Цены на автомобили в 2019 году: прогноз
Цены на автомобили в 2019 году: прогноз
Цены на автомобили в 2019 году увеличатся на 10-15%, предполагает базовый прогноз экспертов. При этом пессимисты не исключают подорожания до 20% в некоторых сегментах. Основными факторами роста остается ослабление российской валюты и повышение утилизационного сбора. Несмотря на увеличение цен, автомобильный рынок продолжит набирать обороты после кризиса.
Восстановление продаж
В 2018 году рост продаж на автомобильном рынке достигнет 10%, прогнозируют аналитики. По итогам прошлого года данный показатель составил 11,7%, что свидетельствует об успешном преодолении кризисных явлений в данном секторе. Восстановлению отечественного автопрома способствуют следующие факторы:
- Положительная динамика спроса, связанная с увеличением реальных доходов граждан и улучшением экономических ожиданий.
- Господдержка. Только в рамках программы льготного кредитования будет продано около 50 тыс. автомобилей.
- Стабильность цен, которая поддерживается за счет укрепления рубля и сокращения темпов инфляции.
- Снижение стоимости кредитных ресурсов, что приводит к увеличению количества кредитных сделок.
Данные факторы позволили преодолеть рекордное падение отечественного автопрома и перейти к умеренному росту. Оптимистичные прогнозы для автомобильного рынка на 2018-2019 гг. связаны с отложенным спросом¸ подчеркивают аналитики. Снижение продаж в период кризиса 2014-2015 гг. привело к старению автопарка, который в ближайшие годы будет обновляться ускоренными темпами. При этом существующие госпрограммы («Семейный автомобиль», «Первый автомобиль») и дешевые кредиты обеспечат увеличение количества сделок в среднесрочной перспективе.
Ключевым фактором для динамики цен на автомобили остаются тенденции валютного курса. Укрепление доллара приведет к неизбежному росту стоимости авто в 2019 году, предупреждают эксперты.
Валютный фактор
Расширение американских санкций в апреле 2018 года привело к волатильности на валютном рынке. Ослабление российской валюты приведет к увеличению цен на 10-15%, считают эксперты. В первую очередь вырастет стоимость транспортных средств мощностью более 200 л.с., для которых существенно увеличатся акцизы. Кроме того, эксперты отмечают следующие драйверы роста цен:
- повышение утилизационного сбора;
- инфляционные ожидания.
Валютные котировки будут чутко реагировать на изменение геополитических факторов, считают аналитики. Расширение санкций осложняет доступ к международным финансовым рынкам и приводит к дополнительному оттоку спекулятивного капитала. В таких условиях эксперты рассматривают два основных сценария:
- Базовый прогноз, который предусматривает ослабление российской валюты до 65 руб./долл. В результате рост цен на автомобили составит 10-15%.
- Пессимистичный сценарий, который предполагает укрепление доллара до 70 руб./долл. Данная тенденция приведет к подорожанию транспортных средств до 20%.
При этом участники автомобильного рынка будут стараться максимально сгладить колебание цен. Плавное повышение стоимости позволит сохранить положительную динамику продаж. В первую очередь в минимальном подорожании заинтересованы представители среднеценового сегмента. Однако более существенная девальвация отечественной валюты приведет к резкому увеличению цен и последующему падению продаж.
Президент РОАД Олег Мосеев ожидает возобновление негативной динамики продаж, если рубль продолжит терять позиции. Также многое будет зависеть от ожиданий населения касательно развития экономической ситуации. Ухудшение ожиданий приведет к существенному падению спроса, считает Мосеев. Кроме того, стоит учитывать сокращение масштабов государственной поддержки, которая ранее обеспечивала значительную долю продаж.
Колебание валютных котировок приводит к увеличению стоимости импортных автомобилей. При этом авто, которые производятся на территории России, получат дополнительные преимущества.
Снижение доли импорта
Чиновники подчеркивают, что более половины стоимости автомобилей, которые собираются в РФ, имеет рублевую составляющую. Для некоторых компаний данный показатель превышает 80%, что позволяет минимизировать негативный эффект в результате укрепления курса доллара. Эксперты отмечают постепенное повышение доли авто, которые собираются на российских заводах. Данная тенденция сохранится в среднесрочной перспективе, что сделает стоимости авто менее восприимчивой к перепадам валютных котировок.
Аналитики считают, что будущая ценовая динамика конкретных участников рынка будет зависеть от выбранной стратегии. Компании, ориентированные на финансовый результат, будут более агрессивно повышать свои прайсы. При этом останутся участники, заинтересованные в увеличении собственной доли рынка. Данные компании будут максимально оттягивать корректировку стоимости, несмотря на возможные убытки.
Смотрите видео о новинках авто 2018-2019 гг.:
Цены на авто существенно вырастут уже осенью 2019
- Прогноз И. Моржаретто
- Рост цен на отечественные модели
- Стоимость иностранных авто
Что ожидает желающих приобрести авто осенью 2019 года? К сожалению, намечается очередное подорожание машин, связанное с рядом причин.
Прогноз И. Моржаретто
Автоэксперт, партнер агентства “Автостат” Игорь Моржаретто высказал свое мнение на этот счет. Он заявил, что ожидается рост цен на автомобили максимум на восемь-десять процентов и эта черта, скорее всего, не будет превышаться.
Кроме того, эксперт утверждает, что на самом деле цены постоянно росли в течение года, но осенью это будет очевиднее всего.
Основная причина – это повышение НДС в начале 2019 года и, как следствие, падение покупательной способности россиян в отношении машин.
Стоит отметить, что большую роль в успехе предыдущих лет сыграла программа льготного автокредитования, которую недавно свернули. Банки пошли навстречу государству и предложили действительно выгодные условия кредитов.
Рост цен на отечественные модели
Прогнозируется рост цен на отечественные модели в среднем на пять процентов. Однако, если это будут совершенно новые модели, то этот показатель может и вырасти.
Несмотря на санкции и экономическую нестабильность последних лет все-равно наблюдался рост российского автомобильного рынка:
- Ситуация действительно может немного измениться осенью 2019 года, но частично в пользу отечественного авторынка, поскольку снижение покупательной способности в целом приведет к покупкам более доступных автомобилей, т.е. российских.
- Кроме того, немаловажную роль в развитии российской автомобильной промышленности играет и государственная поддержка, что вполне логично и продуманно.
Стоимость иностранных авто
Конечно же, на иностранные модели цены вырастут больше, чем на отечественные, так как они больше зависят от нестабильности российского рубля.
Эксперты прогнозируют увеличение стоимости до десяти-двадцати процентов. И затронет это в первую очередь иностранные модели массового выпуска. Машины премиум-сегмента менее всего будут подвержены этим колебаниям цен.
Таким образом, повышение цен связано с рядом причин, среди которых можно выделить: нестабильность курса рубля к доллару, рост НДС, возрастание кредитных ставок. Но несмотря на такой неутешительный прогноз, российский автомобильный рынок все-равно покажет где-то пятипроцентный рост по сравнению с 2018 годом.
Вторичный рынок автомобилей: что было в 2018 и чего ждать в 2019
Содержание
- Что было в 2018
- Сколько денег потрачено
- Какие марки пользовались спросом
- Какой тип кузова был в приоритете
- Что будет в 2019
- Рост рынка б/у автомобилей
- Увеличение прозрачности
- Доступность информации о машинах
Б/у рынок растет за счет снижения доходов россиян, которые не успевают угнаться за ростом ценника на новые авто из салона. Рост цен на новые машины составил от 3 до 20% из-за увеличения акцизов, утилизационного сбора, смены модельных рядов и попытки компенсировать разницу курса валют. Россиянин все чаще не меняет автомобиль, а продолжает его эксплуатировать. Средний возраст машин растет и уже составляет больше 13 лет. Парк автомобилей стареет и теряет в цене. Продолжится ли эта тенденция и как развивается «вторичка», обсуждаем в материале.
Что было в 2018
Сколько денег потрачено
За 2018 год российские водители потратили 2,5 трлн рублей на б/у автомобили. В машинах это 5,42 млн подержанных экземпляров. Жители нашей страны потратили на б/у автомобили столько же денег, сколько и на новые, однако вторичный рынок больше в три раза — деньги в нем крутятся быстрее.
За прошедший год рынок увеличился на 2,3% по сравнению с предыдущим. Большинство купленных в 2018 году б/у автомобилей — иномарки. Их продажи выросли почти на 5%, а это 4 млн машин.
Какие марки пользовались спросом
Спрос на модели отечественного производства, наоборот, в 2018 году снизился на 4%. Безоговорочный лидер на рынке — «АвтоВАЗ» — 25,7% от общего числа купленных б/у машин. При этом продажи бренда LADA снизились до 1,4 млн проданных экземпляров. Лучше всего на «вторичке» продается семейство автомобилей LADA Samara. Следом — «классика», «десятка» и «Приора». После бренда LADA расположилась Toyota с 11% от общего числа продаж. Также среди самых популярных брендов оказались Mercedes-Benz, Nissan, KIA, Hyundai, BMW и Volkswagen.
Какой тип кузова был в приоритете
Чаще всего покупатели б/у машин выбирали седаны — 43,4% всех продаж. Следом по популярности идут кроссоверы, внедорожники и хэтчбеки. Не пользовались популярностью лифтбеки, пикапы, кабриолеты и купе.
Четверть всех продаж пришлось на Центральный федеральный округ. Столицу называют «донором подержанных автомобилей»: большинство б/у машин куплено в Москве. На втором месте — Приволжский ФО, где продается каждый пятый б/у автомобиль.
Интерес к электромобилям у россиян вырос в два раза по сравнению с 2017 годом: в 2018 было продано свыше 2,2 тыс. электрических экземпляров. Чаще всего электрокары перепродавали в Приморском крае. Следом за Приморьем идет Иркутск, Краснодарский край, Хабаровск и Амурская область. Москва не входит в пятерку лидеров. Рейтинг перепродаж электрокаров в 2018 году выглядит так:
- Nissan Leaf;
- Mitsubishi i-MiEV;
- Tesla Model S;
- BMW i3;
- LADA Ellada;
- Renault Twizy;
- Tesla Model X.
Средняя цена подержанного авто в 2018 году составила 497,5 тыс. рублей, и это на 4% ниже, чем в предыдущем году. За снижение средней стоимости мы благодарим провал продаж новых машин в 2015 году, и, как следствие, увеличение возрастных автомобилей на рынке.
Что будет в 2019
Рост рынка б/у автомобилей
Покупатель вынужден выбирать, покупать ли ему новый автомобиль в кредит или остановиться на подержанной машине. Рост цен на новые машины способствует увеличению рынка подержанных автомобилей. Повышающиеся НДС и ужесточение санкций играют не на руку рынку новых авто. В ближайшем будущем цены на новинки снижаться не будут, а значит, рынок б/у продолжит движение вверх.
В докризисный период на один проданный новый автомобиль приходилось два б/у авто. Сейчас на три новых автомобиля приходится 10 подержанных. В смутный период россияне выбирают недорогие автомобили. Возвращения к докризисному периоду в ближайшие три года не предвидится.
Увеличение прозрачности
Продажи иномарок на б/у рынке обгоняют по продажам отечественные авто с 2010 года. Эксперты прогнозируют, что в 2019 году наметившаяся тенденция сохранится: все больше россиян будут покупать подержанные иномарки вместо отечественных. При этом еще длительное время, скорее всего, лидерство сохранится за автомобилями из семейства LADA Samara.
Одна из основных тенденций не только 2019, но и ближайших трех лет — увеличение прозрачности на рынке подержанных машин. Покупатели хотят экономить, приобретая неновые машины, но не хотят при этом покупать кота в мешке. Эксперты уверены, что постепенно будет расти легальность продаж подержанных машин. Сейчас доля продаж через дилеров равна всего 15%, но постепенно она будет увеличиваться и к 2020 году должна составить не менее 30%.
Вторичный рынок для дилеров позволил многим автоцентрам остаться на плаву и не разориться в минувшем году. Доходность вторичного рынка выше на 10%, чем от продаж новинок, и именно это привлекает на рынок крупные дилерские сети, которые меняют рынок и представление покупателя о «вторичке». Еще несколько лет назад покупатель выбирал неновую машину практически вслепую, а сейчас автоцентры предлагают машины после ТО, с диагностической картой, проверенные юридически, с гарантией от дилера: почти как купить новую.
Вся подноготная б/у автомобиля доступна любому покупателю. И это главный тренд вторичного рынка.
Доступность информации о машинах
Современные технологии в продажах б/у авто — еще одно направление ближайшего развития всего рынка. Раньше, чтобы купить машину, нужно было или ехать на авторынок и к «серым» дилерам, или перерывать тысячи объявлений. Покупателю приходилось просматривать объявления, обзванивать десятки продавцов и объезжать все подобранные варианты лично.
Сейчас представление об этой системе меняется. Теперь можно не тратить свое время на подбор б/у авто: всю информацию о машине можно получить онлайн через специальные сервисы, например, avtocod.ru. В отчетах предоставляется полная информация об автомобиле: год выпуска, количество владельцев, пробег, наличие обременений (лизинг, залог) и ограничений ГИБДД, участие в ДТП и проч.
Так, проверка «Соляриса» 2018 года с пробегом более 49 тыс. км показала, что он использовался в такси, четыре раза попадал в ДТП, числится в залоге, имеет изменения в конструкции и неоплаченные штрафы:
Рынок б/у машин не так сильно зависит от кризиса, он стабильнее рынка новых авто: не проседает в тяжелые времена и не взлетает в богатые периоды. По прогнозам экспертов, в ближайшие три года рынок б/у не только сохранит уверенный рост, но и может перешагнуть самые оптимистичные сценарии. В 2019 ожидается рост минимум на 3%.
Очередное обещание властей: бензин в 2019 году подорожает не более, чем на 4,3%
Об этом сказал глава Министерства энергетики Александр Новак. Указанное повышение цен – это прогнозируемый уровень инфляции.
Власти продолжают утверждать, что резкого повышения стоимости топлива в стране не будет. На этот раз фразу «по итогам года цены на бензин вырастут в пределах инфляции» произнёс министр энергетики РФ Александр Новак. По его словам, инфляция в 2019 году ожидается на уровне 4,3%. Напомним, такой же уровень инфляции был зафиксирован и по итогам 2018 года, однако подорожание горючего обогнало его более чем в 2 раза.
Александр Новак в интервью «Газете.ру» напомнил о том, что рост розничных цен на автомобильное топливо, который зафиксировали в начале года, был ожидаемым. Он вызван повышением налога на добавленную стоимость (НДС, вырос с 18 до 20%). После Нового года ценники на АЗС в среднем выросли на 50-80 копеек к показателям декабря 2018-го, что вполне укладывается в предполагаемый прирост на 1,7%.
Затем в некоторых регионах РФ топливо немного подешевело. До этого снижение цен на заправках было зафиксировано в августе 2018-го, то есть примерно полгода назад. Однако ранее вице-премьер РФ Дмитрий Козак подчёркивал, что подобное снижение цен – это, скорее всего, временное явление, а не тенденция, так как сейчас предпосылок для уменьшения стоимости горючего на АЗС нет.
По данным Росстата, на начало прошлой недели средний ценник литра бензина Аи-92 в РФ составлял 41,76 руб., Аи-95 – 45,05 руб., а «дизеля» – 47,08 руб. Если взять за основу эту стоимость, можно рассчитать, какой будет цена топлива в стране к концу года. В случае, если стоимость вырастет наравне с инфляцией, а её значение окажется таким, как прогнозируется, то литр бензина Аи-92 ближе к 2020 году в среднем будет стоить 43,56 руб. Цена Аи-95 повысится до 46,99 руб. за литр. В свою очередь ценник одного литра дизельного топлива составит 49,10 руб.
Чиновники в прошлом году тоже говорили, что рост цен на АЗС не превысит инфляцию. Её уровень по итогам 2018-го составил 4,3%. Однако автомобильное топливо подорожало на 9,4%, что более, чем в 2 раза превышает указанную планку. Власти надеются, что новые инструменты регулирования, которые они ввели в прошлом году и в начале текущего, позволят лучше сдерживать рост розничной стоимости горючего.
Отметим, в Центробанке прогноз по инфляции в 2019 году выше: до 5,5%. В этом случае цена одного литра бензина Аи-92 к концу года составит 44,06 руб.; стоимость литра Аи-95 поднимется до 47,53 руб.; а литра «дизеля» – до 49,67 руб.
Напомним, цены на АЗС в целом оставались стабильными с июня по декабрь 2018 года, этого правительству пришлось добиваться с помощью соглашения с нефтяниками: они не поднимают стоимость, а взамен получают сниженные акцизы за бензин и дизтопливо. Однако, к моменту, когда ценники на заправках зафиксировали, они уже успели заметно увеличиться: основной рост пришёлся на вторую половину марта, время после президентских выборов в РФ. Кстати, ранее мы сообщали о том, что этой весной цены на бензин «замораживать» не будут.
Аналитики спрогнозировали рост автокредитов на фоне подорожания машин
В 2021 году портфель автокредитов в российских банках может вырасти на 17–18%, до 1,25 трлн руб., говорится в обзоре рейтингового агентства НКР, поступившем в РБК.
«Такая динамика соответствует итогам рекордного доковидного 2019 года (+17%) и более чем в два раза превышает темпы прошлого года (7,9%)», — указывают аналитики. Увеличению выдач будут способствовать подорожание автомашин, снижение реальных располагаемых доходов населения за пандемию, а также маркетинговая активность автодилеров, перечисляется в обзоре.
Как россияне брали автокредиты в первой половине года
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в первом полугодии 2021 года в России было продано 870,7 тыс. машин — на 36,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда во втором квартале действовали самые жесткие карантинные меры (.pdf). «Восстановлению не мешает даже заметный дефицит на рынке, когда покупателю зачастую приходится ждать новый автомобиль до 12 месяцев», — подчеркивается в обзоре НКР.
За январь—июнь портфель автокредитов в российских банках увеличился почти на 10%, или на 109 млрд руб., до 1,14 трлн руб., следует из статистики Банка России (.pdf). По оценкам регулятора, начиная с апреля темпы прироста портфеля превышали 2% в месяц, а в годовом выражении уже достигли 19,6%.
В первом полугодии продажи машин были на высоком уровне, в том числе из-за отложенного спроса населения, но к концу года этот эффект будет снижаться, считают в НКР. Замедление темпов автокредитования эксперты связывают и с возможным сворачиванием льготной госпрограммы, которая позволяла потребителям купить автомобиль стоимостью до 1,5 млн руб. с компенсацией 10% авансового платежа за него.
Выделенные на программу в 2021 году лимиты на 8,4 млрд руб. были исчерпаны еще в феврале, сообщали автодилеры. Ожидавшийся с мая перезапуск с выделенными из бюджета дополнительными 5 млрд руб. пока не состоялся. Минпромторг отказался от возобновления финансирования льготной программы в августе, сообщал «Коммерсантъ», приводя в качестве одной из причин возникший на фоне пандемии дефицит автомашин. Глава Минпромторга Денис Мантуров объяснял в интервью РБК принятое решение и так высокими темпами роста продаж. «Меры поддержки должны оказываться, когда рынок либо стагнирует, либо требует дополнительного стимулирования», — подчеркивал министр.
Выдачи автокредитов во второй половине года снизятся на 10–15%, прогнозируют в НКР. Но денежные показатели останутся высокими из-за увеличения среднего размера автокредитов. Аналитики ссылаются на расчеты Национального бюро кредитных историй (НБКИ), которые показали 40-процентный рост среднего чека в сегменте автокредитов — в июле средняя величина ссуды на покупку машины превысила 1 млн руб.
«На фоне растущих цен интерес к автокредитам подогревают и автосалоны, предоставляющие возможность получить скидку при покупке машины в кредит. Продавец, в свою очередь, компенсирует данную скидку за счет комиссии от банка», — говорится в обзоре НКР.
В июле выдачи автокредитов продолжили расти, подсчитали ранее в компании Frank RG. Объем предоставленных ссуд составил 98,2 млрд руб., что на 4,9% больше результатов июня.
Какие автомобили подорожали в 2021 году и почему
Каждый год в январе среднестатический владелец впадает в ностальгию и жалеет, что не прикупил себе новенький Volkswagen Passat в те времена, когда он стоил чуть больше миллиона рублей. Трудно представить, да? Цены на машины индексируются в течение всего года, однако начало — время самого масштабного и массового пересмотра прайс-листов. 2021-й, разумеется, не стал исключением, тем более что в этот раз играет много нестандартных факторов, которые сформировала пандемия. Рассказываем, насколько уже подорожали новые и подержанные автомобили популярных моделей, а также как изменятся цены в наступившем году.
Спойлер: цены на новые автомобили в 2021 году вырастут ещё на 10–15%.
Очередное подорожание эксперты связывают сразу с несколькими причинами — среди них и девальвация рубля, и связанные с пандемией запреты, и планы правительства по повышению утилизационного сбора на 25%, а также традиционная корректировка в связи с инфляцией и выходом новых, технически более продвинутых и хорошо оснащенных моделей.
Цена нового Volkswagen Passat в 2007 году. Фото drive2.ru
Насколько подорожали новые авто
По данным экспертов, рост стоимости начнётся уже в январе. В среднем цены повысятся на 2–3%, но некоторые модели авто могут подорожать на 10% и более. По подсчётам аналитиков портала «Авто.ру», в прошлом году больше всего цены выросли на новые автомобили следующих марок:
- Авто Mercedes-Benz подорожали в среднем на 25,2%. Рекорд за внедорожником Mercedes-Benz G-класса в версии G 350 d — за год стоимость автомобиля увеличивали шесть раз, теперь машина стоит почти в полтора раза дороже: 11 130 000 вместо 7 570 000 рублей;
- Jeep — на 17,1%. Один из кроссоверов бренда — Jeep Compass — стал дороже почти на 500 тыс. рублей, или 21,9%, теперь он стоит 2 619 000 рублей;
- Nissan — на 17%. Средняя цена популярной модели Nissan Qashqai, предлагавшейся в начале прошлого года по 1 250 000 рублей, в течение 2020 г. повышалась четыре раза и увеличилась на 163 000 рублей, или 13%, — цена машины на сегодня составляет 1 413 000 рублей;
- BMW — на 16,7%. Больше всего подорожала BMW M2 Competition — за год стоимость машины изменилась почти на 25%, или 1 260 000 рублей, теперь авто стоит 6 160 000 вместо 4 900 000 рублей;
- Changan — на 15,5%. Кроссовер CS73 в среднем подорожал на 100 тыс. рублей, или 6,6%, за год стоимость модели изменилась с 1 500 000 на 1 600 000 рублей;
- Cadillac — на 12,7%. Escalade подорожал в среднем на 630 тыс. рублей, или 10,4%, цена машина за год изменилась с 6 006 000 на 6 636 000 рублей;
- Citroen — на 12,4%. Кроссовер C3 Aircross за год стал дороже на 16%, теперь стоимость автомобиля составляет 1 540 000 вместо 1 320 000 рублей;
- Honda — на 12,0%. Цена на кроссовер Honda Pilot за год выросла на 13%, или 402 тыс. рублей. Теперь в базовой комплектации автомобиль обойдётся по меньшей мере в 3 467 000 вместо 3 065 000 рублей;
- Opel — на 11,9%. Grandland X подорожал примерно на 100 тыс. рублей и теперь продаётся по цене 2 069 000 вместо 1 970 000 рублей;
- Suzuki — на 11,0%. Все комплектации внедорожника Jimny стали дороже примерно на 85 тыс. рублей. В базовой комплектации авто обойдётся в 1 539 000 рублей.
Что касается популярных моделей машин, больше других подорожали Kia Ceed (стоимость выросла на 13%), Renault Duster (11,6%), Kia Sportage (10,3%) и Skoda Kodiaq (10,2%). Также 10% прибавили к цене Renault Arkana. Значительно возросли цены и на внедорожник Volkswagen Touareg — за год автомобиль подорожал на 9% или 288 — 495 тыс. рублей.
Тенденция к повышению цен на автомобили продолжится и в 2021 году. Однако, по мнению Романа Слуцкого, генерального директора ГК «Аларм-Моторс», ожидать того, что автомобили сильно подорожают уже в январе или феврале, не стоит. Он отмечает, что цены будут расти постепенно — примерно на 0,5-1% в месяц. Это позволит всем участникам рынка сохранить своё место в потребительской корзине.
Как сильно подорожали автомобили с пробегом
На вторичном рынке ситуация складывается схожим образом. Б/у автомобили в прошлом году стали стоить больше примерно на 10-16%. Больше всего подорожали подержанные автомобили следующих моделей:
- Стоимость Mercedes-Benz E-Класса выросла на 23% и теперь в среднем составляет 1,2 миллиона;
- Toyota Camry подорожала на 12% и стоит 1,1 миллиона;
- В одинаковой степени выросли цены на подержанные Kia Rio и Skoda Octavia — за прошедший год они стали стоить на 11% дороже: 577 и 598 тыс. рублей соответственно;
- Б/у Ford Focus подорожал лишь на 5% и стоит около 372 тыс. рублей;
- Цены на Opel Astra поднялись на 4%, теперь подержанная машина этой марки стоит в среднем 383 тыс. рублей.
Эксперты ожидают, что рост цен продолжится до весны этого года, пока продавцы и производители не отыграют девальвацию рубля в размере 30%. При этом количество «неликвида» в объявлениях о продаже увеличилось, а найти машину с пробегом в хорошем состоянии стало сложней.
Как изменились цены на российские автомобили
Машины российских производителей в большинстве случаев подорожали не так сильно, как иномарки. Например, стоимость Lada Vesta с вариатором, по данным Autonews.ru, за год выросла с 736 до 808 тыс. рублей — разница составила около 10% или 71 тыс. рублей. Цена УАЗ Патриот возросла на 8,5% (69 тыс. рублей) и составила 889 тыс. рублей. Lada 4×4 за год подорожала на 34 тыс. рублей, её стоимость выросла на 6,1%. Lada Granta — на 28 тыс. рублей (6%), а Lada Vesta — на 40 тыс. рублей (6,28%).
На вторичном рынке ситуация более оптимистичная. Некоторые подержанные российские автомобили не только не выросли в цене, но и стали дешевле. Так, например, Lada 2114 теперь стоит на 2% меньше, чем год назад, — 106 тыс. рублей. Схожим образом дела обстоят у б/у «Лады Приоры», которая теперь стоит на 3% дешевле или 209 тыс. рублей.
Что повлияло на рост цен
Пандемия 2020 года и связанные с ней запреты нанесли мощный удар по автобизнесу — в апреле из-за ограничительных мер автосалоны стали недоступны для покупателей. Некоторые дилеры умудрялись отпускать машины через пожарный вход, но на выполнение плана это не слишком повлияло. По данным аналитического агентства «Автостат», всего за шесть месяцев в России стало меньше на 218 автомобильных дилеров. В этом году продавцам предстоит столкнуться с другой, вызванной локдауном, сложностью — рынок ждёт дефицит поставок новых автомобилей из-за сложностей с производством и поставкой компонентов и остановками конвейеров, что обязательно скажется на индексации цен.
Серьёзной проблемой для продавцов стал и обвал рубля из-за кризиса в российской экономике. Изменения валютных курсов непосредственным образом сказались на стоимости автомобилей. Цены будут расти, пока не сравняются с разницей роста курса, произошедшего за год. Таким образом производители будут восстанавливать потери, связанные с девальвацией рубля. Несмотря на это, снижения спроса на новые автомобили в этом году не ожидается. По мнению специалистов, рост продаж на российском рынке составит 3-4%.
Ещё одна причина предстоящего подорожания авто — планы российских властей по повышению утилизационного сбора. Большим сюрпризом для производителей это назвать сложно — сбор увеличивают почти каждый год. На этот раз, по данным Autonews.ru, в крупных концернах ожидают поднятия сбора на 25%. Что ожидаемо, дополнительные расходы бренды будут компенсировать за счёт повышения цен.
По мнению Романа Слуцкого, увеличение сбора повысит цены на чистый импорт и снизит его объёмы продаж. Стоимость машин разных брендов в 2021 году из-за таких изменений вырастет на 1,5-5%. Больше других подорожают импортные автомобили, поскольку господдержку в качестве компенсации получат только бренды с локализованными в России производствами.
Специалисты отмечают, что в первую очередь подорожают машины премиальных сегментов, так как именно они чаще всего импортируются в Россию. Несмотря на то что покупатели таких машин менее чувствительны к колебаниям цены, предстоящие изменения могут привести к исчезновению некоторых импортных моделей с российского рынка, что непременно скажется на всей дилерской сети в стране.
Когда лучше покупать авто
Несмотря на недостаток «хороших предложений» на рынке, стоимость новых и б/у автомобилей в начале 2021 года будет расти. На одном уровне цены зафиксируются лишь после стабилизации экономической ситуации в стране.
По мнению экспертов нашего агентства matador.tech, если покупать машину сейчас, то выбирать лучше среди автомобилей российского производства. Стоимость новых авто сейчас ниже у тех брендов, которые локализовали своё производство в России. Они находятся в более выигрышном положении, чем импортёры, так как менее чувствительны к скачкам валютных курсов и к предстоящему повышению утилизационного сбора. Тем более что на машины с высоким уровнем локализации стоимостью менее 1,5 миллиона рублей действуют скидку по государственной программе утилизации, которая продлена и на 2021 год.
Согласно прогнозу «Открытие Research», ждать стабилизации ситуации на авторынке стоит в 2021-2022 годах после восстановления российской экономики.
Архив сайта
В 2019 году на фоне повышения НДС ожидается рост цен на автомобили. По оценкам некоторых экспертов, рост может составить до 10%. Неоднозначная ситуация будет наблюдаться и с ценами на авиабилеты: авиакомпании, ограниченные в повышении тарифов, будут испытывать давление из-за цен на авиакеросин и волатильности рубля. В железнодорожном транспорте россиян ожидают новые вагоны РЖД, в которых, по словам экспертов, не устранен главный недостаток.
Рост цен на автомобили
Цены на новые автомобили в России в 2019 году вырастут, рассказали опрошенные RNS эксперты. В 2019 году одним из весомых факторов роста цен станет повышение налога на добавленную стоимость с 18% до 20%.
«Увеличение НДС, безусловно, отразится, также будет зависеть от курса рубля — пока мы видим не очень благоприятную тенденцию. Производители постепенно будут поднимать цены», — заявил RNS президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев.
Заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто ожидает роста цен на автомобили уже в январе на 5%. «С января все новые автомобили подорожают в среднем на 5%», — заявил он.
Аналитик «Автостат инфо» Александр Климнов считает, что только из-за повышения НДС стоимость новых автомобилей вырастет сразу на 10%.
«Рынок реагирует на изменение курса с определенным лагом. Сейчас идет определенная перепроданность на конец 2018 года: люди покупают машины до введения нового НДС. Эти 2 п.п. могут дать 10% роста цены, и это только НДС. Плюс будет валютная корректировка», — рассказал эксперт.
Климнов ожидает, что в I квартале российский авторынок будет находиться на грани падения.
«Мой прогноз: первый квартал будет провальным. Ценники будут переписываться вверх, клиенты не пойдут за новыми автомобилями. Среди автосалонов будет большая пертурбация. Закроется гораздо больше салонов, чем откроется новых. Фактически рынок стоит на грани новой рецессии», — отметил он
По прогнозам компании «АСМ-Холдинг», количество новых регистраций легковых автомобилей в 2019 году составит 1,65 млн, увеличившись с 2018 года на 0,9%. При этом в 2018 году прирост составил 10,6%.
«Мы видим замедление на порядок. Иными словами, рынок будет стагнировать», — заявил Климнов.
Эксперт подчеркнул, что сокращение объемов господдержки на фоне подорожания автомобилей может привести к провалу по продажам.
«Если сейчас снимут господдержку авторынка в 2019 году, то он может стать провальным: в 2018 году минимум четверть продаж машин шла по госпрограммам», — подытожил он.
Как изменятся цены на авиабилеты
Одной из главных проблем, с которой столкнулась авиационная отрасль в 2018 году, стал рост цен на авиакеросин. В сентябре глава «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил, что стоимость топлива для самолетов в годовом выражении выросла на 32%, что привело к потерям для «Аэрофлота» в размере 28 млрд рублей.
После заявлений ряда авиакомпаний Минтранс обратился в правительство с предложением выделить им единовременную компенсацию в размере 22,5 млрд рублей . Правительство должно принять решение о компенсации к марту 2019 года, однако, как сообщал «Коммерсант», Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта предупредила о росте и цен на авиабилеты в случае промедления при принятии этого решения.
Руководитель отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев сообщил RNS, что в данный момент компании ограничены в возможностях повышения тарифов, и цены на авиабилеты не смогут вырасти более чем на 10%.
«Любое подорожание топлива или удешевление рубля больно бьют по авиакомпаниям. При этом они ограничены в возможности повышать свои тарифы. Покупательная способность, мягко говоря, оставляет желать лучшего и не демонстрирует существенного роста. Складывается ситуация, что авиакомпании могут повышать свои тарифы очень незначительно, не более 10%», — заявил он RNS.
По его словам, в нынешней ситуации для повышения рентабельности авиакомпании могут сократить провозимый объем багажа.
«Для того, чтобы дать компаниям экономически обоснованные тарифы и не нести существенных убытков, нужно сократить доступные провозные емкости, либо дать возможность более эффективно их использовать», — подчеркнул эксперт.
Пантелеев подчеркнул, что тарифы также могут вырасти, если крупная авиакомпания уйдет с рынка.
«Если какая-то из относительно крупных компаний уйдет с рынка, это снизит конкурентное давление и даст возможность компаниям повысить свои тарифы, чтобы уходить в ноль. К сожалению, другой возможности у авиакомпаний повысить тарифов нет», — подытожил он.
Новые вагоны РЖД
В октябре 2018 года президент РЖД Олег Белозеров объявил, что компания работает над новой моделью плацкартных вагонов. Позже в РЖД сообщили, что реновация вагонов планируется с 2019 года. 20 ноября новые вагоны были представлены общественности.
Начальник центра независимых комплексных транспортных исследований Алексей Колин рассказал RNS, что испытания вагона продлятся около года, после чего они могут быть включены в составы фирменных поездов.
«Сертификационные испытания могут продлиться около года, то есть через год их вполне можно ожидать на регулярных маршрутах. В первую очередь, их будут ставить в составы фирменных поездах, где по схеме предусматриваются плацкартные вагоны: например, Москва — Самара, Москва — Адлер, Москва — Санкт-Петербург и Москва — Казань», — заявил эксперт.
По словам Колина, несмотря на обновление, самая главная проблема этих вагонов до сих пор не решена.
«В этих вагонах увеличена ширина полок, они оборудованы занавесками, с помощью которых можно организовать личное пространство. При этом не устраняется самый главный недостаток: длина полок остается 166 см, то есть высоким людям на них по-прежнему будет некомфортно», —— заявил он.
Эксперт отметил, что стоимость билетов в этих вагонах не будет меняться, так как поставка этих вагонов является плановой.
«Тарифы не поменяются, поскольку речь идет об обычной реновации», — подчеркнул он.
Обсценные прайсы: с 1 июля автомобили снова подорожали и стали дефицитом
АВТОВАЗ в четвертый раз за год подкрутил ценники, остальные следуют примеру
Минимальная цена Lada Granta выросла до 532 тысяч рублей
Фото: Артём Краснов
Автомобили в России подорожали с 1 июля
Сегодня начинают действовать новые ценники на автомобили Lada, которые задают минимальную планку на российском авторынке. В частности, самая доступная модель Lada Granta в базовой комплектации подорожала с 520 до 532 тысяч рублей. Для самого АВТОВАЗа это уже четвертая корректировка с начала года, но он не одинок. Рост цен на автомобили подталкивают не только курсы валют (старая история), но и дефицит машин из-за «полупроводникового кризиса». О том, сколько стоят новые модели в июле 2021 года, — в нашем обзоре.
АВТОВАЗ поднял стоимость всего модельного ряда, например, базовая Lada Vesta прибавила с 744 до 759 тысяч рублей, XRAY — еще сильнее (с 707 до 727 тысяч). Подорожали и обе «Нивы», причем цена обновленной версии Travel (бывшая Chevrolet Niva) начинается почти от 800 тысяч рублей, притом что еще зимой, в момент дебюта, она стоила от 750 тысяч рублей. Классическая Lada Niva Legend обойдется теперь минимум в 633 тысячи рублей (+13 тысяч). Скромнее всего цены изменились на Lada Largus, который добавил к базовому прайсу лишь 3 тысячи рублей.
Чтобы смягчить удар, АВТОВАЗ экспериментирует с комплектациями, например, ряд дилеров получили версию Comfort Light, которая, в отличие от обычного «комфорта», не имеет магнитолы и стоит на 11 тысяч дешевле.
Президент АВТОВАЗа Николя Мор, помимо прочего, связал рост цен с удорожанием стали и не исключил дальнейшего распухания прайсов.
— Сегодня мы не в полной мере переложили увеличение стоимости стали для АВТОВАЗа на плечи потребителей, — рассказал глава АВТОВАЗа. — Но мы надеемся, что любое повышение цен останется очень сдержанным. Полностью избежать влияния сырьевых цен на стоимость наших автомобилей мы не можем.
Инфографика: Полина Авдошина
И АВТОВАЗ — не исключение. Так, с 1 июля выросли цены на автомобили BMW — в среднем на 2%. А большая часть «народных» марок скорректировала цены еще накануне, например, новый Renault Duster подорожал на 13 тысяч, популярные KIA (Rio, Ceed) — на 20 тысяч, Volkswagen Passat — на 51 тысячу, Toyota Corolla — на 34 тысячи, Highlander — на 128 тысяч, и даже российские УАЗы добавили по 15–25 тысяч. В список можно добавить почти все ключевые модели, разница лишь в том, что подорожали они в разное время. Hyundai Solaris 1.6 Comfort, который мы используем для инфографики, еще в мае стоил 991 тысячу, сейчас — 1,021 миллиона рублей.
И хотя от таких цен темнеет в глазах, спрос на машины еще держится, хотя негативная тенденция ощущается всё сильнее. Июньской статистики пока нет, но за первые пять месяцев этого года продано 478 тысяч автомобилей — результат отнюдь не безнадежный. Сравнивать с аналогичным периодом прошлого года бессмысленно — из-за карантина-2020 продажи тогда обрушились, и нынешний рынок показывает чуть ли не полуторакратный рост. Но на фоне, например, относительно спокойных 2018 и 2019 года сейчас продажи сократились на 26–31%.
Renault Duster подорожал неравномерно: некоторые версии стали даже чуть доступнее, но общий тренд всё равно на прибавку
Рост цен и падение рынка — это еще и следствия «полупроводникового кризиса», который затруднил поставки многих моделей и создал некоторый ажиотаж, что позволило дистрибьюторам раскованнее играть с прайсами.
Коммерческий директор группы компаний «Регинас» (Nissan, Hyundai, KIA, Skoda, Toyota) Сергей Попов рассказал нам, что с весны, когда трудности проявились впервые, ситуация не изменилась.
— Да, дефицит отдельных моделей сохраняется, — пояснил он. — Дополнительные ограничения на поставки ряда брендов связаны также с сезонными работами по профилактике и перенастройке оборудования на автозаводах. При этом и проблемы с поставками комплектующих до сих пор не решены.
Полупроводниковая проблема касается в том числе российских производителей, например, летом этого года конвейер остановил АВТОВАЗ.
Что такое «полупроводниковый кризис»? Это глобальное следствие пандемии 2020 года, когда локдауны в азиатских странах нарушили производственный цикл полупроводников, занимающий от полугода и более. В начале 2021 года дефицит микросхем ощутили практически все отрасли, например, Apple отложил выход нового iPhone, Sony снизила ожидания от продаж игровой приставки PS5. Но автопром оказался в наименее выгодном положении, поскольку обеспечивает лишь порядка 10% спроса на микросхемы: в приоритете сейчас IT-компании, более важные для изготовителей микропроцессоров.
Ситуация может обостриться к осени, как в прошлом году, когда весенний спад производства усугубился плановыми остановками заводов летом (корпоративные отпуска). В августе 2020 года, напомним, с дефицитом новых машин столкнулись почти все популярные марки.
Тем не менее автопроизводители продолжают выводить на российский рынок свежие модели, например, летом стартовали продажи абсолютно новой Toyota Land и весьма радикального Hyundai Tucson четвертого поколения.
Hyundai Tucson построен на новой платформе и дистанцируется от предшественника даже внешне
Новое повышение цен на автомобили осенью 2019 года
Очередной скачок цен на новые машины в России предсказали автопроизводители и участники рынка в беседе с корреспондентом Autonews.ru. По словам опрошенных источников, следующая волна удорожаний накроет рынок уже в сентябре. Одной из причин представители крупных автокомпаний называют отмену компенсаций импортных пошлин на иностранные запчасти со стороны государства. Это обстоятельство уже привело к подорожанию ряда моделей в первых числах августа, но, как признаются в представительствах, это только начало.
«В Минпромторге пообещали решить возникшую проблему и попросили избежать резкого повышения цен, — объяснил один из источников. — Но каждый день ожиданий стоит нам миллионы, к сожалению, мы вынуждены идти на такие шаги».
Другой источник добавил, что автомобили по этой причине могут подорожать на 3–10%. Но для повышения цен есть и другие причины, включая падение спроса на автомобили и попытки автокомпаний компенсировать понесенные убытки в период кризиса 2014 года. Так, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин ожидает, что в сентябре рост цен на автомобили составит 1–3% в зависимости от брендов и моделей.
«Марки, имеющие локализованное производство в России, чувствуют себя увереннее, соответственно, будут менее заметно повышать цены, — сказал Петрунин Autonews.ru. — Импортные бренды, в основном премиум-сегмента, будут дорожать более ощутимо. Плановая корректировка цен связана в том числе с изменением модельного ряда и базовых комплектаций».
Эксперт также отметил, что большинство автопроизводителей еще не покрыли убытки от сдерживания цен в период кризиса 2015–2016 гг., когда курсы мировых валют значительно выросли по отношению к рублю. Свою роль сыграли рост ставки НДС с 18 до 20%, а также повышение утилизационного сбора. Снижение объемов продаж и доходов производителей тоже влияет на динамику цен на автомобили. А дополнительные средства, полученные за счет роста цен, утверждает Петрунин, автопроизводители потратят на программы поддержки своих продаж.
Что будет с локализованными моделями
Директор департамента стратегического маркетинга консалтинговой компании «Евроэксперт» Евгения Шалихманова добавляет, что требования специнвестконтрактов к глубине локализации должны оказать негативное влияние на стоимость автомобилей, произведенных в России. По ее оценке, дорожать до конца лета и осенью будут все без исключения модели автомобилей вне зависимости от марки.
«Сейчас локализация должна расти за счет развития собственного производства основных узлов, шасси, двигателей, трансмиссий и компонентов для них, — объяснила Шалихманова. — В итоге автопром испытывает трудности, поскольку развитие производства в России требует колоссальных инвестиций. А в условиях падения продаж и сложнопрогнозируемой динамики спроса без повышения цен сделать это невозможно».
Не менее важным фактором, по мнению эксперта, стала отмена преференциальных импортных ставок на автокомпоненты: «С 1 июля 2018 г. эта субсидия, в соответствии с требованиями ВТО, себя исчерпала. Это значит, что цена импортируемых компонентов для большинства автопроизводителей будет расти».
Аналитик обратила внимание на то, что за первую половину 2019 г. цены на автомобили в среднем по рынку выросли на 10%, в то время как реальные располагаемые доходы населения упали еще на 1,3%. «Противоположная динамика изменения стоимости автомобилей и уровня благосостояния населения говорит о том, что у авторынка нет оснований для возвращения к росту, а программы господдержки, тем более в действующем урезанном варианте, этого никак не исправят», — считает эксперт.
Что уже подорожало
На рост цен повлияют такие факторы, как инфляция, волатильность национальной валюты, ежегодное обновление модельного ряда у производителей, увеличение налогов и таможенных пошлин, рассказали в пресс-службе группы «Авилон».
«С начала года стоимость автомобилей уже увеличилась от 2 до 6%, при этом ряд брендов не повышал цены даже в связи с увеличением ставки НДС. Это Maserati, Jeep, Fiat. Цены на модели Volkswagen увеличились в среднем на 2-3%, Hyundai подорожали на 7–25 тыс. руб., Volvo — на 3%, рост цен на Cadillac и Chevrolet в среднем составил 2%, но отдельные модели подорожали на 5,5%, Cadillac СТ6 в связи с рестайлингом примерно на 20%», — подсчитали в компании.
В «Авилоне» также отметили, что Audi стали дороже в среднем на 2,5%, MINI — на 13%, Ferrari — на 2%, Rolls-Royce — на 2%. Цены на автомобили Mercedes-Benz выросли в среднем на 3–6% в базовой комплектации, при этом стоимость дополнительного оборудования Mercedes-Benz возросла на 14–23%.
Автомобильные компании регулярно сообщают об индексации цен. Самыми свежими примерами стали компании АвтоВАЗ и Renault, которые с 1 августа подняли цены на весь модельный ряд. В среднем автомобили подорожали на 1-2%, следует из прайс-листов, опубликованных на сайтах автопроизводителей.
АвтоВАЗ увеличивает стоимость своих автомобилей уже третий раз с начала года. Например, самая популярная модель Волжского автозавода — Lada Granta — подорожала на 5000 руб. и теперь стоит от 444 900 рублей. Цены на Lada Vesta стартуют от 606 900 руб., что на 7000 руб. больше, чем прежде.
Что касается компании Renault, то цены на ее наиболее доступную модель — седан Logan — выросли на 8000 руб., до 577 000 рублей. Увеличилась стоимость и нового купе-кроссовера Arkana, продажи которого стартовали только в июле. Базовый автомобиль, который стоил от 999 000 руб., теперь обойдется минимум в 1 015 000 рублей. Топовая версия Edition One со 150-сильным турбомотором, вариатором и полным приводом подорожала на 25 000 руб. — до 1 524 990 рублей.