Camgora.ru

Автомобильный журнал
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как часто и зачем менять тормозную жидкость

Как часто и зачем менять тормозную жидкость?

Тормозная жидкость — важная часть тормозной системы машины. От ее качества зависит Ваша безопасность. Если регулярно менять рабочую жидкость и не забывать проверять исправность системы, она прослужит долго, а дорогостоящий ремонт не застанет врасплох. По каким причинам и как часто необходимо менять рабочую жидкость, разберемся в этой статье.

Разновидности тормозной жидкости

В современных тормозных системах работают разные виды жидкости. Первые составы были на смеси бутилового спирта с касторовым маслом. При низких температурах (ниже 0 °C) такая жидкость становилась густой и частично теряла свои свойства. Ее полная замена требовалась ежегодно.

По мере развития автомобилестроения были разработаны более совершенные тормозные жидкости. Все они объединены в рамках стандартов (так называемых DOT), указывающих на температуру закипания и степень вязкости в зависимости от окружающей среды. Самые распространенные ТЖ:

DOT 3 — гликолевый вариант жидкости, в основе которой два вещества: полиэтиленгликоль и полиэфир. Этот вид тормозной жидкости подходит для транспортных средств со скромными динамическими характеристиками. Рабочая температура в тормозной системе таких автомобилей не должна превышать 150 °C. Допустимо смешивание жидкости DOT 3 с подобной по составу ТЖ стандарта DOT4.

DOT 4 — состав на основе полиэтиленгликоля и полиэфира, дополненный специальными присадками, предотвращающими закипание. Самый популярный вариант тормозной жидкости эффективен при разогреве системы вплоть до 200-230 °C, что оптимально для большинства современных авто. Совместима с жидкостью стандарта DOT 3.

DOT 5 — тормозная жидкость, в формулу которой входит силикон. Созданная специально для спортивных высокоскоростных автомобилей жидкость DOT 5 обеспечивает безотказную работу тормозной системы при температуре кипения до 260 °C. Ввиду особого состава недопустимо смешивание DOT 5 с жидкостями на основе гликоля. При этом срок использования жидкости на основе силикона составляет всего 1 год.

DOT 5.1/ABS — гликолевый состав, применяемый исключительно в тормозных системах, оборудованных механизмом АБС. Смешивание специализированной тормозной жидкости с другими нежелательно.

Причина замены

Рабочие цилиндры в тормозной системе автомобиля сообщаются с главным посредством тормозной жидкости. Благодаря их слаженной работе движение поршня главного цилиндра передается к тормозным цилиндрам, а затем и на колодки. Тормозная жидкость подвержена постоянному нагреванию, но из-за особого состава не закипает, даже если температура в системе долго выше 100 градусов.

Недостатком состава является его гигроскопичность. Тормозная жидкость способна впитывать в себя влагу из внешней среды. Если в ней окажется больше 3% воды, жидкость потеряет свою эффективность. При разгерметизации в систему может попасть воздух с опасным для тормозной жидкости паром. Иными словами, при попадании воздуха из системы и воды, температура кипения тормозной жидкости резко упадет и в определенный момент она начнет закипать. Несмотря на то, что при потере герметичности одного контура тормозной системы, второй сохраняет способность вовремя остановить транспортное средство, даже частичный выход из строя общего механизма может стать причиной аварии.

При кипении рабочий объем жидкости становится больше и при нажатии на педаль тормоза «лишняя» жидкость переливается в резервный бачок. После остывания происходит сжатие и вытесненного ранее объема может не хватить для создания необходимого давления в системе. В таких случаях водитель чувствует, как педаль тормоза проваливается без сопротивления, что очень опасно при движении на высокой скорости. Именно поэтому уровень тормозной жидкости необходимо отслеживать и точно знать, когда менять тормозную жидкость.

Как часто менять тормозную жидкость в автомобиле?

Для большинства автомобилей сервисный интервал по замене тормозной жидкости составляет 40 тыс. км, если температура в системе стабильно не поднимается выше 150 градусов. Для спортивных машин и автомобилей класса «премиум» рекомендуется полностью менять тормозную жидкость каждые 20 тыс. км пробега. Подробнее о сроках использования и регламенте проведения замены тормозной жидкости можно узнать из инструкции по эксплуатации авто.

Специалисты считают, что нежелательно просто доливать тормозную жидкость время от времени. Даже если большая часть жидкости обновится, ее свойства будут отличаться от характеристик полностью замененной. То же касается и смешивания составов различных марок и классов.

Иногда на необходимость замены может указывать цвет жидкости. Оптимально, если гликолевая жидкость светло-желтая или светло-коричневая, состав на основе силикона темно-красного оттенка. Стоит полностью заменить ТЖ или обратиться к мастерам сервиса, если цвет существенно изменился, жидкость помутнела или в ней появился осадок. Промедление грозит поломкой.

Как менять ТЖ?

  1. Открыть бачок.
  2. Легким движением отвернуть штуцеры, участвующие в прокачке, на тормозных цилиндрах определенного контура и натянуть на них шланг из резины.
  3. Опустить концы шланга в емкость с водой и полностью выкачать жидкость из системы с помощью педали тормоза.
  4. Заливать новую жидкость в бачок до тех пор, пока из шланга не польется чистый состав.
  5. Закрутить штуцеры и прокачать жидкость нажатием на педаль, чтобы удалить воздух из системы. Как только из шлангов всех четырех трубок начнет выходить жидкость без воздуха, шланги снимаются, а крышка бачка возвращается на прежнее место. Аналогичным образом проводится замена суппортов и цилиндров.

Если вы не уверены в правильности собственных действий по замене тормозной жидкости, обратитесь к специалистам в официальные сервисные центры ГК FAVORIT MOTORS. Опытные мастера оперативно и качественно проведут диагностику системы и выполнят все необходимые работы в соответствии с рекомендациями производителей. Не рискуйте своей безопасностью, обращайтесь к профессионалам!

Периодичность замены тормозной жидкости

Замена тормозной жидкости — обязательная процедура, целью которой является обеспечение нормальной работы тормозной системы автомобиля. Замену можно проводить на СТО или в домашних условиях. Однако процедура эта несложная, поэтому большинство автомобилистов вполне могут самостоятельно выполнить ее, сэкономив тем самым деньги. Исключением могут стать лишь машины с АБС, поскольку иногда требуется специальное оборудование.

Стоит отметить, что существует два основных метода замены ТЖ — с последовательный и параллельный. Первый является наиболее популярным. Его суть заключается в последовательной замене жидкости в каждом отдельном исполняющем тормозном цилиндре. Во-первых, этот способ быстрее, а во-вторых, с его помощью автовладельцу не нужен помощник. Второй метод подразумевает полное опустошение магистралей и цилиндров тормозной системы, и последующее их заполнение новой жидкостью. Его недостатками является длительное время выполнения, некоторые неудобства и обязательное наличие помощника для прокачки тормозной системы.

Сроки замены тормозной жидкости зависят от:

  • модели автомобиля (зачастую производитель конкретно указывает периодичность или пробег в километрах, по истечении которых необходимо менять «тормозуху»);
  • используемой жидкости (чем она более качественна и относится к современному классу, тем реже нуждается в замене);
  • условий эксплуатации машины (герметичность тормозной системы, стиль вождения).

В среднем же, замена тормозной жидкости автомобиля выполняется:

Тестер тормозной жидкости

  • через 2…3 года эксплуатации или через каждые 50 тысяч километров пробега (в зависимости от того, какое условие наступит раньше);
  • если машина продолжительное время (например, более двух лет) стояла неподвижно;
  • при ремонте тормозных механизмов (магистралей, трубок, патрубков, колодки и/или суппорта сюда не относятся в случае, если при ремонте не была специально или не специально разгерметизирована соответствующая система);
  • в случае неудовлетворительного состояния жидкости (если она значительно загрязнилась или увлажнилась более чем на 3%).

Существуют электронные диагностические приборы, задача которых состоит в фиксации уровня влажности ТЖ. Однако стоят они недешево, и покупать их имеет смысл только в случае постоянного использования (например, на СТО).

Основная рекомендация в данном случае заключается в том, чтобы использовать ту тормозную жидкость, которая рекомендована производителем вашего авто. Это касается как класса (DOT 3, DOT 4, DOT 4.5, DOT 4+, DOT 4 SUPER, DOT 5, DOT 5.1), так и основы — гликолевые и минеральные.

В большинстве современных машин используется ТЖ класса DOT4. Она сделана на гликолевой основе, и имеет в своем составе пакет антикоррозионных и смазывающих присадок. Что касается температуры закипания, то она составляет для «сухого» состава +240°С, а для «мокрого» (увлажненного) — +160°С. Срок ее службы составляет около 2 лет. После этого ее нужно заменить.

Тормозные жидкости классов DOT 5 и DOT 5.1 сделаны на основе силикона. Отличаются негигроскопичностью, то есть, не впитывают влагу. Нейтральны к лакокрасочным покрытиям. ТЖ класса DOT 5 следует менять каждые 5 лет, а DOT 5.1 — через каждый год.

Тормозные жидкости всех производителей если они относятся к одному классу совместимы.

Последовательность действий по замене тормозной жидкости немного отличается у машин с АБС и без таковой. В случае, если гидроаккумулятор, насос и блок клапанов АБС входят в один узел, то возможна замена ТЖ своими руками, как и для машины без АБС. Но если же гидроаккумулятор расположен отдельно, то замену нужно выполнять на СТО, поскольку для этого нужно специальное оборудование, которое нагнетает дополнительное давление в системе.

Перед описание непосредственно замены тормозной жидкости по регламенту, необходимо уточнить, что эта процедура проводится отдельно в каждом из контуров тормозной системы. Поэтому перед ее выполнением уточните в мануале или технической документации строение упомянутой системы с тем, чтобы понимать, в какой последовательности и что делать.

В частности, от этого зависит последовательность прокачивания тормозов на колесах. В любом случае на машинах с левым рулем меняют жидкость на правом заднем колесе. Далее, если система контуров параллельная, то следующее колесо — левое заднее. Далее — правое переднее и левое переднее. Если же система диагональная, то вторым колесом будет левое переднее, третьим — заднее левое, четвертым — переднее правое.

Последовательность замены

В большинстве случаев замена тормозной жидкости проводится по следующему алгоритму (первый, так называемый последовательный способ):

Слив ТЖ из бачка

  • Машина загоняется на эстакаду или подъемник таким образом, чтобы был нормальный доступ к тормозным цилиндрам (их штуцерам).
  • С машины снимают все колеса.
  • Надеть на штуцеры тормозных цилиндров плотные шланги, второй конец которых поместить в пластиковые бутылки.
  • Откачать с помощью шприца ТЖ из расширительного бачка.
  • Отвернуть штуцеры и убедиться, что ТЖ начинает течь в бутылки (отвернуть не сильно, чтобы поток был небольшим).
  • При этом обязательно нужно контролировать опустошение расширительного бачка, и при необходимости доливать в него новую жидкость, дабы не завоздушить тормозную систему.
  • Контролировать количество жидкости в сливных бутылках. Как только по шлангу польется новая ТЖ (ее вы легко определите по цвету), сразу же необходимо закрутить штуцер. Приблизительный объем в бутылке старой ТЖ составляет 200…300 мл.
  • После того как из всех штуцеров полилась новая ТЖ необходимо проконтролировать момент их затяжки, чтобы гарантировать герметичность системы. Не забудьте надеть защитные колпачки!

Замена ТЖ на подъемнике

  • Долить оставшуюся жидкость в расширительный бачок до линии максимального уровня.
  • Если у вас нет возможности загнать автомобиль на подъемник или эстакаду, то можно поочередно снимать каждое колесо, устанавливая машину на подпорку (не домкрат!). Соответственно, и доливать систему каждого колеса необходимо по очереди в соответствии с описанной информацией (параллельная или диагональная схема). Очень желательно для этого все же загнать машину на смотровую яму с тем, чтобы у вас был нормальный доступ к цилиндрам.

    Второй метод замены, параллельный подразумевает выполнение следующих действий:

    • отвинчивание штуцеров на тормозных цилиндрах;
    • полное опустошение магистралей тормозной системы;
    • завинчивание штуцеров;
    • постепенное заполнение системы ТЖ вместе с параллельной ее прокачкой.

    Как было упомянуто выше, такой способ также имеет право на существование, однако в силу его малого удобства и трудовых и временных затрат его редко используют.

    Объем используемой жидкости

    Точная информация, касающаяся точной информации об объеме тормозной жидкости, вы найдете в мануале или технической документации к автомобилю. Это зависит от его размера и объема тормозной системы. Однако покупать жидкость необходимо с небольшим запасом, ведь замена подразумевает вытеснение старого состава из системы, а для этого нужно будет потратить немного новой жидкости впустую. Поэтому купите около одного-двух литров ТЖ.

    Как показывает практика, в системах легковых машин с АБС и без нее (даже у авто с повышенной проходимостью) объем тормозной жидкости приблизительно одинаков, и составляет около 0,6…0,9 литра.

    Предостережения и особенности

    Существует несколько советов, которые будут полезны не только начинающим, но и уже опытным автомобилистам. К ним относится:

    • Тормозную жидкость необходимо менять строго в соответствии с регламентом. Даже независимо от ее внешнего состояния.
    • Смешивать можно лишь те «тормозухи», которые относятся к одному классу. В противном случае их смесь не будет соответствовать нормам безопасности, что в свою очередь может привести к частичному выходу из строя тормозной системы (дело в том, что жидкости разных классов имеют разную температуру кипения и химический состав, а смесь понизить их эксплуатационные характеристики).
    • Если производителем автомобиля четко указано, что в нем необходимо использовать гликолевую жидкость, значит, заливать в него «минералку» нельзя! И наоборот. Замена тормозной жидкости своими руками должна выполняться в четком соответствии с требованиями производителя машины.
    • Нельзя ни в коем случае допускать появления в «тормозухе» воды! В противном случае она может закипеть при более низких температурах, чем те, на которые рассчитана. А это может привести к отказу тормозов. Поэтому необходимо следить за состоянием системы (проверять на герметичность) и вовремя менять ТЖ.
    • Загрязнение «тормозухи» может привести к неправильной работе тормозной системы (если она будет очень вязкая, то не сможет мгновенно передать усилия на исполняющие механизмы). Поэтому грязную жидкость нужно заменить вне зависимости от срока ее эксплуатации.
    • После замены ТЖ систему обязательно необходимо прокачать. Если этого не сделать, то велика вероятность, что в ней останется воздух, а это недопустимо, поскольку тормоза не будут работать должным образом!
    • При прокачке нельзя допускать двух вещей — допустить, чтобы уровень жидкости сильно упал, и создать избыточное давление в расширительном бачке (это касается машин без АБС).
    • Расширительный бачок желательно протереть ветошью без ворса. Нельзя промывать его водой!

    При работе обязательно придерживайтесь регламента замены тормозной жидкости. Это не только обеспечит правильную и долговременную работу тормозной системы, но и убережет вас и пассажиров от возникновения возможного ДТП вследствие отказа тормозов. Стоимость замены тормозной жидкости своими руками будет ограничиваться покупкой непосредственно жидкости. Все остальные инструменты, как правило, у каждого автолюбителя имеются в гараже или в багажнике машины. Ну а времени эта процедура занимает совсем немного. Особенно, если работать с напарником.

    Читать еще:  Когда проходить техобслуживание на новой машине

    Объем заправочных жидкостей (в литрах)

    Паз 3205

    Топливный бак:
    ПАЗ-3205 — 105 л
    ПАЗ-3206 — 150 л
    Система охлаждения — 25л
    Система смазки двигателя — 10 л
    Система гидроусилителя руля — 3,2 л
    Коробка передач — Зл
    Раздаточная коробка — 1,5 л
    Картер заднего моста — 8,2 л
    Картер переднего моста — 7,7 л
    Гидравлическая система привода тормозов и сцепления — 1,47 л
    Бачок омывателя ветрового стекла — 2 л
    Предохранитель от замерзания тормозной системы — 0,2 л, технический спирт.

    Газ 3307

    Топливный бак 105 л
    Система охлаждения (с подогревателем), л — 23
    Система смазки двигателя, л — 10
    Коробка передач — 3,0 л
    Картер рулевого механизма — 0,6 л
    Гидроприводы тормозов и выключения сцепления — соответственно — 1,35 и 0,25 л
    Бачок омывателя ветрового стекла — 1,5 л

    Маз 500

    Топливный бак -200л
    Система охлаждения двигателя -28 – 30л
    Система смазки двигателя -21л
    Картер коробки передач -5,5 л
    Картер главной передачи заднего моста- 11,5 л
    Картер колесной передачи- 1,5 л
    Картер рулевого механизма-1,2 л
    Система гидроусилителя руля- 4 л
    Котел пускового подогревателя- 8л

    Маз 5337

    Топливный бак — 200 л
    Система охлаждения (без подогревателя) — 29 л
    Система смазки двигателя — 25л
    Гидроусилитель руля — 5л
    Коробка передач — 5,5 л
    Картер ведущего моста — 13л
    Картер колесной передачи — 2×2,0 л
    Предохранитель против замерзания конденсата — 0,2л, этиловый спирт
    бачок омывателя ветрового стекла — 2,0

    МАЗ 64229

    Топливный бак — 350 л
    Система охлаждения — 40л (без подогревателя)
    Система смазки двигателя — 33л
    Гидроусилитель руля — 5л
    Коробка передач — 9л
    Картер редуктора ведущих мостов — 2х13 л
    Картер колесной передачи 4×20 л
    Предохранитель против замерзания конденсата — 0,2 л, спирт этиловый технический
    бачок омывателя ветрового стекла – 2л

    Камаз 4310

    КамАЗ-43101 — 2×125 л,
    КамАЗ-43105 и -43106 — 250 л,
    Система охлаждения — 36,6 л (с подогревателем)
    Система смазки двигателя — 33 л,
    Гидроусилитель рулевого управления — 4,2 л,
    Коробка передач — 8,5,
    Раздаточная коробка — 5,4 л
    Картер переднего ведущего моста — 5,3 л,
    Картеры заднего и среднего ведущих мостов — 2×7 л,
    Редуктор лебедки — 3,9л,
    Гидропривод выключения сцепления — 0,28 л

    КАМАЗ 5320

    у КамАЗ-5320 — 175 или 250 л;
    у КамАЗ-53212 — 250 л
    Система охлаждения (с подогревателем) — 35 л
    Система смазки двигателя — 26 л
    Коробка передач с делителем — 12 л
    Картеры ведущих мостов — 2×7 л
    Гидравлическая система выключения сцепления — 0,28 л
    Предохранитель против замерзания конденсата в тормозном приводе — 0,2 л или 1,0 л, этиловый спирт
    Бачок омывателя ветрового стекла — 1,8 л

    Урал 4320

    Топливный бак — 200л, на Урал-4320-01 имеется дополнительный бак 57л
    Система охлаждения — 30 л (с подогревателем);
    Система смазки двигателя — 21,5л
    Гидравлическая система рулевого управления — 4,5л
    Коробка передач — 8,5 л
    Раздаточная коробка — 3,5 л,
    Картер рулевого механизма — 1,48 л,
    Редукторы ведущих мостов — 3×4,5 л,
    Корпус поворотного кулака 2×3 л,
    Ступицы задней балансирной подвески 2×0,75 л
    Редуктор лебедки 7,5 л,
    Гидравлическая система тормозов — 1,7 л,
    Бачок омывателя ветрового стекла — 1.5 л

    Лиаз5256

    Топливный бак- 238 л
    Система смазки двигателя (без масляного радиатора) — 23 л
    Система охлаждения с учетом системы отопления- 72 л
    Емкость масляной системы гидропередачи без учета системы охлаждения- 24 л
    Картер главной передачи — 14л
    Колесные редукторы заднего моста — 4л (на каждый)
    Гидравлическая система и картер рулевого управления — 8,5л
    Картер углового редуктора — 0,85 л

    Как залить тормозную жидкость: выбираем марку и соблюдаем правила

    Вопросы, рассмотренные в материале:

    • Почему нужно заливать тормозную жидкость
    • Когда необходимо заливать тормозную жидкость
    • Какую тормозную жидкость нужно заливать
    • Как залить тормозную жидкость

    Для чего нужна тормозная жидкость? Единственная ее функция – это осуществление передачи усилия от педали тормоза к тормозным цилиндрам каждого колеса. Тормозные цилиндры воздействуют на колодки, и возникает сила трения между колодками и тормозным диском (барабаном). Каждый автовладелец должен знать, как залить тормозную жидкость, так как это залог безопасности и бесперебойной работы системы.

    Почему нужно регулярно заливать тормозную жидкость

    Все рабочие жидкости в автомобиле имеют свой ресурс, по истечении которого требуется замена. Каждый производитель автотранспорта в эксплуатационной документации указывает рекомендуемые сроки обслуживания и замены. Существуют различные мифы о ТЖ, распространенные как среди начинающих автолюбителей, так и среди опытных водителей. Разберем некоторые из них.

    Абсолютная герметичность тормозной системы. Данное мнение в корне неверно, так как в системе имеются технологические отверстия, через которые происходит движение воздуха. Вместе с воздухом в ТЖ попадают молекулы воды и накапливаются в ней, из-за чего теряются свойства жидкости.

    Допускается смешивание жидкостей разных производителей. В данном вопросе есть определенные особенности. Стандарты производства и химические составы могут отличаться и быть адаптированы под конкретную модель автомобиля. При крайней необходимости допускается смешивание, но специалисты настаивают на том, что лучше залить полностью новую ТЖ.

    Разрешается заливать различные жидкости стандарта DOT-4. Как было сказано в предыдущем пункте, существуют отличия в составах и свойствах ТЖ. Не стоит экспериментировать, если нет необходимых знаний в этой области, достаточно следовать рекомендациям производителя вашего авто, заливать совместимые ТЖ и соблюдать интервалы замены.

    Как часто заливать тормозную жидкость

    Выше уже говорилось о том, что все регламенты по обслуживанию вашего автотранспорта, а также сроки замены рабочих жидкостей указаны производителем транспортного средства. Если говорить об интервале замены, в среднем он составляет 40–60 тысяч километров пробега, либо 2-3 года эксплуатации автомобиля. Рекомендуется ориентироваться именно на информацию в вашем мануале, а не на ту, что указывается производителем на упаковке.

    Цифры на этикетке могут быть маркетинговым инструментом недобросовестного производителя для привлечения покупателей.

    Не стоит превышать рекомендуемые сроки, а если автомобиль активно используется, лучше заливать свежую ТЖ чаще. Данная процедура достаточно недорогая, а при условии самостоятельного выполнения становится еще дешевле.

    Каждый автовладелец должен знать, куда заливать тормозную жидкость в его автомобиле, и, перед тем как отправиться в дорогу, ему обязательно следует оценить внешнее состояние ТЖ, цвет и уровень в расширительном бачке, при необходимости долить ТЖ. Резкое уменьшение уровня говорит о том, что в системе есть утечка, возможен порыв тормозных шлангов, трубопроводов, износ уплотнения в тормозных цилиндрах.

    При обнаружении неисправности категорически не рекомендуется эксплуатация транспортного средства, необходимо устранить причину протечки и желательно залить новую ТЖ, так как через место порыва могла попасть грязь внутрь системы.

    Контроль состояния ТЖ проводится и при выполнении технического осмотра автомобиля, когда производится замена масел и выполняется мелко-срочный ремонт, чаще всего эта процедура приходится на межсезонье.

    На расширительном бачке обозначены минимальный и максимальный уровни, которые указывают, сколько заливать тормозной жидкости. Очень важно придерживаться этого диапазона, не допускать понижение уровня ниже и не переливать выше указанных меток. Несоблюдение данного пункта может повлечь за собой завоздушивание системы либо перелив избыточной жидкости через клапан расширительного бачка. При поездках на дальние расстояния желательно иметь в автомобиле небольшой запас ТЖ, чтобы в случае необходимости можно было залить недостающее количество.

    Какую выбрать тормозную жидкость

    Для того чтобы разобраться, какую тормозную жидкость заливать, необходимо знать, какие бывают типы и на какие параметры нужно обращать внимание. Существует три типа основы ТЖ, рассмотрим их:

    1. Минеральная основа. Ее основные технические характеристики: низкая агрессивность состава (по отношению к резиновым уплотнителям), хорошие смазывающие свойства, но при этом низкий температурный диапазон эксплуатации (неморозоустойчива, закипает при невысоких температурах). Относительно небольшая стоимость, в современные автомобили заливать не рекомендуется.
    2. Синтетическая основа (в составе имеются полигликоли и эфиры). Данный тип наиболее часто используется, так как обладает хорошими эксплуатационными свойствами. К негативным качествам этого типа основы относится высокий уровень впитывания воды, что впоследствии приводит к внутренней коррозии тормозной системы.
    3. Синтетическая основа (в составе имеется силикон). Данный тип ТЖ относится к самым дорогостоящим. Обладает очень низким уровнем впитывания воды, но достаточно агрессивен к резиновым компонентам. Также категорически запрещается заливать вместе с другими видами ТЖ.

    Сегодня на рынке представлено большое количество производителей ТЖ. При выборе очень важно, чтобы свойства и технические параметры жидкости соответствовали необходимым требованиям, так как от этого зависит безопасность водителя и пассажиров. Итак, на какие параметры нужно обратить внимание в первую очередь.

    • Температурная характеристика

    Во время работы тормозной системы внутри создается достаточно высокое давление, из-за чего рабочая жидкость начинает нагреваться. Крайне важное значение имеет температура кипения ТЖ, так как при закипании жидкости последствия могут быть плачевными. Изначально порог кипения составляет около +250 °C, но в процессе эксплуатации это значение начинает падать. Минимальный допустимый температурный порог составляет +165 °C и наступает примерно через два года эксплуатации.

    • Уровень рН

    Данная характеристика обозначает уровень активности ионов водорода. Оптимальное значение должно находиться в пределах от 7 до 11,5 рН. При более низком значении среда является кислой и начинает оказывать коррозионное воздействие на стальные элементы тормозной системы. В случае повышения уровня рН состав становится щелочным, коррозии подвергаются цветные металлы и резиновые уплотнители.

    • Кинематическая вязкость

    Значение вязкости должно иметь наименьшую зависимость от температуры, так как изменение этого параметра влияет на эффективность работы тормозной системы. При низких температурах жидкость начинает загустевать, в таком состоянии ей становится крайне тяжело проходить через узкое сечение тормозных трубок. Измеряется вязкость в мм 2 /с, на всех упаковках принято указывать вязкость при -40 °C, так, например, для DOT 4 это значение не должно превышать 1800 мм 2 /с, для DOT 6 – 750 мм 2 /с, но для холодных регионов эта цифра не должна быть ниже 900.

    Перечисленные выше характеристики позволяют выбрать ТЖ достаточно высокого качества, однако нет никакой гарантии, что заявленные на упаковке параметры соответствуют действительности. Для того чтобы не залить в свой автомобиль низкокачественный продукт и избежать негативных последствий при эксплуатации, познакомьтесь с результатами проведенного сравнительного анализа нескольких производителей. Лучшие продукты приведены в списке ниже.

    • Сastrol – тормозная жидкость производства «ВР Европа». Обладает отличными вязкостно-температурными характеристиками и даже имеет завышенный запас значений. Единственный недостаток – отсутствие герметичного клапана на горловине.
    • Hi-Gear HG7044 – производится в Америке компанией Hi-GearProducts. Как и у предыдущей модели, все характеристики жидкости соответствую нормам, хотя и нет такого же температурного запаса прочности.
    • PentosinSuper – производитель DeutschePentosin-Werke, Германия. ТЖ полностью соответствует стандартам, рекомендована к использованию в регионах с очень холодным климатом, можно заливать при температуре ниже -40 °С.
    • Mobil – выпускается в Европе корпорацией ExxonMobilLubricants & Specialties. По своим показателям не уступает вышеприведенным моделям, но у нее отсутствует герметичная запайка горловины упаковки, то есть имеется риск проникновения паров воды.
    • LUXE GreenLine – это уже ТЖ российского производства, компания DelfinGroup. Также рекомендована к использованию, все параметры соответствуют стандарту, так что можно смело заливать в свой автомобиль.
    • SINTEC Euro – еще одна модель российского производства от компании «Обнинскоргсинтез». Товар очень хорошего качества, фактические значения физико-химических свойств ТЖ превышают нормативы.
    • ROSDOT 4 LifeSafety – последний экземпляр в обзоре, также производится в России компанией «Тосол-Синтез-Инвест». Заслуженно занимает место в списке рекомендованных тормозных жидкостей.

    Как залить тормозную жидкость

    По мере того как подходит регламентированный срок замены тормозной жидкости либо при выявлении значительного отклонения свойств от рекомендованных параметров, встает вопрос о заливке новой жидкости. Самый простой и быстрый вариант – обратиться в любую станцию технического обслуживания и доверить дело специалистам. Данная процедура не займет много времени, а стоимость работы будет относительно низкая.

    Если совсем не хочется платить за такую простую работу, то можно выполнить процедуру по замене ТЖ самостоятельно, обычно процесс замены не вызывает каких-либо затруднений. Все, что для этого потребуется, – внимательно изучить пошаговую инструкцию, ведь многие даже не знают, как правильно заливать тормозную жидкость, запастись необходимым набором инструментов, заранее приобрести ТЖ, и обязательно нужен один помощник.

    Перед тем как преступить к работе, следует сначала убедиться в необходимости замены ТЖ, для чего потребуется специальный тестер. Данный прибор измеряет температуру кипения рабочей жидкости и отображает соответствующий показатель. Для примера: температура кипения выше 175 °С указывает на удовлетворительное состояние, при значении от 165 до 175 °С эксплуатация также допускается, но если температура ниже 165 °С, требуется срочно залить новую жидкость.

    Помимо измерения тестером, следует провести визуальный осмотр. По цвету и консистенции ТЖ должна соответствовать первоначальному состоянию, наличие мелкодисперсных взвесей, а также помутнение жидкости свидетельствует об износе каких-либо элементов тормозной системы либо выпадении в осадок некоторых химических компонентов. Обнаружение подобных симптомов говорит о том, что срочно требуется залить новую ТЖ.

    Как было сказано выше, процесс замены совершенно несложный, однако требует определенного внимания и осторожности. Обязательно следует заранее позаботиться о средствах индивидуальной защиты, ТЖ весьма агрессивна и при попадании на открытые участки кожи и слизистой может вызвать химический ожог.

    Для выполнения процедуры потребуется примерно 1 час. Далее приведен список того, что вам обязательно понадобится для работы:

    • накидной ключ на 10;
    • защитные очки для глаз;
    • резиновые перчатки;
    • куртка с длинными рукавами;
    • чистая ветошь;
    • емкость для слива отработанной ТЖ;
    • небольшой объем чистой воды;
    • резиновый шланг либо шланг от капельницы;
    • новая тормозная жидкость (брать с запасом);
    • смотровая яма либо эстакада.
    Читать еще:  Установка светодиодных ламп на автомобиль

    Теперь поговорим о самом процессе замены ТЖ, состоит он из следующих пунктов:

    • Заезжаем на смотровую яму таким образом, чтобы из ямы был доступ к каждому колесу.
    • Глушим двигатель и ставим ручку селектора автомобиля в нейтральное положение, под колеса подкладываем «башмаки», чтобы избежать отката авто.
    • Открываем капот и откручиваем крышку расширительного бачка на главном тормозном цилиндре.
    • Снимаем любое колесо, для этого сначала срываем болты, далее устанавливаем домкрат и поднимаем автомобиль, после чего полностью снимаем колесо.
    • Берем ветошь, чистую воду и тщательно очищаем область вокруг спускного клапана на ступице колеса.
    • На штуцер клапана надеваем шланг, второй конец опускаем в приготовленную емкость для отработки, ключом на 10 срываем с места винт клапана и прикрываем его от руки.
    • Второй человек начинает прокачивать педаль тормоза, примерно четыре качка, на пятый педаль фиксируется в нажатом положении. В этот момент нужно приоткрыть клапан, старая жидкость начнет сливаться в емкость.
    • Как только ТЖ перестала течь, закрываем сразу клапан, в противном случае есть вероятность завоздушивания системы.
    • После того как уровень ТЖ в расширительном бачке опустится до нижней отметки, необходимо залить новую жидкость, продолжая сливать по тому же принципу. Сливаем до тех пор, пока из шланга не потечет чистая ТЖ.
    • Далее затягиваем винт клапана, ставим на место колесо и переходим к следующему колесу, которое находится по диагонали (обязательно).
    • Повторяем вышеуказанные процедуры для каждого колеса, по окончании работы педаль тормоза должна ходить плавно, четко фиксироваться в крайнем верхнем положении и не должна глубоко проваливаться в нижнем положении. Если этого не происходит, придется по-новому прокачивать каждый контур.
    • Завершив всю работу, проверяем затяжку каждого клапана и наличие защитных резиновых колпачков, также не забываем протянуть все четыре колеса.
    • При необходимости доливаем жидкость до максимальной отметки, закрываем крышку и капот. Проверяем работу тормозной системы на ходу.

    При соблюдении всех пунктов указанного списка заливка ТЖ не составит особого труда даже для начинающего автолюбителя.

    Характеристики и состав тормозной жидкости

    1.Принцип работы тормозной жидкости.

    Наверное, все автомобилисты знают, для чего в автомобиле нужна тормозуха. Однако не все знают, как она работает, что входит в состав тормозной жидкости и какие важные эксплуатационные характеристики зависят от её состава.

    Для начала вкратце пробежимся по принципу работы. Итак, тормозит автомобиль тормозными колодками, которые прижимаются к вращающимся деталями колеса (тормозной диск, или тормозной барабан у старых авто), создавая сопротивление вращению трением. В результате колесо замедляет вращение и останавливается. Колодки начинают прижиматься к диску/барабану в результате нажатия на педаль тормоза водителем. Вроде всё просто, однако машина — вещь тяжёлая, и остановить её быстро используя только силу ног водителя нельзя. Кроме того, ведь усилие с педали на колодки надо как-то передать, и система механических рычагов здесь была бы весьма неудобна.
    Чтобы решить эти две проблемы (передачу усилия и его увеличение), было решено воспользоваться таким свойством жидкости, как несжимаемость. То есть, как бы вы не старались надавить, уменьшить объём жидкости существенно не удастся (в отличие от газов/пара), а значит всё, что вы «вжали» с одного конца трубки, «выжмется» на другом конце, передавая ваше движение.

    2. Разновидности и состав тормозной жидкости.

    Работа тормозной жидкости протекает в широком температурном диапазоне, поэтому, как говорится, не все жидкости здесь одинаково полезны. Вода, например, замёрзнет при нуле градусов и блокирует всю работу (ну и трубки разорвёт, конечно).
    С другой стороны, при торможении детали тормозной системы сильно нагреваются от трения, и та же вода закипела в тормозном механизме, превратившись в пар. А поскольку пар можно сжать, усилие на колодки также не передавалось бы. Вместо этого пар уплотнялся бы, уменьшая свой объём. Вообще, атмосферная влага, превращающаяся в конденсат — это основной враг тормозной жидкости.
    Поэтому два основных требования к тормозной жидкости — это возможно более высокая температура кипения и низкая температура замерзания.

    Первые жидкости делали из касторового масла. Например, марка тормозной жидкости БСК делалась из касторового масла в смеси с бутиловым спиртом. Был ещё вариант использования масла с этиловым спиртом (жидкость ЭСК), употреблявшийся некоторыми особо несознательными гражданами СССР перорально:).

    Недостатком этих жидкостей была низкая температура кипения (около 78 градусов) и не слишком низкая температура замерзания (в пределах 30 градусов ниже нуля).
    Применения гликолевой основы сильно расширило температурный диапазон ТЖ. Так, «Нева» имела температуру кипения 195°С, а замерзала примерно при минус 60°С. Казалось бы, вполне достаточный диапазон, однако у гликолевых жидкостей есть серьёзный недостаток — они очень гигроскопичны, поэтому впитывают в себя влагу даже в закрытой тормозной системе. С повышением содержания воды температура кипения существенно снижается.
    Следующим шагом была «Томь», имевшая температуру кипения 220°С. Кроме того, гликолевые спирты довольно коррозионно агрессивны по отношению к материалам тормозной системы, и разъедают резиновые уплотнения, поэтому там используются различные присадки для снижения коррозионной активности (здесь можно почитать про агрессивность этиленгликоля — основы тосолов). «Томь» по этим параметрам в лучшую сторону отличалась от «Невы».
    Поскольку в России не существует ГОСТов, устанавливающих характеристики тормозной жидкости, повсеместно применяются американские стандарты DOT-3, DOT-4, DOT-5, DOT-5.1 (Department Of Transport). «Томь» как раз удовлетворяет требованиям DOT-3. Однако самой распространённой на сегодняшний день является жидкость DOT-4, в отечественном исполнении имеющая название «Роса», или, как вариант, РосDOT-4. О её характеристиках будет сказано чуть ниже.
    DOT-5 в отличие от остальных ТЖ сделана на основе силикона и в связи с этим имеет ряд достоинств. Она не гигроскопична, имеет малую вязкость, не взаимодействует с резиновыми уплотнениями. Однако, она тоже не идеальна, так как из-за своей гидрофобности силикон старается вытолкнуть влагу, которая при низких температурах может замёрзнуть в трубках. Плюс, такая ТЖ хорошо смешивается с воздухом (то есть образует пену), что также снижает эффективность торможения (ведь воздух в пене можно сжать).
    DOT-5.1 имеет те же характеристики температуры кипения и вязкости, что и DOT-5, но сделана на основе гликолевых спиртов, поэтому гигроскопична как DOT-3 и DOT-4, и вполне может с ними смешиваться (хотя и с ухудшением своих основных свойств). Существует также разновидность DOT-5.1/ABS, созданная для машин с электронно-управляемыми системами антиблокировки тормозов, как это видно из названия. Разница заключается в лучшей текучести при низких температурах, необходимой для корректной работы системы в этих условиях.

    3. Характеристики тормозной жидкости.

    Согласно стандарту FMVSS №116 DOT-4 должна иметь следующие основные характеристики:
    температура кипения «сухая» (то есть воды в составе не более 0,5%) не меньше 230°С.
    температура кипения «мокрая» (воды в составе не более 3,5%) не меньше 155°С.
    вязкость при -40°С не более 1800мм2/с
    значение pH — не меньше 7,5 и не больше 11,5. (это аналог щелочного числа, например у электролита оно 13)
    Кроме этого оговаривается термическая и химическая стабильность (температура кипения не должна изменяться больше, чем на 3°С при испытаниях по методике стандарта), и коррозионная активность.

    4. Стандарты тормозной жидкости.

    Кстати, уже упомянутый американский стандарт FMVSS 116 не единственный (хотя и первый) в области тормозных жидкостей. Кроме него существуют ещё:

    • ISO 4925 — (International Organization for Standardization, что переводится как «Международная организация по стандартизации»)
    • SAE J 1703 /1704 — (Society of Automotive Engineers, Inc., аналогично, «Общество автомобильных инженеров»)
    • JISK 2233 — (Japanese Industrial Standard, соответственно, «Японский промышленный стандарт»)

    На ISO 4925 остановимся чуть поподробнее. В 2005 году эта организация выпустила редакцию стандарта, включающую в себя спецификацию ISO4925 – class 6 с нормативами для машин с ABS. В частности, вязкость при -40 там прописана не выше 750мм2/с. Вот картинка дополнений этого стандарта к основным классам американского DOT.

    дополнительные классы тормозных жидкостей

    5. Итого.

    Итак, обобщим полученную информацию.

    • Во-первых, существует несколько разновидностей тормозной жидкости, однако пользоваться рекомендуется тормозухой класса DOT-4 и выше ввиду её достаточно высокой температуры кипения, а это основной параметр для тормозной жидкости, напрямую влияющий на безопасность езды на машине.
    • Во-вторых, помимо температуры кипения для машин с ABS имеет особое значение параметр вязкости при низких температурах (-40), для таких жидкостей разработан специальный стандарт ISO4925 – class 6 (ну или DOT-5.1/ABS).
    • В-третьих, все жидкости КРОМЕ DOT-5 состоят в основном из гликолевого спирта, тогда как DOT-5 сделан на основе силикона. Это значит, что смешивать их НЕЛЬЗЯ.
    • В-четвёртых, существуют ещё несколько характеристик, отвечающие за термическую, химическую стабильность и коррозионную активность. Обычно на них никто не обращает внимания, что даёт возможность производителям экономить на производстве, не соблюдая технологию. Если несоблюдение значения температуры кипения чревато аварийной ситуацией (что может выйти боком недобросовестному производителю ТЖ), то несоблюдение норм коррозионной активности «всего лишь» означает более быстрый выход из строя деталей и уплотнений тормозной системы.

    Отсюда вывод — покупать лучше тормозную жидкость известных производителей (например, Тосол-Синтез с ТЖ марки ROSDOT), давно работающих на рынке и специализирующихся на производстве тормозных и других спецжидкостей для автомобилей.
    Ну и вот табличка с основными характеристиками различных стандартов, для наглядности.

    Сравнение характеристик тормозных жидкостей

    Тормозные жидкости DOT 4 — выбор «За рулем»

    Многие искренно верят в то, что все тормозные жидкости до расфасовки хранятся в одной бочке, а потому друг от друга не отличаются. Это мы и решили проверить. Для эксперимента закупили десяток флаконов с тормозными жидкостями заявленного класса DOT 4.

    Что и зачем мерили

    Температура кипения «сухой» жидкости определяет безопасную продолжительность работы тормозной жидкости, не успевшей набрать влагу извне. За два-три года эксплуатации в тормозухе скапливается в среднем 3,5% воды .

    Измерения проводили в лабораторной посуде из жаропрочного стекла с использованием колбонагревателя Superheat с предельной рабочей температурой 380 °C. Температуру контролировали цифровым термометром ТР101.

    Измерив температуру кипения «увлажненной» жидкости и сравнив ее с температурой кипения «сухой» жидкости, мы определяли, насколько снизились рабочие параметры тормозухи . Для «увлажнения» в каждую залитую в колбу жидкость сразу добавляли по 3,5% воды (это 2,63 мл при объеме жидкости 75 мл), после чего проверяли температуру кипения.

    Кинематическую вязкость испытываемых жидкостей при —30 °C измеряли с помощью шарикового вискозиметра: время падения стального шарика в стеклянной трубке зависит от вязкости продукта. Именно такой принцип использован в профессиональных вискозиметрах Гепплера — просто мы вместо исчисления вязкости в сантистоксах оценивали время в секундах. Больше время — выше вязкость. Гидравлическая система тормозов рассчитывается на жидкость определенной степени вязкости — ее рост сверх нормы приведет к отказу системы, педаль невозможно будет продавить. Да и системы безопасности, например ABS и ESP, тоже могут работать некорректно .

    Какую купить?

    Сравните температуры кипения «сухих» жидкостей и тех, которые нахлебались воды, — разница огромная. И столь же высок риск попасть в аварию, ведь разбавленная водой тормозуха вскипает намного раньше «сухой». Ощущения ужасные: педаль проваливается, а машина не тормозит. Помните об этом и регулярно меняйте жидкость .

    Примерная цена 105 ₽
    Объем 455 мл
    Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 252 / 164 °С

    Лучшая по цене: все остальные препараты дороже. В процессе испытаний жидкость потемнела несильно. По температуре кипения — средний результат. По вязкости на морозе — второе место. По сумме баллов — победа.

    Примерная цена 405 ₽
    Объем 500 мл
    Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 257 / 167 °С

    Незначительное потемнение, хорошие технические показатели, но слишком дорого. Итоговое место — в середине таблицы.

    Примерная цена 115 ₽
    Объем 455 мл
    Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 245 / 159 °С

    Жидкость слегка потемнела. Температура закипания самая низкая из всех, но укладывается в требования стандартов. Цена привлекательная. По сумме — в середине «табели о рангах».

    Примерная цена 245 ₽
    Объем 250 мл
    Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 272 / 177 °С

    В нашем тесте у этой жидкости зафиксирована самая высокая температура кипения. Низкотемпературная вязкость неплохая. При этом препарат один из самых дорогих, дороже только Ravenol DOT 4. Но итоговый показатель прекрасный: второе место.

    Примерная цена 70 ₽
    Объем 250 мл
    Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 245 / 160 °С

    Заметно потемнела при нагреве. Температура кипения самая низкая, хотя и в рамках требований. Вязкость на морозе высокая — по этому показателю лишь девятый результат. Цена привлекательная. По сумме баллов — предпоследнее место.

    Примерная цена 345 ₽
    Объем 500 мл
    Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 268 / 174 °С

    Температура кипения одна из самых высоких в тесте. Вязкость средняя, как, впрочем, и цена. Итог хороший: третье-четвертое место.

    Примерная цена 490 ₽
    Объем 500 мл
    Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 270 / 175 °С

    Очень высокая температура кипения, выше только у Liqui Moly. Вязкость средняя, цена высоковата. Но в целом хорошо: третье-четвертое место.

    Примерная цена 325 ₽
    Объем 250 мл
    Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 252 / 163 °С

    Изначально темная жидкость закипела относительно рано. Низкотемпературная вязкость самая низкая в выборке. Цена самая непривлекательная. Итог — восьмое место.

    Примерная цена 135 ₽
    Объем 455 мл
    Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 246 / 160 °С

    Невысокая температура кипения (хотя и в пределах нормы), довольно большая вязкость на морозе. Цена приемлемая. Итог — седьмое место.

    Примерная цена 135 ₽
    Объем 455 мл
    Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 245 / 160 °С

    Закипела раньше других, хотя требованиям соответствует. Вязкость на морозе самая непривлекательная. Цена хорошая. В итоге — в хвосте таблицы.

    РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ DOT-4

    Температура кипения
    «сухой» жидкости*

    Приведенная низкотемпературная вязкость**

    Приведенная стоимость единицы продукции

    Как понять, что тормозную жидкость пора менять? Тест карманного анализатора

    Заменой тормозной жидкости многие автовладельцы пренебрегают — кто-то по незнанию того факта, что она не вечна, кто-то — считая рекомендации автопроизводителей лишним разводом на деньги. Попробуем покопаться в этом вопросе поглубже! Проверяем тормозную жидкость на наличие воды, выясняем качество китайского тестера «тормозухи», консультируемся с экспертами и делаем выводы.

    Читать еще:  4М40 отзывы о двигателе

    Как «стареет» тормозная жидкость?

    D OT-4 — наиболее популярная и распространенная сегодня тормозная жидкость. На всякий случай уточню, что это не марка, а стандарт, включающий в себя определенный химический состав и набор свойств. «Тормозуху» стандарта DOT-4 производит множество брендов автохимии, и вся она совместима между собой. То есть, для доливки или замены можно использовать DOT-4 любого производителя — даже если у них различаются оттенки. И совершенно не обязательно выяснять, что за марка была залита заводом или предыдущим владельцем, гнаться за оригинальной жидкостью под логотипом автопроизводителя или просто за «крутым импортом» — российские тормозные жидкости прекрасно подходят для любой иномарки.

    Теперь касательно процесса работы жидкости в тормозной системе. «Тормозуха» стандарта DOT-4 является сильным абсорбентом — она склонна активно поглощать влагу из воздуха, а также накапливает в себе микрочастицы резины от износа манжет поршней рабочих и главного тормозных цилиндров, и частицы ржавчины.

    От этого развивается дальнейшая коррозия цилиндров и их закисание, возрастает усилие на педали из-за ухудшения смазывающих свойств жидкости, а также возникает риск закипания воды в составе «тормозухи» при многократных интенсивных торможениях, что может привести к проваливанию педали в экстремальной ситуации. Принято считать, что при 3-4% воды в жидкости (по массе) температура закипания снижается чуть ли не в полтора раза, и жидкость в системе необходимо менять, не дожидаясь появления в ней даже трех процентов влаги.

    При этом если взвесь посторонних частиц хорошо видна визуально, и необходимость замены мутной и потемневшей жидкости — очевидна, то наличие воды оценить на глаз невозможно. Как определить срок замены «тормозухи»?

    С одной стороны, можно, не ломая голову, менять по пробегу или по времени — у каждого автопроизводителя существует регламент технического обслуживания, где замена тормозной жидкости требуется раз в 40-60 тысяч километров пробега или раз в 2-3 года, если пробег небольшой.

    С другой — и машины бывают с неизвестной историей, да и у «официальных» авто хорошо бы быть уверенным в том, что обслуживающий механик реально заменял жидкость, а не халтурил, ограничившись отметкой в заказ-наряде. Ведь не секрет, что даже у официального дилера можно нарваться на протирку масляного фильтра тряпкой вместо замены масла… В этом случае может помочь несложный прибор — тестер тормозной жидкости. Давайте посмотрим, как он устроен и как работает!

    Тестер тормозной жидкости

    Любой рукастый автовладелец понимает, что иметь качественные и сложные (а тем более — специализированные!) инструменты и приборы для ремонта и диагностики автомобиля — здорово, но едва ли оправдано. Когда ваша машина — достаточно свежая, у вас нет второго-третьего старенького чисто «хоббийного» автомобиля, а по роду деятельности с авторемонтом вы не связаны, тратить деньги на «узкозаточенный» инструмент — нецелесообразно. Поэтому тестер тормозной жидкости если уж и иметь, то разве что совсем недорогой.

    Безымянный прибор для нашего обзора был приобретен в китайском интернет-магазине за 300 с копейками рублей и, судя по его внешнему виду, он является типичным OEM-устройством — например, полторы тысячи просят за абсолютно такой же гаджет под маркой JTC — относительно известного тайваньского производителя инструментов. А за две тысячи рублей продается он же, но с логотипом еще более известного инструментального бренда Jonnesway.

    Свойства и особенности тормозной жидкости — критерии выбора

    Тормозная жидкость – это вещество, передающее давление в гидравлической системе тормоза. Ее несжимаемость – свойство, которое помогает останавливать автомобиль.

    1. Свойства и особенности тормозной жидкости
    2. Виды тормозных жидкостей
    3. Масляная
    4. Гликолевая
    5. Силиконовая или ДОТ 5
    6. Когда менять тормозную жидкость и какая тормозная жидкость лучше
    7. Объем жидкости для замены
    8. Какие тормозные жидкости смешиваются
    9. Подведем итоги

    Свойства и особенности тормозной жидкости

    При нажатии на педаль тормоза давление посредством жидкости поступает по трубкам к рабочим цилиндрам. Те давят на колодки и прижимают их к тормозным дискам. Чем сильнее давление на педаль, тем быстрее останавливается автомобиль.

    Основные характеристики вещества в тормозной системе представлены в таблице.

    Виды тормозных жидкостей

    В мире существует 3 основных стандарта – американский, европейский, японский. В России прижился стандарт, разработанный департаментом транспорта США.

    Тормозная жидкость также классифицируется по виду основы.

    Масляная

    Изготавливается на основе масел, производитель делает ее зеленой по цвету, чтобы не смешивали с другими. Применяется только для автомобилей, конструкция которых это допускает. Распространения в России не имеет.

    Гликолевая

    Получила признание на российском рынке. Оттенок составов варьируется от бесцветного до янтарного. Подходит под все требования автопроизводителей.

    На прилавках магазинов и авторынков можно встретить смеси разных классов – ДОТ 3, 4, 5.1. Они отличаются температурой закипания:

    1. ДОТ 3 свежего разлива закипит при 205°С. Из-за набора влаги температура кипения снижается до 140°С.
    2. Минимальная точка закипания жидкости класса ДОТ 4 и выше в сухом состоянии составляет 230°С. Если она набрала влагу, показатель уменьшается до 155°С.

    Гликолевые составы имеют один недостаток – гигроскопичность или свойство впитывать влагу из воздуха. Постоянные перепады температур при эксплуатации являются одной из причин гигроскопичности. Из-за этого смесь теряет свои первоначальные характеристики:

    • закипает быстрее (впитывание влаги на 3,5% повлечет снижение температуры закипания на 30%);
    • начинает густеть при температурах ниже -20°С;
    • становится агрессивной к металлам;
    • теряется часть смазывающих свойств.

    Вследствие этого увеличивается износ уплотнителей системы.

    Распространенные причины скрипа тормозов при торможении — что делать водителю читайте здесь.

    Силиконовая или ДОТ 5

    Такие составы изготавливаются на основе кремниевых соединений, окрашиваются в розовый или красный цвет. Имеют меньшее распространение по сравнению с гидрогелевыми. Предназначены для нагруженных тормозных систем. Главной особенностью является отсутствие гигроскопичности.

    У силиконового ДОТ 5 по стандарту предельный градус кипения начинается от 260°С. К преимуществу можно отнести сохранение текучести даже при -100°С.

    Когда менять тормозную жидкость и какая тормозная жидкость лучше

    Срок замены жидкости зависит от ее основы:

    1. Минеральные. Состояние можно оценить по изменению цвета при накоплении продуктов износа. Смена необходима при изменении цвета.
    2. Гликолевые. Гигроскопичны, поэтому их необходимо менять раз в 2-3 года или через 50-60 тыс. км пробега. Главный показатель для замены – набор влаги более 3,5%. Определяется это специальным прибором.
    3. Силиконовые. Так часто, как гликолевые, замены не требуют. Они не гигроскопичны. Но влага может накапливаться отдельными каплями в изгибах тормозной системы. Это приводит к коррозии таких мест. Поэтому рекомендуется обновлять состав раз в 5 лет.

    При несвоевременной замене происходит:

    • снижение температуры кипения;
    • ухудшение смазочных свойств;
    • повышение износа материалов тормозной системы.

    Если уровень жидкости в тормозном бачке упал, а на приборной загорелась сигнальная лампа, необходимо проверить состояние системы. Возможен предельный износ колодок или утечка. В таком случае необходимо посещение автосервиса или самостоятельная проверка состояния колодок, цилиндров и тормозных магистралей.

    Тестер тормозной жидкости

    Чтобы выбрать состав на замену отработанному, можно обратиться к сервисной книге производителя автомобиля. Там даны типы и объемы подходящих жидкостей. Это основной источник информации при подборе, а окончательно марку определяет владелец транспортного средства.

    Объем жидкости для замены

    Сколько нужно тормозной жидкости разных марок указано в таблице.

    Следим за состоянием тормозов. Контроль уровня тормозной жидкости

    На легковых автомобилях в тормозной системе применяется привод гидравлического типа. Тормозная жидкость не меняет свой объем при внешнем воздействии, а в таком приводе выступает в качестве рабочего вещества, передающего усилие тормозной педали на рабочие цилиндры тормозов

    Если тормоза не работают. Далеко не самый худший вариант

    От количества тормозной жидкости и качества напрямую зависит работоспособность тормозов. Поэтому требуется постоянная проверка количества в системе привода и периодическая замена.

    Жидкостью заполнены магистрали, идущие от главного тормозного цилиндра к рабочим. При нажатии на педаль, за счет возникающего давления жидкость перекачивается от главного цилиндра к рабочим. Чтобы в магистрали не попал воздух, перекачанное количество жидкости необходимо компенсировать, поэтому в бачке тормозной системы, соединенным с главным цилиндром находится запас рабочего вещества.

    Контроль за уровнем

    Индикатор о низком уровне тормозной жидкости

    Для удобства проверки за количеством тормозной жидкости в бачок установлен поплавковый датчик, который соединен с сигнальной лампой, расположенной на приборной панели. Но этот датчик срабатывает только в случае критического падения жидкости в бачке. Такие повреждения возникают, к примеру, при повреждении магистрали, что приводит к вытеканию рабочего вещества из системы.

    Но бывают ситуации, когда уровня жидкости для нормального функционирования привода уже недостаточно, но его хватает на то, чтобы сигнальная лампа не загоралась. Поэтому полагаться только на датчик уровня не стоит, лучше перед поездкой визуально проверить и удостовериться в нормальном количестве жидкости в бачке, тем более, что процедура эта не занимает много времени.

    Место под капотом автомобиля, где может находится бачок с тормозной жидкостью

    Резервуар тормозной жидкости расположен в подкапотном пространстве. Зачастую он установлен на главный цилиндр, поэтому искать нужно с правой стороны за двигателем (стоя перед авто). В некоторых машинах бачок прикрыт защитными накладками. Встречаются автомобили у которых резервуар – выносной и установлен отдельно от главного цилиндра, хоть и соединен с ним трубопроводами. Но и в этом случае емкость помещают недалеко от цилиндра, поэтому искать нужно за двигателем или же справа на подкрылке.

    Тормозные бачки изготавливаются ил белого или прозрачного пластика, поэтому уровень тормозной жидкости хорошо просматривается через стенки резервуара и откручивать крышку не нужно, да и не желательно.
    Для проверки и контроля за уровнем, на стенках тормозного бачка нанесены метки «мин» и «макс». Но какое количество жидкости считается для того или иного авто нормальным, следует уточнять в технической документации к машине. В одних моделях уровень должен быть чуть выше отметки «макс», у других – между метками, но ближе к максимальному значению.

    Доливка

    Если уровень в резервуаре ниже требуемого и расположен возле отметки «мин», то осуществляется доливка. При этом важно использовать жидкость только ту, что залита в систему. И хоть автолюбители утверждают, что вещества разных марок между собой совместимы, лучше не экспериментировать. Производители тормозных жидкостей используют в составе определенные добавки. При смешивании может произойти конфликт добавок, что приведет к потере эксплуатационных качеств жидкости, а это повлияет на работоспособность тормозной системы.

    Если же неизвестно, какая жидкость залита, то залейте какая есть, но в этом случае затягивать с заменой не стоит.
    Осуществлять доливку тоже следует правильно, при этом на процедуру влияют конструктивные особенности резервуара. На одних моделях поплавковый датчик уровня установлен в тело бачка, у других же он вмонтирован в крышку бачка.

    В первом варианте перед доливкой узнайте до какого уровня нужно доливать. А далее откручиваем крышку и доводим количество до необходимого. Заливать следует аккуратно, лучше воспользоваться воронкой. Важно не пролить вещество, чтобы оно не попало на проводку, поскольку это может вызвать окисление контактов.

    А вот в случае с датчиком, установленным в крышке, важно учитывать, что при закрытии бачка часть жидкости будет вытеснена поплавком, поэтому нельзя допускать заливку вещества выше указанной в тех. документации отметки. Поскольку датчик расположен в крышке, то для того, чтобы ее открутить, предварительно нужно отсоединить провода. После выкручиваем крышку, доливаем, завинчиваем крышку обратно и подключаем провода. Если случайно перелили жидкость, то излишки откачайте шприцем.

    Ещё кое-что полезное для Вас:

    Причины срабатывания датчика

    Датчик уровня сигнализирует, что в бачке низкий уровень тормозной жидкости, а это происходит при утечках из магистралей. Поэтому при загорании сигнальной лампы сначала проверьте уровень в бачке, а затем осмотрите трубопроводы, идущие на рабочие цилиндры.

    Но датчик может сработать и по другой причине – сильном износе колодок. Чтобы компенсировать стирание колодок, поршни рабочих цилиндров по мере износа колодок выдвигаются из цилиндров. Из-за этого пространство внутри цилиндра под поршнем увеличивается и заполняется жидкостью. Недостаток ее в приводе компенсируется из бачка, из-за чего уровень снижается до минимальной отметки. При этом датчик может и не загораться, но сигнал будет срабатывать во время торможения. При нажатии на педаль, жидкость из бачка будет подаваться в главный цилиндр, поэтому уровень ее в резервуаре снизиться ниже критической отметки. При отпускании же педали, часть жидкости снова перетечет в резервуар, и датчик перестанет сигнализировать.

    Чтобы устранить срабатывание датчика пополните количество жидкости. Но стоит понимать, что колодки изношены и их нужно заменить.

    Помимо количества важно еще и качество жидкости. Она гигроскопична и накапливает в себе влагу. Содержание воды снижает температуру кипения, поэтому при интенсивном торможении высока вероятность отказа привода из-за закипания вещества.

    Проверка качества

    Качество тормозной жидкости проверяется специальным тестером. Но стоит отметить, что особой пользы от этого прибора нет. Дело в том, что он определяет наличие влаги по сопротивлению (чем больше воды, тем ниже сопротивление). Но жидкости разных производителей даже в «чистом» состоянии имеют разное сопротивление. Из-за этого результаты проверки будут недостоверными. Усугубляет ситуацию отсутствие возможности калибровки прибора.

    К примеру, один и тот же тестер при проверке разных, но «чистых» жидкостей может показать, что какая-то из них имеет примеси воды, хотя это не так. Этим пользуются не совсем честные СТО, которые с помощью такой проверки тестером навязывают автовладельцу услугу замены тормозной жидкости.
    Поэтому особо проверке качества жидкости тестером доверять не стоит. Лучше руководствоваться регламентом технического обслуживания авто, в котором указывается периодичность замены и следовать рекомендациям.

    Видео: Проверка уровня и влажности тормозной жидкости Daewoo Matiz 0.8L-1.0L МКПП и АКПП

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector