Camgora.ru

Автомобильный журнал
112 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сборка блока цилиндров

Сборка блока цилиндров

  • Тщательно очистите все детали, предназначенные для сборки.
  • Перед сборкой смажьте свежим моторным маслом все детали, образующие узлы вращения или скольжения.
  • Замените все прокладки, кольцевые уплотнения и сальники новыми.

Примечание: перед установкой нанесите на внутреннюю поверхность вкладыша обильное количество моторного масла.

Внимание: не наносите масло на наружную поверхность сальника.

1. (2L-TE, 1JZ-GTE) Установите обратные клапаны и масляные форсунки.

2. (2L-TE) Установите штуцер системы смазки.

3. (2L-TE) Заверните 2 шпильки.

4. (2L-TE) Установите сливной патрубок системы охлаждения.

5. (1JZ-GTE) Используя шестигранный ключ на 5 мм, установите масляные форсунки с предохранительными клапанами, затянув болт. Установите 6 масляных форсунок.

  • Момент затяжки. 8,8 Н*м

6. Установите вкладыши коренных подшипников.

(Серия JZ) Вкладыши коренных подшипников различаются по ширине: 20,0 мм и 23,0 мм. Вкладыши шириной 23,0 мм соответствуют коренной шейке №1, а вкладыши шириной 20,0 мм — остальным коренным шейкам.

(4S-FE) Вкладыши коренных подшипников различаются по ширине: 19,2 мм и 22,9 мм. Вкладыши шириной 22,9 мм соответствуют коренной шейке №3, а вкладыши шириной 19,2 мм — остальным коренным шейкам.

(1G-FE) Вкладыши коренных подшипников различаются по ширине: 19,2 мм и 22,2 мм. Вкладыши шириной 22,2 мм соответствуют коренной шейке №1, а 19,2 мм — остальным коренным шейкам.

Верхние вкладыши коренных подшипников имеют смазочный канал и смазочные отверстия.

а) Совместите выступы верхних вкладышей подшипников с выточками (углублениями) постелей блока цилиндров и вставьте вкладыши.

Примечание: устанавливайте вкладыши с отверстием для подвода масла в блок цилиндров.

б) Установите вкладыши в постели блока цилиндров и крышки.

7. Установите верхние упорные полукольца в постель коренного подшипника №4 смазочными канавками, направленными наружу.

8. Уложите коленчатый вал в блок цилиндров.

9. Установите крышки коренных подшипников и нижние упорные полукольца.

а) Установите два упорных полукольца на крышку подшипника №4 (серия JZ, 1G-FE) или №3 (4S-FE, 2L-TE) выступами (углублениями), обращенными наружу.

б) Установите крышки подшипников коленчатого вала в определенном порядке.

Примечание: каждая крышка имеет номер и стрелку, указывающие направление вперед.

в) Установите болты крышек подшипников коленчатого вала.

  • Болты крышек подшипников коленчатого вала затягиваются в два прохода.
  • Если болт имеет деформацию или повреждения, замените болт.

г) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головки болтов крепления крышек коренных подшипников.

д) Установите и равномерно затяните в несколько проходов болты крепления крышек коренных подшипников в порядке, показанном на рисунке.

  • серия JZ. 44 Н*м
  • 4S-FE. 58 Н*м
  • 1G-FE. 60 Н*м
  • 2L-TE. 105 Н*м

Если болт не затягивается указанным моментом, замените болт.

Для двигателей серии JZ и 4S-FE

е) Пометьте краской головку болта, как показано на рисунке.

ж) Доверните болты на 90°, как показано на рисунке, в указанном ранее порядке.

з) Проверьте, чтобы все метки были повернуты на 90° относительно первоначального состояния.

и) Проверьте, чтобы коленчатый вал поворачивался равномерно и с небольшим усилием,

к) Используя стрелочный индикатор, измерьте осевой зазор коленчатого вала при перемещении коленчатого вала отверткой.

Если осевой зазор больший чем максимальный, замените упорные полукольца.

10. Установите поршень и шатун в сборе.

Используя приспособление для сжатия колец, установите в цилиндры поршневые комплекты в соответствии с их номерами, сориентировав метки «перед» на поршнях по направлению к передней части двигателя, как показано на рисунке.

11. Установите нижние крышки шатунов.

А. Установите нижние крышки шатунов на шатуны.

а) Проверьте соответствие нумерации крышек шатунных подшипников и шатунов.

б) Установите нижние крышки шатунов, совместив установочные штифты с отверстиями.

Б. Установите болты крепления крышек шатунов.

  • Болты крепления крышек шатунов затягиваются в два прохода.
  • Если болт имеет деформацию или повреждения, замените болт.

а) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головки болтов крепления крышек шатунов.

б) Установите и попеременно затяните болты крепления крышек шатунов в несколько проходов.

  • серия JZ. 29 Н*м
  • 4S-FE. 54 Н*м
  • 1G-FE. 50 Н*м
  • 2L-TE. 55 Н*м

Для двигателей серии JZ, 4S-FE, 2L-TE

в) Пометьте краской головку болта, как показано на рисунке.

г) Доверните болты на 90°, как показано на рисунке.

д) Проверьте, чтобы все метки были повернуты на 90° относительно первоначального состояния.

е) Проверьте, чтобы коленчатый вал поворачивался равномерно и с небольшим усилием.

ж) Используя стрелочный индикатор, измерьте осевой зазор при перемещении шатуна назад и вперед. Если осевой зазор больший чем максимальный, замените шатун в сборе. Если необходимо, замените коленчатый вал.

12. Установите держатель заднего сальника.

а) Удалите старый герметик с поверхности заднего сальника и блока цилиндров, стараясь не повредить контактные поверхности. Очистите поверхности растворителем.

б) Нанесите герметик на поверхность держателя заднего сальника коленчатого вала, как показано на рисунке.

  • Отверстие в тюбике должно обеспечить диаметр выдавливаемого герметика 3-5мм.
  • После нанесения герметика детали должны быть соединены в течение времени, указанного в инструкции по применению герметика, иначе, нужно будет нанести герметик заново.

в) Затяните болты крепления держателя заднего сальника коленчатого вала.

  • серия JZ. 6,0 Н*м
  • 4S-FE. 10 Н*м
  • 1G-FE. 6,5 Н*м
  • 2L-TE. 13 Н*м

Моменты затяжки коренных и шатунных шеек

Устанавливаем блок цилиндров на стенд для разборки и сборки агрегатов

Устанавливаем на коленчатый вал 1, рисунок 1, штифт 4 центрирующий диск задающего положения коленчатого вала

Закручиваем и затягиваем три болта 3 крепления диска задающего. Момент затяжки болтов крепления диска 20-24 Нм (2,0-2,4 кгсм)

Снимаем с коленчатого вала центрирующий штифт

Подбираем вкладыши коренных подшипников коленчатого вала согласно классификации коренных шеек коленчатого вала и опор в блоке цилиндров в соответствии с таблицей 1

Цвет в таблице означает маркировку вкладыша, нанесенную на его торец. Цвет маркировки соответствует определенному классу вкладыша, который необходимо устанавливать в зависимости от класса диаметра коренных шеек и класса диаметра отверстий в опорах.

В верхней части таблицы указаны классы диаметров отверстий в опорах блока цилиндров, в левой части – классы диаметров коренных шеек коленчатого вала.

Сокращения, приведенные в таблице 1:

UPR – вкладыш, устанавливаемый в опору блока цилиндров;

LWR – вкладыш, устанавливаемый в крышку коренного подшипника.

Устанавливаем вкладыши с канавками в опоры блока цилиндров. Выравниваем новые вкладыши подшипников с канавками на блоке цилиндров, совместив канавку вкладыша с канавкой опоры

Устанавливаем вкладыши подшипника вровень с опорой, как показано на рисунке 2, и надавливаем на него с обратной стороны для того, чтобы установить вкладыш вровень с опорой

Регулируем положение вкладышей так, чтобы они располагались по центру опор блока цилиндров

Устанавливаем вкладыши без канавок в крышки блока цилиндров

Устанавливаем вкладыши вровень с поверхностью крышки коренного подшипника, как показано на рисунке 3, и сдвигаем его к противоположной стороне до выравнивания с крышкой

Таким же образом устанавливаем остальные вкладыши

Регулируем положение вкладышей так, чтобы они располагались по центру крышек блока цилиндров

Устанавливаем упорные полукольца коленчатого вала в гнездах третьей опоры блока цилиндров, совместив усики полуколец с пазами 1, рисунок 4, опоры. При этом канавки 2 полуколец должны находиться со стороны коленчатого вала

Смазываем моторным маслом поверхности вкладышей коренных подшипников и упорных полуколец коленчатого вала, контактирующие с коленчатым валом

Устанавливаем в блок цилиндров коленчатый вал

Устанавливаем на блок цилиндров крышки коренных подшипников в сборе с вкладышами в соответствии с их нумерацией

Нумерация крышек начинается со стороны привода ГРМ.

Стрелки на крышках должны быть направлены в сторону привода ГРМ

Нумерация и стрелки расположены на поверхностях бобышек крышек, как показано на рисунке 5

Устанавливаем и закручиваем новые болты крепления крышек коренных подшипников

Затягиваем болты крепления крышек коренных подшипников в два приема (головка сменная TORX E14, вороток, удлинитель, ключ моментный, головка измерения угла поворота):

— затянуть болты моментом затяжки 30…35 Н.м (3,0…3,5 кгс.м);

— довернуть болты на угол 60º…65º.

После этого проверяем вращение коленчатого вала. Вал должен вращаться от усилия руки свободно и без заеданий. При тугом вращении или наличии заеданий необходимо снять коленчатый вал и повторить операцию по подбору комплекта вкладышей.

Проверяем осевой зазор коленчатого вала

Установить на блок цилиндров стойку с индикатором, как показано на рисунке.

Опереть измерительный стержень индикатора на фланец коленчатого вала и выставить шкалу индикатора на ноль.

Перемещая коленчатый вал с помощью отверток, замерить осевой зазор вала. Осевой зазор коленчатого вала должен быть в пределах 0,1…0,3 мм. При осевом зазоре более 0,3 мм произвести регулировку зазора путем замены упорных полуколец (штатив ШМ-ПВ-8, индикатор ИЧ-10, отвертка плоская — 2 шт., микрометр типа МК 25-1).

Проверяем зазоры по высоте между поршневыми канавками и кольцами и зазоры в замках колец.

Зазор между кольцом 1, рисунок, и стенкой канавки поршня 2 для верхнего компрессионного кольца должен быть 0,06…0,15 мм, для второго — 0,03…0,07 мм, для маслосъемного кольца — 0,045…0,125 мм. Зазор измерять в трех точках, находящихся под углом 120º друг к другу.

Зазор в замке верхнего компрессионного кольца должен быть 0,2…0,3 мм, для второго – 0,35…0,50 мм, для маслосъемного кольца – 0,20…0,45 мм.

Поршневые кольца с зазором в замке, превышающем максимальное значение заменить, при зазоре менее минимального значения допускается запилить стыковые поверхности кольца (набор щупов, надфиль).

Сборка шатунно-поршневой группы

Устанавливаем крышки шатунов на шатуны и закручиваем, не затягивая болты крепления

Помещаем шатуны в нагретую до 240º электропечь. Верхние головки шатунов должны быть направлены внутрь печи. Время нагрева шатунов в печи не менее 15 минут

Устанавливаем на валик приспособления 1, рисунок, поршневой палец 2 и направляющую 3

Извлекаем из электропечи нагретый шатун, быстро закрепляем его за нижнюю головку в тисках так, чтобы установочная метка 1, рисунок, располагалась со стороны установки поршневого пальца

Надеваем поршень на головку шатуна чтобы установочная метка (точка на днище поршня) располагалась со стороны установки поршневого пальца. Совмещаем отверстие под поршневой палец с отверстием верхней головки шатуна и вводим в отверстие приспособление в сборе с поршневым пальцем до упора заплечиков оправки в бобышку поршня. При этом поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна против направления запрессовки пальца.

Повторяем эту операцию для остальных поршней.

Далее откручиваем болты крепления и снимаем крышки шатунов

После этого нужно подсобрать шатунные вкладыши согласно классификации шатунных шеек коленчатого вала и отверстий в нижних головках шатунов в соответствии с таблицей 2

Цвет в таблице означает маркировку вкладыша, нанесенную на его торец. Цвет маркировки соответствует определенному классу вкладыша, который необходимо устанавливать в зависимости от класса диаметра шатунных шеек и класса диаметра отверстий в нижних головках шатунов.

В верхней части таблицы указаны классы диаметров отверстий в нижних головках шатунов, в левой части – классы диаметров шатунных шеек коленчатого вала.

Сокращения, приведенные в таблице:

UPR – вкладыш, устанавливаемый в шатун;

LWR – вкладыш, устанавливаемый в крышку шатуна.

Момент затяжки болтов — что следует учитывать?

Рекомендуем также прочитать статью о том, как производится обтяжка болтов головки блока цилиндров. Из этой статьи вы узнаете о моменте затяжки ГБЦ, о последовательности затяжки, а также о различных нюансах во время выполнения данной операции.

Что касается нагруженных трущихся пар, повышенные требования выдвигаются к фиксации шатунных и коренных подшипников скольжения (коренные и шатунные вкладыши). После ремонта двигателя в процессе последующей сборки силового агрегата очень важно соблюдать правильный момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя. В этой статье мы рассмотрим, почему необходимо затягивать вкладыши со строго определенным усилием, а также ответим на вопрос, какой момент затяжки коренных и шатунных вкладышей.

Что такое подшипники скольжения

Для лучшего понимания того, почему вкладыши в двигателе нужно затягивать с определенным моментом, давайте взглянем на функции и назначение указанных элементов. Начнем с того, что указанные подшипники скольжения взаимодействуют с одной из самых важных деталей любого ДВС — коленчатым валом. Если коротко, возвратно-поступательное движение поршня в цилиндре преобразуется во вращательное движение именно благодаря шатунам и коленвалу. В результате появляется крутящий момент, который в итоге передается на колеса автомашины.

Коленчатый вал вращается постоянно, имеет сложную форму, испытывает значительные нагрузки и является дорогостоящей деталью. Для максимального увеличения срока службы элемента в конструкции КШМ применяются шатунные и коренные вкладыши. С учетом того, что коленвал вращается, а также ряда других особенностей, для данной детали создаются такие условия, которые минимизируют износ.

Другими словами, инженеры отказались от решения установить обычные шариковые подшипники или подшипники роликового типа в данном случае, заменив их на коренные и шатунные подшипники скольжения. Коренные подшипники используются для коренных шеек коленчатого вала. Вкладыши шатунов устанавливаются в месте сопряжения шатуна с шейкой коленвала. Зачастую коренные и шатунные подшипники скольжения выполнены по одинаковому принципу и отличаются только внутренним диаметром.

Читать еще:  Спирт вместо бензина в автомобиле

Для изготовления вкладышей используются более мягкие материалы по сравнению с теми, из которых изготовлен сам коленвал. Также вкладыши дополнительно покрывают антифрикционным слоем. В место, где вкладыш сопряжен с шейкой коленвала, под давлением подается смазочный материал (моторное масло). Указанное давление обеспечивает маслонасос системы смазки двигателя. При этом особенно важно, чтобы между шейкой коленвала и подшипником скольжения был необходимый зазор. От величины зазора будет зависеть качество смазывания трущейся пары, а также показатель давления моторного масла в смазочной системе двигателя. Если зазор будет увеличен, тогда происходит снижение давления смазки. В результате происходит быстрый износ шеек коленвала, а также страдают другие нагруженные узлы в устройстве ДВС. Параллельно с этим в двигателе появляется стук.

Добавим, что низкий показатель давления масла (в случае отсутствия других причин) является признаком того, что нужно шлифовать коленвал, а сами вкладыши двигателя необходимо менять с учетом ремонтного размера. Для ремонтных вкладышей предусмотрено увеличение толщины на величину 0.25 мм. Как правило, ремонтных размеров 4. Это значит, что диаметр ремонтного вкладыша в последнем размере будет на 1 мм. меньше по сравнению со стандартным.

Рекомендуем также прочитать статью о том, когда и почему нужно растачивать коленвал. Из этой статьи вы узнаете о том, что такое шлифовка коленвала двигателя, для чего необходима данная процедура и как она выполняется.

Сами подшипники скольжения состоят из двух половин, в которых выполнены специальные замки для правильной установки. Главной задачей является то, чтобы между шейкой вала и вкладышем образовался зазор, который рекомендуется изготовителем двигателя.

Как правило, для замеров шейки используется микрометр, внутренний диаметр шатунных вкладышей промеряется нутромером после сборки на шатуне. Также для замеров можно использовать контрольные полосы бумаги, используется медная фольга или контрольная пластиковая проволока. Зазор на минимальной отметке для трущихся пар должен быть 0. 025 мм. Увеличение зазора до показателя 0.08 мм является поводом к тому, чтобы расточить коленвал до следующего ремонтного размера

Отметим, что в некоторых случаях вкладыши просто меняются на новые без расточки шеек коленвала. Другими словами, удается обойтись только заменой вкладышей и получить нужный зазор без шлифовки. Обратите внимание, опытные специалисты не рекомендуют такой вид ремонта. Дело в том, что ресурс деталей в месте сопряжения сильно сокращается даже при учете того, что зазор в трущейся паре соответствует норме. Причиной считаются микродефекты, которые все равно остаются на поверхности шейки вала в случае отказа от шлифовки.


Виды и размеры вкладышей

В целом вкладыши коленвала разделяются на две группы:

  1. Первый тип называют коренными вкладышами. Они находятся между коленвалом и местами его прохода через корпус мотора. Несут на себе наибольшую нагрузку, поскольку именно на них закреплен и крутится коленчатый вал.
  2. Ко второй группе относятся шатунные вкладыши. Они располагаются между шатунами и коленчатым валом, его шейками. Также несут на себе огромные нагрузки.

Изготавливаются коренные и шатунные вкладыши для каждого типа двигателя индивидуально со своими размерами. Причем для большинства автомобильных двигателей помимо номинальных, заводских размеров существуют и ремонтные вкладыши. Наружный размер ремонтных вкладышей остается неизменным, а внутренний диаметр регулируется за счет увеличения толщины вкладыша. Всего существует четыре таких размера с шагом 0,25 мм.

Не секрет, что при больших пробегах автомобиля изнашиваются не только коренные и шатунные вкладыши, но и шейки коленчатого вала. Эти обстоятельства и приводят к потребности заменять вкладыши номинальных размеров на ремонтные. Чтобы поставить тот или иной ремонтный вкладыш шейку растачивают под определенный диаметр. Причем диаметр выбирается под каждый из размеров вкладыша индивидуально.

В случае если, например, уже был применен ремонтный размер 0,25 мм, то при избавлении от недостатков на шейках коленчатого вала следует применять размер 0,5 мм, а при серьезных задирах 0,75 мм. При правильной замене вкладышей двигатель должен проработать не одну тысячу километров, если конечно другие системы автомобиля будут исправны.

Также бывают варианты, когда не требуется расточка и вкладыши просто меняются на новые. Но люди, занимающееся этим профессионально, не советуют просто менять вкладыши на новые. Объясняют это тем, что в процессе работы и эксплуатации вкладышей на валу все равно возникают микродефекты, которые не видны на первый взгляд. В общем, без шлифовки есть вероятность быстрого износа и небольшого ресурса КШМ.

Как затягивать коренные вкладыши и вкладыши шатунов

Итак, с учетом вышесказанного становится понятно, что момент затяжки коренных и шатунных вкладышей крайне важен. Теперь перейдем к самому процессу сборки.

  1. Прежде всего, в постели коренных шеек устанавливаются коренные вкладыши. Необходимо учитывать, что средний вкладыш отличается от других. Перед установкой подшипников удаляется смазка-консервант, после чего на поверхность наносится немного моторного масла. После этого ставятся крышки постелей, после чего осуществляется затяжка. Момент затяжки должен быть таким, который рекомендован для конкретной модели силового агрегата. Например, для моторов на модели ВАЗ 2108 этот показатель может быть от 68 до 84 Н·м.
  2. Далее производится установка вкладышей шатунов. Во время сборки необходимо точно установить крышки на места. Указанные крышки промаркированы, то есть их произвольная установка не допускается. Момент затяжки шатунных вкладышей немного меньше по сравнению с коренными (показатель находится в рамках от 43 до 53 Н·м). Для Lada Priora коренные вкладыши затягиваются с усилием 68.31-84.38, а шатунные подшипники имеют момент затяжки 43.3-53.5.

Следует отдельно добавить, что указанный момент затяжки предполагает использование новых деталей. Если же речь идет о сборке, при которой используются бывшие в употреблении запчасти, тогда наличие выработки или других возможных дефектов может привести к отклонению от рекомендуемой нормы. В этом случае при затяжке болтов можно отталкиваться от верхней планки рекомендуемого момента, который указан в техническом руководстве.

Как и с каким усилием производится затяжка коренных и шатунных вкладышей?

Произвести затяжку коренных и шатунных вкладышей с требуемым усилием можно специальным динамометрическим ключом. Ключ может быть как с трещоткой, так и со стрелочкой. На обоих ключах имеются нанесенные на него размеры, требующиеся для затягивания гаек и болтов с любым усилием. Для настройки от вас потребуется выставить необходимое значение на ключе, и после этого можно сразу приступать к затяжке.

При этом помните, что для усилия менее 5 кг нет необходимости одевать на ключ трубу, чтобы создать дополнительной рычаг. Это можно сделать одной рукой, чтобы избежать срыва резьбы болта.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей

Перед установкой вкладышей первым делом необходимо удалить с них смазку консервант и нанести небольшой слой масла. Далее устанавливаем коренные подшипники в постели коренных шеек, не забывая при этом, что средний вкладыш отличается от других.

Следующим действием будет постановка крышек постелей и их затягивание. Причем момент затяжки должен применяться согласно нормам, которые иногда указаны в правилах эксплуатации транспортного средства. Но чаще всего бывают случаи, когда в техническом руководстве для автомобиля не указан момент затяжки коренных и шатунных вкладышей. В таких случаях рекомендуется поискать данную информацию в специальной литературе по ремонту конкретного двигателя. Например, для автомобилей «Лада Приора» момент затяжки крышки постелей составляет от 64 Н*м (6,97 кгс*м), до 81 Н*м (8,61 кгс*м).

Далее приступаем к установке шатунных вкладышей. При этом следует обратить внимание на правильность установок крышек, каждая из них промаркирована, поэтому не перепутайте их местами. Момент затяжки у них гораздо меньше чем у коренных. К примеру, если взять туже модель «Лада Приора», момент затяжки вкладышей шатунов будет начинаться примерно с 43 Н*м (4,42 кгс*м), до 53 Н*м (5,46 кгс*м).

Следует обратить внимание на то, что указанные для примера данные предполагают применение для ремонта новых вкладышей, а не б/у деталей. В противном случае при использовании прежних вкладышей момент затяжки следует выбирать, отталкиваясь от верхнего предела рекомендуемого момента из документации для данного двигателя. Делается это по причине возможного наличия некоторой выработки на старых деталях. Иногда игнорирование этого факта может привести к существенным отклонениям от рекомендуемой нормы.

Когда первый раз все болты будут затянуты, желательно произвести прокрутку вала. Для этого на коленвале сбоку есть место под гаечный ключ, спокойно его прокручиваем по часовой стрелке. Если лопнуло кольцо или имеется какая-либо другая неисправность, то это сразу будет видно. Далее убедившись, что никаких проблем нет, проверяем еще раз все болты ключом на момент затяжки.

Следует помнить тот факт, что от того насколько правильно будет выполнен этот процесс зависит плотность прилегания подшипников скольжения к коленчатому валу и соответственно эффективность работы самого двигателя. Поскольку если не до конца затянуть болт, то будет избыток масла, нарушится весь цикл смазки, может также привести к разбиванию вкладыша. Если перетянем, то вкладыш станет перегреваться, смазки будет уже не хватать. В конечном итоге вкладыш может и вовсе расплавить и провернуть, что приведет к капитальному ремонту двигателя.

В каких случаях нужна затяжка?

Большинство отечественных водителей не понимают, для каких целей нужно выполнять эту процедуру, какой при этом нужно соблюдать порядок и какой должен быть момент затяжки. Тем не менее каждый водитель должен знать, что некорректные действия в ходе этого процесса могут навредить блоку цилиндров. Соответственно, к этой процедуре следует отнестись со всей внимательностью и ответственностью.

Еще несколько лет назад производители транспортных средств обязывали делать затяжку болтов головки блока цилиндров еще при первом техническом обслуживании машины. Но сейчас эта необходимость отпала и теперь она полностью легла на плечи водителей. Если вы являетесь владельцем ВАЗ 2108, то время от времени следует проводить такую процедуру. В каких случаях она нужна:

  • Если в том месте, где ГБЦ соединяется с самим блоком появилось масляное пятно. Это говорит об утечке расходной жидкости, что может стать следствием как износа самой прокладки, так и ослабления штифтов.
  • Если вы делали ремонт двигателя. Иногда подобные ошибки могут допускать даже квалифицированные специалисты. Поэтому владельцу ВАЗ 2108 может пригодиться данная информация.
  • В целях проверки. Бывалые автолюбители рекомендуют подтягивать болты не реже, чем каждые 2 тысячи километров пробега. На практике встречаются случаи, когда в ходе эксплуатации ВАЗ 2108 штифты ослабляются сами по себе.

Таким образом, если вы заметили утечку моторной жидкости в том месте, где головка соединяется с блоком цилиндров, в первую очередь нужно проверить момент затяжки штифтов.

Видео «Правильная натяжка болтов головки блока цилиндров»

В этом видео рассказывается о том, как нужно правильно проводить процесс натяжки винтов головки блока.

Прогорание прокладки под головкой блока цилиндров на автомобилях ВАЗ 2109-2108 является наиболее частой причиной, по которой приходится снимать головку с двигателя, и соответственно с дальнейшим ремонтом, а точнее — заменой прокладки. Если во время не заметить данную проблему, то это может привести к довольно печальным последствиям, так как двигатель может перегреться и даже заклинить.

Сама по себе процедура снятия ГБЦ и замена ее прокладки не сложна, но в то же время требует определенных технических навыков и небольшого количества инструментов, список которого приведен ниже:

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей. Все об этом

Скачать PDF

Владельцы машин, которые самостоятельно ремонтируют свои авто, интересует рекомендованный момент затяжки коренных и шатунных вкладышей. Это очень важный момент для правильной и надёжной эксплуатации силового агрегата. Ремонт двигателя является довольно ответственной и важной операцией, технологический процесс выполнения которой, предусматривает выполнение расчётных сопряжений между трущимися парами, к ним относятся шатунные и коренные подшипники скольжения.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей в инструкции по эксплуатации автомобиля обычно не указывается, эти данные следует искать в специальной литературе или других источниках. Учитывать эти рекомендации следует обязательно, потому, что от этого зависит срок эксплуатации двигателя после ремонта, его динамические и экономические показатели. В этой статье, мы постараемся дать полезные советы водителям, особенно тем, которые ранее не производили ремонт силового агрегата самостоятельно.

Содержание

  • Зачем нужны такие подшипники?
  • Как правильно подобрать?
  • Установка на коленчатый вал

Зачем нужны такие подшипники?

В составе двигателя внутреннего сгорания имеется несколько тысяч мелких и довольно крупных деталей. Коленчатый вал двигателя относится к крупным деталям и является одной из самых важных деталей силового агрегата. С его помощью производится передача энергии сгоревшей топливной смеси ведущим колёсам машины. Эта деталь является дорогостоящей и сложной для изготовления, поэтому предусматриваются конструктивные особенности для продления его срока службы.

К таким особенностям в полной мере относятся шатунные и коренные вкладыши. Так как коленчатый вал непрерывно вращается, необходимо создать ему благоприятные условия, которые исключат его износ раньше установленного срока. Установить роликовые или шариковые подшипники в эту конструкцию невозможно, поэтому такая функция возложена на коренные и шатунные подшипники скольжения.

Читать еще:  Dr marcus senso deluxe

Для их изготовления применяют более мягкий материал, чем при использовании в производстве коленчатых валов. Изделия дополнительно покрывают дополнительным антифрикционным слоем. В места соприкосновения подшипника и шейки вала подаётся для смазки моторное масло под давлением создаваемого масляным насосом. Правильный зазор между вкладышем и шейкой вала обеспечивает смазку трущейся пары, а также поддерживает нужную величину давления масла в системе.

При увеличении этого зазора давление моторного масла уменьшается, а это приводит к ускоренному износу шеек коленчатого вала, механизма газораспределения и других важных узлов силового агрегата. Опытные водители уже по показателям давления моторного масла, могут предсказать скорую замену вкладышей с расточкой шеек вала до следующего ремонтного размера.

Подшипники скольжения бывают двух видов, это изделия для коренных шеек коленчатого вала или шатунные, которые связывают между собой вал и шатуны с поршнями. Их изготавливают по одинаковой технологии, а их отличие заключается только во внутреннем диаметре. Кроме стандартного размера, выпускается ряд ремонтных изделий, толщина которых увеличивается в каждом конкретном случае на 0,25 мм. Таких ремонтных размеров всего четыре, это значит, что последний ремонтный вкладыш будет иметь диаметр меньше стандартного на 1 мм.

Как правильно подобрать?

Такие подшипники скольжения состоят из двух половинок, которые для правильной установки имеют специальные замки. Между вкладышем и шейкой вала должен обеспечиваться зазор, рекомендованный производителем двигателя. Если ремонт силового агрегата производится без перешлифовки шеек коленчатого вала, нужно проверить имеющийся зазор в трущейся паре.

Это можно сделать разными способами. Чаще всего размеры шеек вала замеряются микрометром, а внутренний диаметр подшипников на собранном шатуне, измеряют нутромером со стрелочным индикатором. Более точный замер можно произвести с помощью контрольных полосок из бумаги или медной фольги. Также в продаже имеются наборы контрольной проволоки из пластмассы.

Минимальный зазор для трущихся пар должен соответствовать размеру 0,025 мм. Если его величина будет более 0,08 мм то вал нужно отправлять на шлифовку до следующего размера.

Установка на коленчатый вал

Сборка намного проще проведения контрольных замеров. В постели коренных шеек укладывают подшипники скольжения, это следует выполнить правильно, так как средний подшипник имеет отличие от остальных вкладышей. Перед их установкой следует удалить консервирующую смазку, а затем нанести слой моторного масла. Далее следует на свои места установить крышки постелей и произвести их затяжку. Момент затяжки выбирают по конкретной модели двигателя. Так для двигателя ВАЗ 2108 он будет в пределах от 68 до 84 н*м.

Примерно таким же образом следует установить вкладыши шатунов. Следует быть внимательным при установке их крышек на свои места. Они имеют свою маркировку и менять их местами нельзя. Момент затяжки их несколько меньше, он будет в пределах от 43 до 53 н*м. Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей для каждого двигателя имеет свою величину. Поэтому прежде чем их устанавливать, нужно найти эти данные, чтобы правильно выполнить ремонт. Выполняйте все рекомендации руководства по ремонту, чтобы избежать неприятных последствий.

момент затяжки болтов на шатунах

Опции темы
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    оригинальный мануал на 3S-GE (GTE) (RM396E) говорит:
    гбц — 49Нм +90* (то же самое =36ft/lbf)
    крышки шатунов — 67Нм БЕЗ ДОВОРОТА! (то же самое, что 49ft/lbf)
    крышки коленвала — 59Нм БЕЗ ДОВОРОТА! (44ft/lbf)

    все косяки с моментами происходят из-за ошибок перевода — моменты в мануалах даются И В Ньютон-Метрах, И В Килограмм-силах, И В Футах-кв.дюйм!

    Для 3S,4S,5S крышки шатунов затягивать без доворота -49 Н/м.3S-GE-64H/m -в моём руководстве..

    Последний раз редактировалось Sergey 394; 12.07.2012 в 13:37 .

    что за руководство? просто RM-кам я как-то больше доверяю )))

    зы. отличие ФЕ от ЖЕ (ГТЕ) в диаметре шатунных шеек, так что на ФЕ момент может отличаться. Выложенная мной RM-ка касается именно ЖЕ и ГТЕ, как я и указал в теме.
    ззы. вот вы доколупались до несчастной ФЕ-хи ))

    что за руководство? просто RM-кам я как-то больше доверяю )))

    зы. отличие ФЕ от ЖЕ (ГТЕ) в диаметре шатунных шеек, так что на ФЕ момент может отличаться. Выложенная мной RM-ка касается именно ЖЕ и ГТЕ, как я и указал в теме.
    ззы. вот вы доколупались до несчастной ФЕ-хи ))

    не, ты мне скажи, с какого мануала у тебя инфа ))
    У меня есть и на ФЕ, но на рестайл, а там шатуны чутка другие, момент затяжки тоже другой.

    Я смотрел на EXIST,все болты одинаковые даже на 5S-FE/

    ааа, легионовская книжОнка. я прям на вскидку могу в ней десяток технических ошибок найтить )))

    зы. А при чем здесь БОЛТЫ? диаметр шатунной шейки разный, а не болты!

    ааа, легионовская книжОнка. я прям на вскидку могу в ней десяток технических ошибок найтить )))

    зы. А при чем здесь БОЛТЫ? диаметр шатунной шейки разный, а не болты!

    мужики че то я вообще запутался. так все таки 25Нм+90доворот?

    Да,многие жалуются на обыв болтов.

    вот я свою висту по этой же книге собирал. двиг 4S.
    а у отца книга по тойоте гайе

    вроде сообразил. есть дорестайл 49Нм и рестайл 25+90градусов. значит буду седня перекручивать на рестайл

    столько всего понаписали я тоже запутался и всё таки интересует для 5s
    Каким моментом тянуть распредвалы?
    Шатуны?
    Коренные коленвала?
    Головку блока?
    И балансировочные валы, или как их там правильно?

    redmain, отписался в личку.
    блин лучше бы вчера не лез перекручивать гайки. 4 шпильки тянутся и все тут. еще и двигатель уже стоит. обидно.
    хотел все таки приравнять 25Нм+90градусов к определенному моменту. но так и не получилось. одна гайка с доворотом 55Нм другая 60Нм. ниче не понимаю. мож кто сталкивался с такой фигней.
    либо опять все шпильки покупать. опять же не факт что они будут норм. был опыт уже

    Последний раз редактировалось fernandeZ; 13.07.2012 в 10:00 .

    может просто уже пора болты шатунные заменить?

    Драгнир, а что ты можешь сказать насчет момента? не было у тебя такого? хотелось бы приравнять к моменту, чтобы не напрягаться с этими градусами

    Если болты новые,то разница до 20% допускается.Момент затяжки-для исключения самооткручивания болтов.Не парься.Просто разное количество смазки на бугелях и резьбе.

    Последний раз редактировалось Sergey 394; 13.07.2012 в 10:22 .

    попробую еще заменить шпильки

    Некоторые жаловались,что при затяжке обрывает болты.А у тебя что за беда?Момент затяжки отличается на 10%?

    а у меня плавно тянутся и рвутся

    Моменты затяжки коренных и шатунных шеек

    Двигатели мод. ЗМЗ – 4025 и ЗМЗ – 4026

    Вид с левой стороны: 1 — стартер; 2 — тяговое реле; 3 — маслопровод; 4 — топливный насос; 5 — кронштейн опоры двигателя; 6 — датчик аварийного давления масла; 7 — масляный фильтр; 8 — шкив коленчатого вала; 9 — шкив водяного насоса; 10 — патрубок водяного насоса; 11 — корпус термостата; 12 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 13 — фильтр тонкой очистки топлива; 14 — датчик указателя давления масла; 15 — свеча зажигания; 16 — датчик-распределитель зажигания; 17 — крышка толкателей; 18 — привод распределителя зажигания и масляного насоса; 19 — указатель уровня масла (щуп).

    Вид с правой стороны: 1 — кронштейн опоры двигателя; 2 — выпускной коллектор; 3 — масляный картер; 4 — кран слива охлаждающей жидкости; 5 — головка блока цилиндра; 6 — впускная труба; 7 — карбюратор; 8 — пробка маслоналивной горловины; 9 — крышка коромысел; 10 — генератор.

    Поперечный разрез двигателей: 1 — масляный насос; 2 — масляный картер; 3 — пробка слива масла; 4 — крышка коренного подшипника; 5 — крышка шатуна; 6 — коленчатый вал; 7 — шатун; 8 — поршень; 9 — гильза цилиндра; 10 — выпускной коллектор; 11 — впускная труба; 12 — направляющая втулка клапана; 13 — клапан; 14 — маслоотделитель системы вентиляции картера; 15 — крышка коромысел; 16 — коромысло клапана; 17 — ось коромысел; 18 — штанга толкателя; 19 — распределитель зажигания; 20 — привод распределителя; 21 — толкатель; 22 — распределительный вал; 23 — стартер.

    Моменты затяжки резьбовых соединений используемых при сборке или ремонте двигателей ЗМЗ 402 и его модификаций:

    Моменты затяжки резьбовых соединений по двигателю ЗМЗ — 402
    Компонент Момент затяжки Н.м (кг.м)
    Болт крепления крышки распределительных шестерен11-16 (1,1-1,6)
    Гайка крепления крышки распределительных шестерен12-18 (1,2-1,8)
    Гайка крепления крышки коробки толкателей12-18 (1,2-1,8)
    Гайка крепления головки блока цилиндров85-90 (8,5-9,0)
    Болт крепления задней крышки головки блока цилиндров11-16 (1,1-1,6)
    Гайка болта крепления крышки шатуна68-75 (6,8-7,5)
    Гайка крепления маховика78-83 (7,8-8,3)
    Болт крепления шкива коленчатого вала11-16 (1,1-1,6)
    Стяжной болт коленчатого вала (храповик)170-220 (17-22)
    Болт крепления упорного фланца распределительного вала11-16 (1,1-1,6)
    Болт крепления зубчатого колеса распределительного вала55-60 (5,5-6,0)
    Гайка крепления стойки оси коромысел35-40 (3,5-4,0)
    Болт крепления крышки коромысел4,5-8,0 (0,45-0,8)
    Гайка крепления выпускного коллектора к впускной трубе44-56 (4,4-5,6)
    Гайка крепления впускной трубы и выпускного коллектора к головке блока40-56 (4,0-5,6)
    Гайка крепления масляного картера12-15 (1,2-1,5)
    Гайка крепления масляного насоса18-25 (1,8-2,5)
    Болт крепления привода распределителя зажигания6,0-8,0 (0,6-0,8)
    Гайка крепления крышки коренного подшипника100-110 (10-11)
    Гайка крепления масляного фильтра12-18 (1,2-1,8)
    Болт крепления топливного насоса12-18 (1,2-1,8)
    Гайка крепления фильтра тонкой очистки топлива12-18 (1,2-1,8)
    Гайка крепления водяного насоса18-25 (1,8-2,5)
    Болт крепления шкива водяного насоса12-18 (1,2-1,8)
    Болт крепления картера сцепления28-36 (2,8-3,6)
    Гайка крепления картера сцепления40-56 (4,0-5,6)
    Болт крепления нажимного диска сцепления20-25 (2,0-2,5)
    Гайка крепления кронштейна генератора44-62 (4,4-6,2)
    Гайка крепления генератора44-56 (4,4-5,6)
    Свеча зажигания30-40 (3,0-4,0)
    Болт крепления вентилятора14-18 (1,4-1,8)
    Номинальные моменты затяжки резьбовых соединений*
    Диаметр резьбы Момент затяжки
    М66-8 (0,6-0,8)
    М814-18 (1,4-1,8)
    М1028-36 (2,8-3,6)
    М1250-62 (5,0-6,2)

    * для резьбовых соединений к которым не предъявляются жесткие требования. В некоторых изданиях ещё употребляется фраза: «Для остальных резьбовых соединений моменты затяжки следующий»

    Затяжка ГБЦ д 240 — момент затяжки

    Ослабление усилия затяжки.

    Затяжка болтов ГБЦ д 240 на тракторах МТЗ 80-МТЗ-82 производится после установки ГБЦ или периодической протяжки. Периодически необходимо потягивать головку блока цилиндров через каждые 1000 м/часов пробега трактора. В процессе эксплкатации происходит постоянное тепловое расширение деталей двигателя. Они подвергаются возникающим нагрузкам. Это приводит к ослаблению крепления ГБЦ.

    • Прокладка головки блока сдавливается
    • Просаживаются посадочные места головок крепежных болтов.
    • Крепежные болты растягиваются.

    В результате происходит ослабление прижатия ГБЦ к блоку цилиндров. И как следствие происходит прорыв отработанных газов из камеры сгорания. Газы имеют высокую температуру, Она может достигать выше 1000 градусов. Прокладка в местах прорыва газов прогорает. В результате приходится снимать головку блока для замены прокладки.

    Установка прокладки ГБЦ д 240

    Перед установкой прокладки необходимо тщательно очистить поверхности головки и блока цилиндров. От грязи и возможных остатков старой прокладки. Очищать поверхности лучше при помощи ножа. Он не повредит поверхности. Нельзя этого делать наждачной бумагой и тем более лепестковыми кругами. После их применения поверхности придут в негодность. Их необходимо будет фрезеровать. Даже незначительные углубления приведут к прорыву газов. А наждаком и даже металлической щеткой на болгарке их очень легко сделать.

    В сучае если на двигателе установлена турбина. Требуется устанавливать фторопластовые кольца.

    Турбина создает повышенное давление в камере сгорания. В результате чего увеличивается температура сжимаемого воздуха и его количество. Увеличивается и температура горения топлива в камере сгорания. Фторопластовые кольца выдерживают повышенные температуры. И защищают металлические части прокладки от прогорания.

    Ставятся они очень просто. Наружные кромки колец имеют углубление. Его необходимо расширить. Получится паз. Этот паз устанавливается в прокладку по кругу. Лишний конец кольца обрезается.

    Установка головки блока

    Перед установкой необходимо:

    1. Внимательно осмотреть поверхности головки.
    2. Проверить плоскость головки. Поверить плоскость головки при помощи линейки. Если есть неплотные прилегания , измерить их глубину при помои щупа. Проще говоря щуп толщиной 0,1 мм не должен проходить между линейкой и поверхностью головки.
    3. Осмотреть посадочные места головок крепежных болтов. На наличие трещин. И в случае их обнаружения в эти места подвергнуть фрезеровке. Чтобы трещины не продолжали расти. Снятую при фрезеровке поверхность компенсировать увеличенными шайбами.
    4. Если головки сняты требуется снять клапана. Для замены масло отражательных колпачков притирки клапанов. И осмотра седел и меж клапанных перегородок на наличие трещин

    Если все в порядке головка устанавливается на прокладку. Вставляются крепежные болты.

    Момент затяжки гбц д 240

    затяжка ГБЦ д 240 производится в несколько этапов

    1. Требуется закрутить крепежные болты до их соприкосновения с поверхностью головки. На этом этапе не нужно прилагать большого усилия закручивания. Достаточно просто от руки довернуть все болты до своего места. Потому что головка должна сесть на свое место без перекосов. Обязательно требуется проверить что под головку ничего не попало. Трос, шланги, провода. Открученные кронштейны.
    2. Необходимо произвести предварительную затяжку болтов с моментом затяжки равным половине требуемого усилия. Это приблизительно 100 Н*М. Затяжку требуется произвести при помощи динамометрического ключа. Это условие считается обязательным. Динамометрический ключ не только позволяет установить требуемое усилие затяжки. Но еще пожалуй самое главное его преимущество. Заключается в том. Что это усилие будет одинаковым для всех болтов. Если головка не прижата с нужным усилием. То что болты затянуты равномерно важнее. Затяжка должна производиться строго по порядку согласно схемы затяжки
    3. Окончательная затяжка ГБЦ д 240 производится с усилием 200 Н*м. Строго по порядку затяжки
    Читать еще:  Где находится сливная пробка антифриза

    Порядок затяжки ГБЦ д 240

    Порядок затяжки предусматривает в какой очередности должен затягиваться каждый болт головки блока цилиндров предоставлен в виде следующей схемы

    Схема затяжки гбц д 240

    После того как головка полностью затянута устанавливаются коромысла и производится регулировка клапанов. Подробно регулировка клапанов описана в этой статье.

    Умз 4216 моменты затяжки

    Момент затяжки гаек 4216, диаметр гильз 100мм

    на всякий случай последовательность затяжки гаек ГБЦ ЗМЗ 402

    Блок цилиндров двигателя УМЗ-4216 отлит из алюминиевого сплава заодно с чугунными гильзами цилиндров. Номинальный диаметр гильз 100 мм. Для более равномерного охлаждения гильз в межцилиндровых перемычках блока предусмотрены протоки для прохода охлаждающей жидкости.

    Блок цилиндров, головка блока цилиндров, кривошипно-шатунный механизм двигателя УМЗ-4216, устройство.

    Головка блока цилиндров двигателя УМЗ-4216 из алюминиевого сплава со вставленными седлами и направляющими втулками клапанов. Блок цилиндров и головка блока разделены прокладкой из асбестового полотна, армированного металлическим каркасом. Толщина прокладки в сжатом состоянии 1,5 мм. Для совмещения отверстий подвода масла на блоке цилиндров и прокладке, она должна устанавливаться выступом в сторону картера сцепления.

    Каталожные номера деталей и узлов блока цилиндров двигателя УМЗ-4216.

    После обкатки автомобиля, через 2000 километров пробега, и после каждого снятия головки блока цилиндров необходимо производить подтяжку гаек крепления головки с использованием динамометрического ключа. Подтяжку надо производить только на холодном двигателе.

    Для обеспечения равномерного и плотного прилегания прокладки к головке блока и на блок цилиндров, затяжку гаек производить в последовательности указанной на рисунке ниже, в два приема. Первый раз — предварительно с меньшим усилием, момент затяжки 5,0-6,5 кгсм, второй раз — окончательно, момент затяжки 9,0-9,5 кгсм.

    Порядок подтяжки гаек головки блока цилиндров двигателя УМЗ-4216.

    Каталожные номера деталей и узлов головки блока цилиндров двигателя УМЗ-4216.

    Кривошипно-шатунный механизм двигателя УМЗ-4216, устройство.

    Коленчатый вал двигателя УМЗ-4216 пятиопорный, отлит из высокопрочного чугуна. В шатунных шейках имеются полости для дополнительной центробежной очистки масла. Моторное масло от коренных шеек в полости шатунных подводиться через сверленые каналы. К коренным шейкам масло поступают из каналов блока цилиндров. Передний конец коленчатого вала уплотняется самоподжимным сальником, работающим по наружной поверхности ступицы шкива коленчатого вала.

    Передний конец коленчатого вала двигателя УМЗ-4216.

    Усилие, направленное вдоль оси коленчатого вала при выключении сцепления, воспринимается упорными подшипниками, установленными на передней опоре коленчатого вала. Задний конец коленчатого вала также уплотняется самоподжимным сальником, работающим по цилиндрическому хвостовику диаметром 80 мм.

    Уплотнение заднего конца коленчатого вала двигателя УМЗ-4216 с элементами уплотнения картера сцепления.

    Каталожные номера деталей и узлов кривошипно-шатунного механизма двигателя УМЗ-4216.

    Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала.

    Вкладыши подшипников коленвала изготовлены из стальной ленты, залитой антифрикционным сплавом на основе алюминия.

    Маховик.

    Маховик двигателя УМЗ-4216 чугунный, со стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером, крепиться к торцу коленчатого вала семью самостопорящимися болтами. Коленчатый вал отбалансирован в сборе с маховиком и сцеплением.

    Шатуны.

    Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения. В верхние головки шатунов запрессованы тонкостенные втулки из оловянистой бронзы. Для смазки поршневого пальца в верхней головке шатуна имеется отверстие, совпадающее с отверстием во втулке. Стопорение гаек шатунных болтов и шпилек крепления крышек коренных подшипников выполнено анаэробным герметиком. В случае разборки указанных соединений необходимо тщательно удалить нанесенный герметик. При сборке на резьбовые части болта следует нанести свежий герметик и произвести затяжку соединения.

    Поршневые пальцы.

    Плавающего типа, пустотелые, стальные.

    Поршни двигателя УМЗ-4216.

    Поршни выполнены из алюминиевого сплава. В верхней части поршня имеется три канавки для поршневых колец. Юбка поршня в горизонтальном сечении имеет овальную форму. Большая ось овала перпендикулярна оси бобышек под поршневой палец. В вертикальном сечении юбка имеет так называемый бочкообразный профиль.

    Поршневые кольца.

    Устанавливаются по три на каждом поршне. Два компрессионных и одно маслосъемное. Кольца изготовлены из специального чугуна. Наружная поверхность верхнего компрессионного кольца имеет бочкообразный профиль и хромовое покрытие. Второе компрессионное кольцо имеет фосфатное покрытие темного цвета. На верхнем торце кольца имеется метка TOP. Рабочая поверхность кольца коническая с большим диаметром у нижнего торца кольца. Угол наклона образующей конуса 1 градус -1 градус 50 минут.

    Маслосъемное кольцо с двумя хромированными выступами на рабочей поверхности. Маслосъемное кольцо имеет радиальный расширитель в виде браслетной пружины. При установке колец на поршень стыки колец должны быть разведены по отношению друг к другу на 120 градусов.

    Моменты затяжки резьбовых соединений ГАЗель.
    Наименование соединения
    Моменты затяжки кгс • м
    Свечи зажигания3,0–3,5

    Двигатели ЗМЗ-402.

    Гайки крепления головки блока цилиндров
    8,3–9,0
    Гайки крепления болтов шатунов6,8–7,5
    Гайки крепления крышек коренных подшипников10,0–11,0
    Гайки крепления маховика7,6–8,3
    Гайки крепления картера сцепления к блоку цилиндров2,8–3,6
    Болт шкива коленчатого вала17–22
    Болты крепления нажимного диска сцепления2,0–2,5
    Гайки крепления впускного трубопровода и выпускного коллектора1,5–3,0
    Гайки крепления поддона картера1,2–2,0
    Болт крепления датчика-распределителя зажигания0,6–0,8

    Двигатели ЗМЗ-405, -406.

    Болты крепления головки блока цилиндров:
    Гайки крепления болтов шатунов6,8–7,5Болты крепления крышек коренных подшипников10,0–11,0Болты крепления маховика7,2–8,0Болты крепления картера сцепления4,2–5,1Болт шкива коленчатого вала10,4–12,0Болты крепления нажимного диска сцепления2,0–2,5Болты крепления крышек распределительных валов1,9–2,3Болты крепления звездочек распределительных валов5,6–6,2Болты крепления крышки клапанов0,5–0,8Гайки крепления впускной трубы, болты крепления усилителя картера сцепления2,9–3,6Болты крепления шкива насоса охлаждающей жидкости, передней крышки головки цилиндров, крышки цепи, корпуса термостата2,2–2,7Болты крепления задней крышки блока цилиндров, поддона картера1,2–1,8Гайки крепления выпускного коллектора2,0–2,5

    Двигатели УМЗ-4215.

    Гайки крепления крышек коренных подшипников12,5–13,6
    Гайки болтов крышек шатунов6,8–7,5
    Гайки крепления стоек оси коромысел3,5–4,0
    Штуцер крепления масляного фильтра8,0–9,0
    Масляный фильтр2,0–2,5
    Гайки крепления головки блока цилиндров9,0–9,4
    Гайки крепления поддона картера1,0–1,2
    Болты крепления маховика8,0–9,0
    Болты крепления диска сцепления2,0–3,0

    Трансмиссия.

    Гайки крепления фланцев валов раздаточной коробки*
    20–28
    Болты крепления картеров коробки передач1,4–1,8
    Болты крепления переднего и заднего картеров и крышек раздаточной коробки*1,2–1,8
    Гайки крепления карданной передачи к раздаточной коробке*, переднему* и заднему мостам2,7–3,0
    Болт крепления шлицевой вилки заднего карданного вала**5,0–5,6
    Гайки крепления ведущих фланцев переднего моста*11–12,5
    Гайки крепления рычага поворотного кулака*11–12,5
    Гайки крепления цапфы*11–12,5
    Болты крепления редуктора заднего моста с балкой типа банджо5,5–7,0
    Гайка крепления фланца ведущей шестерни переднего и заднего мостов16,0–20,0

    Ходовая часть.

    Болты затяжки резинометаллических втулок
    12,0–15,0
    Гайки стремянок рессор12,0–15,0
    Гайки резервуара амортизаторов9,0–15,0
    Гайки крепления колес30,0–38,0
    Гайки стопорных штифтов шкворней поворотных кулаков*3,2–3,6

    Рулевое управление.

    Гайки крепления шаровых шарниров рулевых тяг
    7,0–10,0
    Болты крепления поворотных рычагов к поворотным кулакам11,0–12,5
    Болты хомутов поперечной рулевой тяги1,4–1,8
    Гайки крепления кронштейна рулевого механизма к лонжерону2,8–3,6
    Болты крепления рулевого механизма к кронштейну4,4–6,2
    Гайка крепления рулевого колеса6,5–8,0
    Гайка крепления рулевой сошки10,5–14,0
    Гайки крепления клиньев карданных вилок1,8–2,5

    Тормозное управление.

    Болты крепления тормозных скоб к поворотным кулакам
    10,0–12,5
    Болты крепления тормозных щитов5,0–6,2
    Болты крепления колесных цилиндров1,4–2,0
    Гайки крепления главного цилиндра к вакуумному усилителю2,4–3,6
    Гайки крепления вакуумного усилителя1,2–1,7

    Кузов фургонов и автобусов.

    Моменты затяжки коренных и шатунных шеек

    Содержание 1

    Таблица размеров и регулировочных параметров 2

    Моменты затяжки резьбовых соединений 10

    Снятие и установка двигателя 12

    Разборка и сборка двигателя 12

    Головка блока цилиндров 13

    Крышка газораспределительного механизма 24

    Поршни и шатуны 27

    Блок цилиндров 33

    Коленчатый вал и маховик 36

    Ступица и шкив коленчатого вала 42

    Задний фланец коленчатого вала сальник и фланец сальника 43

    Передний сальник коленчатого вала 44

    Газораспределительный механизм 45

    Гидравлические уравнительные элементы толкателей клапанов 51

    Таблица размеров и регулировочных параметров

    Дизельный двигатель с предкамерой и ТНВД фирмы Bosch

    Порядок работы цилиндров:

    Диаметр отверстий цилиндров — все двигатели

    Ход поршня — все двигатели

    Степень сжатия — все двигатели

    5-цилиндровый двигатель до конца 1990 года

    62 кВт (84 л. с. ) при 4600 об/мин

    5-цилиндровый двигатель с начала 1991 года

    69 кВт (94 л. с. )при 4600 об/мин

    80 кВт (109 л.с.) при 4600 об/мин

    Максимальный крутящий момент:

    5-цилиндровый двигатель до конца 1990 года

    154 Нм при 2800 об/мин

    5-цилиндровый двигатель с начала 1991 года

    158 Нм при 2600 — 3100 об/мин

    185 Нм при 2800 об/мин

    Максимальное число оборотов — все двигатели

    Подшипники коленчатого вала:

    6 подшипников скольжения

    7 подшипников скольжения

    Расположение распределительного вала

    В головке блока цилиндров

    Замкнутая система с водяным насосом и термостатом

    Вентилятор системы охлаждения — все двигатели

    Пластмассовый вентилятор с вискомуфтой

    Замкнутая система смазки под давлением с шестеренчатым насосом

    Комбинированный полнопроточный фильтр и фильтр тонкой очистки

    Сухой фильтр с бумажным элементом

    Фазы газораспределения с новой цепью привода газораспределительного механизма

    впускной клапан открывается

    впускной клапан закрывается

    выпускной клапан открывается

    выпускной клапан закрывается

    Фазы газораспределения с не новой цепью привода газораспределительного механизма (после 20000км)

    впускной клапан открывается

    впускной клапан закрывается

    выпускной клапан открывается

    выпускной клапан закрывается

    Блок цилиндров

    группа с буквой А

    87,000 — 87,006 мм

    группа с буквой Х

    более 87,006 — 87,012 мм

    группа с буквой В

    более 87,012 — 87,018 мм

    Максимальный износ в продольном или поперечном направлениях

    Допустимая некруглость и конусность:

    в новом состоянии

    Допустимая глубина шероховатостей

    Места измерении отверстии

    Верхний край, середина и нижний край отверстия в продольном и в поперечном направлениях(всего 6 мест)

    Картер двигателя (блок цилиндров)

    Общая высота блока, новый

    300,00 — 299,95 мм

    Минимальная высота после необходимой перешлифовки

    меньше на 0,10 мм

    Допустимое отклонение от плоскости разделительных (сопрягаемых) поверхностей

    в продольном направлении

    в поперечном направлении

    Максимальное отклонение от параллельности между верхней и нижней плоскостями

    Давление выпрессовки воздуха

    Коленчатый вал

    Допуски при обработке

    Допустимое отклонение от окружности шатунных икоренных шеек

    Допустимая конусность шатунных шеек

    Допустимая конусность коренных шеек

    Допустимое осевое биение установленногоподшипника

    Радиус выступания на коренных шейках

    Радиус выступания на шатунных шейках

    Допустимое радиальное биение заднего фланца коленчатого вала

    Допустимое осевое биение заднего фланца коленчатого вала

    Допустимое биение коренных шеек коленчатого вала:

    коренные шейки II и IV

    коренная шейка III

    * Коленчатый вал вложен коренными шейками № I и IV (двигатель 602) или I и VII (двигатель 603) в призмы, вал проворачивается

    Твердость коренных и шатунных шеек — новые шейки

    Допустимый дисбаланс коленчатого вала

    Диаметр коренных шеек коленчатого вала

    57,950 — 57,965 мм

    1 ремонтный размер

    57,700 — 57,715 мм

    2 ремонтный размер

    57,450 — 57,465 мм

    3 ремонтный размер

    57,200 — 57,215 мм

    4 ремонтный размер

    56,950 — 56,965 мм

    Ширина шейки на установочном подшипнике

    26,520 — 26,500 мм (24,520 — 24,50 с 1985 г.)

    26,620 — 26,600 мм

    1 ремонтный размер

    26,720 — 26,700 мм

    2 ремонтный размер

    26,920 — 26,900 мм

    3 ремонтный размер

    27,020 — 27,000 мм

    Диаметр шатунных шеек

    47,950 — 47,965 мм

    1 ремонтный размер

    47,700 — 47,715 мм

    2 ремонтный размер

    47,450 — 47,460 мм

    3 ремонтный размер

    47,200 — 47,215 мм

    4 ремонтный размер

    46,950 — 46,965 мм

    Ширина шатунной шейки

    27,960 — 28,044 мм

    Отверстия для подшипников:

    62,500 — 62,519 мм

    51,600 — 51,619 мм

    Допустимое отклонение от окружности отверстий подшипников

    Радиальный люфт в подшипниках:

    Осевой люфт подшипника:

    Вкладыши подшипников

    Коренной / Шатунный подшипник, мм

    1 ремонтный размер

    2 ремонтный размер

    3 ремонтный размер

    4 ремонтный размер

    Допустимое смещение отверстия для шатунного подшипника относительно отверстия для втулки шатуна на длине 100 мм

    Допустимое отклонение от параллельности оси, проведенной из отверстия для шатунного подшипника к отверстию для втулки шатуна на длине 100 мм

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты