Camgora.ru

Автомобильный журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить генератор мультиметром

Как проверить генератор мультиметром

Неисправность генератора автомобиля относится к классу критических, при которых дальнейшая эксплуатация автотранспортных средств не допускается. Для выполнения проверки работоспособности генератора можно использовать мультиметр.

Признаки отказа генератора

Признаками нештатной работы генератора автомобиля могут являться:

  • отсутствие индикации «аккумулятор» на приборной панели во время включения зажигания;
  • свечение лампочки «аккумулятор» после запуска двигателя;
  • периодическое моргание сигнального индикатора «аккумулятор» в процессе движения;
  • запах горелой электропроводки в районе генератора;
  • отказ запуска двигателя после стоянки.

Отсутствие заряда АКБ при неисправном генераторе приводит к проблемам с запуском двигателя. Более опасной является неисправность, связанная с превышением тока и напряжения заряда автомобильного аккумулятора. Многие автолюбители используют запуск двигателя от аккумулятора-донора, после чего отключают клеммы аккумулятора для переключения на зарядку собственного АКБ. В этот момент питание электрооборудования автомобиля осуществляется от генератора.

Если генератор неисправен, напряжение в бортовой сети может быть более 17 вольт, что приводит к пробою защитных стабилитронов в блоке управления двигателем. В таком случае требуется дорогой ремонт блока управления двигателем.

Причины и возможные последствия неисправности

Неработоспособность генератора возможна по следующим причинам:

  • неисправность регулятора напряжения («таблетки», «шоколадки» на сленге автолюбителей);
  • износ (разрушение) щеток;
  • замыкание возбуждающей обмотки (ротора);
  • пробой диодов (расположенных в подкове);
  • износ подшипников и втулок.

Неисправность регулятора напряжения обычно приводит к отсутствию заряда АКБ. В этом случае на приборной панели светится значок-индикатор «аккумулятор». Двигатель продолжает работать до тех пор, пока аккумуляторная батарея не разрядится до напряжения приблизительно 8 — 9 Вольт.

В светлое время дня заряда АКБ может хватить на 30 -50 километров пути при условии, что аккумулятор в момент возникновения неисправности был хорошо заряжен.

При пробое выходных каскадов регулятора напряжения может возникнуть неисправность, связанная с увеличением выходного напряжения генератора до 17 – 20 Вольт. При этом происходит перезаряд аккумуляторной батареи. Следствием перезаряда является процесс закипания электролита. Если под капотом появляются следы коррозии в области АКБ, необходимо выполнить проверку генератора.

Пробой диодного моста может произойти при случайной переполюсовке АКБ (установке клемм в неправильной полярности). Обычно диоды пробиваются попарно в одном плече. Неисправный диод имеет сопротивление близкое к нулю. Обмотка статора генератора в таком случае работает в режиме короткого замыкания, сильно нагревается.

Через несколько минут работы двигателя обмотки перегреваются, под капотом автомобиля появляется запах горелой электропроводки. Во избежание воспламенения двигатель необходимо заглушить, проверить генератор.

Износ щеток приводит к постепенному отказу генератора. Сначала во время движения начинает помаргивать лампочка индикатора заряда на приборной панели, затем она начинает светиться постоянно. Во многих моделях генератора щетки меняются совместно с регулятором напряжения.

Замыкание обмоток генератора может привести к значительному изменению выходных параметров, перегреванию устройства.

Последовательность первоначальной проверки

Первоначальный контроль работоспособности можно произвести без демонтажа генератора. Для этого устанавливаюм переключатель мультиметра на режим «постоянное напряжение 20В». Далее подключить черный щуп к минусовой клемме АКБ, красный – к плюсовой. После этого необходимо запустить двигатель, дать выйти ему на режим стабильных холостых оборотов. Считаются нормальными показания мультиметра в пределах от 13,5 до 14,5 Вольт.

Если мультиметр показывает значение меньше 12,8 Вольт, процесс заряда, либо не идет вообще, либо ток заряда крайне мал. Генератор работает в нештатном режиме. При напряжении больше 14,8 Вольт идет перезаряд аккумуляторной батареи. Это может привести к закипанию электролита, увеличению концентрации кислоты, разрушению пластин АКБ.

Чтобы проконтролировать напряжение на выходе генератора, необходимо в разрыв цепи от клеммы 30 на генераторе (место контакта с толстым проводом, ведущим к положительной клемме аккумулятора либо стартеру) включить автомобильную лампу.


Далее подключить мультиметр в режиме «=20V» красным щупом к контакту 30 генератора, черным — к зачищенному контакту на двигателе или кузове. Завести двигатель. Показания на мультиметре не должны быть более 15,5 Вольт при любом нажатии на педаль акселератора. В противном случае дальнейшая эксплуатация генератора опасна для электрооборудования автомобиля.

При проверке следует оценить степень натяжения ремня генератора. По упрощенной методике это можно сделать, надавливая на ремень пальцем.

Величина прогиба должна находиться в пределах 0,5 – 1 сантиметр. Одновременно следует проверить степень износа ремня.
Для определения причин нештатной работы генератора, выполнения ремонтных работ требуется демонтаж генератора.

Проверка узлов генератора

Проверку начинают с контроля работоспособности регулятора напряжения. Для этого регулятор демонтируют из генератора и создают простейшую электрическую схему.

В качестве лампы накаливания используют любую лампочку салона автомобиля. При исправном регуляторе напряжения 3 лампа 6 должна светиться не на полную мощность. При подключении параллельно лампе (щеткам) мультиметра, его показания должны быть от 5,0 до 10,0 Вольт. Если показания мультиметра выходят за эти пределы, регулятор необходимо менять. Конструкция некоторых моделей генераторов предусматривает возможность замены регулятора без демонтажа устройства.

Долее проверяют возбуждающую обмотку генератора на пробой. Для этого мультиметр устанавливают в режим измерения сопротивлений на предел 200 килоОм. Щупы подключают: черный – к ламели коллектора, красный – к металлической части якоря. Сопротивление должно быть более 100 килоОм или выше верхнего предела измерений, как показано на фотографии.

Сопротивление между ламелями (обмотки ротора) обычно составляет 0,5 – 2 Ома.

Проверку статора начинают с контроля обмоток на пробой. Для этого красный щуп мультиметра подключают к металлической части статора, черный – последовательно к обмоткам.

Сопротивление должно находиться выше верхнего предела измерений. Затем выполняют измерение сопротивлений между контактами обмоток. Они должны отличаться не более, чем 5%. Предел измерений мультиметра устанавливают 200 Ом.

Если обмотка имеет электрический пробой, короткое замыкание витков или обрыв, она подлежит замене. Есть мастерские, которые выполняют перемотку статоров и роторов.

Для контроля исправности диодного моста режим измерения мультиметра переводят проверку «диод». Затем последовательно «прозванивают» диоды (их количество на подкове обычно 9) в прямом и обратном включении. В прямом направлении (черный щуп к катоду) сопротивление составляет 550 — 700 Ом, при обратном включении – больше максимального предела измерений.

При пробое диодов, сопротивление во всех направлениях будет практически нулевым. Такой диод следует менять. Трудность замены диода заключается в том, что диоды в генераторах не паяются, а привариваются точечной сваркой для обеспечения надежного контакта при разных температурных режимах.

Генератор автомобиля является значимой частью электрооборудования автомобиля. При первом проявлении признаков неработоспособности необходимо произвести его проверку с помощью мультиметра.

Ремонт генератора автомобиля: причины неисправности, диагностика поломок

Каждый узел в автомобиле имеет ограниченный срок службы, и генератор так же не является исключением. Выход этого узла из строя, прежде всего, обусловлен повышенной нагрузкой. Вращение вала генератора происходит со скоростью примерно десять тысяч оборотов в минуту, что даёт на него нагрузку даже большую чем на силовой агрегат. В результате таких условий могут возникать разного рода неисправности, о которых и пойдёт речь в данной статье.

Признаки и причины неисправности генератора

Определить, что генератор автомобиля требует технического обслуживания или даже срочного ремонта можно по следующим признакам:

  • Аппарат перестал вырабатывать ток. Мигает или непрерывно горит лампа, сигнализирующая о разрядке аккумулятора
  • Ток вырабатывается и поступает на аккумулятор, но при этом напряжение занижено и его недостаточно для обеспечения нужного заряда.
  • Ток, вырабатываемый генератором, слишком завышен. Понять это можно
  • Посторонние звуки при вращении генератора. Как правило, это может быть вой или постоянный писк.

Чаще всего распространены неисправности следующего характера:

  • Повреждение или выработка шкива
  • Выработка токосъёмных щёток и колец
  • Замыкание обмоток
  • Разрушение подшипника
  • Пробой диодного моста
  • Повреждения проводки

Узел выходит из строя по следующим причинам:

  • Заводской брак или низкое качество комплектующих. Особенно это актуально в том случае, если генератор уже подвергался ремонту.
  • Нарушение условий эксплуатации, и использование в ненормальных условиях. В частности речь идёт о повышенных или пониженных температурах.
  • Агрессивная внешняя среда, а точнее грязь, соль, вода и т.д.
  • Банальная выработка и износ отдельных элементов генератора, который неизбежен при длительной эксплуатации.

Диагностика поломок

Диагностика – это обязательный процесс, которые следует производить регулярно, а особенно, если возникли сомнения касательно исправности узла. Процедура диагностики позволяет выявить механические и электрические неисправности. Конечно, для полноценной диагностики нужно специальное оборудование и специалист, но при этом некоторую часть процедуры можно выявить своими силами.

  • Если при включённом зажигании не загорелась контрольная лампа, то стоит обратить внимание на следующие детали:
  • Не исключено, что лампа банально перегорела
  • Замыкание обмоток генератора на массу
  • Обрыв проводки, проблема с предохранителем или реле лампы заряда
  • В ситуации, когда лампа горит постоянно стоит проверить следующее:

Генератор

  • В первую очередь нужно проверить ремень, не исключено, что сила его натяжения не достаточна для нормальной работы. Особенно это актуально, если на повышенных оборотах слышен свист ремня.
  • Обратить внимание на выработку или возможное разрушение токосъёмных точек.
  • Окисление контактов или обрыв проводки
  • Повреждение регулятора напряжения или сбой в его работе
  • Посторонние шумы при работе генератора могут быть вызваны преждевременным износом подшипников, привести к этому могут другие менее значительные проблемы:
  • Окисление плюсовых выводов АКБ, что повышает нагрузку на узел
  • Механические воздействия и загрязнения, в частности попадание влаги, грязи, песка и т.д.
  • В случае, если автовладельцем был замечен недостаточный заряд аккумулятора генератором, тогда проверить нужно следующее:
  • Наиболее простая и распространённая причина – это недостаточное натяжение ремня
  • Проблема может быть и в самой батарее
  • Окисление клемм и выводов аккумулятора
  • Повреждение проводки, в частности линии идущей от генератора к АКБ
  • Обрыв одной из обмоток
  • Пробой диодного моста
  • Бывают моменты, когда аккумулятор вообще не заряжается, тогда проверке подлежат:
  • Токосъёмные щётки, от повышенной нагрузки они могут просто «залипнуть»
  • Обрыв проводов
  • Ротор может задевать статор в процессе работы
  • Ремонт генератора своими руками

    Большая часть неисправностей возникающих в генераторе решается банальной заменой того или иного узла. Собственно рассмотрим подробнее как можно отремонтировать автомобильный генератор своими руками и начнём с разборки:

    • Перед тем как начинать разборку генератора, потребуется произвести отметку положения крышек корпуса, для того что бы в последствии облегчить обратную сборку.
    • Далее снимается шкив

    Инструменты для ремонта

  • Аккуратно демонтируется щёткодержатель, для того что бы ни повредить токосъёмные щётки
  • Отсоединяются все возможные провода, и откручивается контактный болт расположенный, как правило, на задней крышке
  • После этого откручиваются корпусные болты, которые препятствуют съёму задней крышки, стоит отметить, что корпусные элементы прилегают достаточно плотно и будет необходимо приложить определённые усилия.
  • В завершении разборки корпуса производится демонтаж передней крышки и ротора. Достаточно часто крышку не получается снять усилием руки, поэтому разумно будет использовать следующий способ. Крышка устанавливается на два деревянных бруска и ротор выбивается не сильными ударами, нужно быть предельно осторожным, для того, что бы избежать повреждений.
  • В завершении производится отсоединение обмоток от диодного блока и демонтаж элементов.
  • После того как генератор окончательно разобран следует произвести проверку его составляющих для того что бы выяснить какой именно элемент подлежит замене:

      Проверка обмотки статора на обрыв. Производится процедура с помощью АКБ и контрольной лампы. Фактически готовая система является стандартной «прозвонкой». Лампа поочерёдно подключается к выводам всех обмоток, при этом «звониться» обмотка должна во всех трёх случаях. Если же обнаружен обрыв, то обмотка подлежит замене.

    Ремонт генератора

  • Проверка статора на замыкание на корпус. Для этого так же применятся «прозвонка». Лампу нужно подключить к выводу обмотки, и провод от минуса АКБ на корпус статора. Соответственно если короткого замыкания нет, то лампа не загорится. В случае обнаружения пробоя потребуется заменить статор целиком. Дополнительно стоит осмотреть статор на предмет перегревов и после их обнаружения элемент так же необходимо заменить.
  • Проверить диодный мост несколько сложнее. Стоит отметить, что в нормальном состоянии диод пропускает напряжение только в одном направлении. А в случае возникшего обрыва прохождение тока будет невозможно. В ситуации, когда при проверке диод пропускает ток в оба направление – это говорит о том, что в нём произошло короткое замыкание. В любом случае, диодный мост нужно менять целиком, т.к. заменить отдельно один диод не всегда возможно, да и добиться заводского качества так же достаточно сложно.
  • Проверка сопротивления ротора. Осуществлять проверку сопротивления нужно между двумя кольцами. В нормально состоянии оно будет составлять от 4 до 4.5 Ом. Производить измерение можно как аналоговым омметром, так и цифровым мультиметром.
  • Как проверить генератор на работоспособность различными способами

    В автомашине имеются два источника питания — это аккумулятор и генератор. Первый питает электрическую цепь тогда, когда двигатель не работает. Второй — когда двигатель уже запущен. В этом случае аккумулятор переходит в режим потребителя электрического тока и пополняет истраченную энергию для запуска двигателя.

    На практике довольно нередко встречаются неисправности того или иного источника питания. Проявляются они зачастую одинаково. Стартер отказывается раскручивать двигатель, в итоге мотор не запускается. При запущенном двигателе загорается контрольная лампочка на щитке приборов с иконкой аккумулятора. Она указывает, что появилась неисправность и батарея не заряжается.

    • Проверка генератора на машине
      • Использование мультиметра
      • Прозвонка реле-регулятора
    • Как проверить генератор мультиметром
      • Тщательная прозвонка
      • Проверка обмоток якоря и статора

    Проверка генератора на машине

    В первую очередь нужно посмотреть, цел ли ремень генератора. Если он не порван, тогда проверяется натяжение ремня. Затем очередь за аккумулятором. Тестером (мультиметром) замеряем напряжение на клеммах. Оно должно быть в районе 12−12,7 вольт. Если все нормально, запускаем двигатель. Если батарея разряжена, заряжаем и опять заводим мотор.

    Замеряем напряжение на клеммах аккумуляторной батареи (АКБ). Оно должно быть в заданных пределах, обычно от 13,2 до 14,5 вольт. Но на современных автомобилях эти пределы могут отличаться. Если имеется руководство по эксплуатации, то можно ознакомиться с ним. Отклонение от заданных значений в любую сторону является неисправностью. Эти отклонения могут быть трёх видов:

    1. Отсутствие зарядного тока — генератор не работает.
    2. Зарядный ток есть, но ниже минимального значения​ — идёт недостаточный заряд АКБ.
    3. Напряжение выше максимального значения ​— перезаряд АКБ.

    Все три случая говорят о существующей неисправности в системе электрического снабжения автомобиля. нужно провести комплексную проверку генератора.

    Но перед этим проведите визуальный осмотр всех проводов и кабелей, которые идут от генератора к аккумулятору. Не должно быть видимых повреждений, обрывов и окислений электропроводки. Обязательно проверьте клеммы на аккумуляторе, стартере и генераторе. Они должны быть чистыми и сухими. Любые окисление, ржавчину и грязь надо почистить. Нередко это помогает восстановить утраченный контакт и автомобиль начинает работать, как положено. Если же это не помогло, приступаем к детальной проверке.

    Использование мультиметра

    Для дальнейшей проверки лучше снять генератор с автомобиля. В первую очередь снимите с генератора реле-регулятор и проверяем его. Для проверки стабилизатора напряжения понадобятся мультиметр и зарядное устройство с регулирующимся напряжением. Лучше будет вместо зарядного устройства использовать блок питания. Регулировки напряжения от 0 до 16 вольт будет вполне достаточно.

    Плюс блока питания соедините с регулятором — обычно это штекерное соединение «папа». Минус цепляйте к минусу, он обычно выводится на ухо крепления реле. Красный провод тестера соедините с плюсовым проводом блока питания, чёрный — с минусом. К щёткам подсоедините два зачищенных провода, по одному на каждую. К другим предварительно зачищенным концам подсоединяется лампочка (ее можно на время проверки снять с задних фонарей автомобиля). Стенд для проверки готов.

    Прозвонка реле-регулятора

    Подключите к сети блок питания, осторожно ручкой регулятора начинайте поднимать напряжение. Одновременно с этим следите за показаниями мультиметра. Лампочка в самом начале не должна гореть, но по мере поднятия напряжения должна загореться, сначала в пол-накала и по мере прибавления яркость должна увеличиваться.

    При достижении отметки в 14,5 вольт регулятор должен сработать, отсекая напряжение. Лампочка после этого должна потухнуть. Принято считать, что стабилизатор рабочий, если он отсекает ток на значениях от 14,2 до 14,8 вольт. Если же это происходит на более низких или более высоких показателях, то регулятор напряжения неисправен. А также реле неисправно, если отсечение тока отсутствует вовсе.

    В случае неисправности реле меняем его на новое. Если же оно исправно, продолжаем проверку.

    Как проверить генератор мультиметром

    Диодный мост генератора можно проверить мультиметром, но также можно также воспользоваться стендом, которым проверяли регулятор.

    Но перед этим, прежде всего, не снимая выпрямительный мост с генератора, подсоедините красный провод тестера к клемме 30 генератора, а чёрный провод — к корпусу. Режим работы тестера выставьте на прозвонку (иконка диода). Если его нет, то ставьте на 1−2 кОм. Мультиметр должен показывать бесконечность. Если показания другие, диодный мост неисправен.

    Затем проверьте выпрямители тока на пробой. Положительный (красный) щуп оставьте на клемме 30, отрицательным коснитесь болтов крепления моста по очереди. Дисплей мультиметра во всех случаях должен выдавать бесконечность, любые другие означают пробой.

    Далее положительный щуп подсоедините к болтам крепления моста, а отрицательный к корпусу генератора. В этом случае тестер также должен выдавать бесконечность.

    Но на практике такой проверки чаще всего бывает недостаточно. В большинстве случаев требуется более детально прозвонить генератор.

    Тщательная прозвонка

    Для этого открутите крепёжные болты выпрямительного блока, отсоедините медные провода обмотки статора и снимите диодный мост с генератора. Теперь можно проверить индивидуально каждый полупроводник. Перед проверкой желательно промыть стабилизатор проточной водой, используя щётку средней жёсткости, а затем тщательно высушить. Для быстрой сушки вполне подойдёт фен для волос.

    Один из щупов тестера закрепите на диодной пластине, второй подсоедините к центральному выводу каждого диода, закреплённого на этой пластине. Затем поменяйте щупы местами. В одном случае мультиметр должен показать бесконечность, в другом — номинальное сопротивление, равное примерно 570−590 Ом. Выпрямители считаются неисправными, если:

    • В первом и втором замере (когда сменили полярность) показания мультиметра одинаковы;
    • Сопротивление диодов больше или меньше номинальных значений.

    Со второй пластиной диодного моста произведите те же действия. Если обнаружена неисправность одного или нескольких диодов, проще будет заменить выпрямительный блок целиком. Правда, попадаются умельцы, которые меняют вышедшие из строя диоды по отдельности, но такая работа требует определённого навыка и сноровки.

    Проверка обмоток якоря и статора

    При дальнейшей проверке требуется полностью разобрать генератор. В первую очередь визуально проверьте якорь. Кольца щёток не должны иметь почернений, сколов и износа беговых дорожек. Почернения и небольшой износ можно зачистить наждачной шкуркой-нулевкой. Кольца, имеющие глубокие канавки, нужно заменить или — если позволяет толщина колец — проточить на токарном станке.

    Обмотка якоря не должна явно пахнуть гарью. Цвет обмотки должен быть однородным, не иметь повреждений и разрывов. Для проверки обмотки якоря на обрыв понадобится мультиметр. Выставьте режим работы на прозвонку или замер сопротивления и подсоедините щупы к щёточным кольцам. Сопротивление обмотки должно быть в пределах 3−5 Ом. Затем один щуп оставьте на кольце, другой соедините с корпусом. Дисплей мультиметра должен показать бесконечность.

    Статор генератора диагностируется после извлечения из корпуса. В первую очередь проведите визуальный осмотр. Не должно быть видимых повреждений проволоки и её изоляции. Затем провод тестера соедините с корпусом статора. Вторым проводом коснитесь выводов по очереди. Их всего три. Тестер должен быть в режиме прозвонки. Если на дисплее бесконечность, то это говорит об исправности статора.

    Дальнейшая проверка состоит в диагностике обмоток. Сопротивление всех трёх обмоток должно быть одинаковым.

    Перед сборкой генератора нужно проверить и при необходимости заменить подшипники. При проворачивании они не должны подклинивать или издавать скрипящий звук. Это говорит о том, что они сильно изношены и вскоре они выйдут из строя. Поэтому их лучше сразу заменить.

    Ремонтируем генератор автомобиля своими силами

    Хорошее обслуживание, которого требует любой автомобиль, позволит ему прослужить своему хозяину много лет без серьезных проблем. Надо лишь следить за исправностью основных узлов и систем. К таким относится преобразователь механической энергии в электрическую. Замена и ремонт автомобильных генераторов является одной из основных операций работников сервисных центров.

    Ведь без электроснабжения комфортабельность транспортного средства исчезает, и оно превращается в безлошадную телегу из штампованного металла. Генератор редко сразу перестает функционировать. Он обычно довольно долго подает владельцу сигналы «подмигиванием» своего датчика красным цветом и шумом из-под капота. Надо внимательно изучит руководство эксплуатации машины.

    Слабая или излишняя зарядка аккумулятора тоже симптом его страданий. Ее проверка покажет число существенно меньше 13 Ампер на мультиметре. Тогда нужно обращаться за помощью к специалистам. Хотя, если автолюбитель чувствует себя достаточно подготовленным и опытным для попытки найти и исправить поломку своими силами, то можно приступить к освоению профессии автослесаря.

    Конечно, технологически ремонт генераторов несложен, но лучше запастись достаточным набором инструментов и заручиться поддержкой искушенного в этом деле приятеля. Очень пригодятся паяльные навыки хотя бы у одного из друзей. В противном случае придется приглашать третьего. Можно приступать к мероприятию. Руководство им должен принять на себя самый опытный член команды.

    Предварительное выявление причины поломки

    Некоторое представление о «болезни» генератора можно получить исходя из особенностей его нового поведения. Много информации содержит руководство к автомобилю.

    1. Шум при его работе свидетельствует об износе подшипников. Поломка одного подшипника даст небольшой звук. Если вовлечено два подшипника, то генератор будет грохотать.
    2. Индикатор регулятора мигает красным цветом, а зарядка происходит нормально. Скорее всего, нарушено реле в электрической цепи.
    3. Недостаточный заряд батарей может быть объясним изношенностью или поломкой щеток, диодов, реле, регулятора напряжения. Либо есть короткое замыкание в обмотках агрегата.

    Перед извлечением генератора обязательно сначала снять клеммы с аккумулятора, потом отключить все провода от самого прибора. Перед его демонтажем надо проверить натяжение ремня привода и состояние натяжителя. Если он сильно провисает, то можно попытаться натянуть его, ослабив крепления и подвинув агрегат по направляющим.

    Либо воспользоваться регулировкой натяжителя. Он прикреплен к двигателю и вращается с помощью подшипника. Во многих моделях его нет. Там, где он есть, нужно ослабить гайку регулятора и усилить нажим натяжителя на ремень. Проверка результата нажатием на него должна дать ощущение достаточного напряжения.

    Не удалось достигнуть достаточного напряжения – для ремня нужна замена. Теперь можно смело вынимать генератор из чрева автомобиля и нести его на «операционный стол» для вскрытия. Желательно рядом иметь поверхность, выстланную белой бумагой. На ней удобно будет располагать мелкие детали (гайки, болты) для предотвращения их потери.

    К этому надо отнестись очень внимательно, потому что некоторые элементы выполнены из изолирующих материалов. Руководство по эксплуатации описывает эти нюансы. Их замена (при утере старых) на металлические детали, когда проводится обслуживание генератора, при первом запуске приведет к его перегоранию без шансов на еще один ремонт. После сборки стол должен оказаться пуст.

    Разборка и ремонт генератора

    1 – «отрицательная» щетка; 2 – щеткодержатель; 3 – «положительная» щетка; 4 – колодка штекера нулевого провода; 5 – изолирующие втулки контактного болта; 6 – выпрямительный блок; 7 – контактный болт; 8 – статор; 9 – ротор; 10 – внутренняя шайба крепления подшипника; 11 – крышка со стороны привода; 12 – вентилятор в сборе со шкивом; 13 – наружная шайба крепления подшипника; 14 – передний подшипник ротора; 15 – дистанционное кольцо; 16 – стяжной болт; 17 – поджимная втулка; 18 – крышка со стороны контактных колец; 19 – буферная втулка; 20 – втулка

    Перед процедурой необходимо, взявшись за шкив, покрутить и пошатать его. Если он вращается с сопротивлением, а при расшатывании болтается и стучит, значит, требуется замена подшипника. Производя ремонт генератора своими руками, надо знать, что чаще приходит в негодность передний из подшипников.

    При нормальном ходе и прочном положении ротора в корпусе после извлечения подшипников их надо будет «искупать» в бензине и смазать маслом. Этой процедуре надо подвергнуть оба подшипника. Они прослужат еще немало времени. Качественное ремонтное обслуживание генератора требует установки обоих новых подшипников.

    Первой снимается задняя крышка. Становятся видны самые частые виновники причин выхода из строя агрегата. Можно заметить места ослабших или отгоревших контактов или деталей. Для их ремонта пригодится обладатель паяльника и припоя.

    реле-регулятор

    Далее нужно снять реле со щеточным узлом (зачастую они заключены в один корпус) и диодный мост. Необходима проверка регулятора напряжения. Затем каждый ремонт генераторов предусматривает извлечения ротора и статора. Нужно внимательно осмотреть их оплетку. Если видны следы сильных повреждений, то лучше заменить перегоревшую деталь.

    За ремонт ротора генератора, замену реле или восстановление статора может взяться паяльных дел мастер, но только в случае небольших помех. Он может произвести обслуживание обмотки и сгоревших контактов. Его работой будет «прозвон» диодов на мосте, регулятора напряжения и их замена в случае выявления вышедших из строя.

    Внимательный ремонт генераторов любых машин требует осмотра токоприемных колец и щеток реле. В случае сохранения целостности щеток и колец они требуют зачистки и небольшой шлифовки. При выступании щеток менее чем на полсантиметра, деталь меняют на новую. Все контакты надо зачищать, детали очищать от грязи. Места трения смазывать подходящими маслами.

    Сборка генератора

    Последовательность действий обратная той, что использовалась в предыдущем процессе. Во время сборки необходимо внимательно следить за тем, чтобы каждая деталь встала на свое место и была закреплена с достаточным усилием. Крепежные элементы должны использоваться только те, которые были. Перед глазами сборщиков должно всегда находиться руководство со схемами этого процесса, чтобы не ошибиться.

    Недопустимо что-то пропускать или добавлять от себя. Ремонт генератора своими руками не терпит от них грубой физической силы. Например, при установке диодного моста и регулятора напряжения может произойти слом новых щеток. Надо действовать осторожно. При необходимости допускается использование молотка с резиновым покрытием. В том числе при установке подшипников на место.

    Все болты и шпильки шуруповертом рекомендуется закручивать не до конца. Финишные обороты необходимо делать вручную до сопротивления + пол-оборота отвертки. В результате должен остаться на столе только отремонтированный генератор и замененные старые детали.

    Испытание прошедших обслуживание генераторов обычно проводят на стенде. Если тест пройден без нареканий, агрегат можно устанавливать обратно в автомобиль.

    Рекомендуем к просмотру видео по теме:

    Как самому перемотать генератор

    Как перемотать статор генератора.

    На первый взгляд перемотка статора кажется сложной и невозможной в домашних условиях работой, за которую не всегда берутся даже обмотчики электромоторов. Но на самом деле при достижении некоторого опыта, простой трехфазный статор можно перемотать за четыре часа включая все подготовительные операции.

    На этой фотографии видно как выглядит сгоревшая обмотка. Антигололедные реагенты не жалеют и изоляцию, а на иномарках, даже на грузовиках генератор располагают почему то в самом грязном месте. Заметны зеленые окислы и КЗ на этом статоре возникло именно из за разрушения изоляции. Прошел этот генератор всего 120тык за полтора года.

    Здесь видно как злостно обжигается старая изоляция, но железо это не портит, магнитные свойства не нарушаются. Зато облегчается разборка и очистка статора. Перед сожженим обмотки нужно измерить длину выступающих лобовых частей. Для одних генераторов это критично (не уберется в корпус) для других не критично, но лучше стараться сделать так как было.

    Теперь нужно сосчитать количество витков и начертить схему намотки, отметив на статоре места выводов начал и концов обмотки.

    Вот статор уже очищен стальной щеткой и подготовлен под намотку.

    Теперь лучше всего из специального изоляционного материала синтофлекс, он очень прочен и при намотке толстым проводом не перерубается на выходах из паза. Или из прессшпана, но с ним нужно работать аккуратней, наблюдать за перегибами провода при выходе из паза, нужно нарезать изоляционные прокладки выступающие из торцов паза на 2,5- 3мм с каждой стороны и при плотной укладке по форме паза выступающие из паза на 3,5-4мм Это облегчит последующую заделку пазов: не придется обрезать лишнее. Изготовив и подогнав одну прокладку, по ее ширине или длине нужно отрезать ленту и, прикладывая образцовую прокладку, нарезать тридцать шесть аналогичных и уложить их в пазы.

    Начало первой обмотки. Видно, что провод идет волной из первого паза в четвертый.

    Намотав половину витков одной фазы, продолжаем намотку в другую сторону, перекрывая пустые лобовые части полукатушек. На фото видно, что поворот начинается в пазу с выводом начала обмотки. Здесь можно заметить, что хоть провод и пошел в другую сторону, направление тока в пазу не изменилось. Не все статоры так намотаны, но так лучше: равномерней заполняются лобовые части и меньше мороки при опрессовке выступающей части готовой обмотки.

    Вот намотана одна фаза. Ее конец помечен колечком.
    Остальные фазы мотаются аналогично первой.

    Вот уже две, начала и концы обмоток выходят с шагом через один паз.

    Вот полностью намотаны все три фазы. Теперь нужно заделать пазы, уложив в них выступающие части прокладок, на фото они уже уложены. И обстучать через березовые проставки выступающие части катушек, так чтобы в просвете они не выступали за пределы железа вовнутрь и за пределы крепежного пояска снаружи. В таком виде нужно примерить статор в крышки генератора и проверить нет ли касания обмотки и корпуса и если есть, не поздно поправить. Зачистить и соединить, скрутив и пропаяв выводы концов обмоток. Изолировать лучше куском текстильного кембрика. Перед соединением неплохо проверить нет ли КЗ между фазами и на железо. При «силовой» сборке такое может случиться. В таком случае не поздно найти место контакта и изолировать его дополнительной прокладкой.

    Теперь нужно связать обмотку наподобие колбасы и закрепить выводы кордовой ниткой, если таковой нет, льняной, применять капрон и прочие термопласты нельзя — потекут при сушке.

    Для пропитки нужно слегка подогреть статор и погрузить его в пропиточный лак ГФ 95 или ему подобный. Никакой мебельный не подойдет. После пропитки нужно дать стечь лишнему лаку и поместить в печку газовой или электороплиты включеной на самый малый нагрев, на решетку или подвесить к решетке, а под статор подложить что-то несгораемое- кафельную плитку, чтобы не капало на раскаленный поддон. Если через час лак перестанет липнуть, то температура правильная и сушить еще два часа. Это самое простое. Если перемотка понравится можно сделать специальную печку для просушки со стабильной температурой . Еще можно сушить лампочкой 100Вт расположеной внутри статора, но это долго.

    Для пропитки можно использовать эпоксидную смолу, но ее тоже надо подогревать до жидкого состояния, а если перегреть она схватится сразу. Можно пропитать автомобильной краской МЛ горячей сушки, но она толстая и перед просушкой нужно протереть железо статора, иначе не уберется в корпус, а якорь не уберется в статор.

    Вот он готовый статор, теперь осталось собрать генератор.

    Перемотка генератора своими руками.

    Перемотка генератора своими руками.

    Генератор перестал давать зарядку (сгорел),

    почему это происходит?

    1. На мотоцикл установили дополнительное оборудование (противотуманные фары, ксенон, подогрев ручек, сиденья и т.д.). Практически на всех мотоциклах, генераторы, рассчитаны только на «родное» электрическое оборудование. При установке дополнительного оборудования нагрузка на генератор возрастает, мощности не хватает и генератор сгорает.
    2. Замыкание электропроводки мотоцикла.
    3. Просто из-за того, что подошел его срок, бедолага генератор исчерпал свой ресурс.

    На фото показан сгоревший генератор, как проверить это можно прочитать в статье: Проверка зарядки генератора мотоцикла.

    Что делать если генератор сгорел?

    1. Купить новый «родной» генератор. Стоит он, как «опора от чугунного моста». Если у Вас на мотоцикле установлено дополнительное оборудование сколько он проработает неизвестно ни кому.
    2. Купить дешевый «китайский». Здесь вообще рулетка. Все с которыми я встречался не соответствуют параметрам «родных» генераторов. Проволока намотанная на статоре генератора намного тоньше чем «родная», а значит и мощность меньше.
    3. Перемотать генератор мотоцикла. Намотать проволоку того же сечения, желательно толще, если позволяет статор. Статор позволяет практически всегда, можно в крайнем случае намотать меньше витков на 1-3. Вы можете подсчитать сколько вольт выдает один виток. Для этого делите напряжение зарядки 13.8 в. на количество витков в обмотке и получаете в среднем, для разных генераторов 0,07 вольт. У генератора 6 катушек. Если мы уберем по 1 витку, то 1 х 6 х 0.07 = 0.42 в., на холостых 13.3 в. — не критично. Если убрать по 3 витка, то 3 х 6 х 0.07 = 1.26 в., т.е. на холостых 12.54 в. — маловато, но можно немного поднять холостые до 1000-1100 об./мин. — обычно этого достаточно. На холостых оборотах зарядка при всех включенных потребителях должна быть не меньше 12.8 в., что соответствует полностью заряженному аккумулятору. На практике хватает и 12.5 в. (потери из-за не самых толстых проводов проводки мотоцикла). Мы теряем зарядку на холостых, но при этом получаем вечный генератор. Решать Вам, увеличивать сечение проволоки или оставить как было.

    Перематываем генератор мотоцикла.

    1. Снимаем генератор, отмываем.
    2. Разматываем генератор. Не забывайте посчитать количество витков на катушках статора, направление намотки (можно сфотографировать процесс, количество витков на каждой катушке обычно одинаковое).
    3. Проверяем статор генератора. На нем нанесен изоляционный слой, если он где-то нарушен — восстанавливаем (он нужен, что бы проволока не касалась железных частей статора).
    4. Берем проволоку нужного сечения и перематываем генератор мотоцикла по схеме, как разматывали (на фото самая распространенная схема намотки, бывают и другие).
    5. Разводим клей ЭДП (эпоксидный клей) с растворителем 1:1, заливаем наш статор с намотанной проволокой. Главное, что бы все пролилось и зафиксировалось (для ускорения процесса можно поставить это все в духовку градусов на 60-80).
    6. Ждем полного застывания (обычно 24 часа для ЭДП).
    7. Ставим на мотоцикл, проверяем зарядку.

    Сотрудники нашего сервиса помогут решить проблему с зарядкой Вашего мотоцикла.

    Определим неисправность генератора, реле регулятора, проводки мотоцикла, дополнительного оборудования.

    Перемотаем генератор.

    Если генератор сгорел: а ккумулятор при полной разрядке может выйти из строя, и золяционный слой статора генератора может выгореть полностью — сложно восстанавливается, м ожет выйти из строя реле-регулятор.

    Как проверить генератор

      64 9 62k
      273 1 280k

    Калькулятор перевода силы тока в мощность

    Перевести сколько ампер у квт онлайн. Калькулятор перевода силы тока ампер в мощность ватт

    Автомобильный генератор является главным источником энергии в бортовой сети и при его неполадках или выходе из строя на одном аккумуляторе долго не проедешь. Именно поэтому так важно контролировать работоспособность генератора.

    В большинстве случаев проверить генератор автомобиля своими руками не составит труда, поскольку на каком бы авто вы не проверяли, принцип один и тот же. Но все же, многие автовладельцы часто задаются вопросом: как проверить генератор мультиметром или подручными средствами?

    Далее разберем поподробнее как проверить генератор в гаражных условиях без специальных стендов, которые используются на СТО.

    Как проверить генератор не снимая с машины

    Есть два способа, используя мультиметр и вообще без него. Первый, относительно новый, заключается в том, чтобы проверить напряжение на клеммах аккумулятора, а второй, старый и проверенный, почти в противоположном — клемму АКБ нужно снять на работающем двигателе.

    1. Проверка аккумулятора мультиметром сначала происходит в состоянии покоя — напряжение должно быть в пределах 12.5-12.8 В. Затем надо замерить показания уже на запущенном двигателе, если наблюдается 13.8-14.8 В при 2 тыс. оборотах, значит все в порядке. В заключение остается проверить напряжение под нагрузкой, то есть, подключив потребители — печку, фары, подогрев, магнитолу. Провал в пределах 13,6–13,8 В считается допустимым, а если показания ниже — это говорит о неисправности.
    2. Второй способ, как и многие «дедовские», простой и безотказный, но при этом довольно опасный и требующий аккуратности. По утверждениям, работает как на ВАЗах, так и на относительно новых авто, вроде Авео. В чем суть — ослабить болт крепления минусовой клеммы АКБ ключом на 10, запустить двигатель и дать небольшую нагрузку, включив один из потребителей например фары. Затем снять клемму при работающем моторе — если он не заглох и свет фар не померк, значит с генератором все точно в порядке, в противном случае можно быть уверенным, что он сломан. Пробовать такой метод следует на свой страх и риск.

    Выяснив, что неисправность есть, следует демонтировать и проверить снятый генератор мультиметром, лампочкой и визуально. Проверке подлежит каждый из его элементов по-отдельности.

    Список деталей генератора и применимые к ним способы проверкиВизуальная проверкаПроверка мультиметромПроверка лампочкой
    Щетки
    Контактные кольца
    Диодный мост
    Регулятор напряжения
    Статор
    Ротор

    Как проверить щетки и контактные кольца

    Для начала кольца и щётки визуально осматриваются, и оценивается их состояние. К примеру, измеряется минимальный остаток (мин. высота токосъемных щеток не менее 4,5 мм, а мин диаметр колец 12,8 мм). Кроме этого, смотрят на наличие выработок и борозд.

    Щетки, извлеченные из щеточного узла регулятора

    Контактные кольца ротора генератора

    Как проверить диодный мост (выпрямитель)

    Проверка диодов производится методом замера сопротивления и выявления проводимости. Поскольку диодный мост состоит из двух пластин, то проверяем сразу одну, а затем другую. Тестер должен показывать проводимость диодов лишь в одном направлении. Теперь немного подробнее: один щуп тестера держим на клемме «+», а другим поочередно проверяем выводы диодов, а потом меняем местами щупы (в одном случае должно быть большое сопротивление, а другом нет). Затем точно таким же образом поступаем и с другой частью моста.

    Проверка диодного моста

    Проверка контактных колец

    Хотя бы один негодный диод приводит к выходу из строя всего диодного моста и дает недозаряд АКБ.

    Как проверить регулятор напряжения

    Регулятор проверяется в случае недозаряда или перезаряда аккумулятора. Замер напряжения производится на оборотах оно должно находится в пределах 14,4 – 15В.

    Кроме этого можно проверить сопротивление конденсатора регулятора (в момент подсоединения щупов тестера оно должно уменьшаться до стремления к бесконечности).

    На снятом регуляторе напряжения генератора осматривают состояние щеток и производят проверку исправности при помощи лампочки 12В и постоянного напряжения. То есть к щёткам нужно подключить лампочку, а на плюсовую клемму и массу регулятора подать 12В (лампочка должна гореть, а при увеличении напряжения свыше 15В погаснуть).

    Как проверить статор

    Сопротивление обмотки статора проверяется без диодного моста и меж выводами должно быть около 0,2 Ом, а между нулевым проводом и обмоткой до 0,3. Сильное гудение генератора во время работы говорит о замыкании обмотки статора или моста. Кроме такой проверки нужно осмотреть наличие выработок в статоре и на роторе.

    Как проверить ротор генератора

    Первым шагом будет прозвонка обмотки возбуждения. Для этого на мультиметре устанавливаем режим на проверку сопротивления и измеряем его между контактными кольцами – сопротивление обмотки должно находится в пределах 2,3-5,1 Ом. Когда оно свыше – то или обрыв или же просто плохой контакт между кольцами и выводами обмотки. Малое сопротивление говорит о межвитковом замыкании.

    При помощи режима амперметра на мультиметре также можно проверить потребляемый обмоткой ток. Нужно подать 12В на контактные кольца и в разрыве цепи замерить – обмотка возбуждения не должна потреблять более 3-4,5 Ам.

    Ротор генератора авто

    Статор (обмотка) генератора авто

    К полному комплексу можно еще добавить и проверку сопротивления изоляции ротора. Чтобы это сделать, понадобится 40-ка ватная лампочка и провода (один провод от розетки на кольцо, а другой через лампочку на корпус – если все в норме, то лампочка не загорится, если же нить едва накаливается — значит происходит утечка тока на массу).

    Придерживаясь всех рекомендаций и последовательности проверки, в большинстве случаев, вам без проблем удастся проверить генератор автомобиля и его работоспособность своими силами, имея в своем распоряжении только один мультиметр. А вот чтобы его отремонтировать, определив неисправный узел, надо заменить вышедшую из строя деталь. Контролируйте натяжение ремня, состояние контактов, следите за лампочкой генератора на приборной панели и генератор прослужит вам дольше.

    Ремонт генератора своими руками

    Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Сегодня я расскажу, как отремонтировать генератор своими руками. Возможно, вы уже сталкивались с такой проблемой, когда на приборной панели вдруг загорелся индикатор разряда аккумулятора, это означает, что на вашем автомобиле пропала зарядка, и ехать вам осталось не долго, заряда аккумулятора хватит максимум на 1-2 часа.

    Не спешите выбрасывать генератор. Попробуйте его сначала отремонтировать. Самой распространенной неисправностью генератора является износ щеток.

    Чтобы проверить щеточный узел, надо снять заднюю пластиковую крышку, отогнув три пластиковых фиксатора, расположенных по кругу.

    Снимите крышку, открутите два винта и снимите регулятор напряжения.

    Проверьте износ щеток, если остаточная длина щеток менее пяти миллиметров, смело покупайте в магазине новый регулятор напряжения. Иногда бывает, что генератор не заряжает или перезаряжает аккумулятор, это тоже является не исправностью регулятора напряжения. Нормальное напряжение генератора от 13,5 до 14,5 вольт, зависит от оборотов двигателя и нагрузки на генератор.

    Следующая неисправность генератора это пробой диодного моста. Для проверки диодов надо снять диодный мост. Откручиваем болты, на которых держится диодный мост.

    Отогните провода в сторону.

    Снимите диодный мост. О том как проверить диодный мост. Читайте здесь: Как проверить диодный мост?

    После снятия диодного моста обязательно проверьте обмотки статора. Делаем так, включаем мультиметр в режим прозвонки и проверяем все три обмотки статора на обрыв. Все обмотки должны звониться между собой.

    Далее проверяем замыкание на массу. Один щуп мультиметра соединяем на массу, а второй поочерёдно соединяем с выводами обмоток. Замыкания на массу быть не должно.

    Аналогично проверяем обмотку якоря.

    Проверяем якорь, замыкания на массу нет.

    Теперь я покажу как разобрать генератор для замены подшипников. Откручиваем четыре винта соединяющие вместе две половинки генератора.

    Открутите гайку и снимите шкив.

    С помощью отвёртки аккуратно расколите генератор на две части так, чтобы не повредить алюминиевые крышки.

    Неисправные подшипники замените новыми. Соберите генератор в обратной последовательности.

    Друзья, желаю вам удачи! До встречи в новых статьях!

    Как снять статор генератора

    Доставка от 10000р — бесплатно
    до 10000р — 400 р. или самовывоз
    (г.Королев, ул. Ильича 7)
    Доставка по России —
    по тарифам транспортных компаний

    Любому производителю сложной техники постоянно приходится решать вопросы, связанные с производством и реализацией, —это неудивительно. Однако для у спешной работы важно ещё и обеспечить техническое обслуживание и ремонт изделий. А для этого нужна организация сервисных центров, поставка комплектующих и запасных частей и подготовка персонала, т.е. его обучение и обеспечение необходимой документацией и оборудованием.

    Семинары, посвященные различным видам продукции Briggs&Stratton, проводятся московским представительством компании несколько раз в месяц. Их продолжительность составляет от одного до трёх дней, обучение бесплатно, запись проводится по заявкам. Ведущий семинаров —Виктор Данилов, региональный менеджер по техническому сервису компании в России и СНГ, интервью с которым опубликовано на предыдущих страницах.

    Тема этого репортажа с двухдневного семинара —щёточные генераторы BSPP, их устройство, обслуживание, диагностика, разборка и сборка. «Целевая аудитория» —прежде всего, работники сервисных служб, но часть неисправностей генераторов может быть решена и силами «любителей» при наличии необходимого минимума инструмента, оборудования и технических знаний.

    Семинар начался, как и положено, с азов. Закон Ома, формулы определения мощности, сопротивления при различных типах подключения нагрузки, теория индукции —всё это не выходит за рамки курса средней школы. Мало провести измерения —нужно ещё иметь представление о том, «откуда взялись» и что означают полученные данные. Для диагностики требуются разные измерительные приборы и, конечно, умение ими пользоваться.

    Основные элементы любой портативной электростанции —двигатель внутреннего сгорания и альтернатор, который чаще всего в обиходе называют генератором Так же обычно называют и сами станции в сборе, благо догадаться по смыслу, о чём идёт речь, молено почти всегда. Фактически любой альтернатор представляет собой «кусок проволоки», точнее, несколько обмоток, намотанных на статор и ротор, и небольшую электронную схему. Движущихся деталей минимум, ломаться особенно нечему. Если обратиться к статистике сервис — центров, подавляющее большинство неисправностей ПЭС связано именно с двигателями, на долю альтернаторов приходится сравнительно небольшой процент. В основном поломки альтернатора связаны с перегрузкой либо неправильными условиями эксплуатации или хранения.

    Тут следует сделать ещё одно уточнение. Поскольку семинар специализированный, предполагается, что участники знакомы с тонкостями обслуживания двигателей —эти темы рассматриваются на других семинарах. Под брендом Briggs&Stratton поставляются генераторы с синхронными щёточными альтернаторами и автоматической регулировкой выходного напряжения. Соответственно, и рассматривались преимущественно именно такие модели. Инверторные генераторы, тоже выпускаемые Briggs&Stratton, —тема отдельного семинара Впрочем, многие тонкости регулировки и ремонта пригодны для альтернаторов любого типа.

    Основные элементы альтернатора —неподвижный статор и вращающийся ротор. В зависимости от типа эти узлы могут выглядеть немного по-разному. На статоре находятся одна или три силовые обмотки, меньшая по размерам обмотка возбуждения и, иногда, небольшая обмотка 12 В. Силовые обмотки статора подключаются к розеткам. Роторы более разнообразны по конструкции. У асинхронных генераторов обмоток ротора нет, в некоторых роторах синхронных бесщёточных генераторов молено найти небольшую диодную сборку. Также в электрической схеме альтернаторов разных видов могут находиться конденсаторы, трансформаторы, электронные блоки. Ну а отличить щёточный генератор от бесщёточного достаточно просто, стоит снять защитную крышку и увидеть кольца ротора со щётками.

    Принципиальная электрическая схема однофазного щёточного синхронного альтернатора, применяемого на генераторах Briggs&Stratton, довольно проста Обмотка возбуждения, ротор и силовая обмотка подключены к регулятору напряжения. EMS Filter —блок шумоподавления. По схеме молено отметить и ещё несколько интересных моментов. Силовые обмотки статора подключены «на 230 В». Чтобы перевести генератор на «американские» 115 В и 60 Гц, требуется переподключить обмотки и поднять номинальную частоту вращения двигателя под нагрузкой с 3000 до 3600 об/мин. Блок AVR отрегулирован на заводе, хотя с помощью винта на нём молено регулировать выходное напряжение в небольших пределах. В случае выхода из строя AVR не ремонтируется, единственная деталь, которую в нём можно заменить, —предохранитель.

    ПОЛНАЯ РАЗБОРКА ГЕНЕРАТОРА

    Большинство неисправностей генератора, а также некоторые поломки можно диагностировать и исправить, не разбирая его целиком, но первый «подопытный» генератор предназначался именно для полной разборки. Однако в начале работы понадобились другие «инструменты» —обычная ручка и бумага Сначала надо идентифицировать мотор: найти 19 или 20 цифр и букв. На моторах Briggs&Stratton они расположены либо на клапанной крышке, либо на шильдике. Затем ищем артикул альтернатора Эти данные пригодятся позже, при заказе запчастей. После этого можно приступить к разборке: снять топливный бак, если он мешает, торцевую крышку альтернатора, отвернуть болты крепления корпуса статора к раме и двигателю, записать цвета проводов, отсоединить электрические контакты и щётки. И сам статор при известной аккуратности можно снять, оставив ротор на валу двигателя.

    Вал ротора полый, сам ротор крепится к валу двигателя сквозным болтом Если болт не открутится «с рывка», придётся снять механизм ручного стартёра на двигателе и добраться до маховика. Удерживая маховик специальным стопором, молено легко ослабить болт.

    Самая большая проблема, возникающая при разборке, —отсоединение ротора от коленвала Практически на всех генераторах эти валы крепятся на конусном соединении. Так обеспечивается соосность, к тому же отпадает необходимость во втором подшипнике на валу альтернатора. Но разобрать такое соединение не так-то просто: оно обычно «прикипает». Сначала молено попробовать простой метод: болт крепления отвернуть на два оборота и нанести по нему резкий удар молотком Если это не помогает, будет нужен специальный съёмник. Вообще говоря, компания Briggs&Stratton предлагает такие съёмники для ремонтных организаций, но, если требуется, их молено сделать и самостоятельно. Комплект состоит из метчика под внутренний диаметр отверстия вала ротора, соответствующего ему болта и шпильки со шлицом длиной на несколько сантиметров меньше длины болта крепления ротора В валу ротора нарезается резьба, вместо крепёжного болта с помощью отвёртки вкручивается шпилька. Болт при вворачивании упирается в шпильку и «сдёргивает» ротор с коленвала

    Полная разборка альтернатора требуется далеко не всегда. Если проблема в контактах или электронной схеме, снимать статор и ротор незачем.

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ _ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

    Для определения неисправного узла и проведения ремонта первым делом требуется диагностирование. Кроме отвёрток и ключей, на этой стадии нужно специальное оборудование: тестер, тахометр, аккумуляторная батарея 12 В, возможно, потребуется и паяльник. Поскольку и эта часть семинара проводилась в аудитории, генератор не запускался, но для простоты изложения приведём типовой алгоритм диагностирования. Основное правило —систематичность и поиск отказа «от простого к сложному». Первое, что требуется, —отрегулировать обороты двигателя. На холостом ходу частота вращения должна составлять 3150 об/мин. После этой регулировки следует проверить напряжение —на исправном генераторе оно должно составлять не более 235 В. Если напряжения нет или оно очень низко, придётся переходить к разборке. Достаточно снять крышку альтернатора, чтобы получить доступ ко всем нужным контактам, также молено увидеть механические повреждения, сгоревшие обмотки и другие элементы.

    Причинами отсутствия выходного напряжения на силовой обмотке бывает её неисправность или размагниченность ротора. Если выходное напряжение составляет 9 —27 В, неисправность может заключаться в AVR, его предохранителе, роторе или обмотке возбуждения. Если проблема заключается в неустойчивости напряжения или его падении под нагрузкой, виноваты могут быть обмотка возбуждения, щётки или AVR. Сначала есть смысл проверить состояние щёток, розеток, их соединение с силовой обмоткой, предохранитель AVR и устройство защитного отключения. Если с этими элементами всё в порядке, следует измерить сопротивление обмоток. Для каждого альтернатора существуют таблицы, в которых указаны сопротивления разных обмоток. Чтобы определить обрыв или замыкание обмоток на массу, таблицы не нужны.

    В некоторых случаях после длительного хранения или короткого замыкания ротор может размагнититься —все узлы и цепи окажутся исправны, но ток вырабатываться не будет. Ротор молено снова намагнитить. Ниже указана последовательность действий для щёточных генераторов с AVR, для иных типов альтернаторов намагниченность восстанавливается иначе. Сначала от AVR нужно отсоединить провода обмотки возбуждения и ротора К проводам щёток подключить аккумулятор 12 В, при этом важно соблюсти полярность. После запуска двигателя на выходах силовой обмотки должно появиться напряжение порядка 120 —180 В, а на обмотке возбуждения —200 —250 В. По той лее схеме определяется неисправность AVR. Если после сборки напряжение восстановится, то проблема была в размагниченности ротора, в противном случае требуется замена AVR.

    Альтернативный способ восстановления намагниченности проще. Ротор способен восстановить намагниченность, если попробовать на несколько секунд увеличить частоту вращения двигателя. Но этот способ срабатывает не всегда

    ПРОВЕРКА, ГЕНЕРАТОРА «В ДЕЙСТВИИ»

    Заключительная часть семинара проходила в другом помещении, оборудованном вытяжкой. Там показывали основные способы измерений параметров и их регулировки «на ходу»: регулирование оборотов двигателя, снятие показаний, проверка под нагрузкой. В роли нагрузочного устройства проще всего использовать обычный электрический бытовой обогреватель : у них часто предусмотрено несколько режимов нагрузки, параметры стабильны, а мощности достаточно для эффективной проверки генератора на разных режимах. Определение параметров работы генератора под нагрузкой —важная часть диагностирования, этот тест нужно проводить и перед ремонтом, и после него. Под номинальной нагрузкой напряжение не должно падать ниже 225 В, а частота тока не должна быть ниже 50 Гц

    На этом семинар как таковой,закончился. Помимо необходимой для работы документации, его участникам были выданы сертификаты, подтверждающие прохождение курса.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Читать еще:  Посторонний шум при движении автомобиля
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector