Camgora.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История Чезет

История Чезет

История Чезет уходит в тридцатые годы двадцатого века. Первой мотоциклетной продукцией завода были мотовелосипеды, причем первый – с двигателем объемом 60 кубов и установленным на переднем колесе был неудачным в техническом плане. Затем появились мотовелосипеды: в 1932 году – с мотором объемом 76 кубов, в 1933 – с 100 кубовым двигателем, а после и мотоцикл с двигателем в 175 кубов оборудованный трехступенчатой коробкой передач и имеющий штампованную раму. В 1936 началось производство 250 – кубовых мотоциклов Чезет. Но прославили фирму уже послевоенные CZ, прототипом которого был 125 – кубовый мотоцикл, поступивший в производство в конце 30-х годов, и имевший трубчатую раму.

После окончания войны на заводе выпускался Чезет с телескопической передней вилкой, а следующая модель была оборудована свечной задней подвеской. Но в то время в Чехословакии преобладали мотоциклы Ява. В связи с этим история Чезет повернулась так, что в 1954-м на предприятии решили выпустить мотоциклы, разработанные на предприятиях Явы. Это были 123 и 148- кубовые мотоциклы с двухтактными двигателями. Таким образом CZ присоединился к объединению Ява, что в том время было оправдано. Но несмотря на объединение завод Чезет шел все же своей дорогой в индустрии мотоциклетостоения.

В 50-х стали выпускаться гоночные мотоциклы с четырехтактным двигателем, а также Ярославом Кохом был спроектирован мотороллер Cezeta. В 1960-м году произошла реорганизация и правительство приняло решение перенести производство на другой завод.

Чезет знаменит своими кроссовыми мотоциклами, первый появился в 1962 – году, объемом 250 куб.см. На нем спортсмены неоднократно занимали призовые места на чемпионатах мира. В 1963 – году начал выступать на мотоциклах CZ известный гонщик Игорь Григорьев, который сумел достичь самых высоких результатов. Он даже стал почетным работником Чезета.

В этот же период Чехословацкая мототехника стала поступать в Советский Союз, где ее ждал ошеломительный успех. К 70-м годам спортивные достижения остались в прошлом, поэтому завод Чезет стал выпускать дорожные мотоциклы. С распадом социалистического блока заводы Ява и CZ оказались в трудном положении, причем в особенности головной завод Jawa. CZ удалось наладить бизнес с предприятием Cagiva. Они купили завод Чезет и стали выпускать мотоциклы Roadster с двигателями Cagiva и CZ, продаваемые под маркой Cagiva. Однако в 90 –е годы концерн отказался от производства мотоциклов на заводах CZ. И все же Чезет сыграл значительную роль в истории чешского, да и мировом мотоциклетостроении.

Кроссовый мотоцикл или дёрт байк — что это такое?

ЧеЗет спортбайк от конструктора Jawa для Grand Prix


ЧеЗет спортбайк от конструктора Jawa для Grand Prix

Мало что так будоражит любопытство, как редкий гоночный мотоцикл. А уж если он винтажный и непонятный, придётся порыскать по самым потаённым уголкам интернета, чтобы что-нибудь выяснить о нём.

Собственно, этим и пришлось заняться Коулу Махловицу, владельцу очаровательного спортбайка родом из 70-х, превосходно восстановленного в стоковую форму — если вообще можно так сказать о 50-кубовом спортбайке для Grand Prix. Когда Коул купил его, в описании лота было написано, что это чешский Minarelli 50 GP 1975 года — двухтактный полтинник с шестиступой коробкой и заявленными 16 лошадьми на 14500 оборотов. Однако, когда покупку доставили и Махловиц стал её изучать, оказалось, что всё гораздо интереснее: хоть мотор и явно был выпущен Minarelli, но в нескольких местах мотоцикла было нанесено клеймо «CZ» — то есть ЧеЗет.

ЧеЗет

Ныне не существующий производитель CZ никогда не выпускал 50-кубовый GP-шный спортбайк, так что Махловиц полез в интернет, чтобы понять, что же за чудо ему досталось. Европейские эксперты на форумах пришли к коллективному мнению, что это был личный проект инженера, работавшего в конструкторском бюро компании Jawa. А наклейки «AMK Pisarky Brno» навели на мысль, что мотоцикл соревновался на трассе имени Масарика, расположенной в тогдашней Чехословакии, в Брно.

Потом этот маленький, но гордый ЧеЗет, по-видимому, на несколько лет законсервировали, а затем продали итальянскому коллекционеру Марко Гаспарини, собирающему коллекцию 50-кубовых спортбайков той эпохи. Гаспарини он достался в виде рамы, трёх четвертей двигателя и облицовки, разукрашенной флагом Чехии.

Коллекционер поставил его на ход и выставил на продажу на своём сайте, где на него и наткнулся Махловиц.

Как давний поклонник двухтактников, особенно любящий именно европейские 50-кубовые GP-шные снаряды 60-х — 70-х годов, Махловиц частенько заглядывал и в коллекцию, и на доску продаж сайта Гаспарини. Minarelli же оказался ровно тем мотоциклом, который искал Коул, так что он купил его без особых раздумий и организовал доставку из Италии в Штаты, в город Бостон.

Кроссовые мотоциклы Чезет


Кроссовые мотоциклы Чезет в советское время в нашей стране были хорошо знакомы мотогонщикам. Многие мотоклубы и отделения ДОССАФ имели такую технику на своем балансе. Мотоциклы эти импортировались в нашу страну из Чехословакии, где на заводе CZ наряду с дорожными мотоциклами выпускались и спортивные, в частности для мотокросса. На машинах этой фирмы выступали не только советские гонщики, они были известны и спортсменам стран Восточной Европы, Австрии и даже США.

Для мотокросса существуют несколько международных классов, различающихся объемом двигателя, заводы Чезет выпускали три из них: 125, 250 и 500 см3. Заводские индексы этих моделей были соответственно «984», «980» и «981». Кроссовый мотоцикл 984 начал выпускаться в 1970 году. Все эти модели имеют сходные конструкции и внешний вид, что делает их малоразличимыми для неискушенного зрителя. Существуют разновидности моделей 980 и 981 предназначенных для мотокросса на длинные дистанции. Это уже настоящие байки класса эндуро. Они в отличии от чисто кроссового варианта имеют фару, эффективную систему глушения шума двигателя и пятиступечатую коробку передач. Мотокроссы на длинные дистанции на таких мотоциклах были очень популярны в США. Все кроссовые мотоциклы Чезет были укомплектованы двухтактными одноцилиндровыми двигателями. Цилиндр из алюминия с чугунной гильзой. Продувка цилиндра трехканальная с одним выпускным окном. Две свечи на цилиндр с зажиганием от магдино. Сцепление многодисковое сухое. Головки шатуна, большая и малая на игольчатых подшипниках.

Рама трубчатая, одинарная под седлом и под двигателем раздваивается. На всех трех мотоциклах передние колеса оснащены шинами размером 2,75—21. Задние колеса с резиной 4,00—18, кроме модели 984 – у нее размер резины 3,50 — 18.

Кроме серийных кроссовых мотоциклов Чезет выпускали ограниченное количество специальных машин, которые предназначались для заводских гонщиков. На них они выступали на ответственных соревнованиях высокого уровня, например на чемпионатах мира. Они были значительно мощнее, быстрее и легче серийных моделей. Однако вместе с тем и много дороже. Специальный Чезет с объемом мотора 250 см.куб. был снабжен пятиступенчатой коробкой передач, карбюратором с центральной поплавковой камерой и транзисторным зажиганием. У Чезета титановые перья передней вилки и обода колес из дюралюминия. Все это позволило снизить вес до 95 килограммов. Мощность же двигателя удалось поднять до 37 лошадиных сил при 7000 оборотах в минуту.

Тип
984980981
Параметры
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм55×5270×6482х72
Рабочий объем, см3123247383
Степень сжатия1310,510,5
Мощность, л. с.192942
Число об/мин780069006800
Число передач544
Диаметр тормозного барабана спереди, мм160180180
сзади, мм180180180
Сухой вес, кг95103106

ЧеЗет для Grand Prix


ЧеЗет для Grand Prix

Одна только доставка заняла несколько месяцев, что немудрено, когда речь идёт о двухтактном спортивном снаряде, выпущенном в эпоху, когда эконорм ещё не существовало даже в проекте. Но получив наконец-то ЧеЗет, Махловиц первым делом задумался над тем, в какую сторону вообще двигаться. Учитывая туманное прошлое малыша Minarelli, у Коула не было надёжной точки опоры, и он занялся изучением сайтов фанатов Grand Prix, например датского Elsberg Tuning. Оттуда он почерпнул множество идей, начиная от мелочей вроде формы рычагов, и до основ дизайна, популярного в Чехословакии 70-х годов.

Minarelli приехал в состоянии «на ходу» — с несколько повреждённой капотировкой, но с вилкой Marzocchi и на 18-х колёсах Menani, с дисковым тормозом Grimeca спереди и барабанным CZ сзади. Но много чего и не хватало, а учитывая, что модель крайне редкая, на Али заказать недостающие запчасти не удалось.

К счастью, Махловиц — инженер-конструктор в компании, специализирующейся на трёхмерной печати металлических деталей, и его навыки и служебное положение дали ему уникальную возможность быстро спроектировать ряд функциональных и эстетических компонентов. Так что он создал ряд действительно сложных узлов.

Одним из этих узлов была приводная муфта, соединяющая коленвал с поворотным клапаном. Это по сути длинная шестигранная гайка с пазом, открывающим и закрывающим впускной порт. При помощи трёхмерной печати и последующего спекания получившегося изделия, было изготовлено несколько вариантов приводной муфты с небольшими отличиями в форме паза, что позволило точно настроить двигатель ЧеЗет спортбайк от конструктора Jawa. Тот же метод Коул применил и для ряда других небольших компонентов, а кое-что он изготовил для ЧеЗета и вручную, чтобы повысить свои навыки в работе с металлом.

История Чезет


История Чезет уходит в тридцатые годы двадцатого века. Первой мотоциклетной продукцией завода были мотовелосипеды, причем первый – с двигателем объемом 60 кубов и установленным на переднем колесе был неудачным в техническом плане. Затем появились мотовелосипеды: в 1932 году – с мотором объемом 76 кубов, в 1933 – с 100 кубовым двигателем, а после и мотоцикл с двигателем в 175 кубов оборудованный трехступенчатой коробкой передач и имеющий штампованную раму. В 1936 началось производство 250 – кубовых мотоциклов Чезет. Но прославили фирму уже послевоенные CZ, прототипом которого был 125 – кубовый мотоцикл, поступивший в производство в конце 30-х годов, и имевший трубчатую раму.

После окончания войны на заводе выпускался Чезет с телескопической передней вилкой, а следующая модель была оборудована свечной задней подвеской. Но в то время в Чехословакии преобладали мотоциклы Ява. В связи с этим история Чезет повернулась так, что в 1954-м на предприятии решили выпустить мотоциклы, разработанные на предприятиях Явы. Это были 123 и 148- кубовые мотоциклы с двухтактными двигателями. Таким образом CZ присоединился к объединению Ява, что в том время было оправдано. Но несмотря на объединение завод Чезет шел все же своей дорогой в индустрии мотоциклетостоения.

В 50-х стали выпускаться гоночные мотоциклы с четырехтактным двигателем, а также Ярославом Кохом был спроектирован мотороллер Cezeta. В 1960-м году произошла реорганизация и правительство приняло решение перенести производство на другой завод.

Чезет знаменит своими кроссовыми мотоциклами, первый появился в 1962 – году, объемом 250 куб.см. На нем спортсмены неоднократно занимали призовые места на чемпионатах мира. В 1963 – году начал выступать на мотоциклах CZ известный гонщик Игорь Григорьев, который сумел достичь самых высоких результатов. Он даже стал почетным работником Чезета.

В этот же период Чехословацкая мототехника стала поступать в Советский Союз, где ее ждал ошеломительный успех. К 70-м годам спортивные достижения остались в прошлом, поэтому завод Чезет стал выпускать дорожные мотоциклы. С распадом социалистического блока заводы Ява и CZ оказались в трудном положении, причем в особенности головной завод Jawa. CZ удалось наладить бизнес с предприятием Cagiva. Они купили завод Чезет и стали выпускать мотоциклы Roadster с двигателями Cagiva и CZ, продаваемые под маркой Cagiva. Однако в 90 –е годы концерн отказался от производства мотоциклов на заводах CZ. И все же Чезет сыграл значительную роль в истории чешского, да и мировом мотоциклетостроении.

Стоимость

На сегодняшний момент вполне реально приобрести этот мотоцикл в хорошем состоянии. Средняя цена на CZ 350 типа 472.5 равна 35 000 рублей. Купив мотоцикл Чезет 350, водитель обеспечивает себя положительными ощущениями и эмоциями на долгое время.

Што быстрее CEZET 350 или ЯВА 350?

117 коммент. к “Что быстрее CEZET 350 или ЯВА 350?”

Двигатели на ЧЗ и ЯВЕ 634 идентичны, отличаются тока креплением.

cz легче кг на 10 и короче , хз, как настроены, в принципе ваще одинаковые

Ява быстрее. Чиза на тягу у Чизы просто котлы чугунные(почти идентичны)

На Яве 634, тоже чугунные…

грю вам движки абсолютно одинаковые по параметрам, копия

вопрос был о 350! так что она Чизу накажет полюбому! мы тягались, так что я знаю точно

Тягались это понятие относительное. Я 638-ой беру 638-ую своего друга. А одинаковые то. Зависит от состояния движка.А чеза должна быть быстрее по идее, она ведь легче. А вес имеет значение, хоть и не большой. Правда не знаю что с ней будет на скорости, она легкая. Роман ТитовА то что ты вщял чезу это лишь означает что у тебя мотор хороший, а чеза в хорошем состоянии едет чуть лучьше явы 350 простой.

Читать еще:  Рынок транспортных средств 2018

тогда уж нада уточнить число зубьев на звёздочке, взять нульцевые мотоцыклы, залить с одной заправки, уточнито расстояние, а потом, после гонки, наверняка можно сказать, что и по чём)

прально , жвижки то оба хоть и 350, а вот состояние уебанности и настройки у все разные

кто там говорит что тягались? ты ещё подумай смотря в каком состоянии они и год выпуска. у меня чезет 350 когда новенький был летал ток в путь 140 мог и это не предел был, а ща так 120 не более, он 84 года выпуска

ну вот я свою старушку тоже сильно не насилую, отбегала она своё, 110 бегает и ладно , больше и не надо, не безопасно с большей скоростью ездить, да и кому это надо, ни какого кайфа, не безопасно это, покупайте че посолиднее и проверяйте максималки, и на этих мотоциклах нужно прото ездить и получать удовольствие

#7У моего знакомого Чеза 350 летает так что местные 638 догнать не могут. Движок там точно от Явы 634, Чезет легче. В теории Чезет должен быть чуть расторопнее, на практике же надо искать 2 относительно свежих аппарата и их сравнивать

У чизы рама предназначалась для 125,175,250 кубовых,прикиньте на восход или макаку двигло от явы оно пол чизы весит,чиза лучше чем 634 едет на порядок и крутиться лучше, вес. А вот чиза с 638 движкой это весч можно трюки делать.

ПАЦАНЫ НЕ ГОНИТЕ, ДВИЖКИ ЧЗ И ЯВЫ 634 ИДЕНТИЧНЫ, ВЕС ЧЗ ЛЕГЧЕ, НО ВЕС ВОДИЛИ ТО РАЗНЫЙ, ТАК ЧТО ЧЗ И ЯВА ПОЧТИ ОДИНАКОВЫ. ТОКА ЧТО ЧЗ УЕБИЩНО ВЫГЛЯДИТ, А ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ СОСТОЯНИЯ МОЦА И ВОЖДЕНИЯ. и ВСЕ ЗАМЯЛИ ТЕМУ.

Соглсаен, все зависит от мотора. Если взять новую чезу и новую яву, и идеальные одинаковвые условия (водитель, смесь, карбиратор,свечи, вес водителей, количество бенза в баку и т.д.) Чеза возьмет яву, так как легче явы. А в наши времена, когда нашим мотоцыклам по 20 лет, все зависит от состояния мотора.

ЗАЕБАЛИ ПИЗДЕТЬ, ТЕМА ВАЩЕ УХЛАЯ И АТК ВСЕ ЯСНО , КА НАСТРОИЛ ТАК И ПОЕХЕЛ, ТИШИНА В ЭФИРЕ Я СКАЗАЛ.

)))))))А о чем тогда говорить? Давайте какую-нибудь интересную тему. Будем обсуждать.

ясен хуй ява 350!!chezet сделан на тягу.

на какую тягу? Ему что прицепы таскать? Или что? Это один и тот же мотор.Этот вопрос равен тому что: Кто кого сделает jawa 350 или jawa 350?И все ровно одна выигрывает какая то. Так как моторы разные по износу. А у чезы есть маленькое приимущество вес. Вот и все. И никакой разницы в моторе.

НЕ ПОЙМУ О ЧЁМ РАЗГОВОР, это тоже самое что спросить: что быстрее ява или ява. у чезета на двигателе вообщето написанно jawa, он абсолютно аналогичен 634 6v, тока у него стоит 12v абарудование. абсолютно одно и то же

какое на хуй 12V, родное все 6v, не надо тут загонятьс по поводу 12ти Вольт ваще тема тухлай, все что могли все уже всё давно сказали, .всем все понятно, че воздух колычать лишний раз то

Чезы были и 12-ти вольтовые.

именно про то что трем они на 6 вольт и не спорьте, сам ездил на таком,

А ты мне объясни какая на хуй разница между 6 и 12V, движок то один и тот же.

Чезет 350: Чехословацкая легенда

Чехословацкие мотоциклы в СССР были мечтой каждого второго байкера. CZ 350 был одним из лучших, и конкурировал только с продукцией Jawa. Поклонников у «Чезетов» хватает и в наши дни.

Мотоцикл Чезет 350 снился по ночам тысячам советских байкеров. А всё потому, что чехословацкая мототехника была не по карману большинству из них, да и обладателям тугих кошельков, набитых пролетарскими рублями, достать байк CZ или Jawa было крайне трудно. С тех пор всё изменилось, китайцы и японцы наводнили Россию сотнями новых моделей, а ветераны советской эпохи постепенно оказались забыты. И совершенно незаслуженно! Пусть им и не по плечу тягаться с современными конкурентами, но в СССР они были одними из лучших, несмотря на то, что их выпуск остановился в 1989 году.

Дизайн

Выпуск этой модели был налажен на заводе Cezet в 1976 году, причём за основу нового байка был взяты предыдущие модели производителя, во многом скопированные с немецкого DKW NZ350, сходство с которым видно даже на фото. Облик Чезета 350 полностью соответствует своей эпохи, и сейчас его можно назвать образцом винтажного стиля. Никакого пластика, только честное железо, хром и алюминий! CZ 350 – один из образцов для подражания у современных производителей, выпускающих мототехнику в стиле ретро.

Технические характеристики

Для своей эпохи этот байк обладал отличными характеристиками, делавшими его удобным для применения и на дороге, и за её пределами. Вообще мотоцикл с таким же названием выпускался ещё в середине XX века, но немногие сохранившиеся экземпляры сейчас пылятся в музеях, так что в 70-х годах эта модель была фактически сконструирована заново. Это пошло ей на пользу, и CZ стал по праву считаться в СССР одной из самых надёжных марок.

Двигатель

Двухцилиндровый 2-тактный мотор воздушного охлаждения не может похвастать впечатляющими характеристиками, он выдаёт всего 23 л.с. при 5250 об/мин, но полвека назад это было очень, очень круто! Даже сейчас он вполне способен бодро ехать со скоростью примерно до 120 км/ч, хотя тут многое зависит от технического состояния конкретного экземпляра. Правда, ресурс двигателя невелик, как, впрочем, и у всех остальных советских «двухтактников», так что использовать эту историческую ценность на двух колёсах для рутинных поездок за пивом в ближайший магазин точно не стоит.

Трансмиссия

Чехословацкие инженеры оснастили Чезет 350 4-ступенчатой трансмиссией. Это сейчас таким решением сложно кого-то удивить, но в те времена это было великолепным инженерным решением, так как даже в те годы многие мотоциклы ещё выпускались с 3-ступенчатой МКПП. Вызывает изумление пополам с безмерным уважением и то, что байк даже сейчас легко и мягко переключает передачи, если, конечно, предыдущие владельцы следили за ним должным образом.

Ходовая часть и тормоза

Мотоцикл CZ 350 сконструирован по передовым технологиям 50-летней давности. Это автоматически означает простейшую стальную раму, практически не способную сопротивляться изгибу и кручению, барабанные тормоза и подвески, по эффективности сравнимые с двутавровой балкой. Ну а что ещё можно требовать от мотоцикла, который старше, чем большинство российских байкеров?

Электроника

Какая-либо сложная техническая начинка в этой модели отсутствует начисто. В те годы о вспомогательных электронных системах никто и не слышал, так что вся бортовая электроника сводилась к мотку проводов, генератору, свечам и паре лампочек. Мотоциклы Ява и Чезет той эпохи не были исключением из этого правила.

Вес и габариты

Об эргономике в те времена никто не задумывался – идет, и ладно, уже хорошо! Поэтому мотоцикл CZ 350 получился крупным, угловатым и довольно высоким по седлу, к тому же о высовывающийся из рамы двигатель легко обжечь ногу. Снаряженная масса байка составляет около 170 кг, и все эти килограммы чувствуются, если уронить мотоцикл и затем попытаться его поднять. На ходу, впрочем, эта масса никак не ощущается.

Управляемость

Ближайшим аналогом Чезета 350 по управляемости будет какой-нибудь современный китайский малокубатурник. Мотоцикл более-менее слушается руля, сносно справляется с российскими дорогами и умеет хоть как-то тормозить, но это всё, что тут можно сказать. Учитывая преклонный возраст модели, это уже неплохое достижение.

Расход топлива

Точные цифры зависят от состояния мотора и других узлов. У CZ350 без боковой коляски средний расход составляет около 5 литров на 100 км пути, что в сочетании с 13-литровым бензобаком наделяет чехословацкий байк запасом хода в 200 с лишним километров. Двигатель спокойно переваривает даже АИ-76, который уже давно не производится, так что в бак можно смело заливать АИ-92. А вот от высокооктанового топлива лучше воздержаться, иначе могут прогореть клапана! И нужно помнить добавлять в бензин масло, мотор-то двухтактный.

Цена мотоцикла

В силу редкости модели стоят сохранившиеся экземпляры недёшево, а потому представляют интерес в основном для ценителей и коллекционеров. Выбор невелик, на популярных сайтах обычно можно найти от силы десяток предложений о продаже одновременно. Стоимость байка с документами и в живом состоянии начинается примерно от 150 тысяч рублей, но качественно отреставрированный мотоцикл может стоить и вдвое дороже.

Ремонт и тюнинг

Чисто технически разобраться в конструкции Чезета 350 сможет любой, у кого есть хоть какой-то опыт в ремонте и обслуживании мототехники. И, скорее всего, заниматься этим придётся лично владельцу, так как сейчас осталось уже мало умельцев, которые вдоль и поперёк знают технику советской эпохи.

Ремонт

Ремонтные и сервисные операции не представляют никакой сложности. Стандартного чемоданчика с инструментами за 3-5 тысяч рублей хватит, чтобы разобрать байк до состояния «рама и два мешка запчастей в углу», а потом собрать обратно. Если, конечно, у вас под рукой есть руководство по ремонту, а руки растут примерно из области плеч.

Запчасти

Найти запчасти на Чезет 350 сейчас трудно, потому что их не выпускают уже примерно столько же, сколько и сами мотоциклы (производство запчастей прекратилось примерно в 1990 году). А просто купить мотоцикл мало, надо его ещё и содержать! Так что с этой раритетной моделью есть смысл связываться только тем, кто ясно себе представляет, что его ждёт.

Тюнинг

В Советском Союзе тюнинг обычно сводился к установке дуг и багажных систем, чаще всего самодельных, и новые владельцы древних ЧЗ 350 от этого наследства обычно избавляются, как только мотоцикл попадает им в руки. Человека, который хотел бы взять такого двухколёсного старичка, чтобы превратить его в «типа спортбайк» или «типа чоппер», надо бить палкой до тех пор, пока до него не дойдёт, что с подобной мототехникой надо обращаться так же бережно, как с китайской фарфоровой вазой времён династии Цинь. Только реставрация, только хардкор!

Модификации мотоцикла

В 30-х годах, около сотни лет назад, выпускался байк с тем же названием, но в наши дни это музейная редкость. Чезет 350, которому посвящён наш обзор, выпускался с незначительными изменениями с середины 40-х годов до 1960 года. Экземпляры разных лет выпуска различались в основном в мелочах. Также покупателям предлагалась версия с боковой коляской. Позднее, уже в 80-х, после унификации брендов «Ява» и «Чезет» выпускалась модель Jawa-CZ 350, но Ява Чезет – это уже совсем другой мотоцикл.

Плюсы и минусы

Сравнивать технические характеристики и ходовые качества CZ350 с современной техникой некорректно, так как это мотоциклы из разных эпох. Но можно попытаться сравнить его с советской мототехникой, выпускавшейся примерно в те же годы – это будет более объективно. В любом случае в современном мире эта модель обычно стоит в гараже, где с неё бережно вытирают пыль тряпочкой, а не используется по своему прямому назначению.

Преимущества

  • Высокая надёжность. Недаром среди советских байкеров Jawa и CZ пользовались бешеной популярностью! По отказоустойчивости и ресурсу чехословацкие мотоциклы всегда были на голову выше «Восходов», «Минсков», «Уралов» и прочих.
  • Ремонтопригодность. При наличии прямых рук и горячего желания почувствовать себя мотомехаником в этом байке можно починить абсолютно всё.
  • Возможность прицепить штатную коляску. Если, конечно, вам удастся найти её в продаже.

Недостатки

  • Возраст. Он, к сожалению, берёт своё, поэтому найти байк в хорошем состоянии сложно, тем более за разумные деньги.
  • Трудности с поиском запчастей. Ничего невозможного нет, но новому владельцу нужно готовиться к тому, что искать всё необходимое придётся по форумам и доскам объявлений.
  • Слабые тормоза. Впрочем, барабанные тормозные механизмы были вполне адекватны для 70-х годов.

Отзывы владельцев

Был у меня Чезет 350 в юности, сказка, а не мотоцикл. Сейчас-то я уже, конечно, понимаю, что это всё седая древность лохматых годов, но по сравнению с другими совкоциклами он просто небо и земля был )) Ломался, конечно, не без этого, хотя мотоциклу тогда лет 12-15 было или около того. Но воспоминания всё равно тёплые остались. Игорь, Екатеринбург.

В гараже сейчас стоят три 350-х, один реставрируется, два других — доноры, плюс ещё мотороллер Вятка. Работаю уже несколько лет в свободное время, восстанавливаю всё до оригинала, за это время влил около 200к уже, но на любимую игрушку не жалко. Минувшим летом в хорошую погоду уже выкатывал чеха проехаться, работает, как часы, несмотря на возраст. Хотя там пробега-то меньше 2000 км на спидометре, и он 100% не скручен. Анатолий, Новороссийск.

Хороший был для своего времени агрегат, хотя наш Иж Планета Спорт всё равно лучше, владел обоими, поэтому могу судить объективно. Чезет, кстати, тяжёлый, уронить легко, центр тяжести высоко. Зато живучий очень, бегает долго без ремонтов, ресурс у поршневой порядка 20 тыщ. Сергей, Орёл.

Похожие модели

  • Jawa 350. Самый известный мотоцикл Чехословакии (а позднее – Чехии), выпускавшийся в том или ином виде вплоть до 1992 года.
  • Jawa-CZ 350. Продукт унификации двух брендов, чуть менее старый, чем герой нашей статьи, но всё равно очень редкий.
  • ИжПланета 5. Техническими характеристиками схож с CZ350, выпускался до 2008 года, так что найти экземпляр в приличном состоянии намного проще, да и обойдётся он в разы дешевле.
Читать еще:  Влажная тряпка для автомобиля

Часто задаваемые вопросы

  • Подходят ли на него запчасти от «Явы»? Смотря от какой. Из-за унификации производства в Чехословакии у мотоциклов этих марок действительно есть одинаковые узлы. Но и запчасти на старую «Яву» в наши дни найти не так-то просто.
  • Можно ни приколхозить люльку от чего-нибудь другого? От «Ижа», например? Можно, но нужно ли? Без проблем нештатная коляска на место не встанет, к тому же подобное решение на корню убьёт всю попытку восстановить старенький байк до оригинального состояния.
  • Какое масло заливать в бак вместе с бензином? Рекомендуемые марки не выпускаются уже сто лет. Подойдёт любое современное масло для двухтактных двигателей. Лучше – качественное, но это не критично. В СССР в бензин обычно добавляли масло М8В, которым нормальный человек побрезговал бы смазывать дверные петли, и ничего, ездили как-то.

Видео тест драйв мотоцикла

Вывод

Пусть для своего времени Чезет 350 и был современным мотоциклом, но его время ушло. Сейчас он представляет собой коллекционную ценность, и стоимость сохранившихся экземпляров, несомненно, будет год от года только расти. Так что если у вас после прочтения этого обзора не растаяло желание стать владельцем этого аппарата, лучше поспешить – в следующем году купить свою мечту, скорее всего, будет ещё дороже.

Отличие чезет от явы

По электрооборудованию Ч3 отличается от ЯВЫ-634 мало: здесь тот же генератор напряжением 6 В и мощностью 75 Вт, тот же реле-регулятор, та же мощность потребителей, но батарея меньшей емкости — 8 А-ч (на ЯВЕ — 14 А-ч). Достаточно ли? Если правильно ездить, хватает. Мы говорим так потому, что многие владельцы ЯВЫ-634 и Ч3-472 жалуются на «недозаряд» батареи. Основная их ошибка — систематическая езда при пониженных оборотах, следствием которой является низкий зарядный ток. Нельзя забывать о том, что по сравнению с прежней Явой-350 возросла мощность потребителей, особенно увеличили ее указатели поворота (30 Вт), часто включаемые именно при малых оборотах. Поэтому нельзя ездить со скоростью ниже 40 — 45 км/час на высшей передаче, тем более ночью; желательно приучиться включать четвертую передачу при скорости не ниже 50 км/час.

На мотоцикле установлена фара новой, модной конфигурации, но, на наш взгляд, диаметр ее маловат. На отдельный щиток над фарой вынесены большой красивый спидометр, центральный переключатель и контрольные лампы зарядки батареи, нейтральной передачи, дальнего света и указателей поворота. Вызывают недоумение провода, идущие к щитку открыто, без защиты от грязи и воды. В этом смысле неудачно расположен и реле-регулятор, клеммы которого легко замасливаются и загрязняются.

Пружины передней вилки показались нам недостаточно мягкими, особенно в холодную погоду, когда загустевало масло в амортизаторах. В то же время жесткость вилки на скручивание такова, что мотоцикл отлично управляется не только на асфальте, но и на грунтовых дорогах.

Колеса мотоциклов Ч3-472 и ЯВЫ-634 одинаковы, но у Ч3 передняя шина — чисто «шоссейного» типа — уже (размером 3.25 —18 дюймов). Она неплохо «держит» любую дорогу с твердой поверхностью вплоть до зимней, правда, здесь нужны специальные навыки. Но на размокших грунтовых лесных дорогах ведет себя, пожалуй, несколько хуже шины модели М9 с ЯВЫ-634. На задних колесах обоих мотоциклов — шины М9 размером 3,50 — 18 дюймов.

В целом мотоцикл достаточно устойчив и легкоуправляем: на грунтовой площадке нам доставляло удовольствие тормозить оба колеса до «газа», не нарушая равновесия машины и не теряя контроля над ней,

В отношении посадки Ч3-472 напоминает ЯВЫ прежних моделей. Тормоза — такие же, как и у ЯВЫ-634. Привод заднего выполнен жесткой тягой. Цепь заключена в металлический кожух (как у старой ЯВЫ), который многие наши мотоциклисты ценят выше, чем резиновые чехлы, применяемые на новых моделях.

Меньше всего у Ч3-472 нам понравился бензобак. Он красив, имеет стремительные, современные линии, но задняя часть его очень широка и даже самым рослым водителям врезается своими углами в ноги. Кроме того, емкость бака — 13 л — сегодня, когда на мотоциклах совершаются большие пробеги, маловата, а его горловина узка, из-за чего заправочные пистолеты на некоторых колонках входят в нее с трудом. Не вызывают восторга и винтовые запоры боковых ящиков, поскольку пользоваться ими довольно неудобно.

Отмеченные здесь и переданные заводу замечания по результатам наших испытаний, в общем, не испортили хорошего впечатления о машине, которая, полагаем, найдет у нас приверженцев

Техническая характеристика

Общие данные: максимальная скорость — 125 км/час; сухая масса — 144 кг; грузоподъемность — 160 кг; емкость бензобака — 13 л; расход топлива при скорости 80 км/час — 4,7 л.

Двигатель: двухцилиндровый, двухтактный, воздушного охлаждения: диаметр цилиндров и ход поршня — 58 и 65 мм; рабочий объем — 343,3 см3; степень сжатия — 9,2; мощность — 23 л. с. при 5250 об/мин: крутящий момент — 3,2 кГм при 4500 об/мин.

Трансмиссия; моторная и главная передачи — цепные; число передач — 4-передаточные числа коробки: I передача — 3,17; II — 1,88; III — 1,33; IV — 1.

Ходовая часть: ход переднего колеса — 127 мм, заднего — 100 мм; тормоза — барабанные диаметром 160 мм: ширина колодки — 35 мм; шины: передняя — 3,25—18 дюймов, задняя — 3,50 — 18 дюй¬мов.

CZ 350

Мотоцикл CZ 350 появился в 1930 году. Его производством и выпуском занялся завод CZ, который до выпуска транспорта занимался изготовлением оружия. Множество новых, более совершенных моделей мототранспорта было разработано на основе CZ 350.

Как появился CZ 350

Оружейный завод CZ в Чехословакии пользовался хорошей популярностью. Оружие, сделанное специалистами из данного комбината, служило долго и верно. В 1929 году на производстве появились новые станки, предназначенные для изготовления машин и мотоциклов. На основе немецкой модели DKW NZ 350 был создан первый мотоцикл этого завода.

В 1930 году завод официально выпустил первый мотоцикл под названием CZ 350. Он был предназначен для езды по камням и сложнопроходимым местностям. Технические характеристики мотоцикла Чезет 350 очень порадовали водителей. В последующих годах были выпущены новые современные модели. По принципу Чезет 350, были также созданы мотовелосипеды и спортивные мотоциклы.

Во время Великой Отечественной войны производство мотоциклов остановилось, и оружейный завод снова начал работать на производство оружия. Выпущенные до войны мотоциклы доставляли на поле боя оружие, еду и медикаменты. Статистика свидетельствует, что за это время, несмотря на все выстрелы и попытки нацистов взорвать транспорт – из 500 000 мотоциклов полностью из строя вышло только 200 штук. Благодаря высококачественным материалам и усердной работе специалистов, мотоциклы данной модели работают и по сей день.

После окончания войны, в 1945 году производство мототранспорта возобновилось. Завод решил улучшить качества мотоцикла, добавивувеличив сначала объем двигателя – 250 см 3 , а затем и 344 см 3 , и изменив его конструкцию, добавив дополнительный цилиндр. Так, транспорт получил двухцилиндровый двухтактный двигатель объемом в 344 см 3 .

Особенности и конструкция

Одна из самых главных характеристик Чезет 350 – прочность. Ранее завод выпускал только оружие, для производства которого всегда использовались только прочные и высококачественные материалы. Таким и оказался первый мотоцикл от завода CZ.

Особенности устройства мотоцикла:

  1. Двигатель. Двигатель Чезет 350 – одноцилиндровый, размером 344 см 3 .
  2. Транспорт оснащен трехступенчастой КПП.
  3. После войны мотоциклы выпускались с передней вилкой телескопического вида.
  4. Сборный коленчатый вал, сделан по принципу прессованого типа.
  5. На передней части транспорта установлена кривошипная камера.
  6. Сильные и мощные колеса позволяют легко проезжать на любой дорожной поверхности. Легко и быстро снимаются.
  7. Руль закреплен в средней части телескопической вилки. Поворачивается на 45 градусов в обе стороны. Руль можно закрепить в разных положениях, использую специальный клапан.
  8. Коробка передач размещена в нижней части телескопической вилки.
  9. Есть автоматическое и ручное управление скоростями.
  10. Тормоз, двигатель, грязевой щиток присоединены к подвижной части телескопической вилки.
  11. Транспорт устойчивый и легко управляемый благодаря новым немецким технологиям.

Технические характеристики

По техническим характеристикам Чезет 350 опережает многие модели мотоциклов тех лет. Прочность, устойчивость и скорость – основные требования, предъявляемые к мотоциклам, и CZ 350 полностью им соответствовал.

Подробнее о характеристиках CZ 350:

  • общий вес (с жидкостью) – 171 кг;
  • количество мест – водитель и один пассажир;
  • количество вмещаемого груза – 160 кг;
  • двигатель – 344 см 3 , двухтактный;
  • мощность двигателя — 23 лошадиных силы (5250 оборотов в минуту);
  • тип охлаждения – воздушный;
  • скорость – 130 км/час;
  • расход – 5 л на 100 км;
  • объем топливного бака – 13 л;
  • длина транспорта – 201 см;
  • ширина – 70 см;
  • высота – 101 см;
  • тип тормозной системы – барабанный;
  • трансмиссия – 4-хступенчатая.

Своими высокими техническими характеристики Чезет 350 обязан немецкой модели DKW NZ 350, на основе которой он был собран. Именно поэтому данный ретро-мотоцикл занимает первое место по проходимости на сложных дорогах, устойчивости, прочности, скорости и доступности.

Выпуск мотоцикла остановился в 1960 году. За это время было выпущено около 2-х миллионов разных вариаций данной модели. Из них 500 000 с одноцилиндровым двигателем объемом 175 см 3 , 700 000 — с одноцилиндровым двигателем объемом 250 см 3 , и 800 000 — с двухцилиндровым двухтактным двигателем с объемом в 344 см 3 . До сих пор CZ 350 является эталоном прочности и удобства при разработке новых мотоциклов.

Запчасти JAWACZ

Выберите подкатегорию

Код товара: 443 6 224 19 800

Новые, оригинальные амортизаторы для мотоциклов Ява 634, 638, 639, 640 и ЧЗ 472.С завода устанавлива..

Код товара: 443 6 224 19 830

Амортизаторы для мотоциклов Ява 634, 638, 639, 640 и ЧЗ 472Не разборные.Цена указана за комплектПрои..

Код товара: 443 6 224 19 811

Амортизаторы для мотоциклов Ява 634, 638, 639, 640 и ЧЗ 472Хромированная пружинаЦена указана за комп..

Код товара: 443 6 224 19 810

Амортизаторы для мотоциклов Ява 634, 638, 639, 640 и ЧЗ 472Не разборные.Цена указана за комплект.Про..

Код товара: 443 6 224 19 810-01

Амортизаторы для мотоциклов Ява 634, 638, 639, 640 и ЧЗ 472Разборные.Цена указана за комплект.Произв..

Код товара: 443 6 224 19 811-01

Амортизаторы для мотоциклов Ява 634, 638, 639, 640 и ЧЗ 472Цена указана за комплектПроизводитель Чех..

Код товара: 443 6 224 19 820

Амортизаторы для мотоциклов Ява 634, 638, 639, 640 и ЧЗ 472Прогрессивная пружина. Устанавливаются с ..

Код товара: 559-28-020

Новый, оригинальный внутренний барабан сцепления для мотоциклов Ява 559, 360, 634, 638, 640 и ЧЗ.Про..

Код товара: 451 9 638 28 031

Новый, оригинальный упорный (внешний) барабан сцепления для мотоциклов Ява 638, 639 и 640Производите..

Код товара: 443 7 612 84 800-01

Бензокран Jikov для мотоциклов Ява 634, 640 и др.Производитель Чехословакия.

Код товара: 321 8 910 03 137-03

Оригинальный брызговик для мотоциклов Ява 638, 640. Возможно установка на 634 модельПроизводитель Че..

Код товара: 451 9 354 24 011

Новый, оригинальный вал кик стартера для мотоциклов Ява 354, 360, 638, 639 и 640Производитель Чехия..

Код товара: 151-24-043

Вилки переключения передач для мотоциклов Ява 353, 354, 559, 360 и ЧЗКованные.Цена указана за компле..

Код товара: 451 9 623 24 010

Вилки переключения передач для мотоциклов Ява 634 и 638.Кованные.Цена указана за комплект из двух шт..

Читать еще:  Диск литой ларгус r16

Код товара: 559-12-133

Втулка верхней головки шатуна для мотоциклов Ява 559.Производитель Чехия.

Код товара: 451 9 634 56 213

Оригинальная распорная втулка ведомой звезды для мотоциклов Ява и ЧЗ.Производитель Чехия.

Код товара: 455-41-202203

Втулки передней вилки для мотоцикла ЧЗ (Чезет) 455, 472-1, 472-2. 472-3, 472-4Комплект из 4 штук.Пре..

Код товара: 451 9 638 01 032

Выхлопные патрубки для мотоциклов Ява модификаций 638-5 и 638-0Идеальный Чешский хром. Производитель..

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • >
  • >|

Новые, оригинальные запасные части для мотоциклов Ява и ЧЗ всех моделей.

Все запчасти произведены в Чехии, Словакии, Турции — производители качественных запчастей для мотоциклов Ява.

Так же в нашем ассортименте имеется очень много оригинальных, новых запчастей еще со времен Чехословакии.

ЗАПЧАСТИ ДЛЯ МОТОЦИКЛОВ СССР

+7 (495) 532-69-31, +7 (929) 501-63-08 |

Мотоциклы Ява — история марки и самые популярные модели, ремонт

История основания марки

Все началось еще до Второй Мировой войны в 20-х годах минувшего столетия в Чехословакии. Этой страны уже больше 2 десятков лет нет, однако марка Jawa все еще существует. Но объемы производства, уже далеко не такие, как были раньше.

История известных вишневых мотоциклов началась в 1929 году. Именно тогда чех Франтишек Янечек приступил к выпуску мотоциклов по лицензии компании Wanderer (Германия). Он долго не думал над названием транспорта, собрав его из первых букв собственной фамилии и имени первого мотоцикла-прототипа. Марка стала называться JaWa.

Первый мотоцикл Ява

Дебютное представление старшего брата Jawa состоялось осенью 1929 года. Ява повторяла конструкцию собственного немецкого прототипа, изменения коснулись только топливного бака, крыльев и размера шин. Мотоцикл комплектовался четырехтактным одноцилиндровым двигателем, объем которого равнялся 498 куб.см. Мощность двигателя составляла 18 л.с. Транспортное средство имело трехступенчатую коробку передач. Первые мотоциклы были представлены общественности в парижском автосалоне. Они были выкрашены в яркий красный цвет, который в последствии стал фирменным для всей марки.

Первый мотоцикл чехословацкого производства не отличался популярностью среди населения страны и был дорогим, поэтому компания задумалась над разработкой иных, более достойных вариантов.

Руководства эксплуатации и ремонт

Дальнейшее становление марки

Ява едет в Советский Союз

В 1953 году на смену «Пераку» пришла улучшенная модель, которая сохранила моторы 350 и 250. В ней была серьезно доработана ходовая часть. Новая модель получила название «Кивачка», однако советские мотовладельцы сначала называли ее «Чекушкой» (из-за объема двигателя), а когда появились более усовершенствованные вариации, то ее начали именовать «Старушкой».

В 1969 году для американского рынка вышла Ява Калифорния, которая имела абсолютно иной дизайн и обладала сложной настройкой смешивания бензина и масла. Спустя 4 года появилась Ява 634, главным рынком сбыта которой являлся Советский Союз. Дальше были Ява 638 и 638-0. Именно JAWA 350-638 принято считать наиболее популярной моделью мотоциклов в 90 годы.

Сегодняшнее состояние дел компании

Современное производство уже невозможно сравнить с теми, которые были в 20 веке, однако компания не перестает представлять общественности новые модели своих мотоциклов. Среди наиболее значимых последних моделей можно выделить:

— Jawa 350 тип 640 (1991 г.),

— Jawa 350/634 Ретро (2013 г.),

— Jawa 660 Sportard (2011 г.),

— Jawa 660 Vintage и Jawa 350 OHC (2017 г.).

uCrazy.ru

  • Войти через Соц.сети
  • Регистрация
  • Забыли пароль?

Навигация

  • 3D игры
  • Фотоприколы
  • Фотоподборки
  • Гифки
  • Демотиваторы
  • Видео
  • Знаменитости
  • Интересное
  • Фильмы и трейлеры
  • Анекдоты и истории
  • Хайтек
  • Авто / Мото
  • Спорт
  • Музыка
  • Флеш игры и ролики
  • Всячина
  • Животные
  • В хорошие руки
  • Жесть
  • Девушки
  • Конкурс
  • Новости сайта
  • On-Line Игры
  • Реклама на сайте

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

  • Всяко разно 10 лет
  • Немного слегка пошлых карт.
  • Так себе картинки
  • Картинки и мемы для настро.
  • Картинки
  • Картинки и мемы для настро.
  • Просто гифки
  • Картинки и мемы для настро.
  • Гифки
  • Прикольные и просто красив.
  • Так себе картинки
  • Гифки
  • Картинки и мемы для настро.
  • Гифки
  • Нестандартный юмор 🙂
  • Нестандартный юмор 🙂
  • Пошлые мемы
  • Шутки и мемы из Сети
  • Так себе картинки
  • Гифки
  • Есть еще лучше!

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

  • 23 пользователя

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Рекомендуем

Мотоциклы Chezet

Марка мотоциклов CZ, наряду с мотоциклами Ява, считалась одной из лучших в Советском Союзе. Но в отличие от Явы, поставки этих мотоциклов осуществлялись между семидесятыми и девяностыми годами прошлого века. К сожалению, с распадом Советского Союза распался и завод мотоциклов CZ.

Основным продуктом данной фирмы являлись машины для мотокросса. Именно поэтому упоминание об этой легендарной фирме можно было скорее услышать из спортивных новостей. На тот момента у CZ не было настоящих конкурентов, так как все аналогичные фирмы уступали CZ по мощности, по маневренности и по массе мотоцикла.

Когда в Чехословакии в 30х годах прошлого века появляются первые мотоциклы Ява, завод Ceska Zbrojovka, который производил оружие, решил тоже выпускать мотоциклы. И как обычно это происходит – первый раз вышел в никуда. Мотоциклы с 60-кубовым двигателем на переднем колесе оказались неудачными. Вторая попытка началась в 1932 году, когда завод начал производство мототехники с двухтактным 76-кубовым мотором, установленный уже в низу рамы. Не прошло и года, как завод выпустил мотоцикл с двигателем 100 см3 и сразу же через некоторое время 175 см3 с 3-х ступенчатой коробкой передач.

В 1936 году завод CZ выпускает «мото Cezet» с двигателем объемом 250 см3. Позже появилась модификация этого мотоцикла с 350 см3 и 500 см3. Однако мотоциклы Ява начинали завоевывать рынок мототехники, поэтому заводу пришлось прибегнуть к изготовлению новых ЧЗ, которые были оснащены 123 и 148 кубовыми двухтактными двигателями. Это решение было обоснованным, так как после войны CZ объединился с JAWA. После этого Ява и ЧЗ очень часто упоминались вместе, однако на самом деле, завод CZ строил самостоятельные планы на будущее.

В начале 50х годов появляются мотоциклы Чезет с четырехтактным одноцилиндровым двигателем, которые участвовали в гонках.
В 1960 году — произведена переорганизация мото промышленности и по решению правительства чешские мотоциклы начали производить на другом заводе. С этого момента Ява и CZ решили выпускать линейку мотоциклов, 125- и 250-кубовые, совместно, однако очень скоро их заменили мотоциклами «Чезет» с объемом двигателя 172 кубических сантиметров. Мотоцикл Cezet с объемом двигателя 250 кубических сантиметров вышел в 1962 году (модель с одноцилиндровым 2-х тактным двигателем)

Позже гонщики завоевывали множество наград на Чемпионате мира с помощью двухсот пятидесятого.

Это был настоящий звездный период Чезета и длился до конца 60х годов. В 1963 году чехи обратили свое внимание на гонщика Игоря Григорьева, которому предложили выступать на Чезете. И руководство CZ прогадало – Игорь завоевал самые высокие награды и стал фирменным лицом этого мотоцикла, он даже был принят почетным работником завода, ведь что могло быть лучшей рекламой, чем победы на соревнованиях мирового уровня. На протяжении 5 лет с 1964 по 1969 на мотоцикле Cezet-250 выступал Жоэль Роббер, который трижды завоевывал первые места на Чемпионатах мира, только в 1965 он уступил советскому гонщику – Виктору Арбекову. В классе 500см3 это был немецкий гонщик Пауль Фридрихс, выступавший на мотоцикле Чезет – 360. В это же время мотоциклы ЧЗ и Ява добрали до отечественного мото рынка, где они получили невиданный до этого времени успех, их буквально разбирали нарасхват. Завод CZ не собирался останавливаться на этом и параллельно занимался разработкой мотоциклов «эндуро».

Но уже к началу 1970 года достижения «Чезета» сильно упали. Завод начинает выпускать 350 и 250 кубовые мотоциклы. Распад СССР очень сильно отразились на производстве мотоциклов, так как на западном рынке появляются более новые «обновленные» мотоциклы. Завод CZ постигло большая неудача, чем Jawa, которому удалось не просто переориентироваться на выпуск новых мотоциклов, но и наладить партнерские отношения с итальянских концерном Cagiva, проявляющий огромный интерес к рынку СССР, а также мотоциклам чешского производства.

Мотоциклы Jawa

Официальный дилер Jawa

Корзина 0 товаров

К началу 30-х годов прошлого века, когда в Чехословакии уже появились первые мотоциклы Jawa, оружейный завод Ceska Zbrojovka (CZ) также принял решение перейти на выпуск мототехники. Первый блин оказался комом — мотовелосипеды с установленным на переднем колесе 60-кубовым двигателем были признаны весьма неудачным технологическим решением. В 1932-м завод CZ начал серийное производство мотовелосипедов с двухтактным 76-кубовым мотором, который установили в нижней части рамы. Спустя год появилась новая модель с двигателем объемом 100 куб.см, а затем и 175-кубовый мотоцикл с двойной штампованной рамой и трехступенчатой коробкой передач. Модернизация продолжалась, и в 1936-м году завод выпустил 250-кубовые мотоциклы Cezet, в линейке которых впоследствии появились модели с одноцилиндровым двигателем объемом 350 куб.см и двухцилиндровым мотором объемом 500 куб.см. Прототипом послевоенных мотоциклов Чезет, которые и прославили завод CZ, стал выпущенный в самом конце 30-х годов легкий 125-кубовый мотоцикл с трубчатой рамой.

Возобновив производство легких мотоциклов после окончания войны, завод выпустил усовершенствованный мотоцикл Cezet с передней телескопической вилкой, а последующую модель снабдил свечной задней подвеской. Однако господство мотоциклов Jawa на рынке мототехники того времени давало о себе знать, поэтому в 1954-м году разработчики CZ решили начать выпуск спроектированных на заводе Jawa новых мотоциклов, которые оснастили 123- и 148-кубовыми двухтактными двигателями. Такое решение было вполне объяснимо и оправдано, так как после войны CZ вошел в объединение Jawa. Несмотря на то, что истории Jawa и CZ тесно перекликаются, завод CZ прокладывал свою собственную дорогу в индустрии чешской мототехники.

В 50-х годах появились гоночные мотоциклы Cezet с одноцилиндровым четырехтактным двигателем и мотороллеры Cezeta, разработанные ведущим конструктором завода Ярославом Кохом. В 1960-м была произведена реорганизация мотоциклетной промышленности, и на правительственном уровне было решено перенести производство чешских мотоциклов на другой завод. Jawa и CZ ничего не оставалось, как совместно, на обоих предприятиях, выпустить унифицированное семейство мотоциклов с двигателем объемом 125 до 350 куб.см. Завод CZ запустил в серийное производство 125- и 250-кубовые унифицированные мотоциклы с одноцилиндровыми двухтактными двигателями, но это семейство вскоре сменилось новыми мотоциклами «Чезет» с объемом двигателя 172 куб.см.

Знаменитый кроссовый мотоцикл Cezet сошел с конвейера в 1962-м году – это была модель с одноцилиндровым двухтактным двигателем объемом 250 куб.см. Гонщики на мотоцикле «Чезет»-250 неоднократно занимали почетные места в Чемпионатах мира, и это был поистине звездный период для мотоциклов Cezet, который продолжался до конца 60-х. Тогда произошло еще одно значимое событие как для CZ, так и для советского мотоспорта. В 1963-м году внимание чехов привлек известный гонщик Игорь Григорьев, которому было предложено выступить на мотоцикле Cezet. Результат превзошел все ожидания, и Григорьев стал фирменным гонщиком CZ, сумев подняться на самые высокие ступени пьедестала. Игоря Григорьева даже приняли в почетные работники завода CZ, ведь лучшей рекламы мотоциклам «Чезет», чем победы в Чемпионатах, трудно было придумать. С 1964-1969 чемпионские титулы на легендарном мотоцикле Cezet-250 трижды выигрывал бельгиец Жоэль Роббер, который в 1965-м уступил нашему Виктору Арбекову, а в классе 500 куб.см – немецкий гонщик Пауль Фридрихс на мотоцикле Cezet-360.

В этот же период времени мотоциклы «Чезет» и «Ява» стали поступать на отечественный рынок, где их ждал невиданный доселе успех. Параллельно завод CZ продолжал разработку не только легких мотоциклов, но и мотоциклов в стиле «эндуро». К 70-м годам спортивные достижения мотоциклов Cezet остались в прошлом, поэтому завод активизировал производство дорожных мотоциклов, выпустив 250-кубовые и 350-кубовые модели. Распад социалистического блока и появление на западном рынке обновленных мотоциклов ощутимо отразились на чешских производителях. Головной завод Jawa оказался в худшем положении, чем CZ, которому удалось не только переориентироваться на выпуск другой продукции, но и наладить связи с итальянским концерном Cagiva, который проявлял повышенный интерес к рынку Восточной Европы и к мотоциклам чешского производства.

Итальянцы купили завод CZ и в начале 90-х наладили выпуск дорожного мотоцикла Roadster с двумя вариантами двигателя: с двухтактным мотором Cagiva объемом 124 куб.см и четырехтактным 200-кубовым двигателем CZ. В Европе все мотоциклы, которые производились на заводе CZ, продавались под торговой маркой Cagiva. Однако этот восточно-европейский проект не оправдал ожиданий и принес значительные убытки, поэтому в конце 90-х годов концерн Cagiva отказался от дальнейшего выпуска мотоциклов на производственных мощностях завода CZ, который в свое время сыграл столь заметную роль в истории не только чешского, но и всего мирового мотоциклетостроения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector