Camgora.ru

Автомобильный журнал
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем страшен бензин со спиртом

Чем страшен бензин со спиртом?

На этой неделе президент Украины подписал закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины о производстве и использовании моторных топлив с содержанием биокомпонентов». Согласно документу, c 2013 года производителям бензина будут рекомендовать разбавлять его спиртом на 5%. Но уже с 2014-го содержание биоэтанола в указанном количестве становится обязательным, а с 2016 года его доля в бензине вырастет до 7%.

Сразу после принятия этого законопроекта эксперты по топливу заговорили о том, что такой бензин может быть вредным для авто. Так, замдиректора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев сомневается в том, что украинские автозаводы смогут обеспечить АЗС достаточно качественной смесью. А глава консалтингового агентства «А-95» Сергей Куюн считает, что рынок может быть наводнен подделками: «Сейчас не проверяют даже обычный бензин. Что будет представлять из себя смесь со спиртом, сложно сказать». Естественно, после таких заявлений автомобилисты стали беспокоиться о здоровье своих железный коней — а вдруг начнутся массовые поломки и проблемы с запуском.

Важно отметить, что эксперты не против биоэтанола в принципе. Если на заправки поступит не суррогат, а соответствующая евронормам смесь, проблем не будет.

«Сегодня» с помощью Геннадия Рябцева, Сергея Куюна и руководителя лаборатории бензиновых двигателей компании Bosch Хакана Йилмаза проанализировала плюсы и минусы такого топлива.

ПОЧЕМУ ВОДИТЕЛИ БОЯТСЯ СПИРТА

В статьях-страшилках, посвященных бензину с содержанием спирта, которые наводнили СМИ после принятия соответствующего закона, акцентируют внимание на том, что он гигроскопичен — то есть впитывает воду из всего, к чему прикасается (резервуаров нефтебазы и АЗС, конденсата из топливной системы и даже из воздуха при заправке).

Существует теоретический риск, что в двигателе смесь разделится на бензин и водно-спиртовые шарики. Последствия попадания их в камеру сгорания очевидны: перерасход топлива (вода не вырабатывает энергии) и детонация. Кроме того, есть сомнения в том, что авто будет заводиться при низких температурах (например, 30 градусах ниже нуля) — ведь напитавшийся водой спирт превратится в льдинки, поджечь которые система зажигания не в состоянии.

Однако возникает логичный вопрос — как с этими проблемами справляются в ЕС, где практически весь бензин смешивают со спиртом на протяжении последних пяти лет без каких-либо последствий. В том числе и в Скандинавии, где зимой даже холоднее, чем у нас. По центру Стокгольма, к примеру, без проблем круглый год ездят автобусы, работающие на 100%-м биоэтаноле. Знают секрет?

Дело в культуре производства и продаж — на каждом этапе пути от завода до заправки следят за тем, чтобы в спирт не попало воды больше, чем нужно. Так, 90%-й спирт прекрасно горит, а вот если воды больше 10%, могут начаться проблемы. Будут ли соблюдать эти нормы у нас?

ПЕРЕХОДИМ НА БИОБЕНЗИН

ПОДГОТОВКА. Если ваш автомобиль старше пяти лет и вы ни разу не пользовались моющими присадками, перед использованием спиртового топлива нужно промыть топливную систему и бак — эту услугу предлагают на СТО за 300—500 грн, а занимает она по времени около часа. Иначе может выйти из строй топливный насос: из-за забитого фильтра он будет работать под нагрузкой. Второй вариант — через 2—3 дня заменить топливный фильтр, а также промыть форсунки.

ВЫБОР ТОПЛИВА. Бензин со спиртом во всем мире обозначают индексом E (этанол) с цифрой, означающей количество содержание этанола в процентах. Так, Е5, Е7, Е10 — смеси с низким содержанием этанола (их и начнут продавать со следующего года), которые можно заливать в любой автомобиль. На некоторых АЗС в Украине мы видели топливо с индексом E40 — заправлять его нужно лишь при том условии, что производитель допускает применение биотоплива. В Бразилии, США и некоторых странах ЕС продают смесь Е85 (85% этанола и 15% бензина) — заливать его можно лишь в авто с топливной системой Flex-Fuel.

В Украине существуют собственные бренды. Чтобы не ошибиться, попросите на АЗС паспорт качества и убедитесь в том, что топливо соответствует одному из перечисленных международных стандартов либо национальному ДСТУ 4839:2007 «Бензины автомобильные повышенного качества».

КОГДА ЭТАНОЛА СЛИШКОМ МНОГО

Если в Европе решили вопрос с гигроскопичностью спиртового топлива, то почему же они ограничили долю спирта 10%? Дело в том, что такое количество спирта позволяет не вносить никаких технических изменений в конструкцию авто. Хотя спирт при горении выделяет в два раза меньше тепла (из-за меньшего в составе количества углерода), блок управления двигателем решает эту проблему принудительным обогащением смеси. Да, увеличивается расход, но всего на несколько процентов.

А если спирта в топливе больше, чем 10%? В этом случае «мозги» двигателя нужно научить определять концентрацию спирта и подбирать необходимые режимы работы. На рынке сегодня продаются блоки управления, которые нужно установить на авто именно с этой целью (от 500 до 1000 грн). Спирт в высокой концентрации агрессивно действует на резино-технические элементы — для избежания этого в топливо на заводе добавляют спецприсадку.

Страсти по этанолу: плюсы и минусы обязательных биодобавок в бензин

С начала нынешнего года в Украине вступает в силу законодательно закрепленная норма об обязательном содержании биокомпонентов в автомобильных бензинах.

С первого января 2014-го в топливе, которым украинцы привыкли заправлять свои авто, должно содержаться не менее 5% биоэтанола.

Что принесет нам такое нововведение? Многие аналитики считают, что добавление биоэтанола повлечет за собой существенное подорожание бензина – до 5 гривен на каждом литре топлива, в то время как самые пессимистические прогнозы и вовсе предрекают нам полную остановку спиртовой и нефтеперерабатывающей отраслей нашей страны.

Многочисленные публикации в отечественных СМИ, периодические пресс-конференции, посвященные предстоящему событию, заявления разномастных чиновников и экспертов только добавляют адреналина украинским автолюбителям. И, пожалуй, не только им.

Вместе с тем, далеко не все и не совсем понимают, что же, собственно, должно произойти и чем все это обернется. Впрочем, для уяснения ситуации, для начала, пожалуй, следует разобраться, что же представляет собой этот самый пресловутый биоэтанол.

Этанол (он же этиловый спирт, метилкарбино́л, иле же ви́нный спирт) является действующим компонентом алкогольных напитков и в сознании человека, далекого от глубин химии, ассоциируется с простым и всем понятным словом «спирт». Однако биологический аналог этанола – биоэтанол – является спиртовым топливом и в отличие от простого спирта, из которого производятся алкогольные напитки, не содержит воды и производится укороченной дистилляцией. Именно поэтому он содержит метанол и сивушные масла, а также бензин, что делает его непригодным для питья.

Биоэтанол производится в процессе переработки растительного сырья (отсюда и приставка «био»). Большую часть биоэтанола в мире производят из кукурузы и сахарного тростника , однако в этих целях могут также использоваться и другие сельскохозяйственные культуры с большим содержанием сахара или крахмала : маниок, картофель, сахарная свекла, ячмень и пр.

В последние годы производство и потребление биоэтанола в мире неуклонно растет. Основная его часть производится в Северной и Южной Америке. Безусловными лидерами в этом плане являются Бразилия и США , на долю которых приходится около 80% мирового производства.

По оценкам Управления по охране окружающей среды США, бензин является крупнейшим источником искусственных канцерогенных веществ. Благодаря же добавлению биоэтанола бензин обогащается кислородом, что способствует более полному сгоранию и уменьшению выбросов окиси углерода на 30% .

Как это делается в Европе

Что касается ситуации с биоэтанолом в странах Евросоюза , то магистральный путь к его использованию был определен в 2003 году принятием соответствующей директивы о биотопливе 2003/30/EC . Она, в частности, устанавливала индикативные показатели замещения жидкого топлива биотопливом – 2% к 2005 году и 5,75% к 2010 году . При этом цели были не обязательными, хотя страны-члены союза должны были отчитываться о своем прогрессе в этом вопросе.

Вместе с тем выполнить нормы , запланированные на 2005 год, смогли только три страны – Германия, Австрия и Швеция. Очевидно ввиду посредственности результатов внедрения биоэтанола, в апреле 2009 года появился на свет другой документ – директива 2009/28/EC , которая закрепляла обязательность использования уже 10 % биотоплива до 2020 года.

Директива также определила, что во всех регионах Евросоюза должно быть гарантировано наличие инфраструктуры , которая бы обеспечивала заправки и поставки бензина без содержания биоэтанола для неадаптированных транспортных средств.

В настоящий момент в Европе только 6 стран производят биотопливо – Франция, Германия, Австрия, Италия, Испания и Швеция. При этом в каждой стране разработана и осуществляется своя национальная политика стимулирования производства биотоплива, например полное или частичное освобождение производителей биоэтанола от уплаты налогов.

Безусловно главный из аргументов противников введения нормы биоэтанола – рост цены бензина . Особенно с учетом того, что собственных мощностей у нас для производства биоэтанола недостаточно, поэтому его придется импортировать.

В частности, по словам директора по взаимодействию с органами государственной власти компании «Wog» Андрея Пасишныка , при добавлении 5% импортированного биоэтанола, бензин сразу увеличивается в цене на 2,5 грн. Соответственно, он будет не конкурентоспособным для продажи.

Далее при добавлении биоэтанола в бензин у нас резко меняются физико-химические характеристики базового компонента. В результате — при изменении этих характеристик получается новый продукт, новое производство. Здесь мы сталкиваемся с дополнительным налогообложением в виде акцизного налога и еще получаем приблизительно 2 грн прибавочной стоимости.

Кроме того, как заметил эксперт, в следующем году производители биоэтанола в Украине смогут обеспечить лишь 40% рынка, а для 60% рынка придется биоэтанол импортировать. По его словам, еще одна проблема, с которой столкнутся производители бензина, если эта законодательная норма будет введена в действие — срок хранения бензина с биоэтанолом. Смесовые бензины можно хранить до трех месяцев, так что, если случится какой-то форс-мажор, этот бензин уже нельзя будет реализовать.

«Ни в одной из стран Европы не требуют добавлять биоэтанол во все без исключения марки бензина», — считает и президент Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук .

По его словам, украинские производители биоэтанола не способны обеспечить выполнение нормы закона. Они физически не могут производить необходимые для этого уже в 2014 г. 250 тыс. т биокомпонента . Разницу придется закупать за рубежом .

«Так что вдобавок к зависимости от импорта нефтепродуктов, Украина может попасть в еще одну зависимость – спиртовую», – полагает глава ассоциации.

Словом, немало экспертов сомневаются, что Украине удастся перейти на новые стандарты уже начиная с 1 января 2014 года. В государстве недостаточно производственных мощностей для выработки биоэтанола. Биопроект предусматривает использование порядка 300 тысяч тонн сырья , тогда как отечественная промышленность вырабатывает только 70 тысяч тонн продукта в год. К тому же и этот биоэтанол полностью выкупается производителями альтернативного топлива.

Кроме того, отрасль нуждается в тотальной модернизации . Отечественные спиртзаводы устарели и не способны выпускать продукт нового поколения в достаточном количестве. За 2 года удалось реконструировать 8 заводов , их максимальная производительность может составить порядка 110 тыс тонн в год.

В отличие от скептиков в вопросе сплошной биоэтанолизации бензина, который используется в стране, у сторонников такой меры свои контраргументы . Главный из них – своих мощностей у нас вполне достаточно, поэтому пугать автолюбителей возможным подорожанием бензина из-за импорта биоэтанола не стоит. Более того, если дела наладятся мы его сами готовы экспортировать.

В частности, недавно заместитель директора государственного предприятия «Укрспирт» Виктор Панков заявил, что ГП готово производить достаточное количество биоэтанола, который с 1 января 2014 года должен содержаться в бензине в объеме 5%. Более того, по его словам «Укрпирт» в состоянии удовлетворить потребности не только для 5% содержания биоэтанола в бензине, но и 10%. При этом ничего менять, и ничего строить не нужно. На сегодняшний день «Укрспирт» производит 100 тыс. тонн биоэтанола в год , а к 1 января 2014 года увеличит производство еще на 50 тыс. тонн в год.

Правда, Панков отметил, что заводы, которые были перепрофилированы под производство биоэтанола, уже не смогут вернуться к производству спирта в случае отмены нормы о добавлении биоэтанола в бензин, реализуемый в Украине. Также, по его словам, к выпуску биотоплива уже готово 15 спиртовых заводов. А с началом полномасштабного производства биоэтанола Украина может наладить экспорт этого продукта.

«Я принимал участие в переговорах с ЕС. Насколько мне известно, существует договоренность, что нам дадут квоту до 100 тыс. тонн для экспорта биоэтанола в страны Европы», – отметил он.

Стоит отметить и тот факт, что в Украине более чем достаточная сырьевая база для производства биоэтанола. Как отмечал директор Института биоэнергетических культур и сахарной свеклы Николай Роик , Украина имеет возможность производить 3-3,5 миллиона тонн сахара . Внутренняя же потребность в этом продукте составляет от 1,8 до 2 миллионов тонн. Излишки же сахара в настоящее время не экспортируются, поэтому можно сахарную свеклу использовать для производства биоэтанола.

Кроме того, в Украине производится около 600 тысяч тонн сахарной мелассы в год, которая является побочным продуктом сахарного производства. Это позволяет получить 170 тысяч тонн биоэтанола . Такими объемами может быть покрыта внутренняя потребность в биоэтаноле, который идет для смесевого бензина. Поэтому это лучшее сырье с точки зрения цены, доступности и возможностей Украины.

Также стоит отметить, что в уже упоминаемом сообщении ассоциации «Укрцукор» также отмечалось, что переработкой сахара на сегодняшний день в Украине занимаются 38 заводов , тогда как в ноябре 2012 года свеклу перерабатывали 63 предприятия.

Стоит сказать, что балансовая мощность 76 предприятий спиртовой отрасли Украины составляет около 61 млн. декалитров в год. Если учитывать, что половина из них простаивает и является убыточными, их вполне можно перепрофилировать на производство биоэтанола. Равно, как и сахарные заводы.

В общем, если исходить из сказанного выше и приведенных при этом мнениях специалистов, казалось бы особых препятствий для производства биоэтанола в Украине нет. Как, впрочем, и для его производителей.

В частности, при участии и поддержке Минагрополитики подготовлены и приняты Законы , которые, в том числе, предусматривают существенные налоговые льготы для производителей биотоплива , льготы при уплате пошлин и налогов для импортеров техники и оборудования для производства биотоплива, поэтапное увеличение нормативно определенной доли содержания.

Словом, все казалось бы хорошо. Но в начале сентября на пути «биоэтанолового корабля» появился огромадный и даже не подводный риф. В Верховной Раде был зарегистирован законопрект депутата Олега Зарубинсокого , которым предлагается внести изменения в закон «Об альтернативных видах топлива». В соответствие с этими изменениями добавление биоэтанолов станет обязательным только для бензинов, произведенных нефтеперерабатывающими предприятиями на территории Украины. По словам Зарубинского, у нас ежемесячно производится 70 тыс. т биоэтанола, а для того чтобы обеспечить весь продаваемый в Украине бензин этим компонентом, нужно 250 тыс. т в месяц. Далее депутат предложил нефтеперерабатывающим заводам закупать эти 70 тыс. т, а импортеров от этого освободить.

Также Олег Зарубинский отметил, что целый ряд автомобилей не могут использовать топливо с биоэтанолом, и поэтому значительное количество горючего с этим компонентом рынку попросту не нужно.

Биоэтанол : благо или зло для вашего авто

Во всех этих страстях, развернувшихся вокруг высоких биоэтаноловых материй, простого отечественного автособственника по большому счету интересует два главных вопроса: как все эти нововведения отобразятся на цене топлива , что уже было описано выше и как непосредственно добавления биоэтанола в бензин отобразится на функционировании автомобиля .

Начнем с аргументов против.

Этанол – это отличный растворитель и окислитель , из-за чего в составе бензина он может повредить уплотнительные прокладки и другие пластмассовые детали автомобиля (чтобы этого не случилось, должны быть использованы нержавеющая сталь, пластик и т.п.). Именно по этой же причине этанол смывает все отложения, образовавшиеся в топливной системе и баке. Как результат — сразу после перехода на топливо с этанолом топливная система засорится .

Автомобили начинают потреблять больше топлива , зимой для прогрева двигателя потребуется больше времени . А карбюраторные автомобили для работы на этаноле требуют тонкой и точной настройки карбюратора.

Присутствие в спирте химически связанного кислорода требует уменьшения объема воздуха, необходимого для сгорания топлива, и не все инжекторы могут справиться с автоматической регулировкой.

Этанол дешевле бензина , поэтому автомобильное топливо на основе бензина и биоэтанола также будет дешевле.

Смесь бензина и спирта содержит меньшее количество серы, бензола и прочих вредных для двигателя веществ. Соответственно, снижается и количество продуктов сгорания , которые ведут к повышенному износу двигателя и окисляют моторное масло. В результате и моторное масло, и двигатель служат дольше . По этой же причине дольше служат и свечи зажигания , а выхлоп автомобиля становится более экологичным .

Этанол более эффективно сгорает, имеет меньшую теплопроводность и высокое октановое число. В результате д вигатель работает стабильнее , снижается риск его перегрева и прогорания впускных клапанов, отсутствует опасность детонации.

Вот только аргументы «против» относятся к использованию в двигателе высококонцентрированных смесей . А 5% этанола в топливе на работе двигателя или целостности топливной системы — не отразятся.

Более того, как отмечают специалисты, и 7%, и даже 10% этанола в бензине на характеристиках автомобиля почти не скажутся. Будет заметен лишь эффект, аналогичный использованию топлива с моющими присадками . Крайне важно лишь, чтобы биоэтанол содержал в себе не более 0,2% воды , так как это серьезно влияет на качество топлива, особенно в зимний период.

Собственно, на этом можно поставить точку. Стоит лишь отметить, что 5-10% этанола в топливе — это норма для большинства цивилизованного мира

Биотопливо продается более чем в 40 странах, и в большинстве развитых стран приняты программы, направленные на поддержку производства экологичного топлива. И введением в действие этой нормы позволит Украине хоть и немного, но все-таки приблизится к европейским стандартам жизни. Пускай для начала и техническим

Как устроено производство биотоплива, и какие проблемы оно решает

Что такое биотопливо

Биологическое топливо — это горючее растительного или животного происхождения. Предполагается, что оно заменит традиционные виды топлива из исчерпаемых ресурсов на те, которые производятся из возобновляемого сырья.

Читать еще:  Хорошие шины на зиму r15

Например, к биотопливу можно отнести обычные дрова или рапсовое масло. Однако дизель и бензин вытеснили эти виды топлива, так как они дешевле, а массовая автомобилизация требовала больших объемов топлива.

Почему люди вновь вернулись к биотопливу? Первая причина — климатический кризис, который усугубляется выбросами парниковых газов от использования ископаемого топлива. На транспорт приходится практически четверть от всей эмиссии углекислого газа, связанной с производством энергии. С 1970 года объем выбросов парниковых газов в транспортном секторе вырос вдвое, из которых 80% приходится на дорожный транспорт.

Вторая причина — поиск возобновляемых источников энергии, так как запасы нефти и угля вскоре могут полностью закончится. Сюда же можно добавить и скачки цен на углеводороды.

Виды биотоплива

  • Твердое
  • Жидкое
  • Газообразное

Твердое биотопливо

Самый типичный и древний вид твердого биотоплива — дрова. Однако сейчас в чистом виде и в крупных масштабах их уже почти не используют. Наиболее ходовым твердым видом биотоплива стали пеллеты, получаемые из древесных опилок или коры, соломы, оливковых косточек, ореховой скорлупы или шелухи семечек подсолнечника. Также пеллеты делают из навоза крупного рогатого скота.

Пеллеты заменяют уголь, дрова и солярку. При сгорании они не выделяют вредных веществ и практически не дымят (в отличие от угля и дизеля). Кроме того, они более энергоэффективны, чем обычные дрова. Плюс пеллетов также в минимальном содержании золы, что снижает потребность в обслуживании печей и котлов. Кроме того, они имеют самую низкую цену по сравнению с другими видами биотоплива.

Жидкое биотопливо

Биоэтанол — наиболее популярное и массовое жидкое биотопливо. Его получают путем ферментации крахмала или сахара. Бразилия и США входят в число лидеров по производству биоэтанола. В США биотопливо на основе этанола производят из кукурузы и обычно смешивают с бензином для получения гибридного топлива. В целом в США на биотопливо приходится 5% от всего энергопотребления. В Бразилии биотопливо на основе этанола делают из сахарного тростника, а в Англии даже производят из сахарной свеклы.

Биодизель — второе по популярности жидкое биотопливо. Биодизель делают в основном из масличных растений, таких как соя или масличная пальма, и в меньшей степени из других масляных продуктов, например, отходов кулинарного жира после жарки во фритюре. Биодизель используется в дизельных двигателях и обычно смешивается с нефтяным дизельным топливом в различных пропорциях.

Биобутанол — четырехуглеродный спирт, который также относится к биотопливу. Его делают из того же сырья, что и этанол. Преимущества биобутанола по сравнению с биоэтанолом заключаются в том, что биобутанол не смешивается с водой, имеет более высокое содержание энергии и более низкое давление паров, что означает более низкую летучесть в результате испарения.

Диметиловый эфир. Его можно получить из биомассы, но в промышленных масштабах исходным сырьем для него остается природный газ. Плюс такого топлива в том, что его энергоэффективность практически равна дизельному топливу, однако плотность энергии у диметилового эфира вдвое ниже, чем у дизельного топлива, поэтому для него требуется топливный бак в два раза больше. К тому же для транспортных средств нужна специально разработанная система для работы двигателя на диметиловом эфире.

Сейчас инженеры активно разрабатывают новое поколение жидкого биотоплива, полученного с помощью водорослей. Водоросли выращивают в больших бассейнах или на фермах, они превращают солнечный свет в энергию и хранят ее в виде масла. Масло извлекается механически (при прессовке биомассы) или с помощью химических растворителей, которые разрушают стенки клеток. Дальнейшая переработка и очистка дает биотопливо, подходящее для использования в качестве альтернативы традиционным видам топлива.

Газообразное биотопливо

Биогаз — это газ, состоящий в основном из метана и углекислого газа в различных пропорциях в зависимости от состава органического вещества, из которого он был получен. Основными источниками биогаза являются отходы животноводства и сельского хозяйства, сточные воды и органика из бытовых отходов. Биогаз образуется в результате процессов биологического разложения без доступа кислорода (анаэробное сбраживание).

Биоводород — аналог обычного водорода, который получают из биомассы. Термохимический способ представляет собой нагрев исходного сырья без доступа кислорода до высоких температур, например, древесных отходов, при котором выделяется водород и другие попутные газы. При биохимическом способе получения биоводорода в биомассу добавляют специальные микроорганизмы, которые ее разлагаются с выделением водорода.

Плюсы и минусы биотоплива

Преимущества:

  1. Возобновляемость ресурса. Ископаемое топливо — это иссякаемый источник энергии, который со временем закончится. Поскольку биотопливо производится из растительных веществ, оно теоретически является возобновляемым.
  2. Снижение негативного влияния на окружающую среду. При сжигании биотоплива количество углекислого газа снижается до 65%, что сокращает вклад отрасли в изменение климата. Кроме того, биоэтанол и биодизель содержат меньшие концентраций таких химических веществ как хлор и сера. Это означает, что биотопливо помогает снизить выбросы этих загрязнителей в атмосферу.
  3. Экономическая безопасность. Биотопливо можно производить на месте, создавая рабочие места в том же регионе, где оно будет потребляться, тем самым сокращая транспортные расходы и выбросы. Кроме того, производство собственного биотоплива снижает зависимость страны от поставок нефти из других государств.
  4. Долговечность двигателя. Поскольку биотопливо содержит меньше примесей в сравнении с традиционными видами топлива, то и двигатели будут загрязняться меньше и реже выходить из строя.

Недостатки:

  1. Потеря лесов. Производство биотоплива требует огромных территорий под выращивание сырья. Это может привести к массовым вырубкам лесов, чтобы освободить площади.
  2. Продовольственный кризис. Производство биотоплива может повлиять на экономику, связанную с ценами и доступностью продуктов питания, так как пахотные земли будут отводиться под культуры для биотоплива, а не для пищи.
  3. Деградация почвы. Выращивание одних и тех же культур (монокультур) приведет к истощению почвы и росту числа вредителей. Для борьбы с ними будут использовать химические пестициды, как следствие — снижение плодородия почвы и потеря биоразнообразия.
  4. Использование ресурсов. Количество энергии, производимой с помощью биотоплива, значительно меньше, чем от сжигания ископаемого топлива, а это означает, что для удовлетворения энергетических потребностей того же количества людей требуется гораздо больше земли, воды и удобрений.
  5. Энергетические затраты. При оценке экономических выгод от биотоплива необходимо учитывать энергию, необходимую для его производства. Например, в процессе выращивания кукурузы для этанола используются ископаемые виды топлива при производстве удобрений, транспортировке кукурузы и перегонке этанола. В этом отношении этанол, полученный из кукурузы, дает относительно небольшой выигрыш в энергии.

Где используется биотопливо

Пока речь в основном идет о потреблении его в домашних условиях. Обычно твердые виды биотоплива используют в бедных странах, где нет других источников энергии, для приготовления пищи, стирки и уборки или для обогрева самого дома. 80% всего потребляемого сегодня биотоплива используется как раз для этих целей. 18% биотоплива задействовано в промышленности как источник энергии и смазочных материалов. Биотопливо часто упоминают в качестве альтернативы бензину для автомобилей, но сейчас только 2% используется в транспортной отрасли.

Перспективы биотоплива

На сегодняшний день из развитых стран США являются крупнейшим производителем биотоплива, на них приходится почти 40% мирового рынка. Всего в 2019 году мировое производство биотоплива превысило 1,8 тыс. баррелей, доля на рынке которого составила $136 млрд. Пока это стало рекордом. Из-за пандемии коронавируса мировой рынок биотоплива упал примерно на 8% впервые за 20 лет.

У биотоплива есть шанс занять только часть рынка, поскольку его потенциал ограничивают искусственно. Так, в ЕС действуют правила, запрещающие использовать более 7% продовольственных культур в качестве сырья для биотоплива. В краткосрочной перспективе биотопливо не требует замены существующей инфраструктуры и двигателей, но маловероятно, что весь энергетический комплекс сможет перейти исключительно на него.

Двигатель на спирту: описание, устройство, принцип работы, преимущества и недостатки, фото

В укор многим людям следует ставить косность ума, что мешает видеть новые возможности и применение обычных вещей. Например, двигатель на спирту. Пускай и не самое лучшее решение среди всех возможных, но вполне рабочее. Причем вариантов воплощения есть большое количество. Существует спиртовой бензин. Но не только он. Давайте обо всем по порядку.

Вводная информация

Когда говорят о двигателе на спиртовом топливе, то обычно подразумевают ситуацию, когда добавляется 5-10 % технической или винной субстанции. Если бензина в конечном итоге получилось меньше 30 %, то лучше убрать это слово из названия. Ибо называть так топливо, когда в нем мало такого горючего – это неправильно.

Отдельно стоит затронуть обозначение. Для этого используется буква Е и цифра. Последняя указывает на процентное соотношение спирта. То есть готовая субстанция может быть обозначена как Е5, Е10, Е20, Е30 и так далее. Следует отметить, что подобное обозначение используется не везде. Иногда могут добавлять букву Е к обозначению бензина. Например – А-95Е. Он не является обычным и привычным топливом. Такая маркировка говорит о том, что приходится иметь дело со спиртосодержащим топливом, у которого октановое число равно 95-му бензину.

Заправка двигателя спиртом имеет свои преимущества и недостатки. Только ознакомившись с ними, можно решать, имеет ли смысл использовать такое топливо или нет. Следует отметить, что переделка бензинового двигателя на спирт не обязательна. Конечно, без определенной подготовки не обойтись, но сделать необходимо значительно меньше, чем может показаться на первый взгляд. Но давайте обо всем по порядку.

Какие преимущества и недостатки существуют?

Двигатель на спирту, хотя и привлекает сильными сторонами, имеет также ряд ограничений в использовании. Давайте рассмотрим это более подробно. Выделяют такие преимущества:

  • Низкая цена. Спиртовое топливо стоит меньше своего нефтяного аналога на 5-15 %.
  • По сравнению с бензином меньше загрязняет внешнюю среду.
  • Двигатель может работать при достаточно низких температурах, что положительно сказывается на его износе.
  • Уменьшается шанс возгорания при серьезной аварии.
  • При езде в жару легче удерживать невысокую температуру в двигателе.
  • Увеличивает ресурс использования моторного масла, благодаря чему можно проехать большее расстояние, не прибегая к его замене.
  • Такое топливо обладает более мягким запахом.
  • Двигатель при езде генерирует меньше шума.

Но всегда необходимо учитывать и недостатки. Они в данном случае являются следующими:

  • Не рекомендуется использовать такое топливо в старых автомобилях. Это обусловлено тем, что их топливные системы не рассчитаны на использование бензина, в который добавлен технический спирт.
  • Немного растет потребление топлива.
  • Необходимо обеспечивать специальные условия для перевозки и хранения топлива. В противном случае его качество будет существенно ухудшаться.
  • Нельзя использовать в карбюраторных автомобилях. Это увеличивает расход топлива, к тому же разъедаются детали из резины и пластмассы.
  • Заправочные станции такого типа мало распространены на просторах СНГ, поэтому возникают проблемы с пополнением топлива.
  • Хуже заводится автомобиль в зимнее время года.
  • Увеличено время прогрева при минусовой температуре.
  • Автомобили на спиртовом топливе стоят дороже.
  • Наличие большого количества плохих отзывов от людей, которые имели дело с двигателями на спирту.
  • С увеличением процента спирта в топливе, ухудшаются ездовые качества машин.

Еще немного минусов

Среди негативных моментов следует вспомнить о таких:

  • При езде в жару автомобиль может ощутимо терять мощность.
  • В некачественном топливе может образовываться вода. А в таком случае двигатель внутреннего сгорания на спирту может забарахлить и выйти из строя.
  • Двигатель может сбрасывать обороты, глохнуть, не заводиться без видимых на это причин.
  • Часто засоряется топливная система.
  • Могут лопнуть топливные шланги (актуально при длительном использовании на старых автомобилях).
  • Некоторые производители предоставляют топливо неудовлетворительного качества (впрочем, это можно сказать и об обычном бензине).
  • Для использования спиртовых продуктов необходимо модернизировать систему. Под этим подразумевается регулировка топливного насоса, а также замена деталей, что подвержены коррозии.

Подводя итог, следует сказать, что перед заливкой такой субстанции необходимо хорошо подумать о том, стоит ли это делать. Для старых авто (2010 год и дальше) и карбюраторных машин она противопоказана. В остальных случаях использовать такое топливо следует на свой страх и риск. Если это не пугает, то двигатель, работающий на спирту, – это вполне реальная вещь.

Что есть сейчас?

Споры о применении этого топлива не утихают. Но тем не менее на АЗС все чаще можно встретить дешевые виды топлива, которые позиционируются как разработки нового поколения. Коммерчески реализуемая продукция являет собой смесь обезвоженного этилового спирта (от 30 % всего объема), легких фракций углеводородов, эфиров, бензинов, стабилизаторов и присадок. Последние необходимы для того, чтобы предотвратить коррозию и сохранить резиновые детали двигателя и топливной системы.

Двигатель на этиловом спирте позволяет тратить меньше денег на заправку. А учитывая намечающуюся тенденцию на содержание биокомпонентов, вполне возможно предположить, что скоро такое топливо будет более распространено. Но здесь есть свои нюансы. Так, один автомобиль сможет продолжить работу в штатном режиме без определенных изменений, тогда как аналогичная машина, выпущенная на год раньше, будет глохнуть и сбрасывать обороты. Поэтому принимать решение о целесообразности использования такого топлива необходимо каждому человеку самостоятельно.

Рекомендуют не заправляться на мелких заправках, если нет уверенности в них. Ведь очень часто качество топлива у них несколько хуже, что может привести к серьезной поломке. Поэтому, несмотря на все его преимущества, многочисленные недостатки не позволяют полностью перейти на использование горючего на спирту. Хотя этот двигатель постепенно завоевывает популярность.

А что в мировой практике?

Если попутешествовать в США и по западной Европе, то можно подметить, что там широко распространено использование биоэтанола. Наиболее популярно низкосодержащее топливо, обозначаемое как Е5, Е7, Е10. Теоретически его можно залить в любой новый автомобиль. Если число больше десяти, то желательно уточнять, допускает ли автопроизводитель использование биотоплива. В Бразилии, США и некоторых странах Европейского союза продают даже Е85. Как не сложно догадаться, такое топливо содержит 85 % этанола и 15 % бензина.

Но здесь не все так просто. Система эта относительно новая, поэтому двигатель на этиловом спирте в некоторых случаях следует поберечь. Почему? Дело в том, что могут быть определенные отклонения от установленного числа. Так, для Е5 (7,10,15,20,25) подобное не допускается. А вот если надпись гласит о том, что топливо Е30, то процентное содержание может колебаться в диапазоне 30-40. Для Е60 это 50-60. А под Е85 понимают 70-85. Да и если встречается, к примеру, А-95Е, то не лишним будет поинтересоваться процентным соотношением такого топлива. Ибо октановое число – это одно, а вот количество спирта на литр – совсем другое.

Дополнительно могут быть введены другие типы обозначения. В таком случае следует узнавать все детали. И не просто ограничиться тем, что переспросил у работников заправки, но затребовать паспорт качества топлива и убедиться в том, что оно соответствует установленным стандартам.

Ответы на вопросы «почему?» и «зачем?»

Бензиновый двигатель на спирту берет свое начало еще с нулевых годов. Дело в том, что сам по себе бензин – это крупный источник искусственных канцерогенных веществ. При добавлении биоэтанола он обогащается кислородом и лучше горит. При этом уменьшается количество выбросов окиси углерода плюс-минус на 30 %. Учитывая такое положение, законодательно в 2005 году установили, что в бензине должно быть 2 % спирта. В 2010-м этот показатель вырос до 5 %. А к 2020 году его планируют увеличить вообще до десяти процентов! Хотя там есть определенные послабления для неадаптированного автопрома. То есть для старых автомобилей допускается поставка бензина без биоэтанола. Но при этом очень важно, чтобы в его состав не входила вода.

На практике такого результата добиться сложно, поэтому стандартом установлено, что ее в биоэтаноле должно быть не более 0,2 %. Ибо это влияет на качество топлива, и особенно актуальна эта проблема в зимний период. Необходимо учитывать, что спирт является чрезвычайно гигроскопическим веществом. И это создает определенную опасность. Существует теоретический риск, что смесь в моторе разделится на водно-спиртовые шарики и бензин. Вследствие этого можно наблюдать перерасход топлива (ведь вода не вырабатывает энергию), детонацию, или машина вообще может не завестись. За качеством топлива следует внимательно следить, иначе напитанный водой спирт быстро превратится в льдинки.

Немного о топливе

Работа двигателя на спирту имеет свои особенности. Очень большое внимание во всей этой схеме следует уделять используемому топливу. Этанол является отличным растворителем и окислителем. Из-за этого, когда он в бензине присутствует в большом количестве, повреждаются уплотнительные прокладки и прочие пластмассовые детали. Чтобы этого не произошло, необходимо использовать нержавеющую сталь.

К тому же, если автомобиль выходит из строя из-за спиртосодержащего бензина, предусмотренные страховые суммы могут не выплачиваться (или даже сама гарантия аннулируется). И опять же, не следует забывать о том, что такое топливо используется в несколько увеличенном количестве. А с наступлением холодов лучше переходить обратно на обычный бензин.

Как сделать двигатель на спирту своими руками?

В целом, вариантов здесь может быть множество. Чтобы не лезть в дебри по созданию собственных конструкций, воспользуемся самым легким путем – адаптацией двигателя внутреннего сгорания. Обычно предусматривают два варианта: частичная или полная замена дизельного топлива и бензина. Под первым подразумевается доведение доли спирта до показателя в 20 %. Для получения высоких антидетонационных качеств необходимо использовать принудительное (искровое) зажигание. Также полезно будет промыть топливную систему и устранить в ней все загрязнения. Существенным преимуществом является то, что стандартные двигатели не нужно менять в конструктивном плане для того, чтобы они могли работать на бензо-спиртовой смеси.

Так, к примеру, «Автоваз» проводил испытания АИ-95, в котором было 10 % этанола без перерегулировки двигателя. Интерес представляли токсичность, расход топлива, динамика автомобиля. И в этом случае установили, что добавка приводит к обеднению топливовоздушной смеси, незначительно ухудшает ездовые качества (во всех режимах работы). А вот 5 % на продукцию «Автоваза» не повлияли. Поэтому, если сильно не увлекаться, можно спокойно создавать работающий двигатель на спирту.

Читать еще:  Термоэлемент на гранту какой лучше

А что с дизелем?

Этот вариант является более сложным. Следует признать, что адаптировать дизельный мотор для использования спиртосодержащих смесей не так легко, как хотелось бы. Почему? Дело в том, что этанол обладает низким цетановым числом. Чтобы улучшить положение, используется электронная система зажигания, а головка цилиндров модернизируется для того, чтобы их там разместить. Также могут понадобиться новые топливные насосы высокого давления, форсунки, система подачи горючего. Не исключено, что придется дорабатывать и геометрическую форму камеры сгорания в днище поршня. Следует сказать, что работает он практически без выделения дыма.

Также уменьшается температура, благодаря тому, что повышается теплота испарения. Хотя могут наблюдаться определенные проблемы с некоторыми отходами после работы. Больше всего внимание заслуживает СН. Но, впрочем, его можно радикально понизить, если использовать простейший нейтрализатор окислителя. Не следует забывать и о повышенном расходе топлива. К тому же для переработанного дизеля характерна повышенная дымность. То есть, как видите, дело это не легкое. Двигатель на спирту для авто является делом значительно более легким.

А для мелкой техники что?

Мотоциклы, скутеры, мопеды и им подобные средства передвижения тоже заслуживают внимания. Может ли быть организована работа двухтактного двигателя на спирту для такой небольшой техники? Да, это вполне реально. И не очень сложно. Благодаря конструктивным особенностям и принципиальной похожести на автомобильные двигатели, можно заставить работать скутеры, мотоциклы и мопеды на спирту. А если кто-то думает, что после этого будет неприятный запах алкоголя – это не верно. Заниматься подобными изменениями можно, будучи хорошо ознакомленным с конструкцией транспортного средства, а также имея полное представление о том, что необходимо сделать для перехода на биотопливо.

Машины — алкоголики: как спирт может улучшить качество топлива?

Как врач выписывает уникальный рецепт для лечения определенной болезни, так и для отдельного транспортного средства и двигателя «прописано» свое топливо. Морским судам — мазут, сельхозтехнике — дизель, легковому автомобилю — бензин. Но в последнее время все больше стали говорить об использовании как топлива спирта. И это неудивительно. Спирт по сравнению с нефтяным топливом имеет ряд преимуществ:

  • высокие антидетонационные свойства (октановое число — более 100). Каждые 3 % этанола в смеси с бензином обеспечивают повышение октанового числа в среднем на 1 единицу;
  • процесс испарения спиртов начинается во впускном коллекторе и заканчивается в цилиндре при ходе сжатия. Это обеспечивает более интенсивное, по сравнению с обычным бензином, состоящим из углеводородов, охлаждение деталей двигателя — поршней, клапанов и всасываемого воздуха — и, соответственно, более полное наполнение цилиндров свежим зарядом за счёт почти вдвое бОльшей удельной теплоты испарения;
  • меньшая токсичность отработавших газов за счёт более полного сгорания оксигенатных соединений.

Кстати, самый большой опыт в применении спирта как топлива имеет Бразилия. Там запустили программу «Топливо на основе этанола» после мирового нефтяного кризиса 1973–1975 годов. Этиловый спирт до конца 20 века ежедневно заменял до 250 тыс. баррелей импортируемой нефти и служил топливом более чем для 7 миллионов авто, а его смесь с бензином (газохол) — для еще 9 миллионов машин.

Если спирт обладает таким рядом преимуществ, что же сейчас мешает массово применять его в качестве топлива? Большая стоимость, малая теплоотводность, высокая гигроскопичность — способность поглощать водяные пары из воздуха. Причем, чем сильнее спирт растворим в воде, тем сильнее он поглощает её. При определенной концентрации воды спиртово-бензиновая смесь расслаивается, при высоком содержании влаги может быть усиленная коррозия. В целом, чтобы применять спирт как топливо, требуется перенастройка двигателя, а в некоторых случаях и переоснащение топливной аппаратуры.

Не секрет, что спиртов существует много. Говоря о топливе, мы имеем в виду два основных вида — этанол и метанол. Но в последнее время все большую популярность набирает изобутанол. Что это за продукт, и как может применяться? Давайте разберемся.

Приятно познакомиться, изобутанол

Он же изобутиловый спирт или 2-метил-1-пропанол. Бесцветное вещество с ощутимым запахом. Ключевое достоинство — дешевизна. Изобутанол применяют в качестве экстрагента для жиров, в некоторых видах косметики, гидравлической жидкости и чистящих средств, а также как растворитель для поверхностных покрытий, эфирных масел, восков, алкалоидов и синтетических смол.

Важно: для транспорта изобутанол используется не в качестве топлива, а как октаноповышающая добавка к нему! Согласно требованию ГОСТа в топливах класса Евро-5 допустимо содержание изобутанола до 10 %. В отличие от этанола или метанола, у бутанола близкая к бензину теплотворная способность, и он не требует каких-либо изменений в двигателе. Кроме этого, он обладает моющими свойствами и удаляет нагарообразования. Изобутанол — отличная альтернатива высокооктановой присадке МТБЭ.

Концентрация спирта для повышения октанового числа бензина на единицу, % масс.

Эталонное топливо с октановым числом 70 ед.Эталонное топливо с октановым числом 92 ед.Эталонное топливо с октановым числом 66,7 ед.
Метанол1,192,02,46
Этанол1,071,441,64
Пропанол-11,252,02,14
Пропанол-21,241,88
Бутанол2,005,294,11
Изобутанол1,724,11
Пентанол6,77снижает ОЧ
Изопентанол4,405,87

Примечание: эталонное топливо — смесь изооктана с n-гептаном.

Как и в случае с МТБЭ, чтобы из 92 бензина получить 95, требуется 100 кг (10 %) изобутанола на тонну топлива. Только он дешевле МТБЭ: среднегодовой ценовой разбег — 8 тысяч рублей на тонну.

Изобутанол —идеальная находка для тех, кто хочет повысить качество топлива и сэкономить. Приобретая изобутанол у нас, вы получаете бесплатные услуги по проведению лабораторных испытаний и разработок в области его применения. Вся продукция удовлетворяет российским и международным требованиям.

Насколько еще вырастут цены на бензин до конца года и как на это влияет госрегулирование

Власти России создали нерыночную ситуацию, которая приводит к более быстрому росту цен на бензин и дизельное топливо, чем это произошло бы в нормальной конкурентной среде. Так считает глава аналитического центра «Независимого топливного союза» Григорий Баженов, по прогнозу которого цена на топливо до конца года вырастет еще на 1,5-2%. По его словам, дальнейшая деятельность в том же направлении приведет к тому, что число АЗС в России сократится и автомобилистам, как в советские времена, придется возить в багажнике канистры с запасом топлива, чтобы не остаться в провинции один на один с заглохшей машиной.

По данным Росстата, с 10 по 16 августа цены на бензин выросли в 74 регионах РФ. Сильнее всего, полагают в ведомстве, он подорожал в Петропавловске-Камчатском (на 2,2%), Махачкале (на 1,9%), Грозном и Южно-Сахалинске (1,6%). В Москве и Санкт-Петербурге цены на бензин выросли на 0,5 и 0,2% соответственно.

Самый дорогой бензин — в Анадыре. Здесь литр топлива стоит 61,35 рубля. В среднем в Дальневосточном федеральном округе цена литра бензина сейчас — 52,09 рубля, в Северо-Кавказском50,47 рубля, в Южном49,76 рубля. В Центральном и Северо-Западном федеральных округах литр топлива в среднем стоит 48,93 рубля, в Уральском48,37 рубля, в Сибирском47,28 рубля. По сравнению с аналогичным периодом, 2020 года стоимость бензина в России выросла на 5,9%, солярки — на 3,8%.

Впрочем, официальная статистика, видимо, не вполне отражает происходящее, потому что власти ряда регионов уже пытаются самостоятельно предпринимать какие-то действия для стабилизации. Неделю назад правительство Курганской области обратилось в ФАС и прокуратуру с просьбой проверить обоснованность решения производителей, трейдеров или поставщиков о повышении цен на газ. В соцсетях жители региона писали, что цены на газ на автозаправках у них буквально за неделю выросли с 22,5 до 34 рублей за литр. Также в ФАС обратился губернатор Ставрополья Владимир Владимиров, здесь, по данным с мест, цены на топливо выросли на 11,6% за неделю.

Ключевое звено в ценообразовании — биржа

Происходящее сейчас на российских заправках Баженов называет «отложенным ростом цен на топливо», спровоцированным, в свою очередь, ростом цен в оптовом сегменте. Там он начался еще в декабре 2020 года и не останавливается до сих пор. Суть проблемы, по его словам, в правилах ценообразования, установленных самим российским государством. «Проблема в том, что при нерегулируемой оптовой цене у нас регулируемая розничная цена. И возникла странная ситуация, когда малая часть объема [топлива, реализуемого на внешнем рынке] определяет цены для внутреннего рынка», — пояснил Баженов.

Ключевое звено в ценообразовании топлива, продаваемого в России, — Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа. Цена здесь определяется спросом, который ограничен емкостью рынка и предложением. А вот оно, как говорит Баженов, «пляшет от нормативов», которые закреплены в совместном приказе двух госорганов — Федеральной антимонопольной службы и Минэнерго РФ. Компаниям предписано продавать через биржу не менее 11% производимого бензина и 7,5% дизтоплива. «В мелкооптовом сегменте реализуется топлива много больше, но цены там назначаются исходя из биржевой конъюнктуры», — говорит аналитик.

16 августа пресс-служба Минэнерго РФ обнародовала решение об увеличении объемов реализуемого через биржу топлива на 1%: до 12% для бензина и до 8,5% для дизельного топлива. В ведомстве рассчитывают сдержать рост цен на топливо на внутреннем рынке.

Курс рубля и увеличение акцизов

«Ключевая особенность [топливного] рынка в России в том, что он работает по экспортному паритету. Так называемый индекс нетбэк — приведенная цена внешнего рынка к реалиям внутреннего рынка. Грубо говоря, искусственно решается, какой должна быть цена, чтобы производителю было безразлично поставлять топливо на внутренний рынок или на внешний. Если биржевая цена и нетбэк одинаковы, то без разницы, куда поставлять, с точки зрения выручки», — говорит Баженов.

Весь вопрос в том, как считается нетбэк. Для этого рассчитывается цена топлива на релевантных экспортных рынках. Как правило, это Северная Европа. Далее учитывается курс рубля — котировки на топливо в долларах приводятся к рублевому эквиваленту. Еще два важных фактора — это налоговая нагрузка на экспортные поставки и налоговая нагрузка на внутренние поставки.

С декабря 2020 года, напоминает Баженов, котировки на западных рынках, в том числе в Северной Европе, растут. А вот курс рубля не укрепляется, оставаясь на уровне больше 73 рублей за доллар. По мнению собеседника, это связано с действиями Минфина РФ, который, «осуществляя валютные закупки и повышая спрос на доллар, не дает укрепляться рублю». Соответственно, компенсирующий эффект, который играл бы сейчас существенную роль, просто отсутствует.

Третий важный фактор — это увеличение акцизов на топливо. В среднем в РФ они растут на 4% в год. И так будет продолжаться как минимум до 2023 года. При этом экспортные пошлины падают и должны обнулится в 2024 году. «Естественно, все эти факторы способствуют росту индекса нетбэка. Вслед за ним увеличиваются оптовые котировки», — констатирует Баженов.

По его мнению, в отношении дизтоплива, которого на внутреннем рынке продается лишь 50% от произведенного объема, такую схему еще хоть как-то можно признавать удобоваримой. А вот в отношении бензина, которого на экспорт уходит не более 10%, она совершенно не годится.

«Вывод ведь простой. Цены растут преимущественно за счет роста налоговой нагрузки на внутреннем рынке и снижения налога на экспортные поставки. То есть чисто по фискальной нагрузке поставлять на внешние рынки выгоднее», — отмечает аналитик НТС.

Он полагает, что вся эта сложная конструкция предназначена лишь для того, чтобы «легитимизировать цены, которые устанавливаются на внутреннем рынке».

Другой парадокс в том, что все это завязано на оптовый рынок, хотя Санкт-Петербургская биржа «не является пространством, где реализуется значительный объем топлива».

«По сути, у нас неконкурентный рынок посредством регуляторных мер должен становится конкурентным. Но объемы и нормативы Минэнерго РФ очень маленькие для того, чтобы цена соответствовала спросу в России. Факторы спроса перевешивают то, что способно дать предложение. В результате цена растет быстрее, чем она росла бы в нормальной конкурентной среде или хотя бы, если бы на бирже реализовывалось 30-40% производимого топлива», — полагает Баженов. Летний сезон, когда мобильность россиян возрастает, с его слов, лишь дополнительный фактор, усугубляющий сейчас ситуацию.

Прогноз по поводу цены на топливо

Эксперт предсказывает, что, несмотря на все заявления государственных органов о принимаемых сейчас мерах по стабилизации ситуации в рознице, до конца года автомобильное топливо подорожает еще примерно на 1,5-2%. «Они сдерживают темпы роста цен, не сдерживая сам рост цен в конечном итоге. При этом они не дают ценам падать», — говорит Баженов. В 2020 году, когда мировые цены на нефть и нефтепродукты упали до минимальных значений, говорит он, цена на автомобильное топливо в отсутствии государственного регулирования могла бы составить в среднем 38 рублей за литр. «Но они никогда не будут падать, так как у нас такая регуляторная конструкция», — подчеркивает Баженов.

Как происходящее касается заправок

Есть еще одно последствие госрегулирования на рынке топлива. Сейчас оно напрямую касается лишь владельцев АЗС, но в отдаленной перспективе затронет и автомобилистов. «Для того чтобы заправке хоть как-то справляться с существующей налоговой нагрузкой, цены там должны быть на 3-4 рубля выше, чем сейчас. Где-то с апреля заправки работают в убыток либо с очень небольшой маржой», — говорит собеседник.

По его мнению, это наносит удар «по частному независимому бизнесу» — частным АЗС и небольшим сетям, не включенным в вертикально интегрированные нефтяные компании. «Эта ситуация началась с 2014 года, а в заметную фазу переросла с 2018 года. Самое главное, что это все пытаются фиксить не нормальным дизайном рынка, то есть пересмотром правил игры, а новыми подпорками системы, которые только усугубляют ситуацию», — пояснил Баженов.

Речь идет о демпфирующем механизме, когда из бюджета выдаются демпферные субсидии для сектора нефтепереработки. «НПЗ входят в вертикально интегрированные компании, у которых присутствуют все сегменты — от нефтедобычи до розничных сетей. И получается так, что они терпят убытки в рознице, но перекрывают их за счет субсидий для НПЗ. Независимые операторы никаких субсидий не получают и находятся сейчас в крайне неблагоприятной ситуации», — пояснил аналитик НТС.

С его точки зрения, подобный демпфер — это дискриминационный механизм, который уже привел к тому, что «новых АЗС в России практически не строится».

И в отдаленной перспективе все это приведет к деградации этой сферы. «Очереди на АЗС, как в СССР, вряд ли вернутся. Все-таки у нас не растет такими темпами благосостояние и не увеличивается большими темпами автопарк. А вот локальные проблемы могут быть», — полагает Баженов. Коснутся они прежде всего провинций и отдаленных трасс с низким трафиком, куда сети АЗС крупных нефтяных компаний не заходят.

«Там работают в основном независимые заправки. И если они закроются, то вполне возможны ситуации, когда расстояние между АЗС будет в среднем не 70-100 километров, как сейчас, а 200 километров», — полагает эксперт. В регионах Центральной России и в крупных городах такая деградация вряд ли произойдет, а вот «дальше очень скоро наступит это прекрасное далеко». Отправляющимся в дальние поездки автомобилистам придется, как встарь, брать с собой канистры с запасом топлива.

Зачем в топливный бак два раза в год обязательно заливают спирт?

Даже самый качественный бензин время от времени замерзает, и это грозит большими проблемами для автомобиля. Спирт помогает вытеснить воду и защитить топливо от кристаллизации инородной жидкости. Как же правильно его использовать?

На Крайнем Севере, в Арктике и Антарктике используют специальные сорта топлива, у которых температура замерзания приближается к 120 градусам мороза. Этот бензин так и называется: «Арктический».

Но замерзать топливо может и в силу других особенностей. Вернее, в нашей среде замерзает не бензин, а вода, содержащаяся в топливном баке. Именно она и доставляет проблемы отечественным автомобилистам.

Откуда берется вода ?

Вода скапливается в баке в течение нескольких лет. Это может быть конденсат, выпадающий при резкой смене температуры, или разбавленная в топливе вода из резервуаров-хранилищ. Ее там всегда много. Поэтому за год в баке каждой машины может собираться от 0,2 до 0,5 л воды.

Она не растворяется в топливе, со временем расслаивается, опускаясь в самое низкое место бензобака, к горловине топливного насоса.И чем меньше бензина в баке, тем выше вероятность того, что вода окажется в насосе. А дальше происходит следующее: зимой при ночной стоянке влага замерзает и забивает кристаллическим налетом сетку насоса. Поутру бензин перестает всасываться, и мотор не заводится. Вроде бы все работает, но силовой агрегат не получает топлива.

Причем эта неисправность настолько неочевидна, что мастера вспоминают о загрязненной сетке насоса в последний момент, когда все другие причины перебраны.

Зачем добавляют спирт

Как же бороться с подобным явлением? Главное — это беречь топливный бак от выпадения конденсата. Если держать его заполненным более чем наполовину, то меньше шансов, что конденсат начнет скапливаться на стенках.

Кроме того, осенью влагу необходимо вытеснять из бака с помощью химических реагентов. В магазинах автохимии продаются вытеснители воды, нейтральные к бензину и не вступающие с ним в химические реакции. Основа у них спиртовая. Средство выливается в бак, растворяет в себе воду и далее сжигается вместе с топливом в камерах сгорания мотора. Но такие химические продукты очень дороги: порой цена начинается в районе 400 рублей.

Поэтому лучше всего заливать в бак этиловый пищевой спирт, если конечно, знаете, где его купить. На целый бак бензина хватает одного стакана, чтобы абсорбировать воду и растворить ее. Раствор спирта с водой не замерзает при низких температурах и без проблем прокачивается через топливную систему. Далее он сгорает в камерах сгорания вместе с горючим, не снижая отдачи двигателя и никак не сказываясь на его характеристиках.

Поэтому перед сильными морозами после осеннего сезона в качестве профилактики водители дают «глотнуть» машине спирта. Важно лишь не частить с этим и прибегать к помощи вытеснителей воды только пару раз в год.

Биоэтанол в бензине с 2021 года. Вырастут ли цены и почему нефтекомпании против

Спирт может стать обязательным компонентом для отечественных бензинов – если реформу удастся провести вопреки производителям топлива

В случае успеха законопроекта №3356 в Верховной Раде, с июля 2021 года бензин, производимый и реализуемый в Украине, должен на 5% состоять из биоэтанола. Реформа, инициированная депутатом от «Слуги народа» Олегом Семинским, помимо улучшения экологии, также поспособствует частичному замещению нефтяного импорта, поддержит сельское хозяйство и спиртовую промышленность. Энергетический комитет Верховной Рады рекомендовал парламентариям принять постановление в первом чтении.

Отечественные нефтеперерабатывающие компании, последовательные противники биоэтанольной квоты, аргументируют свои возражения целым рядом причин: начиная от негативных эффектов совместного использования бензина и спирта для автодвигателей, дороговизны биоэтанола, и заканчивая несоответствием продвигаемого законопроекта европейскому законодательству. В ЕС, заявляли в крупнейшей нефтеперерабатывающей компании страны «Укртатнафте», уже сейчас ограничивается использование сельхозкультур для производства топлива.

Резкое замещение бензинов биоэтанолом из-за и так сокращающегося рынка также приведет к закрытию Кременчугского НПЗ, которым владеет «Укртатнафта», и еще более сильной, вопреки желанию законодателей, зависимости от российского энергоимпорта. В позициях сторон разбирался UBR . ua .

После реформы: цена бензина и экология

Законопроект, предлагающий сделать биоэтанол обязательным компонентом в бензинах, подразумевает установление доли спирта в топливе с 1 июля 2021 в 5% с последующим ее увеличением до 6% в 2022 году и до 7% в 2023 году. Новое правило будет иметь и исключение, под которое подпадают бензины с октановым числом 98 и выше, а также бензины, которые поставляются для нужд Министерства обороны, Государственного резерва и для создания минимальных запасов нефти и нефтепродуктов.

Такое решение, согласно заявлению «Укртатнфаты»(компания критиковала и предыдущий вариант законопроекта, впрочем, устанавливающий то же процентное соотношение спирта в бензинах), в первую очередь негативно скажется на кошельке потребителя: стоимость бензина, который из-за падения цен на нефть упал в три раза до $180 за т, обязательно вырастет в виду дороговизны биоэтанола, который как на европейском, так и на украинском рынках превышает $600 за т.

Опрошенные UBR . ua эксперты не подтвердили возможность удорожания бензина вследствие добавления биоэтанола. Так, по мнению эксперта нефтерынка Александра Киримова, «учитывая цены биоэтанола на украинском рынке, при смешении их с бензином, это не приведет к удорожанию конечной смеси».

Исполнительный директор Украинской ассоциации производителей биоэтанола Тарас Мыколаенко привел свои аргументы в опровержение позиции «Укртатнафты», назвав ее манипулятивной. По словам эксперта, в подешевевший европейский бензин уже заложена стоимость биоэтанола.

«На данный момент в странах ЕС потребление биоэтанола высоких концентраций достигает 20%. В целом 85% европейских бензинов – это бензины с добавлением 5% биоэтанола. $180 за т – это уже стоимость бензина с биоэтанолом по 600 евро«, – объясняет свою точку зрения Мыколаенко.

Для достижения таких высоких показателей в ЕС вводились общеевропейские обязательства для стран-членов, устанавливаемые отдельными директивами. Нормами последней из них, RED 2 или 2018/2001, ставящей целью к 2030 году довести уровень использования энергии из возобновляемых источников до 32% во всех сферах деятельности, и до 14% – в транспортном секторе, подкрепили свою позицию и в «Укртатнафте».

Как говорится в заявлении компании, директива стимулирует использование биотоплива так называемого «второго поколения», то есть, произведенного из непищевых остатков культурных растений, древесины и водорослей, а также других компонентов, которые непригодны для дальнейшего производства пищи. Более того, как указано в сообщении, использование этанола первого поколения, произведенного из зерновых культур, в качестве топливных компонентов ограничивается 1%.

Использование зерновых не по назначению, в условиях недостатка пищевой продукции и пандемии, является аморальным и несомненно приведет к их удорожанию, подчеркивают в нефтяной компании «Укртатнафта».

В ответ на это Тарас Мыколаенко заметил, что для Украины, ежегодно экспортирующей только в Китай 3-4 млн т зерна для местных потребностей в производстве того же биоэтанола, аргумент о продовольственном кризисе звучит странно. В Украине второй год подряд урожай превышает 70 млн т, из которых, отмечает Мыколаенко, 5% – неликвидное сырье, которое непригодно для дальнейшего пищевого производства. Именно оно и используется для производства биоэтанола.

В целом, если бы украинские заводы производили биоэтанол только из зерновых культур, то для этого потребовалось бы около 400 тыс т зерна. Украинский урожай способен 9-кратно удовлетворить эти потребности, привели свои оценки в «Укрбиоэтаноле». Впрочем, на сегодняшний день большая часть украинских спиртовых заводов, способных производить биоэтанол (всего в стране 11 таких предприятий, как на базе ГП «Укрспирт», так и на базе одноименного концерна, поясняет Мыколаенко) используют в качестве сырья остающуюся после переработки свеклы мелассу.

Даже без учета приведенных фактов, как рассказывает Тарас Мыколаенко, европейское законодательство не запрещает производить биоэтанол из пищевых культур в более чем 1%.

«В Европе существует норма, согласно которой производство биоэтанола стимулируется льготами, если использование пищевого сырья для отрасли не превышает 7%. Если выше – это не запрещено, но прекращается дотирование«, – объяснил представитель украинских производителей биоэтанола.

Основной же неточностью в заявлении «Укртатнафты», по мнению эксперта, является разделение биотоплива на первое и второе поколения. Как отмечает Мыколаенко, в упомянутой директиве критерием оценки биоэтанола является количество выбросов парникового газа вследствие его производства.

«В законодательстве ЕС градация заключалась в следующем: до 2015 года экономия выбросов при полном производственном цикле должна составить 50%, после 2015 года – 60%, – поясняет Мыколаенко, – В Украине уже сейчас существует три завода, которые при производстве биоэтанола сжигают не газ, а пеллеты, то есть, используя в производственном цикле возобновляемые источники энергии. Такое производство экономит 80-90% парниковых выбросов«, – подытожил эксперт.

Вредно ли для авто и почему нефтекомпании против биоэтанола

Одним из негативных последствий использования спирта в качестве топлива может стать, по мнению представителей «Укртатнафты», технический вред для автомобилей. Так, использование этанола может привести к повышенной коррозийной активности, ухудшить смазочные и противоизносные свойства, снизить теплоту сгорания топлива, привести к вероятности образования паровых пробок в топливной системе, расслоению спиртобензинових смесей и присутствию воды.

Александр Киримов выразил обратное мнение, отметив, что все современные автомобили могут работать на топливе с содержанием этанола до 20%, исключая машины производства 20-30-летней давности.

В свою очередь Тарас Мыколаенко заметил, что, несмотря на более низкую теплоту сгорания этанола относительно бензина, негативный эффект нивелируется за счет повышения октанового числа при сохранении доли спирта в топливе до 10%. Он также добавил, что еще в 1976 году в 11% норма биоэтанола была внедрена в Бразилии, а с 2000 года, после внедрения экостандарта Евро-3, все автомобили европейского производства должны справляться с высоким содержанием этанола в топливе.

«Биоэтанол – октаноповышающая добавка, улучшающая качество топлива. Между тем, из-за этого долгое время сама «Укртатнафта» была одним из наибольших потребителей биоэтанола. Дело в том, что при переработке нефти для производства бензина нужно повысить базовую нефтяную фракцию. Для этого может использоваться биоэтанол, а также метил-трет-бутиловый эфир (МТБЕ), который Украина практически не производит, а импортирует. Однако с момента удешевления нефти МТБЕ на рынке также стал дешевле, чем биоэтанол, после чего его стало выгодней использовать при нефтяной переработке«, – пояснил Мыколаенко одну из причин, почему нефтяные компании противятся биоэтанольной квоте.

Впрочем, как отмечает Александр Киримов, основная причина опасений нефтяных компаний в том, что они не могут контролировать цену на биоэтанол, производство которого не задействовано в их вертикально-интегрированных цепочках.

«Когда ты не можешь спрогнозировать, сколько завтра будет стоить этот продукт, доставят ли тебе его, в каком объеме, будет ли избыток или дефицит, ты испытываешь опасение. Биоэтанол – побочный продукт спиртопроизводящей отрасли, а мы в последнее время видели резкий всплеск цены на такие продукты, в связи с ажиотажным спросом на антисептики, а после – такое же резкое падение спроса. Это неконтролируемость в цене сырья может внести спекулятивную составляющую и на рынке нефтепродуктов«, – объясняет Киримов.

Энергонезависимость и судьба нефтеперерабатывающей отрасли

Опасение «Укртатнафты» попасть в еще большую энергозависимость от РФ вследствие внедрения биоэтанольного закона, Тарас Мыколаенко также назвал необоснованным. По его словам, наши производители нефтепродуктов, «среди которых всего два крупных завода – Кременчугский НПЗ и Шебелинский ГПЗ», – не в полной мере удовлетворяют нужды страны в топливной продукции, основную часть которой Украина до сих пор импортирует. При этом, даже собственное производство осуществляется из российского сырья.

По расчетам «Укрбиоэтанола», за счет замещения 5% бензина собственным биоэтанолом, внутри страны можно сохранить порядка $500 млн в год. Эти деньги, считает Мыколаенко, в конечном счете поддержит и нефтеперерабатывающую отрасль, как составляющую всей экономики страны.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Что такое присадки в топливо, плюсы и минусы, и для чего нужны присадки

Не смотря на то, что бензин, выпускаемый на заводах, уже обогащен определенными добавками-присадками, на рынке автохимии есть и такие, которые рекомендуют добавлять самостоятельно.
На прилавках современных автомагазинов и СТО можно встретить массу присадок, которые призваны улучшить работу двигателя и устранить ту или иную проблему, связанную с его работой. Присадки в топливо — одни из самых популярных после присадок в двигатель, качество горючего в нашей стране, как и раньше, оставляет желать лучшего, мягко выражаясь…

Со слов самих производителей присадок в топливо, чудо смеси способствуют очистке топливной системе автомобиля, а также повышению октанового числа и улучшению динамических характеристик автомобиля. Однако на практике присадки в топливо или присадки для двигателя проявляют себя совсем не так как на словах, иногда их использование может привести к серьезным неприятностям.

На самом деле присадки в топливо — это, своего рода профилактика, препятствующая загрязнению топливной системы, в системах с большими загрязнениями и неисправностями такая профилактика может спровоцировать остановку двигателя. То, что присадки для двигателя полезны, никто спорить не будет, они прекрасно расщепляют примеси и грязь, которая содержится в топливе. Однако в случае большого количества загрязнений в топливной системе — присадки в топливо не способны полностью их растворить, после чего вся расщепленная грязь начнет двигаться по топливопроводу, и вместе с присадкой будет забивать все каналы, по которым она будет проходить.

Чтобы не совершить такую ошибку, следует использовать присадки для двигателя, а также присадки в топливо после того, как вы лично убедитесь, что топливный бак чист. Зачастую именно топливный резервуар становится наибольшим сборщиком осадков и всяческих загрязнений, которые влияют на работу двигателя.

Для того чтобы обезопасить себя от возможных проблем с топливной системой и системой впрыска, следует регулярно использовать присадки в топливо, они помогут сэкономить на будущих ремонтах или поездках на СТО. Под словом регулярно, подразумевается частота применения не реже, чем раз на 30 000 пробега.

Кроме присадок в топливо есть также категория присадок, позволяющая увеличить октановое число топлива. При помощи таких вспомогательных веществ, вы обеспечите своему автомобилю: безотказный запуск двигателя, снижение расхода топлива, улучшение динамики. Применять такие присадки разрешается на постоянной основе, регулярное использование позволит вам добиться отличных результатов и забыть о ремонте автомобиля и серьезных поломках.

Правдива ли реклама данных препаратов, что входит в их состав, возникают ли отрицательные последствия при использовании, есть ли необходимость в них и какие особенности их применения?
Группы присадок
Чистящие

Направлены на очистку от различных отложений системы:
1. Для очищения всей топливной системы;
2. Для очищения впускных клапанов двигателя, камер сгорания и поршневых колец.
Осушители

Добавки направленные убрать влагу из некачественного топлива, и с поверхности бензобака (конденсат). Из подручных средств хорошо себя показал обычный изопропиловый спирт – 100 г/20 л бензина и вся вода «впитается» в спирт и полностью сгорит вместе с бензином, при этом еще и свечи прочистятся.

Октан-корректоры

Такие присадки в бензин при добавлении в топливо заметно повышают октановое число и качество бензина (до 20 единиц!) и уменьшают явление детонации. Первоначально в их состав входил очень эффективное, но смертельно опасное органическое соединение свинца – тетраэтилсвинец. Теперь для этих целей используют органические соединения железа, марганца, ароматические амины (ксилидин, экстралин и и др.), метил-третбутиловый эфир и др.

В чем их сила
Основные активные вещества, входящие в состав присадок имеют свои плюсы и минусы. Часто отрицательные последствия намного серьезнее, чем полученная выгода, поэтому подобные добавки или давно запрещены, или используются в странах со слабой системой контроля состава химических средств.

Присадки в бензин приносящие больше вреда, чем пользы:
«Этил» или тетраэтилсвинец

Плюсы: уменьшение дымности, шума, увеличение мощности. Значительно улучшает качество топлива – уменьшает детонацию топлива в двигателе, повышает стойкость к самовоспламенению. Благодаря сильному влиянию на топливо даже используют для приготовления бензина-фальсификата.
Минусы: смертельный яд для всего живого, очень легко проникает во все отверстия в технике, проходит сквозь кожу, отравляет организм, вплоть до инвалидности и даже смертельного исхода.

Нафталин
Плюсы: 0,5 кг/10 л бензина позволяют превратить 92-ой в 95-ый – увеличение октанового числа до 4 единиц.
Минусы: способствует появлению онкозаболеваний. При использовании растет нагар и число вредных выхлопов. Постепенно он выпадает в кристаллический осадок и забывает все фильтры и шланги.

Этанол или спирт
Плюсы: добавление 0,5-2,0л/10л бензина позволяет поднять октановое число до 8 единиц, при этом процесс сгорания становится более полным, а мощность и КПД двигателя возрастают.
Минусы: при длительном использовании полностью разъест прокладки в двигателе. Если превысить дозировку, октановое число уменьшиться, появится стук клапанов и детонация.

Ацетон или метилбутиловый эфир
Плюсы: повышает октановое число при небольших дозировках
Минусы: так как добавляется при производстве топлива, то добавление и вне стен завода приводит к многократному превышению нужной дозировки и в результате не только резко упадет октановое число бензина, но образуются вредные органические соединения.

Марганец
Плюсы: повышает классность бензина на 3-6 единиц.
Минусы: при долгом использовании может вывести из строя свечи и нейтрализатор, в результате уменьшится мощность, а выхлопные газы будут густого серого цвета.

Ферроцен
Плюсы: октановое число вырастает до 5 единиц.
Минусы: образовывает нагар красного цвета в свечах и цилиндрах, уменьшает срок эксплуатации двигателя.

Ароматические углеводы (бензол, толуол)
Плюсы: повышает число бензина до 10 единиц.
Минусы: так как обладает огромной растворяющей силой, все эластичные детали топливной постепенно разъедаются, и происходит активный процесс коррозии. При добавлении большого числа присадок в некачественный бензин возможно самовозгорание авто из-за значительного повышения электропроводности топлива.

Компоненты, польза от которых почти равна отрицательным последствиям от их использования Метил-третбутиловый эфир (МТБЭ)
Плюсы: обладает очень высоким октановым числом (110 единиц и выше) очень полезен для двигателя – способствует полному сгоранию топлива, уменьшает суммарный выброс выхлопных газов (СО и СН).
Минусы: если в топливо добавить больше 1,5л/10л, упадет мощность двигателя и вырастет выхлоп в виде NOх. Такой обогащенный бензин с МТБЭ ускоряет коррозию и разрушает большинство уплотнителей топливной системы.

ММА или монометилаланин
Плюсы: при добавлении небольших доз (до 0,13л/10л) не оказывает вредное воздействие на двигатель, снижает вероятность детонации топлива.
Минусы: при более высокой дозировке приводит к образованию заметного количества осадка, нагара, что приведет к «торможению» клапанов. Обладает смертельным воздействием на человека.

Относительно безвредные моющие присадки
Плюсы: подобные комбинированные препараты содержат осушители влаги, ПАВ – активные моющие компоненты и ингибиторы коррозии. В процессе применения растворяется и разрыхляется нагар, осадки, лаковые накопления, все это в виде мельчайшего тумана в топливе переносится в цилиндр и сгорает.
Минусы: при добавлении больше чем 1л/10л двигатель замолкнет и не заведется.

Полезные советы
1. Никогда не используйте неизвестные присадки в бензин, не смешивайте их, не применяйте несколько сразу – или эффект будет минимальным, или вообще – транспортное средство сломается.
2. При первом применении (одна-две заправки) лучше использовать половины дозы добавки, а уже при последующих – норму, указанную производителем. Естественно, ни в коем случае нельзя вливать больше, чем написано на этикетке. Все производители используют различные концентрации активных компонентов, поэтому дозировка может отличаться в 3 раза для однотипных препаратов различных производителей.
3. Применять подобное суперсредство лучше каждые 2 – 10 тыс. км.
4. Как и при использовании любой автохимии при работе с присадками нужно пользоваться средствами защиты: маской, перчатками, очками. В состав большинства их них входят опасные органические и неорганические соединения, которые очень вредны для человека.
5. Самые привлекательные универсальные присадки в топливо. Оптимально применять препарат под конкретную цель, для конкретного автомобиля для решения проблемы вашего ТС. Так и средство можно подобрать эффективнее, да и цена будет оптимальной.
6. Добавлять такую добавку лучше всего в канистру с бензином, так и дозировка будет точной (в бензобаке датчики всегда имеют определенную погрешность) да и размешать обогащенную смесь будет проще.
7. Комплексные присадки для бензина лучше добавлять в новые авто, в хорошем техсостоянии или с малым пробегом, иначе сверхактивное средство забьет всевозможные фильтры. А вот мягкие очистители наоборот – лучше себя проявят при использовании б/у автомобилей с солидным пробегом.

Каждый автолюбитель сам решает добавлять или нет присадки в бензин, но важно всегда объективно анализировать соотношение польза/цена и польза/вред. Ведь иногда многие суперсредства являются не больше чем великолепным рекламным ходом.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector