Camgora.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пять признаков, указывающих на необходимость замены аккумулятора автомобиля

Пять признаков, указывающих на необходимость замены аккумулятора автомобиля

Самым худшим кошмаром, который может случиться с любым автомобилистом, является поломка аккумулятора транспортного средства на середине пути. Ситуация может заметно ухудшиться, если двигатель не заводится при попытке запустить его от внешнего источника питания (от прикуривателя). Если причина действительно в разрядившемся аккумуляторе, то, возможно, без посторонней помощи специализированных служб не обойтись. В конечном счете поломка аккумулятора может закончиться потерей нескольких сотен долларов и времени. Далее будут представлены пять основных признаков, по которым можно понять, что наступило время замены аккумулятора, чтобы предотвратить возникновение вышеописанной ситуации в будущем.

1. Двигатель медленно заводится

Когда вы пытаетесь запустить двигатель и он при этом медленно прокручивается, можно предположить, что ситуация скорее всего связана с проблемой в передаче электрического сигнала по цепи. Хотя возможной причиной могло быть и плохое соединение со стартером или его электрической цепью, что привело к неполной зарядке аккумулятора. Есть вероятность того, что разрядка аккумулятора могла произойти из-за длительного нахождения транспортного средства на парковке. Так или иначе, в подобной ситуации следует незамедлительно обратиться в сервисный центр для проведения технического осмотра транспортного средства.

2. Появление сигнала о неисправности систем двигателя

Существует около десятка причин того, почему может срабатывать индикатор неисправности систем двигателя автомобиля. Одной достаточно распространенной ситуацией, особенно в наиболее старых моделях транспортных средств, является недостаточное электропитание. Когда низкое энергопитание ставит под угрозу дальнейшую работу двигателя, загорится сигнальная лампочка о необходимости проверки двигателя. Следует еще раз отметить, что подобная ситуация требует обращения в сервисный центр для проверки работы двигателя квалифицированным специалистом во избежание поломки и получения гарантии исправности работы двигателя.

3. Повреждение аккумулятора

Когда ящик аккумуляторной батареи выглядит вздутым, это часто является показателем того, что он эксплуатировался в условиях высоких наружных температур. Как известно, из-за этого значительно снижается срок его службы. Также водителям необходимо время от времени проверять аккумулятор на исправность, чтобы удостовериться в том, что он находится в хорошем состоянии.

4. Утечка или низкий уровень топлива

Утечка топлива из бака может привести к коррозии деталей и препятствовать прохождению электрического сигнала от аккумулятора. Другими словами, данная ситуация станет причиной того, что однажды транспортное средство не заведется. Если жидкость затечет в аккумулятор и повредит свинцовые пластины, отвечающие за проведение электрического сигнала, аккумулятор также не будет работать. В том случае, если обнаружено резкое падение уровня топлива в баке, следует всегда проверять вероятность утечки.

5. При достижении аккумулятором максимального срока службы

В противовес широко распространенному мнению, среднестатистический автомобильный аккумулятор не превысит срок службы транспортного средства, в котором он используется. В большинстве случаев современные аккумуляторы служат около трех лет. При использовании аккумулятора дольше этого срока требуется ежегодная его поверка. Следует также упомянуть, что значительно сократится срок службы аккумулятора его неправильная эксплуатация.
Как показывает практика, если аккумулятор неоднократно не был заряжен полностью (при коротких переездах, длящихся менее 20 мин), продолжительность его использования сокращается. И, как было сказано выше, действие экстремально высоких и низких температур также приводит к скорой замене аккумулятора. Водителям следует всегда проверять, выключены ли фары и радио при завершении поездки. В ином случае постоянная перезарядка может отрицательно сказаться на долговечности аккумулятора.

Если вы заметили хотя бы один из вышеупомянутых признаков, необходимо проверить аккумулятор автомобиля как можно скорее.

Как часто нужно проверять аккумулятор?

При ежедневной эксплуатации необходимо проверять уровень хотя бы раз в неделю, а в зимнее время – лучше 2–3 раза в неделю. Когда проверку нужно проводить чаще, её делают мультиметром или тестером – после того, как автомобиль уже несколько часов не двигался. Поэтому самые достоверные показания будут после ночи.

Как часто нужно обслуживать аккумулятор?

Периодическое обслуживание

Проводится раз в квартал лето, раз в месяц зимой. При необходимости проводился внеочередная зарядка, если аккумулятор сильно разряжен; Тестирование АКБ на работоспособность нагрузочной вилкой.

  1. Как обслужить необслуживаемый аккумулятор
  2. Почему пила пилит криво
  3. Как восстановить емкость аккумулятора
  4. Как проверить аккумулятор шуруповерта мультиметром
  5. Как работать с нивелиром
  6. Как завести камаз в мороз
  7. Быстрый ответ: Что лучше MI TV Stick или MI Box S?
  8. Как запустить двигатель в мороз
  9. Почему увеличивается расход бензина

Как понять что аккумулятор плохой?

Тест очень простой. На незаведенном автомобиле включите дальний свет фар на 20 минут, после чего произведите попытку завести мотор. Если аккумулятор «умирает» и емкость его уже ничтожно мала, или одна из банок «слабое звено», то в таком случае мотор не запустится или старт будет затрудненным.

Как узнать что пора менять аккумулятор?

Основные признаки того, что аккумулятор пора менять:

  1. Почти каждый раз двигатель запускается с огромным трудом, даже если тепло. …
  2. Аккумулятор прослужил уже много лет. …
  3. Когда АКБ вся покрыта морозными «узорами», да еще и перекошена, ее не спасти. …
  4. Если произошло механическое повреждение корпуса аккумулятора, покупайте новый.

Что делать при низкой плотности электролита?

Если уровень плотности раствора, что проводит ток в АКБ автомобиля упал намного ниже 1,18 г/см3, поднимать ее нет никакого смысла. В таком случае необходимо слить весь раствор, заменив его свежим. Сначала с банок откачивается с помощью спринцовки как можно больше электролита.

Сколько нужно времени для зарядки аккумулятора от генератора?

Для полного восстановления емкости потребуется не менее 3 часов непрерывного движения автомобиля. Сколько заряжается аккумулятор от автомобильного генератора, зависит от температуры окружающего воздуха, от состояния батареи.

Можно ли обслуживать аккумулятор?

Обслуживание аккумулятора может провести любой человек, ничего сложного этот процесс не представляет, за исключением того, что электролитом можно сильно заляпаться. Используйте максимальные меры предосторожности, и не проделывайте обслуживание аккумулятора на ковровых покрытиях. Лучше всего для этого подходит гараж.

Как понять что аккумулятор разряжен?

Если напряжение ниже, то аккумулятор разряжен: 12,4 В соответствует 75%-ному заряду, 12,2 В — 50%-ному, а напряжение 12,1 В свидетельствует, что заряд составляет всего 25%.

Как можно узнать что аккумулятор замкнутый?

Признаки короткого замыкания внутри батарей: а) уменьшение плотности электролита, несмотря на то, что батарея получает нормальный заряд; б) быстрая потеря емкости после полного заряда, высокий саморазряд; в) низкое напряжение в разомкнутой цепи 10,4-10,8 Вольт при КЗ или 11,4-11,8 Вольт в случае обрыва.

Как понять что аккумулятор вздулся?

Батарея смартфона вздулась

Проще проверить съемную батарею. Если она вздулась — ее пора менять. Если видимых деформаций не видно, можно воспользоваться старым методом — покрутить батарею на столе. Закрутилась — жить ей осталось недолго.

Как часто нужно менять аккумулятор?

После трех лет эксплуатации рекомендуется заменить данную деталь транспортного средства. После четырех или пяти лет, большинство автомобильных аккумуляторов будут полностью ненадежны. Старые автомобильные аккумуляторы можно протестировать на безопасность и надежность.

Как понять что аккумулятору пришел конец?

Самый простой способ определить окончание срока работы батареи — посмотреть на дату ее производства и на календарь. Конечно, при правильном уходе аккумулятор может работать больше среднего, но чаще всего, если его возраст уже перешел 5-6 лет, уже стоит задуматься о приобретении замены.

Когда надо менять аккумулятор на айфоне?

Если вы хотите получать от аккумулятора айфона максимум, то вам стоит задуматься о его замене уже при потере 20 процентов мощности. Apple обещает, что каждый iPhone по-прежнему будет иметь 80 процентов емкости батареи даже после 400-500 циклов зарядки.

Как повысить плотность аккумулятора на зиму?

Как повысить плотность

Осмотрите аккумулятор: на нем не должно быть дефектов и повреждений, особое внимание уделите токовыводам. Если уровень в норме (от 1,18) долейте электролит с нормальной плотностью до 1,25. Выполняйте долив в каждой банке, используя клизму-грушу.

Как проверить плотность аккумулятора в домашних условиях?

Как проверить плотность электролита в аккумуляторе в домашних условиях?

  1. Для начала нужно отнести аккумулятор в теплое помещение, температура воздуха которого будет в пределах 20-25 °C и дать ему нагреться. …
  2. Затем следует снять все пробки с аккумулятора и опустить в один из резервуаров с электролитом носик ареометра.

Когда менять аккумулятор в машине

«Подскажите, когда нужно менять аккумулятор в автомобиле на новый? Как проверить состояние батареи, насколько она уже старая?»

Ответ, как и вопрос также состоит из 2-х частей

1. Сколько лет служат современные АКБ?
Срок службы современного легкового АКБ емкостью от 40 до 110 Ач из премиумной линейки приличного бренда 5-7 лет. Логично батарею, достигнувшую возраста 5 лет заменить.

Так поступать рекомендуют все производители аккумуляторов.

Долгожители среди АКБ: Moll, Medalist, Delcor, Exide, Fiamm, Rocket, Panasonic, Berga . У аккумуляторов супер раскрученных брендов Varta и Bosch живут долго не все модели. 5 лет отслужат батареи, которые устанавливаются на конвейерах автозаводов либо Silver / S5.

Из украинских АКБ к долгожителям можно отнести аккумуляторы A-Mega. Лучшие модели брендов Ista и Westa работают 5 лет.

Чем меньше в буквальном смысле аккумулятор, тем быстрее исчерпается его ресурс. Аккумулятор емкостью 45 Ач при равных условиях эксплуатации проживет меньше, чем батарея емкостью 80Ач. Объяснение простое – меньшие размеры, меньший вес, меньше свинца.

Характеристика, позволяющая акумулятору работать 5 и дальше лет — это минимальный саморазряд. Батареи, дожившие до 8 лет, имели почти нулевую емкость (1-3 Ач), но умели ее сохранять.

В публикации разработчиков Varta были названы цифры потери аккумулятором характеристик в зависимости от его возраста. 20% емкости в год теряет батарея (истощаются реактивы, сыпется намазка, свинцовые электроды превращаются под действием кислорода в оксид свинца). Гораздо меньше теряет автомобильный аккумулятор с возрастом способность отдавать высокие стартовые токи. Старый АКБ по прежнему способен выдавать 500-900 Ампер ТХП в течении нескольких секунд, но времени на регенерацию для повторной подачи стартового тока ему необходимо гораздо больше. Промежутки между пусками могут достигать 5-10 минут.

В теории можно эксплуатировать батарею с остаточной емкостью в 1 Ач и низким саморазрядом, при условии ежедневной эксплуатации авто и режима поездок дом-работа. Два старта двигателя в сутки, ежедневный заряд аккумулятора во время поездки и небольшая нагрузка разряда — сигнализация. Рискованно, но вполне реально, и многие водители эксплуатируют подобные полутрупики.

Выдержит ли мой аккумулятор зимние морозы? Ведь он уже не новый.
У заряженного аккумулятора внутри электролит: 30% раствор серной кислоты. Температура замерзания, которого от 40°C и ниже. Превратить в лед электролит заряженного аккумулятора могут лишь сибирские морозы.
У разряженного аккумулятора серная кислота находится в пластинах в виде сульфатов. У разряженного АКБ электролит это 5-15% раствор серной кислоты с температурой замерзания 15-20°C мороза. Любой разряженный аккумулятор как новый, так и старый, зимой замерзнет и не заведет утром автомобиль.

2. По каким признакам и с помощью, каких тестов определить необходимость замены батареи?
Какие признаки необходимости замены батареи:

Во-первых, явные поломки: протечки в корпусе, короткое замыкание одной из банок или мутный электролит из-за осыпания намазок с пластин (особенно если электролит красного цвета, означающий что одна из банок при нагрузках переполюсовывается).

Во-вторых, поводом к замене могут стать форс-мажорные нагрузки: перенесенные батареей глубокие разряды, круглосуточная езда в режиме такси, эксплуатация при неисправном генераторе, эксплуатация батареи с недостаточным уровнем электролита, долив недистиллированной воды, попадание внутрь посторонних металлических предметов. Серьезные нарушения в правилах эксплуатации, после которых батарея или уже начала выходить из строя либо в скором времени с ней произойдет поломка.

Читать еще:  Проверка проводки автомобиля мультиметром

Существуют простые тесты, которые надо проводить только на заряженном аккумуляторе.

Тест на стартовый ток.
Замеряем тестером напряжение на токовыводах аккумулятора в момент запуска двигателя. У рабочего экземпляра напряжение при нагрузке пуска мотора 10-11 Вольт. У кандидата на замену 9-10 Вольт, а неисправный АКБ покажет значения ниже 9 Вольт.

Тест на емкость.
Включаем при выключенном двигателе фары, через 5 минут измеряем напряжение на токовыводах аккумулятора. Рабочий экземпляр покажет напряжение 12,2-12,6 Вольт. Кандидат на замену с небольшой емкостью: 12,05- 12,2 Вольта. У неисправной батареи буквально за несколько минут упадет напряжение до критической точки полного разряда 12,0 Вольт и продолжит опускаться ниже.

Уважаемые посетители! При желании, в форме ниже Вы можете оставить свой комментарий. Внимание! Рекламный спам, сообщения не относящиеся к теме статьи, оскорбительного или угрожающего характера, призывающие и/или расжигающие межнациональную вражду будут удалены без объяснений

Как понять, что автомобильный аккумулятор пора менять?

А еще они приходят не по расписанию!

Случалось ли с вами такое, что садясь в машину в надежде добраться куда-то, вы обнаруживали, что вместо «резвого» старта, вас ожидал лишь слабый вой двигателя? Для тех, кто что-то понимает в устройстве автомобиля, это верный признак того, что аккумулятор разряжен, так как именно он подает заряд электричества, необходимый для питания всех электроприборов автомобиля.

Чтобы не оказаться в подобном положении, нужно уметь самостоятельно определять и предвидеть, когда аккумулятор выйдет из строя.


Замена старой батареи на новую

Как извлечь из автомобиля отслужившую свое батарею? Отключите зажигание и начинайте снятие аккумулятора с минусовой клеммы, не допуская при этом контактов между металлическими частями автомобиля, самой клеммой и ключом. После снятия минусовой отсоедините плюсовую клемму, а затем крепежную гайку и фиксирующие болты.

Перед покупкой новой батареи всегда нужно учитывать, какая емкость лучше подойдет двигателю вашего автомобиля. Также предварительно нужно измерить длину, ширину и высоту аккумуляторного отсека. Запишите для себя, в каком месте какие клеммы располагаются, чтобы не перепутать.

Можно взять АКБ с небольшим запасом емкости, чуть больше, чем у вас был раньше — для того, чтобы емкости хватило во времена «холодного пуска». Также при покупке батареи обращайте внимание на дату выпуска — чем раньше он произведен, тем лучше.

После того, как поместили новую батарею в отсек, затягиваем клеммы (минус к минусу, плюс к плюсу) и фиксируем ее крепежным болтом, который находится внизу. Всю работу по установке и снятию аккумулятора с машины нужно проводить при выключенном зажигании и в перчатках во избежание попадания кислоты на кожу рук.

Итак, мы узнали о том, как определить, нужно ли менять АКБ. Многие водители начинают вспоминать об аккумуляторах, только когда они дают серьезные сбои в работе. Для того чтобы «внезапно» не оказаться в ситуации, когда машина просто не заведется, нужно знать о том, как правильно идентифицировать тревожные сигналы, поступающие от батареи.

Основные признаки того, что с АКБ что-то не так:

  1. Медленно и «мучительно» заводится двигатель;
  2. Тусклый свет приборной панели (косвенная причина. Возможно, что проблема с переключением);
  3. Автомобиль не заводится в принципе.

В среднем срок службы АКБ составляет от 4 до 5 лет, но воздействие погодных условий, общее состояние автомобиля и частые короткие поездки могут сократить срок эксплуатации АКБ. Также можно ориентироваться на пробег автомобиля. Как правило, замена происходит каждые 100 000 км.

Периодичность замены аккумулятора

Считается нормальным, если АКБ выдерживает более шести лет эксплуатации. На подержанных автомобилях, которые приобретались в странах Европы, часто можно встретить аккумуляторную батарею, выпущенную более 10-ти лет назад. Этому факту есть объяснение. Во-первых, автопроизводители устанавливают аккумуляторные батареи повышенного качества от проверенных поставщиков. Во-вторых, условия эксплуатации (климатические, дорожные) в Европе значительно лучше. В теплых европейских странах считается, что периодичность замены АКБ составляет около 1 раза в 8 лет. Исключение составляют суровые скандинавские страны. Там норма составляет 1 раз в пять лет.


Аккумулятор имеет определенный срок эксплуатации

При эксплуатации автомобиля в отечественных условиях нормы, устанавливающие, как часто надо менять аккумулятор в машине, составляют около 1 раза в 6-7 лет эксплуатации автомобиля. На многих предприятиях при обслуживании коммерческих автомобилей закладывают стандартную амортизационную норму – 7 лет.

Периодичность замены аккумуляторной батареи не является догмой. Если АКБ теряет свои эксплуатационные свойства (емкость, пусковой ток) более чем на 50%, его эксплуатация предельно затруднена. Запуск двигателя в холодное время года становится проблематичным. Если в личном автомобиле можно позволить запускать двигатель длительное время, то простой коммерческого транспорта может привести к издержкам, значительно превышающим стоимость аккумуляторной батареи.

В общей автомобильной практике АКБ заменяют, как только появились обоснованные признаки потери эксплуатационных свойств.

Как определить, что аккумулятор пора менять?

  1. При помощи электронного тестера
    Начните с проверки бортового электрооборудования. Напряжение на клеммах при работающем двигателе не должно быть ниже 14-14,5 В, в противном случае нужно искать причину неисправности в генераторе или проводке.

При выключенном двигателе напряжение должно быть на уровне 12,6-12,7 В. Если оно ниже, вероятнее всего, батарея заряжена не полностью, и есть вероятность, что зарядка сможет спасти ситуацию.

Проверить уровень и плотность электролита в АКБ (норма — 1,27)
Автомобильные аккумуляторы зачастую имеют полупрозрачную часть корпуса или так называемый «глазок», через который вы всегда можете отслеживать плотность электролита в аккумуляторе.

Но, стоит отметить, что не все аккумуляторы оснащены им, и он показывает уровень и плотность электролита только в одной банке из шести.

Визуальный осмотр
Стоит внимательно взглянуть на АКБ и убедиться, что на поверхности аккумулятора не наблюдаются трещины, сколы и подтеки. Часто зимой на поверхности пластин и корпуса аккумулятора появляется лед, который способен нанести существенный ущерб батарее.

Помимо прочего, ДТП могут стать причиной появления вмятин, царапин и других механических повреждений. При обнаружении подобных неисправностей, аккумулятор лучше заменить на новый.

Признаки необходимости замены

Поговорим подробнее о точных замерах, которые достоверно покажут, что пора менять аккумулятор автомобиля. Для них вам понадобятся:

  • мультиметр;
  • ареометр;
  • лампочка 12 Вт;
  • прозрачная тонкая трубка из плотного материала.

Давайте первым делом выясним, насколько аккумулятор сохранил свою ёмкость:

  1. Осмотрите корпус АКБ – иногда предусматривается специальная вставка с делениями, где показано текущее значение с небольшой погрешностью.
  2. В случае отсутствия такого полезного внедрения можно просто выкрутить пробку, погрузить трубочку в жидкость, прикрыть пальцем отверстие, вытащить и померить линейкой, сколько жидкости взято. Должно быть не меньше сантиметра.

Теперь измерим напряжение:

  1. Выньте аккумулятор из машины или отсоедините от зарядки.
  2. Подключите мультиметр, но только не напрямую к клеммам, а через лампочку, создав с ней электрическую цепь. В противном случае вы в первый и в последний раз узнаете напряжение при коротком замыкании.
  3. Показатель должен быть в пределах 10,8 V.

И ещё один ценный для нас показатель – плотность электролита:

  1. Зарядите аккумулятор.
  2. Распакуйте ареометр, к одному концу прикрепите насадку-носик, а к другому – грушу. Погрузите узкую насадку в электролит, немного сдавите грушу, отпустите, чтобы захватить жидкость. Внутри прибора плавает небольшой «градусник», он покажет точное значение. Должно быть около 1270 кг/м³ с небольшими погрешностями.

Теперь вы знаете, как понять, что батарея отслужила своё. Если проблема только в ёмкости, то попробуйте долить в электролит немного дистиллированной воды и зарядить несколько раз. Возможно, после этого он ещё поработает.

Почему батарея все еще разряжается быстро?

Итак, вы проверили аккумулятор на внешние повреждения, проверили показатели плотности и напряжения и не смогли обнаружить неисправность, но уже через неделю батарея разряжена.

Это может быть связано с особенностями ее использования в городской среде. Поездка по мегаполису может стать очень энергозатратным процессом, начиная от многочасовых пробок при заведенном двигателе, заканчивая использованием фар, систем обогрева и вентиляции.

Не стоит забывать, что батарея батарее – рознь. В зависимости от производителя и качества производства срок службы АКБ может меняться.

Новейшие батареи легче справляются с суровыми погодными условиями, но ближе к концу срока службы они уже хуже справляются с экстремальными температурами.

Факторы, влияющие на срок жизни автомобильного аккумулятора

Работоспособность и ресурс АКБ зависит от следующих условий:

  1. Климатических. Экстремально низкие и в несколько меньшей степени высокие температуры существенно уменьшают срок службы батареи. Сильная жара способствует нарушению теплового режима при зарядке аккумулятора от генератора, что приводит к закипанию электролита и ускоренному разрушению пластин. При отрицательных температурах происходит снижение плотности электролитической жидкости, и, как результат – ускоренная сульфатация электродов.
  2. Механических. Чем хуже качество аккумулятора, тем выше риск, что в результате ударов и тряски пластины могут начать ломаться. Это грозит возникновением коротких замыканий и быстрой деградацией аккумулятора.
  3. Электрических. Зарядка высокими токами, наличие токов утечки, замыкания проводки и самих пластин – неполадки, значительно сокращающие ресурс батареи. Особенно опасна неконтролируемая зарядка с применением высоких номиналов тока – батарея в результате может взорваться.
  4. Места расположения АКБ. Моторный отсек – не самая удачная локация для батареи. Летом здесь температура поднимается до 95–100 градусов, что приводит к снижению срока жизни аккумулятора на 25–35%. В тех автомобилях, где батарея располагается в багажнике или на раме, источник питания наиболее жизнеспособен.
  5. Исправности генератора. Поломка реле-регулятора – это гарантированный перезаряд батареи, грозящий скорым выходом её из строя.
  6. Регулярности обслуживания, режима хранения. При длительном хранении без подзарядки падение напряжения до 8 В гарантирует начало процесса сульфатации пластин, которая за месяц–два приведёт аккумулятор в негодность.
  7. Состояния клемм. Если они загрязнены или окислены, батарея будет недополучать заряд, к тому же возрастает риск искрообразования. Всё это уменьшает срок жизни устройства.

Многие автовладельцы уверены, что аккумуляторную батарею нужно менять каждые 3–4 года, не учитывая тот факт, что сейчас в продаже имеются усовершенствованные разновидности АКБ, способные служить намного дольше и при этом практически не требующие частого ухода.

Вы уже поняли, что речь идет о гелевых и AGM батареях. Единственный момент, сдерживающий рост их популярности – это существенно более высокая стоимость. Но можно не сомневаться, что в среднесрочной перспективе цены сравняются, и тогда 6–8 лет службы аккумулятора превратятся в норму.

5 признаков убитого АКБ

Современный автомобиль каждый год становится все сложнее. Причем даже не по причинам каких-то сверхновых идей или концепций. Хотя работа в этом направлении не прекращается. Все дело – в его электронной составляющей. Не только в случае двигателя, как раз управление им все чаще лишь элемент бортового компьютера. То есть источник постоянного питания для “электронного мозга” по своей значимости де-факто становится чуть ли не самым главным, без которого по сути невозможна эксплуатация автомобиля вообще. Что означает необходимость для водителей более тщательно следить за состоянием аккумулятора.

Признаки “смерти” АКБ

Есть ряд базовых признаков, по которым даже малоопытным водителям можно определить рискованное или пороговое состояние АКБ. Так сказать, сигналы к необходимости замены.

Всему свой срок

По идее, водители люди взрослые, поэтому должны уже знать, что гарантийные сроки эксплуатации это прежде всего не пожелания или рекомендации, а экспериментально установленный факт. Разумеется, процесс сертификации имеет свою специфику проверки по своим условиям. Но если АКБ используется, допустим, более 3 лет, то ее уже можно считать в зоне риска. И не удивляться, потом почему аккумулятор вышел из строя. В равной степени необходимо придерживаться правил эксплуатации, чтобы он проработал в пределах гарантийного срока и не сдох раньше.

Читать еще:  Где находится предохранитель прикуривателя ниссан альмера классик

Повреждение

Такое может происходить не только по очевидной причине – аварии (ДТП) вследствие столкновения или иного существенного физического воздействия. Сам аккумулятор может оказаться бракованным или условия эксплуатации способствуют раннему выходу из строя (выкипает или замерз электролит, осыпаются пластины). Понять, что аккумулятор пора менять можно по внешним признакам. Например, вздутие корпуса, его оплавление, подтеки электролита.

Двигатель стал плохо заводится

Описание на словах характерных признаков имеет свои сложности, по причинам ряда нюансов со своей спецификой. Если проблема в АКБ, то ДВС, как правило, медленно проворачивается при стартовом повороте ключа. Конечно, это может быть следствием плохого контакта от аккумулятора. Однако, если проверка электроцепи и даже подзарядка не помогла, такое явление повторяется снова и снова, то это очевидный признак – аккумулятору пришел конец.

Сигнал о неисправности

Автомобили, повторим, оснащаются все более сложной электроникой, объединяемой бортовым компьютером. Но большинство моделей имеют старый характерный индикатор в виде прямоугольника, внутри которого есть знаки “плюса” и “минуса”. Если он начинает регулярно появляться (загораться) при запуске двигателя, то есть проблемы с электроцепью . Вполне возможно и из-за состояния аккумулятора: неисправен он сам, ослабилось соединение клемм или пришла пора его менять.

Слабое напряжение на клеммах

Это признак для уже более продвинутых пользователей. Если есть мультиметр или вольтметр, то можно самостоятельно с определенной периодичностью проверять по уровню заряда годится ли АКБ для дальнейшего использования. Для этого сначала потребуется аккумулятор отсоединить, а потом замерить напряжение. Оптимальным считается 12,6V. Если даже после зарядки замеры будут давать стабильно ниже 12, а то и 9V, то АКБ точно пора менять.

Неправильная эксплуатация, например, использование не подходящей АКБ в автомобилях с режимом “старт-стоп”. В этом случае необходимо применять специальный аккумулятор AGM. Обычный же из-за особенностей “шокового” для него режима использования рано выйдет из строя.

Разумеется, статья рассматривает автомобили классической схемы: ДВС плюс аккумулятор. Гибриды или электромобили, как правило, используют другие двигатели, схемы и литий-ионные АКБ, а не кислотно-щелочные. Хотя в обоих случаях необходимо внимательно следить за их состоянием и признаками их близкой “смерти”.

Как понять, что пора менять аккумулятор

Заменить аккумулятор довольно легко, а вот определить его близкую «смерть» непросто. Порой это знание приходит только с опытом. На сайте https://aet.ua/car-batteries/ можно приобрести автомобильный аккумулятор.

Средний срок службы батареи

Длительность работы автомобильного аккумулятора зависит от его типа:

  • малосурьмянистые – 4 года;
  • кальциевые – 5 лет;
  • необслуживаемые кальциевые – 6 лет;
  • гелевые – 10 лет;
  • EFB – 7 лет;
  • AGM – 10 лет.

Вышеприведенные сроки очень условны. Они могут как уменьшаться, так и увеличиваться. Все зависит от того, как эксплуатируется АКБ. И, как ни грустно это сознавать, импортные батареи порой служат дольше российских минимум на год-полтора.

Помните: нельзя использовать неподходящие аккумуляторы. Такая эксплуатация выведет батарею из строя гораздо раньше положенных сроков. Например, не следует использовать обычный АКБ в автомобилях с системой «старт-стоп». Здесь необходим AGM аккумулятор.

Как понять, что АКБ вот-вот «умрет»

Есть несколько способов, помогающих определить, что аккумулятор нуждается в замене. Рассмотрим их по степени сложности.

Простые методы

К простым способам относятся те, которые не требуют специальных навыков.

1. Нужно обратить внимание на экран бортового компьютера. Если на нем с регулярностью появляется значок, сигнализирующий о низком заряде аккумулятора, хотя тот, допустим, заряжался всю ночь, то, помимо проверки электроники в целом, следует задуматься о замене АКБ.

Когда менять аккумулятор автомобиля
2. Осмотреть корпус АКБ. Он должен быть герметичным, без трещин. Никаких подтеков электролита!

3. Проверить цвет электролита. Если он бурого или темно-красного оттенка, тогда АКБ пора менять. Такой цвет говорит о разрушении пластин.

4. Обратиться в сервис и попросить провести диагностику АКБ. Такой способ рекомендован, когда истек срок службы батареи.

5. Проверить запах аккумулятора при работающем двигателе. Неприятное амбре серной кислоты сигнализирует о том, что электролит кипит, а это – повод поменять (если нельзя реанимировать) АКБ.

6. Понаблюдать за запуском двигателя. Если он даже в теплую погоду заводится с трудом после нескольких потугов прокрутить мотор – это причина задуматься о «здоровье» батареи.

7. Завести двигатель несколько раз подряд. В неисправном аккумуляторе заряда не хватит больше, чем на 2 пуска.

8. Посмотреть за зарядом АКБ после скоростной езды на трассе. После нее заряд не должен оставаться на минимальном уровне.

9. Зимой следует проверить батарею на наличие морозных узоров. Это свидетельствует о замерзании элементов внутри. В таком случае аккумулятор уже не спасти.

10. Необычный способ – включить музыку и фары. Спустя час работы попробовать завести мотор. В неисправном АКБ не хватит заряда для пуска двигателя.

11. На современных аккумуляторах с индикаторами следует проверить лампочки после полной зарядки. Не должно быть красного огонька.

12. Метод, подходящий для зимы, но очень условный – проверить, насколько быстро запускается двигатель на морозе. Исправный АКБ может выдерживать до -25 градусов.

Важно: нужно учитывать несколько признаков вместе. К примеру, затрудненный пуск двигателя и сильный запах серной кислоты от АКБ.

Как определить, что пора менять аккумулятор в авто

Содержание статьи

  • Как определить, что пора менять аккумулятор в авто
  • Как определить, что аккумулятор заряжен
  • Как проверить аккумулятор самостоятельно

Так когда же нужно заменять аккумулятор? Если вы начали выходить из дома на работу пораньше для того, чтобы завести автомобиль, то это может служить первым признаком того, что пришло время проверить батарею и, возможно, заменить ее. Это может быть однодневной случайностью, но если это стало происходить систематически, то обязательно стоит его проверить.

Подсветка индикаторов в приборной панели

Проблемы подсветки индикаторов приборной панели мы чаще всего игнорируем, просто предполагая, что это какая-то системная ошибка в работе бортового компьютера, или же пускаем проблему на самотек, надеясь, что со временем этот недостаток сам пройдет. Не игнорируйте его! Самым лучшим вариантом будет обратиться к сертифицированным специалистам для диагностики авто.

Низкий уровень заряда батареи

Взгляните под капот так часто, чтобы убедиться, что все выглядит нормально. Низкий уровень заряда аккумулятора, означает, что уровень электролита ниже уровня свинцовых пластин, и указывает на то, что пришло время проверить батарею. Вы можете просто долить жидкость, однако возможно придется заменить и весь аккумулятор. Это отличный способ следить за состоянием батареи вашего авто, и что бы его осуществить не требуется особых навыков.

Что влияет на работоспособность аккумулятора

Есть несколько вещей, которые вы можете сделать как владелец автомобиля, чтобы продлить жизнь и поддержать хорошее состояние батареи:

1. Старайтесь не делать коротких поездок. Если вы часто совершаете поездки менее 20 минут, у вашей батареи недостаточно времени для полной зарядки. Лучше сделать одну длительную поездку, чем несколько коротких, чтобы продлить срок службы батареи.

2. Низкие температуры также могут негативно влиять на вашу батарею. Хотя мы не можем контролировать температуру, но мы можем дать аккумулятору быстрее разогреться, совершая более длительные поездки. Обычно, когда холодно, нам нравится выполнять наши поручения и как можно быстрее что бы поскорее вернуться в домой. Но не спешите. Пусть лучше поездка займет некоторое время, чтобы система прогрелась в холодные дни и месяцы. Помочь зарядить эту батарею.

Если вы не уверены в работоспособности или текущем сроке службы батареи, или же если у вас возникают сомнения в ее исправности, то лучше лишний раз перестраховаться и все же воспользоваться диагностикой. Специалисты осмотрят состояние аккумулятора и сообщат вам, пришло ли время для замены, или же эта батарея вполне годится для работы. Ведь батарея отвечает за обеспечение максимальной безопасности для вас и ваших пассажиров, а значит сохранение ее работоспособности очень важно.

Когда нужно менять аккумулятор автомобиля

Замена АКБ – несложный процесс, который может самостоятельно выполнить любой владелец автомобиля.
Когда же необходимо выполнить замену? Это самый распространённый вопрос, особенно если аккумулятор работает без нареканий и его износ отследить практически не возможно (если не брать во внимание варианты, когда АКБ просто перестал работать).

Когда менять аккумулятор автомобиля.

Требующий замены аккумулятор рано или поздно даст о себе знать. Существует предельно понятный список признаков того, что ваш АКБ пора отправить на заслуженный отдых:

  • Запуск двигателя происходит с трудом (даже если на улице тепло);
  • Ваш бортовой компьютер постоянно рекомендует зарядить батарею;
  • Проверка аккумулятора при помощи вольтметра регулярно показывает низкие результаты;
  • После длительной зарядки (более 10 часов) плотность электролита остаётся ниже нормы (до 1.25);
  • АКБ имеет неприятный запах;
  • Низкий уровень плотности электролита в одной из банок.

Тёмный цвет электролита — один из самых показательных признаков того, что вашему аккумулятору срочно нужна замена.

ВАЖНО!
Не используйте аккумулятор, который вышел из строя. Это может иметь серьёзные последствия, есть вероятность взрыва.

Если вышеперечисленных признаков не наблюдается, но вы знаете, что ваша батарея служит уже далеко не два года, её всё равно необходимо либо заменить, либо отдать на диагностику – если нет желания выполнять её самостоятельно.

Если для вас смена аккумулятора вызывает трудности и неопределённость в действиях — ниже приведена инструкция.

  • Отключите зажигание вашего автомобиля
  • Снимайте аккумулятор, начиная с минусовой клеммы.
  • Следите, чтобы не происходило контактов между клеммой и металлическими частями вашего транспорта.
  • Далее можете отсоединить плюсовую клемму.
  • Последними снимаются фиксирующие болты и крепёжная гайка.
  • Замените старый аккумулятор на новый.
  • Затяните клеммы (минус к минусу, плюс к плюсу) и зафиксируйте крепёжным болтом.

Рекомендуется пользоваться перчатками во время процедуры, это поможет избежать попадания кислоты на руки.

Какой аккумулятор лучше выбрать на замену.

На первый взгляд может показаться, что в выборе новой модели аккумулятора нет ничего сложного. Однако, этот процесс не так прост и для покупки качественного АКБ необходимо иметь небольшую «подушку из знаний». Перед приобретением рекомендуется ознакомиться со следующими пунктами:

  1. Дата изготовления АКБ. Срок реализации с момента создания — полтора года. Прошло больше времени? Значит эта батарея не самый лучший вариант для покупки.
  2. Габариты. Стоит знать, что размеры аккумулятора напрямую связаны с его техническими характеристиками, поэтому будьте более внимательны.
  3. Ток холодного пуска. Он указывает на возможности батареи запустить двигатель при температуре -17 градусов, в условиях невысокого химического потенциала самой батареи. Чем выше значение, тем больше вероятности, что в хороший русский мороз ваш АКБ вас не подведёт.
  4. Показатель резерва мощности. Проще говоря — время работы аккумулятора при работающем двигателе и вышедшем из строя генераторе.

Теперь вы знаете основные признаки того, что вашему аккумулятору нужна «молодая замена». Пользуйтесь советами из статьи при замене АКБ. И старайтесь максимально внимательно подходить к вопросу покупки новой батареи для вашего транспорта.

Как определить, что ваш аккумулятор пора менять? (8 фото)

В ситуации, когда аккумулятор не способен завести двигатель также много не ясного, ведь время от времени батарея может полностью разряжаться, но такое состояние является абсолютно нормальным и легко устраняется подключением батареи к зарядному устройству. Далее будут рассмотрены основные признаки, по которым можно судить о том, что пора менять автомобильную батарею.

Читать еще:  Где находится код магнитолы рено дастер

В какое время лучше менять аккумулятор

Если известно, что ресурс АКБ подходит к концу, но аккумулятор ещё способен заводить двигатель автомобиля, то рекомендуется заменить его в осеннее время года. При отрицательной температуре для запуска двигателя требуется значительно больше энергии, поэтому изделие, которое легко справится с такой операцией летом, может подвести в любой момент, когда наступят холодные дни.

Кроме этого владелец машины может быть неприятно удивлён, когда обнаружит аккумулятор машины полностью замёрзшим. Если батарея эксплуатируется много лет, то в результате образования большого количества налёта на пластинах, который не переходит обратно в раствор электролита, его плотность заметно уменьшается.

В результате, температура замерзания такой жидкости понижается, что приводит к образованию льда внутри корпуса батареи. Замерзание электролита, во многих случаях, приводит к разрушению пластин, что делает невозможной дальнейшую эксплуатацию АКБ.

Кроме вышеприведённых доводов в пользу замены аккумулятора осенью, можно назвать значительно больший расход электроэнергии в зимнее время. Прежде всего, нагрузка на аккумулятор возрастает из-за необходимости частого включения осветительных приборов, по причине короткого светового дня. Особенно остро встаёт эта проблема в северных широтах, где день зимой может длиться всего несколько часов.

Второй причиной является замедленное движение транспортных средств на обледеневших дорогах. Необходимость соблюдать осторожность не позволяет двигаться со значительными оборотами двигателя, поэтому в таком режиме работы мотора генератор может быть автоматически отключён, в результате чего основная нагрузка по обеспечению электричеством всех потребителей ляжет на плечи аккумуляторной батареи.

Как часто в целом нужно менять аккумулятор в автомобиле

Здесь всё понятно из вышеприведённого текста: средний срок службы составляет 3–4 года. Но это не приговор, цифры могут быть и больше.

Причины частой замены аккумулятора

В основе жизнедеятельности АКБ лежат химические реакции. Однако ряд факторов могут мешать процессам, что плохо сказывается на эксплуатационном сроке:

  • постоянная экстремально высокая температура;
  • езда по неровной дороге, по ухабам, плохое крепление, всё это чревато повреждением пластин;
  • стиль поездок: если они частые и короткие, батарея просто не будет успевать заряжаться;
  • отсутствие хотя бы элементарного обслуживания (проверка напряжения, очистка от грязи).

Как продлить срок службы аккумулятора

Через сколько менять аккумулятор в машине? В автомобиле немало электронных систем, которые потребляют ток (пусть и в небольших количествах), даже когда двигатель не работает. Поэтому, если планируется, что авто будет неподвижным более чем 2 недели, провод («минусовый») с одной из клемм аккумулятора лучше снять. Другие моменты:

  1. В выпускаемых ныне машинах габаритные огни отключаются после того, как ключ зажигания переводится в нейтральное положение. Но, если у вас более старшая модель, не забывайте отключать эти потребители самостоятельно.
  2. Неисправный генератор также способствует сокращению службы АКБ.
  3. Если зимой ваше авто не эксплуатируется, следует предпринять особые меры. При отрицательной температуре его следует периодически прогревать (как минимум, раз в 10 дней). Это положительно скажется на самочувствии не только АКБ, но и всех систем машины.

Признаки износа аккумулятора

Основным признаком, по которому можно судить о сильном износе АКБ является быстрый разряд батареи. Если приходится часто ставить аккумулятор на зарядку, и при этом генератор и электронный регулятор автомобиля находятся в исправном состоянии, то аккумулятор в самое ближайшее время нужно будет заменить.

Быстрое закипание электролита также является признаком скорой гибели батареи. Отложение на пластинах сульфатов приводит к значительному снижению ёмкости батареи, что вызывает чрезмерное образование газов внутри банок, даже при подаче на клеммы стандартного зарядного тока.

Снижение разрядного тока свидетельствует о том, что внутреннее сопротивление батареи значительно повысилось. При значительном увеличении этого показателя аккумулятор полностью утратит способность заводить двигатель, поэтому при первых признаках такой неисправности следует попытаться восстановить заряд батареи с помощью зарядного устройства. Более точно определить внутреннее сопротивление АКБ а также его разрядный ток можно с помощью специальных приборов.

Как часто нужно менять аккумулятор в автомобиле

Срок эксплуатации аккумулятора зависит от многих факторов. Прежде всего, на продолжительность работы АКБ влияет технология изготовления. Например, современные необслуживаемые изделия способны прослужить примерно в 2 раза дольше обычных сурьмянистых батарей. Кроме этого, на частоту смены аккумулятора влияют условия эксплуатации и соблюдение правил использования такого изделия в качестве стартерного устройства.

Средние прогнозируемые сроки эксплуатации АКБ различных конструкции составляют:

  • Для малосурьмянистых батарей – 4 года.
  • Для кальциевых аккумуляторов – 5 лет.
  • Необслуживаемые кальциевые аккумуляторы – 6 лет.
  • AGM – 10 лет.
  • EFB – 7 лет.
  • Гелевые – 10 лет.

На срок эксплуатации аккумулятора также влияет продолжительность хранения до реализации. Чтобы узнать срок изготовления изделия достаточно найти на крышке код, по которому не сложно понять, можно приобретать АКБ или от покупки лучше отказаться.

Как часто следует менять аккумулятор?

Сколько прослужит аккумулятор?

В то время как свинцово-кислотные аккумуляторы автомобиля технологически практически не изменились за последние 100 лет, они по-прежнему являются непростой задачей и той частью автомобиля, которую сложно проверить во время планового технического обслуживания. Простые тестеры аккумуляторов могут замерить заряд аккумулятора, но, к сожалению, не могут в то же время разрисовать, что происходит внутри батареи. Вместо этого, они предоставляют своего рода снимок батареи в момент её тестирования — без контекста химического состава до или после испытания.
В то же время просто руководствоваться правилом менять аккумулятор каждые 4 года тоже неверно: да, у Вас есть примерно четыре года, прежде чем аккумулятор теоретически начнёт свои предсмертные агонии и превращения из химической электростанции в химическое пресс-папье. И Вам остаётся только надеяться что Ваш механик обнаружит проблему, прежде чем это будет слишком поздно.

Но из-за характера химического коктейля внутри любого аккумулятора, он может потребовать замены и гораздо раньше четырёх лет эксплуатации, а может быть, что он будет служить Вам ещё в течение нескольких лет. Таким образом, теория — она всего лишь теория и зачастую сильно отличается от практики.

Когда дело доходит до технического обслуживания автомобиля, «нормальный» определяется рядом факторов, которые существуют в теории, но редко переходят в условия практики. Например, аккумулятор имеет среднюю нормальную продолжительность жизни до четырёх лет при нормальных условиях. «Нормальный» в данном случае означает, что батарея проходит полные циклы заряда, не подвергается воздействию экстремальных температур, заряжается надёжным генератором и не снабжает питанием тонну электронных аксессуаров машины. Видите, нормально — это просто не нормально! В реальном мире перепады температур, вибрации, короткие поездки и постоянно увеличивающийся массив MP3-плееров, GPS-приёмников и других устройств значительно сокращают жизнь аккумулятору.

Если Вы посмотрите на типичный свинцово-кислотный необслуживаемый аккумулятор автомобиля, то Вам станет легко понять, почему эти факторы влияют на нормальную его жизнь. Внутри пластикового окна находятся пластины из материалов, таких как свинец и диоксид свинца. Планшеты суспендируют в смеси воды и серной кислоты, образуя электролитический раствор. Это решение позволяет электронам течь между пластинами — а поток электронов — это, по существу, и есть электричество.

Но множество факторов может нарушить эту химическую реакцию. Удары машины о ямы и колдобины или плохо закреплённый аккумулятор могут расшатать или повредить пластины. Крайне высокая температура ускоряет химическую реакцию, сокращая срок службы аккумулятора, в то время как сильные морозы иногда могут продлить срок службы батареи, замедляя реакцию. Вот почему некоторые батареи закрыты изолирующей втулкой, чтобы держать экстремальные температуры в узде. Даже стиль вождения может сильно влиять на реакцию. Пуск двигателя требует огромного объёма электроэнергии, поэтому в процесс должна вмешаться система зарядки, чтобы пополнить истощённый всего одним запуском двигателя аккумулятор. Получается, что если в жизни Вашего авто много коротких поездок, то батарея никогда не будет полностью заряжена, так как Вы часто будете напрягать аккумулятор раскручиванием стартера, но восполнить свои силы за счёт генератора он попросту не успеет из-за слишком короткой поездки.

Сигналы к замене аккумулятора

Наиболее очевидным признаком проблем с аккумулятором, является, конечно же, падение напряжения в электросистеме автомобиля. Тем не менее, аккумулятор является частью более крупной системы, подключенной к другим частям автомобиля, и мёртвый аккумулятор может указывать на проблему глубже, чем просто отсутствие напряжения. Если что-то ещё происходит не так в системе электрооборудования — например, скажем, слабый генератор, то это также может быть причиной слабого аккумулятора.

Лучший способ проверить аккумулятор — с помощью электронных тестеров, доступных в большинстве магазинов автозапчастей. Следует подключить тестер к аккумулятору в машине, и он сделает снимок состояния Вашего аккумулятора и укажет, следует ли заменить аккумулятор. Эта проверка должна быть частью текущего обслуживания автомобиля и должна, таким образом, проводиться каждый раз, когда Вы, к примеру, меняете масло.

Другим сигналом к замене аккумулятора является и его возраст — если аккумулятор старше трёх-четырёх лет, можно начинать ожидать проблемы. Во-вторых, посмотрите на Ваш стиль вождения. Помните, короткие поездки и длительные периоды бездействия машины высасывают соки жизни из батареи. В-третьих, посмотрите на сам аккумулятор. Коррозия и пятна на нём означают, что в нём появилась утечка. Наконец, просто понюхайте аккумулятор, обращая внимание на запах гнилых яиц (сера) или запахом перегрева батареи.

Ну и, пожалуй, самым ярким признаком погибающего аккумулятора является нехватка энергии стартера для запуска двигателя при условии, конечно, короткого требуемого для такого запуска времени — если уже в самом начале кручения стартера (первые 2-4 секунды) ему не хватает энергии, то это признак того, что аккумулятор не держит заряд, и его следует заменить.

Батареи настолько надёжны и настолько просты, что водители имеют тенденцию забывать, что они вообще существуют, пока не станет слишком поздно. Если Вы обратите внимание на аккумулятор Вашего авто и проведёте несколько тестов и будете следить за его состоянием время от времени, Вы определённо снизите риск того, что окажетесь на дороге в автомобиле, который не можете завести. Учитывая все обстоятельства, аккумуляторы являются относительно недорогими, учитывая объём работы, которую он выполняет на регулярной основе.

Стоит ли с заменой АКБ тянуть до последнего

Покупка аккумулятора обходится владельцу машины довольно дорого, поэтому практически все автомобилисты стремятся полностью исчерпать ресурс АКБ перед её заменой. Делать этого не стоит по следующим причинам:

  1. Снижение безопасности эксплуатации машины.
  2. Риск выхода из строя электрооборудования.
  3. Повышенный износ двигателя во время запуска.

Скупой, как известно, платит дважды, но несвоевременная замена АКБ может привести к аварии, которая может стоить жизни или здоровья. Например, если машина внезапно заглохнет на оживлённом перекрёстке или железнодорожном переезде, то изношенная батарея может не справиться с быстрым запуском двигателя.

«Полуживой» аккумулятор негативно влияет на работоспособность потребителей электроэнергии. Кроме этого потребуется значительно больше времени на запуск двигателя. Многочисленные попытки завести машину при небольших оборотах коленвала вызывают повышенный износ внутренних деталей по причине масляного голодания, а также стачивания шестерней стартера и маховика двигателя из-за слабого зацепления.

Учитывая негативное влияние неработоспособной батареи на комфортабельность и безопасность использования машины, рекомендуется вовремя заменять аккумулятор машины новым изделием.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector