Динамометрический ключ для автомобиля — какой лучше
Динамометрический ключ для автомобиля — какой лучше?
Несмотря на то, что ремонт и техобслуживание современных легковых автомобилей рассчитано в основном на сервисные центры и специализированные автомастерские, где имеется все необходимое оборудование, многие автовладельцы, имеющие определенные слесарные навыки, предпочитают выполнять ремонтно-технические работы своими руками. При этом даже ремонт шатунно-поршневой группы, с заменой вкладышей, поршней и гильз цилиндра — для них не проблема. Многие из этих операций требуют применения специализированного инструмента, в частности динамометрического ключа, позволяющего обеспечить затяжку резьбовых соединений с нужным моментом.
Сегодня выпускается различный по конструкции, характеристикам и комплектации инструмент, поэтому сразу ответить на вопрос, какой динамометрический ключ для автомобиля лучше, довольно затруднительно. Решение зависит от марки автомобиля, номенклатуры предполагаемых работ, навыков и предпочтений самого автовладельца. Для того чтобы определить какой динамометрический ключ выбрать, рассмотрим имеющиеся в свободной продаже варианты.
Разновидности динамометрических ключей
Стрелочные динамометрические ключи достаточно просты по своей конструкции и относятся к категории дешевого инструмента. Однако они имеют низкую точность показаний усилия затяжки, а их надежность желает оставлять лучшего. Показатели индикатора могут отличаться на ±10% от реального усилия затяжки, а максимальный крутящий момент, с которым этим инструментом можно затянуть резьбовое соединение у автомобильных ключей не превышает 280 ньютон-метров. Кроме того, визуализация показаний по стрелочной шкале сама по себе допускает определенную погрешность. Большинство профессиональных автослесарей пренебрежительно относятся к стрелочным ключам, считая их применение в авторемонте чем-то сродни кувалде, которой чинят микроскоп.
Щелчковый динамометрический ключ на профессиональном сленге автослесарей называется «трещоткой». Принцип обеспечения требуемого усилия затяжки достаточно прост. Конструкция ключа включает муфту предельного момента, которая срабатывает, при превышении заданного параметра. Сегодня выпускается широкая ассортиментная гамма этого инструмента, и в зависимости от выполняемой операции автовладелец может подобрать себе ключ с моментом срабатывания 40—360 ньютон-метров. Погрешность бытовых (любительских) ключей не превышает 5%, а профессиональный инструмент имеет точность, не превышающую 3% отклонения. Однако стоимость последней категории «трещоток» несколько выше. Кроме того, щелчковые динамометрические ключи следует отнести к специализированному инструменту, или к ключам предельной затяжки, предназначенному для выполнения определенных операций.
Электронные ключи имеют цифровую шкалу и расширенный функционал. Образцы со звуковой сигнализацией оповещают о достижении момента затяжки нужного значения. Цифровая шкала позволяет контролировать параметры крутящего момента в пределах 20—250 ньютон-метров, обеспечивая погрешность измерения, не превышающую 1%. Стоимость этой категории инструмента достаточно высока и пока электронные динамометрические ключи в основном применяются в специализированных станциях техобслуживания и сервисных центрах.
Наиболее популярные модели
Любой автомобилист, приобретая инструмент для ремонта и эксплуатации своего автомобиля стремится выбрать оптимальный динамометрический ключ. Однако ответить на вопрос, какой динамометрический ключ лучше для автомобиля, без рассмотрения имеющихся на рынке предложений невозможно.
Динамометрические ключи Force выпускаются компанией «Shyang Yun Hardware Co., Ltd». (Тайвань). Ключи относятся к «трещоткам», есть модели для затяжки резьбовых соединений моментом в 350 ньютон-метров. Достоинства Force:
- высокая точность срабатывания, погрешность которой не превышает 3%;
- наличие переключающегося храпового механизма, позволяющего проводить затяжку «правой» и «левой» резьбы;
- удобную эргономичную рукоятку, рассчитанную на обеспечения нужного момента затяжки.
Ключи KABO (производитель «KABO Tool Company», Тайвань) относятся к категории электронного инструмента с регулируемым усилием затяжки. Ключи являются идеальным решением не только для автолюбителей, но и могут использоваться для оснащения небольшой авторемонтной мастерской. Плюсами «KABO» считаются:
- возможность предварительной регулировки усилия затяжки;
- жидкокристаллический, высококонтрастный дисплей;
- цветовая индикация (в некоторых моделях звуковая) достижения и превышения установленного усилия затяжки;
- широкий диапазон установки предельного момента от 30 до 340 ньютон-метров.
Динамометрический ключ Мастак относится к категории «трещоток». Однако благодаря возможности совместного использования с цифровым адаптером «KingTony 34*07A» он легко превращается в инструмент с регулируемым моментом затяжки. Особенностями ключей «Мастак» можно считать:
- достаточно адекватная цена;
- рабочий диапазон усилий 42—210 ньютон-метров;
- погрешность контроля момента затяжки (зависит от его величины) находится в пределах 3%—10%;
- наличие длинной (470 миллиметров) эргономичной рукоятки.
Выводы
Конечно каждый автовладелец сам должен определить, какой динамометрический ключ выбрать и нужен ли он вообще для конкретных условий использования транспортного средства. Кроме того, профессиональное использование ключей требует наличия множества дополнительных аксессуаров: головок, переходников, карданных муфт, адаптеров. Удовольствие иметь полнокомплектный набор динамометрического инструмента обойдется автовладельцу в приличную сумму. Однако для малого бизнеса по ремонту транспортных средств без него обойтись невозможно.
Как выбрать динамометрический ключ для автомобиля
Динамометрические ключи находят применение там, где требуется расчетное усилие резьбового соединения — в металлообработке, строительстве, ремонте автомобилей.
К сожалению, среди автомобилистов до сих пор в ходу метод «лучше перетянуть, чем недотянуть. «Свернутые головы» вырванные вместе с резьбой болты, свечи и прочие «неприятности» оборачиваются дополнительными трудоемкими работами по их устранению. А всего-то нужно было воспользоваться динамометрическим ключом для автомобиля.
Ответ на вопрос «как выбрать нужный ключ?», в случае с трещоточными ключами звучит просто – воспользоваться инструкцией по эксплуатации и спецификацией, затем в работе дождаться характерного звука. В случае со стрелочными ключами надо просто следить за стрелкой на шкале и вовремя остановить затяжку данного соединения при достижении необходимого усилия.
Как работает динамометрический ключ и где его используют
Динамометрические ключи находят применение там, где требуется расчетное усилие резьбового соединения — в металлообработке, строительстве, ремонте автомобилей.
Что представляют собой ключи с измерительными и установочными элементами? Обычно они состоят из
- рукоятки;
- элементов измерения и установки значений;
- стального корпуса, как правило, с пружиной;
- гнезда, в которое устанавливаются насадки.
Как правильно использовать ключ, обычно указывается в инструкции по эксплуатации изделия. Здесь есть нюансы работы, учитывающие разные конструкции ключей.
При работе со стрелочным ключом нужно прикладывать с одновременным визуальным контролем. Как только рекомендованное значение достигнуто, затяжка прекращается.
Прежде чем затягивать гайки предельными ключами щелчкового типа нужно установить требуемое усилие путем вращения подвижного барабана вокруг стержня с гравированными значениями. На неподвижной шкале значения на порядок превышают разметку точной подвижной шкалы.
Все ключи динамометрические и предельные перед работой тарируют. Это вид калибровки, которая обеспечивает точность срабатывания и показаний инструмента. Тарировка проводится на специальных стендах.
Типы динамометрических ключей
Виды ключей классифицируются в соответствие Межгосударственного стандарта и ГОСТа 33530-2015 (ISO 6789-2003). Он определяет:
- Динамометрические ключи (моментные) показывающие. Они подразделяются на: ключи с жестким корпусом с цифровым, круговым индикатором или шкалой; ключи с упругим телом и торсионом.
- Ключи предельные с градуировкой, регулируемые. К ним относятся: ключи, регулируемые без градуировки; ключи с регулировкой фиксированной.
Какой лучше ключ взять определяет характер предстоящих работ. Письменная инструкция укажет, нужно ли взять профессиональный инструмент или достаточно воспользоваться более дешевым устройством.
Рассмотрим подробнее каждый вид.
Стрелочные ключи
Конструкция такого ключа подразумевает либо наличие размеченной шкалы, либо подсоединение к нему маленького манометра. Устройство, снимающее давление находится в корпусе, стрелка выводит показания на цифровую шкалу. Недостаток в том, что стрелочный ключ не имеет фиксированного стопора, можно «промахнуться» мимо нужной цифры. В остальном, в вопросе: как пользоваться ключом со стрелкой, трудностей не возникает.
Предельные ключи
В автомобильном ремонте – самый распространенный вид моментного инструмента. Предельное значение, при котором устройство щелчкового типа прекращает подачу усилия на головку, устанавливается крутящейся шкалой на неподвижной градуировке стержня. При достижении нужного усилия раздается характерный звук.
Цифровые ключи
Внешне, такие ключи схожи с другими аналогами. Отличие в том, что внутренний динамометрический механизм, через датчик, электрически связан с цифровым дисплеем. Устройство дороже остальных видов специальных ключей, но цена компенсируется несомненными достоинствами. Здесь самая низкая погрешность измерения (до 1%), калибровка не требует проведения операции тарировки, достаточно обнулить показания, нажав на специальную кнопку.
В последнее время среди автолюбителей завоевали популярность адаптеры – динамометры. Это изделие электронного типа, оно подсоединяется к трещотке через собственный механический привод. В комплекте имеется переходник для насадок и головок. Питание осуществляется от внутренних аккумуляторов. Прибор универсален, удобен в работе.
На что обратить внимание – важные характеристики
Оптимальным вариантом выбора для авто динамометрического инструмента можно считать наличие комплекта из нескольких ключей разной конструкции. Для начала нужно уяснить динамический диапазон, в котором производятся затяжки в вашем автомобиле. Сделать это несложно, нужно взять техописание и посмотреть максимальные и минимальные цифровые значения. В этих пределах и подбирать инструмент.
Особый вопрос: «как проверить в домашних условиях эти ключи?». С цифровыми изделиями все ясно, предыдущие значения обнуляют и все. С предельными, шкальными и стрелочными ключами дело обстоит сложнее. Дома или в гараже устроить нормальный стенд для тарировки непросто. Поэтому придется периодически возить инструмент в лабораторию.
Прежде чем приобрести прецизионные ключи, неплохо бы узнать их основные эксплуатационные характеристики. Вот они:
- Максимальное усиление. Величина, больше которой нельзя приложить усилие на конкретном инструменте, граница шкальной разметки, цифрового диапазона или гравировки.
- Момент силы. Математически – произведение силы на радиус-вектор, при этом сила тоже векторная величина. Выражается численно в единицах «Ньютон на метр» или Нм. Главная расчетная величина, именно она указывается в инструкциях.
- Размер квадрата. От этого значения зависит, какие насадки и головки подойдут к конкретному ключу.
- Диапазон крутящего момента. Он определяется пределами максимального и минимального усилия, при которых работает конкретный ключ, проще – это границы шкалы. Не рекомендуется покупать инструмент, если он будет действовать вблизи пиковых значений – это снижает точность и повышает вероятность выхода устройства из строя.
- Точность. Самая высокая точность у цифровых ключей, шкальные, стрелочные и предельные ключи имеют несколько худшие показатели.
- Вес. Это не столь значимая величина, каждому автолюбителю вполне по силам работать любым типом моментных ключей.
- Длина. Здесь нужно учитывать компоновку и расположение агрегатов каждого автомобиля, чтобы не случилась ситуация, когда длина инструмента не позволяет действовать им в ограниченном пространстве.
- Трещотка. Удобное, функциональное устройство, существенно облегчающее работу.
Динамометрические ключи
Виды и особенности динамометрических ключей для автомобиля
Динамометрический ключ – это устройство, которое предназначено для измерения затяжного усилия. Его использование позволяет избежать различных неприятных проблем, среди которых:
- недостаточное или плохое качество затяжки;
- резьбовой срыв (приводит к отсутствию возможности скрепления деталей);
- механические повреждения соединений;
- слишком сильное сжатие или деформация изделий.
Ключ выполняет следующие задачи:
- Работа с транспортными средствами (отдельно внимание уделяется затяжки болтов на двигателе автомобиля).
- Затяжка соединений и резьбы на шлангах для воды или газа.
- Соединение гаек с переходом на трубы из меди или пластика.
Инструмент активно используется в ремонтных мастерских (в основном для автомобилей), в промышленной сфере, электронике и энергетике, подходит для ремонта часов, строительных работ, в медицине (для завинчивания имплантов). В целом приборы применяются везде, где необходимо зафиксировать соединение с определенным усилием. Вид устройства определяется областью и частотой его использования.
Конструкция и принцип работы
Инструменты бывают разные, однако способ действия для всех один и тот же. Конструкционно изделие состоит из следующих комплектующих:
- рукоятка;
- головка (предназначена для присоединения различных насадок);
- пружина (затягивает соединения с нужным усилием)
- регулятор (позволяет настраивать оптимальный уровень усилия);
- шкала измерений.
Динамометрический ключ чаще всего используется для ремонта автомобилей и сопутствующей техники. По конструкционным параметрам приборы могут различаться по габаритам рычага, размерам головки, позволяющей устанавливать любые насадки.
Величина усилия прибора равняется 10 Нм на 1 кг. Принцип его работы основывается на применении пружины высокой точности, за счет которой определяется усилие прижима детали.
- 1. Пружина сжимается при помощи регулятора, за счет чего происходит повышение уровня усилия.
- 2. Когда усилие достигает оптимального уровня, происходит прокручивание инструмента вхолостую (по принципу работы трещотки).
- 3. В результате вы понимаете, что соединение с резьбой затягивается до выставленного на приборе уровня усилия.
Устройство работает в основном за счет пружины, так как она выставляет необходимое значение усилия. Пружина должна быть очень точной и надежной. Для контроля усилия используют шкалу с делениями, по которым можно проверить уровень безопасности на всех болтовых соединениях.
Виды инструментов
Знать типизацию необходимо для того, чтобы сделать верный выбор для выполнения соответствующих операций. Рассмотрим их основные виды.
1. С предустановленным моментом затяжки
Это простейший вид инструментов из всех возможных. Особенность их в том, что они могут работать только с одним параметром усилия затяжки. Предустановленный момент позволяет не применять регулятор. Конечно, пользователь не сможет самостоятельно установить уровень усилия, однако это является не только минусом, но и преимуществом, так как таким образом увеличивается ресурс эксплуатации инструмента. Прибор относится к узкоспециализированным.
2. Предельные (механические) динамометрические ключи
Наиболее используемый вид инструмента, оснащенный динамометром. Отличается доступной стоимостью и широким функционалом. Перед началом работы с ним придется установить необходимые показатели для крутящегося момента.
В момент завинчивая происходит защелкивание механизма. По достижении заранее заданного параметра, ключ не передает момент и не срывает резьбу из-за слишком активной затяжки. Внутреннее устройство инструмента напоминает трещотку, которая присоединяет насадку и фиксирует положение при помощи переключателя.
Погрешность варьируется от 3 до 5%. Выбирая такое устройство, обращайте внимание на интервалы и ориентируйтесь на свои текущие данные. Перед покупкой изучите регламент резьбовых соединений.
Минимальный диапазон — 0,5 до 15 Нм, а максимальный – от 3 до 100 и выше.
Недостаток работы с таким инструментом – отсутствие опыта у мастера, из-за которого может произойти перетяжка соединения с резьбой. После нескольких применений ключа необходимо постоянно проверять регулировочные параметры.
3. Стрелочные динамометрические ключи
Инструменты оснащены стрелочным индикатором, который показывает величину усилия. Он функционирует по принципу динамометра. Устройство имеет прочный корпус, индикатор и стрелку сверху. Квадрат присоединения также размещается наверху. Затяжку ограничивает стрелка, достигающая движения «стоп», когда она достигнет оптимальных параметров усилия.
Стрелочные приборы чаще применяются в ремонтных работах, чем в автомобильных. Главные их преимущества – доступная стоимость, высокий уровень прочности (за счет материала – закаленная сталь) и надежность, проверенная временем, а также большой диапазон – от 1 до 300 Нм.
Недостатки стрелочных приборов – погрешность до 10%, необходимость самостоятельно задавать уровень усилия, требуемое для достижения оптимального крутящегося момента.
4. Цифровые ключи
Цифровые устройства считаются наиболее точными, с погрешностью всего в 1%. Можно осуществлять калибровку самостоятельно, путем нажатия кнопки или установить автоматический режим. Они имеют цифровую индикацию.
- память, по умолчанию встроенная в инструмент;
- широкий выбор различных настроек;
- возможность присоединения к компьютеру с последующей цифровой калибровкой;
- наличие памяти о марке устройства, дате и времени выполнения работы;
- счетчик применения оборотов;
- звуковые сигналы для контроля работы (вибрация или звук).
Электронный прибор состоит из корпуса и зоны работы, он оснащен присоединительным квадратом. Под корпусом оборудована механическая конструкция с жестким стержнем. Деталь фиксирует крутящийся момент, а датчик связи передает полученные данные и выводит их на внешний дисплей.
Интервал работы – от 20 до 250 Нм. Цифровые приборы, из-за такого высокого уровня точности, стоят дороже. Перед покупкой вы можете просмотреть рынок и производителей, которые производят более доступные по стоимости изделия, но с не менее качественными характеристиками.
5. Ключи-адаптеры
Конструкция адаптеров представляет собой электронное устройство с присоединяемой «трещоткой» и механическим приводом. Рабочий квадрат позволяет установить любую насадку или головку. По-другому устройство называется адаптер-динамометр. Комплект устройств может оснащаться переходниками и адаптерами, различающимися по размеру интервалов.
Адаптеры оснащаются цифровыми дисплеями и кнопками, которые позволяют настраивать прибор самостоятельно. Принцип работы практически такой же, как и у электронного устройства. Снаружи – корпус из качественных материалов (пластика), внутри – аккумуляторы с большим рабочим ресурсом. Главное преимущество такого устройства – универсальность, так как он подходит для работы с различными соединениями.
Стоимость адаптера практически такая же, как у механического инструмента. Его тоже активно используют для производства и ремонта автомобилей и его комплектующих деталей.
Как выбрать ключ
От правильного выбора инструмента зависит долговечность и качество выполняемой работы. Обращайте внимание на следующие характеристики.
- 1. Максимальное усилие. Оно измеряется в Нм (Ньютонах на метр) и напрямую влияет на работу, которую оно может контролировать. Если вы приобретаете инструмент в автомобильный сервис или мастерскую, выбирайте несколько изделий с разным интервалом усилия для выполнения самых разных операций.
- 2. Квадрат. Указывается в дюймах. Для начала необходимо определиться, с гайками какого размера вы будете работать чаще всего. В соответствии с этим выбирайте квадрат инструмента. Нужное вам значение находится примерно в середине интервала значений усилий ключа.
- 3. Вес и размеры. Эти характеристики влияют на удобство работы с инструментом.
- 4. Шкала усилия. Она может быть представлена в виде цифрового дисплея, механической шкалы и т. д.
- 5. Качество исходного материала. Рабочий инструмент должен быть качественным, желательно выполненным из сверхпрочного сплава с твердостью не менее 50 HRC.
- 6. Стоимость. Оборудование должно иметь приемлемый ценник, так как не относится к разряду дорогостоящего. Выбирайте прибор по своему бюджету.
- 7. Эксплуатационные особенности. Любители могут выбрать механический прибор, а специалисты из автомобильного сервиса должны отдавать предпочтение моделям для профессионалов.
- 8. Погрешность. Чем лучше выверен баланс, тем легче прибор будет в использовании. Для решения большинства задач подойдет устройство с крутящимся моментом в 200 Нм.
Перед покупкой устройства обязательно определитесь с размером гаек, с которыми вы будете работать, с условиями труда и типом операций. Не тратьте средства на дорогостоящее оборудование, если не занимаетесь ремонтом автомобилей профессионально. В этом случае выбирайте более простые и бюджетные инструменты.
Описание товара носит информационный характер и может отличаться от описания, представленного в технической документации производителя. Рекомендуем при покупке проверять наличие желаемых функций и характеристик.
Вы можете сообщить о неточности в описании товара — выделите её и нажмите
Какими бывают динамометрические ключи, и какой выбрать для своего автомобиля
Каждый автомобиль требует периодического обслуживания, ремонта и профилактики. Причём многие владельцы транспортных средств предпочитают делать всё это своими руками.
В машине присутствует ряд сложных устройств, к которым предъявляются повышенные требования в плане их сборки, разборки и восстановления. Подогнать деталь, правильно затянуть крепления и исключить вероятность разбалтывания крайне важно в таких ситуациях.
Далеко не всё можно делать на глаз или примерно, ориентируясь по собственным ощущениям. Иногда требуется соблюдать строгие правила, прикладывать определённые усилия, не превышая и не уменьшая этих значений. Именно тут на первый план выходит такой инструмент, как динамометрический ключ.
Динамометрические ключи бывают нескольких типов. Они отличаются между собой конструкцией и степенью погрешности, предназначены для эксплуатации в гаражных и профессиональных условиях. Потому автомобилистов интересует, на каком именно ключе лучше остановить свой выбор.
Что это
Множество механизмов, которые используются при сборке автотранспортных средств, требуют специальных условий во время ремонта и обслуживания. Те же резьбовые соединения, которые применяются в конструкциях и системах автомобиля, нуждаются в дозированной степени затяжки.
Чтобы затянуть крепление с нужным усилием, требуется помощь динамометрического ключа. Это специальное устройство, созданное для затяжки болтов и гаек путём прикладывания дозированного усилия. Если быть точнее, то речь идёт о моменте силы, измерительной единицей которого является Ньютон-метр (Нм).
За счёт использования этого ключа можно придерживаться жёстких правил по качеству сборки узлов, соединений и механизмов. Если контакт между деталями окажется недостаточно прочным, может произойти утечка рабочей жидкости или газа. При ослаблении креплений нарушается работа механизмов, узлы могут разболтаться, сломаться и окончательно выйти из строя.
Но недостаточное усилие не менее опасно, чем избыточное. Если превысить допустимые нормы по затяжке, соединительные элементы способны лопнуть, разрушиться, или это может привести к деформации закреплённого элемента. Срываются резьбы, ломаются головки, деформируются крепежи. Устранять такие последствия сложно и дорого.
Динамометрический ключ справедливо считается универсальным инструментом и замечательным помощником для каждого автовладельца. Для него предусмотрены разные насадки, что позволяет работать со всевозможными узлами, системами и механизмами.
На динамометрическом ключе имеется выходной квадрат. На него монтируют подходящую для конкретной ситуации насадку в виде головки или гнезда. Уже на него устанавливают накидные, гаечные или рожковые насадки. Не стоит забывать о динамометрических ключах, имеющих функцию отвёртки. Такой инструмент полезен при ремонте автомобильной электроники или механизмов с повышенной хрупкостью.
Один динамометрический ключ, дополненный ассортиментом насадок, позволяет выполнять широкий перечень ремонтных, восстановительных и профилактических работ. Этот инструмент пригодится в ходе обычной замены расходников, но станет также незаменимым при сложном ремонте вышедшего из строя узла автомобиля.
Хотя конструктивно ключи могут несколько отличаться друг от друга, все виды этого инструмента обязательно включают ряд основных компонентов. Потому можно с уверенностью говорить о том, что динамометрический ключ состоит из:
- съёмной насадки (она же трещотка);
- гнезда для установки насадок;
- фиксатора для насадок;
- корпуса с пружинным механизмом;
- измерительного элемента или шкалы измерения;
- рукоятки;
- фиксатора момента затяжки.
Используя динамометрический ключ, пользователь может контролировать усилие, которое он прикладывает при выполнении затяжки того или иного элемента. Здесь используются измерительные устройства, либо же специальный фиксатор, который при достижении определённого усилия прекращает работу ключа. Если вы достигли выставленного значения, инструмент будет проворачиваться, а потому перетянуть крепёж больше установленной нормы вы не сможете.
Такому инструменту требуется периодическая проверка точности работы. Специалисты рекомендуют это делать после 5 тысяч циклов применения, но не реже одного раза в год. Калибровка проводится на специальных станках квалифицированными специалистами. Самостоятельно откалибровать динамометрический ключ не получится.
Разновидности
Вы точно не сможете понять, какой динамометрический ключ лучше выбрать для своего автомобиля, если не будете разбираться в их разновидностях.
Всего производители предлагают несколько вариантов ключей, которые отличаются по своему принципу действия и имеют разную степень погрешности. Хотя тут стоит сразу отметить, что максимальная погрешность может составлять не более 8%. Потому для ряда работ, выполняемых в гаражных условиях, подойдут даже они.
В зависимости от конструкции, динамометрический ключ может применяться для быстрых соединений, либо же для выполнения максимально точной затяжки особо важных деталей. На некоторых моделях есть функция предварительной установки заданного момента. Другие не регулируются или могут настраиваться по предельной величине момента затяжки.
В итоге можно разделить все инструменты на:
- электронные;
- рожковые;
- щелчковые;
- стрелочные.
Чтобы упростить вам задачу по выбору подходящего динамометрического ключа для автомобиля, каждый из представленных видов рассмотрим отдельно.
Электронные
Подобные инструменты в основном используются на профессиональных станциях технического обслуживания и в сервисных центрах. Это наиболее дорогостоящие модели, обладающие превосходными параметрами погрешности. Она здесь составляет не более 1%, что считается идеальным результатом. Ни один аналог на такое не способен.
Электронный динамометрический ключ
Электронные ключи оснащаются жидкокристаллическими индикаторами, что позволяет выводить информацию в виде цифр на дисплее. Когда усилие достигает нужных значений, появляется звуковой сигнал.
Использовать электронные динамометрические ключи в домашних условиях или нет, вопрос сугубо индивидуальный. По функциональности и точности они существенно опережают многих конкурентов. Но за такие достоинства приходится дорого платить. Если вы готовы потратить на один инструмент от 12 тысяч рублей, чтобы использовать его в домашних условиях, никто отговаривать вас точно не будет.
Неоспоримое преимущество заключается в том, что электронные девайсы до сотых долей Ньютон-метра контролируют усилие, прикладываемое при затяжке. Потому с их помощью проводятся наиболее точные и сложные работы.
Стрелочные
С помощью стрелочного устройства пользователь может следить, какое усилие прикладывается при затяжке. Механизмы стрелочного типа позволяют выставить требуемое значение для затяжки. Контролировать его нужно самостоятельно.
У стрелочных инструментов есть 2 варианта.
- Ключ с одной стрелкой. На нём показывается усилие, прикладываемое в данный конкретный момент.
- Инструмент с парой стрелок. Одна стрелка предназначена для того, чтобы показывать максимальное значение. Другая отвечает за показ текущей величины Нм.
Однострелочные инструменты также делят на измерительные и индикаторные. У индикаторных шкала представлена в виде циферблата круглой формы, где на усилие указывает стрелка, которая вращается вокруг оси.
У измерительного устройства есть шкала со специальными делениями, которая располагается возле ручки. На параметры усилий указывает длинная стрелка. Когда крепление затягивается, стрелка начинается двигаться в сторону относительно нулевого или стартового значения.
Оба инструмента имеют предельно простую конструкцию. Они удобны в использовании, хотя при работе приходится постоянно самостоятельно контролировать показатели.
Стрелочный динамометрический ключ
Минусом стрелочных динамометрических ключей выступает их погрешность. Среди всех существующих инструментов она здесь самая высокая. Потому работать стрелочными девайсами при затяжке особо важных и требовательных в плане точности соединений не рекомендуются.
Зато они дешёвые. Учитывая тот факт, что в гаражных условиях автовладельцы в основном проводят простые ремонтные работы, для них возможностей стрелочного динамометрического ключа оказывается более чем достаточно.
Рожковые
Довольно часто выбор падает на рожковый тип динамометрического ключа для авто. Многие мастера имеют в своём арсенале такой девайс, поскольку для множества операций часто не удаётся подобрать подходящую накидную головку, либо крепление находится в труднодоступном месте. Тогда рожковый ключ становится прекрасным решением для сложившейся ситуации.
Отличительной особенностью таких динамометрических ключей является наличие гнезда, куда устанавливаются сменные рожковые насадки. Рожковые ключи очень удобны при работе на участках, доступ к которым ограничен или усложнён другими деталями автомобиля.
Рожковый динамометрический ключ
Стоит отметить, что на рынке представлены разные рожковые динамометрические ключи. На некоторых можно использовать исключительно фирменные насадки от производителя. Но есть и универсальные модели, в которых допускается монтаж насадок от разных производителей.
Что же касается индикации момента затяжки, то на рожковых ключах используются стрелочные, цифровые, щелчковые и предельные системы.
Щелчковые
Такой тип ключей подойдёт в тех ситуациях, когда условия работы особенно сложные, и у мастера отсутствует возможность контролировать цифровые или стрелочные показания.
По универсальности щелчковые динамометрические ключи превосходят всех своих конкурентов. Многие автомобилисты покупают именно их, поскольку такие инструменты позволяют выполнять ряд сложных операций своими руками, не рискуя перетянуть или не до конца затянуть крепления в труднодоступных местах.
Система индикации основана на щелчке. Когда затяжка достигает нужного значения, возникает щелчок. Причём он ощущается на слух, но также очень выразительно отражается на руке. Не составит труда почувствовать, когда именно следует остановиться.
Щелчковый динамометрический
При этом подобные инструменты отличаются прекрасной чувствительностью. Погрешность в значениях не превышает 4%. Да и цена более чем адекватная. Этим и объясняется такая популярность щелчковых динамометрических ключей.
Рекомендации по выбору
Покупка подходящего динамометрического ключа для автомобиля во многом зависит от того, для каких конкретно целей вы планируете использовать этот инструмент. Нельзя сказать, что цена на ключи существенно отличается, но всё же их можно разделить на дешёвые, средние и самые дорогие.
К категории самых дорогих ключей относят электронные инструменты с повышенной чувствительностью. За счёт погрешности и применения электроники повышается цена изделия. Но если вы покупаете устройство сугубо для гаражного применения и использования только для работы со своим авто, стоит трижды подумать, нужен ли вам такой дорогой инструмент.
Если вы планируете проводить стандартные ремонтные, восстановительные и профилактические работы, где не требуется повышенная точность и квалификация мастера по ремонту авто, тогда обычного стрелочного инструмента вам будет более чем достаточно. Когда работа более точная и деликатная, лучше взять предельный ключ. У них адекватная цена, но при этом можно выставить необходимые значения прикладываемого усилия с небольшой погрешностью.
С типом динамометрического ключа в действительности определиться несложно. Это зависит от предстоящего фронта работ. Большинство автолюбителей покупают простейшие стрелочные, рожковые и щелчковые инструменты с возможностью устанавливать пределы затяжки. Электронные же больше подойдут для профессионального использования в сервисном центре или на станции технического обслуживания.
Если с видом инструмента вы определились, можно переходить к другим вопросам. Здесь рекомендуется обратить особое внимание на используемые в производстве материалы, а также размеры квадрата под насадки. Чем качественнее изделие, тем оно дороже. Но это также влияет на эффективность, надёжность и долговечность инструмента.
Квадрат под насадки определяет, с какими креплениями сможет работать выбранный инструмент. Ведь одним автомобилистам требуется затягивать мелкие болты и гайки. Другим же приходится воздействовать с определённым усилием на крупные крепежи.
Рейтинг
Никто не сомневается в том, что лучше пользоваться хорошими инструментами. Среди изготовителей динамометрических ключей есть далеко не одна фирма, заслуживающая вашего внимания.
Составить топ из лучших динамометрических ключей по моделям вряд ли получится, поскольку их огромное разнообразие, и все инструменты различаются по типу, конструкции, насадкам, функциональным возможностям и пр.
При этом есть ряд производителей, которые объективно считаются лучшими в настоящее время. Потому в рейтинг динамометрических ключей обязательно попадают изделия следующих компаний:
- JTC;
- Berger;
- Alca;
- Gross;
- Heyner;
- Hazet;
- Kabo Tool Company;
Если вы покупаете динамометрические ключи одного из этих производителей, то практически не будет никаких сомнений в качестве, надёжности, долговечности и точности работы таких инструментов.
Но отталкиваться сугубо от производителя и узнаваемости бренда не стоит. Не забывайте, что рынок автомобильных инструментов наполнен подделками и фальшивками. Потому при покупке такого дорогого устройства как динамометрический ключ, лучше обращаться к проверенным продавцам и сертифицированным магазинам. Вам повезёт, если в городе присутствует фирменный магазин конкретного изготовителя. Если нет, всегда можно воспользоваться возможностями всемирной паутины.
Динамометрические ключи точно являются порой незаменимым инструментом в арсенале каждого автолюбителя или мастера на СТО. Разнообразие девайсов несколько усложняет процедуру выбора. Но если грамотно подойти к этому вопросу, реально взглянуть на свои возможности и требования к ключу, вам не составит большого труда приобрести оптимальную модель с требуемыми возможностями, характеристиками и погрешностью.
Динамометрические ключи
Динамометрический (моментный) ключ – выбор профессионалов
Динамическое распределение момента затяжки крепежа на том или ином элементе автомобиля важно для обеспечения качества работ.
- Затягивание «на глазок» часто практикуют не только автомобилисты, но и работники автосервисов.
- Недостаточно затянутый крепеж, так и «перетянутый», так как риск того, что он не выдержит из-за механических нагрузок, значительно возрастает!
- Рекомендуем использоовать динамометрические гаечные ключи для монтажа важных деталей.
Как работают ключи с динамометром
- Динамометрический ключ (динамометрический вороток или динамометрическая трещотка) представляет собой ручной инструмент с механизмом для измерения крутящего момента затяжки.
- Он включает в себя силовое звено и отсчетное устройство. Приложенное на ключ усилие деформирует силовое звено, после чего деформация передает сигнал отсчетному устройству.
Типы динамометрических ключей
Все динамометрические ключи делятся на три типа:
Торсионные
Бюджетные и доступные моментные ключи на рынке. Используются для работ, не требующих большой точности момента затяга крепежа.
Предельные с трещоткой (также щелчковые или пружинные)
Наиболее распространенный и востребованный вид динамометрических ключей. Оптимальные по цене и качеству, такие ключи подходят для большинства видов работ с авто — в частности, для безопасного монтажа колес.
Электронные
Отличаются очень высокой точностью (погрешность не превышает 1%) и используются для особо ответственных работ с I и II классами соединений. Единственные минусы таких ключей – высокая стоимость и сложное обслуживание.
Уход и обслуживание динамометрических ключей
- Любой предельный или торсионный динамометрический ключ после работы целесообразно обязательно возвращать в нулевое положение.
- Это действие обеспечивает инструменту продолжительный срок службы без необходимости корректировки и превышения нагрузок измерительного механизма. Также все динамометрические ключи следует проверять на тестовом стенде после каждой тысячи рабочих циклов и при необходимости калибровать.
В том случае, если поломки избежать не удалось, для ремонта моментного ключа вы всегда можете обратиться в наш сервисный центр.
Где купить динамометрические ключи
Каждый уважающий себя автолюбитель или автосервис должен иметь в своем наборе инструментов моментный ключ.
- Приобрести профессиональные динамометрические ключи фирмы Licota и других мировых производителей вы можете в магазине Автосканеры.
- Узнать, сколько стоят динамометрические ключи, ознакомиться с отзывами на них, а также посмотреть полный ассортимент вы можете прямо здесь, в каталоге на нашем сайте.
Подпишитесь на новинки, скидки, предложения!
Какой динамометрический ключ для автомобиля лучший
Обслуживание автомобиля собственными руками дело почетное и требует от владельца не только наличия определенных навыков, но и профессионального инструмента. Автомобиль как сложный механизм содержит множество металлических деталей в том числе и болтов, которые во время ремонта или эксплуатации необходимо как откручивать, так и закручивать.
Можно пользоваться обычными ключами, но так как на рынке уже давно присутствуют более практичные и удобные способы ремонта в виде динамометрических ключей целесообразным выбором станет использование именно этих ключей.
- Стрелочные ключи представляют нишевой продукт бюджетного сегмента и в производстве являются самыми дешевыми. Среди профессионалов пользуются низкой популярностью благодаря низкой точности показаний и низкой надежности. Изготавливаются из непрочных сплавов и материалов, поэтому срок службы достаточно ограничен. Максимальный крутящий момент затяжки составляет порядка 280 ньютон метров;
- Щелчковые, пользуются самой большой популярностью как среди обычных автолюбителей, так и среди профессионалов. По своей стоимости такой инструмент разительно отличаются от стрелочных в большую сторону, при наличии лучшего качества и большой точности. Максимальный момент затяжки составляет порядка 480 ньютон метров. В силу совей конструкции и наличия специальной муфты сопротивления такие ключи сами фиксируют момент нужной затяжки детали. Средняя стоимость составляет порядка 2000 рублей. Производятся из хороших сплавов металлов и имеют достаточно большой срок гарантированной службы. Практически все именитые компании специализируются на производстве именно таких типов интсрумента;
- Электронные ключи. Самый редкий тип, по своим характеристикам значительно превосходит своих механических конкурентов. Точность измерения момента затяжки очень высока, а погрешность составляет менее 1%, что обеспечивает отличное качество ремонта и эксплуатации. По совей стоимости значительно превосходят другие виды поэтому достаточно редки при применении автолюбителями. Чаще всего встречаются в специализированных сервисах в небольшом количестве.
Производством таких приборов занимается лишь несколько заводов в мире. Однако с ростом популярности и массовым производством их стоимость будет уменьшаться а количество таких ключей расти в геометрической прогрессии.
На видео- динамометрический ключ для автомобиля:
Основные производители и рейтинг
К самым популярным производителям относятся несколько отечественных производителей, а также зарубежные компании. Одним словом есть из чего выбрать, главное понимать из чего и как выбрать и какой из них лучший.
- КМШ – отечественная компания производитель автомобильной продукции, в том числе и динамометрических ключей. По своим характеристикам лишь незначительно уступает своим зарубежным аналогам, компенсируя это более демократичной стоимостью. Во всей линейке представлены практически все виды динамометрических ключей разной ценовой категории. Средняя стоимость от данного производителя составляет порядка 1500 рублей. Производитель гарантирует работу устройства на протяжении 5 лет;
- Styer – немецкий производитель автоинструмента. Среди профессионалов славится своим качеством и долговечностью. По своим характеристикам является одним из несомненных лидеров на рынке. Средняя стоимость ключей от данной компании составляет порядка 2200 рублей, столь высокая цена компенсируется отличным качествам и показателями точности с малой погрешностью.
- Дело техники – еще один отечественный производитель автомобильных инструментов. Оборудование от данной компании славятся хорошим качеством и доступной ценой. Средняя стоимость составляет порядка 1700 рублей. Компания занимается производством таких ключей на протяжении многих лет и по праву заслужило уважение многих автолюбителей;
- Ombra –компания специализируется на выпуске специального оборудования, в том числе и электронных динамометрических. Является одной из немногих компаний по производству качественных ключей в данном сегменте. Средняя цена на данную продукцию составляет порядка 3500 рублей.
Почти динамометрический ключ своими руками
При закручивании гаек и болтов (особенно в процессе ремонта шарниров подвески, впускного коллектора и других узлов автомобиля) необходимо соблюдать строго обозначенный момент затяжки. Подробную информацию о допустимых значениях можно без проблем найти в интернете.
Благодаря соблюдению точного момента затяжки гаек и болтов сопрягаемые поверхности более плотно и равномерно прилегают друг к другу. Именно для затяжки с определенным усилием и используется динамометрический ключ, который бывает механическим и полуавтоматическим.
Стоит такой инструмент недешево, поэтому покупать его, чтобы попользоваться им пару раз — не имеет смысла. Конечно, если есть лишние деньги, то можно и купить динамометрический ключ. Однако если ваша основная цель — сэкономить и обойтись подручными средствами, то в данном случае разумнее сделать почти динамометрический ключ своими руками.
Принцип работы инструмента
Полуавтоматические динамометрические ключи напоминают по форме и конструкции обычный ключ с трещоткой, который используется под торцовые головки. Единственным существенным отличием от своих «собратьев» является наличие специального храпового механизма, который дает возможность встроенной шестерне крутиться в двух направлениях.
Например, чтобы вернуть рукоятку инструмента назад после полного оборота, нужно приложить относительно небольшое усилие. А вот, чтобы затянуть гайку следует приложить немного больше усилия.
Когда достигается необходимое значение, шестеренка трещотки попросту начинает проскакивать (при этом слышен характерный звук), в результате чего гайка или болт больше не затягивается. Таким образом, исключается вероятность того, что резьба сорвется.
Динамометрические ключи со шкалой измерения прилагаемого усилия по умолчанию не обладают возможностью ограничения крутящего момента при достижении заданного значения. В данном случае этот момент необходимо контролировать самостоятельно при помощи механической или электронной цифровой измерительной шкалы.
Самодельный почти динамометрический ключ, в зависимости от конструктивного исполнения, может работать по примеру первого и второго варианта, описанных выше.
Зачем считают Ньютоны и метры
Перед тем, как приступить к изготовлению простого самодельного динамометрического ключа для затягивания болтов и гаек, необходимо будет провести некоторые расчеты. К примеру, чтобы добиться крутящего момента затяжки величиной 10 Н*м, надо приложить усилие, равное одному килограмму силы, к рычагу или плечу длиной 1 метр.
Вот только в условиях домашней мастерской или гаража метровый рычаг — не самый практичный и удобный вариант. В идеале лучше использовать плечо в пределах 20–50 см. И для того, чтобы правильно рассчитать, какое усилие необходимо приложить на рычаг для достижения требуемого момента затяжки, надо посчитать Ньютоны и метры.
Впрочем, вдаваться в дебри математических уравнений вовсе не обязательно. Нужные величины можно без проблем рассчитать в пропорциональном соотношении. То есть, если брать за основу, что для получения крутящего момента 10 Н*м, нужно приложить усилие 1 кг на метровый рычаг, то аналогично легко подсчитать, какое усилие надо будет приложить на рычаг меньшей длины.
Чем короче используемый рычаг, тем большее усилие требуется приложить для затягиваний болта или гайки — это, так сказать, аксиома. К примеру, если вместо метрового, вы используете рычаг длиной 50 см, то для получения крутящего момента 10 Н*м нужно приложить усилие, равное 2 кг.
Если вы используете рычаг длиной, например, 22 см, то усилие будет составлять уже 4,5 кг. Иными словами, нужно крутящий момент (10 Н*м) поделить на длину рычага (в данном случае — 0, 22 м) и умножить на 0,1. Используя эту простую формулу, можно без проблем рассчитать, какое конкретно усилие требуется приложить для затяжки гайки.
Купить или сделать?
В процессе выполнения ремонтных работ по обслуживанию авто практически каждый владелец транспортного средства сталкивается с тем, что необходимо закрутить болт или гайку, приложив определенное усилие, а динамометрического ключа под рукой нет. Не бежать же в магазин, чтобы купить дорогой инструмент, попользоваться им 20–30 минут и забыть на год.
Поэтому самый оптимальный вариант — изготовить самодельный динамометрический ключ для затягивания гаек и болтов. Причем можно изготовить инструмент наподобие трещотки с храповым механизмом, а также сделанный по аналогии с более простой конструкцией — с использованием обычных ручных весов.
Самодельный динамометрический ключ без шкалы
Данный вариант самодельного ключа не имеет шкалы, как на заводском динамометрическом, но момент затяжки на нём все-таки можно отрегулировать. Этот простой ручной инструмент используется для приложения одинакового усилия при закручивании гаек и болтов. Благодаря системе, которая срабатывает при определённой нагрузке, становится понятно, что достигнут нужный предел. О том, как сделать динамометрический ключ своими руками, читайте ниже.
Этот инструмент очень прост в изготовлении, при этом он может быть гораздо надёжнее заводских ключей, и даёт большой момент при затяжке гаек или болтов, благодаря длине рукоятки. Чтобы сделать самодельный динамометрический ключ без шкалы самому, потребуются очень простые и доступные материалы:
- отрезок полдюймовой стальной трубы;
- две пластины толщиной 5 мм с отверстиями диаметром 12 мм;
- длинный болт с гайкой подходящего диаметра;
- одна самодельная толстостенная шайба;
- пружина и металлический шарик от подшипника.
К стальной полдюймовой трубке привариваем «уши», изготовленные из металлической пластины толщиной 5 мм. Между пластинами помещаем толстостенную шайбу и фиксируем ее при помощи стального «пальца».
Внутрь трубки устанавливаем толкатель с шариком от подшипника (в нем предварительно нужно сделать небольшое углубление, равное ½ диаметра шарика). Вслед за толкателем устанавливаем пружину и прижимаем болтом с гайкой, которая приваривается к торцу полдюймовой трубки. Еще одно углубление под шарик необходимо сделать в самой толстостенной шайбе.
На последнем этапе работ к шайбе останется только приварить рычаг — например, из небольшого отрезка трубы. Обратите внимание, чем длиннее будет рычаг, тем меньшее усилие придется прикладывать при закручивании гаек или болтов. К рычагу приваривается ключ под торцевые головки.
Прилагаемое усилие легко регулируется при помощи прижимного болта. Чем больше закручивать болт, тем большее усилие необходимо будет приложить при закручивании. Вот такой практичный самодельный динамометрический ключ без шкалы можно сделать своими руками из подручных и недорогих материалов.
Затяжка с помощью ручных весов
Как вариант, в качестве замены заводского или самодельного динамометрического ключа в виде трещотки можно взять обычный гаечный или накидной ключ. Крепим к нему ручные весы типа «кантер» или «безмен» (или можно, например, взять с цифровым дисплеем), и затягиваем болт или гайку. Тоже вполне себе рабочий вариант в домашних условиях, если под рукой нет вообще ничего.
Для затяжки гаек или болтов с определенным усилием с помощью ручных весов чаще всего будет достаточно «безмена» на 20-30 кг и отрезка стальной трубы длиной 50 см (но можно и меньше) с подходящим внутренним диаметром — не менее 25–30 мм, чтобы можно было надеть на ключ. В том случае, если требуется затяжка больших моментов, нужно подбирать соответствующие весы.
Что понадобится для работы:
- ключ гаечный (рожковый или накидной) на который надевается кусок стальной трубы длиной около 40–50 см;
- пружинный кантер (ручные весы) с «лимитом» примерно до 20–30 кг. Можно также использовать для изготовления динамометрического устройства электронные весы.
Процесс затяжки
Для начала надо установить накидной или рожковый ключ на болт или гайку, а за другой конец цепляем крючок ручных весов. Заранее рассчитав необходимое усилие, тянем за кольцо весов, выдерживая при этом 90 градусов, до достижения требуемого значения.
Таким образом, даже не имея в гараже или мастерской под рукой динамометрического ключа, можно затянуть гайку и болтовое соединение с необходимым усилием и точным моментом.
Выбираем динамометрический ключ: виды, характеристики и особенности
В статье рассматриваются динамометрические ключи различных видов, сравниваются их характеристики и стоимость. Кроме того, описывается устройство и принцип работы таких ключей, рассматривается возможность использования дополнительных насадок и мультипликаторов.
Динамометрический ключ — инструмент, незаменимый в случаях, когда необходимо знать, насколько качественно закручено резьбовое соединение, что позволяет исключить:
- неплотное соединение узлов;
- срыв резьбы;
- механическую поломку болтов;
- скручивание и растрескивание трубок;
- пережатие и поломку граверов.
Каждое изделие, в зависимости от того, из какого материала оно сделано, имеет предел прочности, в соответствии с которым ограничивается максимальное усилие его затяжки. Узнать этот порог можно из паспортных данных оборудования с указанием максимального или рекомендуемого усилия затяжки, после чего выставить на ключе требуемую величину срабатывания.
Динамометрический ключ используется для выполнения следующих работ:
- Обтяжка резьбовых и болтовых соединений в электроустановках.
- Работы с автомобильным двигателем, ходовой частью.
- Обтяжка резьбовых соединений водяных и газовых шлангов.
- Соединение накидных гаек в переходах между медными или пластиковыми водоводами.
Виды динамометрических ключей
По способу индикации и настройки все динамометрические ключи можно разделить на несколько категорий.
1. Ключи динамометрические с предустановленным моментом затяжки, не регулируемые.
Hazet 50-200 Nm
Данные ключи настроены на работу с определенным усилием и не могут перестраиваться пользователем. Это является их достоинством и недостатком одновременно, поскольку данный ключ обладает высокой надежностью, но при этом узкоспециализирован.
2. Ключи динамометрические с предварительно выставляемым моментом затяжки.
Force 5-25
Эти ключи просты и надежны, благодаря чему они получили широкое распространение. С помощью регулировки усилия сжатия пружины данные ключи могут настраиваться на срабатывание при необходимом усилии затяжки. Срабатывание сопровождается специфическим щелчком и коротким свободным перемещением рукоятки ключа. Использовать данные ключи можно для работы с различными удлинителями и шарнирными ключами в местах, где нет возможности видеть индикацию.
Большинство моделей в базовой комплектации снабжаются трещоточной головкой или комплектом рожковых насадок.
3. Ключи динамометрические со стрелочной индикацией создаваемого усилия.
Torqueleader CDS 400 S
Благодаря стрелочной индикации прибор можно применять для затяжки различных соединений с неодинаковым допустимым моментом вращения без его перенастройки. Такой ключ может оказаться неудобным при необходимости выполнить затяжку соединений в местах, не обеспечивающих к ним свободный доступ, так как во время работы может быть не видна стрелочная индикация.
4. Ключи динамометрические с цифровой индикацией создаваемого усилия.
TOHNICHI CPT50X12D-G
Позволяют с большой точностью контролировать усилие затяжки элементов (до десятых, и даже сотых Нм), что особо важно при монтаже электроники и выполнении ремонта автомобильных узлов.
5. Комбинированные динамометрические ключи с выставляемым моментом затяжки и стрелочной или цифровой индикацией прикладываемого усилия.
Эффективно предохраняют от случайного приложения излишнего крутящего момента в сочетании с возможностью постоянного контроля величины прикладываемого усилия на индикаторе.
По внешней форме динамометрические ключи можно разделить на следующие виды:
- Динамометрические ключи-отвертки, используются для работы с электроникой и различными хрупкими механизмами.
Weidmuller
- Ручные динамометрические ключи. Могут иметь различную форму и рабочий предел, являются наиболее распространенными как в домашнем хозяйстве, так и на производстве.
Matrix 1/2″ 28-210 H/m
- Промышленные динамометрические ключи. Предназначены для использования на автоматизированных конвейерах, крупных ремонтных и производственных площадках.
Сравнительная таблица динамометрических ключей
Тип | Усилие | Цена, руб. |
Intertool 1/2″, 28-210 NM | 28-210 Нм | 1500 |
Шкальный динамометрический ключ Tohnichi FR | 100-1050 Нм | 9000 |
Динамометрический ключ Tohnichi QL25N | 5-25 Нм | 14 000 |
Устройство динамометрического ключа
В зависимости от специфики применения и производителя, устройство динамометрического ключа может незначительно отличаться, но при этом он будет содержать общие для всех типов ключей узлы.
- Съемная насадка (трещотка).
- Штифт-фиксатор насадки.
- Корпус с пружиной.
- Измерительная шкала.
- Регулировочная ручка.
- Фиксатор выставленного усилия срабатывания.
Виды насадок, используемых в динамометрических ключах
В комплекте с динамометрическим ключом могут использоваться различные типы насадок.
Насадки: 1 — рожковая; 2 — накидная; 3 — головка с трещеткой; 4 — радиусная; 5 — специальной формы; 6 — накидная с разрезом
Наиболее удобными и востребованными являются насадки с трещоточной головкой. Данный механизм позволяет ускорить процесс обтяжки, он эффективно стыкуется с мультипликаторами и наборами торцевых головок. За счет возможности реверса механизма динамометрический ключ можно использовать не только для затяжки, но и для раскручивания резьбовых соединений.
При необходимости приложения к скручиваемым узлам значительного затягивающего или раскручивающего усилия совместно с динамометрическим ключом могут использоваться мультипликаторы. Данное устройство по своей сути является редуктором, позволяющим повысить передаваемое на механизм усилие затяжки.
Мультипликатор Handtorque HT3
Сравнение различных мультипликаторов
Тип мультипликатора | Передаточное число | Точность | Максимальный момент, Нм |
Универсальный Gedore 8600 DREMOPLUS 1300 | 1:5 | +/-4% | 1300 |
Gedore 8613 DREMOPLUS | 1:22 | +/-4% | 1000 |
TECNOGI — TN14 | 1:6 | — | 1680 |
TECNOGI — TN27 | 1:5,4 | — | 2700 |
На рынке динамометрических ключей и различных аксессуаров к ним лидирующие позиции занимают производители из Германии и Японии. Ключи, изготовленные известными брендами, отличаются высокой точностью измерения момента и надежностью, но при этом их стоимость неоправданно высока.
Китайские и тайваньские производители выпускают достаточно качественную продукцию по вполне демократическим ценам, на которую стоит обратить внимание, как любителям, так и профессионалам.
Для работы с электроникой необходимы динамометрические ключи с рабочим диапазоном от 0,1 до 10 Нм. В силовой электронике, для работы с автомобилями, сантехникой и отоплением пригодится ключ с рабочим диапазоном от 20 до 120 Нм, такой диапазон охватывает большую часть проводимых работ.
Так что ручной динамометрический ключ с предварительно выставляемым моментом затяжки может стать полезным дополнением в наборе инструмента сантехника, автослесаря и профессионального электрика, заменив обычный ключ с трещоткой.
Как выбрать динамометрический ключ для автомобиля
Добрый день, читатели моего блога! Вас приветствует Андрей Кульпанов — его автор и модератор. Совсем недавно мы говорили о том, так ли необходима ежегодная балансировка колес и как изготовить пеногенератор для мойки своими руками. А если Вы не первый день за рулем, значит, понимаете, какую важность играет функциональный и качественный инструментарий, который удобно лежит в багажном отделении, дожидаясь своего случая. Одним из наиболее значимых является динамометрический ключ для автомобиля.
О возможностях инструмента
Рассмотрим, что это за разновидность специального инструмента. Купить подобный ключ необходимо для того, чтобы решить проблему затягивания резьбовых соединений, которые требуют усилия. Нужно учитывать установленный момент затяжки — а этот показатель устанавливают производители узлов.
Автолюбителю динамометрический ключ будет полезен тем, что избавит от сорванных шпилек и гаек, стертой резьбы и других неприятностей. Особенно страдают обладатели «иномарок» с их цветными металлами, сплавами, высокими требованиями к точности затяжки соединений. С таким помощником Вы сможете гарантировать точность фиксации соединений, что будет нелишним не только для автомобильных колес.
Различные типы конструкций и их практические нюансы
Хороший ключ динамометрического принципа действия может быть одного из нескольких типов. Рассмотрим их основные особенности:
- Ключ, оснащенный стрелочным индикатором — подобный тому, какой мы можем встретить на манометре автокомпрессора. Для подсоединения насадок предназначен квадрат в верхней части изделия. Если Вы ищете, какой лучше из представленных типов ключей — обратите внимание, что он не может похвастаться очень высокой точностью соединений. Стрелка подскажет, в какой момент времени затяжка достигнет своего предельного значения. Зато цена этого изделия доступна широким кругам автолюбителей.
- Цифровые ключи — это крайне удобная новинка, зато и стоят они на порядок дороже. Они обладают встроенной памятью, запоминают в каком легковом автомобиле использовались, выделяются широким функционалом настройки. К жесткому стержню присоединяется рабочий квадрат, а датчик для передачи сведений расположен внутри стержня.
- Конструкция «с трещоткой» относится к числу наиболее распространенных и, одновременно, доступных по ценовой политике. Крутящий момент выставляется заранее, а как только он достигается, срабатывает трещотка. В этот момент мы услышим характерные щелчки, а сам крутящий момент перестает передаваться. Рукоятка оснащается регулировочным механизмом, а он, в свою очередь, шкалой. При покупке стоит обращать внимание не только на размер погрешности, но и на «шаг» момента усилия. При работе с такой конструкцией важно не перетянуть резьбу, а также следить за корректной регулировкой. Желательно покупать те ключи, у которых головка съемная.
- Следующее устройство носит название «адаптер». Несмотря на то, что привод по прежнему механический, в изделие вмонтировано электронное управляющее устройство. Оно снабжается дополнительными переходниками и насадками на разные жизненные случаи. Нужен ли Вам такой ключ — каждый решает для себя в одиночку. Однако в нем тоже есть цифровой экранчик с кнопочками, позволяющими произвести настройки. Конструкция является универсальной и порадует тех водителей, которые любят подолгу копаться в недрах своего железного коня.
Итоги от автора блога
Одним словом, главным преимуществом такого ключа является тот факт, что именно он позволяет сделать затяжку резьбы с точно указанным усилием. Значение усилия рекомендует производитель того или иного узла, например, деталей ходовой части. Сила затягивания измеряется в Ньютонах — все остальное сделает за Вас динамометрический ключ, который дает надежду надежной фиксации и безопасной езды.
Друзья, в заключение сегодняшнего выпуска хочу дать Вам еще один совет. Если есть намерение приобрести действительно качественный инструмент, требуйте у реализатора не только гарантийный талончик, но и свидетельство о прохождении ключом поверки согласно стандартов производителя. Присылайте свои вопросы, комментарии, подписывайтесь на регулярное получение новых материалов. До связи!