Camgora.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что лучше; ксеноновые или светодиодные лампы

Что лучше — ксеноновые или светодиодные лампы

Еще недавно каждый автомобилист мог заменить штатные фары только на ксеноновые. В последнее время и ксенону появилась альтернатива – светодиодные фары. Первые от вторых отличаются своими характеристиками, имеют свои плюсы и минусы. Ниже мы сравним ксеноновые и светодиодные лампы.

Ксеноновые лампы

В первую очередь стоит отметить мощность светового потока, излучаемого ксеноновыми лампами. Естественно, что чем дальше освещена дорога, тем комфортнее и увереннее чувствует себя водитель за рулем. Ксеноновая лампа преобразует 95% в свет, тогда как галогенная – всего 60%. Остальная энергия превращается в тепло. Срок службы ксеноновой лампы в 6-9 раз превышает срок службы галогенной лампочки.

Отрицательной стороной ксенона является то, что он гораздо дороже штатного освещения как в отношении комплектующих, так и в отношении монтажа. Это обусловлено тем, что для включения ксеноновой лампы необходимо подать ток с напряжением порядка 20 тыс. вольт, а для поддержания свечения – не более 90 вольт.

Поэтому в дополнение к лампе необходимо устанавливать дорогостоящий блок розжига. Кроме того, ксеноновая лампа потребляет приличную мощность, которую неспособна обеспечить штатная электрика. Поэтому при включенных фарах генератор работает с повышенной продуктивностью, что приводит к небольшому перерасходу топлива, примерно 0,2-0,4 литра на 100 км.

Еще один момент – при установке ксеноновой лампы важно произвести правильную корректировку. Если выбран неправильный угол освещения или его высота, свет будет слепить встречные автомобили.

Светодиодные лампы

Светодиоды имеют гораздо меньшее потребление, чем галогенные лампы. Для того чтобы обеспечить такой же уровень освещения, как галогенная лампа мощностью в 75 ватт, светодиодной лампе или сборке потребуется не более 9 ватт электроэнергии.

Соответственно, аккумулятор меньше разряжается, поэтому генератор работает в менее интенсивном режиме и нагрузка на двигатель уменьшается. Как результат – экономия топлива 0,2-0,3 литра на 100 км. Если уж говорить об экономии, то нельзя не упомянуть простоту установки.

В отличие от ксенона, для установки светодиодной лампы не требуется дополнительного оборудования. Достаточно выкрутить штатную галогеновую лампочку и поставить светодиодную.

Бытует мнение, что светодиоды не сравнятся с ксеноном по мощности светового потока. Еще два-три года назад это было так, но прогресс не стоит на месте. Сейчас без труда можно купить светодиодную лампу, которая будет светить не намного хуже ксеноновой. При всем этом, срок службы светодиодной лампы в 4-5 раз больше, чем ксеноновой.

При всех своих преимуществах, светодиодные лампы имеют и недостатки. В первую очередь это стоимость – они, конечно, дешевле ксеноновых, но гораздо дороже обычных галогеновых. Да и по яркости они не дотягивают до ксенона, хотя плюс это или минус – вопрос спорный, ведь не всегда нужно сильное освещение.

Напоследок, хочется отметить еще один момент – относительно ксеноновых ламп существуют определенные ограничения. По закону нельзя устанавливать несертифицированные ксеноновые лампы и блоки розжига, чего нельзя сказать о светодиодах.

В статье мы рассмотрели положительные и отрицательные стороны как светодиодных, так и ксеноновых ламп. Однозначно сказать какие из них лучше или хуже – нельзя. Каждый должен выбирать, ориентируясь на свои потребности и возможности. Хотя определенная тенденция намечается – скорее всего, в ближайшие 5-10 лет светодиоды существенно потеснят галогеновые и ксеноновые лампы.

Какие лампы лучше светят – ксеноновые или светодиодные

Последнее время тема улучшения света фар опять оказалась в центре внимания, так как светодиодные лампы в продаже появились в огромном количестве.

Для получения практического ответа на вышеупомянутый и другие вопросы, касающиеся тематики галогенных, ксеноновых и светодиодных ламп, мы отправились в Лабораторию света компании Vapila и провели ряд экспериментов.

Первый эксперимент был направлен на изучение вопроса а лучше ли светят заводские ксеноновые фары с линзой, если в них установить светодиодную лампу? Для проведения этого эксперимента мы взяли практически новые фары Lexus RX350 (2006 г.в., пробег 30 000 км) с родными линзами под ксеноновые лампы. Почему фары именно этого автомобиля? Потому что в ходе эксплуатации автомобиля ксеноновые лампы и блоки со временем выходят из строя. В результате, за пару ламп или блок розжига нужно будет выложить минимум 3000 грн. Именно поэтому некоторые автовладельцы рассматривают в качестве альтернативного ремонта установку светодиодных фар, которые можно приобрести за 1000 – 2800 грн за пару.

Для эксперимента были взяты ксеноновая газоразрядная лампа известной торговой марки Osram D2S и качественная китайская светодиодная лампа ALED D2S. Качество освещения оценивалось визуально и с помощью люксметра HS1010. Замер производили в самой яркой точке, которая определялась по значениям, которые выдавал люксметр.

При визуальном сравнении качества освещения экрана видно, что светодиодная лампа дает визуально качественное яркое световое пятно. Но в верхней части экрана видна паразитическая прямоугольная засветка, которая может быть причиной легкого ослепления встречных водителей. Ксеноновая лампа не дает такого паразитического пятна засветки, но в целом световое пятно может показаться менее освещенным, чем у LED-ламп.

Инструментальный контроль, т.е. проверка степени освещенности люксметром, показали совсем другой результат. Так в самой яркой точке ксеноновая лампа показала яркость 1149 единиц, а светодиодная – 844 единиц. Такая почти 30-процентная разница весьма серьезная и не в пользу светодиодной лампы. Такой результат подтвердил бытующее у некоторых специалистов мнение, что светодиодные лампы дают «пустой» свет, т.е. визуально он яркий, но освещает дорогу хуже ксенона.

Таким образом, можно сделать вывод, что ксеноновые лампы в родных ксеноновых линзованных фарах светят лучше, нежели вмонтированные туда светодиодные.

Led лампы или ксенон

При выборе светодиодных ламп следует помнить, что разброс цен на них очень большой. Это напрямую связано с качеством изготовления, надежностью, точностью фокусировки света и типом ее охлаждения. Также следует знать, что светодиодная лампа в зоне источника света, т.е. светодиодов, не нагревается, как галогенные и ксеноновые лампы. Из-за этого в зимнее время, в снегопад фары “забивает” снегом, который не тает на холодном стекле, поэтому для восстановления качества освещения его приходится очищать омывателем фар, а при его отсутствии – останавливаться и чистить фары вручную.

Фото. Для установки китайской лампы в ксеноновую оптику RX350 использовался специальный переходник, идущий в комплекте. Этот переходник позволяет установить данные лампы в фары с цоколем D1S, D2S, D3S, D4S.

Тестируем светодиодные лампы для фар и линзованный ксенон

В осенне-зимний период световой день становится короче, ночи длиннее, и время, проведенное в дороге при свете фар, постепенно увеличивается. И как иногда хочется на темной дороге прибавить еще чуть-чуть яркости своим фарам, увеличить область светового пятна и освещенность полотна дороги. Среди производителей фар головного света и лампочек к ним борьба идет за каждую частичку светового потока. Дополнительные «свечи» должны светить в строго определенном направлении – вниз и на дорогу, и ни в коем случае не в глаза встречному водителю.

При этом водитель, один раз купив машину, практически уже не может изменить качество работы его фар. Какой на заводе свет установили – с тем и приходится ездить. Максимум, что подвластно автолюбителю, – замена лампочек. Понимая это, производители ламп заманивают водителей заявлениями о том, что их лампы светят на 50%, 70%, а то и 100% ярче, чем обычные галогенки. Тесты показывают, что эти цифры являются маркетинговыми уловками. Замена штатных лампочек на источники с повышенной светоотдачей не сможет дать прироста света в два раза, но увеличение светового потока все равно будет заметно.

Как же сделать свет действительно ярче? Ответ лежит на поверхности, и на него давно уже ответили автопроизводители. Необходимо сменить источник света: отказаться от ламп накаливания в пользу газоразрядных ламп, в простонародье именуемых ксеноном. Обратите внимание: во всех автомобилях класса премиум светит именно ксенон.

Но не стоит думать, что мы агитируем за то, чтобы установить ксеноновые лампы просто вместо галогенок. Подобная доработка фар, именуемая в народе «колхозный ксенон», светит куда угодно, только не на дорогу. Мы предлагаем посмотреть на более правильный и интересный вариант. Сейчас в продаже появились блоки линзованного ксенона. Это блок, состоящий из газоразрядной лампы, отражателя и проекционной фары. Причем эту фару предлагается устанавливать непосредственно в блок-фару автомобиля. О том, как это сделать самостоятельно, рассказано в другой нашей статье, а здесь мы будем сравнивать полученный результат.

Дополнительные измерения

Сейчас стало модным устанавливать во все возможные места машины светодиоды. Некоторые китайские умельцы предлагают ставить их даже вместо ламп головного света. Раз предлагают – мы попробуем и измерим, хорошо ли они светят.

Как мы тестировали

При подготовке теста автомобиль выставлялся на ровную сухую асфальтированную поверхность. По ровной линии от правой фары через 10 метров были расставлены сигнальные конусы.

Чтобы оценить работу оптики автомобиля, проводилось измерение освещенности дорожного покрытия.

Сравнительный тест штатных галогенных ламп и светодиодных ламп проходил в один день, далее тестовый автомобиль уходил на установку линзованного ксенона. После настройки фар проводился второй цикл измерений – уже новых фар с ксеноновым светом.

Результаты теста

Сравнение светового пятна от разных источников света. Слева — штатный свет, галогенные лампы накаливания, по центру – светодиодные лампы установленные в штатную оптику, справа – линзованный ксенон Xenite L-03 врезанный в штатную блок фару.

Пешеход располагается на расстоянии 10 метров от бампера автомобиля.

Пешеход располагается на расстоянии 20 метров от бампера автомобиля.

Пешеход располагается на расстоянии 30 метров от бампера автомобиля.

Хуже всех оказались светодиодные лампы. Несмотря на то, что визуально световое пятно кажется ярким, оно значительно сократилось даже по сравнению со штатным светом. Ни о какой прибавке в освещенности от этих ламп говорить не приходится. Световое пятно при установке светодиодов резко сократилась, его дальняя граница оказалась на расстоянии всего 10 метров, в то время как у штатного света это 25 метров, а у линзованного ксенона – 30 метров.

Линзованный ксенон порадовал своей работой. Визуальные границы светового пятна заметно увеличились, возросла и освещенность обочины дороги. При этом нет полной засветки переднего пространства, как это происходит при замене лампы накаливания на газоразрядную, а есть четко очерченная граница светового пятна, как того требуют правила.

Оценка ослепления встречных водителей от фар с линзованным ксеноном показала, что он не превышает уровень ослепления от штатных ламп накаливания.

Для сравнения приводим фотографии светового пятна с пешеходом на обочине на различном расстоянии от автомобиля. Расстояние между сигнальными конусами 10 метров.

Отдельно по цифрам.

Если заглянуть в таблицу, то видно, что светодиодные лампы в среднем в десять и более раз уступают по яркости штанным лампам накаливания. Если мы говорим, про линзованный ксенон то измерения показали, что он в среднем на 30% процентов ярче чем штатный свет.

Таблица освещенности у поверхности земли

Расстояние до бампера, м

Диаграммы сравнения освещенности поверхности дороги от разных источников света: штатный свет — галогенные лампы накаливания, светодиодные лампы установленные в штатную оптику, линзованный ксенон Xenite L-03 врезанный в штатную блок фару.

Диаграммы приведены для расстояний от автомобиля в 10, 20 и 30 метров.

Выводы

Вывод из нашего теста напрашивается сам собой. Баловаться с заменой ламп головного света с ламп накаливания на светодиодные лампы на сегодняшний день просто опасно из-за очень плохой освещаемости. А вот повозиться с заменой в штатной оптике галогеновых ламп на линзованный ксенон стоит. Эта замена дает ощутимый выигрыш в освещенности дороги, и свет остается безопасным для окружающих, так как не слепит встречных водителей.

ЛИНЗОВАННЫЙ КСЕНОН Xenite L-03

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Конечно, словосочетание «линзованный ксенон» является жаргонизмом, но оно емко и точно отражает специфику данного технического решения. В качестве источника света в Xenite L-03 используется газоразрядная ксеноновая лампа. При этом ее отличие от «колхозного ксенона» в том, что лампа находится в специально созданной для нее оптической системе. Такая «упаковка» является сильной стороной данных ламп. При этом собственно лампами их назвать уже нельзя: это практически готовая фара, но только без внешнего корпуса. Продавцы и установщики данных систем предполагают, что ксеноновая лампа вместе с линзой врезается в фару вместо штатной лампы.

Кратко о порядке действий при инсталляции линзованного ксенона Xenite L-03. Нужно разобрать фару, вырезать в тыльной части отверстие под линзу, после чего закрепить ее. Перед началом монтажа необходимо убедиться, что «глубины» переднего плафона фары будет достаточно для размещения нового компонента.

Следует отметить, что корректировка свечения фары после инсталляции производится посредством линзы. При этом остается работоспособным и электрокорректор наклона самой фары (если автомобиль им оснащен).

Первое, что было замечено при оценке светового пятна, созданного линзованным ксеноном Xenite L-03, – это различимая глазом светотеневая граница (в народе – «галка»). То есть граница между нижней зоной светового потока, куда он и должен падать, и верхней зоной, где света быть не должно (чтобы не слепить других участников движения).

Уверенное световое пятно формируется линзованным ксеноном на расстоянии 5 метров от автомобиля, а четкая дальняя граница уверенно располагается на отметке 30 метров. Значительно улучшилась освещенность обочины дороги и далеко идущих пешеходов, что хорошо видно на фотографиях.

Освещение дорожного полотна, обочины и пешехода в жилете со светооражающими элементами на расстоянии 10 и 20 метров от автомобиля. Линзованный ксенон Xenite L-03 врезанный в штатную блок фару.

Освещение дорожного полотна, обочины и пешехода в жилете со светооражающими элементами на расстоянии 30 и 40 метров от автомобиля.Линзованный ксенон Xenite L-03 врезанный в штатную блок фару.

Читать еще:  Оклейка хрома черной пленкой

Освещение дорожного полотна, обочины и пешехода в жилете со светооражающими элементами на расстоянии 50 и 60 метров от автомобиля. Линзованный ксенон Xenite L-03 врезанный в штатную блок фару.

Светодиодные лампы головного света

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Сами лампы собой представляют две сборки светодиодных кристаллов, расположенных на алюминиевом радиаторе. Блоки свечения находятся с двух сторон тонкой пластины, которая вставляется внутрь отражателя головной фары вместо лампы накаливания. При закреплении в фаре светодиодный источник света ориентируется таким образом, что одна сторона пластины светит в нижнюю часть отражателя, а вторая в верхнюю. На тыльной стороне лампы располагается радиатор охлаждения, для повышения эффективности которого используется еще и принудительный обдув при помощи кулера.

Светодиодные лампы светят нещадно – так, что глаза слепит. Дело в том, что качество свечения фары головного света не ограничивается одной только лампочкой. Фара – это сложная сфокусированная оптическая система. И слово «сфокусированный» тут ключевое. Даже небольшой сдвиг нити накаливания из фокуса или увеличение ее размера приводит к изменению свечения фары (и счет тут идет на миллиметры). А что будет, если заменить галогеновую лампу, которая представляет собой точечный источник света, на распределенный – даже в виде газоразрядной лампы (ксенона), мы хорошо знаем по опыту использования «колхозного ксенона». Световой поток от такой лампы настольно неправильный, что не освещает как следует дорогу и слепит встречных водителей и водителей попутных. Это и стало причиной полного, законодательно закрепленного запрета на его использование в таком виде.

Установка светодиодных ламп приводит к еще более «потрясающему» результату. Светят они намного слабее, чем все другие источники света, а слепят встречных намного сильнее, чем освещают дорогу.

На фотографии хорошо видно, что дальняя видимая глазом граница светового пятна располагается на расстоянии 10 метров от бампера автомобиля. Дальше эти лампы вообще не светят! При этом на штатных лампах световое пятно начинается на расстоянии примерно 5 метров от бампера и уверенно простирается до отметки 20 метров, а предметы со световозвращающими элементами видны на дистанции до 60 метров. При замене штатных ламп на светодиоды даже световозвращающие конусы «исчезли» уже на дальности 30 метров.

Измерение освещенности поверхности дороги при этом в среднем было более чем в десять раз хуже, нежели от штатных ламп накаливания.

Освещение дорожного полотна, обочины и пешехода в жилете со светооражающими элементами на расстоянии 10 и 20 метров от автомобиля. Светодиодные лампы установленные в штатную оптику.

Освещение дорожного полотна, обочины и пешехода в жилете со светооражающими элементами на расстоянии 30 и 40 метров от автомобиля. Светодиодные лампы установленные в штатную оптику.

Освещение дорожного полотна, обочины и пешехода в жилете со светооражающими элементами на расстоянии 50 и 60 метров от автомобиля. Светодиодные лампы установленные в штатную оптику.

Светодиодные лампочки в линзованной фаре. Переход с ксенона на LED

Как работает ксенон

Плюсы газоразрядных ламп
Минусы газоразрядных ламп

Что такое LED

Плюсы светодиодов

Отсутствие нити накаливания и подвижных деталей делает его надежным и устойчивым к механическим воздействиям, ломаться там почти нечему. К тому же, они не боятся низких температур. Первые поколения светодиодов имели слабый световой поток. Сейчас применяются диоды третьего поколения. При наличии специального блока стабилизации (драйвера), они способны излучать световой поток, практически равный ксеноновому. Энергопотребление у светодиодов ниже, чем у ксенона или галогенок, а значит, нагрузка на генератор практически отсутствует. Установка диодных ламп простая и не требует переделок фары. Они бывают любых типоразмеров — от H1 до H11, а блок драйвера поместится внутрь корпуса. Лампочка становится на место штатной, нужно только откусить разъем питания и соединить его с проводом, идущим к блоку.

По личным ощущениям, световой поток LED-лампы сильнее обычных галогенок. Визуально почти не отличается от ксенона по яркости, но практически не слепит. Свет диодов мягкий и немного рассеянный, хорошо освещает пространство перед автомобилем. Это поможет при плохих погодных условиях — в туман или дождь. Ксеноновые лампы, как и светодиодные, я выбрал с температурой цвета 5100К. Это мягкий белый цвет с синим оттенком. Цена комплекта из двух LED-лампочек сопоставима с аналогичным комплектом газоразрядных ламп. Я приобрел комплект фирмы S7 типоразмера H1 за 30 долларов на алиэкспресс.

Минусы светодиодов

Установка диодов

Прочитав много информации о LED-лампах, я решил установить их в линзу вместо ксенона. Единственная сложность, возникшая в процессе установки, несмотря на то, что диод был такого же типоразмера, как и ксеноновая лампа, мне пришлось немного увеличить посадочное место у линзы.

Причина этого вот в чем — линза в фаре не штатная, а рассчитанная на ксеноновую лампу, колба которой немного уже чем LED. Решение о покупке именно диодов S7 было обусловлено наличием гибкого радиатора охлаждения. Его можно удобно расположить в корпусе фары. Больше монтаж сложностей не вызвал. Все поместилось внутри фары и было подключено к штатной проводке.

Выводы

Покатавшись несколько дней, я сделал такие выводы:

  • свет от LED-ламп, установленных в линзу, немного уступает ксенону;
  • диодные лампы идеально подойдут для установки в противотуманные фары или в обычный отражатель небольшого размера.

Надеюсь, что в ближайшее время появятся доступные по цене более мощные диоды. Тогда можно будет заменить все лампочки на LED. На данный момент для себя я решил: в линзы нужен ксенон, а в противотуманки и дальний свет — LED-лампы.

Ксенон или Светодиоды( LED) — что лучше?

Экология потребления. Мотор: Издание Autobild опубликовало результаты оригинального теста. Пытливые немецкие журналисты загнали в фотометрическую камеру десяток автомобилей с новыми светодиодными фарами и выяснили, что перспективная и широко рекламируемая LED-оптика не выигрывает у галогеновых и ксеноновых фар, а местами даже сдаётся перед проверенными технологиями.

Издание Autobild опубликовало результаты оригинального теста. Пытливые немецкие журналисты загнали в фотометрическую камеру десяток автомобилей с новыми светодиодными фарами и выяснили, что перспективная и широко рекламируемая LED-оптика не выигрывает у галогеновых и ксеноновых фар, а местами даже сдаётся перед проверенными технологиями.

Чтобы выяснить полезность светодиодов, журналисты собрали 11 автомобилей в затемненном фотометрическом тоннеле компании Hella в немецком Липштадте. В тесте участвовали модификации с базовой галогеновой или ксеноновой оптикой и с опциональными светодиодными фарами. За последние пять лет светодиоды спустились с небес на землю и предлагаются даже в компактных машинах, например в Seat Leon и будущем Volkswagen Polo. Стоит ли? В качестве дневных ходовых огней светодиоды хороши, но в роли основной оптики — пока спорны.

В тесте принимали участие Seat Leon, Audi A3, Nissan Leaf, Lexus IS 300h, BMW 435i и Mercedes-Benz S-Class (у него светодиоды в базе). Цена светодиодов для этих машин варьируется от 500 до 10 000 евро и эти траты, как выяснили немцы, себя не оправдывают. Преимуществ у светодиодов мало. Да, они дают «дневной свет», но не обеспечивают существенной экономии энергии и не всегда ровно «заливают» пространство перед машиной. Исследователи тщательно сравнили дальность света, энергопотребление, стоимость и «ослепляемость» разных типов фар на стоящих и движущихся машинах.

Самый дорогой Mercedes S-класс разочаровал чёрным 20-метровым провалом перед бампером, светодиоды Nissan Leaf светит слишком высоко и слепят, «Леон» выбеляет ближним светом зону перед автомобилем, хотя и радует дальним. К светодиодам BMW у экспертов нашлись претензии по параметру дальности, не хватает «пробивной силы» стандартного би-ксенона. Светодиодный Lexus залил тоннель радужными интерференциями и также спасовал перед более доступными ксенонами в вопросах дальности.

Редактор AutoBild Хендрик Дикман резюмировал, что светодиоды оправдывают себя далеко не во всех случаях, они неравномерно светят вблизи, затемняют область перед бампером, не предлагают обещанной производителями экономии и стоят недёшево. Впрочем, отмечает эксперт, светодиоды растут и на сегодня почти равноценны ксеноновым фарам. Сравнительный тест галогеновых, ксеноновых и светодиодных фар немцы проводили в октябре 2013 года, а в феврале 2014 соответствующая публикация появилась и в украинской версии журнала. опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Преимущества и недостатки светодиодных, галогеновых и ксеноновых фар

Светотехника автомобиля насчитывает массу видов лампочек, и у каждой свои функции и предназначение. Лампы освещают салон, подсвечивают бардачок, багажник, мотор, габариты предупреждают о предстоящих маневрах автомобиля, некоторые используют как сигнальные лампы, но есть самые важные – для освещения дороги – фары. Фара – это часть автомобиля, без которой движение в тёмное время суток практически невозможно. От этого устройства зависят безопасность водителя, целостность машины, а также сохранение здоровья или жизни пешехода. Стоит ли говорить о том, что качество дорожного полотна оставляет желать лучшего: огромные ямы ближе к краю или множество небольших ямок посреди дороги – и то и другое в любом случае убивает ходовую, колёса, амортизаторы. А потому следует тщательно выбирать, какой вид ламп ставить в фары: галоген, ксенон или светодиод, и что лучше подойдёт к конкретным условиям эксплуатации автомобиля.

Сравнение разных типов фар.

Устройство ламп

Любое транспортное средство оборудовано фарами. В зависимости от габаритов количество фар может быть разным:

  • одна (для мототехники);
  • две (для легковушек, малогабаритных авто);
  • три и больше (для огромных фур, строительной техники, машин специального назначения).

Конструкция фары в принципе одинакова для любого вида транспорта, но не так уж проста, как сразу можно подумать. Автомобильные фары располагаются по краям горизонтальной оси машины. Состоит фара из четырёх частей: излучатель, отражатель, рассеиватель, корпус. Излучатель света – это лампа, которая стоит в фаре, она является единственным источником света, и без неё фара не работает. В зависимости от основного материала, из которого она изготовлена, есть несколько видов таких ламп:

  • лампа накаливания;
  • галогенная;
  • ксеноновая;
  • светодиодная.

Далее идёт отражатель. Он отражает свет, который излучает лампа. Отражатель бывает разных форм и имеет множество вариаций. Всё зависит от дизайна автомобиля, стиля, в котором выполнена передняя часть, месторасположения фары, но чаще всего отражатель конусовидной формы. Выполнен из стекла, пластмассы, другого полимерного материала, на котором есть тонкий слой алюминиевого напыления. Свет, попадая на такое напыление, отражается множеством лучей, усиливая его яркость. Отражатели могут быть как самыми простыми, так и со сложной специфической корректировкой. Простые конусы (параболические) только отражают лучи в разные стороны, их нельзя корректировать по яркости, интенсивности, направлению.

Чуть более сложные отражатели (свободной формы) тоже статичны в этом плане, но благодаря разделению на несколько зон и ступенчатой конструкции свет отражается отдельными пучками, а потому становится более отчётливым, при рассеивании не так сильно теряет светопоток, меньше слепит попутные машины. Есть также линзовые фары. Их светоотражатели имеют специфическую эллиптическую форму и дополнительно оборудованы шторкой, которая отсекает поток света. То есть, свет в самой конструкции фары отражается несколько раз, прежде чем попасть на рассеиватель, а затем на дорогу.

Роль рассеивателя тоже велика. Обычно он выполнен из стекла или полимера, по виду и характеристикам похожего на него. Защищает фару от возможных внешних повреждений, рассеивает свет и направляет его в нужную точку. На рассеивателе бывают засечки или углубления, посредством которых можно получить нужный угол освещения. Такие рассеиватели сейчас используются не так часто. Более популярны простые рассеиватели без оптических дополнений, из обычного пластика. Они не направляют свет, а просто выполняют основную функцию защиты от загрязнений, воды, механических внешних повреждений.

Принцип функционирования галогеновой подсветки

Галогенный источник света работает по принципу лампы накаливания. Внутри неё находятся вольфрамная нить, которую нагревает электричество, а также пары галогенных элементов (чаще всего это бром или йод). Под воздействием этих паров атомы вольфрама не так быстро оседают, как в лампе накаливания, начинают двигаться вокруг нити и чаще к ней прилипать. Свет от такой лампы имеет желтоватый оттенок. Она хорошо работает на переменном и постоянном токе.

Ксеноновые источники света

Ксеноновые источники света отличаются от галогенных оттенком цвета, а также имеют различия в сроках эксплуатации. Велика разница и в принципе работы – в ксеноновой лампе тоже катализатором выступает вольфрам, но к нему добавлен торий, а всё пространство заполнено ксеноном. Под действием электричества в ксеноновой лампе возникает дуга плазмы возле катода. Такая лампа источает яркий белый свет, который максимально приближен к дневному свету – 3000 люменов.

Бывают короткодуговые, длиннодуговые (трубчатые), керамические ксеноны. Соответственно, лампы с короткой дугой, где электроды расположены близко друг к другу, а колба похожа на шар, лампы с длинной дугой, где электроды находятся на расстоянии в колбе, которая больше похожа на трубку, керамические лампы тоже с короткой дугой, но в керамической оболочке, а потому безопасны и при установке не требуют корректировки. Впервые такие лампы начали использовать в немецком автопроме.

Светодиодная подсветка автомобиля

Светодиоды стали очень популярными в последнее время. Это полупроводник, который создаёт оптическое излучение, когда через него проходит электричество. Кристалл светодиода излучает конкретный цвет светового потока. Принцип работы такой лампы предусматривает пропуск тока через специальный переход, где носители заряда исчезают, а затем заменяются излучением фотонов. То есть электроны переходят с одного уровня на другой. Светодиод подключают непосредственно к источнику тока, а к источнику напряжения подключают через резистор. Стоит отметить, что они не нагреваются, а просто источают свет. Устройство и принцип работы активно совершенствуются в последнее время, как технология квантовых точек и фотонных кристаллов.

Читать еще:  Приора тонированная в хлам

Сравнение ламп

Все виды ламп для фар пользуются спросом. Основными показателями для сравнения являются срок службы, световой поток, обслуживание, стоимость, условия эксплуатации. Некоторые автолюбители устраивают целые тест-драйвы для разных типов фар при разных условиях. Информацию о таких тестах можно легко найти в сети. Причём такие тесты обычно имеют очень широкий диапазон в плане различных условий освещения, сезона, качества дороги. Учитывается также, насколько сильно дрожат границы света при проезде неровностей, насколько быстро происходит переключение с дальнего на ближний свет, какого максимального расстояния достигает световое излучение.

Преимущества и недостатки галогенных ламп

Трудно сказать какие лампы лучше освещают дорогу, да и вообще выполняют возложенную на них функцию. Сама лампа может быть достаточно хорошей по всем параметрам, но устройство фары нивелирует её достоинства, если выбрать неправильно. Галогенки – самые распространённые источники света для фар, ведь их стали использовать раньше остальных. По сути, они являются усовершенствованными лампами накаливания.

Использование таких ламп для авто имеет несколько достоинств:

  1. Они недорогие. Из всех возможных вариантов галогеновые лампы будут самым дешёвым выбором.
  2. Их легко заменить. Устройство лампы не несёт в себе особенной опасности, не требует специальных условий для замены.
  3. Они могут быть очень компактными. Если объём колбы маленький, это увеличивает давление, тем самым уменьшая скорость испарения нити.
  4. Лампы нормально реагируют на перемену тока. Могут работать при переменном или постоянном токе, не теряя своей эффективности.

К недостаткам галогеновых ламп можно отнести короткий срок эксплуатации – до 1000 часов, в этом у них выигрывают как диоды, так и ксеноновые фары. Это происходит из-за того, что возврат атомов вольфрама на спираль происходит неравномерно и часто зависит от температуры нагрева, таким образом, спираль неизбежно разрушается. Не очень хорошо и то, что оптика сильно нагревается, транслирует недостаточно яркий свет, а потому не так эффективно освещает дорогу.

Плюсы и минусы светодиодных моделей

В головном освещении лампы ЛЕД стали использовать производители лексуса в 2007 году. На дальнем свете такие лампы способны освещать несколько сотен метров. Но при этом свет не слепит встречных водителей. Автовладельцы отмечают концентрацию света на дороге без рассеивания или каких-либо пятен.

Достоинств перед другими лампами светодиодные фары имеют много:

  1. Они очень долговечны. Способны работать от 10000 до 100000 часов. Если в сутки такие лампы будут работать 8 часов, то их хватит на 34 года. Стоит отметить, что при такой длительной работе кристалл потеряет свою яркость.
  2. Диод потребляет минимум энергии. Нагрузка на генератор будет приятно низкой, ведь кристалл – полупроводник.
  3. Прочность и надёжность. В структуре лампы нет чувствительных частей типа вольфрамовой нити. Поэтому светодиод очень хорошо переносит низкие температуры.
  4. Кристаллы обеспечивают свечение белого цвета, какой не сравнится с галогенами или ксенонами. Цвет достигается не с помощью фильтров или преломления, а посредством самого источника. Спектр белого цвета – от 2700 К до 6500 К.

Стоит отметить, что самым главным недостатком светодиодов называют высокую цену. На рынке нельзя найти предложений, равных по стоимости с ксеноном. Проблема есть ещё и в том, что дизайн подчас не предусматривает достаточного количества ламп для достижения хорошего светового потока. А потому эффективность светового потока не всегда будет лучше аналогов.

Достоинства и недостатки ксенона

Лампы, заполненные ксеноном, являются газоразрядными. Первый раз её использовали в концерне BMW. В систему такой фары обычно входят блок зажигания и электронный блок управления. Они обеспечивают появление разряда за счёт переменного тока напряжением 10 – 20 кВ. Часто такие фары идут как биксеноновые, потому что ставить отдельно на ближний и дальний свет ксенон нецелесообразно.

В дилемме ксенон или галоген можно разобраться, рассмотрев их преимущества. Достоинства галогена уже описаны, поэтому перейдём к ксенону:

  1. Срок эксплуатации намного дольше галогеновых. Он достигает отметки до 3000 часов.
  2. Световой поток намного ярче галогенок. В отличие от предлагаемых 1000 – 1500 люмен, ксенон имеет 2500 – 4000 люмен. Хорошо освещается не только дорога, но и обочина.
  3. Лампы потребляют меньше электрической энергии. Большой разряд необходим им для импульса к включению, а дальше лампа работает на переменном токе, чем совершенно не нагружает генератор.
  4. Низкий нагрев оптики. Можно отметить, что лучше – ксенон или светодиодные лампы – укажет этот параметр. Галогенки по сравнению с ними сильно нагреваются.

Есть, конечно, и недостатки. Лампы уменьшенной мощности стоят достаточно дорого. Ксенон нужно заменять сразу в двух фарах. Многие боятся использовать такие лампы из-за применения в них ртути, считая их опасными из-за этого. Но её удельная масса не настолько высока, чтобы причинить вред здоровью водителя. Из-за загрязнений рассеивателя фара иногда светит, мешая встречному потоку, или рассеивает свет в разные стороны. Но по яркости LED или ксенон могут иметь равные показатели. Яркость светодиодов напрямую зависит от их количества в фаре. Например, Seat оснащён диодами на 1600 – 1700 люменов, что даже меньше, чем стандартные показатели ксеноновой лампы.

Какие лампы всё же выбрать для автомобиля

Чтобы выбрать автомобильные лампы, нужно учесть все достоинства и недостатки предлагаемой на рынке продукции. Есть недорогие лампы с хорошими характеристиками и достаточно эффективными показателями. Современные машины оборудованы такой светотехникой, которая нивелирует применение определенного вида лампы.

Например, устройство галогеновой фары в Dacia Duster имеет такие же показатели полезного действия, как и ксеноновые. Светододиоды же имеют приятный оттенок и очень долгий срок службы. Ксеноновые фары по светопотоку бывают ярче, чем ЛЕД-лампы. Поэтому прежде чем выбрать лампу в своё авто, обращайте внимание на устройство самой фары.

Что лучше выбрать ксенон или светодиодные лампы

Автовладельцы ежедневно задаются вопросом, какие осветительные приборы установить на автомобиль? Галогенные лампочки устарели, а ксеноновые — пройденный этап. Теперь производители автотранспортных средств широко используют светодиоды для установки системы освещения. А всё — таки, какие лампы выбрать ксеноновые или светодиодные?

Ксенон

В 1989 году ксенон был открыт английскими исследователями У.Рамзаем и М.Траверсом.

Действие ксенона основывается на появлении светящейся плазмы (дуги) в колбе с закачанным инертным газом. Именно с помощью данного газа вырабатываемая плазма горит ослепительно, такие лампы называют газоразрядными.

Колба с двумя электродами, блоком розжига, закачанным инертным газом, находящаяся под напряжением в двадцать пять тысяч Вольт вырабатывает дугу. Светящаяся дуга даёт ослепительный белый свет, близкий к дневному освещению, что существенно отличает газоразрядную от галогенной лампочки, последние во много раз уступают ксеноновым по яркости освещения.

Светодиодные лампы (LED)

Первый светодиод изобрели более полувека назад, но технология стала развиваться недавно. Изначально светодиод был эксклюзивом, стоил не дёшево. Сейчас полупроводниковые лампы широко используют на предприятиях, частных домах, улицах, а также для монтажа осветительных приборов транспортных средств.

Полностью отличная от газоразрядных лампочек методика, надёжная, финансово выгодная, идущая вперёд высокими темпами. Светодиод – полупроводник, вырабатывающий свет с помощью электрического тока, имеющий плюсовую, а также минусовую клеммы, при неправильном подсоединении свечения не даст. Конструкция светодиодной лампы: полупроводниковый элемент на подложке не проводящей электрическую энергию, корпус содержит контакты, а также оптическую систему. Кристалл покрыт особым веществом, а для фокусировки дополнительно устанавливается линза.

Сегодня выпускают полупроводники третьего поколения, более надёжные предыдущих. Системы со стабилизатором позволяют светить во много раз сильнее полупроводников предыдущих поколений.

Сходства

Сходства ксеноновых и LED ламп:

  1. Яркий свет при низком потреблении энергии.
  2. Лампы не ослепляю глаза участников движения.

Отличительные особенности газоразрядных и полупроводниковых ламп

  • Блок розжига потребляет энергию генератора автомобиля, таким образом, уровень мощности двигателя понижается.
  • Объёмистый блок розжига не вмещается в прибор освещения, по этой причине он устанавливается снаружи, иногда на несущих конструкциях кузова.
  • Китайский аналог запрещён законодательством Российской Федерации.
  • Нагревается меньше галогенной, так как лишь десять процентов энергии газоразрядной лампочки трансформируется в тепло.
  • Монтаж фирменных ламп стоит не дёшево и по причине прекращения функционирования одной из них, заменить необходимо сразу две.
  • Затрудненно сочетание ближнего и дальнего света в одной фаре, необходимо монтировать биксенон, который конструкцию делает ещё дороже.
  • Срок эксплуатации газоразрядной лампы больше галогенной, так как к нити из вольфрамовых сплавов в ней нет.
  • Газоразрядные лампочки ударопрочны.

  1. Экономят потребление топлива, по причине пониженной нагрузки на двигатель автотранспортного средства.
  2. Компактны, умещаются в резиновый футляр фары.
  3. Лампочки в Техническом регламенте Российской Федерации приравнены к галогенным.
  4. Форма и величина лампочек подходят для любого автомобиля.
  5. Сочетает ближний и дальний свет.
  6. Устойчивы к повышенной влажности, перепадам температуры.
  7. Менее финансово затратные нежели ксеноновые.
  8. По причине использования большого потока энергии полупроводники очень сильно нагреваются, необходима установка кулера на радиатор для охлаждения.
  9. Скачки напряжения сокращают период эксплуатации полупроводников.
  10. Могут прийти в негодность от ударов и тряски кузова.

Надёжность при эксплуатации

Газоразрядные и LED лампочки устойчивы к различным механическим, а также физическим внешним влияниям, по причине отсутствия лампы накаливания. Галогенные портятся очень быстро, особенно при езде по неровным дорогам.

Полупроводник более подвержен нагреву, нежели его оппонент, тем не менее, срок эксплуатации светодиода меньше не становиться.

Специфика монтажа ксенона и светодиодов в осветительные приборы автотранспортных средств

Установка ксенона разрешена только при базовой комплектации авто такого рода фарами или предоставленными характеристиками завода изготовителя. Самостоятельно устанавливать газоразрядные лампочки в осветительные приборы автомобильного средства запрещено законодательством.

Маркировка на фарах, которая находится на её стекле, иногда во внутренней части характеризует наличие или отсутствие возможности установки ксенона, например:

  • DRиDC – указывает на наличие в данных видах фар ближнего и дальнего света, соответственно монтаж ксенона разрешён.
  • DCR – означает наличие одной лампочки как для ближнего, так и для дальнего освещения, значит монтаж газоразрядной лампы запрещён.
  • HRиDC — подходит для установки только ближнего ксенона.
  • HRиHC – маркировка для японских автомобилей, только для них разрешен монтаж ксенона.

Со светодиодами немного проще, в Техническом регламенте Российской Федерации отсутствует описание типов осветительных приборов автомобильных средств, в которые допускается установка LED-ламп, таким образом подходит маркировка галогенных. Галогенные фары имеют следующие маркировки: HR, HC и HCR.

Будущее за светодиодными фарами с адаптивным режимом. Они недорогие, подходят для монтажа в автомобильные средства среднего класса, их освещение не уступает ксеноновым.

В чем разница между ксеноном и биксеноном, и что лучше

В условиях плохой видимости, тумана или ночи все автомобили становятся средством повышенной опасности. Множество аварий в сложных погодных условиях происходит из-за недостаточной яркости фар. Единственное средство для безопасной езды в такой ситуации — качественные и яркие фары. Сейчас всё больше и больше распространяются ксеноновые и биксеноновые фары. Важно определиться, какие фары выбрать для своей машины: ксенон или биксенон, в чём разница и что лучше.

Что такое газоразрядные фары

Эти фары отличаются от обычных своей яркостью и долговечностью. Они не ослепляют других водителей. Довольно много брендовых автомобилей уже переведено на газоразрядные лампы, которые делятся на 2 вида: биксенон и ксенон.

Ксенон — это лампа, работа которой основана на инертных газах. В физике инертными называют те газы, которые не вступают в реакцию с другими веществами. Ксеноны не имеют элементов накаливания, в отличие от обычных автомобильных фар. Ксенон будет стоить дороже, но с ним езда становится гораздо безопаснее, так как его яркость в несколько раз превосходит яркость обычных галогенных фар. Свою стоимость они также оправдывают долгим сроком службы, который составляет минимум 2 года.

Биксенон — это тот же ксенон, только его можно настраивать. Есть различные механизмы регулировки биксенонов, но суть у них одна. Железные шторки в лампе настраиваются с помощью специального механизма, чаще всего это магнит, и тем самым свет становится направленным.

Принцип работы

В ксеноновых фарах используется инертный газ, который светится за счёт двух электрических контактов с разных сторон. Когда высокое электрическое напряжение (в несколько тысяч вольт) проходит через инертный газ, которым наполнена лампа, она начинает светиться. Аккумулятор, как известно, выдаёт только 12 вольт, а преобразует это напряжение блок розжига, также называемый импульсным «зажигающим устройством». Свечение у газоразрядных ламп не дискретное, а постоянное. Так появляется яркий источник рассеянного света.

Если добавить шторки, то свет можно будет направить в определённое место, и он станет направленным.

Цвет свечения ксенонов напрямую зависит от его температуры:

  • 3000 К — желтый оттенок. Такой ксенон хорошо подходит для противотуманных фар.
  • 4300 К — золотистый свет. Будет обеспечивать самый яркий и дальний поток света.
  • 5000 К — стандартный белый свет.
  • 6000 К — бело-голубой оттенок.
  • 8000 К — ярко синее свечение.
  • 10000 К — цвет тёмно-синий, с фиолетовым оттенком.
  • 12000 К — фиолетово-сиреневое свечение.

Наиболее распространенные лампы для ксеноновых фар излучают стандартный белый свет. На втором месте — бело-голубой оттенок.

Различия типов фар

Самое первое их различие — ксеноновые лампы появились раньше, чем биксеноновые. Как уже упоминалось, биксеноновые лампы настраиваются металлическими шторками (иногда их называют «плавательными колбами»). Поэтому биксеноновых ламп можно ставить только одну пару, так как она может служить источником как дальнего, так и ближнего света. Ксеноновые лампы могут быть только источником ближнего света.

Цена биксеноновых ламп выше, чем ксеноновых. Установка их также дороже и сложнее. В процессе работы придется несколько раз изучить инструкцию или воспользоваться услугами автосервиса. Зато в процессе эксплуатации биксенон выигрывает, так как пользоваться им удобнее.

Читать еще:  Фиксатор колодки жгута проводов

Как сделать правильный выбор

Эксперты и опытные автолюбители советуют использовать биксеноновые лампы. Если расходы на биксенон никак не входят в бюджет, можно использовать популярную комбинацию — галогенные лампы на дальний свет и ксеноновые на ближний. Популярна эта комбинация по одной простой причине — дальний свет необходим только в долгих и ночных поездках, а по статистике 90% людей осуществляют в основном короткие поездки днём.

Отличить качественные лампы от некачественных достаточно легко. Качественные ксеноны отличаются яркостью и долговечностью. Яркость хороших ксенонов может превосходить аналоги на 20−30%. Такое превосходство обеспечивает установка ламп серии D (D1R, D1S, D2R, D2S, D4R, D4S) и температура 4300 К. А также лампы с цоколем D отличаются долговечностью. В хороших ксенонах должна быть защита от замыкания, а проводка полностью изолирована. При несоблюдении этого правила, кроме ксенонов или биксенонов, пострадает и другая автомобильная электроника.

При выборе ксенона нужно учитывать, что он бывает двух видов: штатный и китайский.

Отличия штатных ксенонов:

  • высокая яркость (за счёт качественного изготовления и хорошо подобранных параметров);
  • время розжига 3−4 секунды;
  • продолжительный срок службы;
  • наличие защитных схем от короткого замыкания и обрыва электрической цепи;
  • когда перегорает лампа, блок розжига не перегорает;
  • срок службы блоков (от 2−3 лет).

Отличия китайских аналогов:

  • яркость ниже оригиналов на 20−30%;
  • оригинальные лампы иногда не подходят под китайские блоки;
  • высоковольтная проводка не имеет защиты и находится за пределами корпуса блока, что может привести к серьезным повреждениям всей электроники автомобиля;
  • из-за отсутствия защиты вместе с лампой перегорает сам блок;
  • срок службы блока (до полутора лет).

Таким образом, у автолюбителя есть выбор. Можно купить дешёвые китайские аналоги или дорогие брендовые лампы. Если взять дешёвые аналоги, то их яркость будет ниже оригинальных на 5−10%, да и срок их службы не очень-то порадует. Брендовые ксеноны будут гарантированно работать минимум 2 года, но обычно срок их службы составляет 4 года и более. За это время экономному автолюбителю придется сменить несколько пар дешевых фар.

Ещё одним важным фактором выбора является время до полного розжига ламп. У брендовых ксенонов с цоколем D оно равняется 3−4 секундам, а аналоги могут разгореться до конца только на 20 минуте работы. Хорошими характеристиками ксенона являются: цоколь D, наличие защиты от замыкания и перегорания, изоляция проводов внутри корпуса. Такие аналоговые лампы, конечно, можно найти, но особой экономии получить не удастся.

Ксенон и биксенон в противотуманках

Довольно частый вопрос о ксеноне, можно ли его использовать в противотуманных фарах и насколько это законно. Ксенон в противотуманных фарах использовать можно, но законно это только в тех случаях, когда его установку уже совершил или предусмотрел производитель. В этом случае их можно спокойно эксплуатировать.

Если ксеноны не были установлены изначально, то определить, можно ли их использовать, очень просто. Для этого нужно найти буквенную маркировку (одна или несколько букв). Если в этой маркировке есть буква D, то можно спокойно установить газоразрядные лампы и не нарушать закон.

Если, такой маркировки нет, то использование газоразрядных ламп в противотуманных фарах запрещено и грозит потерей водительских прав. Можно попробовать договориться с сотрудником ГИБДД на разрешение внести изменения для своего автомобиля, но сейчас добиться успеха в такой ситуации очень сложно.

К сожалению, при улучшении узлов своего автомобиля водители обращают особое внимание на скорость, проходимость, комфортабельность, но забывают о самом главном — о собственной защищенности и безопасности других участников дорожного движения. Безопасность автомобиля — это не только подушки и ремни, но и видимость на дороге в плохие погодные условия, например, ночью или в туман. После перехода с галогенных на газоразрядные фары видимость улучшается на 20−30%.

И ксеноны, и биксеноны отлично справляются с освещением. Водителю остается только выбрать один из двух видов фар.

Какие фары светят лучше

Источники света современных автомобилей совершенствуются столь стремительно, что потребитель не всегда успевает разобраться в новых технологиях. Мы рассмотрели галогенные, ксеноновые, светодиодные и лазерные фары, выяснив их преимущества и недостатки

ГАЛОГЕННЫЕ ЛАМПЫ НАКАЛИВАНИЯ

Первые галогенные лампы появились еще в 1962 году (модель H1) и пока что являются самым распространенным источником освещения в автомобильных фарах. Конструкция этих ламп не сильно отличается от обычных ламп накаливания и является их эволюцией: «галогенка» также включает в себя герметичную стеклянную колбу, внутрь которой помещены электроды с нитью накаливания из вольфрама. Но из-за высокой рабочей температуры вольфрама его атомы испаряются на колбу, ограничивая срок ее службы. Для увеличения ресурса в колбу решили закачивать специальную смесь инертного и галогенного газов, которая, взаимодействуя с испаряющимися частицами вольфрама, препятствует их «прилипанию» к стенкам колбы и помогает им «вернуться» на нить накала. Этот процесс позволил продлить ресурс лампы и повысить температуру спирали, сделав свечение более ярким. Несмотря на свой возраст, фары с таким источником света вряд ли уйдут в отставку в ближайшие лет двадцать-тридцать. На их стороне предельно низкая себестоимость, соперничать с которой пока что не может ни «ксенон», ни светодиодные фары.

Плюсы

Низкая стоимость лампы и оптики в целом, простота конструкции, не обязательна установка автокорректоров и омывателей фар.

Минусы

Малый срок службы, низкий КПД, сильный нагрев оптики, слабый по сравнению с «ксеноном» свет.

Будущее простых и доступных галогенных ламп полностью зависит от скорости развития других источников света.

ГАЗОРАЗРЯДНЫЙ КСЕНОН

Прогрессивная для своего времени оптика с газоразрядными лампами впервые появилась в 1991 году, как это водится, на автомобиле премиум-сегмента — BMW 7-й серии. И с самого начала главное преимущество «ксенона» было неоспоримо: его эффектный и, главное, эффективный свет. Также к достоинствам относятся меньшее энергопотребление (в тепло здесь уходит около 7 % энергии вместо 40 %) и более долгий срок службы. Если жизненный цикл «галогенки» составляет порядка 500–800 часов, то «ксенон» доживает и до 3000 ч (в отличие от нити накаливания, в ксеноновых лампах свечение дает дуга разряда между электродами). Но и недостатки до сих пор весьма существенны: такой источник света требует установки дорогостоящих блоков розжига, а также специальных ламп, которые должны меняться парой (во избежание разницы в цвете, который со временем изменяется). Но и этого недостаточно: при загрязнении поверхности фар встречным водителям приходится тяжко: при более ярком по сравнению с обычными лампами освещением преломляемый загрязненным стеклом свет рассеивается во все стороны, мешая встречному потоку. Но и с чистыми стеклами на неровностях дороги можно ослепить «встречку». Поэтому любая оптика, световой поток которой превышает 2500 люмен, должна дополнительно комплектоваться автокорректором и омывателем, что, собственно сказывается на конечной цене автомобиля. В «Филипсе» нашли выход, выпустив лампу с «безопасным» световым потоком в 2500 люмен — это меньше, чем у традиционного «ксенона» (3500– 4000 люмен), но все равно ярче, чем у «галогенок» (1000–1500). В целях удешевления пересмотрели и остальную конструкцию, совместив блок розжига с лампой. В первую очередь подобные системы будут устанавливаться на доступные малолитражки. Хотя, может, дни «ксенона» уже сочтены, ведь появились светодиодные фары.

Плюсы

Примерно вдвое ярче и в 5–6 раз долговечнее «галогенок», низкое потребление энергии, малый нагрев оптики.

Минусы

Необходимость замены ламп сразу в двух фарах, высокая стоимость ламп «уменьшенной мощности».

«Гибридные» лампы, совмещенные с блоком розжига, могут сделать применение «ксенона» повсеместным только в том случае, если светодиодная оптика не подешевеет.

Световой пучок фары сильно зависит от точности изготовления: центрирование нити накаливания проверяют на каждой лампе

К колбе лампы приваривается тонкая труб ка, необходимая для закачки галогена

Мощный световой поток «ксенона» требует установки автокорректоров и омывателей


Совмещенная с блоком розжига «дефорси рованная» лампа D5S обходится без дополни тельного оборудования. И хоть себестоимость автомобиля становится ниже, замена ламп будет обходиться заметно дороже

Ксенон закачивается в лампу, охлаж даемый до 190°С, а в самом конце лампы подвергают отжигу: так цве товая температура достигает нужной величины




Свет от различных источников (сверху вниз ): галогенные лампы H7, новые «гало генки» X-treme Vision Н7, ксеноновые лампы, светодиодная оптика

Поначалу светодиоды стали заполнять пространство задних фонарей, начиная со стоп-сигналов, после плавно сменили лампы накаливания габаритного освещения, а совсем недавно LED-оптика стала доступна и в качестве головного освещения. Первым серийным автомобилем, который получил светодиодный ближний свет, стал Lexus LS 600h в 2007 году. В последние же годы подобная оптика стала устанавливаться (естественно, за доплату) и на относительно доступные авто Гольф-класса. Казалось бы, найден идеальный источник света: скорость срабатывания светодиода в разы быстрее любых ламп, срок службы почти в 10 раз дольше, чем у «ксенона», да и потребление энергии здесь мизерное. Смотрится и вправду эффектно!

Но эффективность не так хороша, как кажется: из-за дизайнерских изысков и ограниченного пространства не всегда удается вместить достаточное количество светодиодов, что напрямую влияет на световой поток. К примеру, LED-оптика Seat Leon выдает порядка 1600–1700 люмен — немногим больше, чем фары с обычной лампой H7. И будь в этих же фарах «ксенон», свет был бы на порядок ярче. А ведь эта опция не из дешевых: сеатовские светодиоды оцениваются в 47 600 рублей! Это ни в коем случае не означает пустую трату денег: ехать с таким светом действительно удобно: световой пучок распределяется по дорожному покрытию предельно равномерно, да и цвет близок к белому. Но если вместо 6 светодиодов поставить 15, как в фаре BMW, сила потока сравняется с ксеноновыми 4000 lm. Так что не всякие светодиоды «одинаково полезны».

Плюсы

Долгий срок службы; минимальное энергопотребление; эффектный дизайн; более яркий, чем у «галогенок», свет; равномерный световой поток.

Минусы

В производстве пока что дороже «ксенона», эффективность света сильно зависит от дизайна оптики.

По эффективности светодиодная оптика только начала подбираться к ксеноновой, но, достигнув той же себестоимости, может ее вытеснить.

Чем больше светодиодов можно поместить в фаре, тем ярче будет свет, который не всегда эффективнее, чем у «галогенок»

На автомобильной оптике светодиоды впервые появились в задних стоп-сигналах

ЛАЗЕРНЫЕ ИСТОЧНИКИ СВЕТА

Однако в BMW нацелены на другой результат. Осенью 2014 года в серийное производство выйдет BMW i8: гибридный спорткар должен был стать первым серийным автомобилем с лазерным источником света, а в ближайшие годы в BMW Group намерены оснащать и другие новинки концерна подобной технологией. Но баварцев опередили ребята из Audi: уже летом должна выйти ограниченная партия спортивного R8 LMS с лазерными фарами. Изюминка такого освещения — небывалая дальность света, доходящая до 600 метров, что в два раза больше диапазона современных светодиодных фар дальнего света. Сама технология очень близка к светодиодам, но есть отличия: лазерные диоды в десять раз меньше обычных и одновременно мощнее. Это дает возможность сэкономить пространство внутри фары, сократив при этом размер отражательной поверхности почти в десять раз по сравнению со светодиодными элементами. Но поскольку лазерный луч слишком мал, он проходит через специальные линзы во флюоресцирующую фосфорную субстанцию внутри фары, которая трансформирует его в яркий белый свет. За счет того, что исходящий свет гораздо ярче современного головного освещения, здесь не обойтись без использования системы управления дальним светом, использующей камеры для слежения за встречным автомобильным потоком.

Плюсы

Несравнимая эффективность освещения, превосходящая любые аналоги; крайне компактная конструкция фары, эффектный внешний вид, низкое энергопотребление.

Минусы

Необходимость использования высокотехнологичных, а следовательно, дорогостоящих электронных систем.

Лазерная оптика — очередной революционный этап в развитии автомобильного освещения.

Дальность светового пучка лазерного света вдвое больше, чем у светодиодных фар

Плотный пучок лучей лазерных диодов рассеивается, проходя через линзы и флюо ресцирующую фосфорную массу

Компактность лазерной оптики дает широкие дизайнерские возможности

ОРГАНИЧЕСКИЕ СВЕТОДИОДЫ

В Philips активно ведутся работы над совершенно другими диодами — органическими. Органические светодиоды получили свое развитие сравнительно недавно, хотя сам эффект электролюминесценции был выявлен в начале 1950-х: французский ученый Андре Бернаноз со своими сотрудниками открыли эффект в органических материалах, прикладывая переменный ток высокого напряжения к прозрачным тонким пленкам акридинового оранжевого красителя и хинакрина. И лишь в 1989 году сотрудники Eastman Kodak Чин Танг и Стив ван Слайк показали первые рабочие образцы органических светодиодов. Пока что в массовое производство такое освещение не идет, но специалисты из Philips пророчат путь на конвейер органики уже к 2016 году. По их словам, они единственные, у кого для этого имеются все необходимые ресурсы. И немецким специалистам трудно не поверить: за последние три года работы над OLED-светом эффективность диодов была увеличена более чем в 3 раза: с 20 до 65 люмен/Вт. На данный момент это является самым эффективным источником света (обычная лампа выдает лишь 7 лм/Вт). Но и без этого у такого источника света полно перспектив. Так, например, с помощью специального слоя вещества можно заставить стекло либо быть полностью прозрачным, либо излучать свет с разной силой, добавляя при этом эффект «тонировки». Что касается долговечности, то и здесь порядок: за 30 тыс. часов теряется только 30 % эффективности света. Подобные технологии в «Филипсе» уже применяют для освещения помещений, уже готовы опытные образцы габаритного и сигнального автомобильного света, а в ближайших планах — сделать источники света и вовсе гибкими!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector