Camgora.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

На грузовом рынке назревают перемены 17: 29, 2 февраля 2021 Версия для печати

На грузовом рынке назревают перемены 17:29, 2 февраля 2021 Версия для печати

Трудности и экономический спад прошлого года оказали самое непосредственное влияние на развитие отечественного рынка грузовой техники. Тем не менее, здесь произошли знаковые перемены, которые в самой ближайшей перспективе изменят его структуру и конфигурацию.

Конкуренция – курс на усиление

Рынок строительных самосвалов, пожалуй, самый динамичный и конкурентный сегмент на отечественном грузовом рынке. Сегодня его роль выросла в связи с выполнением национального проекта «Безопасные и качественные дороги 2.0», а также свою опосредованную роль играют программы льготной ипотеки, подстегивающие развитие рынка строительства жилья.

Традиционно эту нишу занимают строительные самосвалы КАМАЗ и МАЗ, а также китайские грузовики. По итогам прошлого 2020 года, в стране было реализовано 4 682 самосвалов КАМАЗ-65115 и 3257 самосвалов КАМАЗ-6580. Это львиная доля рынка самосвалов. Другие модели реализованы в значительно меньших количествах. Но вскоре у камазовских грузовиков появится весьма мощный конкурент.

Весной начнется серийный выпуск нового строительного самосвала марки «Урал» C35.510. Об этом было заявлено в Миассе при подведении итогов прошлого года.

Сегодня автозавод «Урал» перестал входить в Группу ГАЗ. У него новый собственник – «Объединенная машиностроительная группа». У новых владельцев большие планы насчет будущего Отечественного производителя грузовиков и вездеходов. Инвестиционную программу в Миассе оценивают в 6 млрд руб. Если в прошлом году удалось собрать более

8 000 грузовиков «Урал», то в течение нескольких лет планируют выйти на объем 14 000 грузовиков в год. И самосвалам в этой производственной стратегии отведена существенная роль.

30 ноября прошлого года в Сочи новый самосвал «Урал» С35.510 был представлен официальным дилерам уральской марки. Позже его презентовали на родине, в Миассе, для работников завода и местных СМИ.

По сути, автомобильный завод «Урал» в год своего 80-летия бросает перчатку сразу нескольким автопроизводителям.

И прежде всего, камскому автогиганту, самосвалы которого доминируют на стройках и дорожно-строительных объектах РФ. А уж затем белорусскому МАЗу и китайским самосвалам.

Что же представляет собой новый отечественный самосвал? Новинку обозначают индексом «Урал» C35.510, на нее устанавливают модернизированную бескапотную кабину Iveco с обновленным интерьером. «Урал» C35.510 оснащен 420-сильным мотором ЯМЗ-653 и механической 12-ступенчатой коробкой передач Fast Gear 12JS220TA, ведущие мосты – 13-тонные китайские Hande Axle. При снаряженной массе 13.800 кг грузоподъемность составляет 21.200 кг. Объем самосвальной платформы – 20 куб.м.

У КАМАЗа есть два самосвала аналогичной грузоподъемности. Это КАМАЗ-6520-21010-53 ARX с «камазовским» 400-сильным движком и кабиной К4. Другая модель в этом сегменте —

КАМАЗ-6520-001-49 (B5) ARX с 390-сильным двигателем Cummins ISL400 50. На нем также кабина К4 от Mercedes-Benz Axor. У обоих самосвалов примерна одна и та же грузоподъемность – 20.900 кг и 21.000, соответственно.

У камского гиганта есть более современная и чуть более грузоподъемная модель – КАМАЗ-6580. Ее оснащают мотором немецкого партнера Mercedes-Benz OM 457LA.V/3, развивающим мощность 401 л.с. Его грузоподъемность 25,5 тонн при полной массе 41 тонна.

Сможет ли новый «Урал» отвоевать себе место на отечественном рынке строительных самосвалов? Законы рынка пока еще никто не отменял, и чем острее конкуренция, тем лучше для потребителя продукта.

Китайцы готовы к прыжку

Сегодня все регионы страны трудятся над выполнением национального проекта «Безопасные и качественные дороги 2.0». Это, в свою очередь, предъявляет запрос на обновление строительно-дорожной техники. Главную роль в ней, конечно же, играют строительные самосвалы. Выход в этот сегмент грузового рынка новых самосвалов «Урал» как нельзя кстати. Но еще несколько лет назад самым весомым игроком этого сегмента были самосвал китайских марок.

Примечательно, что лидером в сегменте зарубежных самосвалов российского рынка стал китайский трехосный самосвал Shaanxi SX3258 с 19-кубовой самосвальной надстройкой. Но если посмотреть на весь список ТОП-10 зарубежных самосвалов, то легко обнаружить, что из 10 самых продаваемых грузовых моделей ровно половина приходится на китайские. Анализируя эти цифры можно явно увидеть тренд на рост популярности китайских самосвалов. Сделаем даже такое важное допущение: российский рынок грузовой техники находится в начале «новой китайской волны», правда, меньшего масштаба и несопоставимого с той, которая накрыла рынок в прошлом десятилетии, когда казалось, что китайские самосвалы здесь всерьез и надолго, а также, вскоре, выдавят отечественную технику.

При этом очевидно, что лидером будущего и текущего китайского марафона на российском рынке станет не хорошо раскрученная за годы предыдущей китайской первой волны марка Howo. Сегодня это детище концерна Sinotruk (CNHTC) демонстрирует отрицательную динамику и ее доля очень низкая. Поэтому «править бал» будут другие марки. Как видим, в отрыв уходит марка Shaanxi (Shacman), а роль второй китайской марки лежит на FAW. Всего за год продано 1695 грузовиков марки Shaanxi, это ровно столько же, сколько продано грузовиков голландской техники марки DAF. Оказавшейся на 10 месте рейтинга грузовиков РФ.Две удачные модели самосвалов Shaanxi – трехосный SX3259 и четырехосный SX3318, как видно, неплохо заявляют о себе.

В целом же, эта китайская марка упрочила позиции на российском рынке на 23,7%, в сравнении с прошлогодним результатом. Заметьте, это происходит в кризис, когда у всех марок за редким исключением наблюдается падение продаж.

Напомним: первая «китайская волна» пришлась на середину и конец прошлого десятилетия. Но после кризиса 2009 года, когда правительством были приняты заградительные меры по ограничению ввоза китайской техники, она резко схлынула.

А вот какой будет «новая китайская волна», какие плацдармы захватит китайская техника, будут ли введены против нее различные ограничительные меры, какое участие в их лоббировании примет КАМАЗ, или достаточно существующих. Пока все неясно. Наш журнал будет следить за открытым нами трендом, и информировать своих читателей.

Как КАМАЗ подвинул «большую европейскую семерку»

Самое «прорывное» семейство грузовиков КАМАЗ поколения К4 покинет российский рынок в 2024 году. Это следует из заявления генерального директора камского автогиганта Сергея Когогина. Таким образом, десятилетие поколения камского грузовика К4, в течение которого отечественному автопроизводителю удалось совершить рывок и даже переформатировать отечественный рынок грузоперевозок, завершится через три года.

Поколение семейства КАМАЗ К4 — это результат работы с немецким партнером Daimler AG. Все началось еще в начале десятилетия. В одном из давних интервью генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин рассказал: «До последнего времени в сегменте магистральных тягачей мы были представлены слабо. Было принято решение выводить качественный продукт, который соответствует всем требованиям потребителей. Автомобиль КАМАЗ-5490 — одно из направлений по укреплению наших позиций на рынке. Этот продукт является одной из мер, которая будет способствовать удержанию позиций КАМАЗа». Напомним, что КАМАЗ инвестировал в проект нового магистрального тягача около 6 млрд руб. Новая модель должна была позволить увеличить долю завода в сегменте магистральных тягачей на российском рынке с 2-5% до 25%.

Если посчитать долю модели КАМАЗ-5490 на российском рынке грузовиков образца 2020 года, то она оказалось равна 22%. То есть планируемые цели фактически достигнуты.

Повышенное внимание грузоперевозчиков к магистральному тягачу КАМАЗ-5490 обусловлено его техническими характеристиками и потребительскими свойствами. А самостоятельно, без партнерства с ведущим мировым производителем грузовой техники Daimler достигнуть их было бы невозможно.

Магистральный тягач КАМАЗ-5490 оснащён комфортабельной кабиной Merсеdes-Benz семейства Axor с кондиционером и подогревом сидений, модифицированной системой камазовского шасси. В качестве силового агрегата использован рядный шестицилиндровый двигатель Merсеdes-Benz OM457LA мощностью 428 л.с., отвечающий стандартам «Евро-5». Российский тягач имеет самую низкую стоимость в нише магистральных автомобилей и успешно конкурирует с импортными аналогами. Особым спросом автомобиль пользуется у транспортных компаний. Вдобавок, КАМАЗ увеличил до 80 тысяч км межсервисный интервал для эксплуатируемых на территории Российской Федерации автомобилей КАМАЗ-5490.

Немаловажный момент для тягачей, которые используются на дальних перевозках. Недавно был разработан новый комплект сидений повышенной комфортности для кабины автомобиля КАМАЗ-5490. Кабинокомплект для автомобиля КАМАЗ-5490, состоящий из нового сиденья водителя и сиденья пассажира, имеют ряд преимуществ по сравнению с теми, что выпускаются серийно. В их числе — регулировка по высоте в диапазоне 90 мм с эффектом памяти последней настройки, увеличенный диапазон наклона спинки до 32 градусов, а также пневматическая поясничная поддержка, имеющая две независимых зоны регулировки, регулируемый по углу наклона откидной подлокотник и другие. Также новые сиденья оснащены клавишей «exit», что позволяет водителю при выходе из кабины опустить подвеску максимально низко

Но сегодня говорить о завершении производства К4 пока рано. У него впереди 4 года жизненного цикла. Планируется продолжить развитие модельного ряда газомоторной техники, в том числе в планах продажа 1 тыс. газомоторных тягачей КАМАЗ-5490 на КПГ и СПГ. Как рассказал недавно в интервью Сергей Когогин, при их создании не обошлось без ошибок. «Средний тягач на сжиженном природном газе (СПГ) мы сначала собрали с запасом хода на 650 километров, а клиент запросил минимум 1,2 тысячи. Установка второго бака с повторной сертификацией отняла лишние полгода, но итог того стоил. Инфраструктура СПГ в стране абсолютно не развита, но «ИТЕКО» ставит эти машины на плече Санкт-Петербург-Москва, которое заправками обеспечено», — вспоминал Сергей Когогин. Тягачи должны были освоить довольно большой грузопоток из порта Санкт-Петербурга. Первые тестовые заезды показали отличную экономическую эффективность. В результате «ИТЕКО» приобрело 300 таких тягачей.

Как известно, сейчас КАМАЗ выпускает автомобили трех семейств: К3, К4 и К5. И естественно встает вопрос о самом старом семействе К3. Когогин говорит о причинах сохранения камазовской классики: «От К3 мы, к сожалению, отказаться не сможем: во-первых, силовые структуры, они по-прежнему на старом модельном ряде, во-вторых, конечно, ценовое позиционирование этих машин – особенно в коммуналке, в сельском хозяйстве – оно по-прежнему остается ключевым, и мы вынуждены это поддерживать». Таким образом, вырисовывается следующая стратегическая линия поведения камского автогиганта.

«Лоукост остается востребованным, пока мы отгрызаем долю премиум­сегмента у европейцев, объем К3 сохраняем стабильным. Кроме нас поддерживать лоукост­сегмент некому. Взять хотя бы полноприводный КАМАЗ­43118, который задействован в разработке месторождений – что будет, если мы снизим его выпуск, допустим, на 20 процентов? Задумываясь об этом, я не исключаю, что наши задачи окажутся еще более амбициозными – расширение премиум­сегмента с сохранением позиций в К3», — отметил руководитель КАМАЗа.

Прогноз цен на подержанные автомобили в 2018 году

На протяжении всего года стоимость на подержанные автомобили останется неизменной. Отечественный транспорт не является исключением. Цены на зарубежное производство будут зависеть от курса иностранной валюты и прогнозировать их практически невозможно по причине нестабильной экономической ситуации в России и других странах.

На стоимость данного товара могут повлиять только санкции, если их продлят на весь текущий год. Если этого не произойдет, то цены на отечественный автомобиль будут расти на протяжении всего 2017 года.

Текущие тренды

По мнению автотрейдинговой компании “Формула 91”, жители Российской Федерации проявляют довольно высокий интерес к подержанным иностранным автомобилям. по статистике, за прошедшие годы стоимость на него возросла на 4,4%.

Другими словами, сумма составила 462 000 рублей. Что касается отечественных легковых автомобилей, то на них цена упала на 6,8%.

Данная компания увеличила предложение автомобилей иностранного производства, опираясь на тенденции рынка. Самые популярные марки автомобилей в сегменте легкого коммерческого транспорта являются Hyundai, Ford, Mercedes-Benz и ГАЗ. Из легковых авто – Volkswagen, Nissan, ВАЗ и Toyota.

Очень много покупателей подержанных автомобилей стали отказываться от услуг кредитных организаций.

Как изменятся цены на подержанный автомобиль в 2018 году?

В 2018 году продажи автомобильной отрасли будут значительно увеличены, но это не совсем точно, так как рост стоимости на авто могут отрицательно сказаться на реализации данного прогноза.

Так как курс рубля на данный момент стал более стабилен, рост стоимости авто приостановлен. По мнению аналитиков, в ближайшем будущем валюта ослабнет и это непосредственно отразиться на рынке автомобилей.

Рост продаж машин зависит от таких факторов, как:

  • спад цен на заемные ресурсы. Это реализовалось после корректировки ключевой ставки Центробанка;
  • стабильность курса рубля, что повлияло на укрепление стоимости автомобиля;
  • возобновление роста доходов населения. Это отлично влияет на коэффициенты спроса.

Кроме этого, очень важную роль играет поддержка государства. Программа уничтожения подержанных автомобилей помогла укреплению продаж в период экономического кризиса. В ближайшее время она будет способствовать интенсивной реабилитации отечественного рынка.

Благодаря такой ситуации число реализованных автомобилей увеличится на 10%. Самым главным фактором риска является динамика валютного рынка. Это может привести к интенсивному росту цен на автомобили. Покупатели уже свыклись со стоимостью автомобилей.

Читать еще:  Гидроусилитель руля схема устройство

Влияние внешних факторов

Наблюдается 2 фактора, которые существенно повлияют на коэффициенты автомобильного рынка в 2018 году. Во-первых, это глобальная финансовая поддержка от государства. Согласно мнению Минпромторга, по программе льготного кредитования, уничтожения и замены автопарка государство в этом году выделило 62 миллиарда рублей. Данная финансовая поддержка поможет повысить продажи автомобилей на 750 000 штук.

В период экономического кризиса от государства продолжает поступать финансирование, но в ближайшее время финансовая поддержка будет пересмотрена. Также может измениться ее формат. В планы правительства входит использование адресной поддержки представителей автомобильной отрасли, что поспособствует увеличению эффективности использования государственных средств.

Изменение валютных котировок (это второй фактор) напрямую повлияет на динамику автомобильного рынка. Если рубль ослабнет, то цены будут повышаться. А это отрицательно скажется на восстановлении объемов продаж. Укреплению позиции российской валюты поможет новое подорожание нефти.

Прогноз на 2018 год

По мнению Минэкономразвития, курс российского рубля понизится до 70 руб./долл. в следующем году. Это повлияет на увеличение цен транспортного средства. С помощью девальвации валюты темпы экономического роста, по словам представителей правительства, станут быстрее. Что касается государственного бюджета России, то он пополнится дополнительными средствами от экспорта энергетических ресурсов.

Последние новости

Представители Mitsubishi предполагают, что курсовые факторы имеют огромное значение для динамики продаж. Во время девальвации произойдут видимые потери для рынка автомобилей. Восстановление объема продаж до 3 миллионов штук в год произойдет только в 2020 году. Помимо этого, ЭРА-ГЛОНАСС будет останавливать продажи в среднесрочной перспективе для того, чтобы повысить затраты представителей рынка. Это повлияет на окончательные цены для потребителей.

Что пишут СМИ?

По данным СМИ, российская валюта может избежать сильного ослабления если произойдет рост цен на нефть до 60 долларов за баррель. Тогда стоимость рубля будет варьироваться от 5 до 7%. Это никак не повлияет на цены автомобилей.

Рост котировок нефти поможет зафиксировать курс рубля и понизить масштабы подорожания транспортных средств.

Рынок грузового транспорта и спецтехники: итоги 2020 года и ожидания на 2021 год

Как изменились спрос и предложение на вторичном рынке грузовой техники

Согласно данным Авито Авто, рост спроса на подержанную спецтехнику для грузоперевозок по итогам 2020 года составил 14,8%. В частности, покупательский интерес к грузовикам на вторичном рынке увеличился на 14,6%, к легкому коммерческому транспорту – на 25%. Спрос на погрузчики (всех типов – фронтальные, телескопические, вилочные и т.д.) и прицепы с пробегом в России вырос на 17,8% и 19,3%, соответственно, на тягачи – на 5%.

Даже несмотря на спад деловой активности в период пандемии, и во II квартале был заметен рост спроса на грузовую технику с пробегом по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. К IV кварталу 2020 года вторичный рынок грузового транспорта и спецтехники продемонстрировал значительный прирост год к году с точки зрения спроса: грузовики – на 8,4%, легкий коммерческий транспорт – на 22,7%, погрузчики – на 22,5%, прицепы и тягачи – на 17,2% и 16,2%, соответственно.

Динамика спроса на грузовую технику с пробегом год к году, вся Россия, 2020 г.

Вид техникиI кв. 2020 г. %II кв. 2020 г. %III кв. 2020 г. %IV кв. 2020 г. %
Все виды+24,0+6,1+6,0+12,8
Грузовики+27,3+8,2+4,6+8,4
Легкий коммерческий транспорт+29,4+8,7+14,5+22,7
Погрузчики (всех типов)+35,5+2,9+1,5+22,5
Прицепы+15,1+14,1+12,6+17,2
Тягачи+15,6-9,9+1,6+16,2

При этом предложение на вторичном рынке снизилось (-3,6%) почти по всем типам коммерческого транспорта и спецтехники за исключением погрузчиков (+14,4%). По мнению экспертов Авито Авто это означает, что на одно объявление о продаже приходится больше заинтересованных покупателей. Следовательно, продавцы указанной подержанной техники могут сейчас продать ее быстрее и по более выгодной цене.

Цены на новый транспорт растут быстрее темпов инфляции, поэтому покупатели сейчас чаще выбирают подержанную технику. «Цены на новую импортную технику растут в том числе из-за снижения курса рубля к иностранным валютам. Уже действующие с 1 января госпрограммы льготного автокредитования и лизинга смогут облегчить покупку новой техники», – отмечает Виктор Пушкарев, заместитель начальника отдела аналитики «АВТОСТАТ».

По данным «АВТОСТАТ», в 2020 году объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 74,8 тыс. единиц, что на 7,3% меньше, чем в 2019 году. Кроме того, производство грузовиков в 2020 году снизилось на 9%.

Среди других причин переориентации на вторичный рынок транспорта – стремление бизнеса быстро решить задачу по наращиванию логистических мощностей в условиях бума электронной коммерции на фоне пандемии.

Динамика средних цен на вторичном рынке коммерческого транспорта и спецтехники с пробегом

По результатам 2020 года средняя стоимость подержанных грузовиков выросла на 10% и составила, по данным Авито Авто, 550 000 рублей. Наиболее заметный рост цен по итогам прошлого года показали погрузчики (всех типов), средняя цена на которые достигла уровня 900 000 рублей (+28,6%). Средняя цена в категории «легкий коммерческий транспорт» выросла на 5,7%, составив 370 000 рублей, а цены на тягачи увеличились в среднем на 3,2%.

Средняя стоимость подержанных коммерческих автомобилей и спецтехники по кварталам и динамика цен, вся Россия, 2020 г.

Цена, руб.Цена, изменение за год, %
I кв. 2020 г.II кв. 2020 г.III кв. 2020 г.IV кв. 2020 г.I кв. 2020 г.II кв. 2020 г.III кв. 2020 г.IV кв. 2020 г.
Все типы500 000500 000510 000550 0000,24,25,210,0
Грузовики510 000550 000550 000600 0002,012,212,217,6
Легкий коммерческий транспорт360 000370 000375 000380 0002,97,27,15,6
Погрузчики790 000900 000910 000980 00012,928,621,324,1
Прицепы220 000190 000200 000200 000-4,3-13,6-13,0-9,1
Тягачи1 300 0001 350 0001 250 0001 250 0000,06,34,2-3,8

Ожидания на 2021 год

По мнению Сергея Никольского, руководителя категорий «Автоуслуги» и «Коммерческий транспорт» в Авито Авто, в 2021 году ситуация на рынке коммерческого транспорта и спецтехники будет зависеть от дальнейшей динамики цен и общей экономической ситуации в стране.

«Есть основания ожидать, что в нынешнем году электронная коммерция сохранит темпы роста 2020 года и это в свою очередь будет стимулировать спрос на транспорт для грузоперевозок. Поскольку цены на новую технику, как импортную, так и отечественную, скорее всего продолжат расти на фоне повышения утилизационных сборов и стоимости сырья, будет увеличиваться востребованность подержанной техники, более низкой в цене. Кроме того, будет увеличиваться возраст логистических автопарков, так как покупать новую технику дороже, чем поддерживать работоспособность действующего парка. В таких условиях предложение по продаже подержанной грузовой техники окажется недостаточным для удовлетворения растущего спроса, что создает предпосылки для развития альтернативных инструментов реализации техники: лизинга, аренды и кредитных продуктов».

Комментируя возможную ситуацию на рынке новых грузовиков, Виктор Пушкарев, заместитель начальника отдела аналитики «АВТОСТАТ», отмечает, что в 2021 году положительная динамика покупательского интереса возможна, прежде всего, за счет реального восстановления российской экономики после кризиса 2020 года. И предпосылки к этому уже появились. Главными из них, по мнению эксперта, являются более высокие мировые цены на нефть (выше 50 долл/баррель) и запуски программ вакцинирования от коронавируса во многих странах мира. «И конечно, чем быстрее смогут восстановиться сферы российского бизнеса, наиболее пострадавшие от пандемии, тем скорее деловая активность приведет к росту спроса на коммерческую технику», – подчеркивает эксперт.

Комплектации и цены 2018

  • Первая
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
  • Последняя
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • 2022
  • Audi
  • BMW
  • Mercedes-Benz
  • Alfa Romeo
  • Hyundai
  • Volkswagen
  • Renault
  • Toyota
  • Kia
  • Ford
  • Austin
  • Porsche
  • Nissan
  • Skoda
  • Lada (ВАЗ)
  • Aston Martin
  • Mazda
  • Mitsubishi
  • Chevrolet
  • Jaguar

Роман Вездеходов, 6 часов назад

Максим Скифский, Вчера в 14:08

Богдан Елисеев, 23 августа 2021, 17:38

Владимир Котеночкин, 22 августа 2021, 15:35

Алишер Бабаев, 20 августа 2021, 13:55

Александр Иванов, 19 августа 2021, 18:01

Алексей Апухтин, 18 августа 2021, 23:46

Александр Иванов, 18 августа 2021, 17:31

Юрий Базин, 18 августа 2021, 12:55

Максим Скифский, 17 августа 2021, 12:00

  • Новости
  • Комплектации и цены
  • Обзоры
  • Тест-драйвы
  • Статистика продаж
  • Дилеры
  • Автосалоны
  • Характеристики
  • Хронология
  • Термины
  • Для истории
  • Артефакты

На нашем сайте не требуется регистрация, однако чтобы оставлять комментарии, нужно авторизоваться. Сделать это можно с помощью социальных сетей.

Вторичный рынок автомобилей: как пандемия изменила автобизнес в России

Общий обзор вторичного авторынка в России

По сравнению с 2019 годом на конец 2020 года глобальный авторынок показал отрицательную динамику по количеству продаж автомобилей. Общемировые продажи составили порядка 77,7 млн авто, что на 14% меньше предыдущего года. Однако авторынок России в 2020 году вошел в ТОП-10 по общемировым продажам, несмотря на то что по сравнению с 2019 годом просел на 9,1% (рис.1).

Рис. 1. Топ-10 мировых авторынков в 2020 году, млн шт.

Источник: «ForAuto-2021. Автомобильный рынок: итоги и прогнозы»

По данным специалистов «Автостат», в конце 2020 года в России эксплуатировалось 45 миллионов легковых автомобилей. Для сравнения: 10 лет назад в 2011 году насчитывалось порядка 33 миллионов автомобилей. То есть за 10 лет, с 2011 по 2021 год, число легковых автомобилей на российских дорогах выросло почти на 36%. Однако если в 2011 году легковых автомобилей старше 10 лет насчитывалось порядка 50%, то в настоящее время их почти 60%. Основную долю в общем объеме легковых автомобилей в России занимают легковушки в возрастной категории от 11 до 15 лет (23%) (рис.2).

Рис. 2. Возрастная структура легковых автомобилей в России в 2011 – 2021 гг., %

Источник: Автостат

За прошедший 2020 год автобизнес России столкнулся с дефицитом как новых, так и подержанных машин. Вторичный рынок становится популярнее благодаря росту цен на новые машины, падению доходов и образовавшемуся дефициту на первичном авторынке. В 2020 купили почти 5,5 млн автомобилей с пробегом (новых – 1,46 млн). Рынок подержанных легковушек вырос на 1,7% по сравнению с 2019 годом, тогда как продажи новых легковых авто упали почти на 10% (рис.3).

Рис. 3. Динамика продаж новых и подержанных автомобилей в России, млн.шт.

Источник: Автостат, АЕВ

По состоянию на конец 2020 года в России на один купленный новый автомобиль приходилось 3,8 подержанных автомобилей (1:3,8) (рис.4).

Рис. 4. Соотношение продаж новых и подержанных легковых автомобилей за 2020 год, тыс. шт.

Источник: Автостат

Самый большой разрыв в продажах новых и подержанных авто зафиксирован в апреле-мае 2020 года, когда в связи с пандемией большинство дилерских центров не работало. Это привело к тому, что на один проданный новый автомобиль приходилось порядка 4,9 с пробегом. Тем не менее, уже в декабре 2020 года продажи новых автомобилей и подержанных находились в соотношении 1:3,5, как и в начале 2020 года.

Регионы-лидеры по продажам подержанных автомобилей

По состоянию на конец 2020 года на каждую 1000 жителей России было продано 48 автомобилей, в число которых входило 10 новых и 38 подержанных авто. По регионам России самое большое количество новых автомобилей на 1000 жителей было продано в Санкт-Петербурге и Москве, а подержанных – в Дальневосточном и Сибирском федеральном округе (рис.5).

Рис. 5. Продажи новых и подержанных автомобилей на каждую 1000 жителей в федеральных округах России по состоянию на начало 2021 года, шт.

Источник: Автостат

По сравнению с 2019 годом незначительный рост продаж автомобилей с пробегом зафиксирован в нескольких регионах: г. Москва (+5,38) и г. Санкт-Петербург (+3,04), Свердловская область (+3,3), Республика Татарстан (+2,9) и Челябинская область (+2,8) (рис.6).

Рис. 6. Топ-10 территорий по продаже автомобилей с пробегом за 2019 – 2020 гг, тыс. шт.

Источник: Автостат (анализ)

Данные «Автостата» позволяют говорить о том, что по итогам 2020 года средневзвешенная цена подержанного легкового автомобиля в России составила 550 тыс. рублей. Это на 10% больше, чем в 2019 году.

Средневзвешенная цена автомобиля с пробегом массового сегмента в прошлом году достигла 450 тыс. рублей, увеличившись на 10%. Аналогичный показатель в премиум-сегменте вырос чуть сильнее – на 11% до 1,46 млн рублей. Стоит отметить, что средневзвешенная цена б/у автомобиля рассчитывается с учетом объемов продаж по модели и году выпуска (без учета модификаций).

Сегмент автомобилей в возрасте от 3 до 7 лет показал рост стоимости порядка 15 – 20%. Самый большой рост цен на «вторичке» был на «свежие автомобили» в возрасте от 3 до 5 лет. А вот более возрастные машины (10, 15, 20 лет) показали прирост всего около 5%.

Эксперты считают, что рост цен и дефицит автомобилей у дилеров вынудили россиян перейти на вторичный рынок, что привело к нехватке и подержанных машин в России. Другими словами, повышение цен на новые автомобили, а также их дефицит стали основными драйверами переориентации потребителей на ассортимент вторичного рынка.

При этом уже сейчас автоэксперты отмечают, что хороших предложений на «вторичке» практически не осталось.

Кроме того, подержанные машины в России к концу 2020 года подорожали в годовом выражении на 9%, а их средняя стоимость на конец декабря 2020 года составляла 666,4 тыс. рублей. По мнению специалистов, это связано с курсом рубля и нехваткой на «вторичке» качественных и «честных» автомобилей, а также наплывом перекупщиков. По сути, рост цен и объема продаж автомобилей с пробегом, в основном, произошел в декабре 2020 года, когда только за один последний месяц года было продано более 530 подержанных машин. Это на 16,6% больше, чем в декабре годом ранее.

ТОП автомобильных брендов по продаже «вторички»

В течение 2020 года на вторичном рынке лидерство удерживал отечественный автомобиль Lada, спрос на который, правда, по сравнению с предыдущим годом, уменьшился на 4,7%. Если в 2019 году было продано порядка 1 346,5 тысяч этих авто, то в 2020 году – 1 283,5 тысяч. В общем объеме продаж автомобилей с пробегом эта марка занимала долю в 23%.

Следующее место по объему продаж на вторичном рынке, как и в 2019 году, занимает автомобиль марки Toyota. Автомобили этой марки были проданы в России в количестве 619,7 тыс. шт., что на 3,7% или 597,6 тыс. шт. больше, чем годом ранее.

На третьем месте по объему продаж находятся автомобили марки Nissan. Всего в 2020 году авто этой марки на вторичном рынке было продано 315 тыс. шт., что на 3,8% больше, чем в 2019 году. Годом ранее было продано 303,9 тыс. шт. (рис.7).

Рис. 7. Доля Топ-5 марок автомобилей в общих продажах на вторичном рынке в России, %

Источник: Авито Авто.

В Топ-5 самых продаваемых автомобилей с пробегом в России вошли также авто марок Hyundai и KIA. Продажи подержанных автомобилей Hyundai в 2020 году показали рост 7,3%, по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, если в 2019 году было продано 284,5 тыс. шт., то в 2020 году – 305,2 тыс. шт. Что касается KIA, продажи авто этой марки также увеличились в 2020 году по сравнению с предыдущим на 12,8% и составили 298,8 тыс. шт.(табл.1).

Таблица 1. Топ-10 марок легковых автомобилей с пробегом, проданных в России за 2019 – 2020 гг.

Всего по России

Из 10 лидирующих марок автомобилей на вторичном рынке России только две марки показали отрицательную динамику продаж по сравнению с 2019 годом – отечественная LADA (-4,7%) и FORD (-1,4%). Все остальные марки-лидеры продемонстрировали положительный рост продаж в 2020 году по сравнению с предыдущим. Наибольший рост наблюдался у марки KIA (+12,8%).

Самым популярным среди россиян в 2020 году был автомобиль Ford Focus, который, правда, по сравнению с предыдущим годом снизился в продажах на 1,8%. LADA 2114 также была востребована у жителей России и тоже показала отрицательную динамику продаж по сравнению с 2019 годом – минус 8,9% (рис.8).

Рис. 8. Топ-5 самых популярных моделей автомобилей на вторичном рынке России в 2019 -2020 г., тыс.шт.

Источник: Автостат

Далее следует Hyundai Solaris, KIA Rio и Toyota Corolla, показавшие рост продаж по сравнению с 2019 годом на 8,2%, 15,2% и 1,6% соответственно.

Самый большой прирост в продажах по сравнению с 2019 годом показал автомобиль KIA Rio (+15,2%), а самое сильное падение отмечено у отечественной LADA 2107 (-12,3%).

Эксперты Автостата в Топ-10 востребованных моделей автомобилей на вторичном рынке включили также Lada 2107, которая сократилась в продажах по сравнению с 2019 годом со 118,4 тыс. до 103, 8 тыс., или на 12,3%; Lada 2170 Priora – 102,2 тыс. (-3,8%); Lada 2190 Granta – 94,4 тыс. (+12%); Lada 2121 Niva – 90, 8 тыс. (-0,1%); Lada 2110 – 83,3 тыс. (-14%) и Renault Logan – 79,2 тыс. (+1,3%) (рис.9).

Рис. 9. Топ-20 самых популярных моделей автомобилей на вторичном рынке России в 2020 г., тыс. шт.

Источник: Авито Авто (анализ)

Как и в 2019 году, самыми популярными на вторичном рынке России были кроссоверы и внедорожники из сегмента SUV, продажа которых в 2020 году составила 1,49 млн. Второе место по продажам заняли средние авто из сегмента С – продано порядка 1,42 млн., а третье место – у компактных автомобилей класса В – 1,05 млн. (рис.10).

Рис. 10. Сегменты Топ-5 на вторичном рынке автомобилей в 2019 – 2020 гг., млн шт.

Источник: Автостат (анализ)

Седаны являются наиболее предпочтительным автомобилем по типу кузова на вторичном рынке в 2020 году. Их доля занимает 42% в общем объеме рынка подержанных автомобилей. Второе место занимают универсалы с долей 33%, на третьем месте хэтчбек/лифтбек -22% (рис.11).

Рис. 11. Соотношение легковых автомобилей с пробегом по типу кузова на вторичном рынке, %

Источник: Автостат

Прогноз развития вторичного авторынка в России

По сравнению с 2019 годом увеличиваются продажи подержанных автомобилей через официальных дилеров. Так, если в 2019 году общий объем продаж составил порядка 700 тыс. автомобилей, то уже в 2020 году, несмотря на закрытие весной 2020 года большинства дилерских центров в связи с пандемией, через официальных дилеров было реализована 789 тыс. авто с пробегом. Это на 14% больше предыдущего года. По сути, каждый 7 подержанный автомобиль реализуется через официальных дилеров.

Отметим, что у дилеров более 85%, или 690 тыс. автомобилей с пробегом, приходится на марки массового сегмента, которые в 2020 году показали рост на 20% по сравнению с предыдущим годом. При этом автомобили с пробегом премиум-класса показали отрицательную динамику продаж в 2020 году, сократившись на 12% по сравнению с 2019 годом.

Итоги первых трех месяцев 2021 года показывают, что цены на подержанные автомобили растут быстрее, чем на новые.

Согласно данным Авто.ру, за первые три месяца 2021 года подержанные автомобили подорожали на 5,2%. Цены на новые выросли на 3,8%. Представители дилеров отмечают более высокий рост цен. Так, в «Рольфе» говорят о подорожании машин в возрасте до 10 лет на 10,7% в I квартале по сравнению с началом года. В «Авилоне» фиксируют рост на 30% год к году, в «Прагматике эксперте» — 20% за I квартал.

Дилеры связывают рост цен на подержанные автомобили с дефицитом новых машин и их постоянное удорожание. Соответственно, при отсутствии выбора продавцы устанавливают выгодные им ценники, и стоимость трехлетних машин становится выше их исходной цены.

Самыми востребованными на рынке остаются автомобили в возрасте до двух-трех лет с небольшим пробегом и одним хозяином. Их покупают практически сразу после появления на рынке. При этом доступность «трехлеток» сократилась: их стали реже сдавать в trade-in, увеличился срок эксплуатации. По мнению дилеров, покупатели стали менее охотно расставаться с автомобилями из-за сокращения доходов.

Рост цен на вторичном рынке ускорился еще в 2020 году. И, если общий объем продаж подержанных машин в РФ в 2020 году, как было сказано выше, вырос на 1,7%, то в I квартале 2021 года — на 3,3% до 1,2 млн штук. Продажи новых автомобилей в этот же период падали.

Специалисты Авто.ру составили прогноз развития рынка подержанных автомобилей до 2023 года в России (рис.12).

Рис. 12. Прогноз развития вторичного рынка автомобилей

Источник: Авто.ру.

Высока вероятность, что продажи на вторичном рынке авто будут сокращаться, в первую очередь, в силу его насыщения в 2020 году. Большой спрос на автомобили с пробегом в предыдущем году оказали влияние на снижение количества предложений на вторичном рынке, поэтому необходимо определенное время для того, чтобы рынок стабилизировался. Эксперты спрогнозировали рост цен на новые автомобили, соответственно, поднимутся цены и на авто с пробегом. Но повышение цен на вторичном рынке прогнозируется как незначительное по причине увеличения срока эксплуатации и пробегов авто. Одновременно с ростом срока владения будет наличествовать дефицит ликвидных вариантов автомобилей с пробегом.

В 2021 году продажи грузовых автомобилей в России могут вырасти на 3–6%

– Татьяна Вячеславовна, как повлиял коронавирусный кризис на отрасль? Какие можно выделить драйверы восстановления рынка?

– За 9 месяцев 2020 года рынок новых грузовых автомобилей сократился не так сильно, как рынок легковых и легких коммерческих автомобилей. Сокращение продаж на рынке грузовых автомобилей составило 7,3%, на рынке легковых – 9,6%, на рынке легких коммерческих – 9,1%.

Следует отметить, что на всех трех рынках падение оказалось не таким существенным, как ожидалось в апреле – мае.

Рынок грузовых автомобилей чувствовал себя лучше, так как еще в период самоизоляции было возобновлено производство, разрешены поставки грузовых автомобилей по контрактам, заключенным до самоизоляции, и по контрактам, обеспечивающим работу жизненно важных отраслей.

Рынок поддержали и меры государственной поддержки: программы «Российский тягач», «Свое дело», «Льготный лизинг специализированной техники», программа по стимулированию спроса на газомоторную технику, реализация крупных инфраструктурных проектов, а также опережающие закупки автомобильной техники федеральными органами исполнительной власти и госкомпаниями. Кроме того, на рынок оказывают влияние государственные инициативы, напрямую не связанные с автомобильным рынком, например, «мусорная» реформа привела к росту спроса на мусоровозы. Заметное влияние оказывает реализация крупных инфраструктурных проектов.

Определенный эффект дало снижение курса рубля, которое неизбежно приводит к существенному росту цен на российскую и иностранную технику. По этой причине ряд компаний, которые планировали в конце текущего – начале следующего года закупить грузовые автомобили, сделали это значительно раньше.

В целом на рынок грузовой техники кроме основных макроэкономических показателей, таких как ВВП, цены на нефть и курс рубля, оказывают влияние и состояние потребляющих грузовую технику отраслей: грузоперевозки, оборот розничной и оптовой торговли, производство, добыча полезных ископаемых и др.

– Какими темпами продвигается импортозамещение и локализация в сегменте грузового автомобилестроения?

– Импортозамещение на рынке грузовых автомобилей развивается достаточно успешно. Если в 2013 году доля техники российского производства на рынке новых грузовых автомобилей составляла 70,5%, то по итогам 9 месяцев 2020-го она достигла 80,3%. В России производятся не только российские бренды, но и Volvo, Mercedes-Benz, Isuzu, Iveco, Scania и др.

Если говорить об иностранных автопроизводителях, то наибольших результатов в локализации достигли Volvo и Mercedes-Benz. У Volvo в Калуге в ноябре 2014 года начал работу завод кабин. В мае 2019 года в Набережных Челнах состоялось открытие нового завода по производству каркасов кабин для грузовиков КамАЗ и Mercedes-Benz.

Тем не менее дальнейшая локализация очень важна для автопроизводителей. Ведь импортные комплектующие, сырье, материалы используют и российские автопроизводители. Так, после введения санкций против группы ГАЗ производитель испытывал трудности с иностранными поставщиками.

Высокая доля импортной составляющей приводит и к существенному росту цен на грузовые автомобили при снижении курса рубля. К тому же в условиях остановки производств за рубежом, как это было из-за пандемии COVID-19, прерывается цепочка поставок, существует риск остановки производства техники в России.

Кто является лидерами российского рынка грузовых автомобилей?

– Традиционно в течение многих лет лидером российского рынка новых грузовых автомобилей является КАМАЗ, второе место занимает российский бренд ГАЗ. Из иностранных брендов лидерами за 9 месяцев является VOLVO, с небольшим отрывом за ней идет бренд Scania.

Какие факторы в данный момент влияют на популярность отечественных грузовых автомобилей?

– Высокий спрос на автомобили российских брендов объясняется доступной ценой автомобиля, более низкой стоимостью владения, широким модельным рядом, предлагаемым российскими производителями КамАЗ, ГАЗ, «Урал». Российские автозаводы выпускают и наиболее популярные типы грузовых автомобилей – самосвалы, тягачи, фургоны. КамАЗ запустил в конце 2013 года производство магистрального тягача 5490 с обновленной кабиной и двигателем Daimler, коробкой ZF и т. д. Модель стала самой продаваемой в сегменте тягачей.

Выпускают российские автозаводы и широкую гамму специальной грузовой техники. У них широкая дилерская и сервисная сеть, а значит, проще купить и обслуживать грузовик. Благодаря высокому уровню локализации грузовики российских марок участвуют во всех программах поддержки.

– Какая динамика отмечается в контексте спроса/предложения в секторе отечественного грузового автомобилестроения?

– По итогам текущего года сокращение рынка грузовых автомобилей может составить порядка 7%. Если в 2021 году не произойдет существенных изменений, таких как резкое снижение цен на нефть, дальнейшее падение курса рубля, уменьшение показателей в отраслях, потребляющих грузовую технику, то ожидается рост продаж грузовых автомобилей в пределах 3–6%.

Дефицит и рост цен: что ждет российский авторынок летом 2021 года

Рафаэль Залян

В России ожидается взрывной рост цен на автомобили. По словам представителей индустрии, некоторые компании уже увеличили стоимость отдельных моделей машин, а другие салоны повысили цены на всю линейку. В целом, по прогнозам аналитиков, автопроизводители увеличат стоимость транспортных средств еще на 10–15 процентов. «Вечерняя Москва» узнала, с чем связаны такие ценовые скачки и как это отразится на отечественных авто.

По словам автомобильного эксперта Святослава Васильева, стоимость практически всех марок авто, представленных на российском рынке, начнет расти.

— Цены продолжат расти, и на это есть ряд своих причин, среди которых можно выделить основные. Это увеличение стоимости комплектующих и электроники. Второе: падение продаж у большинства дилеров. Естественно, если затронуть вопрос премиальных и импортируемых брендов, то увеличение цен будет связано еще с растущими налогами и привязкой к валютному курсу, которой избежать невозможно в случае с импортируемыми авто, — заметил спикер.

При этом эксперт отметил, что цены продолжат расти вплоть до июня 2021 года. Однако это будет происходить поэтапно, чтобы скачок не спровоцировал резкий обвал спроса на рынке.

— Есть и такое мнение, что грядущее повышение — это не новость, а вполне ожидаемый процесс, о котором ранее уже предупреждали неоднократно. Кроме того, текущее повышение — плановое, — сказал Васильев, — и крупные автопроизводители используют каскадирование.

Чтобы не вызвать шокового эффекта на рынке из-за стремительно растущих цен, каждый производитель, по словам специалиста, ведет собственную политику ценообразования. Этим и объясняется отсутствие взрывного увеличения цен у всех компаний.

— На сегодняшний день ситуация выглядит следующим образом: представители Mercedes и Mazda увеличили стоимость на авто от одной до двух моделей, у Audi, Volkswagen и Skoda цена увеличилась на подавляющее большинство моделей, а вот производители Renault не стали скромничать и просто увеличили цены на весь модельный ряд, — отметил эксперт.

Что касается отечественного автопрома, то компания «Лада» подняла цены на весь свой ассортимент, а в Mercedes Benz, как заметил спикер, пока ограничились ростом стоимости единичных моделей автомобилей. В целом же, по словам собеседника «ВМ», коррекция цен коснулась практически всех 20 брендов авто, представленных в массовом сегменте на территории России.

— Еще одним фактором, влияющим на внутренний рынок, являются события и международного масштаба. Сегодня наблюдается проблема с поставками подвесок и полупроводников, — уточнил Васильев.

Также существует дефицит электроники и других комплектующих авто.

Многие представители индустрии, как отметил Васильев, сходятся во мнении, что дефицит на авторынке сохранится и ситуация, скорее всего, не поменяется в краткосрочной перспективе.

Дальнейшие прогнозы дилеров тоже не вызывают оптимизма:

— По их мнению, во втором квартале 2021 года цены подрастут еще на три процента. Причиной этому стал общий тренд, который был заложен производителями относительно планового роста цен. Также влияет валютный курс, который не показывает стабильности и вносит свою лепту в ценообразование.

Это дает основание полагать, что при таких условиях, отметил эксперт, тенденция скачка цен сохранится до конца 2021 года.

Резкое торможение: с чем связан рекордный за 11 лет обвал мирового автомобильного рынка

В 2019 году продажи легковых автомобилей в мире упали на 4,4% — до 90,3 млн единиц. Обвал рынка стал самым масштабным со времён мирового финансового кризиса 2008 года. Об этом говорится в отчёте консалтинговой компании LMC Automotive.

Согласно исследованию агентства, продажи легковых машин сократились в большинстве регионов мира. Самое серьёзное снижение зафиксировано в Китае (на 8,3%), Мексике (8%), Канаде (3,4%) и Аргентине (43,1%). При этом относительно небольшой спад наблюдается в России (2,3%), странах Восточной Европы (2,7%), Южной Корее (1,6%) и США (1,4%).

«Главной причиной падения глобального рынка стало снижение спроса на автомобили. В первую очередь проблема затронула Китай, на долю которого сегодня приходится порядка 25% мировых продаж транспортных средств», — рассказал RT главный стратег «Универ Капитал» Дмитрий Александров.

Снижение китайского спроса на легковые автомобили эксперты связывают с обострением тарифной войны между КНР и США. Весной 2019 года отношения между Пекином и Вашингтоном резко ухудшились и стороны начали вводить взаимные торговые ограничения. После продолжительных переговоров государства договорились о перемирии и 15 января 2020 года подписали торговую сделку. Между тем эксперты не ожидают восстановления китайского и американского авторынков в ближайшее время.

«Торговые ограничения нанесли удар не только по спросу на авто, но и по производителям комплектующих. Это привело к снижению производственной активности в отрасли. Как ожидается, до 2021 года китайский авторынок, который остаётся крупнейшим в мире, может сократиться ещё на 10%. Вслед за ним ослабление начнётся на рынках США, Европы и Индии»,— рассказал RT главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович.

На мировой авторынок повлияло и массовое ужесточение экологических стандартов. Как рассказал RT эксперт компании «Международный финансовый центр» Дмитрий Иногородский, с 2020 года в Европе разрешена продажа новых автомобилей только с двигателями, соответствующими стандарту Евро-5. Норма позволяет бензиновым машинам сокращать выбросы серы на 80%, сажи — на 25% и оксидов азота — на 25%. В Китае аналогичный стандарт уже введён.

Однако эксперты утверждают, что новые экостандарты осложняют работу автопроизводителей и наносят удар по продажам.

«Компаниям приходится подстраивать свои производственные циклы под новые экологические требования. Для этого нужны средства, поэтому такие вливания значительно снижают финансовую устойчивость организаций», — пояснил Антон Покатович.

Усиление мер по борьбе с загрязнением окружающей среды не только сказывается на производстве, но и снижает спрос на бензиновые и дизельные автомобили. Об этом в интервью RT рассказал эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский.

«Автовладельцы постепенно пересаживаются на общественный транспорт и другие средства передвижения. Так, например, в 2018 году производственные доходы от продаж электровелосипедов достигли $15 млрд. Как ожидается, к 2025 году ежегодно продажи таких велосипедов будут составлять 50 млн единиц», — отметил Кричевский.

Давление на отрасль оказало и развитие сервисов каршеринга. Как отмечают аналитики, в последнее время аренда автомобиля становится доступнее и обходится дешевле покупки собственного транспорта.

«Каршеринговые и арендные сервисы оттягивают на себя значимую часть и без того подорванного спроса. Все факторы, оказывающие давление на спрос, имеют структурный характер и поэтому продолжат воздействовать на отрасль. Таким образом, в 2020 году авторынок может снизиться на 3—5%», — добавил Антон Покатович.

Дмитрий Александров полагает, что падение автомобильного рынка может привести к замедлению темпов промышленного производства в мире. Эксперт подчеркнул, что в будущем такая ситуация рискует усилить замедление глобальной экономики.

В своём новом докладе МВФ ухудшила прогноз по росту мирового ВВП с 3,4% до 3,3% в 2020 году и с 3,6% до 3,4% в 2021-м.

При этом в зону риска попали страны, чьи экономики зависят от экспорта автомобилей, предупреждают эксперты международного рейтингового агентства Fitch.

«Даже если продажи в Китае смогут вырасти хотя бы на 1%, мы не видим особых оснований ожидать восстановления глобального авторынка в 2020 году. В результате автомобильная отрасль продолжит негативно влиять на мировое производство и экономики стран с высокой долей этого сектора в ВВП, например, Германии» — утверждает главный экономист агентства Fitch Брайан Коултон.

Автобизнес / Обзор прессы

Автомобили с застывшим пробегом

Продажи подержанных автомобилей за три квартала 2018 года почти не выросли, отмечают эксперты и участники рынка, а цена на них летом упала почти на 9%. На авторынке говорят о сокращении предложения наиболее популярных «трехлеток»: последняя волна их продаж была в прошлом году, тогда как в 2015-м продажи новых автомобилей рухнули на 36%. Кроме того, растет и средний срок владения автомобилем на фоне снижения доходов населения. Активного обновления парка новых машин и роста рынка подержанных автомобилей в отрасли ждут к 2020 году.

По данным «Автостата», за январь-сентябрь рынок легковых автомобилей с пробегом вырос на 1,9%, до 3,97 млн машин. При этом в сентябре продажи таких машин показали рост только на 0,2%, до 469,3 тыс. штук. В частности, на 6,2%, до 118,3 тыс. штук в прошлом месяце сократилась реализация моделей лидера вторичного рынка Lada (доля рынка — около 25%), продажи подержанных Toyota упали на 0,9%, до 50,9 тыс. штук. На уровне 2017 года осталась реализация Chevrolet (20,5 тыс. штук). Продажи остальных брендов-лидеров сегмента росли: на 4,9% увеличились продажи подержанных Nissan (26,3 тыс. штук), на 10,8% — Hyundai (24 тыс. штук), еще выше рост у Kia — на 16,9%, до 21,6 тыс. машин. В 2017 году, по данным «Автостата», рынок легковых автомобилей с пробегом вырос на 2,1%, до 5,3 млн штук.

Самой популярной моделью на вторичном рынке в сентябре осталась Lada 2114, несмотря на падение продаж на 9,4%, до 12,3 тыс. штук. Реализация самой популярной иномарки с пробегом Ford Focus упала на 0,3%, до 11,9 тыс. штук. На вторичном рынке активнее всех растет спрос на Kia Rio (20,5%, 7,9 тыс. штук) и Hyundai Solaris (20,2%, 8,7 тыс. штук). В «Автостате» отмечают, что эти модели массово начинают выходить на вторичный рынок. По данным Ассоциации европейского бизнеса, Kia Rio — вторая по популярности модель на рынке новых автомобилей в январе-сентябре 2018 года (продано 75,1 тыс. машин), а также первая по популярности модель по итогам 2017 года (96,7 тыс. машин). Hyundai Solaris — четвертая в топе новых автомобилей за девять месяцев (50,3 тыс. машин) и по итогам 2017 года (68,6 тыс. штук).

Гендиректор CarPrice (онлайн-аукцион) Денис Долматов полагает, что сегмент подержанных машин «стареет», а средняя цена машины снижается (по данным компании, летом она упала на 8,7%, до 477,6 тыс. руб.). Прошлогодний рост предложения «трехлеток», купленных в 2014 году на волне резкого падения рубля, постепенно сокращается, говорит он: «В 2015 году продажи новых машин провалились на 35,7%, значит, сегодня предложение «трехлеток» должно снизиться как минимум на треть. Продавцы таких машин не торопятся их продавать, наблюдая, что же будет дальше с курсом валют и ценами на новые автомобили».

Глава департамента продаж автомобилей с пробегом дилера «АвтоСпецЦентр» (АСЦ) Сергей Янчук связал замедление темпов роста этого сегмента с тем, что «многие предпочитают дольше эксплуатировать автомобили в связи с падением реальных доходов». Он также отмечает, что в Москве, где рынок показывал отрицательную динамику к 2017 году, многие выбирают каршеринг, а не покупку недорогого подержанного автомобиля. Но продажи машин с пробегом в АСЦ, по словам господина Янчука, в сентябре выросли на 17%, падают продажи «из рук в руки» и свободных продавцов. Директор подразделения по продаже автомобилей с пробегом «Рольфа» Алексей Баринов говорит, что дилерский сегмент рынка подержанных автомобилей «продолжает стремительный рост», вытесняя перекупщиков, а такие продажи у дилера в сентябре выросли на 23%. «Реализуется отложенный спрос: автовладельцы, откладывавшие покупку новой машины, видят, что цены на них растут, и решаются на покупку, сдавая автомобиль в трейд-ин», — говорит господин Баринов. Заметного роста продаж в АСЦ ждут к 2020 году, когда «производители обновят модели и на рынке начнется активная замена парка».

В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №185 от 10.10.2018

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector