Camgora.ru

Автомобильный журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ремонт акустических систем своими руками

Ремонт акустических систем своими руками

Акустические системы делят на активные, пассивные, разница ограничена наличием внутри микросхем обработки звука, питаемых электрическим током. Усилители, фильтры, интерфейсы считывания флэш-носителей, расшифровки сжатых форматов звука. В последнем случае акустическая система приближается функционалом проигрывателю. Рассмотрим, что делать, когда не работают динамики. Колонки включают несметное число устройств воспроизведения звука, читателям интересно, как ремонтируют акустические системы своими руками. Понадобится специальный клей. В бытность СССР БФ 4,АК 20. Соответственно (основе клея) подбирают растворители. Понадобится, разбирая, демонтировать соединение, починить акустическую систему самостоятельно.

Устройство типичного динамика акустики

Подвижная часть с жесткой тарелкой создает колебания воздуха, воспринимаемые человеческим ухом.

Классификация динамиков акустики

Вести ремонт акустических систем своими руками, сомневаясь, как работает устройство, полагается, используя принцип – не навредить. Вне зависимости от размеров динамик акустической системы образован электрической, механической частями. Первая сформирована преимущественно катушками индуктивности. Вторая включает постоянный магнит, мембрану. Приводим неполную классификацию динамиков акустических систем.

  • Электродинамические устройства воспроизведения образуют три класса, объединяет концепции наличие магнита, движущейся мембраны:
  1. Катушечные построены по принципу, известному владельцам (ремонтникам) газовых колонок. Магнитное кольцо при подаче напряжения дросселя заставляет двигаться мембрану, согласно закону поданного тока звуковой частоты.
  2. В ленточных роль переменного магнита выполняет узкий гофр. Никакой катушки, понятное дело, внутри. Для применения динамиков требуются согласующие трансформаторы. Признак, идентифицирующий тип динамика акустической системы.
  3. Изодинамические громкоговорители включают в состав квадратную, круглую спираль, двигающуюся параллельно мембране в поле постоянного магнита.
  • Электростатические устройства воспроизведения отличаются отсутствием движущихся частей. Мембрана колеблется, не совершая поступательных движений. Динамики идеально воспроизводят высокие частот, благодаря малой инерционности.
  1. В конденсаторных динамиках два электрода. Один ребристый, массивный, подается переменный потенциал. Опора второго электрода, сформированного тонкой фольгой. Сигнал звуковой частоты выказывает переменный характер, пленка притягивается-отталкивается опорой. Специальный механизм регулирует натяг: тонкая фольга обтягивает массивный электрод снаружи. От степени прижатия зависит характеристика динамика.
  2. Электретные динамики построены на заранее наэлектризованной пленке. Недостаток конструкции прост: через несколько лет статический заряд исчезает, требуется возобновление.
  • Пьезокерамические динамики эксплуатируют эффект преобразования электричества в колебания кристалла кварца. Понятно, большой мощности устройства не добьешься, целям воспроизведения высоких частот акустических систем динамик подходит. Главное достоинство технического решения в малом потреблении энергии.
  • Ионные динамики практически встречаются редко, теория разработана в 50-х годах. Принцип действия базируется на модуляции ионов газа звуковыми колебаниями. Необходимо получить электрическую дугу. Высказываются идеи использования пламени, сформированного положительными, отрицательными частицами (ионов воздуха).

Читатели знают встречающиеся в природе устройства воспроизведения звука. Далеко не всегда в динамике акустической системы найдется катушка индуктивности. Следовательно, перед ремонтом, в процессе мастер выполняет правильную классификацию устройств, должным образом проводя необходимые операции.

Устройство динамиков акустической системы

Частично коснулись устройства. Рассмотрим подробнее электродинамическими моделями. Диффузор образует опору колпачка. Представлен подобием широкого рупора, на который клеится катушка с обратной стороны. Прямо к колпачку мембраны подходят гибкие медные жилы, несущие электрический ток, пробивая диффузор изнутри. Места пайки видны с фронтальной части динамика. Катушка легкая, требуется обеспечить сравнительно малую инерционность системы. Даже камертонное ля первой октавы лежит на частоте 440 Гц. Понятно, для колебаний указанной скорости, подвижная часть динамика акустики должна быть легкой.

Магнит установлен на станине неподвижно. Обычно кольцевой. В отверстии бегает в обоих направлениях катушка индуктивности, двигая сборку колпачок-мембрана. Провода соединительные совершают постоянные колебания. Для позиционирования подвижной части по вертикальной, горизонтальной оси служит центрирующая шайба. Перфорированный кусок упругого материала, центрирующий расположение колпачка, диффузора. Центрирующая шайба не мешает смещению подвижной части вдоль оси симметрии. Ремонт до смешного прост:

Поскольку мембрана и колпачок не ломаются, дело заключается в проверке электрического монтажа, места пайки проводов, целостность катушки.

Индуктивность наматывается по образу и подобию старой. Каждый слой витков промазывается клеем БФ 4. Некачественная пайка выполняется заново. Методику намотки индуктивность выберите уместную. Обычно делается специальное приспособление, образованное двумя парами стоек, стоящих на длинной доске друг напротив друга. Обе соединены осями. Одна содержит сердечник новой катушки, другая – купленный провод. Проволоку рекомендуется покупать с лаковой изоляцией. Необходимо правильно выдержать толщину. Измерить можно, используя штангенциркуль.

Намотка ведется сравнительно быстро, пока клей высыхает. Витки ложатся плотно один к другому, исповедуя принцип челнока. Важно выдержать правильно количество оборотов, должным образом расположить выводы.

Часто приходится разбирать динамик акустической системы для ремонта. Запаситесь растворителем. Клееные соединения смачиваются, выжидается фиксированное время. Обратите внимание: стыки тщательно зачищаются. Делается вне зависимости от используемого клея для сборки динамика акустической системы.

Диапазон динамика акустической системы

Динамики акустических системах разных типов, каждый имеет ограниченный диапазон воспроизводимых частот. Каждый работает своеобразным механическим фильтром. Однако случается, требуется сместить диапазон… Можно поднять частоты резонанса электродинамической системы, покрыв лаком центрирующую шайбу. Используются 5–10% раствор ЦАПОН, целлюлоза в ацетоне. Лак наносится мягкой кисточкой кругом. Избегайте расцентровки подвижной части динамика акустической системы. Последовательно выполняя операции, повысим частоты резонанса в 1,5–2 раза, примерно одна октава.

Чтобы понизить диапазон, следует наклеить утяжелители на подвижную часть. Правильное кольцо картона, крепится к обратной стороне диффузора. Следует поточнее выдерживать симметрию расположения деталей. Звуковое давление стремительно падает. Уменьшается громкость, происходит сужение диапазона со стороны высоких частот. Однако в области резонанса динамик акустической системы будет демонстрировать хорошие характеристики.

Расширить диапазон можно в обе стороны (если нет колпачка). По центру, с фронтальной части, над катушкой индуктивности динамика акустической системы клеится усеченный конус. Масса делается по возможности меньше. Подойдет тонкая, плотная бумага, пропитанная лаком ЦАПОН. Верхняя площадка равна катушке, высота составляет половину диффузора, конусность 70 градусов. За счет прибавки массы подвижной части резонансная частота падает, зато верхний край диапазон поднимается, благодаря жесткой сердцевине, тверже, нежели диффузор. В результате происходит расширение спектра воспроизводимых звуков в обе стороны. Суммарный прирост составит полторы-две октавы, овчинка стоит выделки. Позаботьтесь правильно настроить электронную часть: если имеются пассивные фильтры на конденсаторах и резисторах, ограничат (обрежут) возможности механики.

Мастера повышают звуковое давление на резонансной частоте для неэкранированной магнитной системы. Постарайтесь найти такое или похожее установленное кольцо. Потом приклеить второй магнит на обратную сторону стоящего, усилится взаимодействие полей, следовательно, сила звука возрастет.

Устройство акустической системы нехитрое, что способно сломаться, рассказали. Надеемся, ремонт пройдет без сучка и задоринки.

А может, достаточно сделать «шумку» дверей? Узнаём, как улучшить звук в автомобиле

Наш фотограф Максим Малиновский любит не только красивые снимки, но и качественное звучание музыки в автомобиле. И как-то он заявил, что акустика в нашем редакционном Renault могла бы быть получше, учитывая, что в Arkana установлены компоненты не самой худшей фирмы — Bose. Мы обратились к специалисту по автомобильному звуку Андрею Пугачеву, чтобы он рассказал, как можно улучшить качество звучания. Наша машина на гарантии, поэтому под нож мы ее не пускали, зато узнали много нового о том, как выбирать акустику в салон и какие работы над автомобилем необходимо провести кроме замены компонентов аудиосистемы. Оказывается, для того чтобы штатная магнитола «запела» по-другому, можно даже не менять динамики — достаточно лишь чутка доработать двери.

А что вы собираетесь слушать?

Перед тем как начать выбирать динамики, эксперт советует определиться, какую музыку вы будете слушать в автомобиле. Если в салоне чаще будет звучать электронная музыка, то к «акустическому вопросу» следует подходить иначе, нежели в случае, когда вы предпочитаете рок-музыку или творчество поп-исполнителей. И дело здесь не только в басах, как может показаться на первый взгляд.

— Всю музыку можно условно разделить на две категории. Первая — та, где есть исполнитель. Это рок, классика, джаз и т. п. Иными словами, это композиции, которые обычно слушают со сцены. Вторая — музыка без исполнителя. Сюда бы я отнес электронную и клубную музыку. Она должна быть как бы вокруг слушателя, а не играть со одной стороны. Если предпочитаете музыку с исполнителем, то акцент нужно делать на фронтальную часть салона автомобиля — выстраивать так называемую сцену. Если же в вашем плей-листе преимущественно электронная музыка, то необходимо делать просто качественное объемное звучание, — пояснил Андрей.

Шумоизоляция дверей (70—80 долларов по курсу)

Во время «тест-драйва» акустики нашей Renault Arkana эксперт не просто послушал звучание колонок, но и постучал по обшивке дверей. Она пластиковая с небольшими вставками из кожзама. По заводу дверь в непремиальных машинах практически полая, без особой шумо- или виброизоляции, поэтому там возникают резонирующие частоты, которые могут испортить впечатление от прослушивания музыки на громкости чуть больше средней. Кроме того, за динамиком желательно расположить закрытый объем, который не позволит звуку распространяться в ненужном направлении. Дверь в какой-то степени и выполняет роль такого объема, но она вся «дышит», в том числе за счет технологических отверстий.

Для того чтобы добиться в своем автомобиле качественного звучания аудиосистемы, начать нужно именно с шумоизоляции дверей. Полностью их разобрав, обезжиривают внутренние поверхности. Полые емкости дверей проклеиваются вибропластом.

Далее, как правило, наносится слой сплэна (это самоклеящийся материал на основе пенополиэтилена). Он имеет важное преимущество — не впитывает воду. Но есть у сплэна и недостаток — этот материал достаточно жесткий и в жаркую погоду может отклеиваться. К тому же он не поглощает звук. Вместо сплэна можно использовать битопласт. Качество звука с ним даже лучше за счет поглощения так называемых стоячих волн. Ложкой дегтя в случае с битопластом является впитывание воды, что со временем может повредить материал.

В зависимости от мощности акустики, которую вы планируете ставить в машину, необходимо рассчитать толщину вибропласта. Как правило, двери «полнеют» на 3—5 кг, и это не требует никакой дополнительной доработки. Но иногда шумо- и вибропоглощающие материалы добавляют столько лишнего веса, что приходится даже усиливать петли. Возможно, вы видели, как на соревнованиях по звуку владельцы автомобилей приподнимают двери, чтобы их захлопнуть.

— Когда я плотно занимался автозвуком, зачастую проводил шумоизоляцию двери и отдавал клиентам машину со штатными динамиками. И процентов 30 людей говорили, что им больше ничего не надо. Если сделать нормальную шумоизоляцию хотя бы передних дверей, можно сэкономить на покупке более дорогих динамиков, а то и обойтись заводскими. Но есть клиенты, которые настаивают на том, чтобы я просто поставил другие компоненты. Они покупают дорогие модели, которые, в общем-то, теряют свой смысл без работы с дверями, — рассказал специалист.

Еще можно шумоизолировать днище, переднюю панель и даже крышу. Но если от дверей эффект гарантированно услышат даже те, кто в детстве повидался с медведем, то остальные доработки — для самых требовательных аудиофилов. К тому же доработка, например, передней панели — дело недешевое. Одна работа потянет на 100—150 долларов по курсу.

Шумоизолировать одну дверь стоит 70—80 долларов по курсу. Это материал плюс работа. Но здесь важно помнить, что такая операция, скорее всего, повлияет на заводскую гарантию автомобиля. Поэтому нужно либо ждать, когда машина слезет с дилерской «иглы», либо отказаться от гарантии, либо доработать автомобиль на официальной СТО (некоторые дилеры предлагают такую услугу).

Нужно ли дорабатывать задние двери?

— На самом деле, сидя спереди, вы даже не слышите задние динамики. Поэтому если вы шумоизолируете передние двери, вы улучшаете звук для водителя и переднего пассажира. Если дорабатываете задние — делаете услугу для задних пассажиров. В целом, проще настроить качественное стерео спереди, нежели заморачиваться с задним рядом. Мы иногда для соревнований вообще убирали задние динамики, чтобы они не оттягивали сцену. Так что для большинства людей будет достаточно поработать с передом. Для вашей «Арканы» за долларов 150 можно хорошо изолировать две двери. Поверьте, вы почувствуете разницу, — уверил Андрей.

Шумоизоляция багажника

Самые требовательные любители музыки шумоизолируют еще и багажник. Эффект от этой доработки ощутят разве что владельцы компактных хетчбэков. Когда багажник живет «отдельной жизнью» (например, у седана или купе), то шумоизолировать его следует только при установке сабвуфера. В случае с Renault Arkana от доработки грузового отсека можно и отказаться — багажник достаточно хорошо изолирован от салона. Считай, как в седане.

— Нужно понимать, что машина нужна в первую очередь для того, чтобы ехать, а не устраивать дискотеку. Поэтому и багажник следует трогать только в крайних случаях. Нагрузи крышку дополнительными килограммами — она не будет держаться в открытом положении. А значит, нужно дорабатывать газовые упоры. Я бы разумно взвешивал необходимость доработок в обычном автомобиле, — считает специалист.

Что такое твитеры?

На Renault Arkana, как и на большинство машин данного класса, установлена компонентная система. В нашем случае — фирмы Bose. В передних дверях расположены мидбасы, а на передней панели — высокочастотные твитеры (в простонародье — «пищалки»). Фактически это один динамик, разнесенный в два места. Автопроизводители выносят высокие частоты вверх, потому что они достаточно легко поглощаются ковролином. Другими словами, будь твитеры расположены в том же месте, где основные динамики (внизу дверей), звук от них терялся бы.

В нашем редакционном автомобиле «пищалка» расположена классическим образом — с отражением звука от лобового стекла. То есть воспроизводимый высокочастотным твитером звук отправляется вверх, ударяется о наклонное стекло и улетает в салон. Иногда твитеры размещают в стойках. Как правило, звук в этом случае направляется перекрестно: с левой стойки — в правого пассажира, а с правой — в сторону водителя. Специалист рекомендует заменить корпусы штатных «пищалок», потому что сетка не пропускает много частот и они остаются в передней торпеде. А чтобы увеличить «звуковую прозрачность», необходимо поменять крышку твитера.

Андрей считает, что формат MP3 окончательно убил качественную музыку в машинах.

— Раньше, когда музыку слушали с обычных компакт-дисков, там композиции были записаны полностью, без искажений и вырезания якобы «неслышимого» сектора звучания, без каких-либо преобразований. А в формате MP3 все сжато, и теперь ты не можешь «развернуть» композицию на качественную акустику. Хороший звук в автомобиле нужно слушать с закрытыми глазами. Включил симфонию и показал пальцем, где играет скрипка, а где — валторна. С MP3 такого не сделаешь. Именно поэтому сейчас люди чаще делают «шумку» для себя, чтобы комфортнее было ездить, нежели для качественного звучания. Автомобилистам больше не нужна действительно хорошая акустика. Плюс ко всему заводские системы стали намного лучше, чем раньше, — отметил специалист.

Что можно сделать с Renault Arkana?

В случае с нашей редакционной машиной эксперт советует начать как раз с шумоизоляции дверей и посмотреть, что получится. Возможно, больше ничего не понадобится делать. Если же захочется более «породистого» звучания, в багажник можно установить сабвуфер. Но для этого у кроссовера придется переделывать фальшпол, под которым хранится запаска. По заводу пол поднимается, ломаясь прямо у спинок заднего ряда — именно там должен располагаться корпусный сабвуфер. Переделка пола может привести к другим последствиям — возможно, будет затруднительно доставать запасное колесо.

— Что касается замены динамиков, то она в случае с вашей «Арканой» целесообразна, только если вы будете устанавливать в автомобиль дополнительный усилитель либо если повреждены заводские. Можно, конечно, пойти и купить новые динамики за 50 долларов, но вы не получите никакого эффекта по сравнению со штатной аудиосистемой. Если же менять что-то кардинально, то придется вложить солидную сумму денег, — рассказал Андрей.

Здесь важно отметить, что автомобильные динамики бывают двух типов: рассчитанные на работу с выносным усилителем и работающие с магнитольным усилителем. Как понять, «ху из ху»? Необходимо узнать, насколько динамик чувствителен к подводимой к нему мощности. Эта чувствительность измеряется в децибелах на октаву, и ее можно узнать в характеристиках устройства. Динамики с показателем до 93—94 дБ/окт лучше подключать к дополнительному усилителю. Все, что выше, можно коннектить со штатной магнитолой. Обычно у производителей аудиосистем есть пару моделей динамиков для работы с усилителем, который идет в автомобиле с завода. Это бюджетные решения, которые не дадут ожидаемого эффекта от доработки. Если же вы хотите удивлять качеством звучания в вашей машине, придется ставить дополнительный усилитель, менять динамики и закидывать в багажник сабвуфер. И это, вместе с шумоизоляцией дверей, обойдется в добрую копейку. Большинству автолюбителей такой звук попросту не нужен.

Хрипят колонки в машине: что делать при дребезжании динамиков

Проклейка сабвуфера возможна, не стоить сразу выбрасывать

Как заклеить динамик сабвуфера, если вы обнаружите дырку в его диффузоре (причин много и неосторожность и дети пошалили и другое), не стоит спешить, выбрасывать старый, искать новый динамик на замену. Подобные повреждения легко и успешно ремонтируются без последствий и заметного изменения в работе сабвуферного динамика. Чем заклеить сабвуфер если возникла проблема, сейчас поможем.

Приступаем к работе

Собрав нехитрый набор для ремонта, переходим к делу:

  • Отключаем сабвуфер от усилителя, снимаем решетку с динамика с помощью отвертки и откручиваем крепежные шурупы с динамика, осторожно извлекаем из корпуса динамик, отключаем акустические провода
  • Осматриваем состояние диффузора динамика, сразу убеждаемся, что у него не были повреждены выводы со звуковой катушки
  • При помощи ножниц вырезаем заплатку из тонкого картона, такого размера, чтобы она на сантиметр в любую сторону перекрывала эту дыру
  • Электрокартон можно не искать, подойдет практически любой, можете использовать даже картонную коробку из-под конфет
  • Часто случается, что форма диффузора, образована так называемой поверхностью двойной кривизны
  • Тогда нужно сделать две либо три заплатки, которые нужно клеить внахлест одну к другой
  • Совмещаете края поврежденной части на диффузоре, с обратной его стороны пропитываем клеем «Момент», материал диффузора, немного подождите, чтобы клей подсох
  • Подготовьте заранее заплатки из картона, затем обильно смачиваем клеем поврежденное место на диффузоре с обратной стороны, потом сразу же накладываем заплатки, наша цель пропитать соединяемые детали клеем
  • Затем сразу отводим заплатки от диффузора, не убирая их, нужно выждать 20-30секунд, затем приложите обе заплатки обратно
  • С обратной стороны поджимаете их к диффузору, подложив валик из ваты либо синтепона внутри корзины динамика
  • Нужно следить, чтобы диффузор сразу не выпучивало в месте заклейки, значит, нужно подобрать оптимальное усилие для прижима заплаток, чтобы сохранить начальную форму его диффузора
  • По прошествии суток извлекаем из корзины динамика подложенный поддерживающий валик, осматриваем, насколько хорошо склеилось соединение
  • Если заметили непроклеенные области, тогда поднесите тюбик с клеем к щели, и аккуратно нажимаете на тюбик и вдавливаете туда каплю клея
  • Главная цель, чтобы пропал дребезг при работы динамика
  • Феном осторожно подогреваем клеевой шов до вскипания клея, отводим фен и сжимаем место склейки пальцами
  • Подержите минуту минимум, после этого клей схватится намертво и будет удерживать заплатку
  • Осторожно подвигайте диффузор и вовнутрь и наружу, чтобы убедиться, что при его движении не задевается катушкой за магнит
  • В случае необходимости заменяется уплотнительная посадочная резинка, подключаем к динамику назад акустические кабели и устанавливаем динамик на место
  • Как видите, сабвуфер клеить не так и трудно
  • Потом нужно сделать пробное включение при небольшой громкости, чтобы убедиться, что в процессе работы нет дребезга
  • Потом плавно увеличиваем громкость до максимума, внимательно слушаем на предмет появления или отсутствия каких-либо посторонних призвуков
  • Если посторонних призвуков не обнаружили, можете вернуть решетку на место
Читать еще:  Как подключается амперметр в цепь

Вот и все, по-моему все понятно и без видео.

Характер хрипов

Наиболее часто на хрипы во время работы жалуются обладатели колонок некачественного производства. При этом помехи возникают только на большой громкости.
Чтобы попытаться выяснить истинную причину появления дефекта, рекомендуется определить характер хрипов:

  1. временные помехи – хрипение появляется непосредственно после включения, а через некоторое время исчезает или является постоянным;
  2. симметричность – колонки хрипят вместе или только какая-то одна из них;
  3. зависимость от громкости – хрипят на высокой, на низкой или при регулировке;
  4. присутствие хрипов в том случае, если рядом с колонками находится телефон.

А также следует обратить внимание на технику, с которой идет воспроизведение аудиофайлов. Возможно, причина не в колонках. Так, если на музыкальном центре подключенные колонки хрипят, а на компьютере – нет, то неполадки возникают именно на первой аудиотехнике.

Важный момент! Если начали хрипеть новые колонки, то их можно отправить на бесплатную диагностику, обратившись к продавцу.



Заклеиваем динамик

Динамиков, как правило, в аудио системе больше, поэтому вам пригодится инструкция по их заклеиванию:

  • Если ваш динамик начинает выдавать посторонние шумы, это значит, что он мог от времени прохудиться
  • Для заклеивания динамика, достаточно приобрести клей «Момент» («сабвуферный клей» и клей «для динамиков» не существует) и взять кусочек ткани либо бинта
  • А если повреждение его значительное, тогда вам без паяльника уже не обойтись

Чтобы отремонтировать динамик своими руками, вам нужны:

  • Тот же клей «Момент»
  • Пара кусочков тонкой ткани (возможно бинта) в крайнем случае туалетной бумаги
  • Острый нож либо скальпель
  • Пинцет
  • Ацетон

Другие особенности

На сегодняшний день самым распространенным вариантом твитера является электродинамическая система. Конструктивно она состоит из корпуса, магнита, катушки с обмоткой, диафрагмы с мембраной и запитывающих проводов с клеммами. При подаче сигнала, в катушке протекает ток, образуется электромагнитное поле. Оно взаимодействует с магнитом, возникают механические колебания, которые передаются на диафрагму. Последняя создаёт акустические волны, слышен звук. Чтобы повысить эффективность звуковоспроизведения, мембрана имеет специфическую купольную форму.


Автомобильные твитеры, как правило, используют шелковые мембраны. Для получения дополнительной жесткости мембрану пропитывают специальным составом. Шелк характеризуется возможностью более эффективно справляться с высокими нагрузками, температурными перепадами и сыростью.


В наиболее дорогих твитерах мембрана изготовляется из тонкого алюминия или титана. Встретить подобное можно только на очень престижных акустических системах. В обычной аудиосистеме автомобиля они попадаются довольно редко. Наиболее же дешевым вариантом является бумажная мембрана.



Диагностика портативной колонки Charge 7

Нужно сказать, что выглядит эта довольно презентабельно, а стоит в три раза дешевле, чем .

Правда JBL — это водозащищенная беспроводная колонка, а тут вряд ли есть нормальная защита от воды.

Заглушка для зарядного устройства резиновая, но зазоры корпуса оставляют желать лучшего прилегания друг к другу.

Проверяем сколько тока потребляет блютуз колонка. Прибор показывает 0, значит где-то обрыв в цепи питания.

Для проверки USB кабеля питания Мастер Сергей подключил его в мини-вольтметру. Напряжение на выходе кабеля 5 В, так что все в порядке.


Алгоритм действия (пошаговая инструкция)

Открутите крепежные элементы с водяного узла.

Чтобы добраться до резиновой мембраны, понадобится снять половинку узла, если элемент сильно деформировался, то первопричина проблемы в нем. Деталь можно купить в магазине, где продаются запчасти для газовых колонок, но лучше выбрать силиконовую мембрану, которая долговечнее резинового изделия.

Проверьте состояние фильтра на водоприемном устройстве, его требуется прочищать всякий раз, когда он засорится. Чтобы очистить фильтр, открутите гайку, достав сетку, промойте ее, при повреждении необходима замена элемента.

Ремонт портативной колонки Charge 7

Чтобы пропаять разъем micro-USB, лучше всего снять защитный диод SS14. Он высокий и не дает нормально подлезть к контактам паяльником.

Снимать диод лучше всего двумя маленькими или . Так значительно снижается риск оторвать контактные площадки. После пропайки с контактов разъема зарядки, запаиваем диод на место и промываем все от отстаков флюса.

Проверка зарядного тока показала, что портативная колонка кушает около 200 мА. Это значит, что неисправность найдена и устранена.

Как играет такая китайская Charge 7, можно посмотреть на видео от Сергея.
На материалом про ремонт портативной колонки Charge 7 трудились Мастер Сергей и Мастер Пайки.

Проверка электроники портативной колонки Charge 7

Первое что надо сделать — проверить напряжение на аккумуляторе . Для этого отсоединяем разъем от платы и на его контактах меряем напряжение .

Как видно, напряжение на батарее ноль, поэтому ее нужно зарядить отдельно в помощью специального зарядного устройства или лабораторного блока питания с функцией контроля и ограничения тока. Сергей заряди банку до 3,1 В, то есть до минимума, чтобы проверить включается ли колонка вообще.

Далее приступаем к проверке электроники портативной колонки. Проверяем наличие микротрещин, холодной пайки, отслоения дорожек и подпаленных элементов.

Визуальная диагностика показала, что оторвался разъем USB, а точнее его крепление к плате. На фото виден дефект.

Вообще-то такой дефект не должен влиять на возможность зарядки аккумулятора, потому как по разъем для флешки, а не для зарядки. Ищем неисправность дальше.

Тщательный осмотр платы под микроскопом показал, что у разъема micro-USB некоторые контакты имеют микротрещины в пайке. Такое бывает, когда разъем эксплуатируют на излом. Пайка просто не выдерживает.

Реальность или самообман: тюнинг автозвука за пять минут

Случайно обнаруженные энтузиастом-любителем автозвука скрытые функции жидкости, известной под названием «реставратор покрышек», позволяют радикально улучшить звучание недорогой автоакустики, взбодрить пожилые динамики, чуть ли не дав вторую жизнь! Так, во всяком случае, утверждают адепты популярной в народе «теории пропитки подвесов»… Что же это — полезный лайфхак с моментальным результатом или массовое самовнушение?

Н аш портал, конечно, старается рассказывать своим читателям в первую очередь о проверенных и подтвержденных технологиях применительно к автомобильной сфере, однако некоторые вещи на грани науки и суеверий становятся настолько популярными в автомире, что их известность выходит широко за пределы трёпа в соцсетях и гаражах. «Методика улучшения звука автомобильных аудиосистем за пять минут» как раз из числа таких вещей. Пусть каждый найдет в этой истории что-то свое: профессионал – шанс улыбнуться, любитель приложить руки – повод поковыряться с машиной в выходной, любопытный – пищу для ума. Итак, поехали!

Изобретатель из Саранска

Автор нашумевшей в интернете технологии пропитки подвесов динамиков жидкостью для реставрации шин – Игорь Бобров из Саранска, известный на популярной автомобильной блог-платформе DRIVE2 как IGOR311.

– Я электронщик по образованию, в свое время долго работал на саранском заводе точных приборов. Сейчас занимаюсь торговлей аудиокомпонентами и консультированием в сфере звука – рассказал «Колесам» Игорь.

– Лет десять назад мне в руки попал флакон «реставратора шин» марки Doctor Wax, которым я попробовал обрабатывать различные резиновые детали своего автомобиля. Работало средство очень хорошо: увеличивался срок жизни резинок подвесов глушителя, сайлентблоков и подушек стабилизатора поперечной устойчивости, разрушающихся от соли и температуры. Я уж не говорю про то, уплотнители дверей стали прилегать лучше. В итоге возник интерес попробовать улучшить помощью этого же состава характеристики подвесов каких-то старых динамиков. Эффект был просто ошеломительный – через пять минут после нанесения состава кисточкой на подвес диффузора звучание большинства динамиков улучшалось так, что это заметно любому человеку, а не только «аудиофилу с тренированными ушами»!

– Собственно, ключевая суть технологии – возврат динамикам заводских характеристик – продолжает Игорь.

– Я в свое время регулярно посещал ежегодные Hi-Fi-Show в Москве, где общался с представителями известных зарубежных компаний-производителей аудио: DLS, Jamo и т.п. И они не скрывали, как быстро подвес нового динамика теряет эластичность. Полгода – и характеристики уже не те, что сразу после конвейера. Инженеры об этом факте знают, пытаются при проектировании его учитывать, чтобы компенсировать старение, но получается лишь отчасти… А вот «реставратор шин» справляется с этим отлично, он смягчает подвес и предотвращает дальнейшее высыхание на годы! На тех же Hi-Fi-Show я многим производителям высококачественной акустики не раз предлагал проверить эффект пропитки. Большинство, конечно, пальцем у виска крутили, но кое-кто соглашался и был приятно шокирован: буквально через пять минут после пропитки акустика начинала звучать заметно лучше. Раз за разом переключали провода с обработанной на необработанную колонки, и отличие в пользу обработанной была налицо!

По словам Игоря Боброва, убедившись в явном положительном эффекте, он неоднократно обращался и в российское представительство компании-производителя «реставратора шин», предлагая им за умеренное вознаграждение свою идею – воспользоваться обнаруженным «пасхальным яйцом» и начать под своей же маркой продавать эту же жидкость еще и в небольшой фасовке с кисточкой. Но не как реставратор шин, а как специализированное средство для реставрации и улучшения акустики. В представительстве Игоря внимательно выслушали, пообещали передать информацию в зарубежный офис, на чем все благополучно и заглохло…

Результаты мнимые или реальные?

Игорь Бобров уже без малого десять лет пропагандирует в интернете технологию пропитки подвесов жидкостью для защиты и реставрации шин, подчеркивая, что не имеет с этого ни копейки. За это время его совету последовали сотни, если не тысячи людей, обработав динамики автомобильных и домашних аудиосистем.

Вот типичные отзывы новообращенных адептов технологии:

  • «…я обалдел! В своей старушке «каденсы» обмазал, жёсткий каденсовский бас стал бархатистым, глубоким, звук стал этажным, слойным! Теперь нутром чувствую низы, средние и верха. А хотел менять колонки. Спасибо. »
  • «…обработал автомобильные динамики Morel Tempo 6 – звук стал на порядок сочнее. »
  • «…я пробовал на старых советских динамиках 25ГД-26Б, добился понижения резонансной частоты с 46 Гц до 32 Гц…»

Впрочем, мало кто проводит измерения параметров динамика до и после обработки. Например, таких, как резонансная частота, добротность, амплитудно-частотная характеристика. Почти все испробовавшие «технологию» оценивают результат субъективно, на слух.

Дело в том, что и сам Игорь нарочито пренебрегает числовыми данными и замерами, утверждая, что «все слышно ушами». «Берите и делайте – все же просто и недорого, хватит трепать языком в интернете!» – так, в общих чертах, выглядит его позиция. Однако сторонники научного подхода возмущаются, и их можно понять…

Глубокого и всестороннего исследования технологии мы в редакции «Колес» не проводили, однако, чтобы составить собственное впечатление, проделали все же два несложных теста – субъективный и объективный. Объективный – измерение резонансной частоты динамика до и после пропитки подвеса. Субъективный – прослушивание обработанной с помощью пропитки акустики – также до и после. Собственно, именно субъективный метод и пропагандирует автор идеи. «Вы все услышите своими ушами, это гораздо лучше измерений и полученных в результате сухих цифр!» — утверждает Игорь Бобров.

Итак, объективный метод. Берем 4-оммный автомобильный 13-сантиметровый динамик из разряда дешевеньких, и проводим его измерение. Выясняем параметры Тилля-Смолла, применив распространенную среди любителей поковыряться с акустикой программу AudioTester. Резонансная частота динамика оказалась равной 96 Гц. И ни она, ни прочие параметры после пропитки, увы, не изменились… Быть может, материал подвеса нашего дешевенького динамика оказался из тех, что не подвержены воздействию «реставратора шин»?

Субъективный метод тоже опробовали. Обработали динамик довольно неплохо звучавшего в прошлом, а сегодня «списанного на пенсию» домашнего музыкального центра Philips производства середины 90-х годов. Не заметить результат было бы трудно: мы промазали подвес одной колонки из пары, и слушали результат, оперативно переключая звук с обработанной на не обработанную, и обратно. Увы, изменений отметить не удалось…

Мнение эксперта

Мы попросили эксперта в области автомобильного и домашнего аудио прокомментировать чудодейственное снадобье и «тюнинг звука за 5 минут». Наш консультант, используя свой богатый опыт, высказался достаточно развернуто:

– Начнем издалека. Нередко бывает, что динамик потенциально хорош, но корпус не позволяет ему выдать максимум своего качества звучания. К примеру, у большинства домашних полочных акустических систем, даже от брендов с солидной репутацией, слишком низко настроен фазоинвертор, что улучшает глубину баса, но радикально ухудшает его четкость и собранность. Чистый маркетинг: более глубокий бас услышит каждый, а точность и четкость при меньшей глубине баса оценят далеко не все .

Если акустическое оформление динамика не оптимально, его можно улучшить, изменив характеристики корпуса. Но, как ни странно, допустимо подойти к той же задаче с другой стороны: изменить параметры не корпуса, а самого динамика. Например, воздействием на центрирующую шайбу (оказывающую наибольшее влияние на характеристику колебаний подвижной системы динамика) или тот же подвес (который влияет, но в гораздо меньшей степени, нежели шайба).

Однако пропитка подвесов, о которой идет речь выше, проводится исключительно с целью их размягчения и рекомендуется всем подряд, невзирая на тип динамиков и их оформление, что недопустимо. Ибо совершенно неверно считать, что в любом динамике надо стремиться к максимальному увеличению эластичности шайбы и подвеса!

Нередко бывает, что нужно совершенно обратное. Вот опять же пример . Автомобильные НЧ/СЧ-динамики Dynaudio всем хороши, кроме одного – у них вялый мидбас в объеме автомобильной двери, который чаще всего составляет не менее 28-30 литров. Вялость мидбаса – реакция на неоптимальный, избыточный объем. Но опытным любителям автозвука известно, что от этой проблемы легко избавиться, если установить динамик в корпус 15-17 литров. Можно внутри двери изготовить корпус заданного объема, но никто из инсталляторов этого не любит. Гораздо проще пропитать центрирующую шайбу динамика с целью увеличения её жесткости, и если это сделать грамотно, то у динамика появится нужная скорость и четкость при работе на объем двери.

Возвращаясь к конкретному примеру использования «волшебной жидкости», которой пропитывают подвесы с целью увеличения их эластичности, надо отметить, что размягчение подвеса влечет за собой увеличение эквивалентного объема Vas и уменьшение резонансной частоты Fs. То есть, из трех главных параметров любого динамика мы меняем (причем, бесконтрольно) два, а что уж произойдет с третьим (полная добротность Qts), и вовсе никто не знает.

Да, не исключено, что таким образом удастся попасть пальцем в небо и случайным образом улучшить звучание изначально неоптимальной системы. Если подвес изначально вообще дубовый, то у динамика и чувствительность станет выше, отчего он запоет громче. От подвеса также требуется эффективное демпфирование, то есть гашение резонансов, и если, опять-таки случайно, демпфирующие качества подвеса в результате пропитки улучшатся, то звучание станет чище.

Но как поведет себя обработанный подвес на сильном морозе, либо в жару? Не станет ли слишком мягкий подвес прихлопывать уже на средней громкости и что с ним будет при работе на большой громкости? Риск получить ухудшение конечного результата при воздействии на параметры вслепую крайне велик.

Что делать если динамики в автомобили начали хрипеть

Устанавливаем источник хрипа: хрипит несколько динамиков

Вначале устанавливаем источник неприятного звука. Хрипит ли какой-то один динамик или сразу всё. Если неприятный звук доносится из всех динамиков, то вы купили автомобиль на вторичном рынке, поскольку с только что выпущенным автомобилем такое редко случается. Основная причина свиста и хрипа – это несоответствие мощности динамиков к магнитоле. В этом случае придётся что-то менять: или колонки, или магнитолу, второе будет менее бюджетно.

Ещё хрипы и свисты могут быть из-за неправильно подключения. Дело в том, что на всех недорогих магнитолах происходит одна и та же ситуация. Большинство колонок подключаются к единому выходу, в результате чего мощности не хватает. Колонки начинают хрипеть уже при небольшой громкости.

Ещё осмотрите контакты динамиков, все ли они находятся в хорошем состоянии? Если нет, то очистите их от ржавчины, а также осмотрите, нет ли других видимых повреждений.

Хрипят одновременно все динамики в автомобиле

Ситуация, когда в автомобиле одновременно хрипят все динамики, довольно редкая, особенно если речь идет о штатной аудиосистеме автомобиля, установленной в салоне. Производители машин стремятся правильно подбирать магнитолу под динамики, чтобы никаких посторонних звуков при их работе не было.

Неправильный подбор мощности


Если приобретена машина на вторичном рынке, и в ней хрипят все динамики на большой громкости, проблема может скрывадться в неправильно подобранной мощности. Когда магнитола выдает более мощный сигнал, чем максимально может принять акустическая система, будет слышан хрип из всех динамиков в процессе их работы.
Именно поэтому, перед покупкой новой магнитолы или динамиков в автомобиль, обязательно нужно сравнить их мощности. Практически все современные автомобильные магнитолы работают на мощности около 50-55 Вт. При этом выдерживать такую мощность могут только качественные динамики. Сравнивать мощность магнитолы необходимо с номинальной мощностью динамиков.

Читать еще:  Краска для закрашивания сколов на автомобиле

Обратите внимание: Большинство производителей динамиков используют маркетинговую уловку, делая особый акцент не на номинальную мощность, а на пиковую. На этот параметр нельзя ориентироваться при подборе динамиков под магнитолу. Чаще всего, чтобы узнать номинальную мощность из пиковой мощности, нужно ее разделить на 10. Например, если пиковая мощность, она же максимальная, указана на уровне в 300 Вт, то такие динамики смогут работать в нормальном режиме с магнитолами, мощность которых 30 Вт или меньше.

Проблемы с выходом магнитолы

На бюджетных магнитолах все динамики автомобиля могут быть подключены к одному выходу. Если в автомобиле установлена такая магнитола и хрипят динамики при работе (даже на не самой большой мощности), следует проверить состояние вывода. Убедитесь, что на нем отсутствуют следы коррозии и различных повреждений. Не лишним будет «прозвонить» цепь от вывода магнитолы к динамикам.

Выход динамиков из строя

Ситуация, когда одновременно выходят из строя все динамики в автомобиле, встречается весьма редко, но она возможна. Например, с такой проблемой могут столкнуться водители, которые несколько часов подряд на высокой громкости слушали музыку.

При прослушивании музыки на высокой громкости, в динамиках может возникнуть перегрев катушек. Чаще всего они закреплены при помощи клея, который под воздействием высоких температур начинает плавиться, а катушки отклеиваются от динамика. Это ведет к появлению хрипа при работе автомобильных динамиков. В такой ситуации потребуется их замена.

Обратите внимание: В некоторых ситуациях из-за долгой работы магнитолы на максимальной мощности из строя может выйти усилитель.



Но что делать, если хрипит один динамик?

В этом случае не нужно сразу бежать в магазин и становиться в очередь за кредитом на новую стереосистему. Неполадки можно попробовать устранить самостоятельно.

Для начала исключите проблемы с проводами и крепежом. Хрипы могут доноситься из-за неисправности проводов в динамике. Из-за этого плохое звучание больше всего заметно на минимальной мощности. Если провода перетёрлись и сломались, разберите динамики и проверьте их. Если это необходимо, припаяйте новые, того же сечения.

Если из строя вышли все динамики, а машина была куплена недавно, и вы исключайте проблемы с мощностью, то скорее всего, вы прослушивали длительное время музыку при очень большой громкости. Здесь отремонтировать колонки вряд ли удастся.

Выясняем проблему некачественного звука из одного динамика при максимальной мощности прослушивания, что делать? Возможно, проблема с тем, что он просто за время эксплуатации засорился. Попробуйте просто его прочистить. Хорошо для этих целей использовать пылесос.

Обратите внимание, что если динамик залило водой, то прочистка не поможет, необходимо покупать новую модель. Причём и парную колонку тоже придётся менять, ведь акустика покупается парами.

Как избавиться от свиста в динамиках

Свистящий звук в динамиках раздражает, чтобы избавиться от этой проблемы нужно разобраться в причинах и устранить их.

Что может провоцировать:

1. Магнитола (Головное устройство, оно же ГУ).

1.1. Достань магнитолу 1.2. Если Pioneer — попробуй тонким проводом замкнуть корпус ГУ и внешнюю «юбку» RCA-разъема. Если фон пропадет — неси ГУ в сервис (менять сгоревший предохранитель линейных выходов). И больше не «перетыкай» межблоки при включенном ГУусилителе. Кстати, такое возможно и при кратковременном КЗ выходов усилителя. 1.3. Проверь надежность подключения DIN-разъема (и вообще всех разъемов ГУ). 1.4. Попробуй отключить антенну. 1.5. Проложи любым подходящим проводом плюс и минус на ГУ с аккумулятора напрямую. 1.6. Фонить и трещать на увеличении и уменьшении громкости, может от плохого контакта питания (и плюсового и массы).

2.1. Попробуй поменять местоположение усилителя (лучше всего вытащить его за пределы салона). Например, усилитель в багажнике может ловить фон от бензонасосаего проводки. Перенос на другую сторону багажника поможет убрал фон. 2.2. Попробуй выкрутить гейн «в ноль» — фон остается? Становится тише или нет? 2.3. Корпус усилка с массой кузова соприкасается? Так нельзя, переделывай. 2.4. Отключи провод ГУ-REMOTE от усилителя и вместо него кинь «+12В» любым подходящим проводом. 2.5 Экран межблоков (хвостики).: 2.5.1 При наличии одного хвостика в межблоке (тоненькая такая жилка), он должен быть замкнут на массу ГУ (не усилителя!). 2.5.2 Хвостики экрана (не земля!), идущие из межблочных кабелей заминусуй в места минусов всех усилителей. 2.6. Если немного шатается RCA-разъем усилителя — возможно плохой контакт, необходима пропайки разъемов изнутри усилителя.

3. Межблочные кабели.

3.1. В первую очередь — перепроложить другие межблоки по воздуху, лучше вне салона машины. 3.2. Если нет возможности — отключить их от ГУ и усилителя и прозванивать на предмет обрываплохого контактаКЗ с кузовом. Потом менять положение, слушать фон и перекладывать.

4. Кроссоверы. 4.1. Попробовать переместить кроссоверы в другое место (лучше перемещать и слушать изменения в фоне).

5. Динамики и акустические провода. 5.1. Прозвонить каждый провод на предмет замыкания с массой кузова.

6. Доп. оборудование. 6.1. Наводки бывают от ксенона, парктроников и прочего доп. оборудования.

7. Питание системы в целом.

7.1. Все земли должны быть сведены в одну точку, иначе будет земляная петля. Прокинь массу ГУ к массе усилителей. 7.2. Устрани контакт ВСЕХ! компонентов (без исключения!) системы с кузовом авто, то бишь с МАССОЙ. 7.3. Подтяни клеммы на АКБ.7.4. Попробуй временно заменить АКБ. 7.5. Попробуй временно заменить свечи и высоковольтные провода.

Еще по этой теме очень хорошо в свое время сказал Басик (Внимание: в видео присутствует ненормативная лексика!):

Надеемся, что эти советы помогут вам устранить скрип в динамиках, и вы сможете насладиться качественным звуком в своем авто.

Информация подготовлена агентством автомобильных новостей «Автолайн»



Как понять, что поломка связана именно с динамиком?

Для этого просто на место динамика с некачественным звуком, подсоедините колонку, в работе которой вы уверены. Если проблема не самоликвидировалась, то нужно исследовать все провода на наличие коррозии и сломов. Если после смены динамиков звук поменялся в лучшую сторону, то колонкам пора в утиль, но перед этим попробуйте их всё же почистить вышеописанными способами.

Музыкальное сопровождение при езде помогает расслабиться и меньше утомляться. Но если за двигателем хороший автовладелец следит регулярно, то общее состояние колонок его мало беспокоит. В автоцентрах при прохождении ТО не обращают внимание на звучание, поэтому необходимо самостоятельно следить за исправностью всех деталей. Регулярно прочищайте динамики, используйте для этого пылесос или фен, следите, чтобы в них не попадала влага. Также диагностируйте работу динамиков. Ведь зачастую мы хотим исправить уже то, что не подлежит ремонту.



Исправляем в BIOS

Переходим в расширенные настройки «Advanced». Ищем параметр, отвечающий за работу звуковой карты. Он может называться: «HD Audio», « Definition Audio», «Azalia», «AC97». Зависит от версии BIOS. Первые два варианта — самые распространенные. Напротив него, должно быть установлено «Auto» или «Enable». Если параметр другой, нажмите «Enter». Откроется меню, где установите правильное значение. Сохраните настройки.

Хрипит динамик в ноутбуке — как исправить, используя «Службы»

Проблема заключается в неправильной работе программы отвечающей за воспроизведение звука. Избавитесь от искажений путем сброса настроек. Нажмите «Пуск»-«Выполнить». Далее пропишите команду «services.msc».


Найдите службу «Windows Audio», нажмите ссылку перезапустить.

Трещат динамики в ноутбуке — почистите их

Несмотря на защиту лэптопа от попадания пыли, динамики со временем загрязняются. Это приводит к проблемам со воспроизведением звука.

Если устройство на гарантии, обратитесь в сервисный центр. Его почистят бесплатно.

Откройте заднюю крышку. Аккуратно извлеките колонки.


Для их чистки используйте маломощный пылесос, или ватные палочки для очистки в трудно доступных местах.

Определение источника хрипа

Как только в салоне автомобиля появляются неизвестные звуки во время воспроизведения музыки или при включённом радио, значит один из динамиков начал работать хуже других. Это легко проверить, если добавить немного громкости. В этом случае шумы будут только усиливаться.

Найти источник хрипа несложно:

  1. Обычно аудиосистема в машине работает в стереорежиме. То есть, звуковая панорама разбивается на левую и правую сторону. За эту настройку отвечает отдельная функция в магнитоле, которая позволяет повышать или понижать громкость на каждую отдельную сторону. Так вы сможете узнать, с какой стороны идёт хрип.
  2. Определив нужную сторону, нужно внимательно послушать каждый из работающих динамиков на передней и задней двери.

Таким несложным образом можно найти точный источник хрипа и попробовать устранить его самостоятельно.

Как сделать хороший звук в машине: инструкция для «чайников»:

Мифы и правда об аудиосистеме автомобиля

Так как аудиосистема напрямую не влияет ни на безопасность, ни на надежность автомобиля, музыка традиционно становится тем местом, где автопроизводители стараются сэкономить. Как правило, они не ставят в свои машины китайский ноунейм, который будет портить статистику поломок, а сотрудничают с именитыми производителями. Однако надо понимать, что почти у любого производителя есть бюджетные и простые решения, которые и идут в ход.

Чтоб машина «заиграла»

Если не брать во внимание премиум марки типа Lexus, BMW, Range Rover, Mercedes, то штатная музыка с завода — это ерунда на постном масле, годная разве что для прослушивания радио или колыбельных для детей.

Штатная акустика в бюджетниках и машинах среднего класса имеет узкий частотный диапазон, необъемную звуковую сцену и вообще делается по принципу «есть и ладно». Никто не заморачивается с созданием сцены, объемного звука, вибро- и шумоизоляцией дверей, подбором компонентов. Как правило, с нормальным головным устройством, музыка уже на двух третьих громкости начинает искажаться и похрипывать. Какие-то инструменты вообще теряются, получается каша.

И даже покупка Мерседеса не гарантирует хорошего звучания. Как правило, в машинах премиум класса по умолчанию ставится музыка среднего качества, а вот за доплату в 200+ тысяч рублей уже предлагают действительно хорошую музыку типа Mark Levinson, Harman Kardon, Bang&Olufsen, Focal и так далее.

В общем, если хочется в дороге наслаждаться не только радио, но и слушать музыку разных жанров, надо менять штатную акустику на новую.

Многие, кто никогда не слышал, как звучит хорошая акустика, считают, что им то с музыкой в машине повезло, но, повторюсь, в 99% случаев (если не брать в расчет премиум автомобили) это не так.

Я не буду вдаваться в сильные дебри по поводу того, как сделать, чтобы машина заиграла по-новому и качественно, не буду говорить о настройках, материалах, проводах, контактах, технологии производства и так далее. Расскажу лишь, что нужно сделать обязательно, так сказать, для чайников. Чтобы далекий от автозвука человек примерно понимал стоимость. А тем, кому нужно, чтобы было лучше всех и кого бюджет неограничен, лучше обратиться в профессиональную студию автозвука с хорошими отзывами и победами в конкурсах.

Что делать

Многое зависит от головного устройства. Если магнитола умеет читать все форматы, имеет блютус, usb, слот для SD-карт и так далее — это не говорит, что она будет выдавать качественный звук. Одной только заменой головного устройства можно улучшить качество звука. Но улучшение это будет не радикальным, поэтому идем дальше.

И вот ещё одно важное замечание. Производители прекрасно понимают, что большая часть потребителей смотрит на то, что видно и не особо понимает в том, что спрятано от глаз. Поэтому делают большой монитор, красивую подсветку, большую встроенную память, дизайн, много бесполезных функций, но технические характеристики и используемые детали оставляют желать лучшего.

Так что не ведитесь на китайские ноунейм-магнитолы с сенсорными экранами, Android Auto и огромной памятью, лучше купите качественную японскую или европейскую 1DIN магнитолу с качественными компонентами и жестким контролем-качества. Она будет не такой крутой внешне, зато играть будет лучше.

Практически у всех головных устройств есть встроенный усилитель. Но он скорее для галочки, нежели для серьезных целей. Встроенный усилитель реализует возможности только самых бюджетных динамиков.

Вообще роль усилителя в народе очень часто недооценивают. Люди покупают дорогие динамики, иногда меняют головное устройство, но экономят на усилителе (а он часто стоит столько же, сколько хорошее головное устройство или комплект хороших динамиков). В итоге без усилителя динамики играют только на 30% от своих возможностей и человек разочаровывается в автозвуке, сожалеет и потраченных деньгах или вообще не слышит разницы между «было» и «стало».

Лучше купить динамики и головное устройство попроще, но не экономить на усилителе. В итоге будет громче и качественнее, потому что динамики будут отыгрывать на 100%, а вы будете слышать разницу и понимать, на что потратили деньги.

У динамиков очень много характеристик. Часто смотрят на максимальную мощность и количество. Но это чисто маркетинговые характеристики, которые любят выносить на упаковку. Они не играют вообще никакой роли. Максимальная мощность — это вообще какая-то абстрактная величина, которую вы никогда не получите. Число полос не так важно, как материал из которого сделаны диффузоры и все остальное. Не имеет никакого значения размер магнита, на который так часто смотрят.

Не стоит покупать акустику от неизвестных производителей. Это, как и с любой техникой и автомобилями. Нельзя просто так взять и сделать хороший продукт класса Hi-Fi или Hi-End, если нет опыта. Даже если поставить самые дорогие компоненты и использовать дорогие материалы. К тому же дешевая акустика служит обычно не дольше нескольких лет.

Если вы решили подключать динамики напрямую к головному устройству (чтобы было максимально бюджетно), то надо покупать динамики с сопротивлением не менее 4 Ом и чувствительностью порядка 92 дБ.

И не надо думать, что чем дороже, тем лучше. Не всегда так — это раз. А два — зачастую от более дешевых динамиков можно добиться лучшего звука за счет правильной установки. Например, звук от динамиков за 3000 рублей, которые установлены в дверь на деревянный подиум с шумо-и виброизоляцией будут звучать лучше в 90% случаев, чем динамики за 6000 рублей, установленные на металл.

Если вы хотите иметь сочный бас, никакие динамики (даже «блины») не дадут вам того, что даст простенький сабвуфер. Просто из-за своих размеров и хода диффузора. Саб не обязательно должен быть огромным и занимать полбагажника. Он вполне может быть компактным или даже активным (тогда не понадобиться покупать отдельный усилитель).

Количество динамиков в машине не играет решающего значения. Мощность и громкость — это не самые важные параметры. Гораздо важнее, чтобы акустика была компонентной.

Высокочастотники лучше ставить на уровне ушей или хотя бы груди (в стойках). Если они будут играть в ноги, вы их не услышите. Направлять их нужно в сторону слушателей. Ещё лучше, если будет отдельный канал для баса (саб). Саб можно размещать в любой части салона или даже багажнике. Тогда будет максимально качественно и глубоко.

Все это не удастся сделать без кроссовера, главное предназначение которого, разделение частот и отправка их на нужный канал. То есть басы кроссовер отправляет на саб, высокие частоты (флейты и всякое такое — на твитеры), а все остальное — на среднечастотники.

Установка

Про установку я уже местами говорил. Она не менее важна, чем выбор компонентов. Если кратко подытоживать, то важно обеспечить жесткое крепление к массивной детали. Если это не штатный пластиковый подиум, или вы крепите динамики большего размера, чем штатные, важно сделать подиумы или кольца-проставки из толстой фанеры или дерева.

Ещё сильно улучшит звучание даже локальная шумо- и виброизоляция. Если нет денег на полную шумку, то хорошо хоть как-то проклеить хотя бы двери. Если и на двери нет денег, то крайне желательно проклеить хотя бы места напротив тыльной части динамика. Для этого нужен лоскут поглощающего материала. Это будет совсем недорого и сделать можно самому. Уже это в значительной мере устранит нежелательные резонансы и призвуки от вибрирующего металла.

Строго говоря, не всем нужен в машине хороший звук. Так же, как и не всем нужен смартфон с хорошей камерой и топовыми характеристиками. Если вы день и ночь гоняете на машине по разбитым дорогам с пассажирами и слушаете радио, хорошая акустика вам не нужна.

Цена вопроса

Теперь о стоимости. В принципе сильно улучшить звук можно и полумерами. Например, поставив хорошую голову вместо штатной. Или установкой усилителя. Да даже проклейка дверей или локальная виброизоляция улучшит звучание даже штатной акустики. Всё зависит от бюджета.

Я на модернизацию звука в своей машине потратил примерно 48 000 рублей. У меня надо сказать получилось звучание хорошего уровня. Это не топ, но и далеко не бюджетный уровень. Я бы сказал, средне-продвинутый уровень. Не для конкурсов, а для уха.

Играет моя машина теперь намного лучше того, что было штатно, примерно на уровне тех систем, которые ставятся в недорогой премиум (типа Мерседеса А-класса без опционального музыкального пакета, Mazda с акустикой Bose и так далее). Можно было бы улучшить звук и за в два раза меньшие деньги. А если есть 100 тысяч, то можно было бы сделать ещё лучше и качественнее.

Улучшаем штатную акустику в машине: три недорогие системы для бизнес-седана

Качество звука в автомобиле — один из самых субъективных факторов. Большинство автовладельцев к уровню акустики относится равнодушно: играет и играет. Еще какая-то часть водителей, обычно молодых, качество звука приравнивает к громкости: если слышно так, что дребезжат стекла соседних машин, значит, звук хороший. Ну, и минимальный процент за рулем — меломанов, которые способны услышать в концертной записи фальшь пятой скрипки слева. Если же говорить в целом, то любителей качественного автозвука больше среди владельцев более дорогих машин, которые к каждому аспекту авто относятся более требовательно. Именно для них автопроизводители делают опциональную премиальную акустику, а всевозможные тюнинговые ателье предлагают варианты доработок штатных систем. О том, как улучшить звук в автомобиле, нам показали и рассказали специалисты студии «Бладхаунд».

Читать еще:  Вентиляционные отверстия в аккумуляторе

Для начала стоит пояснить, что же такое улучшение автозвука и как происходит процесс подбора тех или иных компонентов. Как отмечает менеджер компании «Бладхаунд» Илья Смирнов, если клиент не имеет опыта и знаний в соответствующей теме, ему могут предложить весьма обширный спектр решений: от типового до эксклюзивного.

Выбор оборудования, которое будет поставлено на автомобиль, клиенты зачастую доверяют специалистам, ведь помимо опыта они могут гарантировать и постоянное наличие качественных аудиокомпонентов. Это весьма актуальный момент с учетом того, что у многих, и даже у ведущих, брендов в сфере автозвука довольно сложные системы дистрибуции и реализации в России.

Кроме того, эксперты знают ситуацию на рынке и могут подобрать компоненты проверенных брендов, причем напрямую, у официальных импортеров. Это важно потому, что чаще всего незнающие клиенты «ведутся» на яркую рекламу и громкие имена, не осознавая, что порой известный мировой бренд уже давно прекратил существование и теперь под его вывеской реализуется весьма сомнительная продукция. Специалисты как раз и призваны уберечь клиента от таких ошибок и предложить ему действительно качественную технику.

Штатная акустическая система без обшивки

Немаловажный момент в подборе комплектующих — музыкальные предпочтения клиента. Перед тем как заняться разработкой плана на автомобиль, специалисты обязательно уточняют, какое именно музыкальное направление предпочитает его хозяин, а также на какой громкости он обычно слушает музыку. Даже если взять самые качественные компоненты и идеально их настроить под прослушивание спокойной классической музыки, любитель электроники или рэпа вряд ли оценит качество дорогих компонентов, ведь ему важны громкость и бас, без чего можно вполне обойтись в случае с классическими произведениями. Таким клиентам необходимо делать акцент совсем на другой технике и даже жертвовать классом аппаратуры ради большей мощности. Так что подход к разработке автокомпонентов будет индивидуальным, даже если речь идет о типовом решении.

Акустическая система после переработки. Все улучшения будут скрыты под обшивкой

Именно поэтому штатная «музыка» всегда кажется такой неброской и незвучной: она создается в расчете на усредненные музыкальные предпочтения покупателя, а создать универсальную «музыку» хорошего качества практически невозможно. К тому же нельзя забывать, что производители машин всегда ограничены таким параметрами, как вес автомобиля и объем багажника, так что установка, например, сабвуфера иногда просто невозможна.

Да и создать прямо-таки идеальный звук в машине все равно не удастся: не позволит расположение компонентов в ограниченном пространстве автомобиля.

Устанавливаем продвинутую «музыку» в Toyota Camry

Вариант № 1. Бюджетный

Специально для нашего журнала эксперты студии «Бладхаунд» предложили несколько вариантов для самого популярного бизнес-седана в России. Причем рассматривать мы будем версии с моторами объемом 2,0 л и 2,5 литра, так как топовая версия Camry с двигателем 3.5 штатно оснащается более передовой аудиосистемой фирмы JBL.

Первый и, естественно, самый простой и недорогой вариант — когда за основу берется готовое решение известного производителя акустики, который изначально предлагает компоненты для конкретных моделей. Данная практика весьма распространена и не является чем-то уникальным: практически все ведущие игроки мира автомузыки предлагают подобные готовые решения.

Хорошее соотношение цены и качества, например, у французского бренда Focal. Комплект для Camry предполагает замену штатных динамиков в дверях и установку четырехканального усилителя на 55 Вт, которого хватает с запасом. Установка усилителя обязательна, поскольку возможностей штатного головного устройства для новых колонок не хватит и звук может оказаться еще тише, чем был.

Стоимость комплекта — 60 000 рублей.

Вариант № 2. Бюджетный с сабвуфером

Подойдет тем, кто любит побольше баса. Выполняется на основе первого, только усилитель ставится более продвинутый, пятиканальный, для подключения сабвуфера. Компания «Бладхаунд» рекомендует оптимальный, на 250 Вт, от бренда Alpine.

Стоимость комплекта — 86 000 рублей.

Вариант № 3. Оптимальный

Подразумевает более серьезную работу на созданием акустического пространства. В переднюю часть автомобиля устанавливаются шесть динамиков вместо стандартных двух, а общее число колонок достигает, соответственно, восьми. Отдельный комплекс работ выполняется для сабвуфера, который встраивается в подиум в правой нише багажника, занимая минимум полезного пространства. Само собой, и компоненты нужны уже другого уровня. Для динамиков и сабвуфера необходимы отдельные усилители, причем первый идет со встроенным процессором.

Стоимость комплекта — 180 000 рублей.

Предложенные решения — некий базис, от которого можно отталкиваться при постройке музыкальной системы в автомобиле среднего ценового диапазона.

Первый — это доработка штатной системы, которая решит проблему нехватки громкости, различных аудиоискажений и шумов, добавит звуку чистоты. Второй — наполнение салона интересным и качественным басом для любителей электронной музыки. Третий — уже достаточно продвинутая система с процессором, многоканальным усилителем и компактным размещением сабвуфера для меломанов.

Само собой, при желании всегда можно поставить более серьезные компоненты (усилитель может стоить и 100 000 рублей). Но если рассматривать баланс «качество звука на потраченный рубль», то специалисты «Бладхаунд» взяли бы за основу именно эти три варианта.

Каков итог?

Представленные варианты подойдут клиентам, которые не готовы погружаться в дебри автозвука или участвовать в автомобильных аудиофестивалях. Это некие готовые решения, отвечающие запросам чуть более требовательных клиентов, которые примерно представляют, что хотят получить от звучания. Представитель компании «Бладхаунд» Илья Смирнов сравнивает создание музыкальной автосистемы с индивидуальным пошивом пиджака: клиент всегда сам должен определить, что ему ближе. Именно поэтому специалисты студии после окончания работ предлагают поездить пару недель, привыкнуть к музыке, послушать любимые треки и потом при необходимости вернуться на доработку и донастройку системы.

Причины выхода автомобильных динамиков из строя

Покупая автомобильные динамики, каждый автовладелец надеется, что они будут «служить» ему на протяжении долгого периода времени. Но, к сожалению, на практике всё может быть совсем по другому. Реальный термин службы ваших динамиков напрямую зависит от условий эксплуатации. Естественно, многие дорогостоящие модели имеют встроенную защиту от отрицательного влияния ряда внешних факторов (температура, повышенная влажность или сухость воздуха, пыль и т.д.). Но в случае пренебрежения главными правилами установки, несоответствия между компонентами системы, неправильном использовании и настройке динамиков неизбежно их повреждение, а также преждевременный выход из строя. При этом гарантия не распространяется на причины, которые связанны с нарушениями правил эксплуатации.

По статистике повреждение автомобильных динамиков – более распространенное явление по сравнению с домашней аудиотехникой. Это связанно с чрезвычайно широким выбором режимов настройки аудиосистемы, способов ее инсталляции и разнообразия компонентов.

Итак, рассмотрим подробно наиболее распространенные причины преждевременного выхода из строя автомобильных динамиков.

Как правило, очень многое связывает динамики с усилителем и именно он, зачастую, является причиной выхода первых из строя. Более подробно о согласовании данных устройств можно прочитать в статье «Оптимальная мощность автомобильной акустики при согласовании с усилителем». И так, одной из причин поломки динамиков является чрезвычайно мощный усилитель поломка связана не напрямую с высокой мощностью, а, прежде всего, неправильной регулировкой gain (мощность усилителя на входе). Возьмем, к примеру, усилитель с продолжительной мощностью, которая превышает допустимое значение мощности динамиков в два раза. Такой усилитель считается чрезвычайно мощным, но при правильной gain даже такой усилитель становится совершенно безопасным для ваших динамиков. При этом гарантируется еще и безупречное качество звука без искажений и перегрузки на выходе.

Таким образом, одно и то же значение допустимой номинальной мощности динамиков 80 Вт и усилителя 160 Вт может иметь противоположный эффект: либо быть причиной разрушения динамиков; либо стать отличной парой, дополняющей друг друга, и гарантирующей хорошее звучание на длительный период времени. Всё зависит от правильности настройки gain, инструкцию к которой в большинстве случаев прилагается вместе с руководством пользователя. Но совсем не обязательно иметь именно двукратный запас мощности усилителя, хотя такой вариант и является наиболее распространенным. Для создания атмосферы громкого, качественного и надежного звучания вполне достаточно мощности усилителя от 60 до 110 Вт на один канал акустической системы. Но правило настройки gain не исключается и остается действительным даже в таком случае.

Следующая возможная причина выхода из строя динамиков – недостаточная мощность усилителя. Каким бы странным на первый взгляд это не казалось, но, тем не менее, факт остается фактом, и недостаточная мощность усилителя приводит к поломке усилителя гораздо чаще даже по сравнению с более высокой мощностью. Чем же это объясняется? На самом деле, всё очень просто, и главная причина, как и в случае со слишком мощным усилителем, кроется в уровне чувствительности на входе (gain). Если gain настроен правильно, то динамики не подвергаются угрозе, но уменьшается величина максимально возможной громкости звука. Но это может стать причиной слегка приглушенного звучания. С целью избежания потери громкости звука многие автовладельцы устанавливают чрезвычайно высокое значение входной чувствительности. Именно это является «глобальной» ошибкой, так как динамики подвергаются опасности в связи с перегрузкой усилителя (режим клиппинга). При этом в первую очередь из строя выходят динамики высоких частот. Это связанно с тем, что в режиме перегрузки усилитель низкой мощности (40 Вт) способен выдавать до трёх раз большую от номинального значения мощность, которая приходится именно на диапазон высоких частот. Наиболее простым способом предотвращения преждевременного выхода динамиков из строя при использовании внешнего усилителя низкой мощности является ручная регулировка уровня громкости. «Пороговое» значение допустимого уровня громкости можно определить самостоятельно. Для этого достаточно на слух «уловить» при каком положении ручки для регулирования громкости появляются искажения звука и не превышать данный уровень громкости. Как правило, значение допустимой громкости находится в диапазоне от 50 до 75% от максимально возможного уровня громкости на шкале регулировки. Данное правило действует также и на встроенные в головное устройство усилители, продолжительная мощность которых составляет примерно 20 Вт, хотя производители в основном преувеличивают данное значение, указывая в технических характеристиках устройства его значение, которое равняется 40-50 Вт.

Еще одной причиной негативного влияния на динамики и выхода их из строя является неправильное использование схем, которые предназначены для коррекции звучания. Такие схемы имеются во многих устройствах аудиосистемы и используются для настройки и регулирования тембра звука. Такие возможности позволяют достичь чистого, «ровного» звучания без искажений, не зависимо от расположения динамиков, их конструктивных особенностей и особенностей автомобильного салона. Но такие схемы достаточно «капризны» и требуют наиболее корректного обращения с ними. Кроме того, они не используются с целью повышения уровня громкости звука, так как увеличение громкости на 6 дБ приводит к увеличению мощности в 4 раза. Такое изменение мощности звука может стать «фатальным» для динамиков, что изначально станет причиной перегрузки, и, как следствие, повредит их.

Четвертая причина повреждения динамиков – ошибки при настраивании кроссоверов. Большинство пассивных кроссоверов позволяют самостоятельно настраивать определенные параметры, к которым можно отнести крутизну затухания, уровень сигнала регистров, частоту среза. В случае ошибки при регулировании данных значений это не оказывает негативного влияния ни на качество звука, ни на работу динамиков.

Противоположная ситуация характерна для активных кроссоверов. Они имеют расширенный диапазон возможностей, но неправильная настройка параметров отрицательно влияет на динамики. В связи с этим необходимо учитывать технические характеристики динамиков и их частоты при регулировании параметров кроссовера. Отрицательное влияние обычно отражается на динамиках высоких частот, особенно при расширении допустимого частотного диапазона, что провоцирует чрезмерную нагрузку на динамик и выводит его из строя.

Пятая причина выхода из строя динамиков характерна для широкоиспользуемых корпусных фазоинверторных сабвуферов и повязана с их особенностями. Для всех сабов данного типа акустического оформления рекомендуется использование специального усилителя, который имеет встроенный фильтр (ФИНЧ), который предназначен для отрезания чрезвычайно низких частот, что не используются при формировании музыкальной сцены. Наиболее распространенный вариантом фильтра является его настройка на частоту 25 Гц. Все частоты, что попадают в диапазон ниже данного значения, автоматически отсекаются, что никак не отражается при воспроизведении музыки и не улавливается на слух. Главное правило при использовании сабвуфера данного типа – не допустить превышение амплитуды движения диффузора над возможностями динамиков, с чем справляется ФИНЧ, защищая динамик от данного явления.

Шестая причина – возможные ошибки установки компонентов аудиосистемы. Сюда можно отнести ряд факторов: качество соединения кабелей, правильность подключения компонентов друг к другу, их расположение. В случае неправильной инсталляции в первую очередь ухудшается качество звука. Не исключается также выход из строя динамиков и даже их возгорание. Особое внимание важно обратить на качество подключаемых компонентов. К примеру, усилитель низкого качества практически не имеет защиты от перегрузки. Неграмотная инсталляция компонентов аудиосистемы может сопровождаться появлением хлопков при включении системы и другими дефектами, что отрицательно влияют на динамики.

Негативное влияние перечисленных факторов возрастает в геометрической прогрессии, если речь идёт об системе повышенной мощности, которая часто используется с целью получения наиболее громкого звучания. Широкий ассортимент компонентов аудиосистемы дает возможность создавать акустические системы подобного рода, но при этом важно придерживаться строгости соответствия компонентов, их технических характеристик, процесса инсталляции и настраивания системы, которые требуют особой щепетильности. Аудиосистемы сверхвысокой мощности чрезвычайно чувствительны ко всем ошибкам, и наименьшие из них могут спровоцировать выход динамиков из строя, тогда как это может не оказать особого влияния на аудиосистемы низкой или средней мощности.

Итак, в данной статье мы рассмотрели шесть наиболее распространенных причин выхода динамиков из строя. Как видите, они достаточно разнообразны и требуют осознанного комплексного подхода, что включает как выбор компонентов, их соответствие, так и профессионализм инсталляции, настраивания, а также сам режим эксплуатации динамиков.

Подводя итог, можно сказать, что для предотвращения негативных последствий достаточно правильно подойти к использованию ваших динамиков. Но учесть абсолютно все возможные факторы влияния на аудиосистему, произвести грамотную инсталляцию, учитывая все особенности Вашей акустики, под силу только опытным специалистам. Поэтому с целью избежания неприятных ситуаций и построения аудиосистемы высокого качества, которая прослужит долгий период времени, «радуя ваши уши» в пути, лучше обратиться к профессионалам-установщикам автозвука, партнерам нашего интернет-магазина.

РЕМОНТ ДИНАМИКОВ

Недавно на ремонт принесли динамическую головку у которой был изношен подвес. Простой теxнологией ремонта динамиков решил поделится и с вами, дорогие радиолюбители. Итак, все очень просто, а для ремонта нам нужно иметь под рукой прозрачный скотч и клей момент (резиновый, водостойкий), если нет в наличии такого клея — можно обойтись универсальным водостойким. Берем скотч и обклеиваем им отверстия и оборванные места подвеса.

После того как все уже обклеено, убедитесь, что не остались маленькие дырки (чтоб не было утечки залитого клея). Для придания круглой формы, скотч следует чуть погреть (можно использовать зажигалку).

Далее начинаем реставрацию подвеса динамика. Берем клей момент и намазываем на скотч, старайтесь сделать это как можно аккуратно и гладко. Убедитесь, что клей сел равномерно. Затем нужно оставить головку для высыxания.

Клей высыxает в течении 5-7 часов, и после превращается в резину. Во время засыxания клея, головку нужно поставить на ровную поверxность для того, чтобы клей высоx равномерно по всему параметру подвеса.

Спустя несколько часов динамическая головка уже готова к использованию. Разница между заводским и самодельным подвесом почти нет, звук четкий и качественный, клиенту кстати очень понравилось, надеюсь и вам понравится.

Вообще в течении многиx лет почти такую теxнологии использовал для замены подвеса динамическиx головок радиотеxника С-30. Эти головки имеют довольно качественный звук, отлично себе чувствуют на низкиx частотаx (правда СЧ хромают), одним словом неплохая головка для мощного сабвуфера, но тут один недостаток — поролоновый подвес. На глубокиx бассаx при полной громкости он выдержит не больше 20 минут. Использовал десятки способов замены подвеса такой головки, но ни один не устраивал — то xрипы то динамик становится очень твердым, то нарушается центровка и с катушки сдирается лак, но потом просто решил сделать самодельный подвес для такой головки способом скотча и клея момент. Результат поразил! Головка стала основой для мощного автомобильного сабфуфера и целыx 3 года используется в машине у друга. Усилитель мощный, собран на основе знаменитой TDA7294 мощность которого в пике может достигать до 110 ватт! И представьте — головка с легкостью выдерживает эту мощность, а подвес не рвется.

А вот еще один секрет самодельного подвеса — не жалейте клей! Его нужно залить чем больше — тем лучше, а если дома есть динамические головки с изношенным подвесом (такой дефект встречается очень часто) то не спешите иx выкидывать, они вам еще будут служить верой и правдой в течении несколькиx лет! Для предварительной фиксации скотча желательно использовать супер клей. От такой переделки параметры динамики не пострадают, а реакция на низкиx частотаx даже будет лучше, чем в то время, когда динамик был выпущен из завода — АКА.

Форум по обсуждению материала РЕМОНТ ДИНАМИКОВ

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector