Camgora.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как самому найти утечку тока в автомобиле

Как самому найти утечку тока в автомобиле

Приветствую автолюбитель. В этой статье я хочу рассказать, как найти утечку тока в автомобиле, и что с ним надо делать.

В абсолютно любом автомобиле есть электроприборы, которые потребляют электроэнергию. Дело в том, что некоторые электроприборы даже в нерабочем состоянии автомобиля потребляют электроэнергию (сигнализация, магнитола, загорающиеся лампочки при открытых дверях и т.д.).

Основные причины утечки тока

В каждом автомобиле имеется автомагнитола, в которой есть память для радиоканалов и внутренних настроек, и что бы они не сбивались ей необходимо постоянное питание от АКБ (аккумулятора).

Таким образом любая автомагнитола потребляет электроэнергию от аккумулятора, даже когда зажигание в автомобиле выключено. Такими приборами, так же могут быть бортовые часы (не во всех автомобилях они есть но все же) и компьютером внутреннего сервиса (руль с памятью, зеркала с памятью, наклон сидения и.т.д.).

Таких приборов в автомобиле особенно в современном напичканном электроникой, очень много и каждый из них потребляет определенное количество электроэнергии, когда автомобиль не работает.

Все эти электроприборы, как бы вам не показалось странным изначально создают утечку тока в автомобиле в его нерабочем состоянии.

Между прочим, что бы все это работало стабильно, необходим хороший АКБ.

Я бы не советовал испытывать судьбу электроники современного автомобиля, плохим аккумулятором, который «Еще заводит» потому, что ремонт и обслуживание автомобилей с неисправной автоэлектроникой и электрикой обходится недешево, а сделать самостоятельный ремонт электрооборудования автомобиля может далеко не каждый.

Потом уже будет поздно заниматься поиском утечки тока в автомобиле.

Поиск утечки тока

Но давайте все таки попробуем разобраться в том, как найти утечку тока в автомобиле мультиметром.

Для этого нам понадобиться абсолютно любой мультиметр, я бы посоветовал цифровой, на мой взгляд он более удобный.

А теперь я объясню, как определить утечку тока в автомобиле.

Для начала нам необходимо отсоединить клемму «-» от аккумулятора и подключаем в получившийся электрический разрыв наш мультиметр. Естественно перед тем, как отсоединить минусовую клемму нужно убедиться, что все электроприборы в автомобиле выключены.

Когда подключили мультиметр (как им пользоваться я думаю вы знаете) начнем искать причины утечки тока в автомобиле.

Показания прибора не должны быть больше 50 мА (миллиампер), или 0,05 А (это тоже самое).

На приборе необходимо выбрать правильный измерительный диапазон, что бы и прибор не спалить и измерения провести правильно.

Если показания равны или меньше 0,05 А значит у вас все отлично и волноваться нет причин потому, как допустимая утечка тока в автомобиле составляет 0,05 А (50 мА), одевайте обратно клемму на аккумулятор и спите спокойно.

На фотографии утечка тока в автомобиле составляет 1,94 А, а автомобиль ведь заглушен и ключи зажигания находятся у меня в руках.

Так в чем же дело?

Как найти утечку тока в автомобиле?

От куда такая огромная утечка тока?

Так вот я вам скажу, что диагностика утечки тока в автомобиле нами уже проведена и наша утечка составляет 1,94 А, что в четыре раза больше допустимой.

Поиск причин увеличенной утечки тока

Проверьте еще раз, что бы зажигание и все электроприборы в автомобиле были выключены, произведите замер снова и если ситуация не изменилась, тогда придется начать поиск утечки тока в автомобиле мультиметром.

Лично мной после повторной проверки всех имеющихся электроприборов в автомобиле на предмет их работы было обнаружено, что видеорегистратор оказался включенным и после его отключения картина изменилась коренным образом, что вы и видите на фотографии.

Вы конечно сразу скажите, что ток все равно больше 50 мА, и это действительно так.

Значит, что то еще может быть включено или где то есть замыкание.

Возможно по неопытности я бы и не знал, как выявить утечку тока в автомобиле и начал бы снова поиск, но у меня есть этот опыт, и поэтому я просто переключил прибор на более точное измерение, потому, как прибор «китайский» и доверять ему всецело просто нельзя.

И вот, что он показал при переключении его из положения измерения «А» (ампер) в положение измерения «мА» (мили амперы).

Как вы видите ток утечки в автомобиле составляет всего лишь 17,09 мА (0,017 А) — это очень хорошо.

Еще раз повторюсь, вы должны быть уверены в приборе, которым будете производить измерения, потому как может получится так, как в приведенным мной примере.

Теперь для убедительности откроем одну из дверей автомобиля (в дверях установлены лампочки подсветки).

И вот прибор показывает 3,33 А (потребление тока лампочкой открытой двери).

Теперь открываем вторую дверь автомобиля.

Как видно ток потребления увеличился.

Я надеюсь, что вы хотя бы в общих чертах но уловили смысл, как найти утечку тока в автомобиле, здесь нет ни чего сложного.

Конечно опытный автоэлектрик может определить причину по показаниям прибора достаточно точно, а вот любитель будет искать долго и упорно и не факт, что вообще, что то найдет.

Возможные причины утечки тока

1. Включен какой то выключатель, например подсветка багажника, но лампочка там не горит, но она и не перегорела (очень редкое явление, не обязательно лампочка багажника может быть любая лампочка включаемая кнопкой или каким нибудь реле).

2. Замок зажигания не до конца выключается или имеет еще одно положение обратное обычному включению (режим стоянки).

В этом режиме, как правило запитывается: автомагнитола, усилитель, прикуриватель, габаритные огни, все осветительные приборы в салоне, конечно через кнопки и выключатели (смотря у кого что стоит).

3. Какой то проводок перетерся и замыкает на корпус (так как хорошего контакта у этого проводка с корпусом нет, он ведь немного перетерся, то и ток через него будет идти не на всю «Катушку»). Довольна распространенная причина.

Этот эффект как правило «Плавающий» (то появляется то исчезает – очень сложно обнаружить). Обычно при таком эффекте без видимых причин начинает перегорать постоянно какой ни будь предохранитель.

4. Залипла катушка какого ни будь реле и реле не может выключиться даже при выключении зажигания (в автомобиле практически все потребители электроэнергии запитываются через реле).

5. Не исправна сигнализация (может быть как электронный блок, так и сам ревун).

6. Не исправна магнитола.

В общем может быть все, что угодно, но основные причины утечки тока в автомобиле думаю вам понятны.

Самый верный способ поиска утечки тока в автомобиле это начать доставать по очереди один за другим предохранители.

Как правило причина должна себя обнаружить.

Прибор сразу отреагирует и покажет допустимый ток утечки в автомобиле, не более 0,05 А, когда вынутый предохранитель отключит проблемную цепь питания.

Ну а дальше придется искать утечку тока в приборах и устройствах, которые подключены к этому предохранителю.

Вот вам и ответ на вопрос как устранить утечку тока в автомобиле своими руками.

На этом у меня все, тему как найти утечку тока в автомобиле считаю более или менее рассмотренной.

Всем удачи на дорогах.

C уважением автор блога: Doctor Shmi

Каким образом выявить утечки тока автомобильного аккумулятора

Поставив с вечера свой исправный автомобиль в гараж, не каждый водитель сможет завести его без проблем утром. Проблемы могут возникнуть из-за неисправностей с аккумулятором. Частым виновником быстрой разрядки АКБ становится утечка тока.

Данное явление встречается практически в каждой автомобильной батарее. Разница заключается лишь в скорости процесса, при котором осуществляется утрата заряда.

  1. Что такое утечка, и как она проявляется
  2. Нормальное значение тока утечки АКБ
  3. Как измерить ток утечки мультиметром
  4. Поиск и устранение утечки
  5. Чем грозит утечка тока из АКБ

Что такое утечка, и как она проявляется

Под понятием «утечки тока в автомобиле» принято понимать прохождение незапланированного тока в электрической цепи. Подобный фактор способен появиться в автомобилях по таким причинам:

  • неверно (ошибочно) настроено электрооборудование, что случается из-за монтажных ошибок с контактами или проводами;
  • выход из строя проводки либо потребителей, а также возможные нарушения текущих режимов работы системы.

Проблемы с настройками возникают нередко при восстановлении авто после аварии, когда работник СТО проявляет непрофессионализм в наладке оборудования. Также монтажные ошибки совершают автовладельцы, которые модернизируют свою машину самостоятельно, безграмотно подключая новых электропотребителей в сеть. Примером может служить установка обогрева руля или зеркал, который не отключается автоматически после выключения зажигания. Ток при этом от АКБ уходит на этих потребителей.

Второй вариант проявляется в машинах с большим пробегом. От интенсивной эксплуатации и некачественного ухода за электрооборудованием случается перетирание токопроводящих кабелей. В результате открытые медные контакты сталкиваются с токопроводящими составами (влага, загрязнения, масло и пр.). Через такие электрические мостики идёт утечка. Такие неисправности проблематично находить, так как они зачастую случаются глубоко, не на виду и с второстепенными узлами.

Несанкционированный расход энергии способен выводить аккумулятор из строя за считанные часы.

Длительная остановка авто должна сопровождаться периодическим мониторингом состояния батареи. В противном случае повышается риск того, что с АКБ случится глубокий разряд.

Нормальное значение тока утечки АКБ

В современных машинах есть электрические приборы, которые должны функционировать даже в тот период, когда авто находится без движения с выключенным зажиганием. При этом единственным электрическим источником служит не генератор, а аккумулятор. На поддержание подобных потребителей расходуется запланированная энергия. К ним относятся, например, сигнализация, часы или бортовой компьютер с датчиками.

Для определённых потребителей производитель закладывает некоторый ток запланированной утечки от аккумулятора вашего автомобиля (норма указана далее). Сигнализация отнимает порядка 18–26 мА, а часы – до 2 мА.

Допустимый ориентировочный ток при утечке от аккумулятора на приборную панель установлен на уровне 2–3 мА. Подсветка салона «съедает» около 11 мА, а фара – до 50 мА.

Среднее значение утекающего тока для современного легкового автомобиля установлено на уровне 20–80 мА.

Как измерить ток утечки мультиметром

Отправлять машину в автосервис для поиска нежелательного расходования электричества необязательно. Операцию по выявлению подобной проблемы можно провести своими силами с помощью мультиметра, который имеется почти у всех автолюбителей в гараже. Для операции достаточно выбрать сухое светлое помещение с минимальной влажностью.

Перед тем как проверить, необходимо переключиться на универсальном приборе в режим амперметра. Проверка АКБ осуществляется для интервала 10–20 А. Чтобы определить проблемный участок, следуем пошаговому алгоритму:

  • на автомобиле откидываем минусовой контакт от АКБ;
  • один кабель с «крокодилом» от тестера закрепляем на освободившееся клемме батареи;
  • второй кабель измерительного прибора фиксируем на отстранённом проводе.

В такой ситуации полярность на мультиметре не играет роли. Достаточно лишь обеспечить видимость дисплея. Такие операции осуществляются на заглушённом двигателе при вытянутом ключе зажигания.

Для того чтобы измерить значения на разрыве плюсовой стороны, проводим аналогичные действия со второй клеммой. Показания с обеих сторон не должны превышать 80 мА. В противном случае тестер укажет на утечку.

Поиск и устранение утечки

В большинстве случаев удаётся найти проблему во встроенном внештатном оборудовании. Причинами могут стать неудобное расположение нового прибора в месте, которое не приспособлено для монтажа. При этом происходит нагрев аппарата или перетирание подходящих к нему кабелей.

Специалисты советуют обратить внимание на подключённую недавно сигнализацию и на электропроводку дверей. В них повышен риск выхода из строя концевиков, участвующих в схеме замыкания/размыкания контактов. При проверке сигнализации следует учесть, что её электропотребление заметно снижается спустя примерно 5–10 минут после активации.

В некоторых случаях не удаётся выявить проблемных потребителей, разряжающих батарею. Тогда следует провести мониторинг генератора. Он нередко оказывается виновником слабого заряда АКБ. Тогда требуется привести генератор в порядок.

Чем грозит утечка тока из АКБ

Если автомобилист заметил повышение нежелательного разряда батареи, то обязан предпринять ряд мер. Это относится даже к тем машинам, которые не успевают значительно сбросить энергию во время ночного простоя. Проблема способна проявиться в более невыгодных факторах. Например, повышается риск таких событий, связанных с проводкой:

  • короткое замыкание;
  • выгорание предохранителей и проводки;
  • возгорание транспортного средства.

Если позволяют обстоятельства, то можно откидывать клеммы от батареи неиспользуемого авто. Для машин, эксплуатируемых в условиях пониженных температур, рекомендуется заносить АКБ в тёплое место на ночь. Стоит с собой иметь всегда провода для того, чтобы «прикурить» от чужого аккумулятора.

Утечка тока в автомобиле: к чему она может привести

Некоторые автолюбители сталкиваются с такой проблемой: утром не заводится автомобиль, который ещё вчера прекрасно работал. Распространённая причина – разряженный аккумулятор.

Разрядиться АКБ (автомобильная аккумуляторная батарея) может из-за включенных на всю ночь фар или габаритных огней. Однако если машина в исправном состоянии, фары выключены, АКБ новая и полностью заряженная, то причиной разряженного аккумулятора может быть утечка тока в автомобиле.

Утечка электричества может коснуться как абсолютно новые, так и подержанные автомобили.

Причины и последствия утечки

АКБ помогает двигателю в запуске и может стать дополнительным источником энергии бортовой сети, если генератор не справляется. В поездке, при движении автомобиля аккумулятор возмещает разряд с помощью генератора. На стоянке АКБ не должна разряжаться частично или полностью, поэтому если это происходит, то возможна утечка тока.

Читать еще:  Троит дизельный двигатель причины

Следует понимать, что утечка тока ведёт не только к быстрому разряду батареи, что весьма неприятно – автомобиль не заведётся, причём в самом неподходящем месте (например, после длительной парковки у дороги). Более опасная ситуация – возгорание проводки, что может привести к пожару в автомобиле.

Во избежание такой неприятной и даже опасной ситуации, необходима своевременная проверка утечки тока в автомобиле и устранения её причин.

Вам нужно заменить пыльник ШРУСа? Тогда обратите внимание на эту статью.

Любите необычные автомобили? Тогда вам стоит узнать о Фотон Тунланд.

Почему батарея разряжается даже на стоянке? Причин может быть несколько:

  • некачественный или отработанный аккумулятор;
  • изношенная, протёртая изоляция проводки или повреждение проводов;
  • загрязнённые, окисленные клеммы;
  • некорректно подключенная внутренняя электроника (видерегистратор, магнитола, монитор и т.д.);
  • нарушение цепи – АКБ не заряжается от генератора и быстро растрачивает свой ресурс.

Для подстраховки и предупреждения непредвиденной ситуации в виде севшей АКБ необходимо периодически проверять и подзаряжать аккумулятор. Срок службы АКБ при должном уходе и своевременной диагностике составляет примерно 4-5 лет. Если аккумулятор давно не проверялся и срок его эксплуатации более 5 лет, стоит заменить АКБ на новую.

Диагностика и предельные нормы утечки

Выявить утечку тока можно с помощью специального прибора-тестера – мультиметра, который включает в себя функции амперметра, вольтметра и омметра. Автолюбители используют цифровой переносной мультиметр для отслеживания силы, напряжения и сопротивления тока. С помощью мультиметра легко обнаружить утечку тока. Для этого понадобятся:

  • мультиметр;
  • зажимы («крокодильчики»);
  • рожковый гаечный ключ;
  • блокнот и ручка для записей;
  • перчатки.

Прежде чем проводить замеры утечки тока необходимо подготовить автомобиль, выполнив следующие действия:

  • выключить электронику (магнитолу, регистратор, усилители);
  • отсоединить неявные потребители тока (лампочки в багажнике, бардачке, под капотом);
  • погасить зажигание и вытащить ключ из замка;
  • открыть и закрепить капот;
  • на аккумуляторе ослабить с помощью гаечного ключа минусовую клемму.

Двери в автомобиле рекомендуется закрыть, а окна открыть. Это необходимо, если при измерении (включении и выключении аккумулятора) сработает центральный замок: доступ в салон останется через открытые окна. Когда всё будет подготовлено, можно приступать к диагностике.

Как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром:

  • перевести мультиметр в режим амперметра (измерения силы тока), переключив прибор на 10 А;
  • сделать разрыв цепи: к ослабленной клемме подключить с помощью зажима один провод амперметра и скинуть её с АКБ;
  • подключить другой провод к отрицательному выводу АКБ;
  • включить прибор и снять показания силы тока.

Появившееся цифровое значение на дисплее прибора – сила тока при постоянно включенной электронике и других потребителей тока в машине. Небольшая утечка тока в автомобиле – норма, если она не превышает допустимый предел. В современном автомобиле, оснащённом большим количеством электрической техники, допустимой считается утечка тока в пределах 15-70 мА. Если утечка больше этих показателей, то необходимо искать и устранять причину её возникновения.

Как найти и устранить утечку

Необходимо выявить проблемный прибор, который тянет на себя лишний ток. Чаще всего проблемной зоной становится дополнительное оборудование: автомобили зачастую перегружены электроникой. Поэтому начинать поиски необходимо с внештатного автомобильного оборудования.

Как найти утечку тока в автомобиле:

  • подключить мультиметр как амперметр;
  • поочерёдно отключать все приборы и устройства (внештатные и штатные), наблюдая за показателями мультиметра;
  • когда на амперметре высветятся нормальные, допустимые показатели силы тока, осмотреть отключённый прибор – проблема именно в нём.

Иногда достаточно тщательно осмотреть все электрические приборы и устройства в автомобиле, а также их проводку. Перетёртые, перекрученные провода с нарушенной изоляцией могут стать настоящей причиной утечки тока. Проводка штатных приборов, как правило, надёжно изолирована, тогда как провода дополнительного оборудования могут быть уложены в неподходящем, неудобном для этого месте. Они могут перегреваться от блока двигателя или перетираться о края кронштейна. Повреждение проводки вызывает короткое замыкание, и это может быть истинной причиной утечки тока.

Обязательно необходимо проверить не только видимые дополнительные установки, но и скрытые электрические сети – сигнализацию и двери. Проблема может быть в «концевиках», размыкающих и замыкающих цепь при закрытии и открытии дверей. Сигнализацию установить в режим охраны и проверить показатели амперметра примерно через 5 минут. Система безопасности должна перейти в ждущий режим, а показатели уменьшиться. Если этого не произошло, проблема в сигнализации.

Проверка генератора

Причина утечки тока может скрываться в дефектах генератора, из-за которых он не заряжает АКБ при движении автомобиля. Для того чтобы определить работоспособность генератора, необходимо:

  • отключить зажигание и вытащить ключ;
  • погасить все потребители тока;
  • подключить провода мультиметра к аккумулятору (красный – к плюсу, чёрный – к минусу);
  • перевести прибор в режим вольтметра и включить (значение должно быть в пределах 12,6-12,9 V при полностью заряженной АКБ);
  • завести двигатель, включить обогрев заднего стекла, печку, фары;
  • снять показания с мультиметра – максимальное напряжение должно быть в пределах 14,3 V, среднее – 12,8-13,4 V.

Низкие показатели вольтметра (меньше 12,8 V) говорят о том, что генератор не заряжает АКБ и требует замены или ремонта.

Как производится проверка утечек тока в автомобиле, смотрите в этом видео:

Если при диагностике превышена норма утечки тока, необходимо принять соответствующие меры по её устранению. Ни в коем случае нельзя игнорировать проблему, даже если отклонения от нормы небольшие. Своевременное устранение причин утечки тока поможет избежать неожиданных и неприятных ситуаций и сохранить автомобиль в рабочем состоянии.

Проверка утечки тока в машине

Среди автолюбителей довольно распространённой является ситуация, когда с утра вы не можете завести вашу машину, хотя ещё вечером она работала идеально. Особенно часто такое происходит после длительного отдыха автомобиля. Причиной тому может стать утечка тока в автомобиле. Поэтому давайте вместе рассмотрим причину, способы выявления и устранения этой проблемы.

Причины

АКБ при своих небольших размерах и весе должны быть надёжными в эксплуатации, иметь небольшой саморазряд и сопротивление и значительную ёмкость. В стандартных условиях АКБ должен подзаряжаться от генератора.

Нынешние автомобили под завязку набиты электроникой: сигнализация, магнитола, освещение, видеорегистратор и тому подобное. В некоторых случаях хозяева сами по невнимательности забывают что-либо выключить и тем самым разряжают аккумулятор. Но в большинстве случаев причинами утечки тока являются:

  • загрязнённые цепи;
  • протёртая, некачественная изоляция;
  • неправильно установленные и подключённые электроустройства (магнитола, усилители, телевизор).

В таких случаях автомобилю может грозить возгорание и, следовательно, — пожар. Чтобы не допустить этого, необходимо обнаружить и устранить эту утечку тока. Сначала нужно понять: утечка это или некачественный аккумулятор. Итак, нам нужна проверка утечки тока в автомобиле.

Проверка и что для этого нужно

Для того чтобы безопасно и качественно провести процесс вам потребуются:

  • амперметр — специальный прибор;
  • в некоторых случаях вольтметр;
  • бумага и карандаш;
  • отвёртка;
  • гаечный ключ;
  • простые перчатки (х/б);
  • зажимы и шунт;
  • чья-то помощь;
  • и конечно, осторожность и внимательность.

Перед проведением диагностики подготовьте автомобиль, для этого:

  1. Отключите электроустройства, которые явно потребляют ток (магнитолу, усилители, видеорегистратор).
  2. Отключите неявные электроприборы (лампы в багажнике и под капотом).
  3. Заглушите двигатель и извлеките ключ из замка зажигания.
  4. Откройте и зафиксируйте капот.
  5. Гаечным ключом отсоедините клемму от аккумулятора.

Далее, давайте вспомним закон Ома: в нём сила тока равна напряжению делимого на сопротивление (I=U/R), где I — сила тока, U — напряжение и R — сопротивление. Опираемся на этот закон и нагрузку определяем так (P=U·I).

Проверка напряжения аккумулятора

Замер утечки производим так: между отрицательной клеммой и проводником (который мы сняли с аккумулятора) прокладываем щуп амперметра и смотрим, сколько ампер аккумулятор отдаёт автомобилю.

Пределы нормы

Допустимая утечка тока в автомобиле 15 мА — 50 мА — 70 мА, учитывая количество установленных в автомобиле электроприборов. Если показания прибора в пределах нормы, значит, всё отлично, а если значительно превышают норму, то нужно искать проблемную цепь, в которой и происходит утечка.

Итак, найти утечку тока в автомобиле можно таким способом: включите амперметр и положите его таким образом, чтобы хорошо его видеть. Потом один снимает показания, смотря на амперметр, а второй вынимает подряд предохранители, стоя у блока предохранителей.

На видео — поиск утечки тока:

Осторожно! Вам необходимо отключить зажигание, закрыть двери, а окна открыть: вдруг ЦЗ сработает при отсоединении/присоединении аккумулятора.

Если вы сняли один из предохранителей и в это время амперметр показал норму, вы нашли проблемную цепь. Именно в ней и находится приспособление, поглощающее ток.

Устранение утечки

Далее, вам необходимо найти устройство. Для этого отключайте по очерёдности каждое из устройств и следите за показаниями амперметра. Как только амперметр покажет норму, отключённое (в тот момент) устройство уберите из машины. Если же оно необходимо, сдайте его в ремонт или приобретите новое и установите его правильно.

Если предохранители продиагностированы, а амперметр всё равно показывает утечку, то она находится в не защищённом предохранителями месте: генераторе, стартёре или системе зажигания. Дальше необходимо продолжать проверку, отсоединяя провода от вышеперечисленных систем.

Проверка генератора

Дефекты в генераторе наблюдают по показаниям амперметра. Если в генераторе есть дефекты, амперметр покажет на разряд. Для проверки генератора нужно параллельно электроприборам подключить вольтметр. Оценивать напряжение необходимо при включённых подфарниках, габаритах и усиленной частоте коленвала. В среднем напряжение равно 13,5–14 вольт.

На видео — измерение напряжения на генераторе:

Для проверки генератора включите все потребители на полной частоте вращения генератора, при этом напряжение должно составлять не меньше 12 вольт.

Осторожно! Если во время диагностики между клеммами сквозь прибор нарушилось соединение, то измерения нужно делать по-новому. Иначе может произойти большой и внезапный скачок тока.

Может, сигнализация

Если у вас есть сигнализация, поставьте её в режим охраны и проверьте амперметр через 5 минут. Сигнализация обязана перейти в ожидающий режим, и утечка должна уменьшиться. Если всё именно так, значит, с сигнализацией всё нормально, если же нет, то дело в сигнализации.

В этом случае обратитесь к специалисту, потому что сделать это самостоятельно будет сложно.

Возможно и так

Если у вас регулярно портится один и тот же предохранитель, то всё очень просто. Нужно отключить устройство и проверить приборы этой цепи и саму проводку.

На видео — замер утечки тока:

Если в машине два АКБ, то один может поглощать второй и давать ток утечки. Нужно отключить один из аккумуляторов, и если ток станет в норме, значит, проблема в АКБ.

Заключение!

В любом случае не оставляйте всё на самотёк. Если у вас возникли подозрения, лучше постараться устранить эту проблему (самому или с помощью профессионала). Последствиями могут стать: нерабочая машина в нужный момент или даже пожар.

Утечка тока в автомобиле: проверка мультиметром

Любой автомобиль, как отечественный, так и иностранного производства, оснащен определенным набором штатного и нештатного электрооборудования. При этом в процессе эксплуатации достаточно часто можно столкнуться с такой проблемой, как разряженный аккумулятор.

Как правило, в этом случае владельцы начинают сразу проверять именно АКБ и состояние батареи, диагностируют реле регулятор, генератор и т.д. Однако не все знают, что также источником проблем может быть не сама АКБ и системы для заряда, а утечка тока в автомобиле.

По этой причине важно знать, как проверить утечку тока на машине, чтобы точно определить, что именно утечка тока разряжает аккумуляторную батарею. Далее мы рассмотрим, почему возникает утечка тока в автомобиле, как проверить ток утечки прямо на месте, а также что делать, если АКБ разряжается без других видимых причин.

Почему АКБ разряжается без видимых причин

Начнем с того, что причин, по которым возникает утечка тока, достаточно много. На деле, проявляется данная проблема в виде банального разряда аккумулятора. Фактически, после небольшого простоя автомобиля водитель обнаруживает, что АКБ разряжена.

В одних случаях стартер будет крутить двигатель, но слабо. В других можно столкнуться с тем, что стартер щелкает, но двигатель не крутит. Бывает и так, что аккумулятор разряжается полностью, то есть отключается сигнализация, а машину даже не удается открыть при помощи центрального замка.

Как многие ошибочно полагают, все дело в аккумуляторе и его заряде. Однако часто бывает так, что АКБ полностью заряжена и 100% работоспособна, генератор нормально заряжает батарею, однако все равно имеет место быстрый и глубокий разряд.

Естественно, проблему нужно решать, так как частые разряды аккумулятора могут стать причиной заметного уменьшения ресурса или полного выхода АКБ из строя. Так или иначе, потребуется проверка бортовой системы автомобиля.

Ток утечки в автомобиле: что нужно знать

Если рассматривать ток утечки, нужно учитывать, что данное явление в большей или меньшей степени присутствует на многих авто. Это зависит как от конструктивных особенностей, так и от особенностей установки различного дополнительного оборудования.

В результате потребители расходуют заряд, даже когда машина стоит закрытой. Конечно, в новых моделях (например, Лада Веста), такую проблему устранили, однако наличие дополнительных устройств и нештатного оборудования все равно может приводить к тому, что подобные решения «высаживают» аккумулятор. Основная причина — если установить те или иные устройства неправильно, высоки риски расхода заряда АКБ даже после отключения устройства. Давайте разбираться.

  • Прежде всего, причины утечки тока могут быть связаны как со штатным, так и нештатным оборудованием. Другими словами, выйти из строя или работать со сбоями может: генератор, стартер, аудиосистема, штатная сигнализация и т.д. Часто проблемы возникают и с проводкой.
Читать еще:  Светодиод как индикатор сгоревшего предохранителя

Как правило, проблемы со стартером (например, стартер с подклинивающим подшипником) выражаются не только в том, что стартер плохо крутит. В подобной ситуации данное устройство будет сильно разряжать АКБ при каждом запуске двигателя.

Однако на практике такие проблемы чаще возникают на старых авто или машинах с большим пробегом, агрегаты и узлы которых достаточно сильно изношены.

  • Что касается более «свежих» или полностью исправных авто, в этом случае обычно имеют место утечки тока по причине установки стороннего оборудования. Например, АКБ может сильно разряжать сигнализация или охранный комплекс, ЦЗ, магнитолы, усилители, сабвуферы, видеорегистраторы, GPS навигаторы, различные подогревы, подключенные зарядные устройства для всевозможных девайсов и т.п.

При этом важно понимать, что игнорировать проблему нельзя. Глубокий разряд АКБ выведет из строя даже новую батарею! Дело в том, что чаще всего используются кислотные аккумуляторы с электролитом из серной кислоты и дистиллированной воды. Так вот, серная кислота во время разряда в виде солей оседает на пластинах, соли превращаются в кристаллы и не растворяются.

Результат — падение емкости аккумулятора в несколько раз, понижение пускового тока и потеря работоспособности. Получается, нельзя допускать глубокого разряда АКБ, чего невозможно добиться при утечке тока.

Какая утечка тока является нормой

В автомобиле есть большое количество различных потребителей электроэнергии (сама проводка, реле, различные контроллеры и т.д.). Также «минус» АКБ прикручен к кузову (масса). Сам кузов имеет статическую энергию, что также приводит к утечке.

Если же ток утечки в несколько сотен миллиампер или даже в амперах, тогда необходимо проводить диагностику, так как в данном случае такой ток утечки явно говорит о проблемах.

Как проверить утечку тока своими руками и устранить проблему

Итак, если новый аккумулятор разрядился очень сильно, тогда высока вероятность сильной утечки тока. Теперь рассмотрим, как проверить ток утечки.

Для диагностики нужен тестер-мультиметр. Также потребуется иметь ключ (на 8 или на 10) для откручивания клеммы АКБ. Проверка утечки тока мультиметром выполняется следующим образом:

  • сначала следует открутить минусовую клемму аккумулятора;
  • далее клемму нужно снять, перевести тестер в режиме измерения тока (замерить амперы);
  • теперь контакты мультиметра ставятся в разрыв между клеммой и контактом аккумулятора;

На приборе можно увидеть показания, которые позволят определить утечку. Если они укладываются в норму (до 80 миллиампер), тогда нет причин для беспокойства. Если же утечка сильная, нужно проверять бортовую сеть и оборудование.

В рамках диагностики нужно знать, как найти утечку тока в автомобиле. Зачастую, утечка может быть вызвана магнитолой или сигнализацией. Также «тянуть» ток могут и другие устройства.

Однако бывает и так, что все устройства отключены, однако утечка тока все равно высокая. В этом случае может выйти из строя генератор, стартер, реле и т.д. Также бывает сложно самому отключить от цепи сигнализацию для точной проверки.

В этом случае лучше сразу посетить автоэлектрика. В противном случае есть риски вывести из строя АКБ, что потребует дополнительных расходов на замену аккумулятора.

Что в итоге

Как видно, утечка тока является достаточно распространенной проблемой и может быть вызвана разными причинами. Однако на практике чаще всего к утечкам приводит неправильное подключение нештатного оборудования «напрямую».Зачастую, при таком подключении то или иное устройство даже в отключенном состоянии может потреблять электричество, разряжая АКБ.

Как проверить утечку тока в электросети автомобиля

Проблемы с электрической проводкой автомобиля самые сложные — об этом вам скажет любой мастер станции технического обслуживания. Главная сложность — это выявить, где конкретно в электрической цепи произошел сбой.

Одним из симптомов неисправности электрической проводки является возникновение утечки тока в автомобиле. Водитель может заметить, что аккумулятор разряжается, даже когда практически никакие электрические приборы не включены. Если быстро садится аккумулятор, первым делом следует проверить электрическую цепь автомобиля на утечку тока, и в рамках данной статьи мы рассмотрим, как это сделать.

Почему возникает утечка тока в электросети автомобиля

Можно выделить несколько основных причин, которые приводят к утечке тока в электросети автомобиля:

  • Проблемы с изоляцией проводов электрической сети автомобиля;
  • Электрические приборы (не являющиеся штатными) были подключены неправильно. Например, виновником может стать новая магнитола, камера, регистратор и прочие приборы;
  • Загрязнены разъемы цепи.

Обратите внимание: Если возникает утечка тока в электрической сети автомобиля, первым делом стоит обращать внимание на работу новых подключенных устройств в сеть автомобиля.

Чем проверить утечку тока в электросети автомобиля

Чтобы выполнить самостоятельно диагностику электрической цепи автомобиля на предмет наличия утечки тока, потребуются следующие инструменты:

  • Прибор для измерения — в данном случае подойдет мультиметр;
  • Набор отверток;
  • Набор ключей, чаще всего требуются ключи на 10 и 13;
  • Пинцет.

Обратите внимание: Диагностику электросети автомобиля лучше выполнять в паре, чтобы была возможность следить за показаниями мультиметра и одновременно отключать из сети приборы.

Как проверить утечку тока в электросети автомобиля

Перед тем как приступить к проверке электрической сети автомобиля, нужно отключить все дополнительные электроприборы, которые явно требуют большого количества энергии для работы. Например, это могут быть различные устройства для освещения — лампочки внутри салона, под капотом, в багажнике и так далее. Также лучше отключить все дополнительные аксессуары, такие как: видеорегистратор, нештатная мультимедийная система, нештатный телевизор и прочее.

Важно: В ходе проверки утечки тока может сработать центральный замок, поэтому лучше оставить окно автомобиля открытым на момент диагностики.

Начать проверку следует на выключенном двигателе. Нужно определить, как много энергии потребляют приборы в электрической сети автомобиля, когда двигатель выключен. К приборам, которые постоянно расходуют энергию аккумулятора, относятся: сигнализация, часы, электронный блок управления двигателя, штатная мультимедийная система.

Важно: Нормальными показателями потребления токов при простое двигателя автомобиля является 15-80 мА. С таким потреблением потребуется машине простоять несколько месяцев, чтобы не самый емкий аккумулятор разрядился.

Сам процесс проверки потребления приборами тока проходит следующим образом:

  1. Выключите двигатель;
  2. Далее необходимо снять с автомобильного аккумулятора положительную (плюсовую) клемму;
  3. После этого контакты мультиметра, включенного в режиме амперметра, подключаются к клемме и выводу аккумулятора;
  4. Амперметр покажет, какое потребление токов имеет место быть при выключенном двигателе.

Важно: Не соединяйте контакты мультиметра с выводами аккумулятора, иначе это приведет к выходу из строя диагностического устройства.

Если полученные значения выше допустимых, нужно переходить к поиску причины. Для этого один человек должен продолжать следить за показаниями мультиметра, а другой в этот момент по очереди должен вытаскивать предохранители. Процесс примерно следующий: вытащили предохранитель, записали (или запомнили) результат, сравнили его с исходным. Если после удаления одного из предохранителей резко снизилось потребление тока, значит данную цепь нужно предметно проверить на наличие утечек — осмотреть провода, которые в нее входят (чтобы определиться с тем, какие провода находятся в данной сети, необходимо ознакомиться с руководством автомобиля). Если же после удаления одного из предохранителей результаты утечки изменились не сильно, предохранитель нужно вернуть обратно и вытащить следующий, до обнаружения проблемы.

Обратите внимание: Если в последнее время какие-то из предохранителей перегорали, лучше начать проверку утечек именно с этих цепей.

Когда в результате проверки методом удаления предохранителей не удается определить, что именно является причиной утечки, вероятнее всего, проблема связана с приборами, которые подключаются к аккумуляторной батарее без предохранителей. К таким приборам относятся: генератор, система сигнализации, дополнительные установленные приборы (например, акустика).

Как избежать утечек тока в электросети автомобиля

Проблемы с электрической сетью автомобиля очень сложные, поэтому лучше минимизировать вероятность их возникновения. Для этого рекомендуется соблюдать несколько простых правил:

Следите за чистотой, как в самом автомобиле, так и в местах электрических соединений. Особенно важно, чтобы чистыми оставались клеммы и контакты;

  • Чтобы минимизировать вероятность возникновения окислов на проводах и в местах соединений, рекомендуется смазывать 1-2 раза в год пластичной смазкой фишки и соединения, также рекомендуется смазать клеммы аккумулятора;
  • Выполняйте установку новых приборов в электрическую сеть автомобиля только в проверенных сервисных центрах. Если работа проводится самостоятельно, уделяйте внимание электрической разводке автомобиля, которую можно найти в книге по эксплуатации машины;
  • Если перегорел один из предохранителей, обязательно выполните диагностику цепи, за которую он отвечал. Чаще всего причиной перегорания предохранителей является короткое замыкание в цепи;
  • Следите за проводами. Не допускайте, чтобы они “болтались” по салону или под капотом. Обращайте внимание на достаточную изоляцию проводов, особенно тех, которые касаются металлических элементов кузова автомобиля;
  • Выполняя ремонтные работы, не забывайте о проводах. Обращайте внимание, чтобы после работы они не были зажаты и не находились на греющихся элементах.
  • Соблюдая эти простые правила, можно избежать возникновения проблем с проводкой, поиск и решение которых может затребовать немало усилий и средств.

    Какова норма тока утечки аккумулятора автомобиля и как его измерить?

    Многие владельцы автомобилей сталкивались с ситуацией, когда с утра не могли завести машину. Причём с вечера все было нормально. Да и сам аккумулятор новый и в исправном состоянии. Причиной здесь может быть ток утечки аккумулятора. Это явление существует на любом автомобиле, но должно укладываться в определённую норму. Если норма тока утечки превышена, то аккумулятор во время стоянки будет разряжаться. В результате вы будете иметь проблемы с запуском двигателя. Пора разобраться из-за чего происходит ток утечки аккумулятора и как привести его к норме.

    Причины возникновения тока утечки аккумуляторной батареи

    Назначение аккумуляторной батареи заключается в том, чтобы обеспечивать пуск двигателя, и помощь генератору в обеспечении питанием потребителей бортовой сети, если последний не справляется с нагрузкой. Во время поездки АКБ подзаряжается от генератора и возмещает разряд. По идее на стоянке автомобильный аккумулятор не должен терять заряд, но существует ток утечки. Причём в современных авто, где есть множество электроники, ток утечки увеличивается и зачастую превышает норму.

    • изношенная или некачественная проводка, изоляция;
    • неправильное подключение электроники (звуковая система, телевизор и т. п.);
    • грязные, окисленные контакты.

    Важно понимать, что ток утечки автомобильного аккумулятора может приводить не только к разрядке аккумулятора, но и к возгоранию проводки. Разряженный аккумулятор – это само по себе неприятно, но если не привести ток утечки в норму, то последствия этого явления будут гораздо хуже.

    Диагностика и норма тока утечки АКБ

    Что потребуется при измерении тока утечки аккумулятора:

    • мультиметр;
    • рожковый ключ на 10;
    • перчатки.

    Как проводить измерения?

    • для начала выключаете зажигание, вынимаете ключ из замка. Двери в машине закройте, а стекла откройте. При измерении будет отключаться и включаться АКБ. Поэтому может сработать центральный замок. Так, что на всякий случай оставьте доступ в салон;
    • проверьте, чтобы были отключены все потребители тока (обратите внимание на лампочки под капотом, в багажнике, бардачке и т. п.);
    • откройте капот и отключите от аккумулятора минусовую клемму;
    • после этого мультиметр переводим в режим измерения тока и подключаем в разрыв между минусовой клеммой и отрицательным выводом аккумулятора;
    • включаем мультиметр и снимаем показания тока утечки.

    Нормой тока утечки считаются значения от 15 до 70 мА. Для современного автомобиля вполне нормальные показатели.

    Если в вашем случае ток утечки автомобильного аккумулятора значительно выше, то нужно искать причину этого. Как это сделать?

    Подключаете мультиметр, как было сказано выше, и по очереди начинаете вынимать предохранители и реле. Это делается для поочерёдного размыкания цепей в бортовой сети. Когда показания тока утечки придут в норму, значит, вы нашли цепь с проблемным потребителем. Дальше уже нужно более подробно заниматься этим устройством (ремонт, замена).

    Ниже можно посмотреть видео об измерении тока утечки автомобильного аккумулятора:

    Дополнительная проверка

    Может возникнуть ситуация, когда вы проверили ток утечки с извлечением предохранителей, но источник проблемы установить не удалось. Тогда нужно провести проверку мест, которые не защищены предохранителями. Это, к примеру, стартер и генератор. Ведь часто причиной разряда АКБ является некорректная работа генератора, который её просто не заряжает. О норме заряда аккумулятора автомобиля вы можете прочитать в статье по указанной ссылке.

    Как проверить работоспособность генератора?

    • выключаем зажигание, вынимаем ключ из замка, гасим все потребители тока в авто;
    • подключаем щупы мультиметра к АКБ (чёрный к минусу, красный к плюсу);
    • переводим мультиметр в режим измерения напряжения;
    • включаем и измеряем напряжение (на полностью заряженной батарее значение равно 12,6─12,9 вольт);
    • затем заводим двигатель, включаем ближний свет фар, печку, обогрев заднего стекла;
    • снова измеряем напряжение на АКБ (в идеале напряжение должно быть 12,8─13,4 вольт. Максимальное значение 14,3 вольт).

    О чём следует помнить?

    При проведении профилактических работ с аккумулятором советуем проверять ток утечки автомобильного аккумулятора. На современном автомобиле нормой является значение 15─75 мА при выключенных потребителях бортовой сети.

    В любом случае ток утечки, превышающий норму, нельзя игнорировать. Ведь это может закончиться не просто севшим аккумулятором, а ещё и возгоранием изношенной проводки. Будьте внимательны и удачи на дорогах! Если у вас есть дополнения или отзывы к статье, пишите их в комментариях ниже.
    Вернуться к содержанию

    Читать еще:  Поставили шлагбаум и не дают ключи

    Проверка тока на утечку в автомобиле

    Среди владельцев авто часто встречается ситуация, когда с утра машину никак невозможно завести, хотя вечером всё было хорошо. Нередко такое может произойти после длительного простоя. Иногда хозяева сами забывают выключить что-то, и тем самым разряжают аккумулятор. Но чаще всего причинами неисправности являются загрязнённые цепи, повреждённая или некачественная изоляция, неправильно установленное оборудование. Подобные утечки в системе электрооборудования приводят к разрядке аккумулятора, а в крайних случаях — к короткому замыканию и могут вызвать пожар. Если днём возгорание можно обнаружить и потушить, то ночью автомобиль может сгореть полностью и нанести большой ущерб окружающему имуществу.

    Утечка тока – частая проблема, с которой сталкиваются автолюбители

    Причины утечки тока

    Современные аккумуляторы при своих небольших габаритах и малом весе являются надёжными в использовании, для них характерен малый саморазряд и сопротивление, они имеют значительную ёмкость, и длительный срок эксплуатации для них — норма. Однако нужно учитывать тот факт, что большинство современных автомобилей имеют большое количество самой разнообразной электроники: магнитола, усилитель, сабвуфер, сигнализация, разнообразное освещение, видеорегистратор и многое другое.

    Причин несанкционированной утечки тока может быть несколько:

    1. Износ проводки электрооборудования.

    При длительной эксплуатации автомобиля главная причина возникновения утечки тока — воздействие неблагоприятных условий как климатических, так и дорожных — это приводит к растрескиванию и перетиранию изоляции проводов, к окислению гнёзд подключения приборов и контактов клеммных колодок.

    1. Установка дополнительного оборудования.

    Заводская проводка автомобиля обычно достаточно защищена, и появление короткого замыкания в ней возможно только после существенных механических повреждений. А вот проводку дополнительного оборудования приходится укладывать в место, которое при беглом осмотре кажется вполне подходящим, но на самом деле — проблемным. Именно в такой проводке чаще всего и появляется короткое замыкание — наиболее частая причина появления утечек тока.

    Причиной утечки тока может стать неправильно установленное дополнительное оборудование

    1. Распространённая причина утечки.

    Провода могут быть проложены рядом с блоком двигателя и плавятся под воздействием тепла или просто повреждаются о края металлических креплений. Это может привести к разрушению изоляции проводов и вызвать короткое замыкание.

    Обнаружение утечки тока

    Для выявления утечки тока можно воспользоваться мультиметром. Он будет нужен нам в режиме амперметра, вольтметра и омметра. Для начала прибор необходимо переключить в режим амперметра, режим тока — постоянный, и установить диапазон замера до 10–20 А. Далее нужно при помощи ключа снять отрицательную клемму аккумулятора и замкнуть цепь, прижав один щуп амперметра к клемме, а второй — к отсоединённому проводу. Помните: нельзя подключать прибор, включённый в режиме амперметра, к обеим клеммам аккумулятора — будет короткое замыкание, и в вашем приборе сгорит предохранитель. Перед этим было бы неплохо перестраховаться: выключить зажигание, закрыть двери и открыть окна — центральный замок может сработать при отсоединении или присоединении аккумулятора. Ещё одна из норм безопасности — убедиться, что настройки сигнализации и аудиосистемы тоже удастся восстановить.

    Номинальные показатели утечки тока

    В любом авто есть минимальная утечка, однако в режиме ожидания она не так значительна: сигнализация в норме потребляет 20–25 мА, память аудиосистемы — 3 мА, контроллер системы впрыска — 5 мА, столько же потребляют приборная панель и блок центрального замка. Эти устройства постоянно работают: память ЭБУ, например, стирать не стоит, иначе он будет переобучаться, а сигнализация потребляет ток именно тогда, когда двигатель не работает. Небольшая (30–40 мА) утечка вполне может быть — это норма. Однако предельно допустимая в автомобиле утечка тока составляет 50–80 мА (в зависимости от количества и мощности установленного на авто дополнительного оборудования).

    Устранение утечки тока

    Для начала нужно осуществить поиск цепи, по которой происходит утечка. Для этого последовательно вынимайте предохранители из монтажного блока и наблюдайте за прибором. Как только вы найдёте проблемное место — величина утечки тока значительно снизится. Далее по электрической схеме автомобиля необходимо определить, какое оборудование подключено к этому предохранителю и проверить его работоспособность. Когда будет обнаружено неисправное оборудование, нужно отнести его в ремонт или купить новое.

    Если предохранители проверены, а утечка тока всё равно определяется тестером, то причина утечки — в незащищённой предохранителями области: стартёре, генераторе или системе зажигания. Необходимо провести проверку, отключая провода от указанных систем. Также необходимо учитывать то, что в авто могут присутствовать самостоятельно установленные устройства, которые часто бывают подключены к цепи замка зажигания без использования штатных предохранителей!

    Нужно проверить проводку: найдя подозрительную часть проводки, нужно искать замыкание, «прозванивая» провода на предмет их целости. Это выполняется всё тем же мультиметром, но установленным в режим омметра, так как нам необходимо наблюдать сопротивление изучаемого провода. Показания сопротивления будут ненамного больше нуля, а насколько — будет зависеть от сечения провода.

    Проверьте генератор: для этого необходимо установить мультиметр в режим вольтметра и подсоединить его параллельно приборам. Замер напряжения нужно производить при включённых габаритах, подфарниках и усиленной работе двигателя. В норме напряжение должно быть равно 13,5–14 В. При всех задействованных потребителях тока и достаточной частоте вращения генератора напряжение в норме будет составлять не меньше 12 вольт. Если во время проверки будет нарушен контакт, то измерения нужно проводить заново: может произойти значительный и внезапный скачок.

    Ещё одна причина — сигнализация. Для диагностики сигнализации нужно установить её в режим охраны и выполнить проверку через 5 минут. За это время сигнализация должна перейти в режим ожидания, и утечка прекратится. Если так произойдёт, значит, сигнализация в порядке, если нет, то дело в неисправности сигнализации. В таком случае лучше обратитесь к специалистам, сделать что-то самому будет очень сложно.

    Бывает, что случается утечка тока при использовании в автомобиле двух аккумуляторов: один из них может поглощать второй. Для проверки необходимо отсоединить один из аккумуляторов и, если утечка прекратится, значит, проблема во втором аккумуляторе.

    Ещё раз хотелось бы напомнить, что, если даже ток утечки ненамного, но превышает допустимые параметры — это ненормально. В таком случае аккумулятор будет терять объём своего заряда намного больше, чем сможет получить от генератора, особенно при незначительных поездках в черте города. Ещё ситуация становится более критичной в зимнее время! Если вы не очень уверены в своих способностях — периодически обращайтесь к специалистам с просьбой проведения профилактической диагностики системы электрооборудования. Незначительная сумма, которую вы потратите, с лихвой окупит возможные расходы при возникновении опасных ситуаций из-за неполадок в электросети автомобиля.

    Утечка тока в авто — причины и проверка

    Современный автомобиль насыщен большим количеством устройств, функционирование которых сопряжено с потреблением электроэнергии. При работающем двигателе проблем с этим не возникает, так как необходимый для потребителей ток вырабатывается генератором, ротор которого приводится в движение вращающимся валом двигателя. При его отключении функцию питания потребителей берет на себя аккумуляторная батарея, которая при надлежащем уходе и правильной эксплуатации может нормально функционировать до пяти-шести лет.

    Ток утечки и разряд аккумулятора на стоянке

    Аккумулятор с течением времени постепенно теряет свой заряд. Происходит это из-за

    • естественного саморазряда;
    • наличия токов утечки.

    Потери электрической энергии восполняются бортовым генератором при заведенном двигателе.

    С саморазрядом современного аккумулятора можно не считаться на протяжении нормативного срока эксплуатации, а утечка тока в автомобиле при исправной электросистеме достаточно мала. Даже в автомобилях с обилием электроники, постоянно остающейся под напряжением, они не увеличиваются слишком сильно. Например, бортовые электронные цифровые часы работает при токе 1-2 мА, память отключенной магнитолы потребляет 3 мА и т.д. Общий ток зависит от конкретной марки, но ориентируйтесь на то, что всего в общей сложности “набегает” максимум 30 мА.

    Если же спустя несколько часов после выключения двигателя при попытке его запуска стартер крутит слабо или даже не срабатывает вообще, то вероятными причинами разряда становятся:

    1. Халатность или невнимательность водителя, который забыл выключить аудиосистему, фары или даже просто габаритные огни.
    2. Разряд аккумулятора недопустимо высокими утечками тока.

    Превышение последними некоторого разумного предела, который установлен разработчиком автомобильного электрооборудования, означает, что аккумулятор находится под большой нагрузкой при выключенном двигателе и, соответственно, быстро теряет способность выполнять прямые функции.

    Диагностика

    Восстановление нормальной работоспособности электрооборудования начинается с точного установления причины возникновения неисправности. Наиболее качественно и точно проверка утечки тока выполняется с помощью электрического мультиметра (тестера), которым осуществляются соответствующие измерения.

    При подготовке к проверке отключите все потребители, выньте ключ зажигания из замка и держите при себе. Последнее необходимо, чтобы при случайно сработавшем центральном замке не терять доступ в салон. Для гарантии перехода устройств бортовой сети в спящий режим делают паузу в пару минут.

    Затем от аккумулятора отключают минусовую клемму. Мультиметр переводят в режим измерения постоянного тока, к нему подсоединяют провода и прибор включают в образовавшийся разрыв между клеммой провода и выводом батареи. Лучше выполнить это с помощью крокодилов. Мультиметр оставляют постоянно включенным в разрыв между проводом и выводом аккумулятора на время выполнения диагностики.

    В получившейся конфигурации показания прибора соответствуют току утечки.

    Нормой утечки тока автомобиля считается величина в пределах 10 – 30 мА. При превышении этого значения следует:

    • еще раз проверить нахождение в выключенном состоянии всех бортовых потребителей электроэнергии, которые функционируют при отключенном двигателе (например, лампочка освещения салона, багажника, перчаточного ящика-бардачка и иных неявных потребителей);
    • затем надо искать неисправности.

    Нахождение причины неисправности производят методом перебора последовательным отключением отдельных потребителей. Для этого воспользуйтесь тем, что основная масса бортовых цепей протекания тока защищается предохранителем или содержит в составе сменный элемент типа реле. Таким образом, для поиска утечки достаточно отключать предохранители и вынимать отдельные реле, постоянно контролируя показания мультиметра. Резкое уменьшение тока после отключения свидетельствует о

    • чрезмерном потреблении электрической мощности в разрываемой цепи;
    • необходимости выявления дефекта и последующего его устранения ремонтом или заменой вышедшего из строя компонента.

    Отдельно стоит обратить внимание на потребление тока после размыкания неисправной цепи отключением предохранителя или реле. Если мультиметр показывает более 50 мА, то выявлены не все неисправности и проверку продолжайте.

    Организация проверки

    Последовательность проверки отдельных цепей по описанной выше схеме не имеет значения. Лучше это делать последовательно, чтобы случайно не пропустить одну из них.

    Если таковое возможно, то проверку начинайте с тех цепей, в составе которых имеется механический переключать, риски отказа которого повышаются из-за характерных для автомобиля жестких условий эксплуатации. Любой механический контакт, например, концевик лампочки освещения багажника или перчаточного ящика, может “залипнуть”, и лампочка будет гореть при закрытой крышке.

    Кроме того, в число проверяемых первыми стоит включить нештатные и/или установленные самостоятельно цепи, которые изначально обладают меньшей надежностью.

    Особенности проверки сигнализации

    Сигнализация как потребитель электроэнергии отличается от большинства остальных тем, что в активном состоянии может находиться в различных режимах. При проверке это учитывают тем, что дважды контролируют подаваемый в нее ток:

    • первый раз сразу же после перевода в режим охраны;
    • второй раз при переходе в ждущий режим, который происходит автоматически через пять минут после включения.

    Первоначально ток заметно выше нескольких десятков мА, при переходе в ждущий режим он скачкообразно падает до полутора-двух десятков мА. При нарушении этих условий сигнализация неисправна.

    Иные причины утечки и разряда аккумулятора

    Часто на практике встречаются ситуации, когда определение причины утечки по представленной методике не выявляет неисправности в отдельных цепях электрооборудования, но аккумулятор продолжает быстро терять заряд при длительной стоянке. Например, машина нормально заводится при заряженном аккумуляторе, но через пару дней стартер перестает “тянуть”. При установке свежей батареи или после ее заряда все повторяется сначала.

    Причиной утечки становится неисправный генератор, который перестает подзаряжать аккумулятор. Для проверки этой гипотезы выключают зажигание, а мультиметр переводят в режим измерения постоянного напряжения в диапазоне 20 В. Затем подключают его к клеммам аккумулятора. При нормальном уровне заряда показания прибора составляют 12,5 – 13,0 В.

    После этого заводят двигатель и вновь контролируют напряжение, которое увеличивается до максимум 14,5 В. Затем включают такие потребители электроэнергии, как

    • дальний свет фар;
    • вентилятор печки на максимальную скорость;
    • обогреватель заднего стекла и т.д.

    Напряжение на клеммах аккумулятора изменится максимум на 0,1 – 0,2 В.

    Если не происходит хотя бы одно из указанных событий, то делают вывод о утечки тока через генератор.

    Заключение

    Проверка тока утечки аккумулятора не относится к технически сложным процедурам и выполняется в даже необорудованном месте автолюбителем с минимальным уровнем профессиональных знаний. При работе потребуется только понимание принципов построения электрооборудования автомобиля, мультиметр, а также аккуратность в сочетании с педантичностью. Для полной проверки исправности в отношении поддержания нормального уровня заряда аккумулятора целесообразно дополнить контроль токов утечки также общим контролем исправности генератора.

    Проверку утечки токов включают в перечень операций по общему контролю технического состояния автомобиля. При превышении нормы утечки поиск и устранение причины их увеличения свыше допустимого значения следует выполнить в обязательном порядке. Игнорирование этой неисправности может привести к недопустимо глубокому разряду аккумулятора, сокращению его ресурса и невозможности запуска двигателя.

    Видео: Поиск утечки тока в автомобиле

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector