Camgora.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно выполнять поворот на перекрестке

Как правильно выполнять поворот на перекрестке

После получения прав у новоявленных водителей возникают сложности при повороте на перекрестке, так как теория вождения не может компенсировать опыта на реальных дорогах. Ведь выполнить поворот – значит сделать один из сложнейших маневров, поскольку при выполнении траектория автомобиля может пересекаться с другими транспортными средствами. Причем многочисленные ДТП на перекрестках случаются в процессе совершения поворота налево. В статье расскажем о том, как следует действовать, выполняя поворот, не нарушая при этом правила дорожного движения.

Поворот с крайней левой полосы

По действующим ПДД, с крайней левой полосы можно повернуть налево или развернуться, если данные действия не запрещены дорожными знаками или разметкой.

Какие знаки разрешаю т выполнить поворот?

  • 4.1.3 «Движение налево» дает возможность развернуться и свернуть через левую сторону;
  • 4.1.5 «Движение прямо или налево» дает возможность сделать разворот, поворот налево и проезд прямо
  • 4.1.6 «Движение направо или налево» разрешает сделать разворот, повернуть налево и направо.

Как правильно выполнить поворот налево и разворот? Нужно сделать следующее:

  1. Заранее занять нужную полосу на трассе, в нашем случае — крайнюю левую и активировать левый указатель поворотов;
  2. Возможно осуществить разворот с трамвайных путей, при отсутствии препятствий трамвайному движению и если нет запрещающих дорожных знаков;
  3. При выполнении маневра нельзя оказываться на встречной полосе.

Срезание поворота

Всем любителям гонок известно, как гонщики срезают повороты для обгона конкурентов. Участники гонок при этом стараются по максимуму использовать ширину трассы. В гонках подобные маневры допустимы, ведь там отсутствует поток встречных автомобилей. Однако в других случаях, срезание поворота при движении по дороге может стать причиной непоправимых последствий для всех участников движения.

Следует запомнить, что поворот на больших скоростях грозит тем, что машина потеряет управление и устойчивость, в итоге автомобиль может оказаться на встречке или на обочине. А основная задача водителя — обезопасить себя и других участников движения. В связи с этим, начиная поворот, необходимо занять только свою полосу движения и установить скорость автомобиля в зависимости от обстановки на трассе, поэтому переключить скоростной режим нужно до начала поворота.

Помеха с правой стороны

Даже если вы не водитель, наверняка слышали выражение «помеха справа» — что же это за термин? Однако данное определение не содержится в действующих ПДД. Данный факт объясняется тем, что это условная фраза, поясняющая следующее — не везде есть регулировщик, светофор или дорожные знаки. Если они отсутствуют, порядок проезда не регулируемого перекрестка определяется самими участниками движения. Водители пропускают вперед автомобиль, представляющий собой помеху при движении с правой стороны. Только пропустив данную машину, возможно ехать дальше. Говоря простым языком, если вы на перекрестке равнозначных дорог, посмотрите направо и, если там транспортное средство, обязательно дайте ему проехать первым.

Данное правило не используется при пересечении на равнозначном перекрестке следующих участников движения:

  • пешехода и автомобиля;
  • трамвая и иного транспортного средства, не использующего рельсы.

Ведь у пешеходов и у трамвая установлен особый ранг участников движения. Также необходимо помнить, что при равноценных условиях у трамвая всегда есть приоритет и он двигается первым.

При осуществлении поворота на перекрестке могут появиться трудности с определением помехи справа, поскольку на дороге все события происходят в ускоренном темпе. В связи с этим водителю необходимо оперативно увидеть свое место на дороге и те транспортные средства, которые имеют приоритет при осуществлении движения.

Поворот с двух крайних левых полос

Поворот направо обычно считается наиболее простым в исполнении маневром. Он нетрудный, поскольку, когда вы поворачиваете направо по ПДД, то ваша траектория движения не пересекается с другими транспортными средствами.

Как выполняют поворот направо? Согласно п. 8,6 ПДД повернуть нужно таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей автомобиль не переместился на встречную полосу.

По какой траектории разрешено выполнить поворот направо? Согласно ПДД поворачивая направо, водитель должен ехать по возможности ближе к правому краю дороги.

Повернуть налево реально сложнее, чем направо, ведь нужно видеть все транспортные средства на всех сторонах перекрестка. Поворачивая влево, можно заготовить для себя поэтапный план и действовать, согласно ему.

Для начала необходимо разместиться на левом крае дороги.

На первом этапе, когда только происходит подготовка к маневру, нужно занять на дороге крайнее левое положение. При выполнении маневра тоже возможны сложности, тем более если это многополосное движение и в наличии разметка, разграничивающая встречные потоки машин.

Чтобы выбрать на подобной трассе левое положение, нужно сместиться ближе к линии оси. Однако бывают случаи, когда на дороге разметка отсутствует совсем, что же тогда делать водителю? Необходимо определить, в каком месте дорога делится пополам и занять на трассе место, показывающее другим участникам движение Ваше намерение свернуть в левую сторону. При выполнении указанного действия обязательно включить поворотники.Затем необходимо мысленно представить центр перекрестка, приблизиться к нему и потом сделать поворот. Выполняя действие подобным методом, машина постоянно справа, на своей полосе, уходя от аварийных столкновений. Для того чтобы понять, что вы в центральной части перекрестка, нужно посмотреть на встречные машины, на их траекторию движения. Если они двигаются прямо или сворачивают в правую сторону, при этом не мешая Вашей траектории движения, значит Ваше действие верное. Необходимо только чуть снизить скоростной режим и дать дорогу машинам, двигающимся навстречу. Для этого возможно остановиться в центральной части перекрестка. Но нельзя менять установленную траекторию следования. Если встречный автомобиль повернет влево, вы разъедетесь таким образом, что центр перекрестка будет находиться между машинами. Таким образом, выезд в центр перекрестка будет наиболее удобной траекторией в случае поворота налево на любом перекрестке. Как определить эту пресловутую центральную часть перекрестка, ведь, само собой, какого-либо обозначения в центре не будет? Будьте наблюдательным. В теплый период года на асфальте перекрестка много шинных следов. И только в центре перекрестка они отсутствуют. А заодно следы от шин показывают, как его нужно объезжать именно здесь. В зимнее время в вероятном центре находится нетронутый снежный покров.

На этом этапе выезжаете с территории перекрестка. Здесь тоже возможны варианты развития ситуации. К примеру, если вы, поворачивая выезжаете на дорогу с двухполосным движением, необходимо только плавно сместиться на вашу полосу. При наличии многополосной трассы, надо предварительно решить, какую полосу стоит занять и ехать по намеченному пути следования.

Как выполнить поворот на механике

  1. На прямой дороге заранее притормозите, включайте вторую передачу
  2. Если остановились возле знака «Проезд без остановки запрещен», или «уступи дорогу», включайте первую скорость, трогайтесь, на вторую можно пока не переходить. После поворота, возможно придется остановиться для пропуска пешеходов
  3. Поворачивать на механике нужно на малом газу, не нужно сильно выжимать сцепление.

Наша автошкола (Москва) подробно обучает, как выполнять поворот на механике.

Из вышеизложенного следует, при осуществлении маневра нужно следовать положениям действующих правил и благоразумия, определить траекторию езды и следовать по ней, несмотря на вероятные остановки. Ведь из-за каждого отступления от выбранного пути может возникнуть аварийная ситуация.

Если все советы и инструкции не помогают, тогда стоит пройти дополнительные курсы вождения автомобиля в Москве.

Произошло ДТП при повороте налево по рядам – кто виноват по ПДД?

Простая ситуация: вы поворачиваете налево на перекрёстке или вне его, как вдруг (чаще всего внезапно) происходит столкновение с другим автомобилем. Что делать в таких случаях, кто виноват и какими пунктами Правил оперировать? Последствия и виновность в ДТП при повороте налево прямо зависят от объяснений его участников на самом первом этапе – при оформлении. Сотрудникам ГИБДД нужно правильно составить схему с ваших слов, а вам – правильно указать траекторию движения, наличие поворотников и другие обстоятельства. В статье мы проведём разбор различных ситуаций со схемами, ссылками на пункты ПДД, актуальными на 2021 год.

Законодательная база – что говорят ПДД?

Итак, в вопросе левых поворотов нам требуются, в основном 2 важных раздела Правил дорожного движения:

  1. раздел 8 ПДД, регламентирующий общий порядок маневрирования и траекторий движения при повороте налево,
  2. раздел 13, регулирующий правила проезда перекрёстков – как регулируемых со светофорами, так и нерегулируемых.

Итак, в Правилах есть правило помехи справа (пункт 8.9), но действует оно только тогда, когда траектории движения автомобилей пересекаются, а порядок проезда этих траекторий ПДД чётко не указывают.

Кроме того, есть и правила поворотов (в порядке важности):

  • обязанность занять крайнее положение при повороте налево (пункт 8.5 ПДД),
  • правило помехи справа (п. 8.9),
  • и исключение из этой обязанности, когда из-за габаритов или по иным причинам этого сделать невозможно (п. 8.7),
  • обязанность уступить дорогу встречному транспорту (п. 13.4),
  • но при этом возможность завершить манёвр на красный светофор на перекрёстке, если он начат на зелёный (п. 13.7 и 13.8),
  • обязанность поворачивающему направо двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части (п. 8.6)
  • обязанность уступить дорогу при перестроении (а оно может быть неочевидным даже при левом повороте) – п. 8.4,
  • прямой запрет Правилами выезжать на встречку при завершении поворота (п. 8.6),
  • обязанность включать поворотники (п. 8.1),
  • необходимость уступать дорогу всем при движении по стрелке (п. 13.5).

Это не все нужные пункты – при разборе ДТП каждое дело рассматривается сотрудниками ГИБДД или судом в комплексе со всеми другими. Также мы не осветили наиболее очевидные пункты, обязывающие поворачивающему по второстепенной дороге налево уступить тем, кто движется по главной и другие.

Итак, давайте теперь выясним в различных схемах дорожного движения, кто будет виноват при повороте налево касаемо рядности и обязанности уступить дорогу, на перекрёстках и вне их.

Разбор ДТП №1: повернул налево с правого ряда на перекрёстке

Довольно типичная ситуация, схема ДТП при которой выглядит следующим образом:

Кто здесь виноват, очевидно не всем! Увы, но многие водители пытаются увидеть здесь правило помехи справа, следуя которому, синий обязан уступить дорогу красному. На самом же деле здесь действует пункт 8.5 (8.7 при наличии «иных причин») для красного.

Красному в данной ситуации будет выписан штраф за то, что тот не занял крайнее положение перед поворотом налево. Это же станет причиной ДТП. Наличие или отсутствие светофора роли не играет.

Если нет полос

Тогда нужно просто занять крайнее левое положение. Напомним, что по ПДД при наличии двустороннего движения и отсутствии разметки дорога делится пополам. Следовательно, вам необходимо встать так, чтобы окажись кто-либо левее вас, он был бы уже на встречном направлении.

Вот неочевидная ситуация ДТП, когда водитель не занял крайнее левое положение перед поворотом в отсутствие полос для движения.

А если с левой полосы можно налево?

Но вышеприведённая схема организации дорожного движения бывает редко. Чаще всего установлены знаки движения по полосам или аналогичная разметка. Если из правой полосы повернуть налево запрещено ПДД, то здесь всё понятно. Но что, если можно, вот так:

Здесь ситуация уже более спорная – с одной стороны, нигде ничего в Правилах не указывает, что знаки особых предписаний отменяют действие пункта 8.5, обязывающее занять крайнее левое положение. С другой, оба транспортных средства совершают поворот по разрешённой траектории.

И здесь есть 2 лагеря сторонников противоположных мнений (в их числе и инспекторы ГИБДД, проводящие разборы ДТП):

  • первые утрвеждают, что знаки движения по полосам нисколько не отменяют предписание пункта 8.5 ПДД занять крайнее левое положение перед поворотом,
  • вторые – что оба автомобиля движутся по разрешённой для каждого траектории и ничего не нарушают, а, значит, для водителя синей машины здесь действует правило помехи справа (пункт 8.9).

Соответственно и судебная практика 2021 года пестрит прямо противоположными решениями при таких ДТП с поворотом налево по разным рядам на перекрёстке. Поэтому, если такая авария произошла и в вашем случае, то здесь какой инспектор или судья попадутся.

Аналогичная ситуация происходит и при других схемах движения:

  • если полос больше 2,
  • если это односторонняя дорога.

Если поворот всем авто разрешён только налево

Здесь ситуация аналогична самой первой – то, что на данном участке дороги поворот вообще разрешён только налево, ещё не означает, что не нужно соблюдать тот же пункт 8.5 Правил. Виноват будет водитель красного автомобиля.

Важное замечание!

Разбор ДТП №2: из левого ряда в правый

Ещё одна типичная ситуация – вы поворачивали налево с крайнего левого положения, но повернули сразу в правый ряд. Вот по такой схеме:

Данную ситуацию многие автолюбители также трактуют неверно, опираясь на то, что каждый должен двигаться из своей полосы в свою полосу. Но здесь ничего не запрещает водителю синей машины повернуть из крайнего левого ряда в правый ряд на выходе с перекрёстка.

Аналогичную обязанность предписывает только пункт 8.6 при повороте направо, но это уже совсем другая история!

А вот при ответе на вопрос, кто виноват в ДТП при таком повороте налево, возможны 2 варианта:

  • в отсутствие разметки красный нарушил 8.5 ПДД, поэтому виновен в любом случае он,
  • если разметка и/или знаки разрешают поворот из правого ряда налево, то снова видим 2 лагеря оппонентов практики ПДД:
    • с одной стороны, 8.5 не делает исключение для красного занять крайнее положение, даже если левый поворот ему разрешён по его траектории,
    • с другой – практика ДТП показывает, что «виноватят» синего за нарушение движения по полосам (хотя данного нарушения здесь нет, так как не размечены полосы).

Если на перекрёстке есть разметка движения по полосам

А вот синий виновен будет только в том случае, если на перекрёстке нанесена разметка траектории движения: левому в левый ряд, правому – в правый, так как синий пересечёт разметку:

Как видим, при таком манёвре поворота налево совершается пересечение разметки 1.7 движения по полосам на перекрёстке, поэтому в ДТП виноват уже водитель синего авто.

Разбор ДТП №3: уступить встречному транспорту

Ещё одна типичная ситуация, когда вы не пропустили встречную машину (машины) при левом повороте:

Здесь виновность в ДТП при повороте налево должна быть также очевидна для любого водителя в зависимости от наличия светофора и знаков приоритета:

  • если перекрёсток регулируемый (есть светофор или регулировщик) и обоим горит зелёный, то виноват красный (нарушение п. 13.4 ПДД), аналогично, если обоим горит красный сигнал, и, соответственно, оба нарушают,
  • если перекрёсток нерегулируемый и главная проходит прямо для синего, то виноват красный; если главная поворачивает налево по траектории красного авто, то синий виноват.

Если встречный едет на жёлтый или красный

То всё будет зависеть уже от разрешённости движения для синего по последней схеме. Так, если он выехал на перекрёсток уже на красный, то обязанность уступить ему дорогу у красного пропадает (уступать можно только тому, кто имеет приоритетное право движения, если синий не имеет права на движение, то и приоритета у него нет по определению пункта 1.2 ПДД).

А вот если на жёлтый, то всё будет зависеть от разбора ДТП. Отметим лишь, что на практике ДТП в ГИБДД и судебной всё будет зависеть от доказанности участниками аварии своей позиции, ведь водитель синего может указать на то, что двигался на зелёный (чаще всего все так и делают). И от наличия видеорегистратора и свидетелей будет завиесть реальный исход по определению виновника.

Вот, к примеру, в данном случае в случившемся ДТП был бы винован водитель, проехавший на жёлтый.

Если встречный поворачивает направо на в свою полосу

Ещё одна типичная ситуация: синий обязан при повороте направо двигаться возможно правее, но он лезет в левую полосу – туда, куда движется и красный:

В случае, если красному нужно на выезде с перекрёстка в правый ряд, то обязанность уступить синему для него регулируется пунктом 13.4 Правил дорожного движения. Но что, если наоборот – синий хочет в левую полосу, а красный – тоже в левую, кто будет виноват в таком ДТП?

Здесь кроется неоднозначность 8.6 ПДД. Дело в том, что он указывает синему двигаться как можно правее лишь по возмножности:

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

Таким образом, видим, что если у синего была возможность двигаться правее, а он ей не воспользовался, то он и нарушил и виновен в ДТП. Обязанности красного здесь уступать дорогу не было, так как синий не имел права на движение в намеченном направлении, а, значит, и не имел приоритета.

Что такое «возможность» в контексте пункта 8.6? Этого неизвестно никому. Является ли, например, пешеход на правой полосе причиной отсутствия такой возможности? Или тот факт, что на следующем перекрёстке синему нужно будет повернуть налево, поэтому он сразу решил занять крайнее левое положение уже при повороте на эту дорогу направо.

Но ясно одно: практика разборов ДТП в ГИБДД здесь ведёт в сторону виновности водителя красного автомобиля, потому что синий может указать на то, что возможности не было (препятствие, остановившийся другой автомобиль и тому подобное). Поэтому при отсутствии записи видеорегистратора у красного доказать иное будет сложно.

Важные тонкости любого ДТП

Первую тонкость, которую необходимо запомнить – не всегда нарушение именно пунктов маневрирования или движения по перекрёсткам становится причиной ДТП. Важно помнить про пункт 10.1 ПДД, когда при превышении скорости можно стать виновником, вне зависимости от обязанности уступить дорогу другим участником движения.

Второй нюанс заключается в динамике ДТП – ведь именно в динамике его рассматривают сотрудники ГАИ и судьи (при наличии видеорегистраторов особенно). Например, если нарушающий правила уже проехал первый, и вы в него въехали сзади, то далеко не всегда виновным признают именно его, так как если он уже проехал, то не его нарушение привело к аварии, а то, что вы его догнали, когда тот был в своей полосе. Но речь идёт, конечно же, о случаях, когда вы успели бы затормозить и избежать столкновения. Например, в ситуации как на видео ниже (это не поворот налево, но описанный случай в нём ярко выражен).

Поворачивая налево вы должны

Вопрос 1

Сколько пересечений проезжих частей имеет этот перекресток?

  1. Одно.
  2. Два.
  3. Четыре.

Перекресток имеет два пересечения проезжих частей, так как пересекаемая дорога с разделительной полосой имеет две проезжие части (п. 1.2 ).

Вопрос 2

Данные знаки предупреждают о приближении:

  1. К месту производства работ на дороге.
  2. К железнодорожному переезду со шлагбаумом.
  3. К железнодорожному переезду без шлагбаума.

Основной знак 1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» вне населенных пунктов устанавливается на расстоянии от 150 до 300 м до переезда, кроме того, такой же знак устанавливается повторно на расстоянии не менее 50 м до переезда. Знаки 1.4.1 — 1.4.6 «Приближение к железнодорожному переезду» являются дополнительным предупреждением о приближении к переезду. Они применяются только вне населенных пунктов.

Вопрос 3

Действие каких из указанных знаков не распространяется на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов, если на транспортных средствах установлен опознавательный знак «Инвалид»?

  1. А и Б.
  2. Б и Г.
  3. Б, В и Г.
  4. Всех.

Из указанных знаков, действие не распространяются на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп, переводящие таких инвалидов или детей-инвалидов, если на ТС установлен опознавательный знак «Инвалид»: знак «Б» – 3.2 «Движение запрещено» и знак «Г» – 3.28 «Стоянка запрещена». Правильный ответ – Б и Г.

Вопрос 4

Вы можете продолжить движение по крайней левой полосе:

  1. Только налево.
  2. Только в обратном направлении.
  3. Налево или в обратном направлении.

Знак 5.15.2 «Направления движения по полосе», расположенный над крайней левой полосой, кроме поворота налево разрешает вам и разворот.

Вопрос 5

Разрешается ли Вам остановка в этом месте?

  1. Разрешается.
  2. Разрешается только с заездом на тротуар.
  3. Разрешается, если при этом не будут созданы помехи маршрутным транспортным средствам.
  4. Запрещается.

Прерывистая желтая разметка 1.10 обозначает места, где запрещена стоянка. Линия наносится у края проезжей части или по верху бордюра и применяется самостоятельно либо со знаком 3.28 «Стоянка запрещена». Остановка при этом не запрещается, и вы можете остановиться в указанном месте без каких-либо дополнительных условий.

Вопрос 6

Преимущество перед другими участниками движения имеет водитель автомобиля:

  1. Только с включенным проблесковым маячком синего или бело лунного цвета.
  2. Только с включенным проблесковым маячком оранжевого или желтого цвета.
  3. Только с включенными проблесковым маячком синего (синего и красного) цвета и специальным звуковым сигналом.
  4. Любого из перечисленных.

Водитель автомобиля имеет преимущество перед другими участниками движения только в том случае, если на автомобиле включены проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал (п. 3.1 ).

Вопрос 7

Вы намерены остановиться сразу за перекрестком. В каком месте необходимо включить указатели правого поворота?

  1. До въезда на перекресток, чтобы заблаговременно предупредить других водителей об остановке.
  2. Только после въезда на перекресток.
  3. Место включения указателей поворота не имеет значения, так как поворот направо запрещен.

В данной ситуации включение правых указателей поворота до въезда на перекресток может быть воспринято водителем легкового автомобиля как ваше решение повернуть направо на перекрестке и послужить ему сигналом к началу движения, что создаст аварийную ситуацию. Следовательно, чтобы не вводить в заблуждение водителя легкового автомобиля, вы должны включить правый указатель поворота только после въезда на перекресток (п. 8.2 ).

Вопрос 8

При съезде с дороги на прилегающую справа территорию Вы:

  1. Пользуетесь преимуществом перед другими участниками движения.
  2. Должны уступить дорогу только пешеходам.
  3. Должны уступить дорогу только велосипедисту.
  4. Должны уступить дорогу пешеходам и велосипедисту.

Поворачивая во двор направо, вы съезжаете с дороги на прилегающую территорию и поэтому должны уступить дорогу не только пешеходам, но и велосипедисту, путь движения которых вы пересекаете (п. 8.3 ).

Вопрос 9

Разрешено ли Вам выполнить разворот при движении на подъеме?

  1. Разрешено.
  2. Разрешено только при видимости дороги более 100 м.
  3. Запрещено.

На подъемах развороты запрещены только в местах, где видимость дороги менее 100 м (п. 8.11 ).

Вопрос 10

С какой максимальной скоростью разрешается продолжить движение при буксировке неисправного механического транспортного средства?

  1. 50 км/ч.
  2. 70 км/ч.
  3. 90 км/ч.

Как до знака «Конец зоны ограничения максимальной скорости», так и после него ваша скорость при буксировке неисправного механического ТС не должна превышать 50 км/ч (п. 10.4 ).

Вопрос 11

Можно ли Вам начать обгон?

  1. Можно.
  2. Можно, если обгон будет завершен до перекрестка.
  3. Нельзя.

Вы приближаетесь к нерегулируемому перекрестку по второстепенной дороге (знак «Уступите дорогу»). На нерегулируемых перекрестках обгон запрещен при движении по дороге, не являющейся главной (п. 11.4 ). Следовательно, в данной ситуации обгон грузового автомобиля можно начать лишь в том случае, если он будет завершен до перекрестка.

Вопрос 12

Водители каких автомобилей нарушили правила остановки?

  1. Только автомобиля В.
  2. Автомобилей А и В.
  3. Автомобилей Б и В.
  4. Всех перечисленных автомобилей.

В данной ситуации можно остановится только автомобилю Б, так как Правила не запрещают остановку на левой стороне дороги с односторонним движением в населенных пунктах непосредственно за пешеходным переходом. Перед пешеходным переходом остановка автомобилей А и В запрещена (п. 12.1 ) и (п. 12.4 ).

Вопрос 13

Как Вам следует поступить при повороте налево?

  1. Проехать перекресток первым.
  2. Уступить дорогу только автомобилю с включенными проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом.
  3. Уступить дорогу обоим транспортным средствам.

Данный перекресток — регулируемый, и очередность движения на нем определяется не знаками приоритета, а сигналами светофора (п. 6.15 ) и (п. 13.3 ). Однако, несмотря на разрешающий сигнал светофора, вы обязаны уступить дорогу автомобилю с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, движущемуся по пересекаемой дороге (п. 3.2 ). Поворачивая налево, вы должны уступить дорогу легковому автомобилю, движущемуся со встречного направления (п. 13.4 ).

Вопрос 14

При движении в каком направлении Вы обязаны уступить дорогу трамваю?

  1. Только налево.
  2. Только прямо.
  3. В обоих перечисленных.

Вы в любом случае должны уступить дорогу находящемуся слева трамваю, так как на перекрестках равнозначных дорог трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми ТС независимо от направления его движения (п. 13.11 ).

Вопрос 15

Вы намерены повернуть направо. Можете ли Вы приступить к повороту?

  1. Можете.
  2. Можете после того, как грузовой автомобиль начнет поворот.
  3. Не можете.

Знак 2.4 «Уступите дорогу» требует, чтобы вы уступили дорогу грузовому автомобилю, приближающемуся к перекрестку неравнозначных дорог по пересекаемой дороге. Поскольку понятие «Уступите дорогу» (п. 1.2 ) не требует обязательной остановки, вы можете приступить к повороту направо, как только убедитесь в том, что грузовой автомобиль действительно поворачивает налево. При этом в процессе всего маневра вы не должны создавать помех для его движения (п. 13.9 ).

Вопрос 16

Подъехав к трамваю попутного направления, остановившемуся у посадочной площадки, которая расположена посередине дороги, водитель должен:

  1. Уступить дорогу пешеходам, идущим к трамваю или от него.
  2. Остановиться и продолжить движение только после закрытия дверей трамвая.
  3. Остановиться и продолжить движение только после начала движения трамвая.

Водитель обязан уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему на остановке трамваю (либо иному маршрутному ТС) или от него, если посадка и высадка пассажиров производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней. (п. 14.6 ).

Вопрос 17

В каких случаях запрещена перевозка детей в легковом автомобиле без использования соответствующих детских удерживающих систем (устройств):

  1. Если они перевозятся в возрасте младше 7 лет.
  2. Если они перевозятся в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) на переднем сиденье.
  3. В обоих перечисленных случаях.

В случае перевозки детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле, а также в случае перевозки детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) на переднем сиденье легкового автомобиля обязательно должны использоваться детские удерживающие системы (устройства), соответствующие весу и росту ребенка. (п. 22.9 ).

Вопрос 18

Владелец транспортного средства обязан возместить вред, причиненный этим транспортным средством, если не докажет, что вред возник:

  1. Исключительно вследствие непреодолимой силы.
  2. Исключительно вследствие умысла потерпевшего.
  3. Вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

В соответствии с п. 1 ст. 1079 ГК РФ владелец (лицо, владеющее ТС на праве собственности на данное ТС или на ином законном основании — по доверенности на право управления ТС и др.) ТС (как источника повышенной опасности) привлекается к гражданской ответственности, т.е. обязан возместить вред, причиненный данным ТС, если не докажет, что этот вред возник вследствие непреодолимой силы (чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях обстоятельства — урагана и т.п) или умысла потерпевшего (предвидения им вредного результата своего противоправного поведения и желания либо сознательного допущения наступления таких последствий).

Вопрос 19

При движении ночью во время сильной метели наилучшую видимость дороги обеспечивает включение:

  1. Только противотуманных фар.
  2. Противотуманных фар совместно с ближним светом фар.
  3. Противотуманных фар совместно с дальним светом фар.

При движении ночью во время сильной метели дальний свет фар будет создавать слепящее действие и ухудшит видимость. В таких условиях целесообразно использовать включение противотуманных фар совместно с ближним светом фар.

Вопрос 20

В каких случаях пострадавшего следует извлекать из салона автомобиля?

  1. При высокой вероятности опрокидывания автомобиля, пожара, взрыва или при потере потерпевшим сознания.
  2. При высокой вероятности опрокидывания автомобиля, пожара, взрыва, переохлаждения потерпевшего, при отсутствии у него сознания и дыхания, а также невозможности оказания первой помощи непосредственно в салоне автомобиля.
  3. При высокой вероятности опрокидывания автомобиля, пожара, взрыва или при обильном кровотечении либо черепно-мозговой травме.

Все виды первой помощи, кроме реанимации, можно оказать пострадавшему, находящемуся в автомобиле. Поэтому извлекать пострадавшего из автомобиля необходимо только в случае угрозы его жизни (высокой вероятности опрокидывания автомобиля, пожара, взрыва, переохлаждения потерпевшего), при отсутствии у него сознания и дыхания, а также невозможности оказания первой помощи непосредственно в салоне автомобиля.

Сигналы водителей руками

Прежде чем совершить маневр на транспортном средстве, другим участникам дорожного движения нужно подать сигнал. Если с техническим состоянием автомобиля проблем нет, водитель использует поворотники. В ином случае сигнал нужно подавать рукой. Такое действие обязательно и для велосипедов, где поворотники в принципе не предусмотрены.

Сигналы рукой в ПДД

В соответствии с правилами дорожного движения есть 3 вида сигналов:

  • разворота или поворота налево — вытянутая в сторону левая рука или вытянутая правая рука и согнутая в локте (образуя прямой угол);
  • поворота направо — вытянутая в сторону правая рука или вытянутая левая и согнутая в локте под углом 90°;
  • торможения — поднятая вверх прямая левая или правая рука.

Когда водитель должен подавать сигналы рукой

Сигналы рукой являются полноценной заменой поворотникам. Водители обязаны их использовать, если автомобиль неисправен или световой сигнал отсутствует на транспорте вовсе (например, на велосипеде и определенных видах мопедов). Это нужно делать при:

  • остановке;
  • начале движения;
  • поворотом направо или налево;
  • перестройке из одной полосы в другую.

Что интересно, в правилах не прописано, когда водитель должен показывать сигнал торможения. Есть лишь описание самого действия.

Момент для подачи сигнала рукой

Подавать сигнал нужно заранее — до начала совершения маневра, чтобы другие участники движения смогли понять, что вы собираетесь сделать. Опускать руку можно непосредственно перед выполнением поворота или остановки. Недопустимо разворачиваться или поворачивать, используя только одну руку — это небезопасно. Сигнал не должен вводить в заблуждение других водителей и пешеходов, поэтому он должен быть четким, в строгом соответствии с описанием в ПДД.

Какой рукой лучше подавать сигнал поворота

В описании сигналов, обозначающих повороты, указано, что использовать можно как одну руку, так и другую. Стоит рассмотреть ситуации, при которых уместна левая или правая.

Велосипед, мотоцикл, мопед

Используя двухколесное транспортное средство лучше всего подавать сигналы вытянутой рукой. Водителям авто такой жест будет понятнее, чем рука, согнутая в локте. Как показывает практика, многих такой знак вводит в заблуждение.

Автомобиль или автобус

С обычными автомобилями все гораздо проще. Подать сигнал правой рукой, сидя за рулем, практически невозможно, так как вывести ее в открытое окно с левой стороны попросту неудобно. Поэтому предусматриваются один жест — левой рукой. Если руль размещается с правой стороны, соответственно предстоящий поворот демонстрируется правой рукой.

Штраф за неподачу сигнала рукой

Если пренебречь необходимостью подачи сигнала поворота, сотрудник ГИБДД имеет право выписать штраф. Ведь это грубое нарушение ПДД. Наибольшая сумма предусмотрена для велосипедистов — 800 рублей. Водители автомобилей, мотоциклов и мопедов должны будут заплатить 500 рублей или на первый раз обойдутся предупреждением.

Стоит отметить, что своевременно подавать сигналы нужно не только для того, чтобы избежать наказания. При неработающих или отсутствующих поворотниках очень важно предупредить других участников дорожного движения о предстоящем маневре. Иначе есть большой риск спровоцировать ДТП.

ДТП при повороте налево и обгоне кто виноват

ДТП при повороте налево

Это самая распространенная авария. ДТП при повороте налево и обгоне кто виноват? или кто из водителей выполняющих поворот нарушит правила?- Из за нюансов, существующих в пдд трудно определить кто конкретно виноват в данной ситуации. Тот кто непосредственно поворачивал налево или другой водитель движения. В этой статье мы с Вами разберем типовые правила, чтобы в будущем у Вас не возникало вопросов.

Для начала выясним какой поворот опаснее левый или правый?- очевидно левый, но все же рассмотрим ситуации и с тем и с тем поворотом. Кстати говоря, правила поворота налево прописаны в пдд, также как и правила поворот на право.

Какие требования ПДД поворот налево

  1. Вам можно продолжить движение при повороте налево, если вы включили по воротник.
  2. При повороте налево вы не должны создавать помех или угрозу для передвижения других.
  3. Подача сигнала налево не дает водителю ни каких дополнительных преимуществ.
  4. Водитель должен уступить дорогу всем кто двигается навстречу и поворачивает по ходу движения направо.

Какие требования поворот направо пдд

  1. Движение осуществляется как можно ближе к правому участку дороги.
  2. Поворот должен быть коротким.
  3. Вы также должны подать сигнал о совершении действий.

Любые повороты на дороге должны осуществляться после подачи сигналов и в соответствии с правилами пдд.

Ниже какие знаки запрещают поворот налево фото:

Для тех кто обгоняет

  1. Перед обгоном водитель должен убедиться в отсутствии другого транспорта на пути обгона.
  2. Удостовериться в том, что его маневр не помешает другим участникам движения.
  3. Обгон запрещен если впереди движущийся автомобиль подал знак о повороте налево.
  4. Обгон запрещен, если впереди перекресток и дорога не главная.

Ниже знак разворот разрешен ли поворот налево фото:

ДТП при повороте налево на перекрестке

Итак, можно ли перестраиваться на перекрестке и в какую полосу?

На перекрестке произошло дорожно транспортное происшествие: на нерегулируемом перекрестке всегда все непросто, особенно если он не регулируемый и имеет несколько полос движения в одну и другую стороны. Поэтому и выявить виновника аварии на таком перекрестке всегда непросто, так как в аварии могут принимать участие не два, а больше автомобиля. Как правило аварии на таких оживленных участках дороги возникают в случае несоблюдения пдд поворот налево на перекрестке или в следующих случаях:

  1. Один из участников движения не заметил маневр другого автомобиля.
  2. Первый водитель решил развернуться при повороте налево, а следующий за ним не правильно понял маневр и при повороте налево догнал первого участника движения.
  3. Спешка и невнимательность при повороте, водитель один за другим поворачивают налево, при этом не оставив промежутка для движения транспорта встречного направления.
  4. Часто встречающее нарушение, когда два автомобиля поворачивают налево из двух полос при разрешенной одной.

При таких видах ДТП требуется тщательная разборка аварии, с привлечением камер видеофиксации, очевидцев и тд. При этом правила проезда перекрестка при повороте налево и правила поворота налево на перекрестке прописаны в пдд.

Ниже знак поворот налево фото:

ДТП при обгоне поворачивающего налево автомобиля

Чаще всего такого рода ДТП происходят по следующим причинам:

  1. Водитель, который хочет повернуть налево слишком поздно включает левый поворот.
  2. Водитель поворачивая налево не убедился, что не кому из участников не мешает. При этом автомобиль, который двигался позади уже пошел на обгон.
  3. Водитель идущий на обгон не успевает затормозить перед пешеходным переходом, который находится сразу за перекрестком, тем самым нарушая правила обгона.

Такие ДТП очень часто происходят на дороге и признать виновного в такой аварии бывает проблематично.

Когда обгонять

Как правило на нерегулируемых перекрестках обгон разрешен только в том случае если Вы едете по главной дороге и на перекрестке пересекаете второстепенную. Второе условие отсутствует запрещающая разметка о пересечении дороги в данном месте движения. Но в правилах дорожного движения также есть запрет на обгон впереди идущего автомобиля, который поворачивает налево. Поэтому всегда надо следить за выполнением ряд правил, если обгоняющий уже начал обгон, а после этого впереди идущий автомобиль включил по воротник и начал поворачивать налево, то он будет неправ. Также если обгоняющий начал свой маневр после того, как впереди идущий автомобиль уже включил по воротник и начал совершать поворот, тогда обгоняющий уже будет неправ. Но в том и другом случае всегда присутствует человеческий фактор.

Оправдание

Всегда тот кто поворачивал скажет, что сразу включил по воротник никого не видел, помех не было и поэтому спокойно стал поворачивать налево. В свою очередь обгоняющий скажет в свое оправдание, что он не видел включенного по воротника и поэтому безпрепятственно пошел на обгон.

Как надо помнить

В этом случае согласно пункта 8.1. ПДД при совершении поворота не должно создаваться препятствий для других участников движения. Поэтому чаще всего признают виновным поворачивающего, реже обоюдная вина. Совсем редко признают вину обгоняющего, если удается доказать, что по воротник был включен заранее, до совершения маневра на обгон. Поверните налево или направо только в случае разрешающей этому действию ситуации на дороге и в соответствии с правилами ПДД.

Ниже знак поворот налево запрещен фото:

Как избежать аварии

Избежать аварии просто, надо соблюдать правила дорожного движения. Конечно в каждой ситуации водитель ведет себя по-разному, но основные моменты аварии происходят по следующим причинам:

  1. При движении внимательно следить за другими участниками дороги и уметь предугадать их маневр.
  2. Не лезть наражон и допускать ошибки других участников движения.
  3. Умение соотношение возможностей автомобиля дорожной ситуации в данный момент времени.
  4. Не нарушать скоростной режим и соблюдать дистанцию.

Ведь случае на дороге бывают разные. Вы увидели, что впереди идущий автомобиль включил поворот налево, но мешкает с маневром-это значит что он хочет развернуться и выжидает для этого подходящий момент. Поэтому ваши действия должны быть выверенные, чтобы не попасть в аварию. Таких случаев на дороге бывает много, а для аварии нужна всего секунда. Другой случай Вы включили поворот налево и уже собрались повернуть, но видите в зеркало заднего вида, что автомобиль который сзади вас уже пошел на обгон и вряд ли успеет затормозить. В этой ситуации Вам необходимо притормозить совершать поворот налево, пропустив его.

Иногда у водителей, в особенности начинающих, возникает вопрос поворот направо в какую полосу можно повернуть?- определенно необходимо перестроиться в правую полосу, а подробнее об этом написано в ПДД поворот направо.

Заключение

Как видно из статьи ДТП при повороте налево имеет очень много спорных моментов. Даже если Вы окажетесь правым у Вас могут возникнуть проблемы с выплатой страховки. Как правило при любом сомнении в аварии, вторая сторона падает на апелляцию, тогда все может затянуться на год и более, что для Вас будет нежелательно. Поэтому в конце статьи приведу ряд правил, которых надо придерживаться, тогда данной аварии можно избежать:

  1. Если вы совершаете проезд перекрестка с поворотом налево, вы обязательно должны посмотреть в левое зеркало, в нем всегда сможете увидеть обгоняющий вас автомобиль и избежать столкновения.
  2. На перекрестках или пересечениях дорог старайтесь не обгонять, всегда не вовремя может оказаться препятствие, которое Вы не сможете объехать.
  3. Самый важный совет для водителя включать по воротник заранее, чтобы для других участников движения-это не оказалось неожиданностью. Правило такое чем выше скорость, тем раньше надо включать по воротник. При этом если Вы включили по воротник заранее, тормозить нужно только непосредственно перед поворотом.

Еще один важный момент при движении если Вы все-таки начали обгонять перед перекрестком, необходимо обращать свое внимание не начал кто движение со второстепенной направо в Вашу сторону.

Еще один момент если Вы при повороте налево собираетесь развернуться надо быть уверенным, что едущий за Вами водитель разгадал Ваш маневр и успеет затормозить в случае чего.

Тема 13.4. Проезд перекрестков. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог

Перекресток равнозначных дорог также причисляется к категории нерегулируемых, то есть на нем вы не найдете работающего светофора или регулировщика. А еще (в отличие от перекрестка неравнозначных дорог) на нем не будет установлено никаких знаков приоритета, а пересекаемые дороги будут иметь одинаковое покрытие (либо твердое у обеих, либо встретятся две грунтовки). В общем, полная демократия – все автомобилисты равны в праве на проезд. Но все-таки, кто же первый?

Допустим, к перекрестку подъехали два водителя (как на рисунке слева). Оба двигаются прямо, то есть их траектории пересекаются. Создается конфликтная ситуация. Кто-то кому-то должен уступить…

На перекрестке равнозначных дорог всегда уступает водитель, у которого есть «помеха справа».

В случае выше уступать придется водителю легкового автомобиля. Сначала перекресток преодолеет мотоциклист, затем – автомобилист.

Другой случай. К перекрестку подъехали три водителя, и все едут прямо. Кто поедет первым?

У водителя учебного автомобиля – «помеха справа», у мотоциклиста тоже. Водитель же синей машины «помехи справа» не имеет. Он и проедет первым. После него перекресток покинет мотоциклист, а водитель учебного автомобиля уедет с пересечения последним.

Подобные задачки встречаются и в экзаменационных билетах. Вот в этой, например, к перекрестку подъехали сразу четыре водителя.

Кто имеет право проехать перекресток первым, если все намерены двигаться прямо?
1. Водитель троллейбуса.
2. Вы вместе с водителем троллейбуса.
3. В данной ситуации очередность проезда определяется по взаимной договоренности водителей.

Как тут определить, кто начнет движение первым? У кого больше машина? Или кто считает себя круче? Для этого случая существует правило: если в ПДД не определен порядок разъезда, водители разъезжаются по договоренности. То есть какой-нибудь опытный водитель жестом руки или сигналом фарами пропускает другого водителя, вслед за которым все остальные разъезжаются по правилу «помехи справа». Так что в данной задаче верный ответ – 3.

До этого момента все водители в наших задачках ехали прямо. Давайте теперь рассмотрим случай, когда один из водителей поворачивает налево.

При движении прямо Вы:
1. Имеете преимущество.
2. Должны уступить дорогу только мотоциклу.
3. Должны уступить дорогу только автомобилю.
4. Должны уступить дорогу обоим транспортным средствам.

Кто начнет движение первым? Водители руководствуются «правилом правой руки». У нас – «помеха справа» в виде мотоциклиста, поэтому мы стоим. У водителя мотоцикла также есть «помеха справа» (это грузовик), поэтому он ждет. А вот у водителя грузового автомобиля «помехи справа» нет, поэтому он выезжает на перекресток.

Однако во время движения, поворачивая налево, у грузовика появляется «помеха справа» (это мы), и он останавливается прямо на перекрестке. У нас все также справа мотоциклист, поэтому ехать мы не имеем права. А вот у водителя мотоцикла «помеха справа» ушла, и он поехал. Теперь исчезла «помеха справа» и у нас. Мы также выезжаем на пересечение дорог. Следом заканчивает маневр грузовик, у которого ушла «помеха справа». Получается, что он, начав движение первым, заканчивает проезд перекрестка последним. Правильный ответ – 2.

Более наглядно посмотреть на разъезд автомобилей можно в нашем видео.

При одновременном левом повороте или развороте встречные разъезжаются, как правило, до центра перекрестка – правыми бортами.

Конечно, разъезд левыми бортами (как на фото) – это более безопасный способ левого поворота, ведь при таком раскладе водителями хорошо просматриваются встречные направления. Однако этот способ при интенсивном движении моментально создает заторы.

Правила дорожного движения не регулируют траекторию движения на перекрестке и допускают одновременный разъезд как правыми, так и левыми бортами. Главное при левом повороте и развороте – не выехать на полосу встречного движения.

В 90% случаев водители разъезжаются правыми бортами. Но не стоит забывать, что это довольно опасно, т.к. встречный автомобиль закрывает следующие за ним транспортные средства.

Стоит отметить, что если водители разъезжаются правыми бортами, то водитель при наличии нескольких попутных полос при выезде с перекрестка занимает левую полосу. А если разъезжаются левыми бортами, то после выезда следует занять правый ряд.

Не забудьте также при левом повороте или развороте пропустить встречное транспортное средство, которое едет прямо или поворачивает направо.

Почему только прямо или направо? При левом повороте у водителя, выехавшего на перекресток, встречное транспортное средство окажется «помехой справа», поэтому он будет вынужден остановиться и пропустить его.

А вот если встречный автомобиль едет прямо или поворачивает направо, то при левом повороте или развороте ему необходимо уступить.

Осталось разобраться с трамваем.

Если на равнозначном перекрестке появился трамвай, сразу вспоминаем, что при равных условиях трамвай всегда имеет преимущество.

Вы намерены проехать перекресток в прямом направлении. Кому Вы должны уступить дорогу?
1. Обоим трамваям.
2. Только трамваю А.
3. Только трамваю Б.
4. Никому.

Не имеет значения, находится ли трамвай справа или слева от водителя, или может он едет с противоположного направления. Мы всегда уступаем ему на равнозначном перекрестке. В данной задаче верный ответ – 1.

Однако преимущество трамвая слева не дает приоритета транспортному средству, расположенному рядом с ним. Здесь поговорка «Мы с Тамарой ходим парой» не работает.

Выводим алгоритм при решении задач о проезде равнозначных перекрестков.

1. Есть ли приоритетные транспортные средства (трамвай, машина со спецсигналами)?
2. Есть ли «помеха справа»?
3. Выводим ответ.

Несмотря на то, что схема выглядит чрезвычайно простой, практика показывает целесообразность применения данной схемы.

Рассмотрим несколько задач.

Вы намерены проехать перекресток в прямом направлении. Ваши действия?
1. Проедете перекресток вместе с трамваем, не уступая дорогу грузовому автомобилю.
2. Проедете перекресток, уступив дорогу грузовому автомобилю.

Поскольку у нас слева трамвай, а это приоритетное транспортное средство, и грузовик обязан его пропускать, то может показаться, что мы можем проскочить с трамваем вместе, не уступая дорогу грузовику.

Но здесь нужно просто задать вопрос: «Если у нас «помеха справа»?». И будет ясно, что мы обязаны уступить дорогу грузовому автомобилю. Верный ответ – 2.

При повороте на право Вам следует:
1. Уступить дорогу легковому автомобилю.
2. Проехать перекресток первым.

Задаем простой вопрос: «Есть ли у нас «помеха справа»?». Нет! Значит, имеем преимущество. Правильный ответ – 2.

Можно ли стоять для движения прямо под стрелку светофора?

Представим ситуацию: Вы подъезжаете к перекрёстку со светофором с дополнительными секциями в виде стрелок налево и/или направо по крайнему ряду дороги, но Вам нужно прямо, поэтому Вы останавливаетесь в крайнем ряду, когда автомобилям сзади Вас нужно повернуть по стрелке. Кто в этом случае прав и как действовать в такой ситуации? Можно ли стоять в крайнем ряду дороги перед перекрёстком, если нам нужно прямо и если основная секция светофора выключена, а дополнительная секция со стрелкой включена?

Правила дорожного движения оговаривают, что для поворота налево или направо или разворота нужно занять крайнее положение, а ехать прямо можно из любой полосы, если нет соответствующей разметки. Поэтому сначала рассмотрим простейшую ситуацию с правильной организацией дорожного движения, когда такая разметка есть.

Можно ли стоять при включенной дополнительной секции в крайнем ряду?

Ответ на этот вопрос очевиден, если Вы стоите в крайнем ряду перед светофором с допсекцией для движения прямо, а с данного ряда можно только направо, налево или развернуться, как на схеме ниже.

Как видно из схемы выше, красный автомобиль нарушает, так как стоит для движения прямо в полосе, с которой можно ехать только направо. Синий же автомобиль ничего не нарушает.

Но вот наказание водителя красной машины за это ждёт очень небольшое — всего 500 рублей по части 1 статьи 12.16 КоАП.

Можно ли стоять прямо под стрелку, если разметки нет или она разрешает ехать прямо?

Усложняем ситуацию и уберём разметку проезжей части дороги.

В данном случае красный автомобиль стоит под дополнительную секцию светофора, а синий намерен повернуть направо, о чём свидетельствует его поворотник. Но вот незадача, красному нужно прямо, а основная секция горит красным, и ехать ему запрещено, а зелёному разрешено, но он не может проехать из-за красного. Он негодует, злится, сигналист водителю красного.

Вот только толку от этого мало. Дело в том, что, согласно действующим на 2021 год ПДД, водитель красного ничего не нарушает. Нет у него обязанности не занимать крайний правый ряд для движения прямо, так как соответствующей разметки нет. Также он ничего бы не нарушал, если бы разметка разрешала красному двигаться прямо или направо. Тем не менее, Вы стоите на красный для движения прямо в крайнем ряду, а сзади Вас хотят ехать под допсекцию другие автомобили, то Вы. Это, безусловно, недоработка организации дорожного движения. Но это также недоработка законодателей, пишущих ПДД, в которых не предусмотрена такая ситуация. Более того, не нарушаете Вы только ПДД, но это не единственный правовой акт, регулирующий дорожное движение.

Венская конвенция запрещает стоять прямо из крайнего ряда под стрелку в любом случае

Дело в том, что есть ещё нормативно-правовой акт, называемый «Венской Конвенцией о дорожных знаках и сигналах» (Вена, 8 ноября 1968 г.). И вот согласно ему — точнее, пункту 10 статьи 23 Венской конвенции:

10. Когда сигнал трёхцветной системы дополнен одним или несколькими зелеными огнями, имеющими стрелку или стрелки, включение этой дополнительной стрелки или этих дополнительных стрелок означает, — независимо от того, какой огонь трёхцветной системы в это время включен, — что транспортные средства могут продолжать движение в направлении или в направлениях, указанных стрелкой или стрелками; это означает также, что, если транспортные средства находятся на полосе, которая предназначена исключительно для движения в направлении, указанном стрелкой, или по которой должно осуществляться это движение, их водители должны — при условии, что они уступают дорогу транспортным средствам, двигающимся в том направлении, в котором эти водители намерены следовать, и при условии, что они не будут угрожать безопасности пешеходов, — следовать в указанном направлении в тех случаях, когда остановка их транспортных средств препятствовала бы движению других транспортных средств, находящихся позади них на той же полосе. Эти дополнительные зеленые огни должны помещаться предпочтительно на одном уровне с обычным зеленым огнем.

Очень сложная формулировка, не правда ли!? Потребуется не один раз прочитать её, чтобы понять, о чём идёт речь. Но на самом деле, всё просто. Если Вы стоите для движения прямо на крайней левой или правой полосе, с которой можно поворачивать соответственно налево или направо (но также можно ехать и прямо по ПДД), Вам горит красный, но горит стрелка, разрешающая с этой же полосы поворачивать, то Вы обязаны, согласно конвенции, повернуть. И это независимо от наличия или отсутствия разметки.

Но, казалось бы, причём тут конвенция!? «Для водителей есть ПДД, какая ещё конвенция!?» — скажете Вы. Но конвенция — это очень важный документ. И тонкость здесь заключается в том, что она даже приоритетнее, чем ПДД. В том случае, если в ней и в ПДД будут какие-либо противоречия, то конвенция имеет приоритет. Это диктует нам сама Конституция:

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Венская конвенция — это международный договор России, а ПДД — это подзаконный акт, введённый Постановлением правительства РФ.

Тем не менее, если разметки нет, и по ПДД Вам из крайнего ряда разрешено ехать прямо, но Вы стоите на запрещающий сигнал, в то время как дополнительная секция со стрелкой включена, то штрафа за это не предусмотрено. В Кодексе об административных нарушениях вообще нет наказаний за нарушения предписаний конвенции.

В видеоролике ниже показана типичная ситуация проезда перекрёстка на дополнительную секцию с разметкой, разрешающей из крайнего правого ряда ехать в том числе прямо.

Можно ли не поворачивать на зеленую стрелку светофора, если вам нужно прямо

Мы уже разбирались в вопросе того, можно ли поворачивать на основной зеленый сигнал светофора, если не горит стрелка в дополнительной секции, и там ответ ГИБДД был однозначным. Сегодня же мы разберемся еще в одной неоднозначной на первый взгляд ситуации: можно ли, наоборот, не поворачивать на зеленый сигнал стрелки, если вам нужно ехать прямо. На самом деле здесь ответ тоже будет вполне однозначным, вот только возможны два варианта.

Чтобы ответить на вопрос, обязан ли водитель поворачивать на зеленую стрелку, нужно понять, что обязывает его это делать. Правила дорожного движения в части маневрирования и проезда перекрестков указывают только на положение на проезжей части. Так, пункт 8.5 гласит, что «перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении. Пункты 6 и 13 ПДД, регламентирующие сигналы светофора и правила проезда регулируемых перекрестков, указывают на то, что стрелка разрешает поворачивать, при необходимости уступив дорогу. Ну а чтобы понять, как действовать в нашей ситуации, нужно добавить ко всему этому требования знаков и разметки. Именно от их наличия и указаний будет зависеть ответ на вопрос в заголовке.

Если на перекрестке и перед ним есть знаки и разметка, то все просто: нужно следовать их требованиям. Для ответа на вопрос об обязанности поворачивать нас интересуют знаки 5.15.1 и 5.15.2, а также дублирующая их горизонтальная разметка 1.18, определяющие число полос и разрешенные направления движения по каждой из них. Соответственно, если знаки и/или разметка разрешают движение прямо из полосы, которую вы занимаете, то вы имеете право не поворачивать на зеленый сигнал дополнительной секции светофора. И наоборот, если знаками и разметкой из вашей полосы разрешен только поворот, то вы обязаны не создавать остальным помех для движения и выполнить поворот в соответствии с требованиями знаков и светофора.

Знаки 5.15.1 и 5.15.2

Таким образом, при планировании маневра нужно учитывать требования знаков и заблаговременно выбирать полосу, из которой разрешено движение в нужном вам направлении. Но порой водители попадают в неловкое положение не по своей вине. Например, при наличии на перекрестке двух полос, одна из которых обозначена знаками для поворота налево, одновременно с зеленой стрелкой для движения налево может гореть и зеленая стрелка, разрешающая поворот направо при красном основном сигнале светофора. То есть, водитель, стоящий первым на красный в правом ряду, физически не может избежать «блокирования» тех, кто хотел бы повернуть направо. Однако стоит понимать, что он при этом ничего не нарушает, поскольку разметка разрешает и движение прямо, а число полос не позволяет ему освободить дорогу.

Прежде всего отметим, что ситуация, в которой на перекрестке будет светофор с дополнительной секцией, но не будет разметки и знаков движения по полосам, крайне маловероятна. Именно для исключения спорных ситуаций на таких перекрестках и добавляют знаки и разметку. Однако если по каким-то причинам зеленая стрелка светофора есть, а знаков и разметки нет, то действовать водитель может так же, как и в ситуации, когда знаки и разметка разрешают ему движение прямо. То есть, при отсутствии знаков и разметки водитель имеет право не поворачивать на разрешающий сигнал стрелки в дополнительной секции, поскольку ничто не запрещает ему продолжить движение прямо.

Водители, которые сознательно не выполняют поворот из полосы, с которой запрещено движение прямо, нарушают правила, и за это предусмотрено наказание. Правда, квалифицируется это по самой мягкой части 1 статьи 12.16. Согласно ей, несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

Особенности управления мопедом при повороте

Как показывает статистика, водители автомобилей намного более дисциплинированы в плане соблюдения правил дорожного движения, чем владельцы мопедов. Такое отношение к правилам приводит к большому количеству аварий, часто с летальным концом.

Поэтому для решения подобной проблемы заострим внимание на основных правилах, которые должны знать водители управляя скутером. Такая информация не только сохранит ваше здоровье, но часто послужит основанием для спасения жизни.

Скутер и мопед с точки зрения ПДД

Вся сущность существующего перечня правил сводится к нескольким простым запретительным и разрешительным действиям.

  1. Первое и основное – наличие прав.
  2. Скутерист обязан надевать шлем во время езды.
  3. В любое время суток свет мопеда должен быть включен. Это делается не для освещения дороги, а для собственного обозначения на ней.
  4. Велосипедные пути могут использоваться скутеристами для передвижения. При их отсутствии – по краю дороги.
  5. Перевозить пассажиров разрешается только опытным водителям.
  6. Водители мопедов лишены права поворота налево или разворота, если дорога данного направления двухполосная (или более), а также, если на проезжей части проложены действующие трамвайные пути.

Фото 1. Классическая модель скутера

Акцентируем внимание на определяющем понятии. Согласно закону скутер и мопед понятия, идентичные и никак не отличаются в плане отношения к правилам движения.

У водителей таких транспортных средств не должно быть никаких заблуждений_ преимуществом на дороге они не обладают. Пересекающая проезжая часть велосипедная дорожка, обязывает водителя мопеда пропустить весь транспорт, а потом самому продолжить путь. Многополоcной перекресток вынуждает такого человека становится пешеходом.

При движении с правого края возникает возможность движения водителя мопеда по обочине. Это разрешено, если только не мешает перемещениям пешеходов.

Все перечисленные правила написаны кровью, то есть множество людей пострадали, нарушая их. Поэтому все это делается для блага скутеристов и их безопасности.

Правильное размещение на дороге

Рассмотрим более подробно ситуации с размещением мопеда на дорожном полотне.

  1. Запрещается перемещение мопеда по дорожкам, предназначенным для пешеходов. Никакие размеры не могут быть оправданием езды транспортного средствам, где ходят люди. В то же время велосипедные дорожки предназначены исключительно для скутеров и велосипедов.
  2. Водитель мопеда не всегда может соблюдать правило, касающееся передвижения строго по правому краю или обочине. Такая ситуация может возникнуть при объезде троллейбуса или остановившегося автомобиля. Перестройка во второй ряд разрешена в случае запрета на движение справа.
  3. В ситуации, когда на нерегулируемом перекрестке водитель мопеда пересекается с перпендикулярным участком дороги, он обязан пропустить все без исключения виды транспорта.

Где можно ездить на мопеде

Проанализируем список разрешений, относящийся к месту движения скутера.

  • Как уже отмечалось выше, область движения мопеда – край дорожной полосы справа.
  • Двигаться можно только в один ряд. Ни в коем случае рядом друг с другом.
  • Если есть велосипедная дорожка, с нее съезжать нельзя.
  • Обочина отличное место передвижения, если по условиям дороги по ней не идут пешеходы.
  • Особым запретом обладают полосы на автомагистрали, предназначенные строго для движения автобусов.
  • Нарушением будет движение по левому краю.
  • Объезд только при обминании препятствия в виде стоящего транспорта.

Как сделать левый поворот

Рассмотрим строгие правила, касающиеся левого поворота.

  1. Нельзя поворачивать налево при наличии трамвайных рельс. Очень большая вероятность попадания по железные колеса.
  2. То же самое касается разворота в такой ситуации.
  3. При двухполосном попутном движении левый поворот запрещается.
  4. Выезд на территорию левой полосы с намерением поворота налево или разворота строго карается.
  5. Если осуществить поворот налево необходимо, надо выполнить следующие действия:
  • доехать до пешеходного перехода;
  • остановиться и встать с мопеда;
  • ведя транспорт по типу велосипеда пересечь переход.

Сколько человек можно перевозить

Перевозка пассажира или особенно ребенка требует относительных навыков вождения. Получив права, нельзя сразу на скутере увезти девушку от дверей автошколы. Рассмотрим основные моменты по данной проблеме, которые прописаны в правилах.

  • Только имея двухлетний стаж, можно решиться на перевозку пассажира самому и на основании правил.
  • Меньший срок опыта будет основанием для принятия карательных мер.
  • Конечно, перевозить других людей можно только при наличии дополнительного пространства. При чем, такое место должно быть отражено в документе на мопед.
  • Дети, которым еще не исполнилось семь лет, перевозятся в специальном кресле. Его нужно докупить. Не жалейте на это денег. Жизнь и здоровье вашего малыша важнее финансовых потерь.
  • Также нельзя осуществлять перевозку большего количества пассажиров, чем предусмотрено технической документацией мопеда.
  • Обязательно нужно выдерживать и суммарные нормы по весу перевозимых людей.

Для детей до семи лет необходимо иметь детское место с целью обеспечения безопасности движения. Неопытным водителям нельзя перевозить пассажиров, дети до 7 лет – только в специальных креслах.

Фото 2. Детское кресло для скутера.

Основные ограничения для водителей мопедов

Существуют четкие ограничения для скутеристов в области вождения, служащие основой их безопасного передвижения. Важно не только знать эту информацию, но и строго выполнять. Пусть мотивацией будет не боязнь наказания, а сохранение собственного здоровья и жизни. Проанализируем запреты.

  1. Нельзя осуществлять управление одной рукой.
  2. Перевозить пассажира без оборудованного места.
  3. Транспортировать груз, мешающий четкому управлению или выступающий по краям мопеда более чем на полметра.
  4. Водитель мопеда не имеет права пересекать пешеходный переход на своем «железном коне». Только пешком, ведя транспорт за руль.
  5. Двигаться по дороге без специального шлема. Он реально спасет жизнь в экстремальной ситуации.
  6. Запрету подвергается буксировка мопеда. Так же нельзя самому буксировать какой-либо транспорт.
  7. Нельзя ездить по автомагистралям, предназначенным только для автомобильного транспорта, в случае максимальной скорости мопеда в сорок километров в час.
  8. Конечно, обязательно соблюдения норм, касательно вождения в пьяном виде или под действием наркотиков.
  9. Нельзя передавать свой движущийся транспорт лицам, которые находятся под воздействием психотропных, наркотических или алкогольных веществ. То же относится и медицинским препаратам ухудшающим реакцию.

Рекомендации водителям

Главный совет – неукоснительно выполнять правила касающиеся передвижения по дороге. Обязательно уважать не только водителей других средств, как участников дорожного движения, но и пешеходов. Не проезжать мимо чужой беды, может и вам когда-то понадобится помощь.

Фото 3. Так ездить нельзя

Отдельная рекомендация молодым людям, которые любят покрасоваться на дороге. Не совершайте необдуманные маневры и осторожно передвигайтесь в темное время суток. Это касается и плохой погоды.

Помните, у вас всегда есть одно преимущество – вы в любой момент можете остановиться и просто покатить свой мопед. У автолюбителя такой возможности нет.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector