Проверка машин сотрудниками ГИБДД вне стационарных постов
Проверка машин сотрудниками ГИБДД вне стационарных постов
Введен новый регламент, который позволяет сотрудникам ГИБДД останавливать для проверки машины вне стационарных постов ДПС. Нигде не сказано, имеют ли они право находиться на этих участках в ночное время. Какой нормативный правовой акт это регламентирует?
Согласно Административному регламенту исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 23.08.2017 N 664, основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются (п. 84-84.14):
— установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
— наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
— наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
— необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
— необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
— необходимость использования транспортного средства;
— необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств;
— необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;
— оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий;
— необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
— проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства;
— угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ;
— проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз;
— проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с п. 85 указанного регламента в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости подача сигнала об остановке транспортного средства должна осуществляться с использованием специальных световых сигналов (при наличии возможности).
Из вышеуказанного следует, что при наличии предусмотренных законом оснований сотрудник полиции вправе остановить транспортное средство независимо от времени суток.
Также в силу п. 20 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.
8 признаков, из-за которых вас могут остановить гаишники
Многих водителей интересует, по какому принципу инспекторы ГАИ выбирают автомобиль, который нужно остановить. Иногда гаишники останавливают без особых причин, но в основном придерживаются определенных критериев, по которым попадаются именно нарушители.
- Нечитаемый номерной знак
- Тонировка
- Грохот глушителя
- Битая машина
- Груз на багажнике
- Спущено колесо
- Манера вождения
- Автомобиль очень грязный
Нечитаемый номерной знак
Заляпанный грязью номерной знак – излюбленная причина остановки автомобилей сотрудниками ГАИ. По правилам, он должен читаться с расстояния 20 метров, как в дневное, так и в ночное время суток.
Наказание за нечитаемый номер – штраф 500 рублей, однако гаишники не всегда злорадствуют, чаще просто заставляют протереть его и вдобавок проверяют документы.
Тонировка
Полностью затонированный автомобиль всегда вызывает подозрение, ведь этим водители пытаются скрыться от посторонних глаз. Сотрудник ГАИ обязательно захочет проверить светопропускаемость стекол, а также состояние водителя и салон автомобиля, ведь снаружи практически ничего не видно.
Норма светопропускания для передних стекол – 70%, для лобового – 75% и более. Задние стекла можно тонировать как угодно и даже закрывать шторками.
Грохот глушителя
Обязательно привлечет внимание гаишника и сильный грохот глушителя. К нему часто приводит нарушение целостности труб, а значит повышается выброс вредных веществ в атмосферу.
Любители «турбо» тоже, скорее всего, будут остановлены, так как сильных грохот, исходящий от их автомобиля, не приемлем, особенно в ночное время.
Битая машина
Машины с серьезными повреждениями останавливают в большинстве случаев. Так гаишники проверяют наличие справки о ДТП и заполненный бланк ОСАГО.
Также могут придраться, если значительно разбито лобовое стекло и обзор водителя ограничен.
Груз на багажнике
Если на багажнике привязаны стройматериалы или прочий груз, выступающий более, чем на 0,4 м по бокам и по одному метру сзади или спереди за пределы кузова автомобиля, то остановки сотрудниками ГАИ не избежать. Такой крупногабаритный груз должен быть обозначен светоотражателями и красными тряпками, привязанными на концах.
Спущено колесо
За сдутое колесо инспектор не накажет, но обязательно остановит. За такую бдительность его можно будет только поблагодарить.
Манера вождения
Если автомобиль петляет, обгоняя всех, а скоростной режим сильно отличается от общего потока, то его точно остановят. Возможно, водитель пьян. Если же автомобиль едет слишком медленно при приближении к посту ДПС, стараясь не попасться на превышении скорости, то не исключено, что у него не оплачена страховка или не пройден техосмотр.
Автомобиль очень грязный
Слишком грязный автомобиль не может остаться незамеченным. Хоть и не существует наказания за немытый кузов, но фары, стекла и номера по правилам должны быть чистыми.
Чтобы не бояться сотрудников ГАИ, просто соблюдайте скоростной режим, вовремя оплачивайте страховку, проходите техосмотр и по мере необходимости мойте свой автомобиль и тогда никакое наказание вам не грозит.
Гаи остановка без причины
Гаи остановка без причины
Соответственно увидев это, или зафиксировав при помощи камеры или радара, сотрудник ГИБДД имеет право остановить вас. Наличие данных, которые могли бы свидетельствовать о том, что водитель или пассажир(ы) причастен к ДТП, преступлению или административному правонарушению. Такие данные могут быть представлены в виде ориентировки или информации дежурного, так же это могут быть свидетельские показания других участников дорожного движения или визуально зафиксированные обстоятельства. Наличие каких-либо данных, которые могут доказывать тот факт, что автомобиль находится в угоне или в розыске.
Merсedes 126 long 3
то они уже открыли ему багажник! Ето же нарушение всех правил… пока я добежал то они его уже отпустили! Не надо так! При остановке гаи : Права водителя при выполнении требования сотрудника ГАИ остановить автомобиль Водитель имеет право знать кто его остановил – сотрудник ГАИ обязан поздороваться, назвать свою должность, звание и фамилию (пункт 14.7 Инструкции по вопросам деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоиспекции МВД). Водитель имеет право знать причину остановки — сотрудник ГАИ обязан назвать причину остановки транспортного средства (статья 16 Закона Украины «О дорожном движении») и суть совершенного правонарушения, если таковое имело место (пункт 14.7 Инструкции по вопросам деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоиспекции МВД). Водитель имеет право увидеть удостоверение сотрудника ГАИ при чем не просто увидеть, но и иметь достаточное время чтобы переписать или иным образом зафиксировать данные из удостоверения (статья 5 Закона Украины «О милиции»). Водитель имеет право не давать никаких пояснений сотруднику ГАИ – Как разговаривать с ГАИ: у водителя нет обязанности отвечать на вопросы «куда и откуда едете?», «какой был знак?», читали ли пункт … правил?» и прочие (статья 63 Конституции Украины). Водитель имеет право давать пояснения, заявлять ходатайства (просьбы и требования), предоставлять доказательства своих утверждений (статья 268 Кодекса Украины об административных правонарушениях). Водитель имеет право фиксировать в видео или аудиозаписях все действия сотрудника ГАИ – Как вести себя с ГАИ: согласно статье 3 Закона Украины «О милиции» деятельность милиции является гласной.
Гаи остановка без причины
При этом следует понимать, что даже если вы совершили правонарушение, вас нельзя по закону называть правонарушителем до вынесения постановления о правонарушении, вас можно только подозревать и сотрудник ГАИ обязан доказать вашу вину. Таким образом, подозрение в совершении преступления либо правонарушения — это и есть законная причина. А проверка документов, равно как и составление протокола всего лишь цель обеспечения ведения административного процесса (внесение в протокол ваших данных и данных автомобиля).
Если ваш автомобиль остановил сотрудник ДПС
И неважно, какова была причина остановки гаишником. проверка документов или нарушение, каждый автомобилист должен знать следующее: Вам не нужно выходить из машины, если не потребует сотрудник ГИБДД. но для этого должны быть какие-то веские основания. Представитель власти должен обязательно представиться, четко и ясно произнести фамилию и имя, а также звание. Более того, он обязан показать вам свое удостоверение в развернутом виде. Далее нужно узнать причину остановки.
Что будет если… убежать от ГАИ
Не остановка по требованию работника ГАИ… для некоторых людей эти слова звучат, как приговор. Нет, мы не говорим про индивидуумов, которые любят выходить за рамки дозволенности. Речь пойдет об адекватном водителе, который в определенной ситуации не заметил или не смог остановиться на взмах жезла. Такие случаи бывают.
По букве Закона – это нарушение, за которым должно последовать наказание. Итак, начнем.
Едем, вроде бы не нарушая. В этот момент, откуда ни возьмись, выбегает сотрудник и машет жезлом. Вы же в этот момент совершали, к примеру, перестроение и либо реально не заметили, либо останавливаться уже поздно. Что может ожидать водителя в таком случае?
Первое – ГАИшник может оставить этот факт без внимания,
второе – сядет в машину и погонится за вами,
третье – передаст по рации ближайшим патрулям.
ГАИшник «не обиделся»
Работники ГАИ заявляют о том, что без причины они не останавливают. Поэтому, если они все же пытаются вас остановить, причина все-таки есть (или найдется).
Но в том случае, если инспектор не уверен в своей правоте, у него недостаточно доказательств вашей вины, или остановка может привести к созданию аварийной ситуации – инспектор может «не обидеться» и оставить сей факт без внимания (и даже не сообщить об этом другим постам).
На практике такое случается довольно часто (особенно если «не остановившийся» на «крутой» машине с затонированными стеклами).
Но надеяться на это не стоит: бывали случаи, когда инспекторы для остановки автомобиля выбегали в третью (!) полосу движения или начинали погоню (см. дальше).
План «Перехват»
Вариант погони, в принципе, маловероятен, так как для погони придется собирать аппаратуру (а дежурят в основном со стационарными измерителями скорости) или задействовать другой/другие экипажи.
Тем не менее, такое случается. Скажу сразу – играть в героя с сотрудниками ГАИ я бы не советовал. Случаи погони и (или) не остановки на нескольких постах заканчиваются очень плохо: вам могут полностью перекрыть дорогу и даже открыть стрельбу по автомобилю.
Чем это может закончиться – думаю, объяснять не стоит. Хотя бывают и курьезные ситуации. К примеру, не остановившись по требованию, водитель решил, что, быстро заехав на ближайшее свободное место и сев в общественный транспорт, он сможет избежать наказания. Но не тут-то было – сотрудники ГАИ поняли его намерения и остановили маршрутку, в которой он ехал.
Если же вам удалось-таки скрыться от погони, то ждите «нервных поездок», как минимум в течение нескольких недель. Ваши номера наверняка запомнят и передадут всем постам. «Пробив» номера по базе – будут знать ваш адрес. Последствия – самые неутешительные.
Остановит следующий патруль
В третьем сценарии – нас таки останавливают на ближайшем посту.
Где факты нарушения? Формально они есть – не остановка по требованию ГАИ.
Где доказательства? А вот с этим сложнее – нужно объявить причины остановки (тем – предыдущим экипажем), доказательства нарушения. Кроме того, вы можете аргументировать свои действия невозможностью остановки без создания аварийной ситуации (п. 2.14 «е» Правил).
Если на следующем посту предъявить будет нечего, то, скорее всего, вас отпустят, посоветовав быть внимательнее.
Но многое зависит от водителя: его опыта, знания правил и еще ряда факторов (включая настроение постовых). К примеру, в Киеве был случай, когда на следующем посту остановили человека, не остановившегося по требованию работника ГАИ. Спустя минуту, за ним прилетает авто, из которого выскакивает разъяренный сотрудник госинспекции, забирает права и составляет протокол со всеми вытекающими.
В суде человек смог доказать свою невиновность, приведя аргументированные примеры того, что он адекватный водитель, а сложившаяся ситуация – просто стечение обстоятельств.
Итог
Будьте внимательны на дорогах!
Лучше все-таки решить все вопросы и недоразумения с одним патрулем ГАИ, чем запустить в действие всю систему МВД.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Что делать, если вас остановил инспектор ГУОБДД, — ответы на важные вопросы
На этой неделе в рамках рубрики «ПДД в Кыргызстане — самое важное» мы рассказываем, как следует себя вести, если вас остановил сотрудник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД.
Почти каждого автомобилиста не раз останавливали представители дорожной милиции. Опираясь на законодательные нормы, мы решили ответить на самые распространенные вопросы о том, как нужно вести себя в такой ситуации.
Где инспекторы не вправе остановить вас?
Можно ли снимать инспекторов на видео?
Можно. Сотрудник ГУОБДД не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если это не запрещено законодательством. Опытные водители считают запись диалога с автоинспекторами обязательной. Можно использовать телефон или видеорегистратор.
Что может послужить основанием для остановки машины?
- проведение профилактической и разъяснительной работы по обеспечению безопасности дорожного движения;
- нарушение ПДД водителями или пассажирами;
- наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя или пассажиров к совершению ДТП, нарушения, проступка или преступления;
- наличие информации, что автомобиль находится в розыске, а также данных о его использовании в противоправных целях;
- необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, нарушения, проступка или преступления, очевидцами которого они являются;
- выполнение решений уполномоченных государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
- необходимость привлечения водителя или автомобиля для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам ОВД.
Если у инспектора нет никаких документов о проведении рейда, опытные водители советуют позвонить в дежурную часть и узнать, действительно ли проводятся рейдовые мероприятия. Если да, поинтересуйтесь, как называется рейд и какова его цель.
Можно ли проигнорировать требование инспектора об остановке?
Нет, водитель транспортного средства обязан остановиться и по требованию предоставить документы.
Что делать, если инспектор остановил водителя, но не подходит к нему?
В таком случае, подождав некоторое время, можно уехать. Если сотрудники ГУОБДД начнут погоню и составят протокол, необходимо обращаться по телефонам доверия.
Нужно ли выходить из машины, если вас остановили?
Нет, при остановке сотрудник ГУОБДД, не дожидаясь выхода водителя, обязан подойти к остановленному автомобилю (водителю), поприветствовать его, сообщить свою должность, звание, фамилию, а затем кратко изложить причину обращения (остановки). Автоинспектор должен изъясняться вежливо и понятно, исключая возможность ошибочного или двоякого толкования своих слов.
В каких случаях инспектор может потребовать выйти из машины?
- для устранения технических неисправностей транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
- когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;
- для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
- для проведения личного досмотра, досмотра транспортного средства и осмотра груза;
- когда водитель или пассажир подозреваются в совершении преступления или нарушения;
- когда требуется участие водителя в проведении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам ОВД;
- когда поведение водителя создает угрозу личной безопасности данного инспектора или иных сотрудников ОВД;
- в целях проведения разъяснительной работы по профилактике ДТП и соблюдения Правил дорожного движения.
Когда инспектор имеет право проверить водителя на алкоголь?
Что делать водителю, если он не согласен с действиями сотрудников ГУОБДД?
Если автомобилист не согласен с инспектором и считает, что протокол был заполнен неправомерно, необходимо указать в нем свою точку зрения. Позже с копией протокола можно обратиться по телефону доверия, либо с заявлением в электронном или письменном виде.
Остановка ТС инспектором ГИБДД
В данной серии статей мы дадим советы автовладельцам как правильно действовать и общаться во время встреч с инспектором ГИБДД. Ситуации будем разбирать по ходу событий на дороге и начнем с остановки автомобиля поднятым жезлом блюстителя закона. По тексту будут даваться ссылки на правовые и нормативные документы Российской Федерации, для того чтобы текст имел законную основу и еще больше юридически подковал водителей.
Сигнал для остановки
Итак, самая распространенная ситуация. Вы спокойно едете на своем авто, и вдруг взмахом руки сотрудник органов автоинспекции просит вас притормозить и остановиться. В таком случае необходимо, убедившись, что вы не помешаете остальным участником дорожного движения, включить правый сигнал поворота и приступить к парковке на обочине или у края дорожной полосы. Будьте внимательны во время маневра, за вами пристально наблюдает оборудованный свистком и жезлом человек, который может выписать дополнительный штраф за неправильную парковку.
- п. 22*. Сигналы сотрудника участникам дорожного движения должны подаваться четко и быть понятны для участников дорожного движения.
- п. 64*. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.
- При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.
- п. 65*. При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.
Место для остановки
После остановки вы можете, но не обязаны, выйти из машины и подойти к инспектору, а можете и подъехать задним ходом, если это не противоречит ПДД. Вас отделяет примерно 10 – 20 метров и сотрудник ГИБДД должен подойти к вашему авто сам.
- п. 67*. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю…
Говоря про место для остановки, то вы можете продолжить путь до безопасного места, чтобы выполнить остановку по требованию инспектора. Это расстояние может быть различным. Если этого не сделать, то нерадивый гаишник обязательно выпишет штраф за неправильную парковку, а его претензии «почему вы отъехали так далеко» или «вы не остановились по моему требованию» объясняйте очень просто «там нельзя было останавливаться, согласно ПДД».
- п. 66*. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления…
Не забывайте об аварийных стоп-сигналах. Включайте их, когда сомневаетесь в правильности своих маневров, это дополнительно обезопасит вас от действий сотрудника ГИБДД.
Причина остановки
Основаниями для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД может быть несколько. Но они должны четко формулироваться инспектором для разъяснения водителю причины.
- п. 63*. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:
- установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
- наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
- наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
- необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
- необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
- выполнение распорядительно-регулировочных действий;
- необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
- необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
- проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
- проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
Под данные пункты может попадать абсолютно все. Но вы должны услышать четко сформулированную причину. Если такого не последовало, можете распрощаться с инспектором пожелав удачи и спросив разрешения на продолжение пути.
- Порядок задержания транспортных средств определен в статье 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме этого, задержание транспортных средств может производится в порядке, определенном статьей 11 Закона Российской Федерации «О милиции». В соответствии с Административным регламентом (утвержден приказом МВД России от 02.03.2009 г. № 185) сроки исполнения сотрудниками ГИБДД административных процедур (действий), в том числе и задержание транспортных средств, должны быть минимально необходимыми для их осуществления исходя из конкретной обстановки. Действия сотрудников, влекущие необоснованное увеличение времени исполнения административных процедур (действий) в отношении участников дорожного движения, обжалуются в досудебном (руководителям соответствующих строевых подразделений Госавтоинспекции, в вышестоящие органы управления Госавтоинспекции) и судебном порядке
К вам подошел инспектор
Когда начинается диалог между органом власти и гражданином, второй находится, заранее, в проигрышной ситуации. Для этого обзаведитесь некоторыми предметами, которые помогут вам. В первую очередь, включите камеру на сотовом телефоне, видеорегистратор на автомобиле, диктофон. Любое средство записи.
Совет
Не поддавайтесь панике, ни к чему хорошему это не приведет. Соберитесь с духом и готовьтесь к общению с инспектором. Будьте вежливы и обращайтесь к нему по званию «товарищ лейтенант», к молодым сотрудником можно применить «начальник», но крайне осторожно. Улыбайтесь и будьте спокойны.
Приготовьте ручку, блокнот, куда необходимо будет записывать любые данные, ФИО инспектора, номер на знаке инспектора, его звание и отделение ГИБДД, к которому он приписан. Сотрудник ГИБДД обязан представиться, сообщить все свои данные. На груди инспектора должен наблюдаться специальный жетон, и любые его отмазки — «Отломалась булавка, на которой он крепится» – не должны вас смущать. Требуйте его предоставить. Такая скрупулезность необходима для того, чтобы инспектор понял, что вы юридически грамотны и записали его данные. Теперь он будет гораздо более сдержан и вежлив. Далее, попросите гаишника предоставить вам его удостоверение. Он не обязан давать его водителю в руки, но развернуть должен.
- п. 20*. При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.
- При остановке транспортного средства или пешехода сотрудник, по требованию участника дорожного движения, обязан предъявить в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук.
- п 33*. При исполнении государственной функции сотрудники должны находиться в форменном обмундировании (сотрудники Госавтоинспекции — с нагрудным знаком), иметь служебное удостоверение.
Дополнительные материалы
На видео показана ситуация, в которой юридически подкованный водитель дал отпор инспекторам ГИБДД, явно расчитывающим на что-то нехорошее. Обратите внимание как четко, грамотно и без запинки действует владелец автомобиля. Возьмите себе на заметку некоторые фразы и используйте их в дальнейшем при аналогичных моментах на дороге.
Имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать без причины?
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта или звоните по телефону
+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (СПб)
Это быстро и бесплатно !
Автомобиль относится к технике повышенной опасности, поэтому каждый хозяин ТС обязан строго следовать правилам дорожного движения. Соблюдение ПДД на дороге контролируется сотрудниками Госавтоинспекции.
С целью выявления нарушений инспектор вправе остановить машину для проверки, однако далеко не все автолюбители знают, что сделать это можно лишь при определённых обстоятельствах.
Имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать без причины? Ответ на этот вопрос вы узнаете в данной статье.
- Какие права у сотрудника ГИБДД?
- Имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать не на посту?
- Имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять документы?
- Имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять аптечку?
- Имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять страховку?
- О чём ещё должен знать автомобилист?
Какие права у сотрудника ГИБДД?
Обязанности и полномочия инспекторов Госавтоинспекции зафиксированы в ПДД, Административном регламенте, установленном приказом МВД РФ № 185 от 2 марта 2009 года, Законе «О полиции» и других нормативно-правовых актах.
Согласно 63 пункту Административного регламента, инспектор может остановить транспорт лишь в нижеперечисленных ситуациях:
- при обнаружении сотрудником с помощью технического оборудования или визуально признаков несоблюдения ПДД;
- при наличии ориентировки или получения данных от дежурного о ТС, его водителе или пассажирах, имеющих отношение к совершению преступления либо ДТП;
- при получении сведений о нахождении машины в розыске;
- для привлечения граждан в качестве понятых или для оказания необходимой помощи потерпевшим;
- для проведения опроса с целью получения информации о случившемся ДТП или преступлении;
- при регулировании движения;
- для проведения специальных дорожно-транспортных мероприятий;
- при необходимости использования чужого ТС в экстренных ситуациях.
Безосновательная остановка машины невозможна. Инспектор обязан представиться, предъявив своё удостоверение, и сообщить причину, по которой он подал знак водителю для остановки, согласно 20 и 67 пункту Административного регламента.
При этом тормозить ТС в опасной зоне (например, с плохой видимостью, на перекрёстках или рядом с проведением ремонта дороги) категорически запрещено.
Патрульный автомобиль также должен быть оснащён опознавательными знаками.
Если водитель ТС решил скрыться, сотрудникам ДПС разрешено преследовать нарушителей и/или передавать ориентировку другим подразделениям через дежурного.
Любое правонарушение обязано быть зафиксировано в протоколе. Если водитель не согласен с действиями инспектора, он вправе обжаловать данный протокол в вышестоящей инстанции.
Имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать не на посту?
Согласно 63 пункту вышеуказанного регламента, инспекторы не могут беспричинно тормозить транспорт не на посту. Основанием для остановки может являться проведение Госавтоинспекцией мероприятия с определённой целью (например, при наличии ориентировки).
Кроме этого, 20 пункт 13 статьи Закона «О полиции» разрешает сотрудникам Госавтоинспекции тормозить транспортные средства для обеспечения безопасности на дороге.
Однако и в этом случае речь идёт не о беспричинной остановке. Должностное лицо должно руководствоваться 63 пунктом Административного регламента.
При этом водитель вправе узнать причину остановки и номер телефона должностного лица, ответственного за проведение дорожно-транспортного мероприятия. Инспектор не имеет права отказать гражданину в предоставлении подобной информации.
Стационарный пост ГИБДД оснащён специальным оборудованием, позволяющим фиксировать нарушение ПДД. Именно поэтому проверка документов осуществляется в этой зоне.
Имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять документы?
Согласно 63 пункту Административного регламента, проверять документы водителя ТС без очевидного основания инспекторы способны исключительно на специальном посту.
В таком случае сотрудник Госавтоинспекции может запросить удостоверение личности не только у лица, находящегося за рулём машины, но и у его пассажиров, а также проверить документацию на транспортируемый груз (для грузовых ТС).
Если у инспектора отсутствуют весомые причины для остановки машины вне поста, перечисленные выше (например, при наличии информации об угнанном грузовике), он не вправе запрашивать предоставление документов у водителя и его пассажиров.
Имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять аптечку?
Согласно ПДД, транспорт должен быть оснащён огнетушителем и аптечкой. По какой бы причине вас не остановил инспектор, в авто обязаны находиться данные вещи.
Их отсутствие недопустимо.
Имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять страховку?
На основании пункта 2.1 ПДД, владелец автотранспорта и лицо, находящееся за рулём чужого ТС, всегда должны иметь при себе указанные ниже документы:
- страховку на ТС;
- водительское удостоверение;
- ПТС и бумаги на прицеп (в случае его наличия);
- диагностическую карту, подтверждающую прохождение технического осмотра.
В случае отсутствия у гражданина водительских прав допускается предъявление временного разрешения на управление ТС.
В отдельных ситуациях водитель обязан передать инспектору разрешение на транспортировку товара и/или пассажиров, доверенность на управление машиной и некоторые другие документы.
Страховой полис выдаётся компаниями-страховщиками исключительно после прохождения техосмотра. Транспортное средство не должно иметь неисправностей, в противном случае его использование недопустимо.
О чём ещё должен знать автомобилист?
Гарантийный срок хранения товара — что это такое?
Перед отправлением водитель должен убедиться, что он пристёгнут, равно как и его пассажиры. Передача управления машиной лицу, которое не обладает на это правом, запрещена. Нельзя находиться за рулём в нетрезвом или утомлённом состоянии. Ездить на ТС, имеющем технические неполадки, также категорически запрещено.
Инспекторы могут осуществлять проверку ТС в тёмное время суток на неосвещённых участках дороги лишь в ситуации, если это необходимо для предотвращения преступлений или с целью регулировки движения.
Безосновательная остановка ТС и отказ от предоставления удостоверения относятся к административным правонарушениям, за которые инспектор может быть оштрафован на сумму до 20 тысяч рублей, согласно 12.35 статье КоАП РФ.
На практике сложно доказать, что должностное лицо не имело оснований остановить машину, поэтому специалисты рекомендуют следовать требованиям инспектора и не игнорировать его сигналы об остановке.
Что делать если вас остановил инспектор дорожно-патрульной полиции без всякой причины?
Что делать если вас остановил инспектор дорожно-патрульной полиции без всякой причины?
Каждый водитель может столкнуться с ситуацией когда его останавливает инспектор дорожно-патрульной полиции. В случае остановки водителя инспектором дорожно-патрульной полиции первый вопрос который возникает у любого водителя — что я нарушил? По какой причине он меня остановил?. Не все водители знают в каких случаях может остановить инспектор ДПП, и какие документы он имеет право потребовать. Судебная практика показывает, что в большинстве случаев спорных правоотношений инспекторы ДПП, превышают свои полномочия и останавливают водителей ТС не обоснованно по причинам не предусмотренным законодательством РК.
В соответствии с Правилами дорожного движения Республики Казахстан, если сотрудник дорожно-патрульной полиции на служебном авто, обращаясь к водителю при помощи громкоговорителя, называя опознавательные признаки и/или государственный номерной знак вашего авто, либо, если инспектор на пешей службе, указав на вас жестом руки (жезлом) и место, куда вам необходимо остановиться, то вы обязаны совершить остановку.
После остановки ТС Вам следует оставаться в своем транспортном средстве и дождаться инспектора полиции, который вас остановил. Инспектор ДПП, который вас остановил обязан незамедлительно подойти к вашему ТС, представиться и предъявить свое удостоверение в развернутом виде по вашему требованию.
Однако, всем известно, что не всегда инспекторы ДПП, знают и соблюдают требования закона. При чем, многие из них реагируют амбициозно принимая законные требования водителя как унижение либо как ненадлежащее поведение. В этой связи водителям следует от инспектора ДПП требовать чтобы он представился, то есть назвал свою фамилию, имя, отчество, должность, структурное подразделение органа, предъявления в обязательном порядке служебного удостоверения в развернутом виде.
Таким образом мы должны приучать и воспитывать должностных лиц, соблюдению закона и наших прав. Эти законные ваши требования, заставят инспектора ДПП, вести себя более сдержанно, уважительно и осторожно. Поскольку он будет предупрежден, что имеет дело с лицом требовательным и знающим свои права.
Далее в порядке защиты своих прав, а также проверки соблюдения инспектором требований ПДД РК, вам следует спросить у инспектора ДПП, причину остановки вашего ТС. Подобный вопрос может оказаться очень действенным и актуальным, поскольку согласно требованиям законодательства РК, просто остановить ТС для проверки документов водителя разрешается только на стационарных постах (Пост рубеж). В остальных случаях Инспекторы ДПП имеют право останавливать автомашины для проверки документов лишь при проведении оперативно-профилактических мероприятий (ОПМ).
Часто встречается, когда инспекторы полиции пользуясь правовой безграмотностью водителей ссылаясь именно на ОПМ, решив незаконно подзаработать придумывают ложные обстоятельства якобы о проведении оперативно-профилактических мероприятий (ОПМ). Но при этом сообщают ложные названия ОПМ, не существующие сведения, не соответствующие даты, номера, наименование приказов о введении ОПМ, масштабы, сроки действия, предмет проверки и другие необходимые данные. Инспекторы ДПП ссылаясь, что ОПМ, маршрутный лист сотрудника полиции, карта поста или постовая ведомость являются документами служебного пользования, могут не представить подтверждающие документы водителю. Действительность ОПМ, можно проверить позвонив в дежурную часть подразделения полиции или на 102, поскольку проведение ОПМ возможно только на основании приказа руководителя ДП области, городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент.
Основания и порядок остановки транспортного средства инспектором дорожно-патрульной полиции
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Закона Республики Казахстан «О дорожном движении», основаниями остановки транспортного средства по требованию сотрудника ДПП является:
1) нарушение водителем транспортного средства требований настоящего Закона и (или) правил дорожного движения РК, в том числе зафиксированное сертифицированным специальным техническим средством и прибором нарушение правил дорожного движения;
2) работа по розыску угнанных, похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий, иных преступлений, связанных с использованием транспортных средств;
3) необходимость предоставления транспортного средства в случаях, предусмотренных подпунктом 7) пункта 3 статьи 54 настоящего Закона;
4) проверка у водителя документов, предусмотренных подпунктом 1) пункта 3 статьи 54 настоящего Закона, на стационарных постах полиции, а также при проведении оперативно-профилактических мероприятий;
5) проверка документов на перевозимый груз на постах полиции и контрольно-пропускных пунктах. В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне постов полиции с целью проверки документов на перевозимый груз;
6) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
7) необходимость опроса водителя и (или) пассажира (пассажиров) об обстоятельствах совершения дорожно-транспортных происшествий, административного правонарушения, преступления, очевидцами которых они являются;
8) регулирование дорожного движения.
В случае остановки Вашего транспортного средства инспектором ДПП, он обязан согласно пункту 3 этой же статьи:
1) незамедлительно подойти к Вашему транспортному средству;
2) представиться и по Вашему требованию предъявить служебное удостоверение для ознакомления и установления фамилии и должности;
3) разъяснить причину остановки транспортного средства;
4) в случае, если нарушение водителем транспортного средства требований настоящего Закона и (или) правил дорожного движения зафиксировано сертифицированными специальными техническими средствами и приборами, предъявить водителю соответствующие материалы для ознакомления.
Остановка автомобилей сотрудниками ДПП без основания запрещена в соответствии со ст. 52 п.2 Закона «О дорожном движении». Основанием для остановки могут быть: нарушение правил дорожного движения, правил перевозки грузов, а также проведение рейда.
В указанное статье под специальными мероприятиями понимаются оперативно-профилактические, оперативно-розыскные, охранные мероприятия и антитеррористические операции, проводимые правоохранительными и специальными государственными органами.
При наличии оснований остановки транспортного средства и после выполнения сотрудником органов внутренних дел всех действий, установленных пунктом 3 настоящей статьи, Вы обязаны выполнить законные требования сотрудника полиции.
В случае отсутствия каких-либо оснований для остановки ТС, а также отсутствия доказательств у инспектора полиции подтверждающих нарушение ПДД РК вы можете подать жалобу на действия сотрудника полиции в вышестоящее руководство, в Управление собственной безопасности департамента полиции соответствующей области, города или в суд.
Если инспектор ДПП ведет себя некорректно вы можете также вызвать на место происшествия службу внутренней безопасности по следующим телефонам:
телефон доверия МВД РК — 1402;
экстренная служба, дежурная часть полиции — 102;
единый телефон доверия Антикоррупционной службы – 1424.
Новый регламент ГИБДД вступил в силу. Эксперты о том, стоит ли его бояться
С 20 октября вступил в силу новый административный регламент ГИБДД. Некоторые положения документа вызвали недовольство среди правозащитников. Портал Москва 24 разбирался, почему водителям не стоит бояться перемен.
Фото: портал Москва 24/Александр Авилов
Нужно ли изучать административный регламент водителю?
Административный регламент – это внутренний приказ МВД. По сути, инструкция для инспекторов, как вести себя с водителями.
Если вы гражданский человек, вы совершенно не обязаны его знать, объясняет председатель Всероссийского общества автомобилистов (ВОА) Валерий Солдунов.
С ним согласен автомобильный эксперт Игорь Моржаретто: «Ознакомиться с регламентом не лишнее дело, он открыт и не засекречен. Но учить его наизусть совершенно не нужно».
Остановка вне постов ДПС
По предыдущей редакции регламента 2009 года инспектора могли останавливать транспортные средства для проверки документов лишь на стационарных постах ДПС.
Отныне сотрудники ГИБДД могут останавливать автомобили для проверки в любом месте. Однако место каждый сотрудник выбирает не по собственному желанию, а только по приказу своего начальника.
Фото: ТАСС/Юрий Машков
Для добропорядочных водителей это изменение ничем не грозит, считает Игорь Моржаретто.
«В прошлом регламенте формально запрещалась остановка вне стационарных постов без причины. Но тут же называлась дюжина причин, по которым можно остановить. Например, проведение спецопераций или если водитель нарушил ПДД. И сейчас сотрудник ДПС всегда найдет повод остановить автомобиль, если ему это понадобится. Но если нет, то проезжай свободно», – объясняет эксперт.
Если же вы едете в ночи и у вас есть подозрения, что вас тормозит не сотрудник ГИБДД, можете проехать мимо и доехать до ближайшего поста, говорит Игорь Моржаретто. «На месте сообщите, что я не остановился, потому что у меня было впечатление, что это не сотрудник ГИБДД, а какой-то мошенник. Такая возможность была раньше и остается сейчас», – подчеркнул эксперт.
То, что на практике машины останавливали вне постов, порталу Москва 24 подтвердил руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.
Видеосъемка
Сергей Канаев обратил внимание еще на одну норму в новом регламенте, которая вызывает опасения. «В административном регламенте убрали норму, чтобы сотрудники ГИБДД не препятствовали видеосъемке, – пояснил Сергей Канаев. – Раньше сотрудник ГИБДД не имел права запрещать съемку. А сейчас может сказать: я запрещаю вам снимать себя: я стесняюсь. И вы обязаны убрать видеокамеру. Если не уберете, вам грозит статья 19.3».
В ГИБДД поспешили разъяснить, что запрета на съемку действий инспекторов нет .
«Исключение указанной нормы не препятствует реализации конституционного права граждан свободно искать, получать, передавать, производить информацию любым законным способом», – цитирует ”РИА Новости” начальника управления ДПС, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД Александра Быкова.
Председатель ВОА добавил, что теперь сотрудник полиции и сам имеет право вести съемку на собственный мобильный телефон.
Фото: портал Москва 24/Александр Авилов
Отменяются справки о ДТП
Одно из важных нововведений регламента – отмена справок о ДТП, на получение которых требовалось длительное время. С 20 октября выдавать их перестали.
Такие справки требуют страховые компании, чтобы урегулировать убытки и последующие выплаты. В случаях с ОСАГО это требование содержится в положении ЦБ № 431-П 2014 года, в случаях с каско – во внутренних документах каждой страховой компании.
Фото: ТАСС/Денис Русинов
Как пишет газета «Коммерсантъ», Александр Быков пояснил, что на деле выдача справок не предусмотрена уже давно. У МВД нет полномочий утверждать форму справки о ДТП. Инспектора в последние годы фактически не должны были выдавать такие документы, хотя это и практиковалось.
В ГИБДД уверяют, что более года предупреждали Центробанк и Российский союз автостраховщиков, что с 20 октября эта практика прекратится.
Фото: ТАСС/Донат Сорокин
С 20 октября если для оформления аварии требуются сотрудники ГАИ, то максимум, что могут получить на руки участники аварии, – это процессуальные документы, пишет «Российская газета». В частности, постановление о наложении штрафа или определение об отказе в возбуждении административного дела. Другие документы участники аварии могут получить в прежнем порядке.
По данным «Российской газеты», в протоколах, определениях, постановлениях и других документах будут максимально расписывать всю ситуацию: какие машины и сколько их участвовало в ДТП, их повреждения. Также укажут данные водителей и владельцев машин, номера полисов ОСАГО.
При этом водитель по-прежнему должен будет заполнить извещение о ДТП со схемой происшествия и передать в страховую компанию. Бланк этого извещения выдается при покупке полиса ОСАГО.
ГИБДД разрешили устраивать засады на дорогах, но в особых случаях
По новому регламенту сотрудники полиции смогут останавливать машины, находясь в засаде. Однако, согласно документу, сделать это смогут лишь в особых случаях.
«В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети», – отмечается в документе.
В остальных случаях автомобиль ДПС с раскраской должен стоять на видном месте в местах концентрации ДТП для предупреждения, объясняет Игорь Моржаретто.
Остальные нормы с учетом времени, практики и статистики, по мнению главы ФАР, разумны. Инспектора ГИБДД при общении с водителями не смогут допускать «любые виды высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, политических или религиозных предпочтений», хамить и грубить.
Еще один из пунктов регламента касается передачи инспектору документов. Их надо будет передавать без обложки и «удерживающих устройств». Кроме того, сотрудникам ГИБДД разрешили проверять документы у любого пассажира в машине.