Терморегуляторы с датчиком температуры воздуха: функции и принципы работы
Терморегуляторы с датчиком температуры воздуха: функции и принципы работы
Время чтения: 5 минут Нет времени?
Отправим материал вам на e-mail
Терморегуляторы с датчиком температуры воздуха — это устройства для контроля за электрическими и газовыми обогревательными приборами с вмонтированной функцией автоматического контроля. Они позволяют поддерживать необходимый температурный режим внутри жилища. Термостат осуществляет контроль за процессом и избавляет от необходимости выполнять ручную регулировку отопительного оборудования.
Оптимальная температура воздуха в помещении позволяет создать комфортные условия для проживания
Терморегуляторы с датчиком температуры воздуха: характеристики и особенности
Терморегулятор или термостат – это прибор, отвечающий за поддержание заданного температурного значения в устройстве отопления. Данный механизм считается основным элементам управления теплоносителя.
Современные терморегуляторы оборудуются небольшим дисплеем
В ручном режиме выставляется нужное значение, а затем прибор его автоматически поддерживает. Терморегуляторы с датчиком температуры воздуха считаются частью охладительной или отопительной системы. Их вставляют в разное оборудование климатического контроля.
Термостаты отличаются определенным набором функций и дизайном
Функции устройства
Термостат обладает следующими функциями:
- экономия ресурсов, прибор контролирует заданное температурное значение и при необходимости отключает оборудование;
- безопасностью, так как при поломке оборудования устройство оповестит о проблеме звуковым сигналом;
- комфортные условия, при работе термостата нет необходимости регулировать систему ручным способом.
Простые модели устройств отличаются компактностью
Для радиаторов отопления предусмотрено использование специальных моделей. Они устанавливаются на трубе прибора отопления.
Принцип работы механизма с регулировкой температурного режима
Термореле с регулировкой работает по следующему принципу:
- в теплоносителе задаются необходимый температурный режим;
- данные о температуре воздуха попадает в прибор;
- собранная информация подается в блок управления;
- регулятор проводит сравнение данных и регулирует температуру.
Радиатор отопления с встроенным механизмом
Типы термодатчиков
Прежде, чем купить терморегулятор с датчиком температуры воздуха нужно разобраться в отличительных особенностях приборов. Изделия отличаются материалом изготовления, принципом работы и особенностями установки.
Приборы делятся на следующие варианты в зависимости от материала:
- биметаллические;
- электронные термопары;
- электронные термисторы для отопительных схем.
По принципу действия бывают следующие виды:
- электронные оборудованы встроенными термометрами;
- работа механических изделий основывается на расширение пластин и передаче данных регулирующему устройству.
Механические изделия являются более бюджетным вариантом
Контроль за температурой выполняется по термодатчику воздуха, пола или с помощью комбинированных вариантов. Чаще всего сбор информации осуществляется по приборам, которые монтируются на радиаторы отопления.
Статья по теме:
Термоголовка для радиатора отопления. Назначение, принцип действия, монтаж, регулировка и рекомендации в отдельной публикации нашего онлайн-журнала.
Термостат незаменимое устройство в системе отопления
Бывают регуляторы с выносным механизмом, который устанавливается в отдалении от отопительного устройства, что позволяет получить более достоверные данные. Прибор с выносным устройством фиксируется на стене и подсоединяется в общую схему.
Термостат для радиатора отопления
Полезная информация! Чтобы избежать ненужных хлопот и трат при выборе подходящей модели стоит обратиться за консультацией к специалистам.
Регуляторы встроенного типа применяются для сплит-систем
Цены на некоторые модели термостатов можно увидеть в таблице.
Изображение | Модели | Характеристики | Цена,руб. |
---|---|---|---|
![]() | Ensto ECO16FRJ для теплого пола | Имеет два датчика: пола и воздуха. 3 режима работы. Экономия электроэнергии до 25%. Материал – высококачественный пластик | 4500 |
![]() | ТР 711 | Выносной датчик для пола и встроенный для воздуха. Способствует снижению электроэнергии на конструкцию теплых полов. | 1500 |
![]() | Датчик наружного воздуха AF-Pt1000 Meibes LE 88-00001 | Платиновый термодатчик используется с регулятором HZ4. Устанавливается снаружи отапливаемого строения. | 7200 |
![]() | Д-535 Elko | Датчики пола и воздуха. Встроенный таймер. Двухполярный выключатель питания и контроль за реальным температурным значением. Защита от детей. | 7100 |
![]() | Oventrop | Используется для контроля наружного воздуха в отопительных и охлаждающих системах. | 2300 |
![]() | Valtec VT.AC602.0.0 | Комнатный прибор с встроенным и выносным датчиком температуры | 2700 |
Нюансы терморегуляторов с выносным датчиком температуры воздуха
Некоторые модели оборудуются выносным датчиком. Устройство получает показания и в зависимости от полученных значений, прибор включается или отключается.
Подобные изделия могут управлять разным оборудованием:
- водяным полом;

- электрическими обогревателями;
- инфракрасными обогревателями;
- кондиционерами.
Для инфракрасных устройств применяются термостаты розеточного типа
Электрические датчики
Электронные устройства пользуются все большей популярностью. Для контроля температуры в подобных устройствах используются полупроводниковые материалы. Схемы подключения теплого пола к терморегулятору предполагают использование тока, поэтому их подключают к розетке или используют батарейки или аккумуляторы. Электронные модели оборудуются мониторами, на которых отображаются температурные настройки, дата и время.
Современные приборы с дисплеем
Наличие дополнительных функций оказывает влияние на стоимость изделий.
Электронные устройства имеют определенные преимущества перед механическими:
- их проще устанавливать;
- обладают большим диапазоном температур, при этом могут применяться в подвальных помещениях и гаражах.
Можно собрать терморегулятор с температурным механизмом своими руками. Для этого понадобится микроконтроллер, дисплей и другие детали. Также в приборе должен механизм, измеряющий температуру. Важно правильно настроить прибор и подключить его к отопительному устройству. Разрабатывая схему подключения терморегулятора к инфракрасному обогревателю можно применять несколько устройств.
Полезная информация! Выбор терморегуляторов с датчиком температуры воздуха для котла лучше производить того же производителя, что и котел. При этом устройство без проблем подключается к отопительной системе.
Характеристики терморегуляторов с датчиком температуры воздуха для погреба
В погребе хранятся запасы продуктов, поэтому так важно поддерживать оптимальный температурный режим в данном помещении. Если данный показатель не контролировать, то температура может опуститься слишком низко холодной зимой или слишком высоко при потеплении на улице.
В решении подобных проблем поможет термостат. Он контролирует температуру в погребе и поддерживает ее на нужном уровне. Устройство оснащено механизмом, который может быть встроенным или дистанционным. Терморегулятор нужно размещать на небольшой высоте над полом и поблизости с овощами и другими продуктами, которые хранятся в погребе.
В подвальном помещении не стоит использовать сильно мощное оборудование. Если площадь погреба более 10 кв. м., то стоит установить тепловентилятор, который позволяет равномерно распределять тепло.
Электронный прибор ТРо-02 для погреба
Приобретение и монтаж регулятора для отопительной системы считается выгодным решением. Термостат способен облегчить жизнь и поддерживать оптимальное температурное значение, а также помогает сэкономить средства на оплату коммунальных средств.
Видео: комнатный регулятор
Экономьте время: отборные статьи каждую неделю по почте
Тайна датчика наружной температуры воздуха. Можно ли ему верить?
Нет ли ошибки в показателях датчика температуры наружного воздуха?
В большинстве современных автомобилей помимо температуры двигателя можно сегодня встретить еще один температурный показатель. Речь идет о температуре на улице. Вы обращали внимание, что иногда температура воздуха, которая показывается на приборной панели или информационно-развлекательном дисплее, резко меняется? Задумывались ли вы о правдивости данной температуры? А знаете ли вы, где находится внешний термометр в машине? Интернет-издание 1gai.ru объясняет тайну датчика температуры наружного воздуха в автомобиле.
Датчик температуры наружного воздуха часто фиксируется в задней части переднего бампера.
Датчик наружной температуры Prius установлен сразу за номерным знаком, внутри бампера, примерно в 30 см от земли.
Сначала давайте узнаем, где чаще всего устанавливается температурный датчик, который измеряет температуру наружного воздуха.
Возьмем для примера такие автомобили, как Toyota.
Например, у автомобилей Toyota Prius и Toyota Aqua датчик температуры расположен на нижнем конце передней панели бампера, ниже конца радиатора, на высоте около 30 см от земли по направлению к внешней периферийной решетке. В Toyota Sienta датчик расположен почти на этом же месте: в нижней правой части передней решетки радиатора, на высоте 30 см от земли, только в отличие от Toyota Prius и Toyota Aqua сдвинут вправо.
В случае с автомобилями Toyota нет большой разницы в монтажном положении температурного датчика, неважно, о какой модели идет речь (седаны, гибриды, внедорожники и т. д.). Почти всегда этот автокомпонент в основном устанавливается между внутренней частью передней решетки радиатора и радиатором.
Обратите внимание на датчик температуры воздуха на правой стороне бампера, вокруг внутренней части
Так как датчик температуры воздуха расположен близко к подкапотному пространству, на него, вероятно, влияет тепло двигателя. Но на самом деле такие датчики расположены таким образом, чтобы наружный воздух в достаточной степени оказывал на них существенное влияние.
Например, когда автомобиль находится в движении, влияние тепла двигателя минимально, так как на температурный датчик воздействует окружающая среда. То есть этот датчик предназначен для контроля температуры наружного воздуха, только когда автомобиль находится в движении. Когда автомобиль долгое время стоит на месте с заведенным мотором, показания температуры воздуха могут существенно отличаться от реального значения.
А как насчет, например, автомобилей Volkswagen? На наш запрос представитель компании ответил, что в основном все автомобили бренда имеют датчик температуры воздуха в задней части переднего бампера.
Кстати, благодаря этому датчику в автомобилях Volkswagen работает система предупреждения об образовании гололедицы на улице. Тем, кто не знает, напомним, что это система предупреждения водителя, информирующая об опасности замерзания поверхности дороги. Как правило, при падении температуры до 4 градусов по Цельсию в машине раздается предупреждающий сигнал, а на дисплее приборной панели (в зависимости от типа транспортного средства) отображается предупреждение об опасности гололедицы.
Кстати, сигнал тревоги издается, например, когда температура с минусовым значением поднимается выше нуля градусов, но не превышает 4 градусов по Цельсию. Но как только температура наружного воздуха становится более 4 градусов, система предупреждения об опасности замерзания дороги прекращает информировать водителя об опасности.
Насколько велика разница между обычным уличным термометром и наружным датчиком температуры воздуха в автомобиле?
Температура капота была измерена и достигла 81,0 градусов.
Датчик наружной температуры автомобиля в то же время показал 40,0 градусов. Если асфальт новый и слишком черный, температура, которая отображалась на дисплее в машине, была бы немного выше.
Вот пример эксперимента, который был проведен блогером из Японии. 18 августа 2019 года, когда была зафиксирована самая высокая этим летом температура в Токио (среднее значение 35,2 градуса), автовладелец решил сравнить показатели температуры воздуха, которые показывали ручной электронный градусник и автомобильный датчик температуры. В момент замеров автомобиль черного цвета стоял на асфальтированной парковке под солнечными лучами (машина простояла с 12:00 до 14:00).
Температура наружного воздуха, которую показал электронный термометр, составляла 38,8 градуса. Спустя два часа автоблогер замерил температуру на поверхности капота, которая составила 81 градус. Так нагрелся на солнце капот черного цвета. Затем автолюбитель включил зажигание и посмотрел, какую температуру показывает температурный датчик. Его значение составило 40 градусов.
Как видите, разница огромна. Даже с учетом официальных данных о погоде в тот день температурный датчик имеет довольно-таки большую погрешность, не говоря уже об огромной разнице между температурой на поверхности капота и температурой, зафиксированной автомобильным датчиком температуры воздуха.
Разница между реальными значения температуры воздуха и датчиком зависит в первую очередь от асфальтового покрытия. Есть асфальт с сильным отражением солнечных лучей. В этом случае температура на дисплее машины может не иметь ничего общего с реальным значением температуры воздуха. Как правило, температура на приборной панели немного выше реальных значений. Особенно когда машина стоит на месте с включенным двигателем и кондиционером. Но как только вы начинаете движение, разница в температуре уменьшается при попадании ветра на датчик.
Датчик температуры наружного воздуха устанавливается в основном в передней решетке радиатора или под передним бампером в таком месте, чтобы предотвратить воздействие тепла от двигателя и кондиционера. Также, как правило, датчик расположен так, чтобы не подвергаться прямому воздействию солнечных лучей.
Что касаемо высоты, чтобы нивелировать воздействие тепла, исходящего от земли, датчик обычно располагают примерно на 30 см над дорожной поверхностью. При таком расположении датчик должным образом воспринимает движущийся ветер во время движения машины. Также месторасположение температурного датчика удобнее для простой конструкции проводки.
Кстати, попутный ветер, который воздействует на датчик во время движения транспортного средства, играет важное значение для точного измерения температуры. Дело в том, что, несмотря на то что датчик расположен на 30 см от земли, тепло от земной поверхности влияет на конечные показатели температуры. Благодаря попутному ветру это влияние уходит. Именно поэтому в большинстве автомобилей температурный датчик устанавливается как можно в более высоком месте, например как можно ближе к нижнему краю передних фар.
Обратите внимание, что в некоторых автомобилях датчик температуры воздуха может быть установлен в неприметной части зеркала, но это, как правило, исключение.
Как температурный датчик в машине сообщает температуру воздуха на приборную панель?
Итак, датчик в передней части машины определяет температуру воздуха, но как он передает данные на приборную панель? Дело в том, что датчик температуры наружного воздуха является функциональным автокомпонентом, который работает с устройством под названием «Термистор», фиксирующим изменение температуры воздуха на улице.
Этот элемент использует свойство полупроводника, заключающееся в том, что его электрическое сопротивление изменяется с небольшим изменением температуры. Например, это устройство используется для работы автоматического климат-контроля, который в зависимости от температуры наружного воздуха регулирует выставленную в салоне температуру.
Термисторы, используемые в автомобилях, называются термисторами с отрицательным температурным коэффициентом. Когда температура повышается, значение сопротивления уменьшается, а изменение температуры и значения сопротивления практически равны, поэтому оно используется для датчика температуры.
Кроме того, термистор PTC (положительный температурный коэффициент) используется в качестве датчика для обнаружения повышения температуры, поскольку значение сопротивления быстро увеличивается при достижении определенной температуры. Устройство отображения в автомобиле измеряет ток, протекающий от термистора PTC, предусмотренного в датчике наружной температуры, и отображает его как наружную температуру.
Не беспокойтесь об ошибке температуры
Внешний термометр, отображаемый на приборке, показывает температуру на улице в каждый момент времени в зависимости от ситуации, в которой находится автомобиль. Если вы продолжите движение по шоссе в течение длительного времени, температура упадет, а если вы припарковались на стоянке, где асфальт отражает тепло и солнечные лучи в течение длительного времени, температура будет иметь тенденцию повышаться.
Лучше не слишком беспокоиться о температуре наружного воздуха и погрешности плюс-минус 3 градуса. Однако, если имеется значительное отклонение, например в 5 градусов или более, существует вероятность сбоя датчика, поэтому, пожалуйста, проведите диагностику. И помните, что значения температуры наружного воздуха вам необходимы не в качестве обычной функции комфорта.
Датчик температуры наружного воздуха встроен в ваш автомобиль для того, чтобы вы знали, какую температуру комфортнее всего выставить в салоне. Напомним, что для оптимального климата в салоне и более эффективного расхода топлива не следует выставлять на климатической установке слишком большую разницу между температурой наружного воздуха и температурой в салоне. Оптимально, когда разница составляет 3-5 градусов.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Терморегуляторы с датчиками температуры воздуха в помещении
Комфортный микроклимат в помещении способны обеспечить современные автоматические системы, которые оснащены устройствами и датчиками, реагирующими на внешние раздражители и условия окружающей среды. При установке приборов обогрева используется датчик температуры воздуха в помещении. Часто он является неотъемлемым элементом управления системой отопления, и его основная функция — поддержание заданного температурного режима теплоносителя.
- Обзор технических характеристик
- Принцип работы
- Типы термостатов
- Дополнительные функции
Обзор технических характеристик
Благодаря огромному выбору современного отопительного оборудования у пользователей есть возможность приобрести наиболее практичный в эксплуатации и экономически обоснованный вариант. Автоматика, которой оснащается большинство моделей, сводит к минимуму участие человека в функционировании системы отопления и подогрева воды. Один из незаменимых элементов в таком оборудовании — термостат, оснащённый датчиком температуры воздуха в помещении. Приборы позволяют:
поддерживать заданные пользователем параметры температуры независимо от движения столбика термометра на улице вверх или вниз;
- сокращать расходование энергоресурсов и уменьшать ежемесячную оплату;
- обеспечивать комфорт в жилом доме в течение всего холодного сезона;
- обезопасить жильцов от аварийных ситуаций — при перегреве котла или экстренном отключении всей системы сработает звуковое оповещение.
Выбор термостатов основан на требованиях, которые пользователь предъявляет к комфорту, а также сумме, которую он готов заплатить за этот комфорт. Надёжное оборудование без реле температуры воздуха с датчиком не способно проявлять чудеса и поддерживать приоритетный диапазон показателей.
Поэтому экономить на нём специалисты не рекомендуют. Если столбик термометра за окном опустится, а система продолжит работать в том же режиме, пользователь ощутит похолодание. Логичным решением будет использование дополнительных источников тепла и, как следствие, увеличение расходов на их оплату.
Задача терморегулятора с выносным датчиком температуры воздуха заключается в автоматическом реагировании на любые колебания. Вне зависимости от того, холоднее или теплее стал воздух на улице, система самостоятельно выполняет операции по поддержанию тех показателей, которые были определены пользователем как комфортные. Следовательно, происходит либо включение подогрева, либо отключение.
Принцип работы
Впервые о возможности применения регулятора температуры воздуха в помещении стало известно в 1943 году. В то время по всей Европе стали появляться новейшие элементы климат-контроля, которые успешно были внедрены разработчиками из Дании. На территории России устройства стали пользоваться большой популярностью по мере того, как начался рост цен на коммунальные услуги для потребителей.
Вне зависимости от функционала, любой прибор оборудован:
- термоголовкой (сильфоном) — цилиндром из гибкого гофрированного материала, который может уменьшаться и растягиваться;
- штоком, закреплённым на сильфоне и воздействующим на клапан в соответствии с запрограммированными данными;
- специальной жидкостью (газ, парафин или другие), чувствительной даже к незначительным колебаниям температуры.
Принцип функционирования оборудования основан на постоянном сопоставлении датчиком тех показателей, которые в него запрограммированы, с реальным состоянием окружающей воздушной среды. Если температурные параметры увеличиваются, жидкость, заполняющая сильфон, расширяется и растягивает его гибкие стенки. Термоголовка при увеличении в размерах оказывает воздействие на шток и толкает его вперед. Шток создает давление на клапан, в результате чего перекрывается поток теплоносителя в систему. Это приводит к постепенному охлаждению обогревателя и, соответственно, понижению температуры в комнате.
Конструктивно все датчики устроены не однотипно. В бюджетных моделях вместо жидкости или газа используется биметаллическая пластинка. Поэтому при выборе и покупке термостата в отопительную систему необходимо внимательно изучить проект и технические характеристики.
Типы термостатов
Условно все терморегуляторы температуры воздуха делят на 3 категории. Это позволяет учесть особенности их функционирования и целесообразность установки в жилом помещении с автономным отоплением. Следовательно, выделяют:
Приборы механического или электромеханического типа — наиболее дешёвые модели с минимальным функционалом и возможностью задавать настройки исключительно ручным способом. Из-за таких ограничений точность параметров оказывается невысокой, расхождения могут составлять 2−3 градуса, но в целом устройства справляются с поставленной задачей.
- Цифровые термореле — модельный ряд, более дорогостоящий по сравнению с механикой, привлекает более широким функционалом и возможностью дистанционной регулировки. Удобное пользование обеспечивается наличием монитора, где можно настроить желаемую температуру и ее корректировку почасово в разное время суток или в разные дни (например, в рабочее время, когда члены семьи отсутствуют, система может понижать температуру и экономить расход энергоносителя, а к приходу людей прогревать дом в соответствии с пожеланиями пользователя).
- Программаторы — инновационное решение, не так давно попавшее на отечественный рынок и завоевавшее популярность благодаря возможности удалённого доступа. Прибором можно управлять даже выезжая за границу, он оснащается симкой или Wi-Fi, благодаря чему устанавливается связь с пользователем. Смена настроек может осуществляться посредством смартфона или планшета, имеющего выход в интернет.
В некоторых системах обогрева домов не предусмотрена возможность установки термостата либо их конструкция скрыта декоративной нишей. Для такого оборудования лучшим решением являются термореле с выносным датчиком температуры. Контроллер и рабочий блок находятся на определённом расстоянии. При необходимости осуществления контроля над функционированием газового котла и одновременного наблюдения за температурой, термостат необходимо подключить к оборудованию. Датчик устанавливается в другой комнате, его настройка осуществляется при помощи дистанционного пульта.
Дополнительные функции
Владельцы частных домов с автономными системами отопления нередко монтируют терморегуляторы для поддержания оптимальной температуры в погребе. Хранение продуктов требует определённых условий, иначе они быстро портятся как при резком повышении показателей, так и при чрезмерном охлаждении. Измеритель необходимо смонтировать около продуктов на расстоянии примерно 5−6 см от уровня пола. Корректировка температурного режима позволит сохранить в идеальном состоянии все запасы, хранящиеся в погребе. Кроме того, устройства отлично зарекомендовали себя в работе с тёплым полом.
Терморегуляторы стали неотделимой частью отопительных систем и существенно упростили участие человека в их работе. Облегчённое управление, возможность дистанционной настройки, приятная экономия и высокий уровень безопасности — вот основные преимущества, которые может оценить пользователь при выборе качественных и надежных термостатов.
Датчик температуры воздуха для автомобиля и не только
Давно прошли времена, когда температуру окружающего воздуха измеряли только спиртовым или ртутным градусником. Сегодня существует большое разнообразие температурных датчиков. С их помощью измеряется температура воздуха в помещениях и на улице. Такие датчики включаются в электронные цепи управления климатических установок и системы управления двигателями автомобилей.
Датчик температуры воздуха: описание
Принцип действия температурного датчика заключается в физическом эффекте изменения электрических параметров под воздействием температуры. Чаще всего в термоэлементе датчика при изменении температуры изменяется электрическое сопротивление. А этот параметр легко фиксировать и использовать в любой цепи, как для простой фиксации результата, так и для последующего управления.
Для фиксации высоких температур больше подойдут датчики на термопарах, но они менее точные. Тогда как датчик температуры воздуха с термосопротивлением имеет точность до 1 градуса по Цельсию. Применение таких моделей можно обнаружить повсеместно. Самое широкое распространение находят в управлении климатом помещений и автомобильной промышленности.
Самый простой обогреватель воздуха уже имеет встроенный термоэлемент. Это позволяет ему отключаться по достижении заданной температуры. Также удобно выставлять программу автоматического включения при похолодании. Термодатчики успешно встраиваются в систему теплых полов. В принципе, любая система отопления имеет в своем составе как минимум один датчик температуры воздуха.
Автомобильные датчики температуры
Каждый автовладелец знает, насколько сложна порой бывает электрическая составляющая его автомобиля. Каждый элемент такой системы является важным звеном, и выход его из строя может принести разное количество неприятностей. Где же находится датчик температуры воздуха в автомобиле и для чего он предназначен?
С тех пор как воздух перестал попадать в топливную смесь по простому воздуховоду, а стал грамотно рассчитываться без участия человека, температурные датчики крепко обосновались в автомобиле. Можно выделить два основных направления, где присутствуют именно терморегуляторы с датчиком температуры воздуха.
1. Система создания топливно-воздушной смеси для двигателя. В качестве датчика здесь используется простой терморезистор. При изменении температуры происходит фиксация изменений электрического сопротивления. Это необходимо для того, чтобы понять какое количество топлива подавать с впускаемым воздухом. Более холодный воздух имеет большую плотность и требует большего количества бензина или дизельного топлива на одинаковый объём смеси.
2. Климатическая установка автомобиля. Для полноценной работы системы необходимо наличие сразу нескольких детекторов. Но для оценки температуры улицы можно обойтись одним.
Расположение термодатчиков
Датчик температуры воздуха на впуске двигателя чаще всего устанавливается в районе переднего бампера. Так как именно в этом месте автомобиль впервые встречается с поступающим воздухом, и менее всего нагревается от двигателя. В любом месте под капотом будут происходить искажения.
В автомобилях, где устанавливается датчик массового расхода воздуха, отдельного термодатчика на впуск может не оказаться. Он входит в состав ДМРВ. Для систем климат-контроля датчик может ставиться внизу лобового стекла.
Возможные неисправности
Чаще всего из строя выходят датчики температуры, стоящие в подкапотном пространстве, или, что ещё хуже, во впускном коллекторе. При чрезмерном нагреве, в лучшем случае, датчик температуры всасываемого воздуха просто начинает «врать». А иногда просто разрушается. При этом важно, чтобы обломки элемента не попали в двигатель.
В некоторых случаях датчик температуры может просто покрыться толстым слоем грязи. Здесь будет достаточно очистить элемент, чтобы вернуть его работоспособность.
Замена неисправного датчика должна производиться на такой же или аналогичный по свойствам. Некорректная замена в лучшем случае будет давать погрешности. Например, известны случаи замены температурных датчиков воздуха, датчиком температуры жидкости. Температура воздуха при этом также замерялась, но с очень большой инертностью.
Диагностика и последствия
Казалось бы, что может быть сложного в определении неисправности датчика температуры. На практике увидеть расхождение в измеряемой температуре с реальной, можно только в случае большой разности. А для двигателя неисправный датчик температуры воздуха на впуске — это или перерасход топлива, или затрудненный запуск в холодное время года.
Самая надёжная диагностика производится с помощью мультиметра. Сначала на снятом датчике замеряется сопротивление без воздействий, а затем элемент нагревают. Если сопротивление изменяется в заданных интервалах — всё хорошо. Если изменения не фиксируются — это явная неисправность.
Учимся самостоятельно устанавливать датчик температуры наружного воздуха
Общие сведения
Как уже было отмечено выше, различные датчики на авто ставятся не просто так. Они необходимы для эффективной работы системы в целом. Что же касается контроллера температуры наружного воздуха, то он по большей части носит информационный характер и показывает температуру за бортом. Но это касается не всех систем. Иногда датчик температуры охлаждающей среды подключен к электронным системам двигателя. Это нужно для запуска мотора в холодное время года и является очень удобным дополнением к функции «автозапуск».
К сожалению, далеко не все автомобили имеют встроенный на заводе датчик температуры. Во многих моделях ВАЗ такового не предусмотрено. Но не беда, рассмотрим, как его установить и чем примечателен данный процесс.
Виды датчиков, контролирующих температуру охлаждающей жидкости
Все датчики, устанавливаемые на современных автомобилях, делятся на магнитные и биметаллические. Самостоятельно определить конкретный тип, установленный на личном авто можно по скорости его реакции после запуска двигателя. Магнитный отличается мгновенной реакцией, и после запуска мотора сразу же показывает текущую температуру. Биметаллический вариант подобной «оперативностью» не отличаются, показывая верную температуру после небольшой паузы.
Принцип работы биметаллического (ленточного) датчика достаточно прост. Имеющийся блок управления изменяет силу тока в зависимости от текущей температуры циркулирующей жидкости, что приводит к нагреву катушки на металлической полоске. Она способна изменять свою длину соответственно температуре, и поворачивать закрепленную на ней стрелку, показывая текущую температуру жидкости.
Устройство магнитного датчика также не отличается сложностью. Он состоит из якоря с закрепленной на ней стрелкой, по бокам которого расположены две катушки, запитанные от бортовой электросети. Сопротивление катушек меняется в зависимости от проходящей силы тока, а она определяется текущей температурой двигателя. Существует еще один тип датчиков — капиллярные. В настоящее время он практически не используется в связи с неудобством конструкции.
Где находится датчик температуры окружающей среды?
На разных марках автомобилей контроллер имеет различное расположение. Обусловлено это в большинстве случаев конструктивными отличиями машин. К примеру, на БМВ можно поставить датчик температуры непосредственно за бампером, а на ВАЗ — нет.
Тем не менее понять, где находится датчик температуры окружающей среды, достаточно просто. Нужно найти его номер в электрической схеме, и на этом все. В большинстве случаев он устанавливается около радиатора, обычно перед или за ним. Но бывает, что его монтируют сбоку. Главное требование — отсутствие температурных воздействий со стороны двигателя. Мотор греется и влияет на контроллер. Тот, в свою очередь, будет давать неверные показания.
Признаки неисправности и его замена
p, blockquote 28,0,0,0,0 —>
Основной признак неисправности датчика температуры наружного воздуха – неправильные показания. Проще всего проконтролировать показания температуры утром, когда автомобиль еще холодный, не может внести погрешность в измерения. Необходимо посмотреть температуру на термометре за окном, затем спуститься к машине, включить зажигание и проверить показания в автомобиле. Если вы живете не на 20-м этаже, то показания обоих термометров должны быть приблизительно одинаковыми.
p, blockquote 29,0,0,0,0 —> adsp-pro-12 —>
Далее следует завести двигатель, прогреть его, и проехать километра 2-3, измеряя показания температуры за бортом. Если температура будет «плавать», возможно, в датчик попала воза, грязь. Необходимо в гараже или на стоянке выключить зажигание, снять разъем датчика, демонтировать его. Далее надо вынуть его из корпуса, осмотреть состояние, в случае загрязнения протереть мягкой ветошью, смоченной в неагрессивном растворителе.
p, blockquote 30,0,0,0,0 —>
Можно проверить сопротивление датчика на различных температурах при помощи мультиметра, но для этого необходимо знать эталонные показатели. В интернете их найти трудно. Можно воспользоваться специальными справочниками.
p, blockquote 31,0,0,0,0 —>
Посмотреть и подобрать недорогие датчики температуры наружного воздуха для разных моделей автомобилей можно ЗДЕСЬ .
В некоторых случаях проще купить новый, он стоит относительно недорого. Новый датчик должен быть именно от этой модели автомобиля. Подключить и установить его просто. На следующий день после подключения можно оценить точность его показаний, как описано выше.
p, blockquote 33,0,0,0,0 —>
«Лада Гранта»: монтаж датчика
Данный автомобиль оснащается контроллером только в максимальной комплектации. В остальных же случаях присутствует подготовка, то есть имеются все необходимые разъемы и провода для подключения. Это сделано для того, чтобы у водителя была возможность выполнить монтаж самостоятельно.
Тем не менее перед монтажом желательно проверить, отобразит ли приборная панель показания контроллера. Для этого необходимо нажать кнопку суточного пробега и включить зажигание. Так мы запускаем самодиагностику, в результате отображаются все индикаторы. Во время диагностики повторно нажимаем кнопку суточного пробега, что должно вызвать на дисплей версию 090 или же выше. Это укажет на возможность установки датчика
Для чего предназначен датчик
Прибор или устройство, показывающее температурные изменения в охлаждающей системе, имеет огромное значение для всей системы управления автомобильным мотором. Именно он осуществляет контроль над состоянием температуры антифриза в общей схеме охлаждающей системы.
Какие данные наиболее важны:
- Качество состава топливной смеси;
- Количество оборотов коленчатого вала за определённый период;
- Изменение угла опережения зажигания.
Датчик помогает определить, насколько быстро прогревается двигатель во время запуска, и обеспечивает его скорейшее прогревание, а также поддерживает ту самую оптимальную температуру, которая сохраняется при различных рабочих режимах.
Непосредственно установка
Как было отмечено выше, датчик температуры окружающей среды ВАЗ установить несложно. Особенно если все разъёмы предусмотрены заводом-изготовителем. Следующий этап — покупка датчика. Сложного ничего нет, идем в автомагазин и приобретем нужную нам вещь. Наиболее оптимальное место расположения датчика — вблизи радиатора. Массу можно накинуть на приваренную шпильку. Провода протянуть нужно в салон. Как это будет делаться, зависит только от вас. Самый удобный и короткий путь — через заглушку сцепления.Конечно без разборки панели приборов не обойтись. Демонтируем её и ищем 25-й контакт. Он как раз и предназначен для контроллера температуры окружающей среды. Показания на бортовом компьютере обычно появляются автоматически. Если же этого не случилось, сбрасываем клемму АКБ на 10-15 минут. После этого все должно заработать. Датчик температуры окружающей среды ВАЗ стоит копейки. Его установка не занимает много времени.
Что необходимо, чтобы определить неисправность датчика
К сожалению, как и любой другой механизм в автомобиле, датчик наружной температуры с течением времени может выйти из строя, после чего на приборную панель будут выводиться недостоверные сведения. Что же касается точных данных, то они доступны утром в тот момент, когда транспортное средство еще не успело прогреться, а кроме того, на авто установлено исправное приспособление. Если же автомобилист стал замечать, что данный компонент показывает недостоверные сведения, то, по всей видимости, требуется замена, однако, перед этим стоит проверить устройство на работоспособность. Для этого не требуется ехать в сервисный центр, по той простой причине, что все необходимое можно выполнить самостоятельно.
Как правило, процесс проверки датчика температуры снаружи состоит из следующего ряда достаточно простых и последовательных действий со стороны автомобилиста:
- изначально требуется сопоставить показания датчика, а также обычного термометра, установленного за окном;
- сведения с разных устройств должны быть примерно одинаковыми (допускается погрешность в один градус);
- далее требуется запустить двигатель в автомобиле, прогреть его, а также прокатиться на расстояние в пару километров;
- если в процессе поездки показания на щитке приборов будут периодически меняться, то вероятнее всего в кожух датчика попала влага;
- как правило, влага попадает в кожух датчика температуры в том случае, когда этот элемент установлен неправильно;
- если всему виной в действительности влага, то после остановки автомобиля устройство необходимо будет демонтировать, вынуть из кожуха и протереть;
- чистый компонент следует вернуть на прежнее место, а после выполнить подключение к питанию.
В том случае, когда после этих манипуляций показания все еще не соответствуют действительности, то проще будет приобрести новое устройство и выполнить замену датчика температуры воздуха снаружи автомобиля.
Датчики температуры. Виды и принцип действия, Как выбрать
Датчики температуры нужны для того, чтобы проконтролировать температуру в помещении, жидкости, твердого объекта или расплавленного металла.
Виды и принцип действия
Основой действия температурных датчиков в автоматизированном управлении является изменение температуры в электрический сигнал. Это обуславливает преимущества электрических измерений: результаты легко передавать по сети, скорость передачи может быть достаточно высокой. Величины могут преобразовываться друг в друга и обратно. Цифровой код создает повышенную точность замера, скорость и чувствительность.
Термопары
Термопара представляет собой две проволоки из разных металлов, спаянных между собой. При разности температур между горячим и холодным концом в цепи возникает электрический ток. Величина этого электрического тока зависит от термоэлектрической силы термопары, составляет от 40 до 60 мкВ, в зависимости от материала термопары. Материал термопары может быть разным. Это могут быть никель-хромовые, хромо-алюминиевые, железо-никелевые, железо-константановые и т.д.
Термопара является высокоточным датчиком температуры, однако эту точность достаточно проблематично снять. Термопара является относительным датчиком температуры, уровень ее напряжения имеет зависимость от температурной разности между спаями. При этом холодный спай находится при комнатной температуре или при какой-либо другой.
Рассмотрим работу термопары ближе. Есть две термопары и две температуры горячего и холодного конца. Соответственно ЭДС зависит от разности температур. Температуру холодного спая необходимо компенсировать. Аппаратным способом компенсации является использование второй термопары, которая помещена в заранее известную температуру.
Программным способом компенсации является использование другого датчика температуры, на этот раз абсолютного, который помещается в изотермическую камеру вместе с холодными спаями и контролирует их температуру с заданной точностью. Имеются трудности снятия данных с термопары.
Во-первых , она нелинейная. В ГОСТе заботливо введены коэффициенты полинома для перевода ЭДС в температуру и обратно. Эти полиномы большого порядка, но ничто не запрещает спокойно их посчитать силами контроллера.
Во-вторых , другая проблема заключается в том, что термо-ЭДС термопары измеряется в единицах и сотнях микровольт. Соответственно, использование широко доступных аналогоцифровых преобразователей приведет к полному провалу. Нужны прецизионные многоразрядные малошумящие аналогоцифровые преобразователи для того, чтобы использовать термопару в своих конструкциях.
Терморезисторы
Гораздо более простым способом измерения стало применение терморезисторов. Они работают на зависимости сопротивления материалов от внешней температуры. Металлические термометры сопротивления, в частности платиновые обладают очень высокой точностью и линейностью. Термометры сопротивления определяются двумя основными характеристиками.
Это базовое сопротивление термометра при определенной температуре. В ГОСТе базовым сопротивлением считается сопротивление при 0 градусах по Цельсию. ГОСТ рекомендует использование нескольких номиналов сопротивлений в Омах и температурный коэффициент, который определяется как разность сопротивлений нашей температуры и при 0 градусов, деленной на нашу температуру и t нуля градусов, умноженную на единицу, деленную на базовое сопротивление.
Ткс = (Re – R0c) / (Te – T0c) *1/R0c
В ГОСТе на терморезисторы вы найдете температурный коэффициент для различных термометров из платины, меди и никеля. Кроме того, там присутствуют коэффициенты полинома для расчета температуры из текущего сопротивления резистора. Одной из проблем термометров сопротивления является очень низкий температурный коэффициент сопротивления. Однако, измерять сопротивление с высокой точностью гораздо проще, чем очень малые значения напряжения в отличие от термопар.
Одним из способов измерения сопротивления является включение нашего термосопротивления в цепь источника тока и измерение дифференциального напряжения. Использование полупроводников даст нам температурный коэффициент доли единицы процента, их гораздо проще измерять с помощью аналогоцифровых преобразователей. Есть интегральные микросхемы датчиков температуры, аналоговый выход которых уже соответствует питаемому напряжению. Такие датчики температуры можно напрямую подключать к аналогоцифровому преобразователю и спокойно оцифровывать его с помощью восьми- или десятибитного АЦП.
Комбинированный датчик
Помимо интегральных схем с выходом, существуют датчики с цифровым интерфейсом. Одним из популярных датчиков является комбинированный датчик температуры и влажности серии SHT1. Этот датчик позволяет измерять температуру с точностью + 2 градуса и влажность с точностью + 5 градусов. Главной проблемой данного датчика температуры является то, что там решили оптимизировать интерфейс. Он позволяет подключать параллельные устройства.
Цифровой датчик
Цифровой датчик температуры DS18B20, который представляет собой трехвыводную микросхему, позволяет с высокой точностью до 0,5 градуса получать температуру с множеством параллельно работающих датчиков. В этом датчике широкий интервал температур от -55 до +125 градусов. Основной его недостаток – медлительность. Вычисления с максимальной точностью он делает за 750 мс. Ввиду инерционности корпуса датчика температуры опрашивать его нет никакого смысла.
Бесконтактные датчики (пирометры)
В этом датчике имеется специальная тонкая пленка, поглощающая инфракрасные излучения, тем самым нагревающаяся. Такие бесконтактные термосенсоры используются в тепловизорах. Там имеется не один тепловой датчик, а матрица. Они позволяют на расстоянии до 3 метров детектировать тепловой объект.
Кварцевые преобразователи температуры
Для того, чтобы измерить температуру в интервале -80 +250 градусов применяют кварцевые преобразователи. Они работают на частотной зависимости кварца от температуры. Действие датчиков происходит на частотной зависимости. Функция преобразователя меняется от расположения среза по осям кристалла.
Кварцевые датчики работают с высокой чувствительностью, разрешением, стабильностью. Эти свойства делают их перспективными в использовании. Они получили большое распространение в цифровых термометрах.
Шумовые датчики температуры
Работа шумовых датчиков заключается на зависимости шумовой разности потенциалов на резисторе от температуры. Практически реализовать способ измерения температуры шумовыми датчиками можно, сделав сравнение шумов 2-х одинаковых резисторов, один находится при определенной температуре, 2-й при измеряемой температуре. Шумовые датчики температуры применяются для температурного интервала -270 -1100 градусов.
Преимуществом шумовых датчиков стала возможность измерения температуры в термодинамике на вышеописанной закономерности. Но это осложнено трудным измерением напряжения шума, так как оно мало и сравнимо с шумом усилителя.
Датчики температуры ЯКР (ядерного квадрупольного резонанса)
Термометры ЯКР работают за счет действия градиента поля тока решетки кристалла и момента ядра, которое вызвано отклонением заряда от симметрии сферы. Это создает процессию ядер. Частота имеет зависимость от градиента поля решетки. Для разных веществ имеет величину до тысяч МГц. Градиент зависит от температуры, с ее возрастанием частота ЯКР уменьшается.
Датчики температуры ЯКР образуют ампулу с веществом, помещенную в обмотку индуктивности, которая соединена с контуром генератора. Когда частота генератора совпадает с частотой ЯКР, то энергия генератора поглощается. Допуск замера температуры -263 градуса равен + 0,02 градуса, а температуры 27 градусов +0,002 градуса. Преимуществом термометров ЯКР становится стабильность, неограниченная по времени, недостатком является значительная нелинейность преобразующей функции.
Объемные преобразователи
Объемные датчики действуют на расширении и сжатии веществ при изменении температуры. Диапазон действия преобразователей определяется, насколько стабильны свойства материалов. Датчиками делают измерения температуры в интервале -60 -400 градусов. Допуск измерения составляет от 1 до 5%. Интервал работы датчика с жидкостью может зависеть от температуры закипания и замерзания. Погрешности измерения датчиков на жидкости от 1 до 3%, определяются температурой среды.
Нижняя граница измерения преобразователей на газе определяется температурой перехода газа в жидкое состояние, верхняя граница – стойкостью баллона к воздействию температуры.
Лучшие Датчики температуры и влажности | Домашние метеостанции
Датчик температуры и влажности — вещь, которая окажется полезной в любом доме. Температура и влажность в помещении напрямую влияют на здоровье и самочувствие человека.
Домашние метеостанции обладают ещё одной полезной функцией: их датчики также можно разместить снаружи квартиры или дома, то есть — за окном.
Алгоритмы умной метеостанции будут считывать данные о температуре и влажности в атмосфере, и сопоставляя их, будут прогнозировать погоду на ближайшее время. Вы будете знать, когда стоит одеться потеплее, и когда — прихватить с собой зонт при выходе на прогулку!
Как работают датчики температуры и влажности
Датчик — небольшая микросхема, которая оснащена термистором и емкостным определителем влажности. Эти элементы и определяют влажность и температуру воздуха. Самый распространенный датчик — микросхема DHT11. Именно она используется в большинстве умных метеостанций.
Домашняя метеостанция — это комбинированная система, которая состоит из дисплея, внешнего (выносного) или встроенного датчика температуры и влажности, а также специальных алгоритмов (примитивная операционная система).
Чаще всего, умные метеостанции отображают текущие показатели температуры и влажности, а также прогноз на ближайшее время (от нескольких часов до нескольких дней).
Какими бывают умные метеостанции
1. Примитивнейшие метеостанции оснащены только встроенным датчиком, а также дисплеем, на котором показываются текущие значения. Такие датчики позволяют определять только показатели внутри комнаты, и не способны прогнозировать погоду за окном. Эти датчики дешевые и незамысловатые, подходят в том случае, если владельцу нужно только контролировать влажность и температуру внутри помещения, а другие сведения ему не нужны.
2. Более сложные устройства оснащены выносными датчиками температуры и влажности. Такие метеостанции уже могут прогнозировать погоду на улице. В свою очередь, внешние датчики могут быть проводными и беспроводными (Wi-Fi, Bluetooth). Проводные показывают более точные прогнозы, но и пользоваться ими не так удобно, как беспроводными.
3. Самые продвинутые метеостанции собирают информацию и в помещении, и на улице. Они дают подробные прогнозы погоды на ближайшие дни (3-5 суток). Очень часто они показывают дополнительную информацию: температуру ощущений (то, как чувствует её человек на улице), фазы луны (а также приливы и отливы воды) и другую информацию.
Как выбрать умную метеостанцию
Умные метеостанции бывают разными. Прежде всего, нужно определиться с тем, для чего датчик будет использоваться.
К примеру, если в квартире живут маленькие дети или астматики, то основная функция датчика — контроль влажности и температуры воздуха. В таком случае сложные устройства с выносными датчиками и умными алгоритмами не нужны — хватит обычного датчика температуры и влажности, оснащенного дисплеем.
Другое дело — если вы не хотите зависеть от метеорологов, и желаете иметь собственные прогнозы погоды. В этом случае по-настоящему умные метеостанции — ваш выбор. Вам понадобятся устройства с выносными датчиками, который можно с проводом или без него закрепить на улице. Так вы будете получать чёткие, актуальные сведения о состоянии атмосферы и будете обладать точными прогнозами погоды.
Метеостанция должна вписываться в дизайн вашего дома, так как она будет стоять (или висеть) на видном месте, и вы ей будете постоянно пользоваться. Для минималистичного дизайна подойдут одни метеостанции, для классического английского стиля — совсем другие.
Как выбрать датчик температуры всасываемого воздуха
SIERRA sedan (GBG, GB4) (01.87 — 02.93)
OCTAVIA liftback (1U2) (09.96 — 04.11)
Датчик температуры всасываемого воздуха (далее просто ДТВВ) представляет собой термистор, размещенный между входом в воздушный тракт и корпусом фильтра воздуха. Отметим, что датчик массового расхода – это совершенно другое устройство, которое нельзя путать с ДТВВ. Последний, впрочем, также является частью электрической системы управления автомобильным двигателем. Мы попытаемся оценить его работу, разобраться в конструкции и методике выбора.
Как это работает
ДТВВ всегда ставят так, чтобы его кончик постоянно подвергался воздействию потоку всасываемого воздуха. Этот воздух направлен к двигателю, где становится часть топливно-воздушной смеси. Заметим, что в некоторых двигателях (как-то V6 и V8 ) подобных датчиков может быть два.
Сердцем датчика температуры воздуха является термистор – резистор из полупроводникового материала, сопротивление которого зависит от температуры. Он во многом напоминает датчик температуры антифриза. Характер изменения сопротивления датчика описывается коэффициентом. Их может быть два:
- Отрицательный (NTC). Как только температура воздуха повышается, сопротивление датчика падает. Очевидно, наибольшее сопротивление датчик имеет в холодных условиях. При температуре -40 °С сопротивление будет равняться 100,7 кОм, а уже при 130 °С – всего 70 Ом. За работой датчика «следит» ЭБУ;
- Положительный (PTC). Ситуация обратная: с ростом температуры растет и электрическое сопротивление резистора. Используется относительно редко. Так уж вышло, что вышеуказанный тип в большинстве случаев показывает себя лучше.
Запчасти на Chevrolet aveo
AVEO sedan (T250) (05.05 — )
Запчасти на Chevrolet lacetti
LACETTI sedan (J200) (03.03 — )
Какого бы типа датчик не был, он работает в связке с ЭБУ. Управляющий элемент подает на находящийся в устройстве резистор постоянного сопротивления напряжение силой 5 V, а затем считывает выходное сигнальное напряжение (показатели изменятся в сторону увеличения или уменьшения напряжения).
В выпускавшихся до 1995 года автомобилях (на большинстве старых Opel , Toyota , Subaru ) сигнал с ДТВВ нужен был для включения холодного пуска инжектора в случае, когда наружных воздух очень холодный. Нашлась работа для датчика и в системах климат-контроля. Как правило, они имеют отдельные датчики, располагающиеся не в моторном отсеке: за решеткой радиатора, прямо под капотом у самого основания ветрового стекла.
Насколько необходимо
Температура воздуха постоянно учитывается автомобильным ЭБУ посредством датчиков. При этом неверные сигналы с датчиков серьезно на работе двигателя не сказываются. Скорее, агрегат становится менее производительным. Если на автомобиле уже стоит ДМРВ (а это так в подавляющем большинстве случаев), неисправный датчик температуры воздуха окажет влияние только на тяговой динамике.
Резонен вопрос: а если ДТВВ неисправен или его попросту нет? К немедленной поломке узлов двигателя это не приведет. Но вот о чем стоит знать:
- ЭБУ отвечает за «приготовление» топливной смеси и правильную работу форсунок. В крупных энергоустановках, как-то на котельных, воздух предварительно греется специальными устройствами. В автомобиле возможности прогреть воздух до температуры, скажем, 55 °С нет. При этом воздух при разных температурах имеет разную плотность, т.е. в разных условиях количество кислорода в одном литре варьируется. В итоге можно получить как обедненную, так и переобогащенную топливно-воздушную смесь. Здесь-то ДТВВ и нужен: блок управления может оценить температуру и указать регулировать время работы форсунок, корректировать приготовление смеси;
- Исходя из вышеуказанного, исправный ДТВВ косвенно влияет на частоту детонаций и на провалы;
- Исправный датчик температуры воздуха также положительно сказывается на работе двигателя в холодную пору. А именно при запуске – когда наружный воздух очень холодный, блоку управления нужно вносить коррективы в приготовление топливной смеси и работу инжекторов.
Таким образом, ДТВВ является небольшим, но все же важным компонентов системы управления двигателя . С ним можно уменьшить расход топлива, перебои при работе агрегата на холостом ходу.
Основные неисправности
Симптомов неисправности может быть несколько. Все они связаны с тем, насколько правильно определена температура всасываемого воздуха . Вот с чем может столкнуться водитель:
- Двигатель перестал заводиться;
- Скачки оборотов или устойчиво низкая их частота на холостом ходу;
- Перебои в работе агрегата на холостом ходу.
Вот что может произойти на морозе: при запуске холодным стартом ЭБУ не может адекватно отдавать команды форсункам, вследствие чего ход становится очень жестким. Одновременно с этим увеличивается и расход топлива . Другой вариант: учащаются детонации. Ситуацию «вытягивает» правильно подобранный датчик детонации, но решить проблему до конца он все же не в состоянии.
Адекватная диагностика
В случае неисправности ДТВВ загорается лампочка « Check Engine ». Но происходит так не всегда, ведь если датчик выдает неправильные показатели, он по-прежнему остается рабочим. Вот здесь и нужно знать нормальные напряжения и сопротивления. Доверить работу по диагностике неисправностей датчика лучше всего мастерам на СТО – у них имеется все необходимое оборудование.
Наиболее простой способ проверки в бытовых условиях предусматривает следующее:
- Обзаведитесь омметром или качественным мультиметром, а также бытовым феном;
- Отсоедините датчик, подключите к его контактам измерительное устройство и направьте поток горячего воздуха из фена на устройство;
- Проследите за показаниями измерительного прибора. Здесь кроется основная проблема: температура воздуха на выходе из сопла фена на максимальном мощностном режиме примерно равна 70 °С. Ориентируйтесь на эту цифру. Одна вещь останется неизменной: сопротивление датчика должна менять.
Для уточнения мы обратимся к данным о датчиках типа NTC (температурный коэффициент отрицателен), предоставленным компанией Bosch еще в 80-х годах. Они актуальны до сих пор, причем различия в сопротивлениях между датчиками других производителей будут, но не более 15% в сторону уменьшения.
Как выбрать новый датчик
У автолюбителя есть несколько методов поиска. Каждый хорош по-своему, но ведь главное здесь – результат. Как показывает практика, можно подобрать подходящий по характеристикам датчик из Китая по копеечной цене, и проработает он достаточно долго. Устройство очень простое, так что если вам попадутся аналоги, их можно покупать. Итак, вот как вы можете найти оригинал и аналоги:
- Искать по VIN-коду. Шанс найти неподходящее устройство нулевой. Так проще всего найти оригинал, а уже в соответствии с его характеристиками менеджер магазина «подтянет» аналоги;
- По данным авто. Речь идет о следующих данных: марка, модель, параметры двигателя, комплектация, год выпуска. Часто бывает так, что один датчик со вторичного рынка можно устанавливать в целый парк моделей транспорта. Скорее всего, поиск по данным транспорта даст вам множество соответствий, так что выбирать дальше придется руководствуясь информацией о производителях (об этом мы еще поговорим);
- Искать в электронных каталогах. В сети можно найти сотни предложений по одной и той же запчасти. Критерием поиска станет или код транспорта, или его данные. И снова нужно разбираться в производителях.
Таким образом, если водитель не хочет тратить много времени на поиски он может вести поиску по коду транспортного средства и брать оригинал. Выбор аналогов – дело более тонкое и требовательное к наличию свободного времени.
Экскурс по брендам
Не соврем сказав, что лучшими датчиками являются оригинальные. Рынок OEM-запчастей широк, но пугает покупателей ценами и необходимостью ждать поставки. Так что многие из соображений экономии средств и времени берут аналог. Но не советуем брать первый попавшийся! Обратите внимание на продукцию следующих фирм:
- Энергомаш (Россия). Отечественный производитель, чья продукция серьезно оригинальным комплектующим не уступает. Цена демократична, качества – выше всяких похвал. Можно было отнести Энергомаш ко второму списку, но мы поставили его на первое место за впечатляющее соотношение цена-качество;
- Denso (Япония). Выпускает датчики неизменно высокого качества. Покупателя может неприятно удивить цена, но изделие своих денег точно стоит;
- Bosch (Германия). Немецкий производитель уже не первый год радует автолюбителей качественными запчастями. И датчики не исключение. Напротив, они почти ни в чем не уступают оригиналам, а стоят на порядок дешевле;
- Borsehung (Германия). Выпускает ограниченное число элементов автомобильной электроники. Мало известен в России и на Украине, а вот в Германии, где и находится штаб-квартира фирмы, признается одним из лучших производителей автомобильных датчиков;
- EPS (Италия). Выбирая между двумя крупнейшими итальянскими фирмами EPS и Facet, отдавайте предпочтение первой фирме, если готовы немного переплатить. В ином случае – на продукцию замыкающей список фирмы Facet.
Более дешевые аналоги тоже есть. Отметим, что упомянутые китайские датчики стоят мало, но и служат недолго. Мы советуем отдавать предпочтение продукции одной из вот этих фирм:
- Vika (Тайвань). Не самый бюджетный вариант, но качество стоит денег. Если датчик, скажем, немецкой фирмы вам не по карману, обратите внимание на запчасть из Тайвани;
- Dello (Германия). С натяжкой можно сказать, что продукция этой фирмы попадает под определение «немецкого качества». Но тем не менее датчики обладают высокой отказоустойчивостью и большим ресурсом работы. Следовательно, прослужат они долго;
- Facet (Италия). Уже упомянутая выше фирма. Ее изделия качественные, но брак не бывает редкостью. К тому же датчики грешат неправильным замером температур (обычно выше, чем показывает оригинал), что уже чревато.
Резюмируем: покупая датчик наружной температуры, рассматривайте самые дешевые аналоги в последнюю очередь – со своей задачей они справятся, но из строя выйдут слишком рано, из-за чего платить придется дважды.
Вывод
Датчик температуры всасываемого воздуха – один из целой плеяды электрических компонентов автомобиля. Однако, пренебрегать им не стоит. Если устройство перестало работать исправно, водитель сразу же это отметит. В случае предполагаемой поломки датчика советуем отправиться на СТО и провести диагностику. Новая запчасть стоит не так уж дорого. Советуем брать датчик одной из вышеуказанных фирм – они были проверены многими автомобилистами. Дешевые аналоги с «Али» лучше оставить на эксперименты.
Датчик температуры климат контроля
Система климат-контроля
Современные автомобили оснащаются системой климат-контроля. Данная система предназначена для создания и автоматического поддержания микроклимата в салоне автомобиля. Система обеспечивает совместную работу систем отопления, вентиляции и кондиционирования за счет электронного управления.
Применение электроники позволило добиться зонального регулирования климата в салоне автомобиля. В зависимости от числа температурных зон различают следующие системы климат-контроля: однозонный, двухзонный, трехзонный и четырехзонный.
Система климат-контроля объединяет климатическую установку и систему управления.
Климатическая установка. в свою очередь, включает конструктивные элементы систем отопления, вентиляции и кондиционирования, в том числе радиатор отопителя, вентилятор приточного воздуха и кондиционер, состоящий из испарителя, компрессора, конденсатора и ресивера.
Управление климатической установкой осуществляет соответствующая система. Основными элементами этой системы являются входные датчики, блок управления и исполнительные устройства.
Входные датчики измеряют соответствующие физические параметры и преобразуют их в электрические сигналы. К входным датчикам системы управления относятся датчики температуры наружного воздуха, уровня солнечного излучения (фотодиод), выходной температуры, потенциометры заслонок, температуры испарителя, давления в системе кондиционирования.
Количество датчиков выходной температуры определяется конструкцией системы климат-контроля. К датчику выходной температуры может быть добавлен датчик выходной температуры в ножное пространство. В двухзонной системе климат-контроля число датчиков выходной температуры удваивается (датчики слева и справа), а в трехзонной – утраивается (слева, справа и сзади).
Потенциометры заслонок фиксируют текущее положение воздушных заслонок. Датчики температуры испарителя и давления обеспечивают работу системы кондиционирования.
Электронный блок управления принимает сигналы от датчиков и в соответствии с заложенной программой формирует управляющие воздействия на исполнительные устройства.
К исполнительным устройствам относятся приводы заслонок и электродвигатель вентилятора приточного воздуха, с помощью которых создается и поддерживается заданный температурный режим. Заслонки могут иметь механический или электрический привод. В конструкции климатической установки могут применяться следующие заслонки:
- заслонка приточного воздуха;
- центральная заслонка;
- заслонки температурного регулирования (в системах с 2-мя и более зонами регулирования);
- заслонка рециркуляции;
- заслонки для оттаивания стекол.
Принцип работы системы
Система климат-контроля обеспечивает автоматическое регулирование температуры в салоне автомобиля в пределах 16-30 °С.
Желаемое значение температуры устанавливается с помощью регуляторов на панели приборов автомобиля. Сигнал от регулятора поступает в электронный блок управления, где активируется соответствующая программа. В соответствии с установленным алгоритмом блок управления обрабатывает сигналы входных датчиков и задействует необходимее исполнительные устройства. Установленное значение температуры поддерживается автоматически.
Поступающий в салон автомобиля воздух проходит через радиатор отопителя и нагревается теплом охлаждающей жидкости. Степень нагрева воздуха регулируется центральной заслонкой (заслонками тепературного регулирования) путем смешивания холодного и горячего воздуха.
При необходимости включается кондиционер. Кондиционер удаляет излишнее тепло и влагу из салона.
Климат-контроль
Климат-контроль — система, автоматически поддерживающая заданную температуру воздуха в салоне автомобиля. Может быть одно-, двух-, трех или четырехзонным. Двухзонный позволяет задать одну температуру воздуха для водителю и несколько отличающуюся — для переднего пассажира. Трехзонный дополнительно к этому позволяет задать температуру воздуха для пассажиров заднего сиденья, четырехзонный — раздельно температуру воздуха для каждого пассажира заднего сиденья.
Основное отличие климат-контроля от обычного кондиционера в том, что водителю достаточно лишь задать желаемую температуру и режим работы, после чего двигать рычаги заслонок вместо него будет автоматика. Микропроцессор, анализируя показания датчиков температуры, сам устанавливает нужные режимы работы.
Датчиков в системе несколько. Это – датчик температуры наружного воздуха, датчик температуры в салоне, температуры воздуха на выходе блока отопителя – кондиционера. В некоторых системах климат-контроля имеется также датчик интенсивности солнечного излучения.
Внутрисалонный датчик температуры бывает, как правило, с принудительным обдувом — чтобы его показания менялись немедленно, одновременно с изменением температуры в автомобиле. Расположен он обычно прямо в панели управления климатом, но на некоторых автомобилях его устанавливают на «торпедо», на потолке, под перчаточным ящиком.
Блока отопителя – кондиционера по командам микропроцессора готовит воздух заданной температуры, после чего распределяет его в нужных направлениях. Количество подаваемого воздуха (которое зависит от скорости работы вентилятора) также задает микропроцессор.
Микропроцессорный блок управления управляет всеми механизмами блока кондиционера – отопителя. Он двигает заслонки и задает скорость вращения вентилятора вместо человека.
Сервисные функции
Установка климат-контроля обладает и дополнительными сервисными функциями. Так, сущестует несколько режимов подачи охлажденного воздуха:
Последний пункт, как правило, работает в режиме антизапотевания, с максимальной скоростью работы вентилятора и осушением воздуха.
Установка климат-контроля обязательно имеет режим рециркуляции воздуха, он бывает полезен, например, при езде в пробках или для быстрого охлаждения салона в очень жаркий день.
Климат-контроль
Что представляет собой климат-контроль автомобиля и почему лучше простого кондиционера или печки?
Многие водители согласятся с тем, что управление печкой или кондиционером автомобиля – занятие довольно хлопотное. Приходится постоянно регулировать силу подачи воздуха и его направление. То слишком жарко, и нужно убавить, а теперь уже прохладно – и снова надо регулировать.Оптимальной температуры в салоне добиться при этом довольно трудно, практически невозможно. Эта проблема и была решена с появлением климат-контроля. Водителю достаточно просто задать желаемую температуру, а климатическая установка сама определит какими средствами ее добиться и как ее поддерживать.
Компактные климатические установки с ручным управлением появились в 1954 году на автомобилях Nash Ambassador. Это стало революционным достижением, которому предшествовали газовые лампы, буржуйки, и гигантские кондиционеры, занимавшие половину багажника автомобиля.
Климатические установки уже с электронным управлением появились через десять лет – в 1964 году. Первые климат-контроли устанавливались на дорогих машинах американской фирмы Cadillac. В автомобилях европейских марок электронные климатические системы появились значительно позже – в 1979 году.
Европейским первопроходцем стал Mercedes, который оборудовал подобной системой модель W126. Однако, этот климат-контроль не был собственным изобретением немецкого производителя, а был позаимствован у американского же Chrysler. Тем не менее, через пару лет Mercedes усовершенствовала устройство, которое теперь могло создавать разную температура воздуха для водителя и для переднего пассажира.
Появлению раздельного климат – контроля для пассажиров, сидящих на задних сидениях, мы обязаны японскому производителю. В 1991 году Компания Toyota, стала оснащать подобной системой свои седаны Crown Majesta.
Устройство
Устройство климат-контроля включает в себя климатическую установку и систему управления. Остановимся подробно на каждой из них.
Климатическая установка состоит из радиатора отопителя, вентилятора приточного воздуха и кондиционера, состоящий из испарителя, компрессора, конденсатора и ресивера.
Управление всеми этими устройствами осуществляется электронной системой, которая включает в себя датчики, электронный блок климат-контроля и исполнительные устройства.
Функция входных датчиков – измерение самых различных параметров и преобразование данных в электрические сигналы. Список датчиков климат-контроля выглядит так:
Датчик температуры наружного воздуха .
Датчик уровня солнечного излучения (фотодиод).
Датчики выходной температуры. Их количество зависит от модификации климан-контроля. В двухзонном их будет, а в трехзонном, соответственно – три. Они располагаются внутри салона и принудительно вентилируются. Это нужно для того, чтобы они могли как можно более точно определять температуру внутри автомобиля, так как от этого зависит работа всей системы.
Потенциометры заслонок — определяют текущее положение воздушных заслонок.
Датчик температуры испарителя и датчик давления в системе кондиционирования — следят за работой кондиционера.
Показания со всех этих датчиков поступают на электронный блок, который обрабатывает их. Блок, реализуя ту или иную задачу, посылает соответствующие сигналы исполнительным устройствам.
К исполнительным устройствам относятся приводы заслонок и электродвигатель вентилятора приточного воздуха, с помощью которых создается и поддерживается заданный температурный режим. Заслонки могут иметь механический или электрический привод. В конструкции климатической установки могут применяться следующие заслонки:
заслонка приточного воздуха;
заслонки температурного регулирования (в системах с 2-мя и более зонами регулирования);
заслонки для оттаивания стекол.
Принцип работы
Климат – контроль способен автоматически поддерживать температуру воздуха в салоне в пределах 16-30 °С. Необходимая температура устанавливается при помощи регулятора, находящегося на приборной панели. Регулятор посылает сигнал в электронный блок, который активирует соответствующую программу. После чего, блок управления опрашивает по очереди все имеющиеся в системе датчики, и на основании полученных данных дает определенные команды исполнительным устройствам.
Воздух попадает в салон машины минуя радиатор отопителя, где он нагревается, благодаря охлаждающей жидкости. Температуру воздуха при этом регулирует центральная заслонка, которая помогает смешивать холодный и горячий воздух.
При необходимости включается кондиционер. Он удаляет излишнее тепло и влагу из салона.
Разновидности
Обычный климат – контроль устанавливает температуру во всем салоне. Однако, существуют разновидности климатических установок, которые позволяют создавать климат для каждого пассажира в отдельности. Двухзонный обслуживает водителя и пассажира, сидящего спереди. А трех и четырехзонные, соответственно, еще и пассажиров, сидящих на задних сиденьях.