Camgora.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему пенится масло в двигателе

Почему пенится масло в двигателе

Надежная и бесперебойная работа автомобиля зависит от трех типов жидкостей, заливаемых в авто. К ним относятся топливо, охлаждающая жидкость и масло. Качество и уровень наполненности их влияет на работоспособность остальных систем и механизмов. Также необходимо, чтобы не происходило взаимопроникновение этих жидкостей в непредназначенные для них системы. Такое перемешивание может привести к нежелательным последствиям.

Например, одной из причин, почему пенится масло в двигателе, может быть попадание тосола в картер с маслом. Поэтому разберемся со всеми причинами и последствиями вспенивания, а также выясним, как избежать этого явления или его минимизировать.

Работа системы смазки двигателя

Увеличением производительности силовой установки за счет снижения сил трения при работе занимается система смазки. Дополнительной ее функцией является отвод лишнего тепла от узлов и отдельных деталей. Чтобы максимально эффективно выполнять свои функции масло должно соответствовать рабочим характеристикам и эксплуатироваться в установленном производителями режиме.

Система смазки ДВС состоит из таких компонентов:

  • поддон картера для сбора масла;
  • насос, перекачивающий жидкость по системе;
  • система фильтрации от загрязнений;
  • разводка контура каналов, трубок и шлангов к смазываемым узлам.

Система смазки двигателя

Система герметично изолирована от попадания в нее посторонних жидкостей. Это обеспечивается прокладками, сальниками и уплотнителями. Есть установленные нормы по замене масла.

С момента запуска работы мотора шестеренчатый насос начинает нагнетать давление в системе и подает масло через фильтр на узлы, работающие с повышенным износом: шейки коленвала и рапредвала, клапанный механизм. Сливаясь обратно в поддон и попадая на шатунный механизм, масло разбрызгивается на стенки цилиндров. Оттуда оно убирается маслосъемными кольцами поршневой системы. Процесс происходит беспрерывно в течение работы двигателя.

Причины вспенивания масла

Кроме смазочной системы блок цилиндров оборудован охлаждающей системой. Она распределена по каналам в блоке. Рабочей жидкостью в основном в ней является тосол, забирающий тепло от мотора и способствующий охлаждению рабочих органов. Эта система также герметизирована. Циркуляцию в ней обеспечивает лопастной насос (помпа).

Масло пенится в ДВС

Если между головкой блока цилиндров и самим блоком прокладка изношена или разорвана, то это обеспечит проникновение тосола в смазочную систему. Из-за этого может пениться масло.

Второй по популярности причиной возникновения пены может быть несовместимость масел. При замене его из смазочной системы невозможно удалить абсолютно всю жидкость. Оставшееся небольшое количество «старой» жидкости может не совмещаться по химическим параметрам с «новой». Это взаимодействие приводи к образованию воздушных пузырьков.

Разгерметизация смазочной системы

За счет сообщающихся несанкционированных каналов охлаждающая жидкость проникает под головку цилиндров. Установленная прокладка должна качественно выполнять одну из своих функций, заключающуюся в блокировке такого взаимодействия. На ее торцах установлен металлический защитный кант, зажимаемый при установке прокладки, и уберегающий ее от влияния высоких температур и компрессионного давления.

При возникновении трещин или разрывах такого защитного элемента прокладки происходит разгерметизация. Охлаждающая жидкость получает возможность проникать в цилиндры двигателя, а затем по каналам спускается в поддон. Смешиваясь там с маслом, она образует нежелательное вспенивание. Его можно заметить при открытии крышки с заливного отверстия на блоке цилиндров.

Кроме прокладки, виновниками разгерметизации могут быть трещины в корпусных деталях: блоке или головке цилиндров. Их возникновению способствует перегрев мотора, различные удары, физическое старение металла. Сквозь такие трещины также могут происходить проникновения в систему смазки инородных жидкостей.

Трещина в корпусе

Решить такие проблемы можно с помощью замены прокладки или корпусной детали (головки блока цилиндров). В редких случаях допускается пайка или сварка таких трещин. Эта процедура вряд ли надолго решит проблему герметизации, так как требует специальной подготовки и опыта сварочной работы с алюминием или чугуном.

Признаки перемешивания и самостоятельная диагностика

Есть основные признака разгерметизации системы:

  • наличие масляных пятен на жидкости системы охлаждения;
  • пониженная компрессия в цилиндрах двигателя;
  • масляные потеки из-под головки блока;
  • регулярное снижение уровня тосола в расширительном бачке;
  • постоянное присутствие белого дыма в выхлопных газах.

Проведение несложных диагностических мероприятий избавит от дополнительных расходов, связанных с поездкой на станцию. Кроме визуальной проверки уровня тосола и наличия протечек, можно снять головку цилиндров и осмотреть ее на предмет трещин или сколов.

Также поможет тест с проверкой выхлопных газов на наличие масла. Для этого включается зажигание и прогревается мотор до рабочей температуры. Чистым листом бумаги на несколько секунд закрывается выхлопная труба. Если листок становится немного влажным, а на нем после просыхания остаются маслянистые капли, то это свидетельствует об утечках. Необходима работа по их устранению.

Если такие признаки отсутствуют, то вероятнее всего, проблема создается по другим причинам.

Химическая несовместимость масел

Долив масла должен проводиться такого же вида, которое было залито первоначально. Минеральное с синтетическим смешивать не стоит. Влитая «минералка» в «синтетику» нарушит однородную структуру жидкости. Это связано с тем, что полученное после нефтяной перегонки минеральное масло имеет больший разброс по размерам углеводородных молекул в структуре, чем изготовленное из газов, более однородное синтетическое.

Разнобой в размере молекул «минералки» сказывается на поведении при резких перепадах рабочих температур. Также это влияет на вязкость, смазывающие качества и температуру замерзания.

Кроме основного материала в смазывающей жидкости присутствуют дополнительные присадки. В разных маслах они отличаются по характеру взаимодействия с окружающей системой и между собой. Иногда присадки могут вступать в реакцию с другими химическими веществами из долитого масла, и приводит к нежелательным последствиям, например, вспениванию.

Наличие конденсата

Вода, попавшая в систему смазки, изменяет свойства масла. Полного растворения масла в воде не произойдет. Однако, при длительном перемешивании может образоваться взвесь в виде эмульсии. Ее и видит водитель на щупе, проверяя уровень масла. Такой «коктейль» образуется вне зависимости от качества масла.

Водяной конденсат образуется в системе из воздуха. Он скапливается на холодных элементах двигателя, если есть значительная разность температур окружающей среды и металлических частей. Чаще всего образование его происходит в межсезонье и зимой в плохо отапливаемом гараже. Капли конденсата стекают в масло и накапливаются, смешиваясь с ним. Результатом является пена.

Замена масла в двигателе

Для борьбы с таким явлением необходимо хорошо прогревать мотор во время холодов, чтобы вода успевала испаряться с поверхности или не появлялся конденсат. Можно также утеплять мотор для быстрого его прогрева.

Необходимость избавление от вспенивания

От вспененного масла необходимо избавляться. Оно не выполняет своих функций по качественной и равномерной смазке. Структура такого вещества получается неоднородной. Пузырьки воздуха, окутанные в плотную оболочку, имеют разную плотность с маслом. Это не способствует быстрому отводу тепла от узлов. Происходит нежелательный перегрев мотора.

Такие пузырьки плохо проходят по каналам «рубашки» блока цилиндров. Получается слабая циркуляция масла в системе, меняется вязкость вещества.

Когда формируется эмульсия с конденсатом, то масло не выполняет свою работу по смазыванию. Кроме перегрева из-за повышения коэффициента трения, это все приводит к образованию задиров, износу трущихся поверхностей, к выходу из строя сопрягающихся элементов. Расслоившийся конденсат может замерзать в проходных каналах, блокируя циркуляцию масла. Это приводит к гидроударам и более тяжелым последствиям с двигателем.

Поэтому необходимо регулярно контролировать состояние масла, а при возникновении такого состояния, провести необходимую работу по устранению выявленных неполадок.

Почему пенится масло в двигателе и как решить эту проблему

Слаженная и беспроблемная работа авто зависит от нескольких видов жидкостей, которые заливаются в машину. К ним можно отнести бензин, охлаждающую жидкость и масло.

Основное воздействие на производительность других систем и механизмов оказывает то, насколько качественны эти жидкости. Также важно, чтобы взаимное проникновение этих жидкостей не случалось в системах, не предназначенных для них. Иначе ничего хорошего не произойдет.

Допустим, одна из причин, по которой моторное масло пенится, может быть антифриз в картере с маслом. Поэтому важно рассмотреть все причины и последствия образования пены, а также узнать, как постараться минимизировать это явление.

Почему моторное масло вспенивается?

Система смазки двигателя герметично закрыта от попадания посторонних жидкостей. Это гарантировано прокладками, печатями и штампами. Существуют установленные стандарты замены масла.

С самого запуска двигателя шестеренчатый насос медленно нагнетает давление в системе и пропускает масло сквозь фильтр на узлы, которые работают с увеличенным износом: шейки коленвала и рапредвала, клапанный механизм.

Как только сольется назад в поддон и проникая на шатунный механизм, масло будет разбрызгано на стенки цилиндров. Из этого места оно уходит маслосъемными кольцами поршневой системы. Все это работает практически без перебоев во время работы двигателя.

Помимо системы смазки блок цилиндров имеет свою охлаждающую систему. Она расходится по каналу в блоке. Рабочей жидкостью практически всегда является тосол, который «съедает» тепло. В этой системе герметизация.

Важно! Когда прокладка изнашивается или сломана, из-за этого антифриз оказывается в системе смазки. Поэтому масло может вспениться.

Вторым наиболее распространенным обстоятельством возникновения пены может быть проблемы с совместимостью масла. Заменив его из системы смазки, нельзя целиком ликвидировать всю жидкость.

Остатки и небольшие излишки прошлой жидкости не могут быть химически соединены с «новой». Этот процесс оборачивается образованием пузырьков воздуха.

Несанкционированные каналы связи могут обернуться тем, что охлаждающая жидкость пойдет под головку цилиндров. Важно, чтобы прокладка выполнять свои функции, то есть предотвращать такое взаимодействие.

На концах находится для защиты ободок из металла, который фиксируется при установке прокладки и защищает ее от воздействия повышенных температур и давления сжатия.

В случае повреждений защитного элемента соединения все разгерметизируется. Охлаждающая жидкость может проходить в цилиндры двигателя.

После смешивания там с маслом, она может неожиданно вспениться. Ее желательно изменить при вскрытии крышки на блоке цилиндров.

Помимо прокладки, виноваты в проблемах с герметизацией будут повреждения в частях корпуса. Нагревание двигателя, различные повреждение и простой износ металла способствуют их возникновению. Через эти трещинки также могут попасть посторонние вещества в систему смазки.

Почему пенится масло в двигателе? Несколько популярных причин

Скачать PDF

Искать причину, почему пенится масло в двигателе, надо срочно и немедленно, едва замечено такое явление. Помним, господа, автомобилисты, что масло и топливо – основные жизненно важные жидкости в организме вашей машины. Любые их аномалии говорят либо о том, что авто уже больно и требует лечения, либо о том, что созданы предпосылки для его заболевания. Медицинская терминология в этом случае выглядит забавно, однако описывает ситуацию предельно точно. И если вы не горите желанием вкладываться в дорогостоящие лечебные процедуры, следует вовремя отслеживать состояние главных жидкостей, к которым, безусловно, относят и смазку мотора.

Почему пенится масло в двигателе? Это может происходить по нескольким причинам. Со всеми ними разберемся по порядку.

Содержание

  • Разгерметизация
  • Несовместимость масел
  • Вода
  • Чем грозит пена в масле?

Разгерметизация

Наиболее часто встречающаяся причина – нарушение герметичности охлаждающей системы. В результате она начинает сообщаться со смазочной системой, а масло, соответственно, смешиваться с тосолом или антифризом. Самая частая поломка – деформация или разрыв прокладки, которой изолируется головка блока цилиндров (см. список симптомов пробитой прокладки ГБЦ).

Основная ее цель – герметизация охладительной системы, но существует и дополнительная: она является уплотнителем между блоком и головкой. Если прокладка прохудилась, тосол сочится через нее в камеру сгорания, откуда со временем попадает и в картер.

Более тяжелым случаем является образование трещин и зазоров в корпусных деталях. Причиной их появления может быть что угодно: старение металла, сильный перегрев (на грани критического), существенный удар. В любом случае вам – на СТО. И не стоит рассчитывать на полумеры: опытные автомобилисты с уверенностью заявляют, что сварные работы лишь продлевают агонию – очень скоро трещина появится снова, причем зачастую не одна. Здесь поможет только замена всей корпусной детали.

Дополнительным симптомом проблем с герметичностью системы охлаждения может служить белый дым валящий из выхлопной трубы. Если к ней приложить бумажку, после высыхания на ней не остается пятен от масла и топлива.

Несовместимость масел

Более редкой эту причину можно считать только потому, что большинство хозяев все же следят за тем, что льют в подвластные им моторы. И уж точно большинство народа избегает смешивать синтетику с минералкой. Однако в каком-нибудь аховом случае, если запаса правильного масла с собой в дороге не оказалось и пришлось воспользоваться пожертвованием случайного попутчика, такая ситуация возможна. Главное, добравшись до конечного пункта своего движения полностью заменить испорченное масло.

Менее суровыми будут последствия смешения приблизительно одинаковых масел. У разных производителей присадки свои, и они могут не состыковываться друг с другом. Если уж случился форс-мажор, замена масла должна быть обязательной.

Вода

Наиболее безобидная и легко устранимая причина вспенивания масла – конденсат, попавший в него. Вода с маслом не способны смешиваться; они образуют при соединении эмульсию, которая и принимается водителем за пену. Главным утешением может стать то, что такая неприятность не случилась из-за поломок в движке и не объясняется отвратным качеством масла. Чаще всего такое бывает в межсезонье и зимой, когда народ избегает ездить на далекие расстояния, а многие и вовсе редко пользуются автомобилем.

Чтобы избежать неприятностей, достаточно перед выездом хорошо прогреть мотор. Тогда конденсат испарится полностью и не стечет в ненужные полости.

Чем грозит пена в масле?

Ясное дело, что любое разбавление смазки снижает ее вязкость. В результате смазываемые детали трутся сильнее, а их охлаждение сильно ухудшается. Износ, что очевидно, наступает в нерасчетные сроки. Предсказуем и быстрый перегрев движка с необходимостью что-то делать, чтобы добраться хотя бы до гаража.

Но хуже всего, если в масло попала именно вода – и успела в нем накопиться (например, в результате долгой стоянки без периодического прогревания). Жидкость собирается над каким-нибудь из поршней; а зимой еще и смерзается. Вполне вероятным становится гидроудар из-за того, что поршень не имеет возможности подняться. Как следствие: ломаются шток или шатун, шпильки головки цилиндра обрываются, а то и полетят все детали поршневой группы.

Так что, едва заметив странные пузырьки, срочно выясняйте, почему пенится масло в двигателе; перед тем, как тронутся в морозы, прогревайте движок – и не забывайте это делать, если пока что вам машина не требуется.

Присадки в моторном масле: пеногасители

«Насколько опасно когда пенится масло в двигателе? Слышал, в масло добавляют специальные присадки для борьбы с пеной, так ли это?»

Образование пены является проблемой для масел в моторе или трансмиссии. По этой причине в смазочные материалы вносят некоторые добавки, известные в химии как антивспениватели или пеногасители. Эти добавки относительно крупные по размеру и даже могут разламываться в процессе эксплуатации на более мелкие части.
Требования к чистоте системы смазки становятся более жесткими (применение фильтров более тонкой очистки). В связи с этим следует учитывать, что эти добавки могут быть отфильтрованы из масла.

Что такое пеноуничтожающие реагенты?

Пеноуничтожающие реагенты бывают двух видов: метил силикон и полиметакрилат. Их применяют в разных концентрациях в маслах различного типа. Например, трансмиссионные масла с более высокой вязкостью имеют большую склонность к образованию пены из-за воздушных пузырьков. Порой в КПП воздушные пузырьки могут в большом количестве накапливаться на поверхности трансмиссионного масла.

В большинство смазочных масел вводят пеноуничтожающие реагенты, чтобы свести к минимуму риск возникновения устойчивой пены на поверхности масла. Также для смазки важен тонкий баланс между пеногасителями и другими присадками. Если концентрация антивспенивателей слишком низкая, могут возникнуть проблемы. Если концентрация слишком высокая, это также может привести к избыточному пенообразованию, но уже за счет изменения поверхностного натяжения масла.

Как работают пеногасители

Поскольку воздух попадает в масло, пузырьки воздуха предпринимают попытку подняться на поверхность. В момент, когда пузырек поднимается через слой масла, его улавливает добавка-пеногаситель. Пеноуничтожающие реагенты отличаются от большинства присадок тем, что они не растворяются в масле, а являются взвесью. Это важно, потому, что пеногасители теряют способность бороться с пеной, когда находятся в растворенном состоянии.

После «встречи» с воздушным пузырем, пеногасители снижают прочность стенки пузыря. Добравшись на поверхность масла, пузырь лопается, возвращая воздух назад в атмосферу. Пузыри со слабыми пленками-стенками лопаются и не образовывают устойчивую пену на поверхности масла.

В идеале, пеноуничтожающие реагенты всегда выполняют свою работу и пена никогда не будет в масле проблемой. На практике, пеногасители могут потерять свою эффективность, в результате целого ряда проблем.

Одной из наиболее распространенных является загрязнение масла. Любое загрязняющее вещество, которое снижает поверхностное натяжение масла может уменьшить эффективность пеногасителей. Вода является №1 в этом списке. Она уменьшает поверхностное натяжение и приводит к избыточному вспениванию. Другие загрязнители: моющие средства, растворители, топливо, продукты окисления. Поддержание чистоты масла, положительно влияет на борьбу с пенообразованием.

Вторая причина, почему пеноуничтожающие реагенты становятся неэффективными — из-за уменьшения их количества в масле. Это может произойти из-за чрезмерной фильтрации или из-за хранения масла в течение длительного периода времени. Так как эти добавки взвешены и не растворяются, то они склонны к выпадению в осадок. Без достаточного перемешивания, особенно если масло находится в хранении в течение значительного промежутка времени, они осаждаются и выключаются с работы. Кстати, это одна из важных причин, почему не рекомендуется использовать масла с истекшим сроком годности.

Почему антивспениватели нужны

В большинстве случаев удается сохранить пену на поверхности масла на управляемом уровне. Однако не все машины имеют идеальные резервуары, чтобы дать маслу время охладиться и позволить пузырькам воздуха подняться на поверхность. На самом деле, многие авто имеют слишком маленькие картеры и очень скромные заливные объемы, поэтому масло в двигателях этих машин находится в постоянном состоянии турбулентности. Для таких автомобилей нужны масла с увеличенным количеством пеноуничтожающих добавок.

Малое количество пены является приемлемым. Но избыток пены может уменьшить способность разбрызгивания смазки и привести к масляному голоданию для некоторых узлов. Пена может ограничить способность масла течь через маслопроводы.

Пена укорачивает срок службы масла. Наиболее распространенной формой деградации масла является окисление. Пена имеет высокий процент воздуха, который является главным ингредиентом в этом процессе. Как только пены становится больше и она начинает ограничивать скорость попадания смазки к узлам, температура масла начинает повышаться. С увеличением рабочей температуры и большим количеством воздуха в масле, реакции окисления проходят с повышенной скоростью.

Удаление пеноуничтожителей фильтрацией

К сожалению, существуют фильтры у которых размеры ячеек не согласуются с размерами присадок-пеногасителей. Это приводит к тому, что через определенное время добавки будут удалены из масла. И хотя некоторые пеноуничтожающие реагенты не являются твердыми и могут проходить через микронные поры фильтра, другие типы присадок навсегда покинут ваше масло.

Общее мнение производителей масел, что риск отфильтровать пеноуничтожающие реагенты начинается с уровня ячейки фильтра в 3 микрона.

Уважаемые посетители! При желании, в форме ниже Вы можете оставить свой комментарий. Внимание! Рекламный спам, сообщения не относящиеся к теме статьи, оскорбительного или угрожающего характера, призывающие и/или расжигающие межнациональную вражду будут удалены без объяснений

Почему пенится масло в двигателе? Причины и их устранение.

Бывалому автолюбителю вопрос о вспенившимся масле в двигателе может и покажется ироническим, но вот у новичка такая задачка может вызвать скептические мысли, а то и вовсе стать неразрешимой задачей, с которой он обратится к бывалым автолюбителям, к знакомым, в конце, концов в интернет. Возможно, именно с таким вопросом вы и пришли к нам на сайт, в надежде найти аргументированный ответ на вопрос, — почему же все-таки пенится масло в двигателе (ДВС)? Прежде всего, нам хотелось донести до вас информацию о конструктивном строении двигателя (ДВС), что поможет вам понять и разобраться в причинах вспенивания масла. Ну и во вторую очередь, поговорить об особенностях технических жидкостей (масло, тосол), ведь это также может стать причиной вспенивания масла в двигателе.

Итак, двумя рабочими техническими жидкостями в двигателе являются масло и тосол. Так масло залито в картере двигателя, и оттуда при помощи масляного насоса качается для смазки и обмывания коленчатого и распределительного вала. Фактически это и есть система смазки двигателя, которая является обособленной. С тосолом тоже, не все так сложно для понимания. Тосол в основном своем объеме залит в расширительном бачке, в радиаторе, в патрубках и подводится к блоку двигателя, в котором собственно также залит. Кроме того, в блоке двигателя установлена помпа, которая перекачивает тосол, и выполнены конструктивные каналы, по которым независимо от системы смазки циркулирует охлаждающая жидкость. Такие каналы охлаждения в двигателе называют еще «рубашкой» охлаждения. Система охлаждения также является независимой, как и система смазки.
После того, как мы разобрались с системами смазки и охлаждения двигателе, можно приступить непосредственно и к описанию проблем связанных с вспениванием масла.

Если говорить по существу, то их может быть две.Во-первых, смешивание тосола с маслом, то есть нарушение герметичности между системой охлаждения и смазки. Во-вторых, несовместимость масел, в основном при замене масел (доливке), когда марка масла залитая в двигатель была заменена на другое, но в нем оставалось не слитое масло, вернее остатки предыдущего масла.

Ведь абсолютно слить все масло из двигателя при замене, как правило, невозможно. Сразу скажем, что второй вариант вспенивания масла «предпочтительней», но и встречается на практике реже. Далее мы и рассмотрим более подробно каждых вариант вспенивания масла в двигателе.

Масло пенится в двигателе из-за целостности прокладки ГБЦ или корпусных деталей

Самый неприятный вариант, когда произошла разгерметизация системы охлаждения, а вернее она каким либо образом стала сообщаться с системой смазки. Одним из вариантов такого исхода может быть «побитие» прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ). Прокладка установлена между блоком и головкой, при этом герметизирует не только каналы системы охлаждения, но и уплотнительный поверхности между головкой и блоком. На торцах прокладки выходящих в камеру сгорания как правило имеется металлическая окантовка, которая прижимается при установке прокладки и выполняет защитную функцию от воздействия температуры и от высокого компрессионного давления в двигателе.

(На рисунке показаны «классические» места утечки тосола в масло. В результате масло вспенивается)

В случае трещины, разрыва данного защитного кольца, не герметичности прокладки при протягивании, тосол может попадать через прокладку в камеру сгорания, откуда попадет и в картер двигателя. При смешивании тосола и масла, данный «коктейль» вспениться, что вы и заметите при эксплуатации.

(На фото пробитые прокладки ГБЦ, явившиеся причиной вспенивания масла, снижения давления компрессии, попадания масла в тосол)

Также причинами вспенивания масла могут быть и более тяжкие неисправности, а именно трещины в корпусных деталях. Трещины могут появиться в результате ударов, перегрева, при старения металла.

(На фото ниже показана трещина в головке блока цилиндров)

Через данные трещины тосол попадает в масло, а масло в тосол. Что сродни неисправности с пропусканием через прокладку ГБЦ. В случае таких неисправностей, лучше всего заменить корпусную деталь. Сварка может не дать желаемых результатов на длительное время, так как условия эксплуатации очень тяжелые и сложные, а качественная технология сварки чугуна или алюминия не всем под силу. Также хочется повториться, что одно условие порождает другое, то есть при вспенивании масла, прежде всего, проверьте тосол, если и в нем вы найдете капельки масла на поверхности, то проблема именно в неисправностях описанных выше. Косвенным признаком этих неисправностей может стать снижение компрессии в двигателе. В случае если у вас нет таких признаков, то скорее всего масло пенится из-за смешивания его с другими видами масел, об этом далее.

Определение неисправностей системы охлаждения при вспенившемся масле

Как вы понимаете, неисправности описанные выше потребуют от вас значительных трудозатрат на ревизию при снятии головки двигателя, не говоря уже о самом ремонте. Для того, чтобы не снимать головку для поиска симптомов неисправности системы охлаждения, прежде всего необходимо провести ряд диагностических проверок, которые с высокой долей вероятности укажут на утечку ОЖ в масло.
Мы уже упоминали о появлении масляной пленки в ОЖ и о вспенивании масла. Также о снижении уровня ОЖ при эксплуатации в отсутствии видимых внешних утечек. Все эти особенности можно отнести к диагностическим проверкам указывающим на попадание ОЖ в масло и как итог его вспенивание. Кроме того, из выхлопной трубы как правило идет белый дым. Дополнительно можно проверить, что из выхлопной трубы действительно выбрасывается ОЖ. Для этого на хорошо прогретом двигателе кратковременно закрывают отверстие выхлопной трубы листом бумаги. Первоначально лист становиться влажным, но затем высыхает и на нем не остается видимых пятен, таких как от бензина или масла.

Масло пенится в двигателе из-за несовместимости масел

Еще одним из возможных вариантов вспенивания масла может являться несовместимость масел. Прежде всего, необходимо доливать тот же вид масла, который залит в двигателе. Все это связано с тем, что масла изготавливаются на определенной основе, вернее имеют определенную «базу». «База» – базовое масло, это то масло которое получается в результате переработки нефтепродуктов. Так масло можно получить путем очистки нефти (минеральные масла) и путем каталитического синтеза из газов (синтетическое масло). Именно способ получения, изготовления масла и определяет вид масла. Масло полученное синтетическим путем имеет более равномерную структуру, его молекулы имеют минимальный разброс по размеру между ними.

Минеральные масла не столь идеальны по своей структуре. Разброс молекул масла сказывается на смазывающих свойствах, на температуре замерзания, на вязкости масла. Но это тема отдельной статьи, а мы лишь заострим ваше внимание на том, что смешивание таких разносортных масел может повлечь за собой несовместимость по «базе». Также необходимо сказать и о смешивании присадок масел.
В итоге, смешивание масел и как следствие присадок различных производителей может привести не только к потере эксплуатационных свойств, но и негативным последствиям. Таким как изменение равномерности плотности масла в общем объеме, выпадению осадка, вспениванию.

Масло пенится в двигателе из-за конденсата (влаги)

Еще одной возможной причиной вспенившегося масла в двигателе может стать вода. Смесь воды и масла, можно сказать «не сочетаема», так как одна жидкость в другой фактически не растворяются. В итоге, при смешении воды и масла получается эмульсия. Эмульсия и является той самой пеной, которую вы и можете наблюдать в своем двигателе. Образование подобной пены в двигателе не связано никоим образом с качеством масла или с неисправностью двигателя.
Образование такой пены характерно для не прогретых двигателей в межсезонье при незначительном пробеге или зимой, когда двигатель вообще не в состоянии прогреться полностью. Конденсат скапливается на холодных деталях двигателя, далее стекает в масло, ну а дальше просто смешивается с ним. При этом если до конца он так и не прогревается или не успевает прогреваться, в силу каких-либо причин, то вода «не выходит» из масла, а значит, смешиваясь с ним. В тоге создает пену.
Методы борьбы с такой проблемой очевидны. Двигатель машины в холодные сезоны необходимо прогревать полностью, чтобы все его детали могли эффективно испарять влагу осевшую на них. Если температура деталей двигателя будет не высока, то есть не будет обеспечивать гарантированного испарения влаги, после ее появления, то влага будет просто стекать и скапливаться в двигателе. Итак, прогреваем двигатель или утепляем его, обеспечивая номинальные рабочие температуры.

(замерзшая эмульсия = масло + вода)

Чем опасно вспенившееся масло в двигателе

(основные места обнаружения вспенивания масла эта заливная горловина и щуп для проверки уровня масла)

Напоследок хотелось бы не только резюмировать, почему все же надо своевременно избавиться от эффекта вспенивания масла, неважно какой причиной оно вызвано.

Главная проблема, связанная с вспенившимся маслом, заключается в изменении основных свойства масла. К основным функциональным свойствам можно отнести уменьшение трения и охлаждение деталей двигателя. По сути, масляная пена представляет из себя неравномерную по плотности среду. Фактически, это мелкие пузырьки воздуха в масляной оболочке. Наличие воздуха в масле значительно снижает отвод тепла, также затрудняет прохождение масла по омывающим каналам малого сечения, за счет изменения вязкости (текучих свойств). Все это сказывается не только на эксплуатационных характеристиках двигателя, но и на его ресурсе.

Особенно тяжкие случаи могут быть при попадании ОЖ или воды в масло и его вспенивании. Кроме вспенивания, масло еще и теряет свои смазывающие свойства, в итоге возможен задир колец в цилиндрах, перегрев двигателя из-за забитых каналов смазки. Возможен и гидроудар, когда после длительной стоянки, ОЖ собирается в цилиндре, над одним из поршней, или вообще замерзает, если это вода. Далее, при запуске двигателя автомобиля, жидкость или лед не дает подняться поршню. Происходит гидроудар, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Именно поэтому, проблемы со вспенившимся маслом в двигателе автомобиля, должны устраняться максимально быстро и эффективно.

Почему пенится масло в двигателе?

Опытному автолюбителю вопрос о вспенившимся масле в двигателе может показаться ироническим, но у новичка эта задача вызовет скептические мысли и может стать неразрешимой задачей. С ней он обратится к знакомым, бывалым автолюбителям или в интернет. Прежде всего нужно донести до вас информацию о строении двигателя, это поможет разобраться и понять о причинах вспенивания масла, а затем поговорить о технических жидкостях (тосол, масла), это может стать одной из причин, почему масло в двигателе вспенивается.

Мы разобрались с системами охлаждения и смазки в двигателе, можно приступить к описанию проблем, которые связаны со вспениванием масла. Проблем может быть две. Первая, это смешивание масла с тосолом, то есть нарушена герметичность между системой смазки и охлаждения.

Вторая проблема — несовместимость масел, в основном при доливке или замене масел. Когда марку масла, которая была залита в двигатель, заменяют на другое, то там остаются остатки предыдущего масла. Как правило, невозможно при замене слить абсолютно все масло из двигателя. На практике предпочтительнее 2-й вариант «вспенивания» масла, но он встречается все реже на практике. Масло пенится в двигателе из-за корпусных деталей или прокладки ГБЦ.

Неприятным вариантом будет, когда система охлаждения разгерметизировалась, то есть стала каким-то образом общаться с системой смазки. Это может быть из-за «пробития» прокладки головки цилиндров. Прокладку устанавливают между головкой и блоком, она герметизирует уплотнительные поверхности между блоком и головкой и каналы системы охлаждения. На торцах прокладки, которая выходит в камеру сгорания, имеется металлическая окантовка, при установке прокладки она прижимается и выполняет защиту от воздействия температуры и от высокого компрессионного давления в двигателе.

В случае разрыва трещины из-за не герметичности прокладки при протягивании или защитного кольца тосол попадет в камеру сгорания через прокладку, оттуда попадает в картер двигателя. При смешивании масла и тосола данный «коктейль» вспенится, что можно увидеть при эксплуатации.

Также причинами того, что вспенивается масло, могут быть в корпусных деталях трещины и более тяжкие неисправности. Трещины появляются при старении масла, перегрева и от ударов. Через эти трещины тосол и масло смешиваются. В случае этих неисправностей лучше будет заменить корпусную деталь. Сварка на длительное время не даст желаемых результатов, потому что условия эксплуатации очень сложные и тяжелые и не всем под силу качественная технология сварки алюминия или чугуна. Одно условие порождает другое, а именно вспенивание масла, при вспенивании масла проверьте тосол, если на поверхности вы найдете капельки масла, то проблема кроется в неисправностях, описанных выше.

Как правило, из выхлопной трубы идет белый дым. Можно проверить действительно ли охлаждающая жидкость выбрасывается из выхлопной трубы. Для этого закрывают листом бумаги отверстие выхлопной трубы. Лист становится влажным, потом высыхает, и на нем нет пятен, таких, какие бывают от масла или бензина.

Тяжкие случаи бывают, когда охлаждающая жидкость попадает в масло. Кроме вспенивания масло теряет смазывающие свойства, в итоге из-за забитых каналов смазки происходит перегрев двигателя. Может быть гидроудар, если после длительной стоянки охлаждающая жидкость находится в цилиндре над поршнем, а при запуске авто жидкость не дает возможность подняться поршню. Тут и происходит гидроудар с вытекающими последствиями. Поэтому проблемы в двигателе авто со вспенившимся маслом устраняются эффективно и быстро.

Пенится масло после замены

#1 AndreySCB

  • Пользователи
  • 24 сообщений
    • Откуда:Санкт-Петербург
    • Пол: Мужской
    • Мотоцикл:Yamaha YZF-R1
    • Год выпуска:2014

    Здравствуйте уважаемые форумчане.

    Сегодня при запуске двигателя после очередной замены масла обратил внимание на то, что масло в окошке картера стало «газированным» — т.е. пены нет, эмульсии тоже, а в стекающем масле присутствуют пузырьки воздуха. Причем, чем выше обороты двигателя, тем интенсивней образование пузырьков в масле, вплоть до однородной массы цвета клея Момент. После остановки двигателя масло относительно быстро становится прозрачным. Сегодня как и всегда заливал Yamalube 15W50. За состоянием масла слежу постоянно и уверен на 100%, что масло начало пениться после замены. Единственный сомнительный момент — после основной заправки маслом я немного налил точно такого же масла, но из запасов 2-х летней давности.

    Кто из вас сталкивался с такой проблемой?

    • 0
    • Наверх

    #2 wh_off

  • Пользователи
  • 159 сообщений
    • Откуда:Ижевск
    • Пол: Мужской
    • Мотоцикл:r1
    • Год выпуска:2007

    пенится, это когда пена на поверхности масла, даже когда оно холодное. В остальных случаях это еще не пенится.

    • 0
    • Наверх

    #3 Счастливый

  • Пользователи
  • 175 сообщений
    • Откуда:Новосибирск
    • Мотоцикл:Yamaha R1
    • Год выпуска:2007
    • 0
    • Наверх

    #4 AndreySCB

  • Пользователи
  • 24 сообщений
    • Откуда:Санкт-Петербург
    • Пол: Мужской
    • Мотоцикл:Yamaha YZF-R1
    • Год выпуска:2014

    . если маленькие прозрачные пузырьки в один,максимум два слоя

    • 0
    • Наверх

    #5 AndreySCB

  • Пользователи
  • 24 сообщений
    • Откуда:Санкт-Петербург
    • Пол: Мужской
    • Мотоцикл:Yamaha YZF-R1
    • Год выпуска:2014

    пенится, это когда пена на поверхности масла, даже когда оно холодное. В остальных случаях это еще не пенится.

    • 0
    • Наверх

    #6 Счастливый

  • Пользователи
  • 175 сообщений
    • Откуда:Новосибирск
    • Мотоцикл:Yamaha R1
    • Год выпуска:2007
    • 0
    • Наверх

    #7 AndreySCB

  • Пользователи
  • 24 сообщений
    • Откуда:Санкт-Петербург
    • Пол: Мужской
    • Мотоцикл:Yamaha YZF-R1
    • Год выпуска:2014

    У меня были такие пузырьки на новом масле,но сейчас немного поездил и пузырьки перестали появляться.

    Спасибо. Воспользуюсь Вашим опытом и поезжу на низких оборотах не вызывая появления пузырьков. Если не поможет — буду думать дальше. Хотя честно говоря в голову лезли всякие нехорошие версии, начиная с естественных и часто встречаемых до совсем невероятных (например подклинивание в открытом состоянии редукционного клапана главной масляной магистрали).

    • 0
    • Наверх

    #8 Илюха

  • Модератор
  • 5 928 сообщений
    • Откуда:Моск Обл
    • Пол: Мужской
    • Мотоцикл:МИНСК 3.111/ИЖ-Юпитер5/ZX-400/R-6/R-1
    • Год выпуска:2015

    поезжу на низких оборотах не вызывая появления пузырьков. Если не поможет — буду думать дальше. Хотя честно говоря в голову лезли всякие нехорошие версии, начиная с естественных и часто встречаемых до совсем невероятных (например подклинивание в открытом состоянии редукционного клапана главной масляной магистрали).

    • 0
    • Наверх

    #9 AndreySCB

  • Пользователи
  • 24 сообщений
    • Откуда:Санкт-Петербург
    • Пол: Мужской
    • Мотоцикл:Yamaha YZF-R1
    • Год выпуска:2014

    Сегодня слил масло и вот что болталось на дне картера . И это в масле, на котором не проехали ни одного километра. Когда данная субстанция отстоялась — под верхним слоем масла угадывалось движение капелек воды. Но обратил внимание на это лишь после того, как залил новое масло 🙁

    Почему пенится масло в двигателе

    1. Негативные последствия
    2. Причины, приводящие к вспениванию масла в двигателе
    3. Видео

    Вспенившееся масло в двигателе является довольно неприятным происшествием и для опытного автолюбителя, и для новичка. Однако бывалый владелец транспортного средства знает не только причины, по которым это может произойти, но и способы их устранения, в то время как начинающий автомобилист не сможет разобраться с этой проблемой самостоятельно без наличия теоретической базы. В данной статье мы расскажем, почему пенится масло в двигателе внутреннего сгорания, какие причины могут к этому привести, и какие действия необходимо совершить для их эффективной ликвидации.

    Негативные последствия

    Изменяется вязкость

    Вспенившееся масло является отклонением от нормы, которое может негативно повлиять на работу двигателя автомобиля. Наличие пены неизменно приводит к следующим последствиям:

    • изменение вязкость масла;
    • снижение скорости отвода тепловой энергии, в результате чего масло с трудом проходит по омывающим каналам, имеющим небольшое сечение;
    • ухудшение охлаждения корпусных деталей двигателя;
    • увеличение трения деталей, ведущее к их преждевременному износу и т.д.

    Исходя из вышеизложенного очевидно, что образование пузырьков воздуха в масле негативно влияет на эксплуатационные характеристики мотора и существенно снижает срок его дальнейшей эксплуатации. В самых худших случаях масляная пена может привести к перегреву двигателя или к гидравлическому удару.

    Причины, приводящие к вспениванию масла в двигателе

    Причина в скоплении конденсата

    Существуют три причины, из-за которых в масле двигателя внутреннего сгорания могут появляться воздушные пузыри:

    • разгерметизация системы охлаждения;
    • плохая совместимость разных типов масел;
    • образование конденсата.

    Остановимся на каждой из них более детально.

    Нарушение герметизации в системе охлаждения автомобиля

    Прокладка ГБЦ

    Является основной причиной смешивания охлаждающей жидкости (антифриза) и моторного масла. Зачастую разгерметизация является следствием пробития защитной прокладки, которая устанавливается на головку блока цилиндров и препятствует проникновению охлаждающей жидкости в двигатель.

    Наличие трещин, появившихся на поверхности корпусных деталей после их значительного перегрева, удара или являющихся следствием старения металла, тоже способствует смешиванию масла и тосола, приводящего к вспениванию получившейся смеси. В случае повреждения корпусной детали наиболее целесообразным действием является ее замена на новую деталь. Ремонт подобных дефектов при помощи сварочных работ в большинстве случаев приводит к повторному образованию трещин, т.к. корпусные детали постоянно эксплуатируются в достаточно тяжелых условиях.

    Если есть подозрения, что описанные выше неисправности возникли в двигателе автомобиля, то лучше всего как можно быстрее отвезти машину в сервисный центр для проведения комплексной диагностики. В этом случае специалисты с большой долей вероятности смогут выявить утечку охлаждающей жидкости.

    Белый дым из выхлопной трубы

    Дополнительным симптомом, указывающим на утечку антифриза, может стать наличие белого дыма, который вместе с отработанными газами выводится из выхлопной трубы транспортного средства. Убедится в том, что улетучивается именно охлаждающая жидкость, достаточно просто. Для этого двигатель автомобиля необходимо прогреть на протяжении 5-10 минут, после чего на короткое время закрыть отверстие выхлопной системы бумажным листом. В результате таких действий лист сначала намокнет, после чего ему потребуется некоторое время для полного высыхания. Если после окончательной просушки на поверхности листа не осталось видимых пятен, образованных топливной смесью или маслом, то можно смело считать разгерметизацию системы охлаждения автомобиля установленным фактом.

    Плохая совместимость масел

    Совместимость масел

    Это вторая причина, по которой масло в двигателе внутреннего сгорания может вспениваться. Часто конфликт масел возникает потому, что владелец транспортного средства доливает в двигатель масло, отличающееся по способу получения от масла, которое уже присутствует в моторе. Чтобы получить более наглядную картинку сказанного разберемся в способах изготовления масла и в различиях его структуры.

    1. Минеральные масла изготавливают методом очистки нефтепродуктов. Такие масла не могут похвастаться идеальной структурой из-за большого разброса размера молекул. В результате смазывающие свойства минеральных масел, равно как и показатели их вязкости и температуры замерзания, не могут конкурировать с аналогичными характеристиками синтетических масел, речь о которых пойдет ниже.
    2. Синтетические масла появляются в результате реакции каталитического синтеза, позволяющей на выходе получить вещество, состоящее из молекул одного типа без каких-либо примесей. Именно благодаря своей равномерной структуре синтетические масла отличаются хорошими смазывающими свойствами, оптимальной вязкостью и низкой температурой замерзания.

    Результатом смешивания в двигателе двух типов масел, обладающих различной структурой, может стать плохая равномерность плотности масла, образование осадка и вспенивание.

    Наличие конденсата в двигателе внутреннего сгорания также может стать причиной вспенивания масла. Объясняется это тем, что химические свойства двух данных жидкостей не позволяют им растворяться друг в друге. Вместо этого влага и масло образуют эмульсию, которая, по сути, и представляет собой пену. Следует отметить, что образование пены в данном случае не является следствием нестабильной работы двигателя или плохого качества масла. Зачастую конденсат образуется в плохо прогретых двигателях автомобилей зимой либо в период межсезонья, когда автомобиль не ездит на дальние расстояния, вследствие чего влага, образовавшаяся на его деталях, не успевает полностью испариться. Бороться с данной проблемой достаточно просто. Для этого необходимо перед каждой поездкой, особенно в зимнее время года, хорошо прогревать двигатель, давая возможность влаге полностью улетучиться с его поверхности.

    Видео

    Подробнее о подборе масла для двигателя:

    ;

    Почему пенится моторное масло — причины

    Как известно автолюбители есть разные – с опытом и начинающие. Как раз у вторых возникают различные вопросы и моменты, которые они не могут понять. Одним из таких является вопрос — почему пенится масло в двигателе? Статья в первую очередь предназначена для начинающих автолюбителей, поскольку для опытных данный вопрос стоит не так остро, и они знают, что предпринимать в данном случае. Собственно перейдем ближе к конкретике и разберем причины, из-за которых происходит вспенивание масла.

    Появление пены – основные проблемы

    Наиболее вероятной причиной того, что масло в двигателе пенится, является нарушения герметичности системы охлаждения двигателя. В результате этого происходит смешивание охлаждающей жидкости с маслом. В чем может конкретно проявляться нарушение герметичности? В данном случае повреждается прокладка между головкой блока цилиндров и самим блоком цилиндров. Как раз таки она и препятствует проникновению охлаждающей жидкости в двигатель. Но нужно понимать, что эта причина не единственная. В зависимости от нагрузок на двигатель, а они могут быть нередко предельными, соответственно перегрева, а также старения определенных деталей силового агрегата, они попросту со временем трескаются. В результате масло и охлаждающая жидкость контактируют, и при нагреве образуется пена. Исправить данную проблему можно заменой износившейся детали.

    Если вы подозреваете, что тосол попал в масло, то это можно определить по цвету выхлопа из выхлопной трубы вашего авто. О том, что охлаждающая жидкость все же попала в масло (с большой долей вероятности) говорит белый и густой выхлоп. Можно провести еще один эксперимент. Для этого потребуется прогреть двигатель в течение 10-15 мин и закрыть выхлопную трубу бумажным листом и дождаться пока он намокнет. После того, как лист высохнет и на нем не будет явных пятен, то это будет свидетельствовать о смешивании масла с тосолом. Но пениться масло может не только из-за попадания в него тосола. Причина может скрываться и в несовместимости смазывающих составов. Например, если вы смешали синтетику и минералку. Кстати моторным маслам посвящена отдельная статья. В чем отличия между этими маслами говорить не будем, чтобы не повторяться. В обозначенной статье об этом сможете узнать. А что получается, если смешать минеральное масло и синтетику в нескольких словах? В результате смешивания этих масел плотность составов получается неравномерной, что приводит к сильному пенообразованию, также возможно появление осадка.

    Далее рассмотрим еще одну причину, которая приводит к появлению пены – конденсат. Почему появляется пена? Поскольку масло и влажный воздух не могут раствориться – это как раз и становится причиной появления пены. Соответственно чем больше влаги попадает внутрь, тем больше образуется пены в масле. Можно услышать такое мнение, что появление пены возможно из-за нестабильной работы двигателя или же из-за применения масла низкого качества. Но на самом деле это не так. Рассматриваемая проблема может появиться и на заведомо исправном моторе и с использованием масла хорошего качества. Все дело в определенных условиях, которые приводят к образованию пены.

    О конденсате можно сказать следующее: наиболее часто он появляется в тех двигателях, которые не успевают нормально прогреться, т.е. при езде на малые расстояния. Соответственно при появлении влаги на деталях двигателя она попросту не успевает испариться. Это говорит о том, что в холодное время года двигатель нужно прогревать до рабочей температуры. Только в данном случае можно быть уверенным, что влага из мотора испарилась.

    К чему приводит вспенивание масла

    Многие могут не понимать всю серьезность появления пены в масле. На самом деле все серьезнее, чем может показаться на первый взгляд:

    • в первую очередь параметр вязкости масла изменяется;
    • во-вторых, эффективность охлаждения деталей двигателя снижается;
    • отвод тепла ухудшается, пенящееся масло с трудом проходит через узкие каналы в двигателе;
    • поскольку смазывание ухудшается – повышается трение и соответственно быстрее изнашиваются детали и в целом снижается ресурс мотора;
    • если не проводить никаких действий по устранению данной проблемы большое количество пены может привести к тому, что двигатель перегреется , вследствие чего возможен гидравлический удар.

    Как можно было понять из описанного выше, появление пены в масле ни к чему хорошему не приводит и требуется в срочном порядке предпринимать меры по устранению причин образования пены. Что можно сказать в заключение данной статьи. Причин появления пены в масле несколько. Теперь вы о них знаете, и разобраться будет гораздо легче. После их выявления главное устранить проблему вовремя и не дожидаться, когда она приведет к более серьезным неприятностям, которые потребуют уже значительных капиталовложений. На этом, пожалуй, и закончим статью посвященную вопросу – почему пенится масло в двигателе.

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector