Camgora.ru

Автомобильный журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рывковый трос и его отличие от буксировочного

Рывковый трос и его отличие от буксировочного

Не редко автомобилистам приходится застревать на своей машине в непролазной грязи. Часто им в такой ситуации приходится пользоваться помощью других автомобилистов, а если конкретнее, просить у них рывковый трос. Поскольку такие тросы и стропы не такие, как буксирные, то имеет смысл разобраться, в чем их различия: рывковые тросы способны как сжиматься, так и растягиваться с большой силой. Что, надо сказать, не только хорошо, но и плохо. Таким тросом можно вытащить автомашину из глубокой ямы, но если он будет использован без надлежащей подготовки, то большого толку от него будет.

Рывковый трос

Динамический трос в процессе растяжении скапливает энергию доходящую в какой-то момент до очень критического состояния и потом резко сжимается. В этом, как раз, и кроется вся сложность его использования. Если же как следует определить момент сжатия и своевременно остановить буксировочную машину, то попавшая в засаду автомашина освободится. Теоретически все вроде бы просто, но без практики сделать все правильно сложнее. Одни торопятся тормозить или напротив опаздывают. Если авто затормозит раньше времени, то силы, которая накапливается за период растяжения, будет не совсем достаточно. Но случается и наоборот. Если рывковый трос растягивается очень сильно, то первый автомобиль дергает назад. Но если он растянут слишком резко, тогда рывок будет до такой степени мощным, что даже буксирная проушина может оторваться.

Дабы вытащить авто из плена, динамический трос должен использоваться правильно. Вначале спасаемый автомобиль надо раскачать, при этом немного подергивая рывковым тросом. В центре стропы рекомендуется повесить в качестве тросогасителя какой-нибудь груз. Если все будет сделано правильно, то можно легко извлечь из грязи застрявшее транспортное средство.

Можно использовать рывковый трос вместо буксировочного, если ничего другого подходящего под рукой не окажется. Хотя это будет не очень просто. Материал, из которого сделаны динамические тросы перетирается о твердое покрытие. Важно, чтобы в процессе использования рывковый трос не провисал. Для этого надо следить за сцепкой и сильно тормозить. Не следует опасаться резких рывков, поскольку такой трос растягивается. Динамические тросы бывают, как правило, длинные, порядка 6 метров. Длина такого троса сильно сказывается на разгоне «спасателя». Да и застрявшее авто не сможет догнать спасающий его автомобиль.

Буксировочный трос

Такой трос – весьма нужное приспособление если машина поломалась, при ДТП или если авто просто где-то застряло и не способно ехать самостоятельно. Однако не всегда такому тросу дают достойную оценку, а ведь он надежен и безопасен при буксировке.

При его выборе должна в расчет браться его длина и выдерживание разрывной нагрузки.

Длина троса для буксировки очень важна, ибо от этого зависит маневренность автомашины и не позволяет столкнуться с машиной, которая буксирует. Трос, по длине, должен быть оптимальным.

Нагрузка на него не должна быть слишком большой, поскольку от перенапряжения он может повредиться или вовсе разорваться.

При изготовлении буксировочных тросов используются стальные канаты из синтетики или текстиля. Чтобы такой прицепить к автомашине, его оснащают крюками.

Трос крепится к проушине. Но если ни крюков ни проушин нет, то буксировка крепится кузовным элементам. Сам же канат следует крепить по диагонали. На авто, которое буксирует сзади, с правой стороны, а на тот, который буксируется – спереди слева. Данный способ позволяет предотвратить рывки при начале движения.

Движение должно начинаться плавно.

Важно выполнять некоторые ПДД при буксировке транспортного средства:

1. Если на машине не работает руль, а её саму транспортируют, то буксировать такой автомобиль нельзя.

2. Запрещено буксировать две и более машины.

3. Нельзя буксировать автотранспорт с неработающими тормозами.

4. Категорически нельзя буксировать мототехнику без колясок.

5. Не рекомендуется буксировать по скользкой дороге на гибкой сцепке.

буксировочный трос от динамического отличается следующими показателями:

— Рывковый трос тянется, а у буксировочного этого нет.

— Первым можно вытащить автомобиль из грязи, а вторым буксировать только поломанный автомобиль.

— тросы, конечно, не по назначению использовать можно, но это чревато некоторыми сложностями.

— Буксировочные тросы иметь должны средний размер, а динамические обязательно должны быть длинными.

Как заплести стальной трос?

Как заплести стальной трос? Петля из троса

Заплетаем стальной трос по понятному алгоритму

Прочность канатов зависит от способа их плетения. Стальные тросы – не исключение. Как же их плетут так, чтобы они не рвались при постоянной тяжёлой нагрузке? Попробуем разобраться.

Разновидности стальных тросов – что между ними общего и какие отличия

Для того, чтобы понять почему нужны разные канаты из стали, нужно знать где их применяют. В зависимости от назначения, тросы делают из обычной или нержавеющей стали.

Сферы применения стальных тросов

Где бы они ни применялись, чаще всего их используют в составе сложных механизмов, справляющихся с тяжёлой механической нагрузкой.

Эти механизмы бывают нужны:

  1. На водном транспорте.
  2. На строительных объектах (зданий, мостов).
  3. На горнодобывающих предприятиях.
  4. В машиностроении.
  5. На кораблестроительных верфях.
  6. В космической отрасли.
  7. В военно-промышленном комплексе.
  8. При добыче нефти и газа.
  9. На воздушных и подводных судах.

Можно долго перечислять, ведь значимость металлических канатов не ограничивается десятком отраслей.

Что такое стальной канат?

По своей структуре, трос из стали – это прочное, но гнущееся натяжное изделие в виде длинного, сложно сплетённого пучка, состоящего из множества стальных нитей, расположенных вокруг жёсткого каркаса – сердечника.

Стальная проволока, из которой сплетают пучки, часто покрыта цинком или алюминием. Такой трос устойчив к коррозии.

Чтобы трос стал прочнее – не деформировался в поперечной плоскости из-за гибкости стальных нитей – в центре проходит сердечник, выполняющий роль скелета, на который нанизывают сложные сплетения проволочных пучков.

По сырью, из которого изготовлены сердечники, они бывают:

  • органическими;
  • синтетическими;
  • натуральными;
  • металлическими, в том числе и оцинкованными.

Сердечник придаёт канату не только прочность, но и гибкость. Он повышает структурную устойчивость, износостойкость, понижает конструктивные удлинения при растяжении канатов.

Металлический сердечник увеличивает сопротивление каната действию высоких температур, при работе в условиях с жарким климатом или в горячих цехах на производстве.

Для изготовления органических сердечников используют натуральные или синтетические материалы:

  • хлопчатобумажные нити;
  • полиэтилен;
  • капрон и другие.

Там, где канаты используют в условиях повышенной влажности, целесообразно применять те, в плетении которых присутствуют органические сердечники.

Для усиления прочности, в ходе изготовления стальных тросов, в их структуру добавляют расплавленный пластик. Повышается антикоррозийная устойчивость и срок службы изделий.

«Новое производство: на БМК начали выпуск импортозамещающих стальных канатов».

Классификация стальных тросов

  • тип конструкции;
  • тип поперечного сечения проволоки;
  • тип, способ и направление деталей свивки;
  • материал сердечника;
  • степень уравновешенности и крутимости;
  • максимальный уровень прочности;
  • механические свойства проволоки;
  • назначение.

Главное, что действительно отличает все стальные канаты между собой и важно для правильного выбора при покупке – конструктивная особенность. Она определяется количеством сплетённых «косичек» и способом их заплетания.

«Как они это делают? Тросы подвесных мостов».

Проволочные канаты идентифицируются в основном по конструкции. Количество прядей и геометрическое расположение проволок внутри прядей составляют конструкцию проволочного каната.

Этот признак делит металлические тросы на 3 главных вида:

Одинарного плетения.

Образованы спиралеобразным скручиванием стальных нитей одного сечения, расположенных 1-им — 4-мя слоями. Закрытые тросы этого плетения покрываются фасонной проволокой.

Двойного плетения.

Стальные тросы с двойным скручиванием тонких одиночных металлических нитей вокруг одного каркаса, в 1-2 слоя.

Тройного плетения.

Их также называют «стренди» и плетут из нескольких канатов – чаще двойной свивки – с разным или одинаковым сечением.

Каждый, из вышеперечисленных типов, обладает уникальными характеристиками, которые необходимо учитывать при выборе каната для определённой работы. Выбор конкретной геометрической конструкции зависит от вредных повреждающих факторов, присутствующих на месте использования изделия.

Гибкость имеет важное значение для длительности службы каната по назначению.

По степени выраженности этого свойства различают тросы:

Высоко гибкие.

Повышенная гибкость обеспечивается большим количеством проволочных прядей, намотанных на сердечник. Каждая прядь имеет минимум 24 стальные нити. В сумме их бывает до 144.

Стандартные.

Число прядей меньше – до 12 стальных нитей на один сердечник. В сумме – до 72.

С низкой гибкостью.

Содержат только 42 стальные нити.

Направление плетения прядей, состоящих из стальных нитей, также имеет значение. Оно придаёт большую прочность и устойчивость конструкции изделия.

По этому признаку – параметрам сплетения – стальные канаты делятся на разновидности:

С крестовой свивкой.

Сплетение троса происходит в разном (противоположном) направлении свивки стальных нитей и пучков.

С односторонней свивкой.

Нити и пучки сплетены в одном направлении.

С тройной свивкой.

Сплетение похоже на крестовое – пучки и стальные нити сплетают противоположно друг другу.

С комбинированной свивкой.

Одновременное право-направленное и лево-направленное заплетание стальных нитей.

Кроме того, канаты имеют способность крутиться. По этому качеству различают малокрутящиеся и крутящиеся.

Алгоритм правильного плетения стального каната

Сначала нужно запастись нужными инструментами.

  • плоскогубцы;
  • отвертка;
  • ножницы по металлу;
  • кусачки;
  • перчатки;
  • проволока.

Когда всё готово, можно приступить к выполнению задачи, по предложенному алгоритму:

  1. Обрубить концы в месте повреждения. Если на разрезе видны неровности, изломы, сгибы, каждый пучок каната расплетают и ровно отрезают дефекты с прядей ножницами или кусачками, пока не исчезнут все повреждения.
  2. Разделить канат на пряди, отступив на 0,5 метра от обрубленного конца.
  3. От не расплетённого края, двумя прядями отмерить длину, которая равна диаметру петли, необходимой для связки. Добавить запасную длину, рассчитанную на то, что при плетении петля получается меньше, чем нужно. Завернуть пряди в петлю.
  4. Открутить 1 конец пряди и спрятать его конец в сплетение пучков. 2-ой конец пряди обмотать в противоположном направлении. 3 образовавшихся пучка сплести в «косичку», вплетая их один, за другим.
  5. Накрутить 3-ю прядь на «косичку». Вплести в «косичку» петлю. Вновь накрутить на «косичку» 3-ю прядь.

Всё выполнить поочерёдно, в соответствии с алгоритмом. Прядки вплести аккуратно и точно так, как в предыдущем действии. Каждый предыдущий ряд идёт навстречу следующему.

6. Спрятать концы пучков в «косу». Последние 2 прядки засунуть внутрь пассатижами или отвёрткой.

7. Получившуюся «косичку», затянуть хомутами в 2-ух–3-ёх местах. Хомуты делают из кусков стальной проволоки. Их наматывают на канат плотными кольцами, которые тугим закручиванием фиксируют с помощью плоскогубцев. Концы проволоки загибают и прячут в «косичке».

8. Обмотать «косичку» изолентой – для скрепления концов и безопасной эксплуатации каната.

«Реставрационное плетение большого троса – кабельного соединения для гондольного парохода (англоязычное видео с понятными, ясными действиями)».

  • для повышения крепости троса, в канат вплетают дополнительную проволоку;
  • чтобы увеличить надёжность скрепления в реставрируемом участке, в процессе ремонта нужно уложить пряди симметрично, немного придавливая их;
  • для упрочнения конструкции, периодически нужно с силой сжимать сплетаемый участок.

Завязываем петлю из стального троса

Для некоторых работ нужны тросы с прочной петлёй на конце. Стальные канаты сложно завязать в такой узел, который выдержит большие нагрузки, как например при необходимости:

  • отбуксировать сломанную или застрявшую машину;
  • поднять груз на верхние этажи или крышу;
  • спустить груз с высоты.

Петля на конце троса решит все эти проблемы.

Алгоритм плетения петли

  1. С помощью болгарки отрезают концы каната. Если болгарки нет, то можно просто обрубить трос острым концом молотка или топором.
  2. Расплетают 60–80 см. от конца каната. Отвёрткой разделяют пучки на 3-4 прядки.
  3. Сматывают пряди между собой.
  4. Формируют петлю 10-ти сантиметров в диаметре.
  5. Конец с 4-мя прядями сгибают в сторону той части троса, которую разместили в бороздку главной части каната.
  6. Накручивают на черенок каждую свободную прядь. Делают это поочерёдно. Повторяющимися действиями вплетают пряди в петлю.
  7. Накладывают концы пучков друг на друга так, чтобы они ложились поочерёдно.
  8. Оставшиеся 2 пряди, отверткой засовывают между прядями петли. На этот участок накладывают специальные металлические трубки или изоленту для того, чтобы обезопасить использование троса.

«Плетение троса в петлю в тисках (начало)».

«Плетение троса в петлю в тисках (продолжение)».

Чтобы соорудить на стальном канате огон, нужно наложить временную прочную марку на небольшом расстоянии от конца. Концы прядей также закрепляют марками. Затем расплетают концы троса.

Сформированную из троса петлю, кладут на жёсткую поверхность. Поочерёдно пробивают несколько прядей. Первая пробивка делает огон надёжным. Поэтому её нужно делать особенно тщательно.

Будем рады, если помогли вам с ремонтом троса и завязыванием на нём петли. Немного усердия, усилий и труда облегчат вам рабочий процесс в будущем. А навыки приобретаются с опытом.

«Плетение стропы в петлю».


Тяни-толкай. Выбор буксировочного троса

Буксировочный трос, он же верёвка или шкворка — непременный атрибут аварийного набора автомобилиста. Открытый люк, глубокий сугроб, внезапно кончившееся топливо — всё это поводы проверить на прочность и трос, и водительскую взаимовыручку. При этом с завода машины тросом не оснащают, а значит, покупать его нужно самостоятельно. Посмотрим, что есть в магазинах, и по каким критериям делать выбор.

Материал троса

Ассортимент буксировочных тросов велик: в продаже есть как металлические тросы, так и изделия из синтетических тканей: нейлона, капрона, полиамида, полипропилена, полиэфира, полиэтилена. Последние являются наиболее распространёнными, поскольку пользоваться ими просто и безопасно. А вот стальные тросы требуют особого подхода.

Кажущийся вечным металлический трос на деле не переносит динамических нагрузок, поскольку не способен растягиваться. При резком выдёргивании застрявшей машины стальные тросы часто рвутся, повреждая автомобили и травмируя людей. Поэтому железные тросы должны применяться только при постоянной тяговой нагрузке, без рывков — например, в лебёдках. Если же вы буксируете машину с помощью стального троса, делайте это максимально плавно.

С мягкими синтетическими тросами все проще: они эластичные, лёгкие, не ржавеют. Если матерчатый трос правильно подобран под вес автомобиля, то прослужит он долго.

Прочность на разрыв (нагрузка)

Тоннаж, указанный на тросе, обозначает отнюдь не допустимую массу машины, как многие считают. Это заявленная нагрузка троса — рабочая или минимальная разрывная (разные производители используют разные подходы к маркировке). Поэтому принцип выбора прост: заявленное количество тонн на тросе должно превышать массу машины минимум вдвое. Легковым автомобилям нужен трос на 2,5–4 т. Внедорожникам — от 5 тонн и выше.

Как правило, чем прочнее трос, тем он толще и дороже. С ростом сечения гибкость троса уменьшается, а занимаемый им объём увеличивается. Поэтому нужен разумный баланс: легковой машине совсем не требуется грузовой трос на 15 тонн, хранить который будет проблематично, а пользоваться — неудобно.

Форм-фактор. Канат или стропа

Буксировочные тросы бывают двух типов: строп-ленты и канаты. Стропа — это ленточный трос с плоским сечением, который можно смотать в рулон, сэкономив место в багажнике. Канат — это трос с круглым сечением, сплетённый косичкой; места он занимает заметно больше, требуя отдельной сумки для хранения.

Слабое место стропы — прострочка петель. Если петли каната, как правило, выполнены плетением, то у стропы их образуют подвёрнутые концы, сшитые нитью. У дешёвых строп качество прострочки часто хромает — при нагрузке нить разрывается, вынуждая вручную вязать узлы вокруг креплений.

Считается, что стропа больше подходит для буксировки, а канат — для выдёргивания, поскольку его плетение прочнее и эластичнее, и лучше выдерживает рывки. Но всё не так однозначно: существуют и специальные динамические строп-ленты, предназначенные для бездорожья.

Динамический трос

Эластичный рывковый трос, он же динамический («динамка») — трос, аккумулирующий кинетическую энергию. Его стихия — эффективное выдёргивание застрявшей машины, что требует особой техники применения. Если обычный трос нужно натягивать плавно, чтобы не порвать его и не вырвать буксировочные проушины машин, то с «динамкой» всё наоборот — нужен сильный рывок, чтобы добиться успеха. Сперва динамический трос заметно растягивается, а потом резко сжимается, высвобождая энергию. Если поймать этот момент, остановив автомобиль-буксир, то энергия сжатия троса почти наверняка вытащит застрявшую машину. Звучит сложно, и лучше один раз увидеть, чтобы понять принцип.

Считается, что буксировать машину рывковым тросом нельзя. На самом деле, это допустимо, но не очень удобно из-за его растяжения — контролировать провисание троса довольно трудно. Если длина позволяет, для буксирования лучше сложить рывковый трос вдвое, чтобы убрать лишнюю эластичность.

Длина троса

Согласно российским Правилам дорожного движения, для буксировки машин по дорогам необходим трос длиной от 4 до 6 метров. Вне дорог ситуации бывают разные, поэтому в магазинах можно купить трос длиной и 10, и 12 метров. Для внедорожной эвакуации, где не всегда есть возможность близко подъехать к застрявшей машине, такая длина — то что нужно. Но вот буксировать автомобиль длинным тросом неудобно и опасно: любой крутой поворот или заезд во двор становится проблемой. Поэтому выбирайте длину троса, исходя из задач.

Крепления троса. Крюки, шаклы, петли

Перед покупкой троса осмотрите буксировочные проушины своего автомобиля — в зависимости от их конструкции нужны разные крепления троса.

В продаже есть тросы с тремя типами креплений. Точнее, с двумя: третий тип крепежа — это его отсутствие, то есть обычная петля на конце. Зачастую отдельный крепёж и не нужен: если у машины есть выступающий вверх фаркоп или проушины-крюки открытого типа, то набросить на них петлю троса вполне достаточно.

Но чаще буксировочные проушины автомобиля имеют замкнутый контур, через который нужно продевать крепёж. В этом случае петлю троса нужно дополнительно оснастить шаклом. Шакл — это такелажная скоба со съёмным крепёжным пальцем на резьбе. Для присоединения к машине палец выкручивают, продевают шакл в буксировочную проушину и возвращают крепёжный палец на место. Получается полностью замкнутая конструкция: трос точно не отцепится и не слетит.

Но есть у шакла и минусы: закисший крепёжный палец не всегда легко открутить, особенно озябшими на морозе руками. Поэтому распространён и другой тип креплений — крюки. Использовать их максимально просто — достаточно продеть конец крюка в буксировочную проушину, и всё, никаких дополнительных действий не требуется. Но надёжность такого крепления ниже, чем у шакла: хоть специальный подпружиненный ограничитель крюка и страхует от случайной расстыковки, его прочность несравнима с мощным крепёжным пальцем шакла. Поэтому для рывковой эвакуации застрявшей машины предпочтительны скобы-шаклы.

Читать еще:  Как поменять воздушный фильтр на тойота королла

Правила буксировки

Буксировка машины требует определённых навыков, поэтому имеет ряд ограничений. Например, водителям-новичкам со стажем менее 2 лет буксировать кого-то запрещено, а скорость при буксировке не должна превышать 50 км/ч.

Перед буксировкой автомобиля убедитесь, что его тормоза и рулевое управление исправны, выберите нейтральную передачу, разблокируйте руль и включите «аварийку». Также очень важно, чтобы работал клаксон — главное средство коммуникации между водителями при буксировке. Клаксон нужен и для безопасности: между двумя машинами в сцепке может попытаться вклиниться другой автомобиль или проскочить пешеход, не заметив троса.

Кстати, о заметности: правила требуют обозначить трос светоотражающими элементами красного и белого цвета. Производители этого, конечно, не делают, так что сделать трос заметным — задача водителя.

Крепить трос рекомендуется по диагонали: если на одной из машин буксировочная проушина расположена в левой части, то на втором автомобиле используйте правую проушину. Во время движения старайтесь всегда держать трос натянутым — так вы избежите рывков, а буксируемый автомобиль случайно не наедет на трос колесом. И не забывайте, что радиус поворота двух машин в сцепке существенно увеличивается: тщательно планируйте каждый манёвр и оставляйте запас свободного места.

Безопасность на бездорожье

Отлаженная коммуникация водителей на бездорожье не менее важна, чем при буксировке в городе. Перед тем, как выдёргивать застрявший автомобиль, убедитесь, что действуете со вторым участником заодно. Нередки ситуации, когда буксир пытается ехать вперёд, а спасаемый стоит с зажатым тормозом, а то и вовсе пытается ехать в противоположную сторону — в итоге трос рвётся.

Безопасность — краеугольный камень внедорожной помощи. Порвавшийся трос может выстрелить в любом направлении, нанеся серьёзные травмы людям. Никогда не стойте вблизи двух сцепленных тросом автомобилей и контролируйте, чтобы не стояли другие.

Аксессуар, который любители используют крайне редко (и совершенно напрасно) — тросогаситель или успокоитель троса. Это специальный утяжелитель в матерчатом чехле, который вешают на середину троса. Если в процессе рывков трос, его крепления или буксировочные проушины разрушатся, то остатки не полетят в автомобиль или окружающих, а останутся на земле. Если специального тросогасителя под рукой нет, в качестве успокоителя троса можно использовать старую куртку.

И очевидный совет: трос с видимыми протёртостями и повреждениями подлежит срочной замене. Всегда используйте качественный трос с надёжными креплениями, чтобы не подвергать опасности людей и технику.

Как заплести трос: инструкция для новичков. Как заплести конец троса своими руками

К сожалению, даже самый прочный стальной трос может разорваться. В результате возникает проблема соединения двух частей металлического изделия, в связи с чем необходимо создать петлю на его конце. Как правило, заплести конец троса можно самостоятельно, даже если он оборвался вдали от дома.

Основные функции

Трос стальной – основной несущий элемент грузоподъемных механизмов. Он используется во всех отраслях, начиная от сельского хозяйства, машиностроения, строительства, судостроение, заканчивая нефтеперерабатывающей и угольной промышленностями. По толщине и выдержке, мощности и возможной грузоподъемности стальной трос подразделяется на несколько видов. Выбор зависит от поставленной цели и необходимости выполнения тех или иных задач. Главная составляющая выбора изделия – способность выдерживать определенную массу груза.

Основной сферой использования стальных кантов является использование их в качестве тяговых механизмов. Трос используется для буровых установок при растяжке для всех объектов, требующих определенного крепления. Кроме этого, стальные канаты необходимы для передвижения грузов. Они также нужны для подъемных механизмов грузовых и пассажирских лифтов.

Арматурный стальной канат применяют для армирования железобетонных изделий. Кроме этого, трос используется в качестве несущих и вспомогательных элементов разных конструкций. Его применение обеспечивает надежность, которая достигается за счет основных характеристик элемента, способного выдержать любые нагрузки. Особенно нужен трос в строительстве, когда существует необходимость подачи железобетонных плит на нужную высоту.

Из метрических стальных канатов изготавливаются канатные стропы – особый вид стального троса, который отличается от всех основных видов особой гибкостью, прочностью и способностью за счет гибкости захватывать груз для подвески за крюк, чтобы осуществить доставку груза к месту его назначения. Стальные стропы используются во время разгрузки и погрузки, в транспортировке самых тяжелых, объемных грузов, у которых для этой цели предусмотрены петли, скобы, проушины, чтоб осуществить крепкий надежный захват.

Конструкция стального элемента

За счет сплетения трос обладает особенностью растягиваться, тем самым позволяет транспортировать груз различной массы. В середине сплетенных прядей каната есть сердечник. Снаружи металлический стальной канат покрывается специальным сплавом цинка или алюминия. Это обеспечивает изделию защиту от коррозии. Сердечник в центре каната выполняет основную роль создания опоры для всех сплетенных прядей, предотвращает их проваливание, облегчает сопротивление давления от сплетенных жил во время нагрузки, тем самым предупреждает поперечную деформацию элемента. Для изготовления стального изделия используются разные материалы:

  • органические;
  • натуральные;
  • синтетические.

Органический материал, использованный в изготовлении сердечников к тросу:

  • пенька;
  • сизаль;
  • манил;
  • хлопчатобумажная ткань.

Все это — материалы, за счет которых формируется круглая форма каната. Благодаря специальной пропитке, пушечной смазке, вазелину и канатной мази уменьшается трение между прядями.

Минеральный материал – асбест. Его основная задача — позволить использовать изделие при высокой температуре.

Смазочный материал, проникая между прядями, защищает изделие от коррозии. Наружный слой стального троса изготовлен из толстой проволоки. В связи с чем стальной канат является связующей частью изделия. Это самый подходящий вариант для использования троса в условиях химического воздействия. Цинк – наружный слой проволоки, который предохраняет изделие от ржавления.

Стальной трос с цинковым покрытием бывает трех видов:

  • ЛС — канат для работы с легким грузом;
  • СС — трос для средних условий;
  • ЖС – канат, который предназначен для использования в более жестких условиях, например, в воде.

В производстве по изготовлению тросов используются пряди из проволоки. При этом для изготовления каждого вида изделия используется проволока определенного вида марки: I, II и В. Самая качественная проволока, имеющая повышенную прочность, — это проволока марки В.

Разновидности

В зависимости от того, сколько проволоки используется в тросе, стальные канаты имеют несколько вариантов гибкости. Самые гибкие из них насчитывают 42 проволоки, гибкие уже состоят из 72 штук, то есть по 12 в каждом мотке вокруг центрального сердечника. А трос с повышенной гибкостью уже имеет свитки из очень тонких 24 проволочек в каждой пряди, то есть всего 144 тонких проволочек вокруг центрального стального сердечника.

Виды конструкции

Существует три вида конструкции стальных тросов:

  • Одинарный канат. Конструкция этого вида отличается от остальных тем, что состоит она всего лишь из одной пряди, где все проволоки вокруг центральной сердцевины имеют одинаковый диаметр, свиты в несколько или в один слой по спирали вокруг сердечника.
  • Двойной трос. Данная конструкция состоит из двойной свивки, одного или двух слоев проволоки в прядях, обвивающие центральный металлический сердечник.
  • Тросы с трехпрядной конструкцией, когда трехпрядные канаты свиваются в один элемент. Такой тип составляющих стального каната еще называют стрендями. Состоит он из двух или трех свивок прядей проволоки с одинаковым или разным диаметром.

Правила использования

Прежде всего, стоит предостеречь всех, кто для работы покупает трос. Он является довольно тонким, поэтому, если заплести трос своими руками неправильно, то он расплетется. Причин этому несколько.

Прежде всего, это возможно из-за некачественного изделия. Обычно это касается очень тонких элементов. Кроме этого, следует помнить, что чем тоньше по диаметру проволока в прядях, тем чаще трос обрывается. Изделие также часто поддается коррозии. Поэтому лучше купить трос с антикоррозийным покрытием. На сегодняшний день самыми стойкими к коррозии являются изделия из нержавеющей или оцинкованной проволоки. А вот трос без такого покрытия довольно быстро покрывается коррозийным налетом, быстро портится и может порваться в самый неподходящий момент.

Самый надежный в эксплуатации – стальной оцинкованный трос, изготовленный с использованием специфической методики сплетения стальной проволоки разного диаметра. При этом расположенный в центре сердечник имеет повышенную стойкость к разному воздействию, так как его покрывают специальной смазкой и пропиткой, обладающей антигнилостным свойством.

Главная задача при уходе за стальным изделием во время его использования – сохранность его структуры и формы, которая была создана в момент изготовления. Это значит, что такой канат должен храниться только в барабане. В случаях длительного хранения вся поверхность стального каната должна быть тщательно обработана специальным смазывающим веществом. Для этих целей используется специальная смазка либо пленка:

  • «Торсиол-55»;
  • «Торсиол-35»;
  • БОЗ-1.

Главное условие во время нанесения смазочного материала заключается в том, чтобы очистить всю поверхность троса от загрязнений, удалить грязь, зачистить поврежденные коррозией его части. Места повреждений необходимо покрыть специальным антикоррозийным веществом. И только после этого при помощи специальной щетки всю поверхность изделия обработать смазочным материалом.

Плетение

Как заплести трос? Этот вопрос возникает всегда, когда он разрывается. На самом деле, все пряди из проволоки, сплетенные в единое целое изделие с крепкой сердцевиной, обладают высокой прочностью. Но бывают случаи, когда и самый прочный трос может разорваться. Главное, чтобы вовремя был обнаружен разрыв или место повреждения целостности элемента. Для этого необходимо не пренебрегать лишней проверкой, которую следует проводить всегда перед началом любых работ.

Чтобы трос не расплетался, необходимо в местах возможного разрыва заплести его петлей. А расплетенные участки откусить кусачками. Это нужно для того, чтобы конец на месте сплетения троса в петлю был ровным, все проволоки сходились и не имели разной длины.

Как заплести трос, если никогда с подобной проблемой не сталкивался?

Для того чтобы правильно заплести стальное изделие, понадобится двутавровая балка. Через нее, как правило, перегибаются концы изделия. Лишние части отсекаются или отрезаются отрезным кругом. Если есть угловое шлифовальное приспособление, остатки отсеченной части от троса нужно утилизировать.

Вся работа проводится при наличии специальной одежды. Рукавички и очки обезопасят от попадания мелких проволочек в глаза и снизят вероятность заноз из отрезанных остатков.

Пошаговая инструкция

Как правило, рано или поздно любой трос расплетается. Сначала нужно расплести отсеченные участки троса на расстояние от конца изделия на 70-80 сантиметров. Потом расплетенные части следует разделить на две части. Далее нужно одну часть куска оплести на один-два витка, оставив свободным концы. После чего понадобится монтировка. С ее помощью необходимо сплести еще два витка, вплетая остальные пряди. Должна получиться прядь. Правда, концы после этого будут торчать.

И все же, как правильно заплетать трос, если концы получаются неровными? На самом деле, все правильно. После сплетения прядей в петлю всегда получатся торчащие концы.

Чтобы завершить соединение, нужно один конец намотать на две сплетенные ветви и спрятать, а другим концом троса произвести обмотку с обратной стороны. А еще лучше взять имеющиеся три части и сплести их вместе, по принципу косички, а третьей прядью обмотать получившуюся косичку, здесь же вплести петлю и обернуть снова вокруг косички.

Всю процедуру повторяют несколько раз до тех пор, пока не закончатся свободные концы. При этом каждый прут нужно направить навстречу следующему внутрь косички, с заведением их концов.

Часто новички сталкиваются с проблемой, как заплести трос. И для них это действительно опасная работа. Поэтому, чтобы избежать травмы и придать сплетению большую надежность, сплетенная косичка должна быть зафиксирована в нескольких местах при помощи специальных хомутов. Роль хомута могут выполнить обычные куски стальной проволоки. Их наматывают в определенном участке на месте сплетения прядей при помощи плоскогубцев, загибая внутрь пряди из проволочек.

Безопасность во время работы

Во избежание травм, косичку нужно обмотать изолентой.

Чтобы получить прочное соединение после плетения, необходимо распределить пряди равномерно. Это позволит в будущем одинаково рассредоточивать нагрузку по всему изделию во время эксплуатации.

Мы разобрали, как заплести трос в петлю. Таким образом, с этим вопросом разобрались. Но как заплести огон на тросе? Для этого нужно сначала понять, что такое огон и принцип его плетения.

Основы и особенности приспособления

Прежде чем приступить к изготовлению огона, нужно закрепить концы изделия при помощи марки, после чего оставшуюся часть конца распустить на пряди. Следующее действие заключается в том, чтобы расплетенную часть троса выложить петлей необходимого размера и сделать пробивку ходовой части прядей. Существует много методов, чтобы сплести огон на тросе.

Важно сделать правильно первую пробивку, если огон изогнутой стороной повернут к рабочей части, а ходовые части прядей троса расположены справа. В этом случае нужно взять первую ходовую прядь, провести ее в трос против спуска в направлении справа налево под 3 основные пряди. Пробивается вторая и третья прядь под две и в одну соответственно.

Когда пробивка первых трех прядей завершена, огон необходимо перевернуть так, чтобы возможно было сделать пробивку четвертой и пятой ходовой части прядей. И так до конца троса. Оставшиеся концы ходовых прядей нужно обрубить, а само изделие клетневать проволокой.

В заключение

Трос – сложная проволочная конструкция, несущая большую ответственность. Поэтому качество изделия должно быть на высшем уровне, а для этого нужно знать, как правильно плести стальной трос, как правильно заплести его в петлю. И даже если работа выполняется в первый раз, все равно необходимо сделать все качественно, прочно и надежно. Для этого даже новичок должен знать и понимать основные нюансы плетения троса. Важно помнить, что от выполненной работы зависит качество эксплуатации изделия и, конечно же, собственная безопасность.

Мы разобрали советы для новичка, как заплести трос.

Описание динамических строп и правила их использования

  1. Что это такое?
  2. Обзор производителей
  3. Правила выбора
  4. Использование

Динамическая стропа – это то же самое, что и динамический трос, что и «динамка». Это такая палочка-выручалочка для автолюбителя, который знает, как при застрявшем автомобиле дорог данный рывковый элемент.

Что это такое?

Без динамической автомобильной стропы невозможно выдернуть застрявший автомобиль. Точнее, с нею шансы на успешное вызволение машины куда выше, чем с любыми другими приспособлениями. И если сравнивать стропу с обычной буксировкой, то степень растяжения у первой прилично выше. Эвакуация выглядит примерно так: выдергиваемое авто начинает набирать скорость, стропа натягивается, накапливает кинетическую энергию. И как только она натянулась, то пытается вернуться в изначальное положение, отдать ту самую накопленную энергию. Для тянущего автомобиля это большая помощь.

Получается, что процесс эвакуации будет в разы эффективнее, а сам рывок окажется более мягким, деликатным, без излишней травматизации машины. Динамические (или рывковые) стропы работают иначе, чем традиционный буксировочный трос. Динамическая стропа имеет свойство растягиваться, а при снятии нагрузки она принимает изначальную длину, а еще сохраняет свою исходную прочность. То есть усилие передается не мгновенно, а распределяется в течение определенного временного интервала.

Проще говоря, динамическая стропа – более щадящая система и для авто, которое тянут, и для машины, которая тянет сама.

Рассмотрим, в чем же заключаются конструктивные отличия рывковых тросов.

  • Их нити состоят из очень тонких волокон. Они особенным образом переплетены, давая возможность приспособлению удлиняться под нагрузкой и уменьшая поперечное сечение. А потом они становятся той же длины, что и были вначале.
  • Благодаря эластичному плетению динамических строп они могут растягиваться до 2 м.

А дальше практически школьная задачка: если буксирующая машина к рывковому моменту разгонится, например, до 10 км/ч, то усилие, что передается динамической стропой, от нуля и до максимальных значений будет расти секунды 3. И этого вполне достаточно, чтобы свести к минимуму негативное влияние на несущие кузовные части либо рамы. Причем это касается сразу двух участников эвакуации.

Обзор производителей

Их много, выбор не будет сводиться всего к паре наименований. В топ обязательно войдут следующие компании.

  • «РИФ». Эта компания производит различные аксессуары, тюнингующие внедорожники. Нельзя сказать, что автомобильные стропы здесь представлены в широком ассортименте, но восьмиметровые и девятиметровые тросы точно найдутся. Да они и самые востребованные, как ни крути. Отрадно, что компания изготавливает свою продукцию с учетом климатических условий ряда самых больших российских регионов, а потому эксплуатационные качества зачастую лучшие.

  • ARB. Австралийский бренд очень популярен и, возможно, просит за свою продукцию немножко побольше, чем средний производитель на рынке. Рассчитаны тросы компании на 8, 11 и 15 тонн. Выглядят они как тканые ленты, сделаны из нейлона. Длина всегда 9 м, но она считается универсальной.

  • KennyMaster. Также отечественный бренд, обслуживающий внедорожники. Производит рывковые тросы, рассчитанные на самую разную нагрузку (от 4,5 до 15 тонн). Длина у таких ремней варьируется: каждая нагрузка имеет несколько возможных тросовых длин. Стоимость продукции считается демократичной.

  • 4×4 Sport. Еще одна российская компания, имеющая тросы, готовые к нагрузкам даже в 18 тонн. То есть с помощью этого устройства можно вытянуть даже крупногабаритную технику.

  • T-plus. Тоже российский бренд с широким ассортиментом строп. Изделия находятся в средней ценовой нише.

  • Secura. Легче многих строп с аналогичным тоннажем, отличное эластичное растяжение, не требует межрывкового отдыха, очень высокая износостойкость – все это о продукции данного бренда. Сама компания уверяет, что если и допускает рост цены на свои стропы, то и качество приспособлений растет вместе с ценой.

Выбрать действительно есть из чего, на любой вкус и кошелек.

Читать еще:  Обратная сторона водительского удостоверения

Правила выбора

Показатели длины – важная характеристика строп, на которую смотрят едва ли не в первую очередь. Если взять трос с большой длиной (а это может быть и 15 м), значит, находиться от буксируемой машины можно достаточно далеко, снижая риски для авто, пришедшего на помощь.

Но это не единственный момент, на который надо обратить внимание:

  • если покупается трос для буксировки легковушек, снегоходов, квадроциклов, достаточно будет изделия с нагрузкой в 4,6 т;
  • если нужно доставать автомобили, весящие больше 2 тонн, лучше подобрать стропы с нагрузкой в 9-10 тонн (то есть самый ходовой вид);
  • если же вытаскивать планируется машину от 2,5 до 3,5 тонн весом, оптимальным выбором будет трос с нагрузкой в 11-14 тонн;
  • любой внедорожник и даже грузовик, что весит больше 3,5 тонн, должен обслуживать трос с нагрузкой от 15 тонн.

Другими словами, выбор заключается именно в корреляции веса авто и строповой нагрузки. Но нужно накинуть на стандартные показатели веса еще и большие колеса, силовой обвес, лебедку, а это может существенно увеличить исходную массу.

Использование

У рывковых тросов есть доминирующее предназначение – тянуть застрявшее авто. А делается это так: несколькими рывками надо раскачать машину, которая застряла. После каждой такой попытки машина будет сдавать назад (так рациональнее, используется большая свободная площадь). Тягач же вернется на расстояние, которого хватает для сокращения длины стропы до исходной с учетом участка разгона. Потом один решающий рывок, и авто выдергивается, а тягач должен постараться протащить машину подальше. И все эти действия нужно повторить снова, если предыдущей динамики не хватило.

Конечно, все зависит не только от одного троса, крюка или мощности авто, но и от умелых действий водителя. Хорошо бы, чтобы спасительной операцией руководил так называемый диспетчер, который если не дикцией, то жестами давал бы понять, как все проходит и что делать дальше.

Тактика одного мощного рывка на самом деле срабатывает редко. Сама стропа вполне себе выдержит, но при отрыве буксирной проушины или надрыве монтажной серьги трос будет работать как рогатка.

Но описанные предназначения динамических строп не будут единственными:

  • систему вполне можно использовать как удлинитель при работе с лебедкой;
  • если трос завязать вокруг ствола дерева, это будет корозащитная стропа;
  • трос вполне может быть и буксировочным, но только если все время поддерживать веревочное натяжение (контакта с дорожным покрытием быть не должно).

Ввиду всех преимуществ динамики водители нередко думают о возможности отказа от традиционных буксировочных тросов. Но все же буксировать неисправную машину по дорогам с покрытием можно только с помощью такого троса. То, как эластично ведет себя трос на бездорожье, становится проблемой на асфальте. А еще невозможно на асфальте пользоваться динамической стропой и не испытывать проблем с натяжением между машинами. Например, водитель чуть более резво нажал на тормоз, стропа натянулась, набрала энергию, авто ускорилось, и трос лег на дорогу. И ладно бы только лег, ведь если он попадает под колесо, с приспособлением придется попрощаться.

Но и на бездорожье осторожность не повредит. Например, трос не такой уж и влагостойкий. Если он пропитается водой, часть эластичности потеряет. А если не просто промокнет, а еще и замерзнет, стропа просто больше не сможет растягиваться. Увы, но такое случается нередко, особенно поздней осенью или в начале весны. На это просто нужно обращать внимание, осматривая трос после использования.

Основной пункт в использовании «динамки» – соблюдение техники безопасности. Вот соскочила с крюка буксировочная проушина, и накопленная тросом энергия уже тратится на скорость пролета по воздуху. А еще выскочившая деталь может приземлиться рядом с бампером второго авто. Часто она просто летит в него, что может быть очень травматично. Рядом с натянутым тросом категорически запрещено стоять, в сектор потенциального вылета тоже нельзя заходить.

Конечно, это не панацея. Бывает, что трос завяжется в узел, а чтобы его развязать, приходится применять силу. И тогда стропа может даже потерять свою целостность. Но главные нюансы кроются все же в разумном использовании: получить травмы (и человеку, и машине) во время спасательной операции «динамкой» проще простого. Словом, всех возможных острых ситуаций такой трос все равно не решит, но в определенных патовых моментах может спасти быстрее и надежнее.

Зачем нужен рывковый трос(динамическая стропа)

Каждый мало-мальски опытный водитель когда-нибудь, да сталкивался с проблемой вытаскивания автомобиля из глубокой колеи или ямы, заполненных снежной кашей и грязью.

Проблема «друг, дерни!» хорошо знакома даже мирным дачникам, не говоря о любителях рыбалки или охоты.

Фото с сайта drive2.ru

Начинающий джипер, кладущий в багажник своего полноприводника новенький буксирный трос, чтобы отправиться на «покатушки» в компании друзей, не должен думать, что теперь-то он полностью готов к покорению проселочных дорог.

Матерый рэйдер, готовя свой аппарат к заезду, не только проверит его оборудование и снаряжение – лебедку, хай-джек, буксир, корозащитный строп и прочие суровые прибамбасы, но убедится, что и этот аксессуар лежит на штатном месте и готов к применению.

Важно! Рывковый трос, он же динамический строп, иногда может оказаться единственным средством, которое поможет освободить застрявшую машину с помощью другого автомобиля.

Фото с сайта drive2.ru

Как работает обычный буксирный трос?

  • Вспомните: вы «застропили» свой автомобиль, ваш добровольный (или хорошо оплаченный) спасатель свой.
  • Оба сели за руль и «тягач» потихоньку тронулся, выбирая слабину «веревки».
  • Вы напряженно следите за тросом, чтобы, уловив момент его натяжения, отпустить сцепление и нажать на газ.
  • Всё сложится прекрасно, если буксирующий автомобиль больше и мощнее вашего.

Ещё лучше, если в качестве тягача выступает трактор или «шестьдесят шестой».

Если же тягачом стала машина класса вашей:

  • Её тягового усилия может не хватить, чтобы волоком вытащить «пострадавшего».
  • Сопротивление скольжению значительно выше сопротивления качению.
  • В итоге колёса тягача проворачиваются, утратив сцепление с почвой, а ваши продолжают месить грязь, так как машина сидит на днище.

После нескольких попыток, водитель буксирующего средства сдает назад, выходит и задает простой вопрос: «Может, попробуем рывочком?».

Немного физики

Вспомните школьную формулу, согласно которой энергия движущегося тела равна его массе, умноженной на квадрат скорости и деленной пополам. И если при обычных попытках «дернуть» скорость тягача была, допустим, 0,1 м/с, то при рывке со скоростью хотя бы 1,0 м/с система «тягач – трос – ваш автомобиль» испытает нагрузки в 100(!) раз большие.

Фото с сайта drive2.ru

Какое звено при этом окажется слабым, вы убедитесь в следующее мгновение. Лучший возможный результат попытки рывка – буксирный трос оборвался на вашей машине и тягач свободно покатился вперед. Хуже, если он утащил с собой буксирную проушину или даже силовой бампер вашего авто.

Действие динамических (рывковых) стропов принципиально отличается от работы традиционного буксирного троса. Под влиянием приложенного усилия динамический строп способен растягиваться, при снятии нагрузки сокращаться до первоначальной длины, сохраняя при этом исходную прочность.

Такие свойства позволяют динамическому стропу передавать усилие не мгновенно (рывком), а распределять в течение некоторого промежутка времени, снижая тем самым возможные неприятные последствия для обоих автомобилей.

Если буксирующий автомобиль по окончанию рывка двигается дальше, усилие его тяги поддерживается силой инерции. При остановке «спасателя» тяговое усилие сохраняется за счет стремления стропа сократиться до начальной длины.

Эти свойства позволяют небольшой и не очень мощной машинке сдвинуть с места даже более тяжелого коллегу.

Кстати. В Сети легко найти видео, на котором легкий квадроцикл успешно помогает «Шниве» двигаться по тяжелой лесовозной колее, именно благодаря рывковому стропу.

Конструктивные отличия

Внешне современный буксирный и динамический стропы похожи и представляют собой плоский или круглый канат, изготовленный из синтетических волокон. Однако:

  • Нити динамического состоят из более тонких волокон и переплетены особым образом, обеспечивающим изделию возможность под нагрузкой удлиняться с уменьшением поперечного сечения и возвращаться в начальное состояние при снятии нагрузки.
  • Эластичное плетение динамических стропов позволяет им при полной нагрузке растягиваться до полутора-двух метров.

Чаще всего выпускаются рывковые (динамические) стропа длиной от 5,0 до 9,0 м, рассчитанные на усилие 5,0…14,0 тонн. Но встречаются и исключения.

Нетрудно подсчитать, что если буксирующий автомобиль к моменту рывка разгонится до 10 км/час, усилие, передающееся динамическим стропом, от нуля до максимума будет возрастать в течении почти трех секунд.

Этого достаточно, чтобы минимизировать нежелательные воздействия на несущие элементы кузова или рамы обоих автомобилей.

Шаклы Фото с сайта drive2.ru

Наилучший метод применения рывкового троса

  • Несколькими рывками раскачиваем застрявший автомобиль, причем после каждой попытки он сдает назад, чтобы полностью использовать полученные сантиметры свободы, а тягач возвращается на расстояние, достаточное для сокращения длины стропа до первоначальной, плюс участок «разгона».
  • Решающим рывком выдергиваем застрявший автомобиль и пытаемся протащить его возможно дальше.
  • Повторяем всё сначала до полного освобождения неудачника.

При этом требуются достаточно грамотные и согласованные действия обоих участников операции. Неплохо также иметь сообразительного «диспетчера», руководящего процессом понятными жестами и наблюдающего за тросом, чтобы вовремя выдернуть его из-под колес.

Не следует мощному тягачу пытаться вызволить собрата одним мощным рывком. Строп выдержит, но если оторвется буксирная проушина, или лопнет монтажная серьга, он сработает, как рогатка, выстрелив железякой по направлению натяжки.

Совет. В целях безопасности, не рекомендуется использовать очень эластичные динамические тросы, способные резко сокращаться при уменьшении или исчезновении растягивающего усилия.

Если уж попался такой – сделайте простейший «успокоитель» из телогрейки, закрепив её посредине стропа.

Расширение возможностей

Расширяя функции динамического стропа, не забывайте, что тонкие волокна, из которых изготовлены его нити, легко истираются и рвутся. Грязь и песок неизбежно проникают между нитями, в итоге ценнейший помощник теряет своё главное свойство – эластичность, способность удлиняться и сокращаться.

  • Динамический трос вполне пригоден в качестве удлинителя при работе с лебедкой.
  • Обернув или обмотав «динамку» вокруг ствола дерева, её можно применить и как корозащитный строп.
  • Рывковый трос можно использовать и в качестве буксирного, при условии непрерывного поддержания натяжения «веревки», чтобы исключить её контакты с дорожным покрытием.

Пусть удача сопутствует вам на всех дорогах. В том числе и на тех, где требуются три стропа – корозащитный, буксирный и динамический.

Как выбрать динамический трос

Каждому автомобилисту систематически приходится сталкиваться с неудобствами и опасностями, которые таит в себе бездорожье. Ни один внедорожник не застрахован от того, чтобы завязнуть в грязи или, к примеру, угодить колесом в яму. Для таких ситуаций крайне необходимо всегда иметь в багажнике динамический трос, который специально предназначен для «выдергивания» застрявшего, в чем бы то ни было, автомобиля. Динамическая стропа – это не традиционный буксирный трос, а особое приспособление, способное к сильному растяжению и сжатию.

Важно: Динамическая стропа — командный инструмент вытаскивания автомобиля на бездорожье. Без второго автомобиля такая стропа бесполезна!

Для того, чтобы такая стропа действительно помогла вам в затруднительной ситуации (причем без ущерба для вашей машины и буксира), необходимо правильно ее подобрать и умело использовать.

Но давайте сначала разберемся с терминологией. Джиперы часто используют различные названия, которые обозначают одну и туже суть внедорожного аксессуара. Синонимами для динамического троса будут следующие названия: динамическая стропа, рывковый трос, рывковая стропа, также применимо понятие динамический или рывковый строп.

Не стоит путать буксировочный трос и динамический. При всей схожести внешнего вида. они имеют принципиально разную структуру плетения и материалов. В качестве материалов, применяемых для выдергивающего троса, используются специальные нейлоновые эластичные нити, растягивающиеся под нагрузкой до 20-30% от первоначальной длины. Классический буксирный трос, в свою очередь, имеет очень жесткие нити, растягивающиеся под нагрузкой максимум на 3%.

Если применить для буксировки динамическую стропу, то она: а) быстро сотрется об асфальт; б) слишком дорога, чтобы использовать ее не по назначению, просто жалко.

Важно: Если нет никакого выбора, то выдергивающая стропа подойдет и для буксировки на дорогах общего пользования.

Немного о правилах использования рывкового троса.

Динамический трос «работает» следующим образом: он постепенно накапливает энергию по мере растяжения, когда буксирующее авто отъезжает на некоторое расстояние, в попытке вытащить застрявшую машину. Как только растяжение достигает максимального рабочего значения, и накопленной энергии уже некуда деться, стропа резко сжимается, увлекая за собой застрявший внедорожник. Количество накапливаемой энергии при растяжении намного больше чем при обычном рывке автомобиля, поэтому вполне возможно выдернуть застрявший автомобиль более легким.

При использовании динамической стропы, необходимо очень точно рассчитать момент остановки выдергивающего внедорожника. Если остановится раньше, то скорее всего ничего не получится и застрявшая машина останется на месте. Если же переборщить и затормозить слишком поздно, то застрявшее авто и вовсе выступит в роли своеобразного якоря, откинув буксировщик назад. В случае если масса автомобилей примерно одинаковая, то трос может порваться. Поэтому главная задача при использовании рывкового троса заключается в том, чтобы остановить автомобиль-буксировщик в момент сжатия троса.

Это теория, а на практике никто особо не тормозит, спаситель и спасаемый движутся вместе, после того как дело сдвинулось с мертвой точки. На наш взгляд, никакого великого опыта при работе с динамической стропой не надо, и она куда более дружелюбна к джиперам и зрителям, чем жесткий буксир.

Еще одна распространенная ошибка – это попытка сразу выдергивать в полную силу. Если машина сильно застряла, то из-за сильного рывка она (или автомобиль-буксир) вполне может остаться без буксирной проушины. А последняя, летящая с огромной скоростью в том направлении, куда ее потянет трос, завершит картину разбитым стеклом или помятым кузовом. В худшем случае могут даже пострадать люди. Поэтому перед сильными рывками автомобиль необходимо немного раскачать, несильно подергав его тросом несколько раз. Кроме того, не помешает использовать «тросогаситель» — повесить на середину стропы телогрейку или еще что-то в этом духе во избежание печальных последствий.

Как выбрать подходящую динамическую стропу?

Основных показателей у динамической стропы 2 – это максимальная нагрузка, на которую они рассчитаны и длина. В соответствии с этими параметрами и подбирается соответствующее изделие:

  1. Рывковые тросы с нагрузкой в 4,5-4,6 тонн могут использоваться для вызволения застрявших снегоходов, квадроциклов и легковых автомобилей.
  2. Изделия с нагрузкой в 8-9 тонн идеальны для выдергивания автомобилей, вес которых составляет не более 2-х тонн. Это Suzuki Jimny, относительно компактная Нива и любой УАЗ с минимальной комплектацией.
  3. Динамические тросы с нагрузкой в 11-14 тонн целесообразно использовать для транспортных средств, вес которых составляет от 2,5 до 3, 5 тонн. Это подготовленный УАЗ, Land Rover Defender 110, Land Cruiser 100/110 и т.п.
  4. Стропы с нагрузкой в 15-18 тонн подойдут для любого внедорожника, который весит более 3,5 тонн. В том числе, для крупногабаритного Hummer 1 и других по-настоящему огромных автомобилей.

Важно: При оценке веса внедорожника, не стоит забывать о силовом обвесе, больших колесах, лебедке и шмурдяке. Все дополнительные аксессуары могут существенно увеличить вес внедорожника.

Длина таких тросов варьируется от 5 до 12 метров. Чтобы выдернуть застрявший вредорожник, буксировщик должен разогнаться. Поэтому надо выбирать длину немного большей, чем буксировочные стропы.

Производители рывковых тросов, представленных в нашем магазине

Это популярный австралийский производитель подобной продукции. Динамические стропы ARB стоят немного дороже, чем изделия других брендов. Однако их качество, надежность и долговечность все равно делают такую покупку целесообразной. В линии рывковых тросов ARB представлены приспособления для трех уровней нагрузки: в 8, 11 и 15 тонн. Стропы имеют вид тканых лент, изготавливаются они из нейлона.

Длина тросов ARB, вне зависимости от выдерживаемой ими нагрузки, составляет 9 метров (той же особенностью обладает продукция компании 4x4Sport). Такая приличная длина стропы обеспечивает достаточную дистанцию между застрявшей машиной и автомобилем-буксировщиком, благодаря чему вероятность повреждения обоих транспортных средств снижается.

Эта компания специализируется на производстве автомобильных лебедок для международного рынка. Оборудование T-MAX активно продается в США, Европе, Австралии и пользуется большой популярностью среди поклонников активного отдыха.

Динамические стропы от T-MAX также изготавливаются из высокопрочного нейлона, при этом они отличаются большим коэффициентом удлинения – 20 процентов. Производитель предлагает автомобилистам стропы со следующими нагрузками: 4.5, 8, 10.9, 15 тонн. Длина тросов всех нагрузок, кроме 4.5 тонн, составляет 9 м. Динамический трос с наименьшей нагрузкой компания T-MAX производит в 5-метровом размере. С увеличением нагрузки возрастает и ширина изделия.

4x4Sport

Это российская компания, продукцию которой предпочитают многие владельцы внедорожников. Динамическое стропы 4x4Sport – это надежные изделия с весьма выгодным сочетанием цены и качества.

Производитель предлагает потенциальным покупателям стропы с нагрузками в 9, 14 и 18 тонн. Тросы с максимальной нагрузкой в 18 тонн могут использоваться для вытягивания даже самых крупногабаритных транспортных средств. А динамическая стропа с нагрузкой в 9 тонн поможет вытащить из «плена» внедорожник даже в том случае, если машина-буксировщик окажется меньше «пленника». Для этого разработчики продумали механизм аккумулирования кинетической энергии автомобиля-буксира, чтобы он смог резко выдернуть застрявшую машину.

KennyMaster

Это отечественный производитель аксессуаров для внедорожников, предлагающий автомобилистам достаточно широкий ассортимент рывковых тросов: на 4.5, 7, 8, 10, 12, 15 тонн. Длина строп у KennyMaster также достаточно широко варьируется: каждой нагрузке соответствует несколько возможных длин троса, что предоставляет автомобилистам больший простор для выбора. Из достоинств продукции бренда можно также отметить ее относительно демократичную стоимость, чаще всего более низкую, чем у строп иностранного производства.

Читать еще:  Корректор фар опель омега схема подключения
T-Plus

Такелаж-Плюс, или T-Plus – это российская компания, уже более 10 лет занимающаяся производством off-road аксессуаров. Ассортимент продукции бренда, как и в случае с изделиями марки KennyMaster, достаточно широк: большой выбор нагрузок, большой выбор длин тросов. Изделия T-Plus занимают среднюю ценовую нишу между максимально дешевыми стропами KennyMaster и более дорогостоящей продукцией зарубежных производителей.

Это старейшая отечественная марка, специализирующаяся на производстве различных аксессуаров для тюнинга внедорожников. Ассортимент динамических строп бренда не слишком широк: трос длиной 8 метров, выдерживающий нагрузку в 9 тонн, и трос длиной 9 метров, способный выдержать нагрузку в 11 тонн. Впрочем, именно такие изделия и пользуются наибольшей популярностью среди автомобилистов. Продукция РИФ изготавливается с учетом особенностей российского климата и потому нередко демонстрирует прекрасные эксплуатационные характеристики.

Pro 4×4

Также хотелось бы обратить ваше внимание на продукцию российских поставщика, выпускающуюся под маркой Pro 4×4. В ассортименте представлены наиболее популярные разновидности рывковых строп по разумным ценам. Эти изделия хорошо зарекомендовали себя в экстремальных условиях и потому составляют достойную конкуренцию упомянутым выше брендам.

В нашем магазине представлен большой выбор динамических строп и рывковых тросов. Вы можете приобрести необходимую стропу, перейдя по ссылке https://4x4experience.ru/katalog/dinamicheskie-stropy .

Нашей команде будет очень приятно, если не только эта статья, но и сами тросы и стропы будут Вам полезны.

Ваша оценка материала очень важна для нас. Просим вас оценить статью или оставить отзыв в комментариях ниже.

Тянем-потянем. Выбираем динамическую стропу

Если собрались на покорение настоящих говняшек, то обязательно захватите с собой надежную стропу. Вот только нужно знать, когда какой веревкой тянуть.

Какие стропы бывают

Виды строп, применяемые на бездорожье:

  • Стропы буксировочного типа – применяются для транспортировки одного внедорожного средства другим. Такие канатные стропы не обладают высокой степенью растяжения, а в состав их не вплетены волокна из эластичных материалов. Этот такелаж стоит дешевле. Тем не менее, вплетенные в такую веревку волокна обладают повышенной сопротивляемостью к действию механических факторов (трение).
  • Стропы динамические (рывковые) – применяются для «выдергивания» застрявшего внедорожника из конкретных говен. Представляют собой канат ленточного типа, плетение которого состоит из эластичных волокон. Концы такой стропы усилены специальными петлями.

На фото ниже — рывковый трос фирмы ARB — крутая штука, но найти в продаже сложно.

Стоимость рывкового типа выше обычной буксировки. Внешний вид обеих разновидностей канатов может быть одинаков. Но при выборе динамической стропы не стоит гнаться за дешевым вариантом. Скорее всего, под видом рывкового троса продается китайская буксировочная хрень.

Когда чем тянуть и чем вытягивать

Вообще, в своем внедорожном арсенале лучше иметь оба вида фал. Но для вытягивания из говняшек динамическая стропа намного предпочтительнее обычной буксировочной. Как и при транспортировке лучше применять буксировочный трос. Аргументы:

  • Рывковая стропа обладает высокой эластичностью. То есть ее волокна под действием нагрузки способны равномерно растягиваться, а затем под действием накопленной энергии растяжения постепенно возвращаться в первоначальный размер.
  • Благодаря постепенному растяжению и плавному переходу в первоначальное положение динамический канат при вытягивании уменьшает воздействие силы рывка на узлы обоих автомобилей (как буксира, так и груза). С другой стороны позволяет увеличить силу рывка энергией растяжения, и увеличить шансы на спасение «утопающего» из говен.
  • Буксировочную стропу лучше не использовать для вытягивания. Это правило является неписанным среди всех внедорожных авто экстремалов. И нарушается лишь тогда, когда зацепить больше нечем.
  • При вытягивании застрявшего автомобиля другим с помощью обычной буксировки методом рывка увеличивается риск повреждения узлов обеих машин. Потому что такой трос резко и полностью передает энергию рывка, а часть ее не компенсируется (не поглощается) растягиванием эластичных волокон. Результатом такого использования может стать оторванный бампер или вырванная с корнем часть передка внедорожника.
  • При буксировке автомобиля динамической стропой появляется большая вероятность ее разрыва и растягивания. Что кроме экономического ущерба может нанести и вред здоровью не только автомобилей, но и человеку. Ведь рвущийся рывковый канат обладает на порядок большей силой, чем обычный. Поэтому для уменьшения силы растяжения при разрыве лучше использовать специальные гасители энергии.

Какую выбрать стропу

При выборе любого из видов строп решающим является вес вашего внедорожника и предполагаемого «груза». Конечно, буксиром быть приятнее. Но как показывает бездорожный опыт, все хоть раз побывали в роли груза. Поэтому оба значения являются важными.

При покупке буксировочной стропы для внедорожных нужд будет вполне достаточно каната с показателем максимальной нагрузки до 8 тонн и стандартной длиной около 9 м. Стоит такое изделие в пределах 700 руб.

Выбор динамического каната следует производить тщательнее с учетом веса определенного автомобиля:

  • Для внедорожника до 2 тонн (Нива, Шнива, Jimny) выдерживаемая стропой нагрузка должна быть не меньше 8 тонн.
  • Для веса до 3 тонн (внедорожно подготовленный уазик) – с пределом нагрузки 9 – 11 тонн.

Больше 3 тонн (Land Cruiser, Pajero Sport) – с пределом более 11 тонн. Очень желательно брать с запасом, хоть стропы и крепкие, но бывает и рвутся, когда нагрузка больше. Оптимал для больших «жыпов» — брать на 14 тонн. На видео ниже как раз затестили такую — просто супер, вытянули Сузуки Гранд Витару из засады.

Цена рывковых строп зависит от производителя и от рассчитанной нагрузки. Например, такелаж нашего отечественного производителя на 8 тонн и длиною 9 метров стоит около 2 000 руб. Зарубежный аналог с такими же характеристиками длины и уровня нагрузки будет стоить штуки на полторы дороже.

Ну и краткое пособие, как рывковый трос использовать. Предварительно повесить на трос что-нибудь. Это типа «тросогаситель», чтобы, если трос порвется, его крепление не улетело в буксирующую машину. Для безопасности в общем, ибо бывали случаи, когда прилетало тросом и его частями крепежа по людям, травмы неизбежны при таком раскладе. Так что безопасности уделите максимум. Далее — разгон метра 2 и резко по тормозам. И тогда энергия троса на сжим сама вытянет застрявший авто.

Проверенными являются стропы производства американской компании Pro Comp. Вот несколько отзывов о них:

ProComp у меня уже целых 6 лет. Самое испытание было, когда мой Паджеро засосало по нутро в болотный ил. Вытягивал Т-150, порвав перед этим пару металлических тросов. А на этой стропе вытянул.

Нормальный товар. До этого два китайских дерьма было – хватало всего на пару месяцев. Жмотился. Но потом купил Про комп. Вот уже 3 года со мной. Чего только ей не вытягивал!

Также неплохие отзывы имеются о продукции — T-max, известного производителя лебедок.

Гаситель троса своими руками

Получив собственный урок, а потом и посмотрев несколько видео решил, что обязательно нужен гаситель троса.

Собственный урок. Мужики зацепили шакл, а палец по резьбе не закрутили. Я конечно и додуматься не мог, что кто-то так может, поэтому и не проверил.



Почитав в интернете про этот аксессуар понял, что вариантов масса. Кто использует пожарный шланг, кто куртку кидает, можно думаю сумку от компрессора беркутовского повесить, да мало ли что еще в голову приходит. Купить конечно тоже вариант. Но очень захотелось попробовать самому своими руками что-то сшить.
Купил материал «Кордура» кажется, купил ленту капроновую, ленту-липучку, светоотражающую ленту и вот что вышло.
С наружной стороны светоотражающая лента, а с внутренней карманы на липучке для металлических пластин.

По результатам испытаний: необходимо сцеплять обе половинки внизу кнопками, веревками или липучками например, так как гаситель улетает ого–го!

Вот решил снова заморочиться и сделать гаситель для троса.
Чтобы не было следующих последствий:

Можно конечно и какую-нибудь фуфайку накинуть. А я не хочу!
В продаже они конечно тоже есть. Но вещь которую сделал сам греет душу))

Вот есть такие красивые фирменные и дорогие…

И так по порядку:
Берем швейную машинку и шьем… материал брезент.

Сделал по кармашку для тяжестей с каждой стороны, закрываются липучками изнутри.

Блог о путешествиях и всём, что так или иначе с ними связано…

Блог о путешествиях и всём, что так или иначе с ними связано…

Сегодня я хотел бы вкратце рассказать о том, какие бывают типы строп для внедорожников и не только… Америки конечно не открою, но надеюсь, что будет интересно, а кое-что может быть даже и полезно…

Собственно, в арсенале владельца внедорожника должно быть много разных строп, ремней и удлинителей. Причем много их должно быть не потому, что они плохого качества и мы планируем их массово уничтожать, когда дойдет дело до их использования, а потому, что у них очень разные цели и назначение. Итак, начнем перечислять их всех по порядку.

«Динамика»
Первая и самая распространенная — это рывковая или, как её еще называют, динамическая стропа. Динамическая стропа — это довольно быстрый и эффективный способ, чтобы освободить из засады один автомобиль с помощью другого.

Принципиальное отличие ее от обычных (буксировочных) строп в том, что она обладает эффектом растяжения. При нагрузке ее длина способна увеличиваться на 20%, что с одной стороны дает эффект мягкого и комфортного извлечения застрявшего автомобиля без отрыва проушин и прочих элементов кузова, а с другой — дает возможность использовать инерцию автомобиля, чтобы увеличить его итоговое усилие, направленное на спасение застрявшего автомобиля.

Таким образом, используя качественную «динамику» мы можем с помощью маленького и легкого автомобиля спасти большой и тяжелый, просто взяв разгон, равный длине стропы и получив на выходе мягкий, но очень эффективный рывок.

При выборе стропы нужно определиться с максимальной разрывной нагрузкой, понимая при этом, что чем выше эта цифра, тем жестче она будет работать.

То есть если у вас легкий кроссовер, а вы тем не менее выберете 9 тонную «динамику», то скорее всего динамического эффекта вы и не заметите, а удар при рывке будет, мягко говоря, не очень комфортный. В свою очередь, если вы «усадили» в болото огромный, увешанный железом и перегруженный полноразмерный внедорожник, собственная масса которого уже стремится к 4 тоннам, то использовать 6 тонную стропу, несмотря на то, что она очень мягкая и комфортная, будет неразумно и скорее всего это действие приведет к ее разрыву.

Динамические стропы рассчитаны на надежную фиксацию, поэтому выполнены в исполнении петля-петля и к ним обязательно нужно иметь набор шаклов, которые подходят к вашим проушинам.

Корозащитная стропа.
Корозащитная стропа — это как хорошие манеры для джентльмена. Если у джентльмена нет «корозащитки», то можете быть уверены, что это не джентльмен.

Вкратце суть и назначение этой очень широкой и короткой одновременно стропы защитить дерево от неминуемой гибели, которая с ним непременно произойдет, если лебедиться за него хоть стальным, хоть синтетическим тросом. Каждый джипер должен помнить, что деревья — это его лучшие друзья, и беречь их. Если индивидуум не понимает этой простой истинны, то когда-нибудь он ядрено засадит свой внедорожник там, где нет деревьев и будет очень грустить от их отсутствия.

При лебежении автомобиля за дерево, на последнее оказывается нешуточная нагрузка. И чем шире корозащитная лента, которую мы используем, тем больше шансов у дерева сохранить целостность своей коры. При отсутствии «корозащитки» трос сильно вдавливается в ствол, перерезая питающие каналы, и дерево непременно погибает. Сухое дерево быстро сгниет и станет непригодным для лебежения.

Поэтому даже если вам принципиально не жалко окружающую природу, то пожалейте хотя бы себя и других любителей оффроуда, которым возможно через несколько лет таких варварских упражнений, будет просто не за что зацепить свою лебедку в данной географической точке.

Удлинитель лебедочного троса.
Чем круче джип, тем дальше идти за трактором©. Или перефразируя эту популярную поговорку: чем веселее маршрут, тем дольше тянуться до дерева. Троса на лебедке никогда не бывает много, а сматывать его с барабана полностью к тому же не рекомендуется. Так что удлинитель, а лучше чтобы и не один, в подготовленном внедорожнике должен быть.

Можно использовать для этого запасной лебедочный трос, но стальной слишком тяжел и громоздок, а синтетика довольно дорогая. Удлинитель лебедочного троса Tplus с прочностью на разрыв в 6т и длинной в 10 метров стоит всего 1070 руб, что делает экономически нецелесообразным использование любых других аналогов. При условии, что вещь не очень-то габаритная, то и два таких удлинителя вас не утяжелят, а в случае чего здорово выручат.

Кстати, о заменах. За редким исключением, когда такой способ может быть использован в качестве хитрого внедорожного приема, использовать динамическую стропу как удлинитель не стоит. Во-первых, довольно муторно ждать, пока лебедка выберет ее процент растяжимости, а во-вторых, довольно стремно если она-таки сорвется и стрельнет.

Буксировочная стропа
Может так случиться, что вы или сами сломаетесь, или будете буксировать сломанный автомобиль. В таком случае вам неприменно пригодится именно буксировочная стропа.

Почему, например, не стоит использовать для буксировки динамический трос?! В первую очередь из-за его длины. У меня есть отличная история, как меня, еще за рулем неисправного ВАЗ 2108, буксировал приятель, а в пробке между нами умудрился влезть автомобиль. Так что даже 4,5 метровый буксировочный трос имеет смысл дополнить специализированными флажками. А если между вами и вторым автомобилем будет 9 метров «динамики», то туда может даже боинг залететь

Не говоря уже о том, что при такой длине трос будет неизбежно провисать и «затереть» дорогую динамическую стропу будет обидно. Буксировочные ремни могут быть в любом исполнении, если вам удобнее оперировать с шаклами, то выбираете с петлями, если проще без них, а буксировочные проушины это позволяют, то можно взять версию с крюками

Цена такого троса несколько выше, чем те, к которым вы привыклив автомобильных разделах продуктовых супермаркетов, но в отличие от них этот трос многоразовый. Я, как человек довольно часто выдергивающий «пузотеров» из разнообразных засад, могу сказать, что за свою жизнь порвал пару десятков «ашан тросов», в которых владельцы были почему-то так уверены, что ни в какую не соглашались на то, чтобы я тянул их своим тросом.

Наиболее популярные типы строп и ремней я перечислил, а сейчас можно вскользь сказать о мелких, но довольно полезных аксессуарах.

Гаситель троса
Иногда случается, что при больших нагрузках трос, лебедочный или динамический, может разорваться. Будут ли этому причиной черезмерные нагрузки или имеющиеся на стропах повреждения не так важно, важно то, что в этот момент трос здорово «выстрелит».

Если повезет, то пострадает только техника, а если нет, то можно получить и серьезные травмы. Обычно для того, чтобы «погасить» энергию летящей стропы используют телогрейку, но так как чаще всего после этого придется ее долго и муторно сушить, то проще иметь для этих целей специализированный гаситель.

Его цена в 650 рублей, а также удобный и компактый форм-фактор позволяет ему успешно конкурировать со старой дедушкиной фуфайкой.

Мешок для буксировочных ремней и динамических строп 420×500 мм
Пока стропа новая и чистая, то хранить ее можно хоть в картонной коробке, хоть просто так.

Но после первого же использования в болоте она с большой долей вероятности будет мокрой и грязной. Чтобы не искать впопыхах какие-нибудь пакеты или что-то в подобном духе, предлагается вот такой вот удобный непромокаемый мешок с затяжкой. Цена менее 100 рублей более чем демократичная за многоразовую вещь.

Сумка универсальная 550×200х250 мм
Сумка для компактного хранения всего такелажного оборудования. Особенно удобна, если автомобиль используется не только для выездов на бездорожье, когда в повседневной жизни все это оборудование хранится в гараже.

Или например, если полноприводный автомобиль в семье не один и «шмурдяк» периодически кочует из одного транспортного средства в другое.

Ремень эластичный с защелкой
Крайне удобная штука, для того, чтобы аккуратно собрать стропы после использования.

Раньше у меня был такой от ARB, но он был всего один и на все стропы его не хватало, а купить больше я не мог, потому как в отличие от этого, он стоил совсем не 45 рублей.

Шакл — это вообще вещь незаменимая. Он нужен и для того, что бы присоединять трос к машине, и для того, чтобы соединять тросы между собой. Шаклов, как и водки, много никогда не бывает, потому как они, во-первых, имеют свойство произвольно «разбредаться» по колонне автомобилей, или просто даже теряться хоть целиком, хоть частями, а во-вторых, никто не знает сколько тросов в итоге придется между собой скреплять. А поспешное соединение двух тросов без использования шакла чревато собой потом длительными и занимательными развлечениями по развязыванию узлов.

Для удобства хранения к ним прилагается непромокаемый чехол яркого цвета. В зависимости от размера цена комплекта варьируется от 360 до 690 рублей.

Кстати, не стоит оставлять шакл в проушине не зафиксировав его палец специальным образом. Даже если ему не «приделают ноги» пионеры из соседнего двора, то от вибрации и тряски он раскрутится и потеряется или полностью, или частями. А шакл без пальца, как известно, что чемодан без ручки 🙂

Сумка-органайзер 700×250х150 мм
Еще один способ, чтобы преобразовать вечный бардак в багажнике в какое-то подобие порядка.

Сумка фиксируется к стенке багажника липучкой и шнурками и может хранить в себе или те же троса, или какие-нибудь масла и жидкости из тех, которым не желательно ни проливаться, ни подтекать.

Для тех, кому видеоформат ближе и приятнее в восприятии, есть вот такой ролик

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector