Camgora.ru

Автомобильный журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Динамометрический ключ для автомобиля — какой лучше

Динамометрический ключ для автомобиля — какой лучше?

Несмотря на то, что ремонт и техобслуживание современных легковых автомобилей рассчитано в основном на сервисные центры и специализированные автомастерские, где имеется все необходимое оборудование, многие автовладельцы, имеющие определенные слесарные навыки, предпочитают выполнять ремонтно-технические работы своими руками. При этом даже ремонт шатунно-поршневой группы, с заменой вкладышей, поршней и гильз цилиндра — для них не проблема. Многие из этих операций требуют применения специализированного инструмента, в частности динамометрического ключа, позволяющего обеспечить затяжку резьбовых соединений с нужным моментом.

Сегодня выпускается различный по конструкции, характеристикам и комплектации инструмент, поэтому сразу ответить на вопрос, какой динамометрический ключ для автомобиля лучше, довольно затруднительно. Решение зависит от марки автомобиля, номенклатуры предполагаемых работ, навыков и предпочтений самого автовладельца. Для того чтобы определить какой динамометрический ключ выбрать, рассмотрим имеющиеся в свободной продаже варианты.

Разновидности динамометрических ключей

Стрелочные динамометрические ключи достаточно просты по своей конструкции и относятся к категории дешевого инструмента. Однако они имеют низкую точность показаний усилия затяжки, а их надежность желает оставлять лучшего. Показатели индикатора могут отличаться на ±10% от реального усилия затяжки, а максимальный крутящий момент, с которым этим инструментом можно затянуть резьбовое соединение у автомобильных ключей не превышает 280 ньютон-метров. Кроме того, визуализация показаний по стрелочной шкале сама по себе допускает определенную погрешность. Большинство профессиональных автослесарей пренебрежительно относятся к стрелочным ключам, считая их применение в авторемонте чем-то сродни кувалде, которой чинят микроскоп.

Щелчковый динамометрический ключ на профессиональном сленге автослесарей называется «трещоткой». Принцип обеспечения требуемого усилия затяжки достаточно прост. Конструкция ключа включает муфту предельного момента, которая срабатывает, при превышении заданного параметра. Сегодня выпускается широкая ассортиментная гамма этого инструмента, и в зависимости от выполняемой операции автовладелец может подобрать себе ключ с моментом срабатывания 40—360 ньютон-метров. Погрешность бытовых (любительских) ключей не превышает 5%, а профессиональный инструмент имеет точность, не превышающую 3% отклонения. Однако стоимость последней категории «трещоток» несколько выше. Кроме того, щелчковые динамометрические ключи следует отнести к специализированному инструменту, или к ключам предельной затяжки, предназначенному для выполнения определенных операций.

Электронные ключи имеют цифровую шкалу и расширенный функционал. Образцы со звуковой сигнализацией оповещают о достижении момента затяжки нужного значения. Цифровая шкала позволяет контролировать параметры крутящего момента в пределах 20—250 ньютон-метров, обеспечивая погрешность измерения, не превышающую 1%. Стоимость этой категории инструмента достаточно высока и пока электронные динамометрические ключи в основном применяются в специализированных станциях техобслуживания и сервисных центрах.

Наиболее популярные модели

Любой автомобилист, приобретая инструмент для ремонта и эксплуатации своего автомобиля стремится выбрать оптимальный динамометрический ключ. Однако ответить на вопрос, какой динамометрический ключ лучше для автомобиля, без рассмотрения имеющихся на рынке предложений невозможно.

Динамометрические ключи Force выпускаются компанией «Shyang Yun Hardware Co., Ltd». (Тайвань). Ключи относятся к «трещоткам», есть модели для затяжки резьбовых соединений моментом в 350 ньютон-метров. Достоинства Force:

  • высокая точность срабатывания, погрешность которой не превышает 3%;
  • наличие переключающегося храпового механизма, позволяющего проводить затяжку «правой» и «левой» резьбы;
  • удобную эргономичную рукоятку, рассчитанную на обеспечения нужного момента затяжки.

Ключи KABO (производитель «KABO Tool Company», Тайвань) относятся к категории электронного инструмента с регулируемым усилием затяжки. Ключи являются идеальным решением не только для автолюбителей, но и могут использоваться для оснащения небольшой авторемонтной мастерской. Плюсами «KABO» считаются:

  • возможность предварительной регулировки усилия затяжки;
  • жидкокристаллический, высококонтрастный дисплей;
  • цветовая индикация (в некоторых моделях звуковая) достижения и превышения установленного усилия затяжки;
  • широкий диапазон установки предельного момента от 30 до 340 ньютон-метров.

Динамометрический ключ Мастак относится к категории «трещоток». Однако благодаря возможности совместного использования с цифровым адаптером «KingTony 34*07A» он легко превращается в инструмент с регулируемым моментом затяжки. Особенностями ключей «Мастак» можно считать:

  • достаточно адекватная цена;
  • рабочий диапазон усилий 42—210 ньютон-метров;
  • погрешность контроля момента затяжки (зависит от его величины) находится в пределах 3%—10%;
  • наличие длинной (470 миллиметров) эргономичной рукоятки.

Выводы

Конечно каждый автовладелец сам должен определить, какой динамометрический ключ выбрать и нужен ли он вообще для конкретных условий использования транспортного средства. Кроме того, профессиональное использование ключей требует наличия множества дополнительных аксессуаров: головок, переходников, карданных муфт, адаптеров. Удовольствие иметь полнокомплектный набор динамометрического инструмента обойдется автовладельцу в приличную сумму. Однако для малого бизнеса по ремонту транспортных средств без него обойтись невозможно.

Как выбрать динамометрический ключ для автомобиля

Динамометрические ключи находят применение там, где требуется расчетное усилие резьбового соединения — в металлообработке, строительстве, ремонте автомобилей.

К сожалению, среди автомобилистов до сих пор в ходу метод «лучше перетянуть, чем недотянуть. «Свернутые головы» вырванные вместе с резьбой болты, свечи и прочие «неприятности» оборачиваются дополнительными трудоемкими работами по их устранению. А всего-то нужно было воспользоваться динамометрическим ключом для автомобиля.

Ответ на вопрос «как выбрать нужный ключ?», в случае с трещоточными ключами звучит просто – воспользоваться инструкцией по эксплуатации и спецификацией, затем в работе дождаться характерного звука. В случае со стрелочными ключами надо просто следить за стрелкой на шкале и вовремя остановить затяжку данного соединения при достижении необходимого усилия.

Как работает динамометрический ключ и где его используют

Динамометрические ключи находят применение там, где требуется расчетное усилие резьбового соединения — в металлообработке, строительстве, ремонте автомобилей.
Что представляют собой ключи с измерительными и установочными элементами? Обычно они состоят из

  • рукоятки;
  • элементов измерения и установки значений;
  • стального корпуса, как правило, с пружиной;
  • гнезда, в которое устанавливаются насадки.

Как правильно использовать ключ, обычно указывается в инструкции по эксплуатации изделия. Здесь есть нюансы работы, учитывающие разные конструкции ключей.

При работе со стрелочным ключом нужно прикладывать с одновременным визуальным контролем. Как только рекомендованное значение достигнуто, затяжка прекращается.

Прежде чем затягивать гайки предельными ключами щелчкового типа нужно установить требуемое усилие путем вращения подвижного барабана вокруг стержня с гравированными значениями. На неподвижной шкале значения на порядок превышают разметку точной подвижной шкалы.

Все ключи динамометрические и предельные перед работой тарируют. Это вид калибровки, которая обеспечивает точность срабатывания и показаний инструмента. Тарировка проводится на специальных стендах.

Типы динамометрических ключей

Виды ключей классифицируются в соответствие Межгосударственного стандарта и ГОСТа 33530-2015 (ISO 6789-2003). Он определяет:

  • Динамометрические ключи (моментные) показывающие. Они подразделяются на: ключи с жестким корпусом с цифровым, круговым индикатором или шкалой; ключи с упругим телом и торсионом.
  • Ключи предельные с градуировкой, регулируемые. К ним относятся: ключи, регулируемые без градуировки; ключи с регулировкой фиксированной.

Какой лучше ключ взять определяет характер предстоящих работ. Письменная инструкция укажет, нужно ли взять профессиональный инструмент или достаточно воспользоваться более дешевым устройством.

Рассмотрим подробнее каждый вид.

Стрелочные ключи

Конструкция такого ключа подразумевает либо наличие размеченной шкалы, либо подсоединение к нему маленького манометра. Устройство, снимающее давление находится в корпусе, стрелка выводит показания на цифровую шкалу. Недостаток в том, что стрелочный ключ не имеет фиксированного стопора, можно «промахнуться» мимо нужной цифры. В остальном, в вопросе: как пользоваться ключом со стрелкой, трудностей не возникает.

Предельные ключи

В автомобильном ремонте – самый распространенный вид моментного инструмента. Предельное значение, при котором устройство щелчкового типа прекращает подачу усилия на головку, устанавливается крутящейся шкалой на неподвижной градуировке стержня. При достижении нужного усилия раздается характерный звук.

Цифровые ключи

Внешне, такие ключи схожи с другими аналогами. Отличие в том, что внутренний динамометрический механизм, через датчик, электрически связан с цифровым дисплеем. Устройство дороже остальных видов специальных ключей, но цена компенсируется несомненными достоинствами. Здесь самая низкая погрешность измерения (до 1%), калибровка не требует проведения операции тарировки, достаточно обнулить показания, нажав на специальную кнопку.

В последнее время среди автолюбителей завоевали популярность адаптеры – динамометры. Это изделие электронного типа, оно подсоединяется к трещотке через собственный механический привод. В комплекте имеется переходник для насадок и головок. Питание осуществляется от внутренних аккумуляторов. Прибор универсален, удобен в работе.

На что обратить внимание – важные характеристики

Оптимальным вариантом выбора для авто динамометрического инструмента можно считать наличие комплекта из нескольких ключей разной конструкции. Для начала нужно уяснить динамический диапазон, в котором производятся затяжки в вашем автомобиле. Сделать это несложно, нужно взять техописание и посмотреть максимальные и минимальные цифровые значения. В этих пределах и подбирать инструмент.

Особый вопрос: «как проверить в домашних условиях эти ключи?». С цифровыми изделиями все ясно, предыдущие значения обнуляют и все. С предельными, шкальными и стрелочными ключами дело обстоит сложнее. Дома или в гараже устроить нормальный стенд для тарировки непросто. Поэтому придется периодически возить инструмент в лабораторию.

Прежде чем приобрести прецизионные ключи, неплохо бы узнать их основные эксплуатационные характеристики. Вот они:

  • Максимальное усиление. Величина, больше которой нельзя приложить усилие на конкретном инструменте, граница шкальной разметки, цифрового диапазона или гравировки.
  • Момент силы. Математически – произведение силы на радиус-вектор, при этом сила тоже векторная величина. Выражается численно в единицах «Ньютон на метр» или Нм. Главная расчетная величина, именно она указывается в инструкциях.
  • Размер квадрата. От этого значения зависит, какие насадки и головки подойдут к конкретному ключу.
  • Диапазон крутящего момента. Он определяется пределами максимального и минимального усилия, при которых работает конкретный ключ, проще – это границы шкалы. Не рекомендуется покупать инструмент, если он будет действовать вблизи пиковых значений – это снижает точность и повышает вероятность выхода устройства из строя.
  • Точность. Самая высокая точность у цифровых ключей, шкальные, стрелочные и предельные ключи имеют несколько худшие показатели.
  • Вес. Это не столь значимая величина, каждому автолюбителю вполне по силам работать любым типом моментных ключей.
  • Длина. Здесь нужно учитывать компоновку и расположение агрегатов каждого автомобиля, чтобы не случилась ситуация, когда длина инструмента не позволяет действовать им в ограниченном пространстве.
  • Трещотка. Удобное, функциональное устройство, существенно облегчающее работу.

Динамометрические ключи

Ви­ды и осо­бен­но­сти ди­на­мо­мет­ри­че­ских клю­чей для ав­то­мо­би­ля

Ди­на­мо­мет­ри­че­ский ключ – это устрой­ство, ко­то­рое пред­на­зна­че­но для из­ме­ре­ния за­тяж­но­го уси­лия. Его ис­поль­зо­ва­ние поз­во­ля­ет из­бе­жать раз­лич­ных непри­ят­ных про­блем, сре­ди ко­то­рых:

  • недо­ста­точ­ное или пло­хое ка­че­ство за­тяж­ки;
  • резь­бо­вой срыв (при­во­дит к от­сут­ствию воз­мож­но­сти скреп­ле­ния де­та­лей);
  • ме­ха­ни­че­ские по­вре­жде­ния со­еди­не­ний;
  • слиш­ком силь­ное сжа­тие или де­фор­ма­ция из­де­лий.

Ключ вы­пол­ня­ет сле­ду­ю­щие за­да­чи:

  • Ра­бо­та с транс­порт­ны­ми сред­ства­ми (от­дель­но вни­ма­ние уде­ля­ет­ся за­тяж­ки бол­тов на дви­га­те­ле ав­то­мо­би­ля).
  • За­тяж­ка со­еди­не­ний и резь­бы на шлан­гах для во­ды или га­за.
  • Со­еди­не­ние га­ек с пе­ре­хо­дом на тру­бы из ме­ди или пла­сти­ка.

Ин­стру­мент ак­тив­но ис­поль­зу­ет­ся в ре­монт­ных ма­стер­ских (в ос­нов­ном для ав­то­мо­би­лей), в про­мыш­лен­ной сфе­ре, элек­тро­ни­ке и энер­ге­ти­ке, под­хо­дит для ре­мон­та ча­сов, стро­и­тель­ных ра­бот, в ме­ди­цине (для за­вин­чи­ва­ния им­план­тов). В це­лом при­бо­ры при­ме­ня­ют­ся вез­де, где необ­хо­ди­мо за­фик­си­ро­вать со­еди­не­ние с опре­де­лен­ным уси­ли­ем. Вид устрой­ства опре­де­ля­ет­ся об­ла­стью и ча­сто­той его ис­поль­зо­ва­ния.

Кон­струк­ция и прин­цип ра­бо­ты

Ин­стру­мен­ты бы­ва­ют раз­ные, од­на­ко спо­соб дей­ствия для всех один и тот же. Кон­струк­ци­он­но из­де­лие со­сто­ит из сле­ду­ю­щих ком­плек­ту­ю­щих:

  • ру­ко­ят­ка;
  • го­лов­ка (пред­на­зна­че­на для при­со­еди­не­ния раз­лич­ных на­са­док);
  • пру­жи­на (за­тя­ги­ва­ет со­еди­не­ния с нуж­ным уси­ли­ем)
  • ре­гу­ля­тор (поз­во­ля­ет на­стра­и­вать оп­ти­маль­ный уро­вень уси­лия);
  • шка­ла из­ме­ре­ний.

Ди­на­мо­мет­ри­че­ский ключ ча­ще все­го ис­поль­зу­ет­ся для ре­мон­та ав­то­мо­би­лей и со­пут­ству­ю­щей тех­ни­ки. По кон­струк­ци­он­ным па­ра­мет­рам при­бо­ры мо­гут раз­ли­чать­ся по га­ба­ри­там ры­ча­га, раз­ме­рам го­лов­ки, поз­во­ля­ю­щей уста­нав­ли­вать лю­бые на­сад­ки.

Ве­ли­чи­на уси­лия при­бо­ра рав­ня­ет­ся 10 Нм на 1 кг. Прин­цип его ра­бо­ты ос­но­вы­ва­ет­ся на при­ме­не­нии пру­жи­ны вы­со­кой точ­но­сти, за счет ко­то­рой опре­де­ля­ет­ся уси­лие при­жи­ма де­та­ли.

  • 1. Пру­жи­на сжи­ма­ет­ся при по­мо­щи ре­гу­ля­то­ра, за счет че­го про­ис­хо­дит по­вы­ше­ние уров­ня уси­лия.
  • 2. Ко­гда уси­лие до­сти­га­ет оп­ти­маль­но­го уров­ня, про­ис­хо­дит про­кру­чи­ва­ние ин­стру­мен­та вхо­ло­стую (по прин­ци­пу ра­бо­ты тре­щот­ки).
  • 3. В ре­зуль­та­те вы по­ни­ма­е­те, что со­еди­не­ние с резь­бой за­тя­ги­ва­ет­ся до вы­став­лен­но­го на при­бо­ре уров­ня уси­лия.

Устрой­ство ра­бо­та­ет в ос­нов­ном за счет пру­жи­ны, так как она вы­став­ля­ет необ­хо­ди­мое зна­че­ние уси­лия. Пру­жи­на долж­на быть очень точ­ной и на­деж­ной. Для кон­тро­ля уси­лия ис­поль­зу­ют шка­лу с де­ле­ни­я­ми, по ко­то­рым мож­но про­ве­рить уро­вень без­опас­но­сти на всех бол­то­вых со­еди­не­ни­ях.

Ви­ды ин­стру­мен­тов

Знать ти­пи­за­цию необ­хо­ди­мо для то­го, чтобы сде­лать вер­ный вы­бор для вы­пол­не­ния со­от­вет­ству­ю­щих опе­ра­ций. Рас­смот­рим их ос­нов­ные ви­ды.

1. С пред­уста­нов­лен­ным мо­мен­том за­тяж­ки

Это про­стей­ший вид ин­стру­мен­тов из всех воз­мож­ных. Осо­бен­ность их в том, что они мо­гут ра­бо­тать толь­ко с од­ним па­ра­мет­ром уси­лия за­тяж­ки. Пред­уста­нов­лен­ный мо­мент поз­во­ля­ет не при­ме­нять ре­гу­ля­тор. Ко­неч­но, поль­зо­ва­тель не смо­жет са­мо­сто­я­тель­но уста­но­вить уро­вень уси­лия, од­на­ко это яв­ля­ет­ся не толь­ко ми­ну­сом, но и пре­иму­ще­ством, так как та­ким об­ра­зом уве­ли­чи­ва­ет­ся ре­сурс экс­плу­а­та­ции ин­стру­мен­та. При­бор от­но­сит­ся к уз­ко­спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ным.

2. Пре­дель­ные (ме­ха­ни­че­ские) ди­на­мо­мет­ри­че­ские клю­чи

Наи­бо­лее ис­поль­зу­е­мый вид ин­стру­мен­та, осна­щен­ный ди­на­мо­мет­ром. От­ли­ча­ет­ся до­ступ­ной сто­и­мо­стью и ши­ро­ким функ­цио­на­лом. Пе­ред на­ча­лом ра­бо­ты с ним при­дет­ся уста­но­вить необ­хо­ди­мые по­ка­за­те­ли для кру­тя­ще­го­ся мо­мен­та.

В мо­мент за­вин­чи­вая про­ис­хо­дит за­щел­ки­ва­ние ме­ха­низ­ма. По до­сти­же­нии за­ра­нее за­дан­но­го па­ра­мет­ра, ключ не пе­ре­да­ет мо­мент и не сры­ва­ет резь­бу из-за слиш­ком ак­тив­ной за­тяж­ки. Внут­рен­нее устрой­ство ин­стру­мен­та на­по­ми­на­ет тре­щот­ку, ко­то­рая при­со­еди­ня­ет на­сад­ку и фик­си­ру­ет по­ло­же­ние при по­мо­щи пе­ре­клю­ча­те­ля.

По­греш­ность ва­рьи­ру­ет­ся от 3 до 5%. Вы­би­рая та­кое устрой­ство, об­ра­щай­те вни­ма­ние на ин­тер­ва­лы и ори­ен­ти­руй­тесь на свои те­ку­щие дан­ные. Пе­ред по­куп­кой изу­чи­те ре­гла­мент резь­бо­вых со­еди­не­ний.

Читать еще:  Поставили шлагбаум и не дают ключи

Ми­ни­маль­ный диа­па­зон — 0,5 до 15 Нм, а мак­си­маль­ный – от 3 до 100 и вы­ше.

Недо­ста­ток ра­бо­ты с та­ким ин­стру­мен­том – от­сут­ствие опы­та у ма­сте­ра, из-за ко­то­ро­го мо­жет про­изой­ти пе­ре­тяж­ка со­еди­не­ния с резь­бой. По­сле несколь­ких при­ме­не­ний клю­ча необ­хо­ди­мо по­сто­ян­но про­ве­рять ре­гу­ли­ро­воч­ные па­ра­мет­ры.

3. Стре­лоч­ные ди­на­мо­мет­ри­че­ские клю­чи

Ин­стру­мен­ты осна­ще­ны стре­лоч­ным ин­ди­ка­то­ром, ко­то­рый по­ка­зы­ва­ет ве­ли­чи­ну уси­лия. Он функ­ци­о­ни­ру­ет по прин­ци­пу ди­на­мо­мет­ра. Устрой­ство име­ет проч­ный кор­пус, ин­ди­ка­тор и стрел­ку свер­ху. Квад­рат при­со­еди­не­ния так­же раз­ме­ща­ет­ся на­вер­ху. За­тяж­ку огра­ни­чи­ва­ет стрел­ка, до­сти­га­ю­щая дви­же­ния «стоп», ко­гда она до­стигнет оп­ти­маль­ных па­ра­мет­ров уси­лия.

Стре­лоч­ные при­бо­ры ча­ще при­ме­ня­ют­ся в ре­монт­ных ра­бо­тах, чем в ав­то­мо­биль­ных. Глав­ные их пре­иму­ще­ства – до­ступ­ная сто­и­мость, вы­со­кий уро­вень проч­но­сти (за счет ма­те­ри­а­ла – за­ка­лен­ная сталь) и на­деж­ность, про­ве­рен­ная вре­ме­нем, а так­же боль­шой диа­па­зон – от 1 до 300 Нм.

Недо­стат­ки стре­лоч­ных при­бо­ров – по­греш­ность до 10%, необ­хо­ди­мость са­мо­сто­я­тель­но за­да­вать уро­вень уси­лия, тре­бу­е­мое для до­сти­же­ния оп­ти­маль­но­го кру­тя­ще­го­ся мо­мен­та.

4. Циф­ро­вые клю­чи

Циф­ро­вые устрой­ства счи­та­ют­ся наи­бо­лее точ­ны­ми, с по­греш­но­стью все­го в 1%. Мож­но осу­ществ­лять ка­либ­ров­ку са­мо­сто­я­тель­но, пу­тем на­жа­тия кноп­ки или уста­но­вить ав­то­ма­ти­че­ский ре­жим. Они име­ют циф­ро­вую ин­ди­ка­цию.

  • па­мять, по умол­ча­нию встро­ен­ная в ин­стру­мент;
  • ши­ро­кий вы­бор раз­лич­ных на­стро­ек;
  • воз­мож­ность при­со­еди­не­ния к ком­пью­те­ру с по­сле­ду­ю­щей циф­ро­вой ка­либ­ров­кой;
  • на­ли­чие па­мя­ти о мар­ке устрой­ства, да­те и вре­ме­ни вы­пол­не­ния ра­бо­ты;
  • счет­чик при­ме­не­ния обо­ро­тов;
  • зву­ко­вые сиг­на­лы для кон­тро­ля ра­бо­ты (виб­ра­ция или звук).

Элек­трон­ный при­бор со­сто­ит из кор­пу­са и зо­ны ра­бо­ты, он осна­щен при­со­еди­ни­тель­ным квад­ра­том. Под кор­пу­сом обо­ру­до­ва­на ме­ха­ни­че­ская кон­струк­ция с жест­ким стерж­нем. Де­таль фик­си­ру­ет кру­тя­щий­ся мо­мент, а дат­чик свя­зи пе­ре­да­ет по­лу­чен­ные дан­ные и вы­во­дит их на внеш­ний дис­плей.

Ин­тер­вал ра­бо­ты – от 20 до 250 Нм. Циф­ро­вые при­бо­ры, из-за та­ко­го вы­со­ко­го уров­ня точ­но­сти, сто­ят до­ро­же. Пе­ред по­куп­кой вы мо­же­те про­смот­реть ры­нок и про­из­во­ди­те­лей, ко­то­рые про­из­во­дят бо­лее до­ступ­ные по сто­и­мо­сти из­де­лия, но с не ме­нее ка­че­ствен­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми.

5. Клю­чи-адап­те­ры

Кон­струк­ция адап­те­ров пред­став­ля­ет со­бой элек­трон­ное устрой­ство с при­со­еди­ня­е­мой «тре­щот­кой» и ме­ха­ни­че­ским при­во­дом. Ра­бо­чий квад­рат поз­во­ля­ет уста­но­вить лю­бую на­сад­ку или го­лов­ку. По-дру­го­му устрой­ство на­зы­ва­ет­ся адап­тер-ди­на­мо­метр. Ком­плект устройств мо­жет осна­щать­ся пе­ре­ход­ни­ка­ми и адап­те­ра­ми, раз­ли­ча­ю­щи­ми­ся по раз­ме­ру ин­тер­ва­лов.

Адап­те­ры осна­ща­ют­ся циф­ро­вы­ми дис­пле­я­ми и кноп­ка­ми, ко­то­рые поз­во­ля­ют на­стра­и­вать при­бор са­мо­сто­я­тель­но. Прин­цип ра­бо­ты прак­ти­че­ски та­кой же, как и у элек­трон­но­го устрой­ства. Сна­ру­жи – кор­пус из ка­че­ствен­ных ма­те­ри­а­лов (пла­сти­ка), внут­ри – ак­ку­му­ля­то­ры с боль­шим ра­бо­чим ре­сур­сом. Глав­ное пре­иму­ще­ство та­ко­го устрой­ства – уни­вер­саль­ность, так как он под­хо­дит для ра­бо­ты с раз­лич­ны­ми со­еди­не­ни­я­ми.

Сто­и­мость адап­те­ра прак­ти­че­ски та­кая же, как у ме­ха­ни­че­ско­го ин­стру­мен­та. Его то­же ак­тив­но ис­поль­зу­ют для про­из­вод­ства и ре­мон­та ав­то­мо­би­лей и его ком­плек­ту­ю­щих де­та­лей.

Как вы­брать ключ

От пра­виль­но­го вы­бо­ра ин­стру­мен­та за­ви­сит дол­го­веч­ность и ка­че­ство вы­пол­ня­е­мой ра­бо­ты. Об­ра­щай­те вни­ма­ние на сле­ду­ю­щие ха­рак­те­ри­сти­ки.

  • 1. Мак­си­маль­ное уси­лие. Оно из­ме­ря­ет­ся в Нм (Нью­то­нах на метр) и на­пря­мую вли­я­ет на ра­бо­ту, ко­то­рую оно мо­жет кон­тро­ли­ро­вать. Ес­ли вы при­об­ре­та­е­те ин­стру­мент в ав­то­мо­биль­ный сер­вис или ма­стер­скую, вы­би­рай­те несколь­ко из­де­лий с раз­ным ин­тер­ва­лом уси­лия для вы­пол­не­ния са­мых раз­ных опе­ра­ций.
  • 2. Квад­рат. Ука­зы­ва­ет­ся в дюй­мах. Для на­ча­ла необ­хо­ди­мо опре­де­лить­ся, с гай­ка­ми ка­ко­го раз­ме­ра вы бу­де­те ра­бо­тать ча­ще все­го. В со­от­вет­ствии с этим вы­би­рай­те квад­рат ин­стру­мен­та. Нуж­ное вам зна­че­ние на­хо­дит­ся при­мер­но в се­ре­дине ин­тер­ва­ла зна­че­ний уси­лий клю­ча.
  • 3. Вес и раз­ме­ры. Эти ха­рак­те­ри­сти­ки вли­я­ют на удоб­ство ра­бо­ты с ин­стру­мен­том.
  • 4. Шка­ла уси­лия. Она мо­жет быть пред­став­ле­на в ви­де циф­ро­во­го дис­плея, ме­ха­ни­че­ской шка­лы и т. д.
  • 5. Ка­че­ство ис­ход­но­го ма­те­ри­а­ла. Ра­бо­чий ин­стру­мент дол­жен быть ка­че­ствен­ным, же­ла­тель­но вы­пол­нен­ным из сверх­проч­но­го спла­ва с твер­до­стью не ме­нее 50 HRC.
  • 6. Сто­и­мость. Обо­ру­до­ва­ние долж­но иметь при­ем­ле­мый цен­ник, так как не от­но­сит­ся к раз­ря­ду до­ро­го­сто­я­ще­го. Вы­би­рай­те при­бор по сво­е­му бюд­же­ту.
  • 7. Экс­плу­а­та­ци­он­ные осо­бен­но­сти. Лю­би­те­ли мо­гут вы­брать ме­ха­ни­че­ский при­бор, а спе­ци­а­ли­сты из ав­то­мо­биль­но­го сер­ви­са долж­ны от­да­вать пред­по­чте­ние мо­де­лям для про­фес­сио­на­лов.
  • 8. По­греш­ность. Чем луч­ше вы­ве­рен ба­ланс, тем лег­че при­бор бу­дет в ис­поль­зо­ва­нии. Для ре­ше­ния боль­шин­ства за­дач по­дой­дет устрой­ство с кру­тя­щим­ся мо­мен­том в 200 Нм.

Пе­ред по­куп­кой устрой­ства обя­за­тель­но опре­де­ли­тесь с раз­ме­ром га­ек, с ко­то­ры­ми вы бу­де­те ра­бо­тать, с усло­ви­я­ми тру­да и ти­пом опе­ра­ций. Не трать­те сред­ства на до­ро­го­сто­я­щее обо­ру­до­ва­ние, ес­ли не за­ни­ма­е­тесь ре­мон­том ав­то­мо­би­лей про­фес­сио­наль­но. В этом слу­чае вы­би­рай­те бо­лее про­стые и бюд­жет­ные ин­стру­мен­ты.

Описание товара носит информационный характер и может отличаться от описания, представленного в технической документации производителя. Рекомендуем при покупке проверять наличие желаемых функций и характеристик.

Вы можете сообщить о неточности в описании товара — выделите её и нажмите

Какими бывают динамометрические ключи, и какой выбрать для своего автомобиля

Каждый автомобиль требует периодического обслуживания, ремонта и профилактики. Причём многие владельцы транспортных средств предпочитают делать всё это своими руками.

В машине присутствует ряд сложных устройств, к которым предъявляются повышенные требования в плане их сборки, разборки и восстановления. Подогнать деталь, правильно затянуть крепления и исключить вероятность разбалтывания крайне важно в таких ситуациях.

Далеко не всё можно делать на глаз или примерно, ориентируясь по собственным ощущениям. Иногда требуется соблюдать строгие правила, прикладывать определённые усилия, не превышая и не уменьшая этих значений. Именно тут на первый план выходит такой инструмент, как динамометрический ключ.

Динамометрические ключи бывают нескольких типов. Они отличаются между собой конструкцией и степенью погрешности, предназначены для эксплуатации в гаражных и профессиональных условиях. Потому автомобилистов интересует, на каком именно ключе лучше остановить свой выбор.

Что это

Множество механизмов, которые используются при сборке автотранспортных средств, требуют специальных условий во время ремонта и обслуживания. Те же резьбовые соединения, которые применяются в конструкциях и системах автомобиля, нуждаются в дозированной степени затяжки.

Чтобы затянуть крепление с нужным усилием, требуется помощь динамометрического ключа. Это специальное устройство, созданное для затяжки болтов и гаек путём прикладывания дозированного усилия. Если быть точнее, то речь идёт о моменте силы, измерительной единицей которого является Ньютон-метр (Нм).

За счёт использования этого ключа можно придерживаться жёстких правил по качеству сборки узлов, соединений и механизмов. Если контакт между деталями окажется недостаточно прочным, может произойти утечка рабочей жидкости или газа. При ослаблении креплений нарушается работа механизмов, узлы могут разболтаться, сломаться и окончательно выйти из строя.

Но недостаточное усилие не менее опасно, чем избыточное. Если превысить допустимые нормы по затяжке, соединительные элементы способны лопнуть, разрушиться, или это может привести к деформации закреплённого элемента. Срываются резьбы, ломаются головки, деформируются крепежи. Устранять такие последствия сложно и дорого.

Динамометрический ключ справедливо считается универсальным инструментом и замечательным помощником для каждого автовладельца. Для него предусмотрены разные насадки, что позволяет работать со всевозможными узлами, системами и механизмами.

На динамометрическом ключе имеется выходной квадрат. На него монтируют подходящую для конкретной ситуации насадку в виде головки или гнезда. Уже на него устанавливают накидные, гаечные или рожковые насадки. Не стоит забывать о динамометрических ключах, имеющих функцию отвёртки. Такой инструмент полезен при ремонте автомобильной электроники или механизмов с повышенной хрупкостью.

Один динамометрический ключ, дополненный ассортиментом насадок, позволяет выполнять широкий перечень ремонтных, восстановительных и профилактических работ. Этот инструмент пригодится в ходе обычной замены расходников, но станет также незаменимым при сложном ремонте вышедшего из строя узла автомобиля.

Хотя конструктивно ключи могут несколько отличаться друг от друга, все виды этого инструмента обязательно включают ряд основных компонентов. Потому можно с уверенностью говорить о том, что динамометрический ключ состоит из:

  • съёмной насадки (она же трещотка);
  • гнезда для установки насадок;
  • фиксатора для насадок;
  • корпуса с пружинным механизмом;
  • измерительного элемента или шкалы измерения;
  • рукоятки;
  • фиксатора момента затяжки.

Используя динамометрический ключ, пользователь может контролировать усилие, которое он прикладывает при выполнении затяжки того или иного элемента. Здесь используются измерительные устройства, либо же специальный фиксатор, который при достижении определённого усилия прекращает работу ключа. Если вы достигли выставленного значения, инструмент будет проворачиваться, а потому перетянуть крепёж больше установленной нормы вы не сможете.

Такому инструменту требуется периодическая проверка точности работы. Специалисты рекомендуют это делать после 5 тысяч циклов применения, но не реже одного раза в год. Калибровка проводится на специальных станках квалифицированными специалистами. Самостоятельно откалибровать динамометрический ключ не получится.

Разновидности

Вы точно не сможете понять, какой динамометрический ключ лучше выбрать для своего автомобиля, если не будете разбираться в их разновидностях.

Всего производители предлагают несколько вариантов ключей, которые отличаются по своему принципу действия и имеют разную степень погрешности. Хотя тут стоит сразу отметить, что максимальная погрешность может составлять не более 8%. Потому для ряда работ, выполняемых в гаражных условиях, подойдут даже они.

В зависимости от конструкции, динамометрический ключ может применяться для быстрых соединений, либо же для выполнения максимально точной затяжки особо важных деталей. На некоторых моделях есть функция предварительной установки заданного момента. Другие не регулируются или могут настраиваться по предельной величине момента затяжки.

В итоге можно разделить все инструменты на:

  • электронные;
  • рожковые;
  • щелчковые;
  • стрелочные.

Чтобы упростить вам задачу по выбору подходящего динамометрического ключа для автомобиля, каждый из представленных видов рассмотрим отдельно.

Электронные

Подобные инструменты в основном используются на профессиональных станциях технического обслуживания и в сервисных центрах. Это наиболее дорогостоящие модели, обладающие превосходными параметрами погрешности. Она здесь составляет не более 1%, что считается идеальным результатом. Ни один аналог на такое не способен.

Электронный динамометрический ключ

Электронные ключи оснащаются жидкокристаллическими индикаторами, что позволяет выводить информацию в виде цифр на дисплее. Когда усилие достигает нужных значений, появляется звуковой сигнал.

Использовать электронные динамометрические ключи в домашних условиях или нет, вопрос сугубо индивидуальный. По функциональности и точности они существенно опережают многих конкурентов. Но за такие достоинства приходится дорого платить. Если вы готовы потратить на один инструмент от 12 тысяч рублей, чтобы использовать его в домашних условиях, никто отговаривать вас точно не будет.

Неоспоримое преимущество заключается в том, что электронные девайсы до сотых долей Ньютон-метра контролируют усилие, прикладываемое при затяжке. Потому с их помощью проводятся наиболее точные и сложные работы.

Стрелочные

С помощью стрелочного устройства пользователь может следить, какое усилие прикладывается при затяжке. Механизмы стрелочного типа позволяют выставить требуемое значение для затяжки. Контролировать его нужно самостоятельно.

У стрелочных инструментов есть 2 варианта.

  1. Ключ с одной стрелкой. На нём показывается усилие, прикладываемое в данный конкретный момент.
  2. Инструмент с парой стрелок. Одна стрелка предназначена для того, чтобы показывать максимальное значение. Другая отвечает за показ текущей величины Нм.

Однострелочные инструменты также делят на измерительные и индикаторные. У индикаторных шкала представлена в виде циферблата круглой формы, где на усилие указывает стрелка, которая вращается вокруг оси.

У измерительного устройства есть шкала со специальными делениями, которая располагается возле ручки. На параметры усилий указывает длинная стрелка. Когда крепление затягивается, стрелка начинается двигаться в сторону относительно нулевого или стартового значения.

Оба инструмента имеют предельно простую конструкцию. Они удобны в использовании, хотя при работе приходится постоянно самостоятельно контролировать показатели.

Стрелочный динамометрический ключ

Минусом стрелочных динамометрических ключей выступает их погрешность. Среди всех существующих инструментов она здесь самая высокая. Потому работать стрелочными девайсами при затяжке особо важных и требовательных в плане точности соединений не рекомендуются.

Зато они дешёвые. Учитывая тот факт, что в гаражных условиях автовладельцы в основном проводят простые ремонтные работы, для них возможностей стрелочного динамометрического ключа оказывается более чем достаточно.

Рожковые

Довольно часто выбор падает на рожковый тип динамометрического ключа для авто. Многие мастера имеют в своём арсенале такой девайс, поскольку для множества операций часто не удаётся подобрать подходящую накидную головку, либо крепление находится в труднодоступном месте. Тогда рожковый ключ становится прекрасным решением для сложившейся ситуации.

Отличительной особенностью таких динамометрических ключей является наличие гнезда, куда устанавливаются сменные рожковые насадки. Рожковые ключи очень удобны при работе на участках, доступ к которым ограничен или усложнён другими деталями автомобиля.

Рожковый динамометрический ключ

Стоит отметить, что на рынке представлены разные рожковые динамометрические ключи. На некоторых можно использовать исключительно фирменные насадки от производителя. Но есть и универсальные модели, в которых допускается монтаж насадок от разных производителей.

Что же касается индикации момента затяжки, то на рожковых ключах используются стрелочные, цифровые, щелчковые и предельные системы.

Щелчковые

Такой тип ключей подойдёт в тех ситуациях, когда условия работы особенно сложные, и у мастера отсутствует возможность контролировать цифровые или стрелочные показания.

По универсальности щелчковые динамометрические ключи превосходят всех своих конкурентов. Многие автомобилисты покупают именно их, поскольку такие инструменты позволяют выполнять ряд сложных операций своими руками, не рискуя перетянуть или не до конца затянуть крепления в труднодоступных местах.

Система индикации основана на щелчке. Когда затяжка достигает нужного значения, возникает щелчок. Причём он ощущается на слух, но также очень выразительно отражается на руке. Не составит труда почувствовать, когда именно следует остановиться.

Читать еще:  Сколько нужно прогревать машину зимой инжектор

Щелчковый динамометрический

При этом подобные инструменты отличаются прекрасной чувствительностью. Погрешность в значениях не превышает 4%. Да и цена более чем адекватная. Этим и объясняется такая популярность щелчковых динамометрических ключей.

Рекомендации по выбору

Покупка подходящего динамометрического ключа для автомобиля во многом зависит от того, для каких конкретно целей вы планируете использовать этот инструмент. Нельзя сказать, что цена на ключи существенно отличается, но всё же их можно разделить на дешёвые, средние и самые дорогие.

К категории самых дорогих ключей относят электронные инструменты с повышенной чувствительностью. За счёт погрешности и применения электроники повышается цена изделия. Но если вы покупаете устройство сугубо для гаражного применения и использования только для работы со своим авто, стоит трижды подумать, нужен ли вам такой дорогой инструмент.

Если вы планируете проводить стандартные ремонтные, восстановительные и профилактические работы, где не требуется повышенная точность и квалификация мастера по ремонту авто, тогда обычного стрелочного инструмента вам будет более чем достаточно. Когда работа более точная и деликатная, лучше взять предельный ключ. У них адекватная цена, но при этом можно выставить необходимые значения прикладываемого усилия с небольшой погрешностью.

С типом динамометрического ключа в действительности определиться несложно. Это зависит от предстоящего фронта работ. Большинство автолюбителей покупают простейшие стрелочные, рожковые и щелчковые инструменты с возможностью устанавливать пределы затяжки. Электронные же больше подойдут для профессионального использования в сервисном центре или на станции технического обслуживания.

Если с видом инструмента вы определились, можно переходить к другим вопросам. Здесь рекомендуется обратить особое внимание на используемые в производстве материалы, а также размеры квадрата под насадки. Чем качественнее изделие, тем оно дороже. Но это также влияет на эффективность, надёжность и долговечность инструмента.

Квадрат под насадки определяет, с какими креплениями сможет работать выбранный инструмент. Ведь одним автомобилистам требуется затягивать мелкие болты и гайки. Другим же приходится воздействовать с определённым усилием на крупные крепежи.

Рейтинг

Никто не сомневается в том, что лучше пользоваться хорошими инструментами. Среди изготовителей динамометрических ключей есть далеко не одна фирма, заслуживающая вашего внимания.

Составить топ из лучших динамометрических ключей по моделям вряд ли получится, поскольку их огромное разнообразие, и все инструменты различаются по типу, конструкции, насадкам, функциональным возможностям и пр.

При этом есть ряд производителей, которые объективно считаются лучшими в настоящее время. Потому в рейтинг динамометрических ключей обязательно попадают изделия следующих компаний:

  • JTC;
  • Berger;
  • Alca;
  • Gross;
  • Heyner;
  • Hazet;
  • Kabo Tool Company;

Если вы покупаете динамометрические ключи одного из этих производителей, то практически не будет никаких сомнений в качестве, надёжности, долговечности и точности работы таких инструментов.

Но отталкиваться сугубо от производителя и узнаваемости бренда не стоит. Не забывайте, что рынок автомобильных инструментов наполнен подделками и фальшивками. Потому при покупке такого дорогого устройства как динамометрический ключ, лучше обращаться к проверенным продавцам и сертифицированным магазинам. Вам повезёт, если в городе присутствует фирменный магазин конкретного изготовителя. Если нет, всегда можно воспользоваться возможностями всемирной паутины.

Динамометрические ключи точно являются порой незаменимым инструментом в арсенале каждого автолюбителя или мастера на СТО. Разнообразие девайсов несколько усложняет процедуру выбора. Но если грамотно подойти к этому вопросу, реально взглянуть на свои возможности и требования к ключу, вам не составит большого труда приобрести оптимальную модель с требуемыми возможностями, характеристиками и погрешностью.

Динамометрические ключи

Динамометрический (моментный) ключ – выбор профессионалов

Динамическое распределение момента затяжки крепежа на том или ином элементе автомобиля важно для обеспечения качества работ.

  • Затягивание «на глазок» часто практикуют не только автомобилисты, но и работники автосервисов.
  • Недостаточно затянутый крепеж, так и «перетянутый», так как риск того, что он не выдержит из-за механических нагрузок, значительно возрастает!
  • Рекомендуем использоовать динамометрические гаечные ключи для монтажа важных деталей.
Как работают ключи с динамометром
  • Динамометрический ключ (динамометрический вороток или динамометрическая трещотка) представляет собой ручной инструмент с механизмом для измерения крутящего момента затяжки.
  • Он включает в себя силовое звено и отсчетное устройство. Приложенное на ключ усилие деформирует силовое звено, после чего деформация передает сигнал отсчетному устройству.
Типы динамометрических ключей

Все динамометрические ключи делятся на три типа:

Торсионные
Бюджетные и доступные моментные ключи на рынке. Используются для работ, не требующих большой точности момента затяга крепежа.

Предельные с трещоткой (также щелчковые или пружинные)
Наиболее распространенный и востребованный вид динамометрических ключей. Оптимальные по цене и качеству, такие ключи подходят для большинства видов работ с авто — в частности, для безопасного монтажа колес.

Электронные
Отличаются очень высокой точностью (погрешность не превышает 1%) и используются для особо ответственных работ с I и II классами соединений. Единственные минусы таких ключей – высокая стоимость и сложное обслуживание.

Уход и обслуживание динамометрических ключей
  • Любой предельный или торсионный динамометрический ключ после работы целесообразно обязательно возвращать в нулевое положение.
  • Это действие обеспечивает инструменту продолжительный срок службы без необходимости корректировки и превышения нагрузок измерительного механизма. Также все динамометрические ключи следует проверять на тестовом стенде после каждой тысячи рабочих циклов и при необходимости калибровать.

В том случае, если поломки избежать не удалось, для ремонта моментного ключа вы всегда можете обратиться в наш сервисный центр.

Где купить динамометрические ключи

Каждый уважающий себя автолюбитель или автосервис должен иметь в своем наборе инструментов моментный ключ.

  • Приобрести профессиональные динамометрические ключи фирмы Licota и других мировых производителей вы можете в магазине Автосканеры.
  • Узнать, сколько стоят динамометрические ключи, ознакомиться с отзывами на них, а также посмотреть полный ассортимент вы можете прямо здесь, в каталоге на нашем сайте.

Подпишитесь на новинки, скидки, предложения!

Какой динамометрический ключ для автомобиля лучший

Обслуживание автомобиля собственными руками дело почетное и требует от владельца не только наличия определенных навыков, но и профессионального инструмента. Автомобиль как сложный механизм содержит множество металлических деталей в том числе и болтов, которые во время ремонта или эксплуатации необходимо как откручивать, так и закручивать.

Можно пользоваться обычными ключами, но так как на рынке уже давно присутствуют более практичные и удобные способы ремонта в виде динамометрических ключей целесообразным выбором станет использование именно этих ключей.

  • Стрелочные ключи представляют нишевой продукт бюджетного сегмента и в производстве являются самыми дешевыми. Среди профессионалов пользуются низкой популярностью благодаря низкой точности показаний и низкой надежности. Изготавливаются из непрочных сплавов и материалов, поэтому срок службы достаточно ограничен. Максимальный крутящий момент затяжки составляет порядка 280 ньютон метров;
  • Щелчковые, пользуются самой большой популярностью как среди обычных автолюбителей, так и среди профессионалов. По своей стоимости такой инструмент разительно отличаются от стрелочных в большую сторону, при наличии лучшего качества и большой точности. Максимальный момент затяжки составляет порядка 480 ньютон метров. В силу совей конструкции и наличия специальной муфты сопротивления такие ключи сами фиксируют момент нужной затяжки детали. Средняя стоимость составляет порядка 2000 рублей. Производятся из хороших сплавов металлов и имеют достаточно большой срок гарантированной службы. Практически все именитые компании специализируются на производстве именно таких типов интсрумента;
  • Электронные ключи. Самый редкий тип, по своим характеристикам значительно превосходит своих механических конкурентов. Точность измерения момента затяжки очень высока, а погрешность составляет менее 1%, что обеспечивает отличное качество ремонта и эксплуатации. По совей стоимости значительно превосходят другие виды поэтому достаточно редки при применении автолюбителями. Чаще всего встречаются в специализированных сервисах в небольшом количестве.

Производством таких приборов занимается лишь несколько заводов в мире. Однако с ростом популярности и массовым производством их стоимость будет уменьшаться а количество таких ключей расти в геометрической прогрессии.

На видео- динамометрический ключ для автомобиля:

Основные производители и рейтинг

К самым популярным производителям относятся несколько отечественных производителей, а также зарубежные компании. Одним словом есть из чего выбрать, главное понимать из чего и как выбрать и какой из них лучший.

  • КМШ – отечественная компания производитель автомобильной продукции, в том числе и динамометрических ключей. По своим характеристикам лишь незначительно уступает своим зарубежным аналогам, компенсируя это более демократичной стоимостью. Во всей линейке представлены практически все виды динамометрических ключей разной ценовой категории. Средняя стоимость от данного производителя составляет порядка 1500 рублей. Производитель гарантирует работу устройства на протяжении 5 лет;
  • Styer – немецкий производитель автоинструмента. Среди профессионалов славится своим качеством и долговечностью. По своим характеристикам является одним из несомненных лидеров на рынке. Средняя стоимость ключей от данной компании составляет порядка 2200 рублей, столь высокая цена компенсируется отличным качествам и показателями точности с малой погрешностью.
  • Дело техники – еще один отечественный производитель автомобильных инструментов. Оборудование от данной компании славятся хорошим качеством и доступной ценой. Средняя стоимость составляет порядка 1700 рублей. Компания занимается производством таких ключей на протяжении многих лет и по праву заслужило уважение многих автолюбителей;
  • Ombra –компания специализируется на выпуске специального оборудования, в том числе и электронных динамометрических. Является одной из немногих компаний по производству качественных ключей в данном сегменте. Средняя цена на данную продукцию составляет порядка 3500 рублей.

Почти динамометрический ключ своими руками

При закручивании гаек и болтов (особенно в процессе ремонта шарниров подвески, впускного коллектора и других узлов автомобиля) необходимо соблюдать строго обозначенный момент затяжки. Подробную информацию о допустимых значениях можно без проблем найти в интернете.

Благодаря соблюдению точного момента затяжки гаек и болтов сопрягаемые поверхности более плотно и равномерно прилегают друг к другу. Именно для затяжки с определенным усилием и используется динамометрический ключ, который бывает механическим и полуавтоматическим.

Стоит такой инструмент недешево, поэтому покупать его, чтобы попользоваться им пару раз — не имеет смысла. Конечно, если есть лишние деньги, то можно и купить динамометрический ключ. Однако если ваша основная цель — сэкономить и обойтись подручными средствами, то в данном случае разумнее сделать почти динамометрический ключ своими руками.

Принцип работы инструмента

Полуавтоматические динамометрические ключи напоминают по форме и конструкции обычный ключ с трещоткой, который используется под торцовые головки. Единственным существенным отличием от своих «собратьев» является наличие специального храпового механизма, который дает возможность встроенной шестерне крутиться в двух направлениях.

Например, чтобы вернуть рукоятку инструмента назад после полного оборота, нужно приложить относительно небольшое усилие. А вот, чтобы затянуть гайку следует приложить немного больше усилия.

Когда достигается необходимое значение, шестеренка трещотки попросту начинает проскакивать (при этом слышен характерный звук), в результате чего гайка или болт больше не затягивается. Таким образом, исключается вероятность того, что резьба сорвется.

Динамометрические ключи со шкалой измерения прилагаемого усилия по умолчанию не обладают возможностью ограничения крутящего момента при достижении заданного значения. В данном случае этот момент необходимо контролировать самостоятельно при помощи механической или электронной цифровой измерительной шкалы.

Самодельный почти динамометрический ключ, в зависимости от конструктивного исполнения, может работать по примеру первого и второго варианта, описанных выше.

Зачем считают Ньютоны и метры

Перед тем, как приступить к изготовлению простого самодельного динамометрического ключа для затягивания болтов и гаек, необходимо будет провести некоторые расчеты. К примеру, чтобы добиться крутящего момента затяжки величиной 10 Н*м, надо приложить усилие, равное одному килограмму силы, к рычагу или плечу длиной 1 метр.

Вот только в условиях домашней мастерской или гаража метровый рычаг — не самый практичный и удобный вариант. В идеале лучше использовать плечо в пределах 20–50 см. И для того, чтобы правильно рассчитать, какое усилие необходимо приложить на рычаг для достижения требуемого момента затяжки, надо посчитать Ньютоны и метры.

Впрочем, вдаваться в дебри математических уравнений вовсе не обязательно. Нужные величины можно без проблем рассчитать в пропорциональном соотношении. То есть, если брать за основу, что для получения крутящего момента 10 Н*м, нужно приложить усилие 1 кг на метровый рычаг, то аналогично легко подсчитать, какое усилие надо будет приложить на рычаг меньшей длины.

Чем короче используемый рычаг, тем большее усилие требуется приложить для затягиваний болта или гайки — это, так сказать, аксиома. К примеру, если вместо метрового, вы используете рычаг длиной 50 см, то для получения крутящего момента 10 Н*м нужно приложить усилие, равное 2 кг.

Если вы используете рычаг длиной, например, 22 см, то усилие будет составлять уже 4,5 кг. Иными словами, нужно крутящий момент (10 Н*м) поделить на длину рычага (в данном случае — 0, 22 м) и умножить на 0,1. Используя эту простую формулу, можно без проблем рассчитать, какое конкретно усилие требуется приложить для затяжки гайки.

Купить или сделать?

В процессе выполнения ремонтных работ по обслуживанию авто практически каждый владелец транспортного средства сталкивается с тем, что необходимо закрутить болт или гайку, приложив определенное усилие, а динамометрического ключа под рукой нет. Не бежать же в магазин, чтобы купить дорогой инструмент, попользоваться им 20–30 минут и забыть на год.

Поэтому самый оптимальный вариант — изготовить самодельный динамометрический ключ для затягивания гаек и болтов. Причем можно изготовить инструмент наподобие трещотки с храповым механизмом, а также сделанный по аналогии с более простой конструкцией — с использованием обычных ручных весов.

Читать еще:  Нокиан нордман 7 или ханкук 429

Самодельный динамометрический ключ без шкалы

Данный вариант самодельного ключа не имеет шкалы, как на заводском динамометрическом, но момент затяжки на нём все-таки можно отрегулировать. Этот простой ручной инструмент используется для приложения одинакового усилия при закручивании гаек и болтов. Благодаря системе, которая срабатывает при определённой нагрузке, становится понятно, что достигнут нужный предел. О том, как сделать динамометрический ключ своими руками, читайте ниже.

Этот инструмент очень прост в изготовлении, при этом он может быть гораздо надёжнее заводских ключей, и даёт большой момент при затяжке гаек или болтов, благодаря длине рукоятки. Чтобы сделать самодельный динамометрический ключ без шкалы самому, потребуются очень простые и доступные материалы:

  • отрезок полдюймовой стальной трубы;
  • две пластины толщиной 5 мм с отверстиями диаметром 12 мм;
  • длинный болт с гайкой подходящего диаметра;
  • одна самодельная толстостенная шайба;
  • пружина и металлический шарик от подшипника.

К стальной полдюймовой трубке привариваем «уши», изготовленные из металлической пластины толщиной 5 мм. Между пластинами помещаем толстостенную шайбу и фиксируем ее при помощи стального «пальца».

Внутрь трубки устанавливаем толкатель с шариком от подшипника (в нем предварительно нужно сделать небольшое углубление, равное ½ диаметра шарика). Вслед за толкателем устанавливаем пружину и прижимаем болтом с гайкой, которая приваривается к торцу полдюймовой трубки. Еще одно углубление под шарик необходимо сделать в самой толстостенной шайбе.

На последнем этапе работ к шайбе останется только приварить рычаг — например, из небольшого отрезка трубы. Обратите внимание, чем длиннее будет рычаг, тем меньшее усилие придется прикладывать при закручивании гаек или болтов. К рычагу приваривается ключ под торцевые головки.

Прилагаемое усилие легко регулируется при помощи прижимного болта. Чем больше закручивать болт, тем большее усилие необходимо будет приложить при закручивании. Вот такой практичный самодельный динамометрический ключ без шкалы можно сделать своими руками из подручных и недорогих материалов.

Затяжка с помощью ручных весов

Как вариант, в качестве замены заводского или самодельного динамометрического ключа в виде трещотки можно взять обычный гаечный или накидной ключ. Крепим к нему ручные весы типа «кантер» или «безмен» (или можно, например, взять с цифровым дисплеем), и затягиваем болт или гайку. Тоже вполне себе рабочий вариант в домашних условиях, если под рукой нет вообще ничего.

Для затяжки гаек или болтов с определенным усилием с помощью ручных весов чаще всего будет достаточно «безмена» на 20-30 кг и отрезка стальной трубы длиной 50 см (но можно и меньше) с подходящим внутренним диаметром — не менее 25–30 мм, чтобы можно было надеть на ключ. В том случае, если требуется затяжка больших моментов, нужно подбирать соответствующие весы.

Что понадобится для работы:

  1. ключ гаечный (рожковый или накидной) на который надевается кусок стальной трубы длиной около 40–50 см;
  2. пружинный кантер (ручные весы) с «лимитом» примерно до 20–30 кг. Можно также использовать для изготовления динамометрического устройства электронные весы.

Процесс затяжки

Для начала надо установить накидной или рожковый ключ на болт или гайку, а за другой конец цепляем крючок ручных весов. Заранее рассчитав необходимое усилие, тянем за кольцо весов, выдерживая при этом 90 градусов, до достижения требуемого значения.

Таким образом, даже не имея в гараже или мастерской под рукой динамометрического ключа, можно затянуть гайку и болтовое соединение с необходимым усилием и точным моментом.

Выбираем динамометрический ключ: виды, характеристики и особенности

В статье рассматриваются динамометрические ключи различных видов, сравниваются их характеристики и стоимость. Кроме того, описывается устройство и принцип работы таких ключей, рассматривается возможность использования дополнительных насадок и мультипликаторов.

Динамометрический ключ — инструмент, незаменимый в случаях, когда необходимо знать, насколько качественно закручено резьбовое соединение, что позволяет исключить:

  • неплотное соединение узлов;
  • срыв резьбы;
  • механическую поломку болтов;
  • скручивание и растрескивание трубок;
  • пережатие и поломку граверов.

Каждое изделие, в зависимости от того, из какого материала оно сделано, имеет предел прочности, в соответствии с которым ограничивается максимальное усилие его затяжки. Узнать этот порог можно из паспортных данных оборудования с указанием максимального или рекомендуемого усилия затяжки, после чего выставить на ключе требуемую величину срабатывания.

Динамометрический ключ используется для выполнения следующих работ:

  1. Обтяжка резьбовых и болтовых соединений в электроустановках.
  2. Работы с автомобильным двигателем, ходовой частью.
  3. Обтяжка резьбовых соединений водяных и газовых шлангов.
  4. Соединение накидных гаек в переходах между медными или пластиковыми водоводами.

Виды динамометрических ключей

По способу индикации и настройки все динамометрические ключи можно разделить на несколько категорий.

1. Ключи динамометрические с предустановленным моментом затяжки, не регулируемые.

Hazet 50-200 Nm

Данные ключи настроены на работу с определенным усилием и не могут перестраиваться пользователем. Это является их достоинством и недостатком одновременно, поскольку данный ключ обладает высокой надежностью, но при этом узкоспециализирован.

2. Ключи динамометрические с предварительно выставляемым моментом затяжки.

Force 5-25

Эти ключи просты и надежны, благодаря чему они получили широкое распространение. С помощью регулировки усилия сжатия пружины данные ключи могут настраиваться на срабатывание при необходимом усилии затяжки. Срабатывание сопровождается специфическим щелчком и коротким свободным перемещением рукоятки ключа. Использовать данные ключи можно для работы с различными удлинителями и шарнирными ключами в местах, где нет возможности видеть индикацию.

Большинство моделей в базовой комплектации снабжаются трещоточной головкой или комплектом рожковых насадок.

3. Ключи динамометрические со стрелочной индикацией создаваемого усилия.

Torqueleader CDS 400 S

Благодаря стрелочной индикации прибор можно применять для затяжки различных соединений с неодинаковым допустимым моментом вращения без его перенастройки. Такой ключ может оказаться неудобным при необходимости выполнить затяжку соединений в местах, не обеспечивающих к ним свободный доступ, так как во время работы может быть не видна стрелочная индикация.

4. Ключи динамометрические с цифровой индикацией создаваемого усилия.

TOHNICHI CPT50X12D-G

Позволяют с большой точностью контролировать усилие затяжки элементов (до десятых, и даже сотых Нм), что особо важно при монтаже электроники и выполнении ремонта автомобильных узлов.

5. Комбинированные динамометрические ключи с выставляемым моментом затяжки и стрелочной или цифровой индикацией прикладываемого усилия.

Эффективно предохраняют от случайного приложения излишнего крутящего момента в сочетании с возможностью постоянного контроля величины прикладываемого усилия на индикаторе.

По внешней форме динамометрические ключи можно разделить на следующие виды:

  1. Динамометрические ключи-отвертки, используются для работы с электроникой и различными хрупкими механизмами.

Weidmuller

  1. Ручные динамометрические ключи. Могут иметь различную форму и рабочий предел, являются наиболее распространенными как в домашнем хозяйстве, так и на производстве.

Matrix 1/2″ 28-210 H/m

  1. Промышленные динамометрические ключи. Предназначены для использования на автоматизированных конвейерах, крупных ремонтных и производственных площадках.

Сравнительная таблица динамометрических ключей

ТипУсилиеЦена, руб.
Intertool 1/2″, 28-210 NM28-210 Нм1500
Шкальный динамометрический ключ Tohnichi FR100-1050 Нм9000
Динамометрический ключ Tohnichi QL25N5-25 Нм14 000

Устройство динамометрического ключа

В зависимости от специфики применения и производителя, устройство динамометрического ключа может незначительно отличаться, но при этом он будет содержать общие для всех типов ключей узлы.

  1. Съемная насадка (трещотка).
  2. Штифт-фиксатор насадки.
  3. Корпус с пружиной.
  4. Измерительная шкала.
  5. Регулировочная ручка.
  6. Фиксатор выставленного усилия срабатывания.

Виды насадок, используемых в динамометрических ключах

В комплекте с динамометрическим ключом могут использоваться различные типы насадок.

Насадки: 1 — рожковая; 2 — накидная; 3 — головка с трещеткой; 4 — радиусная; 5 — специальной формы; 6 — накидная с разрезом

Наиболее удобными и востребованными являются насадки с трещоточной головкой. Данный механизм позволяет ускорить процесс обтяжки, он эффективно стыкуется с мультипликаторами и наборами торцевых головок. За счет возможности реверса механизма динамометрический ключ можно использовать не только для затяжки, но и для раскручивания резьбовых соединений.

При необходимости приложения к скручиваемым узлам значительного затягивающего или раскручивающего усилия совместно с динамометрическим ключом могут использоваться мультипликаторы. Данное устройство по своей сути является редуктором, позволяющим повысить передаваемое на механизм усилие затяжки.

Мультипликатор Handtorque HT3

Сравнение различных мультипликаторов

Тип мультипликатораПередаточное числоТочностьМаксимальный момент, Нм
Универсальный Gedore 8600 DREMOPLUS 13001:5+/-4%1300
Gedore 8613 DREMOPLUS1:22+/-4%1000
TECNOGI — TN141:61680
TECNOGI — TN271:5,42700

На рынке динамометрических ключей и различных аксессуаров к ним лидирующие позиции занимают производители из Германии и Японии. Ключи, изготовленные известными брендами, отличаются высокой точностью измерения момента и надежностью, но при этом их стоимость неоправданно высока.

Китайские и тайваньские производители выпускают достаточно качественную продукцию по вполне демократическим ценам, на которую стоит обратить внимание, как любителям, так и профессионалам.

Для работы с электроникой необходимы динамометрические ключи с рабочим диапазоном от 0,1 до 10 Нм. В силовой электронике, для работы с автомобилями, сантехникой и отоплением пригодится ключ с рабочим диапазоном от 20 до 120 Нм, такой диапазон охватывает большую часть проводимых работ.

Так что ручной динамометрический ключ с предварительно выставляемым моментом затяжки может стать полезным дополнением в наборе инструмента сантехника, автослесаря и профессионального электрика, заменив обычный ключ с трещоткой.

Как выбрать динамометрический ключ для автомобиля

Добрый день, читатели моего блога! Вас приветствует Андрей Кульпанов — его автор и модератор. Совсем недавно мы говорили о том, так ли необходима ежегодная балансировка колес и как изготовить пеногенератор для мойки своими руками. А если Вы не первый день за рулем, значит, понимаете, какую важность играет функциональный и качественный инструментарий, который удобно лежит в багажном отделении, дожидаясь своего случая. Одним из наиболее значимых является динамометрический ключ для автомобиля.

О возможностях инструмента

Рассмотрим, что это за разновидность специального инструмента. Купить подобный ключ необходимо для того, чтобы решить проблему затягивания резьбовых соединений, которые требуют усилия. Нужно учитывать установленный момент затяжки — а этот показатель устанавливают производители узлов.

Автолюбителю динамометрический ключ будет полезен тем, что избавит от сорванных шпилек и гаек, стертой резьбы и других неприятностей. Особенно страдают обладатели «иномарок» с их цветными металлами, сплавами, высокими требованиями к точности затяжки соединений. С таким помощником Вы сможете гарантировать точность фиксации соединений, что будет нелишним не только для автомобильных колес.

Различные типы конструкций и их практические нюансы

Хороший ключ динамометрического принципа действия может быть одного из нескольких типов. Рассмотрим их основные особенности:

  1. Ключ, оснащенный стрелочным индикатором — подобный тому, какой мы можем встретить на манометре автокомпрессора. Для подсоединения насадок предназначен квадрат в верхней части изделия. Если Вы ищете, какой лучше из представленных типов ключей — обратите внимание, что он не может похвастаться очень высокой точностью соединений. Стрелка подскажет, в какой момент времени затяжка достигнет своего предельного значения. Зато цена этого изделия доступна широким кругам автолюбителей.
  2. Цифровые ключи — это крайне удобная новинка, зато и стоят они на порядок дороже. Они обладают встроенной памятью, запоминают в каком легковом автомобиле использовались, выделяются широким функционалом настройки. К жесткому стержню присоединяется рабочий квадрат, а датчик для передачи сведений расположен внутри стержня.
  3. Конструкция «с трещоткой» относится к числу наиболее распространенных и, одновременно, доступных по ценовой политике. Крутящий момент выставляется заранее, а как только он достигается, срабатывает трещотка. В этот момент мы услышим характерные щелчки, а сам крутящий момент перестает передаваться. Рукоятка оснащается регулировочным механизмом, а он, в свою очередь, шкалой. При покупке стоит обращать внимание не только на размер погрешности, но и на «шаг» момента усилия. При работе с такой конструкцией важно не перетянуть резьбу, а также следить за корректной регулировкой. Желательно покупать те ключи, у которых головка съемная.
  4. Следующее устройство носит название «адаптер». Несмотря на то, что привод по прежнему механический, в изделие вмонтировано электронное управляющее устройство. Оно снабжается дополнительными переходниками и насадками на разные жизненные случаи. Нужен ли Вам такой ключ — каждый решает для себя в одиночку. Однако в нем тоже есть цифровой экранчик с кнопочками, позволяющими произвести настройки. Конструкция является универсальной и порадует тех водителей, которые любят подолгу копаться в недрах своего железного коня.

Итоги от автора блога

Одним словом, главным преимуществом такого ключа является тот факт, что именно он позволяет сделать затяжку резьбы с точно указанным усилием. Значение усилия рекомендует производитель того или иного узла, например, деталей ходовой части. Сила затягивания измеряется в Ньютонах — все остальное сделает за Вас динамометрический ключ, который дает надежду надежной фиксации и безопасной езды.

Друзья, в заключение сегодняшнего выпуска хочу дать Вам еще один совет. Если есть намерение приобрести действительно качественный инструмент, требуйте у реализатора не только гарантийный талончик, но и свидетельство о прохождении ключом поверки согласно стандартов производителя. Присылайте свои вопросы, комментарии, подписывайтесь на регулярное получение новых материалов. До связи!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector