Camgora.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Замена шаровой опоры своими руками: инструкции с фото и видео

Замена шаровой опоры своими руками: инструкции с фото и видео

Стук и дребезжание, доносящиеся из передней части, щелчки при сильном качении автомобиля и резких поворотах – все это говорит о возможной неисправности ходовой части. Откладывать диагностику на потом не стоит. Неисправность может оказаться серьезной и влиять на безопасность движения.

Люфт в шаровой опоре входит в список таких неисправностей. Происходит в результате образования зазора между корпусом детали и элементом («палец» шаровой), крепящимся к поворотному кулаку. Как определить и устранить поломку самостоятельно, экономя на станциях технического обслуживания, рассмотрим далее.

Оглавление:

Признаки неисправности шаровой опоры

Прежде всего нужно убедиться в том, что неисправна именно шаровая опора. Первичная проверка очень проста. Снимаем блокировку руля — вставляем ключ в замок зажигания и отмыкаем руль. На незаведенном автомобиле качаем рулевое колесо из стороны в сторону. Движения должны быть короткими и довольно резкими. Обращаем внимание, с какой стороны доносится стук. Если износ шаровой опоры незначительный, такие нагрузки могут быть недостаточными, шумов может и не быть. В данном случае, стучать могут еще и рулевые тяги, наконечники. Этот способ скорее предварительный — помогает определить проблемную сторону, но не дает точных утверждений.

Проверка неисправности шаровых опор

Загоняем автомобиль на смотровую яму или эстакаду. Затягиваем стояночный тормоз, включаем первую передачу КПП, устанавливаем руль в нейтральное положение. Выходим из машины и подкладываем противооткатные упоры под задние колеса. Поднимаем домкратом автомобиль со стороны доносящихся стуков. Не забываем о страховке — пользуемся подставками под порог. При их отсутствии, кладем запасное колесо. Образовавшегося зазора между колесом и землей должно хватать для беспрепятственного доступа к внутренней стороне колеса.

Раскачиваем колесо, приложив усилия к его верхней и нижней точке по вертикали. В этот момент не помешает напарник, который сможет визуально определить наличие люфта в месте соединения пальца шаровой опоры с поворотным кулаком. Если слышно стук, но визуально наличие дефекта определить не получается, кладем руку на опору и повторяем действия. Наличие люфта можно будет ощутить.

Когда помочь некому, используем монтировку либо большой ключ или кусок арматуры. Со стороны смотровой ямы заводим монтажку между рычагом подвески и поворотным кулаком, предварительно осмотрев пыльник на наличие разрывов.

Плавно покачивая, наблюдаем за наличием люфта. Важно отличить рабочий ход пальца шаровой от неисправности. Если при воздействии на узел видны незначительные смещения рычага подвески без посторонних шумов и стуков, при этом конструкция не теряет жесткость – это рабочий ход. Если под нагрузкой расстояние между рычагом и кулаком увеличивается, слышится стук, а через монтировку ощущается вибрация – это выработка в самой шаровой. Все те же действия, при необходимости, повторяем с другой стороны.

Подробнее о проверке шаровой опоры можете посмотреть в видео:

Что нужно для замены шаровой опоры

Для выполнения ремонтных работ понадобится набор инструментов и ключей, молоток и монтажка. Для удобства, имеет смысл обзавестись специальным съемником шаровых опор. Перед покупкой лучше проконсультироваться у продавца.

Также рекомендуется приобрести щетку по металлу, которой очистим болты и гайки от налипшего песка и грязи. И «Жидкий ключ» – проникающая смазка с преобразователем ржавчины. Облегчим откручивание закисших резьбовых соединений, сделаем залом болтов менее вероятным.

Покупаем запчасти

Подбор запчастей осуществляется по VIN-коду вашего автомобиля, что исключает ошибку подбора. Но перестраховаться и обратить внимание на шаровую опору при диагностике не будет лишним. На некоторых автомобилях левая опора отличается от правой. Выбирая производителя, прислушиваемся к рекомендациям продавца. Соотношение цены и качества должно быть удовлетворяющим. Шаровая опора – важный элемент подвески, влияющий на безопасность движения, поэтому экономить на ней не стоит.

Передние левая и правая шаровые опоры на Toyota Corolla EE90

В зависимости от производителя, к шаровой опоре может прилагаться комплект новых крепежных болтов и гаек.

Очень важный момент! Старые крепежные элементы довольно часто «закисают», что вызывает сложности при демонтаже. Порой, открутить их получается только деформировав. Срезанные резьбы, обломанные болты, сорванные грани могут заставить ехать в магазин посреди ремонтных работ, оставляя автомобиль разобранным. В случае отсутствия в комплекте новых метизов интересуемся, где их можно приобрести, возможно ли вернуть товар в случае ненадобности.

Где ремонтировать автомобиль

Удобнее и безопаснее ремонтироваться на смотровой яме или эстакаде. Подобраться к проблемной зоне получается с любой стороны. Если такой возможности нет, выбираем место, не мешающее проезду транспорта и проходу людей. Учитываем непредвиденные обстоятельства.

Замена шаровой опоры своими руками

В зависимости от марки автомобиля, последовательность и виды работ могут отличаться. Рассмотри наиболее распространенные случаи:

1. Опора запрессована в рычаг подвески или крепится болтами

Перво-наперво не забываем о безопасности: ручник, передача, противооткатные упоры. Балонным ключом срываем колесные болты или гайки. Поднимаем машину домкратом. Стойки или запасное колесо кладем под порог. Откручиваем колесный крепеж и снимаем колесо. Щеткой по металлу очищаем крепежные элементы шаровой опоры и болты сайлентблоков рычага подвески. Обрабатываем «Жидким ключом». Ждем 10-15 минут.

Обработка креплений сайлентблоков «Жидким ключом»

Откручиваем гайку крепления шаровой опоры к поворотному кулаку. Если место позволяет, используем головку и вороток. Если нет, пользуемся накидной стороной ключа, чтобы не сорвать грани. Гайка закручена достаточно сильно.

При наличии специального съемника выводим палец шаровой опоры из проушины. П-образную часть съемника размещаем под проушиной кулака над пыльником опоры. Ключом заворачиваем гайку съемника, давим Г-образной частью на палец шаровой.

Процесс снятия шаровой опоры вместе с рычагом подвески из поворотного кулака

Если съемника нет, используем монтировку как рычаг. Просовываем между рычагом подвески и полуосью, давим вниз, чтобы создать напряжение в узле. Стучим молотком в место крепления шаровой опоры с поворотным кулаком. Напряжение и удар должны быть достаточно сильными. Палец должен выскочить.

В случае фиксации стопорным болтом, откручиваем гайку и достаем его. При необходимости помогаем себе молотком. Чтобы не испортить резьбу наживляем гайку и стучим по ней.

Откручиваем болты крепления рычага подвески к подрамнику. Если гайки с обратной стороны прокручиваются, придерживаем их ключом. Достаем болты. Болт продольного сайлентблока может упереться в полуось. В таком случае используем подручные подставки под поворотный кулак. Поднимаем на высоту, позволяющую достать болт. Снимаем рычаг.

Процесс снятия рычага подвески (вместе с шаровой опорой) с подрамника

Если шаровая опора крепится к рычагу подвески на болты, то откручиваем их. Заводская опора может крепиться заклепками. В таком случае высверливаем их. Для крепления новой детали используем купленные болты.

Если же шаровая опора запрессована, то снимаем стопорное кольцо (можно также снять пыльник, если будет мешать) со стороны пальца. Достаточно поддеть их плоской отверткой.

Снятие стопорного кольца и пыльника с шаровой опоры

При помощи специального съемника выпрессовываем опору. Нет такого – выбиваем молотком. Чем тяжелее молоток, тем проще. Для удобства зажимаем рычаг в тисках, или кладем на два кирпича так, чтобы выходу шаровой ничто не препятствовало. Для акцентированных ударов молотком используем наставку на палец шаровой. Удлинитель на ½ из набора инструмента подходит для этих целей как нельзя лучше. Палец шаровой можно обрезать болгаркой, выбивать будет проще. Так как сила удара не будет гаситься о нефиксированный палец, а придется на корпус. Если опора не поддается, пробуем нагреть газовой горелкой. Металл расширится, должно помочь.

Выпрессовка шаровой опоры из рычага

Запрессовка производится в следующей последовательности. Посадочное место обрабатываем жидким ключом. После высыхания смазываем мыльным раствором. Не забываем смазать и опору для лучшего скольжения (если только новая шаровая уже не смазана производителем). При отсутствии спец. инструмента для запрессовки, подбираем подходящую по диаметру оправку. Это может быть обойма от подшипника или головка из набора инструмента. Запрессовывая подручными средствами нельзя наносить удары в центр новой опоры. Нагрузка должна распределяться равномерно по краям шаровой. Избегаем перекосов. Несильными ударами по кругу загоняем деталь в посадочное место.

Запрессовка шаровой опоры

Со стороны пальца шаровой надеваем пыльник, если снимали его с новой шаровой, и стопорное кольцо, помогая плоской отверткой. Важно действовать аккуратно, чтобы не порвать пыльник. Показатель того, что стопорное кольцо находится на своем месте – свободное вращение вдоль шаровой. Установка рычага производится в обратной последовательности.

Подробнее о замене шаровой опоры можете посмотреть в видео:

2. Опора запрессована в поворотный кулак

На собранном автомобиле откручиваем центральную ступичную гайку. Для этого может понадобиться специальная головка и вороток, выдерживающие большие нагрузки. Чтобы облегчить себе задачу, на вороток можно надеть подходящую по диаметру трубу.

Снятие центральной ступичной гайки

Если на вашем автомобиле стоят литые диски без центрального отверстия, начинаем со снятия колеса. Соблюдаем все меры предосторожности. Вывешиваем проблемную сторону, снимаем колесо. Откручиваем ступичную гайку. Для фиксации ступицы просим напарника нажать на педаль тормоза. Если тормозные диски вентилируемые, в центральный воздушный канал вставляем мощную отвертку и упираем в суппорт, тем самым стопорим ступицу. Это позволит выполнить данную операцию самостоятельно.

Откручиваем крепление кабеля АБС и сам датчик от поворотного кулака. Откручиваем крепление тормозного шланга. Откручиваем болты направляющих суппорта. Вставляем плоскую отвертку в смотровое окно суппорта между тормозным диском и колодками, разводим их. Снимаем суппорт. Подвязываем его веревкой или проволокой к пружине — не оставляем висеть на тормозном шланге Датчик ABS можно подвесить таким же образом.

Отсоединение ABS и суппорта

Откручиваем гайку крепления верхней шаровой опоры с поворотным кулаком, нижней опоры с рычагом подвески. Расшплинтовываем гайку крепления рулевого наконечника с поворотным кулаком и откручиваем ее. Шплинт поддается достаточно легко, в случае необходимости помогаем себе пассатижами. Выводим пальцы шаровых опор и рулевого наконечника из проушин при помощи съёмника или молотка по аналогии с первым случаем.

Процесс выбивания стержня шаровой опоры из посадочного места поворотного кулака

Достаем поворотный кулак. Меняем опору на новую по аналогии с пунктом №1. Установка поворотного кулака производится в обратной последовательности.

Снятие старой и запрессовка новой шаровой опоры

Подробнее ознакомиться с этим вариантом работы можете ознакомиться в видео:

Дополнительные советы

Закручивать болты и гайки рекомендуется с определенным усилием при помощи динамометрического ключа. Информацию о моментах затяжки можно найти в интернете на тематических сайтах. Если такого ключа у вас нет и покупать его не планируете, просто будьте внимательны. Чрезмерными усилиями можно сорвать резьбу, а ослабленные резьбовые соединения могут сказаться на безопасности. Чувствуйте меру.

Снятые болты и гайки при необходимости очищайте щеткой по металлу, обрабатывайте «Жидким ключом», смазывайте графитной смазкой. Это предотвратит закисание и облегчит работы в будущем.

После любого вмешательства в систему подвески рекомендуется делать развал-схождение на специализированных СТО.

Съемник для шаровых опор: описание и виды

Выполняя ремонт системы рулевого управления и ходовой части автомобиля, владельцы нередко сталкиваются с ситуацией по демонтажу шаровых опор и наконечников тяг. Эти детали конструкции невозможно снять без специального инструмента. Таковым является съемник для шаровых опор. Приспособление способно в несколько раз упростить процесс выпрессовки деталей.

Приобрести данный инструмент не составляет особого труда – достаточно отправиться в ближайший магазин автозапчастей и там выбрать подходящий съемник. Также можно изготовить приспособление своими руками. Рассмотрим виды съемников, а также поговорим о выборе этих инструментов.

Современный рынок инструментов для обслуживания и ремонта автомобилей предлагает самый широкий выбор различных съемников, в том числе несколько видов инструмента для демонтажа шаровых опор и рулевых тяг. Съемник для шаровых опор может быть:

  • Винтовым.
  • Рычажным.

Первые приспособления считаются более универсальным решением. Они подойдут для обслуживания любых автомобилей.

Винтовой съемник

Усилие в этом механизме создается благодаря заворачиванию болта в корпус. Сам же корпус инструмента надевают на проушину в шаровой опоре. В процессе закручивания болта он упирается в палец. Последний выпрессовывается из своего посадочного гнезда.

Рычажные

Не меньшей эффективностью обладает рычажный съемник для шаровых опор. Однако эти инструменты отличаются большими габаритами. Поэтому подойдут не для каждого автомобиля. Например, рычажным инструментом на ВАЗ-2107 можно демонтировать верхнюю шаровую опору, а вот снять нижнюю уже не выйдет – рабочее пространство слишком ограничено. Для этого лучше всего применить специальный инструмент. Рычажный съемник представляет собой два соединенных между собой в средней части рычага. С одной стороны в них имеется отверстие. Сюда и устанавливается стяжной болт. Для демонтажа требуется установить один рычаг инструмента между шаровой опорой и проушиной, а второй – под пальцем. В процессе выкручивания болта за счет соединяющей оси два конца рычагов будут сходиться. Палец начнет выталкиваться из своего посадочного места.

Такое приспособление можно не приобретать – легко сделать съемник шаровых опор своими руками. Он собирается из подручных средств. Давайте рассмотрим и другие инструменты, которые можно как купить, так и изготовить самостоятельно.

Это наиболее простой и при этом достаточно эффективный съемник. Его нельзя отнести к какому-либо типу механизмов, однако в вопросах выпрессовки это хороший выбор. Для изготовления понадобится только болгарка или станок с абразивным кругом. Заготовка представляет собой пластину из металла, размеры которой аналогичны коробку спичек. В начале металлической платине придают форму так называемого клина – стачивают металл таким образом, чтобы вид детали в профиль был треугольным. Далее болгаркой либо при помощи станка посередине делают вырез. Длина его должна быть примерно 2/3 пластины. Вырез делают с тонкой стороны. Ширину выреза делают большей, чем толщина опоры на пальце. В результате должно получиться нечто вроде скобы.

Затем к этой скобе приваривают прут. С помощью него можно будет использовать съемник для шаровых опор. Работать с клином достаточно просто. Его устанавливают в зазор, который имеется между проушиной и корпусом шаровой поры. Затем при помощи молотка клин забивают, что приводит к выпрессовке пальца.

Но при работе с этим инструментом есть существенный недостаток. В процессе выпрессовки опоры повреждается пыльник. Именно поэтому клин используют только при замене наконечников либо опор. От ремонтов при помощи такого приспособления лучше отказаться.

Винтовые разжимные механизмы

Это еще один вариант, который можно изготовить самостоятельно. Он хорошо себя зарекомендовал как съемник шаровых опор ВАЗа (касается классических моделей). Особенности конструкции системы подвески этих машин таковы, что и верхняя, и нижняя опоры установлены симметрично друг к другу. Между ними не так уж и много расстояния. Изготовить механизм можно лишь при наличии сверлильного агрегата. Приспособление представляет собой две части. Для производства необходим прут шестигранный либо квадратный длинной 7 см. Диаметр — 17 или 19 миллиметров. В пруте делают отверстие и нарезают резьбу М8. Далее остается вкрутить болт — и инструмент готов.

Рассмотрим, как работает этот съемник шаровых опор. ВАЗ-2107 отремонтировать им тоже можно. Для демонтажа верхней опоры выкручивают стопорную гайку, однако не полностью. Затем между пальцами устанавливают съемник с полностью закрученным болтом. Далее двумя ключами удерживают приспособление. Выкручивают болт, пока палец не выйдет из гнезда. После того как верхняя опора заменена, ту же операцию проделывают с нижней.

Читать еще:  Сколько стоит цепь на классику

Г-образный винтовой съемник

Для каких автомобилей может использоваться этот съемник шаровых опор? 2107, 2105 и 2106 – вот те автомобили марки ВАЗ, для которых он подходит лучше всего. Инструмент достаточно универсален. Чтобы изготовить его, понадобится прут из металла – диаметр его должен быть не менее 10 мм, а длина – 15-17 см. Из этого прута делают Г-образную заготовку, длина плеча которой должна быть не менее 5 см. Так, берут прут, отмеряют на нем 5 см, зажимают в тисках и выгибают под прямым углом. На длинной части элемента режут резьбу. Находят подходящую гайку.

Теперь необходимо сделать упорную планку. Она изготавливается по принципу клина. Для заготовки подойдет пластина, толщина которой не менее 5 мм. С одной стороны пластины делают прорез, подходящий по палец опоры. С другой — проделывают отверстие под диаметр прута. Далее надевают пластину на длинную часть прутка и зажимают зайкой. Работает этот съемник следующим образом. Гайка выкручивается до упора, пластина устанавливается в зазор между проушиной и порой. Прут поворачивают таким образом, чтобы короткая его часть уперлась в палец. Далее гайка закручивается. Пластина работает в качестве упора, а прут выдавливает палец.

Винтовой съемник из уголка

Этот съемник рулевых шаровых опор изготавливается из уголка при помощи сварки. Как его сделать? Берут уголок, длина которого составляет 7-8 см. Толщина металла может быть 3-5 мм. В одной из сторон этого уголка делают пропил. С помощью него механизм будет держаться на проушине. Из стального листа толщиной 3 мм вырезают две треугольных детали. Их приваривают по бокам к заготовке-уголку для увеличения прочности конструкции. Далее берут гайку на 17 мм и болт для нее. Гайка приваривается под прямым углом к прорезу таким образом, чтобы отверстие смотрело на пропил. Чтобы болт легко располагался на одной оси с пальцем, на уголок перед приваркой гайки устанавливают проставку. Для эксплуатации приспособления нужно только вкрутить болт.

Делать или купить?

Съемники наконечников шаровых опор для отечественных автомобилей стоят не дороже 1000 р. Приобрести приспособление можно в любом магазине. Отсюда выходит, что инструмент легче и проще приобрести. Для изготовления даже самого простого инструмента нужны заготовки, специальные гайки и болты с большим шагом резьбы.

Приобрести готовый инструмент проще и потому, что это экономит время. Вам не придется заниматься лишними делами. Возможно, покупка приспособления и обойдется немного дороже, но тогда нет необходимости тратить силы и время на изготовление инструмента.

Съемник шаровых опор своими руками — варианты изготовления

Съемник шаровых опор своими руками.

Осуществляя ремонт рулевого управления и ходовой части, практически каждый автовладелец сталкивается с проблемой снятия шаровых опор (наконечников рулевых тяг), решить которую без специального инструмента довольно проблематично.

Причина – конструктивные особенности названных элементов: их пальцы имеют конусовидную форму, которой они входят в посадочные гнезда, со временем место этого вхождения загрязняется, замасливается, ржавеет, делая соединение поверхностей слишком плотным, практически единым, то есть таким, которое простым физическим воздействием не разъединить. Нужен помощник – съемник шаровых опор – инструмент в разы упрощающий выпрессовку.

Стать его обладателем несложно: для этого нужно пойти в ближайший автомагазин и там его приобрести либо сделать съемник шаровых опор своими руками любым из представленных ниже способов, которые мы сгруппировали в зависимости от того, каким образом в них создается усилие.

Винтовые съемники.

Усилие в таких видах съемников создается за счет ввинчивания болта в их корпус: корпус инструмента надевается на проушину шаровой опоры, болт упирается в палец и при закручивании выпрессовывает тот из его посадочного места.

Данные виды съемников достаточно компактны, поэтому считаются универсальными, то есть подходящими к любому авто, хотя наиболее популярны такие механизмы среди обладателей ВАЗов.

Рассмотрим, как сделать съемник шаровых опор своими руками на примерах винтовых вариантов.

Вариант №1 – винтовой разжимной.

  1. Возьмите 7-сантиметровый 4-х или 6-гранный прут с гранями под ключ на 17 либо 19.
  2. С помощью сверлильного танка сделайте внутри его корпуса отверстие и нарежьте резьбу под болт М8.
  3. Вкрутите данный болт в подготовленное для него отверстие. Съемник готов.

Как он работает, объясним на примере выпрессовки верхней шаровой опоры «семерки».

  1. Выкручиваем стопорную гайку. Выкручиваем, но не снимаем.
  2. Между пальцами опор устанавливаем сделанный съемник, болт в нем закручен до упора и упирается шляпкой в палец, который нужно выпрессовать.
  3. Берем 2 ключа: одним удерживаем корпус съемника, вторым раскручиваем его болт. Раскручиваем до тех пор, пока палец опоры не выпрессуется с гнезда.

При необходимости демонтажа нижней шаровой, все действия проделываются аналогичным образом, только с перевернутым съемником.

Вариант №2 – винтовой Г-образный.

  1. Возьмите 15-17-сантиметровый круглый металлический прут с диаметром 10 или более мм. С помощью тисков и молотка согните его буквой «Г» (длина короткого плеча должна ровняться 5 см).
  2. На длинном плече заготовки нарежьте резьбу и подберите к ней гайку.
  3. Возьмите металлическую пластину толщиной в полсантиметра и прорежьте в ней отверстие под палец опоры по технологии съемника-клина (она будет приведена ниже).
  4. На утолщенной части клина, напротив прореза, сделайте отверстие под Г-образную заготовку и вденьте в нее длинную часть прута, только после этого накрутите на «усовершенствованный» прут гайку. Сильно не закручивайте – клиновидная пластина должна иметь хороший ход.

  1. Вставьте пластину в щель между проушиной и опорой. Короткое плечо Г-образного элемента при этом должно упираться в палец.
  2. Начните закручивать гайку и делайте это до тех пор, пока палец не будет выдавлен.

Вариант №3 – винтовой съемник шаровых опор, изготовленный из уголка.

  1. Возьмите 7-8-сантиметровый металлический уголок, толщиной в полсантиметра, можно чуть меньше.
  2. С одной из сторон сделайте распил, этим распилом инструмент будет крепиться к проушине.
  3. Из пластин металла, равных по толщине металлу уголка, вырежьте 2 одинаковых треугольника и приварите их по бокам уголка.
  4. Возьмите гайку на 17, подберите к ней длинный болт, приварите к этой гайке с двух сторон проставки, они в будущем помогут расположить болт съемника на одной оси с пальцем опоры.

Далее всю эту конструкцию приварите к уголку перпендикулярно прорезу так, чтобы отверстие гайки находило прямо напротив пропила.

  1. Вкрутите болт в зафиксированную гайку и осуществите отжим пальца по технологии, описанной выше (в других видах винтовых съемников).

Как видите, для создания съемника шаровых опор можно использовать практически все подручные материалы, главное, понять принцип работы, в помощь вам чертеж:

Рычажные съемники.

Рычажные съемники представляют собой инструмент, состоящий из пары соединенных между собой посередине рычагов. Также с одной стороны в них присутствует стяжной болт. В процессе воздействия на шаровую опору этот болт выкручивается, сводя друг с другом концы рычагов, один из которых находится между опорой и проушиной, второй – под пальцем.

Такие съемники также достаточно эффективны, но имеют больший размер, поэтому не везде могут быть применимы.

Съемник типа «клин».

Самый простой по своей конструкции, однако тоже хорошо справляющийся с поставленной перед ним задачей. Для его изготовления вам понадобится:

  • взять небольшую металлическую пластину (достаточно размера в спичечный коробок);
  • с помощью болгарки (угловой шлифовальной машинки)/станка с абразивным кругом придать ей форму клина, получившаяся заготовка в профиль должна обрести форму треугольника;
  • все той же болгаркой, начиная с верхнего угла треугольника, в нем нужно проделать вертикальный прорез на 2/3 его высоты, шириной чуть больше диаметра пальца шаровой опоры;
  • для облегчения работы с инструментом к середине основания клина рекомендуется приварить металлический прут, хотя это можно и не делать, если такого прута у вас под рукой нет.

Вот такая вот своебразная скоба у вас должна получиться в итоге.

Дальше дело техники:

  1. вставьте изготовленный только что клин между корпусом шаровой и проушиной;
  2. ударяя молотком по пруту (основанию клина), забивайте самодельный съемник опор до того момента, пока палец не выскочит из гнезда.

При использовании данного вида съемника всегда существует риск повреждения пыльника, поэтому применять такой инструмент можно лишь в случае запланированной замены наконечников или опор. Если ремонт рулевого механизма или подвески такую замену не предусматривает, от съемника типа «клин» лучше отказаться.

Съемник непосредственно шаровых опор.

Используется для машин (Ситроен, Пежо) шаровая опора которых вкручена в рычаг. И поскольку она вкручена, а не запрессована, использовать приведенные выше варианты инструментов нецелесообразно, нужен особенный съемник, который мы и предлагаем вам сделать из 8-сантиметровой толстой металлической трубы на 2».

  1. На одном из торцов данной трубы равноудаленно друг от друга с помощью болгарки или ножовки по металлу сделайте 4 прямоугольных шипа 5×7 мм.
  1. На втором торце тем же инструментом опять же равноудаленно друг от друга на глубину 3 см прорежьте прорези так, чтобы в итоге у вас получилось 8 лепестков.
  2. Молотком слегка загните эти лепестки к центру окружности, сократив тем самым ее диаметр.
  1. Возьмите гайку на 24 и приварите ее к зауженной стороне заготовки. Съемник шаровой опоры своими руками готов.

Использовать его просто: наденьте на опору так, чтобы шипы вошли в имеющиеся пазы корпуса шаровой, затем ключом на 24 прокрутите приваренную гайку, демонтировав тем самым нужный вам элемент подвески.

Как провести восстановление шаровых опор своими руками

Шаровые опоры принимают на себя вес передней части автотранспортного средства, в том числе и силовой установки. Также во время движения этот узел подвергается воздействию постоянной ударной нагрузки. Вполне очевидно, что в таких условиях срок эксплуатации опоры ограничен, даже если она изготовлена из самых прочных сплавов. В результате многие владельцы машин сталкиваются с необходимостью восстановления шаровых опор.

  • Устройство и назначение
  • Диагностика узла
  • Съем и монтаж
  • Ремонтные работы
    • С помощью полимера
    • Разборный метод

Устройство и назначение

Шаровая опора позволяет обеспечить надежное подвижное соединение ступицы колеса с рычагом подвески. В состав узла входит корпус, шаровый палец, а также вкладыш, изготовленный из пластмассы. Корпус чаще всего имеет сварную конструкцию — две части со штампованным углублением сферической формы под палец соединяются с помощью точечной сварки.

По сути, этот элемент представляет собой толстостенный стакан, изготовленный из металла, в который затем вставляется вкладыш с пальцем. Чтобы сделать конструкцию корпуса неразборной, его края развальцовываются. Зачастую вкладыш не изготавливается отдельно, а область между стенками корпуса и шаровой поверхностью пальца заполняется специальным полимерным материалом. Для защиты узла от грязи и воды сверху надевается пыльник.

Следует отметить, что активный износ шаровой опоры начинается после повреждения пыльника. Пока этого не произошло, узел износу практически не подвержен. Таким образом, если контролировать состояние этого элемента и проводить его своевременную замену, то можно значительно увеличить срок работы узла.

Однако стоит помнить, что стыки сварного шва не обладают достаточной герметичностью и даже при неповрежденном пыльнике внутрь может попадать вода. Чтобы этого избежать, корпус стоит наполнить литолом.

Диагностика узла

О необходимости проведения работ по реставрации шаровых опор можно узнать благодаря диагностике. Как только во время движения по неровной дороге слышится скрип и стук от подвески, то узел изношен и его необходимо восстановить. Для точного определения источника этих звуков диагностику лучше проводить вдвоем — один человек заходит в смотровую яму и кладет руку на шаровую опору, а второй начинает раскачивать автомобиль.

Если звук ощущается рукой, то опору необходимо снять и проверить на наличие люфта в шарнирном соединении, закрепив ее в тисках. Следует помнить, что палец не должен двигаться под воздействием легких усилий, но при этом он не должен и закусываться. Также рекомендуется провести аналогичную проверку в следующих ситуациях:

  • При повороте рулевого колеса слышен скрип.
  • Во время движения по прямой наблюдается самопроизвольное виляние машины.
  • Для поворота руля приходится прикладывать достаточно большое усилие.

Съем и монтаж

Если после проведения диагностических мероприятий стало понятно, что узел изношен, его необходимо ремонтировать. Многие начинающие автовладельцы справляются со всеми работами и проводят восстановление шаровых опор своими руками. Чтобы снять, а после ремонта установить опору, потребуется несколько инструментов:

  • Специальный съемник для опор.
  • Подставка под автомобиль.
  • Домкрат.
  • Монтировка.
  • Пассатижи.
  • Набор ключей.

Чаще всего съемники для шаровых опор не являются универсальными. Если найти требуемый инструмент не удалось, решить поставленную задачу можно с помощью молотка. При этом его вес должен составлять около 600 грамм. Кроме этого, необходимо знать место, в которое следует наносить удар, чтобы не повредить узел.

Не нужно стараться выбить палец из посадочного гнезда. Удар должен быть направлен перпендикулярно пальцу по проушине. Чтобы снять шаровую опору, сначала необходимо ослабить крепление передних колес и поднять автомобиль с помощью домкрата. После этого колесо снимается.

Если гайка на пальце имеет шплинт, то его следует удалить с помощью пассатижей. Это позволит отвернуть гайку и с помощью съемника либо молотка выдавить палец. После этого следует отвернуть крепление корпуса и, отжимая с помощью монтировки нижний рычаг, снять опору.

Чтобы установить узел после ремонта, сначала предстоит прикрепить корпус к нижнему рычагу. Затянув крепеж, с помощью монтировки следует отжать рычаг и вернуть палец в гнездо. Затем на него накручивается и затягивается гайка. Если после этого палец проворачивается, то нижний рычаг необходимо потянуть вверх. Последним этапом станет установка шплинта на гайку или замена старой на самоконтрящуюся.

Ремонтные работы

Сразу следует отметить, что после завершения ремонта шаровая опора не восстановится полностью и срок ее службы будет меньше. Однако если все было сделано правильно, то можно не переживать за безопасность эксплуатации узла. Существует несколько способов восстановления работоспособности шаровой. В домашних условиях чаще всего используется две технологии:

  • Ремонт шаровых опор полимером по технологии SJR.
  • Разборная — из неразборного корпус переделывается в разборный, после чего проводится шлифовка шаровой поверхности пальца и меняются вкладыши.

С помощью полимера

Суть этого метода состоит в нагнетании разогретого полимерного материала в корпус. При этом опору не требуется разбирать, но необходимо изготовить экструдер. Стоит отметить основные преимущества этого метода:

  • Так как конструкция корпуса не разрушается, обеспечивается высокая надежность заводского соединения.
  • Полимер заполняет все пустоты и места выработки, ставшие причиной выхода опоры из строя.
  • Когда материал застывает, он образует цельный вкладыш, характеристики которого как минимум не уступают заводской детали, а порой и превосходят их.
  • Полимер содержит в своем составе специальные ингредиенты, обеспечивающие качественную сухую смазку пальца.
  • Достигается высокая прочность при ударных нагрузках.

Для применения этой технологии в нижней части корпуса следует просверлить отверстие, диаметр которого выбирается в соответствии с используемым экструдером. Необходимо тщательно очистить зазор между вкладышами и шаровой поверхностью пальца от грязи, а также продуть узел воздухом для удаления стружки и песчинок.

Полимер нагнетается в корпус с помощью экструдера через заранее просверленное отверстие. Как только пластмассовый состав застынет, ремонтные работы можно считать завершенными. Единственным недостатком этой технологии является отсутствие возможности проверить геометрию сферической поверхности пальца.

Разборный метод

После того как опора будет снята, необходимо разобрать корпус. Для этого потребуется высверлить в одной половине все точки сварки, разделив после этого деталь на две части с помощью молотка и зубила. Затем стачиваются развальцованные края и наносится удар по торцу пальца, чтобы отделить дно корпуса. После измерения внутреннего и наружного диаметров корпуса изготавливается кольцо с аналогичными размерами и внутренней резьбой, а также пробка, которая вворачивается в эту деталь. Высота кольца должна составлять порядка 10 см.

Читать еще:  Обманка лямбда зонда для приоры

После этого в корпус помещается новый вкладыш и отреставрированный палец. Соединив две части корпуса, их следует прихватить сваркой. При этом необходимо проявить осторожность, чтобы избежать перегрева вкладыша.

Затем к корпусу необходимо приварить изготовленное ранее кольцо. После этого остается ввернуть пробку в корпус, чтобы поджать вкладыш и просверлить в ней маленькое отверстие (диаметр около 2 мм) под шплинт.

Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах

Пальцы шаровых шарниров закрепляются в рычагах поворотных кулаков, в рулевой сошке и маятниковом рычаге при помощи конических соединений, затягиваемых гайками. Эти соединения (конусность 3:25, угол 6°52′) самотормозящиеся. Степень самоторможения конического соединения зависит в первую очередь от угла конусов и усилия их затягивания.

Съемник пальцев рулевых тяг, выпрессовка пальцев шаровых шарниров рулевого управления автомобилей ВАЗ и ГАЗ.

Если когда-то на автомобилях ВАЗ (гайка М14х1,5) рекомендовали момент затяжки 5,1-6,3 кгсм, то позже он был снижен до 4,3-5,4 кгсм. У переднеприводных автомобилей ВАЗ гайка (М12х1,25) шарового пальца рулевой тяги затягивается моментом 2,76-3,41 кгсм. Затягивать гайки шаровых пальцев без динамометрического ключа нельзя.

Как выпрессовать пальцы шаровых шарниров рулевого управления.

Иногда, например, при снятии средней и боковых рулевых тяг автомобилей ВАЗ обходятся вообще без приспособлений. Отвернув гайки пальцев, наносят удар острым концом молотка по сошке (маятниковому рычагу) чуть выше шарнира средней тяги. Часто хватало двух ударов, и палец выпадал. Для рассматриваемого способа необходима эстакада или смотровая канава.

При неумелом проведении операции маятниковый рычаг может оказаться деформированным. В этом случае спица рулевого колеса может уйти от горизонтального положения при движении по прямой. Да и бить молотком по столь ответственным деталям рулевого привода вряд ли полезно для них.

Выпрессовка пальцев шаровых шарниров крайних рулевых тяг автомобилей ВАЗ из рычагов поворотных кулаков съемником А.47052 не представляет особого труда. Он надежный, доступ к шарниру свободный. Съемник А.47035, рекомендуемый для выпрессовки пальцев из сошки и маятникового рычага, более сложный и менее надежный. Подвижная система приспособления А.47035 (с рычагом, коромыслом, серьгами) вообще-то и не нужна, что подтверждается конструкцией универсального винтового съемника.

Универсальный винтовой съемник пальцев рулевых тяг.

Принцип его действия основан на том, что при выпрессовке необходимо только стронуть палец в его коническом гнезде. В связи с большей жесткостью съемника и большим диаметром винта у рассматриваемого съемника для компактности плечо рычага уменьшено до 1,6 (60:37=1,6), у съемника А.47035 оно равно 1,7 (74:43=1,7).

Захват вставляем, отжав резиновый чехол, под гнездо пальца шарнира. На палец и захват устанавливаем рычаг и вворачивая винт, выпрессовываем палец шарнира. Выпрессовка пальцев значительно облегчается, если смочить их проникающей жидкостью (керосин, WD-40). На перетянутые пальцы целесообразно наложить на несколько часов «компресс» из ветоши, смоченной этими жидкостями.

Замена шарниров рулевых тяг автомобилей ГАЗель и Соболь.

У автомобилей ГАЗель и Соболь две рулевых тяги. Продольная соединяет сошку с рычагом поворотного кулака левого колеса, а поперечная — рычаг поворотного кулака с рычагом рулевой трапеции у правого колеса. Поперечная тяга имеет левый и правый наконечники для регулировки схождения колес.

Все четыре шарнира рулевого управления одинаковые. У продольной тяги они запрессованы непосредственно в концы тяг, у поперечной — в наконечники. Резьбовые концы шаровых пальцев продольной тяги направлены в одну сторону, а у поперечной оси шарниров располагаются под углом 90 градусов.

Выпрессовка шарниров рулевых тяг автомобилей ГАЗель и Соболь.

Запрессовка шарниров рулевых тяг автомобилей ГАЗель и Соболь.

Выбивают шарниры ударом молотка по пальцу шарнира, оперев тягу или наконечники на жесткую опору. Но это не всегда удается, часто палец выбивает донышко шарнира, а корпус шарнира остается в тяге или в наконечнике. Удобнее проводить выпрессовку шарниров с применением оправки и опоры на прессе или воспользовавшись молотком. Более ответственная операция — запрессовка новых шарниров. Здесь желательно использование пресса, а применение оправки и опоры при этом необходимо.

По материалам книги «Приспособления для ремонта автомобилей».
Росс Твег.

Съемник шаровых опор своими руками: инструкция и материалы

При ремонте шасси любого автомобиля возникает необходимость снятия рулевых тяг или шаровых опор. В обоих случаях их наконечник имеет конусообразную форму, что гарантирует оптимальную посадку продукта в рукоятке. В процессе эксплуатации они становятся очень компактными, и если между ними просачивается влага, в их стыках образуется коррозия. Это еще больше затрудняет разделение этих частей.

Для облегчения ремонтных работ отличным вариантом станет съемник шаровых опор своими руками, который значительно упростит ремонт и поможет без особых усилий снять наконечник.

Зачем нужен съемник шаровых опор?

Без него сложно разобрать и отремонтировать ходовую часть автомобиля; съёмник также может понадобиться для разборки рулевых сочленений. Может использоваться для шаровых опор разного диаметра. При выборе его конструкции исходят из технических характеристик конкретной машины.

Теоретически разборку шаровых опор можно произвести любым подручным инструментом, с помощью кувалды или кувалды, но такой ремонт называют «стрессовым».

Если автосервис предлагает только такие услуги, вам следует хорошенько подумать, прежде чем принимать их. Ведь после такого ремонта удар идет по элементам подвески, которые могут быстро выйти из строя.

Как выглядит съемник

Всего существует три типа экстракторов:

  1. рычаг;
  2. мяч;
  3. клин (вилка вместе с молотком).

Они различаются по внешнему виду, но принцип действия у них одинаковый. Палец откручивается от гнезда с помощью молотка или сдвигания гайки. Съёмник сконструирован таким образом, что заполняет пространство между соединяемыми частями, и после его поворота слышен щелчок, который указывает на то, что соединение ослаблено и что шаровой шарнир можно вынуть из гнезда.

Съемник помогает провести разборку даже новичку в ремонте автомобилей.

Какой съемник лучше?

На видео можно увидеть несколько вариантов съемников шариков, среди которых шуруп признан лучшим, но только он должен быть выполнен качественно.

Его вилкообразный аналог универсален, так как может использоваться не только для шаровых опор, но и помогает при снятии рулевых наконечников. Однако его работа может негативно сказаться на пыльниках.

Бывают сложные случаи, когда приходится работать съемником и молотком попарно: сначала опоры расширяют шнековым изделием, затем нужно ударить кувалдой.

Схема самодельного съемника шаровых опор

Основными составными частями винтового экстрактора являются:

  • кронштейн экстрактора (3), устанавливается непосредственно на пуансон;
  • шарнирный штифт (1), который устанавливается в положение 2;
  • винтовой упор (4) при повороте создает необходимое давление в положении 1.
  • сустав (2);

Такая конструкция выигрывает у вилочно-рычажной модели, поскольку ее можно не только изготовить вручную, а во время работы создается равномерное давление по всей площади шарового шарнира, что исключает повреждение узлов и их перекосы.

Единственным недостатком может быть отсутствие свободного пространства над крепежной гайкой, что может сделать такой съемник непригодным.

Материалы, которые понадобятся при изготовлении

Инструменты и материалы, имеющиеся в лаборатории, подойдут, вам нужно будет найти:

  • лист толщиной около 50 мм металлический размером 2 × 8 см;
  • гайка, размер подбирается исходя из используемого болта;
  • дрель;
  • молоток и тиски для сгибания стержня в нужном направлении;
  • сварочный аппарат;
  • длинный стальной стержень (15-17 см), может иметь диаметр от 10 до 12 мм, заменяется специальным болтом;
  • болгарский.
  • штамп, используемый для нарезания резьбы;

Пошаговая инструкция по изготовлению

Устройство для снятия шаровых опор довольно сложное, но если следовать подробной инструкции, вы сможете собрать его самостоятельно:

  1. с помощью тисков и молотка необходимо согнуть стержень или болт так, чтобы одно плечо у него было примерно в два раза короче другого (одна сторона 5 см, а другая 10-12 см);
  2. на длинной части стержня с гайкой нарезать резьбу;
  3. вырежьте в металлической пластине отверстие, которое будет специально для опорного штифта;
  4. сложите клиновидную деталь, чтобы на нее можно было поставить;
  5. наденьте готовый клин на шток и затяните гайку сверху, но так, чтобы она могла двигаться по болту.

Готовое устройство подходит для аварийной и плановой замены шаровых опор на Жигулях и Ланосах, а также на некоторых марках зарубежных производителей.

Изготовленный экстрактор не универсален и не может использоваться для разных приводов, но если бы можно было запустить его впервые, следующие варианты были бы намного проще.

Сообщение Съемник шаровых опор своими руками: инструкция и материалы появились сначала на Узнай все про автомобили ремонт советы..

Шаровая опора: описание,устройство,фото,видео,история,диагностика и замена

Одним из самых важных элементов передней подвески, является — шаровая опора. Правда раньше применяли и на задней оси, но это были единичные случаи, когда задние колеса умели подруливать в такт передним (сейчас такая конструкция практически не применяется). Опора как собственно и опорный подшипник позволяет вашим колесам отклоняться (попросту поворачивать), без этой конструкции это сделать бы было не возможно. В этой статье я поговорю об устройстве, как она работает и можно ли ее отремонтировать сделать вечной. В общем как обычно будет много полезной информации, так что продолжаем читать …

Зачем нужна шаровая опора

Ш аровая опора – это, конструктивно, не что иное, как шарнир, которым ступица колеса крепится к рычагу подвески. Главная ее задача – давать колесам свободу перемещения в горизонтальной плоскости и исключать – в вертикальной. Вообще, шаровые шарниры используются далеко не только в опорах ступиц – их можно встретить и в развальных рычагах, и в рулевой трапеции, и даже в креплении газовых упоров капота.

Но до определенного времени вместо подвижных шаровых шарниров на поворотных колесах использовали шкворневый шарнир – тяжелый, требующий периодической смазки, а главное – обеспечивающий колесу только свободу поворота по одной оси, что негативно сказывалось на управляемости.

Конструкторы понимали, что шаровая опора будет принимать каждый удар от дороги, потому работа на износ станет колоссальной. Делать деталь с особо прочным алмазным напылением смысла не было, потому ее сознательно превратили почти в расходник. С тем, чтобы в случае чего, можно было без проблем, отвернув пару болтов и гайку, заменить новой.

История создания

Шаровые опоры были изобретены и использованы в качестве альтернативы шкворневому механизму. Первоначально шаровые опоры использовались только в конструкции передней подвески и обеспечивали возможность поворота колес автомобиля вокруг вертикальной оси. Стандартная конструкция шаровой опоры, остающаяся практически неизменной и в наши дни, была разработана итальянскими инженерами для Fiat более 40 лет назад.

Устройство

Технический прогресс привел к появлению изменений в первоначальном устройстве шаровых опор, хотя они не носили принципиального характера. На смену штампованным половинкам корпуса, соединенным точечной сваркой, пришли опоры литые и разборные — с резьбовой крышкой, необслуживаемые и обслуживаемые — с пресс-масленками. Эти усовершенствования были оправданы и полезны. Сегодня конструкция самой распространенной необслуживаемой шаровой опоры состоит из: корпуса со сферической выемкой и пальца с шаром на одном конце и резьбой на другом. Пыльник, надетый на палец, предотвращает попадание влаги и грязи в заполненный специальной густой смазкой корпус.

Главная функция шаровой опоры: обеспечить во время вертикального перемещения колеса его фиксированное положение в горизонтальной плоскости. Шаровой палец может вращаться в корпусе, раскачиваясь при этом на небольшие углы. То есть, в плоскости своего крепления шаровая опора обеспечивает одновременные вращательные и линейные (ограниченные) перемещения пальца.

Все детали шаровой опоры изготавливаются, как правило, из стали. Для снижения трения соприкасающихся рабочих поверхностей, сферическое углубление корпуса покрывают пластмассой или другим полимерным материалом. Однако, существуют шаровые опоры, в конструкцию которых не входит полимерное покрытие между корпусом и пальцем. Это касается, прежде всего, устаревших отечественных автомобилей. Это модели комплектовались разборными шаровыми опорами, в которых люфты устранялись подтяжкой крышки.

Существует два способа крепления шаровой опоры. В первом случае, она крепится болтами к рычагу. Во втором – запрессовывается в него. При выходе закрепленной болтами шаровой опоры из строя, ее можно заменить отдельным узлом. Для этого достаточно просто купить и установить его, привернув болтами к рычагу. Во втором случае – придется менять рычаг подвески с уже предустановленной, запрессованной шаровой опорой. Стоимость такого ремонта значительно выше, поскольку включает и стоимость рычага.

Запрессованные шаровые опоры, как правило, устанавливаются на автомобилях японского производства. Азиатские производители автозапчастей предлагают потребителю шаровые опоры на такие автомобили в виде отдельных узлов. Это гораздо дешевле, но следует отдавать себе отчет в том, что их качество значительно уступает оригиналу, и рычаг придется переделывать «кустарным способом», превращая его в деталь, не подлежащую гарантийному ремонту

Диагностика и замена

Если при непосредственном повороте руля транспортного средства автомобилисту нужно прилагать особые усилия или возникает характерный скрип, то скорее всего возникли проблемы с опорой шаровой. Кроме того об этом же будет свидетельствовать и возникновение стука при передвижении автомобиля на небольших скоростях при неровных поверхностях. Еще один признак выхода из строя опор шаровых – это виляние и неустойчивость передних колес при непосредственном передвижении по прямой. Иным признаком данной проблемы является неравномерный износ шин транспортного средства.

Вполне является ясным, что быстрая и качественная замена всего устройства шаровой опоры будет возможной лишь при помощи и эксплуатации профессионалов. Тем не менее, многие автолюбители отдают предпочтение собственному труду и работе. В современном мире вопрос о производстве шаровых опор черпает ответ в тезисе о том, что это высокотехнологический процесс, который позволяет добиваться высокой степени надежности и стойкости. Тем не менее, замена данного устройства является одним из самых распространенных видов ремонта автомобиля. Ситуация, конечно же, никоим образом не сможет измениться, пока не изменится качество наших отечественных дорог.

Как работает?

Как вы поняли закрытый «шар» может вращаться в любую сторону, хоть крутиться. К цилиндрическому корпусу крепится неподвижное крепление, которое устанавливается в нужные элементы подвески – эта часть не подвижна. А вот верхний палец с резьбой закрепляется в движущиеся части, благодаря чему они могут поворачивать или вообще вращаться.

В старых заднеприводных машинах, например наших ВАЗ, шаровых было около 3 штук. Две располагались в лопухах и позволяли вращаться суппорту вместе с колесом. Одна располагалась в рулевой тяге и толкала колеса.

В подвески Макферсон, намного упростили схему. Тут как мы знаем сверху стоит опорный подшипник и он позволяет вращаться стойке и суппорту, а вот снизу осталась шаровая опора. Также есть и рулевые наконечники, которые толкают суппорта, заставляя колеса поворачивать. Здесь шаровых опор всего две штуки.

Также стоит упомянуть, что есть варианты и с четырьмя опорами, но они достаточно редкие, их не стоит рассматривать.

Сейчас могут пойти возражения – что шаровая опора и рулевой наконечник не одно и тоже. Ребята различия только в креплении корпуса, суть работы одинакова.

Читать еще:  Реставрация отражателя фары своими руками

Если подвести итог по работе, то выходит следующее – вы поворачиваете руль, через рулевую рейку усилие переходит на суппорт, а для того чтобы он повернулся как раз и нужны шарнирные соединения, именно эту работу и выполняют опоры, рулевые наконечники и конечно же опорный подшипник.

Причины и следствия выхода из строя шаровых опор

Как говорилось выше, опору придумали, как замену шкворню, но избавившись от него, не избавились от сил, действующих на шарнир. Если задать почти философский вопрос: «Так почему же изнашиваются шаровые?», то ответ будет состоять из трех основных пунктов (есть и четвертый – время – но он не интересен, так как понятен). Первый: повышенные ударные нагрузки на подвеску при проезде, например, по трамвайным путям на неприличной скорости или обычная эксплуатация автомобиля в необычных дорожных условиях, которыми нас не удивишь. Второй: отсутствие смазочного материала там, где он должен быть (помните о масленках?). И, наконец, третий: разрушение п
ыльника опоры.

Что касается конструктивных особенностей подвесок и влияния этого на износ, то можно сказать следующее: любая шаровая опора, как бы она ни была установлена – на рычаге или на поворотном кулаке – будет изнашиваться благодаря ударам и трению. И если вам хочется сберечь средства и нервы, то нужно чаще заглядывать за колесо, а также не кричать про себя «Банзай» при виде приближающихся недоразумений в виде выбоин.

Ремонт шаровой опоры

Существует несколько способов ремонта. Зачастую, шаровую опору заменяют новой. Замена опоры вместе с рычагом у большинства иномарок является очень даже недешевым удовольствием, так как цена одного рычага составляет не маленькую сумму, а есть и такие автомобили, у которых сложные много-рычажные подвески (до 5-ти только с одной стороны). Стоимость выполненных работ тоже будет достаточно высокая для нижнего рычага, и вдвое больше — для верхнего. Поэтому услуги реставраторов, которые занимаются ремонтом даже тех опор, которые меняют в сборке с рычагом, значительно востребованы.

Реставрация обходится намного дешевле, чем приобретение новой детали. Это особенно заметнее для опор, которые поставляются в сборе с рычагами. Для их восстановления могут использоваться различные технологии.

  • Самая легкая – это переделка шаровой опоры в разборную, смена вкладышей из пластика и полирование пальца.
  • Несколько трудоемкая технология – жидким полимером под давлением заполняется корпус. Далее этот полимер в зазорах застывает. Запрессованные опоры в рычаги сначала извлекают, а затем производят замену не оригинальными опорами.

Помните, что подобная экономия, быть может, станет причиной неприятностей на дороге, во избежание этого, рекомендуется использование все-таки новых узлов.

Ресурс шаровой опоры

Служебный срок шаровой опоры в основном зависит от нескольких факторов, он может колебаться от 15 до 120 тысяч километров.

Резко сокращает «жизнь» шаровой опоры даже небольшая трещинка в пыльнике. Она может привести к проникновению воды, грязи и песка в шарнир. Для предотвращения поломки шаровой опоры необходимо наблюдать состояние защитного резинового чехла. Лучше всего это делать на эстакаде.

Чтобы шаровые опоры прослужили дольше, следует аккуратнее ездить по разбитым дорогам, а также своевременно заменять поврежденные пыльники.

Датчик дроссельной заслонки: предназначение,типы,виды,неисправности,фото
Датчик холостого хода: принцип действия,устройство,виды,фото,назначение
Датчик расхода воздуха: принцип работы,виды,неисправности,фото
Обратный клапан топливной системы:функции,виды,устройство и принцип действия

Шаровые опоры: особенности устройства и эксплуатации

Статья посвящена важным компонентам автомобильной подвески — шаровым опорам. Рассматриваются особенности устройства, эксплуатации и обслуживания шаровых опор, а также признаки выхода из строя и диагностики.

Шаровая опора, другое название — несущий (направляющий) шарнир, — необходимый компонент независимой подвески транспортного средства. С помощью этого узла поворотный кулак шарнирно соединяется с рычагом подвески.

Назначение шаровой опоры

Задача узла – обеспечивать управляемым колесам возможность поворота и при этом сохранять их стабильное положение относительно горизонтали при вертикальных перемещениях.
Наиболее широкое применение эта конструкция находит в передней подвеске автотранспортных средств.

Рис. 1. Шаровая опора — обязательный элемент подвески автомобиля

В конструкциях с рычажной системой подвески задних колес их можно найти и в задней части авто.
Шаровые опоры с точки зрения механики — это шаровые шарниры. Конструкции этого типа служат не только в качестве опор ступиц. Они присутствуют в развальных рычагах, в креплении газовых пружин капотов и крышек, в рулевых тягах.

Сколько в подвеске авто шаровых опор?

Это зависит от выбранной конструкторами схемы подвески. В простых стойках МакФерсона шаровых опор две — слева и справа, они расположены снизу. На двухрычажных подвесках (например, на микроавтобусах Фольксваген Транспортер Т4) имеются верхние и нижние шаровые, т. е. две слева и две справа, а на сложных, многорычажных (модели VW, Audi, Skoda, BMW), их может стоять по пять с каждой стороны.

Рис. 2. Двухрычажная подвеска автомобиля. 1 — верхняя шаровая опора, 2 — нижняя шаровая опора

История создания

До определенного времени в кинематической схеме управляемых колес автомобилей применяли шкворневый шарнир. Металлоемкий узел требовал регулярной смазки и давал колесу возможность поворота лишь относительно одной оси, что плохо влияло на маневренность.
Шаровая опора создавалась как альтернатива шкворневому шарниру. Уменьшение неподрессоренной массы, снижение трудоемкости обслуживания — такие задачи стояли перед конструкторами.
Условия работы шаровой опоры — очень тяжелые. Она несет колоссальную нагрузку, принимая на себя каждый удар и толчок от дороги, и работает на износ. Конструкторы не стали создавать очень прочную деталь, придав ей статус практически расходника. Основной упор сделали на легкость и простоту замены узла.

Устройство шаровой опоры

Изначально она имела вид обслуживаемого узла и состояла из корпуса с помещенным в нем шаровым пальцем, поджатым через стальную пластину пружиной и накрытым пыльником. С целью предотвращения износа шарнира в узел закладывалась регулярно возобновляемая смазка, которую ремонтный персонал запрессовывал через предусмотренную для этого масленку при выполнении ТО.
С наступлением эры пластика шаровая часть пальца была заключена в полусферу из пластмассовых вставок, а пружина оказалась ненужной. Такой конструкция остается и сегодня. Пластмассовые вкладыши выполняются из износостойкого нейлона, а для контроля зазора служит специальное отверстие.

Рис. 3. Устройство шаровой опоры

Конструкция шаровых опор на разных моделях автомобилей имеет отличия, обусловленные устройством и геометрией узлов. Есть варианты исполнения подвески с одинаковыми слева и справа шаровыми опорами, в других случаях различают зеркально подобные правые и левые.

Рис. 4. Различные варианты исполнения шаровых опор

Палец шаровой опоры в нижней части имеет форму сферы, это позволяет ему наряду с вращательными движениями раскачиваться с небольшой амплитудой в корпусе.

Рис. 5. Палец шаровой опоры

На верхнем торце палец имеет шестигранное углубление под спецключ для удерживания его от проворачивания при затягивании гайки шаровой опоры.
Солидные производители поставляют опоры в виде ремонтных комплектов, снабжая их необходимым крепежом.

Крепление шаровых опор

Способов крепления шаровых к рычагам — всего два.
Болтовое соединение. При возникновении необходимости замены узла отворачиваются или срезаются болты, и на место снятого устанавливается новый узел. Такая опора чаще поставляется в виде ремкомплекта — с болтами, гайками и шайбами. Пример — нижняя шаровая опора Фольксваген Т4.

Рис. 7. Пример крепления шаровой опоры с помощью болтового соединения

Интегрированная в рычаг опора. При выходе из строя шаровой необходимо менять весь рычаг. Стоимость замены в этом случае — довольно высокая за счет цены рычага. Преимущество — меньший, чем у съемной опоры, вес.

Рис. 8. Рычаг с интегрированной шаровой опорой

Шаровые в многорычажной подвеске, — интегрированные. Преимущество ее — мягкость и долговечность, недостаток — высокая стоимость комплекта.

Рис. 9. Рычаги многорычажной подвески с интегрированными шаровыми опорами

Рычаги многорычажной подвески изготавливаются из сплава алюминия.

Компромиссный вариант, когда детали крепления опоры к рычагу отсутствуют, но имеется элемент фиксации в виде стопорного кольца. Опора запрессована в рычаг и фиксируется в нем с помощью кольца. Демонтаж и монтаж такой опоры выполняется с обязательным использованием пресса или специальных съемников.
Именно по такой схеме крепятся к рычагу верхние шаровые микроавтобуса Фольксваген Т4.

Крепление к поворотному кулаку имеет два исполнения:
— когда палец опоры крепится корончатой гайкой, фиксируемой шплинтом или самоконтрящейся гайкой с внутренним пластиковым стопорным кольцом;
— редко используемое, когда палец крепится стяжным болтом.
Второй вариант имеет недостаток в связи со склонностью болта к закисанию.

Пыльники шаровых опор

Эти детали из резины — неотъемлемые атрибуты опоры. Они съемные, что позволяет заменять их в случае повреждения.

Рис. 10. Пыльник шаровой опоры

Покупая пыльники, лучше выбирать те, что поставляются в комплекте с обжимными кольцами.

Рис. 11. Пыльник шаровой опоры в комплекте со стопорными кольцами

Встречаются пыльники без верхнего стопорного кольца, выполненные по типу сальника – с упругим пояском и с пружинкой внутри. При разрыве или растрескивании пыльника шаровой опоры замена его не составит большого труда. На практике, однако, это делают немногие автомобилисты.

Рис. 12. Разрушение пыльника шаровой опоры

Техническое обслуживание шаровых опор

Шаровые опоры современных автомобилей — необслуживаемые. При появлении люфта их просто меняют на новые, отправляя старые в утиль.
Важный аспект эксплуатации шаровых опор — содержание в надлежащем состоянии пыльников. Замена пришедшего в негодность этого недорогого компонента на исправной опоре позволяет значительно продлить ее ресурс. Купить и заменить пыльники шаровых опор обойдется в несколько раз дешевле замены самих опор.
При замене пыльников в них закладывается свежая смазка, рекомендуемая производителем для шаровых опор. Чаще для этого используется литол.

Каковы причины выхода из строя шаровых опор?

Нарушение работы происходит вследствие износа, который приводит к увеличению зазора в сопряжении и появлению люфта. Как следствие — палец начинает болтаться в корпусе. При достижении предельного износа в сопряжении ударные нагрузки могут спровоцировать вырывание пальца из конструкции. Нарушается фиксация колеса, и оно выворачивается вбок. В таком состоянии автомобиль не может продолжать движение.

Рис. 13. Последствия разрушения шаровой опоры

Причины износа шаровых опор банальны.
1. Повышенные ударные нагрузки на узел при прохождении неровностей покрытия на большой скорости или использование автомобиля в тяжелых дорожных условиях.
2. Недостаточная смазка деталей узла.
3. Повреждение пыльника.

Признаки выхода из строя шаровых опор

Неполадки в шаровых опорах дают о себе знать стуками при перемещении по неровной дороге со скоростью от 5 до 40−50 км/ч. Стук сопровождает наезд на каждую кочку или ямку. После достижения износа шаровых пальцев предельного значения они выскакивают из гнезда и лишают колесо осевой опоры. Вывернутое на сторону колесо делает автомобиль полностью неуправляемым.
Другие признаки предельного износа шаровых:
1. При выполнении поворота водителю приходится прикладывать к рулевому колесу дополнительные усилия.
2. Возникновение характерного скрипа шаровых опор.
3. Виляние и неровное движение передних колес по прямой.
4. Неравномерность износа протектора покрышек.

Диагностика шаровых опор

Так как проверка узлов подвески на спецстендах не всегда эффективна, на практике пользуются старыми, проверенными методами — на слух и на ощупь.
При проверке на слух ассистент раскачивает машину, а механик слушает сопровождающие этот процесс звуки.
Второй способ заключается в покачивании заторможенного колеса руками, ухватившись за него сверху и снизу. Если люфт в шаровой чувствуется – зазор в опоре есть, и ее нужно менять.

Рис. 14. Проверка люфта в шаровой опоре

Измерить величину износа можно с использованием инструментов. Люфт не должен быть больше 0,8 мм. В случае отсутствия нужных инструментов, можно просто приложить ладонь к корпусу опоры, чтобы касаться и корпуса, и пальца опоры, и попросить ассистента покачать колесо. Если люфт есть – он ощущается.

Срок службы шаровой

На этот показатель влияют многие факторы. Он может изменяться в пределах от 15–20 до 100–120 тысяч км. Срок службы в первую очередь зависит от целостности пыльника. Нарушение его герметичности приводит к потере смазки и проникновению в шарнир грязи и воды, что сильно сокращает его срок службы. Поэтому в первую очередь важно контролировать состояние пыльника, регулярно проверяя его визуально.
Предотвратить выход из строя опоры можно, своевременно заменив поврежденные пыльники.

Замена шаровых опор

Следует менять комплект шаровых опор (левую и правую), даже если люфт обнаружен только в одной.
На двухрычажных подвесках основная нагрузка приходится на нижние опоры, они изнашивается быстрее, следовательно, и меняются чаще. Так, по статистике в передней подвеске Фольксваген Т4 одна замена верхней шаровой опоры приходится на три замены нижних.
Для демонтажа и монтажа шаровых опор применяются разработанные специалистами съемники. Использование при перепрессовке шаровых опор специального оборудования и оснастки в условиях СТО позволяет обеспечить более высокие ресурсные показатели узла за счет исключения механических повреждений, возможных при применении ударных инструментов в кустарных условиях.

Рис. 15. Съемник шаровых опор

Поручайте ремонт и обслуживание своего «железного коня» только тем специалистам, которым доверяете, и которые никогда не подводили. Неквалифицированный ремонт автомобиля может обойтись его владельцу очень дорого.

Делаем съемник шаровых опор своими руками

Шаровая опора — не последний важный узел в конструкции автомобиля. Ее замена — процедура непростая. Рассмотрим съемник шаровых опор. Своими руками его делать или приобретать готовый универсальный — это личный выбор каждого автолюбителя.

Ломается узел чаще всего от запредельной нагрузки на него. Но с чем связана трудность замены?

Когда нужно менять узел?

При малейшем подозрении на возможную неисправность (наличии люфта на поддомкраченном колесе и т.д.). А на вопрос «как менять?» ответ простой — лучше и проще это делать при помощи специального съемника. Вот так примерно выглядит покупной вариант.

Это винтовое и гидравлическое устройство стоит порядка 14000 рублей. А можно ли изготовить его самостоятельно? Можно. При наличии минимальных слесарных навыков и подходящих материалов.

Как сделать съемник шаровых опор своими руками

На ресурсе drive2.ru было предложено вот такое устройство.

Более простой и уже образмеренный вариант съемника шаровых опор, сделанного своими руками, можно увидеть на этих фото.

Версию, изготовленную по типу «прищепки» можно взять из этого видео:

«Самоделок» уже сделано немало, при желании в Интернете можно найти и другие разновидности подобных механизмов. Но в любом случае существует общий алгоритм замены шаровых опор.

  1. Автомобиль ставится только на ровную площадку (вариант — на эстакаду).
  2. Ослабляются болты нужного колеса.
  3. Затем колесо вывешивается на домкрате, болты полностью выворачиваются.
  4. Снимается колесо, отвинчивается гайка шарового пальца.
  5. При помощи съемника опора распрессовывается.
  6. Помощник монтировкой отжимает нижний рычаг, хозяин машины снимает выработанный шаровый палец.
  7. Неисправная шаровая снимается, на ее место устанавливается новая опора.
  8. Помощник не спеша опускает рычаг, хозяин направляет тягу так, чтобы палец обязательно лег в проушину.
  9. Наживляются болты, трущиеся части и палец смазываются густым маслом (можно солидолом), затягиваются резьбовые соединения.

Если возникла необходимость заменить верхнюю вазовскую шаровую, то можно сделать совсем простенькую модификацию съемника шаровых опор, также сооруженную своими руками.

Кстати, иногда есть смысл попросить что-то взаймы у соседей по гаражу.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector