Camgora.ru

Автомобильный журнал
18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Монтажный блок предохранителей ВАЗ 2110, 2111, 2112

Монтажный блок предохранителей ВАЗ 2110, 2111, 2112

  • Основной блок
  • Дополнительный блок
  • Можно ли ставить перемычки

Когда в автомобилях ВАЗ что-то не работает в инжекторе или электрооборудовании, первым делом проверяют предохранитель. Возможно дело в нем. В статье рассмотрим, где расположен блок предохранителей ВАЗ 2110 и всего «семейства», где найти допблок и за что отвечает каждый элемент в схеме.

Основной блок

Он же монтажный. Во всех версиях ВАЗ десятого поколения и выше находится слева от рулевой колонки, под переключателем фар. Чтобы его открыть, достаточно потянуть пластиковую защелку. Крышка опускается вниз и все элементы доступны для замены. Если приходится работать на морозе в непрогретой машине, выковыривать маленькие предохранители неудобно, поэтому лучше снять блок целиком. Для этого:

  1. Фигурной крестовой отверткой выкрутите защелку у переднего края панели.
  2. Переверните плату.
  3. Отсоедините фишки контактов.
  4. Извлеките блок наружу.

Так работать с ним гораздо удобнее, особенно когда требуется перепаивание схемы предохранителей или замена многочисленных плавких элементов. Чтобы заменить только один защитный модуль или реле, монтажный блок ВАЗ 2112 демонтировать не требуется. Достаточно использовать пластиковый пинцет, расположенный с краю. Зажмите им верхнюю часть и расшатывающими движениями тяните вверх.

Каждый предохранитель отвечает за отдельное электрооборудование, оптику. Для этого в нем точно подобран критический ток по силе (А), чтобы защитить последующую цепь от повреждения при скачках напряжения, коротком замыкании. Без них автомобили загорались бы гораздо чаще.

Всем владельцам ВАЗ следует сохранить себе схему плавких защитных элементов с расшифровкой, предоставленную в таблице.

Сила тока в амперах

Подсветка приборной панели водителя, освещение в багажном отсеке, подсветка заднего номерного знака, габариты по левому борту авто

Свечение левой фары в режиме ближнего света

Свечение левой фары в режиме дальнего света

Свет передней правой противотуманной фары (если предусмотрено комплектацией)

Электрические стеклоподъемники дверей

Отвечает за прикуриватель, подключенную к разъему переносную лампу

Вентилятор охлаждения радиатора ДВС, звуковой сигнал

Электрический обогрев заднего стекла

Подача насосом омывающей жидкости на лобовое стекло, работа дворников

Запасной, для подключения дополнительных устройств

Свет габаритов по правому борту авто

Свечение правой фары в режиме ближнего света

Свечение правой фары в режиме дальнего света

Противотуманная передняя фара слева

Подогрев передних сидений (если предусмотрен комплектацией)

Аварийное свечение поворотников, указатель поворотов налево и направо

Подсвечивание экрана бортового ПК, стоп сигналы, освещение салона авто, подсветка замка зажигания, часов

Подсвечивание панели регуляторов отопителя, бардачка, прикуривателя, контроллер печки

Отвечает за подачу питания на бортовой ПК, блокиратор дверей, часы, лампу заднего хода,

Задние противотуманные фонари

Монтажный блок ВАЗ 2111 и аналогичные в «родственных» моделях скрывают за собой дополнительный предохранитель, отвечающий за цепь питания центрального замка. Он спрятан в нише, в пластиковом коробе.

Блок реле ВАЗ 2110 и смежных модификаций расположен на одной плате с предохранителями. Реле отвечают за цикличные действия отдельного оборудования.

Если устройства в машине перестают работать, сперва проверяют реле. Когда мультиметра нет под рукой, чтобы «прозвонить» элемент, просто вынимают другое реле с аналогичными характеристиками по току и вставляют на место проверяемого. Если оборудование заработало — значит нужно заменить реле. Если нет, — ищут поломку в обрыве проводки, окисленных контактах, самом неисправном оборудовании.

Реле, отвечающее за контроль исправности свечения ламп

Реле переднего стеклоочистителя

Прерыватель работы поворотов, аварийная сигнализация

Реле включения ближнего света фар

Реле включения дальнего света фар

Реле электрообогрева заднего стекла

Реле задних противотуманных фонарей

Вместо К1 иногда могут быть просто контактные перемычки. Если на ВАЗе нет задних противотуманок, то К8 остается свободным. Это место можно использовать для подключения другого, циклично работающего электрооборудования.

Дополнительный блок

Если возникли проблемы с запуском двигателя, подачей топлива, управлением ЭБУ, проверяют дополнительный блок, где содержатся предохранители и реле, отвечающие за эти процессы. В автомобилях ВАЗ 2110-2112 этот модуль расположен в салоне, слева от центральной консоли. Удобнее всего к нему добраться с переднего пассажирского места. Блок спрятан под пластиковой крышкой, удерживающейся на трех шурупах. Их выкручивают отверткой. Панель оттягивается на себя и в сторону.

За ней расположено три плавких предохранителя с равной пропускной силой тока 15 А. Справа налево они отвечают за:

  1. Работу ЭБУ и непосредственно модуль зажигания.
  2. Продувание адсорбера воздухом через открывающийся клапан, контроллер подогревающего кислорода, определитель расхода воздуха, контроллер скорости.
  3. Защиту бензонасоса с форсунками от скачков напряжения.

Чтобы не путаться в реле, продолжим общую нумерацию блока, но перечислим их слева направо:

  1. Реле вентилятора системы охлаждения ДВС.
  2. Реле топливного насоса, подающего бензин к рампе.
  3. Реле зажигания (главное).

Когда автомобиль не заводится, прислушайтесь, работает ли бензонасос. Его слышно при проворачивании ключа в замке зажигания. Возможно сгорел плавкий элемент или само реле, отвечающее за питание к топливной помпе. Если бензонасос гудит, но двигатель не запускается, стоит убедиться в целостности перемычки первого предохранителя в дополнительном блоке и связанного с ним 6-го реле.

Можно ли ставить перемычки

Когда водитель обнаруживает сгоревший плавкий предохранитель, то для восстановления питания через модуль некоторые устанавливают «жучки». Это отрезок очищенной проволоки произвольного размера, намотанный на обе ножки предохранителя. Такая хитрость позволит восстановить схему питания предохранителей ВАЗ 2101, но это опасно.

Если плавкий элемент сгорел из-за короткого замыкания, то проблема осталась в электросхеме. Проводник «жучка» гораздо большего сечения выдержит 20, 30 или 50 А и не расплавится, поэтому ток с повышенной силой пойдет дальше по цепи и испортит последующее оборудование. Так можно спалить катушку вентилятора, бензонасоса, электростеклоподъемников и даже ЭБУ. Ремонт обойдется дорого.

Если проблема часто повторяется, нужна диагностика электрики. Специалист знает электрическую схему и проследит причину частого перегорания перемычки.

Предохранители хендай гетц: где находятся и как заменить

Блок с предохранителями и реле в моторном отсеке

В Hyundai Getz он находится между левым крылом, стартерной батареей и корпусом воздушного фильтра.


Схема предохранителей и ее расшифровка приведены ниже.


Схема предохранителей под капотом. Схема, нанесенная на крышку

Плавкие вставки и предохранители

Номер на фотоНоминал, АЗащищаемая цепь
810Кондиционер
910Звуковой сигнал
1015ЭБУ двигателем; Форсунки; Датчики: -положения распределительного вала; -положения коленчатого вала. Регулятор холостого хода; Электромагнитный клапан продувки адсорбера
1150Электрический усилитель рулевого управления
1510.15Резерв
1640ЭБУ ABS;
1720Разъем для удаления воздуха
1820Генератор
1910Кондиционер; Топливный насос; Антенный блок иммобилизатора; Датчик концентрации кислорода; Топливный насос; Кондиционер
2010Топливный насос; ЭБУ
2110ЭБУ ABS; Разъем для удаления воздуха
2250Задние фонари; Предохранители № 11, 19, 20, 25, 27, 29 салонного блока
2420Выключатель автоматической отсечки топливоподачи
2630Замок зажигания; Стартер
2730Замок зажигания
Номер на фотоОбслуживаемая цепь
1Вентилятор отопителя салона
2Включения вентилятора системы охлаждения двигателя на большой скорости
3Включения вентилятора системы охлаждения двигателя на малой скорости
4Стартер
5Кондиционер
6Звуковой сигнал
7Топливный насос
12Электрические стеклоподъемники
13Вентилятор отопителя салона
14Охранная сигнализация
23Вентилятор радиатора системы охлаждения
25Топливный насос; Генератор; ЭБУД
30Питание системы электронного управления двигателем

Технические характеристики Hyundai Getz


Хендай Гетц производили с бензиновыми двигателями, но для Европы был доступен один дизельный вариант (мы его в данном руководстве по электрооборудованию не будем рассматривать), все силовые агрегаты 4-х цилиндровые:

Hyundai Getz 1.1i (SOHC)

  • Точный объем двигателя — 1086 см.куб.;
  • Клапанов — 12;
  • Максимальная мощность — 66 л.с., 48,5 кВт, 5500 об.мин.;
  • Максимальная скорость — 154 км/час;
  • Трансмиссия — 5-ст. МКПП;
  • Разгон от 0 до 100 км/ч — 15,6 сек;
  • Расход топлива на 100 км/ч (город / трасса / смешанный цикл), литров — 6,9 / 4,7 / 5,5;
  • Полная масса — 1440 кг.

Hyundai Getz 1.3i (SOHC) — 2002-2005 г.п.

  • Объем двигателя — 1341 см.куб.;
  • Клапанов — 12;
  • Максимальная мощность — 82 л.с., 60,2 кВт, 5500 об.мин.;
  • Максимальная скорость — 163 км/час;
  • Трансмиссия — 5-ст. МКПП или 4-ст. АКПП;
  • Разгон от 0 до 100 км/ч (МКП / АКП) — 11,5 / 14,8 с;
  • Расход топлива с механикой / автоматом на 100 км/ч, л — 7 / 9 (городской цикл), 5 / 5,6 (загородный цикл), 5,7 / 6,9 (смешанный цикл);
  • Полная масса — 1530 кг.

Блок в салоне

Он скрыт за пластмассовой крышкой в левом верхнем углу полки для вещей с водительской стороны панели приборов. На лицевой стороне блока установлены предохранители, на оборотной — реле.

На обороте крышки наклеена бумажная схема расположения предохранителей в Hyundai Getz. Фото и расшифровка приведены в таблице ниже.

Предохранители

ОбозначениеНоминальный ток, АЗащищаемые цепи потребителей
110Выключатель кондиционера
210Лампы габаритного света левого борта автомобиля
310Подушка безопасности
410Аудиосистема; Электропривод наружных зеркал заднего вида
510Переключатель рычага выбора передач АКП; Выключатель света заднего хода
610Лампы габаритного света правого борта автомобиля; Лампы освещения номерного знака; Звуковой сигнализатор незакрытой двери
710Контрольные лампы комбинации приборов; Таймер сигнализации непристегнутого ремня безопасности; ЭБУ охранной сигнализации
820Прикуриватель
910ЭБУД; Генератор; ЭБУ электроусилителя руля; Датчики скорости вращения колес АБС; Выключатель блокировки повы­шающей передачи АКП
1010Подушки безопасности
1120Система блокировки замков дверей
1215Электродвигатель очистителя стекла двери задка
1310Стартер; Охранная сигнализация
14Резерв (не используется)
15Резерв (не используется)
1620Выключатель подогрева передних сидений
1710ЭБУД; Выключатель обогрева стекла двери задка и наружных зеркал заднего вида (опция)
1815Катушки зажигания; ЭБУД
1915Выключатель сигнала торможения
2015Выключатель аварийной сигнализации; Охранная сигнализация
2120Электродвигатели очистителя и омывателя ветрового стекла
2210Задние противотуманные фонари
2310Противотуманные фары, Стеклоподъемники; Таймер обогрева стекла двери багажника; Электропривод левой и правой фары; Переключатель корректора фар
2410Вентилятор отопителя
2530Обогрева стекла двери задка
2615Лампа головного света правой фары
2710Противотуманные фары
2815Лампа головного света левой фары
2915Выключатель фонаря заднего противотуманного света; Датчик контрольной лампы незакрытой двери; Аудиосистема; Диагностический разъем; Освещение салона и багажника
3130,20,15,10Запасные плавкие вставки
Читать еще:  Карбюратор солекс 2141 1107010 10 характеристики

Дополнительное обозначение: 30 — пластмассовый пинцет.

ОбозначениеЗапитываемые потребители
К10Указатели поворота и аварийная сигнализация
К11Противотуманные фары
К12Выключатель обогрева стекла двери задка и наружных зеркал заднего вида (опция)
К13Лампы габаритного света
К14Электростеклоподъемники
К15Лампа противотуманного света
К16Не используется

История Hyundai Getz


На фото Hyundai Getz 2002-2005 г.п. «Хундай Гетц» принадлежит южнокорейской автомобильной компании, которая показала данный субкомпактный автомобиль миру в начале 2002 года и с тех же пор его направили в полномасштабное производство и продажу по всему миру. В некоторых странах встречается иное его название, например:

  • Hyundai Click — Северная Корея;
  • Dodge Brisa — Венесуэла (север Южной Америки);
  • Inokom Getz — Малайзия
  • Hyundai TB — Япония
  • Hyundai Getz Prime — Индия
    В 2005 году машина подверглась значительному рестайлингу, а 1.3 литровый двигатель заменили 1.4 л, в итоге получился Hyundai Getz II. Изменению подверглись не только кузов (передние и задние фары, бампер, радиаторная решетка, выхлопная система, подрамник двигателя), но и салон (руль, оформление приборной панели и центральной консоли, электрическая составляющая). Если второе поколение «Гетц» (если так можно это назвать) порадовала немного изменившимся внешним обликом (плюс добавили новую цветовую гамму отделки салона и задние дисковые тормоза), то базовая комплектация и качество материалов из которых делали салон — нет. Hyundai Getz 2 обрёл более дешевый и не качественный пластик с обивкой сидений.

Процесс снятия и замены

Для замены предохранителей и реле на «Хендай Гетц» потребуются следующие инструменты:

  • пластмассовый пинцет,
  • торцовая головка на 10 мм,
  • ключ на 10 мм,
  • крестовая отвертка.

Перед проведением работ необходимо вытащить ключ из замка зажигания.

Под капотом

Порядок действий следующий:

  1. Открыть капот.
  2. Открыть крышку блока, отжав пластмассовую защелку со стороны лобового стекла.
  3. Вытащить перегоревший предохранитель с помощью пинцета, а неисправное реле — рукой. Если нужно заменить плавкую вставку № 18 (защищает генератор), то открутить ключом и головкой на 10 фиксирующий болт.
  4. Проверить электропроводку автомобиля и устранить причину перегорания предохранителя.
  5. Установить новые защитные элементы.
  6. Установить снятые детали в обратном порядке.

В салоне

Порядок действий следующий:

  1. Снять крышку монтажного блока, ухватившись пальцами за выемку в ней.
  2. Для замены предохранителей: Взять пинцет.
  3. Найти и вытащить перегоревший элемент.
  4. Установить новый.
  • Для замены реле:
      Снять нижнюю обивку панели приборов, вывернув 2 винта из левого и правого нижнего угла панели.
  • Вывернуть головкой на 10 2 болта, крепящих блок к панели приборов, и потянуть его на себя.
  • Перевернуть блок.
  • Вытащить нужное реле и вставить новое.
  • Убедиться в работоспособности узла или его цепи после замены элемента.
  • Установить снятые детали на место.

    Что за что отвечает: блок предохранителей у Хендай Гетц

    Если при запуске автомобиля обнаружились проблемы или полностью перестали работать какие-то функции из комплектации – самое время проверить блок предохранителей. В Хендай Гетц блок предохранителей, а также защитные реле расположены в монтажном блоке в подкапотном пространстве.

    В зависимости от рыночной направленной автомобиля блок может находиться по правую или левую сторону от двигателя – на большинство европейских машин систему можно найти справа от силового агрегата.

    Система блока предохранителей на Хендай Гетц имеет нестандартную маркировку. В автомобиле можно встретить следующие обозначения:

    • A/CON – 10-амперный элемент, функциональное предназначение которого заключается в защите от короткого замыкания системы кондиционирования воздуха или климатической установки;
    • HORN – предохранитель отвечает только за подачу звукового сигнала. В некоторых мастерских через данный элемент часто подключают дополнительные системы сигнализации или охранный комплекс;
    • INJ – элемент, отвечающий за множество электротехнических систем двигателя, в частности ЭБУ силового агрегата, датчиков положения распредвала или коленвала, а также индикатора холостого хода. С завода рекомендуется ставить деталь с пропускной способностью 15 Ампер;
    • EPS – элемент, отвечающий за блок электроуправления рулевым колесом. Пропускная способность предохранителя должна составлять строго 50 Ампер;
    • P/WDW – деталь отвечает только за стеклоподъемники. Пропускная способность элемента должна быть не меньше 30 Ампер, подключать к системе можно, как только переднюю пару, так и электропакет в сборе;
    • BLW – элемент отвечает только за блок управления вентилятором системы отопления. Мощность составляет 30 Ампер;
    • SPARE – специальная пара резервных предохранителей, которые могут понадобиться в случае установки дополнительного оборудования либо расширения комплектации транспортного средства. Данный блок предполагает установку элементов с мощностью до 10-15 Ампер;
    • ALT – предохранитель генератора транспортного средства. Максимальная нагрузка на электросеть в данной цепи должна составлять не более 20 А – в противном случае предохранитель перегорает;
    • SNSR – многофункциональный элемент, предназначение которого заключается в подключении вспомогательного оборудования в комплектации автомобиля. Данный элемент отвечает за питание кондиционера, топливного насоса, радио антенны или датчика концентрации кислорода в салоне;
    • ECU – элемент мощностью до 10 Ампер, отвечающий за бору топливного насоса или основного предохранитель электронного блока управления двигателем;
    • BATT – система отвечает за работу задних фонарей. Производитель не рекомендует подключать к данную звену еще какие-либо элементы;
    • F/PUMP – специальный регулятор датчика отключения автоматической подачи топлива. Выдерживает до 30 Ампер;
    • ING 1 – предохранитель мощностью в 30 Ампер, отвечает за реле стартера или блок зажигания;
    • ING 2 – элемент, который обеспечивает защиту от перепадов напряжения замка зажигания.

    Если в автомобиле присутствует элемент иной маркировки, то рекомендуется проверить номер детали на официальном сайте производителя. Вполне возможно, что был установлен неоригинальный элемент или аналог с другого автомобиля – помните, предохранители с других авто не всегда подходят.

    Ниссан Примера Р11 Блок Предохранителей Расшифровка

    Доступный в 3 поколениях с автомобилями, фургонами и подъемниками. 1-е поколение. p10, выполнено в 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995 годах. 2-е. p11, в 1996, 1997, 1998, 1999, 2000 годах. Третье. p12, в 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006 годах. и 2007. Мы представим информацию, описывающую блоки предохранителей и реле Nissan на примерах p11 и p12 (2-го и 3-го поколения), фотографии, схемы и назначение деталей. Обратите особое внимание на предохранители прикуривателя.

    Блоки в салоне

    Компоновка электронных компонентов, предохранителей и реле

    Деловое свидание, встреча

    1. Блок предохранителей;
    2. реле переключения;
    3. выключатель стоп-сигнала;
    4. защитное устройство
    5. реле громкоговорителя;
    6. реле омывателя фар;
    7. реле громкоговорителя;
    8. противоугонная система (иммобилайзер);
    9. корректор фар;
    10. реле кодовой лампы;
    11. блок управления подушками безопасности;
    12. блок управления АКПП;
    13. блок управления двигателем;
    14. реле кондиционера;
    15. реле топливного насоса;
    16. реле тумана;
    17. реле стеклоподъемника;
    18. реле размораживания заднего стекла;
    19. кронштейн блока предохранителей;
    20. сигнальное реле;
    21. реле переключения;
    22. реле системы зажигания;
    23. реле переключения;
    24. вентилятор реле вентилятора
    Штатная магнитола с предохранителями

    Версия 1

    Фото.

    Описание

    Сверху вниз, слева направо.

    1. Двигатель вентилятора
    2. Кондиционирование воздуха
    3. Приборная доска
    4. INJ (система впрыска)
    5. Электрические компоненты / Внутренняя лампа
    6. Двигатель вентилятора
    7. Поворотники
    8. Топливный насос
    9. подушки безопасности
    10. Датчик кислорода и холостого хода
    11. Датчик скорости
    12. Размораживание задних стекол (если есть)
    13. Приборная панель электрических компонентов
    14. Более легкий
    15. Abs
    16. Сигнал стартера
    17. Задняя щетка
    18. Противотуманные фары
    19. Зеркала
    20. Стоп сигналы
    21. Кисти
    22. Дополнительная розетка
    23. Аудио система
    24. Автоматическая коробка передач
    25. сигнализация

    Предохранитель отвечает за 3-й предохранитель прикуривателя в среднем ряду 15А.

    Таблица. схема

    Вариант 2

    Фото

    Таблица обозначений

    Предохранитель отвечает за прикуриватель 2-го предохранителя в верхнем ряду на 15А. Фигура окружена красноватым цветом.

    Блоки под капотом

    Схема

    Деловое свидание, встреча

    1. блок предохранителей в моторном отсеке;
    2. Блок управления прессом;
    3. блок реле;
    4. электродвигатель для калькулятора лобового стекла;
    5. реле подогрева дизельных автомобилей;
    6. реле левой фары;
    7. эстафета;
    8. реле вентилятора радиатора;
    9. реле блока управления двигателем;
    10. вспомогательное реле;
    11. реле 1 вентилятор вентилятора;
    12. реле вентилятора нагнетателя 2;
    13. нейтральное реле;
    14. реле кондиционера;
    15. реле стеклоочистителя заднего стекла;
    16. реле правой фары;
    17. стеклоомыватель

    Пример фото релейного блока.

    Количество деталей и их назначение могут отличаться от представленных. Записанная дорожка будет применена к обложке.

    Блок предохранителей

    Опция 1

    Схема фото

    Описание

    Вариант 2

    Схема фото

    Перевод обозначений на русский язык

    • опасность это беспокойство
    • рог. звуковой сигнал
    • alt s. сигнал возбуждения обмотки генератора
    • хвост. задние размеры
    • абс сол. абс соленоид
    • ign sw. во время зажигания
    • abs mtr. двигатель abs
    • батарея. батарея
    • фара дальнего света. правая фара
    • лампа h / lh. левая фара
    • аудио радио
    • eng cont. блок управления двигателем
    • катушка зажигания. катушка зажигания
    • двигатель дроссельной заслонки. привод дроссельной заслонки
    • Инжик это что-то о инжекторе
    • справа. скрытый ксенон
    • спрятал левый ксенон слева
    • rr defog. задние противотуманные фонари
    • вентилятор радиатора 1,2,3. радиатор пропеллера 1,2,3
    • main. основные префиксы для чего
    • окно силы. окна электронной почты

    Блоки в салоне

    Схема

    Штатная магнитола с предохранителями

    Он расположен на панели устройства за защитной крышкой, на обратной стороне которой будет применена схема сгорания с расшифровкой деталей.

    Реле и предохранители

    Расположение и функции предохранителей и реле Nissan Primera P12

    1. аудиосистема, навигация, канал связи аудио-видео, камера, приборы панели, часы, прикуриватель, телефон 2. круиз-контроль 3. дверные замки 4. прикуриватель, розетка дополнительная 5. круиз-контроль, система блокировки переключения передач АКПП, сигнальные лампы, стопари, ESP, ABS, выключатель тормоза, выключатель тормоза круиза 6. задний ПТФ 7. обогрев стекла, навигация, противоугонная система 8. обогрев сиденья 9. круиз контроль, выключатель тормоза круиза 10. поворотники и аварийка, система блокировки переключения передач CVT, аудио, навигация, канал связи аудио-видео, звуковая сигнализация, часы, стеклоподъёмник, обогреватель стекла, самозатемняющееся зеркало, омыватель фар, очиститель и омыватель(режим авто), дверные замки, NATS (иммобилайзер), дистанционный ЦЗ, электрокорректор фар, кондей, датчик света, плафон салона, люк, чек энджин и разъём OBD-2, телефон. 11. датчик скорости, датчик температуры жидкости АКП, питание блока TCM 12. круиз контроль, поворотники и аварийка, датчик температуры жидкости АКП, питание блока TCM, спидометр, тахометр, указатели температуры, уровня масла и топлива, индикатор АКПП, звуковая сигнализация, обогрев стекла, дверные замки, противоугонная система, иммобилайзер, дистанционный ЦЗ, кондей, чек энджин и разъём OBD-2, подсветка, плафон салона, система контроля давления в шинах. 13. противоугонная система, дополнительная нештатная сига(у нас есть разводка), плафон салона, маршрутные фонари, подсветка зеркала вкозырьке, освещение багажника, обогрев зеркал 14. мотор вентилятора конд-ра 15. конд-р 16. мотор вентилятора кондея 17. топливные форсунки, реле блока ECM, бензонасос 18. подушки безопасности 19. пустой 20. лямбда-зонды (датчики кислорода), электроклапан продувки угольного фильтра, топливные форсунки, регулятор охлаждающего вентилятора, система запуска, кондей, стеклоподъемники 21. сигнал на запуск (стартер), датчик света 22. прикуриватель 23. зеркала боковые, обогрев стекла 24. пустой (зарезервирован под консольную розетку) 25. кондей, очиститель и омыватель стекла 26. очиститель и омыватель стекла, очиститель и омыватель заднего стекла 27. лямбда-зонды (датчики кислорода), топливные форсунки 28. очиститель и омыватель заднего стекла 29. бензонасос 30. система управления накалом, чек энджин и разъём OBD-2, датчик скорости, ABS, ESP, подушки безопасности, система зарядки, датчик света, спидометр, тахометр, указатели температуры, уровня масла и топлива, сигнальные лампы, подсветка, NATS, индикатор АКПП, навигация, кондей, поворотники и аварийка, фонарь заднего хода, выключатель парковка/нейтраль, система управления камерой заднего вида. 31. ABS, ESP

    Читать еще:  21154 3840010 03 Что это

    32. габариты, освещение номера, датчик света, электрокорректор фар, передние и задний ПТФ, подсветка, звуковая сигнализация, омыватель фар, подсветка выключателя стеклоподъёмника 33. аудиосистема, навигация, дисплей, камера, часы, телефон 34. питание блока ЕСМ и реле ECM, MAF, датчик уга поворота коленвала, датчик фаз (угла поворота распредвала), электроклапан установки фаз газораспределения впускных клапанов, сигнал зажигания, система регулирования объёма EGR, электроклапан продувки угольного фильтра, блок EDU, топливные форсунки, клапан управления турбиной, датчик скорости 35. сигнал, система зарядки Nissan Primera P12 36. фара правая ксенон 37. фара левая ксенон 38. пустой 39. пустой 40. электропривод, реле и двигатель дроссельной заслонки 41. фара левая галоген, электрокорректор 42. фара правая галоген, задний ПТФ 43. передние ПТФ 44. электроклапан установки фаз газораспределения впускных клапанов, сигнал зажигания, реле блока ECM, система регулирования объёма EGR, датчик скорости

    Инструкция по снятию и замене

    Найти и заменить предохранитель дело несложно и по силам любому автолюбителю. Важно только внимательно прочитать предлагаемую нами инструкцию. Перед тем как перейти к изучению материала, посмотрите это видео.

    Подготовка

    Пред тем, как перейти замену, внимательно изучите схему расположения электропредохранителей. Установите, в каком именно отсеке находится требуемый.

    Инструменты

    Для замены потребуется:

    • отвертка;
    • пинцет;
    • набор новых предохранителей.

    Чтобы добраться до салонного отсека, нужно снять крышку. Устанавливается она плотно, поэтому может понадобиться приложить определенное усилие.

    Реле, расположенные на лицевой стороне:

    • обогрев заднего стекла;
    • двигатель привода дроссельной заслонки;
    • противотуманные фонари;
    • стеклоподъемники.

    Реле расположенные на обратной стороне:

    • зажигание;
    • добавочное оборудование;
    • вентиляция, печь, кондиционер.
    1. Для того, чтобы добраться до блока электропредохранителей, находящегося под капотом, нужно отжать фиксатор.
    2. Снять крышку.
    3. Смотрим схему и находим, где расположен предохранитель, отвечающий за оборудование, которое не функционирует.
    4. После того, как он найден, можно переходить к его смене.
    5. Для этого берем пинцет и извлекаем предохраняющий элемент из его посадочного места.
    6. В комплекте с предохранителями находим аналогичный по номиналу. Чтобы проще было искать, нужно запомнить одно простое правило. Электроредохранители одного номинала окрашены одинаково. Ошибиться здесь трудно.
    7. Устанавливаем новый.
    8. Плавкая вставка меняется также просто. Нужно просто ее потянуть, пошатывая из стороны в сторону.
    9. После того, как перегоревшая вставка извлечена, ставим новую аналогичную по амперажу.

    В моторном отсеке находятся реле, отвечающие за следующие потребители:

    • противотуманные фары;
    • вентиляторы;
    • вспомогательное оборудование;
    • магнитная муфта компрессора кондиционера;
    • включения «Р» и «N» режимов АКПП;
    • ближний свет;
    • звуковой сигала.
    1. Чтобы получить доступ к блоку, в котором находятся реле, находящегося под капотом, нужно отжать фиксатор.
    2. Снять крышку.
    3. Чтобы заменить реле, отвечающие за вентиляторы, нужно отжать пару фиксаторов.
    4. Пошатывая, потянуть реле вверх.
    5. Извлекаем его.
    6. Ставим новое.
    7. Когда станет на свое место, должен послышаться характерный щелчок.
    8. Чтобы заменить элемент, отвечающий за звуковой сигнал, нужно нажать на защелку внизу колодки.
    9. Извлекаем реле.
    10. Ставим новое, должен послышаться щелчок.
    11. Меняя элемент отвечающий за вентиляторы отжимаем фиксаторы.
    12. Извлекаем заменяемый элемент.
    13. Ставим новый. То, что он стал на свое место, просигнализирует характерный щелчок.
    14. Другие меняются так же как вышеописанные.

    Схемы электрооборудования Ниссан Примера 12

    Обозначение элементов на схемах

    Схема системы зажигания и запуска двигателя авто

    Предохранители на Chery Fora

    Chery Fora – это модель автомобиля, комплектация которого представляет совмещение множества известных трендов атвомобилестроения за последнее время.

    И, несмотря на то, что многие придирчивые критики отмечают схожесть автомобиля с представителями машин известных автопромов, транспортное средство все равно считается уникальным и самостоятельным творением компании Chery.

    Как и в любом автомобиле, в Chery Fora также встроены блоки предохранителей и реле, обеспечивающие безопасную эксплуатацию электрических систем.

    Подробнее о том, где располагаются блоки, за что отвечают элементы в них и, как осуществляется замена предохранителей в случае поломки, будет рассказано в данной статье.

    Блоки предохранителей и реле

    Многие автовладельцы знают, что блоки предохранителей и реле необходимы для устранения рисков выхода из строя электрических систем в результате регулярных скачков напряжения. Таким образом, можно смело утверждать, что элементы, находящиеся внутри агрегата, обеспечивают не только безопасную эксплуатацию, но и долгий срок службы автомобиля.

    Что касается Chery Fora, то в данном автомобиле встроены следующие агрегаты предохранителей и реле:

    1. Основной. Расположен под капотом транспортного средства.
    2. Монтажный. Его можно встретить под приборной панелью.

    Далее будет подробнее рассмотрен каждый из представленных выше блоков.

    Основной

    Данный блок находится под капотом автомобиля. Внутри него встроено несколько предохранителей и реле, схема расположения которых приводится в изображении ниже. Также после фото находится таблица с расшифровкой основных элементов агрегата.

    ОбозначениеНазначение
    Предохранители
    1Регулирует работу блока управления ABS.
    3Отвечает за работоспособность приборной панели.
    5Обеспечивает подогрев сидений.
    7Регулирует работу стеклоочистителя.
    10Отвечает за работу кондиционера.
    14Регулирует работу цепи стартера.
    19Обеспечивает работоспособность топливного насоса.
    25Отвечает за прикуриватель в салоне.
    33.34Обеспечивает работоспособность фар дальнего света.
    Реле
    R1Регулирует работу электронного блока управления.
    R3Отвечает за работу стартера.
    R4Отвечает за работу замка зажигания.
    R8Регулирует работу кондиционера.
    R10,11Обеспечивает работоспособность фар дальнего и ближнего света.

    Также внутри блока находятся резервные предохранители для подключения различных датчиков или устройств. Дополнительно можно отметить наличие элементов, обеспечивающих работу люка крыши, цепи коробки передач.

    Монтажный блок

    Для того чтобы осмотреть составляющие элементы монтажного блока, потребуется снять крышку агрегата. Для этого нужно отключить зажигание и открутить болты, обеспечивающие надежное крепление крышки к блоку.

    В основном, предохранители данного блока отвечают за работоспособность систем и устройств в салоне. Сюда можно отнести элементы, обеспечивающие своевременную подачу стоп-сигнала, регулирующие обогрев стекол, а также отвечающие за подогрев передних и задних сидений. Без предохранителей и реле монтажного блока не получилось бы зарядить телефон или заблокировать двери. Также с помощью данных элементов обеспечивается работа стеклоподъемников.

    Замена

    Не всегда эксплуатация транспортного средства протекает без каких-либо поломок. Нередки случаи выхода из строя определенных устройств или датчиков, что приводит к необходимости их замены. Однако прежде, чем обращаться на станцию технического обслуживания, рекомендуется обратить внимание на исправность предохранителей, ведь именно они обеспечивают работоспособность элементов автомобиля.

    К тому же, замену предохранителя можно осуществить самостоятельно без помощи профессионалов. Для этого потребуется учесть несколько правил:

    1. Перед началом работ необходимо выключить зажигание, а также позаботиться о том, чтобы клеммы аккумулятора была отсоединены. Это следует делать для того, чтобы в процессе замены был устранен риск удара током.
    2. Замена элемента должна осуществляться специальными щипцами или пинцетом с прорезиненными наконечниками. Использовать металлические инструменты запрещено в связи с возможным повреждением электрической цепи.
    3. Перегоревший элемент должен быть заменен на предохранитель того же номинала. Если проигнорировать это требование, может произойти возгорание цепи.

    Последовательность действий по замене предохранителя в блоке представлена ниже:

    1. В первую очередь, как уже было отмечено, выключается двигатель и отсоединяется аккумулятор.
    2. Далее приступают к демонтажу крышки. Для работы потребуются дополнительные инструменты, так как крышка надежно зафиксирована на блоке с помощью винтов и специальных креплений.
    3. После того, как крышка будет снята, проводят осмотр блока на наличие поврежденного элемента. Корпус неисправного предохранителя отличается от целых своим темным цветом. Такой оттенок он получает из-за того, что внутри элемента произошло возгорание, и корпус просто обуглился.
    4. Как только сломанный предохранитель будет найден, осуществляется его замену. Для этого практически каждый автовладелец возит с собой набор запасных предохранителей и реле.
    5. В конце работы обратно монтируется крышка и включается зажигание.

    Если проблема заключалась только в неисправном предохранителе, то все системы автомобиля заработают снова. Если же никакого результата добиться не получилось, значит, проблема гораздо серьезнее. И в этом случае лучше обратиться за помощью на станцию технического обслуживания.

    Таким образом, автомобиль Чери Фора – нестандартное транспортное средство нового поколения, оборудованное двумя блоками предохранителей и реле. С их помощью обеспечивается надежная эксплуатация машины, что приводит к увеличению срока ее службы. Любая поломка предохранителя требует своевременной замены, с которой может справиться любой автовладелец.

    MAN TGA описание предохранителей и реле в центральном распределительном устройстве

    » Файлы » Информация для ремонта

    1 — F118 предохранитель правого габарита заднего и стояночного освещения справа, (электросхема)
    2 — предохранитель F117 левого заднего габарита и стояночного слева освещения,
    (электросхема)
    3 — F125 предохранитель подсветки панели приборной, тумблеров,подсветка клавиш выключения,
    4 — клемма (F375 15) предохранитель кабины внешний,
    5 — F372 питания предохранитель управляющего процессора автомобиля (15 клемма),
    6 — предохранитель F164 питания блока управления ECAS (15 электросхема), (клемма)
    7 — F243 предохранитель питания центрального компьютера бортового — постоянное питание,не через замок пусто,
    8 — зажигания,резервный,
    9 — F412 питание тахоспидографа и приборной указателей панели,(30 клемма), (электросхема)
    10 — F152 тормоза питание замедлителя (15 клемма),
    11 — F399 предохранитель питание,зарядки возбуждения генератора (15 клемма) (электросхема)
    12 — питание F236 блока EDC (15 клемма),(электросхемы- C32 7 EDC ,- EDC 7 D2840 ,- EDC 6.1 )
    13 — F398 тахоспидографа питание и указателей приборной панели,(15 клемма), (F128)
    14 — электросхема питание потребителей (постоянное напряжение),
    15 — питание F244 центрального бортового компьютера (30-1 клемма),
    16 — питание F245 центрального бортового компьютера (30-2 клемма),
    17 — питание F371 управляющего процессора автомобиля (30 клемма),
    18 — предохранитель F376 кабины для потребителей (15 клемма),
    19 — питание F246 центрального бортового компьютера (15 клемма),
    20 — предохранитель F314 прожектора заднего хода,
    21 — F112 стеклоочестителя питание и стеклоомывателя ветрового стекла, (электросхема)
    22 — питание F374 тормоза замедлителя (30 клемма),
    23 — F106 электрофакельного питание устройства,
    24 — F161 питание системы ABSEBS -ограничительный клапан тормозного привода,
    25 — питание F160 системы EBSABS прицеп ,
    26 — питание F162 управления EBSABS,
    27 — F366 ECAM питаниеECAS (15 клемма), (электросхема)
    28 — F397 штатной питание печки и кондиционера
    29 — резерв
    30 — резерв
    31 — резерв
    32 — резерв
    33 — резерв
    34 — резерв
    35 — резерв
    36 — резерв
    37 — инструмент,
    38 — перемычка,

    39 — К116 реле стояночного света и габаритных задних огней, (электросхема)
    40 — К106 интегральное стеклоочестителя реле, (электросхема)
    41 — К102 реле электрофакельного К171,
    42 — устройства реле потребителей (15 клемма),

    ZE — штекер распределительного центрального устройства (смотри внутреннюю коммутацию распределительного центрального устройства)схема внутренней коммутации распределительного центрального устройства MAN TGA MAN назначение TGA контактов штекера ZE в центральном распределительном центрального устройстве бортового компьютера МАН ТГА.

    TGA MAN назначение разъемов (обозначение контактов) на стороне задней блока предохранителей (центрального распределительного схема) и устройства внутренней коммутации,

    панель КОМПЬЮТЕР MAN TGA КАК ОШИБКИ ЧИТАТЬ Левой клавишей, нажимая её и удерживая трех больше секунд откроется меню бортового последующим, компьютера кратковременным нажатием выбираем необходимый после,раздел жмем правую кнопку и выбираем в необходимую разделе страницу и так далее.

    Все вопросы по кондиционеру на а/м «Приора»

    Добро пожаловать на ChipTuner Forum.

    Опции темы

    • Версия для печати

    Рылся не че не нашел нашел только распиновку 40 блока а надо 45

    Добавлено через 5 часов 52 минуты

    вечер добрый ребята вопшем спасибо за то что повысили мою само оценку. вопшим речь не об этом хотел написать по поводу входов и выходов электронного блока управления фирмы motronic с номером 21126-1411020-45 и 46. Для подключения кондиционера на приору. итак начнем.

    контакт №7 вход датчик давления хладогента (2 уровень) вход по (-)
    контакт №19 вход датчика давления хладогента (1-3 уровень) вход по (+)
    контакт №34 вход запрос включения кондиционера вход по (+)
    контакт №31 выход реле кондиционера выход по (-)
    контакт №41 выход реле вентелятора (1) выход по (-)
    контакт №52 выход реле вентелятора (2) выход по (-)
    контакт №55 выход (+) реле

    сергей45

    сергей45

    Приора М75 I574DA01, система панасоник, проблема такая со сканера управляешь вентиляторам включения, при включения первой скорости включаются оба вентилятора на низкой скорости, привключении второй скорости включается сначала оба на высокой скорости затем сразу же выключается передний вентилятор охлаждения, работает только внутренний на большой скорости, что с трудом охлаждает двигатель. Давление фреона нету, возможно из-за этого?

    Добавлено через 47 минут

    Может у кого схема есть на эту систему?

    Renise

    Форвард

    Башкиров Владимир

    Мастеровой

    Башкиров Владимир

    Мастеровой

    Башкиров Владимир

    Гарри

    Форвард

    Sergey.A

    SergievskEVG

    Вал34

    Башкиров Владимир

    Такая тема
    Приора 2170 с кондиционером Halla.
    Проблема с включением 2-го вентилятора на 2-ю (повышенную) скорость при повышении давления фреона — не включается!
    Со схемой разобрался.

    Кратко. 1-я скорость, оба вентилятора последовательно. 2-я скорость, оба вентилятора подключаются напрямую каждый к 12В. 2-й вентилятор через реле 31.
    И вот тут засада !!

    При повышении Pфреона минус через датчик давления идёт в блок ECU (Есть схемы, где нарисовано, что минус идёт и к реле 31. но в данном авто только к ECU, 15-й пин)
    Блок ECU коммутирует минус на реле 31 и подключает 2-й вентилятор к 12В

    Провода, реле, датчики проверены — ОК
    На блок ECU сигнал (минус) от датчика давления приходит, а ECU не коммутирует минус на реле 31 !
    Однозначно проблема в блоке ! Читал, что вроде производитель признал этот косяк.
    Умельцы (по моему тут на форуме видел) исправляют эту проблему. перемыкают выход с реле давления и реле 31 (85) подавая напрямую минус на реле, всё при этом работает нормально, но при этом появляется ошибка по вентилятору. Решение — развязывают диодами с резистором.

    НО.
    Может есть правильная прошивка ?? Которая исправляет эту проблему с коммутацией минуса на реле. или это не возможно и только колхозить ?

    komentāri

    Дружище спасибо. Кстати у меня тоже второй пимпочки нету

    Мне тоже помогло

    Спасибо дружище. Дельный совет. Лайк.

    Спасибо большое, именно эта причина была, очень помогли!

    Поменял реле стартера, машина завелась, цена вапроса 70 рублей .

    Вон же пинцет красный справа торчит, под рулевой колонкой

    Car France

    Pirms 7 dienām

    Спасибо .помог реально

    Спасибо 👍 Помогло, перекинул реле завелась

    Спасибо ты мне памок дайбох тибе здаровие

    Спасибо большое за видео, оно мне очень помогло)))

    На моей нету третьяго предохранителя под посажирского сиденья

    Все четко, но мне помогло, иногда заводится, иногда нет

    Очень хорошее и четкое объяснение,

    самое четкое видео о проблеме, благодарю

    Мне не помогли эти советы,стартер перемкнул он крутится,рэле менял местами,предохранитель цел,что ещё может быть?

    Car France

    Pirms 2 Mēnešiem

    дальше смотреть проводку. Начинать надо от замка зажигания.

    Напрямую если замыкать стартер крутит, реле стартера рабочее, замок зажигания рабочий, при повороте ключа не идет ток на втягивающий (проверял лампочкой), еще проверил что от соединения втягивающего к реле под рулем провод целый, НО не прозванивается провод от колодки замка зажигания к реле под рулем. Где капать.

    Car France

    Pirms 2 Mēnešiem

    искал обрыв как вы сказали на участке — е прозванивается провод от колодки замка зажигания к реле под рулем

    Я жене исправил пользуясь вашим мастерством. Теперь я у неё герой

    Car France

    Pirms 2 Mēnešiem

    А если у меня реле стартера и подогрева разные и заменить нечем , то проще купить новый?

    Данил Гайдаров

    Pirms 3 Mēnešiem

    @Car France спасибо большое)

    Car France

    Pirms 3 Mēnešiem

    конечно. Это вариант для даигностики написан, когда под рукой нет реле исправного, чтобы точно знать причину поломки.

    Спасибо очень помог а то на трассе остался бы благодарю

    Ситуация такая: только включаю зажигание стартер начинает самопроизвольно крутить, выключаю зажигание перестает, Кто-нибудь сталкивался с подобным явлением?

    The ONE channel

    Pirms 4 Mēnešiem

    @Car France коротыш был однозначно, сам виноват переставлял аккумулятор не обратил внимание что провод массы держался на волоске, с утра завел завелась через минут 2 погасла панель приборов и стартер самопроизвольно стал крутить. Клемму восстановил но ничего не исчезло, контактную группу замка зажигания открывал Всё вроде целое без следов нагара, хз походу нужен авто электрик и поход в сто

    Car France

    Pirms 4 Mēnešiem

    проводку замкнуло. Или реле. Вам надо искать коротыш. Или в замке зажигания замыкает. Либо самому мультиметром, либо к электрику. Я бы начал с того, что снял реле и посмотрел что на него приходит. Потом замок бы проверил. Если дело в замке, то можно вывести кнопку отдельно запуска стартера.

    Красавчик,коротко и ясно.

    Спасибо брат! Вчера ночью приехал домой, там не запустился, ток с толкача. Щас во двор к машине пойду после твоего ролика как крутой электрик! Свою приору маму выйграю на глазах соседей!) если конеш это не втулки стартера).

    Спасибо,в нужный момент без воды!(четко по делу)

    Бро Спасибо, помогло, у меня тачка сломалась вчера я твое видео помотал, думаю херня какая то, даже не стал смотреть. А сегодня пришел к машине которая осталась посреди города, проверил твой метод и она завелась

    Спосибо брат очень помог

    Ля, мужик выпучил ужасно сильно, в городе посреди дороги встал, полтора часа простоял и решил поменять предохранитель, ПОМОГЛО

    А если стартер не крутит

    Car France

    Pirms 4 Mēnešiem

    значит сломался стартер, или отвалилась масса, или нет плюс, или втягивающее.

    Спасибо братец, помогло

    Спасибо! У меня причиной был подгоревший и ослабший клемник, который вы снимали. Зачистил, поджал — все как на новенькой завелось.

    Car France

    Pirms 5 Mēnešiem

    Удачи на дорогах!

    Бывает такое но редко, мин 10 жду а потом заводиться , при этом ничего не делаю что это может быть

    WoT Top Tanks

    Pirms 5 Mēnešiem

    @Gennady Starostin да починил,в замке была проблема,точнее в разьемах погорела фишка заменил и все ок

    Gennady Starostin

    Pirms 5 Mēnešiem

    @WoT Top Tanks починили? Подскажите в чем была проблема?

    Gennady Starostin

    Pirms 5 Mēnešiem

    Починили? В чем была проблема?

    WoT Top Tanks

    Pirms 5 Mēnešiem

    такая же ерунда. такое чувство что то остывает,втягивающий например и заводиться.

    Молодец понятно расказал Только про 2110 было бы

    Привет у меня такая проблема ключь поворачиваю приборка горит но рэле не щёлкает возможно такое что акум сел?

    Car France

    Pirms 5 Mēnešiem

    напряжение померить надо для начала. Реле будет щёлкать даже на севшем аккуме. Еле слышно. Попробуй напрямую как в видео замкнуть два провода, только осторожно.

    Дай бог тебе здоровье

    спасибо большое брат отдуши ✊

    Музыка лични здесь незера не слышно

    Car France

    Pirms 6 Mēnešiem

    хорошо, в след. раз музыки не будет. Спасибо за совет!

    Музыку не надо нечего не слышно

    Олег Одинцов

    Pirms 6 Mēnešiem

    это админ включает. тоже бесит

    Car France

    Pirms 6 Mēnešiem

    ок, на будущее исправим

    Спасибо, помог, постучал по реле отвёрткой и заработал. Реле который на другой стороне находится где пассажирская сторона

    Да купи ты уже пинцет для предохранителя)))

    Дружище спасибо большое, очень помогло видео ,пред перегорел под тонелем, стоял 2 часа на трассе в холод ,респект брат 👍👍👍👍

    Car France

    Pirms 7 Mēnešiem

    Спасибо большое помогло твоё видео.

    Car France

    Pirms 7 Mēnešiem

    Получилось! Спасибо! У меня ток было фишка силового провода расшаталась, но починил

    Примкнуть не крутеть тогда че делать

    Car France

    Pirms 7 Mēnešiem

    искать плохую массу, звонить провода — проверять есть ли там напруга.

    Брать если примеру стартер не крутеть тогда че делать

    Ерболат

    Pirms 7 Mēnešiem

    @Car France сейчас скрепить начало стартер .

    Ерболат

    Pirms 7 Mēnešiem

    @Car France Я чётку поменял и заработала стартер ,но туго крутится стартер.

    Car France

    Pirms 7 Mēnešiem

    @Ерболат я бы начал с проверки напряжения на стартере. МОжет быть плохая масса.

    Ерболат

    Pirms 7 Mēnešiem

    значить стартер надо снимать наверно

    Спасибо ,Спасибо! Пригодиться любому из Нас.желаю всех благ. Удачи.

    А у тебя предохранителя нет на задний левый габарит?

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    26.05.2016, 12:38