Camgora.ru

Автомобильный журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что лучше; липучка или шипы зимой

Что лучше — липучка или шипы зимой

Производители дубленок и теплых настоящих зимних шуб начинают выть, как волки в зимнем лесу. Еще бы, с такими зимами, как у нас сегодня, едва ли кто отважится на покупку новой шубы. Не потому что дорого. Потому что тепло. Этого не скажешь про производителей зимней резины. У них продажи всегда стабильны, потому что дорожное покрытие шуток не любит. Оно так же непредсказуемо, как погода зимой, поэтому зимние шины — выбирать обязательно.

Содержание:

Зимний выбор: фрикционка или шип

Когда мы заходим в магазин с автомобильной резиной — глаза разбегаются. Совета спросить не у кого, потому что продавец втюхает то, что подороже, а своего опыта нет. В таких случаях стоит прислушиваться к советам знающих людей заранее, еще до того, как выбрать зимние шины. Вот и мы поступили так же, накопили некоторый опыт, набили шишек, теперь с удовольствием делимся информацией с нашими читателями.

С такими погодными условиями, когда снег выпадает время от времени, шипованная резина начинает терять актуальность. Массовым спросом на фоне падений продаж шиповок пользуется фрикционная зимняя резина. Вопрос что лучше липучка или шипы зимой, вызывает контрвопрос — а какой зимой? Но как бы там ни было, шипы не отменял никто, поэтому разберемся в составе той и другой резины по порядку.

Липучки — особенности и состав

Состав материала и рисунок протектора — вот что отличает фрикционную резину, липучку, от остальных видов шин. Только взглянув на рисунок протектора, опытный водитель сразу может отличить липучку от любой другой резины. Проблема в использовании зимней резины в том, что при низких температурах она превращается в неэластичную пластмассу. Это снижает управляемость, в разы увеличивает тормозной путь даже на асфальте в мороз. И это при том, что при движении резина неминуемо греется.

Поэтому липучки выполнены с использованием большого процента мягкого силикона в составе резиноматериала. Понятно, что при повышении температуры, управляемость и устойчивость автомобиля будет падать, но в условиях мороза, в пределах 15-20 градусов, сцепление как с асфальтом, так и со снегом, будет стабильно высоким. Причем липучки изготовлены из нескольких разных слоев резиноматериала, поэтому они не так сильно нагреваются при движении по асфальту.

Чем хороши шиповки

Шиповки подходят исключительно для заснеженных и грязных дорог, для снежной каши, для обледенелой трассы. Именно в таких условиях, благодаря специально продуманному размещению шипов на ездовой поверхности покрышки, они обеспечивают максимальную устойчивость. Но когда после ледяной корки под колесами снова появляется асфальт — нужно быть готовым к ухудшению управляемости и устойчивости машины.

В пользу шиповок говорит и статистика ДТП на обледенелых дорогах. Тормозной путь автомобиля без шипов на ледяном участке увеличивается вдвое, а то и больше. То есть, до полной остановки на скорости 40-50 км/ч автомобиль с шипами проходит не более 60-70 метров. Липучки же в этом случае способны остановить машину только через 120-130 метров. Добавить к этому все то, что может попасться под колеса за это расстояние, то о последствиях уж лучше и не думать.

Шипы и липучка, ищем позитив

А теперь можно сделать некоторые выводы о пользе липучек и пользе шиповок на зимних дорогах. Начнем с липучек:

  • липучки разрешены во всех странах Европы, в отличие от шипованной резины, это так, к слову;
  • благодаря ярко выраженному рисунку протектора, фрикционная резина превосходно работает на рыхлом снегу;
  • липучку «не ведет» при перегреве на асфальте;
  • она менее шумна, чем шипованная резина;
  • сохранение всех характеристик по эластичности даже при сильном морозе, в зависимости от модели шины.

Но и шипованная резина тоже не промах, несмотря на то что ее запретили практически по всему миру, за исключением нескольких северных стран:

  • шиповка показывает отличную цепкость на льду и укатанном снегу;
  • устойчивость автомобиля на шипах при чистом асфальте не страдает, если резина приспособлена для использования в сильный мороз, она такая же эластичная, как и липучка;
  • высокий ресурс шипованной резины — комплекта, как правило, хватает на три-четыре сезона;
  • вопреки детсадовскому восприятию шиповок, при движении автомобиль не опирается на шипы, а на ту же резину, шипы на асфальте просто утапливаются в тело покрышки, а пятно контакта по сравнению с липучками, фактически такое же.

Совмещаем липучку с шипами

Другое дело, что шипованная резина больше шумит на асфальте, но, позвольте, когда речь идет о безопасности движения, разговор о менее шумной езде на липучках, как преимущество, не рассматривается вообще. Говорят, что на шиповке не поотжигаешь, но и это неправда. Опираясь на тесты Аутобилд, можно с уверенностью говорить, что скорость прохождения круга на шипах и на липучке при смешанном покрытии на гоночном треке несоизмеримо разные — автомобиль на шипах прошел круг за 25,8 с, в то время, как машине на липучках потребовалось целых 39 секунд.

Поэтому однозначно никто не скажет о первенстве того или иного типа резины. Можно установить на заднем приводе спереди липучку, сзади шипы, при этом получить хорошую разгонную динамику, но плохую управляемость, или же наоборот, спереди шипы, сзади липучку — тогда управляемость улучшится, а тенденция к пробуксовке останется на голом льду или укатанном снегу. Решать индивидуально.

Но решать нужно, поскольку безопасность на трассе зимой, пускай и малоснежной, самая главная задача водителя. Берегите себя и безопасных всем дорог!

Можно ли комбинировать шипы и липучку на разные оси?

хочу поставить вперед липучку, а на зад — шипы
а/м заднеприводный.

Будет весело, ставь!

Поддерживаю. Зачем себя так ограничивать — можно и на одну ось поставить. Или летние покрышки использовать.

Не стоит.
В повороте на скользкой дороге у тебя зад/перед будет по-разному держать поворот, в итоге на ровном месте закрутит вокруг оси как нефиг делать.

А ради чего вообще?

Не стоит.
В повороте на скользкой дороге у тебя зад/перед будет по-разному держать поворот, в итоге на ровном месте закрутит вокруг оси как нефиг делать.

Скучный — не то слово
Зимой целиком на летней резине — еще обычно примерно представляешь, чего может случиться и как надо реагировать.
А когда у тебя, пардон, зад держит, а перед мотает как хочет — приятного мало. Не так плохо, конечно, как если бы наоборот, но все равно. Если возникнет ситуация как выше — хрен ты чего сделаешь.

как-то неочевидно
это было бы очевидно, если бы я шипы на перед поставил на переднеприводной тачке — тогда при торможении жопа бы уехала вперед, а в моем случае такого эффекта не будет

Ну а теперь перед у тебя уедет на внешку. То есть получится сильная недостаточная поворачиваемость вместо сильной избыточной.

а если учесть, что жопа сильно легче переда?

можно. особенно в свете того, что зимой у нас тут асфальта больше чем снега, комбинация будети работать

До первого обледенелого поворота.

Алеся, в правилах ващет четко написано, что нет.

на внезапно обледенелом повороте не факт, что и шипы помогут — со скоростью сильно ошибиться ооочень легко. а если поворот просто обледенелый, а не внезапно, то ничего страшного не будет.

Да, но в случае одинаковой резины хотя бы жопа и перед одинаково поплывут. С разной резиной ситуация же усугубится.

Алеся, в правилах ващет четко написано, что нет.

никакой и в ПДД это не написано,
Но ТО с такими колесами не пройдешь т.к. не соответствует ГОСТ по нормам для допуска тс к движению.
Однако ТО на дорогах не проверяют поэтому можно не переживать.

никакой и в ПДД это не написано,

По-моему, даже в вопрос такой на экзамене есть (или там про зимнюю и летнюю резину?)

Есть вопрос, и как раз на этот пункт ПДД.

хочу поставить вперед липучку, а на зад — шипы
а/м заднеприводный.

хочу поставить вперед липучку, а на зад — шипы

выдери шипы, процедура по 30мин на колесо макс.) Сам ездил с разным миксом колес (с шипами и без понравилось, но на трассу бы не рискнул выезжать)

а теперь собери мысли в узду. если способен и попробуй конкретно указать что я неправильно написал.

попробуй конкретно указать что я неправильно написал.

Понятие ПДД -вполне четко и однозначно, это то что указано разделе который непосредственно озаглавлен «Правила дорожного движения».
Допуск ТС к участию в движении регулируется ГОСТ-ом.

Понятие ПДД -вполне четко и однозначно, это то что указано разделе который непосредственно озаглавлен «Правила дорожного движения».

Допуск ТС к участию в движении регулируется ГОСТ-ом.

На вот тебе из ПДД

2.3. Водитель транспортного средства обязан:
2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения .

Как ты заебал. Скажи: камрады, да, я обосрался на этот раз! Был неправ!
Нет, блять, ты юлить начинаешь.
Претендуешь на роль эксперта — будь честен.

я написал четко и по делу, ездить можно, ТО не пройдешь
с вашей стороны начались доебки к буковкам.

никакой и в ПДД это не написано,
Но ТО с такими колесами не пройдешь т.к. не соответствует ГОСТ по нормам для допуска тс к движению.
Однако ТО на дорогах не проверяют поэтому можно не переживать.

я написал четко и по делу, ездить можно, ТО не пройдешь

кстати, наличие таких шин при аварии не может ли быть основанием для страховой не только не выплатить страховку, но еще и вчинить регрессивный иск на сумму повреждений всех участников, на основании того, что автомобиль был не пригоден к эксплуатации?

А за какие действия страховая может вчинить иск?

спасибо. да, действительно не является основанием — там закрытый перечень причин.

вообще-да, честно сказать я не очень хорошо помню

У меня спереди резина липучка, а сзади шипы. Законно ли это.

У меня спереди резина липучка, а сзади шипы. Законно ли это.

Ответы на вопрос:

Нет, конечно, все везде теперь должно быть одинаково-шипы так на всех четырех колесах, липучка — так тоже на всех четырех колесах. Не должно быть разных резин.

Нет, это не законно и могут оштрафовать, если сотрудники ГИБДД обнаружат это.

Желаю Вам удачи и всех благ!

Похожие вопросы

Резина на липучке не противоречит закону о зимней резине.

Закон о зимней резине принят или нет и какая резина считается зимней шипованная и липучка-m+s спасибо.

Можно ли пройти регистрацию мотоцикла если спереди и сзади установлена разная резина (протектор и фирма)?

Является ли застёжка на липучках предметом спора?) Дело в том что мы купили детскую ортопедическую обувь 2 пары (мальчику и девочке) и липучка используемая в качестве застёжки спустя 2 месяца не держится. Обувь носится только дома, как профилактическая. Магазин отказывается заменить липучки. причёт вопрос о возврате не стоит.

Есть такое понятие как всесезонная резина, производитель разрешает её эксплуатировать летом и зимой. Возможно ли использовать эту резину в зимний период, не будет ли это противоречить закону о зимней резине?

Купили новую машину в автосалоне, общались с одним и тем же менеджером, спрашивали какая резина на машине, сказал четко и ясно летняя, сейчас зимний период поэтому недолго думаю купили зимнию резину! В итоге по истечении 5 дней случайно обнаруживаем что на резине написано английскими буквами winter snow sport, прочитали в интернете оказалось, что резина зимняя, нас ввели в заблуждение, плюс к той резине что была на машине, мы купили еще один комплект зимней резины и еще салон платно нам перебартовывал якобы летнюю резину на зимнюю, как нам поступить, как нам правильно поступить, так как мне кажется салон прекрасно знал о том какая резина на машине.

Читать еще:  Проверка катушки зажигания солярис

Можно ли ездить на всесезонной резине зимой (липучка)? И.

Что лучше шипованная резина или липучка

фото с сайта megatrack.ru

Зима – не самое лучшее время для автомобилиста. Состояние дорог заставляет с осторожностью относиться к любым передвижениям. Поэтому для большей безопасности все водители меняют по осени шины. Выбор велик и не опытному водителю сложно определиться. В данной статье мы поможем понять, чем отличается шипованная резина от липучки и какое покрытие лучше выбрать зимой на полный, передний, либо задний привод.

  • 1. Виды зимней резины
  • 2. Какие шины лучше в сравнении: шипы или липучки
    • 2.1. Шипованная резина: достоинства
    • 2.2. Недостатки шипов
    • 2.3. Липучка: достоинства
    • 2.4. Недостатки липучки
  • 3. Какую резину лучше выбрать: для автомибилей разных приводов
    • 3.1. Передний привод
    • 3.2. Задний привод
    • 3.3. Полный привод
  • 4. Подведем итоги

Виды зимней резины

Споры про различные виды зимней резины не утихают еще со времен Советского Союза, где особенно распространены были демисезонные покрышки. Кому-то иногда удавалось добыть шипованные колеса, что всегда служило поводом собраться в гараже и обсудить их свойства и поспорить.

По сути, изменилось мало чего. Дорожное полотно в зимний период просто обязывает проявлять осторожность и соблюдать безопасность вождения. Недаром, слоган одной известной автомобильной компании гласит: «Безопасность начинается с колес». Что представляет собой каждый из вариантов колес? Начнем с шипованных.

Лед скользит по вполне очевидной причине – образуется тонкий слой воды, который снижает трение. За счет этого колесу проще уйти в скольжение и испортить вам день.

Шипованная резина представляет собой обычную резину, несколько модифицированную под погодные условия. Выглядит это следующим образом – через всю площадь колеса прорезаны небольшие отверстия с вставленными в них металлическими элементами. Шипы позволяют колесу крошить лед под покрытием, что сильно улучшает качество торможения.

Шины на липучке – особый вид резины, которая создается из мягких материалов. Из-за того, что в протекторах образуется натяжение под весом автомобиля, резина, буквально, прилипает к поверхности.

Бывает она двух видов.

  • Европейские липучки больше подходят к использованию в условиях мягкого климата, меньше подвержены деформации при перепадах температур.
  • Есть также нордическая резина. Предназначена для более морозного климата. В нашей стране наиболее популярны именно такие колеса.

Изначально к такому новшеству,как липкая резина потребительский рынок автолюбителей отнесся крайне скептично, однако из года в год предпочтения липучке отдаются все больше. Постараемся понять, почему.

Какие шины лучше в сравнении: шипы или липучки

В 2016 году проходил тест от производителя шин, в котором принимали участие 19 видов шипованной резины и 11 видов липучки от разных производителей. Рейтинг не позволил выявить безусловного лидера, однако опытным путем было установлено следующее:

Шипованная – на ней большинство продуктов держали стабильный разгон, не уходили в юз на поворотах и их тормозной путь соответствовал требованиям. Однако, это все все было актуально до температуры в –14. После превышения этой отметки, шипованная резина показывала не самые отличные результаты. Все объясняется тем, что в принцип работы этого вида шин закладываются следующие свойства – на твердом покрытии, таком как асфальт, шипы на колесах вдавливаются внутрь. Это свойство обусловлено тем, что твердая поверхность ощутимо повреждается, при использовании металлических элементов, да и сами шипы сильно повреждаются. Поэтому, в условиях, когда лед твердеет и кромка воды между покрытием и колесами прекращает существовать, шипы превращаются в лыжи.

Липучка – данный вид резины, наоборот, вел себя отрицательно при более высоких температурах. До того момента, как столбик термометра упал до показателя в –14, выигрывали явно шипы. Однако, при более отрицательной погоде, липучка проявила себя многим лучше. Отлично держала повороты и тормозной путь существенно сократился. Но, дабы не порочить свойства, отметим, что резина на липучках не так уж и плоха при температуре выше, чем –14 градусов.

Из этого теста мы видим то, что показатели зимней резины при различных температурах варьируются. В следующем блоке статьи мы подробно расскажем о достоинствах и недостатках каждого вида резины.

Шипованная резина: достоинства

фото с сайта clio-trade.ru

Безусловно, главное достоинство шипованной резины скажет каждый, кто живет за городом. Эти люди изо дня в день ездят по заснеженным дорогам, на большой скорости, с большим количеством маневров. Любая заснеженная дорога требует определенной проходимости, с чем, безусловно, отлично справляются шипы. Если дело касается льда, то здесь шипы тоже можно отнести к победителям. Объясним, почему. Плотность рыхлого льда значительно ниже, чем плотность асфальта, поэтому шипы не прячутся в протектор, а вгрызаются в поверхность, оставляя зазубрины на льду, тем самым повышая сцепление.

Недостатки шипов

Однозначным минусом можно назвать высокий уровень шума. Все дело в плотности материала. Металлический шип плотнее резины, поэтому шумопроводимость у него многим выше, чем у мягкой покрышки. Многие автолюбители жалуются на постоянный гул при использовании таких колес. Вторым немаловажным фактором является высокий расход топлива. Из-за того что колесам приходится испытывать большее напряжение при движении, лошадиные силы автомобиля расходуются не на разгон, а на сцепление с дорогой. Тем самым происходит повышенное потребление топлива. К тому же шип имеет свойство выпадать, при наезде на твердую поверхность. Конечно, все зависит от производителя и качества материала, но факт остается фактом. Если, допустим, по весне, произошла оттепель, то какое-то время, вам придется поездить на шипах по асфальту, а это заметно сказывается на дорожном покрытии и состоянии ваших колес. Также следует обратить внимание, на то, что в периоды оттепели, такая резина снижает сцепление с дорогой за счет уменьшения площади соприкосновения.

Липучка: достоинства

фото с сайта http://passionlaustb.blogspot.nl

Дело в том, что по большей части липучка ничем не отличается от той же летней резины, за исключением состава резины и рисунка ее протектора. Он разработан специально для того, чтобы выводить воду из каналов. По бокам колеса есть специальные прорези в которые попадает вода под давлением и выплескивается наружу. А если добавить к тому определенные впитывающие свойства резины, получится отличный безопасный продукт. Цена такого колеса несколько ниже, чем резины на шипах, поскольку процесс производства менее затратен по ресурсам.

Данный вид зимнего решения полезен для людей, которые чаще передвигаются в городских условиях, где рыхлый снег регулярно убирается, а дороги чистятся. Когда появляется тонкая наледь на асфальте, липучка становится лучшим другом водителя, поскольку в данных ситуациях, ее полезные свойства будут использоваться на максимум.

По сути, липучка не имеет отличий от колеса летнего, следовательно, такие нюансы как шумопроизводство и повышенный расход топлива – не касается этого варианта. Если взглянуть на колесо, можно увидеть небольшие прорези в протекторе. Эти прорези называются ламелями. Именно благодаря им, колесо липнет к асфальту. Принцип их работы заключается в следующем. Засчет мягкости покрытия резины, ламели вдавливаются и расширяются в стороны, цепляясь за асфальт.

При наступлении оттепелей, вам не придется задумываться о том, как бы побыстрее поменять колеса. По сути, липучка позволяет передвигаться в любой период времени года не нанося вред дорожному покрытию и самой резине.

Недостатки липучки

Как и у всего на свете, у липучек есть свои недостатки. Резина производится по специальной технологии, которая делает внешний круг мягким, за счет чего, в особо морозные дни, протектор твердеет и сцепление с дорогой теряется. К тому-же, в условиях оттепели, при повышенном количестве влажного и рыхлого снега, резине абсолютно не к чему липнуть, следовательно, колеса будут проворачиваться и терять любые полезные качества и свойства.

Какую резину лучше выбрать: для автомибилей разных приводов

Теперь разберем по отдельности, какую резину лучше выбрать на различные виды приводов. В зависимости от того, какой у вас автомобиль, можно подобрать различный тип резины и выиграть максимально в сцеплении с дорогой.

Передний привод

Начнем с самого распространенного – переднего привода. Автомобиль едет за счет вращения передних колес. Перед «тянет» автомобиль, а тянуть, как мы знаем из практики истории, легче, чем толкать. Следовательно, на автомобиль такого рода, можно поставить абсолютно любой вид резины и не проиграть. Здесь, скорее, придется выбирать в зависимости от типа климата. Разрешается поставить шипы и липучку на разные оси и менять их в зависимости от погодных условий, однако, при таком раскладе, теряется распределение тормозного усилия по осям и, там, где шипованная резина тормозит, липучка плохо схватывает дорогу и все заканчивается заносом. Ключевой момент при выборе такой модификации – осторожность. Если ехать и помнить о том, что у вас разные колеса по осям, как правило, неприятных последствий избежать можно. Однако такие эксперименты могут закончится не совсем удачно.

Задний привод

Автомобили на заднем приводе – преимущественно мощные машины немецкого производства. Или классические автомобили прошлого века с большой массой.

Если вы имеете мощный двигатель заднеприводного автомобиля, лучше надеть шипы, но в такой ситуации, малейшие проталины освобождают асфальт и ему наносится ущерб при начале движения вашего автомобиля. По сути, кинетическая энергия от привода проходит через весь автомобиль, прежде чем он начнет движение, а это – лишнее усилие.

Полный привод

Как правило, полноприводный автомобиль имеет высокую массу, что определенно сказывается на его проходимости. В условиях бездорожья полноприводный автомобиль с высокой массой на шипах имеет значительные преимущества.

Однако, внедорожники имеют возможность отключать полный привод. Соответственно, существуют несколько нюансов. Во-первых, по городу на полном приводе передвигаются редко. Это происходит в целях экономии топлива. Второй нюанс – если полный привод активирован, то как правило, это бездорожье. Зимой – снежные завалы и рыхлые колеи. Здесь, как было сказано выше, липучка не самый достойный вариант.

Подведем итоги

фото с сайта autoshiny.ru

Из статьи вы узнали, как определиться с выбором зимних покрышек. Как можно понять, четкого и однозначного ответа на этот вопрос не существует. Однако можно точно сказать, если вы используете колеса от известного производителя по высокой цене – нет существенной разницы в типе покрышек. Они будут безопаснее своих дешевых аналогов.Такой выбор может заметно ударить по карману, поэтому напрашивается другой вывод. На шипах лучше передвигаться в сильный мороз, либо за городом. В остальных ситуациях достаточно липучки.

Мы советуем иметь три типа резины – летнюю, липучку и шипы, дабы быть полностью в безопасности в любое время года. Выбор всегда остается за вами. Главный постулат безопасности в зимний период – быть внимательным и соблюдать скоростной режим. Удачи на дорогах!

Шины с меньшим количеством шипов вперед или назад ставить? (2 колеса с половиниой шипов — куда ставить?)

art23
Завсегдатай
  • 23.12.2007
  • #1
  • Помогите советом, плиз.

    Предстоит дальняя поездка, поэтому хочу переобуться в шипованную резину. С прошлого года осталась почти новая Хака 2 (ездил 3 мес.). Но на 2-х колесах нет почти половину шипов, видимо, на стоявших впереди, 2 других — хоорошие.
    Куда ставить хорошие: вперед или назад? Вроде по логике вперед ставят лучшую пару, но в данном случае, может, логичнее поставить назад во избежание заноса?
    Привод, естественно, передний, АБС есть.

    Shahabbas
    Что-то где-то понимаю
    • 23.12.2007
  • #2
  • _Freeman_
    Я здесь живу
    • 23.12.2007
  • #3
  • Вообще по правилам безопасности, и в ШВВМ это тоже говорят, советуют ставить хорошую резину как раз на задок, независимо от привода. Это касается и летней и зимней резины.
    Это делается на случай заноса задней оси. У новой резины сцепление лучше, и, возможно поэтому, в критической ситуации заноса не будет, или он будет малым, или машину удастся быстрее и легче отловить.
    Но если ты уверен в своем мастерстве в условиях зимнего вождения, — то ставь хорошую резину на передок, а Хакку на задок. Хакка 2 — отличная резинна и на задке вполне себя будет приемлемо чувствовать, тем более с 50% шипов. Соответственно и стиль вождения сделай более осторожным.
    Так что выбор за тобой.

    Читать еще:  Стандартный ряд передаточных чисел

    У меня ГНФ-3, один сезон, с 20% шипов. Кинул его на задок. На передке новая Хакка-4 стоит. Просто совесть не позволила ставить ГНФ-3 на передок, так как я в нем сильно разочаровался, а ездить с новой Хаккой-4 на задке жаба душит.
    Машину тестировал, зад норовит сорваться в занос при резких поворотах, но даже если и срывается, машина легко отлавливается. Все это знаю, знаю что риск все равно есть, поэтому езжу более аккуратно и плавно, нежели, если б на всех 4-х колесах стояла бы Хакка 4.

    art23
    Завсегдатай
    • 23.12.2007
  • #4
  • _Freeman_
    Я здесь живу
    • 24.12.2007
  • #5
  • shar_d
    Просто заглянул
    • 27.12.2007
  • #6
  • _Freeman_
    Я здесь живу
    • 27.12.2007
  • #7
  • Оракул
    • 02.01.2008
  • #8
  • _Freeman_
    Я здесь живу
    • 03.01.2008
  • #9
  • Вот статейку нашел касательно данной темы. Может кому и пригодится:

    Новые шины ставьте назад

    Почему рекомендуется устанавливать
    новые или менее изношенные шины на заднюю ось?

    Вне зависимости от переднего или заднего привода автомашины, как минимум два мировых производителя шин рекомендуют ставить на заднюю ось новую (или менее изношенную) пару. Эта ситуация касается обеспечения дополнительной безопасности водителя и пассажиров в непредвиденных и сложных ситуациях (аварийное торможение, крутой поворот и т.п.), особенно на мокрой дороге.

    Многочисленные испытания показывают, что управлять передними колесами намного легче, чем задними.

    Если новые шины устанавливаются на переднюю ось:

    Меняется поведение автомашины, т.к. меняется на противоположный знак сбалансированность передней и задней оси. Водитель, привыкший к навыкам вождения машины с ослабленным коэффициентом сцепления на передней оси, на время теряет ориентацию и навык управления.
    На скользкой дороге задняя ось быстрее потеряет сцепление, чем передняя. Водитель теряет шанс сохранить управление задней осью, поскольку в такой ситуации нужно увеличить скорость движения, но оборотной стороной может стать занос с разворотом. С такой ситуацией справится только опытный водитель, но большинство обычных водителей не имеют опыта экстремального вождения.

    Если новые шины устанавливаются на заднюю ось:

    Управляемость машины сохранится примерно равной той, что была до смены шин, и баланс сцепления примерно сохраняется.
    Сцепление задней оси с дорогой улучшится, и водитель будет способен контролировать и управлять машиной без проблем, путем снижения скорости и вращением руля в сторону поворота.
    Сохраняется относительно прямолинейное движение автомашины и в случае экстренного торможения.
    Развесовка транспортного средства такова, что более легкая задняя часть транспортного средства имеет больше шансов войти в состояние аквапланирования. Более глубокая нарезка протектора позволит минимизировать такой исход.

    Именно поэтому ведущие шинные фирмы советуют ставить новые (или менее изношенные) шины на заднюю ось. Поскольку данная тема является предметом горячего обсуждения противников такой рекомендации, еще эти же фирмы рекомендуют им не экономить на собственной безопасности и ставить все четыре новые шины. Кстати, рекомендация касается всех видов транспортных средств: заднеприводных, переднеприводных, полноприводных машин и внедорожников.

    Указанные рекомендации не гарантируют, что установка новых шин на заднюю ось является гарантией абсолютной безопасности на дороге. Они лишь минимизируют рядовые риски, возникающие у обычного потребителя.

    Следует также помнить, что передние шины задействованы на 75% при торможении и на 100% — в управлении. Если шины пришли в полную негодность, их просто нужно выбросить, а не рассуждать, куда их следует ставить.

    Большинство производителей рекомендует проводить плановую ротацию шин на машине по специальной схеме, но не все автовладельцы ее соблюдают. В таком случае, возникает ситуация — на машинах с передним приводом — когда шины на передней оси износятся быстрее. В таком случае рекомендуется ротация более свежих задних шин вперед, а комплект новых установить назад. Еще раз упомянем, что единственным смыслом операции установки только двух новых шин — экономия средств.

    Кстати, если ставится только одна новая шина, то ее следует укомплектовать с самой свежей из трех оставшихся, и также поставить эту пару назад. Также рекомендуется ставить назад и радиальные шины — если в комплекте есть две радиальные и две диагональные шины.

    Использованы рекомендации фирм Michelin и GoodYear

    Какая резина лучше для автомобиля: шипованная или липучка

    Каждую зиму автолюбителям приходится переобувать автомобиль в зимнюю резину, так как летние шины твердеют на холоде, теряют сцепление с дорогой, ухудшают управляемость авто и создают риск аварий. Чтобы обеспечить высокую проходимость машины и надежный контроль руля, существуют зимние покрышки. Изначально они создаются из особой мягкой резиново-каучуковой смеси, которая на морозе не твердеет.

    Для зимних условий существуют два вида автошин – шипованные зимние и всесезонные фрикционные («липучка»). Оба типа имеют существенные технические и эксплуатационные различия, а также свои преимущества и недостатки. Какие покрышки подойдут для вашего автомобиля?

    Преимущества и недостатки шипованных автопокрышек

    Шипованная зимняя резина («шиповка») – это шина из мягкой, не дубеющей на морозе резино-каучуковой смеси, с поперечно-диагональным протектором глубиной до 5-7 мм и вплавленными в него через определенные промежутки металлическими или металлокерамическими шипами-гвоздиками высотой до 0.5 мм.

    Задача шипов – улучшение сцепки колеса с укатанным на дороге снегом или наледью (вгрызаются в лед), а большое число канавок протектора обеспечивает легкое самоочищение резины от снега. Кроме того, в слабый мороз на мокрой дороге, где на поверхности образуется водяная пленка, шипы также улучшают сцепление с покрытием.

    Шины этого типа по-разному ведут себя на сухом и мокром асфальте, на заснеженном или обледенелом покрытии.

    Шиповка на чистом асфальте

    • на сухом асфальте шипы теряют свои преимущества и ухудшают сцепку с покрытием (тормозной путь увеличивается на 25-30% при скорости от 70 км/ч);
    • на мокром асфальте ухудшается управляемость авто (меньше зона контакта), и приходится сбрасывать скорость;
    • увеличивается расход топлива (высокий протектор +мягкая резина);
    • увеличивается вибрация рулевого колеса и шумность движения;
    • шипы быстро стираются, изнашиваются, выпадают, и покрышку нужно менять (3-5 сезонов эксплуатации).

    Шиповки на зимней трассе

    • на снегу, наледи и подтаявшей дороге шипы обеспечивают лучшую сцепку с покрытием и лучшую управляемость при маневрах, сокращение тормозного пути;
    • в глубоком снегу на бездорожье машина не снижает проходимости;
    • на льду или снегу в сильный мороз (до -25-40С) шипы не способны пробивать наст и не дают никаких преимуществ.

    Важно! Не вся шипованная резина ведет себя в экстремальных условиях одинаково. Например, некоторые модели покрышек малоизвестных китайских производителей при торможении могут показать тормозной путь, который будет вдвое длиннее, чем у шин проверенных брендов.

    Преимущества и недостатки липучки

    Фрикционная зимняя резина («липучка») – это осенне-зимний тип покрышек из жестко-мягкой резины со сложным рисунком протектора без шипов. Сцепление с зимней дорогой любого типа (утрамбованный снег и наледь, снежно-ледяную кашу и влажный асфальт) обеспечивается за счет особого состава резиновой смеси – внутри твердой, а снаружи мягкой, которая «размягчается» в сильные холода и «лепится» к покрытию, но твердеет в оттепель.

    Хорошо продуманная конструкция и геометрия протектора «липучки» («заточенные» в одну сторону мелкие ламели) обеспечивает «прилипание» колеса к дорожному покрытию, надежный контроль над автомобилем на дороге, самоочищение от снега и отведение излишков влаги. Отсутствие же шипов имеет свои преимущества и недостатки, влияющие на поведение покрышки при разных состояниях дорожного покрытия.

    Липучка на чистом асфальте

    • полное сцепление с дорожным покрытием позволяет хорошо контролировать руль (нет вибрации) и совершать маневры, почти не снижая скорости;
    • расход топлива практически такой же, как и у летних шин;
    • покрышки практически не шумят;
    • резина имеет минимальный износ (срок эксплуатации превышает 6-7 сезонов).

    Полностью сухой асфальт нежелателен для этого типа покрышек: резина нагревается и «плывет», снижая управляемость машины при высоких скоростях и маневрах. Идеальное покрытие для «липучки» — мокрый асфальт или снежно-ледяная крошка .

    «Липучка» на зимней дороге

    • машина теряет сцепку с покрытием и управляемость на наледи, укатанном снегу;
    • увеличивается тормозной путь;
    • существенно снижается проходимость.

    На таких покрышках категорически не рекомендована езда по подтаявшему снегу с образовавшейся на поверхности водяной пленкой. Но покрышки неплохо чувствуют себя на укатанной заснеженной грунтовке.

    «Шиповка» или «липучка»?

    Какой же тип покрышек выбрать для автомобиля? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, но специалисты рекомендуют для сравнения использовать один из важных критериев безопасности при зимнем вождении – тормозной путь авто на дорожных покрытиях в разном состоянии.

    После серии проведенных тестов с шипованной и фрикционной резиной, неизменно получаются следующие результаты:

    • При торможении на льду «шиповки» ведут себя намного надежнее, и сокращают тормозной путь авто на 50-60% — до 3-5 метров (но только качественные модели).
    • При торможении на снегу шипованные шины также тормозят лучше, но только при большой скорости авто (тормозной путь меньше на 6-10 метров). При торможении на скорости до 50 км/час разница в длинах тормозного пути составляет не более 1 метра, а при 25 км/ч – вообще отсутствует.
    • При торможении на асфальте чуть лучшие результаты показывают «липучки» — тормозной путь у них на 1-3 метра короче.

    Естественно, следует учитывать индивидуальные особенности и характеристики конкретных моделей покрышек, так как даже шины одного типа имеют существенные эксплуатационные различия.

    На основания вышесказанного, можно точно сформулировать ответ на вопрос: какие шины лучше, и на чем остановиться при выборе?

    Фрикционные покрышки всесезонны, хорошо сцепляются с дорогой, почти бесшумны, обеспечивают экономию топлива и не разрушают дорожные покрытия. Они оптимально эффективны для нехолодной зимы с малым количеством снега и льда, частыми оттепелями, что характерно для западных и южных регионов России, а также хороши, если вы перемещаетесь только в пределах большого города, где снега выпадает мало, а дорожные службы регулярно чистят трассы. Для сухо асфальта они не очень годятся, а для гололеда и глубокого снега вообще не подходят.

    Шиповки обеспечивают качественную сцепку с заснеженными или обледеневшими дорожными покрытиями, дают короткий тормозной путь, быстрый набор скорости и высокую маневренность на скользком асфальте. Они рассчитаны на суровые и морозные зимы с большим количеством осадков и частыми гололедами, образованием снежно-ледяной каши или глубокими заносами. В России использовать такие покрышки рекомендуется на севере и востоке страны, в маленьких населенных пунктах, где дороги не чистят, а также за городом и на бездорожье. Но на чистом асфальте и мокрой трассе их лучше не использовать.

    Шипы или «липучка»? Проверили на треке

    Готовь сани летом.

    Мне всегда было интересно попробовать, чем же отличаются ощущения от езды на шипованной резине и «липучке». Бывалые однозначно рекомендовали покупать шипованную. При этом знакомые периодически жаловались, что от шипов лишний шум, вдобавок они вылетают, и в Москве особого смысла в такой резине нет. Дороги чистят, средняя скорость движения из-за постоянных пробок на уровне 30 км/ч.

    Всё так, но прошлой зимой после обильных снегопадов я задумался: а может всё-таки перейти на шипы? Тогда из-за снежных завалов во дворе попытка выбраться на заднем приводе превращалась в развлечение «а ну-ка вытолкай машину из сугроба».

    По случаю нас пригласили на презентацию новых зимних шин Continental, где предложили сравнить ощущения. Для тестирования выбрали интересную площадку Jaguar Land Rover Experience: там и внедорожная трасса, и трек, и полигон со змейкой.

    Нам прочитали целую подробную лекцию о шинах, где рассказали о климатических изменениях и особенностях разных стран. Напомнили, что эксплуатация шипованной резины разрешена далеко не во всех европейских странах. Полезное замечание, а то так отправишься зимой на каникулы в Европу, а там встретит местный гаишник и радостно оштрафует.

    Когда мы опубликовали пост в нашем красном Instagram, то получили ироничные комментарии типа «кек, кто ж на сухом асфальте тестирует». Но такие мероприятия планируются заранее, а с капризами нашей погоды возможно всякое. Вот и первого ноября на дворе была плюсовая температура.

    Читать еще:  Съемник рулевых тяг классика

    Тестировали мы шипованные Continental IceContact 2 и фрикционные шины Continental VikingContact 7. Для ознакомления предложили покататься на Jaguar XE и XF, причём на XE стояла «липучка», а на XF — шипованная резина. Испытание было на скорость: вначале проезжаем тестовый круг, минуя препятствия, оттормаживая до упора, проходя повороты, почти срывая машину в занос. А потом тот же круг, но уже на время. Затем пересаживаешься во вторую машину, и всё повторяется. На это уходит минут 10, на улице, как я уже сказал, тепло и только лужи на асфальте создают хоть какое-то ощущение непогоды.

    Шипы оказались ожидаемо более шумными, особой разницы в управляемости я не почувствовал: тормозить легко, машина останавливается там, где хочешь. Где ещё получится так хорошо сравнить ощущения, как не на полигоне?

    По итогам заездов выяснилось, что все участники заездов показали лучшее время на шинах-липучках. Но при такой погоде было бы странно увидеть иные результаты.

    Но и это ещё не всё. На презентацию привезли новые шины Continental IceContact 2 RS с резиновыми шипами вместо алюминиевых. Обещают, что резиновый шип по всем параметрам лучше: не такой шумный, меньше вредит асфальту, ну и надёжнее зафиксирован. Короче говоря, не вылетает.

    По ощущениям, резиновые шипы определённо тише алюминиевых собратьев, ну а дальше уже надо тестировать по всей программе и ждать наступления зимы. По крайней мере, меня такие шины заинтересовали. Ведь если взяли всё лучшее из мира фрикционных и шипованных шин, тогда выбор в будущем очевиден.

    Пока что это новинка, появятся новые шины в продаже только к будущей зиме 20-21 годов, так что впереди ещё много времени для принятия решения. А для меня вопрос, что же выбрать, всё так же остаётся открытым. Уж очень хочется покататься в зимних условиях на одинаковых машинах с разными шинами и понять, нужны ли шипы или липучка по-прежнему рулит.

    P. S. Во время скоростных заездов наш Сергей Кондратьев занял почётное второе место, с чем мы его и поздравляем!

    Сравним и узнаем, какая резина лучше – шипованная или липучка

    1. Липучка
    2. Шипованная резина
    3. Разновидности моделей с шипами
    4. Заключение

    Довольно часто можно услышать споры о том, какая зимняя резина лучше: шипованная или липучка. Многие автомобилисты убеждены, что ошипованные модели отлично показывают себя на снегу, но плохи на чистом асфальте. Что же касается езды только в городе – необходима липучка. Что из этого правда, а что миф, разберемся.

    Липучка

    Липучка – она же всесезонка представляет собой зимние покрышки без шипов. На самом деле слово «липучка» – является рекламным ходом. Это фрикционные покрышки.

    Характерное отличие липучки от оппонента данного спора протекторный рисунок и различный состав самой резины.

    Шины-липучки — отличный вариант для зимы

    Чтобы создать безупречное сцепление с дорогой и хорошую управляемость автомобиля, производители нешипованной резины берут в качестве основы эластичный, мягкий и в то же время умеренно жесткий каучук.

    Покрышки подобного плана неплохо ведут себя в условиях снегопада, слякоти и дождя. В протекторном рисунке моделей данного типа существует множество глубоких ламелей. Основная их задача – отведение снега, воды, мелких кусков льда и грязи из-под пятна покрышки. Таким нехитрым способом увеличивается эффект прилипания резины к дороге.

    Модели указанного типа совсем немного уступают шипованным в условиях обледенелой дороги. На заснеженном покрытии шипы не играют никакую роль, так как вся нагрузка идет на протектор. В таких условиях фрикционные колёса имеют преимущество.

    В споре, какая резина лучше – шипованная или липучка, есть еще один момент. Фрикционные покрышки многими обозначаются, как модели, которые подходят автомобилистам южных регионов. Это не так. Липучки бывают двух видов:

    • арктические – больше подойдут для холодных регионов.
    • европейские — созданы для регионов с мягкой зимой и не существенным морозом.

    Липучка от Мишлен

    • сохранение относительной мягкости в мороз;
    • отличное сцепление на мокром асфальте;
    • отсутствие шума
    • длительный срок эксплуатации;
    • сохранность дорожного полотна.

    • длинный тормозной путь на насте и по льду;
    • снижение управляемости на обледенелом покрытии;
    • уменьшенная проходимость по глубокому снегу.

    Липучка неплоха на мокром снегу

    На сегодняшний день фрикционные колёса делаются из очень качественной резины, поэтому отзывы на эти колёса в основном положительные.

    Шипованная резина

    Она разработана специально для использования в холодные месяцы года. Зимние шипованные покрышки достаточно сложно устроены. Они состоят из:

    • протектора;
    • базы, которая соединяет протектор с внутренними слоями покрышки;
    • корда;
    • прокладок, которые располагаются между стальным кордом;
    • бортов шины;
    • и шипов.

    Последние располагаются в углублениях резины.

    Шипованная резина обеспечит хорошее сцепление с дорогой

    Разновидности моделей с шипами

    Рассматриваемые покрышки имеют различные рисунки протектора, а также шипы разных размеров, с отличающимся расположением и количество металлических эелемнтов. Шипы на таких покрышках могут быть двух видов.

    Круглые. Считаются самыми распространенными. Почти все бюджетные покрышки оснащаются круглыми шипами. Но, они довольно непрактичны. Имеют свойство быстро вылетать и обеспечивают плохое сцепление с асфальтом.

    Резина с круглыми шипами

    Овальные – это улучшенные элементы, которые намного надежнее цепляются за дорожную поверхность. Автомобиль, оборудованный зимней резиной с овальными шипами, редко уходит в занос. Овальной формы детали стоят дороже.

    При этом категорически не рекомендуется устанавливать одновременно и овальные, и круглые шипы на одну покрышку. Это может привести к снижению эффективности во время торможения автомобиля.

    Трёхгранные. Отличается от предыдущих моделей не только формой, но и характеристиками. Под каждым шипом расположены мягкие резиновые прослойки. Когда температура на улице достигает выше +7 градусов, элемент автоматически прячется внутрь резины и выскакивает только тогда, когда температура вновь упадет.

    Резина с трёхгранными шипами

    • имеют безупречное сцепление с дорогой во время гололёда;
    • обеспечивают максимально короткий тормозной путь авто;
    • характеризуются хорошей проходимостью по заснеженной местности.

    • очень шумные, особенно на голом асфальте;
    • сцепление с мокрой дорогой оставляет желать лучшего;
    • при использовании колёс с шипами создаются дополнительные вибрации на руль;
    • срок службы меньше, чем у аналогичных моделей без шипов;
    • при езде по обычному асфальту шипы быстро стираются, особенно если обута дешёвая модель.

    Трехгранный шип вблизи

    Заключение

    Решая, какая зимняя резина лучше – шипованная или липучка, критерием для оценки выбирайте климатические условия собственного региона.

    Шипы будут отличным вариантов для автомобилистов, проживающих в северных регионах страны в небольшом городке или деревне. Там выпадает много снега и проезд часто затруднён. Липучку стоит покупать, если вы – житель юга или крупного города. В таких условиях гололёд – явление редкое, а, значит, нужды в шипах нет.

    А вы лично сравнивали управляемость авто с той или иной резиной в разных погодных условиях?

    Что лучше: шипы или липучка на передний привод

    По данным опросов, больше половины российских автомобилистов предпочитают использовать зимой шипованную резину. Еще четверть использует липучки. Остальные или ездят на всесезонке, или вовсе не уделяют особого внимания шинам и катают на чем придется.

    У любых покрышек есть свои плюсы и минусы, которые в конкретной ситуации могут иметь решающее значение, или вовсе не влиять на комфорт и безопасность вождения. Дорожные условия, качество трассы, ее загруженность, климат, сильно влияют на выбор покрышек. Имеет значение и тип привода. Выяснить, что лучше на передний привод, шипы или липучки, поможет разбор плюсов и минусов этих видов резины.

    Плюсы и минусы шипованной резины на переднеприводном авто

    В автомобиле с передним приводом ведущая ось всегда пребывает под одинаковой нагрузкой, создаваемой мотором, трансмиссией, прочим оборудованием. Этот фактор способствует лучшему проявлению одновременно и плюсов, и минусов шипованных колес.

    Плюсы шипов

    • Зацеп с асфальтом в гололед. На ровной дороге, покрытой ледяной коркой, шипы размалывают ее, обеспечивая лучший контакт резины с твердой поверхностью. Благодаря стабильно нагруженной оси, на переднем приводе этот эффект усиливается.
    • Уменьшение тормозного пути на скользкой поверхности. Вгрызаясь в ледяную или снежную корку, шипы оказывают сопротивление скольжению, сокращая тем самым время до полной остановки.
    • Управляемость в поворотах. На авто с передним приводом можно поддать газу при намеке на занос, тем самым выводя его из опасной ситуации. Шипы даже при пробуксовке выступают как абразивный элемент, разрушая гладкую ледяную поверхность.

    Минусы шипов

    • Шумность. При езде по ровной твердой поверхности шипы создают лишний шум. Помимо того, что он может нервировать, звук способен маскировать другие шумы, тем самым препятствуя своевременному выявлению каких-то неполадок.
    • Асфальт убивает шиповку. При езде по трассе, очищенной от снега и льда с помощью реагентов и естественных факторов (таяние, испарение), шиповка сильно шумит и быстрее изнашивается. Шипы вылетают, теряются, тем самым лишая покрышки их изначальных достоинств.
    • Увеличение тормозного пути на сухой трассе. При передвижении по чистой ровной дороге твердые шипы уменьшают силу зацепа. Поэтому на хорошей дороге без снега и льда машина на шипах тормозит хуже.
    • Шипы бесполезны на толстом снеге. На нерасчищенной заснеженной дороге толку от шипов практически нет, так как они не могут зацепиться за твердое покрытие. Машина пробуксовывает, разгребая снег, протектор «замыливается», зацеп шипованных колес ухудшается, как и у нешипованных.

    Плюсы и минусы шин-липучек на переднем приводе

    Липучки сейчас принципиально отличаются от шиповки только отсутствием этих самых шипов. Порой похожий рисунок имеют колеса разных типов (шип и липучка), так что о какой-то уникальности протектора липучек сейчас нельзя.

    Плюсы липучек

    • Зацеп на очищенном асфальте. На чистой ровной дороге липучки максимально контактируют с покрытием, как бы прилипая к нему, за что и получили свое прозвище. В городских условиях такие покрышки ведут себя зимой подобно летней резине в теплый сезон.
    • Срок службы. В городе, на расчищенном асфальте, шины-липучки меньше изнашиваются, так как у них нет твердых элементов в лице шипов, помимо склонности к потере, также разрушающих резину в месте посадки.
    • Поведение на мокром снегу. Двигаясь по мокрому снегу небольшой толщины, липучка продавливает себе путь, создавая на нем оттиск своего протектора. На переднем приводе этот эффект усиливается за счет постоянной нагрузки на колеса.
    • Бесшумность. Нет шипов – нет и шума, издаваемого ими на твердых поверхностях. Комфорт вождения сравнивается с таковым на летней резине.

    Минусы липучек

    • Поведение на льду. Дорога, покрытая ледяной коркой, легко «теряется», зацеп исчезает, так как колесам не хватает твердых вкраплений, улучшающих контакт со льдом. В скоростном заносе подгазовка может не помочь: колеса будут вращаться, а машина дальше пойдет боком, так как нечем зацепиться за лед.
    • Тормозной путь на снеге и льду. Резина-липучка в ходе торможения склонна скользить, идти юзом, отсутствие дополнительных точек трения в виде шипов увеличивает тормозной путь.
    • Худший старт на скользкой дороге. Трогаясь с места на скользкой поверхности, риск того, что колеса без шипов уйдут в пробуксовку, выше. Липучке просто нечем размолоть ледяной слой, чтобы прогрызть его до асфальта.

    Проанализировав плюсы и минусы, можно прийти к выводу, что на переднеприводном авто резина с шипами лучше ведет себя на заснеженной и покрытой льдом дороге. На чистой трассе, даже промерзшей, больше плюсов проявляется у липучек.

    Шипы нужны в условиях северных регионов, а также при езде по загородным и мало нагруженным трассам, которые часто не чистят своевременно. В мегаполисе, где дороги быстро расчищают и поливают реагентами, необходимость в шипах минимальна. То же самое касается оживленных междугородних трасс, где снег и лед почти никогда не задерживаются.

    Современные системы контроля и безопасности, вроде ABS, стабилизации, защиты от заноса, позволяют с комфортом использовать авто на переднем приводе в городе, обходясь без шипов. Они становятся бесполезны, а порой и вредны. Именно поэтому (а не из-за ускоренного износа асфальта) в некоторых странах ЕС резина на шипах запрещена.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector