Camgora.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нагар на свечах зажигания

Нагар на свечах зажигания. 7 причин.

Нагар на свечах зажигания появляется по причине работы двигателя, полноты сгорания топливно-воздушной смеси.

В зависимости от степени и цвета нагара, автомеханик делает диагноз работы двигателя — мотор работает на богатой, бедной смеси. Кроме того, разный цвет нагара на свечах, говорит о возможных причинах неверной работы двигателя:

1. Качество топливно-воздушной смеси, которое формирует нагар.

2. Качество установленной программы инжектора.

3. Настройка, неполадки карбюратора — основная причинная перелива топлива, образования черного нагара.

4. Износ свечей зажигания. Долгий срок службы — понижает их эффективность.

5. Регулировка зажигания. Сбитый угол опережения — влияет на качество искры свечей зажигания, возможна детонация двигателя.

6. Степень износа сальников клапанов. В данном случае — юбка свечи будет покрыта черным нагаром.

7. Износ цилиндропоршневой группы увеличивает отложение нагара. Это — присутствие эллипса блока, износ поршневых колец, поршней.

Вывернув свечи из блока цилиндров, владелец машины самостоятельно сможет поставить диагноз работы двигателя по цвету нагара. Понадобится свечной ключ, который продается в авто магазинах.

Свечи зажигания в черном нагаре. Почему?

Черный нагар в свечах информирует о бедной топливной смеси, происходит перелив топлива. Расход бензина — увеличен.

Понятие бедная, богатая смесь объясняется просто — обогащают топливо воздухом, обедняют бензином. При черном нагаре смесь имеет переизбыток топлива, недостаток воздуха — если проблема в топливной системе автомобиля.

Свечи с черным нагаром электронных систем впрыска топлива, ремонтируются у авто-диагноста. Механик подключает ноутбук к контроллеру, смотрит показатели качества смеси, зажигания. Цена вопроса проведения диагностики для отечественных машин — от 500 руб.

Автомобили с механической системой впрыска топлива (карбюраторы), ремонтируются сложнее. Требуется знание работы карбюраторных систем, состоящих из множества мелких деталей. Ремонт карбюратора осуществляется в карбюраторной мастерской. Специалистов в данной сфере осталось немного, карбюраторные машины выжили свое время.

Свечи — покрыты белым нагаром.

Покрытие свечей зажигания белым нагаром информирует о богатой топливной смеси. Количество воздуха смеси превышает норму. Расход топлива — уменьшен.

Уменьшенный расход топлива не порадует в данной ситуации. Эксплуатация автомобиля с белым нагаром — запрещена.

Происходит высокая нагрузка на основные детали двигателя.

Проблему белого нагара устраняют на авто диагностике, в карбюраторной мастерской.

Нагар на свечах зажигания — легко почистить.

Чистка нагара свечей займет небольшое время, 10-20 минут.

Процедура чистки нагара выполняется на холодном моторе, выглядит следующим образом:

1. Приобретите свечной ключ. Выкрутите свечи зажигания.

2. Приобретите специальную металлическую щетку, продается на рынках.

3. Одев перчатки, произведите очистку свечей щеткой.

4. Тщательной чистке подвергаются электроды. Чистка производится до тех пор, пока нагар полностью не удалится.

5. Почистите юбку свечи.

6. Проверяем зазор между электродами свечей — он должен быть одинаковым!

1.0 — 1.13 мм для инжекторных моторов. 0.7 — 0.8 мм для карбюраторных двигателей.

7. Закручивать свечи следует строго на холодном моторе! В противном случае появляется риск легко сорвать резьбу на блоке цилиндров!

Белые свечи зажигания? Белый нагар на свечах: причины и варианты решения проблемы

16.03.2020 935 Свечи

Свечи зажигания (СЗ) — это один из основных компонентов системы зажигания, предназначение которого заключается в передаче высоковольтного заряда для воспламенения горючей смеси. Одной из самых распространенных проблем, которые возникают в ходе работы СЗ, является появление нагара на них. Почему образуется нагар на свечах зажигания, причины этого процесса описаны в данном материале.

Цвет нагара как свидетельство проблемы

Диагностика двигателя по свечам зажигания — один из самых распространенных вариантов проверки работоспособности силового агрегата. Причем цвет нагара на свечах зажигания может сказать о многом. Подробнее разберем причины, по которым на СЗ появляется налет разного цвета.

Состояние СЗ и описание проблемы

Черный нагар

Если в процессе диагностирования вы увидели черную копоть на корпусе устройств, то сначала нужно определить — сухой на них налет или маслянистый.

По каким причинам появляется черный нагар на свечах зажигания:

  1. Появление такого налета может свидетельствовать о неправильной работе карбюраторного мотора.
  2. Также такая проблема может быть обусловлена пониженной компрессией в цилиндрах мотора.
  3. Еще одной причиной, почему свечи зажигания черные, является засорение воздушного фильтра, это говорит о необходимости его замены.
  4. Энергия, которую передает СЗ, очень маленькая.
  5. Слишком высокое давление в топливной рампе.

В том случае, если налет маслянистый, то вы должны убедиться в том, что это не обусловлено попаданием масла в топливовоздушную смесь. В данном случае причина обычно кроется в износе поршневых колец. Также проблема может заключаться и в повреждении колпаков на клапанах (автор видео — Oleg Ars).

Белый налет

Белый нагар может иметь два оттенка — в зависимости от этого определяются причины его появления:

  1. Если белый налет имеет серый оттенок, то это, вероятнее всего, связано с заправкой автомобиля некачественным горючим. В таких случаях опытные автолюбители самостоятельно очищают свечи зажигания от нагара, сливают или выкатывают некачественное топливо, после чего заливают в бак более качественное горючее.
  2. Если налет имеет блестящий оттенок, то на контактах СЗ вы также сможете увидеть коррозию, такая проблема обычно обусловлена перегревом устройств. Перегрев, в свою очередь, обычно появляется из-за использования необогащенной горючей смеси в ДВС. Обычно такие проблемы обусловлены неправильной работой охладительной системы или установкой слишком раннего зажигания. В целом данная проблема может привести к более серьезным последствиям, в частности, появлению повреждений и трещин на корпусе СЗ. Так что если вы обнаружили такую проблему, то устройства нужно поменять.

Красный и коричневый нагар

Если налет имеет красный или коричневый оттенок, то это, вероятнее всего, связано с использованием топлива или моторной жидкости, в которых имеются вредные для ДВС присадки. В том случае, если красный нагар на свечах зажигания имеет кирпичный оттенок, это обусловлено длительной эксплуатацией авто на этилированном горючем, что не позволяет нормально передавать искру. Красные СЗ в любом случае необходимо чистить либо менять.

В том случае, если красные свечи не передают искру, это может свидетельствовать о забитости электродов. Разумеется, в таком случае система зажигания не сможет работать полноценно. Если налет имеет более желтый оттенок, то скорей всего, проблема связана с использованием обедненной топливовоздушной смеси в двигателе.

Фотогалерея «Налет на СЗ»


1. Налет красного оттенка на СЗ

2. СЗ с нагаром белого оттенка


3. Черный налет на электроде

на “Виды нагара на свечах зажигания, причины его появления и способы устранения”

  1. Виталий:
    Если свеча изначально дорогая и качественная (читай BOSH), то она с любым нагаром будет выполнять свою функцию. У меня даже закиданные наглухо маслом свечи воспламеняли топливо. Естественно, причина была в маслосъемных кольцах. Это другая история. Я это все к тому, что на свечах экономить не стоит, если вы дорожите нервами временем и своим автомобилем в целом.

Совершенно согласен с Виталием. Экономить на свечах зажигания в конечном результате обойдется себе дороже. У меня отец всегда покупал только дорогостоящие свечи и заправлялся на автозаправках только качественным бензином. У меня лично со свечами пока что проблем не было, я всего лишь один год как вожу машину, но статья написана хорошим языком, возьму ее себе на заметку

Верно Виталий заметил, покупать свечи надо качественный, не подделку и служить они будут верой и правдой, лучше конечно Бош, что не говори, а немцы умеют делать и качество для них не просто звук. Конечно и среди российских брендов есть неплохие марки, но до немецкого уровня далековато. При этом, не стоит забывать, что свечи это показатель проблем с машиной, что тоже плюс.


Другие факторы, свидетельствующие о наличии проблемы

Перед тем, как почистить свечи зажигания, нужно учитывать, что неисправность может быть обусловлена не только цветом. В частности, образование эрозии на электродах устройств говорит о длительном использовании некачественного топлива, причем в его составе имеется большое количество свинца. Также эрозия могла появиться и в результате плохого зазора — если слой эрозии будет слишком толстым, то это не позволит нормально передавать высоковольтный разряд.

Если вы заметили, что на электродах имеются следы масла, то, скорее всего, это является следствием износа клапанов или перегородок. В таких случаях на электродах также может иметься металлическая пыль — стружка.

При такой проблеме система также будет заливаться горючим, что связано с:

  • различными неисправностями в системе зажигания:
  • некорректным функционированием системы в целом (автор видео — канал Автоэлектрика ВЧ).

Почему появляется белый налет на свечах зажигания

Если вы обнаружили на данной детали своего передвижного средства белый налет, во время ремонтных работ или планового систематического осмотра, то это может свидетельствовать, что авто поломано и эксплуатировать его нельзя. В этом случае некоторые автолюбители могут выразить мнение о том, что можно воспользоваться услугами хороших сервисных центров, которые могут провести диагностику работы и исправности мотора. Однако такая процедура проводится специалистами с высокой квалификацией и она довольно дорогостоящая. Поэтому не все водители могут позволить себе такие растраты. В то же время некоторые владельцы передвижных средств, предпочитают проводить эту же диагностику самостоятельно, потому как работать с механизмами им нравится больше.

Однако для того чтобы выяснить причины налета и то, что обозначает белый нагар на свечах зажигания потребуется поэтапная диагностика механизма. Для этого необходимо обратиться к специалистам в области ремонта транспортных средств или же провести диагностику вручную. Потому как существует много видов нагара на свечах зажигания и каждый из них может обозначать неполадки в разных системах механизма, а также разных уровнях повреждений. Для этого понадобиться информация о том, как долго двигатель функционировал до того момента как появилась накипь. Далее мы выясним причины возникновения белого налета или нагара на свечах зажигания инжектора.

Инструкция по очистке СЗ своими руками

Очистка свечей зажигания представляет собой довольно несложную задачу, с которой сможет справиться каждый автовладелец. Перед тем, как приступить к процессу, необходимо произвести снятие всех СЗ, процедура чистки касается только электродов.

Как очистить свечи зажигания:

  1. Самый распространенный вариант — прочистка устройств при помощи наждачной бумаги. Несмотря на то, что многие специалисты не рекомендуют этого делать, наши соотечественники все равно практикуют данный способ. Как вариант, для выполнения этой задачи можно использовать жесткую зубную либо металлическую строительную щетку. Перед очисткой электроды СЗ желательно нагреть до высокой температуры на свечной конфорке.
  2. Использование специальных средств, в частности, химии. Например, вы можете взять средство, предназначенное для удаления ржавчины, в этом случае вещество наносится толстым слоем на электроды, после чего СЗ нужно оставить в таком состоянии примерно на 1-2 часа. Затем устройства просто промываются водой — если средство качественное, то оно быстро удалит налет. Кроме того, очистка свечей зажигания в домашних условиях может быть произведена и при помощи ацетона. Как вариант, можно использовать и силит. В этом случае устройства ставятся в банку и заливаются средством, а саму емкость нужно поставить под горячую воду, примерно на 40-60 минут. После этого производится непосредственная чистка, для этого можно использовать зубную щетку.
  3. Использование песка для зачистки налета. Не самый простой вариант, если работать руками. Но наши соотечественники уже давно поняли, как можно упростить эту задачу. Для этого свечку нужно вставить в патрон дрели, затем включить инструмент и опустить нижнюю часть СЗ в емкость с песком.
  4. Еще один вариант — использование уксуса для чистки. СЗ заливаются жидкостью, после чего им нужно дать настояться около одного часа. Затем, по прошествии этого времени, в емкость добавляется две-три капли электролита, а после этого производится зачистка, для этого используется зубочистка. Если верить отзывам, то это способ считается одним из наиболее эффективных. Таким же образом можно использовать напитки Pepsi, Coca-cola и прочие.

Возможные причины возникновения нагара

Возможные неполадки, связанные с причинами белых свечей зажигания, следующие:

  • низкая эффективность функционирования мотора;
  • проблемы в продуктивности двигателя транспортного средства;
  • низкокачественная топливная жидкость.

В большинстве случаев нагар (на свечах зажигания) сообщает о неисправной работе двигателя или его частей. Неподходящее топливо можно определить по значению цвета налета на свечах, который образуется в ходе работы двигателя. Если в механизме нет неполадок или неисправностей, то цвет нагара будет светло-серым. В противном случае он будет иметь оттенки другого цвета. Это уже будет предупреждением, что в работе двигателя транспортного средства есть отклонения. Именно по оттенку налета топливной жидкости можно определить состояние исправности мотора. Поэтому значение цвета свечей зажигания играет довольно большую роль. Далее в статье будет рассмотрен вопрос о том, что означает цвет свечей зажигания.

Пояснение нагара на свечах зажигания и его цвет может рассказать вам о том, какая часть или функция двигателя нарушена. Поэтому следует внимательно проверять данные детали на наличие любой накипи. Налет на свечах зажигания может быть разных видов и цветов, о которых далее пойдет речь.

Цвета нагара

Если вы заметили красный налет, то это указывает на то, что не нужно использовать излишнее количество добавок и присадок для горючего или масляной жидкости. Использование химических добавок служит причиной красных свечей зажигания. Когда вы обнаружили подобный нагар, следует уменьшить регулярные объемы используемых добавок, так как следствием этого могут стать неполадки в работе мотора. Подобная ситуация происходит если в присадках одним из составляющих является свинец или же марганец. В этом случае стоит очистить загрязненную деталь от налета и в обязательном порядке заменить масло или топливную жидкость.

Черный сажевый налет на свечах зажигания

Нагар на свечах зажигания

Любой автомобиль состоит из нескольких взаимосвязанных между собой систем. К одной из них относится система зажигания, задачей которой является надежное воспламенение смеси, состоящей из воздуха и топлива. Немаловажную роль в процессе воспламенения играют свечи зажигания. По их внешнему виду зачастую можно определить состояние самого двигателя, предупредить его серьезную поломку. Если двигатель исправен, то на свечах зажигания отсутствует налет или имеется незначительный слой нагара серого или светло-коричневого цвета.

Вы обнаружили нагар на свечах зажигания. Что делать?

Допустим, вы обнаружили, что электроды свечей покрыты черным слоем сажевого нагара — бархатный налет на свечах зажигания. Это свидетельствует о каких-то проблемах в двигателе. Как правило, такую проверку побудило вас провести не простое любопытство, а неустойчивая работа двигателя. Если свечи покрыты сажевым нагаром, то запуск двигателя очень затруднен. Причиной тому является практически нулевое сопротивление изоляции свечей. Высокое напряжение вместо того, чтобы идти на образование искры, перетекает на массу вашего автомобиля. Дальнейшая эксплуатация авто при таких загрязненных свечах невозможна. Однако недостаточно просто очистить свечи от нагара. Важно найти и устранить причину его появления.

Свеча в своей нижней части должна нагреваться в процессе работы двигателя до температуры около 500 градусов. Именно при такой высокой температуре все отложения, попадающие на электроды, полностью сгорают. Итог — электроды чистые. Это обязательное самоочищение свечи, которое должно происходить при нормальной эксплуатации автомобиля. Если температура постоянно держится меньшая, то большая часть углеродистых и масляных отложений остаются на электродах, не сгорая. Это и есть нагар.

Профилактика свечей зажигания автомобиля

Важно! Профилактическую проверку состояния двигательных свечей необходимо проводить после завершения поездки или до запуска двигателя. Дело в том, что при холодном двигателе происходит впрыск переобогащенной смеси для облегчения процесса запуска. Если после прогрева двигателя вывернуть свечи и осмотреть их, то с большой долей вероятности вы обнаружите на их электродах нагар. Этот нагар обычно исчезает сам по себе в процессе движения автомобиля.

Перечислим основные причины, которые способствуют появлению черного нагара на свечах зажигания:

  • Грязный воздушный фильтр, который давно не менялся.
  • Переобогащенная топливо-воздушная смесь. От процентного соотношения топлива и воздуха зависит устойчивая работа системы зажигания. В случае если смесь содержит больше топлива, чем ей требуется, она считается переобогащенной. Появление нагара в этом случае является сопутствующим процессом. Переобогащением смеси страдают карбюраторные двигатели.
  • Постоянная езда на малой скорости или длительная работа двигателя авто на холостых оборотах. В результате такой эксплуатации электроды свечей не нагреваются до температуры 500 градусов для сгорания отложений. Они постепенно накапливаются и делают запуск двигателя затруднительным. Рекомендуется изредка, на время порядка 10 минут, разгонять автомобиль и двигаться на высокой скорости, не менее 80 км/ч.
  • Проблемы с выставлением угла опережения зажигания.
  • Система впрыска топлива не отрегулирована.
  • Отказ или поломка высоковольтных проводов, катушки зажигания или конденсатора.

Проблема с появлением сажевого нагара на свечах зажигания не является критичной. Вы всегда сможете очистить свечи и двигаться дальше. Но выяснить причину возникновения неисправности необходимо в ближайшее время, так как это может быть связано с серьезной поломкой. Своевременное устранение причины избавит вас от неприятностей в недалеком будущем.

Читать еще:  Ремонт потенциометра дроссельной заслонки

Причины нагара на свечах зажигания

Любая конструкция двигателя внутреннего сгорания предполагает наличие свечей зажигания. Они осуществляют воспламенение горючей смеси, благодаря чему двигатель приводит автомобиль в движение. Но из-за ряда факторов, в том числе образовании нагара, со временем свечи постепенно выходят из строя и перестают выполнять свои функции. Давайте рассмотрим основные причины появления нагара на свечах, а также различные его виды.

Почему на свечах зажигания появляется нагар

Многие автовладельцы наверняка задавались подобным вопросом, ведь если заранее предотвратить причину, не придется исправлять ее последствий. К сожалению, полностью избавиться от нагара на свечах не получиться, так как для этого ваш двигатель должен работать в абсолютно идеальных условиях. Но одно дело, когда это небольшой серый налет и совсем другое, когда образуется явно выраженный нагар красного, черного или белого цветов.

Причин его возникновения может быть множество, а именно:

  • Некачественное топливо. Найти чистый, не содержащий посторонних примесей, бензин или дизель даже на проверенных АЗС в наших реалиях практически невозможно.
  • Неравномерная подача кислорода для воспламенения горючей смеси. Происходит в тех случаях, когда объем воздушной смеси не соответствует заявленным производителем значениям. Свеча при этом либо не может зажечь горючее сразу, совершая повторные попытки, либо происходит сильное воспламенение вызывающего обгорание электродного механизма.
  • Сбой электроники. Данная неисправность приводит к пропускам циклов в работе системы зажигания.
  • Попадание частиц масла в камеру сгорания. Нарушение герметичности соединений становится причиной проникновения посторонних веществ в камеру сгорания.

Часто по характеру и цвету нагара на свечах механики определяют тип неисправности транспортного средства. Цвет образовавшегося налета является характерным симптомом той или иной причины его появления. Давайте попробуем разобраться, о чем свидетельствует появление каждого конкретного вида нагара.

Черный нагар на свечах зажигания

Это наиболее распространенный вид нагара. Он может иметь как сухую, так и маслянистую структуру в зависимости от причин, приведших к его образованию.

Если Вы заметили у себя в автомобиле такой тип нагара около резьбовых соединений электрода — это означает, что в камеру сгорания стало просачиваться масло. Дополнительным подтверждением подобной догадки может служить дым, выходящий из выхлопной трубы в момент запуска двигателя, если он приобрел синеватый оттенок, значит проблема появляется в связи попаданием маслянистых веществ в камеру сгорания. К этому мог привести износ колпачков или втулок клапана, а также повреждение поршневых колец.

Если по своей консистенции черный нагар скорее напоминает сажу, то здесь проблема уже в неправильном соотношении горючего и кислорода, подаваемого в камеру сгорания. В случаях, когда объем бензина превышает допустимую норму на свечах от сильного воспламенения образуется сухой нагар. Причин его возникновения может быть несколько, в том числе и некорректная работа самой свечи, которая не вырабатывает искру достаточной мощности.

Еще одной деталью, способной вызывать данную проблему, может быть – загрязненный воздушный фильтр, который не пропускает достаточный объем кислорода. Таким образом, горючая смесь сгорает не полностью и часть ее оседает на поверхности электрода свечи. Другой распространенной причиной является неправильная работа инжектора, который подает излишки горючей смеси в систему зажигания.

Как видно из описанных ситуаций возникновение черного нагара обусловлено попаданием в систему зажигания масла или неправильной горючей смеси.

Белый нагар на свечах зажигания

Другой разновидностью нагара, с которым также сталкиваются автолюбители, является белый. Он может образовывать глянцевую поверхность, благодаря наличию частичек металлической пыли или оседать мелкими, едва заметными, частичками на электроде. При её появлении необходимо, как можно скорее, приостановить эксплуатацию транспортного средства, так как подобная неисправность говорит о возникновении перегрева в моторном отсеке и может вызвать механическое повреждение клапанов.

В тех случаях, когда визуальный осмотр показал наличие глянцевой стружки в структуре нагара, это может быть вызвано следующими причинами:

  • Недостаток горючего в системе зажигания;
  • Избыток кислорода;
  • Неверная регулировка зазора свечи или ее несоответствие данному типу двигателя;

Чтобы избежать более серьезных неисправностей, рекомендуется незамедлительно провести диагностику автомобиля.

В ситуации, когда белый нагар присутствует в незначительном количестве и на его поверхности не наблюдается металлического блеска, корень проблемы может крыться в низком качестве используемого топлива. Попробуйте очистить или заменить свечи на новые, а также начните заправляться на другой АЗС.

Красный нагар на свечах зажигания

Относительно небольшой процент автолюбителей может заметить появление на свечах зажигания нагара красного цвета. Обычно это происходит из-за того, что владелец добавляет в бензобак машины специальные присадки, в состав которых входит марганец или свинец.

Другой причиной красного нагара может быть бензин, в который производитель добавил ферроцен, повышающий октановое число топливной смеси. Именно это вещество и образует налет красноватого оттенка, который со временем приводит к ухудшению работы системы зажигания и повышению расхода горючего.

Чтобы избавиться от красного нагара придется отказаться от использования присадок или сменить АЗС.

Как почистить нагар на свечах зажигания

Как только объем нагара достигнет критической массы свеча зажигания перестанет исправно выполнять свои функции. Чтобы этого не произошло лучше заранее позаботиться о ее чистоте.. Сделать это можно двумя наиболее эффективными методами – прокаливание и замачивание.

При прокаливании поверхность свечи равномерно прогревается при помощи паяльной лампы. После того, как свеча остынет остатки нагара можно будет достаточно легко соскоблить с электрода при помощи небольшой щетки.

Замачивание занимает немного больше времени и заключается в погружении свечи в раствор керосина на несколько часов. Не обязательно использовать именно это вещество, вы можете найти в продаже специальные жидкие очистители для снятия нагара, они также отлично подойдут для этой цели. В заключении останется лишь протереть свечу сухой тряпкой, нагар должен полностью сойти.

Обеспечить бесперебойную работу системы зажигания — одна из главных задач владельца автомобиля, и регулярная проверка, чистка и замена свечей это то, что поможет ему преуспеть в данном вопросе.

Кроме того, своевременная диагностика поможет избежать серьезных проблем с машиной. Свечи зажигания — это надежный индикатор, который поможет Вам вовремя заменить присадку к топливу или воздушный фильтр.

Нагар на свечах зажигания: причины

Свечи зажигания (СЗ), устанавливаемые в автомобилях, играют двоякую роль: воспламеняют топливную смесь и отводят излишнее тепло от блока цилиндров. От правильного функционирования этих изделий зависят мощностные характеристики двигателя, его приемистость, расход топлива и, в конечном итоге, эксплуатационный ресурс силового агрегата. Но есть у свечей и еще одна, «негласная» функция, о которой знают опытные водители: нагар на свечах зажигания, который может указывать ту или иную неисправность двигателя. Но обо всем по порядку.

  1. Почему образуется нагар
  2. Диагностика двигателя по состоянию свечей
  3. Черный нагар с масляными следами
  4. Сухой черный налет
  5. Нагар с красным оттенком
  6. Белый нагар
  7. Глянцевый белый нагар
  8. Белый ровный матовый осадок
  9. Как чистить свечи зажигания
  10. Механическая очистка
  11. Использование пескоструйной установки
  12. Применение ультразвука
  13. Химическая очистка
  14. Очистка в ацетате аммония

Почему образуется нагар

Свечи зажигания работают в сложных условиях: помимо давления, на них производится как температурное, так и химическое воздействие. Поэтому со временем неизбежно появление отложений. О нормальном функционировании всех систем и узлов двигателя говорит бледно-серый налет на электродах СЗ. При этом он располагается равномерно и имеет небольшую толщину. Если цвет отложений на изоляторе и электродах иной, то это говорит о неполадках в двигателе. По оттенку нагара можно «вычислить», какая система мотора дает сбой. Как это сделать?

Диагностика двигателя по состоянию свечей

О том, как работает мотор, сделать правильные выводы после 15-20 и более тысяч км пробега невозможно: вывернутые СЗ не дадут исчерпывающей информации. Чтобы ее получить, необходимо ввернуть «обкатанные» (после 150-200 км) новые свечи зажигания. Проехав еще столько же, выверните СЗ и осмотрите их на предмет оттенка отложений.
Диагностировать неисправность при его появлении не так просто. Нагар может проявиться в 2-х вариантах: каждый из них свидетельствует о той или иной проблеме в работе мотора. При этом стоит внимательно рассмотреть структуру отложений.

Черный нагар с масляными следами

Обычно он формируется на резьбе СЗ, ее электродах и сопровождается характерным признаками: сизым выхлопом из глушителя в момент запуска двигателя. Данная разновидность отложений свидетельствует о проникновении в камеру сгорания моторного масла. Проблема связана с:

  • залеганием, поломкой, износом поршневых колец и (или) маслосъёмных колпачков;
  • разрушением направляющих клапанных втулок.

У свечи зажигания маслянистый нагар

Сухой черный налет

Его образование на электродах говорит о топливно-воздушной смеси, чрезмерно обогащенной горючим. «Бархатистый» нагар образуется по нескольким причинам:

  • неправильное функционирование свечей, связанное, например, с их износом или неверным выбором калильного числа: в итоге двигатель не может набрать штатную мощность из-за слабой искры (топливо не сгорает полностью);
  • недостаточная компрессия;
  • неправильная регулировка карбюратора;
  • для инжекторных моторов в данном случае характерна неисправность регулятора давления, слишком сильно обогащающего смесь: в результате заметно увеличивается расход горючего;
  • забивание грязью воздушного фильтра, что ведет к недостатку воздуха и, как следствие, неполному сгоранию топлива, остатки которого оседают на электродах СЗ.

Нагар с красным оттенком

Его появление связано с применением автовладельцем присадок для моторного масла или горючего. Сгорая в рабочей камере, они выделяют химические вещества, часть которых остается на электродах и резьбе. Красный нагар свидетельствует о вхождении в состав присадок свинца либо марганца. Если отложение не убирать, то на СЗ станет формироваться слой, влияющий на образование искры, уменьшая ее силу. Чтобы исключить появление красного нагара, необходимо сократить объем используемых присадок, либо вовсе отказаться от их применения. В последнем случае рекомендуется полностью слить масло, бензин и залить свежие ГСМ.

Белый нагар

Белые отложения могут быть двух типов. Все различие заключается в характере осадка на электродах СЗ.

Глянцевый белый нагар

Блестящая поверхность электродов свидетельствует о присутствии в отложениях металлических частиц. Подобное явление достаточно опасно для мотора и показывает на регулярный его перегрев. Под воздействием высокой температуры оказываются, кроме свечей, клапаны и поршни, что чревато преждевременным их износом. Обычно причина образования белого блестящего налета кроется в плохом функционировании системы охлаждения мотора (например, элементарная нехватка антифриза). Есть и иные причины:

  • приготовление обедненной топливной смеси;
  • подсасывание воздуха впускным коллектором;
  • неправильно выставлен угол опережения зажигания: искра возникает рано или она пропускается;
  • выбран тип свечи, не соответствующей рекомендация завода-изготовителя.

При появлении белых отложений с глянцевым блеском на СЗ рекомендуется немедленно провести диагностику двигателя в СТО и прекратить эксплуатацию силовой установки до устранения причин появления нагара.

Белый ровный матовый осадок

Его образование на свечах зажигания не представляет большой опасности и связано с применением некачественного топлива. Просто полностью замените его и не заправляйтесь на плохо зарекомендовавшей себя АЗС.

Как чистить свечи зажигания

СЗ относятся к категории расходных материалов, поэтому время от времени их приходится заменять (в среднем — через 15 тысяч км пробега, платиновые и иридиевые изделия проходят и все 100 тысяч км). Проверять состояние свечей рекомендуется каждые 7-8 тысяч км. При необходимости их нужно чистить: это может продлить эксплуатационный срок изделий примерно на 5-7 тыс. км пробега. Как привести свечи в рабочее состояние?

Механическая очистка

Наиболее простой и быстрый метод, подразумевающий применение мелкой наждачной бумаги и металлической щетки. Последняя используется в первую очередь. Минус данного способа заключается в оставляемых на электродах и изоляторе царапинах, «благодаря» которым нагар будет приставать быстрее и сильнее.

Не стоит для чистки применять острые предметы: ножи, плоские отвертки, шило и т. п. Их использование может привести к нарушению электродного зазора, а то и поломке изолятора.

Использование пескоструйной установки

Она нередко присутствует в наборе оборудования многих автосервисов. Процесс заключается в обработке электродов свечи сильной струей песка с последующей очисткой сжатым воздухом при помощи компрессора. Такая услуга стоит недорого и дает возможность очистить СЗ с минимальным для них ущербом (царапинами). В условиях гаража есть смысл произвести обработку свечи посредством обычной дрели. Для этого приготовьте емкость с просеянным мелким песком. Зажмите СЗ в патрон и, применяя реверс, крутите ее в разные стороны до полного очищения.

Применение ультразвука

Тоже вариант: в этом случае метод аналогичен очистке инжектора, когда используется ультразвуковая ванна. Но стоит заметить, что такой метод даст неполный результат, т. к. характер загрязнения свечей не позволит полностью избавиться от нагара.

Химическая очистка

Обычно автовладельцы предпочитают применять бытовые чистящие средства, помогающие избавляться на кухне и в ванной от известкового налета, ржавчины. Способ достаточно эффективен и не оставляет повреждений на корпусе изделия. Для осуществления процедуры приготовьте старую зубную щетку или жесткую маленькую кисточку и небольшую емкость с водой. Далее:

  • налейте в посуду воду и растворите в ней средство в пропорции, указанной производителем на этикетке;
  • погрузите в раствор свечи так, чтобы они были полностью закрыты средством;
  • выждите не менее получаса;
  • ополосните СЗ в чистой проточной воде, насухо оботрите тряпкой и обдуйте бытовым феном для волос либо выдержите в духовке при минимально возможной температуре 15-20 минут.

Не стоит прокаливать изделия на газу или сушить строительным феном, разогревающимся до сравнительно высоких температур. Подобный «метод» может привести к растрескиванию изолятора.

Очистка в ацетате аммония

Этот способ также считается эффективным и недорогим. Понадобится 20%-й раствор вышеуказанного химиката, металлическая емкость, газовая (электрическая плита), бензин и жесткая щетка. Порядок действий:

  • промойте свечи в бензине для их полного обезжиривания;
  • просушите СЗ на воздухе без использования фена;
  • залейте ацетат аммония в емкость и нагрейте до 100 градусов (при работе с этим химикатом следует помнить, что его пары наносят вред человеку, поэтому заранее позаботьтесь о хорошей вентиляции в помещении);
  • опустите свечи в раствор на полчаса, поддерживая температуру в 100 градусов;
  • вытащите СЗ, прочистите их щеткой;
  • прополощите изделия в чистой воде и высушите бытовым феном.

В заключение можно добавить, что регулярный осмотр свечей и их очистка химическим методом продлят срок службы, как самих изделий, так и всего силового агрегата. Но все же регулярную замену СЗ не стоит откладывать до самого последнего момента.

Чёрные свечи зажигания: причины

Автомобильная искровая свеча — неплохой индикатор общего состояния двигателя и качества работы многих его систем. Как они выглядят в нормальном состоянии несложно запомнить при установке новых свечей из заводской упаковки. Разглядывать при этом надо именно ту их часть, которая расположена ниже резьбы на корпусе, особенно белый фарфоровый изолятор. Хотя цвет электродов поработавших приборов тоже несёт немало информации. Заметив чёрные свечи зажигания, причину надо искать незамедлительно.

За время работы в моторе изолятор может слегка потемнеть, приобретая желтоватый или кремовый оттенок, это нормально. Керамика обладает порами, в которые попадают продукты горения, пусть в небольшом количестве, но достаточном для изменения оттенка. В любом случае, фарфор должен остаться светлым. Чёрный нагар на свечах зажигания — это признак неисправности, а не последствия долгой нормальной работы.

Разновидности чёрного нагара

Чёрный цвет выдаёт наличие на свече обычной сажи, то есть несгоревшего аморфного углерода. Выделяют его не сумевшие должным образом окислиться нефтепродукты и прочая органика.

Более точная оценка ситуации определяется как оттенками цвета, так и характером его распределения по рабочей части свечи. Появление каких-либо поясков вокруг наружной части изолятора, расположенной выше шестигранника под свечной ключ, обычно не является поводом для беспокойства, хотя многие автомастера безжалостно бракуют хорошие свечи именно по этой причине. Как минимум, это ничем не обосновано.

  • Равномерность нанесения нагара. Он может быть сосредоточен только на металле электродов, лежать на изоляторе с одной боковой стороны или иметь локацию в виде уходящего в глубину корпуса конуса. Как бы проявляя источник своего появления в виде неравномерности потока углерода или перепадов температуры вдоль изолятора.
  • Внешняя сухость нагара. На вид он может быть слегка влажным и даже отличаться по запаху, например, остро пахнуть бензином. В правильно работающем цилиндре никакого бензина оставаться не должно.
  • Маслянистость. Пористая углеродная структура легко пропитывается маслом, а часто из него и образовывается. Пары масла в камере сгорания есть всегда, но в норме их количество ничтожно, и они мгновенно сгорают.
  • «Бархатный» вид нагара. Это свидетельствует о его крупнопористой структуре, то есть быстром образовании и увеличении в объёме.
  • Обратная ситуация — плотный, даже возможно блестящий нагар. Долго накапливался, прочен и не имеет радикального чёрного оттенка.
  • Сочетание чёрного с другими цветами. Например, красным или коричневым.

Подобные нюансы говорят о различных причинах неполадок. Если на них ориентироваться при диагностике, то надо убедиться, что образования стабильны, а не случайно появились минуту назад. Для этого двигатель надо как минимум прогреть, а лучше нагрузить десятком километров движения с достаточно высокой скоростью.

Читать еще:  Звуковой сигнал от волги на приору

Причины появления отложений

Нельзя совершенно конкретно определить их по виду свечи. Это лишь повод для появления рабочей версии, которую потом потребуется подтвердить приборной диагностикой или другими ремонтными методами.

Богатая смесь

Для сгорания без остатка, смесь должна соответствовать определённым рамкам по соотношению в ней кислорода и паров бензина. Причём не только в установившемся, стационарном режиме, но и в переходных, то есть при ускорениях, прогреве, торможении двигателем, холостых и мощностных режимах. Кислорода может не хватать или быть в небольшом избытке, но в любом случае при штатной работе двигателя свечи чернеть не должны. Появление чёрного нагара на свечах зажигания свидетельствует о неполном сгорании топлива, значит или его поступает слишком много, или есть затруднения с подачей нужного количества воздуха.

Причины нештатного переобогащения смеси могут быть самыми разнообразными:

  • переливающая форсунка или разрегулированная дозирующая система карбюратора;
  • забитый пылью воздушный фильтр;
  • неправильная работа датчиков или обратной связи по кислороду системы управления двигателем;
  • нештатное давление в топливной рампе;
  • последствия неграмотного тюнинга при попытке получить увеличение мощности простейшим обогащением смеси.

Свеча при этом будет равномерно покрыта бархатным чёрным налётом классической сажи, более всего напоминающим нечищенные дымоходы печного отопления. А поскольку чистый углерод является прекрасным проводником электричества, то энергия искры будет стекать по этому графиту, и зажигание прекратится.

Плохая самоочистка

Свеча должна находиться в режиме теплового баланса, то есть иметь такую температуру изолятора и электродов, при которой попадающая на них копоть выгорает при наличии кислорода. Если температура недостаточна, то даже наличие окислителя не поможет. Такое случается если двигатель нагрузили, не дав ему прогреться. В мощностном режиме смесь обогащена, выделяются частички углерода, попадают на свечу, а выгореть не успевают. Если не доводить до пропусков искрообразования, то в конечном счёте температура вырастет и лишняя сажа успешно сгорит.

Но вполне возможно, что перебои начнутся раньше, температура упадёт ещё сильнее, свеча откажет, и владельцу предстанут чёрные свечи зажигания, причина появления которых схожа с предыдущим случаем.

Несоответствие по калильному числу (КЧ)

Именно КЧ определяет рабочую температуру свечи, отвечая как за её антидетонационные свойства, так и за самоочистку. Повышать это число нельзя, поскольку слишком горячие электроды станут источником аномального горения, а понижать нежелательно из-за наклонности свечи к забрасыанию углеводородами. Поэтому КЧ очень тщательно подбирается для каждого конкретного двигателя на стендах и указывается в виде рекомендуемого типа свечи или её аналогов с теми же свойствами. Игнорирование этих требования чревато проблемами, вплоть до разрушения двигателя.Ну а просто «холодная» для данного мотора свеча быстро покроется несгоревшим углеродом. Иногда полностью, а иногда — отдельно электроды или только верхняя часть изолятора. Она всегда холоднее, поскольку контактирует с корпусом и расположена дальше от очага горения.

Пропуски зажигания

Они не всегда зависят от свечи. Это может быть полуживая катушка зажигания, высоковольтные провода с утечками, слабые параметры импульса по напряжению и фронту нарастания и так далее, причин масса. Диагностируется в идеале осциллографом, хотя существуют и более простые способы. В любом случае, пропускающая вспышки свеча будет остывать, что сведёт ситуацию к описанной выше.

На самом деле виноватой в пропусках нельзя назначать только систему зажигания. Как говорит народная мудрость, это или нечему гореть, или нечем поджечь. А можно добавить ещё и механические проблемы. Диагностика в помощь. А компьютер системы управления может предоставить данные о количестве пропусков по цилиндрам, он их постоянно и старательно подсчитывает, набирая в случае неисправности гигантские многозначные числа.

Потеря компрессии

Для качественного горения смеси она должна быть предварительно сильно сжата. Если компрессия, например, 12 , то это означает, что давление в момент зажигания в 12 раз больше атмосферного. При уменьшении данного параметра от нормы мало того, что условия горения ухудшаются, так и часть рабочих газов в самом непредсказуемом составе из-за недостаточного перемешивания бензина с воздухом уходит из камеры сгорания. Помимо прочих неприятностей это повлечёт за собой и появление чёрных свечей зажигания, причиной чего стали механические проблемы. Причём с неравномерной геометрической локацией. Характерным факелом может отметиться прогоревший клапан, или свой след в виде односторонней окраски изолятора оставят закоксовавшиеся свечи и зеркало цилиндра с задирами.

Позднее зажигание

Скорость горения смеси ограничена вполне определённой величиной в зависимости от её качественного состава и степени сжатия. Если инициировать горение слишком поздно, а не за несколько градусов до верхней мёртвой точки, как положено, то полностью выгореть заряд не успевает, отправляясь через выпускной клапан разогревать выхлопную систему и оставляя чёрный нагар на свечах зажигания. Раннее зажигание ещё более вредно для мотора, но свечи оно не раскрашивает. Скорее просто уничтожает детонацией.

Неподходящий бензин

Эта проблема похожа на предыдущую. Топливо с разным октановым числом, помимо отличий по стойкости к детонации, имеет различную скорость горения. И если двигатель не может адаптироваться к большим отклонениям, то эффект будет тем же, сопровождаясь нарушением теплового режима свечей.

Но кроме детонационных свойств, топливо может быть просто некачественным. Всевозможные контрафактные бензины криминальной перегонки имеют в составе непригодные к использованию в современном двигателе тяжёлые фракции нефти и прочие примеси. Копоть от всего этого набора будет осаждаться на свечах, окрашивая их в уже известный цвет и быстро приводя в нерабочее состояние. А попытки изготовителей придать подделке детонационнную стойкость самыми дешёвыми присадками в большом количестве дополнительно обеспечат изоляторам красный оттенок. Тоже проводящий, поэтому нормально работать такая свеча уже не будет.

Дефекты свечей

Как возникающие при эксплуатации поломки и усталость материалов, так и изначальный заводской брак, делают свечу непригодной для стабильной работы. Всё это приводит к уже рассмотренному случаю пропусков зажигания со всеми последствиями. Самое распространённое — это увеличение зазора между электродами. Металл постепенно выгорает, искровой промежуток растёт и выходит за разумные границы. В конце концов, при определённых режимах напряжения разряда начинает не хватать для пробоя, и заряд уходит по более лёгкому пути, через наружный воздух или стекая по изолятору. Который, в свою очередь, на изношенной свече покрыт проводящими отложениями.

Похожим будет случай, когда свеча изначально подобрана с нарушениями заводских рекомендаций. Чаще всего это происходит в погоне автолюбителей за многоэлектродностью. Предполагается, что это повышает мощность и надёжность искрового разряда. Да, некоторые компании применяют такие свечи с завода. Но там присутствует не более двух боковых электродов, к тому же использование данной особенности известной фирмой совершенно не изменяет спорность вопроса. Не всегда производители руководствуются технической целесообразностью. На практике же многоэлектродные свечи ничего хорошего не приносят. Развитые боковые электроды экранируют разряд от топливной смеси, снижают надёжность искрообразования и вызывают образование копоти.

Помимо стационарных процессов, ведущих к загрязнению свечей чёрным налётом, бывают случаи разового покрытия углеродом. Например, отделение крупных кусков нагара от днища поршня, запуск двигателя при экстремально низкой температуре или разовый заброс масла в камеру сгорания. Со временем свеча очистится. Но возникает вопрос – надо ли очищать свечи, покрытые нагаром, по мере устранения причины его образования или есть смысл заменить их комплектом на новые. Если свечи самые обычные, на основе никелевых сплавов, то их срок надёжной службы не превышает десятка тысяч километров. Такой комплект надо менять. Но если это дорогие платина и иридий, то такие приборы отличаются повышенной стойкостью. После аккуратной очистки, желательно на специализированной пескоструйной машине, такая свеча будет не хуже новой, а экономия составит приличную сумму.

Почему свечи зажигания черные на инжекторе и карбюраторе

Свечи в бензиновых моторах способны очень хорошо продемонстрировать, что именно там происходит. Они всегда в центре процесса, сначала омываются свежей смесью, потом инициируют её горение, а после чего испытывают на себе все последствия высокой температуры.

Даже проникновение лишнего масла между поршнем и цилиндром в первую очередь сказывается именно на состоянии приборов зажигания. Для диагноста их изоляторы становятся экраном отображения неисправностей двигателя.

О чем говорит цвет нагара на свечах зажигания

Полное сгорание всего, что попадает в цилиндры, возможно лишь в идеальных условиях работающего в стационарном режиме исправного двигателя. Всё остальное в разной степени формирует несгоревший остаток, который с удовольствие отлагается на окружающем металле, а особенно – на керамическом изоляторе центрального электрода.

Вещества в основном имеют углеводородное происхождение, но по цвету и структуре всё же отличаются. Дополняют картину остатки вообще не сгоревшего бензина. Когда между цветом и конкретными нарушениями существует прямая связь, то имея некоторый опыт можно определить суть проблемы.

Разновидности нагара

Чистая, но поработавшая свеча имеет светлый, немного кремовый цвет изолятора. Нагар же отличается оттенками или вообще полностью закрывает всю выступающую в цилиндр часть детали:

  • чёрный цвет даёт свободный углерод, всем известный как сажа, образоваться он может из бензина или масла, но при этом структура будет различаться;
  • светлые наслоения образует многократно попавшее на изолятор и успевшее обгореть масло;
  • ярко белый цвет имеет перегретая и пострадавшая от детонации свеча;
  • красные оттенки говорят о искусственно заряженном присадками бензине.

Иногда нагарообразование носит комплексный характер, по долго работавшей на неисправном двигателе детали трудно что-то понять. Но если свечу недавно чистили или меняли, то в первую очередь на ней будут следы от главной проблемы.

Причины появления отложений

Возможны две основные причины – аномальное горение и попадание масла. К аномальностям относятся в том числе и процессы, происходящие по вине самого прибора.

Прогар клапана

Прогоревший клапан оказывает слабое влияние на состояние изолятора. Скорее можно судить о причинах потери компрессии.

Если это произошло внизу, то есть проблемы с поршнем и кольцами, то масло неминуемо пойдёт в камеру сгорания, и по электродам это сразу можно увидеть.

А вот в случае прогара клапана компрессия исчезнет или уменьшится, а свеча останется чистой и сухой.

Несоответствие по калильному числу

Свечи подразделяются на горячие и холодные. Первые быстро нагреваются, входят в режим самоочистки и, если всё нормально, то так дальше и работают, ничем не загрязняясь. Ненормально – это когда они слишком горячие для данного мотора. Изолятор и электроды перегреваются. Наступает риск калильного зажигания, то есть топливо воспламеняется слишком рано, ещё до появления искры.

Начинается детонационное горение, свеча перегревается и разрушается. А от детонации вместе с ней выходят из строя поршневые перегородки, а то и днище поршня. Если вовремя остановить мотор, то можно заметить ярко-белый цвет перегретого изолятора.

При слишком холодных экземплярах всё наоборот. Температура изолятора растёт медленно, керамика не очищается и быстро зарастает отложениями. Обычно они чёрного цвета и бархатистой структуры.

Позже к саже присоединяется маслянистный налёт, поскольку масло попадает в небольших количествах даже в камеру исправного мотора. Заканчивается отказом воспламенения, свеча чёрная с запахом бензина.

Позднее зажигание

При позднем зажигании смесь не успевает полностью сгореть, а электроды не прогреваются. Появляется всё тот же чёрный налёт от бензиновой копоти. Мотор не развивает мощности и плохо запускается.

Богатая топливовоздушная смесь

Состав смеси должен быть строго определён в соотношении, определённом конструкцией двигателя.

Сейчас уже мало где моторы работают с теоретической стехиометрией. Но они рассчитаны на эти режимы, что учтено в калильном числе свечей. Слишком богатая смесь горит медленно, симптомы те же, что и при позднем зажигании.

Забитый воздушный фильтр

Сопротивление воздушному потоку со стороны фильтра теоретически не должно влиять на состав смеси, поскольку система управления регулируется по конкретному количеству имеющегося воздуха.

Но косвенно забитый фильтр всё же влияет, причём именно так, как это интуитивно кажется, то есть смесь обогащается. С последствиями в виде закопчённых свечей.

Проблемы с системой зажигания

Если искра недостаточно мощная, или поступает с перебоями, то на свече накапливаются несгоревшие продукты. Это даст жирный бархатистый нагар чёрного цвета.

От предыдущих случаев этот отличается гораздо большей скоростью загрязнения и короткой жизнью изолятора до полного отказа. Углерод в виде сажи прекрасно проводит электричество, искра не будет образовываться, весь заряд безопасно стечёт на массу. После чего свечу ещё больше забросает бензином.

Избыточное давление в топливной рампе

Давление в рампе не контролируется устройством управления впрыском. Подразумевается, что оно в норме, а небольшие отклонения будут парированы топливной коррекцией по сигналам кислородного датчика, но не всегда.

В некоторых режимах его показания игнорируются, а сам диапазон коррекции сильно ограничен. Результат – выбрасывание ошибки по богатой смеси и чёрные, закопчённые свечи.

Плохая самоочистка

Самоочистка напрямую связна с калильным числом и режимом работы двигателя. Если даже деталь подобрана верно, то при коротких поездках на непрогретом моторе она не успеет нагреться для выхода на самоочистку. А такие циклы обычно повторяются, что увеличивает нарастание нагара.

Причём уже не очень радикально чёрного цвета, поскольку холодный двигатель под нагрузкой добавляет к саже и масло из картера. Свеча будет выглядеть просто грязной, вплоть до зарастания зазора полностью.

Потеря компрессии

Всё зависит от того, почему именно потеряна компрессия. Соответственно, появится либо масляный нагар либо топливный.

При плохой компрессии поведение аналогично случаю поездок на холодном двигателе.

Неподходящий бензин

Самые страшные случаи для приборов зажигания – это наличие в топливе серосодержащих присадок повышения октанового числа или просто использование низкооктанового бензина.

В первом случае изолятор покроется красным нагаром, а во втором скорее всего изолятор разрушится от постоянной детонации.

Третий случай встречается редко, он наступает, когда бензин по свойствам больше похож на сырую нефть, но мотор на нём ещё работает. Чёрный, масляный нагар вырастет на электродах очень быстро, и мотор остановится.

Дефекты свечей

Дефектные детали приводят к нарушениям воспламенения. Поэтому симптомы те же, что и при проблемах с системой зажигания. Именно поэтому часто рекомендуется не чистить отказавшую свечу, насколько бы умело это ни делалось, а сразу менять на новую.

Иначе диагност сам себя заведёт в тупик. Они это знают, и все эксперименты проводят с новым комплектом. Вернуть на место очищенный старый никогда не поздно.

Что делать если появился черный налет

Первое, что надо сделать – не пытаться менять комплекты и снова их забивать углеродом, а по косвенным признакам и тестам приблизительно выявить неисправность.

А если уж экспериментировать, то на заведомо исправном комплекте свечей. Их можно и почистить, главное точно известно, что не в них дело.

Проверяется состав смеси, параметры зажигания, наличие компрессии, правильность установки фаз, сигналы от датчиков, давление в рампе и весь прочий набор, предоставляемый сканером и моторным стендом. Для этого пострадавшие детали не потребуются.

Как удалить черный нагар с элементов зажигания

Некоторые свечи выполняются с использованием благородных металлов, очень качественные и довольно дорогие. Такой комплект, если он прошёл немного, выбрасывать не стоит. Их можно очистить до полного восстановления работоспособности.

Механический способ очистки

Теоретически можно очистить свечу тонкой кисточкой со стальными волосками. Но практически этого никогда делать не стоит. Так будет неизбежно поцарапан материал изолятора, после чего следы очистки быстро зарастут отложениями, и с виду нормальная свеча правильно работать уже не будет.

Прикасаться к свече можно только мягкой неметаллической щёткой и лишь после химического размягчения отложений. Тем более неуместны пескоструйка или скальпель.

Свечу можно прожечь, доведя температуру её изолятора до температуры самоочистки. Но и это следует делать только при наличии большого опыта, иначе керамика покроется микротрещинами с тем же результатом.

Химический метод

Вся органика и металлические загрязнения удаляются при помощи химических растворителей, содержащихся в средствах для очистки карбюраторов и кислотных растворах. То есть свечу надо промывать дважды.

Растворитель пригоден любой, например, неплохо справляются баллончики с очистителем тормозов. Лишь бы это не было откровенной подделкой или просто одним из нефтепродуктов, вроде бензина или уайтспирита. Они не справятся.

Кислота используется та, которая работает достаточно мягко. Слабые растворы ортофосфорной кислоты, уксуснокислый аммоний или несколько капель электролита в ложке воды. И только если реально имеются признаки ферроцена на электродах. А с иридиевыми или платиновыми электродами и это лучше не делать.

Причины появления нагара на свечах зажигания

Двигатель является главным узлом транспортного средства, а свечи зажигания выступают в качестве индикатора его рабочего состояния. Поэтому когда появляются проблемы в работе двигателя — первым делом проверяем свечи. Здесь основная задача состоит в том, чтобы по одному только взгляду на электроды научиться устанавливать такой дефект, как нагар на свечах зажигания, причины здесь могут быть разными. Если невозможно завести мотор, перестал работать один из цилиндров, постоянно возникают перебои, то причиной всего этого может быть нагар, появившийся на свечах зажигания.

Читать еще:  Чистка камеры сгорания двигателя

Когда нужно выполнять проверку свечей? Обычно, автовладельцы смотрят на них, когда возникают первые проблемы с мотором. Но это не совсем правильно. Желательно, чтобы через сто – двести километров после того, как были установлены новые изделия, выкрутить их и, взглянув, сделать вывод о состоянии мотора.
В последующем проверку можно выполнять каждые 5-7 тыс. км километров или перед поездкой на дальнее расстояние. Чем раньше будет замечена возникшая проблема, тем проще будет устранить причины нагара. Далее рассмотрим и проиллюстрируем разновидности нагара.

Так же, рекомендуем посмотреть видео о диагностике двигателя по свечам:

Норма

Нормальная свеча зажигания должна быть с наименьшим количеством налета и отложений. Естественная рабочая окраска – светловато-коричневая. Конечно же, никаких маслянистых следов не должно быть. Это тот случай когда двигатель работает отлично. Никакого нагара нет. При такой картине у вас должны быть отличные показатели расхода топлива и масла. Поскольку масло не подгорает, то нет необходимости доливать его от замены до замены.

Черный нагар

Это самый распространенный на сегодняшний день вариант. В девяносто девяти процентах случаев именно он становится причиной появления проблем с мотором. Сразу можно выделить, что по собственной структуре подобный нагар бывает различным.
В частности, суховатый черный нагар говорит о том, что в топливовоздушной смеси завышена бензиновая порция, т. е. :
– Неправильно работает или ошибочно настроен карбюратор.
– Засорен воздушный фильтр – в результате для того, чтобы создать нужную топливовоздушную смесь не достает кислорода, поэтому она не полностью сгорает и формируется черный налет;
– Проблемы непосредственно с обогатителем;
– Завышенной топливный впрыск (подобные проблемы, обычно, появляются на инжекторных моторах из-за повышенного давления, возникающего в топливной рампе). Это может быть вызвано неисправным состоянием соответствующего регулятора;
– Незначительный уровень компрессии (в нескольких или одном цилиндрах).
– Проблемы непосредственно со свечой зажигания. В частности, искра слабая для того, чтобы нормально воспламенить топливо.
Другой вариант темного налета – с отложениями масла. Появление подобной проблемы свидетельствует о том, что автомасло проникло в камеру сгорания. Из-за того, что горючесть является более низкой, выгорание масла происходит не полностью, и определенная его часть образует нагар на свечке зажигания.
Как может масло проникнуть в цилиндр? – через клапанные колпачки или кольца, которые изношены. В любом случае нужен ремонт.

Белый нагар

Оснований подобного явления может быть несколько, но главная – это использование низкокачественного бензина. В таком случае наружный вид поверхности делается немного шероховатым. Если сделать очистку свечи и начать применять качественное топливо, то белый нагар больше не возникнет.
Несколько иначе обстоит дело, когда белый налет обладает глянцевой структурой. Это явно свидетельствует о том, что свечи зажигания часто перегреваются. На подобных свечах можно рассмотреть очевидные следы эрозии – возникновения малых углублений. Подобная проблема возникает из-за того, что часто превышается уровень нормальной температуры.
Можно выделить следующие причины перегрева, в определенной мере связанные с налетом на свечах.
– Свеча не соответствующая двигателю.
– Впускной трубопровод разгерметизировался – в результате во время работы мотора дополнительно осуществляется подсос поступающего воздуха.
– Случаются сбои во время работы системы, которая охлаждает устройство. Здесь существует много вариантов, начиная от предохранителя, который сгорел в вентиляторной цепи и завершая забитой в системе трубкой.
– Возникают проблемы в работе радиатора.
– Неверно выставлено опережение зажигания
Порой возникают ситуации, когда поверхность обладает не белым, а немного желтым тоном. Подобная проблема появляется, когда повышается температурный режим в камере сгорания на повышенных оборотах.
Чтобы больше не вспоминать больше о нагаре, достаточно будет поставить свечи более высокого качества. Они будут лучше справляться с такой нагрузкой. В крайнем случае, можно поменять собственный стиль вождения и стремиться делать переключение передач немного раньше – при этом не нужно допускать того, т.е. не нужно разгонять двигатель до высоких оборотов.

Красный нагар

Нагар красного в цвета еще одна распространенная разновидность «напыления». Обычно, подобный налет не означает, что двигатель неисправен, а является воздействием особенных присадок. Как известно, в масле и топливо много разных добавочных компонентов – они придают свече красноватый тон.
Хотя когда выполняется соблюдение соотношения присадок и учитываются необходимые стандарты, то не должно появляться отложений. Чем хуже масло (бензин) по своему качество, тем ярче будет нагар. Он даже может напоминать ржавчину.
Какие именно присадки способны создавать подобный эффект покраснения? Если речь идет о масле, то это моющие добавки. Хотя провести точную диагностику здесь весьма непросто.
Когда появляется нагар красного цвета, то каких-нибудь диагностических или ремонтных работ двигателя делать нет необходимости. Все что нужно – заменить масло, топливо и свечи (или только свечи).

Следы масла

Нормально работающая свеча, без особенных отложений, но на резьбе и электродах появились маслянистые следы. Первый проблемный симптом здесь – троение мотора (в особенности, после продолжительной стоянки). Спустя некоторое время (по мере того, как силовой узел прогревается) неисправность самоустраняется.
Сделать диагностику дефекта можно еще по целому ряду симптомов – синевато-белому выхлопу, в первые минуты работы двигателя, повышенному потреблению масла (видно по изменению его уровня). Причина – маслоотражательные колпачки или поршневые кольца.

Следы масла и топлива

Можно выделить еще одну причину появления нагара. В этом случае можно заметить маслянистый слой, которым накрыта юбка. Причем смазывающий состав перемешан с бензином и малыми частицами стальной стружки
Главная причина этого явления означает, что сломался один из клапанов или у поршневых колец деформированы перегородки. В результате мелкие стальные компоненты осуществляют «проскальзывание» в камеру сгорания.
При подобном дефекте мотор будет троить почти непрерывно. К дополнительным признакам неисправности можно отнести рост расхода бензина. Решается это только одним способом – капитальным ремонтом движка.

Разрушение центрального электрода и юбки

Разрушаются юбка и электрод из-за некачественного бензина , продолжительной езды на детонирующем двигателе, раннего зажигания, неисправности свечи и т.д. Распознается такая проблема по таким же симптомам, что были описаны выше (утрата мощности, повышенный расход, троение и т.д.).

В данном случае будет удачей если частицы электрода не застрянут под впускным клапаном, проскочив в выхлопную системы. В противном случае неизбежен ремонт головки блока

Отложения золы

На электроде свечи отложения золы, возможно с различными цветовыми оттенками. Данные наросты появляются из-за сгорания масла. Причина – выработка, а может быть и залегание маслосъемных поршневых колец. В результате имеем повышенный расход масла, сильный дым из выхлопной трубы в момент нажатия на педаль газа, дым по запаху напоминает мотоциклетный.

Иногда вывернутая свеча залита топливом. Если изделие выкручено не сразу после того, как запущен мотор в холод, то это говорит о том, что инжектор, карбюратор или система зажигания являются неисправными. В этом случае следует высушить и продуть свечу – если картина вновь повторится, то нужно искать поломку и производить ремонт.
В профилактических целях нужно систематически проверять состояние свечей зажигания, поскольку они отражают состояние мотора. Своевременная диагностика поможет предотвратить значительные расходы на ремонт двигателя.

Нагар на свечах – причины возникновения

Нагар на свечах, как говорят в одном южном городе, всегда есть, был и будет, и никуда ты от этого не денешься, это закономерно и это нормально. Другое дело, что любому механику (да и опытному водителю со стажем) цвет свечей зажигания может многое сказать и о состоянии самих свечей, и о состоянии цилиндропоршневой группы (о двигателе в целом). Да и о характере и опытности самого владельца автомобиля. И это не шутка, не прикол. Установить состояние мотора, определить качество применяемых автовладельцем ГСМ (горюче-смазочных материалов), то есть моторного масла и бензина (солярки, природного газа), — можно. И это не так трудно, как может показаться на первый взгляд. О причинах появления нагара на электродах свечей, о способах борьбы с ним, а также о методах первичной диагностики двигателя по характеру и цвету нагара, мы и поговорим в этой статье.

Типы и разновидности состояния свечи

Механики и мотористы различают несколько типов состояния электродов свечей зажигания:

  • сухая свеча без нагара;
  • мокрая свеча;
  • черный глянцевый нагар;
  • черный бархатный нагар;
  • белый (светлый, серый, светло-коричневый) глянцевый нагар;
  • белый (светлый, серый, светло-коричневый) рыхлый бархатный нагар.

Если моторист выкручивает и видит чистые сухие свечи, то это означает, что, во-первых, они были совсем недавно вкручены и их пробег может составлять всего одну-две тысячи километров. А во-вторых, с данным мотором не просто всё оk, а идеальное «оk». Зачастую свечи остаются чистыми и сухими порой и на гораздо более длительный срок и на весьма солидный пробег. И такое довольно часто случается с тем автомобилем, где автовладелец с исключительной тщательностью следит за качеством ГСМ, попадающих в его двигатель. Кроме того, такой водитель никогда не «газует» и не «рвёт» двигатель. Большую часть времени мотор работает на ровных средних оборотах и никогда не остается долго работать на холостых. Такое редко, но случается, и мотористы с такими двигателями (и с такими автовладельцами) сталкиваются.

Мокрая свеча любому опытному водителю скажет, что карбюратор (или инжектор и форсунки) нещадно «переливают». Этот термин означает, что в цилиндры и в камеру сгорания попадает значительно большее количество топлива, чем это требуется для нормальной работы двигателя. Со временем эта, чрезмерно мокрая свеча однозначно покроется черным и, в начале, бархатным лохматым нагаром, который со временем закоксуется и превратится в твердый черный лаковый нагар. И двигатель остановится. Если не остановится еще раньше.

Черный нагар на свечах зажигания

В интернете довольно часто можно встретить утверждение, что, мол, черный — наиболее распространенный вид нагара. Это неправда. Наиболее распространенными видами нагара являются как раз светлые тона, потому что грамотных автовладельцев, которые следят за своим четырехколесным имуществом, гораздо больше, чем неряшливых, невнимательных и неаккуратных водителей. И это статистика!

Систематическое прохождение регламентных ТО, плановая замена свечей и диагностика систем питания и зажигания позволяют поддерживать рабочее состояние свечей и всего двигателя весьма долгое время.

Черные свечи, имеющие сухой рыхлый нагар, говорят о том, что большую часть времени двигатель работает на обогащённой топливной смеси. А «бархат» — это сажа, то есть не сгоревшие частицы топлива. Правда, это не всегда говорит о неисправности топливной системы, подобное обусловлено насыщенным городским неторопливым циклом движения в пробках и тянучках, когда и сам собственно расход «буквально растет на глазах» — а, точнее, на панели приборов, — и двигатель больше работает на холостых. Именно в таких случаях бензина в цилиндры поступает больше, чем нужно.

При диагностировании следует учитывать, что и карбюраторные и впрысковые моторы имеют различные исполнительные механизмы и управляющие программы систем питания. Поэтому выявлять неисправности (если это действительно неисправности) можно только в условиях специализированной СТО. Каждая из систем и каждая неисправность «лечится» различными методами, и в основном, на программном уровне.

В карбюраторном моторе чёрный нагар на свечах также указывает на переобогащённую смесь, но методы ее устранения тут, естественно, иные. Иногда причиной может быть негерметичность иглы и принимающего клапана под поплавком, иногда причина — некалиброванные жиклеры, но чаще всего — износ и люфты, а также замасливание и/или закоксовывание заслонки (или заслонок) карбюратора. В относительно «современных» карбюраторах типа «Солекс» переобогащенная смесь может возникать из-за сбоев в работе электронного клапана холостого хода (система ЭПХХ), а также по многим другим причинам.

Черный маслянистый нагар появляется из-за того, что в камеру сгорания попадает… моторное масло, и путей его проникновения туда из системы смазки — множество. Обычно неопытные водители начинают «лечение» с регулировки клапанов и замены маслосъемных колпачков, а когда это не помогает, тогда «сваливают вину» на просевшие поршневые маслосъемные кольца. А далее – по списку, который такому начинающему автовладельцу предложит ушлый моторист. А правильным направлением любого ремонта является предварительная диагностика, и проведена она может только при применении весьма специфического инструментария.

Из личного опыта

Грамотный моторист или просто опытный водитель может определить состояние двигателя (и тех же свечей зажигания) даже по состоянию… выхлопной трубы и по цвету самого выхлопа. Без вывинчивания свечей.

Например, серая сухая и черная, и даже при этом «слегка бархатистая», внутренняя поверхность выхлопной трубы указывает на удовлетворительное состояние двигателя. А вот «толстый-толстый слой черного шоколада», остающийся на пальце, проведенном изнутри трубы, указывает на то, что двигатель «гонит масло». Случаются также еще и белый пар, и черный откровенно сажевый выхлоп, и серый выхлоп, но… тогда уже — к доктору, то есть, в моторный цех профильного автосервиса.

Белый нагар на свечах зажигания

Подобный тип нагара указывает, скорее, на нормальное состояние двигателя и его систем. Белый нагар на свечах (и он, кстати, бывает светло-серым, светло-коричневым) — это нормально, однако и тут имеются нюансы.

Совсем-совсем откровенно белый нагар обычно появляется из-за бедной топливной смеси, а также (и особенно в карбюраторных моторах) из-за слишком большого угла опережения зажигания, выставленного на трамблёре (прерывателе-распределителе). Некоторые автомеханики также склонны считать, что «излишне бледный» цвет нагара может указывать на применение свечей, не соответствующих калильному числу, установленному производителем для этого типа моторов или вообще для конкретно этого двигателя. Подобное несоответствие «лечится» путем подбора правильных комплектующих, согласно регламентам завода-изготовителя данного автомобиля или данного двигателя.

Замечу в скобках

Гораздо большее внимание при выкручивании свечей нужно обращать не столько на цвет нагара, сколько на длину и состояние электродов свечей — центрального и бокового (или боковых). Увеличенный зазор между ними может повышать перерасход топлива до 25 (двадцати пяти) процентов.

А это — на четверть нормы!

Также следует обратить внимание на коричневый ободок изолятора свечи в районе ее резьбовой части. Наличие коричневого ободка говорит о том, что «свеча горит» или «свеча пробита». И эти последние два параметра куда существеннее, чем цвет нагара (хотя при диагностике двигателя и этим «симптомом» пренебрегать не следует).

Цветные нагары

Да, в практике случаются и такие. Красный нагар может указывать на то, что реализатор топлива для увеличения октанового числа бензина (а также с целью увеличения его цены) добавляет в него специальную присадку ферроцен, которая в своем химическом составе имеет железо, отсюда и цвет нагара. Цена подобной присадки, тем более для оптового закупщика, весьма заманчива, а водители реально отмечают, что «машина вдруг поехала».

Желтый и зеленый нагары также отмечаются на интернет-форумах и в разговорах с мотористами, но подобное явление не считается массовым, и рекомендация тут проста — смените место заправки своего автомобиля. Продавец топлива может использовать некие экзотические присадки, когда и «машина едет», и себестоимость топлива (для продавца) значительно падает. Подобные фокусы характерны для несетевых мелких АЗС, именно поэтому со всех страниц солидных автомобильных изданий звучат рекомендации типа: «Заправляйтесь на проверенных брендовых автозаправочных станциях».

Как почистить свечи зажигания

Наиболее эффективными опытные водители и механики считают два способа:

  • прожечь (прокалить) свечи;
  • отмочить свечи в растворе керосина, толуола и им подобных агрессивов.

Как почистить свечи зажигания, если это происходит в условиях производства? В кузнечном цеху, если такой есть на данной СТО, а также газовой горелкой либо паяльной лампой. Нагар при этом частью сгорает, а частью отваливается от электродов свечи, и его остатки удаляют специальной железной щеткой, которой пользуются сварщики и рихтовщики.

В домашних (гаражных) условиях пользуются той же паяльной лампой либо выкладывают свечи веером на бытовой газовой горелке. Остатки убираются так же щеткой либо наждачной бумагой.

Как часто нужно менять свечи зажигания

С одной стороны, существует старое шоферское правило — мол, нужно менять все свечи накануне зимы. С другой стороны, все современные автомобили, имеющие теперь не батарейное зажигание, а электронное, и работающие на свечах последних поколений, умеют беспроблемно и без их замены проехать и две и даже порой три-четыре зимы. Поэтому рекомендация тут проста и однозначна — все подобные регламенты прописаны в ваших Сервисных книжках и Инструкциях по эксплуатации, включая не только сроки и пробеги, но и типы свечей, рекомендованные производителем автомобиля.

Однако наиболее верным решением будет (в случае начинающихся проблем) обратиться на станцию техобслуживания профильную вашей марки автомобиля. Найти и выбрать ближайший к вам и нужный вам «правильный» автосервис поможет сайт Аutоbооkіng.

автомобильный инженер, журналист,

редактор автомобильной программы «Мотор-ТВ»

Нужна замена свечей зажигания? Не откладывайте на потом! Найдите СТО прямо сейчас, воспользовавшись формой поиска ниже:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector