О чем говорит пятнистый износ шины автомобиля по краю
О чем говорит пятнистый износ шины автомобиля по краю?
Шины – важнейший элемент, обеспечивающий контакт шасси транспортного средства с дорожным покрытием. От них зависят маневренность и комфорт во время езды. Однако иногда появляется неравномерный износ шин, который несет угрозу, так как теряется способность обеспечивать необходимое сцепление с дорогой. Пятнистый износ по краю шины указывает на одну из нескольких возможных проблем. Неисправные элементы подвески или неотрегулированные углы установки колес отвечают почти за все проблемы с износом шин, а особенно за его пятнистый характер в виде проплешин на протекторе.
Осмотр шины
Осматривать шины лучше всего, когда они не на земле, так как есть возможность их прокрутить и проверить. Поднимают колеса по одному или парами с помощью домкрата и страховочных опор. Пятнистый износ края шины будет выглядеть как чередующиеся проплешины, в которых небольшие участки резины стерлись, образуя отдельные выемки. Не стоит путать с пилообразным износом, при котором одна сторона полосы рисунка протектора выглядит потертой, в то время как другая имеет заостренный, пильчатый край. В случае пятнистого износа, проведя пальцем по шине, можно почувствовать отдельные углубления и возвышения.
Проблемы с подвеской: амортизаторы
Одна из наиболее распространенных проблем, связанных с пятнистым износом шин, – это неисправные амортизаторы. Внутри трубы или цилиндра любого гидравлического амортизатора, отдельного или в составе койловера подвески макферсона масло находится под давлением. Рабочая жидкость не может спонтанно перемещаться по трубе. Изношенность амортизатора или утечка масла позволят шине подскакивать, что приведет к потертостям или выемкам на протекторе. С изношенными или поврежденными амортизаторами машину будет подбрасывать больше, чем обычно. При высоких скоростях такая потеря контакта с дорожным покрытием вызывает стирание резины в отдельных участках.
Проблемы с колесами: балансировка
Неотбалансированные колеса – возможная причина пятнистого износа шин. Неправильная балансировка или отпавшие с обода балансировочные грузики делают одну сторону колеса тяжелее. Это приводит к подпрыгиванию или нестабильному пятну контакта с дорогой. При высоких скоростях дисбаланс колес может стать причиной вибрации, ощущаемой в руле.
Проблемы с подвеской: шаровые опоры и ступичные подшипники
Пятнистый износ шины может быть сигналом, что шаровые опоры отработали свое. На них приходится большая часть веса передней части автомобиля. Кроме того, они обеспечивают подвижность нижнего рычага. Износ шарового шарнира приводит к увеличению зазора, расшатыванию вверх-вниз и в стороны. Такая свобода движений заставляет шину ненадолго терять контакт с дорогой. В результате возникает пятнистый характер износа. Увеличенный люфт ступичных подшипников приводит к неровной траектории и крену колеса. Подшипники должны поставляться со смазкой и быть отрегулированными согласно спецификациям производителя.
Проблемы с подвеской: наконечники рулевых тяг и сайлентблоки
Наконечники рулевых тяг удерживают рулевой привод между картером рулевого механизма или сошкой и колесом. Износ шарниров рулевых тяг приводит к расшатыванию рулевого управления преимущественно в горизонтальной плоскости, но при значительном износе и в вертикальной тоже. Износ сайлентблоков верхнего и нижнего рычагов вызывает подпрыгивание оси вращения колеса, что приводит к нестабильному контакту с поверхностью дороги. При проезде неровностей сломанные или изношенные сайлентблоки верхнего рычага часто производят резкий стук или глухой металлический звук. Механик сможет определить, нуждаются ли ваши сайлентблоки или наконечники рулевых тяг в замене.
Проблемы с подвеской: осадка пружин
Пружины и листовые рессоры поддерживают раму или кузов транспортного средства над мостами или колесами. Этим упругим элементам подвески свойственно со временем проседать, уменьшая клиренс. Увеличенная осадка приводит к подскокам, часто создавая ритмичные движения вверх-вниз. При таких условиях вероятен износ и других деталей подвески: шаровых опор, ступичных подшипников, наконечников рулевых тяг и поворотных кулаков. Чрезмерное подскакивание автомобиля может привести к пятнистому износу шин.
Проблемы с шинами: низкое качество
У шин есть показатель износоустойчивости, зависящий от количества технического углерода в резиновой смеси, использованной при изготовлении. Низкокачественные шины содержат меньше технического углерода, что способствует комфортной езде, однако более мягкий материал быстрее стирается. Когда элементы подвески начинают изнашиваться, пятнистый износ на такой шине появится быстрее, чем на более жесткой или высококачественной. Шины с коэффициентом износоустойчивости 200 и меньше не прослужат так долго, как те, у которых он равен 300 и больше.
Комбинация пятнистого и бокового износа шины
Пятнистый износ может появиться по краям, посередине или по всему протектору. Чрезмерный пятнистый износ внутренней или внешней стороны может говорить о неотрегулированных углах развала или схождения. Проблема проявляется на одной стороне, приводя к неравномерному износу края протектора, часто изнашивающегося до самого корда. Износ с двух сторон свидетельствует о недостаточном давлении в шинах. Проплешины на внутренней или внешней стороне также могут говорить об изношенности элементов подвески, приведшей к неправильным углам установки колес.
Как предупредить износ и обезопасить себя
Обратитесь к руководству пользователя, чтобы определиться с необходимым давлением в шинах и балансировочными процедурами, а также чтобы узнать, как часто и в каких конфигурациях менять шины местами. При обнаружении пятнистого износа протектора в первую очередь необходимо отправиться в сервисный центр для проверки правильности геометрии передней подвески и ее элементов на изношенность. Заменить детали подвески нужно до регулировки углов установки колес. Это также относится к задней, в том числе подруливающей, подвеске. Исправные детали и отрегулированные углы развала-схождения не ликвидируют существующий износ протекторов. Потертые шины, если их состояние угрожает безопасности, необходимо заменить новыми.
Информация о шинах:
Приобрести хорошие шины сегодня непросто. И не по причине дефицита, а наоборот, из-за того, что марок автомобильной резины на рынке представлено много и нужен специальный гид, чтобы объяснить, что именно для вас лучше. Разнообразие покрышек можно изучить на страницах интернет-магазинов, где можно рассмотреть рисунок протектора, узнать размерный ряд для той или иной модели или фирмы-изготовителя. К тому же в качестве бонуса на многих порталах можно заказать не только шины, но и бесплатный шиномонтаж.
Шины – важнейший элемент, обеспечивающий контакт шасси транспортного средства с дорожным покрытием. От них зависят маневренность и комфорт во время езды.
Шины являются такими элементами автомобиля, о которых надо особенно тщательно заботиться. Все знают, как важна замена зимней резины на летнюю и, наоборот, летней на зимнюю. Однако многие водители не знают, когда следует менять изношенные или поврежденные шины на новые.
Ознакомительная статья о высококлассных шинах, их особенностях, с рекомендациями и советами по применению.
Износ шин. Виды и причины износа покрышек
С пробегом техническое состояние шин изменяется, что влияет на эксплуатационные свойства автомобиля и на безопасность движения. Поэтому важно следить за равномерностью износа всех шин, а также не допускать эксплуатации транспортного средства, остаточная высота протектора шин которого ниже минимальной допустимой. Задача предупреждения преждевременного износа и разрушения шин весьма сложна и связана с умением определять их виды, безошибочно выявлять причину, вызвавшую каждое конкретное разрушение шины. На повышенный износ ваших автомобильных покрышек влияет множество факторов, или если прямо говорить, нарушений. Дело в том, что многие автовладельцы не соблюдают элементарных правил технического обслуживания своего или рабочего автомобиля.
Происходит это либо по неведению, либо по своей халатности. Благодаря периодическому и своевременному осмотру шин автомобиля вы сможете получить полную и необходимую информацию о состоянии колес и шин, степени износа, выявить опасные для безопасности движения дефекты, определить причины износа шин и особенности эксплуатации автомобиля.
Кроме безопасности, состояние шин влияет на управляемость, динамику движения автомобиля, а также на расход топлива. Последнее особенно важно для грузовых автомобилей и автовладельцев с большим ежедневным пробегом. Некоторые производители шин в своих рекламных проспектах утверждают, что их шины не только долго прослужат, но и позволят при этом сэкономить топливо. Давайте разберёмся, насколько шины действительно влияют на расход топлива автомобиля. В грузовике это конечно заметнее, чем в легковушке, в связи с большим количеством колес и высокими нагрузками. Сопротивление качению всего автомобиля состоит из целого списка сопротивлений: это сопротивление воздуха, преодоление сил инерции во время разгона, внутреннее сопротивление узлов двигателя и трансмиссии и сопротивление шин. Не будем подробно останавливаться на всех этих факторах и сосредоточим внимание на шинах.
Общее сопротивление качению шин тоже складывается из нескольких компонентов. Вопреки сложившемуся мнению, трение шины о дорожное покрытие составляет всего лишь 5%. Немногим больше (примерно 15%) приходится на сопротивление воздуха. Львиная же доля затрачиваемой энергии (около 80%) расходуется на деформацию шины. Если шину вообще без нагрузки покатить по дороге, то перед тем как остановиться, она будет двигаться достаточно долго. Но если шину нагрузить так, чтобы ее нижняя часть начала деформироваться (сжиматься), после первоначального импульса она очень быстро остановится. Это наглядно демонстрирует, сколько энергии расходуется на постоянную деформацию шин.
Таким образом, у автовладельцев может появиться желание покупать шины, которые будут деформироваться минимально, и, следовательно, создавать меньшее сопротивление качению. Сейчас на рынке такой вариант вполне можно найти. Как правило, это недорогие шины бюджет-класса. Более жесткий каркас хоть и дает некоторую экономию топлива, в то же время может преподнести неприятный сюрприз в виде взрыва шины. Нужно лишь наехать на какой-либо предмет с острыми краями (камень, железку и т. п.). Кстати, подобная ситуация может случиться и с шинами премиум-класса. Некоторые водители, в основном грузовых автомобилей, специально перекачивают колеса, чтобы сэкономить топливо, не задумываясь, что при этом появляется неравномерный износ.
Геометрия ходовой тоже оказывает существенное влияние на потребление горючего. Даже незначительные отклонения влекут за собой лишние затраты. Во-первых, быстрее изнашиваются шины, а во-вторых, больше сгорает топлива. Когда колеса, образно говоря, едут в разные стороны, расходуется дополнительная энергия на их «волочение». Например, если на одном метре колесо «уходит» всего на 2,5 мм, то на километре получается, что колесо «утащит» в сторону на 2,5 м. Через 1000 км получится, что колесо вашего автомобиля «уволокли в сторону» на 2,5 километра при полной нагрузке.
Нормальный износ шин
Осмотр шин автомобиля дает вам возможность получить информацию о состоянии шин и колес, об особенностях использования автомобиля, о его возможных дефектах, а также о стиле вождения. Так, например, спортивный стиль вождения приводит к другой картине износа шин, чем спокойный. Для корректной оценки необходимо осматривать все колеса. Особенно ярко это видно на примере легкового заднеприводного автомобиля, так как в нем по-разному распределяется нагрузка между ведущими и управляемыми колесами.
Износ шин в зависимости от температуры воздуха
Зависимость износа шин от скорости движения
Во время движения шина изнашивается — это определяется с помощью измерения высоты оставшегося протектора. Износ шины должен быть равномерным по всей окружности, при достижении минимальной высоты протектора шина считается изношенной полностью и подлежит замене. Износ шины в первую очередь определяется стилем вождения. Резкое ускорение и торможение изнашивает шину быстрее, чем равномерное движение.
В связи с разной нагрузкой ведущие и управляемые колеса имеют разную картину износа. Управляемые колеса больше изнашиваются по бокам, так как именно на эту часть шины приходится основная нагрузка в повороте. Шины на ведущих колесах изнашиваются больше посередине, так как именно эта часть шины контактирует с асфальтом и передает вращение колеса на дорогу. На автомобилях с передним приводом износ «суммируется» — в этом случае изнашивается вся шина равномерно и ее центральная часть и боковые стороны.
Односторонний износ (возможное снижение ходимости от 15% до 30%) — встречается чаще других, так как причин его появления несколько. Односторонний износ шин может быть вызван ошибкой в геометрии подвески. Для определения причины в этом случае необходимо проверять схождение и развал колес. Износ на внешней стороне шины может быть вызван избыточным положительным схождением или развалом колес. Износ на внутренней части шины наоборот является причиной избыточного отрицательного схождения колес или развала колес. Езда с нулевым развалом приводит к равномерному, но усиленному износу шин. Кроме того, это увеличивает сопротивление шины качению и увеличивает расход топлива. Кроме шин управляемой оси, одностороннему износу могут быть подвержены и шины других осей — снова из-за проблем с геометрией. Это либо отсутствие соосности, либо деформация самих осей. На рулевых шинах для тягачей односторонний износ может появиться в связи с условиями эксплуатации транспортного средства. Ещё одной из причин является прохождение поворотов на повышенных скоростях. Чтобы не допустить появления одностороннего износа, нужно следить за состоянием ходовой, периодически проверять геометрию и отказаться от агрессивного стиля вождения.
Двусторонний и центральный износы (возможное снижение ходимости от 5% до 10%) появляются по одной и той же причине — несоответствие давления в шинах. При давлении ниже нормы шина начинает больше изнашиваться по краям, и получается двусторонний износ. То же происходит и при перегрузе — шина даже с нормальным давлением едет, как приспущенная. Любители перекачивать шины получают другой результат: нагрузка по пятну контакта распределяется не равномерно, а ближе к центру, значит, шина изнашивается быстрее в центральной части протектора. Тот, кто следит за давлением в шинах и не перегружает машину, с такими проблемами не сталкивается.
Многочисленные места износа по окружности
Пятнистый износ (возможное снижение ходимости от 10% до 20%) является прямым следствием дисбаланса. Особенно характерен он для шин рулевой оси, но может появляться на всех осях. Если такой износ стало видно невооруженным глазом, проблема налицо. Балансировка исправит ситуацию, но лишь частично: колесо, потерявшее округлость, будет изнашиваться более интенсивно. Поэтому игнорировать балансировку при покупке и установке новых шин себе дороже. Повторяющиеся места износа по окружности шин могут быть причиной неисправности подвески (рычаги, амортизаторы, пружины). После диагностики и ремонта подвески шину нужно заменить, так как такой характер износа больше не обеспечивает ее равномерное вращение, и колесо будет «бить».
Локальный износ в виде пятна
Износ в виде пятна на одном месте — это результат экстренного торможения с заблокированным колесом. Равномерность вращения колеса в этом случае также нарушена и шину придется заменить. Если оставить автомобиль на длительное время на стоянке, то существует риск образования на шинах плоских площадок, которые потом во время движения будут вызывать биение колес. Рекомендуется увеличить давление в колесах, если оставляете автомобиль на длительный срок. Аналогичный эффект может вызвать также остановка автомобиля после интенсивного спортивного вождения — разогретые шины легко деформируются в местах контакта с дорожным покрытием и практически «застывают» в таком состоянии. Этот дефект исправить легко — после прогрева шин они снова приобретут круглую форму.
Гребенчатый (пиловидный) износ (возможное снижение ходимости от 10% до 20%) — это одна из форм неравномерного износа. Его часто можно наблюдать у шин ведущей оси с блочным рисунком протектора. Он вызван тем, что во время движения шина деформируется — в месте контакта с дорогой протектор вдавливается внутрь (блоки сминаются и протаскиваются по дорожному покрытию), а по мере вращения колеса дальше снова выпрямляется. Это приводит к тому, что на фронтальной кромке протектор изнашивается больше, чем на задней. Результатом такого износа становится увеличения шума качения шин. Избежать появления гребенчатого износа невозможно, но с помощью перестановок можно снивелировать его негативное влияние на ходимость шины. Водители тоже могут повлиять на ситуацию: если на педаль газа наступать по возможности плавно, гребенчатый износ будет минимальным. Для выравнивания такого износа шины обычно переставляют местами, так как шины на неведущем мосту больше подвержены такому износу. Низкое давление в шинах также увеличивает пиловидный износ.
Езда с неправильным давлением в шинах
Из-за недостаточного давления в шине она прогибается посредине и в результате интенсивно изнашивается по краям. Избыточное давление в шине приводит к обратному эффекту — изнашивается ее средняя часть. Достоверно известно, что идеальную шину создать невозможно. Если сделать ее экономичной, она будет слишком жесткой и небезопасной. И наоборот, мягкая долговечная шина с хорошим сцеплением неминуемо будет обладать повышенным сопротивлением качению. Производители стремятся найти оптимальное решение, но это в любом случае будет компромиссом между долговечностью, надежностью, безопасностью и экономичностью.
Неравномерный износ резины причины
- Главная
- Блог
- Ремонт и обслуживание
- Шины и диски
- Как определить износ шин?
- Новинки мира авто
- Новости автомобильного рынка
- Популярное
- Двигатель
- Кузов
- Салон
- Система охлаждения
- Трансмиссия
- Фильтры
- Шины и диски
- Электрооборудование
Как определить износ шин?
Контроль за состоянием шин относится к базовому уходу за автомобилем наравне с поддержанием чистоты в салоне и своевременной заменой лампочек в фарах. Но если о том, что пора ехать в химчистку, скажут пятна на обивке, а о визите к электрику напомнит электронный датчик или сниженная видимость ночью, в случае с покрышками придется проявить инициативу, потому что в их арсенале есть только опасные сигналы.
Рисунок протектора на шине
Зачем обращать внимание на износ
Основных аргументов пристально следить за состоянием шин три:
- Чтобы вовремя узнать о неисправностях, повлекших определенный тип износа. Например, стертая пятнами шина говорит о разбалансировке колес, которая может не только стать причиной вибрации, но и повлиять на работу и срок службы всей подвески.
- Ради безопасности. Глубина рисунка протектора напрямую связана с управляемостью автомобиля: чем мельче становятся ламели, тем хуже покрышка отводит грязь и воду, и поэтому повышается риск аквапланирования. В том же случае становится хуже сцепление с дорогой и увеличивается тормозной путь.
- Во избежание штрафа. Ч.1 ст.12.5 КоАП РФ устанавливает наказание в размере 500 рублей за управление ТС, если оно неисправно или состояние отдельных систем не соответствует нормам, указанным в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств ПДД РФ. Прописаны там и минимальные значения глубины протектора шин в зависимости от их типа.
Срок службы автомобильных шин
Свойства покрышек разнятся в зависимости от их назначения: например, для производства беспрокольных шин, предназначенных для автомобилей с системой контроля давления и адаптированными подвесками, используют очень жесткую резину, а на внедорожных, часто имеющих дело с глиной и уклонами, делают более глубокие ламели. К ключевому условию эксплуатации, влияющему в том числе и на износ, относится и сезонное назначение.
Летняя резина
Отличается жесткостью материала и меньшей глубиной протектора – обычно это 6-8 мм. Это объясняется тем, что шинам не приходится противостоять перепадам температур (в гараже одна температура, на улице – совсем другая) и кардинальной разнице в покрытиях в течение одной-единственной поездки (например: снег, лед, асфальт). А для того, чтобы нивелировать влияние погоды на дорогу, достаточно тонких ламелей, способных отводить воду и грязь.
В итоге летние покрышки могут оставаться пригодными для поездок в течение всех 10 лет, которые чаще всего заявляют производители (по ГОСТ 4754 этот срок составляет 5 лет).
Зимняя резина
Зимним шинам приходится приспосабливаться к более экстремальным условиям: нужно, чтобы резина была устойчива к перепадам температур и к часто изменяющемуся давлению внутри. При этом они должны обеспечить автомобилю надежное сцепление с заснеженными покрытиями и льдом. Соответственно, ламели на покрышках делают шире и глубже (от 9 до 11 мм), а для их производства используют более мягкий и эластичный материал, чем для летних – и он изнашивается заметно быстрее. Особенно внимательно стоит отнестись к «липучке» – резина для нее пластичнее всего.
Поэтому, несмотря на то, что ГОСТы и нормы для зимних шин не отличаются от норм, предусмотренных для летних, менять их стоит не реже, чем раз в четыре сезона или при пробеге от 40 тысяч км (для российских) до 80 тысяч км (такую максимальную цифру указывают китайские производители).
Возраст покрышек можно узнать по боковой маркировке: первая и вторая цифры обозначают неделю производства, а третья и четвертая – год.
Дата производства покрышки
Из-за чего шины изнашиваются быстрее
Но на срок годности шин, установленный ГОСТами и заявленный производителями, можно опираться лишь в идеальных условиях. К обстоятельствам, приближающим момент замены покрышек, относятся:
- Неправильное хранение. О таком можно говорить, если шины весь сезон находятся в чрезмерно сухом непроветриваемом месте под прямыми солнечными лучами, в окружении коррозийных металлов, масел, смазок и кислот. Важно и положение покрышек: если они на дисках, лучший способ хранения – подвесить, а резину без дисков правильнее поставить на ребро Такие условия сложно создать на балконе или в гараже, поэтому идеальным вариантом станут услуги автосервисов со специальными хранилищами.
Правила хранения шин
Виды износа шин и их причины
Даже если принято решение приобрести подержанные покрышки, не обязательно опираться лишь на заверения владельца. Условия их эксплуатации и нынешнее состояние можно определить по износу.
Нормальный
Говорит о том, что шины хранились правильно, а автомобиль был в хорошем техническом состоянии и не перегружался.
Центральный
Свидетельство того, что предыдущий владелец ездил на перекачанных шинах: пятно контакта сместилось в центр и поэтому протектор стерся быстрее именно там. Из-за перепадов температур чаще всего встречается на зимней резине.
Двусторонний
Очевидно, что давление в баллонах было ниже необходимого и автомобиль опирался на внешние ребра жесткости, на которых и видны сильные потертости.
Как образуется и выглядит двусторонний, центральный и нормальный износ покрышек
Односторонний
Его причинами могут быть деформированные диски или неправильная геометрия осей.
Пятнами
Чаще всего означает, что колеса отбалансированы некорректно. Если проблема не решается балансировкой, искать истоки нужно глубже: стоит проверить амортизаторы или рычаги.
Схема и причины одностороннего и неравномерного износа шин
Неравномерный на каждой покрышке из пары с одной оси
Возможно, эти баллоны из разных партий – это легко определить по дате производства. Если нет, то причина может быть в схождении колес.
Пилообразный
Актуален для шин с блочным протектором и появляется после систематических поездок по покрытию плохого качества.
Пример пилообразного износа шины с блочным протектором
Как определить, насколько изношены шины
Если факт износа очевиден, то его степень еще предстоит измерить. Чтобы сделать это правильно, нужно знать нормы глубины протектора для сезонных покрышек и порядок их оценки.
Допустимый износ протектора летней и зимней резины
Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:
- для транспортных средств категорий L — 0,8 мм;
- для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 — 1 мм;
- для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;
- для транспортных средств категорий M2, M3 — 2 мм.
Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.
Обозначения категорий зафиксированы в Приложении №1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Легковые автомобили по этой классификации относятся к категории M1, малотоннажные грузовые – к N1.
При этом регламент не учитывает особенности летних и зимних шин, поэтому не указывает средние сроки, которые ходит резина до достижения этих отметок.
Индикатор износа шин
Отметки, обозначающие минимально допустимую глубину протектора, или показывающие текущую, считаются самым надежным показателем пригодности конкретной резины. И все же, ориентируясь на индикатор, стоит помнить о том, что рисунок на шине может быть стерт неравномерно.
Пример индикатора износа протектора
Как измерить протектор?
Для этой цели подходят несколько инструментов: специальный измеритель, штангенциркуль с линейкой или линейка с глубиномером. Чтобы получить максимально точные данные, измерить протектор нужно в нескольких местах – минимум в шести разных точках на окружности.
Формула для подсчета износа
Когда речь заходит о процентном значении износа (например, в объявлениях о продаже б/у покрышек), его часто считают от общей глубины протектора. Но в реальности использовать шины запрещено не с момента полного «облысения» резины, а при определенной высоте рисунка. Поэтому для правильного расчета нужно использовать формулу вида:
I=(H new -H now )/(H new -H min )*100%
где I – износ, H new – высота протектора новой шины этой модели и размера, H now – фактическая высота протектора (минимальное значение), а H min – минимально допустимое значение высоты протектора.
Заключение
Даже оценивая состояние шин только визуально, можно получить ценную информацию об исправности автомобиля. А более глубокий анализ с измерениями позволит поддерживать его в надлежащем состоянии и избежать неприятных ситуаций на дороге.
Износ заднего колеса — признаки, причины и варианты решения проблемы
Конечно, безопасность нахождения за рулем зависит не только от самого водителя. Не последнюю роль здесь играют и конструкторы автомобилей, и тестировщики, и даже сотрудники ремонтных служб. Малейшая невнимательность даже одного из них может отразиться на поведении машины, а соответственно, и безопасности водителя и пассажиров. Бесспорно, шины — один из наиболее «ответственных» элементов автомобиля. Важно помнить, что степень стертости покрышек автомобиля напрямую влияет на качество контакта резины с асфальтным покрытием, от которого зависит и управляемость машины, и длина тормозного пути.
Да, износ заднего колеса в процессе эксплуатации неизбежен, как, собственно, и переднего. Главное, чтобы они были равномерными.
Признаки и причины износа заднего колеса
Выход из строя автошин может быть отличным индикатором неисправностей каких-либо элементов автомобиля. Следовательно, простая замена резины не сможет решить и устранить проблему — зато усыпите свою бдительность, тем самым, увеличив шансы более серьезной поломки автомобиля и ускоренного износа уже новых шин.
Характерных признаков возникшей неисправности множество, среди которых:
Износ протектора посередине
Стертый ближе к центру протектор покрышки кричит вам о том, что именно ее средняя часть имела больший контакт с дорогой, по сравнению с областями, расположенными ближе к краю. В данном случае опасность одна и очевидная — такие шины не обеспечивают должное сцепление с дорогой, что приводит к недостаточной тяге и потери эффективности вашего автомобиля.
Наиболее распространенная причина такой неисправности — неправильная накачка шин. Обычно так происходит в случаях, когда выдвинутые производителем требования не соблюдаются и, как следствие, уровень давления превышает рекомендуемые границы.
Вмятины на шине
В случае, когда на заднем колесе вашего автомобиля, начинают появляться вмятины, срочно необходимо обратить внимание на состояние подвески. Если ходовая часть перестала функционировать нормально, машина перестанет обеспечивать смягчение ударов на неровном покрытии автомобиля. Соответственно, основной удар на себя приходится принимать колесам, сила воздействия на которые распределяется неравномерно и затрагивает преимущественно какую-то определенную область протектора. Чем дольше длится этот процесс, тем глубже становятся вмятины.
В большинстве случаев причиной подобного износа покрышек может быть неисправность работы амортизаторов. Но ради собственного спокойствия, рекомендуем проверить все части подвески.
Вмятина по диагонали, сопровождающаяся износом протектора
Ситуация, наиболее характерная для задних колес автомобилей с передним приводом. Причина возникновения такой вмятины — неправильно выставленный сход-развал или недостаточный интервал вращения заднего колеса.
Сильный износ по краям шины
Износ такого рода характерен для шин с недостаточным давлением (здесь опять-таки речь в первую очередь о нарушении рекомендованных производителем норм). Подобное состояние покрышек, пожалуй, одно из самых опасных и аварийных. Схема возникновения повреждений проста, особенно если вы хоть немного знакомы с физикой — чем ниже уровень давления в шине, тем больше она сгибается и, соответственно, нагревается во время движения. Как результат — неравномерное прилегание покрышки к дорожному покрытию и преждевременный износ.
Выпуклый износ на боку шины
Если это ваш случай — первым же делом проверяйте шаровые шарниры, исключите неполадки в работе подшипников задних колес и втулку стабилизатора подвески.
Плоские пятна с износом на протекторе
Часто такие элементы возникают на шинах после резкого торможения или заноса (еще чаще — на автомобилях без установленной антиблокировочной системы). Для предотвращения аварийной ситуации или наезда водитель всегда вынужден совершать такие маневры. Если же на машине не установлена ABS, то после резкого нажатия на педаль тормоза автомобиль уходит в занос с заблокированными колесами — в результате чего и возникает износ протектора в одном определенном месте.
Похожие «травмы» можно встретить и на автомобилях, которые не использовались довольно долгое время. Причина тому — неравномерное распределение веса автомобиля по протектору. Деформируется в таких случаях всегда та часть покрышки, которая в большей степени соприкасается с асфальтом.
Износ передней кромки протектора
Одна из наиболее распространенных деформаций, которая встречается настолько часто, что многие автолюбители уже не обращают внимания и не расценивают такие «травмы» как износ. Однако специалисты утверждают, что износ передней кромки протектора больше остальных указывает на недостаточное вращение колеса, и советуют обращаться в автосервис при малейших изменениях структуры покрышки.
Причин подобного износа может быть несколько, среди них — неисправность сайлентблока, износ шаровых опор и некорректная работа ступичного подшипника.
Износ шин с одной стороны
Причина подобной деформации — неправильный сход-развал автомобиля. Из-за неточно выбранного положения колес, они физически не могут стоять на дороге ровно. Как следствие — неравномерный износ одного колеса. Кроме того, покрышки могут изнашиваться неравномерно при сбоях в работе шаровых шарниров, пружин или втулок подвески.
Еще одна причина появления таких «травм» — перевозка тяжелых грузов, из-за которой на определенную сторону создается более сильное давление.
Можно ли использовать изношенные колеса на задней оси?
У большинства автолюбителей принято ставить новые покрышки на ведущую ось и более потертые, соответственно, на вторую. Подобная схема не вызывала никаких замечаний до тех пор, пока эксперты компании Michelin не представили заключение, которое по сей день считается «революционным» в шинной промышленности.
По мнению экспертов, более изношенную пару в любом случае (вне зависимости от того, ведущая она или нет) необходимо ставить на заднюю ось автомобиля. Было установлено, что такое расположение шин обеспечивает больший уровень безопасности в моменты сложных ситуаций на дороге, что особенно актуально при езде по скользкому покрытию. Во время экспериментов тесты показали, что передняя ось в любой ситуации поддается лучшему контролю водителем, чем задняя, а ее покрышки намного быстрее подвергаются износу.
Устраняем проблему неровного износа автомобильных шин
Резина для автомобилей стоит довольно дорого, поэтому производить её замену каждый сезон невыгодно. Для того чтобы увеличить срок эксплуатации шин, необходимо избегать их неровного износа. Это также позволит обеспечить безопасность на дороге. Перед тем как бороться с неравномерным износом шин, следует определить причину этого явления.
Неравномерный износ шины
Причины возникновения проблемы:
- некорректная регулировка подвески (развала и схождения);
- снижение эксплуатационных характеристик элементов подвески;
- механические повреждения в случае ДТП или попадания в неглубокие ямы;
- неправильный уровень давления внутри шин.
Если вы заметили, что степень износа отличается для двух сторон шины, скорее всего, вам нужно произвести регулировку развала-схождения. Если же резина испортилась из-за длительного использования, то её остаётся только заменить. Некоторые компании-производители автомобильной резины наносят на поверхность протектора так называемый индикатор износа шин. Например, на изделиях фирмы Michelin он представляет собой небольшие бугорки. Когда высота изношенного изделия сравняется с выступом — это свидетельствует о том, что его нужно срочно заменить. На покрышках Nokian индикаторы выполнены в виде циферок — при износе они постепенно пропадают.
Видео о причинах неравномерного износа шин:
Самостоятельная регулировка подвески
Чтобы избежать неровного износа покрышек, необходимо время от времени регулировать развал-схождение. Эту процедуру можно сделать в сервисе, а можно осуществить самостоятельно. В первую очередь вы должны найти ровную рабочую площадку с неглубокой ямой. Начинайте процесс регулировки с колеса, расположенного со стороны руля. Удостоверьтесь, чтобы колесо было установлено ровно. Количество оборотов колеса в правую и левую сторону должно совпадать.
Регулировка схода
Поставив своё авто на площадку, проверьте уровень давления внутри изделий и доведите этот показатель до необходимого значения. Также обратите внимание на то, надёжно ли крепится подвеска и рулевая система. Чтобы правильно определить параметр схождения, посчитайте разницу отрезков между двумя точками — задней частью обода и передней частью геометрической оси. Применяйте специальную линейку, которая предназначена для этих целей. Осуществляя замеры, устанавливайте прибор таким способом, чтобы концы трубок упирались в боковые части колёс. Следите, чтобы цепочки прикасались к земле.
На видео — регулировка углов установки колёс:
Стрелку следует установить в положение «ноль», а машину откатить вперёд — так чтобы линейка очутилась сзади осевой части колеса. Тогда прибор покажет вам величину схождения. Если этот показатель будет отличаться от нормы, его следует откорректировать. Чтобы достичь рекомендуемой величины, вращайте соединительные муфты расположенных сбоку рулевых тяг. После того как вы завершите процесс регулировки, необходимо хорошенько затянуть контргайки.
Регулировка развала колёс
Проверить и отрегулировать развал колёс — более сложная операция. Для начала поднимите машину так, чтобы колёса не касались почвы. Вам нужно определить места равного биения на боковых частях шин. Чтобы сделать это, вам понадобится мел и твёрдая опора для руки. Подносите мел к колесу (оно должно в этот момент вращаться) и, опираясь на твёрдый предмет, отмечайте выступающие места, диаметрально противоположные. Колесо поворачивайте таким образом, чтобы эти точки располагались по вертикали.
Рядом подвесьте груз — разница расстояний между ним и верхней частью колёсного обода и будет величиной развала. Нормальный показатель должен составлять 1–5 миллиметров. Если он не вписывается в этот интервал — его необходимо отрегулировать. Для этого нужно добавить прокладки между осью рукоятки и поперечиной. Вот и всё, процедура регулировки развала-схождения завершена.
На видео — как сделать развал-схождение своими руками:
Что делать, чтобы избежать неравномерного износа
Лучший метод борьбы с проблемой — её предотвращение. Специалисты рекомендуют уделять больше внимания колёсам авто, чтобы каждый сезон не покупать новые изделия. Придерживайтесь некоторых правил, для того чтобы избежать неравномерного износа шин:
- Постарайтесь не перегружать свою машину — это негативно влияет на состояние «резины».
- Если вы не умеете самостоятельно монтировать шины, рекомендуем обращаться к профессионалам на СТО, поскольку неквалифицированный монтаж уменьшает срок службы изделий.
- Всё время следите за тем, чтобы давление в шине соответствовало норме, указанной на самой резине.
- Водите автомобиль спокойно, избегайте агрессивной манеры езды.
- Регулярно осматривайте шины на предмет неравномерного изнашивания.
- Осуществляйте регулировку развала-схождения несколько раз за год.
- Следите за балансировкой.
- Правильно храните шины — в гараже с нормальным уровнем влажности, в котором отсутствуют температурные перепады.
Причины неравномерного износа шин
Придерживаясь этих нехитрых правил, вы сможете избежать такой проблемы, как неравномерный износ резины. Это, в свою очередь, позволит вам сэкономить свои средства. Кроме того, устранение проблемы обеспечит безопасное и комфортное движение автомобиля.
Поделитесь своим мнением о статье в блоке «Комментарии», расположенном ниже.
Как определить причины неравномерного износа шин?
Одной из явных причин износа шин, является ухудшение эксплуатационных характеристик. Читайте так же: 3 главных причины быстрого износа шин
Например:
У вашего автомобиля наблюдается плохое сцепление с дорогой? При повороте вас несет на встречную полосу? В плохую погоду устойчивость тонет в глубоких лужах? Как насчет тормозного пути? А по мокрому асфальту можно устраивать дрифт на перекрестках?
Нужно убедиться в том, что ездите не на сликах, так как установленный законом минимальный передел 1,6 мм распространяется для всего рисунка протектора, а не для боковин или центра.
Допустимый минимальный износ шины автомобиля — 1,6 мм
Что бы облегчить процесс определения износа шин, производители внедрили в конструкцию протектора индикаторы износа. У каждого производителя шин свой вид индикатора.
Это могут быть цифры или насечки, отметка между блоками, которая интуитивно дает понять, где допустима эксплуатация, когда пора начинать откладывать деньги на новый комплект шин и когда пора занимать очередь на шиномонтаже.
О том, как определить износ автомобильных шин я еще раскрою пару тем, а для тех, кто не знаком, какая бывает маркировка и обозначение автомобильных шин, следуйте по ссылке. Далее…
Причины неравномерного износа шин
Так как вы мой дорогой гость на avtobiznes.biz, вы должны знать, что существует много разных причин неравномерного износа шин, как передних, так и задних, летних и зимних. Причины не только в возрасте шины и характере эксплуатации автомобиля.
Агрессивный стиль вождения, резкие старты со шлифовкой асфальта на линии светофора и резкое торможение перед поворотом приближает вас к быстрому и порой неравномерному износу шин вашего автомобиля. В зависимости от стиля вождения, шины так же по разному могут изнашивать внутренние или внешние бока, не последовательно, не равномерно, износ передних или задних колес.
Тот факт, что износ шин равноценно снижает их производительность — понятно, а вот причина неравномерного износа шин для многих остается загадкой. Поэтому не будем тянуть резину за последствия и рассмотрим основные причины износа автомобильных шин.
Как определить причину неравномерного износа шин?
Наверно самый распространенный вид неравномерного износа шин. Что мы видим?
Гладкий и равномерный износ на одной из боковин.
Причина износа плечевой зоны протектора шины в неправильном развале, по отношению к вертикальной плоскости.
Рекомендация: Шина может быть использована, если она отвечает требованиям, то есть износ не превышает допустимую правилами, как ПДД, так и безопасности норму.
Автомобиль — требуется исправить угол наклона колеса в соответствии с инструкцией производителя. Проверить состояние подвески, обратить внимание на шаровую опору.
Знакомая шина? А знаете, что причина износа в низком давлении в шинах? А следствии чего и повышенный расход топлива. О том, как давление в шинах влияет на расход я подробней еще напишу, рассмотрим эту ситуацию.
Выраженный износ на плечах протектора, нежели на центральной части ведет к округлению шины. Изношенная шина такого типа хуже «выгребает» из тяжелых дорожных условий, как грязь. Шина гребет боковинами, а тормозит преимущественно центральной частью.
По мимо низкого давления шин, такой неравномерный износ может быть вызван следствием продолжительных перегрузок, т.е. перевозке груза превышающего допустимую грузоподъемность.
Вот образец равномерного износа шины.
Эта шина достигла минимальной глубины протектора 1,6мм
Такое встречается редко, но есть водители, которые перекачивают шины, что бы уберечь диск от удара при наезде на яму.
В результате: езда без комфорта и износ центральной зоны протектора шины.
Давление в шинах должно соответствовать производителем транспортного средства, ищите информационную наклейку с рекомендуемым давлением шин или обратите внимание на маркировку шины, где так же пишется допустимое давление.
Выбирайте: быстрый износ центра шины, подвески с подшипниками и езда как на телеге или крутить руль, объезжать ямы и заранее притормаживать перед препятствием.
Как определить износ шин?
По первым четырем вариантам можно определить износ шин, но я решил сделать статью максимально информативной. Рассмотрим еще несколько вариантов, что бы вы могли без замешательства определить износ шин.
Неправильная регулировка развала-схождения и получаем типичный пример износа передних колес.
Край протектора с изношенными блоками постепенно переходит на другую сторону через центр шины.
Рекомендую заменить изношенные шины, так как для рулевых колес они не будут обладать достаточными фрикционными свойствами при повороте. Устанавливать их на заднюю ось нельзя, так как выйти из неожиданного заноса задних колес, переднеприводному автомобилю будет крайне сложно.
Риск не благородное дело, когда он граничит с глупостью. Рекомендуется сзади всегда устанавливать колеса, которые лучше.
По поводу риска и глупости я уже писал. Поэтому, скажу еще и о том, что безопасность экономит деньги лучше, чем откладывание покупки на потом.
Как определить причину износа лысой шины?
Эксплуатация шины, после достижения допустимого износа протектора шины 1,6 мм приводит к облысению и седине на макушке.
Заблуждение думать, что шина стирается так же долго в конце своего срока, как в начале эксплуатации.
Другими словами. Пробег, который был пройден для износа 1,6 мм в начале и стирание оставшихся 1,6 мм протектора — имеет колоссальную разницу.
Да, резиновый состав одинаковый, но при эксплуатации, изношенная шина хуже охлаждается, что и является одним из ключевых факторов износа.
Вот, что ручник и/или отсутствие ABS (антиблокировочной системы торможения) при экстренном торможении делает с новой шиной.
Превышение скорости чаще всего приводит к экстренному торможению, что способствует быстрому износа протектора и корду шины.
В таких ситуациях шина может сдуться и привести к потере управления над транспортным средством.
Шишка на боковине появляется в следствии сильного удара и внутреннем повреждении корда. Выпуклость указывает на локализованное место повреждения.
Возможно восстановление на обычном шиномонтаже, только при наличии специалиста в этом деле. Это сложней, чем латку поставить или шнурок.
После появления шишки точная балансировка колеса бесполезна.
Может ощущаться биение руля и поперечное раскачивание автомобиля.
Боковой порез может появиться на стоянке, если вы по хамски паркуетесь или если словить обочину, на которой могут быть острые предметы.
Шанс, получить боковой порез на дороге выше при низком давлении в шинах.
Соблюдайте осторожность при переезде трамвайных путей.
Вот основные пример, как определить неравномерный износ шин, причины неравномерного износа шин и виды износа автомобильных шин.
Оставляйте ваши комментарии, что чаще встречалось в вашей практике.
Износ шин
Как правильно определить износ шин?
Износ шины можно определить и при помощи российских денег. Отечественную монету нужно вставить в протектор головой орла вниз. Если макушка птицы видна над поверхностью шины, то срок службы покрышки еще не закончился.
Основные причины, влияющие на преждевременный износ шин:
- не соблюдение нормы давления воздуха в шинах
- загрузка автомобиля массой, превышающей его индекс нагрузки
- неумелое вождение автомобиля
- несвоевременные техобслуживание и ремонт шин
- нарушение правил монтажа
- дисбаланс колес
- не соблюдение правил обкатки шин
Как правильно определить износ шин? Основные причины, влияющие на преждевременный износ шин. Нормы износа автомобильных шин. Процент износа шин.
Виды износа шин:
- небольшое уплотнение по периметру протектора образуется при наличии дефектов амортизатора
- середина протектора изнашивается быстрее при высоком давлении шины
- стертые плечи боковины говорят о низком давлении в покрышках
- износ в виде стертостей с одной стороны плеча шины возникает вследствие парковок через бордюры
- при длительной стоянке покрышка сплющивается. Поэтому автомобиль не должен месяцами стоять на шинах. Перед тем, как поставить машину на хранение, желательно повысить давление в колесах до 3,0 бар. Так можно избежать деформаций покрышки
- заметный износ в отдельных местах покрышки появляется после блокировки колес во время резкого торможения
- острые края с одной стороны переднего колеса — результат частой езды по сильному бездорожью
Неравномерный износ шин
Неравномерный износ шин — нормальное явление, потому что покрышка при движении подвергается неодинаковой нагрузке. В этом случае поможет новая балансировка колес. В большинстве случаев, когда на поперечных бороздах профиля образовываются пилообразные зубцы, нужно воспользоваться крестообразной балансировкой колес. Но это поможет лишь при правильной геометрии оси. При этом изменится направление движения шины. Пилообразные зубцы постепенно исчезнут, вместе с ними пропадет и шум.
Если регулярно, через каждые 10000 км, переставлять колеса с асимметричным рисунком протектора, то можно избежать неравномерного износа всех шин. Но замена должна производиться на одной стороне. То есть переднее правое колесо должно меняться только на заднее правое, и наоборот.
Нормы износа автомобильных шин.
В 1992 году в Европе была установлена единая норма износа для летних шин — минимальная глубина профиля для покрышек легковых, грузовых автомобилей и мотоциклов равна 1,6 мм. Данное требование действует и в России. У современных зимних шин высота протектора, в зависимости от производителя, составляет Допустимый износ для них составляет
Многие современные шины имеют встроенные индикаторы износа в виде маленьких пупырышек каучука. Они впаяны в основание протектора. Когда шина стирается до допустимой нормы, пупырышки становятся вровень с протектором. Это значит, что время заменить шину.
Помимо этого в американской маркировке шин используется индикатор износа рисунка протектора TWI (Tread Wear Indication). Иногда он обозначается стрелками. Индикатор износа шин располагается равномерно в местах по периметру покрышки.
Процент износа шин.
Со временем ресурс шины уменьшается, и вместе с тем увеличивается процент износа. При повреждении борта при монтаже процент износа повышается до 10%. Выкрашивание, сколы, трещины на протекторе увеличивают износ на 25%. 100 %-й износ присваивается шине с расслоением каркаса.
К техническому проценту износа приплюсовывается процент старения по сроку службы. За 3 года эксплуатации покрышка теряет до 10% ресурса. При использовании шины свыше 5 лет процент износа может достичь 50%.
Совершайте обкатку шин вашего автомобиля по всем правилам для более долговечного использования!
Причины неравномерного износа шин
Ресурс современной автомобильной шины при правильной эксплуатации колес достаточно велик, но только если строго контролируются условия работы шины. Ее конструкция задумана производителем для эксплуатации в определенных условиях. Условия работы колеса практически всегда далеки от идеальных, поэтому причин, способных привести к возникновению локального или неравномерного износа резины, всегда достаточно.
В условиях расчетного режима естественный износ протектора шины существует, но он невелик. Истирание материала от воздействия дорожного покрытия происходит равномерно по всей поверхности протектора шины.
Если на нем возникает местное повреждение или происходит искажение геометрии, механизм самовыравнивания характеристик колеса нарушается. Если определенными способами не устранить условий возникновения неравномерного износа – опорная поверхность колеса катастрофически быстро выйдет из строя.
Факторы неравномерного износа шины
Эксплуатация автомобиля с аномальным давлением в шинах
Радиальная резина жесткая, при езде на высокой скорости достаточно сильно шумит и вибрирует, очень часто возникает желание понизить давление в колесах для повышения комфорта. Это приводит к ослаблению упругости боковин, плоский профиль протектора, обеспечивающий нормальное удельное давление на поверхность соприкосновения шины с дорогой, преобразуется в вогнутый. Контакт с дорожным полотном осуществляется в районе плечевых зон покрышки – мест соединения протектора и боковины. Удельное давление на колесо возрастает в несколько раз, соответственно ускоряется износ именно этих участков протектора.
Похожий эффект, но с обратным результатом, возникает при увеличении давления воздуха в шине. Профиль протектора выгибается в дугу, и контактное пятно с дорогой происходит по периметру центральной линии. Неравномерная нагрузка и нерасчетное истирание уничтожает среднюю часть протектора.
Неравномерный продольный износ резины, связанный с увеличенным дисбалансом колеса. Условием его возникновения, как правило, является неправильная балансировка и потеря диском правильной геометрии. В ходе эксплуатации в центральной части протектора возникают местные участки со сниженной высотой протектора. Устраняют подобные дефекты прокаткой или заменой диска с последующей балансировкой колес
Влияние низкой квалификации водителя
Манера езды самым непосредственным образом сказывается на ресурсе шин. Агрессивный, или «спортивный», характер движения приводит к появлению продольного гребенчатого износа. В этом случае центральная часть протектора приобретает гребенчатый рисунок, а плечевая зона будет иметь следы интенсивного истирания резины.
К значительному неравномерному износу плечевых зон шины приводит манера вхождения в поворот с принудительным заносом. Чем выше скорость вхождения в поворот и больше угол изменения направления, тем сильнее занос, больше участок движения с заблокированными колесами. Эффектный внешне, подобный трюк приводит к поперечному локальному неравномерному износу отдельного пятна протектора. В случае, если длина заноса одномоментно на сухой поверхности асфальта превысила 30 м, практически всегда возникает катастрофическое истирание рисунка протектора , приводящее к появлению дисбаланса колес.
Влияние технических характеристик авто
Наиболее распространенные причины неравномерного износа шин зависят от конкретной формы неисправности или отклонения от нормы:
- нарушение формы и геометрии шины неизбежно возникает под действием веса автомобиля, пассажиров и груза. Если колесо установлено и отрегулировано в соответствии с рекомендациями по установке углов развала и схождения, вертикальная нагрузка от массы автомобиля точно и равномерно распределяется по всей поверхности. Нарушение приводит к неравномерному износу резины в местах примыкания протектора к боковой поверхности покрышки;
- нарушение геометрии кузова или неисправность ходовой части также может привести к аналогичным нарушениям износа. Установить конкретные отклонения в конструкции кузова и ходовой возможно только на специальных измерительных стендах на СТО;
- пятнистый износ, или выработка протектора пятнами, проявляется, если в манере вождения водителя присутствуют частые и затяжные торможения с частичной блокировкой колес. При этом происходит интенсивное разогревание местных участков шины с сильнейшим истиранием протектора в конкретном пятне контакта с дорогой.
Одной из причин неравномерного износа передних шин практически всегда является неисправность амортизаторных стоек и пружин передней подвески, особенно для автомобилей с передним приводом. Аналогично неравномерный износ задней резины выше для машин с ведущим задним мостом. Нарушение сцепления рабочей поверхности покрышки на неровностях дороги вызывает проскальзывание и пробуксовку ведущих колес.
Неправильное расположение груза меняет равномерное распределение нагрузки на колеса. В случае высокого расположения центра тяжести машины с грузом, раскачивание корпуса автомобиля может возникнуть даже на относительно ровной дороге. Если амортизаторы машины в неважном состоянии, на плохой дороге к нему могут присоединиться хаотичные колебания подвески, значительно усиливающие неравномерный износ протектора шин.
Износ шин грузового автотранспорта
Колеса автомобилей, выполняющих грузовые перевозки, находятся в более неблагоприятных условиях эксплуатации, в первую очередь, из-за высокой нагрузки от веса автомобиля и груза. Для магистральных седельных тягачей к факторам, обуславливающим неравномерный износ шин, добавляется сильный перегрев колес при превышении допустимой нагрузки на колесо и высокой скорости движения грузовика. Состав резины подбирается изготовителем, исходя из средней температуры ее эксплуатации. Таким образом, достигается определенный баланс между жесткостью резины и ее способностью обеспечивать необходимое сцепление с дорогой.
В движении резиновая покрышка испытывает непрерывный процесс одновременного сжатия и растяжения на различных участках поверхности. Выделяемое тепло может нагревать резину до температуры, при которой материал теряет упругость и износостойкость. В таких условиях любые ямы и неровности на дороге, уклоны и одностороннее проседание дорожного полотна провоцируют возникновение бокового заноса и одностороннего неравномерного износа резины колес.
На различных осях грузового автомобиля, особенно, если речь идет о тягачах с полуприцепами, из-за неодинаковой нагрузки неравномерный износ протектора шины – обычное явление. Нарушение синхронности работы мостов автомобиля, прохождение поворотов с боковым заносом приводят к износу протектора на одной из боковых сторон шины. Зная эти причины, водители используют периодическую перестановку колес с задних и передних мостов, как способ устранения неравномерного и неровного износа резины протектора.
На видео наглядно показано как изнашиваются шины:
Шины и колеса: причины износа, неравномерный износ шин, новый законопроект МВД
Все имеет свойство изнашиваться, не вечны и шины. Долговечность их эксплуатации ограничивается старением и режимом использования, и зависит от нагрузки автомобиля, условий дорожного движения, ухода и стиля вождения.
Сейчас мы рассмотрим признаки и причины повышенного износа шин
- При равномерном износе шины изнашиваются не так быстро.
- При появлении повышенного износа по бокам профиля —скорее всего это вызвано пониженным давлением. Если же по средним дорожкам — давление повышенное. Выровняйте давление.
- При появлении повышенного износа по внутренним дорожкам — то это отрицательный угол схождения, либо вызвано неисправностью рулевого управления. При износе по наружным дорожкам — увеличенный угол схождения, неисправность рулевого управления. Обратитесь в автосервис за диагностикой.
- При обнаружении повышенного ступенчатого износа по внутренним дорожкам при нормальном износе внешних дорожек — отрицательный уровень развала колес. При неравномерном боковом износе — дисбаланс колес. Скорее всего дело в большом зазоре в подшипниках или шарнирах колеса.
- При неравномерном износе центра — дисбаланс колес.
- «Язычки» резины по боковым краям профиля — неправильная установка колес или неважное состояние амортизаторов.
- При чешуйчатом пилообразном износе профиля — перегрузка автомобиля.
- Если же вы обнаружили отдельное изношенное пятно на шине любого колеса — нарушение балансировки колеса.
- Сплющивание шин возникает при длительной стоянке автомобиля, и они сказываются на всей структуре шины. Автомобиль не должен месяцами простаивать на шинах, это приводит к деформации.
Неравномерный износ шин
При неравномерном износе шин — износ шин с одной стороны протектора наблюдается больше, чем с другой стороны. Нужно обязательно выяснить причину, так как вы рискуете испортить новые шины раньше времени.
Причиной неравномерного износа может быть неправильная регулировка подвески автомобиля, либо изношенность деталей подвески, повреждение подвески вследствие аварий, попаданий в большую яму, изменение геометрии кузова, а также неправильное давление в шине.
Для установления причин необходимо приехать на станцию технического обслуживания и сделать сход-развал (развал схождения).
Рассмотрим требования к шинам и колесам согласно Правилам дорожного движения
Для легковых автомобилей и прицепов высота рисунка протектора шин допускается не менее 1,6 мм.. Для зимних шин и шин со знаком «М+S» — 4,0мм. (с 30 сентября 2010г.) Для автобусов предусмотрено 2,0 мм., для грузовиков и прицепов — 1 мм.
Шина считается больше непригодной в следующих случаях:
При равномерном износе — при появлении одного индикатора износа. При неравномерном износе — появление двух индикаторов в каждом из сечений.
Сдвоенные колеса устанавливаются таким образом, чтобы вертикальные отверстия в дисках были совмещены для возможности при необходимости измерить давление воздуха и подкачки. Также не допускается замена золотников на заглушки, пробки и иные приспособления.
При местных повреждениях шин (вздутия, пробои, порезы), которые обнажают корд, не допускаются.
АТС должны быть укомплектованы в соответствии со всеми требованиями и согласно эксплуатационным документам, а также согласно Правилам эксплуатации автомобильных шин.
Не допускается отсутствие ни одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес, а также ослабление их затяжки, трещины и следы их устранения, нарушение формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес.
При необходимости установить шины с шипами противоскольжения, установка производится на все колеса (20 ноября 2010г.). Установка на одну ось шин с разными размерами, разной конструкции, шин с различными рисунками протектора, морозо- и неморозостойких, восстановленных и новых не допускается.
Органами МВД разработан новый проект
По поручению президента России МВД подготовило новый законопроект, и может случиться так, что в скором времени в нашей стране могут быть введены новые требования к шинам и колесам.
Согласно новому проекту, глубина протекторов шин указана индивидуально для каждого транспортного средства. Для мопедов – не менее 0,8 мм., грузовой транспорт и прицепы, массой выше 3,5 тонн – 1 мм., легковые авто и легкие грузовики – 1,6 мм., автобусы – 2 мм. Что касается маршруток-газелей, то шины им придется менять при глубине протектора менее 2мм. О системе штрафов пока ничего не известно, но на резине, не отвечающей данным требованиям техосмотр уже не пройдете.
Очень надеюсь, что эта информация будет вам полезна. Удачи.
Виктория Голдина, 06.06.2013
Перепечатка запрещена, авторские права охраняются законом.
Установка колесных дисков таких ведущих производителей, как Valbrem, Yamato и Zormer, является хорошим тоном. Ваш автомобиль достоин хорошей «обуви».
Как определить износ шин, какой допустим, виды и причины износа автомобильных шин
Контакт автомобиля с дорогой обеспечивают шины. Их техническое состояние напрямую влияет на безопасность движения и управляемость. И они же подсказывают водителю о неисправностях подвески автомобиля и нарушениях правил эксплуатации. Как своеобразный индикатор (комплексный) всего технического состояния выступает износ шин.
- Причины износа автомобильных шин
- Виды износа шин
- Нормальный износ
- Односторонний износ показан на фото
- Двусторонний и центральный износ
- Износ по окружности в нескольких местах или в виде пятна
- Пилообразный (гребенчатый) износ
- Как определить износ шин
- Формула для расчета износа в процентом соотношении
- Индикатор износа шин Bridgestone
- Индикатор износа шин Nokian
- Пробег шин до износа
Причины износа автомобильных шин
Вопрос этот в достаточной мере неоднозначный. С одной стороны, на практике определены и понятны причины износа шин, в том числе повышенного, а также меры, которые необходимо принять для их устранения. Можно сказать, что общая картина явлений, происходящих при эксплуатации, ясна. С другой стороны, износ протектора шин зависит от субъективных факторов, например, таких как манера езды и дороги.
Однако специалистами определены и установлены основные причины, вызывающие износ автомобильных шин сверх нормы:
- несоблюдение в шинах давления воздуха;
- превышение загрузки машины (индекс нагрузки шин и нормы, установленные для машины в руководстве);
- вождение с нарушениями правил эксплуатации автомобиля;
- выполнение технического обслуживания с нарушением срока и регламента;
- дисбаланс колес;
- нарушение правил монтажа;
- неисправности ходовой и рулевого управления.
Как видно из приведенных сведений, износ шин, превышающий нормы, вызван либо техническим состоянием автомобиля, либо его неправильной эксплуатацией или халатностью водителя. Фактически машина сама сигнализирует о своих неисправностях, для чего достаточно только посмотреть на её колеса.
Даже если нет никаких нарушений при эксплуатации шин, всегда остается такая причина износа, как старение. Производители не рекомендуют использовать их в течение срока больше десяти лет, даже если при этом пробег машины незначительный. Дело в том, что резина со временем становится пористой, через нее проникает влага и разрушает металлический корд.
Его разрыв может привести к разрыву шины и непредсказуемым последствиям, особенно если это произошло во время движения. Так что с целью обеспечения безопасности, необходимо через десять лет менять резину на новую. По имеющимся данным, за три года эксплуатации резина теряет десять процентов своего ресурса.
Стоит иметь в виду, что для колес, как и для автомобилей, существует определенный период обкатки. Она касается не только зимних, но и летних шин. Их пробег при этом должен составлять двести-триста километров. У шипованной резины, при обкатке шипы занимают окончательное положение, а также у всех типов шин с протектора сходит защитный слой, и после этого резина начинает работать в полную силу.
Виды износа шин
Многочисленные причины, вызывающие износ шин, приводят к разнообразным его проявлениям. Как правило, выделяют следующие виды:
Нормальный износ
Зависит от месторасположения колеса и проявляется по-разному для каждого из них (передних и задних). Происходящие при этом изменения протектора показаны на рисунке ниже.
Чтобы правильно определить состояние резины, необходимо осматривать все колеса автомобиля. Причины такого неравномерного износа позволит понять рисунок
Управляемые колеса испытывают значительную боковую нагрузку в поворотах, из-за чего степень износа по бокам выше. На ведущем мосту износ резины выше посередине, так как именно в этом месте в большей степени происходит взаимодействие колеса и дороги. Приведенная картинка, описывающая износ протектора шин, характерна для автомобиля с классическим приводом. У машины с передним приводом износ задних и передних происходит более равномерно.
Во избежание неравномерного износа резины, производители рекомендуют периодически менять колеса между собой по определенной схеме, например, как показано на рисунке.
Подробная схема перестановки колес (задних и передних) для конкретной марки автомобиля приводится в его руководстве по эксплуатации.
Односторонний износ показан на фото
Подобный неравномерный износ шин может быть обусловлен несколькими причинами, но обычно связывается с нарушением геометрии подвески. Чтобы точно определить причины такого неравномерного износа протектора, необходимо проверить сход/развал. Износ шины с внешней стороны, как правило, бывает вызван избыточным развалом/схождением, с внутренней – отрицательным развалом/схождением.
Однако возможные причины такого поведения резины этим не ограничиваются. Они могут быть вызваны отсутствием соосности или дефектом полуосей. Кроме того, прохождение поворотов с повышенной скоростью вызывает дополнительный износ шин.
Двусторонний и центральный износ
Причиной этого чаще всего служит неправильное давление в шинах. Если оно пониженное (или машина перегружена), то растет площадь контакта с дорогой колеса и происходит износ по краям. Если же наоборот, давление повышенное, то пятно контакта уменьшается и резина изнашивается в основном в середине. Так что если своевременно перед поездкой проверить давление в шинах и не перегружать автомобиль, то многих проблем можно избежать.
Износ по окружности в нескольких местах или в виде пятна
Источником появления многочисленных пятен на колесе будет его дисбаланс. В первую очередь это характерно для тех из них, что расположены на рулевой оси. Частично такой дефект устраняется балансировкой, но если колесо потеряло форму, то не поможет и она. Если повреждения появляются на тех же местах и после его замены, то причина в неисправности подвески (пружины, рычаги, амортизаторы). Так что перед установкой любого колеса полезно проверить, насколько правильно оно отбалансировано.
Эксплуатировать поврежденную резину не следует, это сказывается на безопасности движения и общем техническом состоянии автомобиля. Одиночное пятно на протекторе может быть вызвано экстренным торможением с заблокированными колесами.
Пилообразный (гребенчатый) износ
Как это выглядит, показано на рисунке
Проявляется он чаще всего на шинах с блочным протектором, расположенных на ведущей оси. Причиной этого является деформация поверхности колеса при контакте с дорогой (блоки сминаются и при движении автомобиля протаскиваются по покрытию, вследствие чего часть их просто стесывается). Избежать такого износа невозможно, но можно уменьшить степень его влияния на покрышки, если менять местами колеса.
Как определить износ шин
Существует несколько различных способов, позволяющих определить, насколько пригодны шины к дальнейшей эксплуатации. Самый распространенный из них – проверить высоту протектора. Для этих целей используется специальный индикатор, конструктивное исполнение которого может быть разным, как пример на фото ниже приведен один из возможных вариантов.
В принципе для подобных целей можно применить любой инструмент – линейку, спичку, монетку, достаточно просто сделать нужные метки на используемом предмете, они в дальнейшем позволят определить глубину протектора.
Стоить иметь в виду, что у шин разных производителей она отличается, причем виды резины даже одного изготовителя, но разных моделей по этому признаку могут различаться. Особенно подобное заметно при сравнении летних и зимних типов резины. Так, обычно для летних покрышек высота протектора будет шесть-восемь миллиметров, тогда как для зимних характерным будет значение высоты протектора девять-двенадцать миллиметров.
Но это изначальные уровни, свойственные новой резине. Чем больше будет ее пробег, тем меньше высота протектора. В настоящее время в Европе и России действуют единые нормы износа – для летних шин легковых авто минимальная высота равна 1,6, для зимних – 4-6 мм. Но это предельные данные. Так, для летних покрышек в целях безопасности допустимый уровень высоты протектора составляет два миллиметра (для широкопрофильных – три). Если фактические значения износа рисунка покрышки близки к указанным, то шины надо менять.
Формула для расчета износа в процентом соотношении
Однако выше приведены крайние значения нормы высоты протектора. Определить процент текущего износа позволит расчет в соответствии с приведенной формулой:
Для получения наиболее достоверных данных о проценте износа, замер фактической высоты необходимо проверять не в одном месте, а в 8-10 и брать усредненный показатель.
Узнать высоту протектора новой шины может оказаться также затруднительно, потому можно использовать средние значения при расчете. Для зимних шин это 9-10 мм, для летних 7-8 мм.
Многие производители шин, например, Nokian или Bridgestone, на покрышках своего изготовления располагают индикатор износа шин.
Индикатор износа шин Bridgestone
На покрышках Bridgestone конструкцией предусмотрен даже не один индикатор состояния резины, существуют такие его виды:
Полного износа, показывающий, когда высота протектора (остаточная) будет 1,6 мм. Он расположен в шести местах, на него показывают метки (в виде маленьких стрелочек) на внешней стороне покрышки. При ее износе, если появляется этот индикатор, резину вообще нельзя использовать.
Индикатор 55% износа, есть исключительно на зимних шинах. Он выглядит как ребристый выступ внутри протектора и располагается в четырех местах на покрышке. Когда резина хотя бы на одном из них становится гладкой, это означает, что она не пригодна для использования в качестве зимней.
Таким образом, метки на протекторе позволяют контролировать текущее состояние резины Bridgestone, без произведения расчетов и контроля пробега.
Индикатор износа шин Nokian
У покрышек нокиан также предусмотрен индикатор износа.
На шинах Nokian снежинка – индикатор возможности использования покрышки в качестве зимней, а нанесенные цифры показывают остаточную глубину протектора. Если пробег шины такой, что пропадает снежинка, то такая резина не может применяться в качестве зимней. В процессе эксплуатации стираются и цифры (в порядке убывания) и оставшиеся свидетельствуют о текущем состоянии рисунка (его высоте). Зимой для безопасного вождения на шинах Nokian определено, что протектор должен иметь глубину не менее пяти миллиметров.
Пробег шин до износа
Каждый производитель заявляет для своей продукции разные значения, у импортных шин максимальный пробег до износа традиционно больше, чем у отечественных. Таблицу средних значений пробега различных шин (формат excel) можно скачать по ссылке.
Шины в значительной степени влияют на безопасность движения автомобиля. И чем больше процент их износа, тем более непредсказуемым может быть поведение машины, особенно на скользкой или заснеженной дороге. Соблюдение правил эксплуатации автомобиля, своевременный и правильный уход за колесами позволят без дополнительных затрат продлить срок службы резины и обеспечить уверенное ее сцепление с дорогой.
» alt=»»>