Нужно ли делать балансировку при смене колес на дисках, обязательна ли процедура
Нужно ли делать балансировку при смене колес на дисках, обязательна ли процедура
Когда делать балансировку колес и развал-схождение
В общих случаях делать развал-схождение и балансировку колес необходимо каждые 7000-8000 км пробега. Это аргументируется обычной заботой об автомобиле и безопасности передвижения. Также причинами поездки на СТО могут стать рабочие моменты.
- смена покрышек автомобиля;
- агрессивная езда с пробуксовкой;
- попадание в глубокую яму на большой скорости;
- монтаж новых дисков.
- плановая диагностика;
- серьезные удары по подвеске;
- ремонт ходовой части;
- визуальное повреждение покрышек (износ с одной стороны).
Все указанные пункты дают понять, что пора отправиться к мастерам для обслуживания. Также определить стоит ли ехать на развал-сход или балансировку поможет сама машина. При обнаружении вибрации руля, неравномерного или монотонного шума от ходовой части, нужно немедленно показать колеса мастеру.
Дополнительно нарушить калибровки покрышек может сбитый развал. Если колеса стоят под углом, одна часть резины изнашивается сильнее, что неизменно приводит к нарушению развесовки.
Как часто нужно проводить балансировку колес
Опытные специалисты рекомендуют выполнять процедуру балансировки не менее чем 1 раз в год. Этот промежуток актуален при «лабораторных» условиях эксплуатации машины, когда имеется идеально ровный асфальт, плавный разгон и торможение. Также отсутствуют, какие-либо резкие нагрузки или повреждения шин.
В российских условиях, профилактику нужно делать минимум 2-3 раза в год. Постоянные нагрузки на колеса, обилие ухабов на дорогах приводят к тому, что можно вообще потерять грузик.
Нужно ли делать балансировку при смене колес на дисках
При замене покрышек на литых или штампованных дисках балансировка делается обязательно. Это обосновано нарушенной развесовкой самой покрышки и диска. Выходя с конвейера, изделия имеют погрешности, способные нарушить идеальную симметрию оси вращения. Последствием эффекта является быстрый износ ходовой части и наличие вибрации на кузове или рулевом колесе.
Если не делается перебортовка покрышки, процедура не обязательна, но рекомендована. При эксплуатации грузики могут сбиться, также не отметается вероятность проворота самой покрышки.Таким образом, обслуживать шины необходимо при каждой манипуляции с колесами.
При установке сменного комплекта покрышек или колес в сборе после хранения проводить повторную балансировку критически необходимо. Особенно, требование актуально при смене шин на одном комплекте дисков. Каждый скат имеет собственную развесовку. К примеру, зимняя шипованная модель будет существенно отличаться от летней версии. Если ее поставить вместо старой шины – грузики будут стоять в неправильных местах, что вызовет сильную тряску или вибрацию.
Таким образом, ежегодная переброска с зимы на лето и наоборот, сопровождается обязательной поставкой колес на специальный станок.
Каждая покрышка, выходя с завода имеет огрехи баланса. При этом модели от проверенных брендов могут иметь большую погрешность, чем варианты бюджетного типа. При постановке такой покрышки на обод колеса, непропорциональность передается на изделие в сборе, что гарантирует биение на подвеске или вибрацию рулевого механизма.
Опытные автомобилисты при покупке нового комплекта резины в обязательном порядке делают балансировку всех колес. При этом старые грузики или метки полностью удаляются с ободьев.
Правильная развесовка скатов или дисков – это обязательное условие для адекватной работы подвески. Неправильно сбалансированные колеса сильно вредят автомобилю, независимо от оси расположения.
Таким образом, процедуру требуется выполнять для всех четырех покрышек, установленных на машину.
Как сделать балансировку колес своими руками
Некоторые пользователи не знают, что можно самостоятельно балансировать колеса в домашних условиях. Процедура может применяться на обычных штамповках и литье без изменений.
Автомобилисты применяют два способа.
Без снятия колеса.
Суть процесса в том, чтобы смонтировать грузики в нужных местах. Последовательность делается так.
- Вывесить нужное колесо при помощи домкрата.
- Полностью очистить его от посторонних камешков, грязи.
- Подготовить грузы весом от 10 до 50 граммов.
- Прокрутить против хода машины диск и после его остановки пометить самую верхнюю точку.
- Повторить процедуру еще раз и нанести вторую метку. Середина промежутка между рисками будет самой легкой частью.
- Далее на диск нужно установить грузы. Цель – добиться того, чтобы самая легкая сторона оказалась внизу.
- После этого выбирается статический баланс. Установленные грузики раздвигают на 2-3 см от центра и прокручивают колесо по ходу движения.
- После остановки, требуется крутнуть покрышку еще раз. При необходимости грузы раздвигаются еще. Цель – добиться того, чтобы каждый раз диск останавливался в разном положении.
Со снятием колеса из машины.Суть процедуры заключается в том, чтобы правильно развесить шину на диске при помощи специального конуса. Вращающееся устройство было популярно во времена СССР, когда обилия СТО не было.
Правильно сбалансировать колеса можно так.
- Закрепить конус строго по центру ступицы.
- Обратной стороной инструмента, установить его на пенек или кирпич в вертикальном положении (при этом колесо будет находиться горизонтально).
- На часть обода, оказавшуюся выше остальных положить грузик.
- Рукой незначительно качнуть покрышку и дождаться ее остановки.
- При необходимости добавить грузы еще.
От автомобилиста требуется добиться строго горизонтального расположения колеса.
Как сделать балансировку в домашних условиях можно посмотреть на видео.Также для балансировки колес можно использовать специальные гранулы. Изделия высыпаются внутрь покрышки и самостоятельно распределяются по полости. Срок эксплуатации изделия равен времени работы самой шины. Однако на территории РФ и стран СНГ метод не прижился. Сказывается высокая цена.
В обязательном порядке учитывается, что для легкового автомобиля максимальный вес грузов на одно колесо с новой покрышкой не должен превышать 60 граммов. В противном случае – это является серьезным поводом для возврата изделия в магазин, так как подобное нарушает ГОСТ.
Перед непосредственной калибровкой колес в обязательном порядке требуется их тщательно отмыть. Когда диск попадает на станок, он должен быть идеально чистым. Мелкие камушки, застрявшие в протекторе, грязь влияют на правильность показаний прибора. Правило актуально для всех типоразмеров колес, независимо будь то Газель или Порше – 100% надо мыть.
Как делают балансировку в автосервисе
Большинство современных СТО делают балансировку на станке Сивик или его аналогах. Последовательность правильной калибровки будет идентична для всех мастерских.
- Предварительно все детали тщательно отмываются, убираются камешки, застрявшие между шипами.
- Во время шиномонтажа внутренняя часть замка диска обрабатывается специальной пастой. Мазь помогает загерметизировать место стыка покрышки с металлом и облегчает заход резины на правильное расположение в замке обода.
- После бортировки мастер накачивает шину и проверяет насколько хорошо она села на свое место.
- Если все в порядке, готовое колесо монтируется на станок, где выводится баланс.
- Далее крепятся грузики и колеса ставятся на машину.
Некоторые СТО предлагают финиш-балансировку. Суть заключается в следующем. Элементы подвески, ступицы, валы, также имеют свой центр вращения. Если оси не совпадают, даже идеально настроенное колесо может бить. Во время процедуры мастер вываживает одну сторону машины и подключает ее к передвижному станку. Агрегат раскручивается и показывает, что развесовка нарушена. Дальнейшие действия не отличаются от стандартной балансировки колес.
Отзывы
Мнение автомобилистов о процедуре.
Всё про балансировку колес — для чего, когда нужно делать и другие вопросы
Многие водители не считают точную балансировку колес чем-то важным. Они считают, что сделать ее можно в любом шиномонтаже и на любом оборудовании с одинаковым качеством.
На самом же деле эта процедура — важный составляющий компонент настройки и функционирования подвески, которая влияет на срок ее эксплуатации и безопасность поездок.
Проводиться балансировка должна при каждой сезонной смене резины как минимум. Те автовладельцы, которые круглый год ездят на всесезонных шинах и те, кто имеет лишний комплект дисков, и переобуваются самостоятельно, должны помнить о такой необходимости.
Для чего делают балансировку
Ее цель — наиболее равномерно распределить массу элементов колеса относительно оси его вращения. После правильной балансировке центр массы должен приходиться на ось вращения.
Дисбаланс может быть иметь статическое и динамическое выражение
Уравновешивание колеса должно производиться в различных направлениях оси вращения. В случае дисбаланса при вращении будут возникать центростремительные силы, вектор силы которых идет вразрез с направлением оси.
Разное направление моментов сил вызывает вибрацию. А вот она уже и порождает различные негативные факторы, оказывающие отрицательное влияние на ходовую часть машины, в результате чего вождение может быть небезопасным.
Чем опасна вибрация
Нерасчетные нагрузки вызывают ускоренный износ деталей и механизмов подвески, прежде всего — ступичных подшипников. Если в движении подшипник ступицы рассыпается, то это часто приводит к заклиниванию колеса и к ДТП с тяжкими последствиями.
Вибрирующие колеса хуже сцепляются с дорожным покрытием, так как пятно контакта шины с дорогой будет нестабильным, а его площадь будет меняться при прочих равных. Тормозной путь увеличивается, управляемость автомобилем — ухудшается. Опять же — страдает безопасность движения.
Вибрация увеличивает механическую нагрузку на протектор шины, в результате этого его износ ускоряется , кроме того он будет неравномерным. Шины менять приходится чаще.
Вибрация в движении передается и на рулевое колесо, что доставляет водителю определенный дискомфорт, вызывая его быструю утомляемость.
Как проводят балансировку
Операция эта не отличается особой сложностью, но для ее выполнения необходим специализированный балансировочный станок со специальным конусом крепления, который автоматически центрирует колесо. Колесо раскручивают на станке и при помощи свинцовых грузиков, крепящихся на диск, добиваются максимально случайного его положения при остановке. Это называется грубой балансировкой.
Для точной балансировки нужен уже электронный станок, в который загружают параметры колеса. С помощью такого стенда автоматически измеряется равновесие в разных положениях колеса, а на экран выводится информация о местах, куда следует установить грузики и об их весе.
Грузики изготовлены из свинца и могут быть набивными или клеящимися. Вторые клеятся внутрь колесного диска, их не видно глазом, они не портят внешний вид колес.
Но для зимы лучше использовать набивные грузики. Все дело в том, что зимой из-за повышенных температурных колебаний изменяются линейные размеры дисков. А такие колебания не самым лучшим образом влияют на свойства клейкой ленты, которой крепятся балансиры. Такой «подгулявший» грузик будет несложно сбить струей воды на мойке. Но, встречаются диски, на которые грузики набить не представляется возможным, их балансировка выполняется только клеящимися балансирами.
Для качественного выполнения работ по балансировке колес необходимо не только правильно настроить сам станок, но и обладать еще определенным мастерством. Эти два фактора в совокупности и влияют на конечный результат.
И, если еще работу шиномонтажника вы можете оценить визуально, то вот точность настройки оборудования, дату последней его калибровки и т.д. вы не определите. Именно по этой причине, делать балансировку стоит только в проверенном месте, которому вы доверяете.
Особенности балансировки
Прежде всего, перед выполнением этой работы необходимо очистить колесо от налипшей на него грязи и удалить с него пыль. Если в протекторе шины есть куски льда или камни, то их также нужно обязательно удалить. Удаляются и старые грузики, и если «забывчивый» либо неквалифицированный шиномонтажник не сделал этого, то вам стоит напомнить ему о такой необходимости.
После того, как колесо закрепили на стенде, нужно провести предварительные измерения биения шины в боковом и радиальном направлениях. Делается это для сравнения с полученными в конце процедуры результатами.
Для качественной посадки покрышки на колесный диск используют специальную смазку. Если по какой-либо причине этого не сделать, то возникает большая вероятность монтажа шины на диск с небольшим перекосом, после чего полностью отбалансировать колесо становится невозможным. Визуально снаружи неправильную посадку не определить. Если колесо не балансируется, то поднимите давление в шине и простучите ее по периметру дискового обода.
В арсенале современного оснащения некоторых СТО есть новые балансировочные станки, которые автомобилисты называют «ЗD-шиномонтаж». При помощи лазера происходит точнейшее измерение геометрии, как самой шины, так и диска. Величина биений при этом измеряется в трех координатах.
Это оборудование практически идеально осуществляет монтаж покрышки на диск, потому как учитывает отдельные дефекты каждого из этих двух компонентов, и выполняет их взаимную компенсацию. 3D-стенд очень дорогой, кроме того, для работы на нем нужна специальная квалификация. Вы не найдете подобного оборудование на небольшой СТО, оно есть только на крупных станциях в больших городах — большой поток клиентов позволяет быстро отбить его высокую стоимость.
Как часто надо делать балансировку
Резкие удары по колесу, которые происходят при попадании в яму или в результате столкновения со встречными камнями могут смещать балансировочные грузики со своих мест. Как было сказано выше, зимой под давлением мойки могут отлетать и клеящиеся балансиры.
Агрессивная спортивная манера вождения, когда машина входит в повороты на большой скорости, резко ускоряется и оттормаживается также быстро изнашивает резину (а часто еще и неравномерно). При износе изначальная балансировка колес нарушается. Если вы не сбавляете скорость на спящих полицейских или регулярно наезжаете на колесные бордюры, то геометрия колес также будет нарушена, а значит — сбита балансировка.
Все вышеперечисленное — повод проверить колеса на хорошем шиномонтаже. По идее, не стоит постоянно гнаться за идеальной нулевой балансировкой, которую выполняют только на дорогостоящем стенде, если вы преимущественно передвигаетесь в городе. На таких небольших скоростях дисбаланс не разрушит ходовую автомобиля (кроме самых запущенных случаев). Но вот что касается скоростной езды по трассе, то тут последствия разрушающих сил дисбаланса проявляются в разы сильней.
Когда нужно обязательно обратиться за балансировкой
Колеса обязательно нужно балансировать в следующих случаях:
- сезонная смена шин;
- резкие удары в колесо: наезд на яму, бордюр, люк и т.д. на большой скорости;
- некоторые производители шин заявляют о необходимости выполнять балансировку каждые 15 000 км пробега;
- если вы любитель агрессивного стиля езды, то этот интервал необходимо сократить в два раза;
- если вы планируете дальнее путешествие, в места, где есть трудности с автосервисами.
Заключение
Прежде всего, отбалансированные колеса влияют на комфорт при движении авто. Если балансировкой пренебрегать, то вы получите не только дискомфорт. Вы будете подвергать повышенной нагрузке элементы подвески и ходовой: ступичные подшипники в первую очередь. Шины вашего авто будут быстрее и неравномерно изнашиваться. Но самое главное — безопасность вас, ваших пассажиров и соседей по потоку сильно упадет, если вы будете ездить на неотбалансированных колесах.
Балансировка колес: когда необходимо делать?
Правильно подобранные диски с шинами являются залогом безопасности на дороге.
Тяговые свойства автомобиля и маневренность во многом зависят от правильной посадки и баланса колес. Это также напрямую влияет на устойчивость и комфорт вождения.
Балансировка колес заключается в равномерном распределении обода и массы шины таким образом, что масса колеса на оси транспортного средства после установки распределяется вокруг центра вращения.
рис. Балансировка колес
Даже небольшой дисбаланс веса в отдельных частях колеса становится значительным при увеличении скорости. Поэтому при первых признаках разбалансировки, следует немедленно обратиться в сервисный центр или вызвать бригаду мобильного шиномонтажа.
В этой статье мы рассмотрим основные признаки и причины дисбаланса, а также кратко расскажем о том, как часто нужно обращаться за этой услугой.
Как распознать несбалансированные колеса?
Как правило, первые симптомы проблемы проявляются при повышении скорости.
Уже при 100-120 км / ч в руле чувствуется вибрация, создаваемая передними колесами.
С другой стороны, следствием дисбаланса колес задней оси может стать вибрация кузова, а также перебрасывание задней части автомобиля при быстром повороте.
Также неправильная балансировка является прямой причиной неравномерного износа протектора.
рис. Неравномерный износ шин из-за дисбаланса
Обычно это проявляется в той части шины, где отклонение веса больше, чем центр тяжести. Это означает, что протектор будет более абразивным в месте, где имеются явные диспропорции, например утолщение небольшого участка борта.
Кроме того, при движении с несбалансированными колесами водитель может распознать неравномерный шум. Причиной этого звукового явления является разница в давлении в шинах на поверхность земли.
При первых проявлениях дисбаланса, стоит обратиться в автомастерскую или вызвать бригаду выездного шиномонтажа на место. Специалисты компании ikoleso24 в течение 2 минут примут заявку и оперативно выедут на указанный объект, чтобы провести диагностику и выполнить балансировку колес.
рис. Дискомфорт при езде вследствие разбалансировки колес
Итак, основными симптомами несбалансированных колес являются:
- вибрация в руле;
- подергивание кузова на высоких скоростях;
- снижение маневренности;
- некомфортная езда;
- неравномерный шум;
- неравномерный износ протектора.
Также результатом дисбаланса являются радиальные или поперечные биения.
Первый — это результат неправильной посадки оплетки на ободе или неточного расположения других компонентов, из которых была изготовлена шина. В результате этого, колесо начинает двигаться вверх и вниз во время вращения.
Другим следствием неравномерности массы шины является боковое биение, которое проявляется при повороте колеса из стороны в сторону. Кроме того, дисбаланс может возникнуть и на стороне шасси.
Основные причины неправильной балансировки колес
Есть две основные причины неправильной балансировки колес.
- Первыми могут быть пятна на шине, которые вызывают статический или динамический дисбаланс. Даже небольшое отклонение в весе шины относительно ее центра тяжести будет препятствовать равномерному качению колеса и начнет колебаться вверх и вниз во время вращения. Это типичный пример статического дисбаланса.
- Динамический дисбаланс возникает, когда центр вращения шины и колеса имеют разную массу. В этом случае колесо ведет себя неестественно и, как в случае статического дисбаланса, движется вверх и вниз.
рис. Виды дисбаланса
Иногда случается, что причиной движения колеса при езде является поврежденный алюминиевый обод. Состояние наших дорог далеко от идеального, поэтому совсем нетрудно согнуть или сломать обод из-за простого попадания в яму или наезда на кочку.
Если эта неисправность невелика, то она может ускользнуть при проведении вулканизации и внешнем осмотре. Вместе с тем, даже незначительной деформации обода хватит, чтобы с каждым километром начал увеличиваться дисбаланс колес.
Вождение по некачественным дорогам может привести к потере правильного баланса колес. Чаще всего причиной является вхождение на значительной скорости в яму, выбоину или наезд на бордюр.
В зависимости от силы, с которой колесо преодолевает препятствие, амортизатор или обод могут быть повреждены. Это обычно приводит к изменению центра тяжести и массы вокруг оси вращения.
В результате шины начинают тереться об обод, передаются вибрации на руль или кузов во время движения. Поэтому рекомендуется проверять баланс после каждого такого события. Это позволит вам избежать многих серьезных последствий.
Также перед каждой сменой и установкой шин следует тщательно проверить состояние дисков — большинство проблем с их состоянием легко устранить.
рис. Проверка баланса при каждой смене шин
Стоимость устранения деформации совсем невысока по сравнению с тем ремонтом, который может понадобиться вследствие длительной езды на разбалансированных колесах. Поэтому при первых признаках деформации или других неисправностей, лучше сразу вызвать сервис выездного шиномонтажа ikoleso24 в Москве.
Чем грозит дисбаланс?
Некоторые водители недооценивают важность балансировки колес.
Вместе с тем, если долго ездить на плохо балансированных колесах, это может привести к негативным последствиям:
- Повреждение рулевого колеса. Из-за неравномерного распределения грузов, значительно ухудшается управляемость автомобиля.
- Преждевременное и неравномерное истирание покрышки. Из-за разбалансировки колес, увеличивается тормозной путь и покрышка стирается неравномерно, что приводит к дополнительным расходам.
- Разрушение подшипников. Из-за увеличенных нагрузок, быстрее изнашиваются подшипники. К тому же, из-за возможной поломки подшипника велика вероятность потери самих колес.
- Повреждение подвески. Дисбаланс в распределении груза увеличивает нагрузку на подвеску, что приводит к быстрому ее износу.
- Дискомфорт при езде, быстрая утомляемость. Из-за нарушения стабилизации и маневренности, водителю приходится прилагать дополнительные усилия, что приводит к более быстрой утомляемости.
Учитывая такие негативные последствия, которые могут возникнуть в результате дисбаланса колес, возникает резонный вопрос, как часто нужно производить эту услугу?
При отсутствии явных симптомов, указывающих на дисбаланс, процедуру проверки необходимо производить при каждой сезонной смене шин. При использовании «всесезонных» покрышек – выполнять балансировку нужно каждый год.
При агрессивной езде, за услугой необходимо обращаться каждые 5-6 тысяч километров. Кроме того, могут возникнуть проблемы при наезде на бордюр, ямы. Также иногда дисбаланс может появиться вследствие мойки машины под высоким давлением.
Как проводится балансировка?
Данная услуга проводится специалистами на балансировочном станке.
рис. Балансировка на станке
Каждое колесо имеет собственные грузы для правильного распределения баланса. Поэтому задачей мастера является выявление участка со смещенным грузом и исправление этого недочета.
Главным принципом балансировки является сбор колеса таким образом, чтобы существующие грузы на шинах сами уравновешивали.
После установки колеса на станок, мастер его раскручивает и с помощью компьютерной техники проводит мониторинг состояния. На экране появляются сведения о том, в каком именно участке колеса произошло смещение груза.
Выводы
Балансировка колес – важная часть эксплуатации авто. Вибрации рулевого колеса и кузова при движении на более высокой скорости могут быть признаком дисбаланса.
Помните, что плохо сбалансированные колеса ускоряют износ подвески и шин, а также ухудшают тяговые параметры автомобиля и снижают маневренность.
Обязательно ли делать балансировку колес
- Ссылки
- Закладки
- Темы без ответов
- Активные темы
- Поиск
- Наша команда
балансировка колес.2 передних или все 4?
- Версия для печати
Сообщения: 1181 Зарегистрирован: 27 апр 2009, 00:00 Стаж: 2000 Авто: lancer 9 :
Награды: 1
Рейтинг: 1 181 | ![]() |
Репутация: 0 | ![]() |
балансировка колес.2 передних или все 4?
- Цитата
Сообщение vill72 » 16 ноя 2010, 19:15
Сообщения: 956 Зарегистрирован: 06 ноя 2010, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: 2003г. :
Награды: 1
Рейтинг: 2 259 | ![]() |
Репутация: +4 | ![]() |
Благодарил (а): 7 раз Поблагодарили: 18 раз
- Цитата
Сообщение project72 » 16 ноя 2010, 19:18
Сообщения: 284 Зарегистрирован: 09 дек 2009, 00:00 Стаж: С ранних лет. Авто: любимое
Рейтинг: 320 | ![]() |
Репутация: 0 | ![]() |
- Цитата
Сообщение 777КоТ777 » 16 ноя 2010, 19:23
Сообщения: 930 Зарегистрирован: 27 сен 2009, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: есть Авто: Ваз 2115
Рейтинг: 950 | ![]() |
Репутация: 0 | ![]() |
- Цитата
Сообщение Slava7252 » 16 ноя 2010, 20:27
Сообщения: 284 Зарегистрирован: 09 дек 2009, 00:00 Стаж: С ранних лет. Авто: любимое
Рейтинг: 320 | ![]() |
Репутация: 0 | ![]() |
- Цитата
Сообщение 777КоТ777 » 16 ноя 2010, 20:34
Сообщения: 3493 Зарегистрирован: 15 дек 2008, 00:00 Откуда: Ялуторовск Стаж: 1985 Авто: Lada Largus :
Награды: 1
Рейтинг: 5 946 | ![]() |
Репутация: +9 | ![]() |
Благодарил (а): 47 раз Поблагодарили: 31 раз
- Цитата
Сообщение victorovi44 » 16 ноя 2010, 20:45
Сообщения: 1181 Зарегистрирован: 27 апр 2009, 00:00 Стаж: 2000 Авто: lancer 9 :
Награды: 1
Рейтинг: 1 181 | ![]() |
Репутация: 0 | ![]() |
- Цитата
Сообщение vill72 » 16 ноя 2010, 21:05
victorovi44 , ну максимум 10000!когда на заму переобулся немного подбивал руль при 120!сегодня отбалансировал передние !и задумался а стоит может и задние отбалансировать?на передних был так сказать дисбаланс!
Добавлено спустя 16 минут 28 секунд:
точнее сказать переставлял колеса.,на дисках
Сообщения: 4906 Зарегистрирован: 02 дек 2007, 00:00 Откуда: Каспийск-Радужный-Тюмень Авто: Газ-21Р :
Награды: 1
Рейтинг: 9 398 | ![]() |
Репутация: +11 | ![]() |
Благодарил (а): 41 раз Поблагодарили: 67 раз
- Цитата
Сообщение ganstown » 16 ноя 2010, 21:38
Как часто нужно балансировать колеса?
Разбираем подробно, в каких случаях необходимо повторно балансировать колеса.
Для начала — небольшой ликбез. Балансировкой называется совмещение центра массы колеса с осью вращения. При этом грузы закрепляют напротив тяжелой части колеса. Это определение статической балансировки. А поскольку колесо представляет собой не тонкий диск, а довольно широкий каток, то необходима так называемая динамическая балансировка, когда грузы размещаются и на наружной, и на внутренней частях колесного диска. Естественно, колеса нуждаются в балансировке сразу после монтажа шины на колесный диск: ведь дисбаланс может достигать 50–60 г на каждую сторону. Если получается больше, то имеет смысл «покрутить» шину относительно диска, обеспечив их взаимный поворот на 180 градусов. Такой изначальной балансировкой работники шиномонтажа обеспечивают дисбаланс менее 5 г на сторону. Считается, что новая покрышка способна на первых километрах несколько изменить свое положение на диске, а потому балансировка немного уйдет.
Теперь обратимся непосредственно к нашей теме. Если вы на одни и те же диски попеременно устанавливаете то зимнюю, то летнюю резину, то балансировки вам не избежать. Тут и спорить не о чем. Вопрос о балансировке каждый сезон возникает только у тех автовладельцев, которые имеют два полных комплекта колес: летних и зимних.
[su_divider top=»no» style=»double» divider_color=»#238516″ size=»6″ margin=»5″]
Актуальные Автоновости
[su_custom_gallery source=»taxonomy: post_tag/1211,1281″ limit=»2″ link=»post» target=»blank» width=»290″ height=»290″ title=»always»]
[su_divider top=»no» style=»double» divider_color=»#238516″ size=»6″ margin=»5″]
Итак, следует ли балансировать колеса при каждой сезонной замене?
Если подходить к процессу формально, то стоит вспомнить инструкцию к автомобилю. Обычно рекомендуется балансировать колеса после пробега от 10 тыс. до 15 тыс. км. Если вы за один сезон проезжаете меньше, то балансировать точно не следует, кроме случаев, оговоренных ниже.
Но это в теории, а на практике советую следить за поведением автомобиля. Если ощутимых биений рулевого колеса не чувствуется, то и балансировка не нужна. Биение задних колес чувствуется меньше, но и страдают они обычно реже. В любом случае, сильный дисбаланс вы должны ощутить.
Если вы сами заменяете колеса два раза в год, то для вас применима следующая рекомендация. Поставьте колеса и поездите пару дней. Шина за это время избавится от деформаций, возникших при хранении. Если на любых скоростях, с которыми вы ездите, не возникает никаких вибраций, балансировку можно не проводить.
Балансировка необходима в следующих случаях:
- вы проезжаете за сезон больше 15 тысяч километров;
- после последней балансировки колесо попадало на высокой скорости в глубокую яму;
- в прошлом сезоне вы начали отмечать вибрацию, но отложили балансировку «на потом»;
- если у вашего автомобиля нет антиблокировочной системы тормозов, а вы частенько тормозите «на юз» на асфальтовом покрытии;
- вы — начинающий водитель, который не почувствует дисбаланса на колесах.
Дисбаланс колеса
Автомобильные шины производятся с допусками на внешние и посадочные габариты, поэтому вся продукция шинных заводов имеет разный вес и размер. Кроме того, у любых шин наблюдается неравномерность рисунка протектора, разброс стыков в слоях корда, отсутствие концентричности бортовых колец. После установки автошин на диск эти особенности приводят к несовпадению осей инерции и вращения колеса. Из-за этого центр тяжести установленной шины не совпадает с осевой линией вала привода, в результате чего возникает дисбаланс конструкции, провоцирующий радиальное и торцевое биение переднего или заднего колеса.
Следствием этого дефекта может быть поломка:
- шаровой опоры;
- амортизационной стойки;
- ступицы и подшипников.
Но от этого биения страдает не только колесная база. Неуравновешенность диска ускоряет износ протектора, увеличивает тормозной путь, снижает управляемость и общую безопасность водителя и пассажиров.
Виды дисбаланса
Существует всего две разновидности дефектов балансировки:
- Статический дисбаланс колёс — в этом случае автомобильная покрышка сдвигает ось вращения относительно центра тяжести диска в строго параллельном направлении. Итогом статического дефекта будет только радиальное биение. Под его влиянием покрышка скачет вверх-вниз до тех пор, пока лишняя резина не сотрется о дорогу.
- Динамический тип дисбаланса — в этом случае автошина сдвигает ось вращения под углом к оси инерции, пронизывающей центр тяжести. Динамическому дисбалансу присущи и радиальные и торцевые биения. В этом случае колесо авто колеблется относительно горизонтали и вертикали, что приводит к износу протектора и вибрации.
Неправильная динамическая балансировка считается более опасной, чем статическое радиальное биение. И если она превышает допустимые пределы, колесо отправляют на балансировочный станок. С его помощью можно устранить причины, которые вызывают биение в торцевой и радиальной плоскости.
Популярные модели шин
Как определяют допуски на дисбаланс
Ни один производитель автошин не может гарантировать точность геометрии и формы своего изделия. Даже в одной партии наблюдается разная толщина боковин, расхождение в плотности корда, разброс герметизирующих стыков и прочие дефекты, влияющие на расположение оси инерции. Поэтому производителям шин разрешили устанавливать допуски на отклонения от номинальных размеров и точности формы.
Величины отклонений заложены в ГОСТ 4754-97, который регламентирует технические условия производства автошин. Этим же ГОСТ определяется и допустимая разбалансировка колеса с установленной шиной. Она зависит от ее типа и диаметра.
Для радиальных моделей автошин допускается разница в габаритах и форме, провоцирующая биение с амплитудой от 1 до 2 миллиметров. Для диагональных моделей допуск на радиальное и торцевое биение равен 2 и 3 миллиметрам.
Если динамический дисбаланс выходит за пределы этого допуска — колесо отправляется в шиномонтаж. Этот момент можно отследить по косвенным признакам.
Пять признаков динамического дисбаланса
- Вибрация в рулевой колонке — это главный признак проблемы с балансом передних колес. Причем абсолютно не важно, какие причины провоцируют биение — если оно возникло в передней оси, вы почувствуете дрожание руля даже на относительно небольшой скорости (до 60-80 км/час).
- Вибрация заднего ряда сидений — по этому симптому можно обнаружить дисбаланс задних колес. Причем на скорости от 100 км/час от качки и тряски вас не спасут даже самые совершенные амортизаторы. А при 150 км/час пассажиров начинает «кидать» по всему салону.
- Увеличение расхода бензина — при разбалансировке колес затраты топлива отличаются от паспортных величин на 0,5-1,5 литра. И такой перерасход сохраняется даже при движении по трассе с постоянной скоростью 90-100 км/час.
- Характерный шум в салоне на скорости выше 100 км/час — он возникает при незначительном торцевом или радиальном биении.
- Слишком быстрый износ протектора в локальной зоне — постоянная перегрузка «съедает» резину в одном секторе, причем в особо тяжелых случаях шина начинает травить воздух, требуя постоянной подкачки.
Как часто нужно делать балансировку
В устранении дисбаланса нуждаются все виды шин, это делают не только при установке новой резины. Ее заказывают и по мере износа шин, компенсируя негативное влияние стирающегося протектора.
Когда нужно проверять балансировку:
- Установка новых шин. Процедуру повторяют после 500-километрового пробега на новой резине.
- Замена шин по сезону.
- При езде на всесезонных моделях нужно делать проверку хотя бы раз в год.
- После ремонта подвески. Аналогичным образом поступают при восстановлении автомобиля после ДТП.
- Каждые 5000 километров.
К этим советам стоит прислушаться всем владельцам новых авто. А если ваш автомобиль доживает последние годы — вам стоит проходить балансировку через каждые 2-3 тысячи километров пробега. Так вы предупредите тяжелые травмы подвески и возможные аварийные ситуации. И не бойтесь потерять деньги и время. Авария обойдется намного дороже, а современные разновидности балансировок сокращают время проведения этой процедуры в несколько раз.
Разновидности балансировок
Дисбаланс колеса устраняют с помощью следующих технологий балансировки:
- автоматического нивелирования;
- динамического компенсирования;
- статического нивелирования;
- финишной калибровки.
Автоматический способ предполагает установку на колесо калиброванных, подвижных противовесов, которые распределяются по поверхности диска под действием центробежных сил. После установки гранулированных грузиков колесо раскручивают, контролируя торцевое и радиальное биение. Центробежное ускорение передвигает грузик на нужное место, а контроллер биения останавливает вращение диска после выхода на допустимый дисбаланс. С помощью автоматического балансира можно поправить радиальные и торцевые дефекты колесных пар автобусов и грузовых автомобилей. Для легкового транспорта эта методика не подходит.
Динамическое компенсирование выполняют на балансировочном станке. Колесо монтируют на ось свободного вращения и раскручивают до угловых скоростей, эквивалентных 50-100 км/час. Измерительная аппаратура станка фиксирует боковое и радиальное биение, для компенсации которого используют грузики. Причем контроллер станка дает рекомендации по весу грузиков в граммах, а место для установки противовесов выбирается опытным путем. Поэтому динамическая балансировка длится несколько часов. Статическое нивелирование дисбаланса колеса выполняется по той же технологии, что и динамическое компенсирование.
Финишная калибровка позволяет уточнить положение грузика на диске. Ее проводят после завершения станочной или автоматической балансировки. Для финишной доводки необходимо специальное оборудование, которое анализирует биение колеса и указывает точку размещения компенсатора.
Балансировочные грузики бывают набивными и самоклеящимися. Первые монтируют с помощью кронштейна, который обеспечивает механическую фиксацию позиции противовеса. Вторые приклеивают на внутреннюю поверхность диска. Более надежным вариантом считают набивной грузик — он не слетает с обода даже при наезде на бордюр. Самоклеящиеся противовесы смываются с колес при мойке авто и отваливаются при резких заморозках.
«Цена от» означает минимальную (ориентировочную) цену на товар, предоставленную дилерами GOODYEAR на территории Таможенного Союза, которые выразили желание размещать данную информацию на настоящем ресурсе. Минимальна цена может отличаться в зависимости от региона и/или дилера. Окончательная цена на товар рассчитывается на сайте соответствующего дилера и может отличаться от заявленной на данном ресурсе. Материалы, представленные на данном сайте, носят исключительно информационный характер и не являются публичной офертой в соответствии со статьей 437 ГК РФ.
* Условия каждой действующей акции уточняйте у соответствующего дилера GOODYEAR. Материалы, представленные на данном сайте, носят исключительно информационный характер и не являются публичной офертой в соответствии со статьей 437 ГК РФ
Балансировка колес
Каждый узел автомобиля должен исправно работать. В противном случае серьёзно возрастает риск ДТП. Одним из самых важных элементов конструкции является колёсная база. Если она нестабильна, то последствия могут быть более чем серьёзными.
Балансировка колёс позволяет добиться нужной устойчивости и правильной работы всей подвески. Точная настройка обеспечивает долговечность трансмиссии, комфорт при езде и удобство в управлении.
Балансировка колёс является обязательной процедурой. Но чтобы она возымела нужный эффект, на машине должны быть установлены качественные шины и диски. В противном случае процедура настройки может не дать ожидаемого эффекта.
Зачем балансировать
Каждый ответственный водитель знает о необходимости балансировки колёс, но мало кто имеет информацию о том, на какие рабочие параметры автомобиля влияет данная процедура. Чтобы это понять, нужно более подробно рассмотреть, как работает трансмиссия.
Всё дело в массе и её распределении. Если она неравномерно распределена, то возникнет дисбаланс. Точка фокусировки устанавливается в центре. Это позволяет снизить вибрацию каждого колеса во время езды.
В случае дисбаланса в осях возникает центробежная сила, которая имеет разные векторы приложения. В результате системе не удаётся добиться равновесного положения. Именно из-за этого появляется вибрация в колёсах. Ещё одним негативным фактором является неравномерная нагрузка на ступицу. Из-за этого происходит следующее:
- возникает непредусмотренная нагрузка. Из-за этого увеличивается скорость износа деталей. В наибольшей степени износу поддаются подшипники ступицы. При длительном отсутствии балансировки они могут не выдержать и разрушиться, а это в свою очередь сопровождается потерей колеса. Самое опасное заключается в том, что происходит подобное чаще всего на большой скорости;
- колесо с неправильной балансировкой имеет плохое сцепление с дорогой. По-научному это состояние называется пятном в контакте. Это приводит к неполной потере управления и увеличивает тормозной путь;
- от отсутствия балансировки страдает протектор. Естественно, что из-за этого значительно быстрее снашиваются шины.
При сильной вибрации колеса она может передаваться на руль. В таком случае управлять автомобилем на большой скорости становится практически невозможно.
На видео можно узнать, что собой представляет балансировка колес:
Важность точности балансировки
От точности балансировки колёс автомобиля зависит насколько удобно вам будет им управлять. Чтобы понять как она важна, понадобится вспомнить основы школьного курса по физике. Точнее, формулу для вычисления центробежной силы:
Буква m в формуле обозначает неуравновешенную массу объекта. В свою очередь, w — скорость, с которой вращается колесо. R — радиус отдаления массы от оси вращения. Из этой формулы выплывает следующее: чем с большей скоростью вращается колесо, тем больше будет центробежная сила неуравновешенной массы. Как результат:
- шина оказывает главное влияние на состояние колеса;
- чем больше скорость, тем выше негативный эффект;
- дискомфорт для водителя.
Чем с большей скоростью вы движетесь, тем в большей степени себя будет проявлять отсутствие балансировки.
Виды дисбаланса
Дисбаланс колёс может быть статическим и динамическим. В обоих случаях он вызван тем, что не совпадают оси вращения и инерции. Для большего понимания каждый из этих видов лучше рассмотреть в отдельности. Тем не менее балансировка нужна в обоих случаях.
Динамический дисбаланс — это результат смещения ЦТК по оси вращения. При этом ось инерции с ней не совпадает. Из-за динамического дисбаланса они пересекаются, и масса распределяется неравномерно.
Для того чтобы провести балансировку колёс при динамическом дисбалансе нужно установить несколько компенсирующих грузиков. Они устанавливаются по сторонам ободка. Места определяются характером дисбаланса.
Статический дисбаланс появляется совершенно при других условиях: ось, отвечающая за вращение параллельна оси инерции. В таком случае ЦТК смещается в сторону. Из-за этого вес распространяется неравномерно.
При наличии статического дисбаланса колесо будет двигаться как маятник. Как только, ЦТК переместится в самый низ — произойдёт остановка. К счастью, качественная балансировка способна устранить данный дефект.
Нормальный баланс
Многих водителей интересует, какой баланс является нормальным для колёс, ведь проводить балансировку раз в месяц никто не хочет. В первую очередь вы должны понимать, что идеального распределения массы для колёс не существует в принципе.
Существуют диапазоны, в пределах которых дисбаланс считается нормальным. Во многом этот параметр зависит от посадочного диаметра шины и массы грузиков. В среднем биение шины колеблется в диапазоне от 1 до 3 миллиметров.
Как часто нужно делать балансировку колёс
Если брать ПДД, то там нет чётких правил относительно периодичности, с которой нужно проводить балансировку. Поэтому в большинстве случаев приходится полагаться на опыт автомобилистов и советы автомобильных экспертов. Если их все систематизировать и упорядочить, то получится следующий список случаев, в которых нужно проводить эту процедуру:
- через 5—15 тыс. км;
- при замене шин;
- после аварии;
- при обнаружении вибрации руля;
- при ремонте.
Это основные случаи, в которых эксперты рекомендуют делать балансировку. В противном случае ваш автомобиль может стать причиной ДТП.
Балансировка задних колёс
Этот вопрос действительно актуален, так как управление производится посредством передней части колёсной базы. В связи с этим многие водители склоняются к мысли, что в задней балансировке нет необходимости, потому что через неё вибрации не будут передаваться в руль. Но это неверно. Балансировать нужно и задние колёса.
Разница заключается в том, что неисправность задней колёсной базы водитель может долго не ощущать, но её износ от этого меньше не становится. К тому же она может подвести в самый ответственный момент.
Как отличить качественную балансировку
Настройка делается при помощи грузов. Они могут устанавливаться как с внутренней стороны, так и с внешней. Лучшим считается вариант, когда они есть по обеим сторонам ободка. К сожалению, это не всегда возможно с технической точки зрения.
Когда нет возможности установить груз с внешней стороны, признаком качественной работы будет выбор правильной позиции: утяжеляющий элемент должен быть максимально близко к «спицам».
Последствия неправильного шиномонтажа можно посмотреть на видео:
Теперь вы знаете, зачем нужна балансировка колёс. Без неё невозможно нормально управлять автомобилем, к тому же серьёзно увеличивается скорость износа основных деталей трансмиссии и понижается уровень комфорта для пассажиров.
Балансировка колес: что это такое и зачем нужно ее делать
Данная статья поможет вам изменить свое отношение к одной из важнейших составляющих грузового авто — шинам. Отбалансированные колесные элементы позволяют экономить не только на резине, но и сохранить лучшую управляемость для грузовика, а для вас и ваших грузов гарантировать большую безопасность на дороге. Так что же это такое балансировка колес, почему она важна и зачем ее проводить? Давайте разбираться вместе.
Что представляет собой эта процедура
Суть процесса заключается в восстановлении баланса между ступицами, подвесочными компонентами, дисками и креплениями. Необходимо это для того, чтобы фактический центр массы максимально совпадал с геометрическим — на балансировочном стенде она распределяется равномерно относительно центральной точки. Если все сделано правильно, уровень вибрации, которая ощущается во время движения, заметно снижается. Также значительно увеличивается срок службы покрышек и подшипников.
Чтобы оценить, что значит балансировка колес для вашего авто, просто посмотрите на явные преимущества ее выполнения:
- вы сможете ездить по любому дорожному покрытию с одинаковым уровнем комфорта;
- исчезнут чрезмерные посторонние шумы, которыми нередко сопровождается передвижение на ТС;
- продолжительность срока службы автошин;
- легкость в управлении транспортом вне зависимости от скорости;
- предотвращение неравномерного и слишком выраженного износа.
Настраивать баланс нужно на любом типе автотранспорта. То, что автомобиль совершенно новый или на нем стоят только что купленные диски и резина, не повод отказываться от проведения этой операции. В противном случае о себе обязательно заявят следующие малоприятные последствия:
- подшипники будут быстро выходить из строя;
- появится сильная вибрация;
- шины станут изнашиваться раньше положенного срока;
- о комфортной езде придется забыть из-за постоянного шума в салоне;
- обнаружатся проблемы с системой амортизации;
- движение на такой машине в целом станет небезопасным.
Зачем делать балансировку колес
Многие автолюбители ошибочно недооценивают важность данной процедуры и экономят на ней. И зря, так как неотбалансированные автоколеса — это не только дискомфорт и раздражающие шумовые эффекты.
Приведем пример, чтобы вы могли убедиться в серьезности проблемы. Если машина едет со скоростью 90км/ч в условиях разбалансировки, воздействие на подвеску будет сравнимо с ударами молота по ней массой до 3 килограмм. В течение 1 минуты их происходит порядка 800. Решайте сами, долго ли таким образом протянет ваш грузовик.
Конечно, проведение балансировочных работ — дело добровольное. Соответствующих законов также не существует. Но если вы сомневаетесь в необходимости балансировки, подумайте, во сколько вам обойдется последующий ремонт авто, с которым вы обязательно столкнетесь в ближайшее время.
Что значит отбалансировать колеса: признаки дисбаланса
В первую очередь, это вибрация. При отсутствии баланса она идет из ходовой в салон автомобиля. Чем хуже дорожное покрытие и выше скорость езды, тем больше ощущаются неудобства. Интенсивность вибрирующих движений может быть самой разной: от незначительных шумовых эффектов до внушительной тряски, при которой управлять грузовиком будет крайне проблематично.
Опытные автомобилисты понимают, какое именно автоколесо разбалансировано, всего лишь по источнику вибрационных колебаний в салоне. Например, если вы сидите за рулем и ощущаете вибрацию, значит, передние колеса не отбалансированы; при разбалансировке задней пары она «уйдет» в салон.
Однако такой эффект — это не просто дискомфорт для людей, находящихся в салоне транспортного средства. Усиление нагрузки на ходовую приводит к ускоренному износу подвесочных деталей. Особенно достается ступичным подшипникам: нередко, прямо во время езды они полностью рассыпаются, что приводит к заклиниванию. А застопорившееся автоколесо — одна из причин возникновения дорожно-транспортных происшествий со всеми вытекающими последствиями.
Все еще думаете, что дает балансировка колес? Например, увеличение срока службы резины на 25%. Отбалансированные покрышки получают правильное сцепление с дорогой — оптимальное пятно контакта, равномерный износ и нагрузку, общее снижение тормозного пути.
Что же происходит при дисбалансе? Постоянные вибрационные колебания усиливают механическую нагрузку на протекторные бороздки автопокрышек. В итоге шины быстрее изнашиваются (в основном неравномерно), а осуществлять их замену приходится значительно чаще.
Ко всему прочему добавляются вибрации, передающиеся на руль при разбалансировке передней пары. Они заставляют водителя сильно напрягаться во время управления транспортным средством. Чрезмерная утомляемость также представляет большую опасность на дороге.
Разновидности дисбаланса
Отсутствие баланса само по себе говорит о наличии неуравновешенных движущихся деталей в автомобиле. К ним стоит причислить автошины, барабаны, ступицы, которые влияют на управляемость грузовика.
В нормальном состоянии центр тяжести автоколеса, лежащий на вращающейся оси, должен быть в равной степени удаленным от общей поверхности. Если в действительности это не так, мы имеем дело с разбалансированным изделием. Теперь понимаете, что означает балансировка колес и насколько она важна? Только помните — идеальной симметрии не существует. Даже завод-изготовитель допускает собственные незначительные погрешности на производстве.
Дисбаланс обычно встречается в трех вариациях:
- Статический. Довольно редкое явление. Появляется при параллельном расположении осевых основ (инерционной и вращательной), из-за чего вес распределяется неравномерно. Центр тяжести оказывается смещенным в одну сторону, а диск — по всей плоскости. Такая разбалансировка хорошо заметна при езде в любом скоростном режиме. Машина подскакивает, руль плохо слушается водителя. Подвесочная система в данной ситуации очень быстро выходит из строя.
- Динамический. Второй вид дисбаланса, который встречается гораздо чаще. Нередко проявляется на автомобилях с широкой резиной, когда оси инерции и вращения не совпадают. Транспортное средство на ходу начинает «швырять» влево и вправо даже при небольшой скорости порядка 40 км/ч. Рулевой механизм дрожит и ощутимо бьет по рукам. Происходит такая ситуация из-за изменения центра тяжести, что и приводит к появлению такого типа разбалансировки.
- Комбинированный. Представляет собой смешение двух вышеперечисленных разновидностей. Самый распространенный из видов дисбаланса. Характеризуется тем, что доставляет владельцам авто меньше всего неприятностей и довольно легко устраняется.
Наша продукция
Особенности проведения процедуры
Осуществить весь процесс вы можете как на СТО, так и самостоятельно в гараже, если у вас есть опыт и достаточное для этого оборудование. При этом и в том, и в другом варианте для балансировщика колес нужны будут не только инструменты, но и специальные грузики. Как раз они и позволяют выровнять ось, скорректировав центр тяжести.
Требуемое оборудование
Чтобы произвести балансировку, потребуется спецоборудование — его технические характеристики напрямую влияют на скорость балансировочного процесса. В зависимости от того, где именно осуществляется процесс (на СТО или собственноручно), для него понадобятся:
- агрегаты для накачки автошин (компрессор или специальный пистолет);
- стенд для шиномонтажа;
- подъемное устройство или домкрат;
- станок для балансирования;
- вулканизатор.
Перед проведением операции необходимо тщательно подготовить к ней автоколеса. Протекторные борозды и дисковые элементы нужно очистить от песка и загрязнений. Если пренебречь этим условием, добиться высокой точности не удастся. Далее специалисты или сами водители (при самостоятельном выполнении) предварительно снимают балансиры с колес, проверяют давление в покрышках, определяют центр тяжести. Только после всех подготовительных манипуляций приступают к основной процедуре.
Технология балансировки
Любой мастер начинает ее со снятия дисков, независимо от того, с какой маркой автомобиля он работает. По сути, вся операция выглядит так: снимаем автоколесо — балансируем — ставим на место — берем следующее. И так с каждым.
После того, как протекторные борозды были хорошенько очищены от грязи и мелких камешков, подбирают пластину. Следом ее надевают на диск и закрепляют гайками. Теперь можно отправляться к балансировочному станку. Как только удается выявить проблемную область, устанавливают балансиры. По завершении еще раз осуществляют диагностику геометрии колеса.
Распространенные ошибки
Можно ли сделать балансировку неправильно? Да, к сожалению, такая ситуация возможна, если с колесом вы будете работать самостоятельно или отвезете автомобиль к специалисту с малым опытом работы. Поэтому, чтобы проверить работу автосервиса или самому сделать все правильно, заранее ознакомьтесь с теми недочетами, которые допускаются чаще всего:
- Нельзя балансировать грязные колеса. Из-за этого достичь нулевого дисбаланса невозможно.
- Проведение операции без предварительного устранения повреждений.
- Монтаж новых грузиков поверх старых.
- Слабая затяжка болтов и гаек.
Безопасность на рабочем месте
О ней не следует забывать ни при каких обстоятельствах. Напомним вам основные правила:
- Заниматься всеми видами балансировки колес может только совершеннолетний. Если речь идет об СТО, в штат принимают только человека с медкнижкой и допуском на осуществление работ определенной сложности.
- Предметы массой свыше 20 кг перемещаются на специальных тележках.
- Прежде, чем взять автоколесо в обработку, необходимо продиагностировать его состояние.
- Соблюдение чистоты является обязательным пунктом. Нельзя захламлять проходы и блокировать крупными деталями входы и выходы из помещения.
- Работника, находящегося в алкогольном или наркотическом опьянении, к процессу не допускают.
Как проверить балансировку
Осуществлять проверку лучше всего в период смены сезонов. Для этого вам потребуется обычный мел:
- Для начала нужно слегка крутануть колесо.
- Подождите, пока оно остановится, и сделайте меловую отметку в любой области шины. Например, в центральной части покрышки.
- Снова раскрутите автоколесо, дождитесь остановки и проставьте штрих мелком. Повторите действия несколько раз (в идеале 5-10).
- Теперь присмотритесь, определите, где конкретно располагаются оставленные вами отметины. Если они размещаются достаточно близко, необходима балансировка.
- При противоположной ситуации можно не беспокоиться, какое-то время вы еще обойдетесь без данной процедуры.
Стоит ли выполнять установку баланса только на передней паре
Балансировку требуется проводить на всех осях — как задних, так и передних. Но не все водители считают это необходимым. Это большая ошибка: разбалансировка любого из колес приводит к неисправностям деталей подвески ТС, возможны нарушения в работе рулевого механизма.
Периодичность выполнения
Обычно данная операция осуществляется через каждые 5000 км пробега. Помимо этого, проводят ее:
- в период смены покрышек (необязательно сезонной);
- из-за появившихся вибрирующих движений;
- после наезда на бордюрные ограждения или попадания в яму.
Как происходит балансировка колес
Балансировочные работы не относятся к разряду сложных. Тем не менее для их проведения требуются соответствующие инструменты и оснащение. Процедура подразумевает раскрутку шины на специальном станке и устранение дисбаланса путем размещения на диске балансиров. Положение грузика не должно быть одинаковым при периодических остановках.
Для более точной установки баланса нужно использовать электронное оборудование. В систему загружают нужные показатели и замеряют равновесность в различных позициях. Полученные данные выводятся на монитор. Таким образом удается быстро определить, куда именно и какого веса следует установить утяжелители.
Как мы уже писали выше, важно понимать, что качество выполняемой операции во многом зависит не от оснащения, а от мастерства конкретного специалиста. В идеале, когда присутствует и тот, и тот аспект. Только так можно быть уверенным, что в итоге получится хороший результат.
Балансировка своими руками
Автолюбителю, решившему провести процедуру самостоятельно, нужно первым делом купить балансиры. Сделать это можно в любом автомагазине.
Не стоит забывать о подготовительных мероприятиях. Хорошенько очистите протекторные борозды от имеющихся загрязнений и проверьте уровень давления. Только после этого задействуйте домкрат, чтобы проверить вращение. Если обнаружено трение, слегка отпустите ступицу.
Теперь снимите старые грузики и покрутите автоколесо по часовой стрелке. После остановки зафиксируйте верхнюю точку и начинайте крутить в обратном направлении. Снова проставьте отметку в положении «верх».
Закрепите новые балансиры, они должны оказаться внизу после раскручивания. Повторите те же действия с остальными колесами.
Балансировка колес для чего нужна? Балансировка колес своими руками
От состояния колес автомобиля зависит не только комфорт водителя и пассажиров, но и их безопасность, а также исправность других узлов и механизмов машины. Кроме этого, оно существенно влияет на расход топлива.
Одним из видов технического обслуживания ходовой части автомобиля является балансировка колес. Для чего нужна эта процедура, как она выполняется и с какой периодичностью, мы и расскажем в этой статье. Также мы рассмотрим возможность ее осуществления собственными силами в условиях гаража.
Балансировка колес: для чего нужна
Со времен изобретения колеса прошло несколько тысячелетий, но и сегодня, в век высоких технологий, сделать его идеальным не представляется возможным. Кроме того, в процессе движения на него постоянно действует множество факторов, приводящих к механической деформации.
Это касается и диска, и шины. Малейшие изъяны, связанные с неравномерным распределением их массы по окружности, приводят к нарушению баланса. Это, в свою очередь, ведет к вибрации, которая разрушительно действует на ступичный подшипник и другие элементы ходовой части.
Но нужна ли балансировка колес, если автомобиль достаточно надежен? Вот простой пример: при скорости 100 км/ч и наличии дисбаланса в 15-20 г на колесе размером 14 дюймов нагрузка на диск будет подобной ударам по нему трехкилограммовым молотком с периодичностью 800 раз в минуту. Теперь представьте, что так вы проедете километров 100. Как вы думаете, что будет с ходовой вашей самой надежной машины?
Чтобы не допустить подобных ситуаций, и производится балансировка колес. Для чего нужна она, мы разобрались. Теперь рассмотрим, что же такое дисбаланс и какие виды его бывают.
Понятие дисбаланса и его виды
Дисбаланс – это нарушение нормального баланса колеса, вызванное износом шин или деформацией колесного диска. Различают два вида этого явления: статический и динамический.
В первом случае ось вращения принимает параллельное положение в отношении оси инерции, смещая центр тяжести в определенную сторону. Визуально статический дисбаланс можно определить, если приподнять одну сторону автомобиля, прокрутить свободно вращающееся колесо и понаблюдать за ним. Прежде чем прекратить вращаться, оно сделает несколько маятниковых движений в разные стороны и остановится, когда его центр тяжести окажется в самой нижней точке. Подобные симптомы не критичны для автомобиля, но чреваты неравномерным износом шин и увеличенным расходом топлива. Нужно ли делать балансировку колес в этом случае – решать, конечно, вам, но со временем статический дисбаланс может перерасти в динамический, и тогда уже одним топливом и резиной дело не обойдется.
Динамический дисбаланс характеризируется пересечением осей вращения и инерции. Иными словами, вес колеса распределяется неравномерно не по высоте, а по ширине. В этом случае вибрация приводит к тому, что колесо начинает «выписывать» восьмерку. Динамический дисбаланс также определяется визуально, однако исправить его гораздо труднее статического.
Чем опасен дисбаланс
Нарушение баланса колеса очень часто становится причиной:
- неравномерного и ускоренного износа шины;
- разрушения ступичного подшипника;
- быстрого износа элементов подвески;
- снижения эффективности управления;
- снижения уровня комфорта.
В чем заключается суть балансировки
Суть балансировки состоит в том, чтобы максимально распределить массу всех составных элементов колеса относительно оси его вращения. В идеале центр его тяжести должен находиться именно на оси. Добиться этого можно только одним способом – проверяя баланс и увеличивая массу колеса на нужном участке до тех пор, пока оно не станет близким к идеалу.
Проще говоря, специалист с помощью специального оборудования вращает колесо, определяя «легкие» места, и утяжеляет их специальными свинцовыми грузиками. При статическом дисбалансе грузы фиксируются с одной стороны колеса, при динамическом – с обеих.
Оборудование для проведения балансировки
На обычных шиномонтажных станциях используют балансировочные станки. Колесо в сборе устанавливается на специальный конус и раскручивается. Станок для балансировки колес самостоятельно выравнивает его в нужную сторону, а мастеру в это время остается лишь смещать туда груз до тех пор, пока колесо не станет останавливаться в максимально случайном положении.
Существуют также компьютерные балансировочные стенды. Они позволяют производить наиболее точное выравнивание центра тяжести благодаря современным лазерным технологиям. На стенде, задав параметры колеса, можно определить все возможные причины дисбаланса, невидимые для человеческого глаза. Это могут быть мелкие дефекты диска или резины, неправильно посаженная шина и др. Компьютер с математической точностью определит их, выведет всю информацию на экран, а также укажет, где именно нужно разместить огрузку.
Разновидности балансировочных грузов
Различают два типа балансировочных грузов: набивные и клеящиеся. Использование того или иного вида зависит от колесного диска. Для литых легкосплавных дисков чаще всего применяют набивные грузики с кронштейном. Клеящиеся грузы являются универсальными и крепятся к поверхности посредством клейкой ленты. Они могут использоваться с любыми дисками, однако имеют один недостаток: в зимнее время из-за перепадов температур клеящиеся грузы могут попросту отклеиваться, чего не скажешь о набивных.
Периодичность балансировки
Но как часто нужна балансировка колес? Четко определенной периодичности здесь нет, но проходить эту процедуру рекомендуется в следующих случаях:
- если вы используете «всесезонку», то хотя бы один раз в год;
- при планировании дальней поездки;
- при смене летней резины на зимнюю;
- при любой другой сборке колеса (после ремонта, вызванного проколом шины, деформацией диска и др.);
- при возникновении вибрации в области колес.
Понять, когда нужно делать балансировку колес, поможет и неравномерный износ шин. При статическом дисбалансе поверхность покрышки будет быстро стираться в одном месте, указывая тем самым направление смещения центра тяжести колеса. При динамическом – шина может иметь несколько «съеденных» мест по всей окружности.
Как быть с новыми колесами
Нужна ли балансировка новых колес? На этот вопрос однозначно ответить нельзя. Если вы приобрели новый автомобиль в салоне с нулевым пробегом, то балансировка может и не потребоваться, так как любой завод-изготовитель обязан сделать это перед выпуском машины. А вот если вы купили новые колеса в сборе или отдельно диски и шины, то вы просто обязаны пройти эту процедуру, так как никто, кроме вас, не будет нести ответственность за возможные последствия.
Нужно ли балансировать задние колеса
Автовладельцы часто задаются вопросом о том, нужно ли балансировать задние колеса, ведь они не принимают участия в управлении автомобилем. Здесь ответ однозначный – нужно! Ведь они так же, как и передние, подвержены механическому воздействию, а дисбаланс приведет все к тем же последствиям.
Да, вибрация задней подвески вследствие дисбаланса колес ощущается не так явно, но это совсем не значит, что она не несет никакой опасности.
Можно ли самостоятельно отбалансировать колеса
Теперь, когда мы с вами разобрались с тем, что такое балансировка колес, для чего нужна эта процедура и как она выполняется в условиях специальных сервисов, самое время поговорить о том, можно ли ее осуществить самостоятельно.
Ничего невозможного нет, особенно если ситуация не позволяет обратиться в шиномонтаж. Добиться высоких показателей баланса без специального оборудования, конечно, не получится, однако произвести грубую его настройку вполне возможно.
Балансировка колес своими руками осуществляется с использованием таких же грузов, какие используют в сервисе. И предпочтение тут следует отдать набивным. Они свободно продаются в любом автомагазине или на авторынке.
Из инструментов понадобятся только домкрат, гаечный ключ для откручивания гайки ступицы и небольшой молоток. Балансировка колес своими руками подразумевает осуществление всех мероприятий без съема колеса со ступицы.
Домкратом приподнимаем одну сторону автомобиля, где расположено колесо с подозрением на дисбаланс. Выключаем передачу, если это колесо – одно из ведущих. Расшплинтовываем и немного отпускаем гайку крепления ступицы.
Далее внимательно осматриваем покрышку на наличие прилипшей грязи или застрявших в протекторе камней. Все это необходимо удалить. Если на диске есть старые грузы, их также нужно снять. Желательно, чтобы давление в шине соответствовало рекомендованному показателю.
Раскручиваем колесо против часовой стрелки и ждем, пока оно остановится. Помечаем его верхнюю точку мелом. Теперь вращаем колесо вправо, и снова отмечаем верхнюю позицию. Между этими отметинами находится самое легкое место колеса. Напротив каждой метки с помощью молотка устанавливаем грузы весом по 30 г.
Далее крутим колесо в любую сторону. После остановки грузики должны будут оказаться внизу. Это нижняя точка балансировки. Теперь крутим колесо и смещаем грузы, разводя их друг от друга до тех пор, пока колесо не станет останавливаться в разных положениях. Такую же процедуру производим и с другими колесами.