Camgora.ru

Автомобильный журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Промывка системы автокондиционера

Промывка системы автокондиционера

Промывка требуется если в системе автокондиционера присутствует влага, грязное масло, продукты износа компрессора и пр.

Такое может произойти, например, если автомобиль долгое время эксплуатировался с разгерметизированной системой – пробит радиатор кондиционера или заклинил компрессор кондиционера.

Простой заменой компрессора тут уже не обойтись. Продукты износа старого компрессора – тефлоновое покрытие поршней, алюминиевая стружка — уже успели попасть в систему. Если перед установкой нового компрессора не удалить продукты износа, то они, после включения кондиционера попадут в новый компрессор и вскоре выведут его из строя.

Для начала давайте попробуем разобраться, что произошло в системе. Разрушенный или заклинивший компрессор в последние часы своей жизни выбросил в систему много механических частиц. Это и алюминиевая пудра от задранных поршней, и кусочки тефлона от поршневых колец, и стальные стружки от сепараторов подшипников. Всё это, тщательно смешанное с маслом, было разнесено потоком фреона по всей системе и плотно утрамбовано во всех уголках и сужениях трубопроводов и теплообменников.

Большая часть крупных частиц задерживается фильтрами, расположенными в ресивере-осушителе.

Так выглядит новая расширительная трубка

Прошедшая через ресивер грязь частично задерживается фильтром расширительной трубки

Более мелкая взвесь проходит дальше и оседает в испарителе. Самая «шустрая» грязь проходит дальше и, завершая круг, попадает в компрессор. «Умирающему» компрессору хуже от этого уже не будет, его всё равно менять.

А вот новому, который куплен за большие деньги и должен занять место вышедшего из строя — это смертельная порция яда. Картина распределения продуктов разрушения компрессора по системе может несколько изменяться в зависимости от типа системы на конкретном автомобиле, но общий смысл сводится к тому, что при замене компрессора систему придется промывать , и промывать очень тщательно.

ПРОМЫВКА СОСТОИТ ИЗ ДВУХ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ.

Во-первых , слипшуюся и спрессованную масляно-алюминиевую смесь надо растворить.

Во-вторых , после этого её надо извлечь из всех укромных уголков системы. Давайте вспомним, что масло, находящееся в системе, не растворяется хладагентом, а только перемешивается с ним и в таком виде циркулирует по системе. Поэтому стационарные заправочные автоматизированные комплексы, предназначенные для сбора хладагента, очистки масла и заправки системы не могут удалить прилипшую масляно — алюминиевую смесь. Для её растворения нужен растворитель, эффективно растворяющий масла. Спирт здесь не поможет, вспомните школьный опыт с масляным шариком, плавающим в спирте. Ацетон, бензин, керосин и т.д. тоже не годятся, они могут повредить шланги и синтетические уплотнители.

Что делать? Выход есть! Это специальный растворитель R141 . Он разработан для очистки подобных систем и активно используются специализированными сервисами. R141 отличается тем, что очень хорошо растворяет масло и другие примеси, в меру летуч, не ядовит при разумной концентрации, безвреден для резины и неопрена. Хотя самая важная его особенность состоит в том, что R141 можно полностью удалить из системы путем вакуумирования.

Итак, растворитель найден! Как теперь с его помощью промыть систему? Первое, что приходит в голову — это разобрать систему, демонтировать отдельные элементы, наливать в них растворитель, болтать-трясти их, а потом продувать сжатым воздухом. В былинные времена так и поступали. При этом стоимость работ была очень высокой. Монтаж-демонтаж элементов, огромный расход дорогого растворителя, замена одноразовых уплотнителей на разъединяемых элементах и огромная вероятность повреждения резьбовых соединений. А самое неприятное — это полная невозможность промыть такие элементы, как конденсор и испаритель. Эти детали представляют собой плотные лабиринты тонких трубок с огромным количеством изгибов и сужений, в каждом из которых скопилась и прилипла на масле своя порция грязи. И если конденсор ещё можно снять и сделать вид, что промыли, то испаритель — увы. На большинстве автомобилей его демонтаж связан с полной разборкой панели приборов. Работа долгая, сложная и, следовательно, дорогая.

Что, опять тупик? Нет! Зарубежные специалисты, работающие с системами кондиционирования много лет, давно решили эту задачу. Они разработали установку для промывки системы автомобильного кондиционера , позволяющую промывать трубопроводы и отдельные узлы системы, производя частичную разборку и демонтаж отдельных узлов системы.

Принцип промывки системы прост . Сначала производится демонтаж компрессора, ресивера-осушителя и радиатора кондиционера. Доступные теперь контуры по очереди подключаются к промывочной машине и моются до полной очистки. Промывочная машина создает пульсирующий поток растворителя R141 вместе с пузырьками воздуха, расход этой смеси составляет около 20 литров в минуту. Масляные отложения растворяются и воздушно-жидкостным потоком вымываются из системы. В моющей машине стоят фильтры, улавливающие взвешенные частицы, и очищенный состав отправляется за новой порцией грязи.

Полная промывка системы, в зависимости от степени загрязнения, занимает от нескольких часов до нескольких суток. Можете прикинуть, сколько литров растворителя проходит за это время через систему!

Следует добавить, что после промывки необходимо установить новый ресивер-осушитель. Он выполняет роль фильтра в системе кондиционирования, и как любой фильтр, просто меняется на новый.

Многие производители компрессоров в списке регламентных работ по замене компрессора также требуют замены радиатора кондиционера (конденсора). Дело в том, что тонкие трубки радиатора сильно забиваются масляно-алюминиевой смесью, а высокая температура приводит к спеканию этой смеси в практически нерастворимую субстанцию.

Если оставить забитый отложениями радиатор в системе, то новому компрессору придется работать с повышенной нагрузкой. Это сразу приведет к низкой эффективности работы кондиционера (будет мало холода), а в дальнейшем может привести и к выходу нового компрессора из строя.

Следует отметить, что в настоящее время промывочная машина является стандартным оборудованием серьёзных сервисных центров, специализирующихся на ремонте автомобильных кондиционеров. Без эффективной промывочной машины невозможно качественно и за разумные для клиента деньги выполнить работы, связанные с заменой компрессора кондиционера.

Когда стоит чистить кондиционер в авто, как это делать и какими средствами?

Автор: Дмитрий Сапко

Автомобильный кондиционер – довольно сложная и нежная система, которую важно поддерживать в отличном рабочем состоянии. При наличии проблем с работой климатической остановки лучше обращаться к специалистам. Устраняются неполадки на дорогостоящем оборудовании, которое проводит диагностику, выявляет неполадки и устраняет их максимально точно. Но некоторые процессы можно выполнить своими руками, не переплачивая за услуги СТО тысячи рублей. Существует несколько вариантов чистки кондиционера. Первый – это прочистка системы подачи воздуха в салон, и это на самом деле можно сделать своими руками. Также при определенной сноровке можно очистить радиатор кондиционера для более эффективной работы устройства и устранения неприятных запахов. А вот антибактериальная чистка, очистка фреона – это задача исключительно для станций обслуживания. Без специального оборудования такие задачи выполнить невозможно.

Вообще понятие чистки климатической системы воспринимается по-разному. Для одного владельца это полное устранение загрязнений на всем круге циркуляции фреона, для другого – устранение источника неприятных ароматов в салоне. В зависимости от ваших пожеланий будет меняться и спектр необходимых работ. На полках автомобильных магазинов вы можете найти десятки средств, которые обещают вам простую прочистку климатической системы без сложностей и за короткий срок. Выполняют ли эти средства свои обещания? Сегодня мы постараемся разобраться с этими вопросами. Также рассмотрим, когда нужно заниматься чисткой системы микроклимата в салоне авто, и какие материалы лучше всего для этой цели использовать.

Содержание

  • Когда необходимо чистить кондиционер
    • Основные ситуации, когда нужно почистить кондиционер
  • Какие способы очистки существуют
    • Химическая чистка
    • Пенная чистка
  • Какие средства для очистки стоит покупать
  • Как избежать появления бактерий в кондиционере
  • Подводим итоги

Когда необходимо чистить кондиционер в машине?

Самый распространенный повод для очистки системы подачи охлажденного воздуха в салон – зловонный запах из дефлекторов при включении кондиционера. Примерно этот запах напоминает «аромат» из открытой канализационной трубы. Вину таких ароматов на себя беспрекословно берут бактерии, которые поселились в области испарителя и начали активно размножаться в подходящей для них среде. Через несколько месяцев после начала размножения бактерий они начинают гибнуть и создавать неприятные запахи в салоне вашей машины.

Необходимо очистить систему кондиционирования в таких случаях:

  • при включении кондиционера в автомобиле появляется затхлый запах, интенсивность которого со временем усиливается;
  • даже без включения системы охлаждения ощутим неприятный аромат из воздуховодов, это свидетельствует об активном размножении и росте микроорганизмов;
  • эффективность охлаждения снизилась, что становится свидетельством забитых радиаторов, на пластинах этого устройства может нарастать слой плесени;
  • через дефлекторы внутри трубок подачи воздуха виден светлый налет, что говорит о масштабном росте патогенной микрофлоры в автомобиле;
  • при замене фильтра салонного воздуха вы обратили внимание на то, что он влажный, на нем присутствует плесень, фильтрующие элементы темного цвета.

Все эти особенности указывают на то, что вам нужно заняться очисткой системы подачи воздуха в салон. Ездить дальше на такой машине не стоит, это может стать причиной неприятных ситуаций. К примеру, обильное скопление патогенных микроорганизмов даже способно вызвать легкое отравление после длительной поездки в салоне такого автомобиля. Для здоровья человека контакт с этими микробами вряд ли принесет что-то хорошее. Так что чисткой важно заняться вовремя.

Основные ситуации, когда нужно почистить кондиционер

  1. Вы купили подержанный автомобиль с климатической установкой любого типа. В этом случае нужно прочистить систему, чтобы уверенно эксплуатировать машину с максимальным комфортом в дальнейшем.
  2. Более 3 лет не производилось комплексное обслуживание кондиционера. За этот период в системе скопилось немало грязи и плесени, которую очень важно вывести и вычистить.
  3. Появилась аллергия у водителя или у постоянных пассажиров. Аллергическая реакция вполне может быть вызвана плесенью и грибками, которые поселились в вашей машине в системе кондиционирования.
  4. Отдаленно появились неприятные запахи. Очень скоро из воздуховодов вашей машины начнет вонять не лучше, чем из городской канализации. Лучше не дожидаться этого момента.
  5. Требуется ремонт системы кондиционирования. В этом случае лучше сразу выполнить качественную очистку, чтобы в ближайшие годы не возвращаться к этому вопросу снова.
  6. Автомобиль долго стоял без дела, кондиционер не включался более года. В таком случае бактерии могли захватить большую часть пространства в системе подачи воздуха, лучше не рисковать здоровьем и почистить систему.

Какие способы чистки существуют?

Вы можете использовать профессиональные услуги стоимостью от 1000 рублей и выше (до нескольких тысяч на крупных и официальных станциях обслуживания). Также можно выполнить работу своими руками. В этом случае вы получите значительную экономию, но придется потратить определенное время. Для выполнения работ самостоятельно вы можете применить сложный механический метод очистки или химический вариант – более быстрый и часто весьма эффективный.

Механическое вмешательство подразумевает такие особенности:

  • демонтаж передней панели автомобиля (понадобится практически во всех моделях современных авто);
  • снятие испарителя для его качественной чистки профессиональными составами и средствами;
  • очистка плесени и бактерий в несколько этапов, руководствуясь инструкциями производителей средств;
  • установка изделия обратно в систему кондиционирования, качественное закрепление согласно сервисным инструкциям;
  • сборка салона, установка передней панели, проверка работоспособности оборудования и эффективности чистки.

Конечно, такой метод будет сложно осилить своими руками без помощи, так как один лишь этап снятия панели потребует опыта и навыков, а также профессионального инструмента. Также вам потребуются дорогие химические средства, которые полностью убирают налет грибка и плесени, способствуют надежной очистке всех патогенных микробов без остатка. Иначе уже через пару недель после выполнения сложной работы придется снова повторять процедуру.

Химическая чистка – как она выполняется?

Приведенная выше краткая инструкция механической чистки кондиционера могла вас немного расстроить, так как выполнить такие работы сможет далеко не каждый владелец автомобиля. Зато химический вариант очистки системы подачи воздуха от бактерий доступен каждому. Для этого вам не нужно будет ничего разбирать и снимать, достаточно выбрать правильное средство и использовать его именно так, как рекомендует производитель. Все очень просто и понятно.

Химическая чистка в большинстве случаев выполняется таким образом:

  • владелец авто выбирает антибактериальное средство для выполнения базовой чистки автокондиционера;
  • запускается двигатель автомобиля, включается система кондиционирования на полную мощность;
  • в районе патрубка для забора воздуха (обычно в ногах пассажира или водителя) устанавливается баллон со средством;
  • владелец авто нажимает на кнопку, средство распыляется на патрубок забора воздуха и попадает в систему;
  • в течение 2-3 минут происходит работа и распределение средства по системе кондиционирования;
  • далее необходимо дать автомобилю проветрится около 10-15 минут, на этом работа завершена.

Обязательно нужно выполнять процедуру с респиратором и другими защитными средствами, чтобы не дышать антибактериальным средством. Также на руку лучше надеть резиновую перчатку. Средства продаются с разными составами, и некоторые из них могут оказать неожиданное воздействие на кожные покровы. Это базовый вариант чистки, который является профилактическим и должен проводиться не реже 1 раза в 3 года даже без наличия неприятных запахов из дефлекторов воздуха в салоне.

Пенная чистка – когда нужна и как проводится?

В большинстве случаев антибактериальная обработка с помощью спрея решает вопрос зловонных запахов в автомобиле. Но в особо запущенных случаях такая обработка помогает далеко не всегда. Приходится обратиться к более действенному методу пенной очистки испарителя. В этой ситуации применяется баллон с другим составом – активной химической пеной, которая подается непосредственно на испаритель и в воздушные каналы системы.

Процесс выглядит следующим образом:

  • необходимо добраться до места установи воздушного фильтра и снять его, чтобы получить доступ к системе испарителя;
  • далее на выходное отверстие баллона с пеной надевается трубочка, которая призвана доставить средство прямо на испаритель;
  • все процедуры проводятся при выключенном кондиционере, пена должна заполнить все воздуховоды;
  • только через 5-10 минут после заполнения пеной системы необходимо включить кондиционер на полную мощность;
  • последний этап – качественное проветривание салона в течение не менее 15 минут, это важная часть процесса.

Пена заполняет фактически все полости, в которых может поселиться патогенная жизнь. Так что этот метод считается наиболее эффективным и отлично работает. Но его эффективность напрямую зависит от выбранных типов материалов. Если продукция оказалась некачественной, то и эффективность очистки будет сомнительной. Поэтому важно выбрать хорошие средства, чтобы не выполнять непростую процедуру снова в ближайшее время. Если и этот метод не помог, придется прибегнуть к механической чистке.

Читать еще:  Магнитола 4019b подключение камеры рено логан

Какие средства для очистки кондиционера стоит покупать?

Если вам необходима легкая профилактическая чистка, у вас есть два варианта. Первый – покупка профессионального средства, которое стоит дорого, но уже готово к использованию. Также вы можете использовать недорогие компоненты и приготовить средство для антибактериальной обработки самостоятельно. В частности, для этого подойдут хлорамин Б, хлоргексидин, лизоформин и прочие средства для борьбы с плесенью. Важно правильно распылить материалы, чтобы достичь нужного эффекта.

Пену для пенной очистки лучше покупать готовую, она продается в автомобильных магазинах и стоит сравнительно недорого. Изготовить ее самостоятельно невозможно. Любые средства могут повлиять на ваше здоровье, так что обязательно пользуйтесь материалами и средствами для защиты кожи и дыхательных путей.

Как избежать появления бактерий в кондиционере?

Вы можете проводить профилактическую чистку 1 раз в 2-3 года и забыть о том, что такое проблемы со зловонными запахами в машине. Также не стоит допускать образования конденсата в системе. Для этого за 5-7 минут до остановки автомобиля выключайте кондиционер и дайте вентилятору высушить систему. После просушки бактерии не смогут активно размножаться, и это предотвратит проблемы с образованием плесени.

Также не забывайте о том, что на современных автомобилях необходимо регулярно менять фильтр салона. Каждый год и не реже 1 раза в 15 000 км замените эту деталь. Она позволяет очищать поступающий в салон воздух и предотвращает образование плесени и загрязнений на внутренних частях системы подачи воздуха. Эти простые советы помогут избежать дискомфорта при эксплуатации автомобиля.

Предлагаем посмотреть видео по теме чистки кондиционера в авто:

Подводим итоги

Ездить на автомобиле и ощущать неприятные запахи – не самая лучшая затея. Тем более, наличие плесени и патогенных микроорганизмов способно сильно повлиять на ваше здоровье и самочувствие. Лучше не допускать неприятных последствий засорения системы кондиционирования. Для этого следует проводить профилактическую чистку, а при появлении малейших запахов из воздушных дефлекторов в салоне заниматься профессиональной пенной чисткой испарителя. Иначе уже через несколько недель вы не сможете нормально ездить на автомобиле.

Чистку можно провести самостоятельно, используя простые средства. В магазине можно купить антибактериальное средство, а также приобрести пену для качественной чистку. В большинстве случаев вы сможете обойтись этими материалами и в собственном гараже выполнить процедуру качественно и без проблем. Но если убрать загрязнения не удалось, лучше обратиться в проверенную мастерскую С помощью специального оборудования антибактериальная чистка систем кондиционирования проходит очень быстро и эффективно.

Дезинфекция автокондиционера и домашней сплит-системы своими руками

На теплообменнике охладителя, эксплуатируемого в частном доме или автомобиле, оседает пыль и разнообразные бактерии, которые активно плодятся во влажной среде. Дабы исключить появление неприятного запаха и не дышать плесенью, производится ежегодная антибактериальная чистка автокондиционера и домашней сплит-системы. Не стоит вызывать сервисного мастера либо посещать автосервис – лучше сэкономить и выполнить обеззараживание климатической установки своими руками.

  • 1 Выбираем дезинфицирующее средство
  • 2 Инструкция по обработке
    • 2.1 Удаление бактерий из сплит-системы
    • 2.2 Чистка оконных и мобильных охладителей
    • 2.3 Обслуживание автокондиционера
  • 3 Заключение

Выбираем дезинфицирующее средство

На рынке представлен широкий ассортимент разнообразных жидкостей и спреев, предназначенных для обслуживания бытовых и автомобильных систем кондиционирования:

  • жидкие реагенты на основе щелочи, продающиеся в канистрах и пластиковых бутылках с ручным распылителем;
  • пенные очистители в аэрозольных баллончиках;
  • нередко домашние умельцы с целью экономии используют различные медицинские антисептики, например, раствор хлоргексидина.

Активные спреи на основе щелочи

Все указанные средства обладают дезинфицирующим действием, но отличаются по цене и назначению. Когда нужно почистить слишком грязные теплообменники сплит-системы, которая не обслуживалась несколько лет, рекомендуется использовать щелочной спрей для капитальной промывки.

Как самостоятельно сделать очистку обоих блоков кондиционера, читайте в подробном руководстве.

Надо понимать, что ежегодная дезинфекция кондиционера в квартире или машине является профилактическим мероприятием. Обслуживание предполагает частичную разборку и невысокую степень загрязнения аппарата. Отсюда ряд советов по выбору дезинфицирующего средства:

  1. Если испаритель и турбина (крыльчатка) вентилятора покрыта слоем грязи, перед обеззараживанием вычистите элементы сильнодействующим составом типа Cond Cleaner, Top House либо Carlyclean.
  2. Оптимальный вариант – проникающий пенный состав в аэрозольной упаковке. По заверениям производителей, после промывки реагент оставляет на ребрах теплообменников антибактериальную пленку, сохраняющуюся несколько месяцев.
  3. Чистить кондиционеры медицинскими антисептиками допустимо, но не слишком удобно. В отличие от пены, жидкость слабо проникает в труднодоступные воздушные каналы. Это существенный минус для обработки автомобильного охладителя.

Справка. Пенные средства для дезинфекции кондиционеров выпускают многие производители, перечислить их нереально. Популярные бренды — Liqui Moly и Step Up.

Аэрозольные пены одинаково хорошо обеззараживают системы кондиционирования частных домов и авто. Одно условие: для обслуживания машины следует купить специальную насадку с длинной гибкой трубкой, надевающейся на баллон (зачастую идет в комплекте).

Инструкция по обработке

Независимо от конструкции и типа кондиционера, антибактериальная чистка пеной всегда выполняется в одинаковом порядке:

  1. Отключите охлаждающий агрегат от электросети. В машине достаточно заглушить двигатель и выключить зажигание.
  2. Откройте крышку внутреннего блока, извлеките фильтры. На автомобиле нужно вытащить элемент, фильтрующий салонный воздух.
  3. Хорошенько встряхните баллончик, обильно нанесите средство на ребра испарителя и по возможности – на крыльчатку (турбину) вентилятора. Не экономьте и не оставляйте часть жидкости «на потом», 1 упаковка рассчитана на одну обработку.
  4. Выждите в течение 5—15 минут, точный временной интервал прописан на баллоне.
  5. Включите агрегат на проветривание, обороты вентилятора – максимальные. Если производитель реагента указывает в инструкции, переведите кондиционер в режим обогрева / охлаждения.
  6. Снятые фильтры тщательно промойте, пользуясь мягкой щеткой и кухонным средством. После просушки установите элементы обратно и закройте крышку.

Примечание. После дезинфекции и запуска охладителя пенная жидкость стечет в поддон и уйдет на улицу через дренаж.

В нашем перечне отсутствует важный этап работ – частичная разборка аппарата. Предлагаем рассмотреть его отдельно для каждой разновидности кондиционеров.

Удаление бактерий из сплит-системы

Простейший метод обеззараживания внутреннего модуля не требует дополнительного описания – снимаете верхнюю крышку и действуете по инструкции, приведенной выше. Но есть нюанс: подобным образом не удастся удалить бактерии с турбины и после запуска эта нечисть снова окажется в испарителе.

Рекомендуем потратить лишних 20—30 минут и добраться до вентилятора, руководствуясь пошаговой инструкцией:

  1. Демонтируйте фильтры и крышку. Аккуратно изгибая пластик посередине, снимите поворотные жалюзи. Торцы без проблем выйдут из гнезд.
  2. Отыщите и открутите все саморезы, удерживающие переднюю панель внутреннего блока. Часть креплений прячется под заглушками, еще пара винтов находится под крышечкой отсека с электрическим разъемом (изображен выше на фото).
  3. Разблокируйте пластиковые защелки и полностью снимите панель. Обычно фиксаторы расположены сверху и по бокам агрегата.

Блок электрики лучше изолировать от попадания влаги

Некоторые модели «сплитов» оснащены ЖК-дисплеем, встроенным в лицевую панель. Перед снятием найдите разъем дисплея, отключите его от колодки.

Прежде чем наносить дезинфицирующее вещество, изолируйте электрический блок полиэтиленовой пленкой (можно пакетом). Потом хорошенько запеньте испаритель и турбину. Перед включением сплит-системы установите корпус в обратном порядке. Подробности разборки и обработки домашнего кондиционера своими руками смотрите на видео:

Чистка оконных и мобильных охладителей

Конструкция моноблоков позволяет относительно легко добраться до фильтров и лицевой части испарителя – достаточно снять крышку и вытащить сетчатый элемент. Можно снаружи запенить теплообменник и на этом успокоиться, но вначале задумайтесь, что творится внутри аппарата.

Поверхностная антибактериальная обработка кондиционера не даст стопроцентный результат, поскольку крыльчатка осевого вентилятора, поддон и теплообменник – конденсатор останутся грязными. Что предлагается сделать с оконным моноблоком:

  1. Отключите аппарат от сети и вытащите из установочного проема. Другим способом снять внешний кожух нельзя.
  2. Поставьте бытовой прибор на большой стол и открутите по бокам корпуса винты. Снимите кожух.
  3. Отсоедините переднюю крышку (или панель целиком) и вытащите фильтры.
  4. Пользуясь щеткой, кистью и моющим средством, вычистите внутренности агрегата – оба теплообменника с двух сторон, конденсатную ванночку и крыльчатку.
  5. Обработайте испаритель и внутренние элементы дезинфицирующей химией, прикрыв электрические контакты и компрессор пленкой. Дальше работайте согласно инструкции.

При необходимости внутренний радиатор можно открутить и аккуратно отодвинуть в сторону, насколько позволяют медные трубки с фреоном. После промывки / сушки фильтров соберите оконный блок и поставьте в проем, затем включите и проверьте работоспособность.

Испаритель вычищается механически, затем наносится моющее средство

Мобильный комнатный кондиционер разобрать легче – аппарат не придется вытаскивать из окна, только отсоединить воздуховод. Затем снимаются боковые панели, крышки, фильтры, и производится очистка аналогичным образом.

После наведения порядка внутри охладителя вы наверняка почувствуете результат – пропадет затхлый запах, а эффективность работы улучшится. Процесс разборки оконного моноблока демонстрируется в очередном видео:

Обслуживание автокондиционера

В отличие от бытовых «сплитов», добраться до испарителя в машине весьма затруднительно. Вместе с радиатором салонного отопителя теплообменник запрятан в глубине торпедо, за центральной консолью. Доступ к вентилятору зависит от марки авто – в одних моделях турбину видно из подкапотного пространства при снятом фильтре, в других нужно раскручивать бардачок.

По указанным причинам антибактериальная очистка автокондиционера делается без разборки в следующем порядке:

  1. Снимите салонный фильтр. Элемент после дезинфекции лучше поменять.
  2. Отыщите дренажный патрубок, выходящий из испарителя. В большинстве автомобилей он расположен на правой боковине центральной консоли, со стороны переднего пассажира. Трубка закрыта декоративным пластиковым кожухом.

Панель снимается с пассажирской стороны

  • Удалите декоративную панель либо оттяните ее в сторону, отсоедините патрубок от дренажного штуцера.
  • Закрепите на баллоне насадку с длинной трубкой. Просуньте конец трубки внутрь штуцера до упора. Действуйте аккуратно, чтобы не погнуть алюминиевые ребра теплообменника.
  • Задувайте в испаритель пену, постепенно вынимая шланг из штуцера. В конце быстро наденьте обратно патрубок, дабы пена не испачкала напольное покрытие.
  • Остаток жидкости задуйте внутрь воздуховодов со стороны улицы. Выждите положенное время, заводите мотор и включайте вентиляцию.
  • Важный нюанс. В некоторых авто, например, кроссоверах Kia Sportage III, вместо дренажа вы найдете датчик температуры испарителя. Это не проблема – вытаскивайте прибор из гнезда и вставляйте в отверстие шланг, как показано в видеоролике.

    Погрузив трубку баллона внутрь воздуховода, уплотните зазоры в штуцере ветошью, иначе пена вылезет в салон. В период сушки полностью откройте передние дверцы машины, чтобы пары химии выветрились наружу.

    Заключение

    Как показывает практика, основная проблема антибактериальной очистки кондиционеров – это нежелание многих пользователей ее выполнять. Операция остается несложной до тех пор, пока испаритель не покроется толстым слоем плесени и не начнет «пахнуть». Тогда пена из баллона не спасет – придется разбирать аппарат и вычищать все детали.

    Промывка системы кондиционирования

    Наличие в автомобиле системы кондиционирования делает поездку в жаркую погоду намного комфортней. Эта система требует определенного обслуживания, к примеру, сезонной промывки всей системы. В связи с этим у многих автомобилистов может возникнуть вопрос, как осуществляется промывка кондиционера автомобиля своими руками.

    Промывка системы кондиционирования

    Кондиционер автомобиля представляет собой герметичную систему, промывка которой является непростой операцией. На станциях техобслуживания для этого применяют специальное оборудование и промывочные средства.

    Вся процедура по обслуживанию кондиционирующей системы делится на три этапа:

    • очистка;
    • дезинфекция;
    • заправка.

    Когда нужна промывка

    Существует несколько признаков, по которым можно сделать вывод о необходимости очистки и промывки кондиционера:

    • Посторонние шумы при работе кондиционера. Появиться могут разнохарактерные звуки: жужжание, свист, потрескивание. Если после очистки звуки не устраняются, то следует обратиться на СТО. Там проведут диагностику и ремонт.
    • Неприятный запах в салоне авто. Причиной постороннего аромата является влага на испарителе. Ее появление вызвано соприкосновением теплого уличного воздуха с охлажденными воздуховодами кондиционера. Происходит это в момент одновременного выключения двигателя и кондиционера. Со временем количество конденсата увеличивается, в нем появляются бактерии, плесень и грибки. Такое соседство, помимо неприятного запаха, способно вызвать респираторные заболевания.
    • Образование конденсата. Появляется конденсат из воздуховода. Если кондиционер работает нормально, излишки влаги отводятся через специальную трубку. Появление влаги в воздуховодах означает необходимость очистки дренажной трубки.
    • Замена компрессора. После замены компрессора обязательно нужно делать промывку системы. В процессе работы старого компрессора частицы его износа распространяются по всем каналам. Если не промыть кондиционер, то новый компрессор выйдет из строя за короткий срок.
    • Разгерметизация системы. По этой причине в систему попадает влага и масло. Если не очистить систему, то на внутренних стенках деталей образуется нерастворимый осадок в виде шлаков.

    Как делается промывка

    Самым трудным для промывки может оказаться испаритель, т.к. сложная геометрия воздуховодов способствует более плотному загрязнению. Для очистки испарителя применяется специальное средство Valvoline AirCo Cleaner c удлинённой трубкой для подачи пены (поставляется в комплекте), она поможет добраться до испарителя, а также для полной очистки системы воздуховодов. Перед промывкой испарителя кондиционера своими руками, обязательно изучите инструкцию и меры предосторожности.

    У многих возникает вопрос о возможности промывки компрессора и трубок кондиционера автомобиля. Для выполнения данной процедуры, мы рекомендуем обращаться на специализированные СТО.

    Промывка контура кондиционера автомобиля необходима в случае замены компрессора. Это позволит уберечь от поломки новый агрегат. Для промывки контура демонтируется терморегулирующий вентиль и вместо него крепится промывочный коннектор с высокой пропускной способностью. Далее под давлением подается промывочная жидкость. Для выполнения этой процедуры понадобится специальное оборудование.

    На первый взгляд в процедуре промывки системы кондиционера автомобиля нет ничего сложного. Тем не менее, некоторые нюансы могут вызвать затруднения у неопытных водителей. Поэтому лучше всего обратиться к специалистам на СТО. Цена этой работы будет меньше, чем полная замена вышедшего из строя кондиционера.

    Процедура промывки кондиционера автомобиля от А до Я

    Промывка системы кондиционера любого современного автомобиля является неотъемлемой частью технического обслуживания климатизера. Для того, чтобы кондер работал в нормальном режиме и без перебоев, время от времени должна осуществляться очистка системы от грязи и отложений, которые затрудняют функционирование агрегата. Подробнее об этом процессе читайте ниже.

    Признаки загрязнения

    Любой кондиционер автомобиля со временем начинает забиваться пылью и мусором, что значительно затрудняет охлаждение воздуха в салоне. Одним из основных признаков, которые свидетельствуют о том, что необходима промывка системы автокондиционера, является наличие неприятного запаха, появляющегося при включении устройства. Сам по себе запах влажный, его можно сравнить с запахом мокрой одежды, которая долгое время пролежала в стиральной машине. Следует отметить, что для здоровья такой запах довольно опасный, особенно, если вовремя его не устранить.

    Очистка системы на стенде

    После глушения двигателя и отключения кондера на воздуховоды системы начинает поступать холодный воздух с улицы, который обычно не особо чистый. В больших городах экологическая обстановка оставляет желать лучшего — уличный воздух в принципе не особо полезный для здоровья, а в нашем случае он вдобавок ко всему еще и смешивается с пылью и грязью из моторного отсека. Соответственно, все вредоносные вещества оседают на испарительном устройстве, что впоследствии приводит к образованию грибка и различных бактерий. Так что дальнейшая активация системы кондиционирования в своем авто приведет к появлению неприятного влажного запаха в салоне.

    Причем проблема может заключаться не только в грязи и выли, но и в:

    • стружке, которую вырабатывает компрессор в ходе использования системы;
    • алюминиевом налете, оседающим на элементах системы;
    • отработавшем расходном материале, который может вступить в реакцию с фреоном и попросту закупорить систему.

    Выбор средства для очистки

    Промывка кондиционера автомобиля представляет собой процесс, к которому необходимо тщательно подготовиться.

    Одним из нюансов является выбор очистителя, который должен соответствовать таким параметрам:

    • средство должно без проблем растворять грязь и отложения;
    • его использование не должно навредить элементам системы кондиционирования, то есть очиститель должен быть полностью совместим;
    • промывка автокондиционера должна осуществляться промывочной жидкостью, которая не принесет вреда здоровью;
    • средство должно оперативно высыхать;
    • от него не должны оставаться осадки;
    • жидкость не должна гореть.

    Использование средства Presto для очистки

    Некоторые отечественные «умельцы» используют для промывки автокондиционера Сольвент. Но поскольку эта жидкость может воспламеняться, данный вариант сразу же отбрасываем. В автомагазинах сегодня без проблем можно найти специальные автомобильные очистители, предназначенные для конкретно этой цели. Вам нужно только выбрать соответствующий вашим потребностям и финансовым возможностям вариант. Если фирменные очистители по каким-то причинам вам не подходят, вполне можно использовать жидкость, которая, к примеру, используется в больницах.

    К таким средствам относятся Лизол, также можно использовать раствор Крезола на мыльной основе. Жидкости такого типа предназначены для дезинфекции медицинских инструментов и поэтому они оптимально подходят для выполнения нашей задачи. Можно выбрать очиститель на основе фенола, но такие средства стоят на порядок дороже, а для качественной очистки автокондиционера своими руками потребуется немалый объем раствора (автор видео — pavel5589).

    Руководство по промывке

    Итак, как производится промывка системы кондиционирования в домашних условиях? Для начала, если вы решили использовать лизол, его необходимо разбавить в соотношении 1:100, общей сложности вам потребуется около половины литра жидкости.

    Дальнейшие действия таковы:

    1. Полученный раствор или специальное средство для промывки необходимо залить в пульверизатор или компрессор. Если запах раствора вас не устраивает, в состав можно добавить одеколон.
    2. Следующий этап очистки кондиционера автомобиля своими руками подразумевает полной открытие окон и дверей в машине, поскольку для большего эффекта необходимо циркуляция воздуха.
    3. Затем мотор нужно завести и активировать промываемый кондер. Выставляется наибольшая мощность, а направление воздушного потока должно быть выставлено на ноги. Это делается для того, чтобы предотвратить возможное попадание очистительного средства на обивку сидений. Вероятность этого хоть и небольшая, но имеется.
    4. Выйдите из авто и побрызгайте чистящим средством в воздухосборники, расположенные под лобовым стеклом, только именно брызгайте, а не заливайте жидкость.
    5. Выполнив эти действия, можно заглушить мотор и подождать, пока конденсат от очистителя начнет взаимодействовать с вредоносной микрофлорой системы кондиционирования.
    6. Подождите около 20 минут (если вы купили специальное средство, то следуйте инструкции), после чего опять включите мотор и настройте кондер в режим циркуляции воздушного потока. Часть очистителя необходимо разбрызгать в зоне ног и вещевого ящика. Как правило, в этой области также имеется система циркуляции, поэтому очиститель сможет попасть в зону испарителя. В принципе, если у вас есть возможность, то очиститель можно разбрызгать и на сам испаритель, это даст хороший эффект.
    7. После этого можно отключить зажигание.

    Если такая очистка не помогла, то потребуется более тщательная промывка системы, в данном случае алгоритм действий будет следующий:

    1. Сначала из системы необходимо удалить фреон. Все элементы устройства необходимо осмотреть на предмет целостности.
    2. Производится демонтаж компрессора.
    3. Снимаются все компоненты, которые нужно промыть или заменить.
    4. Затем подключается баллон со специальным средством для прочистки. Все патрубки и радиаторы необходимо промыть в двух направлениях.
    5. После очистки элементы нужно продуть с помощью высушенного азота, также в обоих направлениях.
    6. Производится замены фильтра осушителя, осуществляется сборка всех компонентов.
    7. Вакуумирование не менее двух часов. После этого систему можно заправить маслом и фреоном.

    Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

    Видео «Очистка кондера специальным средством»

    Более подробная и наглядная инструкция по очистке автомобильной системы кондиционирования приведена на видео ниже (автор ролика — канал BIG BEN_87).

    Чистка кондиционера автомобиля своими руками

    Для того чтобы основные части и механизмы транспортного средства прослужили на протяжении длительного периода, нужно проводить своевременное и качественное обслуживание. Неотъемлемой частью современных автомобилей стала электронная климатическая система, или кондиционер. Чистка кондиционера автомобиля хлоргексидином и другими средствами может проводиться в домашних условиях и позволяет существенно продлить его срок службы.

    Причина возникновения бактерий

    Чистка кондиционера автомобиля часто проводится по причине появления постороннего запаха. Даже применение антибактериальных веществ не решает подобную проблему. Особенностями климатической системы являются следующие моменты:

    1. Автомобильный радиатор кондиционеров становится наиболее благоприятным местом для роста и размножения бактерий. При этом испаритель имеет большие размеры.
    2. Естественный процесс определяет появление большого количества конденсата на поверхности радиатора. Низкая температура в салоне и резкое повышение температуры нагревательного элемента приводит к высокой влажности, которую любят бактерии.
    3. На нагреватель большой площади с повышенной влажностью налипает пыль. Она может содержать большое количество мельчайших органических остатков, которые при высокой температуре и влажности начинают активно разлагаться.

    Для того чтобы избавиться от постороннего запаха и продлить срок службы всей системы, можно попробовать очистить кондиционер автомобиля своими силами.

    Особенности системы кондиционирования

    Для того чтобы провести чистку испарителя кондиционера автомобиля своими руками, следует рассмотреть особенности системы. Она состоит из следующих элементов:

    1. Расширительного клапана;
    2. Компрессора для создания давления в системе;
    3. Конденсатора и вентилятора охлаждения;
    4. Осушителя;
    5. Испарителя и воздуходува.

    Первым признаком того, что следует провести обслуживание системы кондиционирования, можно считать появление неприятного запаха в салоне авто. Двумя основными элементами системы можно назвать испаритель и конденсатор: тепло отбирается от первого и передается второму, который охлаждается при помощи вентилятора. Испаритель размещается в салоне транспортного средства, а конденсатор поблизости от радиатора охлаждающей системы.

    Образование конденсата происходит и по причине высокой влажности уличного воздуха. Кроме этого, могут преть устанавливаемые фильтры, так как при их изготовлении некоторые производители применяют хлопчатобумажную основу. Проведенные тесты указывают на то, что при работе автомобильной климатической системы собирается около трех литров жидкости. Современная система обладает отводящими трубками, через которые проводится сброс лишней жидкости.

    Специалисты рекомендуют проводить чистку кондиционера машин не реже чем один раз в год. При эксплуатации транспортного средства в жарком климате нагрузка на кондиционер существенно возрастает, поэтому приходится проводить чистку намного чаще.

    Применяемые методы чистки

    Существует большое количество различных способов чистки климатической системы. Подобное обслуживание можно проводить путем полной или частичной разборки устанавливаемого оборудования с применением специальных химических веществ. Применение специального средства для чистки автокондиционера позволяет существенно повысить качество ухода.

    К особенностям проводимых процедур относят несколько моментов:

    1. Частичная разборка конструкции проводится только на дорогих автомобилях, которым не более пяти лет. Это связано с тем, что система не успевает износиться, и профилактические меры избавляют салон от неприятного запаха.
    2. Полная разборка системы проводится в том случае, если автомобиль служит на протяжении десяти лет. Это связано с тем, что все элементы сильно изнашиваются, некоторые требуют ремонта и замены.

    Важно выбрать наиболее подходящее и качественное химическое вещество. Некоторые при использовании образуют пену, другие поставляются в виде специального аэрозоля.

    Самый простой способ

    Существует просто огромное количество различных методов чистки климатической системы. Промыть конструкцию можно следующим образом:

    1. Заводится двигатель автомобиля, и включается кондиционер в режиме рециркуляции. Скорость работы вентиляции должна быть максимальной.
    2. Окна и двери во время проведения процедуры должны быть закрытыми. Применяемый баллончик располагается под ногами переднего пассажира. В этой зоне происходит сбор воздуха на момент рециркуляции.
    3. Проводится распыление вещества.

    После проведения процедуры нужно проветрить салон транспортного средства. Время проветривания указывается в инструкции по эксплуатации. Рассматриваемый метод достаточно прост в исполнении, однако, является лишь профилактикой. Это связано с тем, что активное вещество попадает на поверхность испарителя и препятствует образованию бактерий. Правильно проведенная процедура продлевает срок службы всей системы.

    Применение пенообразующего вещества

    Вещество, которое после применения образует пену, проводит не только чистку системы, но и ее дезинфицирование. Для обслуживания надо:

    1. Снять воздушный фильтр. Часто проблемы связаны с тем, что воздушный фильтр засоряется и сильно изнашивается, подробнее об его очистке можно узнать здесь.
    2. Дренажная трубка снимается, после чего система заполняется специальным веществом.
    3. После прохождения определенного количества времени, которое указывается в инструкции по эксплуатации, климатическая система включается. При этом рекомендуется выбирать несколько различных режимов.

    После выполнения процедуры следует обязательно проветрить салон в течение 30 минут. Этот метод достаточно прост в исполнении, поэтому подходит для большинства случаев, когда нужно выполнить дезинфицирование кондиционера.

    Устранение неприятного запаха

    Серьезные неисправности системы кондиционирования салона автомобиля могут решить только в специализированном центре, только проблему с появлением неприятного запаха решают в гараже своими силами. Более эффективный метод предусматривает промывку радиатора испарителя, для чего его нужно демонтировать, а по завершении процедуры заправить кондиционер повторно. Решить проблему можно, не проводя разборку климатической системы:

    1. Проводится сушка радиатора. Для этого проводится прогрев мотора, после чего на несколько минут включается обогреватель. За счет этого удаляются излишки влаги.
    2. После выключения обогревателя вынимается салонный фильтр приточной вентиляции.
    3. Открывается заслонка приточной системы.
    4. Все двери открывают настежь.
    5. Выходы воздуховодов в салон прикрывают неплотной тканью. Это позволяет исключить вероятность попадания используемого средства в салон транспортного средства.
    6. Система кондиционирования включается, и чистящее средство добавляется в отверстие для салонного фильтра.

    Подобным образом можно исключить вероятность появления неприятного запаха в салоне. Периодическое проведение профилактических мер продлевает срок службы системы, так как они исключают вероятность появления органических веществ и мусора на поверхности испарителя.

    Дымовая шашка

    Для обслуживания системы кондиционирования можно приобрести дымовую шашку. Примером можно назвать предложение Carmate, при ее горении может появляться диоксид хлора. Именно это вещество убивает различные микроорганизмы. Порядок действий:

    1. Кондиционер включается.
    2. Забор воздуха с улицы выключается, ставится режим рециркуляции воздуха в салоне транспортного средства.
    3. Упаковка приобретенного средства вскрывается, после чего ее шашку размещают в салоне и давят на надпись Push.
    4. После того как из коробки появится дым, следует поставить ее на коврик, подложив жаропрочный материал. Эта рекомендация связана с тем, что дно коробки сильно нагревается.
    5. Все окна и двери закрываются.

    Как только шашка полностью выгорает, следует провести проветривание салона. Для этого все окна и двери открываются. Стоит учитывать, что высокая концентрация выделяемого вещества токсична.

    Рекомендуемые средства

    На потребительском рынке можно встретить огромный ассортимент различных средств, которые могут применяться для обслуживания климатической установки. При их выборе следует уделять внимание инструкции по эксплуатации. Чистка автокондиционера хлоргексидином проводится по причине того, что это средство обходится дешево. Для очистки системы могут также использоваться следующие средства:

    1. Хлорамин. Это вещество применяется для чистки различных поверхностей и предметов быта, а также медицинских приборов. Средство характеризуется тем, что может использоваться не только для чистки, но и для дезинфекции. Для изготовления специального средства порошок добавляется в воду. Полученный раствор используется следующим образом: фильтр системы удаляется, кондиционер включается, вентилятор включается на максимальную мощность, двери должны быть открытыми. Для того чтобы вещество не попало в салон, дефлекторы прикрываются тканью невысокой плотности. Она пропускает воздух, но при этом задерживает активное вещество.
    2. Кондиклин. Это вещество характеризуется низкой стоимостью, что позволяет существенно снизить затраты на проведении процедуры.
    3. Хлоргексид. Его смешивают со спиртом в сочетании 1 к 1 для повышения эффективности. Процесс чистки при использовании этого вещества примерно такой же, как и в других.
    4. Лизоформин. При применении этого вещества (рекомендуемая концентрация 5%) можно провести дезинфекцию поверхности основных элементов системы. Для повышения эффективности чистки испаритель снимается.

    Рекомендуется использовать специальные препараты, которые характеризуются более высокой эффективностью. За счет сочетания различных химических веществ препарат может удалять загрязнения с поверхности и убивать различные бактерии.

    Профилактические меры

    Соблюдение некоторых рекомендаций увеличивает срок службы системы. Если не проводить профилактические меры, то кондиционер может быстро выйти из строя. Продлить его срок службы можно следующим образом:

    1. Должен устанавливаться салонный фильтр и своевременно меняться.
    2. В случае когда рециркуляция минует салонный фильтр, этот режим следует использовать только при необходимости.
    3. Дважды в год рекомендуется проверять целостность дренажных трубок. Если они забиваются или пережимаются, то нужно быстро исправить проблему.
    4. Рекомендуется выключать кондиционер за несколько минут до постановки транспортного средства на парковочное место. Поверхность испарителя просушена, так как слишком высокая влажность приводит к появлению микроорганизмов.

    Периодичность проведения профилактических мер зависит от того, как часто климатическая система применяется. Обслуживание современных автомобилей рекомендуется проводить в специализированном центре.

    Как почистить автокондиционер своими руками за 10 минут

    Кондиционер – незаменимый элемент автомобиля знойным летом. В этом году аномально высокая температура наблюдается во многих регионах страны, а ряд водителей столкнулся с некорректной работой климатической системы. В некоторых случаях кондиционер функционирует не столь эффективно или издаёт неприятные запахи после запуска двигателя. Избежать таких проблем позволяет очистка системы. Сделать её можно самостоятельно всего за 10 минут.

    Для очистки системы кондиционирования я рекомендую использовать специализированные пенные очистители. Они выпускаются разными производителями, поэтому выбирайте самостоятельно в зависимости от имеющегося бюджета. Рекомендуется, чтобы вместе с баллоном очистителя шёл шланг-удлинитель. В противном случае, его придётся подбирать самостоятельно. Применять самодельные составы можно, но за их эффективность и безопасность я ручаться не буду.

    На следующем этапе нам нужно добраться до дренажного патрубка системы кондиционирования. Со временем он загрязняется, что влечёт за собой снижение эффективности охлаждения салона и появление неприятных запахов. В целом рекомендуется очищать патрубок раз в год, чтобы твёрдые отложения не проникали внутрь машины, а затем в организм водителя и пассажиров.

    Расположение дренажного патрубка зависит от модели автомобиля. Снять его можно из салона или под капотом возле осушителя.

    Рекомендую заручиться опытом других водителей перед выполнением процедуры или найти схему расположения патрубка. Шланг-удлинитель подключается к баллону и вставляется до упора. После этого пена подаётся внутрь на протяжении нескольких минут. Двигатель в этот момент должен быть заглушен.

    На следующем этапе подготавливаем небольшую ёмкость, в которую будет стекать отработавшая пена. Как правило, баллона хватает на одноразовую полную обработку системы. Экономить пену не стоит, так как к следующему сезону она потеряет свою эффективность. Отключаем баллон от дренажного патрубка и даём моющему составу стечь в подготовленную ёмкость.

    Примерно через 10 минут можно оценивать результат. Изначально белая пена стала чёрной жидкостью, этим дышали водитель и пассажиры.

    Подключаем патрубок обратно и запускаем двигатель. Важно отметить, что остатки пены ещё должны остаться в системе, поэтому могут вылететь при включении вентилятора климатической системы, будьте к этому готовы.

    Даём вентилятору поработать 10 минут «в холостую», а затем включаем кондиционер на аналогичный промежуток времени. Простое решение позволяет отмыть систему от загрязнений, повысить эффективность охлаждения салона и избавиться от неприятных запахов.

    Очистка испарителя кондиционера своими руками

    Автомобиль давно перестал быть предметом роскоши. Это удобное и практичное средство передвижения для миллионов людей. И неудивительно, что производители уделяют большое внимание созданию комфорта в машине. А поддерживать его без системы климатического контроля невозможно, составной частью которой является и испаритель кондиционера.

    • 1. Назначение и устройство испарителя
    • 2. Причины неприятного запаха
    • 3. Частота и способы очистки испарителя
    • 4. Применение химических средств
    • 5. Механический способ

    Все автомобилисты видели радиатор системы охлаждения. Он первым бросается в глаза при открытии капота. Испаритель по своему строению очень похож на радиатор, но только меньше по размеру. По его трубкам движется хладагент, а воздух из салона или снаружи обдувается вокруг внешних элементов испарителя и охлаждается.

    Производится теплообмен между холодным фреоном внутри испарителя и теплым воздухом снаружи него. Уже охлажденный воздух поступает в систему вентиляции салона и распределяется по нему в соответствии с установленной конфигурацией распределительных заслонок. Так как охлаждаемый воздух имеет некоторый процент влажности, то на испарителе появляется конденсат. Для его сбора и отвода под ним устанавливается поддон, соединенный с дренажной трубкой.

    Через некоторое время при включении кондиционера в салоне начинает ощущаться неприятный запах гнили, плесени и прели. Его причина — колонии болезнетворных бактерий, поселившиеся на испарителе. Комбинирование влаги из-за конденсации с загрязнением создает для них идеальную среду для размножения.

    Кроме зловонного «аромата», такая ситуация таит еще и угрозу для здоровья людей, находящихся в салоне автомобиля. Вдыхание спор грибков и патогенных микроорганизмов приводит к аллергическим реакциям и заболеваниям дыхательных путей. Поэтому вопрос о целесообразности очистки испарителя кондиционера не стоит. Все автовладельцы согласны, что это надо делать, но каждый выбирает для себя наиболее подходящий способ.

    Производители автомобилей рекомендуют разный интервал по времени между чистками в зависимости от состояния авто и режима его эксплуатации. В новом автомобиле впервые почистить испаритель кондиционера следует через два года эксплуатации, а потом через каждый год.

    Если транспортное средство эксплуатируется в жарком и влажном климате с частым включением системы климатического контроля, то срок между обслуживанием кондиционера сокращается в два раза. В странах с холодным климатом чистка испарителя требуется реже. Появление неприятного «аромата» является признаком необходимости внепланового обслуживания кондиционера и удаления загрязнения с колониями микроорганизмов с его элементов.

    Существует два основных способа это сделать: при помощи химических реактивов и механический. Первый способ довольно простой и применить его под силу любому автовладельцу. При втором варианте необходимо будет снять испаритель кондиционера, при этом будет нарушена герметичность фреоновой системы. Такая работа требует и знаний устройства автомобиля, и особых навыков работы с фреоном. Выполнять ее самостоятельно не рекомендуется, лучше обратиться к специалистам.

    Выбор готового средства в магазине автохимии может занять много времени: каждый год появляются десятки новых наименований. Достаточно узнать у продавца, какое средство покупают чаще всего. Скорее всего, именно самые популярные химреактивы окажутся наиболее эффективными.

    Аэрозольные препараты способны удалить незначительные загрязнения. Они отлично подойдут для первой очистки в новой машине. Пенные препараты способны справиться с сильным загрязнением.

    Если ощущение прели и сырости уже давно ощущается в салоне автомобиля, стало быть, грязь сильно въелась в поверхность испарительного радиатора. В этом случае лучше выбрать пенное средство.

    На каждом баллончике с аэрозольным составом указана инструкция по использованию. Порядок работ примерно одинаковый и состоит из следующих действий:

    • включение мотора автомобиля;
    • включение кондиционера и установка режима рециркуляции воздуха на максимальное значение мощности;
    • установка баллончика в районе печки со стороны переднего пассажирского сиденья и нажатие на клапан (именно там расположен воздухозаборник климатической установки);
    • после распыления указанного на этикетке объема аэрозоли закрытие окон, дверей и ожидание указанного в инструкции времени;
    • выключение кондиционера и тщательное проветривание салона.

    Если неприятный запах не исчезнет после этих действий, тогда придется применить пенное средство или механическое удаление грязи. В комплект с баллоном пенного препарата входит длинная гибкая трубка. После снятия фильтра салона ее надевают на баллончик и продвигают в район испарителя. Затем заполняют пеной все воздуховоды испарительного радиатора и дренажную трубку. Выждав время, указанное в инструкции, заводят мотор и активируют климатическую систему, включая поочередно все ее режимы. Завершающий этап — это качественное проветривание салона автомобиля.

    Есть несколько рецептов самостоятельного приготовления дезинфицирующего и очищающего состава. Считается, что чистка автокондиционера своими руками хлоргексидином, хлорамином Б, лизоформом 3000 более опасна как для здоровья, так и для пластиковых элементов салона. Специалисты не рекомендуют часто использовать самодельные растворы.

    Препарат хлоргексидин в меньшей степени вредит пластиковым деталям автомобиля, поэтому его и используют чаще всего. Применяют готовый 0,05% раствор или разбавляют его с техническим спиртом в равной пропорции. Дезинфицирующий состав заливают в пульверизатор с длинным носиком и распыляют на все доступные части испарителя. Затем запускают двигатель, включают кондиционер и распыляют средство в воздухозаборник. После 10−15 минут выключают мотор и проветривают салон машины.

    Это является крайним методом, если химические препараты не помогли устранить грязь и нейтрализовать противный запах. Он состоит из таких действий:

    • снятие приборной панели для обеспечения доступа к печке и испарителю;
    • откачивание фреона и при необходимости снятие печки;
    • отключение патрубков и датчиков, извлечение испарительного радиатора;
    • отмывание грязи с испарителя щеткой и мыльным раствором;
    • высушивание очищенной детали и обратная сборка с установкой новых прокладок.

    Работы довольно сложные и трудоемкие. Без опыта выполнить их качественно не получится, особенно обратную сборку. Лучше доверить эти работы опытным специалистам.

    Механическая чистка является наиболее эффективным методом, но также самым трудоемким и затратным. Поэтому его применяют тогда, когда другие способы не приносят результата.

    Очистка испарителя, особенно механическим способом, довольно дорогостоящее и трудоемкое мероприятие. Есть два совета, которые помогут предотвратить появление неприятного запаха при работе автомобильного кондиционера.

    Не следует забывать менять салонный фильтр. При эксплуатации транспортного средства в пыльных условиях фильтр салона рекомендуется менять в два или три раза чаще, чем указано в инструкции по эксплуатации автомобиля. Именно пылевое загрязнение является питательной средой для размножения микроорганизмов.

    Просушивать салон естественным образом, а не при помощи печки. Сделать это не очень сложно: достаточно выключить кондиционер за 8−10 минут до выключения вентилятора. Если это действие войдет в привычку, то образование конденсата будет минимальным, а без него развитие колоний микробов окажется невозможным.

    Нужно ли промывать кондиционер после семилетнего простоя?

    «Около семи лет назад при ремонте автомобиля снимался компрессор. Тогда я не знал, что делать это нельзя из-за гигроскопичности компрессорного масла, ведь при разгерметизации внутрь системы попадает влажный воздух. После ремонта заправка системы фреоном была оставлена на потом. Теперь есть желание восстановить кондиционер. Сразу же возникла проблема — появилась течь в конденсоре кондиционера. Он будет меняться, соответственно будет меняться осушитель. Вопрос в том, надо ли после долгого простоя промывать испаритель, трубки, компрессор и клапан и как это правильно сделать? Масло в компрессоре кондиционера на данный момент светло-зеленого цвета».

    Специалисты по обслуживанию и ремонту кондиционеров безоговорочно рекомендуют промывку лишь после выхода компрессора из строя. Дело в том, что, перед тем как окончательно отказать, компрессор успевает основательно засорить систему продуктами своего износа. Если эту грязь не удалить, она быстро погубит новый компрессор, установленный взамен вышедшего из строя.

    Однако если мы правильно поняли, в рассматриваемом случае компрессор из строя не выходил, а снимался лишь для того, чтобы облегчить доступ к каким-то узлам при ремонте автомобиля, но затем был установлен на место. К тому же грязь по системе разносится маслом, которым кондиционер заправлен. При этом масло становится темным и мутным. В нашем случае масло имеет нормальный цвет, что указывает на то, что нет острой необходимости в промывке кондиционера, хотя старое масло с учетом его гигроскопичности придется заменить.

    Другой довод против промывки – поскольку речь о замене компрессора не идет, то как его промыть? Во-первых, промывочная жидкость может нанести вред уплотнениям компрессора. Во-вторых, она способна вымыть смазку из компрессора так, что первое время после запуска ему придется работать с сухим трением, что крайне нежелательно. Думаем, неслучайно в сервисах, оказывающих услугу промывки кондиционеров, перед проведением процедуры компрессор демонтируют независимо от того, будет он меняться или нет, а его место занимает специальный переходник, обеспечивающий замкнутость системы на время промывки.

    Но не промыв компрессор, нельзя говорить о полноценности промывки. Остается разобрать компрессор, а после промывки его деталей либо протирания их ветошью все собрать назад, окуная детали перед сборкой в масло, как это при сборке компрессора делается на заводе. Вероятность того, что вреда от самостоятельной разборки компрессора для очистки будет больше, чем пользы, высока. Стоимость переборки на СТО существенно увеличивает и без того не самую низкую цену промывки, из-за чего на сервисах ею занимаются лишь при огромном желании клиента платить и, разумеется, соответствующей квалификации исполнителей.

    Зато нам известно, что будет заменен конденсор, поскольку из него обнаружена течь. В результате отпадает необходимость промывки конденсора для удаления из него грязи, которая могла проникнуть в систему за время, прошедшее с тех пор, как в конденсоре появилась прореха, и которая, скорее всего, в конденсоре и осталась. Это еще один довод против промывки.

    С другой стороны семилетний простой и неизвестность, сколько времени система кондиционирования находилась открытой для проникновения влажного воздуха и грязи через конденсор, голосуют за промывку. Поэтому последнее слово оставляем за владельцем автомобиля. Если будет решено промывать, существуют два пути решения вопроса.

    В первом случае придется обратиться на станции, оказывающие услугу по промывке кондиционера на профессиональном оборудовании. Судя по расценкам таких СТО, это будет стоить никак не меньше 100 у.е. Цена осушителя и терморегулирующего вентиля либо расширительной трубки, которые не промываются, а должны заменяться, а также какие-то дополнительные работы, если они понадобятся, стоимость промывки увеличат. Тем не менее обращение на станцию, имеющую богатый опыт промывки, нам представляется самым правильным решением вопроса.

    Во втором случае можно попробовать промыть кондиционер самостоятельно. Тогда появляется еще такой довод против промывки, как возможность повредить уплотнения, резьбу или что-то еще, поскольку для промывки вручную систему придется разбирать на компоненты, промывать их по отдельности, а затем собирать все назад. Для промывки из подручных средств лучше всего подходят ацетон либо спирт, технический или пищевой. Жидкости понадобится много, или, чтобы ограничиться хотя бы 5-6 литрами, ее придется фильтровать. Проще всего справиться с трубками кондиционера.

    С испарителем дела обстоят хуже. Проблема не только в том, что его непросто демонтировать из автомобиля и в том, что из-за наличия множества тонких трубок и их изгибов промыть его сложнее, но и в том, что ацетон или спирт, оказавшись в замкнутом пространстве, испаряются совсем не так, как на открытом воздухе. После промывки придется долго ждать, пока жидкость испарится полностью. Несколько ускорить процесс может продувка сжатым воздухом.

    Если в заданном вопросе под клапаном подразумевается терморегулирующий вентиль, то сделайте с ним то, что делают на СТО, — замените. Компрессор же, как должно быть понятно из вышесказанного, лучше не трогать, пусть промывка системы из-за этого и не будет идеальной.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector