Camgora.ru

Автомобильный журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эффективные способы откручивания сорванных болтов ГБЦ с слизанными гранями

Эффективные способы откручивания сорванных болтов ГБЦ с слизанными гранями

Открутить болты ГБЦ с сорванной головкой и со слизанными гранями на автомобилях ВАЗ (и не только на них) можно разными способами.

При замене прокладки ГБЦ с данной проблемой сталкиваются и владельцы ВАЗ 2107 или Нива Шевроле, где болты головок ГБЦ имеют наружные грани, и владельцы ВАЗ 2108/2109 где грани у аналогичных болтов внутренние.

Общей особенностью болтов ГБЦ с наружными и внутренними гранями является слабость металла, который легко слизывается даже при незначительных нагрузках. Также они могут лопнуть, что принесет не мало хлопот.

Ниже перечислены различные способы откручивания сорванного болта ГБЦ, которые могут помочь решить проблему в той или иной ситуации.

Способ 1 – усадка болта

Подходит для ВАЗ 2107 (других моделей из классики), а также машин, где головка ГБЦ крепиться болтами с внешними гранями. На моделях серии 2108 и выше, данный способ тоже приемлем, но там на определенном этапе работ придется прибегнуть к сверлению.

Наша цель – с помощью сильных ударов усадить болт. В результате вибраций и других сложных физических процессов он ослабиться.

Но прежде чем бить, попытайтесь на болт со слизанными гранями набить головку на 11 и попробовать таким образом его выкрутить.

Если не помогло, то берем два молотка. Первый, плоской стороной ставим на проблемный болт, а вторым молотком сильно бьем по первому.

Далее на расплющенную шляпку набивается головка и с помощью большого рычага болт выкручивается.

Если первая попытка не удалась, то вторая, третья обязательно будет результативной. Как правило, на это может уйти до 20 минут.

Желательно, чтобы все другие болты ГБЦ били затянуты, чтобы максимально прижать головку. Более подробно способ описан в видео.

Способ 2 – высверливание и выкручивание с помощью зубила

Подойдет для болтов ГБЦ с внешними гранями, которые сорваны.

  1. С помощью дрели и сверла на 10 мм просверлите по центру болта отверстие, глубина которого должна заходить за высоту граней шляпки.
  2. Поставьте зубило под прямым углом и сильными ударами пробейте кромку в болте глубиною 2-3 мм.
  3. Разместите зубило под углом 45 градусов к поверхности шляпки и сильными ударами против часовой стрелки начините выкручивать. Обычно приходится бить от 4 до 5 минут, чтобы процесс пошел.

Способ 3 – наваривание гайки или головки

Со сваркой конечно дружат не все, но можно попросить знакомого. Суть метода заключается в наваривании на проблемный болт гайки и дальнейшее его выкручивание.

Но, в большинстве случаев эту гайку тоже срывает, поэтому многие спецы рекомендуют наварить вместо нее головку, желательно уже сломанную, чтобы было не так жалко.

Плюсы данного способа:

  1. Головка находится выше и в нее можно вставить ключ с большим рычагом;
  2. Ее удобней обваривать, площадь обварки будет больше, а значит головка будет держаться крепче.

Идеальный вариант, это использование полуавтомата, для обычного инвертера берется электрод 2 мм.

После обварки подождите пока остынет металл. Затем вставляете в головку ключ с большим рычагом и начинайте выкручивать болт.

Способ 4 – использование перфоратора

Суть метода заключается в применении перфоратора и обычного сверла по бетону. Способ спорный, так как мелкий металл разлетается по всей поверхности двигателя попадает во все щели, что затрудняет его последующую очистку, но имеет право на жизнь.

Далее просверливается отверстие, в которое вставляется торекс на 25 и с помощью трубки-рычага болт выкручивается.

Способ 5 – сломался болт ГБЦ

Метод подходит для тех случаев, когда болт лопнул и часть его в виде шпильки осталась внутри блока цилиндров. Используем сварку, трубку, гайку.

  • нет необходимости разбирать двигатель;
  • экономит время.

Возьмите трубку с такими диаметрами:

  • Внешний – чуть меньше диаметра болта ГБЦ.
  • Внутренний – такой, чтобы в трубку свободно заходил электрод 2 – 3 мм.

Наварите на одну сторону трубки гайку на 17 – 19.

  1. Вставьте трубку в отверстие, так, чтобы она касалась обломанной шпильки.
  2. Вставьте в отверстие трубки электрод немного под углом, так чтобы его конец был расположен в мести соприкосновения края трубки со шпилькой.
  3. Приварите трубку к шпильке.
  4. Ключом выкрутите шпильку.

Другой способ если сломался болт ГБЦ.

Подходит для тех случаях, когда обломанная шпилька находится не глубоко, не более 5 см.

Для того, чтобы выкрутить шпильку из блока сначала используйте дрель и длинное сверло на 10 мм. Этим вы сможете выровнять и отцентровать ее поверхность. Далее с помощью сверла на 4 мм просверливаем в шпильке отверстие глубиною не менее 1 см.

Аккуратно вбиваем в шпильку ключ торекс на 25 и с помощью трубки-рычага откручиваем ее. Выкручивать нужно без рывков, постепенно увеличивая усилие на рычаг.

Способ 6 – высверливаем, используем шестигранник и рычаг

Подходит для моделей ВАЗ 2108, 2199 и других авто с болтами ГБЦ имеющих внутренние грани. Суть метода заключается в высверливании в болте отверстия и выкручивания его ключом. Отверстие сверлится для того, чтобы болт потерял жесткость.

Берем дрель мощностью не менее 750 Вт (чем больше, тем лучше) и сверло диаметром 10 мм. Глубина отверстия должна быть больше расстояния от верхней кромки болта до шайбы, то есть уходить ниже за последнею.

Далее осаживаем болт с помощью молотка и мощной проставки, которая вставляется в отверстие. Суть метода описана выше.

Далее в отверстие вбиваем четырех или шестигранник, или ключ торекс на 25.

С помощью трубки-рычага выкручиваем болт. Более подробно про данный способ рассказано в видео.

Способ 7 – специальные головки-экстракторы для слизанных граней

В продаже имеются специальные головки – экстракторы. Они как раз и предназначены для выкручивания сорванных болтов со слизанными гранями.

Но у таких головок есть своя особенность применения – их нельзя откручивать с помощью ударного инструмента, а только ключом с квадратом на 3/8 дюйма.

Алгоритм действий очень прост. Берется из набора головка-экстрактор подходящего размера и с помощью молотка насаживается на слизанную шапку болта, так, чтобы она на него налезла.

Далее берем ключ с квадратом на 3/8 дюйма, рычаг и выкручиваем болт.

Многие спрашивают, нужно ли менять прокладку если не удалось снять головку блока цилиндров из-за одного сорванного болта.

Большинство специалистов говорят, что да, нужно менять. Ведь если все болты были сорваны за исключением одного, то первый прижим прокладки был нарушен, и второй раз она может сесть неправильно и в дальнейшем протечь или прогореть. Поэтому если уже взялись за дело, то доводите его до конца. А как это сделать мы рассказали выше.

Как открутить болт с сорванными гранями: инструкция, советы и правила

Если вы столкнулись с данной проблемой и не знаете, как выкрутить сорванный болт, в обзоре мы расскажем ключевые правила решения задачи. Также определимся, какие методы будут наиболее эффективными и помогут открутить болт с сорванными гранями из детали.

Болт с сорванными гранями и почему ломаются крепежи?

Чтобы не допустить деформации или поломки граней болта, важно определить причины, из-за которых срываются грани крепежей. Рассмотрим классические ситуации, приводящие к поломкам:

  1. Перегрузка при растяжении приведет к растяжению болта. Простыми словами, происходит натяжение или растяжение застежки. В крепеже происходит истирание между наружной и внутренней резьбой или в случае, когда резьба болта совпадает с внутренней резьбой (отверстие). Чаще всего причиной растяжения считается работа без смазки деталей или при использовании неподходящего смазывающего средства.
  2. Механические повреждения болта. При этом вышедшие из строя болты не просто зажимают деталь, но еще и образовывают обломки, которые нужно будет собрать. Предшествует такой деформации неправильная затяжка болта – либо перетянули, либо зажали не слишком прочно.
  3. Коррозия болта. Многие из высокопрочных стальных сплавов подвержены коррозии под напряжением. Во избежание такой проблему рекомендовано смазывать детали защитными растворами. Также важно контролировать уровень влаги и воздействия ее на детали.
  4. Динамическая нагрузка на болты. Возникает при неправильной затяжке болта. Когда динамическая нагрузка превышает зажимную, это приводит к циклическому растягивающему напряжению и возможной деформации. Объясняется это тем, что болт постоянно движется в обратных направлениях, поэтому должен быть надлежаще затянут. Если вы плохо затянули крепеж, он не сможет обеспечить требуемую предварительную нагрузку для зажима. С другой стороны, если крепеж превышает допустимые пределы, он может выйти из строя из-за превышения максимального предела текучести.

Чтобы в результате не получить болты с сорванными гранями, специалисты советуют использовать подходящий крепеж, смазывать болты и затягивать их правильным ключом, регулируя силу зажима.

Болты с сорванными гранями: можно ли решить проблему

Болты с сорванными гранями — это результат неправильного зажима крепежа, нарушения правил крепления. Если болт не подлежит восстановлению, это вместе с резьбой нужно высверлить. Поврежденную резьбу иногда можно очистить с помощью нарезки резьбы или метчика. Если речь идет о серьезных повреждениях, придется выкрутить сорванный болт и заменить его.

Если вы беретесь за ремонт или замену резьбы, важно уделять внимание деталям. Нужно правильно подобрать сверло по размеру под отверстие. При сверлении удерживаем сверло параллельно отверстию. После того, как вам удалось выкрутить болт с сорванными гранями, удалите из отверстия весь мусор.

Как выкрутить сломавшийся болт: поиск эффективного решения

Перед удалением сломавшихся болтов с сорванными гранями всегда используйте специальные растворы или масляные составы. Проникающая жидкость ослабит соединение, после чего достать болт будет немного легче. Это обязательный шаг, особенно если болт сильно заржавел. Дайте жидкости время, чтобы она могла проявить свое действие. Также может сработать нагрев болта, после растопить воск. Тепло впитывает воск в резьбу, что упрощает процесс выкручивания болта.

  1. Используйте отвертку. Если болт крутится, но достать его не получается из-за повреждения резьбы или головки, вставьте небольшую отвертку или плоское лезвие между деталью и болтом. Прилагая усилия, выталкивайте болт, пытаясь его вывинтить. Можно попробовать зачистить отверстие. Этот вариант подходит для болтового соединения. Вставьте небольшое лезвие, отвертку под головку, поворачивая застежку.
  2. Откручивание болта ключом. Если головка болта сорвана, помогут специальные гаечные ключи. Если у вас нет специального инструмента, попробуйте головку или гаечный ключ немного меньшего размера.
  3. Плоскогубцы. Если невозможно выкрутить болт, тогда понадобятся плоскогубцы. С их помощью можно будет достать остатки изделия из отверстия. Важно выбрать инструмент с подходящим захватом, избегая острых концов.
  4. Нагрев. С помощью пропановой грелки можно нагреть болт. Для усиления эффекта нанесите масло на изделие. После этого достать бол будет проще, поскольку разогретый металл нарушает захват резьбы. После нагрева нужно охладить болт. Подойдет даже обычный лед.
  5. Вырезаем болт. Для этого понадобится шлифовальный станок или угловая шлифовальная машина, с помощью которой сделайте отверстие в центре головки. Затем воспользуйтесь отверткой с плоским лезвием. Ударная отвертка поможет выкрутить застрявший болт.
  6. Привариваем новую гайку. Если головка болта сорвана, есть вариант приварить новую гайку к старой головке.
  7. Дрель. Если не получается отрезать болт, понадобится дрель. Установите кернер в центр сорванного болта. Используйте сверло небольшого диаметра, постепенно увеличивая его. Когда вы дойдете до края резьбы, сможете достать болт.

Болты с сорванными гранями под шестигранник: как их открутить

Если нужно открутить болты с выступающей головкой под шестигранник, воспользуйтесь следующими советами:

  • в шляпке нужно сделать небольшую засечку под плоскую отвертку. Пробуйте открутить болт отверткой;
  • воспользуйтесь звездочкой TORX для выкручивания болта. Здесь важно правильно подобрать размер инструмента, чтобы он не был слишком большим. Вытаскиваем болт рывками. Контролируйте, чтобы не сорвать шлиц на звездочке;
  • дрель со сверлом или специальные экстракторы помогут в решении этой проблемы. По центру болта высверливают отверстие, в которое зайдет экстрактор подходящего размера. Затем с помощью пассатижей достаем аккуратно болт.

Как достать болты с сорванной головкой с помощью экстрактора?

Для использования экстрактора с целью вытаскивания болта из отверстия нужно просверлить пилотное отверстие в центре поврежденного крепежа, используя дрель и сверло соответствующего размера. Если головка поврежденного винта неровная или вовсе повреждена, начинайте с отверстия минимального диаметра. Затем просверлите отверстие большего размера сверлом по размеру съемника.

При работе с экстрактором и на подготовительных этапах важно придерживаться ряда правил:

  • диаметр пилотного отверстия под головку зависит от размера используемого экстрактора. Изучите рекомендации производителя в инструкции к экстрактору, чтобы не прогадать с размером изделия и достичь поставленной цели;
  • при сверлении болтов, которые чаще всего изготовлены из металла, важно придерживаться средней скорости сверления. Слишком быстрое сверление приведет к перегреву сверла. Затем вам придется затачивать сверло или искать новое;
  • не начинайте работу со сверл большого диаметра. Их диаметр нужно постепенно увеличивать. Существуют риски поломки самого сверла внутри отверстия.

При работе с экстрактором прикрепите насадку к рукоятке или зажмите ее плоскогубцами. Экстрактор устанавливается в отверстие поврежденного болта, которое должно располагаться в центре. С помощью молотка вбейте экстрактор в пилотное отверстие. Надавите на экстрактор, повернув его против часовой стрелки, чтобы удалить поврежденный болт.

Многие новички сталкиваются с проблемой, когда экстрактор соскальзывает. В этом случае лучше сильнее постучать по болту, чтобы он заходил на большую глубину. При повороте экстрактора против часовой стрелки попробуйте надавить на него сильнее. Если не срабатывают эти методы, сделайте отверстие чуть больше.

При выборе способа, как открутить болт с сорванными гранями, определите степень повреждения головки и обозначьте, какие инструменты есть у вас под рукой. Начните с простых методов, но если они не дают желаемого результат, переходите к более кардинальным. Чтобы достать болт из детали и не повредить ее, важно набраться терпения и взять во внимание лучшие советы специалистов. Несмотря на то, что процесс может быть долгим, у вас обязательно все получится!

Как открутить болт с сорванными гранями или у которого сорвана резьба

Повышенная влажность атмосферного воздуха и содержание в нем агрессивных веществ приводит к коррозии металла. Замена деталей на агрегате или машине, работающем на открытом воздухе, всегда сопровождается опасностью срыва граней на крепежном элементе и как следствие затянувшийся ремонт. Но существуют способы, как открутить болт с сорванными гранями с применением различного инструмента.

Причины срывания граней

Не всегда желание быстро произвести замену вышедших из строя деталей, закрепленных с помощью резьбового соединения, бывает выполнимым. Иногда, пытаясь вывернуть болт из корпуса агрегата, ключ начинает прокручиваться.

Виной тому срывание граней на головке метиза при воздействии повышенной нагрузки. А причиной тому могут быть следующие факторы:

  • прикипание, которое вызвано диффузией атомов при долгом соединении;
  • смещение соединяемых деталей относительно оси отверстий, что приводит к заклиниванию винта;
  • перетягивание во время монтажа (увеличенная нагрузка);
  • использование несоответствующего инструмента во время сборки (например, чтобы закрутить болт, размер шляпки которого равен 14 мм, используется ключ на 17, а для устранения зазора вставляется отвертка);
  • коррозия, изъевшая поверхность головки.

Подготовка к откручиванию

Перед тем как выкрутить болт с сорванными гранями, необходимо проделать ряд подготовительных мероприятий. С их помощью облегчается выкручивание.

  • Независимо от того, по какой причине были сорваны грани, предварительно необходимо обработать место соединения проникающей жидкостью. В качестве проникающей жидкости может выступать не только всем известная WD-40, но и керосин, тормозная жидкость и, как ни странно, нашатырный спирт. Все они обладают большой проникающей способностью. После нанесения для получения эффекта следует подождать от получаса до часа.
  • Разрушить межатомные связи металлических деталей можно ударами молотка по шляпке болта. Но чтобы не повредить саму резьбу, удары следует наносить несильные и аккуратно.
  • Если вблизи отсутствуют резиновые и пластиковые детали, метиз можно нагреть, используя газовую горелку. При этом пламя горелки выжигает грязь, окислы. Нагретый металл более податлив.
  • Если соединение собрано с использованием шайб из металла или пластика, то освободить шляпку крепежа можно, срезав болгаркой или расколов зубилом. Правда, такие работы можно произвести, только если вокруг достаточно места.

Газовый ключ

Одним из способов как выкрутить болт с сорванной головкой считается использование газового (трубного) ключа. Но для этого необходимо свободное пространство. Так как высота шляпки небольшая, то ключ накладывается вплотную к корпусу. Рычаг ключа довольно длинный и поэтому на корпусе не должно быть никаких отливов и выпуклых частей.

Универсальность этого инструмента заключается в том, что губки с насечками препятствуют проворачиванию, а усилие сдавливания создает эффект эксцентрика при смыкании рукояток. Таким ключом может быть выкручена и шпилька.

Если болтик имеет небольшой размер, то заменить газовый ключ можно плоскогубцами. В их губках имеется углубление с пазами, которые плотно обхватывают шляпку болтика.

В некоторых случаях можно использовать напильник или надфиль. Ими грани головки спиливаются под другой ключ меньшего размера.

Читать еще:  Заклинил поршень суппорта что делать

Если на головке сохранились несколько граней, то можно воспользоваться головкой. При откручивании с ее помощью необходимо прикладывать усилие не только на кручение, но и на придавливание головки к шляпке болта.

Насадки TORX

Вторые по частоте использования болты имеют цилиндрическую головку с внутренним шестигранником. Вариантов как отвернуть болт с сорванными гранями несколько. Можно воспользоваться ключами. Их наконечник выполнен как звездочка. Чтобы раскрутить такое соединение, нужно взять ключ большего размера, чем внутренний шестигранник.

Молотком вбить этот ключ в отверстие головки. Шлицы пробьют пазы. Биты TORX использовать не рекомендуется, потому что они имеют внутреннее отверстие, предназначенное для термической обработки. А при пробивке пазов бита может обломиться. Откручивать следует рывком во избежание среза пазов.

Если винт имеет небольшой диаметр, то в шляпке можно пропилить шлиц под отвертку. Для этого можно воспользоваться болгаркой или ножовкой по металлу. Глубина шлица не должна превышать 5 мм, а ширина должна соответствовать толщине отвертки. Для выкручивания следует взять мощную Г-образную отвертку.

Если трюк с отверткой не прошел, можно воспользоваться зубилом и молотком. Сначала острозаточенным зубилом на торце винта делается зазубрина. Затем зубило наклоняется бойком в противоположную откручиванию сторону. Молотком наносятся плавные удары до момента срыва винта.

Если болт не хочет выкручиваться, используют специальный инструмент — экстрактор. С одной стороны, у него центровочное сверло, а с другого торца конусная винтовая насадка с левым вращением. Сначала в головке сверлится отверстие. Затем экстрактор переворачивается. На электродрели или шуруповерте устанавливается левое вращение и можно выкручивать.

У кого нет экстракторов можно воспользоваться двумя сверлами. Вначале сверлом малого диаметра подготавливается отверстие. Второе сверло большего диаметра, но меньше диаметра резьбы, чтобы ее не повредить, имеет левую винтовую канавку. Этим сверлом происходит зацепление и выкручивание винта.

Сварочный аппарат

Вариант с использованием сварки перед тем, как открутить болт с сорванной головкой. Для этого необходимо взять гайку соответствующего размера. Если гайка не накручивается, то она должна быть большего размера.

При помощи сварочного аппарата приварить гайку к остаткам болта. Затем гаечным или накидным ключом выкрутить болт. Таким же образом легко выкрутить шпильки, не используя шпильковерт.

Прочие способы

Бывают случаи, когда срывается резьба. И вот как открутить болт с сорванной резьбой не используя подручные инструменты. Если получится снять закрепленный элемент, то болт будет иметь достаточную длину. Шляпку при этом необходимо срезать.

Для выкручивания следует воспользоваться трубным ключом. Им можно вращать даже круглый пруток. Во время кручения необходимо инструмент с метизом подтягивать на себя, чтобы произошло зацепление винтовых ниток.

Можно просверлить поперек болта сквозное отверстие. Вставить в него пруток соответствующего диаметра. И используя трубку делать вращательные движения против часовой стрелки.

Но как показывает практика, такие болты высверливаются, а остатки старого винта удаляются метчиком при прогонке резьбы. Чтобы производить работы с испорченными крепежными элементами, нужны хорошие неизношенные инструменты.

Originally posted 2018-04-06 09:01:33.

Как открутить прикипевшую гайку или болт: 5 способов из арсенала слесарей

Проблема прикипевшего крепежа знакома многим автолюбителям. Под действием влаги болты, гайки и винты ржавеют, и открутить их становится ой как непросто. Но каким бы «сложным» не был болт, автослесари-профессионалы знают, что делать, ведь они разбирают даже самые проблемные детали.

1. Постучать

Гаечным ключом обстукиваем прикипевший крепеж со всех сторон.

Любой крепеж, который покрыт ржавчиной, стоит вначале очистить металлической щеткой, а затем обстучать с разных направлений. Этот нехитрый способ часто позволяет сэкономить силы и время.

2. Рычаг подлиннее

Чтобы открутить гайку ступицы, нужно серьезно «нарастить» ключ. | Фото: drive2.ru.

Водители, которые когда-либо ремонтировали автомобиль своими руками, знают, что чем более крупный болт или гайку нужно открутить, тем большее усилие нужно приложить на инструмент. А если крепеж ржавый, то придется попотеть. Чтобы было проще, обычно удлиняют ручку ключа. Для этого используют трубу подходящего диаметра. Это позволяет увеличить крутящий момент, прикладывая меньше силы.

Теоретически, таким способом можно сорвать какую угодно «трудную» гайку или выкрутить болт, если бы не одно «но»: при большом усилии головку крепежа может попросту слизать. Лучше этого не допускать, так как ремонт усложнится в несколько раз.

3. Смазать резьбу

Прикипевший крепеж нужно смазать проникающей смазкой. | Фото: electro-shema.ru.

Ржавые болты и гайки, который годами плотно сидят на своем месте, очень часто «прирастают» резьбой к ответной детали. В этом случае пригодится средство, которое смажет резьбу. Первое, что приходит на ум – знаменитый WD-40. Также можно использовать керосин. Но стоит знать, что если «вэдэха» не поможет, то не поможет уже никакая «химия».

4. Нагреть

Схватившийся крепеж греют обычным газом из баллона. | Фото: youtube.com.

Если предыдущие способы не помогли, то пора приниматься за более эффективные мероприятия. Прежде всего, прикипевшие детали нужно нагреть, для этого используют газовую горелку. Если откручивают гайку, то греть нужно именно ее. А если болт – то факел пламени направляют на деталь, в которую он вкручен. При большом повышении температуры детали расширяются, из-за чего увеличивается зазор в резьбе.

Кроме того, при сборке автомобилей часто применяют фиксаторы резьбы. При нагреве они становятся текучими, «опускают» болт или гайку и тогда их легче отвинчивать.

5. Распилить

Порой без разрушения болта его просто невозможно выкрутить. | Фото: ngo.tech-obzor.com.

При ремонте машины нередко случается так, что использование неразрушающих методов не дает результат. В таком случае остается только одно: удалить проблемную гайку или болт. Способов здесь много разных: начиная от зубила и ножовки и заканчивая болгаркой и специальным инструментом-«гайкоколом». В любом случае, что бы ни делалось, часть крепежа будет безнадежно испорчена.

Як відкрутити болт, який прикіпів або заіржавілу гайку

З годами всі металеві кріплення окислюються, що викликає труднощі при розкручуванні. Далі ми познайомимо вас з методами, як відкрутити болти, які заіржавіли, в домашніх умовах, не деформувавши при цьому деталі.

Що таке гайка і болт?

Гайка відноситься до деталі для кріплення, яка може бути квадратної, круглої або багатокутної форми. Також елемент виготовляється за індивідуальним замовленням з різними насічками і виступами певної висоти. Щоб зафіксувати деталі за допомогою гайки, буде потрібно гайковий ключ. Виріб використовується тільки в поєднанні з іншими різьбовими елементами — болтами, гвинтами або шпильками.

Болт — кріпильний елемент, виконаний з металу. Деталь складається з стрижня циліндричної форми із зовнішнім різьбленням і капелюшки. Використовується для закріплення будь-яких виробів. Основне завдання болта — фіксація деталей в одній точці.

Ці деталі дуже часто застосовуються в промисловості, побутових цілях, електротехнічній сфері та інших областях.

Проблеми з заржавілими болтами, гайками або іншими різьбовими кріпленнями

Практично всі елементи, які використовуються в якості кріплень, виготовляються з металу, тому схильні до корозії. Нерідко гайки і болти застосовуються в автомобільних вузлах, які піддаються впливу вологи, що стає причиною утворення іржі. Крім цього, болти можуть і прикипіти. Це призводить до того, що виникають проблеми з викручуванням.

Для автомобільних механізмів проблеми створюють різні реагенти, якими посипають дороги в зимову пору року — сіль, пісок і хімічні склади. Такі речовини згубно впливають на метал і прискорюють утворення іржі.

Ще одна причина утворення корозії на кріпленнях автомобіля — втрата герметичності патрубків системи охолодження. Залита в бачок вода через розгерметизацію трубок потрапляє на місця з’єднань, що призводить до появи іржі, а потім до труднощів при відкручування елементів.

Крім автомобільної промисловості, гайки і болти застосовують при монтажі системи опалення чи водопостачання, наприклад, при влаштуванні домашнього водопроводу, установці унітазу або раковини. Якщо використовувати неякісні патрубки з різьбовими з’єднаннями, в результаті металеві елементи заіржавіють, що стане причиною складності при відкручування кріпильних деталей. Та ж ситуація виникає при тривалій експлуатації патрубків, з’єднаних за допомогою різьбових кріплень.

Причини, за якими не вдається відкрутити гайку (болт), яка прикіпіла

Дуже часто з’єднання з різьбленням не піддаються розкручуванню. Причинами цього можуть стати:

  • механічні пошкодження деталей внаслідок сильного здавлювання або удару;
  • закручування не по різьбі з надмірним зусиллям;
  • попадання в елементи з’єднання піску, солі та інших твердих частинок;
  • утворення іржі на поверхні болтів, патрубків і гайок через постійного контакту з водою;
  • прикипання різьбових з’єднань через вплив високих температур.

Проблема зі іржавими сполуками знайома практично кожному, особливо автовласникам. Справа в тому, що гайки і болти виготовляються, як правило, з вуглецевої сталі. При довгому контакті матеріалу з киснем і водою відбувається окислення і утворення іржі, після чого уражені деталі складно зрушити з місця, а іноді і зовсім неможливо.

Багато виробників випускають кріпильні елементи з нержавійки, але і це не гарантує відсутність проблем з розкручуванням. Крім води, в різьбове з’єднання можуть потрапити тверді чужорідні частинки (піщинки, сіль та інше), що призводить до заклинювання кріплень при розкручуванні.

Чого не можна робити?

Помилка багатьох новачків в тому, що вони намагаються викручувати старі кріплення за допомогою силових методів. Це тільки погіршує ситуацію і часто призводить до поломки елементів. Щоб цього не сталося, важливо підходити до вирішення проблеми без поспіху. Якщо зламати виріб, доведеться застосовувати більш глобальні методи, наприклад, висвердлювання кріплень в спеціалізованому сервісі. Крім того, що відкручування з зусиллям призводить до поломки гайок або болтів, це ще може стати причиною пошкодження прилеглих вузлів і додаткових фінансових вкладень.

Хімічні засоби для викручування болтів і гайок

До найбільш популярних і результативним засобів відносяться:

  • Силіконова змазка WD-40. Багатофункціональний склад для вирішення багатьох завдань. Друга назва — витіснювач води. Універсальна проникаюча змазка добре підходить для того, щоб розкрутити заіржавілий болт в крані і інших вузлах, що контактують з вологою. Детальніше про змащення «Рідкий ключ» читайте в статті.
  • Горючі суміші. Це може бути бензин, гас, солярка або, наприклад, скипидар. Засоби допомагають не у всіх випадках, але відмовлятися від їх застосування не варто.
  • Розчини на основі кислоти. Якщо окислення незначне, можна спробувати відкрутити стару різьбу за допомогою розчину лимонної кислоти, оцту, а також 5% соляною кислотою, в складі якої є інгібітор корозії — уротропін.
  • Coca-Cola. Серед складових напою є ортофосфорна кислота. Саме вона добре справляється з іржею і окисними процесами.

Після того, як ви визначитеся із засобом, нанесіть його на уражену ділянку не менш, ніж на 15 хвилин. Цього часу вистачить, щоб компоненти проникли в різьбове з’єднання і почали свою дію. Після закінчення зазначеного часу візьміть будь-який важкий предмет і потихеньку обстукаєте кріплення з усіх боків. Після цього акуратно розхитати іржаву гайку і спробуйте її розкрутити.

Якщо з першого разу не вийшло, повторіть процедуру кілька разів. Для посилення ефекту складу можна обробити їм ганчір’я і обмотати пошкоджені кріплення на 10 хвилин. Якщо і це не допомогло, ознайомтеся з методами, представленими нижче.

5 робочих способів відкрутити болти і гайки, які заіржавіли

Нагрівання елементів

В цьому випадку слід прогріти гайку, а потім приступати до її розкручуванню. Нагріти елемент можна за допомогою звичайної воскової свічки, запальнички, паяльника або газового пальника. Під час прогріву іржа починає деформуватися, що призводить до зниження її стримує сили.

Пам’ятайте, що використовувати цей спосіб при близькому розташуванні виробів з дерева або деталей, покритих лакофарбовими матеріалами, заборонено. Нагрівання призводить не тільки до їх псування, але і займання. Також заборонено проводити процедуру під час працюючого двигуна і вихлопного колектора.

Чашечка з воску

Складна і клопітка процедура, але такий метод часто виручає при великій іржі. Щоб розкрутити елементи, зробіть з воску або звичайного пластиліну невелику чашечку і одягніть на гайку. Після цього візьміть розчин 5% сірчаної кислоти і залийте її в чашечку, поступово додаючи цинк. Такий склад забезпечує гальванічний ефект, дозволяє розчиняти іржу і безперешкодно викручувати деталі. Працюйте з кислотою гранично акуратно. Щоб не пошкодити шкіру рук, обов’язково надіньте гумові рукавички.

Обстукування

Проводиться обережно з невеликим посиленням. Щоб відкрутити прикипіла гвинт, акуратно постукуйте по його периметру будь-яким важким предметом або молотком. Це призводить до деформації іржі і її розсипання. Проводьте процедуру вкрай обережно, щоб не пошкодити грані кріплення, тому що розкрутити деформований шуруп або інший кріпильний елемент буде ще складніше. Намагайтеся працювати поетапно — відстукати, потім пробуйте відкрутити, після цього знову слід відстукивати-розкрутка і так далі. Якщо сильно відстукати і почати різко викручувати елемент, можна його зламати.

Закручування гайки

Для початку закрутіть гайку з додатком максимального зусилля, а потім розхитайте з’єднання і приступайте до розкручування. Таким чином можна змістити шар іржі, яка перешкоджає розкручуванню. Слідкуйте, щоб під час закручування не було хрускоту. Він говорить про надмірному зусиллі, яке може привести до поломки елемента. Такий спосіб можна поєднувати з хімічними складами, наприклад, силіконовою змазкою. Вона наноситься після того, як ви закрутіть гайку і приступите до розкручування.

Руйнування

Такий спосіб застосовується в крайньому випадку, якщо перераховані вище маніпуляції не допомогли. Перед висвердлюванням притуліть свердло потрібного діаметру до центру болта і злегка вдарте по ньому молотком, щоб поглибити виріб. Починайте висвердлювання свердлом відповідного розміру, а потім міняйте його на виріб більшого діаметра.

Працюйте так, щоб дриль не відхилялася в сторони. Висвердлювати потрібно строго посередині. Не можна відразу використовувати свердло більшого розміру, тому що можна сильно деформувати кріпильний елемент, що призведе до його поломки.

Корисні поради

Часто багато хто відразу вдаються до крайніх заходів. Не поспішайте цього робити, так як можна скористатися і іншими варіантами. Вони поступаються за ефективністю попереднім, але можуть допомогти саме у вашому випадку.

  • Відкрутити заіржавілий кріплення можна за допомогою газового (розвідного) ключа
  • Якщо болт невеликого діаметра, притулите до нього зубило під кутом і вдарте кілька разів молотком в сторону розкручування.
  • Зробіть на голівці болта маленький пропил болгаркою, а потім спробуйте викрутити елемент за допомогою викрутки.
  • Для розкручування використовуйте інструмент з довгою ручкою або спеціальною насадкою.
  • Щоб не зірвати головку, виконуйте розкручування гайковертом. Якщо елемент все-таки пошкодився, можна використовувати шпильковерт.
  • Розкручуйте деталь обережно з поступовим наростанням зусилля. Під час процедури можна розхитувати болт, але тільки так, щоб не зірвати різьбу.
  • Краще використовувати ріжкові ключі, так як вони щільніше інших охоплюють капелюшок болта.

Також можна використовувати спеціальний термоключ ASTROhim. Його наносять на заіржавілу деталь на кілька секунд, після чого приступають до розкручування.

Не забуваємо про профілактику

Способи видалення заржавілих деталей є, але, як не крути, потрібно докладати зусилля і витрачати час. Щоб цього уникнути, краще дотримуватися профілактичних заходів.

  • Гайки, які утримують глушник в авто або колеса, обробляються антикорозійними засобами, а потім солідолом.
  • Скупчилися на деталях пил, пісок та інші забруднення прискорюють процес окислення і збільшують ризик утворення іржі, тому слід частіше мити не тільки окремі вузли, але і весь авто.
  • Використовуйте тільки якісні кріплення з високим класом міцності. Економія на болтах і гайках може привести до їх передчасної поломки і пошкодження прилеглих вузлів.
  • Якщо є можливість, зберігайте транспортний засіб в гаражі. Часті опади згубно впливають не тільки на кузов, але і на кріплення.
  • Слідкуйте за сантехнікою. Якщо кран на кухні або у ванній кімнаті потік, краще завчасно усунути неполадки. Для цього доведеться знімати змішувач і міняти прокладки. Таким чином ви врятуєте не тільки виріб від передчасної поломки, але і кріпильні елементи від утворення іржі.
  • Застосовуйте надійні інструменти. Вони коштують недешево, але в процесі експлуатації показують себе тільки з позитивного боку.

Якщо мова про патрубках з нарізним сполученням, регулярно перевіряйте, щоб на них не було патьоків. При необхідності проводите своєчасну заміну прокладок і інших деталей, що забезпечують герметичність з’єднань.

Читать еще:  Какое масло заливают в коробку передач

Що краще — розкрутити або зрізати головку болта?

Якщо заіржавів або прикипів болт, щоб не витрачати час, багато хто намагається зрізати його болгаркою, проте не слід цього робити. Після зрізання головки кріплення не завжди виходить видалити легко і просто, тому іноді доводиться витягати його з зусиллям. Крім того, найменша помилка при роботі з болгаркою може привести до псування сусідніх вузлів, і відповідно — до великих витрат. Тому спочатку спробуйте всі можливі варіанти, а при відсутності потрібного ефекту вже застосовуйте крайні заходи.

Как открутить пластиковую гайку которая не откручивается

Вопрос откручивания заржавевших или прикипевших болтов и гаек нередко становится перед автовладельцами и автослесарями. В худшем случае проблема может обернуться разрушением крепёжного элемента. Как открутить болт, если он не выкручивается? Почему ломаются заржавевшие болты и как правильно откручивать заржавевшие крепёжные элементы транспортного средства? Эти и многие другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.

Главное запастись правильными инструментами, прежде чем начинать откручивание. Иначе существует риск разрушения крепёжного элемента, а это куда более серьёзные хлопоты. Удалить поломанный болт из корпуса автомобиля непросто.

Другая распространённая ошибка – уверенность, что всё пройдёт легко и просто. Приступая к откручиванию, нужно подготовиться к возможным проблемам. Даже если болт вначале легко окручивается, в дальнейшем он может треснуть или сломаться в любой момент. Поэтому всегда нужно быть аккуратным и стараться не спешить.

Подготовительные мероприяти

Любую проблему лучше предотвращать, чем решать. Поэтому, если вы приложили достаточное усилие, а крепёж не тронулся с места, не нужно продолжать до тех пор, пока вы не повредите его окончательно. Лучше сделайте следующее:

  1. Сначала нужно снять слой ржавчины и других загрязнений. Если резьбовая часть выступает над скрепляемыми деталями, очистите её металлической щёткой.
  2. Возьмите молоток и обстучите головку. Удары должны быть довольно сильными. Ничего страшного, если вы сделаете небольшие вмятины на металле, но при этом нельзя допускать искривления самого крепежа. Эта процедура способствует нарушению целостности окислов, поэтому положительный эффект будет только на начальном этапе, когда головка прижата к детали. После того как вы сорвали болт с места, стучать по нему не рекомендуется, так как велика вероятность того, что вы повредите резьбу, чем усложните положение ещё больше.
  3. Очень хорошие результаты даёт нагрев места крепления. Всё, что нужно — это нагреть крепёж и подождать, когда он остынет. При этом часть веществ выгорает, ржавчина разрушается, и болт выкручивается с меньшим усилием. Нагрев должен быть сильным. Осуществить его можно паяльной лампой, газовой горелкой или ацетиленовым резаком. Во всех случаях используется открытое пламя, поэтому вначале убедитесь в том, что вы не повредите окружающие элементы. Не забывайте о соблюдении правил техники безопасности!
  4. Смажьте метиз любой легкотекучей жидкостью. Это может быть специальный состав типа WD 40, керосин или тормозная жидкость. Их особенность в том, что они проникают во все поры и щели, смазывают резьбу, а некоторые разрушают ржавчину. Для положительного эффекта должно пройти некоторое время. Обычно рекомендуют подождать около часа и приступать к работе. В сложных случаях нужно будет подождать 10−12 часов.

Вышеперечисленные действия не будут лишними и в случае когда вы решаете, как выкрутить болт с сорванными гранями.

Смазки и химия для травления

Процессы, приводящие к заклиниваю резьбы из-за ржавчины, происходят в микроскопическом масштабе. Ближайшая их аналогия на макроуровне — когда крупа застревает в воронке: расклиниваясь друг о друга, частички ржавчины и солей плотно забивают стеснённое пространство. Ситуация усугубляется тем, что, окисляясь на воздухе, ржавчина увеличивается в размерах и как бы распирает резьбу изнутри.

Простейший способ избавиться от такого эффекта — превратить кристаллические частицы в вязкую кашу. Растворителем может послужить широкий спектр жидкостей — от воды до керосина и машинного масла. Чем более текучей будет смазка, тем эффективнее её работа в ослаблении заржавевшей резьбы. В высокой текучести и заключается преимущество универсальных смазок типа WD-40.

Отметим, что химический состав ржавчины может отличаться от случая к случаю, и попытки смазать резьбовое соединение не всегда приводят к успеху. Альтернативой может быть попытка растворить отложение солей внутри резьбы с помощью воды, либо слабо концентрированных растворов кислот или щелочей. Единственный недостаток такого метода — для осуществления реакции необходимо время, зачастую довольно продолжительное. Однако если оставить резьбу, смоченной кока-колой, средством для чистки раковин с соляной кислотой или даже обычной водой, на несколько часов, то скрутить заржавевшую гайку будет не в пример легче.

Способы выкручивания болта

Ниже приведены самые эффективные способы выкручивания поврежденных болтов и винтов.

С испорченными гранями

Определяясь с тем, как открутить болт с сорванными гранями, нужно учитывать, есть ли к нему доступ, месторасположение, а также какой инструмент вы можете использовать. Исходя из этих факторов, можно применить один из способов:

  1. Использование зубила. Метод подойдёт для больших болтов, к которым есть свободный доступ. Всё, что нужно — это молоток и зубило. Зубило прикладывают по касательной к головке и наносят по нему резкие удары. Способ простой, но он нечасто позволяет добиться желаемого результата. Применять его следует только тогда, когда под рукой нет другого инструмента.
  2. Если есть свободный доступ к месту расположения крепежа, можно использовать универсальный переставной ключ. Этот инструмент позволяет надёжно зажать даже круглую головку. Если использовать небольшие переставные ключи типа «кобра», у которых на рабочих поверхностях есть острые насечки, то можно открутить самые маленькие болтики. Такой инструмент может выручить во многих случаях, но он должен быть новым. У изношенного инструмента насечки уже не могут обеспечить надёжное сцепление с металлом, и ключ будет проскальзывать.


Если грани повреждены не сильно, то могут выручить головки для накидного ключа. Для этих целей профиль накидного ключа должен быть с 12 гранями (внутри головки звёздочка, а не шестигранник). Откручивание производят следующим образом. Выбирают головку на один размер меньше, чем размер болта, и с помощью молотка напрессовывают её на сорванные грани, затем откручивают обычным способом.

  • Этот способ заключается в использовании ножовки по металлу, с помощью которой на головке болта делают пропил под плоскую отвёртку. Глубина пропила не должна быть больше 75% высоты головки болта, при большей глубине одна из половинок может обломиться.
  • Если в вашем распоряжении есть напильник или болгарка, то можно восстановить грани под ключ меньшего размера. Если есть рожковый ключ, выпиливать шестигранник необязательно, достаточно сделать две параллельные грани.
  • Если в месте расположения крепления можно пользоваться сваркой, то это значительно облегчит задачу. В этом случае можно на головку надеть гайку подходящего диаметра и сварить их вместе, а дальше использовать обычные ключи.
  • В сложных случаях для того чтобы добиться желаемого результата, нужно комбинировать несколько способов. Поэтому сначала оцените обстановку, решите, как можно открутить болт, и только после этого приступайте к работе.

    С сорванной головкой

    Очень часто, разбирая старые резьбовые соединения, можно не только повредить грани болта, но и сорвать головку. Тогда встаёт вопрос: как открутить сорванный болт. Если вы разъединили детали, и сорванный болт выступает из тела детали, то вы можете использовать все вышеперечисленные способы.

    Читать также: Овощи которые выкапывают лопатой из земли

    А как выкрутить болт с сорванной головкой, если тело болта не выступает из детали? Есть несколько вариантов решения этой задачи.

    1. Лучше всего применять специальный инструмент — экстрактор. Экстрактор изготавливается из металлического прута цилиндрической формы, на одном конце которого расположена конусная резьба противоположной нарезки, а на другом — хвостовик квадратного сечения. Для того чтобы его можно было использовать, в центре болта нужно просверлить отверстие. Диаметр отверстия — на 2−3 мм меньше диаметра резьбы. После этого нужно взять подходящий по размеру экстрактор и лёгким ударом забить его в отверстие. Вращая экстрактор за хвостовик, выкрутить остатки болта.
    2. Если есть метчик с левой резьбой, вы с успехом можете применить его в качестве экстрактора. Разница лишь в том, что диаметр отверстия должен быть таким, как для нарезания резьбы. Точное значение можно найти в соответствующих таблицах.
    3. Если выкрутить обломок всё же не вышло, можно попробовать удалить его таким способом. В болте сверлите отверстие максимально возможного диаметра, стараясь не повредить резьбовое соединение. Затем берёте соответствующий метчик и нарезаете в отверстии резьбу. Во время этого процесса прочищается резьба и удаляются остатки болта.

    Точно просверлить отверстие достаточно сложно. И если вы повредили резьбовое соединение, то исправить положение можно только рассверливанием отверстия и нарезкой резьбы большего диаметра.

    Срезанная шпилька ничем не отличается от болта с сорванной головкой, а потому и методы её выкручивания такие же.

    Повреждение резьбы

    Бывают случаи когда повреждена резьба крепежа. В этом случае метиз свободно прокручивается, но извлечь его из резьбового соединения не получается. Для решения этой проблемы необходимо приподнять болт. Сделать это можно при помощи отвёртки или другого похожего инструмента, который просовывается под головку и с усилием приподнимает её. Когда болт упрётся, его начинают вращать в направлении выкручивания. Так поступают до тех пор, пока метиз не будет извлечён полностью. Если отверстие резьбового соединения сквозное, то можно толкать с обратной стороны, используя любой подходящий для этого инструмент.


    Если у вас возникнет подобная проблема с гайкой, то действуйте аналогичным образом. Метизы с повреждённой резьбой подлежат замене, поэтому, если есть доступ, гайку можно срезать болгаркой или сбить зубилом.

    Под звёздочку и шестигранник

    В последнее время всё чаще используется крепёж с головками под звёздочку, шестигранник и более экзотические формы. Если грани на таком крепеже повреждены, а вам нужно его открутить, то вы можете действовать по аналогии с обычными болтами с той лишь разницей, что для откручивания нужно использовать инструмент с соответствующей формой граней.

    Какие гаечные ключи использовать

    Срыв заржавевшей резьбы требует существенного усилия. К сожалению, обычные рожковые ключи для этих целей малопригодны. Они не только недостаточно эффективны, так можно попросту испортить хороший инструмент. Даже рожки из Cr-V способны разогнуться и навсегда потерять исходный размер.

    В старых мастерских рожковые ключи усиливали, наваривая на них отрезки арматуры и используя специально для срыва ржавых резьбовых соединений. Сегодня необходимости в подобных доработках нет: повсеместно распространены торцевые головки и накидные ключи, которые подходят для срыва наилучшим образом.

    Есть, однако, небольшое предостережение: ключи и головки, имеющие по 12 или 18 граней для срыва, подходят не лучшим образом, велика вероятность проскальзывания. Лучше использовать для срыва шестигранные инструменты. Ещё лучше, если головки имеют так называемые поворотные или винтовые грани. Они так и называются — головки для сорванных граней. При откручивании они сами обеспечивают требуемое усилие прижима.

    Если подходящие торцевые головки найти достаточно просто, то накидные ключи с шестью гранями встречаются исключительно редко. Тем не менее, они незаменимы для срыва гаек с большим вылетом резьбы, где единственной альтернативной накидному кольцевому ключу может послужить лишь удлинённая головка, да и то не всегда. Накидные ключи с двенадцатью гранями на сильно закипевших гайках с высокой вероятностью придут в негодность.

    В некоторых ситуациях и торцевые, и накидные ключи бесполезны. Гайки и болты с полностью слизанными гранями можно открутить только с использованием трубных разводных ключей или самозажимных струбцин. Совет из автосервиса: использовать для зажима гайки небольшие слесарные тиски (или тиски часовщика) с разводным ключом в качестве рычага.

    Извлечение винта

    Немало хлопот доставляют винты с сорванными гранями. Открутить такие винты непросто, но есть несколько способов, позволяющих решить эту задачу. Для того чтобы их легче было отвернуть, нужно сделать те же подготовительные мероприятия, что и для болтов.

    В самом просто случае, когда винт выступает над поверхностью, можно попробовать ухватиться за него плоскогубцами, кусачками или другим подобным инструментом и таким способом выкрутить его. Но чаще всего ухватиться не за что. Тогда можно попробовать следующие методы:

    1. Иногда выручает использование тонкой резины, например, от воздушного шарика. Кусочек такой резины кладут сверху винта и откручивают, прижимая отвёртку через неё. Это позволяет усилить трение и избежать проскальзывания отвёртки.
    2. Винт с фигурной головкой можно переделать под плоскую отвёртку, пропилив паз ножовкой.
    3. Для того чтобы решить проблему проскальзывания отвёртки, можно применить клей на основе цианоакрила, такой клей быстро сохнет и качественно скрепляет металлические поверхности. Процедура несложная: винт и отвёртку обезжиривают, на головку винта наносят клей и прижимают к ней отвёртку, соблюдая соосность. Для ускорения схватывания клея его можно посыпать содой. Дождитесь полного затвердения клея и пробуйте откручивать винт.

    Читать также: Ремонт токарных станков в туле

    Для того чтобы в дальнейшем избежать подобных проблем, перед сборкой обновите все резьбовые соединения лерками или метчиками. Замените весь крепёж с повреждениями. Обязательно смазывайте резьбу и крепёж в целом. Лучше всего для этих целей использовать графитовую смазку.

    Многие автолюбители хоть раз в жизни сталкивались с проблемой откручивания ржавых гаек.

    Если не можете открутить гайку, не отчаивайтесь, я расскажу о том как это победить

    Как выкрутить саморез или шуруп с повреждённой шляпкой

    Обычно с выкручиванием самореза или шурупа проблем не возникает — отвертка, шуруповёрт или дрель, вращение против часовой стрелки — и вот уже металлический крепёж у вас в руке. Однако, если шляпка, головка шурупа или самореза сорвана, резьба повреждена, задача становится сложной.

    • Вариант первый
    • Вариант четвёртый
    • Вариант седьмой

    Мы уже писали о том, как можно вытащить гвоздь, у которого отломалась шляпка. Выкрутить шуруп или саморез с такой же проблемой или сорванными гранями на головке ещё сложнее.

    Вариант первый

    Если часть шурупа или самореза выступает над поверхностью, можно попробовать ухватиться за этот кончик плоскогубцами. Специалисты советуют использовать тонкие плоскогубцы, известные как утконосы. Затем путём вращения против часовой стрелки вытащить крепёж.

    Однако, если шуруп или саморез вкручены глубоко, ухватиться просто не за что. В таком случае придётся затронуть поверхность, в которую ввинчен крепёж. Да, она будет повреждена и это придётся потом исправлять. Но иногда другого выхода просто нет.

    Если саморез или шурпу ввинчены в дерево, подобраться к ним можно с помощью стамески. В случае с бетонной поверхностью можно неглубоко обсверлить поверхность рядом или сделать надпилы болгаркой, чтобы получить возможность ухватить крепёж плоскогубцами, пассатижами.

    Если использовался саморез по металлу — тут остаётся только делать дополнительные отверстия рядом, чтобы подобраться к нему утконосами.

    Допустим, что шляпка на саморезе или шурупе осталась, но шлиц сорван, как говорят многие мастера — «слизан», завальцован. Отвёртка или дрель просто срываются с такого крепежа. Самый простой способ справиться с данной проблемой — использовать кусочек резины или любого прорезиненного материала. Подойдёт, например, медицинский жгут или велосипедная камера. Вырезаем из материала небольшой прямоугольный или квадратный кусочек и накладываем на головку крепежа с сорванной резьбой. Затем упираемся отвёрткой и начинаем аккуратно откручивать. Резина создаёт дополнительное сцепление, металлическая отвёртка уже не срывается со скользкой металлической головки и делает своё дело. Если резина в процессе работы была повреждена, порвалась, просто возьмите новый кусочек и продолжайте выкручивание.

    Вариант четвёртый

    На сорванной или повреждённой головке шурупа можно нарезать новые грани. Вернее, углубить ранее существовавшие, но стёршиеся. Самый простой вариант — сделать один надрез под плоскую отвёртку. Для этого используют болгарку, пилу по металлу, дремель. Однако в случае с саморезом из калёного металла такой вариант проблематичен. Кроме того, часть крепежа должна выступать над поверхностью, чтобы можно было сделать насечку.

    Накапать на повреждённую головку самореза или шурупа клей типа «Момент». Подождать пока немного застынет, приложить к этому месту отвёртку и прижать секунд на пять. Клей схватится, и отвёртка уже не будет соскальзывать, можно потихоньку начинать откручивать.

    Использовать экстрактор. Это специальный инструмент для выкручивания непослушных болтов, но для саморезов и шурупов тоже подойдёт. Секрет экстрактора в том, что во время вращения против часовой стрелки он всё сильнее захватывает крепёж, не давая ему вырваться. Но перед использование экстрактора в шурупе следует высверлить отверстие по вертикальной оси, куда затем и будет вставляться инструмент. В случае с обычным шурупом это возможно, просто нужно выбрать тонкое сверло. А вот высверлить саморез из закалённой стали очень сложно, сверло будет просто уходить в сторону.

    Читать еще:  Какое масло лить в кпп гранта

    Вариант седьмой

    Использовать сварку. То есть приварить к обломку самореза или шурупа гайку, какой-либо стержень или рычаг, которые позволят вытащить крепёж без труда. Некоторые используют метод холодной сварки, другие считают его ненадёжным и сваривают металл.

    В том случае, если саморез или шуруп находятся в деревянной поверхности, их можно нагреть, всё тем же паяльником. Металл расширится, затем снова сузится, древесина вокруг будет немного обожжена и крепёж вытащится намного легче.

    Как закрутить гайку на сорванную резьбу

    Рано или поздно любой хозяин сталкивается с ситуацией, когда гайка, болт или саморез не желают выкручиваться. На то есть несколько причин: металл низкого качества, нарушение технологии (перекаленные саморезы), ржавчина, время, слишком большие усилия, приложенные при затягивании соединения. Тем не менее, открутить болт с сорванными гранями, слизанную гайку, заржавевшее соединение можно. В этой статье поговорим о том, как это сделать.

    Выкручиваем сорванные болты и гайки

    «Слизанные» грани на шляпках болтов или гайках не такая уж редкость. Чрезмерные усилия, которые прилагаем при затягивании, а потом при откручивании, часто приводят к тому, что граница между гранями болта стирается. Если не откручивается болт — обычные ключи в таком случае бессильны — они просто прокручиваются, а крепеж остается на месте.

    Сорванные или слизанные грани на гайке или болте не дают ее открутить

    Чтобы открутить срывные болты и гайки есть несколько способов:

      При помощи газового разводного ключа. За счет ребристых губок, регулируемой степени «затягивания» и достаточно большого рычага, разводной ключ помогает в большинстве случаев. Этот инструмент нередкий, так что первое, что надо сделать, если вам надо открутить крепеж со слизанной резьбой — опробовать этот метод.

    Газовый (трубный) ключ — лучшее средство для откручивания гаек

    Как работать с экстрактором

    Если под болтом есть пластиковая или резиновая прокладка, ее удаляют и снова пробуют один из предложенных методов. Если открутить болт с сорванными гранями всеми этими способами не получается, остается одно: срезать/спилить шляпку и высверлить штырь.

    Заржавевшая гайка

    Еще одна проблема, которая знакома автолюбителям (и не только) — заржавевшая гайка и/или резьба. В этом случае не стоит прилагать героические усилия, чтобы открутить крепеж. У вас просто «слижутся» грани и к закипевшей резьбе добавится еще одна проблема. Если после пары попыток, не получается открутить, поочередно пробуем следующие методы:

    • Гаечным ключом простукиваем болт. Есть вероятность, что ржавчина треснет и гайку удастся открутить.
    • Залить соединение керосином и выждать. Он разъест ржавчину, после чего заржавевшую гайку будет открутить проще. Но при этой операции нельзя курить, включать сварку, находиться возле открытого огня.

    Не самое элегантное, но действенное решение

    Съемники для сорванных гаек

    Еще с ржавчиной можно бороться при помощи смазки. Попробуйте залить место соединения текучей универсальной смазкой (есть в баллончиках WD40). Выждав пару часов, пробуем работать ключом. Не сработало — пробуем поочередно другие способы.

    Саморезы с сорванными шлицами (звездочка)

    Если перекаленные саморезы пару раз выкручивали/закручивали, их грани теряют свою остроту, отвертка прокручивается, а сам винт остается на месте. Если он «сидит» в древесине, гипсе, ДСП или других подобных, не слишком жестких материалах, можно под отвертку положить тонкую резинку (например, для волос). За счет силы упругости добиваются более плотного прилегания к оставшимся граням, что помогает сдвинуть саморез с места. Остальные методы более «травматичны»:

      Нарезать канавки внутри «слизанной» воронки, используя плоскую отвертку, открутить. Этот способ достаточно опасен: если стенки «воронки» слишком тонкие, есть вероятность того, что головка винта просто раскрошится от усилий. Останется только винт, который никак не получится выкрутить.

    Вот такой саморез выкрутить уже сложно

    Выкручиваем саморез с сорванными гранями (крестовиной)

    Остатки болта или шпильки без шляпки можно выкрутить так: нарезать левую резьбу в оставшемся теле, капнуть клеем «момент», ввинтить левый метчик, оставить на час. На основную резьбу капнуть масла и тоже оставить на час. Когда клей схватится, выкрутить. Если в древесине застряли остатки винта самореза, проще заделать это отверстие и рядом установить другой крепеж.

    Как закрутить гайку на сорванную резьбу шпильки или болта?

    Лучше конечно заменить, но не всегда желание совпадает с возможностью. Бывает резьба на конце подпорчена- стукнута, стянута, а дальше нормальная.

    Есть несколько приёмов выхода из положения подручными средствами или «в полевых условиях».

    При наличии напильника сточить градусов под 45 заход на резьбу.

    Использовать прижимной рычаг, который прижимает гайку к резьбе с торца. Прижимаем и проворачиваем ключом. Главное чтоб гайка занимала ровное положение к шпильке, иначе может пойти не «по резьбе». Для рычага можно использовать большой ключ, пластину, черенок молотка. Закрепив выше шпильки верёвочкой, цепочкой, просто подсунув подо что-либо, и нажимая ниже. Иногда достаточно прижать торцом молотка, чтоб гайка «пошла».

    Если «не колхозить», а действительно всё сделать качественно, то нужно приобрести вот такой набор плашек с воротком,

    Сорванная резьба означает что её там нет (слизанные витки).

    Прогонять резьбу гайкой, вариант не из лучших, большая вероятность того что сорвёте резьбу и на гайке (внутреннюю), придётся покупать метчик, или использовать ввёртыши.

    Если пойти правильным путём, то зажимаем болт, или шпильку в тисках (проблемной резьбой вверх), резьбу чуть смазываем маслом и прогоняем её плашкой, затем гайку закручиваем, можно даже руками.

    Если делать не правильно, то на гайку нужно приложить определённую нагрузку, что бы она пошла.

    К примеру прижать кувалдой, болт (или шпильку) так же зажать в тиски.

    Далее работаем рожковым ключом, гайка под постоянным давлением, давим и закручиваем.

    Следим за ровностью ходом гайки, то есть перекосы, особенно на заходе, не допустимы.

    НЕ НАЛЕГАЙ!

    БУДЬТЕ ДЕЛИКАТНЕЕ С РЕЗЬБОЙ

    ТЕКСТ / СЕРГЕЙ СТАСОВ

    В вашей машине счет винтам, болтам, гайкам идет на тысячи. Надежность автомобиля, его долговечность, удобство, да и просто исправность во многом зависят от состояния крепежных элементов, в первую очередь — резьбовых.

    Ненужного крепежа не бывает. Спросите опытных, каждый наверняка вспомнит что-нибудь на эту тему. Скажем, как, снимая панель, винтик потерял. Подходящего не нашлось и решил: не беда, пока поезжу без него. Через какое-то время панель стала сильно дребезжать, а там и спидометр «сдох». Осмотрели — оказалось, рассыпался! Растрясло его. Тишина в салоне — не только комфорт. Любой «дребезг» — это вибрации, а с ними шутки плохи.

    Но такого рода «отказ» — сущий пустяк в сравнении с разрушением подвески, рулевого управления, потерей колеса на ходу, когда у водителя немного шансов на благополучный исход. Приглядевшись к старым автомобилям, можно «вычислить» хозяина-оптимиста: в креплении одного из колес не хватает болта или гайки. Причина обычная — резьба сорвана. Покупать новую ступицу, заменять — вроде бы дорого, других забот полон рот, машина нужна «на ходу».

    К счастью, бог дураков оберегает. Многим такое отношение сходит с рук. Но не всем. Колесо теперь закреплено на ступице слабее, да еще несимметрично. На поворотах, особенно у любителя скорости, оно словно дышит, дополнительно нагружая оставшиеся болты. Результат предсказуем: в точках крепления металл обминается, затяжка слабеет — и колесо начинает натурально болтаться, грозя обломать оставшийся крепеж.

    КАК СОРВАТЬ РЕЗЬБУ

    Известно немало способов. Часто механик прикладывает к ключу непомерное усилие. Что поделаешь, не принято у нас пользоваться «моментным» ключом (исключения редки). Конечно, физические возможности людей не одинаковы, но сорвать резьбу М8, а тем более М6 и ниже под силу каждому. Особенно резьбы с мелким шагом, каких много, например, на «Волге». Обычно резьбу портят не с первого раза, но после нескольких разборок узла она «кончается» закономерно: витки деформируются, все больше сдвигаясь, и, наконец, срезаются. Поэтому во многих случаях уже работавшие болты, винты, гайки лучше заменять новыми.

    Преждевременному износу резьбы и потере прочности способствует и ее затягивание «всухомятку», без смазки. Тем более, если смазку «заменяет» песок, пыль, грязь.

    Наконец, неопытный человек способен испортить детали, пытаясь завернуть болт, гайку, свечу, датчик и т.п. не по резьбе. Результат невнимательности особенно печален, если повредишь резьбу в ответственных, дорогих деталях — блоке цилиндров или его головке, ступице колеса и т.д. Не все поддается простому ремонту.

    И КАК ЕЕ УБЕРЕЧЬ

    Как ввертывать винт, свечу и т. п., чтобы избежать их захода не по резьбе? Прием до смешного прост, хотя многие о нем не знают.

    Допустим, вы вставили свечу в гнездо. Держа ее соосно с отверстием, плотно прижимайте и плавно вращайте против часовой стрелки. Когда начало резьбы («заход») на свече совпадет с началом ее в отверстии, услышите щелчок, свеча провалится на долю миллиметра. Теперь, по-прежнему рукой — завертывайте. Идет легко? Значит, по резьбе. Дальнейшее — дело техники. Ключом воспользуемся, когда он действительно будет нужен: при окончательной затяжке. Этот прием особенно полезен, когда имеешь дело с мелкой резьбой большого диаметра. Например, при регулировке «схода» на «Жигулях». Резьба рулевых тяг и муфт М16х1, к тому же здесь и левая, и правая.

    Если даже по резьбе винт или гайка завертываются туго, это почти наверняка дефект резьбы. Вероятно, ее, как говорят, уже «потянуло» — еще не сорвана, но финиш не за горами. В ряде случаев это легко проверить: гайка легко навинчивается на болт одной стороной, а перевернутая требует ключа, значит, резьба уже смята. Когда иного выхода нет, стоит лишний раз прогнать резьбу: в отверстии — метчиком, на винте — плашкой. Если металла сняли совсем немного, резьба еще послужит. Много — детали лучше заменить.

    Особое внимание винтовым домкратам. На винт и гайку возложена здесь, можно сказать, колоссальная ответственность — срыв машины с домкрата недопустим! Один из признаков чрезмерного износа резьбы в гайке (достается прежде всего ей) — явно возросшее усилие на рукоятке домкрата не только при подъеме машины, но даже при спуске. Из-за сильного износа и искажения профиля резьбы гайку клинит на винте (рис. 1) — пользоваться таким домкратом по меньшей мере неразумно.

    Серьезный вопрос — смазка. Если речь о соединениях, разбираемых крайне редко, ею можно пренебречь: за один раз резьба не износится. Но на машине, особенно снизу кузова, трудно найти болты или гайки, не подверженные коррозии: поленился смазать — через год не открутить, впору «болгаркой» резать. Смазанный крепеж не только меньше ржавеет, но и меньше изнашивается при сборке-разборке. Не принимайте всерьез горе-теоретиков, которые будут грозить «самоотвинчиванием» смазанных болтов (особенно колесных!). Если они затянуты, то при очень малых углах подъема винтовой линии (около 2°) в контакте стали со сталью происходит заклинивание (пленка лишней смазки выдавливается).

    Будь «теоретики» правы, ни один мотор не смог бы работать — столько у него внутри болтов, винтов, гаек, буквально купающихся в масле, да еще выдерживающих беспрестанные вибрации!

    Детали крепления колес работают в трудных условиях: удары, вибрация, переменные нагрузки, грязь, вода. К тому же их приходится многократно вывинчивать и завинчивать — при смене шин, проколах, балансировках и т. д. Несмазанная резьба изнашивается быстрее. Чем больше в ней трение, тем труднее уловить начало подлинного стягивания деталей. Если резьба сама по себе очень тугая, требует больших усилий на ключе, а соединяемые детали вроде бы состыковались, как определить, насколько надежно они стянуты? У девочки-автомобилистки, сменившей проколотое колесо, запаска болтается, молотобоец же способен сорвать остатки болтов. Поэтому повторим: если резьба исправна, то винт, болт, гайка, свеча, домкрат и т. п., пока не «уперлись» и не несут нагрузки, должны вращаться легко. В ремонтной литературе вы найдете рекомендуемые моменты затяжки резьбовых соединений, но помните, речь идет только об исправных.

    Есть педанты, готовые смазывать что угодно, не только резьбу. Но от ошибок и они не застрахованы. Одна из них крайне опасна по возможным последствиям. Запомните: нельзя завертывать винты в глухие резьбовые отверстия, не убрав из них жидкость — топливо, «Тосол», масло, а еще хуже — пластичную смазку. Все они практически несжимаемы, даже маловязкие почти не продавливаются через витки резьбы, не говоря уже о маслах и консистентных смазках — попытка «переупрямить» не желающий завертываться винт может обойтись дорого (рис. 2). Надев на ключ трубу, горе-механики, как минимум, резьбу срывали. А то и хуже. Пытаясь вкручивать болты, крепящие головку к блоку цилиндров, бывало, чугунный блок разрушали. Пойдут от отверстия трещины — что тогда?

    При сборке любого агрегата или узла с глухими резьбовыми отверстиями жидкость из них полностью удаляют — тряпочкой, шприцем и т. п. Когда мы говорим о смазанной резьбе, то подразумеваем тонкую пленку смазки на ней, но не больше.

    Наконец, работая с резьбовыми соединениями, не забывайте и о чистоте. Уронив винт или гайку в грязь, песок, сначала хорошенько промойте их — бензином, керосином, соляркой — и только после этого продолжайте сборку узла.

    Как просто открутить болт с сорванной резьбой?

    Наверняка, каждый, без исключения водитель сталкивался с необходимостью проведения слесарных работ. Откручивать можно что угодно, только вот иногда, старый и ржавый болт «прикипает» и полностью отказываются откручиваться.

    Основные причины из-за которых сложно сорвать болт

    Вообще, болт тяжело откручивается по нескольким причинам, среди которых:

    • нарушение технологии создания детали;
    • использование низкокачественных металлов;
    • воздействие коррозии;
    • налет грязи и пыли;
    • чрезмерные усилия при попытке открутить болт;

    Казалось бы, спасет только болгарка. Но иногда подлезть электрическим инструментом просто невозможно. И что же делать? Пробовать сорвать болт ключами? А никто не знает, сколько времени на это уйдет. Но сделать это вполне реально, важно только знать одну маленькую хитрость.

    Для начала, хочу напомнить о некоторых известных советах.

    1. Воспользуйтесь накидным ключом. Простой ключ может проворачиваться, а накидной – нет. В некоторых случаях это решит проблему.
    2. Смажьте резьбовые соединение WD-40. Смазка разъедает ржавчину, и деталь «идет» легче. Просто встряхните баллон, направьте на проблемное место и распылите.
    3. Подогрейте металл. Подогревают чем угодно, подойдет самая обычная газовая горелка.

    Как выкрутить слизанную гайку?

    Нам потребуется разводной ключ. У него обязательно должны быть ребристые губки, благодаря которым можно подбирать оптимальное натяжение. Обычно, ключ используют в самом начале, когда грани еще не стали совсем слизанными.

    А вот если грани стерлись, а болт стоит на месте, придется повозиться. Нам нужно сделать новые края, за которые можно ухватиться все тем же разводным ключом.

    Новые грани нарезают болгаркой или напильником. Но я бы не советовал пользоваться болгаркой новичкам. Во-первых, вы можете навредить себе, а во-вторых, важно аккуратно нарезать деталь, чтобы не повредить ее. Да, быстро, но и опасно. Толи дело грубый напильник. Выбрал подходящий и давай обтачивать металл. Медленно, зато безопасно, да и деталь не пострадает.

    Используем специальные насадки

    Специальные насадки получили название «головки-экстракторы». Чтобы зафиксировать болт, головку нужно не просто надеть, а забить. Деталь имеет закрученные пазы, которые надежно фиксируют болт. Остается только выкрутить и достать болт из головки.

    В крайнем случае, используем самый надежный инструмент – молоток и зубило. С помощью ударных манипуляций отбиваем головку болта и достаем оставшуюся часть. Все просто, но сначала постарайтесь открутить.

    Навариваем новую гайку

    В совсем плачевных случаях, целесообразнее наварить новую гайку. Во время сварочных работ, металл прогревается и его намного легче открутить. Новую гайку наваривают поверх старой. Так, чтобы можно было ухватиться ключом и открутить всю конструкцию. Только не все так просто. Метод хорош только для плоских поверхностей. А если шляпка скруглена, то придется еще срезать или обтачивать верхнюю часть. Только после этого можно приваривать и пытаться открутить болт.

    Остались вопросы или есть, что добавить по статье? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector