Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
Обслуживание системы смазки двигателя ЗМЗ-4021 заключается в периодической проверке уровня масла в картере и общей герметичности системы смазки. Через каждые 10 000 километров пробега следует менять моторное масло в системе смазки и фильтрующий элемент масляного фильтра.
Уход и обслуживание системы смазки ЗМЗ-4021.
Емкость системы смазки двигателя ЗМЗ-4021 составляет шесть литров. Масло в двигатель заливается через маслозаливную горловину, расположенную на крышке коромысел и закрываемую крышкой с уплотнительной резиновой прокладкой. Уровень масла контролируется по меткам «П» и «О» на стержне указателя уровня.
Уровень масла проверяют при неработающем двигателе по меткам на стержне указателя, через несколько минут после заливки или спустя 10-15 минут после остановки двигателя. Рекомендуется поддерживать уровень масла около метки «П», не превышая ее. Понижение уровня масла ниже метки «О» опасно, так как при этом прекращается подача масла в систему и возможно выплавление подшипников. Расстояние между метками «П» и «О» в двигателе ЗМЗ-4021 соответствует объему масла около двух литров.
После замены масла нужно запустить двигатель, дать ему поработать несколько минут и затем проверить уровень масла. Сливать масло для замены нужно только на горячем двигателе, сняв крышку маслоналивной горловины. В этом случае масло имеет меньшую вязкость и хорошо стекает.
При смене масла следует также провести обслуживание масляного фильтра, слить отстой, очистить внутреннюю поверхность его корпуса и стержень, сменить фильтрующий элемент, который перед установкой необходимо пропитать чистым моторным маслом. Фильтрующий элемент НАМИ-ВГ-10, РЕГОТМАС-412-1-05 или РЕГОТМАС-412-1-06 должен иметь диаметр 71 мм и высоту 156 мм.
При переводе двигателя ЗЗ-4021 на другую марку моторного масла необходимо промыть систему смазки специальным промывочным маслом или свежим маслом той же марки, на котором в дальнейшем будет эксплуатироваться двигатель.
Для этого из картера прогретого двигателя надо слить старое масло, залить на 2-4 мм выше метки «О» на указателе уровня масла промывочное масло, запустить двигатель и дать ему поработать на режиме холостого хода около 15 минут, затем заглушить двигатель, слить масло из картера, заменить фильтрующий элемент и залить свежее масло. Доливку масла во время эксплуатации производить только той марки, какая залита в двигатель.
Контроль давления масла и нормальное давление в системе смазки двигателя ЗМЗ-4021.
Давление масла определяется по указателю на щитке приборов, датчик которого ввернут в блок цилиндров. Нормальное давление в системе смазки двигателя ЗМЗ-4021 при скоростях движения автомобиля примерно 50 км/ч, должно быть в пределах 2-4 кгс/см2. Оно может повыситься на не прогретом двигателе до 450 кПа (4.5 кгс/см2) и упасть в жаркую погоду до 150 кПа (1.5 кгс/см2).
Уменьшение давления масла при средней частоте вращения коленвала ниже 100 кПа (1 кгс/см2) и при малой частоте вращения холостого хода ниже 50 кПа (0.5 кгс/см2) свидетельствует о неисправностях в системе смазки двигателя или о чрезмерном износе подшипников коленчатого и распределительного валов.
Кроме этого, система смазки двигателя снабжена сигнальной лампой аварийного давления масла, датчик которой ввернут в отверстие в нижней части фильтра. Сигнальная лампа находится на панели приборов и загорается красным светом при понижении давления в системе ниже 40-80 кПа (0.4-0.8 кгс/см2).
Эксплуатировать автомобиль с горящей сигнальной лампой аварийного давления масла нельзя. Допустимо лишь кратковременное свечение лампы при малой частоте вращения холостого хода и при резком торможении.
Если система исправна, то при некотором повышении частоты вращения лампа гаснет. В случае занижения или завышения давления масла от приведенных выше величин следует в первую очередь проверить исправность датчиков указателей.
Двигатель ЗМЗ 402 Волга, ГАЗель
Краткое описание
Двигатель ЗМЗ 402 разрабатывался и производился для установки на автомобили ГАЗ-24 Волга, ГАЗ-3110 Волга, Газель.
Особенности. Сам мотор представляет собой немного доработанный двигатель ГАЗ-24Д. Модернизации коснулись головка блока цилиндров, масленый насос, выпускной коллектор. На двигателе установлен иной распределительный вал с увеличенным подъемом клапанов на 0,5 мм (9,5 мм вместо 9,0мм). 402-ой двигатель имеет архаичную конструкцию 50х годов. В двигателе нижнее расположение распредвала, который посредствам дюралюминиевых штанг через коромысла толкает клапаны. Вместо заднего сальника коленвала используется набивка, которая становится частой причиной потери масла из-за особенностей конструкции и некачественной сборки двигателя.
В целом ЗМЗ 402 простой и надежный мотор по меркам 70-х и даже 80-х годов. Он прост в обслуживании, неприхотлив, без проблем переваривает не самое хорошее топливо и обладает огромной ремонтопригодностью. За всю свою жизнь (вплоть до 2006 года) мотор претерпевал самые разные изменения и существует несколько вариантов его исполнения (см. ниже).
Ресурс двигателя ЗМЗ 402 нельзя назвать впечатляющим, но и небольшим его не назовешь. Если все делать правильно и вовремя, не крутить двигатель до высоких оборотов, следить за течами масла и вовремя их устранять, то мотор спокойно выхаживает 250 тыс. км и более. На смену ЗМЗ 402 пришел новый мотор — более мощный и экономичный ЗМЗ 406.
Характеристики двигателя ЗМЗ 402 Волга, ГАЗель
Параметр | Значение |
---|---|
Конфигурация | L |
Число цилиндров | 4 |
Объем, л | 2,445 |
Диаметр цилиндра, мм | 92,0 |
Ход поршня, мм | 92,0 |
Степень сжатия | 6,7 (8,2) |
Число клапанов на цилиндр | 2 (1-впуск; 1-выпуск) |
Газораспределительный механизм | OHV |
Порядок работы цилиндров | 1-2-4-3 |
Номинальная мощность двигателя / при частоте вращения коленчатого вала | 66,2 кВт — (90 л.с.) / 4800 об/мин (73,5 кВт — (100 л.с.) / 4800 об/мин) |
Максимальный крутящий момент / при частоте вращения коленчатого вала | 172 Н•м / 2500 об/мин (182 Н•м / 2500 об/мин) |
Система питания | Карбюратор К-151, К-126 |
Рекомендованное минимальное октановое число бензина | 76 (92) |
Экологические нормы | Евро 0 |
Вес, кг | 180 |
Конструкция
Четырехтактный четырехцилиндровый бензиновый карбюраторный с контактным распределителем зажигания, с рядным расположением цилиндров и поршнями, вращающими один общий коленчатый вал, с нижним расположением одного распределительного вала. Двигатель имеет жидкостную систему охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией. Система смазки – под давлением и разбрызгиванием.
Блок цилиндров алюминиевый с мокрыми чугунными гильзами. Поршни алюминиевые. ГБЦ восьмиклапанная, отлита из алюминия. Клапаны оснащаются одной пружиной и приводятся в действие через коромысла.
Модификации
ЗМЗ 402.10 – самый массовый двигатель со степенью сжатия 8.2, использует 92-й бензин. Применялся для установки на всех автомобилях Волга (ГАЗ-24, ГАЗ-2410, ГАЗ-3102, ГАЗ-31029, ГАЗ-3110 ранних выпусков);
ЗМЗ 4021.10 — вариант со сниженной степенью сжатия до 6.7, под 76-й бензин;
ЗМЗ 4022.10 — форкамерный двигатель. Мотор очень редкий имеет массу отличий и, по сути, является экспериментальным, поэтому в 1992 году, производство форкамерных двигателей было прекращено по причине дороговизны производства и неудовлетворительных показателей;
ЗМЗ 4025.10 — предназначен для автомобилей семейства Газель (тот же 4021.10);
ЗМЗ 4026.10 — предназначен для автомобилей семейства Газель (тот же 402.10).
Обслуживание
Замена масла в двигателе ЗМЗ 402 Замена масла в производится каждые 10 тыс. км. Объем масла в двигателе — 6 литров. При замене вместе с масленым фильтром понадобится около 5,8 литра. Масло подходящее по SAE 5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-40 (многие автовладельцы рекомендуют лить полусинтетическое масло, а использование жидких масел и синтетики ведет к излишним течам).
Регулировка клапанов Регулировать зазоры необходимо раз в 15 тыс. км. Для выпускных клапанов нормальный тепловой зазор в пределе 0,4 — 0,45 мм. Для впускных клапанов первого и четвёртого цилиндра — 0,35 — 0.4 мм. Зазор клапанов второго и третьего цилиндра составляет 0,4 — 0.45 мм.
замена масла в двигателе ЗМЗ 402
Моторное масло со временем теряет свои защитные и смазывающие свойства. В него попадают продукты сгорания топлива и металлическая стружка, а присадки выгорают под воздействием высоких температур. Замена масла в двигателе ЗМЗ 402 реже, чем через 10000 км пробега, сильно уменьшает моторесурс агрегата.
Выбор масла
Производитель рекомендует использовать моторные масла, которые имеют следующие показатели по стандарту SAE, определяющему текучесть (вязкость) смазки :
- 5W-30;
- 10W-30;
- 5W-40;
- 10W-40;
- 5W-40.
В двигатель желательно заливать минеральное или полусинтетическое масло российских и зарубежных производителей. При использовании более жидких или синтетических можно столкнуться с появлением течи через сальники или уплотнительные прокладки.
Важно: минеральное масло стоит использовать только в летнее время. Зимой нужно заливать «полусинтетику», которая меньше загустевает на морозе.
Сколько масла лить в ЗМЗ 402?
В системе смазки двигателя содержится 6 литров масла. При замене часть его неизбежно остается в масляных каналах и картере. Поэтому после слива масла с демонтажом масляного фильтра в мотор войдет примерно 5,7 литра.
Шести литров достаточно для замены и последующей доливки во время эксплуатации. Если сальники и кольца изношены, имеет смысл сразу купить дополнительный объем масла. Количество зависит от состояния мотора.
Расходники
Для замены понадобится:
- 6 литров масла;
- сменный элемент масляного фильтра;
- прокладка под пробку маслосливного отверстия;
- резиновое уплотнение крышки фильтра.
Инструмент
Перед началом работ нужно подготовить набор гаечных ключей, воронка и емкость для слива масла. Для удаления остатков масла вокруг маслосливных отверстий и с корпуса фильтра понадобится чистая ветошь.
Работы проводятся на смотровой яме, эстакаде или подъемнике.
Подготовка
Масло обладает достаточной текучестью лишь после прогрева двигателя до рабочей температуры. Замена на холодном моторе ведет к тому, что много старого грязного масла останется в системе. Поэтому перед заменой нужно завести мотор и дождаться, пока датчик температуры охлаждающей жидкости не подойдет к отметке 80 градусов.
Смена типа смазки (переход с «минералки» на «синтетику» или наоборот) требует обязательной промывки системы. Для этого используются специальные моющие присадки или масла. Для быстрой промывки достаточно залить в прогретый мотор специальное средство и дать ему поработать на холостых оборотах 10-15 минут.
В случаях, когда нужно очистить масляные каналы и детали двигателя от нагара и других загрязнений, используется щадящая промывка. Она требует больше времени — для очистки нужно залить жидкость и проехать 100-150 километров.
Порядок работ по замене масла
Машину с прогретым мотором нужно установить на яму или эстакаду и подложить под колеса противооткатные башмаки. Замена масла в двигателе ЗМЗ 402 выполняется следующим образом:
- открутить болты крепления защиты картера (при наличии таковой);
- демонтировать пластину защиты;
- открыть заливную горловину на головке мотора;
- подставить емкость для отработанного масла под сливное отверстие в поддоне двигателя;
- ключом на 24 открутить сливную пробку;
- дождаться, пока масло полностью стечет из картера;
- ключам на 14 открутить болт крепления крышки масляного фильтра;
- снять крышку и извлечь фильтрующий элемент;
- протереть ветошью крышку и корпус фильтра;
- установить новую прокладку и фильтрующий элемент;
- закрыть крышку фильтра и затянуть болт крепления;
- протереть ветошью пробку и картер вокруг маслосливного отверстия;
- установить на пробку новую прокладку;
- затянуть сливную масляную пробку;
- закрепить защиту картера и затянуть болты;
- используя воронку, залить 5 литров масла в двигатель;
- дождаться, пока масло стечет в поддон;
- проверить уровень щупом;
- завести мотор и дождаться, пока погаснет лампа давления масла;
- заглушить двигатель;
- убедиться в отсутствии протечек в районе маслосливной пробки и крышки масляного фильтра;
- проверить уровень масла и при необходимости долить его;
- залить крышку маслозаливной горловины
На этом замена масла в двигателе ЗМЗ 402 завершена и машина готова к эксплуатации.
замена масла в двигателе ЗМЗ 402
Моторное масло со временем теряет свои защитные и смазывающие свойства. В него попадают продукты сгорания топлива и металлическая стружка, а присадки выгорают под воздействием высоких температур. Замена масла в двигателе ЗМЗ 402 реже, чем через 10000 км пробега, сильно уменьшает моторесурс агрегата.
Выбор масла
Производитель рекомендует использовать моторные масла, которые имеют следующие показатели по стандарту SAE, определяющему текучесть (вязкость) смазки :
- 5W-30;
- 10W-30;
- 5W-40;
- 10W-40;
- 5W-40.
В двигатель желательно заливать минеральное или полусинтетическое масло российских и зарубежных производителей. При использовании более жидких или синтетических можно столкнуться с появлением течи через сальники или уплотнительные прокладки.
Важно: минеральное масло стоит использовать только в летнее время. Зимой нужно заливать «полусинтетику», которая меньше загустевает на морозе.
Сколько масла лить в ЗМЗ 402?
В системе смазки двигателя содержится 6 литров масла. При замене часть его неизбежно остается в масляных каналах и картере. Поэтому после слива масла с демонтажом масляного фильтра в мотор войдет примерно 5,7 литра.
Шести литров достаточно для замены и последующей доливки во время эксплуатации. Если сальники и кольца изношены, имеет смысл сразу купить дополнительный объем масла. Количество зависит от состояния мотора.
Расходники
Для замены понадобится:
- 6 литров масла;
- сменный элемент масляного фильтра;
- прокладка под пробку маслосливного отверстия;
- резиновое уплотнение крышки фильтра.
Инструмент
Работы проводятся на смотровой яме, эстакаде или подъемнике.
Подготовка
Масло обладает достаточной текучестью лишь после прогрева двигателя до рабочей температуры. Замена на холодном моторе ведет к тому, что много старого грязного масла останется в системе. Поэтому перед заменой нужно завести мотор и дождаться, пока датчик температуры охлаждающей жидкости не подойдет к отметке 80 градусов.
Смена типа смазки (переход с «минералки» на «синтетику» или наоборот) требует обязательной промывки системы. Для этого используются специальные моющие присадки или масла. Для быстрой промывки достаточно залить в прогретый мотор специальное средство и дать ему поработать на холостых оборотах 10-15 минут.
В случаях, когда нужно очистить масляные каналы и детали двигателя от нагара и других загрязнений, используется щадящая промывка. Она требует больше времени — для очистки нужно залить жидкость и проехать 100-150 километров.
Порядок работ по замене масла
- открутить болты крепления защиты картера (при наличии таковой);
- демонтировать пластину защиты;
- открыть заливную горловину на головке мотора;
- подставить емкость для отработанного масла под сливное отверстие в поддоне двигателя;
- ключом на 24 открутить сливную пробку;
- дождаться, пока масло полностью стечет из картера;
- ключам на 14 открутить болт крепления крышки масляного фильтра;
- снять крышку и извлечь фильтрующий элемент;
- протереть ветошью крышку и корпус фильтра;
- установить новую прокладку и фильтрующий элемент;
- закрыть крышку фильтра и затянуть болт крепления;
- протереть ветошью пробку и картер вокруг маслосливного отверстия;
- установить на пробку новую прокладку;
- затянуть сливную масляную пробку;
- закрепить защиту картера и затянуть болты;
- используя воронку, залить 5 литров масла в двигатель;
- дождаться, пока масло стечет в поддон;
- проверить уровень щупом;
- завести мотор и дождаться, пока погаснет лампа давления масла;
- заглушить двигатель;
- убедиться в отсутствии протечек в районе маслосливной пробки и крышки масляного фильтра;
- проверить уровень масла и при необходимости долить его;
- залить крышку маслозаливной горловины
Характеристики двигателя ЗМЗ-402
* — для двигателей ЗМЗ 4021.10 и 4025.10 ** — вес двигателя для Газели
Неисправности и ремонт двигателя Волга/Газель ЗМЗ-402
Двигатель ЗМЗ-402 один из самых известных и массовых моторов из Заволжья, представляет собой алюминиевый блок, с мокрыми гильзами из чугуна, с нижним расположением распредвала, клапана в движение посредством штанг и коромысел, по сути, это слегка доработанный ЗМЗ 24Д, в котором изменили выпускной коллектор, шпильки ГБЦ, установили распредвал с подъемом 9.5, вместо 9 мм, немного подкорректировалась сама головка, поменяли маслянный насос, а так же изменены другие, менее значимые, вещи. Двигатель ЗМЗ-402 есть высшая точка развития мотора ГАЗ 21, того самого движка конструкции 50-х годов…
Модификации двигателя ЗМЗ 402:
1. ЗМЗ 402.10 — основной и самый распространенный движок, СЖ 8.2, использует 92-й бензин. Используется на Волгах 2. ЗМЗ 4021.10 — мотор со сниженной СЖ до 6.7, под 76-й бензин. Используется на Волгах 3. ЗМЗ 4022.10 — двигатель с с форкамерно-факельным зажиганием. Этот тип мотора отличался другой ГБЦ, впуском, выпуском, другим распредвалом, измененным карбюратором и, в целом, более сложной конструкцией. Все эти нововведения должны были повысить тахнические характеристики, экономичность, токсичность и прочее. На выходе получился конструктивно сложный мотор, экономичность была не столь заметна и требовались дальнейшие работы по его совершенствованию, поэтому в 1992 году, производство форкамерных двигателей было свернуто. 4. ЗМЗ 4025.10 — аналог ЗМЗ 4021.10, но для автомобилей семейства Газель. 5. ЗМЗ 4026.10 — аналог ЗМЗ 402.10, но для автомобилей семейства Газель.
Неисправности двигателей ЗМЗ 402
1. Самым известным слабым местом 402-го движка является задний сальник коленвала, который не что иное, как веревка пропитанная графитовой смазкой, держит она до 2500 об/мин, после превышения данного порога, ее свойства теряются и она начинает гнать масло наружу. Замена сальниковой набивки на ЗМЗ 402 решает все вопросы. 2. Конструкция от карбюратора до головы так же кривая, поэтому на холостых в цилиндры смесь подается не совсем равномерно, отсюда на холостом ходу у ЗМЗ-402 различные дергания, вибрации и прочие прелести жизни.
Вышеназванные неисправности, естественно, не все, это самые основные и наиболее распространенные проблемы, список можно продолжать вечно, но владелец автомобиля с двигателем ЗМЗ-402 должен четко понимать — он обладатель ретро мотора и нужно быть готовым к любым его капризам. Плюсы у двигателя ЗМЗ 402 тоже есть, это простота, живучесть и ремонтопригодность, достать запчасти на Волгу/Газель не проблема в любое время дня и ночь, в любой точке СНГ. Приличный ресурс, если за мотором следить, передвигаться аккуратно и не выкручивать его без причины, то прослужит от 200 и более тыс.км. В общем и целом, по меркам 60-70х годов, мотор хороший, но время идет, все развивается, совершенствуется и по меркам XXI века, его место в музее, куда он и был отправлен в 2006 году. У 402-го движка есть много копий, это двигатели производства УМЗ 451, 414, 417, 421,некоторые из них выпускаются и по сей день, у всех этих моторов был один общий прародитель — ГАЗ 21 и конструкция практически один в один. В 1997 году на ЗМЗ был разработан преемник 402-го — ЗМЗ-406, об этом 16 клапанном моторе читаем здесь.
Тюнинг двигателя Волга/Газель ЗМЗ-402
Форсирование ЗМЗ 402.
ЗМЗ-402 Турбо. Компрессор на 402 мотор
1JZ на Волгу
Двигатель 1JZ-GE / 1JZ-GTE один из самых распространенных вариантов свапа на Волгу, становится без особых проблем, более того, ГАЗ 3102 с завода выпускались с таким мотором, поэтому это самый оптимальный выбор по модернизации вашего ЗМЗ-402, ищите донора, ищите сервис с опытом таких работ (благо их немало), оформляйте переделку и наслаждайтесь существенно возросшей мощностью, экономичностью, тишиной и надежностью легендарного мотора 1JZ.
моторное масло
Тема статьи – моторное масло змз. На яндексе в месяц несколько тысяч запросов на данный предмет. А уж как горячо кипят страсти на форумах, это вообще коррида )). Есть сторонники полусинтетики, есть адепты синтетики, есть крестоносцы до последней капли разума защищающие старую добрую минералку. У каждого своя правда. Я попробую обобщить свои познания и опыт эксплуатации в данной тематике, применительно к ДАННОМУ семейству двигателей.
Подбор вязкости
Для начала посмотрим рекомендации производителя. МаслА вязкостью 10-40, 5-40, 0-40. Наверное, всем известно, что первая цифра косвенно указывает на «прокачиваемость» продукта при низких температурах. Обратите внимание на вторую цифру. Она везде одинакова. Нигде не указана вязкость 5-30. В двух словах попытаюсь объяснить почему.
Двигатели змз очень плохо расточены. Так называемым «групповым способом». То есть с расточки привезли 100 блоков, в них гарантировано должны встать поршни и двигатель должен заработать. Это явление носит на наших заводах педерастическое название – «гарантированность сборки». Зазор в паре поршень-цилиндр в среднем должен быть 6 соток (0.06мм). Четыре сотки это чистый зазор и две-три сотки на хон в цилиндре. Средняя цифра по двигателям змз – 10 соток. Встречались экземпляры до 15 соток. К чему веду разговор? Как ни странно к вязкости масла.
Более жидкие масла для данного двигателя могут оказаться, просто губительны. При таких зазорах, оно просто не будет держаться в паре «поршень-цилиндр». Поэтому заводом и рекомендованы масла данных вязкостей. Завод просто обеспечил себе страховку.
Моторное масло змз, выбор производителя
Уже много-много лет я пользуюсь продуктами концерна Elf-Total. Причин несколько. Начиная с того что это «чистые производители» и ничего не закупается на стороне, заканчивая работой в режиме он-лайн. То есть, если мне понадобится уточнить детали по конкретной канистре, я могу сделать запрос, и мне будет прислан «химанализ» по данной партии» и ее движение по рынку. Также возможно сделать химический анализ по отработке, чтобы можно было по оставшимся продуктам узнать об износе двигателя, достаточен ли интервал замены и другие полезности. Удовольствие это не дешевое, но приятно чувствовать за спиной такую техническую поддержку. Спрашивал о подобном у разных мотористов и сервисов, работающих с другими производителями. Ничего подобного не предлагается и близко.
Страна наша необъятна, поэтому моторное масло змз, должно быть для каждой климатической зоны – своей вязкости. Для средней полосы нашей необъятной родины я предпочитаю вязкость масла 10-40, для северных районов 5-40, для «курортных мест» 0-40. Но будьте внимательны, очень часто мне присылали фотографии мокрых манжет коленвала, поэтому перед применением мАсел 0-40, лучше манжеты поменять, на что-нибудь более фирменное, чем то, что устанавливает завод.
Конечно, рассказывать и расхваливать на словах можно очень долго. Приведу конкретный пример. Привожу фотографию, двигателя моего питерского клиента, который лил масло Elf 10-40, которое я привожу из финки, с момента покупки машины. Пробег на данный момент 90 тысяч километров. Заметьте, что нет ни одного лакового отложения и если бензином смыть масляную пленку, то гбц будет выглядеть почти как новая.
гбц змз 409 после 90 тысяч км
Данная фотография была отправлена мной в фирму производитель, то есть в Elf-Total. Сначала ответа не было, а потом мне позвонили, поблагодарили и спросили: сколько людей работает у меня в компании. Поговорили, я и забыл про это, а через неделю мне было прислано обозначенное количество фирменных комбинезонов. (Знал бы, что никто проверять не будет, сказал бы, что 100 человек).
Моторное масло змз. Маленькая хитрость
Это мне подсказали сами сотрудники Elf. По очень простой американской классификации двигатели змз попадают в категорию – лайт трак. То есть легкие грузовики, или иначе говоря, коммерческий транспорт. А значит, в них можно заливать маслА коммерческой группы. Что это значит, в переводе на русский язык? Это масло, предназначенное для коммерческого транспорта с большими пробегами. Позволяет увеличить интервал от замены до замены. В данных маслАх удвоенный пакет присадок. Недостаток только один: поскольку они используются для двигателей грузовиков, производитель выпускает их в 20 литровых канистрах. То есть данной канистры хватает для заливки в газель или патриот на 3 раза. Поэтому у людей возникает вопрос хранения. В остальном это самый лучший вариант, что по цене за литр масла, что по его характеристикам. Вязкость данного масла 10-40. Название продукта Polytrafic 10w-40. Данный продукт также имеет допуска почти всех ведущих грузовых производителей, как для бензиновых так и для дизельных двигателей.
2020 год
Время идет, мир вокруг нас меняется. Закончилось сотрудничество с брендом Elf-Total. Производство “локализовали”, то есть масло стали “блендировать” (смешивать и разливать) в России. И результат мне не понравился. Я услышал разницу в работе двигателей “до и после” и это мне совершенно не понравилось. Очень давно я работал с маслами наших северных соседей финов, поэтому без проблем перешел на следующий продукт: Neste Turbo LXE 10-40. Обо всех характеристиках данного масла и можно ли его лить в легковые авто, я попытался рассказать в небольшом видео.
Двигатель ЗМЗ 402 ГАЗ, РАФ, Технические Характеристики, Какое Масло Лить, Ремонт Двигателя ЗМЗ 402, Доработки и Тюнинг, Схема Устройства, Рекомендации по Обслуживанию
ЗМЗ-402 – семейство бензиновых 4-цилиндровых двигателей, выпускаемое с 1968 года с последующими модернизациями. Модификации этого мотора устанавливались
- замена масла в двигателе ЗМЗ 402
- Регламент замены масла в ДВС
- Интересные факты
- Выбор масла
- Сколько масла лить в ЗМЗ 402?
- Перечень модификаций ДВС
- Технические характеристики ЗМЗ 402
- Двигатель ЗМЗ-402
- Технические характеристики
- Обслуживание ЗМЗ-402
- Характеристики двигателя ЗМЗ-402
- Обзор неисправностей и способы их ремонта
замена масла в двигателе ЗМЗ 402
Моторное масло со временем теряет свои защитные и смазывающие свойства. В него попадают продукты сгорания топлива и металлическая стружка, а присадки выгорают под воздействием высоких температур. Замена масла в двигателе ЗМЗ 402 реже, чем через 10000 км пробега, сильно уменьшает моторесурс агрегата.
Регламент замены масла в ДВС
Опытные автомобилисты и специалисты рекомендуют менять масло в двигателе ЗМЗ-402 каждые 10-15 тыс. км. При устаревшем моторном масле возникают технические неполадки, которые представлены далее в статье.
Интересные факты
Двигатель ЗМЗ 402 получил довольно широкое распространение не только на территории Союза и СНГ, но и в Прибалтике, а также Германии. Так, силовой агрегат устанавливался на такие знаменитые модели, как Мерседес Бенц 302 и 115.
Похожими можно назвать двигатели, которые устанавливались на автомобили: Plymouth Valiant (1967–1976), Dodge Dart (1967–1976), Dodge Aspen и Plymouth Volare (1976–1980), Chevrolet Nova (1967–1974), Ford Falcon (1962–1991), Volvo 140/240 (1967–1993), Mitsubishi Debonair (1964–1986).
Выбор масла
Производитель рекомендует использовать моторные масла, которые имеют следующие показатели по стандарту SAE, определяющему текучесть (вязкость) смазки :
В двигатель желательно заливать минеральное или полусинтетическое масло российских и зарубежных производителей. При использовании более жидких или синтетических можно столкнуться с появлением течи через сальники или уплотнительные прокладки.
Важно: минеральное масло стоит использовать только в летнее время. Зимой нужно заливать «полусинтетику», которая меньше загустевает на морозе.
Сколько масла лить в ЗМЗ 402?
В системе смазки двигателя содержится 6 литров масла. При замене часть его неизбежно остается в масляных каналах и картере. Поэтому после слива масла с демонтажом масляного фильтра в мотор войдет примерно 5,7 литра.
Шести литров достаточно для замены и последующей доливки во время эксплуатации. Если сальники и кольца изношены, имеет смысл сразу купить дополнительный объем масла. Количество зависит от состояния мотора.
Перечень модификаций ДВС
Маркировка ЗМЗ 402 – это целое семейство однорядных 4 цилиндровых моторов, в которое входят модификации:
- 10 – базовая версия со степенью сжатия 8,2 под топливо АИ-92 для комплектации автомобиля Волга;
При этом навесное оборудование осталось без изменений. В модификациях движков использована заводская форсировка механическим способом без применения турбины.
Технические характеристики ЗМЗ 402
Использована в двигателе простая, примитивная старая конструкция с газораспределительным механизмом по схеме OHV, паранитовыми и асбестовыми прокладками, алюминиевым блоком, головкой и ее крышкой, чугунными коллекторами впуска и выпуска.
Рядная 4-х цилиндровая схема двигателя предназначена для продольного расположения под капотом.
Основные технические характеристики ЗМЗ 402 выглядят следующим образом:
Изготовитель | ЗМЗ |
Марка ДВС | 402 |
Годы производства | 1981 – 2006 |
Объем | 2445 см 3 (2,45 л) |
Мощность | 73,5 кВт (100 л. с.) |
Момент крутящий | 182 Нм (на 2500 об/мин) |
Вес | 181 – 184 кг |
Степень сжатия | 8,2 (7,6) |
Питание | карбюратор, распределенный впрыск |
Тип мотора | рядный, бензиновый, 4 цилиндровый |
Зажигание | коммутаторное, бесконтактное |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 2 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Впускной коллектор | дюралевый |
Выпускной коллектор | литой чугунный |
Распредвал | оригинальный профиль кулачков |
Материал блока цилиндров | алюминиевый сплав с пропиткой смолой |
Диаметр цилиндра | 92 мм |
Поршни | оригинальные |
Коленвал | от 2103 |
Ход поршня | 92 мм |
Горючее | А-76, АИ-92 |
Нормативы экологии | Евро-0 |
Расход топлива | трасса – 5,3 л/100 км |
смешанный цикл 6,6 л/100 км
город – 13,5 л/100 км
реальный 250000 км
Двигатель ЗМЗ-402
Двигатели ЗМЗ-402 неприхотливы в эксплуатации и достаточно просты в техническом обслуживании. Это бензиновые, карбюраторные, 4-цилиндровые рядные моторы. Устанавливались преимущественно на автомобили Волги и Газели. За годы производства было выпущено 6 125 136 экземпляров двигателя.
Модификации двигателя ЗМЗ 402-й серии:
- ЗМЗ-402.10 как основной базовый вариант под бензин марки АИ-92;
- ЗМЗ-4021.10, потребляющий топливо А-76 (80);
- ЗМЗ-4022.10, имеющий зажигание нового типа, так называемое форкамерно-факельное;
- ЗМЗ-4025.10 — предназначен для автомобилей семейства Газель (тот же 4021.10);
- ЗМЗ-4026.10 — предназначен для автомобилей семейства Газель (тот же 402.10).
Технические характеристики
Производство | ЗМЗ |
Марка двигателя | ЗМЗ-402 |
Годы выпуска | 1981-2006 |
Материал блока цилиндров | алюминий |
Система питания | карбюратор |
Тип | рядный |
Количество цилиндров | 4 |
Клапанов на цилиндр | 4 |
Ход поршня, мм | 92 |
Диаметр цилиндра, мм | 92 |
Степень сжатия | 8.2 6.7* |
Объем двигателя, куб.см | 2445 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 100/4500 90/4500* |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 182/2500 172/2500* |
Топливо | 92 76* |
Экологические нормы | — |
Вес двигателя, кг | 181 184** |
Расход топлива, л/100 км — город — трасса — смешан. | 13.5 — — |
Расход масла, гр./1000 км | до 100 |
Масло в двигатель | 5W-30 / 5W-40 / 10W-30 / 10W-40 / 15W-40 |
Сколько масла в двигателе, л | 6 |
При замене лить, л | 5.8 |
Замена масла проводится, км | 10000 (лучше 5000) |
Рабочая температура двигателя, град. |
Ресурс двигателя, тыс. км
— по данным завода
— на практике 200
* — для двигателей ЗМЗ 4021.10 и 4025.10
** — вес двигателя для Газели
Обслуживание ЗМЗ-402
- Замена масла в ДВС производится каждые 10 тыс.км. Объем масла в двигателе — 6 литров. При замене вместе с масляным фильтром понадобится около 5,8 литра. Масло подходящее по SAE 5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-40 (многие автовладельцы рекомендуют лить полусинтетическое масло, а использование жидких масел и синтетики ведет к излишним течам).
- Регулировать зазоры необходимо раз в 15 тыс.км. Для выпускных клапанов нормальный тепловой зазор в пределе 0,4 — 0,45 мм. Для впускных клапанов первого и четвёртого цилиндра — 0,35 — 0.4 мм. Зазор клапанов второго и третьего цилиндра составляет 0,4 — 0.45 мм.
Вид ЗМЗ-402 слева: 1 – стартер; 2 – тяговое реле стартера; 3 – маслопровод; 4 – топливный насос; 5 – кронштейн опоры двигателя; 6 – датчик лампы аварийного давления масла; 7 – масляный фильтр; 8 – шкив коленчатого вала; 9 – шкив водяного насоса; 10 – водяной насос; 11 – термостат; 12 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 13 – фильтр тонкой очистки топлива; 14 – свеча зажигания; 15 –
распределитель зажигания; 16 – крышка толкателей; 17 – привод распределения зажигания и масляного насоса. Вид ЗМЗ-402 справа: 1 – шкив коленчатого вала; 2 – датчик указателя давления масла; 3 – выпускной коллектор; 4 – масляный картер; 5 – кран слива охлаждающей жидкости; 6 – головка блока цилиндров; 7 – впускная труба; 8 – карбюратор; 9 – пробка маслозаливной горловины; 10 – крышка коромысел; 11 – термостат; 12 – шкив водяного насоса; 13 – генератор.
Характеристики двигателя ЗМЗ-402
Производство | ЗМЗ |
Марка двигателя | ЗМЗ-402 |
Годы выпуска | 1981-2006 |
Материал блока цилиндров | алюминий |
Система питания | карбюратор |
Тип | рядный |
Количество цилиндров | 4 |
Клапанов на цилиндр | 2 |
Ход поршня, мм | 92 |
Диаметр цилиндра, мм | 92 |
Степень сжатия | 8.2 6.7* |
Объем двигателя, куб.см | 2445 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 100/4500 90/4500* |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 182/2500 172/2500* |
Топливо | 92 76* |
Экологические нормы | — |
Вес двигателя, кг | 181 184** |
Расход топлива, л/100 км — город — трасса — смешан. | 13.5 — — |
Расход масла, гр./1000 км | до 100 |
Масло в двигатель | 5W-30 5W-40 10W-30 10W-40 15W-40 |
Сколько масла в двигателе | 6 |
При замене лить, л | 5.8 |
Замена масла проводится, км | 10000 (лучше 5000) |
Рабочая температура двигателя, град. |
Ресурс двигателя, тыс. км
— по данным завода
— на практике 200
Тюнинг
— потенциал
— без потери ресурса
Двигатель устанавливался ГАЗ 2410
ГАЗ 3102
ГАЗ 31029
ГАЗ 3110
ГАЗ 31105
ГАЗ Газель
ГАЗ Соболь
* — для двигателей ЗМЗ 4021.10 и 4025.10
** — вес двигателя для Газели
Обзор неисправностей и способы их ремонта
В принципе, мотор ЗМЗ 402 недоработан изначально, так как на момент создания уже были более прогрессивные технические решения. Основным достоинством является безопасность при срезании зубьев шестерни ГРМ – поршень не гнет клапана.
Зато коленвал шлифуется бесцентровым методом, возникают радиальные биения, при оборотах свыше 2500 – 2700 мин -1 веревочный задний сальник не справляется с задачей. Выхлоп идет в картер, повышается давление масла. Характерны для моторов семейства ЗМЗ 402 следующие неисправности:
Расход масла | максимум 0,2 л/1000 км |
Какое масло лить в двигатель по вязкости | 5W30, 10W30, 5W40, 0W30, 0W40 |
Какое масло лучше для двигателя по производителю | Liqui Moly, ЛукОйл, Роснефть |
Масло для ЗМЗ 402 по составу | синтетика, полусинтетика, минеральное |
Объем масла моторного | 6 л |
Температура рабочая | 80 – 110° |
Ресурс ДВС | заявленный 200000 км |
Регулировка клапанов | винты регулировочные + щупы |
Система охлаждения | принудительная, антифриз |
Объем ОЖ | 3,5 л без учета шлангов, отопителя и радиатора |
Помпа | с пластиковой крыльчаткой |
Термостат | двухклапанный ТА107-05 либо ТС107-05 |
Свечи на ЗМЗ 402 | чешские Brisk DR17YC/A |
Зазор свечи | 0,7 – 0,85 мм |
Шестерня ГРМ | Gates, ширина 22 мм, ресурс 200000 км пробега |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst, сменный картридж |
Масляный фильтр | Mannol SCT SH415, Mann H727/4 |
Маховик | диаметр 330 мм, вес 13,2 кг |
Болты крепления маховика | М12х1,25 мм, длина 26 мм |
Маслосъемные колпачки | — |
Компрессия | от 7 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар |
Обороты ХХ | 800 – 850 мин -1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 31 – 39 Нм |
Течь масла | прокладка прогорает из-за более сильного нагрева средней части ГБЦ | замена прокладки и своевременная протяжка |
Перегрев мотора | поломка помпы, термостата, воздушная пробка в системе охлаждения | замена помпы/термостата, удаление пробки |
Вибрации | дисбаланс системы зажигания, карбюратора или КШМ, износ подушек | балансировка систем, замена подушек |
Стук может возникать во вкладышах подшипников коленвала и клапанах, исчезает после замены.
Автомобильные двигатели на базе ЗМЗ 402.10
ЗМЗ-402 -семейство бензиновых 4-цилиндровых автомобильных двигателей, производства ОАО «Заволжский моторный завод». Модернизированный вариант ЗМЗ-24, в свою очередь созданного на базе ЗМЗ-21.
Данное семейство двигателей использовалось на автомобилях Горьковского автозавода, таких как: «Волга-2410», «Волга-3102», «-31029», «Волга-3110» и «ГАЗель».
Четырёхцилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения с электронным зажиганием (используется коммутатор). Интересной особенностью является наличие маслорадиатора.
Базовый двигатель семейства ЗМЗ-402.10 в заводской комплектации использовал бензин с октановым числом 92, но варианты для такси (ЗМЗ-4021.10) и «Газелей» были рассчитаны на топливо с октановым числом 80 (76 по моторному методу определения октанового числа).
Конструкция в значительной степени архаична и не претерпела серьёзных изменений с 50-х годов. Используется коромысло-штанговый ГРМ с нижним расположением распределительного вала (OHV), схема, считавшаяся морально устаревшей даже в СССР уже в 70-е годы по причине высокой массы деталей ГРМ, приводящей к недостижимости высоких оборотов.
Преимущество двигателя состояло в том, что он был прост в устройстве и обслуживании, неприхотлив, и способным выдерживать такие перегрузки, от которых, подчас другой двигатель быстро вышел бы из строя (перегрев, работа в повышенной нагрузке и т.п.). Простота устройства давала возможность проводить сложный ,но не капитальный ремонт двигателя в обычной мастерской, разумеется, при условии выдерживания всех требований завода — изготовителя. Надежность двигателя, в сочетании с его простотой, стали предпосылками к тому, что несмотря на то, что он был разработан много лет назад, находится в эксплуатации и по настоящее время. Помимо преимуществ у двигателя имелись также и недостатки. Один из таковых известен каждому автолюбителю, который когда-либо эксплуатировал автомобиль с таким двигателем — это задний сальник коленчатого вала, представляющий собой обычную набивку (веревка, пропитанная графитовой специальной смазкой). Если двигатель эксплуатировался в бережном режиме, и число его оборотов не превышало 2000 — 2500 в минуту, то набивка более или менее выдерживала, но при эксплуатации свыше 3000 об/мин она быстро теряла свои свойства, и двигатель начинал выгонять масло. ещё одной проблемой стало несовершенство проработки геометрической конфигурации газопроводов от карбюратора к ГБЦ. В результате при закрытой дроссельной заслонке карбюратора в цилиндры подавалось неравномерное количество смеси и двигатель дергался на холостых оборотах. Автолюбители старались свести такие дерганья к минимуму: наиболее ответственно относящиеся к этому обычно поддерживали необходимый зазор в клапанах на постоянном уровне, меняли свечи зажигания на более современные и надёжные, а также замене подвергались коммутатор и катушка зажигания — обычно использовались компоненты от двигателей автомобилей семейства «ВАЗ»
К семейству ЗМЗ-402.10 относятся карбюраторные, бензиновые двигатели с рядным расположением цилиндров и алюминиевым блоком.
Для уменьшения загрязнения окружающей среды двигатели оборудованы системой рецеркуляции отработавших газов (СРОГ).
Двигатели ЗМЗ-402.10 и ЗМЗ-4021.10 предназначены для установки на легковые автомобили среднего класса типа «Волга», микроавтобусы, автомобили повышенной проходимости Ульяновского автозавода.
Двигатели ЗМЗ-4025.10 и ЗМЗ-4026.10 предназначены для установки на грузовые автомобили малой грузоподъемности типа «Газель» и микроавтобусы.
Автомобильный двигатель ЗМЗ-402.10
Двигатель карабюраторный, бензиновый, с рядным расположением цилиндров и верхним расположением клапанов.
Предназначен для установки на легковые автомобили среднего класса типа «Волга», микроавтобусы ОАО «ГАЗ», а/м повышенной проходимости Ульяновского автозавода и микроавтобусы РАФ.
В двигателе применены блок из алюминевого сплава, отливаемый в кокиле или под давлением, система охлаждения с приводом охлаждающей жидкости в блок по двум напорным каналам, усовершенствованные механизмы газораспределения и детали цилиндропоршневой группы.
Какое Масло Лить В Змз 402
Полусинтетические 10W40 летом и Shell 5W40 для ZMZ-406 зимой.
Для ЗМЗ-402 так же, как летом и зимой, можно также использовать Лукойл 5W40.
Затем в холодный пол-оборота он запустится (естественно с незаряженной батареей) и ресурс будет сохранен.
Рядом минеральная вода или, не дай бог, машина, лучше не наливать.))))
Я работал на Газель в 2006 году со средней скоростью вращения двигателя 3,6 об / мин. Я использовал снаряд, но меня это не впечатлило. Посоветуйте или поделитесь своим опытом, что лучше использовать?
Я всегда использовал Castrol Magnatek, я просто не покупал другие масла. Касторовое масло. это хорошее масло.
Зачем заливать масло в старую газель для дорогих иномарок? У меня есть знакомый владелец газели, который наполняется исключительно минеральной водой. Двигатель в его машине находится в отличном состоянии, как и весь автомобиль.
Тем не менее, я использовал другое масло, думаю, что Castrol Magnatek. лучшее масло среди аналогов.
Castrol Magnatek. лучшее, на мой взгляд, лучшее моторное масло.
Да, да, я бы посоветовал вам посмотреть что-нибудь из Castrol. Мы постоянно покупаем это масло. Машины работают хорошо, нареканий нет. Я советую.
Эти двигатели хорошо работают на минеральных маслах. Регулярная замена 7-8 тыс. Км., А также практично и экономично. Более того, и обычно нужно добавлять новые машины во время работы.
Мне удалось протестировать множество автомобилей на моей машине, поверьте мне, лучше, чем Castrol не нашел, так что вы можете смело заправлять его, но ездить меньше, чем нужно, это для надежности.
В принципе, главное поменять масло в это время, и все будет хорошо. Я скачал Castrol Magnatec Professional OE 5W 40 и не жалуюсь. Кажется, что двигатель в порядке, так что убедитесь сами.
Сеть отлично показала кастроновое масло, поэтому вам, вероятно, стоит обратить на это внимание, но на рынке много браков, поэтому вам придется бороться с ним, чтобы не потерять.
Я также рекомендую масло Castrol. Мой муж долгое время перевозил грузы, все это время использовал это масло и очень доволен результатом.
Сегодня есть из чего выбирать, только иногда вы не понимаете, к чему относятся цены, но в любом случае я предпочитаю нашего российского производителя.
Я предпочитаю масло российского производства, поэтому советую обратить внимание на эту возможность, тем более что она более удобна по цене. Все сделано.
Наша российская нефть сейчас хорошего качества, поэтому проблем не вижу. Я лично заправляюсь тем, что предлагается на заправке. Не дорого и качественно, так что убедитесь сами.
Газель. капризная машина, поэтому проблем с маслом не должно возникнуть, поэтому я лично пользуюсь нашими российскими производителями и не жалуюсь, поэтому следите за собой.
Двигатель ЗМЗ 402 был разработан на основе двигателя 24D в 1970-х годах, опытный образец которого использовался в грузовиках ГАЗ-56 и ГАЗ-21. Изначально он был полностью изготовлен из алюминия, с помощью стержней и роликов механизма синхронизации и нижнего распредвала. Коленчатый вал был герметизирован жгутом, пропитанным графитовой смазкой, а не полноценным резиновым продуктом.
Технические характеристики ЗМЗ 402
Двигатель использует простую, примитивную старую конструкцию с механизмом газораспределения по схеме OHV, прокладками для паранитики и асбеста, алюминиевым блоком, головкой и ее крышкой, впускным и выпускным коллекторами.
Основные технические характеристики ЗМЗ 402:
Режиссер | ЗМЗ |
ICE бренд | 402 |
Годы производства | 1981. 2006 |
Количество | 2445 см 3 (2,45 л) |
Мощность | 73,5 кВт (100 л.С.) |
крутящий момент | 182 Нм (при 2500 об / мин) |
вес | 181. 184 кг |
Коэффициент сжатия | 8,2 (7,6) |
питание | карбюратор, распределенный впрыск |
Тип двигателя | в очереди, бензин, 4 цилиндра |
Зажигание | бесконтактный |
Количество цилиндров | 4 |
Расположение первого цилиндра | TVE |
Количество клапанов на каждый цилиндр | 2 |
Материал головки блока цилиндров | алюминиевый сплав |
Впускной коллектор | дюралюминий |
Выхлопной коллектор | чугун |
распределительный вал | оригинальный профиль камеры |
Материал блока цилиндров | алюминиевый сплав пропитанный смолой |
солнце | 92 мм |
Поршни | оригинал |
коленчатый вал | с 2103 |
Ход поршня | 92 мм |
топливо | А-76, АИ-92 |
Экологические стандарты | Евро 0 |
Расход топлива | шоссе. 5,3 л / 100 км |
Смешанный цикл 6,6 л / 100 км
Город. 13,5 л / 100 км
Реальный 250000 км
Маховик. 62. 87 Нм
Стяжной болт. 19. 30 Нм
Крышка подшипника. 68. 84 Нм (основная) и 43. 53 (шатун)
ГБЦ. три ступени 20 Нм, 69. 85 Нм 90 ° 90 °
В приведенной ниже таблице описывается базовый двигатель, который подходит для всех вариантов этой серии.
Особенности дизайна
По сравнению с «нулевым» прототипом двигатель ЗМЗ 402 получил очень незначительные конструктивные улучшения, так как задачей увеличения мощности не было:
- Во-первых, блок цилиндров был сформирован в виде холода, цилиндры цилиндров были закреплены в отверстии верхней пластины, вдоль верхнего плеча;
- Затем руководство фабрики переключилось на технологию литья под давлением, верхняя рубашка стала открытой, рукава были прикреплены внутри нижнего ремня;
- Позже производитель вернулся к холодной разливке, поэтому оба агрегата работают на станках.
Газораспределительный механизм имеет цепь OHV, которая устарела на момент создания двигателя внутреннего сгорания. распределительный вал внизу, управление механизмом качения. Именно из-за этого блока двигатель оказался очень тяжелым, несмотря на легкий блок цилиндров.
Список модификаций двигателя внутреннего сгорания
Маркировка ZMZ 402 представляет собой целое семейство однорядных 4-цилиндровых двигателей, которое включает в себя модификации:
- 10. базовый вариант с коэффициентом сжатия 8,2 для топлива АИ-92 для автомобиля Волга;
Плюсы и минусы
Основными недостатками двигателей серии ЗМЗ 402 являются:
- Устаревший срок оформления;
- Головка цилиндров усложняет регулировку;
- Очень слабые прокладки и задняя манжета коленвала;
- Высокие вибрации, которые приводят к ослаблению резьбовых соединений
С другой стороны, двигатель очень надежен, рассчитан на высокие рабочие нагрузки. При нормальном обслуживании реальный ресурс составляет 300. 350 тыс. Км.
Список моделей автомобилей, в которых он был установлен
Двигатель ЗМЗ 402 был создан для Горьковского и Ульяновского автозаводов, Рижского автобусного завода, поэтому его использовали для комплектации автомобилей:
- ГАЗ-24-10 Волга. 1985. 1993;
- ГАЗ-3102 Волга. 1981. 2006 гг., Только предкамерные модификации двигателя внутреннего сгорания;
- ГАЗ-31029 Волга. 1992. 1997;
- ГАЗ-3110 Волга. 1997. 2005;
- ГАЗ-31105 Волга. 2002. 2006;
- Газель ГАЗ-3302. 1994. 2003;
- ГАЗ-33023 Газель-Фермер. 1995. 2003;
- ГАЗ-2705 Газель грузопассажирский. 1995. 2003;
- Микроавтобус «ГАЗ-3221» Газель. 1996. 2003;
- Люксовый микроавтобус «Газель». ГАЗ-32213. 1996. 2003;
- Микроавтобус такси ГАЗ-322132 Газель (раздвижные двери). 1996. 2003;
- ГАЗ-32214 Газель «Скорая помощь». 1996. 2003;
- RAF-M1 Roxana и RAF-M2 Stills. выпущены в единственном экземпляре, а не в серии;
- RAF-33111. двухместный грузовик, бортовой 1 т;
- RAF-22038. такси с фиксированным маршрутом, небольшие объемы производства;
- RAF-22039. большой микроавтобус
Социальные (реанимационные и сердечные) и школьные автобусы с силовым приводом ЗМЗ 404 собирались Семеновским авторемонтным заводом с 1995 по 2006 год. Некоторые детали использовались в двигателях УАЗ в качестве комплектующих.
Правила обслуживания ЗМЗ 402
Официальное руководство содержит условия замены расходных материалов таким образом, чтобы двигатель ЗМЗ 402 обслуживал весь заявленный ресурс:
- Моторное масло через 10000 км;
- Охлаждающая жидкость через 60000 км или 2 года эксплуатации;
- Регулировка тепловых зазоров клапанов каждые 15 000 км;
- Гайки ГБЦ каждые 20 000 км;
- Картридж воздушного фильтра обслуживает 20 000 км, а топливный фильтр. 30 000 км.
Первоначально в устройстве двигателя внутреннего сгорания были установлены очень ненадежные прокладки. Графитовый лист, пропитанный асбестом толщиной 1,5 мм, между агрегатом и головкой обычно поддерживает температуру, но гайки отслаиваются от вибрации. Крышка и масляный поддон закрыты прокладками из паранита, которые имеют низкое ресурсное сопротивление и маслостойкость.
Устранение неполадок и способы их решения
В принципе, двигатель ЗМЗ 402 был изначально недоразвит, так как на момент создания уже существовали более продвинутые технические решения. Основное преимущество. безопасность при срезании зубьев ГРМ. поршень не гнет клапан.
Но коленчатый вал отшлифован бесцентровым методом, есть радиальные утечки на скоростях свыше 2500. 2700 минут. Выхлоп идет в картер, давление масла повышается. Следующие неисправности характерны для двигателей семейства ZMZ 402:
Утечка масла | прокладка перегорает из-за более сильного нагрева средней части головки цилиндров | замена прокладки и своевременное снятие |
Перегрев двигателя | поломка насоса, термостата, блокировка воздуха в системе охлаждения | замена насоса / термостата, снятие заглушки |
вибрация | дисбаланс в системе зажигания, карбюратор или КШМ, износ подушки | системы балансировки, смена подушек |
Подшипники коленвала и клапаны могут постучать и исчезнуть после замены.
Варианты тюнинга двигателя
На заводском оборудовании двигатель ЗМЗ 402 выдает 182,4 Нм крутящего момента и 100 литров. С участием. Мощность, поэтому для улучшения этих характеристик можно использовать несколько видов механической регулировки:
- Отверстие цилиндра для вкладышей. диаметром не более 100 мм;
- Шлифовальная головка цилиндра. повышает степень сжатия при использовании топлива с высоким октановым числом АИ-95;
- Модернизация выхлопа. увеличение диаметра выхлопной трубы.
Первый способ. опасный перегрев силового привода, так как толщина стенки агрегата уменьшается на 4 мм, капитальный ремонт потребуется быстрее. В последнем случае экологичность ДВС снижается. Производитель рекомендовал либо использовать инъекцию, которая является очень дорогой, либо использовать более простую, но менее эффективную настройку:
- Замена свечей зажигания с модификациями на иридиевых контактах и высоковольтных проводах;
- Легкий распределительный вал с регулируемыми настройками клапана, установленный на заводе;
- Замена карбюратора К-151 на более новые версии, такие как Solex;
- Использование легкого шгг и маховика;
- Расточка седла клапана и замена их на больший диаметр.
Таким образом, двигатель ЗМЗ 402 является базовой версией серии двигателей 402.10, 4021.10, 4022.10, 1025.10 и 4026.10. Первоначально, до 1980 года, он имел знак ЗМЗ-24Д, установленный на Волге, Газели и РАФ.
Система смазки двигателя ЗМЗ-402
Система смазки двигателя — комбинированная: под давлением и разбрызгиванием
Маслом под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, упорные подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки коромысел и верхние наконечники штанг толкателей.
Остальные детали смазываются разбрызганным маслом.
В систему смазки входят масляный насос 20 (рис. 1) с приемным патрубком и редукционным клапаном (установлен внутри масляного картера), масляные каналы, масляный фильтр с перепускным клапаном, масляный картер, указатель уровня масла, крышка маслозаливной горловины, датчик указателя давления масла, датчик сигнализатора аварийного давления масла.
Масло, забираемое насосом из масляного картера, поступает через маслоприемник по каналам в корпусе насоса и наружной трубке в корпус масляного фильтра.
Далее, пройдя через фильтрующий элемент 16, масло поступает в полость второй перегородки блока цилиндров, откуда по сверленому каналу в масляную магистраль — продольный масляный канал 4.
Из продольного канала масло по наклонным каналам в перегородках блока подается на коренные подшипники коленчатого вала и подшипники распределительного вала.
Масло, вытекающее из пятой опоры распределительного вала в полость блока между валом и заглушкой, отводится в картер через поперечное отверстие 3 в шейке вала.
На шатунные шейки масло поступает по каналам 12 от коренных шеек коленчатого вала.
В ось коромысел масло подводится от задней опоры распределительного вала, имеющей посередине кольцевую канавку, которая сообщается через каналы 23 в блоке, головке цилиндров и в четвертой основной стойке оси коромысел с полостью 11 в оси коромысел.
Через отверстия в оси коромысел масло поступает на втулки коромысел и далее по каналам в коромыслах и регулировочных винтах на верхние наконечники штанг толкателей.
К шестерням привода распределительного вала масло подводится по трубке 8, запрессованной в отверстие в переднем торце блока, соединенное с кольцевой канавкой 9 на первой шейке распределительного вала.
Из выходного отверстия трубки, имеющего малый диаметр, выбрасывается струя масла, направленная на зубья шестерен.
Через поперечный канал в первой шейке распределительного вала масло из той же канавки шейки поступает и на упорный фланец распределительного вала.
Шестерни привода масляного насоса смазываются струей масла, выбрасываемой из канала 6 в блоке, соединенного с четвертой шейкой распределительного вала, также имеющей кольцевую канавку.
Стенки цилиндров смазываются брызгами масла от струи, выбрасываемой из отверстия 18 в нижней головке шатуна при совпадении этого отверстия с каналом в шейке коленчатого вала, а также маслом, вытекающим из-под подшипников коленчатого вала.
Все остальные детали (клапан — его стержень и торец, валик привода масляного насоса и датчика-распределителя зажигания, кулачки распределительного вала) смазываются маслом, вытекающим из зазоров в подшипниках и разбрызгиваемым движущимися деталями двигателя.
Емкость системы смазки — 6 л. Масло в двигатель заливается через маслозаливную горловину, расположенную на крышке коромысел и закрываемую крышкой с уплотнительной резиновой прокладкой.
Уровень масла контролируется по меткам «П» и «О» на стержне указателя уровня.
Уровень масла следует поддерживать между метками «П» и «О».
Давление в системе смазки при средних скоростях движения автомобиля (примерно 50 км/ч) должно быть 200—400 кПа (2—4 кгс/см 2 ).
Оно может повыситься на непрогретом двигателе до 450 кПа (4,5 кгс/см 2 ) и упасть в жаркую погоду до 150 кПа (1,5 кгс/см 2 ).
Уменьшение давления масла при средней частоте вращения ниже 100 кПа (1 кгс/см 2 ) и при малой частоте вращения холостого хода — ниже 50 кПа (0,5 кгс/см 2 ) свидетельствует о неисправностях в системе смазки или о чрезмерном износе подшипников коленчатого и распределительного валов.
Дальнейшая эксплуатация двигателя в этих условиях должна быть прекращена.
Давление масла определяется указателем на щитке приборов, датчик которого ввернут в корпус масляного фильтра.
Кроме этого, система снабжена сигнальной лампой аварийного давления масла, датчик которой ввернут в отверстие в нижней части фильтра.
Сигнальная лампа находится на панели приборов и светится красным светом при понижении давления в системе ниже 40—80 кПа (0,4—0,8 кгс/см 2 ).
Эксплуатировать автомобиль со светящейся лампой аварийного давления масла нельзя.
Допустимо лишь кратковременное свечение лампы при малой частоте вращения холостого хода и при торможении.
Если система исправна, то при некотором повышении частоты вращения лампа гаснет.
В случае занижения или завышения давления масла от приведенных выше величин следует в первую очередь проверить исправность датчиков и указателей.