Camgora.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ремонт вентилятора системы охлаждения

Ремонт вентилятора системы охлаждения. Кипеть или не кипеть?

Результат — более стабильный температурный режим двигателя. К тому же он быстрей прогревается после пуска, меньше расходует топлива. Включившийся электровентилятор вращается достаточно быстро даже при низких оборотах двигателя — и этим снижает риск перегрева при больших нагрузках в тяжелых дорожных условиях. Механический вентилятор в таких случаях не всегда эффективен.

Казалось бы, перечнем достоинств тему можно и закрыть, да качество электротехники не позволяет. Отказ вентилятора — дело рядовое, а последствия бывают впечатляющими: «вскипятив» двигатель, неопытный водитель нередко платит немалые деньги за ремонт. Некоторые даже сознательно отказывались от передовой системы в пользу надежного и бесхитростного привода ремнем.

В чем же главная причина капризов электровентилятора? Его мотор потребляет ток до 15–20 А, включаясь по команде датчика температуры охлаждающей жидкости в радиаторе (рис. 1). Чтобы большой ток не шел напрямую через нежные контакты датчика 1, в штатной конструкции применили разгрузочное реле 2. Решение естественное… но не безупречное — на российских автомобилях самым ненадежным элементом в системе охлаждения зарекомендовал себя как раз датчик температуры. Его контакты обгорают — и конец! И это, заметьте, при исправной работе разгрузочного реле.

Для объяснения ситуации придется вспомнить, что такое «ЭДС самоиндукции» или «противоиндукции». Забыли? Королеве Физике от этого ни холодно, ни жарко — явление есть. И оно работает… Тот, кто ездит на автомобиле с контактной системой зажигания, знает, как сильно обгорают тугоплавкие вольфрамовые контакты, хотя и разрывают сравнительно небольшой ток с напряжением не выше 14–14,5 В. Все дело в противоиндукции: в момент разрыва контактов исчезающее электромагнитное поле не только создает высокое напряжение на вторичной обмотке катушки зажигания, необходимое для свечи, но и немалое, до 400 В, напряжение противоиндукции в первичной обмотке. Вот оно-то и «прожигает» контакты: каждое их размыкание не проходит бесследно — а за тысячу километров пути их накапливается около 4 миллионов. Результат — эрозия контактов. Система работает хуже и хуже.

Контакты датчика температуры срабатывают не с такой большой частотой, но зато сами гораздо слабей контактов прерывателя — ЭДС противоиндукции катушки вспомогательного реле в конце концов на них сказывается — они обгорают… И чем больше потрудился датчик температуры, тем выше вероятность отказа. Задавая себе шекспировский вопрос «кипеть или не кипеть?», водителю надо почаще глядеть на указатель температуры и прислушиваться к шуму под капотом. Но еще вернее — вовремя заменить старенький датчик, дабы зря не рисковать. Однако есть и другие возможности.

Первая: обзавестись каким-нибудь импортным датчиком включения вентилятора с тремя выходами — схема на рис. 2. Здесь уже нет разгрузочного реле. Электромотор включается постепенно — сначала через контакты 1 и 2 с добавочным резистором, а затем уже напрямую, через контакты 1 и 3. Результат — гораздо меньший эрозионный износ. Во многих случаях (при невысоких нагрузках на двигатель автомобиля) пара 1–3 почти не используется.

Второй вариант — на рис. 3: здесь мы сохраняем разгрузочное реле. Однако в цепи есть новый элемент — диод 4 (типа КД105 и близкие к нему. Выбираются из справочника по диодам). Диод можно впаять непосредственно в реле (так удобней). В момент разрыва контактов датчика 1 тлетворное влияние на них ЭДС самоиндукции исключено — ток через диод уходит на «массу».

Подобное применение диодов очень характерно для зарубежных автогигантов «Мерседес», БМВ и т.д. В последнее время в продаже стали появляться готовые колодочки под такие реле — уже с впаянными туда диодом и проводками. Дело лишь за автолюбителем и его фантазией.

Резистор включения вентилятора охлаждения

Система управления вентилятором радиатора двигателя состоит из одного электродвигателя вентилятора радиатора и одного реле вентилятора радиатора. Питание на реле вентилятора радиатора подается по цепи положительного напряжения аккумуляторной батареи, а управление осуществляется путем замыкания на массу через блок управления двигателем.

В процессе работы блок управления двигателем замыкает на массу реле вентилятора радиатора через цепь управления реле вентилятора. В результате катушка реле вентилятора радиатора запитывается, контакты реле замыкаются и положительное напряжение аккумуляторной батареи через предохранитель вентилятора радиатора XVIIA 30 A по цепи питания электродвигателя вентилятора подается на вентилятор радиатора. Подача сигнала заземления на электродвигатель вентилятора радиатора осуществляется с помощью отдельной цепи заземления.

Блок управления двигателем подает команду на включение вентилятора в следующих условиях:

Блок управления двигателем подает команду на выключение вентилятора в следующих условиях:

Управление работой вентилятора радиатора (с системой кондиционирования)

Система управления вентилятором радиатора двигателя состоит из электродвигателя вентилятора радиатора, двух реле вентилятора радиатора и резистора вентилятора.

Модуль управления двигателем (ECM) управляет работой вентилятора в режиме высокой или низкой скорости в зависимости от потребности в охлаждении. Для включения вентилятора радиатора блок управления двигателем замыкает на массу обмотку соответствующего реле вентилятора. При этом на катушку реле подается питание и контакты реле замыкаются.

В режиме низких оборотов вентилятора блок управления двигателем замыкает на массу катушку реле низкой скорости вентилятора радиатора. Катушка реле низких оборотов запитывается и напряжение подается непосредственно на резистор клеммы B электродвигателя вентилятора радиатора двигателя через контакты реле низких оборотов. Резистор вентилятора радиатора подключен последовательно с электродвигателем вентилятора радиатора двигателя. При последовательном подключении вентилятор работает на низких оборотах.

В режиме высоких оборотов вентилятора блок управления двигателем замыкает на массу катушку реле высокой скорости вентилятора радиатора. Когда на обмотку реле высоких оборотов вентилятора радиатора подается питание, реле через свои контакты подает напряжение питания непосредственно на клемму C электродвигателя вентилятора радиатора. При прямой подаче напряжения и наличии замыкания на массу вентилятор радиатора работает на высокой скорости.

Вентилятор радиатора работает постоянно, если включена система кондиционирования. Сначала на низких оборотах, затем на высоких, как только температура охлаждающей жидкости двигателя превысит допустимый порог.

Блок управления двигателем подает команду на включение низкой скорости вентилятора в следующих условиях:

Блок управления двигателем подает команду на включение высокой скорости вентилятора в следующих условиях:

При отмене запроса на включение вентилятора радиатора электродвигатель вентилятора может не отключиться до тех пор, пока ключ зажигания не будет переведен в положение «Выкл» или скорость движения автомобиля не опустится ниже 16 км/ч (10 миль/ч). Это необходимо для того, чтобы в режиме работы двигателя на холостых оборотах вентилятор не включался и не выключался слишком часто.

Резистор вентилятора охлаждения

В цепи питания электродвигателя средней скорости вентилятора радиатора установлен один резистор на 0,23 Ом.

Принцип работы вентилятора радиатора и основные неисправности

Как известно, во время работы автомобильного двигателя происходит сгорание топлива. При этом образуется большое количество тепла в рамках преобразования тепловой энергии в механическую. При этом излишки тепла необходимо отводить от ДВС во внешнюю среду для предотвращения перегрева механизмов и деталей.

Сам двигатель не должен перегреваться выше оптимальных 80-90°C. Для этого задействуются специальные устройства, которые в комплексе образуют систему охлаждения. Системы охлаждения также разделяются на два типа: жидкостную и воздушную. В современных автомобилях эти два типа систем совмещены и являются гибридными.

Хотя основной принято считать жидкостную систему, отдельного внимания заслуживает и воздушное охлаждение, без которого при определенных условиях двигатель автомобиля неизбежно перегреется. Давайте рассмотрим систему воздушного охлаждения и ее неисправности более подробно.

Неисправности вентилятора системы охлаждения: признаки и способы устранения

Как уже было сказано выше, двигатель внутреннего сгорания является сложной системой, требующей бесперебойной работы системы охлаждения. Иначе произойдет перегрев силовой установки, что может привести к поломке и, следовательно, дорогостоящему ремонту.

Жидкостная система охлаждения, по которой циркулируют специальные охлаждающие жидкости (антифриз/тосол), является закрытой. В двух словах, принцип работы жидкостной системы охлаждения заключается в том, что во время работы двигателя через его рубашку (каналы в БЦ и ГБЦ) циркулирует жидкость, которая отводит лишнее тепло от нагретых деталей.

Затем горячая жидкость попадает в радиатор, охлаждается и снова возвращается в двигатель для его охлаждения. Во время прохождения радиатора нагретая ОЖ попадает в сеть тонких трубочек. Это способствует ее быстрому охлаждению. Также набегающим потоком воздуха при движении ТС излишки тепла выносятся за пределы подкапотного пространства машины.

Важно понимать, что только при взаимодействии этих двух систем происходит эффективное охлаждение двигателя. Если просто, термовыключатель вентилятора (датчик вентилятора) срабатывает и вентилятор включается. В результате создается поток воздуха и вентилятор работает до того момента, пока не будет достигнута оптимальная температура.

Он состоит, как минимум, из четырех лопастей, скрепленных вместе под специальным углом для максимального забора и подачи воздуха. Самой популярной стала крыльчатка на 8 лопастей. По конструкции привод вентилятора можно разделить на 3 типа:

  • механический
  • гидромеханический;
  • электрический;

Сегодня первый тип практически не используется, особенно на гражданских автомобилях, хотя остается на мощных внедорожниках как наиболее надежный. Второй тип также постепенно отходит на задний план. В любом случае, при выходе устройства из строя необходима немедленная диагностика и устранение причины поломки.

Проверка вентилятора системы охлаждения

Итак, при поломке современного вентилятора, нужно учитывать, что они зачастую электрические. Как правило, проблема кроется в проводке, датчиках, предохранителях и т.д. Среди основных неисправностей вентилятора можно выделить наиболее распространённые случаи, когда вентилятор охлаждения:

  1. Не включается.
  2. Не выключаются.
  3. Рано включается.
  4. Неправильно направляет потока воздуха.

Подавая напряжение на сам вентилятор, проверяется именно его исправность. Если он будет крутиться, значит, проблема не в нем. Если же вентилятор не крутится, лучше обратиться в автосервис. Доехать до СТО можно своим ходом, придерживаясь определённых правил:

  • Двигаться со скоростью, не менее 60 км/ч. Тогда функцию сломанного вентилятора выполнит набегающий воздух.
  • Включить на максимум печку во время езды, чтобы лишнее тепло вывелось в салон. В салоне будет жарко, зато повышаются шансы на то, что мотор не перегреется;
  • Следить за стрелкой температуры двигателя на панели. При ее приближении к красной зоне нужно остановить автомобиль, открыть капот, охладить мотор.

При проверке температурного датчика, его провода отсоединяются и замыкаются между собой. Если проблема в нем, то вентилятор заработает. В таком состоянии можно доехать до ближайшей СТО для ремонта. А если вентилятор не работает, значит его, скорее всего, нужно менять.

Если же вентилятор радиатора, наоборот, работает не останавливаясь, значит проблемы в термодатчике, замыкании проводов или в «залипании» контактов реле, когда его контакты не могут разомкнуться и напряжение для работы вентилятора продолжает подаваться.

При поломке термостата этот клапан заклинивает, антифриз нередко движется только по малому кругу (не попадая в радиатор для остывания). В результате вентилятор будет работать все время.

Определить эту проблему несложно. Если при ощупывании шлангов радиатора они будут холодными, а сам двигатель горячим, значит проблема в термостате . Добавим, что обычно заклинивание клапана термостата можно решить, постучав по его корпусу. Если это не помогает, значит устройство необходимо снимать и менять.

  • Еще вентилятор может включаться раньше необходимости. Скорее всего, это поломка термодатчика, который подлежит замене. Также надо учитывать типы датчиков. Они могут быть рассчитаны на разную температуру (так называемые «летние» и «зимние» термодатчики). Они работают с учетом заданной температуры. Если используется «зимний» датчик, необходимо знать, что он запаздывает и включается немного позже.

В таком случае вентилятор включится до появления сигнала о перегреве. Получается, создается эффект преждевременного включения. Данная ситуация нарушением не является. Если же вентилятор обдувает не двигатель, а радиатор, значит он неправильно установлен. Возможно, были спутаны клеммы при подключении или допущены ошибки. Так или иначе, необходимо произвести правильное переподключение вентилятора.

Что в итоге

Рассмотрев особенности работы вентилятора радиатора, становится очевидным тот факт, что система охлаждения ДВС в комплексе и сам вентилятор охлаждения двигателя позволяют поддерживать необходимый температурный режим ДВС.

Также важно понимать, что бесперебойная работа системы охлаждения зависит от слаженной работы всех составных частей. Например, в норме вентилятор включается при повышении температуры двигателя выше 90°C для его охлаждения, а затем должен отключаться.

Однако на практике зачастую можно самостоятельно провести диагностику проблемного устройства, выявить причину поломки и, по возможности, устранить неполадки. Напоследок отметим, что большинства проблем, связанных с перегревом двигателя, можно избежать путем профилактических проверок, а также регулярной очистки клемм и контактов вентилятора охлаждения.

Читать еще:  Реле регулятор напряжения 12 вольт

В системе охлаждения мотора воздух: симптомы завоздушивания, причины образования воздушной пробки. Как развоздушить систему охлаждения двигателя.

Вентилятор охлаждения двигателя включается на холодном двигателе или после включения зажигания: основные причины и способы устранения неисправности.

Устройство и принцип работы вентилятора охлаждения радиатора. Распространенные неисправности, диагностика неполадок и ремонт. Советы по эксплуатации.

Распространенные поломки системы охлаждения мотора: водяной насос, термостат, радиатор, вентилятор охлаждения и другие. Как самому определить причины.

Почему двигатель перегревается или кипит, при этом радиатор охлаждения холодный. Признаки перегрева мотора, как не допустить серьезных последствий.

Радиатор в системе охлаждения, устройство и принцип работы, терморегуляция охлаждающей жидкости. Диагностика неисправностей и самостоятельный ремонт

Renault Scenic

Некоторое время назад начал греться мотор (Сценик, 2003 год, 1,6 мкпп). При движении всё нормально, но стоит встать в пробке или просто постоять на холостых оборотах — сразу и очень быстро начинает расти температура. Помогает включение кондиционера — температура падает. Правда в пробке она (температура) тоже повышается, но не столь критично.

Вчера на сервисе сделал компьютерную диагностику. Оказалось, приказал долго жить некий резистор вентилятора охлаждения, инвентарный номер 7701 206 244. В сервисе объявили стоимость 2300 рублей. Я благоразумно воздержался от резких телодвижений, решив спросить совета у вас.

Вопрос: кто-нибудь сталкивался с подобной проблемой и знает, где можно купить этот резистор за разумные деньги? Или просто звонить во все подряд магазины запчастей? Может быть имеет смысл поискать этот резистор на «разборках», если вообще этот резистор может там оказаться.

Совет: к сожалению, у меня не очень заточены руку под механическую работу — смогу ли я сам заменить его? И, если можно, помогите, пожалуйста, советом — где/что и как сделать.

Заранее большое спасибо за помощь.

Paranoik
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от Paranoik

В поисках по «разборам» данного резистора услышал следующий совет.
Мне сказали, что «просто так» менять его нельзя, так как он (резистор) просто так сгореть не мог. Значит нужно копать куда-то глубже на тему замены вентилятора (или его мотора) и прочего — так как наверняка есть какая-то скрытая проблема/причина, из-за которой и накрылся сам резистор. Так же сказали, что если резистор сейчас просто поменять, он вполне себе вероятно может умереть ещё раз и даже очень скоро. ))

Вопрос: диагностику чего нужно сделать, чтобы определить возможную причину, и на что следует обратить внимание? (я хоть и не электрик, но полагаю, что мне правильно сказали — просто так ничего не сгорает. )

Paranoik
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от Paranoik

Радиатор мотора вообще новый, радиатор кондиционера (внешний) вполне себе ничего. Вентилятор крутится.
Разумеется, предлагают в сборе. Но поискать можно, зачем к запасному колесу ещё и запасная телега? ))

И на сколько я понял (не будучи в этом силён вообще), этот резистор идёт вместе с предохранителем как единое целое, то есть как бы не важно что именно там гавкнулось: предохранитель или сам резистор — поменять можно только все вместе. Или я что-то не так понял?

Paranoik
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от Paranoik

так это же не я делал )) как показали и объяснили дилетанту, так я и пытаюсь пересказать )) мне сказали: «сдох резистор за номером 7701 206244» и показали кусочек металла с какой-то пружинкой ))

все зависит от того, сколько будет стоить этот узел целиком, ибо отдельно новый резистор стоит (вроде) от 1500 до 1800 в зависимости от жадности магазинов.

Scenic, 2003 год, 1,6 мкпп 107 hp

постараюсь завтра сделать снимок «овала».
до посещения форума как-то и не знал, что там возможно столько различий ))

Вентилятор радиатора Рено Логан, схема подключения

На автомобилях Рено Логан первого поколения вентилятор радиатора системы охлаждения двигателя (k7j, k7m) может быть подключен по двум разным схемам.

Для автомобилей без кондиционера — одна схема (меньше элементов), для автомобилей с кондиционером — другая (больше элементов). Обе схемы могут пригодиться при диагностике неисправности: «не работает вентилятор радиатора Рено Логан».

Схема подключения вентилятора радиатора автомобиля Рено Логан первого поколения без кондиционера (двигатель k7j, k7m)

Описание схемы

В систему включения вентилятора на радиаторе автомобиля Рено Логан в комплектации без кондиционера напряжение подается с плюсового вывода аккумуляторной батареи через монтажный блок предохранителей в моторном отсеке.

Электрическую цепь защищает предохранитель F02 (30A) зеленого цвета установленный в монтажном блоке в моторном отсеке. На автомобиле в комплектации с кондиционером этот предохранитель отсутствует. Там цепь защищена другим предохранителем.

Реле вентилятора К3 (20А) является основным реле включения вентилятора на радиаторе (в комплектациях с кондиционером оно идет как реле малой скорости включения вентилятора). В комплектации без кондиционера всего одна скорость вращения вентилятора.

На электродвигатель вентилятора напряжение подается напрямую с реле вентилятора (К3) в монтажном блоке под капотом автомобиля. Отсутствует дополнительный резистор на кожухе.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), по сигналу с которого блок управления включает-выключает вентилятор на радиаторе установлен в левый торец головки блока цилиндров двигателя. Помимо определения температуры для ЭБУ он определяет температуру для указателя в комбинации приборов.

Схема подключения вентилятора радиатора автомобиля Рено Логан первого поколения с кондиционером (двигатель k7m)

Описание схемы

В систему включения вентилятора на радиаторе автомобиля Рено Логан в комплектации с кондиционером напряжение подается с плюсового вывода аккумуляторной батареи через монтажный блок предохранителей в моторном отсеке.

Электрическую цепь защищает предохранитель F07 (40A) красного цвета установленный в монтажном блоке в моторном отсеке. На автомобиле в комплектации без кондиционера этот предохранитель отсутствует. Там цепь защищена другим предохранителем.

В цепи имеется два реле. Реле малой скорости вращения вентилятора радиатора (оно же реле включения вентилятора в комплектации б) К3 (20А) и реле большой скорости вращения вентилятора радиатора К2 (40А) — более крупное по размеру.

На кожухе вентилятора установлен дополнительный резистор, который служит для уменьшения оборотов вентилятора (малая скорость вращения). При достижении порога температуры ОЖ 95-97 градусов или при включении кондиционера блок управления подает напряжение на электровентилятор радиатора через реле малых оборотов и дополнительный резистор. Если поороговый уровень пройден, то напряжение на вентилятор подается через реле больших оборотов, минуя дополнительный резистор. Лопасти вентилятора в таком случае вращаются в два раза быстрее.

Примечания и дополнения

Вентилятор радиатора является одним из исполнительных устройств электронной системы управления двигателем (ЭСУД) автомобиля Рено Логан. Его включение/выключение происходит по сигналу с контроллера (блока управления — ЭБУ).

Цвет проводов на автомобилях разных годов (месяцев) выпуска может несколько различаться.

Признаки неисправного или неисправного резистора электродвигателя вентилятора нагревателя

Резистор электродвигателя вентилятора — это электрический компонент, который является частью системы обогрева и кондиционирования воздуха автомобиля. Он отвечает за управление скоростью вращения вентилятора двигателя нагнетателя. Когда скорость вентилятора изменяется с помощью ручки на комбинации приборов, резистор электродвигателя вентилятора меняет настройку, что изменяет скорость электродвигателя вентилятора. Поскольку скорость вентилятора является одним из наиболее часто регулируемых параметров системы кондиционирования воздуха, резистор электродвигателя вентилятора подвергается постоянному напряжению, что может привести к его выходу из строя. Неисправный резистор электродвигателя вентилятора может вызвать проблемы с работой всей системы отопления и кондиционирования воздуха. Обычно неисправный или неисправный резистор электродвигателя вентилятора вызывает несколько симптомов, которые могут предупредить водителя о потенциальной проблеме.

  1. 1. Электродвигатель нагнетателя застрял на одной скорости
  2. 2. Электродвигатель нагнетателя не работает при определенных настройках
  3. 3. Нет воздуха из вентиляционных отверстий автомобиля
  4. Ищете новый резистор двигателя вентилятора обогревателя?
  5. Ознакомьтесь с десятками отличных вариантов прямо здесь

1. Электродвигатель нагнетателя застрял на одной скорости

Распространенным признаком неисправного резистора электродвигателя нагнетателя является застревание электродвигателя нагнетателя на одной скорости. Резистор электродвигателя нагнетателя является компонентом, непосредственно отвечающим за регулирование скорости вращения электродвигателя вентилятора. Короткое замыкание или выход из строя резистора может привести к тому, что двигатель вентилятора останется на одной скорости вращения вентилятора. Системы отопления и кондиционирования воздуха могут по-прежнему работать на одной скорости, однако для восстановления полной функциональности необходимо заменить резистор.

2. Электродвигатель нагнетателя не работает при определенных настройках

Другим распространенным признаком неисправного резистора электродвигателя нагнетателя является то, что электродвигатель нагнетателя не работает при определенных настройках. Если внутренние компоненты резисторов электродвигателя нагнетателя выходят из строя, это может привести к неисправности электродвигателя нагнетателя или вообще не работать при одной или нескольких настройках. Это также может быть вызвано переключателем электродвигателя вентилятора, поэтому настоятельно рекомендуется провести надлежащую диагностику, если вы не уверены, в чем может быть проблема.

3. Нет воздуха из вентиляционных отверстий автомобиля

Еще одним признаком неисправного резистора электродвигателя вентилятора является отсутствие воздуха из вентиляционных отверстий автомобиля. Электропитание на двигатель вентилятора подается через резистор двигателя вентилятора, поэтому в случае его выхода из строя или каких-либо проблем питание двигателя может быть отключено. Электродвигатель вентилятора без мощности не сможет создавать давление воздуха, и в результате в системе отопления и кондиционирования не будет воздуха, выходящего из вентиляционных отверстий.

Как резистор электродвигателя вентилятора является компонентом, непосредственно ответственным за питание двигателя вентилятора, при его выходе из строя могут возникнуть серьезные проблемы с двигателем вентилятора, а также с системой отопления и кондиционирования воздуха. Если на вашем автомобиле проявляются какие-либо из вышеперечисленных симптомов или вы подозреваете, что у резистора электродвигателя вентилятора возникла проблема, обратитесь к профессиональному специалисту, например, из компании YourMechanic, для осмотра автомобиля на предмет необходимости замены компонента.

Устройство и назначение вентилятора радиатора, обзор распространенных неисправностей

В любом двигателе внутреннего сгорания должна стоять эффективная система охлаждения. Без которой мотор перегреется и все его подвижные части могут выйти из строя. Современные автомобили оборудованы системой охлаждения, в которой циркулирует охлаждающая жидкость. Циркуляция осуществляется при помощи специального насоса – помпы. Любая охлаждающая жидкость при долговременном её нагреве начинает кипеть. Для предотвращения этого в системе охлаждения предусмотрен радиатор. Радиатор охлаждения двигателя состоит из множества тонких трубок, к которым крепятся специальные ламели, для увеличения площади охлаждения. При движении автомобиля воздух проходит сквозь ламели радиатора и охлаждает металл, тем самым снижая температуру охлаждающей жидкости. Но на малых скоростях или при стоянии в пробке радиатор не в состоянии в одиночку противостоять перегреву двигателя. В такой ситуации на помощь приходит электровентилятор, который активируется автоматически при определённой температуре охлаждающей жидкости. Если вентилятор системы охлаждения выйдет из строя, мотор будет перегреваться. Далее мы рассмотрим, из-за чего не включается вентилятор радиатора, а также возможные причины и неисправности, которые к этому приводят и методы их устранение.

Что же такое электровентилятор радиатора?

Вентилятор системы охлаждения автомобиля – это обычный электродвигатель, который питается от бортовой сети авто. К его валу прикреплена крыльчатка, которая направляет сильный поток воздуха на радиатор, к передней части которого он и прикреплён с помощью специальной станины. Для более эффективной работы система охлаждения оснащается диффузором вентилятора. Большинство автомобилей имеют один вентилятор, но бывают авто и с двумя независимыми электромоторами с крыльчаткой, которые включаются одновременно. Два вентилятора ставится для того, чтобы охлаждение мотора происходило быстрее.

Каким образом включается вентилятор?

В разных моделях автомобилей устройство запускается по-разному. В карбюраторном двигателе стоит датчик включения вентилятора, который посылает сигнал на реле после того, как жидкость нагреется до установленной температуры (100-105 ۫). Затем срабатывает реле вентилятора и подаёт напряжение на электродвигатель. В инжекторном двигателе управление происходит при помощи электронного блока, который сначала анализирует информацию, полученную контролёром, а затем передаёт на реле.

Возможные неполадки в работе электровентилятора

Когда температура охлаждающей жидкости в критически больших пределах и не включается вентилятор охлаждения радиатора, значит, где-то возникла неполадка. Перед нами стоит задача – определить её и исправить. Вот некоторые часто встречаемые причины отказа работы вентилятора:

  • Поломка электродвигателя;
  • Обрыв проводки питания вентилятора или датчика включения;
  • Окислились контакты подключения датчика или электродвигателя;
  • Сгорел предохранитель электровентилятора;
  • Сломалось реле выключения вентилятора;
  • Вышел из строя датчик включения;
  • Неисправен клапан расширительного бачка.
Читать еще:  Диаметр шариков в подшипниках качения таблица

Как проверить вентилятор радиатора

Самым первым делом, при отказе работы вентилятора охлаждения, следует проверить электродвигатель привода вентилятора. Для этого необходимо взять два провода и подключить их напрямую от аккумулятора к электродвигателю. Если он заработал, значит, проблему следует искать в чем-то другом. Сразу же можно проверить качество контактов подключения электромотора. Иногда бывает, что они окисляются или в них попадает грязь и пыль. Если же электромотор не запустился после подключения его напрямую, скорее всего он вышел из строя. Причиной неисправности, могут быть стёртые щётки электродвигателя, замена которых решит проблему. Бывают поломки, и посерьёзней, например, обрыв обмотки, разрушение коллектора. В такой ситуации ремонт вентилятора радиатора не поможет, необходима замена вентилятора радиатора.

Проверка электропроводки

Неисправность электропроводки – это ещё одна из наиболее распространённых причин, по которой может не работать электровентилятор системы охлаждения двигателя. В проводке может быть как обрыв, так и замыкание на «массу». Проверяется целостность проводки при помощи тестера, который переведён в режим детектора. «Прозвонить» необходимо всю цепь, от двигателя к реле, от реле к предохранителям, от предохранителей к контролёру, от контролёра к датчику. Если с проводкой всё в порядке, переходим к следующему этапу проверки.

Проверка исправности реле запуска электровентилятора и предохранителей

Для начала проверяем предохранитель электровентилятора. Обычно он расположен в блоке под капотом машины. Найти нужный предохранитель можно с помощью руководства пользователя автомобиля, хотя зачастую на крышке монтажного блока есть маркировка с расположением предохранителей. Проверку проводим при помощи тестера. Если неисправность не выявлена, идём дальше. Находим реле включения электровентилятора. Проверить его с помощью тестера не получится, для проверки понадобится заменить данное реле рабочим.

Проверяем датчик включения электровентилятора

Одной из причин отказа работы электровентилятора, может быть поломка датчика. С точностью установить, что из строя вышел именно датчик включения вентилятора, можно только на инжекторном двигателе. Когда отключаем датчик от питания, блок управления запускает электровентилятор в аварийном режиме. Для проверки следует прогреть двигатель до температуры около 100۫С, затем заглушить мотор поднять капот и отключить датчик от сети. После чего включаем зажигание и, если вентилятор запустился, значит поломка в датчике включения электровентилятора. На карбюраторном двигателе проверить исправность работы датчика, можно только заменой его на новый. После чего, так же необходимо прогреть двигатель до того момента пока не запустится электродвигатель охлаждения радиатора.

Замена предохранительного клапана бочка радиатора

Одна из причин неполадок в работе системы охлаждения – выход из строя предохранительного клапана бачка радиатора. Стоит проверить исправность его работы, если он вышел из строя, поможет только его замена.

Непрерывная работа электровентилятора охлаждения

Одной из проблем, с которой может столкнуться автолюбитель, является непрерывная работа вентилятора охлаждения. Если вентилятор запускается очень рано, когда температура жидкости не дошла до рабочей, или не выключается вовсе, следует найти причину поломки и удалить её. Вот некоторые причины постоянной работы вентилятора:

  1. Залипание контактов реле. В таком случае электромотор вентилятора будет запускаться, как только включится зажигание;
  2. Неполадки датчика. Если вентилятор стал запускаться раньше положенного, зачастую неисправен датчик включения вентилятора. Его необходимо поменять;
  3. Не открывается термостат. В данной ситуации охлаждающая жидкость не попадает в радиатор и быстро перегревается, что заставляет включаться электровентилятор. А так как жидкость не доходит до радиатора, её температура не будет падать и вентилятор будет работать в постоянном режиме.

Однако, непрерывная работа электровентилятора не так опасна, как выход его из строя полностью, но только не в третьем случае, когда заклинил термостат.

Регулярно проверяйте исправность работы всех составляющих системы охлаждения двигателя. Следите за показаниями температуры охлаждающей жидкости на приборной панели, вслушивайтесь, запускается ли электровентилятор. Проверяйте, чтобы уровень охлаждающей жидкости был в норме. В положенные сроки проводите замену охлаждающей жидкости. Следите за чистотой крышки расширительного бочка и хотя бы раз в полгода промывайте её под струёй воды. Это поможет продлить срок эксплуатации предохранительного клапана.

При любой неисправности в системе охлаждения двигателя, необходимо остановится и принять меры по их устранению. Если вышел из строя термовыключатель вентилятора радиатора, реле электровентилятора или предохранители, для продолжения движения можно подключить электродвигатель охлаждения радиатора напрямую к аккумулятору, в случае с карбюраторным двигателем, а на инжекторном моторе необходимо отключить питание датчика электровентилятора от бортовой сети. Таким образом, вы сможете доехать до станции технического обслуживания не перегрев двигатель.

Тема: вентилятор охлаждения

вентилятор охлаждения

пару дней назад в пробке загорелся датчик перегрева. думала что антифриза не хватает. долила. на следующий день температура за 15 минут поднялась до 123 и снова заморгал красный датчик. грешила на не исправный термостат, поехала в «комисавто» на диагностику. и так диагноз. не работает вентилятор охлаждения. код детали под замену мне не сказали( подскажите где можно купить вентилятор охлаждения для двигателя Z16XER или подскажите код этой детали

О как! один из немногочисленнх случаев выхода из строя штатного вентиля на астре Н. Я бы рекоммендовал вяснить причины его поломки: грязные радиаторы, не исправный блок управления, или проблема внутри вентиля.
з.ы. запчасти на экзисте посмотрите, все есть. и не оригинал тоже.

спросила о причинах поломки мне только ответили что причина может быть любая это мол GM что вы тут хотите? это только цветочки и еще пару не лицеприятных было сказано слов об опеле вообще. мне предложили купить у них вентик за 7800 + работы 1600. решила что дешевле будет купить его самой. на екзисте смотрела.просто не разбираюсь в этом совершенно и поэтому хотелось бы знать точный код детали так чтоб не пролететь(((

Сказали спасибо:

менял вчера радиатор, там стоит вентилятор бош, номер не запомнил. Так что бери бош, вроде этот номер 63 41 171 оригинала

На корсе была такая же проблема — сгорел предохранитель, из-за него вентилятор с ума сошел %(((,
купить смогла на разборе, заказать можно и в экзите, и у ОД, но первого долго жать, а у второго цена была космос за него.

где то была тема, от ВОЛГИ один в один — там такой же точно БОШ СТОИТ.

на счет нелицеприятностей — не принимай близко к сердцу.
Вот всетаки нужно выяснить почему сдох вентиль.
пиши скока дверей, год выпуска, тип коробки, — напишем номерок.

з.ы. почему пишу что надо выяснить причину смерти боша: на вектрах с 1.8 мотором — есть проблемы с вентилятором охлаждения, и там эта проблема решается заменой на БОШ. И считается что БОШ крайне надежный вентиль.

alatao
А он точно сдох? Более вероятным кажется — предохранитель, реле, окислившийся разъем вентилятора.
Bosch делает далеко не худшие комплектующие.

также где то была тема, чтобывает, сдыхает вентилятор и иногда сдыхает резистор вентилятора

Ага, и настораживет что у них же и есть замена за почти 8 рублей.

alatao, имеет смысл перепроверить вердикт у кого-нибудь другого.

и масса на левом лонжероне

У меня похожая проблема. Астра 3дв. 1,6 постоянно грелась. В пробке стоишь — начинает гудеть вентилятор. Антифриз заливал раз в три дня. Добрался до сервиса — диагноз: помпу на замену. Запросили 10.600 за запчасть и работу.
На экзисте заказал HEPU за 2.200.
Вот щас думаю где поменять? Может че посоветуете — а то в Москве недавно (пригнал свою Астру из Кемерово). Какой достойный сервис?

1.6 5дв 2008 год механика движок Z16XER

C ответа на этот вопрос все и началось

На данный момент в сообщении изложена актуальная информация по системам вентиляторов охлаждения, рекомендации по диагностике их неисправностей и возможным методам ремонта для Astra-H / Zafira-B. Информация обновляется и дополняется по мере необходимости.

Спасибо всем,
кто участвовует в обсуждениях, предоставляет информацию и предлагает свои методы решения проблем, связанных с вентиляторами охлаждения.

Дело в том, что существует несколько вариантов комплектации в зависимости от года выпуска и оснащения авто. Интересен номер по БОШ (номера могут отличаться от нижеуказанных, т.к. время идет, производитель применяет другие детали).
Точный номер вентилятора вы можете увидеть только в этом месте, см. фото (для удобства просмотра можно воспользоваться зеркальцем или просто оторвать этикетку). На фото изображена задняя крышка электромотора вентилятора охлаждения ДВС, ее видно со стороны двигателя.

ВАЖНО! Для точного определения конфигурации системы охлаждения на вашем авто сообщайте: модель а/м, год выпуска, мотор, кпп, кондиционер (есть/нет).

Вся информация и рекомендации по диагностике и ремонту, изложенные ниже, подразумевают наличие у читателя элементарных знаний электротехники, правил техники безопасности при работе с электрооборудованием и системами охлаждения и кондиционирования, прямых рук и мозгов, разумеется.
Надеюсь на понимание

Рекомендации:
Прежде, чем начинать что-нибудь диагностировать, а тем более ремонтировать, настоятельно рекомендую убедиться в том, что НЕИСПРАВНОСТЬ действительно ПРИСУТСТВУЕТ. Для этого необходимо ознакомиться с тем, как работает система именно на Вашем а/м. Возможно присутсвует НОРМАЛЬНОЕ поведение системы при конкретных условиях эксплуатации, просто Вы об этом не знаете. В этом может помочь профильная ТЕХНИЧЕСКАЯ литература, начиная с штатного «Руководства по эксплуатации» (если нет, на сайте opel.ru можно скачать).

Также важно понимать, что неправильная работа вентиляторов может быть связана не только с электрическими , но и с механическими неисправностями системы охлаждения, кондиционирования и самого ДВС: не работает термостат или его нагреватель, загрязнены радиаторы, плохо или совсем не работает помпа, завоздушивание системы охлаждения по различным причинам: («пробой» прокладки или трещина в ГБЦ, некорректное заполнение системы антифризом при его замене и т.п.).

ВАЖНО. Перед проведением проверок функционирования систем, см. ниже, ОБЯЗАТЕЛЬНО должно быть ВЫКЛЮЧЕНО ЗАЖИГАНИЕ, рычаг (селектор) передачь установлен в НЕЙТРАЛЬ, а/м поставлен на РУЧНИК или зафиксирован любым другим способом, снять колеса напр.
Иначе существует риск по ошибке вытащить реле стартера, напр., замыкание контактов которого запустит стартер, и а/м может уехать при удачном стечении обстоятельств.

Два ОДНОскоростных вентилятора (всего имеем ДВЕ скорости) применяются в основном на:
— бензин 1.8 с АКПП
— дизель 1.9 без кондиционера (в зависимости от года).

— Проверка функционирования системы
1. Проверить целостность и соответсвие номинала предохранителей FE5 и FE6, наличие на них питания (B+)
2. Извлечь из блока предохранителей реле K1, K2, K10 (сфотографировать или запомнить как они стояли)
3. Установить перемычку между контактами 30 и 87А реле К10 в блоке предохранителей.
4. Установить перемычку между контактами 30 и 87 реле K2 в блоке предохранителей — ОБА вентилятора должны вращаться на малой скорости.
5. Удалить ОБЕ перемычки.
6. Установить перемычку между контактами 30 и 87 реле K10 в блоке предохранителей.
7. Установить перемычку между контактами 30 и 87 реле K2 в блоке предохранителей — вентилятор кондиционера (маленький) должен вращаться на максимальной скорости
8. Установить перемычку между контактами 30 и 87 реле K1 в блоке предохранителей — вентилятор охлаждения двигателя (большой) должен вращаться на максимальной скорости. Вентилятор кондиционера (маленький) должен продолжать вращаться на максимальной скорости.
9. Удалить все перемычки, установить на место реле. Проверка закончена.

— Используются вентиляторы:
0130303 313 (390мм) односкоростной вентилятор охлаждения двигателя, устанавливаются в паре с
0130303 303 (312мм) односкоростным вентилятором кондиционера (нагнетающий вентилятор, устанавливается перед радиатором кондиционера).
В таком варианте отсутствуют гасящие резисторы и термопредохранители — вполне надежная схема включения. Для того, чтобы нарушить ее работу, необходимо вывести из строя сам вентилятор, что довольно сложно.

ДВА 2_х скоростных вентилятора (всего имеем ТРИ скорости) устанавливаются на:
— бензин 2.0 Т, 1.6Т+конд., 2.2+конд.
— дизели с кондиционером.

— Проверка функционирования системы
1. Проверить целостность и соответсвие номинала предохранителей FE5 и FE6, наличие на них питания (B+)
2. Извлечь из блока предохранителей реле K1, K2, K10 (сфотографировать или запомнить как они стояли)
3. Установить перемычку между контактами 30 и 87А реле К10 в блоке предохранителей.
4. Установить перемычку между контактами 30 и 87 реле K2 в блоке предохранителей — ОБА вентилятора должны вращаться на малой скорости.
5. Удалить ОБЕ перемычки.
6. Установить перемычку между контактами 30 и 87 реле K10 в блоке предохранителей.
7. Установить перемычку между -АКБ (минус) и контактом 85 реле К10 в блоке предохранителей — ОБА вентилятора должны ОДНОВРЕМЕННО начать вращаться на средней скорости.
8. НЕ удалять установленные перемычки. Установить перемычку между контактами 30 и 87 реле K2 в блоке предохранителей — вентилятор кондиционера (маленький) должен вращаться на максимальной скорости
9. НЕ удалять установленные перемычки. Установить перемычку между контактами 30 и 87 реле K1 в блоке предохранителей — вентилятор охлаждения двигателя (большой) должен вращаться на максимальной скорости. Вентилятор кондиционера (маленький) должен продолжать вращаться на максимальной скорости.
10. Удалить все перемычки, установить на место реле. Проверка закончена.

Читать еще:  Самодельный инструмент для ремонта авто

— Используются вентиляторы:
0130303 245 (390мм) / 0130303 314 (390мм) / 0130303 299 (390мм) / 0130303 304 (335мм, дизели / бензин турбо) вентиляторы охлаждения двигателя
0130303 302 (312мм) — вентилятор кондиционера (нагнетающий вентилятор, устанавливается перед радиатором кондиционера)
В таком варианте используются вентиляторы с резисторами и два дополнительных реле, что обеспечивает, в общей сложности, ТРИ скорости вращения. Дополнительные реле установлены на диффузоре вентилятора кондиционера.

Один 2_х скоростной вентилятор (всего имеем ДВЕ скорости) устанавливается в основном на а/м:
— бензин 1.6 и 1.8 с МКПП/Роботом и кондиционером;
— бензин 1.6 Турбо, 2.2, дизели БЕЗ кондиционера (1.9DT в зависимости от года).

— Проверка функционирования системы
1. Проверить целостность и соответсвие номинала предохранителя FE6, наличие на нем питания (B+)
2. Извлечь из блока предохранителей реле K2, K10 (сфотографировать или запомнить как они стояли)
3. Установить перемычку между контактами 30 и 87 реле К10 в блоке предохранителей — вентилятор должен вращаться на малой скорости.
4. Установить перемычку между контактами 30 и 87 реле K2 в блоке предохранителей — вентилятор должен вращаться на максимальной скорости
5. Удалить все перемычки, установить на место реле. Проверка закончена.

— Используются вентиляторы:
0130303 245 (390мм) / 0130303 314 (390мм) / 0130303 299 (390мм) вентиляторы охлаждения двигателя

Один 3_х скоростной вентилятор устанавливается в основном на а/м:
— Astra-H до 07.2005 г.в. бензин 1.4 и 1.6 (14XEP и 16XEP, не путать с XER), по факту используется только ДВЕ скорости из доступных ТРЕХ (программное ограничение), пороги включения на ХХ 112* и 116*;
— Astra-G/Chevrolet Viva с 2003 года, бензин+МКПП+конд., кроме 16XEL и 2.0Т, используются все ТРИ скорости.

— Проверка функционирования системы (только Astra-H)
1. Проверить целостность и соответсвие номинала предохранителей FE5 и FE6, наличие на них питания (B+)
2. Извлечь из блока предохранителей реле K1, K2, K10 (сфотографировать или запомнить как они стояли)
3. Установить перемычку между контактами 30 и 87 реле К10 (на схеме К13) в блоке предохранителей — вентилятор должен вращаться на малой скорости.
4. Установить перемычку между контактами 30 и 87 реле K2 (на схеме К12) в блоке предохранителей — вентилятор должен вращаться на средней скорости
5. Установить перемычку между контактами 30 и 87 реле K1 (на схеме К11) в блоке предохранителей — вентилятор должен вращаться на максимальной скорости
6. Удалить все перемычки, установить на место реле. Проверка закончена.

— Используются вентиляторы:
0130303 300 (390мм, керамический резистор) / 0130303 298 (390мм, открытый нихром) вентиляторы охлаждения двигателя

Общее для всех вариантов:

— Проверка работоспособности непосредственно вентилятора и его резистора:

ДВУХскоростной — см. фото слева; ТРЕХскоростной — фото справа (распиновка одинаковая независимо от типа резистора: керамика или «пружинки»).
ОДНОскоростной вентилятор проверяется по аналогии с ДВУХскоростным, за исключением среднего контакта. Его либо нет, либо он не задействован.

— Резистор и термопредохранитель

Каждый элемент резистора имеет сопротивление 0.24 Ом, изготовлен из нихромовой проволоки

1мм диам. Описание керамического резистора, см. ниже в главе «Ремонт. «

На штатном резисторе БОШ установлен термопредохранитель на 216*С 15А (маркировка 216 KR1).

ВАЖНО. Параметры нового термопредохранителя ни в коем случае не должны превышать параметров штатного. В противном случае возможно возгорание а/м, начинающееся с диффузора.

ВАЖНО. Если неисправен термопредохранитель, то это говорит о перегреве спирали резистора при работе вентилятора на малых скоростях. Перегрев спирали происходит из-за увеличения тока, проходящего через нее, т.е. тока потребляемого вентилятором. Увеличение потребляемого вентилятором тока может быть связано как с механической неисправностью вентилятора (износ подшипников, заклинивание), так и с электрической (КЗ в витках обмотки ротора, напр.)

ВАЖНО! Для точного определения конфигурации системы охлаждения на вашем авто сообщайте: модель а/м, год выпуска, мотор, кпп, кондиционер (есть/нет).

Как работают вентиляторы охлаждения Нива Шевроле и через какие предохранители и реле подключаются?

Вентиляторы системы охлаждения Нива Шевроле служат для принудительного обдува радиатора. Они повышают интенсивность теплоотвода во время движения на низкой скорости и являются единственным способом охладить антифриз в пробке или «тянучке».

Устройство и принцип работы

Конструкторы Нивы Шевроле применили в системе охлаждения сдвоенный вентиляторный блок. Это немного усложнило схему подключения, зато резко повысило эффективность обдува радиатора. Вентиляторы приводятся в действие 12-вольтовыми синхронными электродвигателями постоянного тока с индуктором на основе постоянных магнитов. Электромоторы имеют закрытую неразборную конструкцию и не нуждаются в обслуживании.

Мощность каждого электродвигателя — 110 Вт. Вентиляторный блок в сборе потребляет 18 ампер.

Вентиляторы по очереди включаются с помощью электромагнитного реле, которым управляет бортовой компьютер. Когда охлаждающая жидкость нагревается свыше 99 градусов, запускается электровентилятор, расположенный ближе к воздухозаборнику двигателя. Температура включения второй крыльчатки составляет 101 градус. Схема подключения вентиляторов изображена ниже.

Система питания вентиляторов включает три реле и резистор, который при необходимости обеспечивает пониженную скорость вращения первого мотора. Питание подается от аккумулятора через предохранители, которые спасают проводку и АКБ в случае короткого замыкания. Управляющие сигналы поступают с 29 и 68 вывода контроллера двигателя.

Вентиляторы автоматически выключаются когда антифриз охлаждается до 95 градусов.

Последовательное включение и выключение двигателей снижает нагрузку на бортовую электросеть. В большинстве случаев нормализовать температуру удается только за счет первого вентилятора. Это особенно полезно при движении в ночное время, когда лампы фар и габаритных огней сильно нагружают генератор.

Возможность принудительного включения вентиляторов может оказаться полезной при движении по бездорожью или в условиях городских «пробок». Однако конструкторы Шевроле Нива не снабдили машину этой функцией. Ее можно реализовать самостоятельно или на СТО. Необходимо подключить дублирующие реле параллельно контактам включения и запитать их от кнопки, установленной в салоне авто.

Полезное видео об установке и подключении кнопки принудительного включения вентиляторов на Шниве:

Важно: принудительное включение увеличивает надежность системы охлаждения. В случае сбоев работы датчиков, реле или бортового компьютера водитель может вручную включить обдув радиатора.

Полезно оборудовать Шевроле Ниву и выключателем, который принудительно отключает электродвигатели вентиляторов. Это позволит уберечь их лопасти при форсировании водных преград вброд.

Предохранители

Электрические схемы автомобилей Нива Шевроле, выпущенных до и после 2009 года отличаются. В обоих случаях предохранители с плавкими вставками на 50 ампер, защищающие цепи питания электровентиляторов, находятся в дополнительном блоке. Он находится за вещевым ящиком с пассажирской стороны салона. На рисунке показано где находятся предохранители вентиляторов.

При превышении допустимого тока вставка плавится и цепь размыкается. Поэтому предохранители — первое, что надо проверить, если не работает электровентилятор охлаждения. Работоспособность детали можно оценить визуально или с помощью омметра (мультиметра). Для этого придется предварительно извлечь предохранитель из гнезда.

Реле включения вентиляторов

В дополнительном блоке установлены не только предохранители. Там же расположены три электромагнитных реле, управляющих работой электродвигателей системы охлаждения. Их цепи управления запитаны от замка зажигания и выходов бортового контроллера, а силовой ток поступает от АКБ через предохранители.

Срабатывает реле следующим образом:

  1. На управляющие выводы подается напряжение.
  2. Ток проходит через катушку индуктивности, в результате чего появляется электромагнитное поле.
  3. Стальные контакты притягиваются и замыкаются.
  4. Ток, проходящий через реле, приводит в действие электродвигатель.

Как только управляющее напряжение исчезает, контакты размыкаются под воздействием пружины и вентилятор останавливается.

Проверить работоспособность реле можно тремя способами:

  • Замена реле на заведомо рабочее и протестировать работу системы.
  • На заглушенном двигателе при включенном зажигании отключить разъем датчика температуры. Должен быть слышен щелчок срабатывания реле.
  • Демонтировать и прозвонить выходные контакты мультиметром, подавая напряжение выводы индукционной катушки.

Датчик включения

Блок управления получает информацию о температуре антифриза с термодатчика. Он представляет собой резистор, сопротивление которого меняется с изменением при нагреве и охлаждении: от 1,3-1,8 кОм при 30℃ до 155-196 Ом при 90℃. Проверить его работоспособность можно при помощи омметра и термометра. Для этого необходимо снять деталь, погрузить в воду и измерить сопротивление при разной температуре.

Датчик расположен на головке двигателя в районе выпускной магистрали системы охлаждения. Открутить его можно торцовым или накидным ключом.

Рекомендуем посмотреть видео, в котором показано, где расположен и как проверить датчик:

Возможные неисправности и их причины

1.Не срабатывают оба вентилятора. Возможен выход из строя электродвигателей, сбой работы датчика температуры или обрыв проводов питания, идущих от АКБ или замка зажигания.

2. Не работает второй вентилятор. Причины: неисправность датчика, отказ предохранителя или электромагнитного реле. Также возможен обрыв провода питания.

3. Не включается левый вентилятор. Причины: неисправность силового резистора или термодатчика, перегорел предохранитель или реле. Также возможен обрыв провода питания.

4. Включаются только два вентилятора одновременно. Такое происходит при обрыве дополнительного резистора в цепи первого электромотора.

5. Вентилятор не выключается. Обычно вентилятор постоянно работает при поломке реле или неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости.

Ремонт вентиляторов, датчика, реле, предохранителей и дополнительного резистора не предусмотрен. При поломке этих деталей их следует заменить новыми.

Замена вентиляторов

Если электродвигатели вентиляторов не запускаются при подключении проводов от АКБ непосредственно к клеммам питания, необходимо заменить устройства.

Для этого понадобится набор гаечных ключей размером от 10 до 17 мм и крестовая отвертка.

Перед началом работ нужно загнать машину на смотровую канаву или подъемник и обесточить бортовую сеть, сняв минусовую клемму аккумулятора.

Демонтаж вентиляторов выполняется следующим образом:

  • Снять защиту картера и грязезащитный кожух.
  • Открутить саморезы и снять толстую пластину в форме паука и пару жестяных крышек, которые находятся спереди под днищем авто.
  • Открутить крепление поперечины рамки радиатора.
  • Ослабить натяжение и снять ремень гидроусилителя руля и помпы.
  • Выкрутить 4 болта, удерживающих насос ГУР.

Полезное видео, в котором показано как снять и поменять вентиляторы:

Важно: чтобы добраться до болта, закрытого масляным фильтром, необходимо отодвинуть усилитель от кронштейна.

  • Задвинуть насос назад, вывесив на шлангах.
  • Демонтировать ремень привода кондиционера.
  • Открутить болт, удерживающий зубчатый шкив ГРМ.
  • Снять шкив и ремень.
  • Открутить четыре гайки по углам корпуса электровентиляторов и два болта, фиксирующих его посередине.
  • Снять вентиляторный блок со шпилек и вытащить вниз.

Совет: датчик положения коленвала затрудняет демонтаж вентиляторов. Потому их нужно вытаскивать постепенно. Сначала опускается левая сторона, потом блок смещается влево, приподнимая правый край, чтобы кожух стал вертикально.

Этот способ наверняка подходит для рестайлинговых моделей Нива Шевроле. На машинах постарше придется снимать решетку радиатора и бампер, откручивать крепления и отводить вперед радиаторы кондиционера и охлаждения. После этого доступ к электровентиляторам будет открыт.

Во время демонтажа следует внимательно запоминать порядок действия. Сборка производится в обратной последовательности.

Важно: срок службы моторов вентиляторов примерно одинаковый. Поэтому даже если отказал один из них, менять надо оба. Иначе вскоре придется снова заниматься ремонтом машины.

Снятие и замена резистора вентилятора

Перед началом работ необходимо заехать на смотровую яму и снять клемму с аккумулятора. Для ремонта понадобятся гаечные ключи 10-13, отвертка и новый резистор. Деталь установлена в балке снизу под радиатором. Порядок снятия следующий:

  1. Открутить болты крепления и снять защиту картера вместе с грязезащитным кожухом.
  2. Демонтировать защитную планку резистора и выкрутить деталь.

Сборка выполняется в обратной последовательности.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector