серной кислоты. Полученный электролит тщательно перемешивают, охлаждают до температуры 15-20 °С и проверяют денсиметром его плотность. При попадании на кожу электролит смывают 10%-ным раствором двууглекислого натрия (пищевой соды).

    Заливают электролит в аккумуляторы в резиновых перчатках с помощью фарфоровой кружки и стеклянной воронки до уровня 10-15 мм над решеткой. Через 3 ч после заливки измеряют плотность электролита во всех аккумуляторах для контроля степени заряженности отрицательных пластин. Затем проводят несколько контрольных циклов. На последнем цикле в конце зарядки доводят плотность электролита до строго одинакового значения во всех аккумуляторах путем доливки дистиллированной воды или электролита плотностью 1400 кг/м3.

    Ввод в действие без проведения контрольно-тренировочных циклов обычно ускоряет саморазряд и сокращает срок службы батарей.

    Значение тока первой и последующих (тренировочных) зарядок батарей указано в таблице 27 и обычно поддерживается регулировкой зарядного устройства. Продолжительность первой зарядки зависит от продолжительности и условий хранения батареи до заливки электролита и может достигать 25-50 ч. Зарядку продолжают до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторах, а плотность электролита и напряжение не станут постоянными на протяжении 3 ч, что и служит признаком конца зарядки. Для уменьшения коррозии положительных пластин зарядный ток в конце заряда можно уменьшить вдвое.

    Разрядку батареи проводят подключением через амперметр к выводам батареи проволочного или лампового реостата, поддерживая его регулировкой значение разрядного тока, равное 0,05 номинального заряда батареи в А-ч. Зарядку заканчивают, когда напряжение наихудшего (отстающего) аккумулятора батареи будет равно 1,75 В. После разрядки батарею сразу заряжают током последующих (тренировочных) зарядов. Если определенный при первой разрядке заряд батареи оказался недостаточным (менее 75%), контрольно-тренировочный цикл повторяют.

    Хранят сухозаряженные, не введенные в действие батареи в сухих помещениях с температурой воздуха выше 0°С. Сухозаряженность батарей гарантируется в течение года, общий срок хранения составляет три года с момента изготовления.

    Поскольку саморазряд — неустранимое свойство батареи, а ее долговечность при эксплуатации и хранении в полностью заряженном состоянии больше, то при хранении батарей их целесообразно ежемесячно подзаряжать током, компенсирующим саморазряд и препятствующим отстаиванию электролита. На подзарядку малым током устанавливают только исправные, полностью заряженные батареи, в которых проверены плотность и уровень электролита. При этом напряжение зарядного тока должно быть в пределах 2,18-2,25 В на каждый аккумулятор. Для подзарядки батарей малым током можно применять зарядные устройства небольшой мощности. Так, один выпрямитель ВСА-5А может обеспечить подзаряд малым током 200-300 батарей аккумуляторов.

    Малообслуживаемые батареи аккумуляторов нового типа, в которых применяют особые бессурьмяные сплавы для изготовления решеток электродов, устойчивы к глубоким разрядам, имеют малый разряд при хранении, обладают повышенной мощностью при стартерном разряде. Толщина электродов не превышает 1,9 мм, сепараторы изготовлены в виде пакета, надетого на электроды одной полярности.

    При ТО-2 с таких батарей удаляют грязь, чистят вентиляционные отверстия в пробках, проверяют надежность соединений проводов. Доливают дистиллированную воду не чаще одного раза в течение полутора-двух лет, контроль плотности электролита проводят один раз в шесть-семь месяцев. Для контроля уровня электролита на боковой стенке полупрозрачного моноблока имеются метки минимального и максимального уровней электролита.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector