Camgora.ru

Автомобильный журнал
12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ГОСТ 7242-81* Подшипники шариковые радиальные однорядные с защитными шайбами

ГОСТ 7242-81* Подшипники шариковые радиальные однорядные с защитными шайбами. Технические условия

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ПОДШИПНИКИ ШАРИКОВЫЕ РАДИАЛЬНЫЕ ОДНОРЯДНЫЕ С ЗАЩИТНЫМИ ШАЙБАМИ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ГОСТ 7242-81
(СТ СЭВ 3793-82)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ПОДШИПНИКИ ШАРИКОВЫЕ РАДИАЛЬНЫЕ ОДНОРЯДНЫЕ С ЗАЩИТНЫМИ ШАЙБАМИ.

ГОСТ
4657-82

Технические условия

( СТ СЭВ 1988-79)

Single – row radial ball bearings with shields.
Specifications

Взамен
ГОСТ 4657-71

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 16 марта 1981 г. № 1359 дата введения установлена с

Проверен в 1992 г. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта от 27.07.92 № 781

Настоящий стандарт распространяется н а шариковые радиальные однорядные подшипники с защитными шайбами серий диаметров: 1; 2; 3 и 9.

Стандарт соответствует СТ СЭВ 3793-82 в части подшипников с защитными шайбами.

( Измененная редакция, Изм. № 1 )

1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ

1.1. Стандарт устанавливает следующие типы подшипников:

60000 — с одной защитной шайбой;

80000 — с двумя защитными шайбами.

1.2. Основные размеры и условные обозначения подшипников должны соответствовать указанным на чертеже и в табл. 1-4.

Тип 80000

d — номинальный диаметр отверстия внутреннего кольца; D — номинальный диаметр наружной цилиндрической поверхности наружного кольца; В — номинальная ширина подшипника; r — номинальная координата монтажной фаски.

Примечание. Чертеж не определяет внутреннюю конструкцию подшипника.

Обозначение подшипников типа 60000

Обозначение подшипников типа 80000

Серия диаметров 1
Размеры, мм

Обозначение подшипников типа 60000

Обозначение подшипников типа 80000

Серия диаметров 2
Размеры, мм

Обозначение подшипников типа 60000

Обозначение подшипников типа 80000

Обозначение подшипников типа 60000

Обозначение подшипников типа 80000

Пример у с л овного обозначения шарикового радиального однорядного подшипника с одной защитной шайбой диаметром серии 2 с d =6 мм; D = 19 мм и B = 6мм:

Подшипник 60026 ГОСТ 7242-81

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1.3. Масса подшипников во всех таблицах стандарта рассчитана для конструкций с штампованным из стального листа сепаратором при плотности стали 7,85 кг/дм 3 .

(Введен дополнительно, Изм. № 1).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Подшипники каждого типа изготовляют с кольцами того же типа. Допускается подшипники типа 6 0000 изготовлять с кольцами подшипников типа 80000.

2.3. Защитные шайбы не должны выходить за торцы колец подшипника. Заедание шайб о сепаратор и внутреннее кольцо при наибольших допускаемых радиальных и осевых нагрузках не допускается. Предотвращение заедания должно обеспечиваться размерами деталей подшипника.

2.4. Радиальный зазор и биение подшипников следует контролировать до запрессовки шайб и заполнения подшипника смазочным материалом.

2.5. В подшипниках типов 6 0000 и 80000 проворачивание шайб не допускается.

2.6. Подшипники типа 80000 должны заполняться рабочей смазкой на предприятии-изготовителе.

Марка смазки и ее количество устанавливаются предприятием-изготовителем или по согласованию предприятия-изготовителя и потребителя.

Подшипники типа 60000 выпускают без рабочей смазки.

2.7. Подшипники типа 80000, заполненные рабочей смазкой, допускается защищать от коррозии той же смазкой, которая находится внутри подшипника, или ингибированной бумагой с дополнительной упаковкой в полиэтиленовую пленку.

2.8. При вращении подшипников выделение смазки между наружным кольцом и шайбами не допускается.

Подшипники должны быть подвергнуты выборочным испытаниям (обкатке) на выделение смазки.

Серия диаметров 2
Размеры, мм

С односторонним уплотнителем; с двухсторонним уплотнителем; с канавкой на наружном кольце; с канавкой и защитной шайбой; с двухсторонним уплотнителем.

Таблица подшипников представляет собой сводные данные о той или иной детали, включая ее тип, обозначение, аналог, размеры, иные параметры. Применение этой таблицы позволяет безошибочно выбрать нужный подшипник, быстро найти номер изделия, его габариты, а так же в случае необходимости подобрать идентичный товар другого происхождения. Например, на все размеры подшипников таблица позволяет определить их номер, и, наоборот, по одному номерному значению можно узнать стандартные размеры подшипников.

Обозначения подшипников в зависимости от конструкции

Все виды запчастей подлежат общепринятой стандартизации, соответственно и типоразмеры подшипников, и их модификации полностью отвечают значениям ГОСТ или ISO. Все эти данные сведены в таблице, как и упоминалось ранее.

Например, рассмотрим на подшипник шариковый размеры . Изначально в таблице идет маркировка по ISO, затем аналог, соответствующий ГОСТ, после этого размеры, масса и схематичное изображение детали. Возьмем распространенный номер шарикового подшипника – 6008. Аналог этой детали по ГОСТ – 108. Внутренний диаметр составляет 40 мм, наружный 68 мм, ширина 15 мм, а вес 0,19 кг. Вроде бы все понятно, но эти показатели исключительно для радиальных однорядных моделей. А вот если взять сведения на такой же точно номер подшипника, но с одной защитной шайбой, изменится его обозначение (6008Z или 60108) и вес (0,2 кг). Размеры подшипников шариковых с одной шайбой остаются неизменными, как и в первом варианте. Следуем дальше, и берем в пример опять этот же подшипник, но уже с двумя защитными шайбами. На этот вид существует отдельная таблица, согласно которой меняется только маркировка (6008ZZ или 80108), остальное без изменений. Затем в зависимости от конструкционных особенностей в таблице меняются обозначения подшипника:

  • С односторонним уплотнителем — 6008 RS или 160108;
  • С двухсторонним уплотнителем — 6008 2RST или 750108;
  • С канавкой на наружном кольце — 6008 N или 50108;
  • С канавкой и защитной шайбой — 6008 ZN или 150108;
  • С двухсторонним уплотнителем — 6008 2RS или 180108 и т.д.
Подшипник
Категория
Момент трения
Радиальный зазор
Точность
Основное условное обозначение подшипникаКонструкция
Материал
Температура
Смазка
Вибрация
Сепаратор
d
мм
D
мм
B
мм
масса
кг
АналогФирмаСтандартЗавод
4-6008Е46008Е82470,0139E8/P4SKFГОСТ 520-8931
4-6008Е46008Е82470,0139E8/P4SKFЕТУ 1004
4-6008У46008У82470,0153E8/P4SKFГОСТ 520-894
4-60084600882470,0153E8/P4SKFГОСТ 520-8931
5-6008Е56008Е82470,0153E8/P5SKFГОСТ 520-8931
5-6008Е56008Е82470,0139E8T/P5SKFГОСТ 520-894
5-6008У56008У82470,0153E8/P5SKFГОСТ 520-8931
5-6008У56008У82470,0153E8/P5SKFЕТУ 1004
5-6008У156008У182470,0153E8/P5SKFТУ 37.006.086-784
5-60085600882470,0153E8/P5SKFГОСТ 520-894
5-60085600882470,0153E8/P5SKFГОСТ 520-8931
5-60085600882470,0153E8/P5SKFТУ 37.006.087-794
6-6008У66008У82470,0153E8/P6SKFТУ 37.006.086-784
6-60086600882470,0153E8/P6SKFГОСТ 520-894
6-60086600882470,0153E8/P6SKFТУ 37.006.087-794
6008600882470,0153E8SKFГОСТ 520-894

В целом алгоритм более чем понятен. Изменение в конструкционной части несет в себе добавление цифр или букв в базовое обозначение детали. А вот если рассматривать на шариковые подшипники размеры таблица показывает, что они не меняются при модификации конструкции.

Подобный алгоритм наблюдается, если смотреть в таблице обозначение подшипников качения, роликовых, радиально-упорных и других.

Размеры разных видов подшипников

Как правило, для выбора детали необходимо замерить наружный диаметр, внутренний, а также ширину. Но это не для всех видов подшипников. Например, размеры подшипников качения таблица определяет в расширенном варианте. Помимо стандартных замеров в таблице имеются сведения об угле наклона, диаметре упорного борта, диаметре конического отверстия, ширины упорного болта. Конечно, замерить самостоятельно все эти показатели не всегда предоставляется возможным, поэтому проще узнать не типоразмеры подшипников качения, а номер нужной детали. И уже, исходя из этой информации, по таблице определить правильные размеры подшипников качения.

Зачем знать маркировку и размеры подшипников?

Типоразмеры подшипников таблица содержит в себе для того, чтобы пользователь смог определить подойдет ли деталь в посадочное гнездо, и в конструкцию того или иного прибора, техники и пр. А вот маркировка подшипников качения, скольжения, игольчатых и других, позволяет определить тип детали, серию, класс точности, иные рабочие характеристики. Другими словами, знать на шарикоподшипники размеры так же важно, как и знать их маркировку и правильную расшифровку обозначений. Если игнорировать эти параметры, изделие может не подойти, или не выполнять своих функций, не потянуть возложенной на нее работы, выйти из строя через очень короткий промежуток времени, и даже привести к поломке техники.

Поэтому перед покупкой следует определить точные габариты запчасти, или посмотреть в каталог шариковых подшипников с размерами, узнать номер детали по таблице, ее маркировку и конструкционные особенности. Так вы сможете сделать безошибочный выбор подшипника, который прослужит долгие годы.

Похожие статьи

Таблица подбора подшипников

Таблица подбора подшипников – важный инструмент, позволяющий подобрать ту или иную модель, в зависимости от диаметра вала, эксплуатационных условий и требований механизма. При неверном подборе подшипника применять их небезопасно. Это может навредить не только самому изделию, но и привести к заклиниванию и даже поломке узлов оборудования.

Что такое таблица и ее основные функции

Таблица рассматривается как специальный инструмент для подбора подшипников. В ней приведены общие данные о подшипниках разных типов, о тех или иных моделях. В список таблицы входят и импортные и российские запчасти. Это удобно тем, что в случае подбора определенного номера подшипника, в таблице будет отражаться абсолютный его аналог, отечественный или зарубежный.

Основные сведения, представленные в таблицы, это диаметр внешнего и внутреннего кольца, вес изделия, его ширина и номер. Все числовые показатели полностью соответствуют общепринятым стандартам, что исключает ошибки в процессе выбора типоразмера изделия по номеру.

1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ

1.1. Стандарт устанавливает следующие типы подшипников:

160000 — с одним уплотнением;

180000 — с двумя уплотнениями.

1.2. Основные размеры и обозначения подшипников должны соответствовать указанным на чертеже и в табл. 1 — 6.

d — номинальный диаметр отверстия внутреннего кольца;

D — поминальный диаметр наружной цилиндрической поверхности наружного кольца;

B — номинальная ширина подшипника;

r и r 1 , — номинальная координата монтажной фаски.

Обозначения подшипников типов

r = r 1

Серия диаметров 2, серия ширин 0
Размеры, мм

Читать еще:  Чем развести пушсало до жидкого состояния

Обозначения подшипников типов

Серия диаметров 5
Размеры, мм

Обозначения подшипников типов

Серия диаметров 2, серия ширин 3
Размеры, мм

Обозначения подшипников типов

Серия диаметров 3
Размеры, мм

Обозначения подшипников типов

Обозначения подшипников типов

Примечание. Масса подшипников п о всем таблицам стандарта рассчитана для конструкций со штампованным из стального листа сепаратором при плотности стали 7,85 кг/дм 3 .

Пример условного обозначения однорядного радиального шарикового с одним уплотнением подшипника средней серии диаметров 3, с d = 20 мм, D = 52 мм, B = 15 мм:

Подшипник 160304 ГОСТ 8882-75

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Подшипники типа 160000 допускается изготовлять с кольцами от подшипников типа 180000.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.2. Уплотнения не должны выходить за торцы колец подшипника. Задевание уплотнений за сепаратор при рабочих нагрузках не допускается и должно быть обеспечено размерами деталей подшипников.

2.3. Подшипники типа 180000 должны заполняться рабочим смазочным материалом. Марка смазочного материала и его количество устанавливаются изготовителем или по согласованию изготовителя и потребителя. Допускается при вращении подшипников незначительное выделение смазочного материала между внутренним кольцом и уплотнением. Выделение смазочного материала между наружным кольцом и уплотнением не допускается.

Подшипники должны быть подвергнуты выборочным испытаниям (обкатке).

Допустимые значения массы смазочного материала, выделяющегося между внутренним кольцом и уплотнением, устанавливают по согласованию между потребителем и изготовителем.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.5. Радиальный зазор и биение подшипников следует контролировать до закладки рабочего смазочного материала и установки уплотнений.

2.6. (Исключен, Изм. № 1).

2.7. В подшипниках типов 160000 и 180000 проворачивание уплотнений не допускается.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.8. Подшипники должны быть подвергнуты выборочным испытаниям на момент сопротивления вращению. Допустимые величины момента сопротивления устанавливают по согласованию между потребителем и изготовителем.

Момент сопротивления вращению подшипников не должен превышать величин, установленных по согласованию между потребителем и изготовителем.

2.9. Остальные технические требования — по ГОСТ 520-71.

2.11. Величины статической ( С ) и динамической (С) грузоподъемностей приведены в справочном приложении.

2.8-2.11. (Введены дополнительно, Изм. № 1).

3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

3.1. Объем выборки для испытаний подшипников на выделение смазочного материала и момент сопротивления вращению устанавливает изготовитель, остальные правила приемки — по ГОСТ 520-71.

4. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

4.1. Методы контроля — по ГОСТ 520-71.

5. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

5.1. Маркировку подшипников наносят на внешней поверхности уплотнений. Допускается наносить дополнительные знаки при маркировании на торцовых поверхностях или наружной посадочной поверхности подшипников, остальные требования по маркировке, упаковке, транспортированию и хранению — по ГОСТ 520-71.

Разд. 3, 4, 5. (Введены дополнительно, Изм. № 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ справочное
СТАТИЧЕСКАЯ С И ДИНАМИЧЕСКАЯ С ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ

Метрология

Посадки подшипников качения на вал и в корпус

Основные размеры подшипников качения устанавливает ГОСТ 3478-2012, который распространяется на шариковые и роликовые радиальные, радиально-упорные, упорно-радиальные и упорные подшипники качения, устанавливает предпочтительные присоединительные размеры подшипников и наибольшие предельные радиусы галтелей вала и корпуса.

Допуски и предельные отклонения размеров подшипников качения по ГОСТ 25256-82.
ГОСТ 520-2011 устанавливает для разных типов подшипников качения классы точности: — нормальный, 6, 5, 4, Т, 2 — для шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников; — 0, нормальный, 6Х, 6, 5, 4, 2 — для роликовых конических подшипников; — нормальный, 6, 5, 4, 2 — для упорных и упорно-радиальных подшипников. Классы указаны в порядке повышения точности.
Класс точности указывается перед условным обозначением подшипника через разделительную черту, например, 6-308, 5-36210; в случае отсутствия дополнительных требований, класс точности не указывается, например 7306.

Поля допусков и технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов устанавливает ГОСТ 3325-85.

Посадки подшипников качения осуществляют: в корпус – в системе вала, на вал – в системе отверстия. Это означает, что предельные отклонения присоединительных размеров D и d не зависят от посадок. Поле допуска размера D наружного кольца является основным валом и обозначается буквой l (латинская «эль») с указанием класса точности подшипника, например:l0, l6, l5, предельные отклонения D зависят от типа и класса точности подшипника (табл.13) .

Поле допуска размера d внутреннего кольца является основным отверстием и обозначается прописной буквой L и классом точности, например L0, L6, L5, L4. В отличие от основного отверстия H по ГОСТ 25346-82, поля допусков внутренних колец подшипников расположены в «тело», т.е. в минус, ES = 0.
Допуски размеров колец не совпадают с допусками IT и приведены в табл.13 в соответствии ГОСТ 520-2011.
Посадки образуются применением полей допусков (ГОСТ 25346-82) для корпуса и вала и полей допусков наружного и внутреннего колец подшипника (ГОСТ 520-2011) и показаны на рис. 1 .

К посадочным поверхностям под подшипники качения предъявляют повышенные требования к точности формы и качеству поверхности. Отклонения формы поверхностей корпусов и валов не должны превышать для подшипников и 6 классов значений, равных IT/4, а для подшипников 5 и 4 классов – IT/8.
Наиболее значительное отрицательное влияние на работоспособность подшипников качения оказывают конусообразность и овальность посадочных поверхностей, поэтому для этих поверхностей указывают допуск круглости и допуск профиля продольного сечения.
Шероховатость поверхностей устанавливается в зависимости от класса точности подшипника и диаметра (табл. 12) .

Выбор посадок подшипников качения

Посадки подшипников качения на вал и в корпус зависят от вида нагружения, величины и характера нагрузок, размера и конструкции подшипника, класса точности подшипника.
Различают три вида нагружения подшипников (ГОСТ 3325-85): местное,циркуляционное и колебательное.
При местном нагружении нагрузка воспринимается ограниченым участком дорожки кольца.
При циркуляционном нагружении радиальная сила воспринимается последовательно всеми элементами дорожки качения.
Колебательное нагружение – комбинированный вид нагружения.
В случае местного нагружения основное отклонение принимается по табл.7 в зависимости от размера, конструкции корпуса (разъемный, неразъемный), уровня перегрузок.

При циркуляционном нагружении посадка выбирается на основе расчета совместных деформаций колец, возникающих вследствие натяга при посадке вращающегося кольца на вал или корпус, с учётом условия обеспечения оптимального радиального зазора в зоне сопряжения тел качения с поверхностью дорожки качения. В упрощенном виде этот расчет сводится к вычислению интенсивности нагружения PR:

где: Fr- расчетная радиальная сила, действующая на опору;
B — посадочная ширина подшипника, мм;
k1 — коэффициент, учитывающий динамические перегрузки;
k2 — коэффициент, учитывающий ослабление посадки при полом вале или тонкостенном корпусе;
k3 — коэффициент, учитывающий влияние осевых сил на перераспределение радиальных сил по рядам тел качения, в случае применения двухрядных конических роликовых подшипников или сдвоенных шарикоподшипников.
Значения k3 зависят от величины

Fa×ctgα/Fr

где Fa – осевая сила; α — угол контакта, град.

Значения коэффициентов k1, k2, k3 находят из табл. 9, 10 и 11 .
В случае циркуляционного нагружения основное отклонение, сопряженной с подшипником детали, принимают по табл.8 , исходя из рассчитанного PR, с учетом диаметра и класса точности подшипника.

Допуски корпусов или валов при местном нагружении кольца подшипника принимают по 7-му квалитету точности (IT7), если подшипник -го или 6-го класса и по IT6, если 5-го или 4-го класса.
Допуски корпусов или валов при циркуляционном нагружении кольца принимают по 6-му квалитету (IT6) при классе точности подшипника или 6 и по IT5 для 5-го или 4-го класса.

Примеры расчета посадок подшипников качения

Рассмотрим пример расчета и выбора посадок подшипников качения, входящих в представленный на рис. 2 узел.

Исходные данные:
подшипник 6-7309 – однорядный конический, 6-го класса точности;
радиальная реакция опоры Fr = 20000 Н;
условия работы – удары, вибрация, перегрузка до 300%;
вал – полый с диаметром отверстия d1 = 20 мм;
корпус неразъемный; вращается вал, корпус – неподвижен.

1. По справочнику находим посадочные размеры подшипника – диаметр наружного кольца – D = 100 мм, внутреннего – d = 45 мм, посадочная ширина, т.е. ширина без учёта радиусов закругления – B = 26 мм;

2. Нижние предельные отклонения колец определяем по табл.13 – eiD = -0,013 мм, EId = -0,01 мм, верхние отклонения равны , тогда D = 100 -0,013, d = 45 -0,01.
Вид нагружения колец: наружное – местное, внутреннее – циркуляционное.

3. Основное отклонение корпуса находим по табл.7 с учетом того, что: корпус неразъемный, перегрузка 300%, D = 100 мм., получим основное отклонение – Н.
Поле допуска отверстия корпуса с учетом класса точности подшипника – Н7.
Посадка наружного кольца в корпус – 100Н7/l6. Пользуясь табл. 1 и табл. 2 строим схему расположения полей допусков ( рис. 3а ).

4. Основное отклонение валов определятся по интенсивности нагружения PR. Для этого необходимы коэффициенты, входящие в уравнение.
Коэффициент k1 = 1,8 (табл.9) , с учетом перегрузки 300%;
k2 = 1,6, т.к. d1/d = 20/45 = 0,44, а отношение наружнего и внутреннего диаметров подшипника D/d = 100/45 = 2,22;
k3 = 1,0, поскольку подшипник однорядный.
Вычислим интенсивность нагружения:

По табл.8 находим основное отклонение вала – n; поле допуска вала, с учетом класса точности подшипника – n6.
Посадка внутреннего кольца на вал — 45 L6/n6.

Пользуясь табл.1 и табл.4 строим схему расположения полей допусков (рис. 3б) .

ОБОЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ

Подшипник — сборочный узел, являющийся частью опоры или упора и поддерживающий вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью. Фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращение, качение или линейное перемещение с наименьшим сопротивлением, воспринимает и передаёт нагрузку от подвижного узла на другие части конструкции. Подшипники – самая незаметная незаменимая часть практически любого механизма. Без них был бы невозможен стремительный рывок в техническом развитии, совершенный человечеством в XX веке.

Вот основные поставщики подшипников для мировой промышленности:

  • 1 SKF – мировой лидер по производству подшипников;
  • 2 NKE — предприятие основано в 1996 в городе Штайер в Австрии, NKE разрабатывает и производит подшипники высокого качества для широкого спектра промышленных применений ;
  • 3 FAG – один из крупнейших в Германии производителей подшипников;
  • 4 NSK – занимает 2-ое место в мире после SKF;
  • 5 NTN – 2-й по величине в Японии производитель подшипников;
  • 6 Koyo – один из ведущих японских производителей, входит в концерн Toyota, занимает 3-е место в Японии;
  • 7 Fersa — испанский производитель, снабжает основных производителей коммерческих автомобилей — мировых лидеров в отрасли подшипниками для осей, коробок передач и колес;
  • 8 INA – специализируется только на игольчатых и роликовых подшипниках;
  • 9 Timken – американская фирма, занимающаяся лидирующие позиции в мире по дюймовым коническим подшипникам;
  • 10 SNR – французский производитель подшипников.
Читать еще:  Сколы на машине что делать

Одним из основных параметров подшипников является класс точности. Классы точности определяют биение подшипника и их работу на высоких скоростях. По стандарту ISO они различаются:

  • Стандартный класс
  • P6 (лучше, чем стандартный)
  • P5 (лучше, чем P6)
  • P4 (лучше, чем P5)
  • P2 (Лучше, чем P4)

Согласно американской классификации ABEC предусмотрены 7 классов точности, из них массово используются только 4 (1,3,5,7). Существует и 9-й класс точности, но подшипники по нему обычно отбирают по спецзаказам – т.е. для массового производства они не поступают. Существуют также 11 класс и маркировка 00 – специальный заказ особой точности.

Существует следующая ISO – классификация зазоров в подшипниках:

  • C1 – зазор подшипника меньше, чем С2;
  • C2 – зазор подшипника меньше, нормального;
  • CN – нормальный зазор;
  • C3 – зазор подшипника больше нормального;
  • C4 – зазор в подшипнике больше, чем С3.

Базовые обозначения подшипников.

Все стандартные типы подшипников имеют стандартное обозначение, состоящее из 3,4 или 5 цифр или из комбинации букв и цифр.Первый символ в обозначении указывает на тип подшипника. Следующие два символа обозначают серию размеров (согласно ISO или DIN): первая цифра – это серия ширин или высот, вторая – серия диаметров. Последние две цифры в базовом обозначении представляют собой код диаметра отверстия; умноженный на 5 код диаметра дает диаметр отверстия подшипника в мм.

ANSI – American National Standards Institute (Американский Национальный институт стандартов);

ABMA – American Bearing Manufactures Association (Американская ассоциация производителей подшипников);

ISO – International Standardisation Organisation (Международная организация по стандартизации);

DIN – Deutsches Institut fur Normung (Немецкий институт стандартов);

JIS – Japanese Industrial Standard (Японский институт стандартов).

Обозначение серий подшипников.

Обозначение серии подшипников часто содержит дополнительные знаки A, B, C, O, E или комбинации из этих букв, например CA. Эти буквы обозначают изменения во внутренней конструкции подшипников.

Комбинации одного или нескольких обозначений, отделяемые от других обозначений косым штрихом, как правило, записывают так, что косой штрих ставят только перед первым знаком комбинированного обозначения. Такие комбинированные обозначения, в свою очередь, отделяют одно от другого косыми штрихами, если:

  • а) первое дополнительное обозначение кончается, а второе – начинается цифрой, например, 6310/C4/630251;
  • б) знак, обозначающий категорию зазора, и знак, характеризующий наполнение подшипника пластичной смазкой, записанные подряд, не создают однозначного представления о рассматриваемых признаках, например, 620Z-2Z/C2L/HT51 (=C2L+HT51), или 6205-2Z/C2LHT51 (=C2+LHT51).

Обозначения отечественных подшипников.

На территории России и стран бывшего СССР широко распространено обозначение подшипников по стандартам ГОСТ. Например :

Обозначение подшипников по стандартам ГОСТ состоит из:

  • 1 Префиксов и суффиксов
  • 2 Серий и типов подшипников
  • 3 Обозначения внутреннего диаметра подшипников.

Условные обозначения подшипника наносят на торцы колец клеймением, травлением или электроискровым способом. На наружной поверхности наружного кольца – электрохимическим травлением.Основное условное обозначение характеризует основное исполнение подшипника:

  • С кольцами и телами качения из подшипниковой стали ШХ15
  • Класса точности 0 по ГОСТ 520
  • С сепаратором, установленным для основного конструктивного исполнения согласно отраслевой документации.

Дополнительные знаки условного обозначения.

Дополнительные знаки условного обозначения располагаются справа и слева от основного условного обозначения. Дополнительные знаки справа записываются с прописной буквы, а дополнительные знаки слева отделяются от основного условного обозначения знаком тире.

Дополнительные знаки обозначают следующее:

  • Категория – буква А или В обозначает наличие дополнительных технических требований, установленных в технических условиях на подшипники категорий A, B, C или в конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.
  • Момент трения – цифра 1,2,3… обозначает норму момента трения.
  • Радиальный зазор – цифра 1,2,3… обозначает группу радиальных зазоров по ГОСТ 24810
  • Класс точности – обозначение О, Х, 6, 5, 4, 2 характеризует в порядке повышения точности значения предельных отклонений размеров, формы расположения поверхностей подшипников.
  • Конструкция подшипника – буква Н обозначает: радиальный роликовый двухрядный сферический подшипник с кольцевой проточкой и отверстиями для смазки по ГОСТ 5721, ГОСТ 24696 и ГОСТ 24850; радиальный роликовый подшипник с короткими цилиндрическими роликами и габаритами по ГОСТ 5577; упорный шариковый одинарный или двойной подшипник с размерами диаметра свободного кольца по ГОСТ 7872.
  • Подшипник повышенной грузоподъемности – буква А

  • Материал деталей – обозначения:
  • Ю, Ю1… — все детали подшипника или часть деталей из нержавеющей стали
  • Х, Х1… — кольца и тела качения или только кольца из цементируемой стали
  • Р, Р1… — детали подшипника из теплостойких сталей
  • Г, Г1… — сепаратор из черных металлов
  • Б, Б1… — сепаратор из безоловянистой бронзы
  • Д, Д1… — сепаратор из алюминиевого сплава
  • Е, Е1… — сепаратор из пластических металлов
  • Л,Л1… — сепаратор из латуни
  • Я, Я1… — детали подшипника из редко применяемых материалов
  • Н, Н1… — кольца и тела качения или только кольца из модифицированной жаропрочной стали
  • 3, 31… — детали подшипника из стали ШХ со специальными легирующими добавками
  • Конструктивные изменения – обозначение К, К1…
  • Роликовые подшипники с модифицированным контактом – обозначение М, М1…
  • Специальные технические требования – обозначение У, У1…
  • Требование к температуре отпуска – Т, Т1…Т4
  • Смазочные материалы – обозначения – С1, С2…С30
  • Требования по уровню вибрации – Ш, Ш1…Ш5

Шарики ГОСТ 3722-81

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА СССР
Подшипники качения
ШАРИКИ
ГОСТ 3722-81
СТ СЭВ 1990-79)

Настоящий стандарт распространяется на шарики, применяемые в подшипниках качения, и в виде отдельных деталей.

Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 1990-79.

1. ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ
1.1. Размеры и масса шариков должны соответствовать значениям, указанным в табл. 1.

Номинальный
диаметр шарика DwМасса
1000 шт.,
кг

Номинальный
диаметр шарика DwМасса
1000 шт.,
кг

Номинальный
диаметр шарика DwМасса
1000 шт.,
кг

1.2. Условное обозначение шариков, применяемых в виде отдельных деталей, должно состоять из номинального диаметра в миллиметрах, степени точности и обозначения настоящего стандарта. Условное обозначение шариков, применяемых в подшипниках качения, дополняется буквой Н, простовляемой перед обозначением номинального диаметра. Условное обозначение шариков, не сортируемых по диаметру, дополняется буквой Б перед обозначением номинального диаметра. Отклонение среднего диаметра, разноразмерность шариков по диаметру в партии, непостоянство единичного диаметра, отклонение от сферической формы (без учета волнистости) и шероховатость поверхности не должны превышать значений указанных в таблице.

Степень точностиНоминальный диаметр шарика Dw, ммОтклонение среднего диаметра шариков, применяемых в виде отдельных деталей DwmРазноразмерность шариков по диаметру в парии VDwLНепостоянство еденичного диаметра VDwsОтклонение от сферической нормыШероховатость поверхности
RaRz
мкм, не более
3От 0,25 до 12± 50,130,080,080,100
5» 0,25 » 12± 50,250,130,130,0200,100
10» 0,25 » 25± 90,500,250,250,0200,100
16» 0,25 » 25± 100,800,400,400,0320,160
20» 0,25 » 38± 101,000,500,500,0400,200
28» 0,25 » 38± 121,400,700,700,0500,250
40» 0,25 » 50± 162,001,001,000,0800,400
60» 0,25 » 80± 303,001,501,500,1000,500
100» 0,25 » 120± 405,002,502,500,1250,600
200» 0,25 » 150± 6010,005,005,000,2000,800

Примечания:
1. Значения шероховатости Rz установлены для шариков 3-й степени точности всех диаметров; для шариков остальных степеней точности при Dw

Класс точности подшипников

Когда потребитель сталкивается с вопросом выбора подшипника на замену вышедшему из строя, он должен знать его основные характеристики. Такими являются тип подшипника , его обозначение и размер. В ряде случаев требуется уточнение ряда дополнительных характеристик: наличие защитной крышки, материал сепаратора, класс точности. Сегодня остановимся подробнее на последнем.

Что такое класс точности подшипника?

Это характеристика указывает на точность изготовления деталей подшипника, т.е. минимальный допуск, устанавливаемый на тела и дорожки качения, соосность осей, посадочный (внутренний) диаметр.

Зачем нужен класс точности?

Данный параметр влияет, в первую очередь, на точность, скорость вращения, плавность хода и срок службы. В авто- и машиностроении общего назначения применяются подшипники нулевого (нормального) класса точности. Высокий класс точности нужен лишь в том случае, когда подшипник ставится в узел, требующий высокой точности работы – например, в шпинделях станков и высокоскоростных узлах.

Какими бывают классы точности?

В системе ГОСТ существуют шесть классов (приведены в порядке возрастания):

0 – нулевой или нормальный, чаще всего не указывается в маркировке;

Т – особо прецизионный;

Данная система действует на территории большинства стран бывшего СССР.

Импортные подшипники в основном маркируются в системе ISO (Европа) либо ABEC (США), причем классов точности выделяют пять.

Ниже представлена таблица соответствия классов точности в различных системах:

Подшипники высоких классов точности применяются в высокоточных узлах: в шпинделях компьютерных жестких дисков и магнитофонных головок, печатных прессах и оборудовании, применяемом в металлургии. Сверхпрецизионные подшипники используются там, где необходимо обеспечить высочайшие скорости вращения: в стоматологических инструментах (зубных дрелях), турбинах авиатехники, центрифугах и турбокомпрессорах. Зачастую такие подшипники производят штучно, под заказ, и их невозможно приобрести в свободном доступе.

Подшипники высокого класса точности ни в коем случае нельзя заменять подшипниками без класса или с более низким классом точности. Это негативно скажется на работе механизма в целом. Замена же подшипников нулевого класса на высокоточные не целесообразна и не даст никаких ощутимых улучшений в работе узла.

Также следует упомянуть про подшипники для роликов и скейтов: чаще всего продавцы, желая заработать, настаивают на том, что требуется подшипник класса ABEC-5, ABEC-7, а то и ABEC-9. Однако в данном случае имеет смысл приобрести обычные подшипники производителя премиум-класса – NSK, Koyo, SNR или SKF. Высокий класс точности подшипника 608zz нужен в том случае, если он разгоняется до скорости 700 км/час. Роллеры и скейтеры, как правило, разгоняются максимум до 150-200 км/час.

Читать еще:  Pioneer mvh 150ub схема подключения

Подшипник ex206g2 — шариковый подшипник, который служит опорой для валов, его корпус состоит из двух колец, которые соединены сепаратором.

Подшипник es207g2 это закрепляемый шариковый подшипник, подшипник состоит из двух частей – обойм, внешней и внутренней, которые соединяются сепаратором, он является самоустанавливающимся (корпусным).

Подшипник es208g2 — это шариковый подшипник, который закрепляется на валу, две части – обоймы, внутренняя и внешняя, соединяемые сепаратором, составляют его корпус.

Закрепляемые подшипники GE..-KRR-B в широком ассортименте с аналогами по доступным ценам

Подшипник 201

Шарикоподшипники 200-й серии можно смело назвать «золотой серединой». Они имеют сравнительно небольшие габариты, но работают на высоких частотах и могут эксплуатироваться в узлах с большой нагрузкой на подвижные детали.

Кроме всего прочего они выпускаются в разных модификациях, что существенно увеличивает сферу их применения. Шариковый радиальный однорядный подшипник 201 это продукция отечественной промышленности.

Он выпускается в разных классах точности, работает в ответственных агрегатах оборудования производственных предприятиях, устанавливается в авто и трактора. В качестве замены можно использовать зарубежный аналог. Международная маркировка изделия – ISO 6201.

  1. Размеры и характеристики подшипника
  2. Диаметр и количество шариков
  3. Аналоги и модификации
  4. Применяемость
  5. Популярные производители

Размеры и характеристики подшипника

Шарикоподшипник рассчитан на эксплуатацию в условиях высокой частоты вращения при средней нагрузке на узел. Он имеет размеры 12х32х10 мм. Масса изделия с упаковкой не превышает 0,036 кг.

Конструктивно он не выделяется на фоне других подобных изделий и состоит из типового набора составных частей:

  1. внутренняя обойма;
  2. наружная обойма;
  3. тела качения;
  4. сепаратор.

Дополнительно может комплектоваться заглушками узла тел качения, в таком случае это закрытый шарикоподшипник, который не требует обслуживания. Узнать больше о каждом конкретном экземпляре и получить рекомендации по установке и эксплуатации можно из инструкции, которая вложена внутрь упаковки.

Чертеж шарикового радиального однорядного подшипника

ХарактеристикаЗначение
Шариковый радиальный однорядный
ГОСТ 520-2011201
ISO6201
Выдерживает нагрузкуРадиальную
Наружный диаметр (D), мм32
Внутренний диаметр (d), мм12
Общая ширина (B), мм10
Наружный диаметр внутреннего кольца, мм18.4
Внутренний диаметр наружного кольца, мм26.3
Вес, гр38
Грузоподъемность статическая, H3100
Грузоподъемность динамическая, H6890
Частота вращения в смазке, об/мин22000
Частота вращения в масле, об/мин26000
Диаметр шарика, мм5.556
Количество шариков, шт7
Марка сталиШХ-15

Маркировка изделия нанесена на боковую поверхность внутреннего или наружного кольца. Место ее расположения и способ нанесения напрямую зависит от конкретного производителя. В случае изделия базового типа ее расшифровка выглядит следующим образом:

  • 6 – точность исполнения;
  • 2 – серия ширины;
  • 01 – кодировка внутреннего диаметра.

Узел, в который будет установлен подшипник 6-201, должен соответствовать определенным требованиям. Нагрузка на изделие в статике (на неподвижную деталь) не может превышать 3,1 кН. То же, но в ходе вращения на номинальной частоте (в динамике) – 6,89 кН.

Максимальная частота вращения обойм друг относительно друга зависит от типа применяемых смазочных материалов. Максимальных показателей можно добиться при работе в масле (22 000 оборотов в минуту). При использовании пластичной смазки этот параметр существенно ниже.

Внимание! Подшипники не относятся к изделиям, которые быстро портятся, но иногда нужно узнать год их производства. Это несложно. На обойме имеется клеймо с одной буквой. Она и означает год. К примеру, Ч это 2018. Найти таблицу соответствия несложно в интернете.

Диаметр и количество шариков

Артикул 201 указывает на шариковый подшипник. В изделиях этого класса тела качения имеют правильную сферическую форму. Они уложены в канавки, проточенные в обоймах, и удерживаются на заданных позициях с помощью сепаратора.

Аналог закрытый каучуковыми уплотнителями 180201

Шарики изготовлены из стали ШХ-15. Также выпускаются лимитированные серии, где они выполнены из нержавейки или керамики. Диаметр каждого элемента качения составляет 5,556 мм. Количество на сборочную единицу – 7 шт.

Сепаратор чаще всего стальной штампованный. Это самые распространенные подшипники. Помимо этого он может быть бронзовый, латунный, изготовлен из нержавейки или отлит из полиамида. Все эти особенности в обязательном порядке отображаются в маркировке.

Аналоги и модификации

Российский шарикоподшипник 201 производится в нескольких исполнениях. Изделие без префиксов в маркировке это открытый подшипник. Он выгодно отличается высокой допустимой частотой вращения, но требует постоянной подачи смазки. Чаще всего подобные разновидности устанавливаются внутрь герметичных корпусов заполненных маслом.

ГОСТISOРасшифровка
2016201открытый подшипник
502016201 Nоткрытый подшипник с проточкой
602016201 Zс одной стороны закрыт шайбой из металла
802016201 ZZ (2Z)с двух сторон закрыт шайбами из металла
1602016201 RSс одной стороны закрыт каучуковой заглушкой
1802016201 2RSс двух сторон закрыт заглушками из каучука
76-2016201 C3открытый с тепловым зазором

Если в агрегате налажена подача смазки, но необходимо обеспечить защиту подвижных элементов, используют подшипники с одной заглушкой узла тел качения. Существует две разновидности подобных изделий. 60201 закрыт металлической шайбой. 160201 – уплотнением из материала на основе каучука, силикона или пластика.

Пылезащищенная разновидность – закрытый подшипник. 180201 отличается двумя заглушками из каучука, которые защищают узел тел качения от внешних воздействий. Он смазывается еще на заводе. Часто этот шарикоподшипник можно заменить аналогичным изделием со стальными шайбами вместо уплотнений, его маркировка – 80201.

Иногда используется модификация с проточкой по наружной обойме под стопорное кольцо – 50201. В случае необходимости данную разновидность можно использовать вместо открытого подшипника.

Аналог закрытый металлом 80201

Импортный аналог 6201 может устанавливаться в те же узлы, что и российская продукция без внесения изменений в их конструкцию. Это изделия одного размера и веса. Возможен разброс в технических характеристиках, как правило, это не критично.

Продукция зарубежных производителей также предлагается в различных исполнениях. Маркировка подобных подшипников заметно отличается от производителя к производителю.

Применяемость

Подшипник шариковый ГОСТ 201 является востребованной запасной частью. Его можно встретить в агрегатах всевозможного оборудования для переработки сельхозпродукции. В точном исполнении он устанавливается в токарно-винторезные станки 1ИС611В.

Также он применяется в автомобилестроении. В закрытом исполнении работает в некоторых моделях генераторов авто ВАЗ-2101-07. Встречается в КПП мотоцикла «Минск».

Зарубежный аналог закрытый каучуковым уплотнителем 6201-2RSH

Данный шарикоподшипник работает в силовых агрегатах, предназначенных для сельхозтехники, это почти все модификации СМД, Д-21А, Д-144. Эксплуатируется в системе питания дизелей грузовиков КамАЗ и Урал. Работает в отечественных автопогрузчиках 4043М, 4045ЛМ и ряда других модификаций.

Популярные производители

Чаще всего на прилавки попадают подшипники 201 с клеймом ООО «СПЗ-4» (Самара). Это российские детали, изготовленные из китайских комплектующих. Полностью отечественный продукт предлагает 23 ГПЗ (VBF).

Иногда можно встретить изделия с хранения с маркировкой ГПЗ-2, 20 ГПЗ и 4 ГПЗ. Импортный аналог предлагают FAG, NSK, SKF, KOYO и многие другие известные производители.

Остались вопросы по подшипнику 201 или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полным и точным.

ГОСТ 831 75 — ПОДШИПНИКИ ШАРИКОВЫЕ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЕ ОДНОРЯДНЫЕ

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ПОДШИПНИКИ ШАРИКОВЫЕ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЕ ОДНОРЯДНЫЕ
Типы и основные размеры
Single-row angular ball bearings. Types and basic dimensions

Дата введения 1977-01-01

Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 28 ноября 1975 г. N 3740 дата введения установлена 01.01.77

Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 22.06.81 N 3055

ВЗАМЕН ГОСТ 831-62

ИЗДАНИЕ (июль 2005 г.) с Изменением N 1, утвержденным в апреле 1986 г.; Пост. N 1041 от 23.04.86 (ИУС 7-86).

1. Настоящий стандарт распространяется на неразъемные и разъемные однорядные радиально-упорные шариковые подшипники.

Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 4942-84.

2. Стандарт устанавливает следующие типы подшипников:

разъемные со съемным наружным кольцом:

6000 — с углом контакта α=12°;

разъемные со съемным внутренним кольцом:

76000 — с углом контакта α=12°;

неразъемные со скосом на наружном кольце:

36000 — с углом контакта α=12°;

36000К6 — с углом контакта α=15°;

46000 — с углом контакта α=26°;

66000 — с углом контакта α=36°;

неразъемные со скосом на внутреннем кольце:

36000К7 — с углом контакта α=12°;

36000К — с углом контакта α=15°;

46000К — с углом контакта α=26°;

66000К — с углом контакта α=36°;

неразъемные со скосом на наружном и внутреннем кольцах:

26000К — с углом контакта α= 40°.

1. Подшипники типов 36000К, 36000К7, 46000К (кроме серии диаметров 3) являются высокоскоростными. Пояснение термина «высокоскоростные подшипники» приведено в приложении 2.

2. Подшипники типов 36000К6 и 36000К7 изготовлять с 1 января 1989 г.

3. Основные размеры подшипников должны соответствовать указанным на чертеже и в табл.1-6.

Тип 6000Типы 36000, 36000К6, 46000, 66000
Типы 76000, 36000К7, 36000К, 46000К, 66000КТип 26000К

* α — угол контакта, равный углу между линией действия результирующей нагрузки на тело качения и плоскостью, перпендикулярной к оси подшипника.

1. Чертеж не определяет конструкцию подшипника.

2. Допускается изготовление внутренних колец подшипников типа 26000К с координатой фаски вместо со стороны узкого торца, не нагруженного осевой нагрузкой.

d — номинальный диаметр отверстия внутреннего кольца;

D — номинальный диаметр наружной цилиндрической поверхности наружного кольца;

B — номинальная ширина подшипника;

T — монтажная высота подшипника;

r — номинальная координата монтажной фаски; rsmin — наименьший предельный размер r;

r1 — номинальная координата фаски со стороны узкого торца наружного или внутреннего кольца; r1smin — наименьший предельный размер r1;

α — номинальный угол контакта.

Серия диаметров 9, серия ширин 1
Размеры, мм

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector