Camgora.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить крышку расширительного бачка

Как проверить крышку расширительного бачка. Устройство и принцип работы расширительного бачка

Насколько хорошо владельцы транспортных средств знают свой автомобиль? Ведь и он подвержен различным заболеваниям, которые необходимо своевременно устранять. Система охлаждения любого автомобиля (отечественного или зарубежного производства) заслуживает внимания. В ее состав входит специальная емкость, без которой просто невозможно обойтись, поскольку на нее возлагается главная роль. Впрочем, любой элемент системы выполняет свою задачу и без них эффективное охлаждение двигателя невозможно. И если опытные водители знают, как проверить крышку расширительного бачка, то новички могут испытывать трудности.

Устроена емкость просто, но это не отменяет ее важности. Многие автолюбители считают самыми важными составляющими системы охлаждения помпу и радиатор. А правы ли они? И какие тайны могут крыться вокруг такой неприметной и маленькой детали, как крышечка расширительного бачка?

Небольшая вступительная часть

Расширительный бак (РБ) выглядит довольно просто: дешево и сердито. Но, несмотря на это, просто взять и выкинуть его из автомобиля невозможно. У такой незначительной, на первый взгляд, детали могут быть свои проблемы, причем их немало. Зачастую они просто взрываются из-за высокого давления, и охлаждающая жидкость (ОЖ) начинает заливать все подкапотное пространство.

По этой причине не следует ждать, когда бачок может проявить себя в самое неподходящее время. Если проблема обнаружена, не стоит откладывать ее решение в долгий ящик.

Но прежде чем выяснять, как проверить крышку расширительного бачка ваз 2110 (или любой другой модели), разберемся, для чего вообще он нужен и какую важную роль выполняет. Может, все-таки лучше будет без него?

Важный элемент системы

Никто не станет спорить, что двигателю без охлаждения никак нельзя, поскольку необходимо поддерживать определенную температуру. С этим успешно справляется специальная жидкость. Несколько десятилетий назад для этих целей использовалась обыкновенная вода, а в качестве компенсатора использовалась верхняя емкость радиатора, которую полностью не заполняли. Теперь же водители отдают предпочтение антифризу или тосолу.

И тут стоит кое-что прояснить. Согласно законам физики, жидкость при нагревании расширяется, а при кипении и вовсе обращается в пар. Если нагреть воду до температуры 100 °C, ее объем увеличивается на 4,5%. То же самое происходит и с используемыми жидкостями, только чуть больше – 6%.

Это приводит к увеличению давления в системе охлаждения. Из-за этого возникает необходимость в дополнительном пространстве на случай увеличения жидкости объеме. Расширительный бачок как раз для этого и предназначен. Он компенсирует увеличение объема антифриза или тосола.

Устройство бачка

Чтобы проверить крышку расширительного бачка ауди или любого другого автомобиля, нужно знать, как он устроен. Практически у всех моделей это – полипропиленовый корпус, у которого сверху есть заливная горловина с крышкой и два патрубка, сверху и снизу. Нижние отводы соединены с магистралью системы охлаждения, а по верхним отводятся лишние пары и воздушные пузыри.

У современных автомобилей конструкция расширительного бачка дополняется поплавковыми датчиками, следящими за уровнем ОЖ. Для этого в корпусе имеется еще одна горловина, куда устанавливаются датчики.

Сбоку емкости имеется несколько контрольных меток:

  • нижняя риска – min;
  • верхняя риска – max.

Уровень жидкости должен находиться где-то между ними.

Как работает расширительная емкость

Теперь стоит коснуться работы бачка. Для начала стоит привести значения температуры кипения разных жидкостей (в условиях атмосферного давления):

  • вода – 100 °C;
  • тосол – 105-110 °C;
  • антифриз – 120 °C.

Теперь можно понять, почему большинство водителей предпочитаю покупать именно антифриз. Рассматривая вопрос, как проверить крышку расширительного бачка ваз 2114 (к примеру), стоит немного углубиться в теорию. Температуру кипения ОЖ можно еще немного поднять путем повышения давления выше атмосферного. По этой причине вся система надежно герметизируется, чтобы поддерживать нужный уровень давления. Оптимальное значение 1,1-1,5 атмосфер.

Однако и высокий уровень разрежения (0,03-0,1 кг/см²) тоже не идет на пользу работе двигателя. Это может привести к подсосу в систему охлаждения воздуха, из-за чего появятся воздушные пробки. В результате циркуляция жидкости будет затруднительной, что в итоге приводит к перегреву мотора.

Роль крышки бачка

Теперь известно для чего служит расширительный бачок. Но тут может возникнуть один очень интересный вопрос, какая роль отводится его крышке? Чуть выше была описана опасная ситуация, которая может возникнуть при сильном разрежении.

Многие водители, особенно новички, не в курсе того, как проверить крышку расширительного бачка на ВАЗ. Что и говорить, они считают, что она выступает лишь в качестве запирающего устройства и не позволяет ОЖ расплескаться во время движения автомобиля. Отчасти это верно, и этот элемент действительно работает как запорное устройство. Однако у него есть куда более важная задача.

Как известно, давление в системе охлаждения должно поддерживаться на уровне 1,1-1,5 атмосфер. Крышка как раз справляется с этой задачей на ура. Как ей это удается? Все дело в том, что ее устройстве есть два клапана:

  • предохранительный;
  • вакуумный.

Первый из них выглядит как подпружиненная резиновая диафрагма, которая прижата снаружи. Второй – это резиновая шайба с небольшой пружинкой, спрятанной внутри большой.

При нормальном давлении системы оба клапана закрыты. Бачок герметичен, поэтому с повышением температуры ОЖ увеличивается и давление. Стоит только ему превысить допустимое значение, как открывается предохранительный клапан, и часть воздушного пара стравливается наружу.

Когда автомобиль остывает, объем жидкости в системе уменьшается, а в силу той же герметичности происходит разрежение. Вот здесь и вступает в действие другой клапан – вакуумный. При его открытии давление системы сравнивается с атмосферным значением.

Место расположения РБ

Чтобы проверить клапан крышки расширительного бачка, нужно знать, где он находится, что у некоторых новичков вызывает трудности. Если взять на рассмотрение отечественный транспорт от крупнейшего производителя АвтоВАЗ, то, в зависимости от конкретной модели, он может быть в разных местах.

К примеру, у линейки ВАЗ-2110-12 бачок находится с водительской стороны (в отношении хода движения автомобиля) между стойкой амортизатора и перегородкой салона. У моделей ВАЗ-2114-15 емкость также с левой стороны, но вынесена за стакан стойки. Примерно там же располагается бачок у Audi 80.

Симптомы неисправности крышки бачка

Все устройства рано или поздно выходят из строя, независимо насколько они просты или сложны. Крышка расширительного бачка не исключение. Только вся сложность заключается в проблематичной диагностике ее состояния. А последствия от ее поломки могут быть весьма серьезными.

Как проверить работу крышки расширительного бачка? Но что куда более важно – что может сподвигнуть на диагностику этой детали? Собственно, наличие следующих признаков:

  • Из-под капота можно заметить дым.
  • Перегрев двигателя.

Дым может валить из-за того, что жидкость попала на горячий впускной коллектор. При этом температура двигателя в пределах нормы. Данная проблема актуальна при неисправном клапане, который открывается раньше, чем нужно. По этой причине и происходит выплеск ОЖ.

Перегрев зачастую возникает из-за поломки клапана низкого давления. В результате его плохой работы в системе охлаждения образуются пробки, что и приводит к такому печальному результату.

Помимо этого, признаками можно считать срывание хомутов, а также разрыв радиатора, трубок или прочих элементов системы, включая и сам бачок. Все это указывает на необходимость проверить крышку расширительного бачка (2114 или другого автомобиля) и при неисправности заменить ее.

Процедура проверки

Проверить работоспособность крышки бачка не так просто, поскольку необходимо создать давление, что сложно. В сервисных центрах для этого используют специальные приборы с насосом и манометром. Это позволяет установить точные значения срабатывания клапанов крышки. Самостоятельную диагностику провести можно, только она менее точна в отношении результата. Тем не менее неисправность детали будет выявлена.

Для начала нужно открутить крышку на холодном двигателе и осмотреть ее: присутствуют ли трещины, сколы, вмятины, разрывы уплотнительных элементов, затертости и прочие дефекты. Если результат положительный, стоит перейти к следующему способу, как проверить крышку расширительного бачка. Только стоит предварительно закрутить ее.

Теперь нужно запустить двигатель и подождать пока он прогреется до рабочей температуры. Затем нужно тихонько начинать откручивать крышку. Если будет слышен звук вырывающегося воздуха сродни тому, как отвинчивается пробка с бутылки с газировкой, то все в порядке – деталь исправна и удерживает давление в системе. Пока еще двигатель работает, стоит осмотреть толстые шланги на предмет вдавленности внутрь. Если так и есть, то один из клапанов не справляется со своей задачей.

А как проверить крышку расширительного бачка по-другому? Можно сделать еще так (желательно тоже на холодном двигателе): открутить крышку, затем сжать рукой какой-нибудь толстый шланг и после этого закрутить ее на место. Теперь можно убрать руку и наблюдать: шланг принимает исходную форму – все в порядке, в противном случае лучше крышку заменить. Только такой способ не всегда можно использовать в силу особенностей конструкции силового агрегата разных автомобилей и расположения шлангов.

Стоит внимательно относиться не только к самому расширительному бачку, но и к его крышке. Периодически оценивать ее состояние, чтобы можно было избежать серьезных последствий. Также не стоит игнорировать техобслуживания автомобиля в отношении системы охлаждения. То есть контролировать уровень ОЖ в бачке, доливая ее при необходимости. И вовремя менять антифриз, что позволит наслаждаться поездками на своем автомобиле.

Любому водителю нужно не только знать, как проверить крышку расширительного бачка, но понимать ее принцип работы. Это научит более ответственно относиться к своему транспортному средству и сохранить семейный бюджет.

Не работает клапан крышки расширительного бачка

читай внимательно моё сообщение. у меня в принципе тоже всё очень даже вери вел, но Я ХОЧУ, ЧТО БЫ В МОЕЙ МАШИНЕ ВСЁ РАБОТАЛО КАК НАДО, КАК ЗАДУМАНО.
далее:

ты знаешь о какой неисправности моего датчика идёт речь?
и почему бы и не заморочится , если есть и время и возможность, а самое главное желание?
и последнее:

Продаются немецкие крышки, синенькие и желтенькие. Год на Газели с такой откатал — полный гламур, давление держит прекрасно. Правда толком перегреть машину так и не удалось, бо пищалка на лампе стояла — когда свалились клеммы с датчика вентилятора, оно запищало раньше, чем закипел тосол. На самом деле, насколько я понимаю, клапан должен быть чем неподатливее, тем лучше: он должен открываться на таком давлении, при превышении которого тосол полезет через хомуты, а до этого держать систему закрытой, чтобы как можно дольше не допускать кипения тосола. Проблема с перегревом не в температуре тосола, 120С в этом плане не смертельно. Проблема в пузырях пара, которые мешают теплоотводу: температура деталей вокруг такого пузыря моментально взлетает градусов до 300.

Так что маньячиться с пружиной, думаю, лишнее.

во первых я её не растягиваю. во вторых я не хочу её сделать мягче. я просто укоротил пружину на три витка, тем самым уменьшив давление срабатывания клапана.
теперь по порядку.
расчёты расчётами, а всё же пошёл и купил бачок (2110)для опресовки. соеденил его с компрессором и манометром. манометр лабораторный, точный. цена деления 0,05 атм.
выяснил, что давление открытия клапана в крышке то «автоприбора» 1,5 атм. укоротил пружину на три витка и получил давление открытия 0,35-0,4 атм. маловато. переборщил.
в обед пошёл в тот же магазин и купил ещё одну крышку. только «автоприбора» уже не было, дали какую то безымянную с эмблемой ваза. ну ладно. по возвращении на работу разобрал эту крышку . качество изготовления оказалось гораздо хуже. резиновые элементы не вырубные а литые. отсюда облой и некоторые дефекты литья. пружина стравливающего клапан даже при простом сжатии пальцами явно показалась слабее , чем автоприборовская. замеры это подтвердили- давление срабатывания клапана с этой пружиной 0,85-0,9 атм. а пружина впускного клапаночка оказалась очень жёсткой. короче я собрал из двух крышек одну нормальную с открытием клапана при 0,87 атм. (в среднем). то что надо на мой взгляд.
в принципе я и вторую крышку собрал. правда давление низковато (впускной клапанок доработал), но лучше чем ничего.
теперь буду пробовать на машине.

Молодец.Супер.
Хочу крышку а-ля ALEXXX !

Отпиши результаты.Как лучше? Дай людям рекомендации,как лучше.А,то,столько народу мучается.
Тем-более жара начинается. Или закипишь,или бачёк разорвёт.

У меня печка течь начала из-за неправильно работавшего клапана на крышке расширительного бачка, на пассажирском коврике лужица собиралась, крышка какая-то желтая стояла, явно не газовская; проковырял в ней небольшое отверстие и течь из радиатора печки прекратилась.

alexxx, Тоже хочется чтоб все работала как оно должно работать, но больно муторно так с крышкой возится; давай ставь на поток производство правильных крышек, я б купил парочку.

Как разобрать крышку расширительного бачка? Пошаговый способ

Скачать PDF

Далеко не все автолюбители знают, как разобрать крышку расширительного бачка. А многие даже не подозревают, что это нужно делать. У некоторых поставленная задача даже недоумение вызовет: а зачем? Пробка и пробка, ломаться там вроде нечему, так чего лезть, пока все работает. Однако в том-то и дело, что обычно работает плохо или совсем перестает функционировать.

Несмотря на простоту и элементарность конструкции, упомянутая крышка весьма важна для нормально работы всей охладительной системы. При этом нагрузки она получает значительные, в том числе и со стороны окружающей среды. А если вспомнить, насколько качественно работают некоторые изготовители, то начинаешь понимать, что шанс купить изначально непригодную крышку достаточно велик. Умудренные печальным опытом автовладельцы не только проверяют свою покупку, но и зачастую дорабатывают ее.

Содержание

  • Зачем нужна крышка?
  • От чего страдает крышка?
  • Разбор крышки
  • Проверка на годность

Зачем нужна крышка?

Вся система охлаждения устроена предельно примитивно: термостат, хомуты и бачок с крышкой. Термостат – разговор отдельный; про хомуты можно сказать только то, что они должны быть целыми и крепко затянутыми. А вот пробка на бачке – вещь важная, хотя и несложная на вид. Принцип ее действия заключается в том, что при превышении давления внутри бачка (обычно при поднятии его выше 1,5 атмосфер) крышка стравливает лишнее.

Когда движок остывает, внутри бачка давление падает, и для его выравнивания крышка должна впустить вовнутрь воздух снаружи. И при этом навернута она должна быть крепко и оставаться герметичной.

От чего страдает крышка?

Регулирующая работу впуска-выпуска пружина довольно быстро коррозируется. Ведь выпускаемый воздух горячий, а впускаемый – не сухой. Как результат – образуется конденсат, оседающий внутри пробки и съедающий пружинки. Еще хуже дело обстоит зимой. Тот же самый конденсат быстро становится льдом, и клапана работать перестают до оттаивания крышки.

Поскольку отогреться она не успевает, то вскорости придется ремонтировать радиатор, сам бачок, печку и прочее. Так что проверить крышку бачка в зиму никогда не будет лишним.

Читать еще:  Поменял сальник коленвала все равно течет

Разбор крышки

Сам процесс не требует даже сопровождающих фотографий, поскольку, как уже было сказано, в конструкционном смысле эта деталь ничего сложного из себя не представляет.

Если пробка не новая, а уже стоящая на бачке, для ее проверки первым делом следует ее выкрутить. Делать это лучше, когда мотор и система охлаждения полностью остынут.

  • Небольшой плоской отверткой поддевается, после чего снимается резиновый уплотнитель в виде кольца;
  • Аналогично поддевается и удаляется кожух, находящийся внутри. Делать это следует осторожно, придерживая, чтобы при работающей пружине кожух не выстрелил вам в глаз;
  • Изучаются внутренности. Если сама пружина жива, снимается и она, и маленький клапан, после чего вычищается вся грязь, накопившаяся в крышке. Народные умельцы советуют для этих целей использовать простую мыльную воду и ватные палочки для ушей;
  • И прочищенная, и совершенно новая пробка нуждаются в проверке на работоспособность, поскольку даже только с завода крышки могут нуждаться в доработке.

Проверка на годность

Поскольку такие процедуры должны быть регулярными, лучше один раз заморочиться и соорудить себе проверочный аппарат. Для него объединяются в единое целое самый простой насос с манометром и расширительный бачок (один раз можно потратиться, чтобы не изобретать велосипед из подручных материалов). Проверять надо оба клапана – и выпускной, и впускной. Для первого при накрученной крышке в бачок закачивается воздух до появления характерного шипения.

Если оно раздалось при давлении не выше 1,2 атмосферы – клапан уже наполовину живой. Чтобы убедиться в его второй половине, дожидаются конца шипения и замеряют оставшееся давление. Должен держать 0,8. При первом давлении больше указанного показателя понемногу подрезается – и каждый раз проверяется – пружина. При стравливании меньше 0,8 пружина растягивается или под нее подсовываются шайбы.

Чтобы проверить впускной клапан, перекрывается один штуцер на бачке, а в другой нужно сильно дуть. Если категорически не получается – значит, клапан не работает. По чуть-чуть, буквально по полмиллиметра подрезается маленькая пружина. После нашего рассказа, как разобрать крышку расширительного бачка и насколько важно периодически это делать, есть надежда, что вы не будете упускать из виду данный процесс.

Как разобрать крышку расширительного бачка? Пошаговый способ »

Как разобрать крышку расширительного бачка? Пошаговый способ

Несмотря на простоту и элементарность конструкции, упомянутая крышка весьма важна для нормально работы всей охладительной системы. При этом нагрузки она получает значительные, в том числе и со стороны окружающей среды. А если вспомнить, насколько качественно работают некоторые изготовители, то начинаешь понимать, что шанс купить изначально непригодную крышку достаточно велик. Умудренные печальным опытом автовладельцы не только проверяют свою покупку, но и зачастую дорабатывают ее.

Как разобрать крышку расширительного бачка знать мало, надо еще и представлять себе, как проверить ее работоспособность, и уметь привести пробку в чувство.

Вся система охлаждения устроена предельно примитивно: термостат, хомуты и бачок с крышкой. Термостат – разговор отдельный; про хомуты можно сказать только то, что они должны быть целыми и крепко затянутыми. А вот пробка на бачке – вещь важная, хотя и несложная на вид. Принцип ее действия заключается в том, что при превышении давления внутри бачка (обычно при поднятии его выше 1,5 атмосфер) крышка стравливает лишнее.

Когда движок остывает, внутри бачка давление падает, и для его выравнивания крышка должна впустить вовнутрь воздух снаружи. И при этом навернута она должна быть крепко и оставаться герметичной.

Регулирующая работу впуска-выпуска пружина довольно быстро коррозируется. Ведь выпускаемый воздух горячий, а впускаемый – не сухой. Как результат – образуется конденсат, оседающий внутри пробки и съедающий пружинки. Еще хуже дело обстоит зимой. Тот же самый конденсат быстро становится льдом, и клапана работать перестают до оттаивания крышки.

Поскольку отогреться она не успевает, то вскорости придется ремонтировать радиатор, сам бачок, печку и прочее. Так что проверить крышку бачка в зиму никогда не будет лишним.

Сам процесс не требует даже сопровождающих фотографий, поскольку, как уже было сказано, в конструкционном смысле эта деталь ничего сложного из себя не представляет.

Если пробка не новая, а уже стоящая на бачке, для ее проверки первым делом следует ее выкрутить. Делать это лучше, когда мотор и система охлаждения полностью остынут.

  • Небольшой плоской отверткой поддевается, после чего снимается резиновый уплотнитель в виде кольца;

Аналогично поддевается и удаляется кожух, находящийся внутри. Делать это следует осторожно, придерживая, чтобы при работающей пружине кожух не выстрелил вам в глаз;

Изучаются внутренности. Если сама пружина жива, снимается и она, и маленький клапан, после чего вычищается вся грязь, накопившаяся в крышке. Народные умельцы советуют для этих целей использовать простую мыльную воду и ватные палочки для ушей;

  • И прочищенная, и совершенно новая пробка нуждаются в проверке на работоспособность, поскольку даже только с завода крышки могут нуждаться в доработке.
  • Ремонт крышки расширительного бачка

    Часто наши автолюбители сталкиваются проблемой когда в системе охлаждения, а именно в расширительном бочке избыточное давление, кто то скажет что так и должно быть, да оно должно быть, но не большое. Из-за большого давления часто появляться течь радиаторе и что делать? или даст трещину в расширительном бочке? и в чем же причина неисправности? как работает это всё?

    Причин может быть много, от пробитого прокладки ГБЦ до плохо антифриза или тосола (охлаждающей жидкости), но самое часто явления этому приводит не рабочая крышка расширительного бачка, а как же она влияет на давление многие спросите? Давление пропускается через крышку расширительного бачка, посредством специальных дорожек через устроенных в нём которые ведут за сам бачок (наружу). Но там не все так просто как кажется и мы сейчас это рассмотрим.

    Как же разобрать и произвести Ремонт крышки расширительного бачка или же его модификацию?
    В крышках устроена специальный клапан, которой при сверх большой нормы паров начинает сбрасывать давления за счет своего сжимающегося клапана и выпускает пара по спец отводящей дорожке. Но кроме этих дорожек в нём есть специальная пружина которая под давлением сжимается и открывает выход для избыточного давления, если эта пружина уже не сжимается и пришла не годность, то давление начинает искать слабое место чтоб выйти и в лучшем случае находить это место в расширительном бочке, а в худшем создаст трещину в радиаторе и выйдет наружу.

    Перейдём к самому главному к » ремонту «, подопытным будет Крыша от Гольфа 2 — 3 (все крышки почти похожи по виду и конструкции). Чтоб проверить крышку нажимаем на нее большим пальцем со всей силой если она не исправна то она у вас не уйдет вниз, а будет стоять на месте, или же если работает то уйдет вниз то есть проверку прошла и работает и то не факт.

    В нашем случае не работает и требует ремонта неисправной крышки или же модернизации.
    Берем тонкую отвертку и крышку начинаем аккуратно выковыривать из него клапан, подцепив отверткой сбоку с нескольких сторон и приподнимаем потихоньку (будьте аккуратнее так как он частенько ломается когда вытаскиваешь, пластик как не как, да и нужна будет помощь вторых рук). Вот мы его все таки вынули.

    Далее начинаем разбирать сам клапан крышки, переворачиваем его и аккуратно вытаскиваем с зашёлок.

    Патом берем из него пружину, это самая главная делать которую будем ремонтировать даже не ремонт, а модернизировать. Берем кусачки или пассатижи и откусываем два ветка пружины, ну для своей машины откусил два ветка, смотрите сами как пружины сжимается, хватит ли вам 2, но лучше пока сделайте 2, а патом если мало будет сможете еще. Так же вы можете поставить другую пружину, как вариант.

    Теперь собираем его в обратном порядке, уже нашу исправную модернизированную крышку, если есть инородная грязь в клапане так же вычистите его. Далее идем к машине и ставим нашу отремонтированную крышку расширительного бачка. После этого сброс паров в системе будет лучшее и не нужно будет бояться что где-то что-то лопнет как это было у меня.

    Неисправность крышки расширительного бачка ваз 2110

    Как определить неисправность крышки расширительного бачка автомобиля? Какие последствия возможны?

    Начинающие автолюбители, как правило, не придают особого значения состоянию крышки расширительного бачка. Полагая, что её единственное предназначение – избежать потери антифриза из-за расплёскивания или испарения.
    Но это справедливо лишь отчасти – крышка служит своего рода регулятором давления в системе охлаждения. Неисправность крышки расширительного бачка может привести к печальным результатам.

    Например, если неисправна последствия такие – вытекание ОЖ из-за слетевшего патрубка и необходимость замены блока цилиндров или его головки.

    Работа клапана


    Поддержание давления на уровне 1,1 – 1,5 кг/см2 обеспечивается предохранительным клапаном крышки, открывающимся при превышении предельного значения.
    Кроме того, после того, как двигатель остынет и ОЖ начинает уменьшаться в объёме, открывается атмосферный клапан – для впуска воздуха, во избежание возникновения излишнего разрежения в системе.

    Для того, чтобы в полной мере оценить роль крышки расширительного бачка, необходимо подробнее ознакомиться с тем, как избыточное или недостаточное давление влияют на состояние не только системы охлаждения, но и двигателя в целом.

    Чем опасен избыток или недостаток давления?

    Чрезмерное воздействие изнутри на детали системы охлаждения способно, как минимум, привести к срыванию со штуцеров патрубков. Но могут быть и худшие последствия – разрывание корпуса термостата или расширительного бачка. Бывали также случаи разгерметизации радиаторов охлаждения двигателя или отопителя, а также прорыв паров через прокладку ГБЦ.

    Пагубное влияние низкого давления не столь очевидно. Но именно оно приводит к закипанию антифриза.
    А кипение не только нарушает теплоотвод от деталей, но и вызывает их кавитационную эрозию, то есть вырывание частиц металла с поверхности. Поверхность деталей становится как бы изрытой, что со временем становится причиной их разрушения.

    В «зону риска» попадают такие дорогостоящие части мотора, как блок цилиндров и головка.

    Если не будет открываться атмосферный клапан при охлаждении антифриза, то в системе охлаждения возникнет разрежение, достаточно сильное для того, чтобы спровоцировать подсос воздуха через уплотнительные прокладки, соединения патрубков со штуцерами и пр. Попавший в систему воздух образует паровоздушные пробки, «запирающие» трубопроводы и нарушающие циркуляцию ОЖ.

    Резюмируя вышесказанное, можно кратко сформулировать ответ на вопрос о том, что будет если неисправна крышка расширительного бачка:

    1. Разрушение элементов системы охлаждения.
    2. Уменьшение срока службы некоторых узлов и агрегатов двигателя.
    3. Нарушение циркуляции ОЖ.

    Признаки неисправной пробки


    Как определить неисправность?
    Характерным признаком поломки предохранительного клапана, не «запирающего» расширительный бачок, является преждевременное (при температуре около 100°С) закипание антифриза, «выбрасывающегося» в бачок.

    Иногда может идти пар из под капота, охлаждающая жидкость выплескивается на горячий выпускной коллектор. При этом стрелка температуры двигателя находится в зеленой зоне.

    Предназначение и устройство крышки

    В процессе работы автомобиля его мотор сильно нагревается. Отбирая часть тепла, охлаждающая жидкость расширяется в объеме, увеличивает давление внутри всей системы. Исправная клапанная крышка предотвращает разрыв патрубков, повреждения внутренних элементов системы охлаждения. Поэтому при первых признаках повреждений важно производить замену или ремонт этого важнейшего элемента.

    Конструкция крышки расширительного бачка включает два клапана. Один из них предназначен для сброса избыточного давления, другой – для его нагнетания. При нагревании силового агрегата до 100 градусов по Цельсию антифриз расширяется на 20-30%. Такая ситуация сопровождается повышением внутреннего давления, значения которого в норме должны составлять 1,1-1,5 атмосфер. Если эти параметры изменяются, то последствия могут стать губительными для двигателя.

    В отличие от отечественных авто, большинство иномарок используют крышки только с одним клапаном, который является универсальным, выполняя сразу две функции. Таким образом, крышка срабатывает при избытке в системе давления или его недостатке.

    Основные причины, по которым раздувает расширительный бачок

    Для чего многие водители ездят с открученной крышкой расширительного бачка?

    Заводская конструкция системы охлаждения двигателя на отдельных автомобилях далека от идеала. Часто отмечаются различного рода неисправности, в том числе с расширительным бачком, крышка которого не может стравливать воздух, что приводит к серьезным повреждениям радиатора и многочисленных патрубков. В качестве профилактики таких неисправностей автовладельцы вовсе используют автомобили без крышки расширительного бачка. Поговорим поподробнее о том, допускается ли подобная эксплуатация и не нанесет ли это вред автомобилю.

    Открученная крышка расширительного бачка

    Как самому проверить работу?

    Если честно, то это немного проблематично, клапану – крышке нужно создать или повышенное давление, или пониженное.

    Однако для начала нужно осмотреть ее визуально, если заметили трещины, потертости, разрыв уплотнительных прокладок, или прочие механические повреждения – то это скорее всего крышка. Также от времени могут прийти в негодность и внутренние элементы клапана, некоторые производители рекомендуют менять эти пробки каждые два — три года, тогда и проблем не будет.

    Теперь несколько простых способов определения неисправности:

    • Запустите двигатель, прогрейте его, затем аккуратно начинайте откручивать крышку, если произойдет «пшик», значит она держит свои «атмосферы», скорее всего рабочая.
    • Смотрим на толстые шланги, если они сильно деформированы, как бы сдавлены, то не работает вакуумный клапан – крышка под замену.
    • Есть еще один способ, но не всегда им можно воспользоваться. Откручиваем крышку с бачка, сильно сдавливаем один из толстых шлангов, затем не отпуская шланг закручиваем крышку – если они примет исходные формы, значит наша пробка рабочая. Если нет – менять. Минус только в том, что на многих современных иномарках сделать это достаточно сложно.

    Конечно на многих станциях есть специальные насосы давления, к которым прикручивают крышки с бачка и нагнетают — 1,5 атмосферы, после того как пересекается этот критический показатель, клапан должен открыться, если этого не происходит – значит она неисправна.

    В заключении хочется сказать – на многих иномарках крышка при откручивании ломается, внутри бачка остается сам клапан, и никак от туда не выходит. Это говорит о том что вакуум который создался внутри не дает ей выходить! Нужна замена, не потому что она сломалась, а потому что клапан – «сдох».

    Вот так вот статья получилась, для тех кто лениться, смотрим видео версию.

    НА этом заканчиваю, думаю было интересно, читайте наш АВТОБЛОГ.

    (23 голосов, средний: 4,91 из 5)

    Похожие новости

    Можно ли залить воду в систему охлаждения двигателя. Летом или з.

    Антифриз или Тосол что лучше. Использовать — залить в ради.

    Защитная сетка на решетку радиатора. Ставить или нет?

    Конструкция системы охлаждения двигателя

    Система охлаждения двигателя обеспечивает правильную работу мотора, не позволяя ему перегреваться, исключая термические деформации силового агрегата. Циркулирующая в патрубках жидкость направляется через радиатор, где она быстро охлаждается, предупреждая закипание антифриза. Рабочая температура антифриза может достигать 90 градусов и более, в подобном случае в системе повышается давление, для сброса которого предназначен специальный клапан в крышке бачка.

    Читать еще:  Ремонт коробки передач ока

    Расширительный бачок с клапаном

    Через такой клапан стравливается лишний воздух, что исключает повреждение трубок и радиатора распирающим антифризом.

    При появлении протечек в системе существенно уменьшается объем циркулирующего по трубам антифриза, мотор начинает плохо охлаждаться, в конечном счёте, появляются трещины головки блока цилиндров, возникающие по причине её термической деформации. В последующем такой ремонт обойдется автовладельцу в круглую сумму, часто двигатель при подобных поломках уже не подлежит восстановлению. Поэтому требуется в обязательном порядке следить за состоянием всех элементов системы охлаждения, проверяя бачок и патрубки на предмет появления протечек, выполняя соответствующую диагностику и ремонт имеющихся неисправностей.

    Расширительный бачок на отечественной классике

    Как проверить работоспособность крышки расширительного бачка. (По моему мнению, это лучший способ).

    Большинство водителей даже не подозревают насколько сильно система охлаждения двигателя зависит от такого маленького и простого элемента, как крышка расширительного бачка. В этой статье я постараюсь объяснить, какую роль играет крышка, к каким последствиям может привести её поломка, а также покажу, как можно очень просто проверить её.

    Роль крышки расширительного бачка.

    Неопытные водители считают, что эта крышка только и делает, что запирает расширительный бачок, чтобы из него не выплёскивалась охлаждающая жидкость. Но это далеко не так, ведь крышка таит в себе гораздо больше секретов.

    Благодаря крышке в системе охлаждения поддерживается нужное давлений

    , она является неким регулятором, который стравливает избыточное давление при нагреве двигателя, и не даёт создаться вакууму и воздушным пробкам при его остывании.

    Крышки расширительного бачка оснащаются одним или двумя клапанами, которые выполняют роль регулятора давления. Их поломка может привести к самым печальным последствиям.

    К каким последствиям может привести поломка крышки расширительного бачка.

    Тут всё зависит от того, какой клапан выйдет из строя. Если сломается тот клапан, который стравливает избыточное давление, то в лучшем случае это будет утечка охлаждающей жидкости в результате срыва одного из патрубков. Если Вы вовремя этого не заметите, то двигатель запросто может перегреться.

    Ситуация буде хуже, если лопнет сам расширительный бачок, или появится трещина в радиаторе или отопителе салона. Тогда придётся раскошеливаться на новые запчасти

    Если же этот клапан заклинит в открытом положении, то нужного давления в системе не будет, соответственно температура кипения жидкости снижается.

    Что касается клапана, который работает при остывании двигателя, то последствия его поломки тоже могут быть неприятными.

    Например, образование воздушной пробки, из-за которой печка в автомобиле дует холодным воздухом при горячем двигателе. Неприятно получать такие сюрпризы зимой, уж поверьте.

    Кстати, как я уже говорил ранее, на моём автомобиле печка работает очень плохо, поэтому я и решил проверить работоспособность крышки. Заодно, поделюсь с Вами результатами и полезной информацией.

    Как проверит работоспособность крышки расширительного бачка.

    Всё буду рассказывать на собственном примере, фотографии тоже использую исключительно свои.

    Задача крышки бачка

    Как известно при прогреве двигателя, нагревается и охлаждающая жидкость – она расширяется. Соответственно при этом создается повышенное давление, которое больше атмосферного, это закономерно. Нужно отметить что несильно повышенное давление в СО, это и не плохо, и не хорошо, двигателю по большому счету – все равно! Главное чтобы его хватало для функционирования системы. Также она должна быть герметичной.

    Если хотите — это можно сравнить с котлом отопления дома. Котел – это двигатель, патрубки – это трубы, расширительный бачок есть и там и там.

    Чем больше нагревается тосол или антифриз, чем больше возникает давление в системе. Нужно отметить — что многие старые агрегаты работают при температурах 90 – 95 градусов. А вот современные движки имеют большие показатели, так не редкость работа при 100 – 110 градусах Цельсия, например мой AVEO это высокотемпературный мотор, его нормальный показатель около 115 градусов. Как вы понимаете это средние показатели, но в пиках они могут достигать еще больших значений в 120 – 125. Охлаждающая жидкость при таких температурах может увеличиться на 20 иногда даже на 25% — вот вам и избыточное давление.

    Для того чтобы не разорвало трубки, радиаторы, патрубки и собственно сам расширительный бачок был придуман специальный клапан, который и находится в крышке.

    Нормальное давление в различных системах, на прогретых двигателях должно быть в пределах от 1,1 до 1,5 (бар) атмосфер. Больше уже опасно.

    Как раз если давление поднимается намного выше, система охлаждения может повредиться, говоря простым языком, просто разорвет все ваши шланги или чего еще хуже радиаторы.

    Тут то и вступает в игру крышка расширительного бачка, она «стравливает» излишнее давление, доводя его до нормы скажем в 1,1 атмосферы. Таким образом, все ваши патрубки и шланги остаются невредимыми.

    Низкое давление также опасно!

    Вот представьте – ездили вы зимой по делам, а дальше поставили машину на прикол (на стоянку ночевать), антифриз начнет остывать и уменьшаться в размерах, то есть «оседать вниз». И давление также начнет падать (ведь излишки его скинул клапан и закрылся), таким образом, понижение давления начнет создавать несильный вакуум. Шланги и патрубки будут сжиматься внутрь – что также нехорошо.

    Опять же крышка расширительного бачка начинает работать, у нее есть еще и клапан пониженного давления, то есть если начинает создаваться вакуум, тогда происходит открытие и пополнение воздухом системы. Шланги расширяются – до нормального уровня.

    Таким образом, крышка расширительного бачка – работает и в одну (высокое давление) строну и в другую (низкое). Это очень умный и очень нужный элемент системы, не смотря на всю простоту.

    Очень часто уберегает в первую очередь радиаторы от повреждения (ведь они на иномарках дорогие).

    Vectra Club Russia

    • Наша команда

    Вопрос о крышке расширительного бачка

    • Версия для печати

    Вопрос о крышке расширительного бачка

    • Цитата

    Сообщение Vectroid » 11 дек 2012 21:40

    • Цитата

    Сообщение Oleg1972rus » 11 дек 2012 21:42

    • Цитата

    Сообщение a123456 » 11 дек 2012 21:46

    • Цитата

    Сообщение bekas-07 » 11 дек 2012 21:47

    • Цитата

    Сообщение a123456 » 11 дек 2012 21:50

    Re: Вопрос о крышке расширительного бачка

    • Цитата

    Сообщение Live » 11 дек 2012 22:29

    Re: Вопрос о крышке расширительного бачка

    • Цитата

    Сообщение Vectroid » 11 дек 2012 22:50

    • Цитата

    Сообщение Live » 11 дек 2012 23:22

    • Цитата

    Сообщение Lipatofff » 12 дек 2012 00:26

    • Цитата

    Сообщение VOVA27 » 12 дек 2012 01:30

    • Цитата

    Сообщение Live » 12 дек 2012 10:18

    • Цитата

    Сообщение ivan820 » 12 дек 2012 11:58

    • Цитата

    Сообщение Pitbul87 » 12 дек 2012 13:42

    • Цитата

    Сообщение Vectroid » 12 дек 2012 22:06

    • Цитата

    Сообщение OHuKC » 13 дек 2012 00:10

    • Цитата

    Сообщение konin » 13 дек 2012 07:45

    • Цитата

    Сообщение Vectroid » 13 дек 2012 23:13

    • Цитата

    Сообщение konin » 14 дек 2012 05:56

    • Цитата

    Сообщение Vit_Ignat » 14 дек 2012 16:37

    • Цитата

    Сообщение Vectroid » 15 дек 2012 21:22

    • Цитата

    Сообщение Staso » 16 дек 2012 10:10

    • Цитата

    Сообщение DanilinS » 16 дек 2012 10:21

    Закручивать плотно. До упора (но без фанатизма).
    Проверь клапан на крышке расширительного бачка. Должен открываться при давлении в 1 атм.

    Если клапан на крышке исправный — привести систему в порядок один раз и навсегда.

    Либо как вариант — пробита прокладка и гонит выхлопные в ОЖ. При открученой пробке в бачке не булькает? Пузырей там нет?

    • Цитата

    Сообщение Staso » 16 дек 2012 12:46

    да я тоже на это дело подозревал на прокладку ГБЦ, но во первых пузырей нет, во вторых на крышке маслозаливной горловины нет белого налета, в третьих в масле нет посторонних примесей, когда щуп вытаскиваешь

    и вообще можно как то проверить прокладку головки блока на целостность без снятия? может так течет что я не могу заметить.

    • Цитата

    Сообщение bekas-07 » 17 дек 2012 17:01

    Как проверить крышку расширительного бачка на ваз 2114

    Как известно, на современных двигателях используется герметичная система охлаждения, работающая под избыточным давлением. За счет этого повышается температура кипения жидкости, улучшаются условия охлаждения и уменьшаются паровые потери.

    Правильный режим работы системы обеспечивают впускной и выпускной клапаны в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан ВАЗ компенсирует расширение жидкости по мере прогрева двигателя и должен открываться при избыточном давлении 1,1…1,5 атм., а впускной-при разрежении 0,03…0,13 атм. в процессе остывания.

    Однако по ряду причин (не кондиция, брак при изготовлении пружин. неправильная сборка и т.п.), не все пробки обеспечивают заданные параметры. Особенно опасно завышение давления, приводящее к распиранию расширительного бачка, разрыву шлангов, появлению течей в радиаторах (основном и отопителя) и кране печки.

    Например, бывали случаи, когда разрыв шланга отопителя в салоне автомобиля приводил к ожогам ног пассажира.

    Поэтому желательно как эксплуатируемые, так и вновь приобретенные пробки проверять на величину давления открывания выпускного клапана. Для этого можно использовать простейшее приспособление, собранное на основе расширительного бачка (рис. 1).

    Рис. 1. Приспособление для проверки пробки расширительного бачка: 1-бачек; 2-шинный компрессор; 3-вентиль бескамерной шины; 4-проверяемая пробка; 5-крышка датчика уровня охлаждающей жидкости; 6-нижний патрубок

    Вентиль бескамерной шины плотно надевается на пароотводящий патрубок бачка и хорошо на нем держится даже без хомута. Вместо компрессора можно использовать насос с манометром. Датчик уровня охлаждающей жидкости необходим для того, чтобы заглушить данное отверстие бачка. Датчик на время проверки можно снять с автомобиля.

    Нижний патрубок бачка тоже неплохо бы заткнуть какой-либо пробкой, но можно просто закрыть большим пальцем левой руки.

    При проверке включаем компрессор, закрываем отверстие нижнего патрубка и ждем стабилизации показаний манометра. Это и будет давление открытия выпускного клапана (точность показаний зависит от погрешности манометра). Если оно не соответствует норме, клапан можно подрегулировать. Для этого круговым движением узкой отвертки вынимаем из пробки резиновую прокладку (рис. 2), а затем кривыми ножницами, отверткой или другим инструментом поддеваем (рис. 3) и снимаем крышку клапанов (рис. 4).

    Рис. 2. Процесс извлечения прокладки

    Рис. 3. Исходное положение инструмента перед снятием крышки клапанов

    Рис. 4. Снятая крышка клапанов

    На рис. 5 показаны детали и узлы пробки расширительного бачка.

    Рис. 5. Пробка расширительного бачка в разобранном виде: 1-корпус пробки; 2-узел впускного клапана; 3-выпускной клапан; 4-пружина выпускного клапана; 5-крышка клапанов

    Давление открывания выпускного клапана зависит от усилия, создаваемого большой пружиной. Поэтому, если давление больше нормы, нужно на наждачном круге подшлифовать торцы пружины. Если меньше нормы — пружину можно попробовать растянуть. После этих манипуляций крышку собираем и снова проверяем давление. При необходимости, вновь разбираем крышку и работаем с пружиной. И так до достижения требуемого давления.
    Если Вы хотите проверить крышку, которая уже эксплуатировалась на двигателе и от Вашей проверки ему уже точно хуже не будет, можно собрать установку по рис. 6.

    Рис. 6. Установка для проверки пробки расширительного бачка на двигателе: 1-бачек; 2-вентиль бескамерной шины; 3-пароотводящий шланг

    Для проверки отсоединяем пароотводящий шланг и не забываем заглушить его, например, с помощью пробойника из шоферского набора инструментов. Присоединяем вместо него вентиль и действуем согласно предыдущему описанию. Операция не сложная, но требует определенного терпения и затрат времени. Зато Вы будете уверены в крышке и избежите многих неприятностей.

    Спасибо всем, кто дочитал сей опус до конца. Буду рад, если это кому-нибудь пригодится.

    Как нерабочая крышка расширительного бачка приводит к капиталке двигателя

    Сегодня рассмотрим одну деталь автомобиля, которая с первого взгляда не выглядит такой уж значимой, но внешность бывает обманчивой. Речь сегодня пойдет про крышку расширительного бачка.

    Вроде бы крышка и крышка, что в ней такого настолько важного? Так когда то думал и я. Но обо всем по порядку.

    (Сразу предупреждаю — статья получилась объемной! Если вам не интересна теория и принципы работы крышки, то можете пролистать сразу к последствиям нерабочей крышки и её диагностике)

    И по сложившейся традиции…

    Немного теории

    В системе охлаждения во время работы создается давление, которое значительно выше атмосферного. Создается оно за счет того, что охлаждающая жидкость нагревается вместе с двигателем, в результате чего увеличивается в объеме. Вследствие чего давление растет, а из-за отсутствия контакта с окружающей средой выйти ему некуда.

    Тут на помощь и приходит та самая крышка расширительного бачка, через которую регулируется давление в системе охлаждения.

    При нормальном атмосферном давлении вода закипает при 100°C, тосол при 110°C, антифриз — 120°C. А у современных автомобилей рабочая температура очень близка к этим значениям.

    В некоторых случаях создается кратковременная повышенная температура, что слабо отразится на двигателе, но создаст еще большее давление в системе охлаждения. Например в автомобилях семейства ВАЗ охлаждающая жидкость может нагреться до температуры 125°C. Что даже выше температуры закипания антифриза. Но из физики можно вспомнить (или узнать ), что чем выше давление жидкости, тем выше температура её кипения.

    При проектировании двигателей инженеры уже учитывают, что достаточно придерживаться давления в 1,1 – 1,5 бар чтобы исключить закипание охлаждающей жидкости. Именно поэтому крышка расширительного бачка герметична только до этих значений.

    Устройство крышки расширительного бачка

    Так как теория получилась достаточно объемной, то устройство крышки рассмотрим вкратце. Разберем только основные её части.

    Крышка расширительного бачка (как вы уже догадались) это не просто крышка как на бутылках и банках. Она выполняет ВАЖНУЮ роль в достижении стабильной работы двигателя, и из-за этого её устройство так же имеет свои особенности.

    Крышка состоит из двух клапанов — предохранительный клапан и впускной (вакуумный) клапан. Давайте рассмотрим каждый поподробнее.

    Предохранительный клапан

    1. Предохранительный клапан предназначен для сброса избыточного давления. По умолчанию на холодном двигателе он закрыт, что делает крышку герметичной и позволяет двигателю прогреваться и создавать необходимое давление.
    2. Как только давление достигнет 1,1 – 1,5 бар (в зависимости от автомобиля и производителя) клапан открывается и стравливает избыточное давление.

    Впускной (вакуумный) клапан

    1. Принцип действия впускного клапана противоположен предохранительному. Он работает наоборот на всасывание воздуха из атмосферы.
    2. Делается это вот для чего. При остывании двигателя охлаждающая жидкость так же остывает и, соответственно, уменьшается в объеме. Будет уменьшаться так же давление в системе охлаждения.
    3. Но если на момент сравнивания давления внутри системы и атмосферного давления охлаждающая жидкость еще не остынет, то она будет остывать дальше, уменьшая давление дальше, что приведет к вакуумному эффекту. Давление снаружи будет давить на систему и воздух будет просачиваться через слабые места и плохие соединения, образовывая тем самым воздушные пробки. Клапан срабатывает при давлении 0,03 – 0,9 бар (чуть ниже атмосферного давления).
    Читать еще:  Что может сломаться в коробке передач механика

    Признаки и последствия неисправности крышки расширительного бачка

    Самым частым последствием неисправной крышки считается закипание охлаждающей жидкости. Происходит это когда крышка не может держать необходимое давление и даже когда давление становится выше крышка не может его стравить (не работает предохранительный клапан).

    Из-за неисправного впускного клапана в систему может просочиться воздух через соединения патрубков, места крепления и образовать воздушную пробку. Из-за её образования нарушается стабильная циркуляция, и, соответственно, охлаждение жидкости. Зимой это сразу же отразится на печке. Так как она просто напросто не будет греть.

    Более серьезные последствия

    • Разрыв некачественных патрубков или тех, что давно не менялись
    • Появление течи в основном или отопительном радиаторе
    • Разрывает корпус термостата в некоторых автомобилях
    • Лопнувший расширительный бачок.

    Самым страшным последствием будет прогар прокладки между блоком цилиндров и ГБЦ. Что случается так же крайне часто и может привести к капиталке двигателя.

    В большинстве случаев ситуация такая — у вас закипела охлаждающая жидкость. Вы заметили это на приборной панели и вместо того, что бы остановиться решили сразу ехать до автосервиса или в гараж для устранения проблемы.

    Делать так ни в коем случае нельзя! Если вы увидели, что у вас температура вышла за допустимые пределы сразу же останавливайтесь и ждите пока двигатель не остынет. После этого езжайте дальше до следующего нагрева до рабочей температуры, после чего так же останавливайтесь и ждите.

    Диагностика крышки

    Самостоятельная диагностика крышки конечно же не является достоверной на сто процентов. Но явные неисправности крышки можно обнаружить затратив минимум усилий.

    Диагностика крышки сводится к диагностике клапанов.

    Проверка предохранительного клапана

    Для его проверки нужно запустить двигатель и подождать пока он не нагреется до рабочей температуры. Как только это произошло не заглушая двигатель потихоньку откручиваем крышку (не забываем про технику безопасности!) и если вы услышите шипящий звук выходящего воздуха, значит с клапаном всё в порядке.

    Проверка впускного клапана

    Проверить впускной клапан можно двумя способами:

    1. С утра перед первым запуском двигателя открыть капот и посмотреть на патрубки. Если они вдавленные или как-либо деформированы, то клапан не работает.

    2. Необходимо выкрутить крышку и сильно сдавить патрубок. Не отпуская его закрутить крышку и отпустить патрубок. Если он начал переходить в исходное состояние, значит клапан исправен. Если остался сдавленным, значит крышку на замену.

    Доработка крышки

    Некоторые дорабатывают крышки путем подрезания пружинок клапанов на несколько витков. Делать я этого не советую. Это не настолько дорогая деталь, что бы с ней так заморачиваться.

    Если крышка не будет срабатывать, то её всегда можно вернуть в магазин и пробовать другую. Некоторые тратят на поиски крышки достаточно долгое время, пока не найдут подходящую. Связано это с тем, что (в большинстве случаев) существует много подделок, а так же по другим причинам, например покупатель не читает температуры срабатывания клапана на крышке, заливает дешевый тосол или воду, что пагубно сказывается на системе охлаждения.

    Вывод

    Статья получилась довольно большой и надеюсь познавательной.

    Как видите одна крышечка выполняет огромную работу и всегда следит за давлением в вашей системе охлаждения, поэтому необходимо её менять примерно раз в полгода. Или хотя бы иметь запасную заведомо рабочую крышку если вдруг установленная выйдет из строя.

    Для чего многие водители ездят с открученной крышкой расширительного бачка

    Для чего многие водители ездят с открученной крышкой расширительного бачка?

    Заводская конструкция системы охлаждения двигателя на отдельных автомобилях далека от идеала. Часто отмечаются различного рода неисправности, в том числе с расширительным бачком, крышка которого не может стравливать воздух, что приводит к серьезным повреждениям радиатора и многочисленных патрубков. В качестве профилактики таких неисправностей автовладельцы вовсе используют автомобили без крышки расширительного бачка. Поговорим поподробнее о том, допускается ли подобная эксплуатация и не нанесет ли это вред автомобилю.

    Открученная крышка расширительного бачка

    Работа клапана

    Поддержание давления на уровне 1,1 – 1,5 кг/см2 обеспечивается предохранительным клапаном крышки, открывающимся при превышении предельного значения.

    Кроме того, после того, как двигатель остынет и ОЖ начинает уменьшаться в объёме, открывается атмосферный клапан – для впуска воздуха, во избежание возникновения излишнего разрежения в системе.

    Для того, чтобы в полной мере оценить роль крышки расширительного бачка, необходимо подробнее ознакомиться с тем, как избыточное или недостаточное давление влияют на состояние не только системы охлаждения, но и двигателя в целом.

    Чем опасен избыток или недостаток давления?

    Чрезмерное воздействие изнутри на детали системы охлаждения способно, как минимум, привести к срыванию со штуцеров патрубков. Но могут быть и худшие последствия – разрывание корпуса термостата или расширительного бачка. Бывали также случаи разгерметизации радиаторов охлаждения двигателя или отопителя, а также прорыв паров через прокладку ГБЦ.

    Пагубное влияние низкого давления не столь очевидно. Но именно оно приводит к закипанию антифриза.

    А кипение не только нарушает теплоотвод от деталей, но и вызывает их кавитационную эрозию, то есть вырывание частиц металла с поверхности. Поверхность деталей становится как бы изрытой, что со временем становится причиной их разрушения.

    В «зону риска» попадают такие дорогостоящие части мотора, как блок цилиндров и головка.

    Если не будет открываться атмосферный клапан при охлаждении антифриза, то в системе охлаждения возникнет разрежение, достаточно сильное для того, чтобы спровоцировать подсос воздуха через уплотнительные прокладки, соединения патрубков со штуцерами и пр. Попавший в систему воздух образует паровоздушные пробки, «запирающие» трубопроводы и нарушающие циркуляцию ОЖ.

    Резюмируя вышесказанное, можно кратко сформулировать ответ на вопрос о том, что будет если неисправна крышка расширительного бачка:

    1. Разрушение элементов системы охлаждения.
    2. Уменьшение срока службы некоторых узлов и агрегатов двигателя.
    3. Нарушение циркуляции ОЖ.

    Признаки неисправной пробки

    Как определить неисправность?

    Характерным признаком поломки предохранительного клапана, не «запирающего» расширительный бачок, является преждевременное (при температуре около 100°С) закипание антифриза, «выбрасывающегося» в бачок.

    Иногда может идти пар из под капота, охлаждающая жидкость выплескивается на горячий выпускной коллектор. При этом стрелка температуры двигателя находится в зеленой зоне.

    Но такое явление может быть вызвано также прогоранием прокладки ГБЦ и заклиниванием клапана термостата, из-за чего ОЖ не поступает в радиатор. Для того, чтобы установить работоспособность термостата, на ощупь проверьте верхний и нижний патрубки радиатора – они должны быть горячими.

    Если «пробита» прокладка ГБЦ, то верхний патрубок станет твёрдым, как накачанная велосипедная шина – от избытка паров. Пробой прокладки также сопровождается повышенной дымностью выхлопа – из глушителя будет вырываться белый пар.

    Важно! Симптомы, что через клапан крышки в бачок не поступает воздух при охлаждении, станут деформированные (сдавленные) патрубки радиатора или частое возникновение паровоздушных пробок в системе охлаждения. Двигатель перегревается, а печка дует холодным воздухом.

    Также на некоторых иномарках, при откручивании крышки клапан отламывается и застревает в бачке. Этот факт указывает, что ваккумный клапан перестал работать. Пришло время заменить пробку.

    Проверка крышки

    Это делается очень просто. С утра, пока мотор еще не успел прогреться, открывается капот, и производится осмотр всех патрубков. Если они деформированы, или имеют сдавленный вид, то имеет место неисправность вакуумного клапана, а крышку следует заменить на новую.

    Проверка предохранительного клапана выполняется следующим образом. Нужно запустить мотор, и дождаться, пока он нагреется до рабочей температуры. После этого, с предельной осторожностью откручивается крышка расширительного бачка. Если раздастся шипение выходящего воздуха – клапан исправен.

    Если крышка расширительного бачка сломалась в дороге

    Бывает и так, что поломка крышки, происходит во время дальней поездки, когда владелец не имеет возможности обратиться в авторемонт. В этом случае поможет один нехитрый метод. Разбирается крышка бачка и вынимается пружина клапана, что позволит избежать создания высокого давления в системе. Это позволит продолжить движение порядка 20-30 километров. Делая остановки после каждых 20-30 километров и давая жидкости немного остыть, можно доехать до ближайшего автосервиса, где специалисты устранят неисправность полностью.

    Можно ли кататься с приоткрытой крышкой бачка? Смотрите видео:

    И, напоследок, добрый совет. Проявляйте внимательность к своему железному коню, и он не будет подводить в самый неожиданный момент.

    Как работает расширительная емкость

    Теперь стоит коснуться работы бачка. Для начала стоит привести значения температуры кипения разных жидкостей (в условиях атмосферного давления):

    • вода – 100 °C;
    • тосол – 105-110 °C;
    • антифриз – 120 °C.

    Теперь можно понять, почему большинство водителей предпочитаю покупать именно антифриз. Рассматривая вопрос, как проверить крышку расширительного бачка ваз 2114 (к примеру), стоит немного углубиться в теорию. Температуру кипения ОЖ можно еще немного поднять путем повышения давления выше атмосферного. По этой причине вся система надежно герметизируется, чтобы поддерживать нужный уровень давления. Оптимальное значение 1,1-1,5 атмосфер.

    Однако и высокий уровень разрежения (0,03-0,1 кг/см²) тоже не идет на пользу работе двигателя. Это может привести к подсосу в систему охлаждения воздуха, из-за чего появятся воздушные пробки. В результате циркуляция жидкости будет затруднительной, что в итоге приводит к перегреву мотора.

    Проверка крышки на моделях ВАЗ 2108 – 2116

    У каждого поколения автомобилей, начиная с «восьмерки», технология обследования пробки бачка системы не особо различается. Разберемся по порядку.

    Осмотр элемента на ВАЗ 2108/2109

    Строение «восьмерок» и «девяток» позволяет произвести проверку готовность работы клапанов крышки всего за 60 секунд.

    Порядок действий такой:

    1. Открыть капот ВАЗа. Подождать пару минут, чтобы ДВС немного постоял после эксплуатации.
    2. Ослабить крышку бачка охлаждающего контура.
    3. Сжать подводящий патрубок, что есть силы.
    4. Одновременно со сжатием шланга затянуть пробку на горловине.
    5. Потом отпустить патрубок.

    Выпрямляется после сжатия, с клапанами все в порядке и вам нечего бояться.

    Диагностика пробки на ВАЗ 2110—2112

    Технология проверки данной детали в точности такая же, как и всех моделях автомобилей марки ВАЗ. Главное, чем отличается: при открытии крышечки механизм, который установлен в ней, может выпадать.

    Это не признак неисправности, просто заводской дефект. Если его правильно не установить, то данный элемент контура, увы, недолго проработает.

    Проверка детали для охлаждающего контура на ВАЗ 2113—2116

    Все просто, товарищи автомобилисты:

    1. Запустить двигатель.
    2. Приоткрыть капот и начинать откручивать крышку бачка системы.
    3. Если при первых же манипуляциях из-под крышки доносится звук газов, все в порядке и не о чем волноваться.

    Разработчики новых моделей русской марки создают более новые и сложные механизмы. Поэтому проверка работоспособности клапанов в кустарных условиях может не принести результатов. Придется в таком случае обращаться к специалистам в сервис. Там вам смогут продиагностировать крышку бачка охлаждающей системы при помощи специального оборудования.

    Как устроена и работает крышка расширительного бачка

    Поскольку главными задачами крышки является создание необходимого давления в системе и удержание в ней охлаждающей жидкости, она должна плотно прилегать к граням бачка, на которые накручивается.

    Внутри непосредственной крышки встроен клапан, регулирующий давление. Он погружается в расширительный бачок и выполняет задачу по стравливанию или нагнетанию давления, в зависимости от необходимости.

    Обратите внимание: В современных иномарках за функции стравливания и нагнетания давления отвечает один физический клапан, тогда как на старых российских автомобилях стоят два клапана, каждый из которых справляется со своей задачей.

    До тех пор пока давление в системе охлаждения находится в пределах нормы, клапана на крышке расширительного бачка не работают. Как только давление выходит за предельные значения, они выполняют ту или иную функцию.

    Устройство, принцип работы крышки бачка

    Как я уже указывал сверху, задача крышки удерживать давление до определенного предела. Становится понятно, что она должна потно прилегать к бачку и не давать давлению стравливаться, до определенного предела – в 1,1 – 1,5 атмосфер.

    Крышка сама практически ничего не держит, она нужна только для прижатия клапана высокого – низкого давления, который погружается в горловину расширительного бачка.

    Как правило, на корпусе клапана стоят одна — две герметизирующих прокладки, которые и выполняют роль, своеобразных сальников. Во многих иномарках клапан один, он же и впускной и выпускной, то есть может стравливать и нагнетать давление.

    Стоит отметить на многих отечественных ВАЗ, крышка устроена по-другому, здесь стоят физически два клапана, один как вы догадались работает только для стравливания давления, другой чтобы его нагнетать (нормализировать) до нормального.

    Эти клапана получили названия:

    • Предохранительный – от высоких показателей
    • Вакуумный – от низких значений

    Но пока давление в системе нормальное и тот и другой закрыты – не работают, это норма! Однако зачастую происходит поломка крышки, определить простому автомобилисту (причем начинающему очень сложно), хотя это влечет за собой достаточно дорогостоящие поломки. Сейчас пару слов о признаках, такой не исправности.

    Что будет, если открыть бачок

    Как уже отмечалось выше, при снятии крышки давление в работающей системе может резко упасть, что приведет к закипанию антифриза и его выбросу наружу. Вы рискуете не только обжечься, но и надышаться паров охлаждающей жидкости, а она является токсичным химикатом.

    Спустя несколько минут после открытия бачка остатки антифриза выкипят – на первый взгляд, инцидент исчерпан. В действительности, резкий перегрев приводит к нарушению геометрии головки цилиндров и прогоранию подкладки. Кроме того, кипящая охлаждающая жидкость попадает в моторный отсек и нарушает целостность лакокрасочного покрытия. Спустя несколько месяцев образуется коррозия.

    От раскаленной жидкости пострадают не только внутренности кузова, но и провода, так что в скором времени вы столкнетесь с барахлящей электроникой.

    Купили новую крышку, а она не работает?

    Если проверка новой крышки расширительного бачка показала, что один или оба клапана неисправны, деталь можно попробовать доработать. Очень часто с этой проблемой сталкиваются владельцы автомобилей ВАЗ 2110 и 2114. Обычно клапана работают неправильно по причине использования производителем слишком жестких пружин.

    Сначала нужно разобрать крышку с помощью плоской отвертки и пассатижей. Во время разборки запоминайте, как именно были установлены все компоненты, так как пружинки могут разлететься в разные стороны. После разборки необходимо уменьшить длину пружин. Большая пружина для клапана сброса давления укорачивается на один виток, а меньшая – на два.

    Пружину предохранительного клапана (большую) необходимо укорачивать с учётом того, когда именно сработал клапан во время проверки крышки. В этом деле главное не переусердствовать. А вот со второй пружиной всё намного проще – она должна создавать хотя бы минимальное давление на впускной клапан в момент его закрытия. После доработки крышки все компоненты надо собрать в обратном порядке. Проверку пробки необходимо выполнить повторно, чтобы убедиться в том, что клапана срабатывают своевременно.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector