Camgora.ru

Автомобильный журнал
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить ИК-приёмник

Как проверить ИК-приёмник?

Проверка приёмника инфракрасного сигнала

Как известно, ИК-приёмник представляет собой специализированную микросхему. Это осложняет его проверку. Но, несмотря на это проверить ИК-приёмник можно. Для этого понадобятся кое-какие приспособления. А именно:

Блок питания. Желательно, чтобы блок питания был стабилизированный с выходным напряжением 5 вольт. Можно с успехом использовать самодельный блок питания с регулируемым выходным напряжением.

Цифровой мультиметр. Подойдёт любой цифровой мультиметр с возможностью измерения постоянного напряжения.

Любой исправный пульт дистанционного управления (ДУ).

Перед тем как начать проверку ИК-модуля необходимо определить цоколёвку его выводов. Если этого не сделать, то можно «спалить» ИК-модуль. Если к вам в руки попал неизвестный ИК-приёмник, то не стоит торопиться с его подключением. Для начала нужно внимательно осмотреть его со всех сторон и найти его маркировку. Далее по маркировке находим даташит на данную модель ИК-приёмника на сайте alldatasheet.com или через поиск Гугла. О том, как это сделать читайте здесь. Как правило, в даташите есть рисунок с указанием цоколёвки. Разобраться по нему легко.

Для модели приёмника TSOP31236, на котором и будут проводиться испытания, цоколёвка имеет следующий вид.

Вывод под номером 1 — это вывод общего провода (GND). К этому выводу подключается минусовой провод блока питания. Вывод под номером 2 — это плюсовой вывод (Vs). К нему подключается плюсовой провод блока питания. Вывод под номером 3 — это выход сигнала приёмника (OUT).

Если необходимое оборудование подготовлено, а цоколёвка выводов ИК-приёмника определена, то собираем проверочную схему. Собирать проверочную схему лучше на беспаечной макетной плате. Это займёт пару минут. Если беспаечной макетной платы нет, то придётся спаять проверочную схему навесным монтажом.

Итак, собираем или паяем проверочную схему. Плюсовой вывод от блока питания (+5 V) подключаем к плюсовому выводу ИК-модуля (Vs), минус – к минусовому выводу ИК-приёмника (GND). А третий вывод ИК-приёмника (OUT) подключаем к плюсовому ( красному ) щупу мультиметра. Минусовой (чёрный) щуп мультиметра подключаем к общему проводу (GND) проверочной схемы. Мультиметр переключаем в режим измерения постоянного напряжения (DC) на предел 20 V.

Методика проверки.

Тем, кто уже узнал, что такое ИК-приёмник известно, что пока на ИК-приёмник не попадает излучение от пульта ДУ, на его выходе присутствует напряжение практически равное напряжению его питания. То есть 5 вольт. Оно не измениться до тех пор, пока на чувствительный фотодиод приёмника не начнут попадать «пачки» инфракрасных импульсов от пульта ДУ. На фото видно, что на выходе (OUT) ИК-приёмника 5,03 вольт.

Суть проверки заключается в том, чтобы проверить изменение напряжения на выходе ИК-модуля при попадании на него инфракрасного излучения от любого пульта ДУ.

Как только на фотодиод ИК-приёмника начнут падать пачки инфракрасных импульсов от пульта ДУ, то напряжение на его выходе будет падать. В теории оно должно падать практически до нуля, но поскольку мультиметр не успевает среагировать на изменение напряжения, то он будет показывать падение напряжения на несколько сотен милливольт. Напомним, что сигнал пульта ДУ имеет форму пачек импульсов. Именно поэтому рядовой мультиметр и не успевает отразить на дисплее столь быстрые изменения напряжения на выходе модуля.

Жмём на любую кнопку пульта ДУ и не отпускаем. При этом будет видно, как на дисплее мультиметра значение напряжения упадёт с 5,03 вольт до 4,57. Напряжение на выходе уменьшилось на 460 милливольт (mV).

Если отпустить кнопку пульта ДУ, то на дисплее значение напряжения вновь восстановиться до 5 вольт.

Как видим, приёмник инфракрасного сигнала исправно реагирует на сигнал с пульта ДУ. Значит ИК-модуль исправен. Аналогичным образом можно проверить и другие приёмники инфракрасного сигнала в модульном исполнении.

Думаю, понятно, что если ИК-приёмник не реагирует на сигналы с пульта ДУ и на его выходе напряжение не меняется ни на милливольт, то с большой степенью вероятности можно утверждать о том, что ИК-приёмник неисправен. На практике проводилась проверка ИК-приёмника HS0038 взятого из цветного телевизора, который сгорел во время грозы. Так вот, при проверке ИК-приёмника оказалось, что на его выходе отсутствует напряжение даже в «ждущем» режиме, а ток потребления равен 0. ИК-модуль оказался сгоревшим (скорее всего из-за превышения напряжения питания более 6 вольт).

Среди инфракрасных приёмников серии TSOP и аналогичных есть так называемые низковольтные экземпляры. В своей маркировке они имеют цифру 3. Представителем такого низковольтного ИК-модуля является TSOP 31236. Данный ИК-приёмник работает уже при напряжении питания 3 вольта.

Если проверяется низковольтный экземпляр ИК-приёмника (например, такой как TSOP31236), то на ИК-модуль можно подать напряжение питания как в 3 вольта, так и в 5 вольт. Методика проверки такого ИК-приёмника аналогична описанной.

При проверке приёмников инфракрасного сигнала стоит помнить, что любой из них имеет в своём составе фильтр. Фильтр этот настроен на определённую частоту, обычно лежащую в диапазоне 30-40 килогерц. Но на практике в руки может попасть и ИК-модуль с частотой настройки фильтра и 56, и 455 килогерц (мало ли ). Так вот, инфракрасный сигнал от рядового пульта такой приёмник может быть и будет принимать, но на выходе сигнала не будет. Почему? Потому что пульт ДУ будет излучать сигнал промодулированный частотой, например, 36 килогерц, а приёмник настроен на приём сигнала, промодулированный частотой в 455 килогерц. Понятно, что в таком случае сигнал просто не пройдёт через фильтр.

Для широко распространённых ИК-приёмников серии TSOP и аналогов частота настройки фильтра обычно составляет 36; 36,7 и 38 килогерц. Они хорошо принимают сигнал практически от любого пульта ДУ, взятого от бытовой электроники. И даже если частота фильтра не совсем совпадает с частотой модуляции сигнала от пульта ДУ, сигнал будет приниматься. Иногда для этого требуется всего лишь ближе поднести пульт к ИК-приёмнику.

Добро пожаловать
на VAZ.EE+ Extended Edition

С мая 2013 года наш портал расширил тематические разделы форума по обмену опытом: добавлены подфорумы Американцы, Корейцы, Немцы, Французы, Японцы, в связи с увеличением автопарков наших посетителей.

Помимо изменения стиля, наш Чат, Почта, Развлекательные и фото/видео разделы, Литература стали встроенными и не трубеют отдельной регистрации. Кроме этого, есть и другие полезные и приятные новшевства с которыми Вы все можете ознакомиться при посещении портала.

С вопросами и предложениями можете обращаться к администрации в специальном разделе форума или через форму обратной связи.

  • литература
    • Статьи
    • Библиотека
  • развлечения
    • Анекдоты
    • Приколы
    • Мисс Бикини
  • форум
    • Автомобили
    • Обмен опытом
    • Эксплуатация
    • Обо всем
    • Форум и Web
  • мультимедиа
    • Галерея
    • Видео
    • Автообои
    • Фотобаза
  • купить/продать
    • Автомобиль
    • Автозапчасти
  • разное
    • Реклама
    • Баннеры
  • Помощь
  • Поиск
  • Пользователи
  • Репутация

  • Главная форума
  • Обмен опытом
  • Электрооборудование
  • Версия для печати
  • Скачать / Распечатать тему
  • Режимы отображения
  • Переключить на: Древовидный
  • Стандартный
  • Переключить на: Линейный

Сонар-ИК или БСЗ что взять

Автор темы Styx, 1.9.2006, 20:25

  • 2 страниц
  • 1
  • 2
  • >
  • Авторизуйтесь для ответа в теме

#1 Styx

  • Пользователи-2
  • 49 cообщений
    • Offline
    • Карточка
    • ЛС

    Сообщение добавлено 1.9.2006, 20:25

    • Полное редактирование
    • Быстрое редактирование

    #2 pitbull

  • Модераторы
  • 959 cообщений
    • Offline
    • Карточка
    • ЛС

    Сообщение добавлено 1.9.2006, 22:21

    • Полное редактирование
    • Быстрое редактирование

    #3 Styx

  • Пользователи-2
  • 49 cообщений
    • Offline
    • Карточка
    • ЛС

    Сообщение добавлено 2.9.2006, 17:58

    Вот описание:
    ЭЛЕКТРОННЫЙ ДАТЧИК «Сонар-ИК» предназначена для модернизации штатной системы зажигания автомобилей ВАЗ 2101-2107, оснащенных катушкой зажигания Б117А.

    Принцип действия
    «Сонар-ИК» представляет собой объединенные в одном корпусе оптический инфракрасный датчик момента зажигания и электронный коммутатор тока катушки зажигания и индикатор настройки положения. «Сонар-ИК» устанавливается под крышкой трамблера вместо контактной пары на ее штатное место. Инфракрасный датчик содержит: источник инфракрасного излучения, формирователь светового потока и фотоприемник. Сформированный определенным образом световой поток периодически прерывается вращающимся кулачком трамблера.
    ЭЛЕКТРОННЫЙ ДАТЧИК
    «СОНАР-ИК»
    Это прерывание воспринимается фотоприемником и через усилитель управляет силовым электронным ключом, прерывающим ток через катушку зажигания, в результате чего и возникает искровой разряд.

    Основные свойства
    «Сонар-ИК» обеспечивает высокую стабильность параметров системы зажигания во время эксплуатации, поскольку он не содержит механических (обгорающих и истирающихся) элементов.
    «Сонар-ИК» обеспечивает высокое качество электрических параметров: более высокое напряжение (около 400 Вольт) на первичной обмотке катушки зажигания. высокая скорость нарастания напряжения на катушке зажигания и, как следствие, более надежное искрообразования в условиях повышенной влажности и старения изоляции.
    Параметры:
    Напряжение питающей сети 13,5 Вольт
    Напряжение на первичной обмотке катушки зажигания 350-400 Вольт
    Сопротивление первичной обмотки катушки зажигания 2,5-3,5 Ома
    Понятно что это не совсем БСЗ, но все же альтернатива ему.
    А вопрос же такой, кто пользует сие устройство поделитесь впечатлениями, стоит ли связываться с этим Сонаром, или же поставить БСЗ

    Как работают сонары

    Понимание принципов работы сонара и того, как читать его данные может стать ключом к успешной рыбалке. Наше короткое руководство о том, как работают сонары, научит Вас основам поиска рыбы эхолотом и даст несложные советы по чтению показаний эхолота.

    Теоретические основы работы Сонара

    SONAR аббревиатура от “ SOund NAvigation Ranging ” что в переводе означает «Звук, Навигация, Определение расстояния». Сонар посылает импульсы звуковых волн сквозь воду. Когда эти импульсы достигают таких объектов как рыба, растительность или дно, они отражаются обратно на поверхность. Сонар измеряет, сколько времени требуется, чтобы звуковая волна достигла обьектаи затем вернулсась обратно. Это тот же принцип, который используют дельфины и летучие мышы. Эта информация позволяет судить о глубине отраженного объекта. Он также измеряет силу возвращаемого импульса — чем тверже объекты, тем сильнее обратный импульс.

    Как только получен возвращаемый импульс, отсылается другой. Поскольку звуковые волны движутся со скоростью в одну милю в секунду, сонары могут посылать несколько импульсов в секунду. Deeper PRO и Deeper PRO + отправляют 15 импульсов в секунду. Возвращающиеся звуковые импульсы преобразуются в электрические сигналы, а затем отображаются, позволяя рыболовам определять глубину и твердость дна, а также любые объекты между ними.

    4 пункта на заметку

    1. Сонары сканируют конусообразно, а не линейно.
    2. Прокрутка экрана не означает движение сонара (или большое количество рыбы).
    3. Более толстые линии и повторные возвратные сигналы означают более плотное дно.
    4. Расставьте дуги и вы найдете рыбу.

    1. Сонары сканируют конусообразно, а не линейно

    Когда мы читаем данные с нашего эхолота, мы обычно представляем, что информация, которую мы видим на нашем экране, описывает происходящее прямо под нашим сонаром. Таким образом, если мы видим рыбу на экране, мы думаем, что она должна быть точно под нашим сонаром. В действительности, показания, которые мы видим, взяты из более широкой области под нашим сонаром. И что еще более важно, сонар получает данные из более широкой области, в зависимости от того, насколько глубоко вы сканируете. Это происходит потому, что сонары сканируют конусообразно.

    Как это работает

    Сонары посылают звуковые импульсы для поиска объектов. Звук распространяется волнами, а не прямыми линиями, и эти волны расширяются конусообразно, становясь все шире и шире.

    Большинство сонаров могут управлять конусами звуковых волн, изменяя частоту сканирующего луча. Это важно, потому что в разных промысловых ситуациях различные сканирующие лучи более или менее эффективны.

    Широкое лучевое сканирование (обычно от 40 ° до 60 °) отлично подходит для быстрого сканирования больших площадей и получения общей информации о глубине и структуре дна, но точность и детали будут ниже. Широкое лучевое сканирование лучше всего подходит для более мелких вод, потому что чем шире конус покрывает область, тем глубже он сканирует. Это означает, что если вы сканируете на глубине 45 футов / 13,7 м, вы увидите объекты в радиусе 47 футов / 14,3 м.

    Сканирование узким лучом (от 10 ° до 20 °) дает более точное изображение, но покрывает меньшую площадь. Это подходит для определения точного местоположения рыбы. Узкое лучевое сканирование также лучше подходит для большой глубины, так как конус не распространяется слишком широко.

    Почему это имеет значение…

    При обнаружении рыбы

    При определении структуры и особенностей

    При обнаружения рыбы, не рассчитывайте, что каждая рыба, которую Вы отмечаете, находится прямо под вашим сонаром. Вместо этого помните, что они находятся где-то внутри конуса, распространяющегося вашим сонаром. И помните, чем больше глубина , тем шире область, в которой рыба может быть. Если рыба не глубоко, то она находится более или менее под вашим сонаром, особенно если вы используете узкий луч. Если же рыба глубоко, то она может находиться в гораздо более широкой области и намного дальше от расположения вашего сонара.

    Совет от Deeper: при ловле рыбы сначала используйте широкий луч, чтобы найти общую область нахождения рыбы, затем переключитесь на узкий луч и просмотрите эту область несколько раз, чтобы получить точное местоположение.

    Еще один момент, который вы должны понять при поиске — это то, что именно называется мертвой зоной. Ваш сонар будет использовать первую обнаруженную частицу дна, которую он определяет как уровень маркировки дна на экране. Но если конус сканирует впадину, там может быть более глубокая секция, которая не поддается сканированию — эта область является мертвой зоной (см. Диаграмму).

    Совет от Deeper: Использование узкого луча минимизирует вероятность того, что на вашем дисплее появится мертвая зона. Когда вы обнаружите впадину, просмотрите ее несколько раз, используя узкий луч.

    2. Прокрутка экрана не означает движение сонара (или большое количество рыбы)

    В приложении Deeper и многие другие сонары отображают данные на экране с прокруткой справа налево. Справа на дисплее показываются самые последние данные, самые старые — слева. Вы должны помнить, что ваш дисплей будет продолжать прокручиваться, даже если ваш сонар неподвижен, потому что устройство постоянно отправляет и получает звуковые импульсы. Понимание того, как работает просмотр прокрутки действительно важно для понимания данных сонара, которые вы получаете.

    Почему это имеет значение…

    При обнаружении рыбы

    При определении структуры и особенностей

    Одной из самых частых ошибок при анализе данных полученных с сонара является принятие одной рыбы за большое количество рыб. Вот как это происходит. Вы определяете, что в воде есть неподвижная рыба. Если вы не переместите свой сонар, и рыба останется неподвижной, на экране вы увидите постоянный поток рыбных значков. Естественно Вы подумаете, что обнаружены 4 или 5 огромных монстров. На самом деле, есть только один, но прокручивающийся дисплей делает его похожим на несколько.

    Совет от Deeper: если вы обнаруживаете, что дисплей прокрутки ошибается, попробуйте добавить вертикальный индикатор мигалки (Настройки — Сонар — Вертикальный флешер: Вкл.). Это точно так же, как на дисплее Зимняя рыбалка, показано справа на дисплее. Этот дисплей представляет собой живой канал, который не прокручивается — он показывает, что происходит прямо сейчас под вашим сонаром.

    Представьте, что вы запустили свой сонар, и теперь вы тяните его обратно, чтобы получить образ подводной структуры. Прекратите тянуть его на несколько секунд, а затем начните снова. Впоследствии вы вернувшись к сканированию заметите явный уклон, но с одним плоским участком посередине. Итак, есть ли на самом деле плоский участок на дне?

    Ответ — нет! Это происходит потому, что горизонтальная ось вашего дисплея показывает время, а не расстояние. «Плоская секция», которую вы видите, это когда вы перестали тянуть. Сонар продолжал сканирование и может показаться, что дно плоское, но на самом деле нет.

    Читать еще:  Сколько стоит поменять щетки на генераторе

    Совет от Deeper: Чтобы этого избежать, тяните сонар с одинаковой скоростью. Вместо этого вы можете использовать функции отображения с лодки или берега. Они используют GPS для добавления уровней глубины на вашу карту, поэтому нет проблем, если скорость, с которой вы тяните, меняется.

    3. Более толстые линии и повторные возвратные сигналы означают более плотное дно.

    Пример твердого дна

    Пример мягкого дна

    Пример двойного дна

    Ваш сонар способен рассказать вам не только о том, как выглядит структура дна, но и о том, насколько тяжелое дно. Вот как:

    Сонары измеряют время, необходимое для возвращения звукового импульса, а также силу сигнала, который возвращается. Это позволяет ему показать степень твердости подводных объектов. Мягкие объекты с низкой плотностью возвращают более слабый сигнал, тогда как жесткие объекты с высокой плотностью возвращают более сильный сигнал.

    Дисплей сонара покажет вам характеристики дна, с помощью яркости: чем ярче цвет, тем сильнее сигнал и, следовательно, тверже объект. Это особенно важно при сканировании дна.

    Вы можете заметить, что низ дисплея становится толще и интенсивнее в некоторых местах (жесткое дно), затем тоньше и слабее в других (мягкое дно). Вы также можете заметить повторные возвратные сигналы сонара со дна. Здесь дно такое твердое, что луч сонара отразился на поверхности, снова отскочил, отразился снизу и был подхвачен вашим сонаром.

    Почему это имеет значение при определении структуры и особенностей

    Данные о твердости дна очень полезны как часть общей картины, которую вы создаете. Говоря о различии между сваями и камнями, глинистым и твердым дном, очень важно найти правильные места для рыбалки на ваши целевые виды рыбы.

    Совет от Deeper:

    После того, как вы нашли интересное место, используйте узкий луч сонара, чтобы получить наиболее подробные и точные показания твердости дна. Убедитесь, что вы используете подробный, а не основной дисплей в приложении Deeper (используйте меню с левой стороны для выбора), чтобы увидеть показания твердости дна

    4. Расставьте дуги и вы найдете рыбу

    Пример большой рыбы

    Использование значков рыбы — отличный способ начать поиск рыбы, вы сможете определить рыбу и ее размер, максимально точно используя необработанные данные. Итак, когда вы будете готовы, выключите значки рыб и начните искать границы.

    Для чего нужны дуги?

    В большинстве случаев рыба будет отображаться на вашем дисплее в виде дуги. Причина очень проста. Если рыба проплывает прямо через конус сонара, импульс вернется от края конуса, посередине, а затем с другого края. Возврат с двух краев конуса проходит немного дальше, чем возврат от середины. Таким образом, на вашем дисплее появится дуга или форма «ногтя».

    Обнаружение рыбы

    Некоторые важные вещи, которые нужно помнить о расстановке дуг:

    • Вы получите дуги только от движущейся рыбы (или если ваш сонар перемещается по ней).
    • Если ваш сонар и рыба неподвижны, вы увидите линию, а не дугу.
    • Вы получите полную дугу, только если рыба движется через полный сонарный конус.
    • Если рыба проплывает через часть вашего конуса, она будет отображаться полу-дугой или толстой линией — обратите внимание на это.
    Думайте вертикально, а не горизнтально

    Длинные дуги означают большую рыбу, верно? Неправильно. Длинные дуги означают, что рыба была в вашем сонарном конусе в течение длительного времени.

    И не забывайте, что здесь важна глубина — рыба на более низких глубинах создаст более длинные дуги или линии, потому что конус сонара шире, поэтому рыбы остаются в нем дольше. Огромная рыба у поверхности может показать только короткую дугу или линию.

    Как же все-таки определить размер рыбы?

    Ответ — толщина. Если дуга или линия толстая, вы обнаружили большую рыбу. Так что думайте вертикально, а не горизонтально.

    Первое изображение является прекрасной иллюстрацией. Большие рыбы не отобразились полной дугой, но линии вертикально толстые, поэтому мы знаем, что рыбы большие.

    И пятнистая рыба-приманка работает одинаково. Не смотрите, сколько времени отображаются линии, смотрите на толщину и как сгруппированы метки.

    Почему это имеет значение…

    Изучая структуру дна, наблюдайте за арками указывающими на рыбу и маленькие косяки рыб. Это поможет вам лучше оценить общую картину и обозначить места скопления рыб.

    При обнаружении рыбы

    При определении структуры и особенностей

    Работа с необработанными данными даст вам наиболее точный поиск рыбы. Это может занять некоторое время, но вы сэкономите много времени в долгосрочной перспективе, потому что точно будете знать, что там внизу.

    Совет от Deeper: Выключите значки рыб в приложении Deeper (левое меню — значки рыб), и не забывайте думать вертикально, а не горизонтально. Ищите толстые дуги или полудуги, и не беспокойтесь о том, как долго они отображаются. Плюс, помните, что глубина влияет на длину. Вы получите более длинные дуги от рыбы, которые плавают глубже. Опять же, сосредоточьтесь на толщине линии, а не на длине дуги.

    Изучая структуру дна, наблюдайте за арками указывающими на рыбу и маленькие косяки рыб. Это поможет вам лучше оценить общую картину и обозначить места скопления рыб.

    Сонар электронное зажигание ваз классика

    «СОНАР ИК», прибор такой, ставится на место контактной группы в трамблёр! Езжу с ним уже 4 года, тьфу, тьфу,тьфу проблем не знаю (ВАЗ 21074, двиг 2106, 1,6л)!
    Стоимость порядка 600-800руб была. Производитель – г. Санкт Петербург.
    NEVA-PL Купить автомобильное безконтактное зажигание Сонар ИК (http://www.neva-pl.ru/oktankorrektor-sonarIK.html)

    Назначение
    Безконтактное электронное зажигание Сонар-ИК преднозначено для модернизации штатной системы зажигания автомобилей ВАЗ 2101-2107

    Принцип действия
    Сонар-ИК представляет собой объедененные в одном корпусе оптический инфракрасный датчик момента зажигания и электронный коммутатор ток катушки зажигания и индикатор настройки положения. Сонар-ИК устанавливается под крышкой трамлера вместо контактной пары на ее штатное место. Инфракрасный датчик содержит: источник инфрокрасного излучения, формирователь светового потока и фотоприемник.Сформированный определенным образом световой поток периодически прерывается вращающимся кулачком трамблера. Это прерывание воспринимается фотоприемником и через усилитель управляет силовым электронным ключом,прерывающим ток через катушку зажигания, в результате чего и возникает искровой разряд.

    Основные свойства
    Сонар-ИК обеспечивает высокую стабильность параметров системы зажигания во время эксплуатации, поскольку он не содержит механических (обгорающих и истирающихся элементов) Сонар-ИК обеспечивает высокое качество электрических параметров: -более высокое напряжение (около 400В) на первичной обмотке катушки зажигания. -высокая скорость нарастания напряжения на катушке зажигания,как следствие, более надежное искрообразование в условиях повышенной влажности и старения изоляции.

    и особенности настройки,особенно зажигания по стробоскопу?
    Так же по стробоскопу выставлял.

    Если вас не устраивает работа штатной контактной системы зажигания карбюраторного Ваз-2107, то улучшить ее работу можно разными способами. Выбрать один из них и своими силами его осуществить поможет эта статья.

    Плюсы и минусы контактной системы зажигания.

    На большинстве карбюраторных «Семерок» установлена контактная система зажигания. Она простая по устройству, легко обслуживается и надежно работает. Контактная система известна давно и починить ее, в случае отказа, сможет любой умелец.

    К сожалению, недостатков у этой простой и гениальной конструкции, тоже хватает. Главная проблема- сами контакты. Замыкая и размыкая электрическую цепь они, постепенно выгорая, меняют свои размеры. Это приводит к изменению момента зажигания, и как следствие, к потере мощности и экономичности мотора. Малейшие загрязнения на поверхности контактов ведут к уменьшению энергии искры, а это затруднения при запуске. И еще, контакты чувствительны к величине износа втулок валика трамблера. Люфт вала приводит к неравномерной работе двигателя, особенно заметной на холостом ходу. Из-за всех этих «прелестей» за контактами нужно постоянно ухаживать: содержать в чистоте и контролировать зазор. На машине с солидным пробегом эти недостатки проявляются особенно сильно.

    Сонар ИК- бюджетный вариант

    Именно для таких машин хорошим решением является замена контактной группы на бесконтактное устройство, хорошо известное как «Сонар ИК». Работает оно на прерывании инфракрасного луча кулачками прерывателя. Установить «Сонар ИК» достаточно просто. Выполнить это по силам любому, кто привык самостоятельно ремонтировать свой автомобиль. Чтобы не повторять десять раз одно и тоже, помещаю ссылку на видео, где все подробно показано.

    Личный опыт и изучение многочисленных отзывов в Интернет показали следующее. После установки «Сонар ИК» каких либо сверх заметных улучшений в работе двигателя нет. Заметно повысилась только стабильность и равномерность работы двигателя, пропало «подергивание» на холостом ходу. Что понравилось, так это то, что потом про приборчик на 2 года забыл. Ни каких работ трамблер не требовал.

    Этот приборчик устанавливают вместо контактов

    Примерно через 50000 км и два года, машина начала дергаться при разгоне. Поиски причины привели к «Сонар ИК». Пришлось в дороге ставить контакты обратно. Покупать новый приборчик, вместо сгоревшего, не стал, так как решил заменить всю систему зажигания на бесконтактную.
    Из отзывов в Интернет узнал, что были случаи перегрева «Сонар ИК» летом в пробке, но у меня такого не было. Если бы не доставшийся по дешевке новенький «Нивовский» трамблер, я бы установил «Сонар ИК» еще раз. Стоимость приборчика сейчас около 850 рублей. Свои деньги он отрабатывает честно.

    Бесконтактная система зажигания- дорого, но сердито

    Вот этот вариант дает уже очень ощутимый результат. Комплект из катушки зажигания, трамблера, коммутатора и жгута проводов с колодками стоит примерно 2500 рублей. Плюс еще желательно заменить свечи и высоковольтные провода.

    Так выглядит комплект БСЗ для Ваз-классики

    Зато, за эти деньги вы получаете легкий запуск в мороз, ровную и стабильную работу двигателя на всех режимах и забываете о проблемах с трамблером.
    После установки БСЗ запомните накрепко- нельзя снимать провода со свечей при работающем моторе! Датчик, который стоит в трамблере сразу выйдет из строя. Но пусть вас не пугает наличие электронных компонентов, которые могут «сгореть» в дороге- они достаточно надежны. Можно, на всякий случай, купить и возить с собой запасной коммутатор и аварийный вибратор. Последний подключают вместо сгоревшего датчика Холла, чтобы доехать до места ремонта.
    Если решили купить комплект, или собираете все по отдельности, имейте в виду, что трамблер марки «3810.3706» разработан для «Нивы». У него может оказаться укороченный вал и совершенно другие настройки. С ним машина тянет «как трактор» на низких оборотах, но «скисает» при разгоне. Специально для «Семерки» предназначен трамблер «38.3706», он подойдет без проблем.
    Установку комплекта лучше доверить специалистам.

    Делаем выбор

    Тем, кто не готов тратить 3000 – 4000 рублей за стабильную работу двигателя, подойдет «Сонар ИК». Он избавит вас от необходимости постоянно ухаживать за трамблером и подарит стабильную и ровную работу двигателя без крупных вложений денег и времени. Причем это не реклама, а сугубо личное мнение. Если будет приборчику альтернатива, обязательно протестируем и дадим полный отчет.
    Если есть финансовые возможности, без сомнений ставьте комплект БСЗ, оно того стоит.
    Есть и третий вариант- оставить все как есть. Контактная система будет работать и дальше, если ее вовремя обслуживать.

    Всем привет:)
    Сегодня я опишу опыт установки БСЗ Сонар-ИК на свою машину.
    Давно натыкался в интернете на эту вещицу и все не мог решиться на покупку. Отзывы в интернете довольно противоречивы, все твердят о сборной БСЗ, с заменой трамблера катушки и т.д. Собственно по узнавал в магазинах и понял что мне это не по карману, слишком дорого у нас.
    К тому же изучив данную тему понял что при отказе хоть одного элемента, а они достатоточно дорогие, до дома скорее всего уже не доберешься. Но это на мой взгляд все недостатки БСЗ. На самом деле я реально не могу себе его позволить, я ж студент
    Что же, решено было попробовать этот СОНАР-ик и посмотреть что получится и вас если что предупредить. Ведь он вроде как, не плохая альтернатива БСЗ. По сути его отличие лишь в том что сила тока катушки зажигания, так как она остается прежней остается как и у КСЗ, в отличие от катушки от переднеприводного семейства ВАЗов. В Сонаре есть оптический датчик который размыкает и замыкает ключ подобно контактам прерывателя. Роль окошек на трамблере БСЗ выполняет сам кулачек тем самым перекрывая и открывая датчики которые находятся противоположно друг другу. В нем есть коммутатор который по идее должен выравнивать и стабилизировать искру. И все это легко умещается внутри трамблера и стоит 400-500-600 рублей. Ладно, на самом деле, я прекрасно понимаю все преимущества БСЗ над данным девайсом:)

    Но все же часто в интернете СОНАР-ик называют бюджетной альтернативой БСЗ. Если подумать недостатком стандартной системы КСЗ является подвержение контактов прерывателя износу и пригоранию. В остальном отказывать она может даже реже чем БСЗ ведь чем проще тем надежней. Что же, ставя СОНАР мы как бы автоматически избавляемся от проблемы контактов выставляем как нам надо зажигание и катаемся не думая о том что внутри распределителя зажигания. Все бы это было так будь ОН 100%надежным сам по себе. А так лично у меня после установки вместо положенного спокойствия, рука сама положила в багажник запасной трамблер.Ну а вдруг. По идее достоинством СОНАРА является так же быстрый переход в случае необходимости обратно на контактную группу ведь при установке, кроме 1 дополнительного провода на катушку зажигания, мы ничего не меняем. Но судя по установке я понял что сделать это особо быстро не получится, нужно время, а иногда его может и не быть.В любом случае распределитель потом можно собрать обратно и дома. Мы ничего не теряем кроме цены СОНАРА.

    Ну теперь опишу саму установку. Купил эту штуку в Невеле за 500 рублей в одном из магазинов. Последний в котором она оказалась. Сразу поинтересовался у продавца как на счет гарантии, сказал, если что приноси.Ну это хорошо. Пошел в машину смотреть что там в той заветной коробочке. Сама коробочка как то вроде и смущала и нет. Понял одно она давно лежала.
    Вытягиваю. Естественно ничего запечатано не было. Что внутри. Сам СОНАР-ик: В принципе то, что я видел в интернете но без желтой наклейки на задней части. Насторожило. Так же на коротком проводе была просто пипец какая огромная клемма толком не закрепленная и не обжатая. Насторожило снова. На втором длинном проводе клеммы вообще не оказалось и в пакете с крепежом ее не было . К самому крепежу претензий: нет два болта под крест, две шайбы, два гровера. Ну и инструкция со штампами. К ней претензий так же нет.

    Скоро возможно закажу ВВпровода от Наиля Порошина, с нулем в сопротивлении и которые не дубеют на морозе, кто не знает что за дядька ссылка ниже:

    Так же снова перестал меня устраивать карбюратор, в поисках СОЛЕКСа.

    Еще должны придти наклейки с символикой Drive2.ru чего я очень жду:)

    Всем пока:) Если есть мысли, замечания и предложения пишите, обсудим;)

    Как проверить эхолот без воды

    Такой вопрос я получаю на удивление часто, звучит он следующим образом: «Можно ли использовать эхолот вне воды?»

    Вот быстрый ответ:

    • Почему эхолоты работают в воде, а не в воздухе ↓
    • Можно ли включать датчик эхолота без воды? ↓
    • Эхолот без воды – это плохо? ↓
    • Можете ли вы проверить эхолот без воды? ↓
    • Можете ли вы проверить датчик в ведре с водой? ↓
    • Можно ли установить датчик внутри корпуса лодки? ↓
    • Вывод ↓
    Читать еще:  Как отремонтировать пороги автомобиля без сварки

    Единственным исключением из этого правила являются преобразователи, которые настроены на работу через соответствующее твердое вещество, которое, в свою очередь, связано с водой. Например, некоторые модели могут посылать и принимать звуковые сигналы через корпус лодки из стекловолокна, и при правильной настройке обычные преобразователи могут стрелять сквозь лед (подробнее об этом читайте в нашей статье о том, может ли эхолот работать через лед? ).

    Но даже в этих случаях вы должны убедиться, что между датчиком и поверхностью корпуса нет воздуха, так как это эффективно блокирует сигнальную способность сонара.

    Почему эхолоты работают в воде, а не в воздухе

    Эхолоты обнаруживают объекты под водой с помощью сигналов сонара (подробнее читайте в нашей статье о том, как работает эхолот ? ). Сонар – это сокращение от SOund NAvigation and Ranging , которое описывает технологию, основанную на отправке и приеме звуковых сигналов.

    Принцип передачи сигналов сонара (Источник: Георг Виора, CC BY-SA )

    Другими словами, преобразователь глубиномера действует как громкоговоритель (посылая звуковые импульсы) и как микрофон (принимающий возвращенные звуковые импульсы). Возвращенные звуковые сигналы интерпретируются блоком обработки и отображаются на экране, который можно использовать для поиска рыбы. Ознакомьтесь с нашей статьей о том, как читать эхолот для получения дополнительной информации.

    Вода – гораздо более плотная среда по сравнению с воздухом. Из-за этого воздух поддерживает распространение только коротковолновых сигналов, таких как радар, и рассеивает более длинноволновые сигналы, такие как сонар. И наоборот, вода поддерживает распространение длинноволновых сигналов, таких как сонар , при эффективном поглощении более коротких волн.

    Можно ли включать датчик эхолота без воды?

    Можно вывести датчик из воды, но его способность передавать сигналы сонара не будет работать в этих условиях, а это означает, что вы не получите никакой пользы от его включения.

    Как уже упоминалось, единственным исключением является то, что вы можете стрелять сквозь лед. Однако даже в этом случае лучше использовать флешер с датчиком для зимней рыбалки, поскольку они специально разработаны для этой цели (подробнее об этом читайте в нашем обзоре лучших мигалок для зимней рыбалки ).

    Я знаю, что у некоторых эхолотов есть радио, и вы можете включить его, когда находитесь вне воды и не используете сонар. В этом случае используйте меню дисплея, чтобы выключить датчик, чтобы включился только основной дисплей.

    Эхолот без воды – это плохо?

    Не рекомендуется включать датчик вне воды, поскольку большинство моделей используют воду для охлаждения, что приводит к их быстрому нагреву при работе на воздухе. В частности, модели CHIRP посылают много энергетических импульсов и быстро нагреваются при выходе из воды, что может нарушить их функцию из-за разрушения пьезоэлектрических кристаллов.

    Вот почему вам действительно следует избегать включения датчика эхолота без воды. Если по какой-то причине вы действительно хотите вывести эхолот из воды, обязательно выключите выход датчика, чтобы не повредить его. Вы можете легко дважды проверить это, прикоснувшись к нему, чтобы проверить, становится ли он горячим или нет.

    Если вы думаете, что ваш датчик, возможно, был поврежден и не работает должным образом, ознакомьтесь с нашей статьей о том, как определить, что ваш датчик неисправен .

    Можете ли вы проверить эхолот без воды?

    Хотя возможно запустить глубиномер без воды, вы не сможете проверить его способность передавать сигналы сонара, поскольку это не работает в воздухе, как объяснялось выше.

    Итак, если вы попытаетесь вытащить датчик из воды, вы получите показание глубины, которое не имеет никакого смысла, например, 1200 футов воды на вашем заднем дворе. Это происходит потому, что преобразователь пытается посылать и принимать звуковые сигналы, как если бы он был погружен в воду, но способен уловить только случайный шум, который процессор не может правильно интерпретировать.

    Кроме того, как упоминалось выше, включение эхолота вне воды может повредить датчик, так что это определенно не лучший способ его проверить.

    Можете ли вы проверить датчик в ведре с водой?

    Если вы погрузите датчик в ведро с водой, вы, вероятно, также получите показание глубины, которое не имеет смысла, например 0 метров, поскольку большинству моделей требуется не менее одного метра глубины воды, чтобы работать правильно. Итак, для значимого теста вы должны стремиться запустить вашу модель в воде глубиной не менее двух метров, чтобы проверить, получаете ли вы точные показания.

    Можно ли установить датчик внутри корпуса лодки?

    Да, это возможно с некоторыми моделями, но только на лодках с корпусом из чистого стекловолокна. Звуковой сигнал может распространяться через стекловолокно в воду. Однако вам необходимо убедиться, что между датчиком и корпусом нет воздуха.

    Для этого вы можете приклеить его непосредственно к корпусу эпоксидной смолой или приклеить трубу с открытым концом к корпусу, наполнить ее водой, а затем погрузить в нее датчик. Убедитесь, что вы выбрали место на корпусе, которое находится в прямом контакте с водой снаружи.

    Вывод

    Эхолоты предназначены для работы в воде, а не в воздухе. Поэтому я бы посоветовал не включать их из воды, даже если это просто для проверки. Кроме того, когда вы собираетесь вывести лодку из воды, не забудьте выключить эхолот перед этим, чтобы не повредить его.

    Сонары

    Сонары

    С онар — средство звукового обнаружения подводных объектов с помощью акустического излучения. Слово «сонар» происходит от англ. «sound navigation and ranging».

    Принцип действия

    По принципу действия сонары делятся на активный и пассивный.

    • Пассивные — позволяющие определять место положения подводного объекта по звуковым сигналам, излучаемым самим объектом (шумопеленгование)
    • Активные — использующие отражённый или рассеянный подводным объектом сигнал, излучённый в его сторону сонаром

    Рис. 1. Принцип действия сонара

    Электрический импульс от передатчика превращается преобразователем в звуковую волну, которая распространяется в водной среде. Когда звуковая волна встречает на своем пути какое-либо препятствие, то часть ее отражается и возвращается обратно к преобразователю. Преобразователь превращает отраженную звуковую волну в электрический импульс, который усиливается приемником и выводится на дисплей. Так как скорость звука в воде постоянна (примерно 1500 м/с), то, измеряя время между отправкой сигнала и возвращением отраженного эха, можно определить расстояние до найденного объекта.

    Природа звука под водой

    Вода, в отличие от воздуха, имеет свойство распространять звуковые колебания на большие расстояния, в этом причина использования звуковых волн под водой. Электромагнитные волны не используются, так как они распространяются лишь на небольшие расстояния.

    На распространение звуковых волн в водной среде влияют факторы:

    • частота и амплитуда звуковой волны
    • температура
    • соленость
    • глубина воды
    • расстояние распространения звука
    • другие факторы — неоднородности в воде, участки с турбулентностью, состояние поверхности воды, тип дна

    Средняя скорость звука в воде – 1480 м/с, граничные скорости: от 1450 до 1540 м/с.

    Обработка сигналов

    • 1. Генератора синусоидальных импульсов. Генератор состоит из двух компонентов: усилитель, выход которого подключен к собственному входу («положительная обратная связь»), из-за чего происходят колебательные отклонения сигнала; электрический фильтр, внутри которого находятся катушки индуктивности и конденсаторы, сопротивление которых зависит от частоты подаваемого сигнала. На определенных частотах сопротивление возрастает, что препятствует прохождению сигнала
    • 2. Группа фильтров. Они занимаются амплитудным и фазовым затенением, формированием направления и формы пучка
    • 3. Сигнал подается на усилитель и на антенну, где он преобразуется в звуковые колебания. Излучаемый звуковой сигнал называется импульсом. Импульс движется к исследуемому объекту, отражается от него и возвращается назад к сонару. Сонар в это время находится в пассивном режиме и ожидает возвращения импульса, который снова переводится в электрический сигнал. Длительность импульса должна быть меньше времени, за которое импульс движется от сонара к цели и обратно, иначе на приемнике результат будет суммироваться с исходящими волнами

    Еще раз рассмотрим фильтры и процессы, которые сигнал проходит после до того, как будет излучен антенной.

    Квадратурная модуляция

    Чем выше частота звука (соответственно, меньше длина волны), тем выше разрешающая способность сонара (более мелкие элементы могут быть обнаружены). С другой стороны, высокая частота несет меньше энергии в каждом колебании, поэтому оно подвергается большему воздействию шума, и отношение сигнал-шум уменьшается.

    Рассмотрим одно отдельное колебание. Оно несет в себе максимум и минимум своей амплитуды. Информацию при этом передает максимум амплитуды, а минимум фактически не используется. Если дублировать исследуемый сигнал, сместить его по фазе на 90 градусов и сравнить с исходным, то максимум второго сигнала окажется на одном уровне с минимумом первого. Если передавать одновременно в одном канале эти два сигнала, их частоты останутся прежними, однако информационная насыщенность возрастет в 2 раза, так как передающий информацию максимум амплитуды будет встречаться в 2 раза чаще. Такая одновременная передача двух сигналов называется квадратурной модуляцией.

    Эффект Доплера

    Эффект изменения частоты звука при движении называется эффектом Доплера. Эффект Доплера для электромагнитных волн существенно отличается от наблюдаемого в воздухе, так как для электромагнитных волн отсутствует какая-либо среда-посредник, являющаяся третьей стороной в контакте приемника и передатчика волны.

    Согласующий фильтр

    Принятый сигнал сравнивается с исходным. В согласующем фильтре сигнал не только делится на фрагменты и сравнивается, но и суммируется с исходным сигналом, что позволяет уменьшить количество шумов, которые испытал на себе сигнал во время движения к цели и обратно. Здесь же первично оцениваются искажения сигнала и производится определение причины искажений.

    Быстрое преобразование Фурье

    В синусоиде, которая представляет сигнал, информация повторяется много раз. После преобразования Фурье эти повторения информации исчезают. Быстрое преобразование Фурье позволяет выполнять преобразование с меньшим количеством вычислений.

    Что происходит с сигналом по прибытии на антенну:

    • 1. Предварительный усилитель и фильтр полосы частот
    • 2. Автоматическая регулировка усиления
    • 3. Квадратурная демодуляция
    • 4. Фильтр сглаживания и преобразование в цифровой вид
    • 5. Переход в согласующий фильтр (компрессия импульса, описанные выше действия; компенсация движения, микро-навигация, автофокус, искусственные методы повышения разрешения) 6. Обработка изображения (формирование частей изображения, объединение их, программируемые обнаружение и классификация целей)
    • 7. Вывод на экран монитора

    Характеристики сонаров

    Общие требования к системе:

    Передатчик большой мощности

    Большая мощность передатчика гарантирует возможность получения четкого эхосигнала даже с больших глубин и при плохом состоянии воды и позволяет рассмотреть мелкие детали подводного мира.

    Эффективный преобразователь

    Прибор должен быть способен не только проводить сигналы высокой мощности, поступающие от передатчика, он должен преобразовывать электрическую волну в звуковую с минимальными потерями. Преобразователь должен распознавать и преобразовывать самое слабое эхо.

    Чувствительный приемник

    Приемник работает с сигналами в широком диапазоне. Он должен подавлять сигналы большой амплитуды во время работы передатчика и усиливать слабые электрические сигналы, которые возникают, когда возвращающийся эхосигнал достигает преобразователя. Приемник также должен обеспечивать четкую видимость на экране близкорасположенных целей, разделяя для этого электрические импульсы.

    Экран с высоким разрешением и контрастностью

    Экран должен иметь высокое разрешение, а также обладать высокой контрастностью. Это позволяет разглядеть на экране дугообразные эхосигналы и различные мелкие объекты, расположенные под водой.

    Все части системы должны быть спроектированы для совместной работы при любых погодных условиях и при любых температурах.

    Рабочая частота сонаров

    Для большинства случаев как в пресной так и соленой воде частота 192 кГц дает лучшие результаты. На этой частоте лучше видны мелкие детали, с ней сонар лучше работает на мелководье и в движении, на экране получается меньше «шума» и нежелательных эхосигналов. На частоте 192 кГц достигается лучшее разрешение.

    Но в определенных ситуациях лучше использовать частоту 50 кГц. Так, например, излучение сонара, работающего на частоте 50 кГц (при тех же условиях и при той же мощности), способно проникать на большую глубину, чем излучение на частоте 192кГц. Это связано со способностью воды поглощать звуковую энергию, имеющую разные частоты. Коэффициент поглощения для высоких частот больше, чем для низких. Поэтому частота 50 кГц используется в основном на больших глубинах. Угол расходимости звуковых волн при использовании частоты 50 кГц больше, чем у излучателей, работающих на частоте 192 кГц. Широкий угол обзора полезен при движении судна на мелководье, имеющем большое количество подводных скал и рифов.

    Таб. 1 Разница между частотами 192 кГц и 50 кГц

    192 kHz50 kHz
    мелководьебольшие глубины
    узкий угол излученияузкий угол излучения
    лучшее разрешение и разделение объектовменьшее разрешение
    меньшая подверженность шумамбольше шумовых помех

    Преобразователи

    Преобразователь является «антенной» сонара. Звуковые волны уходят от преобразователя и, распространяясь в воде, достигают какого-либо препятствия и затем, отражаясь, возвращаются обратно к преобразователю. Преобразователь выполняет две функции: преобразование электрической энергии в звуковую (излучатель) и обратно — звуковой в электрическую (приемник). Когда отраженная звуковая волна попадает на преобразователь, то он превращает ее в электрический сигнал, который поступает в приемно-усилительный блок сонара.

    Каждый преобразователь может работать только на одной определенной частоте и эта частота должна совпадать с частотой, на которой работают передатчик и приемник сонара. Кроме того, преобразователь должен быть рассчитан на работу с той мощностью, которая развивается передатчиком, и при этом он должен преобразовывать в звуковую энергию максимальную часть поступающей в него электрической энергии. В то же время преобразователь должен быть достаточно чувствительным, чтобы регистрировать очень слабые возвращающиеся эхосигналы. Все это должно иметь место для одной определенной частоты (192 или 50кГц), в то время как эхосигналы других частот должны отфильтровываться.

    Угол излучения преобразователя

    Звуковые волны распространяются от преобразователя (излучателя-приемника) в определенном направлении. Когда звуковой импульс удаляется от преобразователя, то, чем больше становится расстояние, тем большую площадь охватывает этот импульс. Если изобразить распространение звуковых волн, то получится конус, вследствие чего появился термин «угол конуса», характеризующий расходимость звукового излучения. По оси конуса мощность звуковых волн максимальна, а по мере удаления от оси она постепенно уменьшается до нуля.

    Рис. 2. Сигнал сонара, посланный с лодки

    Чтобы определить значение величины угла конуса для определенного преобразователя, необходимо сначала измерить мощность излучения по оси конуса, а затем сравнить его со значениями, полученными в разных точках при удалении от оси. Далее нужно найти ту точку, в которой мощность излучения будет равна половине максимального значения (-3 db). Угол между линией, проведенной из вершины конуса через точку половинного значения мощности с одной стороны от оси и аналогичной линией с другой стороны оси, и будет искомым углом конуса.

    Преобразователи с рабочей частотой 192 кГц выпускаются как с узким углом конуса, так и с широким. Преобразователи с широким углом конуса следует применять в большинстве случаев на пресноводных водоемах. В то время как преобразователи с узким углом следует применять во всех случаях рыбалки на море. Излучатели с рабочей частотой 50 кГц обычно имеют углы конуса в диапазоне от 30 до 45 градусов.

    Угол эффективного конуса — это область внутри конуса излучения, эхосигналы из которой видны на экране эхолота. Увеличение уровня чувствительности увеличивает эффективный угол, позволяя видеть объекты, которые находятся гораздо дальше по сторонам.

    Состояние воды и дна

    На работу сонара оказывает влияние то, в какой воде он используется. В чистой пресной воде звуковые волны распространяются хорошо, а вот в соленой воде звук поглощается сильнее, к тому же он рассеивается на многочисленных взвешенных в морской воде частицах. Рассеиванию сигналов сонара способствуют содержащиеся в морской воде микроорганизмы, такие как мелкие водоросли и планктон. В пресной воде тоже есть течения и микроорганизмы, но их влияние на работу сонара значительно меньше.

    Грязь, песок и водная растительность на дне сильно поглощают сигналы сонара, ослабляя тем самым отраженный сигнал, который формирует на экране линию дна. Камни, сланцы, кораллы и другие твердые объекты хорошо отражают сигналы сонара. Это различие заметно на экране сонара: мягкое дно, например, илистое, дает на экране тонкую линию. Твердое каменистое дно дает на экране широкую линию.

    Применение сонара

    Сонар имеет множество применений. Подводные лодки используют сонар для обнаружения других судов. Технологию применяют для измерения глубин (эхолот). Эхолот измеряет время, необходимое для звукового импульса, чтобы достичь дна водоема и вернуться обратно. Рыболовные суда используют эхолот или гидролокатор для поиска стай рыб.

    Рис. 3. Внешний вид эхолота

    Океанографы используют сонар, чтобы отобразить контуры дна водоема.

    Сонары также используются при поиске нефти на суше. Это помогает определить места бурения, которые, скорее всего, содержат природные ресурсы (сейсморазведка).

    В медицине используется особый вид сонара — УЗИ (ультразвуковое исследование) или эхоскопия. Звуковые волны разной частоты производят различное эхо при отражении от разных органов тела. Врачи научились использовать эти сигналы, чтобы определять заболевания или контролировать развитие ребенка в утробе матери.

    Звуковые волны очень высокой частоты используют в медицине и промышленности для чистки поверхностей от мельчайших инородных частиц.

    Как проверить сонар ик

    Первый вопрос, который, я уверен, возникнет у читателей «Почему использован такой маленький дисплей?» Поэтому я сразу на него отвечу: этот «мини-эхолотик» разрабатывался по просьбе знакомого из того, что оказалось под рукой. А этими подручными средствами оказались ATMega8L, дисплей от nokia3310 и излучатель от промышленного ультразвукового датчика. Еще Вы, наверное, спросите возможно ли переделать программу/схему под другой, больший дисплей? Да. Теоретически это возможно.

    Конструкция собрана в корпусе «Z14» (http://www.kradex.com.pl/sklep/328-z14.html). Питание обеспечивается от аккумулятора 9В (например GP17R9H или подобный). Максимальный потребляемый ток не более 30 мА (в авторском варианте 23мА).

    Теперь о возможностях эхолота. Рабочая частота 200 кГц и может быть изменена под конкретный имеющийся излучатель. Программно реализована возможность измерять глубину до 16 метров. Но скажу сразу: максимальная глубина, которую сможет «видеть» эхолот, в большой степени будет зависеть от параметров примененного излучателя. Моя конструкция на данное время тестировалась только на водоеме с максимальной глубиной около 9м. Прибор показал отличные результаты.

    Итак, перейдем к схеме. Схема мини-эхолота показана на рисунке ниже.

    Схему с большим разрешением смотрите здесь: mini-sonar-1_circuit.jpg

    Основные функциональные блоки эхолота: схема управления (то есть микроконтроллер ATMega8L), передатчик, излучатель, приемник, дисплей, клавиатура, схема зарядки аккумуляторной батареи.

    Работает эхолот следующим образом: микроконтроллер на выводе РВ7 формирует управляющий сигнал (прямоугольные импульсы лог. «0») длительностью примерно 40 мкс. Этот сигнал запускает на указанное время задающий генератор с рабочей частотой 400 кГц на микросхеме IC4. Далее сигнал подается на микросхему IC5, где частота сигнала делится на 2. Сигнал с IC5 подается на буферный каскад на микросхеме IC6 и далее на ключи Q3 и Q4, нагрузкой которых является трансформатор Т1. Сигнал со вторичной обмотки трансформатора Т1 подается на пьезокерамический датчик-излучатель LS2, который посылает ультразвуковые посылки во внешнюю среду.

    Отраженный от дна/препятствия сигнал принимается датчиком-излучателем и подается на вход приемника, который собран на микросхеме SA614AD в типовом включении (см. Datasheet на SA614AD). Диодная сборка BAV99 на входе приемника ограничивает входное напряжение приемника в момент работы передатчика.
    Сигнал с выхода приемника подается на компаратор на микросхеме LM2903, чувствительность которого регулируется микроконтроллером.
    Далее сигнал обрабатывается в микроконтроллере и отображается в нужном виде на графическом ЖК дисплее 84х48 точек.
    Трансформатор Т1 передатчика намотан на сердечнике К16*8*6 из феррита M1000НМ. Первична обмотка наматывается в 2 провода и содержит 2х14 витков, вторичная – 150 витков провода ПЭВ-2 0,21мм. Первой мотается вторичная обмотка. Половины первичной обмотки должны быть «растянуты» по всей длине сердечника. Обмотки необходимо изолировать друг от друга слоем лакоткани или трансформаторной бумаги.
    Теперь самая интересная и проблемная часть: датчик-излучатель. У меня эта проблема была решена изначально: у меня уже был готовый излучатель. Как быть Вам?
    Вариант 1: приобрести готовый датчик.
    Вариант 2: изготовить самому из пьезокерамики ЦТС-19 по технологии, описанной в [1-3] см. раздел «ссылки».

    На место R143 впаиваем резистор 1,8 кОм, на место R141 – подстроечный резистор Rп сопротивлением 0,5..1кОм.

    Подключаем питание (полностью заряженный аккумулятор или «крону»). Измеряем потребляемый ток: если он выше 30 мА – ищите ошибки в схеме. В моем экземпляре потребляемый ток в режиме «PAUSE» составлял 19 мА. Далее смотрим на дисплей: если Вы видите то, что показано на рисунке ниже – это значит, что собранная схема на 90% рабочая.

    Теперь приступим к настройке остальных 10%. Отсоединяем батарею питания. Отключаем питание выходного каскада передатчика (выпаять R21). Отсоединяем выводы 1,2 микросхемы IC4 от вывода 8 (Port B7) микроконтроллера (выпаяв перемычку-переход возле ножки контроллера) и подключаем их на общий провод. Подключаем к выводу 4 IC4 частотомер и подаем на схему питание. Вращением ручки подстроечного резистора Rп устанавливаем частоту генератора равной двойной резонансной частоте вашего излучателя. То есть, если резонансная частота излучателя равна 200 кГц – то устанавливаем частоту генератора равной 400 кГц. Отсоединяем батарею питания. Отсоединяем выводы 1,2 IC4 от общего провода и впаиваем перемычку обратно. Подаем на схему питание и нажимаем кнопку «START». Подключаем осциллограф к выводу 8 микроконтроллера и убеждаемся в наличии управляющего отрицательного импульса длительностью примерно 45 мкС (смотрите осциллограмму ниже).

    Подключаем осциллограф параллельно излучателю-датчику и убеждаемся в наличии зондирующих импульсов амплитудой не менее 75В. Если амплитуда меньше – значит проблема скорее всего в неправильной работе трансформатора (к.з., не «тот» сердечник, не подобрано нужное количество витков).

    Далее в режиме «PAUSE» проверяем режим работы по постоянному току приемника сигналов на IC8 и компаратора на IC7 согласно карты напряжений. Напряжение на выводе 2 микросхемы IC4 должно быть больше напряжения на выводе 3 микросхемы IC4 на 30..80мВ, а если быть точнее – то на минимально необходимое для того, чтобы на выходе компаратора еще был лог. «0». В случае необходимости выставляем напряжение подбором номиналов R23..R25.

    Нажимаем кнопку «START» и опускаем излучатель в сосуд с водой глубиной не менее 65см. Далее подключаем осциллограф к выводу 3 микросхемы IC7 и наблюдаем формируемые зондирующие импульсы и отраженный сигнал (смотрите осциллограмму ниже).

    Ручкой подстроечного резистора Rп подстраиваем частоту задающего генератора передатчика по максимальной амплитуде отраженного сигнала (второй импульс на осциллограмме выше).

    Отсоединяем подстроечный резистор Rп и измеряем его сопротивление. Подбираем такого же номинала резистор и впаиваем его на место R141.

    Схема зарядки при правильном монтаже работает сразу и в наладке не нуждается.

    На этом вся настройка мини-эхолота заканчивается.

    Скачать файлы проекта можно здесь: mini-sonar-1.zip

    Бесконтактное электронное зажигание СОНАР на ВАЗ 2107

    Прочитал в журнале автоцентр статью про зажигание на классику. И там таки утверждают, что повысить надёжность трамблёра можно путём замены контактной пары на оптоэлектронный датчик — прерыватель.

    Что вы про это думаете? Есть ли опыт? И насколько это оправдано?

    Мастер на СТО начал рассуждать, что 7-ка не мерседес, что и так хорошо, что максимальный эффект только с карбюратором Солекс и т.п. и т.д.

    Да и просветите, устанавливая оптоэлектронный датчик — прерыватель, это электронное зажигание или нет, то есть мы меняем стандартный трамблёр, устанавливаем высоковольтную катушку и т.д.

    оптоэлектронный датчик — а чё это такое..это типа как на 9-ках 8-ках и т.д. и т.п.? т.е. бесконтактное зажигание? Сам хотел когда-то сделать бесконтактное зажигание, но прочитал в автоцентре как это делаеться плюнул на это..врядли оно даст заметный положительный эффект, а от неточной регулировки и т.д. и т.п. можно только получить отрицательный! Или я не прав?

    http://webshop.kiev.ua/avditos/obj_1613.html вот, что я по нему нашёл! Ща надо найти сколько стоит и почём!

    так там не нужна никакая регулировка, это ж не механика Ставится все в гараже за полчаса. Меняется трамблер, катушка, провода, свечи ну и сам блок докупается. А вообще тут писали про это бесчисленное количество раз — попробуй поиском поискать.

    Я прочитал. что трамплёр на 1300 кубовый агрегат для безконтакного зажигание фиг найдёшь (в том же автоцентре прочитал), а вот на 1500 есть, но там типа что то переделать надо. а что как. а то купишь и выкинешь..
    а вот, что я про СОНАР нашёл

    Бесконтактное электронное зажигание «Сонар-ИК» предназначена для модернизации штатной системы зажигания автомобилей ВАЗ 2101-2107, оснащенных катушкой зажигания Б117А.

    «Сонар-ИК» представляет собой объединенные в одном корпусе оптический инфракрасный датчик момента зажигания и электронный коммутатор тока катушки зажигания и индикатор настройки положения. «Сонар-ИК» устанавливается под крышкой трамблера вместо контактной пары на ее штатное место. Инфракрасный датчик содержит: источник инфракрасного излучения, формирователь светового потока и фотоприемник. Сформированный определенным образом световой поток периодически прерывается вращающимся кулачком трамблера. Это прерывание воспринимается фотоприемником и через усилитель управляет силовым электронным ключом, прерывающим ток через катушку зажигания, в результате чего и возникает искровой разряд.

    «Сонар-ИК» обеспечивает высокую стабильность параметров системы зажигания во время эксплуатации, поскольку он не содержит механических (обгорающих и истирающихся) элементов.

    «Сонар-ИК» обеспечивает высокое качество электрических параметров: более высокое напряжение (около 400 Вольт) на первичной обмотке катушки зажигания. высокая скорость нарастания напряжения на катушке зажигания и, как следствие, более надежное искрообразования в условиях повышенной влажности и старения изоляции.

    Напряжение бортовой сети номинальное 13,5 Вольт
    Напряжение на первичной обмотке катушки зажигания 350-400 Вольт
    Сопротивление первичной обмотки катушки зажигания 2,5-3,5 Ома

    Датчик БСЗ СОНАР

    Датчик БСЗ СОНАР

    • Производитель : SONAR
    • Описание

    Описание

    Датчик БСЗ СОНАР

    Бесконтактное электронное зажигание «СОНАР-ик» предназначено для модернизации штатной системы зажигания автомобилей ВАЗ 2101-2107, оснащенной катушкой зажигания Б117А

    1. Назначение
    Бесконтактное электронное зажигание «Сонар-ИК» предназначено для модернизации штатной системы зажигания автомобилей ВАЗ 2101-2107, оснащенных катушкой зажигания Б 117А.

    2. Принцип действия
    «Сонар-ИК» представляет собой объединенные в одном корпусе оптический инфракрасный датчик момента зажигания и электронный коммутатор ток катушки зажигания и индикатор настройки трамблера вместо контактной пары на ее штатное место. detali-avto.com.ua
    Инфракрасный датчик содержит: источник инфракрасного излучения, формирователь светового потока и фотоприемник.
    Сформированный определенным образом световой потов периодически прервывается вращающимся кулачком трамблера. Это прерывание воспринимается фотоприемником и через усилитель управляет силовым электронным коючом, прерывающим ток через катушку зажигания, в результате чего и возникает искровой разряд.

    3. Основные свойства
    «Сонар-ИК» обеспечивает высокую стабильность параметров системы зажигания во время эксплуатации, поскольку он не содержит механических (обгорающих и истирающихся) элементов.
    «Сонар-ИК» обеспечивает высокое качество электрических параметров:
    — более высокое напряжение (около 400В) на первичной обмотке катушки зажигания.
    — высокая скорость нарастания напряжения на катушке зажигания, как следствие, более надежное искрообразование в условиях повышенной влажности и старения изоляции.
    detali-avto.com.ua

    4. Технические характеристики
    Напряжение бортовой сети номинальное …. 13,5 В
    Напряжение на первичной обмотке катушки зажигания …. 350-400 В
    Сопротивление первичной обмотки катушки зажигания …. 2,5-3,5 Ом

    5. Установка
    «Сонар-ИК» устанавливается под крышкой трамблера на место механического контакта прерывателя. Рекомендуется следующая последовательность действий:
    1. Выключить зажигание.
    2. Снять крышку трамблера, отвернуть винты крепления контакта прерывателя, отпустить винт крепления клеммы провода контакта прерывателя, освободить провод и вынуть контакт прерывателя, очистить установочное место сухой чистой тряпкой.
    3. При использовании «Сонар-ИК» конденсатор трамблера можно отключить.
    4. На место контакта прерывателя установить «Сонар-ИК». Прежде чем завернуть винты крепления убедитесь, что на установочной поверхности нет неровностей и «Сонар-ИК» плотно к ней прилегает, так как это очень важно для хорошего отвода тепла от силового ключа «Сонар-ИК». Завернуть винты крепления «Сонар-ИК», не затягивая.
    5. Короткий провод с клеммой подключить на штатное место внутри трамблера, другой длинный провод вывести из трамблера через отверстие в нижней алюминиевой части корпуса и закрепить его (например: изолентой на тонкой цилиндрической части корпуса трамблера). На выведенный из трамблера провод присоединить контактную клемму, обжав ее на проводе с помощью плоскогубцев (лучше пропаять), подключить этот провод на клемму «+Б» катушки зажигания. С другой клеммы катушки зажигания отключить провод идущий на прерыватель трамблера. Это необходимо для исключения искрообразования в процессе регулировки системы «Сонар-ИК».

    6. Регулировка
    В процессе регулировки необходимо установить «Сонар-ИК» в определенное положение относительно кулачка трамблера. Контролировать это положение с помощью индикаторного устройства (двухцветный светодиод), которое находится в месте вывода проводов из корпуса «Сонар-ИК».
    Включить зажигание. Провернуть кулачок трамблера (либо повернуть корпус трамблера, ослабив гайку крепления на угол не менее 90 град.). Индикатор должен светиться или мигать красным светом. Немного повернуть корпус «Сонар-ИК» по часовой стрелке вокруг винта 1, приближая его к кулачку трамблера (удобно делать отверткой, поместив ее в зазор между корпусом «Сонар-ИК» и корпусом трамблера).
    Повернув корпус трамблера (либо кулачок стартером) наблюдать за характером свечения индикатора. Когда «Сонар-ИК» займет правильное положение — цвет свечения индикатора начнет меняться с красного на зеленый. В этом положении следует закрепить «Сонар-ИК» и ещё раз проверить показание индикаторного устройства.

    примечание: при быстром вращении кулачка трамблера (при правильной установке «Сонар-ИК») цвет свечения индикатора будет оранжевый.

    ВНИМАНИЕ!
    Убедитесь в плавном, без заеданий вращении основания, на котором установлен «Сонар-ИК», так как это необходимо для нормальной работы вакуумного корректора опережения зажигания. Основание с «Сонар-ИК» должно поворачиваться вручную против часовой стрелки в небольших пределах. Если Вы обнаружили заедание, то причиной может быть высокая головка винта (крепление подшипника основания), находящегося под нижней поверхностью «Сонар-ИК». Следует снять «Сонар-ИК», вывернуть винт и, либо заменить его на вин с более низкой головкой, либо подпилить головку напильником. Операции по установке повторить.
    Следует также убедиться, что провод, выведенный из трамблера, не задевает подвижные части внутри трамблера.
    Подключить провод прерывателя трамблера на штатное место катушки зажигания. Закрыть крышке трамблера. Убедиться в нормальном искрообразовании (любым известным способом).

    примечание:
    — после установки системы «Сонар-ИК» возможно потребуется установка момента зажигания (любым известным способом).
    — во время регулировки «Сонар-ИК» следует исключить попадание на корпус устройства прямых солнечных лучей, а также прямого освещения от осветительных приборов.

    Комплект поставки.
    Устройство «Сонар-ИК»
    Паспорт ………….. 1 шт.
    Винт ………………. 2 шт.
    Шайба гровера … 2 шт.
    Шайба ……………. 2 шт.
    Клемма …………… 1 шт.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector