Camgora.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое круиз-контроль и есть ли от него польза

Что такое круиз-контроль и есть ли от него польза?

Одной из самых часто предлагаемых опций при покупке нового автомобиля у дилера является круиз-контроль. Несмотря на то, что опция достаточно дорогая, многие автовладельцы покупают её не из соображений необходимости, а «чтобы было», так как покупаемый автомобиль должен быть
«в полной комплектации».

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое Круиз-контроль и как он работает?
  • «Обычный» и «адаптивный» контроль скорости
  • Польза и необходимость для водителя
  • История появления

Так ли на самом деле полезен круиз-контроль, как о нём рассказывает менеджер в автосалоне и стоит ли переплачивать за эту дорогую опцию?

Что такое Круиз-контроль и как он работает?

Круиз-контроль предназначен для автоматического поддержания заданной скорости автомобиля без участия водителя, главным образом при «движении по прямой» (на загородных шоссе).

Это достаточно сложная система, которая способна контролировать подачу топлива и корректировать её во время движения автомобиля на подъем, под гору, а так же в зависимости от других факторов, оказывающих влияние на скорость движения машины, например, встречного ветра.

В случае появления какого-нибудь препятствия на дороге водителю необходимо самостоятельно (!) заранее увидеть его и нажать на педаль тормоза, что автоматически отключает работу системы контроля скорости.

Есть такие автовладельцы, которые считают, что автоматическая система контроля скорости способна даже в какой-то мере «заменить» водителя. Это не так, круиз-контроль только помогает водителю, но не заменяет его.

«Обычный» и «адаптивный» контроль скорости

Вслед за «обычным» круиз-контролем, появившимся уже достаточно давно, в 90-е годы прошлого века на автомобили высокого класса в массовом порядке начали устанавливать «адаптивный» (или «активный») контроль скорости.

Такая система не только способна поддерживать заданную скорость автомобиля, но так же способна «следить» за ситуацией на дороге при помощи специального радара, анализировать скорость впереди идущего автомобиля и, в зависимости от этого, корректировать собственную скорость – увеличивать или уменьшать её.

Сегодня практически все системы контроля скорости, устанавливаемые даже на сравнительно недорогие автомобили, являются «адаптивными», самостоятельно регулирующими безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля, притормаживая или ускоряясь соразмерно скорости движения потока.

Стоит отметить, что «уменьшение» скорости движения НЕ будет происходить до полной остановки автомобиля (при скорости ниже 40 км/ч система отключится), поэтому водителю не стоит рассчитывать на систему контроля скорости при появлении какого-либо препятствия, а самостоятельно следить за дорогой.

Кроме того, автовладельцу стоит знать, что не на всех автомобилях адаптивный контроль скорости способен распознавать небольшие транспортные средства (например мотоциклиста), поэтому водителю автомобиля, оснащённому такой системой, «расслабиться» за рулём вряд ли получится.

Типичная современная система управления контролем скорости, как правило, состоит из пяти кнопок, удобно расположенных на руле или подрулевом переключателе и выполняющих такие функции как — включить/выключить, установить скорость (эта же кнопка во время движения увеличивает скорость), восстановить прежнюю скорость, уменьшить скорость.

Польза и необходимость для водителя

Польза автоматического контроля скорости для водителя достаточно очевидна. А вот что касается его необходимости и целесообразности покупки за довольно большие деньги – здесь могут возникать определённые вопросы.

Отсутствие утомительной необходимости постоянно регулировать скорость машины во время дальней поездки — несомненно большое облегчение для водителя, отражающееся на его общем состоянии во время поездки.

Так же, подавляющее большинство водителей знают, что значит много часов подряд держать ногу на педали газа неподвижной, поддерживая нужную скорость. Ощущения не из приятных, в особенности у людей среднего возраста и старше — нога затекает, часто возникает желание размять её или даже остановиться и «встряхнуться».

Совсем иное дело с круиз-контролем: автомобиль сам способен поддерживать нужную скорость, водителю лишь остается внимательно следить за дорогой и не «забывать крутить руль» при прохождении поворотов.

Однако, далеко не все покупатели автомобиля с автоматическим контролем скорости задумывались, что преимущества этой системы водитель способен ощутить только в по-настоящему дальней поездке.

Особенности работы круиз-контроля заключаются в том, что он автоматически отключается при любом нажатии на педаль тормоза, а так же при снижении скорости ниже 40 км/час. То есть по-настоящему использовать его в городе (и ближайшем пригороде) вряд ли получится – движение в ритме «разгон-торможение» этого не позволит.

По большому счёту доплачивать за дорогую опцию контроля скорости имеет смысл только тогда, когда автовладелец изначально планирует регулярные поездки на дальние расстояния с достаточно длительными режимами «монотонного» движения. Во всех других случаях эта дорогая опция останется просто дополнительной игрушкой.

История появления

Как это ни странно, но при СССР удобство автоматического контроля скорости оценили ещё на заре развития автопрома — первым советским автомобилем, оснащенным функцией круиз-контроля, был советский ГАЗ-21, для которого подобная система была разработана в 1956 году.

Разработка была довольно примитивна, но эффективна – датчики считывали скорость вращения карданного вала и на основании этих показаний специальный соленоид осуществлял подачу топлива во впускной коллектор двигателя.

В дальнейшем системы автоматического контроля скорости стали развиваться, анализируя уже скорость вращения самих колес автомобиля, а так же показания спидометра и одометра, превратившись сегодня в сложные системы с мощными вычислительными комплексами, стоящие, порой, как целая микролитражка.

Наибольшее распространение получило название от английского «Cruise Control», но также встречаются названия «AutoSpeed», «AutoDrive» или от немецкого «Tempomat».

Адаптивный круиз-контроль (ACC): устройство, принцип работы и правила пользования в дороге

Повышение комфорта автомобилей включает в себя также избавление водителя от тех однообразных функций, которые может взять на себя автоматика. В том числе и поддержание скорости. Подобные устройства известны давно, они получили название круиз-контролей.

Развитие подобных систем идёт от простого к сложному, на данный момент они уже способны выполнять адаптацию к внешним обстоятельствам, получив такие возможности, как техническое зрение и анализ окружающей обстановки.

Что такое адаптивный круиз-контроль и чем отличается от обычного

Простейшая система круиз-контроля появилась, как дальнейшее развитие ограничителя скорости, не позволявшего водителю превышать разрешённые или разумные её пределы.

Логичным изменением лимитатора стало внесение регулирующей функции, когда возможным не просто сбрасывать газ при наборе порога скорости, но и поддерживать её значение на выбранном уровне. Именно такой набор оборудования и стал называться первым круиз-контролем.

Появился он ещё в конце 50-х годов 20 века на американских автомобилях, известных своими высокими требованиями к комфорту водителей.

Аппаратура совершенствовалась, дешевела, в результате стало возможным оснастить системы контроля за скоростью функциями наблюдения за препятствиями впереди автомобиля.

Для этого можно использовать локаторы, работающие в разных диапазонах частот электромагнитного излучения. Датчики делились на работающие на очень высоких частотах инфракрасного диапазона, для чего использовались ИК лазеры (лидары), а также более низкочастотные традиционные радары.

С их помощью система могла захватить впереди идущий автомобиль подобно тому, как это делают головки самонаведения авиационных ракет, и отслеживать его скорость, а также дистанцию до цели.

Таким образом, круиз-контроль стал обладать свойством адаптации к положению транспортных средств на дороге, устанавливая скорость в зависимости от полученных данных и заданных водителем начальных установок.

Опцию называли адаптивным или активным круиз-контролем (ACC), подчёркивая во втором случае наличие собственного излучателя радиоволн или ИК лазерного луча.

Принцип работы

Датчик расстояния до лидирующего автомобиля непрерывно выдаёт информацию о дистанции на бортовой компьютер, который вычисляет также его скорость, параметры замедления и сокращения или увеличения расстояния.

Данные анализируются и сравниваются с заложенной в память моделью ситуации, включая параметры установленного водителем скоростного режима.

По результату работы отдаются команды на привод педали акселератора или непосредственно на электромеханическую дроссельную заслонку.

Автомобиль отслеживает заданную дистанцию увеличивая или уменьшая скорость движения, в необходимом случае задействуя тормозную систему через приборы и механизмы систем ABS и связанных с ней модулей стабилизации, экстренного торможения и прочих помощников водителя.

Наиболее продвинутые системы способны воздействовать и на рулевое управление, хотя непосредственно к круиз-контролю это не относится.

Диапазон регулирования скорости имеет ряд ограничений:

  • активация рабочего режима начиная с определённого нижнего порога скорости, что подразумевает ориентацию на автомагистрали;
  • иногда применяются датчики короткого радиуса действия, более эффективно работающие в городских условиях, вплоть до движения в пробках с кратковременными остановками;
  • верхний предел скорости устанавливается водителем или ограничивается возможностями транспортного средства по соображениям безопасности;
  • при попадании в поле зрения неподвижного препятствия, например остановившегося транспортного средства, которое ранее не отслеживалось, система на него никак не отреагирует;
  • предельная дистанция, на которой радар захватывает лидера, составляет в среднем 120-200 метров.

При фиксации отказа в любой из задействованных систем автомобиля круиз-контроль автоматически отключается.

Устройство

Система ACC содержит собственные узлы и приборы, а также использует уже имеющиеся на автомобиле:

  • радары или лидары обнаружения препятствий с разными радиусами действия, при этом датчики радиочастотного диапазона лучше работают в условиях затруднённой видимости, атмосферных осадков или тумана;
  • активатор педали акселератора или электронной дроссельной заслонки;
  • микрокомпьютерный модуль управления системой;
  • звуковые и световые индикаторы, информационное табло и кнопочный пульт управления;
  • интерфейсы связи с системами ABS и ESP;
  • датчики тормозной и акселераторной педалей.

Основой устройства является программа управления, содержащая все сложные алгоритмы действия ACC в самых различных условиях.

На какие автомобили устанавливается ACC

В настоящее время система ACC может быть установлена практически на любой автомобиль в качестве опции, хотя чаще всего она встречается всё же на премиум-сегменте.

Это связано с достаточно высокой её стоимостью. Хороший набор обойдётся в 100-150 тысяч рублей.

У каждой автомобильной компании имеются собственные маркетинговые наименования для фактически одной и той же системы с незначительными изменениями в органах управления.

ACC могут называться, как традиционно Adaptive Cruise Control или Active Cruise Control, так и более индивидуализированно, с употреблением слов Radar, Distance или даже Preview.

Впервые система была применена на автомобилях Mercedes под торговой маркой Distronic.

Как пользоваться адаптивным круиз-контролем

Обычно все органы управления ACC выводятся на рукоятку подрулевого переключателя, которой и осуществляется активация системы, выбор скорости, дистанции, перезапуск режима круиза после автоматического отключения и корректировки параметров.

Возможно использование клавиш на мультируле.

Примерный порядок работы:

  • предварительная настройка исходных параметров через меню информационной системы автомобиля, таких как регулировка интенсивности ускорений, режимов контроля дистанции, диапазонов скоростей;
  • включение адаптивного круиз-контроля;
  • после входа в режим регулирования можно подстроить нужную дистанцию или предельную скорость движения;
  • при выходе из режима регулирования можно возобновить работу ACC.

Система может отключиться при возникновении некоторых событий:

  • нажатие кнопки отмены;
  • водитель выбрал нейтральную передачу или нажал на педаль тормоза;
  • сработала одна из систем помощи водителю в экстремальных ситуациях;
  • временно – если водитель нажал на акселератор, работа возобновится после отпускания педали;
  • достигнута максимальная скорость или максимальные обороты двигателя;
  • в системе обнаружены неисправности.

При пользовании ACC возможно возникновение ситуаций, когда круиз-контроль не сможет адекватно сработать. Самое распространённое – это отсутствие реакции на внезапно появившееся в полосе неподвижное препятствие.

Система не обращает внимание на подобные объекты, даже если они движутся со скоростью не более 10 км/ч. За экстренное принятие мер в таких случаях отвечает водитель или системы аварийного торможения, если они имеются.

ACC может допустить сбой в работе при неожиданном появлении в его поле зрения перестраивающихся автомобилей. Также не будут замечены выезжающие сбоку транспортные средства. Малогабаритные препятствия могут находиться в полосе, но не попадать в луч захвата радара.

При выходе на обгон машина начнёт набирать скорость, но довольно медленно, в этом случае надо нажать на акселератор. По завершении обгона регулирование возобновится.

В пробке отслеживание дистанции автоматически выключится, если автомобили достаточно долго стоят на месте.

Конкретное время индивидуально для каждого автомобиля, но после нажатия на газ система вернётся к работе.

Преимущества и недостатки

Главное преимущество – частичная разгрузка водителя от управления при долгих поездках по автомагистралям, в том числе и ночью, а также при движении в медленно ползущих пробках.

Но пока системы ACC не отличаются совершенством, поэтому недостатков довольно много:

  • датчик радарного типа, а особенно лазерного часто загрязняется и отказывает до очистки;
  • система плохо реагирует на внезапно появляющиеся препятствия;
  • концентрация водителя на управлении неизбежно снижается со временем, проведённым в автоматическом режиме, что может привести к замедленной реакции на внезапную ситуацию;
  • возникают опасные случаи при неожиданных перестроениях в регулируемую дистанцию автомобилей из соседних рядов;
  • имеются ограничения при движении по закруглениям дороги, начиная с определённого радиуса поворота;
  • иногда машина может из-за сбоев радара внезапно сбросить скорость, что опасно, если водители сзади не соблюдают безопасную дистанцию.

В целом система достаточно удобна, и водители быстро к ней привыкают, после чего уже пересаживаясь на другую машину начинают испытывать дискомфорт от её отсутствия.

Наверное, так будет происходить по мере внедрения всех прочих помощников автономного управления автомобилями, после чего вмешательство водителя станет определяться скорее спортивными, а не транспортными потребностями.

Функция круиз контроль, пассивный, активный, адаптивный, динамический

Многим водителям известно то, несколько неопределенное состояние, когда приходится долгое время ехать с одной скоростью на пустой или почти пустой дороге. Постепенно наступает какое-то чувство внутренней заторможенности и отупения, и при возникновении на дороге в этот момент неожиданного препятствия или помехи зачастую водитель не успевает правильно отреагировать на изменение условий движения. В такой ситуации очень полезным может оказаться адаптивный круиз-контроль.

  1. Немного истории
  2. А о чем вообще идет речь, для чего нужен круиз-контроль
  3. Новые поколения, новые возможности и новые требования
  4. Что он ещё может
  5. Как пользоваться круиз контролем

Немного истории

Первая система, признанная в качестве круиз-контроля, появилась в Америке в середине прошлого столетия, что и не мудрено. Там попадаются достаточно протяженные, свободные от других автомашин участки дороги, на которых требуется двигаться с заданной скоростью. Фактически подобные условия надо признать идеальными для работы такого устройства как круиз-контроль.

Читать еще:  Команды брелка старлайн а91

Со временем оно совершенствовалось, принцип контроля скорости и поддержания, используемый на первых системах, получил дальнейшее развитие, в результате чего появился адаптивный круиз-контроль, установленный впервые на Mersedes-Benz в 1999 году.

А о чем вообще идет речь, для чего нужен круиз-контроль

О системе так называемого круиз-контроля. Его задача – в самом простом варианте, используемом еще на первых образцах подобной техники, – поддержание заданной водителем скорости движения. Как работает круиз контроль, понять достаточно просто. Для него характерным является то, что принцип работы совпадает с действиями водителя – устройство изменяет положение, в котором находится дроссельная заслонка при возникновении отклонений от установленного водителем режима движения.

Например, на подъеме, когда скорость замедляется, круиз-контроль дополнительно откроет дроссельную заслонку, а при спуске, наоборот, прикроет заслонку, снижая скорость. Положение дроссельной заслонки меняется по сигналам от электронного блока благодаря специальной механике системы привода.

Вопрос, а нужен ли круиз-контроль, если не считать провокационным, то он достаточно близок к этому. Конечно, подобное устройство не относится к категории обязательных и необходимых устройств автомобиля, таких как КПП или сцепление, вполне можно обойтись и без него, но он значительно облегчает труд водителя. Особенно это касается водителей грузовиков, которым приходится долго двигаться с одной и той же, порой достаточно невысокой, скоростью. В таких случаях задумываться о том, как пользоваться круиз-контролем, не стоит – водители задают требуемую скорость движения, а система ее поддерживает, тем самым облегчая труд водителя.

А вот задаться вопросом, нужен ли круиз-контроль в такой несколько примитивной, как описано выше, форме, будет вполне уместным. И на него уже получен своеобразный ответ – сейчас созданы новые системы, в том числе и адаптивный круиз-контроль, позволяющие реализовывать значительно больше функций при управлении автомашиной. Механике при этом приходится уступать свое место электронике.

Новые поколения, новые возможности и новые требования

Описанный ранее круиз- контроль, так называемый пассивный, предоставляет водителю ограниченный перечень дополнительных возможностей. Занимаясь усовершенствованием этой системы, различные автопроизводители создали свои варианты их реализации.
Из них можно отметить такие:

  1. Radar Cruise Control – производства Toyota;
  2. Preview Distance Control – производства Mitsubishi;
  3. Distronic – Mercedes-Benz;
  4. Adaptive Cruise Control – Volksvagen, Audi, Honda.

Эти системы уже представляют следующее поколение – адаптивный круиз-контроль. Его характерной особенностью является то, что это не пассивный, а активный круиз-контроль. С его помощью можно не только поддерживать и контролировать заданную скорость – под его управлением автомобиль самостоятельно тормозит и разгоняется.
Для выполнения таких функций адаптивный круиз-контроль включает в свой состав:

  • датчик, используемый для контроля скорости и расстояния;
  • электронный контроллер управления;
  • устройства, исполняющие требуемые команды, поступающие от контроллера.

Чтобы понять, для чего нужен и как работает интеллектуальный круиз-контроль, достаточно посмотреть на приведенный ниже рисунок:

В данном случае контролируется не только скорость, но и расстояние между движущимися автомобилями, для чего активный круиз-контроль идущей сзади машины облучает передний автомобиль и по отраженному сигналу устанавливает, какое между ними расстояние. Если оно уменьшается, то второй автомобиль начинает сбрасывать свою скорость, если увеличивается, то он разгоняется, оставаясь в пределах установленной водителем скорости.
Активный круиз-контроль может оснащаться двумя типами датчиков:

  1. лазерным;
  2. радаром.

Лазерный датчик является более дешевым, но его эффективность зависит от внешних условий, туман или дождь отрицательно сказываются на его работе. Таким влияниям не подвержен радарный, но его цена выше.

Что он ещё может

Стоит коснуться дополнительных возможностей, которые обеспечивает круиз-контроль. Кроме определения дистанции между автомобилями, рассчитываемой по времени запаздывания отраженного сигнала, система способна определить скорость автомобиля, идущего впереди, для чего используется изменение частоты отраженного сигнала согласно эффекту Доплера.

Динамический контроль – отслеживание параметров движения идущего впереди автомобиля, дополняется еще контролем его положения на дороге, т.е. расположением передней машины относительно задней на дороге.

Как пользоваться круиз контролем

Общепринято, что управление круиз-контролем осуществляется с помощью подрулевого переключателя.
В качестве примера ниже на рисунках показаны эти органы управления:

При организации такой системы управления становится интуитивно понятным, как пользоваться круиз-контролем. Первоначально необходимо включить систему. Затем, по мере начала движения, когда достигнута желаемая скорость (в диапазоне от тридцати до двухсот км), она вводится в память системы и будет поддерживаться. Необходимая дистанция задается перемещением соответствующего ползунка. Все установленные параметры движения для контроля водителем отображаются на панели приборов, а также дополнительных индикаторах в виде светящихся светодиодов и специальных пиктограмм.

Значение установленной скорости можно увеличивать/уменьшать переключателем. Приведенных данных о том, как пользоваться круиз-контролем, достаточно для задания безопасных условий движения автомобиля благодаря прекрасно продуманной системе управления.
» alt=»»>
Хотя круиз-контроль к обязательным элементам оснащения автомобиля и не относится, он вносит свой вклад в повышение уровня безопасности движения и обеспечение дополнительного комфорта при управлении автомашиной.

Круиз контроль

Читая характеристики различных автомобилей, можно увидеть, что некоторые комплектации оснащаются системой круиз-контроль. Что это за система, что она контролирует и зачем вообще нужна?

Прежде всего нужно сказать, что многие люди до сих пор не могут разобраться с принципом работы круиз-контроля, и поэтому либо не используют его совсем, либо пытаются использовать, но у них это не получается.

Круиз контроль, говоря простым языком, – это устройство, благодаря которому можно поддерживать постоянную заданную скорость движения автомобиля. В первую очередь его лучше всего применять во время длительных переездов по загородным магистралях, ведь отпадает необходимость постоянно жать на педаль газа, соответственно нога не будет уставать.

Почему круиз-контроль стал популярен?

Впервые подобная разработка была применена еще в 50-х годах прошлого века, однако использовалась крайне редко из-за технических проблем и недостатков. Настоящее понимание пользы от применения круиз-контроля пришло в 70-х годах, когда разразился финансовый кризис и цены на бензин взлетели вверх.

С системой круиз-контроля расход топлива при передвижении по протяженным маршрутам значительно уменьшается, поскольку поддерживается оптимальный режим работы двигателя.

Водителям оставалось только следить за дорогой. Изобретение очень понравилось американским водителям, потому что в США расстояния измеряются тысячами километров, а автомобиль является любимым средством передвижения у большинства населения.

Устройство системы круиз-контроль

Система круиз-контроля состоит из нескольких основных частей:

  • контрольного модуля – мини-компьютер, который устанавливается в подкапотном пространстве;
  • привода дроссельной заслонки – это может быть пневмо- или электропривод, соединенный с дросселем;
  • переключатель – выводится на рулевое колесо или на панель приборов;
  • различных датчиков – скорости, дроссельной заслонки, скорости вращения колес и т.д.

Если машина сходит с конвейера с данной опцией, то круиз-контроль интегрирован в общую систему управления автомобилем. Также продаются готовые системы, которые можно установить на автомобиль с любым типом двигателя или коробки передач.

Как работает круиз-контроль?

Суть его работы заключается в том, что управление дроссельной заслонкой переносится с педали газа на сервопривод круиз-контроля. Водитель выбирает режим движения, вводит нужное значение скорости, система сама ориентируется и в зависимости от условий выбирает наиболее оптимальные режимы работы двигателя, чтобы поддерживать нужный скоростной уровень.

Системы бывают разные, но управление круиз-контролем производится по одинаковой схеме:

  • On/Off – включить выключить;
  • Set/Acceleration – установить скорость – то есть можно передать управление дроссельной заслонкой круиз-контролю и будет поддерживаться та скорость, которая была на момент включения, или ввести другой более высокий показатель скорости;
  • Resume – восстановить последние настройки, которые были на момент отключение (отключение производится нажатием на педаль тормоза);
  • Coast – снижение скорости.

То есть алгоритм работы приблизительно такой: On – Set (активация и выставление скорости) – нажатие на тормоз (отключение) – Resume (восстановление) – Coast (снижение, если нужно перейти на меньший скоростной режим.

Обычно круиз-контроль активируют на скоростях выше 60 км/час, хотя сама система может работать и при 30-40 км/час.

Адаптивный круиз-контроль

На данный момент наиболее продвинутой системой является адаптивная. Она практически приближается к аналогу авто-пилота в авиации, с той разницей, что водителю все же нужно крутить баранку.

Адаптивный круиз-контроль отличается от обыкновенного наличием радара, который анализирует расстояние до впереди идущих транспортных средств и поддерживает нужную дистанцию. Если передние машины начинают притормаживать или ускоряться, то импульсы передаются на контрольный модуль, а оттуда на пневмопривод дроссельной заслонки. То есть водителю не нужно самостоятельно давить на газ или наоборот снижать скорость.

Ведутся разработки и более совершенных систем, возможности которых будут значительно расширены.

Как пользоваться круиз контролем, на примере автомобиля ШКОДА Октавия

Видео круиза от компании КИА

Что такое круиз-контроль и как он работает

Краткая история создания

Само понятие круиз-контроля придумали еще в 40 году 20 столетия, когда на грузовики устанавливались блоки управления скорости. Первая полноценная эта функция появилась на американских мускул-карах 80-х годов. На советском пространстве впервые оснастили этой функцией легендарный автомобиль ГАЗ-21, которая контролировала подачу топлива.

Для чего нужен круиз контроль в автомобиле

Круиз-контроль – вспомогательная система автомобиля, основная задача которой – поддержание заданной скорости движения. Она является полезной при длительных поездках по загородным трассам, в городе же от нее никакой пользы нет.

Если авто выехало на длинный участок трассы, водитель просто устанавливает определенный скоростной режим, и система его поддерживает независимо от дорожных условий (подъем, спуск). При этом водителю нет необходимости жать на педаль акселератора, что позволяет ему более комфортабельно расположиться и расслабить ноги. В итоге, водитель в меньшей степени устает от длительных переездов.

Данная система далеко не новинка, ей уже почти полвека. Изобретена она была в США, и там она более востребована. Устанавливаться круиз-контроль может на автомобили с любыми типами двигателей и трансмиссий (АКПП, механика).

Определение активной и пассивной системы поддержания скорости

Система автоматической фиксации скорости управляется посредством пяти клавиш, которые зачастую располагаются на рулевом колесе либо на рулевой колонке в виде подрулевого рычага. Клавиша «On» отвечает за активацию, Off – соответственно отключает; кнопка Set/Accel расшифровывается как: прибавить/зафиксировать, Resume – возвращение, Coast – уменьшение.

Также, органом управления является педаль тормоза, отключающая устройство.За электронный интеллект системы отвечает микропроцессор. Принцип его работы основан на взаимодействии дроссельной заслонки и нескольких сенсоров. Если устройство фиксации скорости полностью исправно, то оно обеспечивает незамедлительное увеличение скорости машины и это не зависит от массы автомобиля, а также от ландшафта дорожного полотна, которое может состоять из спусков и подъемов.

В наше время автопроизводители стали все чаще внедрять в свои машины круиз-контроль, имеющий адаптивный принцип работы. Электронный комплекс способен сканировать скорость движения попутной машины и в соответствии с этим вносить корректировку в скорость движения машины с данным устройством с целью поддержания безопасного расстояния между двумя авто.

Это – активный круиз-контроль, и он уже сейчас все чаще стал заменять пассивную систему.Адаптивный тип системы постоянно подвергается модернизации. В частности, устройство учат не только поддерживать безопасное расстояние между машинами, но и также полностью останавливаться, задействуя при этом тормоза.

В целом, активный круиз-контроль основан на взаимодействии специального радара и цифровой передачи сигнала на процессор.Адаптивный круиз-контроль, в первую очередь, отвечает за предотвращение столкновения с попутно едущим автомобилем, а потому он вполне может считаться системой безопасности.

Что делать водителю, если не работает круиз-контроль, что выражается в отсутствии управления автомобилем и снижении скорости, несмотря на активную систему и установку фиксированного значения? Нужно проверить, действительно ли не работает круиз-контроль и проблема заключается именно в нём, или же нужно искать причину в другой области. Для этого потребуется выполнить следующие действия:

  1. Включить зажигание в автомобиле и активировать круиз-контроль посредством нажатия на соответствующую кнопку (ON). В результате этих действий должен засветиться соответствующий индикатор. Если этого не произошло, не стоит огорчаться, возможно, лампочка просто отслужила своё и требует замены.
  2. Ищем RES — это может быть кнопка или переключатель. Держим этот элемент управления включённым 3 секунды. Индикатор должен загореться на три секунды и потухнуть на две. Если действительно не работает круиз-контроль, индикатор оповестит про наличие неисправности.

Составляющие Cruise control на современных автомобилях:

  1. Контрольно-измерительный датчик на панели приборов.
  2. Блок управление круиз-контролем.
  3. Вакуумный сервопривод.
  4. Клапана управления сервоприводом.
  5. Дополнительный привод дросселя.
  6. Вакуумные трубки.
  7. Вакуумная система.
    Эта система устанавливается только с завода, поскольку самому достаточно тяжело ее установить, но находятся умельцы, которые это делают на Жигули и Волги.

Как работает круиз-контроль

Принцип работы круиз-контроля несложен. В самом простом случае он состоит из сервопривода (привод с отрицательной обратной связью для возможности управления механической системой), который соединен посредством троса или тяги с механизмом, отвечающим за подачу газа в карбюратор или инжектор (для бензиновых двигателей).

То есть, когда автомобиль двигается с постоянной скоростью, то педаль акселератора находится под одним фиксированным углом. Соответственно, угол наклона педали акселератора тоже будет постоянным. Если в этот момент водитель включает круиз-контроль, то ЭБУ запоминает его положение. При этом также фиксируется скорость.

Если же в процессе движения скорость начинает падать, например, на подъеме (об этом ЭБУ сообщают соответствующие датчики), электронный блок подает команду на сервопривод с тем, чтобы он изменил угол наклона сектора газа и увеличил подачу топлива. Угол наклона напрямую зависит от сигнала рассогласования. Так будет происходить до тех пор, пока скорость движения не начнет расти.

Если скорость в пути увеличивается (на спуске), то электронный блок подает сигнал на сервопривод о том, чтобы изменить угол сектора газа для уменьшения подачи топлива. Это может произойти вплоть до того момента, когда произойдет механический упор на холостом ходу.

Если круиз-контроль установлен на механической коробке передач, то сектор может упереться в ограничительный упор. В таком случае водителю рекомендовано будет переключить передачу. Если же речь идет об АКПП, то этот процесс произойдет автоматически. Как только скорость достигнет заданного уровня, сервопривод прекратит движение, и сектор газа останется в фиксированном положении.

Если установлен круиз-контроль на машине с МКПП, то водителю необходимо будет самостоятельно притормаживать в случае необходимости. Если в автомобиле стоит АКПП, то возможен переход на более низкую передачу для уменьшения скорости. Однако если на машине стоит адаптивный круиз-контроль, то весь процесс торможения происходит автоматически в полном объеме. Теперь подробнее расскажем о типах используемых систем.

Читать еще:  Как сделать чтобы было тепло в машине

В настоящее время у водителей есть возможность купить систему круиз-контроля отдельно. Его установку можно произвести самостоятельно. Важно не забыть прописать его функционал в ЭБУ.

Варианты круиз-контроля

  • Простой . Разработанный еще после Второй Мировой. Регулировал подачу топлива в карбюратор.
  • Аналоговый . Был разработан в 80-е в США. Устанавливался для удобства езды на длинные шоссейные расстояния. Эта система регулировала подачу топлива и скорость вращения коленвала. Ставился дополнительный рычаг, который фиксировал
    акселераторную тягу, и равномерная подача горючего держала скорость в заданном положении.
  • Цифровой . Ставился на автомобили конца 20 – начала 21 столетия. Блок управления регулировал подачу топлива. Но, по неизвестным причинам, расход топлива со временем увеличивался.
  • Сверхцифровой . Вариант круиз-контроля, который устанавливается на современные автомобили. Эффективный, поскольку расход топлива уменьшается при его использовании. Диапазон работы – 30-155 км/час.
  • Адаптивный (ACC) . Распознает объект впереди, на определенной дистанции, и автоматически скидывает скорость или вообще тормозит. Множество современных автомобилей уже оснащенные этой технологией.

ЕСЛИ НЕТ КРУИЗ-КОНТРОЛЯ, НО ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ

Не каждый автомобиль, даже иностранного происхождения, оборудован круиз-контролем. Не менять же машину из-за этого. Можно решить проблему двумя способами: купить готовую систему или собрать круиз-контроль своими руками. Первый вариант обойдётся в круглую сумму, а второй способ сделать свой автомобиль более комфортным и безопасным будет стоить недорого, но заставит серьёзно поломать голову.

К примеру, в случае с Mazda3 установка КК осуществляется только на модели с двухлитровыми моторами. Причина скрывается в типе дросселя, который должен быть электрическим, а не механическим, как в случае с двигателями на 1,6 литра.

Обладателям Renault Fluence и Megane3 установить круиз-контроль своими руками будет проще. Эта система будет исправно работать на автомобиле любой комплектации, даже тип трансмиссии не имеет особого значения. Правда, есть один нюанс: если на панели приборов не предусмотрены индикаторы, отображающие работу трансмиссии, то управление будет осуществляться вслепую. Такое неудобство не омрачит преимуществ, которые скрывает в себе КК.

Установить круиз-контроль можно самостоятельно, купив готовый механизм или собрав его с нуля. Этот процесс длительный, сложный и связан с тонкостями, которые определяются для каждой модели ТС в индивидуальном порядке. Но КК стоит того, чтобы потратить время и поломать голову.

Когда не нужно употреблять Cruise control?

  1. Нельзя эксплуатировать на скользких дорогах, поскольку скорость автомобиля стабильная, а притормаживание на некоторых участках дорог может привести к ДТП и травмам.
  2. Не рекомендовано использовать в городе с насыщенным движение. У водителя не хватает реакции, чтобы затормозить, что приводит к ДТП.

Теперь вы знаете, что такое круиз контроль в автомобиле. Рассмотрев основные характеристики, стало понятно, что Cruise control — довольно полезная функция для поездок по трассам, и небезопасная зимой и в городском цикле. В основном отзывы автомобилистов, которые пользуются ею, положительные.

Как работает адаптивный круиз-контроль

Уже с появлением первых автомобилей инженеры начали разрабатывать способы сделать процесс вождения максимально простым и автоматизированным. Так, на свет пришел круиз-контроль. Простым языком, это система, которая позволяет сохранять скорость, убрав давление с педали газа.

  • Что такое адаптивный круиз-контроль? Назначение, особенности работы
  • Комплектующие
  • Возможности адаптивного круиза
  • Принцип работы и разновидности
  • Преимущества и недостатки АСС
  • Как использовать адаптивный круиз-контроль

Что такое адаптивный круиз-контроль? Назначение, особенности работы

Первые системы круиза были созданы далеко не для автомобилей, а для паровых машин, на грани 17 и 18 века. К автомобилям они начали применяться только в начале 20-го столетия, а относительно современный вид приобрели только после начала Второй мировой войны.

Компания Chrysler показала миру первый автомобиль с круиз-контролем в 1958 году, однако, уже в 1965 году American Motors обновили систему под современный лад. Тем не менее из-за нефтяного кризиса 1973 года произошел спад экономики, и интерес к новым технологиям упал. Только с приходом 80-х автолюбители начали проявлять заинтересованность к «автопилоту». Таким образом, в 1990-х в Японии разработали adaptive cruise control, который не только поддерживает скорость ТС, но и реагирует на динамику дорожного движения в потоке.

ACC (adaptive cruise control) создан, чтобы упростить автомобилисту жизнь. Система, анализируя происходящее, может реагировать и влиять не только на работу двигателя, но и на работу заслонки дросселя и тормозов. Разные модели адаптивного круиза можно встретить практически на любом типе авто: от универсала до спорт-кара.

Несмотря на то что многие водители по-прежнему не могут полностью довериться электронике, в темпе современной жизни adaptive cruise control является достаточно полезной функцией. При помощи специальных настроек АКК может самостоятельно контролировать безопасную дистанцию с другими участниками дорожного движения.

Комплектующие

Система состоит из трех комплектующих:

  • Датчик расстояния. Обычно используется два типа устройств: радары или лидары. Первые являются более дорогостоящими и применяются для ТС бизнес-класса. Действуют благодаря электромагнитным или ультразвуковым волнам. Замеряя длину волны, датчик реагирует на окружающие объекты. Лидары работают на основе инфракрасного лазерного излучения, но из-за этого больше подвержены влиянию погоды. Обычно предусмотрено сразу несколько подобных датчиков, для исключения ошибок. Радиус действия достигает 150 метров, однако есть устройства ориентированные на узкий круг действия или на более дальний.
  • Блок управления. К ЭБУ поступают замеры с датчиков и устройств транспортного средства. Благодаря этому ЭБУ исчисляет и анализирует дистанцию до ближайших препятствий, боковое ускорение, скорость ТС, величину кривой.
  • Дополнительное ПО. Отдельных систем контроля адаптивный круиз не имеет, но для подобных целей ACC использует некоторые системы автомобиля, например: АКПП, электронный привод дросселя, систему курсовой стойкости.

Возможности адаптивного круиза

По сравнению с обычным круизом, ACC имеет более широкий функционал. Если первые модели могли лишь поддерживать заданную скорость, то новые системы способны самостоятельно регулировать динамику ТС. К примеру, при движении под гору, adaptive cruise control меняет диапазон открытия дроссельной заслонки, для более безопасного и оптимального движения, регулирует при этом обороты и нагрузку на двигатель. Соответственно, при движении вниз происходит обратная реакция.

Главной возможностью нового круиза, что собственно и отразилось в названии, стала способность приспосабливаться к условиям на дороге. На переднем бампере автомобиля установлены сканеры, которые в режиме реального времени анализируют действия ближайших попутных или впередистоящих объектов.

Если владелец заранее настроил ACC на определенный режим, то система будет подстраивать работу автомобиля под указанные параметры. Если автомобиль, который движется впереди, увеличит скорость, то ТС с адаптивным круиз-контролем автоматически ускорится, чтобы сохранить указанную дистанцию. Механизм работает и в обратную сторону.

Первыми стали использовать ACC компания Mercedes, на автомобилях S-class.

Принцип работы и разновидности

Функционирование адаптивного круиза начинается примерно со скорости 30 км/час и бесперебойно поддерживается до 180 км/час. Более дорогие модели способны работать сразу после запуска и до порога 200 км/час. Отдельно в условиях жесткого трафика работает опция StopandGo.

Во время замедления или движения из ряда в ряд происходит снижение скорости ТС для сохранения дистанции. На низкой скорости обеспечивается при помощи работы тормозов (уменьшение давления ТЖ), а на высокой – за счет уменьшения нагрузки на двигатель (регулировка количества подаваемого воздуха на заслонку дросселя).

Приятным бонусом станет экономия топлива, благодаря системе адаптивного круиза. Согласно отзывам, экономия составляет от 1% до 5%.

Поскольку система подключается к общей электронике, для увеличения безопасности, ACC использует данные превентивной безопасности, GPS-системы, торможения. Чтобы получить данные скорости автомобилей, радар излучает электромагнитные волны. Скорость определяется в зависимости от частоты отраженной волны. Расстояние можно определить относительно времени возвращения эхо. После получения радаром данных, информация преобразуется в электрические сигналы для передачи к ЭБУ. После блок управления передает «указания» тормозам, ABS, EBD, ESP и двигателю.

Разделяют несколько разновидностей круиз-контроля:

  1. Классический круиз-контроль. Поддерживает исключительно заданную скорость, но не контролирует безопасную дистанцию.
  2. Адаптивный CC (cruise control). Реагирует на изменение плотности трафика, величину дистанции, скорость и работу узлов ТС.
  3. Полуавтономный. Считается вторым поколением адаптивного круиза. В отличие от первого, полуавтономный СС, может вмешиваться в рулевое управление. Однако, считать полуавтономную систему совершенной – нельзя, поскольку система все равно не способна увидеть все объекты вокруг.
  4. Ограничитель скорости. Несмотря на небольшой функционал (ограничитель максимальной скорости), считается подвидом круиз-контроля.

Преимущества и недостатки АСС

Круиз-контроль в целом новая и достаточно удобная электронная система. Тем не менее, как и любая другая автомобильная электроника, она обладает рядом недостатков и преимуществ.

  • Во-первых, adaptive cruise control позволяет экономить топливо.
  • Также система позволяет снять с водителя нагрузку в постоянной необходимости регулировать скорость ТС.
  • В-третьих, система обеспечивает хороший уровень безопасности и быстрое реагирование в случае аварийной ситуации.

Среди недостатков можно выделить две группы:

  1. Чисто технологические. Заключаются в поломках работы датчиков, окислении контактов. При неисправной работе радаров, система может по умолчанию считать, что впереди ТС находится препятствие и снизить скорость автомобиля практически до остановки.
  2. Недоверие со стороны водителей. Поскольку высокий уровень автоматизированности расслабляет водителей, следовательно снижается уровень внимания к восприятию изменений во время движения. В результате, автомобилист не может отреагировать с должной скоростью на аварийную ситуацию.

Как использовать адаптивный круиз-контроль

Водитель контролирует работу круиз-контроля при помощи манипулятора на руле или приборной панели. Существует два типа круиз-контроля: с ограничителем максимальной скорости и без него.

Чтобы включить систему, достаточно зажать на соответствующую клавишу при достижении максимальной скорости. Текущая скорость сохраняется в памяти устройства. В момент, когда на дисплее загорается индикатор впереди идущего автомобиля, водитель может выбрать значение дистанции между транспортными средствами. Менять показатели можно соответствующими кнопками «+» и «-». Отслеживать работу можно при помощи цветных индикаторов на приборной панели.

Оценить все преимущества и недостатки работы ACC, можно ознакомившись с некоторыми видеороликами в сети, к примеру:

Понятие и особенности пользования чудо-устройством, встроенным в руль авто, — круиз-контролем

Каждый автолюбитель скажет, что безопасность за рулем — прежде всего. В настоящее время транспортные средства оборудуются множеством различных устройств и систем, позволяющих обеспечить безопасное движение. Одной из таких систем является круиз-контроль. В чем заключается ее принцип работы и какие виды сегодня используются — подробнее об этом читайте ниже.

Фотогалерея «Основные элементы КК»

Как пользоваться системой?

Видео «Инструкция по установке круиз-контроля в автомобиль»

Описание устройства

Итак, что это такое — климат-контроль (КК) в автомобиле на механике или на автомате, как работает эта система и как пользоваться ей? КК — это система в машине или на мотоцикле, основное назначение которой заключается в обеспечении езды на определенной скорости без участия водителя. То есть при движении на авто или на мото КК и ограничитель скорости ограничивают скоростной режим транспортного средства, что дает возможность немного расслабиться водителю.

Принцип работы

Принцип действия КК заключается в ограничении скорости передвижения при помощи использующегося регулятора дроссельной заслонки. Следует отметить, что непосредственно ограничение скоростного режима происходит не из-за отсутствия воздействия на педаль газа, а благодаря пневматическому приводу. Регулировка скорости осуществляется именно благодаря клапану — он также ограничивает и мощность силового агрегата.

Сама схема работы КК в целом не сложная. К шарниру, который используется для перемещения дросселя, подключаются два тросика — один из них соединяется с педалью газа, а второй — с приводом. Когда блок управления отправляет сигнал об активации КК, привод перемещает тросик, который соединен со стержнем и регулирует сам дроссель. Если эта система работает, узел тянет трос, соединенный с педалью газа, в результате чего передвигает его либо вверх, либо вниз.

В качестве управляющего модуля используется блок либо компьютер, который, как правило, монтируется за приборной панелью или в подкапотном пространстве. Управляющее устройство также подключается к дроссельному контролю, для подключения применяются несколько контроллеров и регуляторов. Следует отметить, что основным параметром, обеспечивающим нормальную работоспособность системы, считается скорость передающегося сигнала, так как система должна успеть получить импульс и обработать его. При нажатии на любую педаль круиз деактивируется и сам он не восстанавливается.

Разновидности круиз-контроля

Какие есть виды систем КК:

  1. Пассивный КК. Пассивный тип систем КК представляет собой самый оптимальный вариант для тех водителей, которым часто приходится ездить на большие расстояния. Длительная поездка утомляет водителя, а благодаря включению КК с помощью ручки или кнопки можно обеспечить передвижение с соблюдением определенной установленной скорости. Следует отметить, что активированная скорость не сможет автоматически меняться, пока автомобилист не нажмет на тормоз либо газ. При нажатии на педаль система КК автоматически деактивируется.
    Также необходимо учитывать, что после того, как педаль, которую нажмет водитель, будет отпущена, КК вновь активируется и будет функционировать в соответствии с установленным ранее режимом. Для изменения настроек работы используется кнопка либо специальный регулятор на панели приборов или на руле. На практике поменять настройки работы можно и во время езды.
  2. Активный КК, такая система также называется адаптивной. Этот тип КК считается более модернизированным и совершенным. В данном случае водитель сможет настроить КК таким образом, что она будет автоматически удерживать автомобиль на установленном расстоянии от транспортного средства, идущего впереди. Если автомобиль, который едет впереди вас, будет сбрасывать скорость, система КК активируется, в результате чего в работу вступит педаль тормоза. Последняя, как вы понимаете, также работает, получая сигналы от блока управления.
    Нужно учитывать также, что работоспособность этого механизма в целом зависит от работы тормозных компонентов ABS и ESP. Так что если один из агрегатов по каким-то причинам откажется работать, КК не сможет оптимально функционировать. Автомобилист узнает об этом посредством сообщения или сигнала на дисплее.
Читать еще:  Почему не крутит стартер на горячем двигателе

Фотогалерея «Основные элементы КК»

Как пользоваться системой?

Теперь перейдем к вопросу эксплуатации КК. Как показывает практика, в целом ничего сложного в работе универсального круиз-контроля нет. Каждая система оснащается кнопками включения и отключения. Когда водитель включает КК, никаких видимых изменений в работе автомобиля не происходит, тем не менее, после включения устройство полностью контролирует скорость передвижения.

Непосредственно само управление КК происходит так:

  1. Для выставления новой конфигурации или изменения настроек используется клавиша, обычно она называется Set либо Accel. При нажатии данной клавиши управляющее устройство фиксирует скорость езды транспортного средства, после этого блок просто поддерживает ее. В том случае, если вы еще раз нажмете на Set или Accel, автомобиль будет двигаться на 1 км/ч быстрее. Соответственно, если вы хотите, чтобы он ехал на 20 км/ч быстрее, управляющую кнопку нужно будет нажать 20 раз.
  2. Если во время езды вы вдруг нажмете на тормоз, то устройство будет в автоматическом режиме деактивировано. В зависимости от конструктивных особенностей авто, на рычаге переключения должна быть расположена клавиша Resume. Нажав на нее, вы сможете восстановить скоростной режим до последующего нажатия на тормоз.
  3. Если при движении вы захотите сбросить скорость, для этого может использоваться клавиша Coast. Одно ее нажатие сбрасывает скорость на 1 км/ч (автор видео — канал Corolla).

Заключение

В общем ничего трудного в управлении КК нет, но учтите, что это — универсальная инструкция по управления. На сегодняшний день автомобильные производители с каждым годом совершенствуют агрегаты и устройства, использующиеся в машинах. Соответственно, и КК может быть дополнена другими кнопками и рычагами, а также функциями. В любом случае, перед тем, как сесть за руль, разогнаться и нажимать на кнопки управления, необходимо внимательно ознакомиться с сервисной книжкой к автомобилю. Дело в том, что одна и та же кнопка может выполнять разные функции в зависимости от количества нажатий на нее и различных комбинаций, которые устанавливает сам производитель.

Также помните о том, что при неисправностях в работе ABS лучше ограничить себя в использовании КК. Если данный узел будет работать с перебоями, это может серьезно повлиять на безопасность водителя и пассажиров. И еще один момент — активация КК не дает вам права не следить за дорогой и заниматься своими делами. Некоторые водители рассчитывают на то, что КК сможет защитить их от аварии, но это не верно. Основное предназначение устройства заключается в том, чтобы дать отдохнуть ноге водителя при длительном вождении, не более.

Видео «Инструкция по установке круиз-контроля в автомобиль»

Как установить круиз-контроль — подробная инструкция на примере автомобиля Фольксваген Гольф 4 и Бора приведена в ролике ниже (автор видео — канал Секретный ГАРАЖ).

Что такое круиз-контроль в автомобиле и как установить

Круиз-контроль – это опция, которая позволяет поддерживать заданную скорость движения в автоматическом режиме без участия водителя. Реализована данная функция за счет установки на автомобиль отдельного устройства или комплекса устройств.

При включении круиз контроля водитель получает возможность не нажимать на педаль газ для поддержания заданной скорости, что в значительной степени повышает комфорт при езде на дальние расстояния. При включенном круиз-контроле водитель меньше устает за рулем, лучше концентрируется на дороге, повышается безопасность.

Круиз контроль в автомобиле бывает:

  • пассивным;
  • адаптивным;

При этом каждое решение имеет как преимущества, так и недостатки. В любом случае, многие водители, не имеющие такой опции, часто устанавливают круиз король самостоятельно. Подробнее читайте в нашей статье.

Что такое круиз-контроль в машине

Круиз-контроль автомобиля является устройством, которое автоматически управляет дроссельной заслонкой, тем самым прибавляя или уменьшая газ. После того, как водитель выбирает определенную скорость движения, система управляет дросселем самостоятельно.

Однако это еще не все.Также круиз контроль может снизить скорость на спусках, замедлить машину в случае приближения к другому авто, которое движется с меньшей скоростью и т.д. Затем, если никаких помех не обнаружено, автомобиль снова набирает заданную скорость.

Как включить круиз контроль

Чтобы понять, как пользоваться круиз контролем, желательно изучить мануал к конкретной модели авто. Причина — разные производители могут использовать различные решения для его настройки и активации:

  • кнопка круиз контроля;
  • рычажок для управления круизом и т.д.

На многих японских, корейских, американских и европейских авто кнопки круиза находятся на руле. Однако на целом ряде моделей Мерседес, а также на некоторых моделях других производителей не менее успешно используется отдельный рычаг круиза на рулевой колонке.

Повторное нажатие на эту кнопку позволит увеличить скорость. В том случае, если водитель нажимал на тормоз, восстановить скорость позволит кнопка Resume. В свою очередь, кнопка Coast позволит снизить скорость.

Также, в зависимости от типа системы, круиз контроль может быть адаптивным и пассивным. Как правило, адаптивный круиз контроль имеет намного больше дополнительных возможностей.

Пассивный и адаптивный круиз контроль: в чем разница

Пассивный круиз представляет собой стандартное «классическое» решение. Основная задача — поддерживать заданную скорость, которую выбрал водитель. При этом самостоятельно регулировать скорость система не способна. Водитель должен сам тормозить и разгоняться до заданной скорости, после чего система будет ее поддерживать.

Более того, на некоторых авто круиз-контроль является не просто адаптивным, но и активным. Данное решение уже представляет собой некое подобие автопилота начального уровня, так как реализована возможность контроля дорожной ситуации, гибкого изменения скорости, экстренного торможения и т.д.

Это возможно благодаря тому, что в систему тесно интегрирован радар, также данные моментально обрабатываются мощным процессорным блоком. Например, адаптивный круиз контроль за счет видеокамеры «цепляется» за номерной знак машины, идущей впереди. За счет этого система следит за объектом, пока тот движется прямолинейно (без активного маневрирования и смены полос).

Ориентируясь на машину впереди, круиз-контроль постоянно держит безопасную дистанцию до объекта, притормаживая при снижении скорости впереди идущего авто, набирая скорость до заданной при увеличении расстояния до объекта и т.д. Также система может следить не за другим авто, а за дорожной разметкой, двигаясь в пределах своей полосы.

Круиз контроль своими руками

Для водителей, которые часто ездят по трассе, при этом машина не имеет круиза в штатном оснащении, установка круиз-контроля является крайне востребованной. Сегодня в продаже присутствуют готовые комплекты для самостоятельной установки.

  • электронный блок;
  • проводка;
  • органы и блоки управления.

Как правило, системы не являются универсальными и разрабатываются под конкретную модель авто для упрощения подключения. Блок круиза подключается к бортовой сети, в салоне монтируются органы управления. При наличии определенных навыков, установить круиз можно своими руками. Сложность монтажа будет зависеть от типа системы, функционала и т.д.

Плюсы и минусы круиз контроля

В целом, данная система практически не имеет недостатков. Даже простейший пассивный круиз в машине способен значительно повысить комфорт и снизить общую утомляемость водителя. Основное правило — не снимать руки с руля, так как система отключается.

Получается, качественные решения для повышения безопасности на трассе попросту не работают в городе. По этой причине наличие круиз-контроля в авто, передвигающихся исключительно по городу, не дает водителю особых преимуществ.

Также отмечены случаи, когда система, ориентирующаяся по разметке, не работает должным образом на дорогах, где разметка нанесена слабо или отсутствует (что довольно часто встречается на дорогах СНГ). В этом случае водитель не имеет возможности полноценно пользоваться всеми преимуществами современного круиз-контроля в режиме слежения за разметкой и дорожными знаками.

Круиз-контроль своими руками — инструкция ЗР

Круиз-контроль (англ. cruise control, нем. Tempomat) — это система автоматического поддержания скорости автомобиля без помощи водителя вне зависимости от внешних факторов — подъемов и спусков дороги, направления ветра, нагрузки на автомобиль. В докомпьютерные времена оснастить машину подобным устройством было проблематично, хотя отдельные умельцы умудрялись фиксировать в определенном положении дроссельную заслонку, создавая иллюзию поддержания постоянной скорости на ровной дороге. Когда к власти пришла электроника, задача упростилась: нужно лишь подружить круиз-контроль с системой управления силовым агрегатом.

Производители выпускают готовые наборы для самостоятельной установки, состоящие из электронного блока, проводки и органов управления. Чтобы упростить подключение к конкретным разъемам бортовой сети, такие наборы обычно унифицируют для группы автомобилей, они не являются универсальными. В частности, для таких популярных моделей с электронной педалью газа, как Hyundai Solaris, Renault Duster и Лада Гранта, подойдут устройства Drivenge и Jet-cruise KH. Мы решили оценить их плюсы и минусы — трудоемкость установки, удобство использования, четкость работы.

Оба гаджета российские, их заявленные возможности схожи. Оба подойдут для автомобилей как с механической, так и с автоматической коробкой. Правда, на механике после каждого переключения передачи заданное значение скорости будет сброшено и потребуется новое включение. А еще в них предусмотрены схожие опции: у Jet-cruise KH это джеттер, у Drivenge — педаль-бустер.

Джеттер и педаль-бустер

После установки подобного устройства автомобиль, как правило, начинает иначе ре­агировать на педаль газа, без характерного запаздывания. Такой мгновенный отклик создает иллюзию улучшения динамики. Понятно, что никакого реального улучшения нет и быть не может, поскольку прошивку «мозгов» мотора гаджет не меняет. Он лишь немного изменяет рабочую характеристику педали газа: при том же положении акселератора в двигатель подается больше топлива, потому и создается впечатление, что автомобиль поехал легче и динамичнее. При этом максималка и интенсивность разгона при нажатой «в пол» педали ни на йоту не вырастут. Того же эффекта можно добиться без всяких джеттеров — достаточно сильнее нажать на педаль. Отметим, что никакого вреда мотору подобные системы не причиняют — впрочем, и пользы не приносят.

Установили — посмотрели

При отсутствии должных навыков общения с электрооборудованием современных автомобилей лучше не браться за самостоятельную установку подобных устройств. В первую очередь это относится к системе Drivenge: мы провозились больше двух часов. Jet-cruise KH удалось установить вдвое быстрее.

Drivenge. Возни довольно много. Drivenge — разветвленная система со множеством соединителей, которые нужно подключать в недрах под передней панелью. Придется сверлить кожух рулевой колонки для установки подрулевого рычага. Выглядит такое управление несколько неуклюже: нажимать-то на него нельзя — это всего лишь место для кнопочек! И конструкция хилая: крепление к пластику иным и не может быть. А провода в разъемах завальцованы слабо — ненадежно.

Jet-cruise KH. Устанавливать значительно проще. Разместить пультик с автономным питанием на двух распространенных батарейках можно в любом в удобном месте — хоть под левую руку, хоть под правую. Дрель понадобится разве что при установке индикаторного светодиода. Можно вообще ничего не сверлить, если вывести индикатор через подходящую щель, что мы и сделали в первых экспериментах. Ненадолго — сойдет, но, вообще-то, так поступать немножко несолидно.

Примерная цена 8600 руб.

Устройство позволяет включать круиз-контроль как на текущую, так и на последнюю заданную скорость. Изменение установок — с помощью педали газа или кнопками с шагом 1 км/ч. Автоматическое отключение — при нажатии педали тормоза или сцепления. Рабочий диапазон — от 20 до 160 км/ч. Функция «педаль-бустер» имеет три режима работы: «эконом», «динамика», «спорт». Есть возможность поддержания повышенной частоты вращения коленвала на холостом ходу — например, для прогрева мотора. В режиме «спорт» педаль кажется чересчур резкой, а вот «эконом» вполне понравился как зимний режим на заснеженных и скользких дорогах.

Примерная цена 11 200 руб.

Есть звуковое оповещение о достижении или превышении установленного владельцем порога скорости. Шаг установки — 1 км/ч. Рабочий диапа­зон — от 40 до 150 км/ч. Изменение установок — с помощью педали газа или кнопками. Автоматическое отключение — при нажатии педали тормоза или сцепления. Джеттер с автономным питанием реализует один из трех режимов: «динамик», ­«эконом» или «спорт».

Особенности эксплуатации

Тех, кто поездил на автомобилях, оборудованных штатными «круизами», подобные изделия, скорее всего, не привлекут — пользоваться не очень удобно, выглядят нереспектабельно. Но если для кого-то такие игрушки в новинку, они вполне могут прийтись ко двору.

А не опасно ли ездить с этими устройствами, если они вдруг выйдут из строя? Мы ведь вмешались в штатное электрооборудование, разорвав некоторые цепи управления машиной… Проверили — при отключении питания от обеих систем возможность управления автомобилем сохраняется. Поэтому старый принцип «не навреди» производители обоих устройств не нарушили.

Drivenge. Постоянно хочется нажать на новый подрулевой «рычаг», который к тому же «дышит» вместе с кожухом подрулевой колонки.

Jet-cruise KH. У пульта нет подсветки — на темной загородной трассе придется манипулировать на ощупь. Индикация работает только в момент срабатывания.

Ставить или не ставить?

Однозначного ответа нет. Для любителей гаджетов положительные эмоции от «круизов» и джеттеров, наверное, перевесят негатив от высокой цены и неказистой внешности. К явным минусам можно отнести вмешательство в управляющую электронику автомобиля, которую ни гарантия, ни сервис, ни закон не приветствуют.

Нам больше понравился Jet-cruise KH: он дороже, но его проще устанавливать. Да и расположение пульта в салоне можно подобрать по вкусу.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector