Полномочия участкового полиции
Полномочия участкового полиции. Права и обязанности участкового инспектора
Одной из центральных фигур в системе ОВД в настоящее время считается участковый. Обязанности и полномочия этого служащего достаточно обширны. По результатам работы каждого сотрудника формируется оценка функционирования всей системы внутренних дел в целом. На основании ее, в свою очередь, строится доверие граждан к правоохранительным органам. Рассмотрим далее, какие полномочия у участкового полицейского.
Общая характеристика должности
Участковые уполномоченные считаются ключевым связующим звеном органов правопорядка и населения. Они осуществляют оперативно-служебную деятельность в должности старшего либо среднего начальствующего состава. За каждым сотрудником закрепляется часть муниципальной территории, обслуживаемой местным подразделением МВД. В процессе работы служащие обеспечивают защиту здоровья и жизни населения от преступных посягательств, социальную реабилитацию граждан, нуждающихся в помощи. Участковые проводят работу с подростками и молодежью, условно осужденными, находящимися под наблюдением медучреждений. В целом сотрудники осуществляют разностороннюю деятельность, направленную на формирование благоприятных условий для реализации интересов и свобод населения.
Нормативное регулирование
Полномочия участкового уполномоченного полиции закрепляются в первую очередь в Приказе МВД №1166 от 31.12.2012 г. В документе присутствует порядка 90 пунктов. Приказ предусматривает деятельность почти во всех направлениях работы ОВД. В полномочия участкового уполномоченного полиции входит и участие в качестве дознавателя в уголовном процессе. Однако на практике предварительное расследование проводят соответствующие подразделения. При этом полномочия участкового инспектора полиции реализуются только на этапе возбуждения уголовного производства. Отдельные направления деятельности служащих фиксируются в КоАП.
В этом Федеральном законе определены обязанности участковых. Для успешного исполнения ими своих задач служащие должны:
1. Знать и соблюдать предписания нормативных актов, действующих в РФ, образующих правовую базу их работы.
2. Использовать методы и формы предупреждения преступлений и прочих нарушений, порядок, в соответствии с которым осуществляются и оформляются неотложные следственные действия, ведение дел по административным проступкам.
3. Владеть сведениями о задействованных в охране порядка на вверенной им территории:
- средствах и силах территориальных подразделений МВД;
- представителях общественных организаций правоохранительной направленности;
- сотрудниках предприятий, которые осуществляют негосударственную (частную) охранную деятельность.
4. Обладать информацией о расположении передвижных и стационарных постов ППС, ДПС.
5. Знать вверенную территорию, ее особенности, схему дорог, режим работы и расположение предприятий, учреждений, организаций вне зависимости от их формы собственности, мест хранения культурных и иных ценностей, зон массового отдыха людей, складов, баз, стоянок транспорта и так далее, а также порядок обеспечения их охраны.
6. Обладать сведениями об объектах, в которых находятся взрывчатые материалы, огнестрельное оружие, аптеках и других помещениях, где содержатся наркотические, психотропные соединения либо их аналоги, прочих участках, где присутствуют предметы, изъятые из гражданского оборота или ограничены в распространении в соответствии с законодательством.
7. Принимать участие в инструктаже представителей организаций правоохранительной направленности перед непосредственным их выходом на мероприятия по защите общественного порядка на вверенном участке.
Юридические возможности
В указанном выше ФЗ №3 установлены также права, полномочия участковых. Реализуя их, служащие решают задачи, поставленные перед ними, обеспечивают достижение общей цели ОВД. Необходимо отметить следующие нормы Федерального закона, определяющие полномочия участкового полиции: статья 17 (ч. 1), ст.13 (ч. 1), ст. 14 (ч. 2), ст. 18 (ч. 1), ст. 15 (ч. 3). Юридические возможности служащих также устанавливаются и в иных нормативных актах региональных исполнительных органов, принятых в рамках их компетенции.
Должности
Участковые полиции несут службу в соответствующих отделах ОВД. В этих подразделениях предусматриваются определенные должности. Среди них:
- Участковый уполномоченный.
- Начальник отдела по обеспечению деятельности служащих.
- Помощник участкового.
- Замначальника отдела обеспечения работы служащих.
- Старший участковый.
Специфика деятельности
Полномочия участкового распространяются на конкретную административную зону. В каждой из них присутствует несколько территорий. За работу сотрудников в каждой административной зоне отвечает старший участковый. Он также координирует деятельность служащих, находящихся в его подчинении, проводит инструктаж и обучение новых штатников. Старший сотрудник также реализует полномочия участкового полицейского при отсутствии его по тем или иным причинам.
Показатели работы
Полномочия участкового полиции весьма разнообразны. В качестве ключевого показателя работы сотрудника выступают конкретные цифры, которые выражают число составленных протоколов, выявленных нарушений и прочие результаты деятельности служащего, зафиксированные в документах. Данная система выполнения планов в комплексе с постоянной отчетностью в ОВД подвергается критике. Главный показатель работы служащего является соотношение ее итогов с результатами предыдущего периода. Это значит, что, если в отчете предоставлена цифра ниже прошлогодней, деятельность будет оценена как неудовлетворительная. Соответственно, показатели выше предыдущих будут поощряться.
В результате полномочия участкового реализуются исключительно для достижения конкретных цифр. Это, в свою очередь, негативно сказывается на качестве и эффективности деятельности по выполнению задач, возложенных на служащих. Вместе с этим зачастую сотрудники опасаются перевыполнения поставленного плана. Это обуславливается тем, что, кроме премии, они получат новые задачи, предполагающие достижение более высоких показателей. В этой связи служащие предпочитают получить плановый результат и остановиться на этом. Наиболее остро стоит проблема на территориях, где проживает относительно небольшое количество жителей. Зачастую полномочия сельского участкового распространяются на несколько деревень. Это значительно затрудняет осуществление им своей деятельности и достижение поставленных показателей.
Какие полномочия у участкового?
Работа служащих предполагает:
- Производство дел по административным нарушениям.
- Защиту личности, государства, общества от противоправных действий.
- Предотвращение и пресечение административных проступков и уголовных преступлений.
- Обеспечение безопасности на дорогах.
В полномочия участкового также входит выявление и раскрытие преступных посягательств, розыск лиц в предусмотренных законом случаях. В частности, речь идет о гражданах, самовольно покинувших семьи, несовершеннолетних, совершивших уголовно наказуемое деяние, а также подозреваемых/обвиняемых в преступлениях. В полномочия участкового включено документирование каждого случая смерти на вверенной ему территории вне медицинского учреждения. Если человек умирает дома, родственники должны вызвать служащего для осмотра тела.
Сложности в работе
В настоящее время имеет место не очень положительная практика поручения участковым выполнения задач, не связанных напрямую с их обязанностями. Однако это позволяет разгрузить другие подразделения ОВД. Участковым часто передаются дела, которые не относятся к предмету их деятельности. Нередко служащих направляют на спортивные и прочие мероприятия, которые проводятся за пределами вверенной им территории. Еще одной проблемой в работе сотрудников является большое число сообщений и заявлений, рассмотрение которых не позволяет им своевременно проводить профилактическую работу с населением. В результате это приводит к существенному росту преступности.
Значение работы
Служба участкового по объему и важности задач, которые поставлены перед ОВД, роли, которую они исполняют в системе охраны порядка, находится на одной из ведущих позиций в структуре. Сотрудники выступают как ключевые представители органов внутренних дел на конкретной территории. Они находятся в непосредственной близости к гражданам, реализуют функции и задачи, которые относятся к компетенции почти всех служб, отделов, аппаратов, подразделений ОВД. Их должностной статус во многом предопределяет универсальность деятельности. Выполнение поставленных задач требуют высокого профессионализма, умений применять в своей деятельности различные методы и средства, психолого-педагогические навыки.
При этом недопустимо превышение полномочий участковым. За использование методов, запрещенных или не предусмотренных в законодательстве, служащему грозит ответственность. Участковые сегодня находятся на передовых, главных рубежах охраны порядка в обществе и борьбы с преступностью. Они формируют одну из наиболее многочисленных служб ОВД. В этой связи им принадлежит важнейшая роль в процессе решения задач, поставленных перед полицией. Это, в свою очередь, предполагает особый порядок комплектования службы. Участковыми должны быть лучшие полицейские, имеющие необходимый опыт работы. Однако данная задача в настоящее время решается плохо в связи с недостатком соответствующих кадров.
Профилактическая деятельность
В полномочия участкового включается индивидуальная работа с определенными категориями лиц. К ним, в частности, относят:
- Освобожденных из мест заключения и имеющих неснятую/непогашенную судимость за тяжкое/особо тяжкое деяние, рецидив, умышленное посягательство на несовершеннолетних, в отношении которых судебной инстанцией установлено временное ограничение свобод и ряд обязанностей, определенных в ФЗ.
- Больных наркоманией или алкоголизмом, состоящих на учете в медучреждении и представляющих угрозу для общества.
- Совершивших правонарушения на бытовой почве.
- Входящих в неформальные молодежные организации противоправной направленности, нарушающие общественный порядок и безопасность.
- Совершивших административные проступки в ходе проведения массовых социально-политических, спортивных, культурных, религиозных и прочих мероприятий.
- Субъектов, имеющих административные санкции за незаконный оборот психотропных, наркотических соединений либо их аналогов и их употребление без назначения врача.
Участковый осуществляет контроль поведения:
- Несовершеннолетних, поставленных на учет в ПНД.
- Осужденных за преступления, к которым применено наказание, не связанное с заключением в тюрьму, либо условное лишение свободы.
Направления профилактической работы
Служащие ведут учет граждан, которые проживают на вверенной территории. В задачи сотрудников входит ведение профилактической работы при поступлении:
- Соответствующих сообщений из исправительных учреждений и постановлений суда для лиц, освобожденных из тюрем, колоний и пр., в отношении которых установлены ограничения, согласно ФЗ.
- Документов из медучреждений на субъектов, страдающих наркоманией или алкоголизмом, состоящих на учете в лечебной организации и представляющих для общества опасность.
- Рапорта участкового на имя начальника территориального подразделения МВД, согласованного с администрацией ОУУП. В данном документе должны содержаться обоснования необходимости поставить на учет гражданина, подпадающего под одну из характеристик, указанных выше.
- Сообщения из УИИ или территориального органа ФСИН, копии приговора для лиц, к которым применено наказание, не связанное с тюремным заключением либо условное осуждение.
- Сведений ПНД о необходимости провести профилактическую работу с несовершеннолетними гражданами, находящимися на учете.
Индивидуальная профилактика
Такая деятельность включает в себя:
- Проведение бесед с лицами, стоящими на учете.
- Наблюдение за поведением субъектов, их образом жизни, окружением.
- Опрос родственников граждан, стоящих на учете, соседей и пр.
- Применение принудительных административных мер.
Сроки
Профилактический учет длится:
- Для освобожденных граждан, в отношении которых установлены ограничения – до истечения их периода.
- Для больных наркоманией/алкоголизмом – до окончания срока снятия с учета в лечебном учреждении.
- Для допускающих нарушения в области бытовых отношений, административные проступки, посягающие на порядок и безопасность в обществе – в течение года с момента начала контроля.
- Для осужденных условно – до окончания срока наказания.
- Для несовершеннолетних – до снятия с учета.
Заключение
Как показывают результаты опросов населения, доверие к участковым уполномоченным, а также необходимость в них не уменьшается. Например, в 1998 г. порядка 70 % граждан предпочитали обращаться именно к этим служащим. В 2008 г. опросы показали, что 89 % людей считают необходимым сохранение данной должности при повышении качества и эффективности их деятельности. Только 5 % настаивали на упразднении служащих. 88 % граждан считают необходимым постоянный контакт участкового с населением подведомственного участка, 52 % опрошенных видели бы в этом поддержку и внимание со стороны правоохранительных структур. Такое мнение обуславливается территориальной близостью, а также возможностью оперативного реагирования, быстрого решения вопросов, касающихся обеспечения правопорядка. Между тем 60% опрошенных не знают своих участковых уполномоченных. Чаще всего контактируют со служащими жители Москвы (45 %) и небольших населенных пунктов (59 %).
Участковый уполномоченный полиции
Одной из важных и нужных должностей является должность участкового полиции. В отделение к этим работникам обращаются граждане по месту проживания при возникновении проблем. Эти должностные лица являются мини руководителями на своем рабочем участке. Рассмотрим более детально, что входит в перечень обязанностей участковых, а также другие особенности их деятельности.
Кто такой участковый уполномоченный полиции (УУП)?
Участковым полиции называется должностное лицо, работающее в ОВД РФ. Деятельность участковых направлена на защиту прав граждан, которые проживают в определенном районе.
Каждый район имеет свой административный участок, куда и обращаются граждане за помощью.
Звание инспектора
Все должности участковых уполномоченных полиции делятся на должности среднего и старшего начальствующего состава ОВД. Предусмотрена должность помощника участкового (младший начальствующий состав ОВД). Однако по неизвестным причинам в большинстве отделов эта должность отсутствует.
Должность участкового инспектора полиции была переименована в участкового уполномоченного полиции (ФЗ 163 от 29.12.2000 года).
Каковы полномочия?
Перечень полномочий определен приказом МВД № 900 от 16.09.2002 года.
Участковые полиции наделены широким списком полномочий (более 90 пунктов) почти во всех направлениях деятельности ОВД.
Участковые полиции выступают в качестве дознавателей в уголовном процессе. Однако предварительным и дальнейшим расследованием преступлений занимаются иные подразделения. Роль участкового в уголовном процессе – участие в возбуждении уголовного дела.
Полномочия участковых по назначению административных наказаний регламентированы КоАП РФ.
Согласно Приказу МВД РФ № 1166 от 31 декабря 2012 года в перечень обязанностей и полномочий участкового полиции входит:
- Участковый обязан принимать меры по защите здоровья, жизни, прав и свобод граждан, которые закреплены за ним на определенной территории.
- Оказывать противодействие преступности и осуществлять контроль над общественным порядком, пресекая любые попытки нарушений.
- Обеспечить безопасное проживание всех граждан, которые проживают на доверенной ему территории.
- Раскрывать преступления и предупреждать административные правонарушения.
- Следить за порядком в общественных местах.
- Участвовать в розыскных мероприятиях граждан, которые являются подозреваемыми или обвиняемыми в преступлении.
- Участвовать в розыске несовершеннолетних и пропавших без вести граждан, а также лиц, нуждающихся в принудительной госпитализации на основании решения суда (при их отказе).
- Участвовать в распознавании неопознанных трупов.
- Обеспечивать безопасность дорожного движения и контролировать соблюдение жителями законодательства по части оборота оружия.
Права полицейского
Права участкового регламентируются Федеральным законом «О полиции», а также Приказом МВД РФ № 1166.
Участковые наделены следующими правами:
- Требовать от лиц прекращения противоправных действий.
- Спрашивать у гражданина паспорт, если есть подозрения в совершении преступления или нарушений.
- Запрашивать документы на осуществление деятельности (организации и физические лица).
- Приглашать граждан в отделение полиции (административные и уголовные дела).
- Собирать доказательства, составлять протоколы.
- Доставлять граждан в отделение полиции (при задержании).
- Перевозить лиц, которые не имеют возможности самостоятельно передвигаться для освидетельствования в отдел полиции (алкогольное или наркотическое опьянение).
- Своевременно осуществлять досмотр вещей, с которыми пришли вышеуказанные лица, досматривать их транспорт (автомобиль, мотоцикл и т. д.)
- Изымать предметы, разрешения на которые человек не имеет, но все равно носит их с собой (пистолет, нож).
- Осматривать подозрительных лиц, пришедших на массовые мероприятия. Если гражданин отказывается от досмотра, участковый вправе наложить запрет на посещение общественных мест и массовых мероприятий для этого человека.
- Останавливать транспорт и осуществлять проверку документов у автовладельцев, осматривать груз.
- Запрещать дорожное движение при наличии оснований (например, праздничный парад).
- Награждать граждан за помощь в раскрытии преступлений.
- Задерживать подозреваемых в совершении преступления лиц.
- При угрозе жизни для спасения людей участковые имеют право проникать в жилые помещения.
- Применять физическую силу, включая огнестрельное оружие в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Может ли самовольно зайти в квартиру?
Участковый может зайти в квартиру при следующих обстоятельствах:
- Участковый имеет постановление об осмотре жилого помещения на предмет поиска и изъятия незаконных предметов (наркотические средства, оружие и т. д.)
- Участковый владеет информацией, что в помещении было совершено особо тяжкое преступление или скрываются преступники. Этот момент разъяснен в статье 15 ФЗ №3 от 07.02.2011 года.
В каких случаях гражданин обязан впустить сотрудника?
Согласно действующему законодательству существует перечень серьезных оснований для взлома и принудительного проникновения на чужую собственность без предварительного согласия собственника.
Итак, без разрешения служащий полиции вправе войти, если имеют место быть следующие обстоятельства:
- Спасение жизни или имущества физических лиц.
- Арест преступника или подозреваемых лиц в преступлении.
- В квартире осуществляется преступление, а сотрудник полиции не может его предотвратить.
- Если жилой объект служит огневой точкой. Цель – спасение жизни граждан.
- Для устранения или установления факта несчастного случая.
- Проведение обыска на основании специального решения суда.
Все вышеуказанные основания являются исчерпывающими для входа участкового в квартиру без разрешения его владельца.
Внимание: в других ситуациях сотрудник полиции вправе зайти в квартиру только с разрешения хозяина жилого помещения. Если собственник не желает впускать в дом работника ОВД, он вправе не открывать двери.
Каждый человек должен знать свои права и уметь защищать свои интересы. Гражданин имеет право не отвечать на вопросы участковых. При необходимости или желании можно потребовать предъявить удостоверение, что является обязательным при общении с гражданином.
Какими должны быть действия сотрудника при посещении квартиры?
Согласно ФЗ № 3 часть 5-7 при входе в жилое помещение участковый должен сообщить жильцам о цели визита и разъяснить основания для осмотра жилья.
Если присутствует угроза жизни или здоровью граждан, участковый должен использовать оперативные и безопасные способы проникновения в помещение. По завершению процедуры досмотра участковый не имеет права разглашать данные о финансовом положении владельцев квартиры, а также обсуждать их личную жизнь.
Внимание: если участковым полиции был проведен осмотр при отсутствии хозяев жилого помещения, он должен уведомить жильцов в течение суток с момента проведения операции.
Таким образом, участковые вправе совершать множество действий, предусмотренных законодательством РФ.
Можно ли пожаловаться на инспектора?
Если граждане решили, что действия участкового неправомерны, есть возможность их обжаловать в МВД. Однако сначала следует обратиться к непосредственному руководителю в отделении полиции для разрешения ситуации.
Если будет выявлено, что участковый нарушил закон, то его серьезно накажут.
Если руководитель игнорирует обращение гражданина или заступается за нарушителя, то можно отправиться в две инстанции:
- Прокуратура. Нарушениями должностных лиц занимается именно эта инстанция. После обращения гражданина будет проведено расследование, в результате которого виновные лица будут привлечены к ответственности.
- Суд. Когда незаконные действия участкового полиции привели к материальным потерям и моральному ущербу, необходимо направлять исковое заявление в судебный орган.
Как стать участковым?
Эту информацию можно посмотреть на сайтах учебных заведений МВД. Стать участковыми могут граждане России, которые имеют хорошее здоровье и высокие моральные качества. При этом образование должно быть не ниже среднего специального. Отлично проходят кандидаты с юридическим образованием.
Чтобы узнать о вакансиях и требованиях, необходимо обращаться в отдел кадров органов ОВД по месту жительства. Для этого направляется соответствующее заявление в ОВД, а далее кандидат направляется на медицинскую комиссию.
Кому подчиняется?
За каждым уполномоченным полиции закреплен определенный административный участок.
- начальнику полиции ОВД;
- управлению по организации деятельности участковых уполномоченных УМВД региона;
- управлению в МВД федерального округа;
- управлению в МВД РФ.
Подводя итоги, отметим, что участковые имеют большой перечень обязанностей и полномочий. Данные о том, какой участковый закреплен за конкретной территорией, можно узнать на официальном сайте МВД России.
Порядок назначения на должность участкового уполномоченного полиции.
Приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. № 1166
«Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»
8. Участковый уполномоченный полиции назначается на должность и освобождается от должности начальником территориального органа МВД России.
9. На период отсутствия участкового уполномоченного полиции (в связи с вакансией, временной нетрудоспособностью, отпуском, учебой или по иным уважительным причинам) его обязанности на основании приказа начальника территориального органа МВД России исполняет участковый уполномоченный полиции, которому устанавливается дополнительная выплата за совмещение обязанностей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Изменения в приказ о закреплении за участковым уполномоченным полиции административного участка вносятся в течение 10 дней.
10. За участковым уполномоченным полиции приказом начальника территориального органа МВД России на срок не менее одного года закрепляется административный участок: в городах — исходя из численности проживающего населения и граждан, состоящих на профилактическом учете, в сельской местности — в границах одного или нескольких объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, на территории закрытого административно-территориального образования — в границах контролируемой зоны, в соответствии с установленными нормативами их штатной численности.
11. Размеры и границы административного участка определяются и пересматриваются начальником территориального органа МВД России с учетом численности населения, в том числе сезонно проживающего на территории садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, а также в местах массового отдыха населения, состояния оперативной обстановки, особенностей территории, деления района, города и иного муниципального образования.
12. В случае расположения на административном участке образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, организаций и предприятий при расчете штатной численности участковых уполномоченных полиции учитывается количество компактно проживающих в общежитиях студентов и иных категорий обучающихся в образовательных учреждениях, профессорско-преподавательского состава и иных граждан.
Приказом начальника территориального органа МВД России может создаваться административный участок, с включением в него только общежитий, административных зданий образовательных учреждений, организаций, предприятий и прилегающих к ним территорий.
13. Административному участку приказом начальника территориального органа МВД России присваивается порядковый номер.
14. На каждые две должности участкового уполномоченного полиции вводится должность старшего участкового уполномоченного полиции.
15. В целях усиления охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на административных участках, создания и обучения резерва участковых уполномоченных полиции в штатное расписание территориального органа МВД России начальником территориального органа МВД России на региональном уровне по представлению начальника территориального органа МВД России на районном уровне может вводиться должность помощника участкового уполномоченного полиции из расчета на одну должность старшего участкового уполномоченного полиции — одна должность помощника участкового уполномоченного полиции (в сельских поселениях и отдаленной, труднодоступной местности — на одну должность участкового уполномоченного полиции — одна должность помощника участкового уполномоченного полиции).
16. Помощник участкового уполномоченного полиции закрепляется приказом начальника территориального органа МВД России за конкретным участковым уполномоченным полиции и деятельность осуществляет под его непосредственным руководством на должности младшего начальствующего состава.
17. Организационное обеспечение деятельности участковых уполномоченных полиции, включая планирование, учетно-аналитическую работу, контроль за несением службы и оценку их деятельности, осуществляется отделами (отделениями, группами) участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России, отделов (отделений, пунктов) полиции в составе территориальных органов МВД России.
18. Работу и прием граждан участковый уполномоченный полиции осуществляет в помещении на административном участке — участковом пункте полиции, который должен соответствовать предъявляемым требованиям.
19. Прием административного участка вновь назначенным участковым уполномоченным полиции производится с участием заместителя начальника полиции территориального органа МВД России (по охране общественного порядка) или заместителя начальника отдела (отделения) полиции, начальника ОУУП, заместителя начальника отдела (отделения) полиции в составе территориального органа МВД России, в присутствии участкового уполномоченного полиции, сдающего административный участок, или без участия указанного сотрудника — при его отсутствии по уважительной причине.
20. О приеме и передаче административного участка производится запись в паспорте на административный участок.
21. При перемещении участкового уполномоченного полиции по службе, увольнении из органов внутренних дел служебная документация сдается в отдел (отделение, группу) делопроизводства и режима территориального органа МВД России.
Порядок назначения на должность старшего участкового уполномоченного полиции и его обязанности.
В органах внутренних дел на каждые две должности УУП вводится должность старшего участкового уполномоченного полиции, который также является сотрудником полиции, осуществляющим оперативно-служебную деятельность па должности среднего или старшего начальствующего состава. Наряду с обслуживанием административного участка, старший участковый уполномоченный организует работу подчиненных ему УУП, координирует их взаимодействие с другими подразделениями органов внутренних дел, а также по итогам работы участковых уполномоченных (по результатам деятельности подчиненных за месяц, квартал, полугодие и год) вносит предложения руководству территориального органа МВД России об их поощрении либо о наложении дисциплинарных взысканий.
Принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина в деятельности участкового уполномоченного полиции
Федеральный закон «О полиции»
Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.
3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.
6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.
Имеет ли право участковый останавливать автомобили и проверять документы?
В одной из ранних наших статей мы уже рассматривали, какие полномочия имеют органы ГИБДД по отношению к автолюбителям по новым введённым законам. Но среди многих водителей существует недопонимание, какие права имеет участковый сотрудник: имеет ли он право останавливать автомобили на дороге и во дворах домов, проверять документы и, главное, выписывать штрафы? Какие обязанности есть у этого должностного лица? Всё это мы по порядку выясним в этой статье.
Участковый – это сотрудник полиции?
Да. Со всеми вытекающими отсюда правами по линии деятельности органов внутренних дел. Об этом говорит Административный регламент, введённый Приказом №664 МВД. Более того, должность прямо так и носит название: «участковый уполномоченный полиции«.
Таким образом, участковый – полноценный исполняющий государственную функцию полиции РФ. Отсюда вытекают его полномочия.
Имеет ли право останавливать машины?
Да. Причём, вне зависимости от конкретного места остановки – будь то дорога, жилой двор или даже уже стоящий автомобиль по части обращения к водителю или его пассажирам.
Как мы указали выше, участковый является сотрудником полиции. Административный регламент же наделяет всех сотрудников правом останавливать авто, а не только инспекторов ГИБДД.
В итоге имеем, что участковый имеет полномочия:
Аналогичная обязанность есть у водителей транспортных средств. Пункт 2.4 ПДД предписывает право остановки регулировщикам. С одной стороны, чёткое определение регулировщика дано в пункте 1.2 Правил, и здесь таким лицом является тот, кому предоставлена компетенция регулировать дорожное движение, и это может навести сомнения в наличии такого права у участкового. Тем не менее, обратите внимание, что в этих целях обязаны работать не только сотрудники ГИБДД, но могут привлекаться и иные сотрудники полиции (часть 1 статьи 10 ФЗ О полиции и пункт 10.5 Приказа №205).
Отсюда следуют и соответствующие обязанности:
- право остановки может появиться исключительно при наличии исчерпывающих оснований для этого:
- если есть основания полагать, что вы совершили нарушение или преступление,
- ориентировка на ваш автомобиль,
- достаточные основания полагать, что ваша машина причастна к ДТП,
- необходимость опроса свидетелей в вашем авто,
- вы нужны участковому как понятой,
- ему требуется использовать ваше транспортное средство (пункт 2.3.3 ПДД обязывает вас предоставить его по такому требованию),
- если в рамках регулирования нужно запретить вам проезд,
- и другие причины;
- при обращении к водителю или любому другому гражданину участковый обязан представиться, назвать свои фамилию, должность,
- вы можете потребовать у него служебное удостоверение, а он обязан вам его предъявить.
Может ли проверять документы?
И снова да. Логика официального законодательства 2021 года здесь та же – так как участковый является полноправным в этом плане сотрудником полиции, то он имеет право не только остановки машин, но и проверки документов:
- у водителя,
- пассажиров,
- а также у пешеходов как участников дорожного движения.
Об этом прямо говорит пункт 31 регламента Приказа №664. В то же время есть и свои причины для проверки документов – равно как и для сотрудников ГИБДД:
- если участковый выявил нарушение ПДД,
- спецмероприятия по предупреждению нарушений и/или ДТП,
- ориентировки о причастности вашей машины к ранее совершённому ДТП,
- ориентировки на розыск.
Имеет ли полномочие выписывать штрафы?
А вот данный вопрос уже несколько сложнее из-за своей двусторонности. Дело в том, что само понятие выписывания штрафа ГИБДД в том виде, в каком его называют автолюбители-обыватели, имеет под собой сразу несколько административных процедур:
- составление протокола как возбуждение дела о правонарушении,
- рассмотрение дела как уполномоченное лицо,
- вынесение постановления со штрафом или определения о закрытии дела как его завершение.
Так вот, протокол участковый имеет право составлять при всех нарушениях ПДД и других нормативных актов водителями, пассажирами автомобиля или пешеходами.
А вот рассматривать дела уже может уже не все. В нашем случае подпункт 9 части 2 статьи 23.3 КоАП РФ перечисляет статьи этого же Кодекса, при привлечении по которым участковый уполномочен рассматривать материалы дела.
Проще, говоря, если вас за конкретное нарушение можно привлечь по одной из этих статей КоАП, то это имеет право делать участковый полиции. Вот эти статьи (мы перечислим только те, которые относятся к гражданам и водителям в частности):
- 6.24 за нарушения по курению в общественных местах,
- 12.1 – вождение незарегистрированного в ГИБДД автомобиля, в том числе повторное, а также отсутствие техосмотра на машину,
- 12.2, часть 1 – нечитаемые госномера,
- 12.2, часть 2 – скрытые, видоизменённые, отсутствующие номера,
- 12.3, части 1, 2 и 3 – управление автомобилем без документов и передача руля такому водителю,
- 12.22 – нарушения при учебной езде,
- 12.23 – нарушения ПДД по перевозке людей, в том числе детей без удерживающего устройства, а также организованной перевозки,
- 12.28 – несоблюдение Правил в жилых зонах и дворовых территориях,
- 12.29 и 12.30 – нарушения Правил пешеходом, пассажиром авто или велосипедистом,
- 19.15 – проживание в жилище гражданина без паспорта в случаях, когда он обязателен,
- 19.15.1 – проживание лица без регистрации,
- 19.24 – нарушение гражданином мер надзора за ним,
- 20.1 – мелкое хулиганство,
- 20.20 – употребление спиртного в общественном месте или наркотических препаратов без разрешения/назначения врача,
- 20.21 – появление в общественном месте в состоянии опьянения.
При рассмотрении этих дел участковый уже имеет право самостоятельно выписывать штрафы гражданам. А вот при выявлении других нарушений он уже может только возбудить дело – составить протокол и далее направить его уполномоченному должностному лицу (например, сотруднику ГИБДД в подразделение по месту нарушения) либо в суд по подсудности.
В завершение отметим полноценный документ, действующий в 2021 году на территории России и регулирующий права и обязанности участкового по прямому назначению. Это Приказ МВД №205 от 29.03.2019. В нём представлены исчерпывающие полномочия и компетенции этого должностного лица, в том числе:
- может ли тот заходить и принудительно проникать в жилые помещения,
- какие задачи в целом он решает на службе,
- как он обязан обходить подведомственные ему территории,
- как реагировать на обращения граждан,
- и другие его полномочия.
Какие ещё права и обязанности?
Помимо прочего, в отношении водителей участковый:
- обязан оформлять ДТП, если оно произошло на подведомственной ему территории либо поручено ему определённым должностным лицом и находится не в компетенции ГИБДД (например, машину повредило сооружение или предмет – забор, сосулька, хулиган во дворе и так далее),
- может провести освидетельствование водителя на алкогольное опьянение и направить на медосвидетельствование, если в рамках пункта 10.5 Приказа №205 ему даны полномочия по надзору за дорожным движением.
Причины и основания остановки транспортного средства полицией по новому приказу МВД N 664
Действующее законодательство не допускает остановки транспортного средства полицией без причин и оснований, но многие автомобилисты превратно толкуют нормы законы и уверены, что сотрудники ГИБДД останавливают их машину без достаточных оснований. В этой публикации мы представим исчерпывающий список причин остановки транспортного средства инспектором ДПС согласно Приказу МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения».
Изучение норм «Приказа N 664» позволит избежать ненужных споров с гаишниками и избавит от траты нервов и времени, особенно, если вы ничего не нарушили. Крайне актуально обновить свои знания, потому что Приказ МВД России N 664 от 23 августа 2017 года отменил следующие нормативно-правовые акты: Приказ МВД от 2 марта 2009 г. N 185, Приказ МВД N 1023 от 31 декабря 2009 года, Приказ МВД N 780 от 13 августа 2012 года, Приказ МВД России N 857 от 3 октября 2014 года, а также Приказ МВД N 155 от 1 апреля 2011 года — все эти документы утратили силу.
Основания для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД
И так, пункт №84 нового Приказа МВД N 664 описывает полный перечень оснований для предъявления сотрудником ГИБДД требования об остановке водителем транспортного средства:
- 84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
- 84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
- 84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
- 84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
- 84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
- 84.6. Необходимость использования транспортного средства (Пункт 37 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции»).
- 84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
- 84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
- 84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
- 84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
- 84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства (Пункт 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711)
- 84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
- 84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
- 84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Водитель транспортного средства обязан выполнять требования сотрудника ГИБДД об остановке автомобиля. За невыполнение этого законного требования предусмотрена ответственность согласно ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ (Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства) в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей.
Основания остановки ТС для проверки документов
Кстати, проверка документов может быть осуществлена полицией только в соответствии с пунктом №106. Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, являются:
- выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
- наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
- проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.
Не забываем и про то, что новый Приказ N 664 четко описывает каким образом водитель обязан передавать инспектору ДПС документы для проверки (пункт № 53):
Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек и без удерживающих устройств.
Обратите внимание, что термин «стационарный пост» удалён из нового регламента МВД, таким образом в любом случае у инспектора должны быть основаниями для остановки машины и проверки документов, вне зависимости от того, на каком участке дороги полиция вас остановила. Но прямой обязанности инспектора обосновывать наличие оснований для остановки автомобиля больше нет. Инспектор теперь не обязан документально ознакамливать водителя с ориентировками или спецмероприятиями на месте остановки. Отказ предоставить документы на проверку инспектору ГИБДД может быть квалифицирован по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ как неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, что влечет за собой наказание в виде административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток. Обратите внимание, что для защиты своих интересов вы имеете право снимать на видео сотрудников полиции, остановивших вас на дороге!
Приказ МВД России
от 9 июня 2020 г. № 410
«Об определении порядков и сроков замены документов, названных в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. № 275, и выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, названным в пункте 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. № 275»
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. № 275 «О признании действительными некоторых документов граждан Российской Федерации» приказываю:
1.1. Порядок и сроки выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, достигшим в период с 1 февраля по 15 июля 2020 года включительно возраста 14 лет и не получившим его, и замены паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, срок действия которого истек или истекает в период с 1 февраля по 15 июля 2020 года включительно (приложение № 1).
1.2. Порядок и сроки замены российского национального водительского удостоверения, срок действия которого истек или истекает в период с 1 февраля по 15 июля 2020 года включительно (приложение N 2).
2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за соответствующие направления деятельности.
Министр генерал полиции Российской Федерации | В. Колокольцев |
Приложение № 1
к приказу МВД России
от 09.06.2020 № 410
Порядок и сроки
выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, достигшим в период с 1 февраля по 15 июля 2020 года включительно возраста 14 лет и не получившим его, и замены паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, срок действия которого истек или истекает в период с 1 февраля по 15 июля 2020 года включительно
1. Настоящий Порядок регламентирует деятельность Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне) по выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, достигшим в период с 1 февраля по 15 июля 2020 года включительно возраста 14 лет и не получившим его, и замене паспорта, срок действия которого истек или истекает в период с 1 февраля по 15 июля 2020 года включительно.
2. Выдача (замена) паспортов гражданам осуществляется в срок по 31 декабря 2020 года включительно в соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 13 ноября 2017 г. № 851, с учетом положений настоящего Порядка.
3. Выдача (замена) паспортов гражданам осуществляется по заявлениям о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П, поданным гражданами или законными представителями признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособными граждан.
4. Решение об изменении часов приема граждан и распределении нагрузки по приему заявлений и оформлению паспортов в целях исключения образования очередей в зависимости от количества находящихся на приеме граждан принимается руководителем (начальником) Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделения по вопросам миграции, а в случае его отсутствия — заместителем руководителя (начальника) Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделения по вопросам миграции или лицом, исполняющим обязанности руководителя (начальника) Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, начальника подразделения по вопросам миграции.
5. Отказ в приеме заявления допускается только в случаях, предусмотренных пунктом 14 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828, и пунктами 44 и 45 Административного регламента по выдаче, замене паспортов.
6. При обращении гражданина с заявлением для замены паспорта непосредственно в подразделение по вопросам миграции по месту жительства в случае, если подлежащий замене паспорт выдавался этим же подразделением по вопросам миграции, рассмотрение заявления, оформление и выдача паспорта производятся не позднее следующего рабочего дня с даты приема подразделением по вопросам миграции всех необходимых документов, предусмотренных Административным регламентом по выдаче, замене паспортов.
В иных случаях замена паспорта осуществляется в сроки, предусмотренные пунктом 27 Административного регламента по выдаче, замене паспортов.
7. При подаче заявления посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»:
7.1. Паспорт оформляется в порядке, предусмотренном Административным регламентом по выдаче, замене паспортов, за исключением размещения фотографии и нанесения ламинационной пленки горячего прикатывания, которые осуществляются в соответствии с подпунктом 7.3 настоящего пункта.
7.2. Личная подпись в заявлении проставляется гражданином непосредственно при личном посещении руководителя подразделения по вопросам миграции после получения уведомления о готовности паспорта.
7.3. Руководитель подразделения по вопросам миграции после проверки оригиналов документов и проставления гражданином подписи в заявлении проставляет свою подпись и печать подразделения по вопросам миграции в оформленном паспорте и передает паспорт с оригиналами документов и фотографиями заявителя сотруднику подразделения по вопросам миграции, уполномоченному на оформление паспорта, который незамедлительно выполняет действия, предусмотренные подпунктом 153.2.4 пункта 153 и пунктом 155 Административного регламента по выдаче, замене паспортов.
Вторая фотография гражданина наклеивается сотрудником подразделения по вопросам миграции, уполномоченным на оформление паспорта, на заявление.
7.4. Выдача паспорта осуществляется незамедлительно после совершения действий, указанных в подпункте 7.3 настоящего пункта, с выполнением административных процедур (действий), предусмотренных Административным регламентом по выдаче, замене паспортов, за исключением абзаца первого пункта 178 Административного регламента по выдаче, замене паспортов.
Приложение № 2
к приказу МВД России
от 09.06.2020 № 410
Порядок и сроки
замены российского национального водительского удостоверения, срок действия которого истек или истекает в период с 1 февраля по 15 июля 2020 года включительно
1. Настоящий Порядок регламентирует деятельность подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены функции по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, по замене российского национального водительского удостоверения, срок действия которого истек или истекает в период с 1 февраля по 15 июля 2020 года включительно.
2. Замена водительского удостоверения осуществляется в срок по 31 декабря 2020 года включительно в соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденным приказом МВД России от 20 октября 2015 г. № 995, с учетом положений настоящего Порядка.
3. Решение об изменении часов приема граждан и распределении нагрузки по приему заявлений и оформлению водительских удостоверений в целях исключения образования очередей в зависимости от количества находящихся на приеме граждан принимается руководителем (начальником) экзаменационного подразделения или лицом, исполняющим обязанности начальника экзаменационного подразделения.
4. По результатам рассмотрения заявления и копий документов, направленных посредством электронной почты, должностным лицом экзаменационного подразделения принимается решение о регистрации либо отказе в регистрации заявления в федеральной информационной системе Госавтоинспекции на базе инфраструктуры единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России.
При принятии решения о регистрации заявления должностным лицом экзаменационного подразделения с использованием подсистемы «Госуслуги» специализированной территориально распределенной автоматизированной системы Госавтоинспекции реального времени заявителю назначается время и дата для личной явки заявителя, о чем информируется заявитель не позднее следующего дня после поступления заявления и копий документов на адрес электронной почты экзаменационного подразделения.
При наличии оснований, предусмотренных пунктом 26 Административного регламента по выдаче водительских удостоверений, на адрес электронной почты заявителя направляется мотивированный отказ.
5. Водительское удостоверение оформляется в порядке, предусмотренном Административном регламентом по выдаче водительских удостоверений.
6. Выдача водительского удостоверения осуществляется незамедлительно после фотографирования и проставления личной подписи заявителя.
Приказ мвд РФ от 31 декабря 2012 г. N 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»
1. Утвердить прилагаемое Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции*(1).
2. Установить, что:
2.1. Начальники территориальных органов МВД России на районном уровне несут персональную ответственность за организацию оперативно-служебной деятельности участковых уполномоченных полиции, находящихся в их подчинении.
2.2. По решению начальника территориального органа МВД России на районном уровне участковый уполномоченный (старший участковый уполномоченный) полиции привлекается к выполнению следующих обязанностей, при невозможности их выполнения иными сотрудниками полиции:
проведение проверок по заявлениям и сообщениям о происшествиях, которые могут привести к наступлению страхового случая, фактах совершения дорожно-транспортных происшествий, а также содержащим признаки преступлений в сфере экономики, экологических преступлений;
участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, привлечение к проведению следственных мероприятий вне территории закрепленных административных участков;
привлечение для дежурств в следственно-оперативных группах, группах немедленного реагирования, дежурных частях территориальных органов МВД России, а также в резерве для выполнения задач по охране и конвоированию задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста.
3. ГУОООП МВД России (Ю.Н. Демидову):
3.1. По итогам первого полугодия 2013 года осуществить анализ практического применения настоящего приказа и Наставления, представить руководству МВД России предложения по внесению в них соответствующих изменений.
3.2. Совместно с ДТ МВД России (С.А. Сергеевым) и территориальными органами МВД России на региональном уровне до 1 июля 2013 года проанализировать состояние материально-технического обеспечения подразделений участковых уполномоченных полиции, оснащенности участковых пунктов полиции, обеспеченности участковых уполномоченных полиции жилыми помещениями, в том числе на территории закрепленных административных участков. По результатам представить руководству МВД России предложения о дополнительных мерах по улучшению материально-технической базы и социальной защищенности участковых уполномоченных полиции.
4. ДИТСиЗИ (A.M. Махонову), ДТ (С.А. Сергееву), ФЭД (С.Н. Перовой), ГУОООП (Ю.Н. Демидову) МВД России подготовить и до 1 июля 2013 года представить руководству МВД России предложения по установлению систем удаленного доступа на участковых пунктах полиции.
5. Начальникам территориальных органов МВД России на региональном уровне:
5.1. Осуществить организационно-практические меры по изготовлению бланков служебной документации и визитных карточек, предусмотренных Наставлением.
5.2. Обеспечить в первоочередном порядке: участковых уполномоченных полиции — автомототранспортом, средствами связи и другими материально-техническими ресурсами в соответствии с утвержденными нормами положенности, служебной документацией и визитными карточками в пределах выделенных бюджетных ассигнований; участковые пункты полиции — мебелью, оргтехникой, информационными стендами, нормативными правовыми актами, бытовыми принадлежностями (согласно требованиям санитарных норм и правил, а также норм положенности).
5.3. Обеспечить в системе профессиональной служебной и физической подготовки изучение и выполнение личным составом подразделений органов внутренних дел Российской Федерации*(2) настоящего приказа и Наставления.
5.4. Исключить привлечение участковых уполномоченных (старших участковых уполномоченных) полиции к выполнению функций, связанных с осуществлением проверок по заявлениям и сообщениям о преступлениях либо административных правонарушениях, не относящихся к компетенции полиции.
7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, которые несут ответственность за соответствующие направления деятельности.
Министр генерал-лейтенант полиции | В. Колокольцев |
*(1) Далее — «Наставление».
*(2) Далее — «органы внутренних дел».
*(3) Зарегистрирован в Минюсте России 20 ноября 2002 г., регистрационный N 3936.
*(4) Зарегистрирован в Минюсте России 15 мая 2003 г., регистрационный N 4538.
*(5) Зарегистрирован в Минюсте России 18 мая 2006 г., регистрационный N 7849.
*(6) Зарегистрирован в Минюсте России 10 мая 2007 г., регистрационный N 9437.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 марта 2013 г.
Регистрационный N 27763
Приложение
к приказу МВД РФ
от 31 декабря 2012 г. N 1166
Наставление
по организации деятельности участковых уполномоченных полиции
I. Общие положения
1. Настоящее Наставление определяет основные направления и организацию деятельности участкового уполномоченного (старшего участкового уполномоченного, помощника участкового уполномоченного) полиции*(1), устанавливает его компетенцию.
2. Участковый уполномоченный (старший участковый уполномоченный) полиции является сотрудником полиции, осуществляет оперативно-служебную деятельность*(2) на должности среднего или старшего начальствующего состава.
3. Участковый уполномоченный полиции при несении службы на закрепленной части территории муниципального образования, обслуживаемой территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне*(3), выполняет задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства*(4), по противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности.
4. Направлениями деятельности участкового уполномоченного полиции при несении службы на административном участке являются:
4.1. Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств.
4.2. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
4.3. Выявление и раскрытие преступлений.
4.4. Производство по делам об административных правонарушениях.
5. Участковый уполномоченный полиции при несении службы на административном участке принимает участие:
5.1. В обеспечении правопорядка в общественных местах.
5.2. В розыске лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; лиц, пропавших без вести, в идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе; в идентификации неопознанных трупов.
5.3. В розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием, а также уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства.
5.4. В контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.
5.5. В обеспечении безопасности дорожного движения.
6. Участковый уполномоченный полиции в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»*(5), другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации*(6) и настоящим Наставлением. В своей деятельности участковый уполномоченный полиции руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах компетенции.
7. Участковый уполномоченный полиции при несении службы осуществляет взаимодействие с подразделениями территориальных органов МВД России, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами. С учетом специфики административного участка и оперативной обстановки решением начальника территориального органа МВД России на районном уровне*(7) может вводиться зональный принцип работы участковых уполномоченных полиции совместно с сотрудниками других подразделений территориальных органов МВД России.
II. Организационные основы деятельности участкового уполномоченного полиции
8. Участковый уполномоченный полиции назначается на должность и освобождается от должности начальником территориального органа МВД России.
9. На период отсутствия участкового уполномоченного полиции (в связи с вакансией, временной нетрудоспособностью, отпуском, учебой или по иным уважительным причинам) его обязанности на основании приказа начальника территориального органа МВД России исполняет участковый уполномоченный полиции, которому устанавливается дополнительная выплата за совмещение обязанностей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации*(8). Изменения в приказ о закреплении за участковым уполномоченным полиции административного участка вносятся в течение 10 дней.
10. За участковым уполномоченным полиции приказом начальника территориального органа МВД России на срок не менее одного года закрепляется административный участок: в городах — исходя из численности проживающего населения и граждан, состоящих на профилактическом учете, в сельской местности — в границах одного или нескольких объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, на территории закрытого административно-территориального образования — в границах контролируемой зоны, в соответствии с установленными нормативами их штатной численности.
11. Размеры и границы административного участка определяются и пересматриваются начальником территориального органа МВД России с учетом численности населения, в том числе сезонно проживающего на территории садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, а также в местах массового отдыха населения, состояния оперативной обстановки, особенностей территории, деления района, города и иного муниципального образования.
12. В случае расположения на административном участке образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования*(9), организаций и предприятий при расчете штатной численности участковых уполномоченных полиции учитывается количество компактно проживающих в общежитиях студентов и иных категорий обучающихся в образовательных учреждениях*(10), профессорско-преподавательского состава и иных граждан.
Приказом начальника территориального органа МВД России может создаваться административный участок, с включением в него только общежитий, административных зданий образовательных учреждений, организаций, предприятий и прилегающих к ним территорий.
13. Административному участку приказом начальника территориального органа МВД России присваивается порядковый номер.
14. На каждые две должности участкового уполномоченного полиции вводится должность старшего участкового уполномоченного полиции.
15. В целях усиления охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на административных участках, создания и обучения резерва участковых уполномоченных полиции в штатное расписание территориального органа МВД России начальником территориального органа МВД России на региональном уровне по представлению начальника территориального органа МВД России на районном уровне может вводиться должность помощника участкового уполномоченного полиции из расчета на одну должность старшего участкового уполномоченного полиции — одна должность помощника участкового уполномоченного полиции (в сельских поселениях и отдаленной, труднодоступной местности — на одну должность участкового уполномоченного полиции — одна должность помощника участкового уполномоченного полиции).
16. Помощник участкового уполномоченного полиции закрепляется приказом начальника территориального органа МВД России за конкретным участковым уполномоченным полиции и деятельность осуществляет под его непосредственным руководством на должности младшего начальствующего состава.
17. Организационное обеспечение деятельности участковых уполномоченных полиции, включая планирование, учетно-аналитическую работу, контроль за несением службы и оценку их деятельности, осуществляется отделами (отделениями, группами) участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России*(11), отделов (отделений, пунктов) полиции в составе территориальных органов МВД России*(12).
18. Работу и прием граждан участковый уполномоченный полиции осуществляет в помещении на административном участке — участковом пункте полиции*(13), который должен соответствовать предъявляемым требованиям (приложение N 1 к настоящему Наставлению).
19. Прием административного участка вновь назначенным участковым уполномоченным полиции производится с участием заместителя начальника полиции территориального органа МВД России (по охране общественного порядка) или заместителя начальника отдела (отделения) полиции, начальника ОУУП, заместителя начальника отдела (отделения) полиции в составе территориального органа МВД России, в присутствии участкового уполномоченного полиции, сдающего административный участок, или без участия указанного сотрудника — при его отсутствии по уважительной причине (приложение N 2 к настоящему Наставлению).
20. О приеме и передаче административного участка производится запись в паспорте на административный участок (приложение N 3 к настоящему Наставлению).
Глава МВД отменил приказ о запрете съемки в отделениях, но снимать все равно нельзя
Глава МВД Владимир Колокольцев отменил ведомственный приказ, содержащий запрет на фото- и видеосъемку в отделениях полиции. Тем не менее снимать в отделениях полиции по-прежнему нельзя, уточняют в министерстве,— запрет содержится в других актах. Об отмене приказа стало известно в ходе рассмотрения в Верховном суде иска блогера, который был осужден за видеосъемку полицейской парковки.
Отмена инструкции МВД, содержащей запрет на фото- и видеосъемку в отделениях полиции, не означает, что министерство разрешило съемку, пояснили «Ъ» в МВД РФ. Как стало известно вчера, глава МВД Владимир Колокольцев 10 февраля 2017 года отменил приказ от 11 января 2013 года N11дсп (для служебного пользования), утверждающий «типовую инструкцию о пропускном режиме на объектах МВД». Пункт 30 содержал запрет съемки в отделениях полиции без разрешения должностного лица. «Это плановая переработка ведомственных актов в связи с выходом из состава системы МВД внутренних войск»,— сообщили «Ъ» в пресс-центре МВД РФ.
Позицию министерства обнародовали вчера в Верховном суде представители договорно-правового департамента МВД. Они сослались на п. 25 ч. 1 ст. 13 закона «О полиции», разрешающий полиции устанавливать на объектах пропускной и внутриобъектный режим в целях обеспечения безопасности, упомянули закон «О гостайне» и напомнили про Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения, в котором говорится, что подобная информация может быть разглашена только с разрешения должностного лица. «Таким образом, возможность проведения фото-, аудио- и видеозаписи в помещениях и на объектах органов внутренних дел с разрешения начальника территориального органа МВД РФ дополнительной регламентации не требует»,— заявили представители министерства.
ВС рассматривал иск блогера и гражданского активиста Яна Кателевского, который был осужден на административный арест в течение 22 суток за то, что снимал в апреле 2016 года автостоянку у ОВД. Осенью прошлого года адвокат блогера Ильнур Шарапов подал иск о признании незаконным соответствующего приказа МВД. «Оспариваемый акт не был официально опубликован, нет сведений о госрегистрации в Минюсте РФ»,— подчеркнул адвокат. Кроме того, пункт 30 инструкции не соответствует закону «О полиции», согласно которому ее деятельность является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит законодательству РФ. Первое заседание по иску состоялось 6 февраля этого года, а спустя четыре дня инструкция была отменена, отмечает руководитель межрегиональной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков.
Представители МВД и прокурор ходатайствовали о прекращении дела, пояснив, что права истца не были нарушены. «Судья прекратил дело в связи с тем, что министр отменил свой приказ. Мы будем обжаловать решение, так как полагаем, что суд должен был рассмотреть законность этого приказа. Мой доверитель провел 22 суток в изоляторе, а судья посчитал, что его права нарушены не были»,— сообщил «Ъ» Ильнур Шарапов. Он пояснил, что Ян Кателевский — не единственный, кого суд признал виновным в незаконной съемке в полиции. В 2015 году был оштрафован житель Москвы Сергей Кудряшов, снимавший в одном из столичных отделений полицейских, которые отобрали у него велотележку с мороженым. «Приказ применялся также Свердловским районным судом Белгорода, Промышленным районным судом Смоленска, Московским городским судом, Белгородским областным судом»,— перечисляет господин Шарапов.
Приказ МВД 736 — порядок регистрации обращений граждан в полицию
Мало кто из простых граждан понимает, как происходит рассмотрение заявлений в полиции и что такое приказ МВД №736.
А ведь этот документ важен не только для самих полицейских России, но и для граждан, поскольку помогает понять, на какой стадии находится рассмотрение заявления и что вообще предпринимается по нему.
Приказ МВД 736
Он был принят в 2014 году. В нем приведена инструкция о порядке приема и регистрации заявлений граждан о преступлениях.
Она состоит из 86 пунктов, в которых подробно указаны все нюансы:
- Какие преступления могут быть зарегистрированы и как правильно это делать.
- В каком виде они могут быть направлены и от кого (россиянина, иностранца и лица без регистрации).
- Кто отвечает за прием обращений.
- Какие устанавливаются правила.
- Куда отправляется заявление после регистрации и другие моменты.
Отдельно отмечены ситуации, на которые действия приказа не распространяются:
- Срабатывание сигнала «Тревога» или противопожарной сигнализации, если объект охраняется, и охрана не обнаружила нарушений.
- На место ДТП, если признаки преступления отсутствуют, а пострадали только ТС.
- Анонимные заявления.
КУСП МВД расшифровка
Понятие расшифровывается как книга учета сообщений о происшествиях.
В ней регистрируются:
- Все заявления граждан.
- Рапорты сотрудников о признаках преступления или выявленных происшествиях.
- Явки с повинной.
- Информация о событиях, которые могут угрожать жизни или безопасности людей.
За ее заполнение и ведение отвечает дежурный оперативник, сотрудник, ответственный за регистрационно-учетные моменты, их заместитель или любое другое официально назначенное лицо. В книге указывают всю известную информацию: дату и время поступления заявления, ФИО и контакты заявителя, что, где и когда произошло.
КУСП представляет собой прошитую в соответствии с законом книгу, записи в которой делаются синими чернилами, без помарок и сокращений. При допущении ошибки она должна быть исправлена и удостоверена подписью исправителя. После окончания страниц книга передается в архив и хранится 5 лет.
В КУСП фиксируется информация:
- О преступлении: на его расследование дается срок в 3-10 дней, при согласии прокуратуры он продляется до 30 дней.
- Об административных правонарушениях: они либо быстро проверяются и закрываются сразу, либо в течение 2 суток составляют административный протокол. После этого дается 15-30 дней на передачу этого документа виновному.
Если найти последнего не удалось, возможны следующие варианты решения:
- Запрос на продление срока.
- Отказ в открытии дела из-за отсутствия виновного.
- Передача по подследственности или приобщение к уже проходившей по делу информации. После этого в течение 30 дней проводится проверка и дело переносится в накопительное.
Иными словами, любая полученная полицией информация о преступлении записывается в книгу и после передается на разработку.
Действия полиции при поступлении заявления
Подать заявление в отделение можно несколькими способами:
- Зайдя в отделение и написав личное заявление. Если оно пишется со слов заявителя или речь идет о явке с повинной, дополнительно составляется рапорт или протокол принятия заявления от сотрудника.
- При помощи звонка или факса.
- Отправив письмом с уведомлением: это поможет отследить его путь и убедиться, что письмо пришло.
- Через электронную почту или официальный сайт при помощи имеющейся там формы.
Сперва сообщения регистрируются дежурным в КУСП, при личном обращении гражданину выдается талон о регистрации заявления. В нем указывают номер обращения, ФИО сотрудника, принявшего его, дату принятия и ставится подпись самого заявителя.
Если заявление было передано не дежурному, а другому сотруднику, оно должно быть отмечено в журнале регистрации жалоб и обращений граждан, после чего информация все равно передается в КУСП.
Анонимное сообщение в полицию
Многие люди, опасаясь мести или иных неприятностей, предпочитают сохранять анонимность при написании заявления, однако сделать это сегодня невозможно.
Точнее, отправить анонимку они могут, но сотрудники вправе не реагировать на нее.
Это связано с отсутствием достаточных оснований для заведения уголовного дела.
Однако написать анонимное сообщение все же можно: оно будет отсортировано и направлено в соответствующее подразделение полиции, там зарегистрировано и проверено. При обнаружении признаков преступления сотрудником будет составлен рапорт на имя руководителя отдела и зарегистрирован в КУСП. После начнется расследование.
Телефонные звонки регистрируются в книге учета звонков. Полученные письма не проходят регистрацию, а передаются и используются как вспомогательный материал.
Приказ МВД 736 – это документ, отвечающий за принятие и регистрацию заявлений от граждан по каким-либо преступления и правонарушениям в Книге учета сообщений о происшествиях (КУСП). Это необходимо для того, чтобы сотрудники не занимались подозрительными проверками, не отмеченными в КУСП, а также для того, чтобы сами заявители могли по номеру проверить, на какой стадии находится их обращение.
Смотрите видео, в котором разъясняется, как подать заявление в полицию:
Один комментарий на «“Приказ МВД 736 — порядок регистрации обращений граждан в полицию”»
Мой муж 23 октября попал под машину на магистрали Сейчас находится в реанимации между жизнью и смертью Только 28 октября была вызвана дознавателем Он еще не был на месте происшествия у него нет информации с камер видеонаблюдения ничего неизвестно с регистратора на автомобиле о скорости движения автомобиля как мне действовать дальше Почему то дело зарегистрировано как административное?