Camgora.ru

Автомобильный журнал
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как работать индикаторной отверткой

Как работать индикаторной отверткой

Как работать индикаторной отверткой, правила ее стандартного использования и способы ее различного применения вы узнаете из данной статьи.

Обычная отвертка индикатор представляет собой изолированную прозрачную рукоять, через которую пропущен стержень с жалом отвертки на конце.

В корпусе рукоятки находится резистор сопротивления, понижающий силу тока до минимальной, безопасной для человека величины.

За ним идет непосредственно индикаторная лампа, прижимная токопроводящая пружина и контактная пластина.

Принцип работы простейшей индикаторной отвертки заключается в прохождении тока через жало и элемент индикации с последующим его уходом через тело мастера, которое является заземлением.

В этом случае человек пальцем замыкает цепь, за счет чего и происходит загорание лампочки.

Такая отвертка устроена максимально просто, но и сфера ее применения ограничена.

Таким инструментом можно лишь определить фазу и ноль, да и то последний — методом исключения.

Более широким функционалом обладают варианты со встроенными элементами питания.

Они позволяют определять наличие тока в проводнике, не касаясь его жалом.

Для поиска скрытой электропроводки отвертка детектор со встроенным элементом питания также подходит.

Как известно, проводник, находящийся под напряжением, излучает электромагнитное поле.

Именно это поле и улавливает детектор, но точность поиска оставляет желать лучшего.

Как проверить индикаторную отвертку

Прежде чем приступать к поиску фазы, необходимо обязательно убедится в исправности индикаторной отвертки.

Для этого достаточно прикоснуться жалом к проводу, заведомо находящемуся под напряжением.

Отвертки с батарейками проверяются проще – нужно дотронуться одновременно до контакта на торце рукоятки и до жала.

Если инструмент рабочий, на его лицевой панели загорится за счет индукции свет индикатора.

Чтобы узнать как работать индикаторной отверткой рассмотрим основные виды проверки.

Основные виды проверки

Проверить наличие фазы на проводнике можно несколькими способами.

При использовании тестера с неоновой лампой подойдет только контактный способ, а вот индикаторы со встроенными батарейками позволяют определить присутствие напряжения, не прикасаясь к самому проводнику.

Разберем на примере обыкновенной розетки.

Контактный способ

Чтобы определить фазу в сети переменного тока, необходимо прикоснуться щупом отвертки непосредственно к одной из клемм розетки.

Если светодиод загорелся – это фаза.

В противном случае на выбранной клемме ноль.

Следует помнить, если провод отключен от сети, либо же цепь оборвана, индикатор не будет гореть и на фазовом проводе.

Бесконтактный способ

Этот способ позволяет определить наличие переменного напряжения без прямого контакта с проводником.

Отвертка берется за жало, и подносится пятачком – контактом ручки к розетке.

Индикатор загорелся – напряжение есть.

Такой вариант подходит для поиска скрытой проводки в стене.

Трение корпуса отвертки о какую-либо поверхность приводит к возникновению статического напряжения, из-за чего возможны ложные срабатывания.

Точность поиска проводки в стенах дома бесконтактным способом минимальна, а совсем бесполезна, если в стеновых панелях есть арматура, искажающая сигнал.

Как пользоваться индикаторной отверткой

Кроме вариантов для работы с бытовыми электросетями, существуют индикаторные отвертки для использования в автомобиле.

Они рассчитаны на поиск неисправностей проводки в сетях постоянного тока от 6В до 24В, а также для определения полярности проводов.

Вместо контакта на рукоятке, из ее торца выходит провод с зажимом (крокодилом).

Чтобы найти все плюсовые провода в авто, необходимо подключить клеммы аккумулятора.

Зафиксировав зажим отвертки на корпусе машины, поочередно прощупать все необходимые провода.

Сигнал индикатора свидетельствует о плюсе.

Подобным образом осуществляется поиск минусовых клемм, с разницей в том, что крокодил при использовании автомобильных тестеров подключатся к плюсовой клемме аккумулятора или плюсовому проводу.

На корпусе прибора имеется переключатель вольтажа (как правило, 6В, 12В и 24В).

Его необходимо установить в положение, соответствующее напряжению сети автомобиля.

Во избежание короткого замыкания при работе с проводкой автомобиля, плюсовую клемму аккумулятора необходимо отключить.

Поиск фазы и нуля

Что же касается бытовой сети, поиск фазы и ноля заключается в простой поочередной проверке проводов прикосновением жала отвертки к их токонесущим частям.

Если индикатор горит – это фаза.

Следовательно, второй провод является нулевым.

Индикатор может показывать фазу на обоих контактах.

Происходит такое, когда оборван нулевой провод.

Если на одном из проводников свечение заметно слабее – это свидетельствует о возникновении “наведенного” напряжения от фазы.

Как правило, случается это при плохом заземлении нуля.

Определение утечки

При возникновении пробоя на корпус электроприбора происходит утечка тока.

Определить ее можно, прикоснувшись жалом пробника к контакту заземления розетки.

Если индикатор засветился – есть утечка.

В поиске причины поможет метод исключения.

Все электрические приборы отключаются от сети, а затем поочередно включаются.

Каждый раз проверяется утечка описанным способом.

Ищем обрыв провода

Если на входе в дом или квартиру ток есть, а в розетках комнат нет, это свидетельствует об обрыве контакта.

Место повреждения проводника приблизительно позволяет найти отвертка-индикатор.

Для этого жало проводится по месту укладки провода, замурованного в стену.

На обрыве индикатор престанет гореть.

Чтобы проверить целую линию проводки, нужно взять индикатор с батарейкой.

Дом необходимо обесточить, взять оголенный провод в одну руку, а жалом отвертки провести по жиле.

Индикатор перестанет гореть на обрыве.

Проверяем удлинитель

Чтобы проверить работоспособность обыкновенного бытового удлинителя, нужно, вставить тестер в одно из его отверстий, а потом в другое.

Если в одном есть ток, а в другом нет, то все работает правильно.

Второй вариант проверки чуть сложнее и для него, нужно обесточить удлинитель.

Затем кусочком проволоки замыкаются контакты одной из розеток.

Пальцами берется один электрод вилки, а ко второму нужно прикоснуться отверткой.

Индикатор загорелся – удлинитель исправен.

Дополнительные возможности применения индикатора

Кроме поиска фазы в электросети, индикаторные отвертки обладают и неочевидными функциями.

Проверка исправности ламп накаливания

Этим способом можно проверять обыкновенные лампы накаливания прямо в магазине.

Нужно взять в руку индикаторную отвертку, пальцем коснуться контакту на рукояти, а жалом дотронуться до центрального контакта лампы.

Второй рукой взять лампу за металлический цоколь. Лампа будет исправна, если индикатор загорится.

Проверка нагревательного ТЭНа

Проверить нагревательный ТЭН на исправность, не вытаскивая его из нагревательного прибора, имея под рукой индикаторную отвертку, очень просто.

Нужно палец положить на ее торцевой контакт, жалом коснуться одного из контактов ТЭНа, а второй рукой дотронуться до другого контакта.

Индикатор загорелся – ТЭН исправен.

Перед проверкой нужно обесточить оборудование и отсоединить от нагревательного элемента все провода.

Определение правильного положения выключателя

При монтировании выключателей, для удобства их устанавливают таким образом, чтобы в положении “вверх” они замыкали цепь, а в положении “вниз” размыкали.

Пробник позволяет до монтажа определить, какое положение за что отвечает.

Жалом отвертки с пальцем на торцевом контакте нужно дотронуться до одной из клемм выключателя, а скрепкой в другой руке – ко второй клемме.

Индикатор горит только во включенном состоянии.

Проверка напряжения на изолированном проводе

Иногда случается так, что при ремонте под слоем старой штукатурки находится неизвестный провод.

Перекусывать его можно только в том случае, если он обесточен.

На помощь опять приходит отвертка с индикатором.

Инструмент берется рукой за жало, а торцевой контакт прислоняется к проводу.

Свечение индикатора сигнализирует о наличии тока в проводнике.

Теперь вы знаете как работать индикаторной отверткой, остается выбрать подходящую для себя модель.

Для этого ознакомьтесь с видами этого инструмента здесь

Ремонт ТЭН. Поиск неисправностей, способы устранения. Порядок действий

ТЭН — трубчатый электронагреватель.

В этой статье вы узнаете как проверить неисправности в электрической части нагревательных элементов. ТЭНы водонагревателей и стиральных машин не сильно отличаются, поэтому эта статья подойдет для обоих случаев.

Как проверить ТЭН на неисправности

Расчетное сопротивление высчитывается по мощности ТЭН, которое всегда указано на ней.

Формула расчетного сопротивления:

U — это напряжение (220-230 В). P — мощность ( если указана в кВт, то умножаем на 1000).

  • Если трубчатый электронагреватель исправен, то будет значение близкое к расчетному. Например, если ваша ТЭН на 2,5 кВт (2 500 Вт), то R = 220 2 / 2500 = 19 Ом. Отклонение фактического замера до 15% норма.
  • Если показывает 0, то замыкание внутри нагревателя. Если 1, то обрыв (единицей показывается, что сопротивление бесконечно). В обоих случаях только замена на новый.

Некоторые измеряют сопротивление электронагревателя и считают мощность, сверяя её с номинальной. Формула обратная. Мощность ТЭНа: P = U 2 /R. Но отклонения также не должно быть больше 15%. Но считать все равно приходится, поэтому разница не особо большая.

Проверка по группам ТЭН

Далее разберем случаи с трехфазной схемой и больших промышленных. В первую очередь стоит произвести проверку пускозащитной аппаратуры. На этой стадии проверяются контакты, соединения проводов, целостность изоляции, работоспособность схемы управления и наличие напряжения на нагревательных элементах. Замеры проводить мультиметром, либо Омметром.

В группе имеющей нерабочую ТЕНу общее сопротивление будет выше чем в полностью рабочей. Это так же может свидетельствовать о неудовлетворительном состоянии контактов.

Посмотрите на фото выше. Допустим у нас стоят в группах ТЭНы по 2 Ома. Как думаете, в какой группе нагревателей неисправность?

Формула для поиска общего сопротивления:

Проведя нехитрые вычисления можно выяснить, что в группе 1 и 3 есть неисправности. Так как общее сопротивление двух параллельно подключенных ТЭН будет равнятся 1 Ому (цифры взяты для примера).

Значит далее нужно проверять каждую ТЭНу в этих группах и заменять неисправные. Собственно, такой метод позволяет быстро позволяет быстро проверить сразу по группам. Без надобности в разборки каждой. Ведь их бывает по 24+ штук.

Как узнать пробой на корпус

Пробой на корпус проверяется только с помощью мегометра на 1000 Вольт. Проверку производить следует в водогрейных установках в холодном состоянии, предварительно наполненными водой.

Для бытовых водонагревателей можно использовать мультиметр в режиме мега Ом. Важно! Выставляется самое большое значение сопротивления, которое имеется на шкале (на большинстве моделей 200 МОм).

Щупы ставятся на фазный и заземление, либо на саму часть корпуса без лакового покрытия. Значение не должно меняться с «1» ( что означает бесконечность). Это будет значить что не проходят даже мили токи утечки.

Для проверки групп ТЭН. Нужно отсоединить нулевые провода от секций шин и произвести проверку всей секции. В дальнейшем в секции, в которой выявили неисправность, разъединить фазные и нулевые проводники и производят проверку каждой ТЭН ы.

Очень надеюсь, что статья вам помогла и была полезной!

Источник: уникальная статья на нашем сайте electricity220.ru.

Основные способы защиты от пробоя на корпус.

Тяжесть поражения при электротравме в первую очередь зависит от силы тока, текущего через тело человека. Если представить, что сила тока, текущего через человека увеличивается от нуля до бесконечности, то величины силы тока можно разделить на несколько участков. От нуля до предела чувствительностичеловек не ощущает электрический ток. Под пределом чувствительности понимают минимальную силу тока, который ощущается человеком. Для человека это величины 1–2 мА. От предела чувствительности допредела неотпускающего токачеловек чувствует прохождение тока. Под пределом не отпускающего тока понимают минимальную силу электрического тока, при которой человек не может управлять своими мышцами. Для человека это величины около 100–200 мА. При токах больше 200 мА может наступить смерть.

Пробой на корпус— это соединение металлического корпуса прибора с линейным проводом. Очевидно, что при этом корпус оказывается под фазовым напряжением (220 В) и прикосновение к нему может привести к электротравме. Основными способами защиты от пробоя на корпус являются защитное зануление и защитное заземление.

Рис. 3. Схема защитного зануления.

Защитным занулениемназывают соединение металлического корпуса прибора с нулевым проводом трехфазной системы электроснабжения нулевым защитным проводом. Схема зануления представлении на рис. 3. Принцип защиты от защитного зануления состоит в следующем. Если у прибора нет пробоя на корпус, то через предохранитель течет ток силой Iраб. Пробоем на корпус называют соединение металлического корпуса прибора с линейным проводом трехфазной системы, и, в этом случае, между корпусом прибора и землёй будет напряжение 220 В. При наличии защитного зануления в цепи питания прибора появляется цепь пробоя с током Iпроб, обозначенным на рисунке пунктирной линией. Значит, через предохранитель кроме рабочего тока потечет еще ток пробоя и сумма токов Iраб+Iпроббудет больше расчетного тока предохранителя. Предохранитель разомкнёт цепь и отключит прибор от электрической сети. Прибор, не включенный в сеть, электробезопасен. Если предохранитель неисправен (не размыкает цепь), то напряжение делится между сопротивлениями линейного и нулевого проводов (образуется т.н. делитель напряжения), и напряжение на корпусе прибора относительно земли будет равно половине фазового. В современной электропроводке имеются три провода: линейный провод, нулевой провод и защитный нулевой провод.

Рис. 4. Схема защитного заземления.

Заземлением прибораназывают соединение металлического корпуса прибора с заземляющим устройством. Заземляющее устройство представляет собой стандартный проводник, имеющий надежный контакт с землей. Надежный контакт с землей обеспечивается необходимыми размерами и глубиной погружения металлической конструкции. Сопротивление соединения должно быть меньше 4 Ом. Любые нестандартные проводники (трубы, металлические балки и т.п.) обычно имеют значительно большее сопротивление относительно земли и поэтому не выполняют защитной функции. Защитное заземление применяется в трехфазных цепях с изолированной нейтралью. Схема показана на рис. 4. Величина сопротивления Rзменьше 4 Ом, а величина сопротивления Rизолмного больше 4 Ом. При отсутствии пробоя на корпусе прибора нет напряжения и прибор не опасен. При пробое возникает цепь пробоя, обозначенной на рисунке пунктирной линией. Линейное напряжение в цепи пробоя делится на падение напряжения IRзи IRизол. Так как сопротивление Rзмного меньше сопротивления изоляции Rизол, то и падение напряжения на сопротивлении Rзбудет много меньше, чем падение напряжения на сопротивлении изоляции. Корпус прибора оказывается под небольшим напряжением, что для человека не опасно.

Читать еще:  Лучшие машины представительского класса

Основные способы проверки исправности стабилитрона

Несколько работающих способов, как проверить стабилитрон на исправность. Технология проверки стабилитрона мультиметром, транзистор-тестером и другими приборами.

Полупроводниковый прибор, называемый стабилитроном, является основным элементом стабилизированного блока питания. Он обеспечивает постоянный уровень напряжения. Однако, во время работы, по тем или иным причинам он может выходить из строя. Специалисту, выполняющему ремонтные работы необходимо знать, как проверить стабилитрон на исправность, или как его еще называют —диод Зенера.

Общие сведения о принципе работы

Если вы не знаете как работает стабилитрон, то прежде чем прочитать текущую статью, прочтите опубликованную ранее — https://samelectrik.ru/kak-rabotaet-stabilitron-i-dlya-chego-on-nuzhen.html.

При достижении определенного напряжения, происходит лавинообразный пробой pn-перехода. Сопротивление перехода уменьшается. В результате напряжение на диоде остается постоянным. А ток, протекающий через полупроводник, увеличивается.

Принцип работы можно проиллюстрировать бочкой с водой, где имеется переливная трубка. Сколько бы мы воды ни наливали в бочку, уровень останется на постоянном уровне.

На нижеприведенном рисунке представлена схема работы на примере бочки с водой.

На рисунке выше представлена вольт-амперная характеристика, обозначение на схеме и его включение.

Проверка мультиметром

Неисправный стабилитрон влияет на напряжение стабилизации источника питания, что сказывается на работоспособности аппаратуры. Поэтому специалисту важно знать, как проверить стабилитрон мультиметром на исправность.

Проверка производится аналогично диоду. Если включить мультиметр в режим измерения сопротивления, то при подключении к стабилитрону в прямом направлении (красный щуп к аноду) прибор покажет минимальное сопротивление, а в обратном — бесконечность. Это говорит об исправности полупроводника.

Аналогично выполняется проверка стабилитрона мультиметром в режиме проверки диодов. В этом случае в прямом направлении на экране высветится падение напряжения в районе 400-600 мВ. В обратном либо I, левой части экрана либо .0L, либо какой-то другой знак который говорит о «бесконечности» в измерениях.

На рисунке снизу представлена методика проверки мультиметром.

Аналогичным образом можно проверить стабилитрон, не выпаивая из схемы. Но в этом случае прибор будет всегда показывать сопротивление параллельно подключенных ему элементов, что в некоторых случаях сделает проверку таким образом невозможной.

Однако такая проверка китайским тестером не является полноценной, потому что проверка производится только на пробой, или на обрыв перехода. Для полной проверки необходимо собирать небольшую схему. Пример такой схемы для проверки напряжения стабилитрона вы можете увидеть в видео ниже.

Проверка транзистор-тестером

Проверить на работоспособность полупроводниковых элементов можно с помощью универсального тестера радиокомпонентов. Часто его называют транзистор-тестером.

Это универсальный измерительный прибор с цифровым индикатором. С помощью транзистор-тестера можно проверить различные радиодетали. К ним относятся резисторы, конденсаторы, катушки индуктивности. А также и полупроводниковые приборы, транзисторы, тиристоры, диоды, стабилитроны, супрессоры и т.п.

Для проверки работоспособности, зажмите детальку в ZIF-панельке (специальном разъёме с рычагом для зажимания элементов), после чего на дисплее высвечивается схемное обозначение элемента. Однако рассматриваемые в этой статье элементы проверяются как обычные диоды. Поэтому не стоит рассчитывать, что транзистор тестер определит, на какое напряжение стабилитрон. Для этого все равно нужно будет собрать схему типа той, что показана выше или такую как рассмотрим далее.

Рекомендуем посмотреть видео о том, что такое универсальный транзистор-тестер и как им проверять радиоэлектронные компоненты.

Тестер, также как и мультиметр, проверяет целостность р-n перехода и корректно определяет напряжением стабилизации стабилитронов до 4,5 вольт.

При ремонте аппаратуры, рекомендуется элемент стабилизации менять на новый. Не зависимо от наличия исправного p-n перехода. Т.к. высока вероятность, что у диода изменилось напряжение стабилизации или оно может произвольно меняться в процессе работы аппаратуры.

Схема для проверки

Рассмотрим еще одну простейшую схему для определения напряжения стабилизации, которая состоит из:

  • Регулируемого блока питания. Постоянное напряжение должно изменяться плавно потенциометром от 0 до 50 В (чем выше максимальное напряжение тем больший диапазон элементов вы сможете проверить). Это позволит проверить практически любой маломощный стабилитрон.
  • Набор токоограничивающих резисторов. Обычно они имеют номинал 1 Ком, 2,2 Ком и 4,7 Ком, но их может быть и больше. Все зависит от напряжения и тока стабилизации.
  • Вольтметр, можно использовать обыкновенный мультиметр.
  • Колодка с подпружиненными контактами. Она должна иметь несколько ячеек, чтобы была возможность подключать полупроводники с различными корпусами.

Для проверки подключают стабилитрон по вышеприведенной схеме и постепенно поднимают напряжение на источнике питания от 0. При этом контролируют показания вольтметра. Как только напряжение на элементе перестанет расти, независимо от его увеличения на блоке питания, это и будет стабилизацией по напряжению.

Если на элементе есть маркировка, то полученные при измерении данные сверяют с таблицей в справочнике по параметрам.

Отметим, что стабилитроны могут выпускаться в различном исполнении. Например, КС162 производятся в керамических корпусах, КС133 в стеклянных, Д814 и Д818 в металлических.

Приведем характеристики некоторых распространенных отечественных стабилитронов:

  • КС133а напряжение стабилизации равно 3,3 В, выпускаются в стеклянном корпусе;
  • КС147а поддерживает напряжение на уровне 4,7 В, корпус стеклянный;
  • КС162а– 6,2 В, корпус из керамики;
  • КС175а – 7,5 В, имеет керамический корпус;
  • КС433а – 3,3 В, выпускают в металлическом корпусе;
  • КС515а – 15 В, корпус из металла;
  • КС524г – в керамическом корпусе с напряжением 24 В;
  • КС531в – 31 В, керамический корпус;
  • КС210б – напряжение стабилизации 10 В, корпус из керамики;
  • Д814а – 7-8,5 В, в металлическом корпусе;
  • Д818б – 9 В, металлический корпус;
  • Д817б – 68 В, в корпусе из металла.

Для проверки стабилитрона с большими напряжениями стабилизации применяется другая схема, которая представлена на рисунке снизу.

Проверка производится аналогично описанному способу. Похожие приборы выпускаются китайскими производителями.

Однако, можно собрать простейшую схему для проверки стабилитронов с применением мультиметра. Это хорошо показано на видео далее.

Следует предупредить, что показанную на видео электрическую схему применять не рекомендуется, т.к. она небезопасна и требует соблюдения техники безопасности. В противном случае можно получить травму (в лучшем случае).

Примеры из практики

Иногда стабилитроны проверяют на осциллографе, но для этого необходимо собрать специальную схему.

На рисунке снизу представлена схема приставки и ее подключение к осциллографу.

Однако проверка осциллографом должна производиться специалистом, который хорошо умеет им пользоваться.

Стабилитроны часто применяются как ограничивающие или предохранительные приборы. Например, в качестве защиты от перенапряжения на жестком диске, а, вернее, на его входе питания стоят стабилитроны или супрессоры на 6 и 14 вольт. Превышение напряжения приводит к их пробою или выгоранию. Для проверки просто выпаивают эти элементы, и проверяют жесткий диск без них. Если все включается, дело в стабилитронах. Их меняют на новые.

Еще один пример из практики ремонта скутеров, а именно после некорректной установки сигнализации (и не только) иногда выходит из строя стабилитрон, смонтированный в замке зажигания на «Хонда дио 34». Он понижает напряжение бортовой сети с 12 В до 10, после чего скутер можно завести. Если элемент вышел из строя — мопед не заведется. Полупроводник можно заменить аналогичным с напряжением на 3,9. Аналогичная ситуация и на других моделях скутеров от «хонды»: AF35, AF51 и т.д.

Вот мы и рассмотрели основные способы проверки стабилитронов, делитесь случаями из своей практики в комментариях и задавайте вопросы!

Проверка радиодеталей — часть 1

2017-10-30 Статьи Комментариев нет

В сегодняшней статье я бы хотел немного затронуть тему электроники и рассказать о радиоэлектронных компонентах, а точнее о методике их проверки.

С электроникой профессиональным электрикам да и любителям приходится сталкиваться время от времени, поэтому базовые знания об электронных компонентах не помешают всем, кто занимается электрикой в той или иной степени. Так как радиокомпонентов на данный момент множество, обо всех конечно я рассказать не смогу, а затрону только наиболее часто встречающиеся. Итак поехали.

Резисторы

Пожалуй наиболее простая и часто встречающаяся радиодеталь — это резистор. Сгоревший резистор легко определить по почерневшему, обуглившемуся корпусу. Если же резистор на вид выглядит нормально, то придется воспользоваться мультиметром.

Для проверки мультиметр выставляем в режим омметра. Так как резистор не имеет полярности, какой щуп к какому выводу подключать не имеет значения, важно только во время проверки не касаться руками токоведущих частей щупов и выводов резистора.

Полученный результат сравниваем с номиналом резистора, указанным на корпусе либо в виде разноцветных полос, либо в виде числового значения. Расшифровку цветового обозначения резисторов можно посмотреть в интернете или скачать программу. Стоит отметить что отклонение от номинального сопротивления на на ± 5% считается вполне допустимым.

Для проверки переменного резистора (потенциометра) замеряем сопротивление между его крайними выводами, которое должно быть равно его номинальному значению с учетом допуска и погрешности измерения, а также измерим сопротивление между каждым из крайних выводов и средним выводом. Сопротивление при вращении ручки потенциометра из одного крайнего положения в другое должно плавно, без скачков изменяться от нуля до номинального значения.

Конденсаторы

Наряду с резисторами конденсаторы являются самыми распространенными радиодеталями. На любой электронной плате можно встретить различные типы конденсаторов — керамические, пленочные, электролитические и т.д. Среди них особняком стоят электролитические конденсаторы — именно они наиболее часто подвержены выходу из строя. Наверное классическая неисправность, с которой сталкивались все, кто занимался ремонтом техники — вздутие конденсатора вследствии перегрева, приводящего к увеличению давления внутри его корпуса из-за испарения электролита.

Помимо электролитов, нередко такое же можно наблюдать и у полимерных конденсаторов.

Среди основных неисправностей конденсаторов можно выделить три:

  • пробой диэлектрика, возникающий при превышении допустимого рабочего напряжения.
  • обрыв, при котором конденсатор представляет собой два изолированных проводника, не имеющих между собой никакой емкости.
  • повышенная утечка, которая характеризуется изменением сопротивления диэлектрика между обкладками. При этом емкость конденсатора заметно уменьшается.

Проверить электролитический конденсатор можно с помощью мультиметра в режиме омметра. Прикоснувшись щупами прибора к выводам конденсатора можно наблюдать, как значение на дисплее будет плавно увеличиваться, пока не достигнет максимального значения. В случае обрыва мультиметр с самого начала будет показывать «1». Если на дисплее отображается «0», значит в конденсаторе произошло КЗ.

В случае неполярного конденсатора выставляем на мультиметре диапазон измерений на Мом, если значение проверяемого конденсатора меньше 2 Мом, то скорее всего он неисправен.

Но такой проверки недостаточно, необходимо убедиться в том, что конденсатор не потерял свою емкость. А для этого необходим либо мультиметр с такой функцией , либо LC-метр. LC-метр есть конечно далеко не у каждого, а вот большинство мультиметров среднего ценового диапазона измерять емкость умеют.

Проверяется емкость в режиме, обозначенным на мультиметре как «Сх». Вставляем конденсатор в специальное гнездо для проверки и выставляем значение прибора на необходимый предел. Здесь надо ориентироваться на номинальную емкость, указанную на корпусе конденсатора. Например если номинал конденсатора 10 микрофарад, то выставляем на приборе ближайшее большее значение 20 мкф. При проверке стоит помнить, что разброс значений у различных конденсаторов может быть весьма приличный, поэтому измеренное значение может отличаться от номинального.

Нельзя также не упомянуть о таком параметре конденсатора как ESR (Equivalent Series Resistance) или по русски эквивалентное последовательное сопротивление. Этот параметр представляет из себя сопротивление выводов и обкладок и влияет на работу электролитических конденсаторов в высокочастотных схемах. Подробно на этом параметре я останавливаться не буду, кому интересно может прочитать об этом в интернете. Скажу только что для измерения необходим специальный ESR тестер, мультиметром проверить ESR не получится.

Диоды

Еще одна повсеместно встречающаяся в радиотехнике деталь это диод и его различные разновидности — диодные мосты, стабилитроны, варикапы и т.д.

Выпрямительные диоды легко можно проверить мультиметром в режиме проверки диодов.

К аноду присоединяем плюсовой щуп, к катоду — минусовой. Диод откроется и через него потечет электрический ток, на дисплее будет отображаться некоторое значение. Если же поменять местами щупы и на анод подать минус, а на катод плюс, то ток через диод не потечет и на дисплее тестера будет «1».

Если при проверке прибор показывает падение напряжения в обе стороны — это означает пробой диода, при обрыве диод не будет пропускать ток ни в прямом, ни в обратном направлении, а на дисплее будет отображаться «1».

Стабилитрон, или по другому диод Зенера, представляет собой практически тот же диод, хотя и выполняет в схеме совершенно другие функции.

Проверить его можно также же как и обычный диод, в одну сторону стабилитрон будет проводит ток, в другую стабилитрон будет закрыт.

Диодный мост чаще всего встречается на электронных платах в виде единой сборки, состоящей из четырех диодов, соединенных между собой по схеме мостового выпрямителя.

Читать еще:  Почему выключается магнитола когда прибавляешь громкость

Диагностика моста также ничем принципиально не отличается от проверки обычного диода, главное не запутаться с выводами. Проверяем поочередно между собой выводы, обозначенные на рисунке ниже как 1-2, 2-3, 1-4, 4-3. В любом из этих сочетаний мультиметр должен показать значение падения напряжения на переходе диода. Соответственно в обратном направлении везде должна быть «1».

Варисторы

Варистор представляет собой полупроводниковый резистор, который меняет свое сопротивление в зависимости от приложенного напряжения. Основное его назначение в схеме — это защита от кратковременных скачков напряжения. Кстати варисторы являются основным элементом таких устройств как ограничители перенапряжений.

Проверить на исправность варистор можно мультиметром. Переключаем прибор в режим измерения сопротивления и выставляем максимальное значение в мегаомах. Прикасаясь щупами к выводам исправного варистора на дисплее должно отображаться значение в десятки МОм. В противном случае варистор можно считать неисправным. Измерение необходимо проводить в обе стороны, поменяв местами щупы прибора. В обоих положениях измеренное значение должно быть примерно одинаковое.

Тиристоры

Тиристоры относятся к классу полупроводниковых приборов, с которыми довольно часто можно столкнуться при ремонте. К этому же классу относятся помимо тиристоров симисторы и динисторы.

Они применяются в первую очередь в качестве силовых ключей, для коммутации и регулирования больших токов. Принцип работы тиристора напоминает работу обычного электромеханического реле — если у реле контакты замыкаются или размыкаются при подаче напряжения на его катушку, то у тиристора эту роль выполняет управляющий электрод.

Проверить тиристор можно двумя способами — мультиметром, или собрав простейшую схему проверки.

Для начала рассмотрим проверку с помощью мультиметра. Для этого выставляем тестер в режим проверки диодов и подключаем плюсовой щуп на анод тиристора, а минусовой на катод. Так как тиристор заперт, на дисплее должна отображаться «1». Теперь кратковременно соединяем между собой управляющий электрод и анод тиристора. Тиристор откроется и на дисплее появятся цифры, показывающие падение напряжения на переходе. Далее отсоединяем провод от управляющего электрода и на дисплее вновь будет «1». Тиристор снова закрылся.

Если под рукой нет мультиметра, то для проверки можно собрать схему.

Для этого понадобится источник питания постоянного тока, лампочка и провода. Плюсовой вывод от источника питания подаем на анод тиристора, минус на катод через лампу. При включении лампа гореть не должна — тиристор закрыт. Если лампа сразу загорелась значит тиристор пробит. Далее замыкаем между собой анод и управляющий электрод. Лампа должна загореться. Убираем перемычку между анодом и управляющим электродом — лампа должна продолжать гореть. Чтобы закрыть тиристор необходимо разорвать цепь или же подать на мгновение обратное напряжение.

Симистор представляет собой симметричный тиристор. Главное его отличие от тиристора заключается в двухсторонней проводимости тока, можно сказать что симистор это два тиристора в одном корпусе с общим управляющем электродом.

Проверить симистор мультиметром с большой долей вероятности не получится, так как не хватит тока для открытия симистора. Поэтому самый надежный способ — это собрать простую схему проверки.

Изначально при включении источника питания симистор закрыт и светодиод не горит. При замыкании ключа управляющий электрод и анод замыкаются и светодиод загорится. Он будет гореть до тех пор, пока есть напряжение на источнике питания или снова не замкнуть управляющий электрод на плюсовой вывод. Проверка с помощью такой схемы поможет с уверенностью сказать об исправности симистора.

Динистор отличается от тиристоров и симисторов отсутствием управляющего электрода, поэтому динистор управляется не управляющим сигналом, а только напряжением на его выводах. При прямом включении он не будет пропускать ток до тех пор, пока напряжение на его выводах не достигнет определённого значения.

Мультиметром динистор можно проверить только на пробой. Анод и катод динистора не должны прозваниваться ни в одном направлении.

На этом пока остановимся, а в следующей части рассмотрим методы проверки других часто встречающихся радиодеталей, таких как транзисторы, герконы, термисторы и т.д.

Как проверить дроссель с мультиметром и без него. Все причины неисправности ПРА и ЭПРА.

Лампы дневного света, несмотря на популяризацию светодиодного освещения, до сих пор остаются одним из распространенных видов осветительных приборов в домах, гаражах и производственных помещениях.

Когда такой светильник перестает гореть, первым делом грешат на саму лампочку или стартер. А если они не виноваты, как проверить другой не менее важный элемент – дроссель?

Во-первых, определимся, что же такое дроссель или как его еще называют балласт. По сути, это обыкновенная катушка индуктивности с ферромагнитным сердечником.

Вот так она выглядит в разрезе.

В схемах балласт нужен для трех функций:

    контроля тока, чтобы он не превышал номинала
    образование за счет индуктивности кратковременного импульса повышенного напряжения
    сглаживания возможных пульсаций в сети 220В

Подключается он последовательно, а параллельно ему монтируется стартер.

Стартер необходим для поджига лампы.

Напряжение, которое подводится к спиральным электродам на концах лампы, изначально недостаточно для ее розжига. И тут на помощь приходит дроссель и стартер.

После появления напряжения в стартере, внутри образуется разряд, который нагревает биметаллический электрод.

Из-за нагрева форма электрода меняется и происходит его замыкание.

В результате чего, резко возрастает ток и электроды раскаляются. Ток ограничивается только сопротивлением самого дросселя.

У стартера контакты постепенно остывают и размыкаются. При размыкании, благодаря дросселю, в лампе возникает эффект самоиндукции, с образованием высоковольтного импульса и электрического разряда напряжением до 1000В.

От этого разряда создается ультрафиолетовое свечение ртутных паров, которыми заполнена колба. Оно оказывает воздействие на люминофор, и только благодаря ему, мы и можем различать свет в привычном для нас спектре.

Если для кого-то это объяснение слишком заумно, то вот одно из самых простых и понятных видео, объясняющих на доступном всем языке, как же работает лампа ЛДС.

Получается, что сам процесс включения люминесцентной лампы дневного света довольно длителен и занимает 5 этапов:

    подача 220В из розетки и замыкание контактов стартера
    разогрев спиралей электродов
    размыкание контактов стартера
    подача высоковольтного импульса от дросселя
    образование тлеющего разряда в колбе и поддержка его внешним напряжением 220В + шунтирование стартера и исключение его из схемы

Как видно из процесса запуска, при неисправности ламп, виноватыми могут быть три элемента:

    сама лампочка
    стартер
    дроссель

При этом, чаще всего повреждаются лампочки и стартера – из-за перегоревших вольфрамовых нитей и конденсаторов.

Узнать об этом проще всего – заменив стартер или лампочку. Тем более, что стоят они копейки. А вот как быстро узнать о неисправности дросселя?

Без специальных измерительных приборов о неисправности ПРА может свидетельствовать эффект огненной змейки. Вы визуально сможете наблюдать ее внутри лампы.

О чем это говорит? А говорит это в первую очередь о том, что есть превышение максимально допустимого тока. Из-за чего заряд потерял стабильность.

Также может наблюдаться неустойчивое свечение или мерцание лампы. При поломке балласта, светильник не загорится с первого раза.

В результате, стартер будет постоянно запускаться и отключаться, запускаться и отключаться. От таких частых пусков, возле спиралей на концах лампы появляются почернения.

Еще один способ проверки без измерительных приборов и мультиметра – контрольная лампочка. Мощность ее должна быть примерно такой же, как и мощность самого дросселя.

Подключаете ее последовательно по следующей схеме с ПРА и смотрите как она светит.

    если не горит совсем – в балласте обрыв, дроссель неисправен
    горит ярко – в балласте межвитковое короткое замыкание
    моргает или светит в половину накала – дроссель исправен

Но чтобы точно убедиться в повреждении дросселя, все таки лучше воспользоваться мультиметром и провести замеры.

Повреждение дросселя может быть пяти видов:

    обрыв
    замыкание разных обмоток
    замыкание витков в одной обмотке
    неисправность магнитопровода
    пробой на корпус

Какой-то из проводов, которым намотан дроссель может просто оборваться. Выявляется это легко.

Переводите мультиметр в режим измерения сопротивления и касаетесь щупами выводов дросселя. Если высвечиваются показания ”бесконечность” это и свидетельствует об обрыве.

При замерах только не касайтесь голых кончиков щупов руками. Иначе замерите сопротивление своего тела, а не дросселя.

Кстати, обрыв из всех видов поломок, выявить проще всего. Это можно сделать даже без мультиметра, с помощью обычной индикаторной отвертки.

Ничего выключать и разбирать не нужно, провода тоже не отсоединяются. Если индикатор светится во входной клемме ПРА:

а на выходе свечения нет:

то считайте что обрыв вы нашли.

Некоторые дросселя могут иметь не одну, а две обмотки. В нормальном режиме они должны быть изолированы между собой.

Но изоляция может высохнуть или нарушиться.

Чтобы узнать о замыкании, мультиметром проверьте выводы не одной, а разных обмоток. Если у вас высветятся непонятно малые цифры, то значит обмотки замкнуты.

Если дроссель у вас постоянно грелся, то его лакированная изоляция проводов, могла высохнуть. И один или несколько близлежащих витков, просто спекутся между собой.

Найти такое повреждение очень трудно, даже при помощи мультиметра.

Нужно точно знать изначальные значения сопротивления обмотки, чтобы было с чем сравнивать. Если у вас замкнулись один или два витка, то разницу обычным тестером вы и не увидите.

Найти витковое замыкание можно при спекании достаточно большого количества проводников. Тогда разницу будет видно сразу.

Нормальный (не китайский дроссель), имеет примерно следующие сопротивления:

    мощностью на 20Вт — сопротивление от 55 до 60 Ом
    мощностью на 40Вт – сопротивление от 24 до 30 Ом
    мощностью на 80Вт – сопротивление от 15 до 20 Ом

Сердечник дросселя выполнен из ферромагнитных материалов. А они (ферриты), довольно капризны сами по себе.

При эксплуатации, на поверхности запросто могут образоваться трещинки или сколы. Если такое произошло, значит у дросселя изменятся параметры катушек индуктивности.

Еще в сердечниках из-за механических нагрузок могут измениться специальные зазоры.

Проверить индуктивность дросселя можно не всеми мультиметрами. Большинство к сожалению, такой функции лишены.

Однако опять же, чтобы понять проблему, вам нужно знать первоначальные значения данной индуктивности.

О неисправности катушки может свидетельствовать ее нулевое сопротивление относительно корпуса. Здесь ничего сложного в проверке нет.

Один щуп мультиметра подносите к металлическим частям корпуса, а другим касаетесь к выводам катушки дросселя.

Проверять можно и в режиме прозвонки цепи. Если звукового сигнала не будет, значит пробоя нет.

А если балласт у вас электронный, как проверить его? ЭПРА как сокращенно их называют, уже не похож на индуктивную катушку.

Все современные модели выпускаются с электронными дросселями без стартеров.

ЭПРА расшифровывается как — электронная пуско-регулирующая аппаратура.
У нее множество электронных компонентов напаяны на плату и помещены в один корпус.

Прозвонить мультиметром всего лишь два конца здесь уже не получится. Придется последовательно шаг за шагом проверять все элементы схемы.

Начинать лучше с предохранителя. Вызваниваете его целостность в режиме прозвонки.

Далее осматриваете конденсаторы. У тех, которые в виде бочонков, можно определить повреждение даже визуально, по вздутию нижней части.

Еще внимательно проглядите все места пайки. Какие-то ножки могут отвалиться и контакт пропадет.

Диоды и транзисторы также проверяются мультиметром, после переключения его в соответствующий режим измерения.

Данные сопротивлений берите из таблиц в интернете, согласно их расцветки.

И сравнивайте с теми фактическими замерами, которые у вас получились.

В общем, чтобы проверить и отремонтировать электронный дроссель, понадобятся минимальные навыки радиолюбителя.

Вот очень хорошее и подробное видео по проверке каждого элемента на плате ЭПРА, с заменой поврежденных деталей на исправные. Тем более, что повреждений здесь оказалось не одно, а несколько.

Неисправности электрических машин — Пробой обмоток на корпус

Содержание материала

  • Неисправности электрических машин
  • Пробой обмоток на корпус
  • Распайка паек в обмотках и бандажах
  • Неисправности подшипников скольжения
  • Неисправности подшипников качения
  • Вибрация машин
  • Ненормальный шум в машинах
  • Осевой сдвиг и осевые колебания ротора
  • Неисправности воздухоохладителей

4-2. ПРОБОЙ ОБМОТОК НА КОРПУС
Ниже перечисляются возможные причины пробоя и меры по их устранению.
4-2-1. Обмотки увлажнились: во время транспортировки, вследствие продолжительного хранения машин в сыром, неотапливаемом помещении, при продолжительных перерывах в работе машин, особенно в сырое время года, вследствие непосредственного попадания воды в машину, например при прорыве водопроводных труб, при пожаре, наводнении и т. п., от действия водяных паров при наличии неплотностей в соединениях паровых труб в машинном помещении.
Предупредить увлажнение обмоток во время хранения машин, оборудовав склад хорошей вентиляцией; выбирать под склады только сухие помещения.
Останавливая машины с проточной вентиляцией на продолжительное время, закрывать при сырой, туманной погоде все шиберы воздушных каналов для поступающего и выходящего воздуха. Наоборот, при хорошей, сухой погоде все шиберы держать открытыми.
Если работа машины периодически чередуется с длительными перерывами, установить специальные электрические грелки и включать их на время остановок машины (по примеру машин прокатных станов).
Для работы во влажной среде применять закрытые машины либо машины с влагостойкой изоляцией.
Отсыревшие машины перед пуском просушить во избежание пробоя изоляции обмоток на корпус.
4-2-2. Машина загрязнена.
A. Чрезмерный износ щеток, коллекторов и контактных колец приводит к образованию токопроводящих мостиков из угольной и медной пыли.
См. пп. 4-1-4 и 4-1-5.
Б. Загрязненный воздух из машинного помещения засасывается через неплотности в корпус машины с замкнутой или проточной вентиляцией; то же происходит при неисправности воздушных фильтров.
Уплотнить корпус машины и воздухопроводы или произвести ремонт воздушных фильтров.
B. В машинное помещение попадает пыль. В рабочих помещениях металлургических и угольных предприятий, прокатных и коксовых цехов и т. д. пыль настолько мелка и легка, что осаждается не только на коллекторах, контактных кольцах и наружных частях обмотки, но и проникает внутрь машины, в такие ее места, куда попадание ее, казалось бы, невозможно; она образует проводящие мостики, которые постепенно могут вызвать перекрытие или пробой на корпус.
К машинам, установленным в таких помещениях, охлаждающий воздух следует подводить извне. В необходимых случаях надо ставить фильтры либо герметизировать машины, по поводу чего необходимо обратиться на завод-изготовитель.
Следует отметить, что засорение лобовых частей обмоток крупных быстроходных машин (турбогенераторов) полупроводящей пылью представляет немалую опасность, так как от емкостных токов эта пыль может сильно нагреться, вспыхнуть и вызвать пожар в машине. Г. Надзор за машиной и уход за ней недостаточны.
Машину содержать в чистоте, производя ежедневно ее чистку; строго соблюдать сроки осмотров и планово-предупредительных ремонтов; если загрязнение особенно велико, пересмотреть сроки осмотров и ремонтов, сократив межремонтный период и увеличив число чисток машины с выемкой ротора. 4-2-3. В обмотку попали посторонние предметы (металлическая стружка, металлическая и абразивная пыль и т. п.).
Защищать обмотки от попадания в них металлической и прочей пыли, особенно при обточке и шлифовке коллекторов и контактных колец. Для этого следует практиковать временную заклейку обмоток бумагой или плотную обвязку их какой-либо тканью. 4-2-4. Машинное помещение насыщено кислотными или щелочными парами или газами (химическая промышленность). Эти пары и газы постепенно разрушают изоляцию обмоток.
В таких помещениях следует устанавливать только закрытые машины с химически стойкой изоляцией и проточной вентиляцией, с подводом чистого воздуха извне или с внешним обдувом. 4-2-5. Сильный и длительный перегрев машины делает изоляцию машины хрупкой и гигроскопичной.
См. § 1-2, 1-3, 1-5, 2-2 — 2-5, 3-3 — 3-6. 4-2-6. Электродинамические силы, развивающиеся при коротких замыканиях, а также перенапряжения, возникающие в питающей сети и при выключениях обмоток возбуждения, могут вызвать перекрытие обмоток электрической дугой и пробой на корпус.
Усилить крепление лобовых частей обмотки, особенно на прямых участках при выходе из пазов.
В отдельных случаях — при переходах на прямой пуск двигателей — эффективной мерой является установка дополнительных бандажных колец. 4-2-7. Изоляция подвергается естественному износу (старению).
Для увеличения срока службы изоляции рекомендуется вести тщательное наблюдение за ее состоянием и периодически измерять сопротивление изоляции обмоток по отношению к корпусу, а также между электрически не связанными обмотками с тем, чтобы в необходимых случаях можно было произвести мелкий профилактический ремонт изоляции или покрыть ее лаком.

Читать еще:  Воздушная пробка в системе отопления автомобиля

Как проверить конденсатор мультиметром: электролитический, керамический, пленочный

С помощью такого инструмента, как мультиметр, измеряется напряжение, сила тока и другие важные параметры. Можно проверить работу электродеталей, емкость и сопротивление. В зависимости от типа и вида диэлектрика, проверить конденсатор мультиметром можно разными способами.

Особенности проверки

Конденсатор проверяется на исправность различными методами. Основной способ — с выпаиванием из схемы. Иногда можно проверить работоспособность без выпаивания. Но результаты исследования не будут точны — на него влияют прочие компоненты. Для проверки в цепи применяются тестеры с крохотным напряжением на щупах. Малое напряжение предотвращает повреждение остальных элементов платы.

Вне зависимости от особенностей моделей, все электролитические конденсаторы обладают высокой мощностью. При выполнении проверки происходит их подзарядка. Ее продолжительность составляет всего несколько секунд. В процессе зарядки наблюдается увеличение уровня сопротивления, с движением стрелки тестера или изменением цифровых показателей в электронном мультиметре.

Полярные конденсаторы

Эти электролитические кондеры обладают полярностью. При включении в сеть необходима проверка правильного подсоединения. Плюсы соединяем с плюсами, а минусы — с минусами. Игнорирование этого правила приводит к взрыву электролита.

Электролит бывает твердым или жидким. Емкость элементов составляет 0,1—100000 мкФ. Предназначение элементов — выравнивание и фильтрация сигналов. Метки «-» и «+» нанесены на корпусе. Положительный вывод имеет большую длину. При перепутывании полярности происходит пробой диэлектрика, в результате чего электролит мгновенно испаряется и корпус разрывает. Диэлектриком является бумага, пропитанная электролитом. Современные корпуса сверху вдавлены и рассечены крестом. При взрыве распадается не весь, а только верхняя часть. Учитывая специально ослабленные элементы, при неисправности видно вспучивание верхней части.

Неполярные конденсаторы

Отличить визуально неполярный от полярного просто — у него не будет маркировки полярности на корпусе. У неполярных материал диэлектрика другой. Состоит из керамики или стекла. Ток саморазрядки намного меньше, учитывая большую диэлектрическую сопротивляемость, чем у бумаги. Ток утечки тем ниже, чем выше сопротивляемость диэлектрической перегородки.

Соблюдать полярность при включении в схему совсем необязательно. Иногда такие кондеры изготавливают очень маленькими и включают в схему в больших количествах.

Емкость деталей небольшая — от микрофарадов до пикофарадов.

Как проверить конденсатор мультиметром

Промышленность выпускает несколько видов проверочного оборудования для измерения электрических параметров. Цифровые более удобны для измерений и дают точные показания. Стрелочные предпочитают за визуальное движение стрелки.

Если кондер с виду абсолютно цел, проверить его без приборов невозможно. Осуществлять проверку лучше с выпаиванием из схемы. Так показатели считываются точнее. Простые детали редко выходят из строя. Зачастую механически повреждаются диэлектрики. Основная характеристика при проверке — пропуск только переменного тока. Постоянный проходит исключительно в самом начале в течение короткого промежутка времени. Сопротивление детали зависит от существующей емкости.

Предпосылка проверки полярного электролитического конденсатора мультиметром на работоспособность — емкость более 0,25 мкФ. Пошаговая инструкция проверки:

  1. Разряжают элемент. Для этого металлическим предметом закорачиваются его ножки. Замыкание характеризуется появлением искры и звука.
  2. Переключатель мультиметра ставится на значение сопротивления.
  3. Прикасаются щупами к ножкам конденсатора с учетом полярности. Красным к плюсовой ножке, черным тыкаем в минусовую. Это необходимо только при работе с полярным устройством.

Конденсатор начинает заряжаться при подключении щупов. Сопротивление растет до максимума. Если при щупов мультиметр запищит при нулевом значении, значит произошло короткое замыкание. Если сразу на циферблате высвечивается значение 1, то в элементе внутренний обрыв. Такие кондеры считаются неисправными — замыкание и обрыв внутри элемента неустранимы.

Если значение 1 появилось спустя некоторое время, элемент считается исправным.

Проверить неполярный конденсатор еще проще. На мультиметре выставляем измерение на мегаомы. После касания щупами смотрим на показания. Если они окажутся менее 2Мом — деталь неисправна. Более — исправна. Полярность соблюдать ни к чему.

Электролитический

Как следует из названия, электролитические кондеры в алюминиевом корпусе наполнены электролитом между обкладками. Габариты самые разные — от миллиметров до десятков дециметров. Технические характеристики могут превышать таковые у неполярных на 3 порядка и достигать больших величин — единиц mF.

В электролитических моделях появляется дополнительный дефект, связанный с ЭПС (эквивалентным последовательным сопротивлением). Этот показатель еще обозначают аббревиатурой ESR. Такие конденсаторы в схемах с высокими частотами отфильтровывают несущий сигнал от паразитных. Но возможно подавление ЭМП, сильно снижая уровень и играя роль резистора. Это ведет к перегреву конструкции детали.

Из чего складывается ESR:

  • сопротивление обкладок, выводов, узлов соединения;
  • неоднородность диэлектриков, влага, паразитные примеси;
  • сопротивление электролита за счет изменения химических параметров при нагреве, хранении, высыхании.

В сложных схемах показатель ЭПС особенно важен, но измеряется только специальными приборами. Некоторые мастера самостоятельно их изготавливают и используют в связке с обычными мультиметрами.

Керамический

Сначала осматриваем устройство визуально. Особенно внимательно, если в схеме использованы детали, бывшие в употреблении. Но и новые керамические материалы могут быть бракованными. Сразу заметны кондеры с пробоем — потемневшие, вздутые, прогоревшие, с растресканным корпусом. Такие электродетали однозначно выбраковываются даже без инструментальной проверки — ясно, что они неработоспособны или не выдают назначенных параметров. Лучше озаботиться поиском причин пробоев. Даже новые экземпляры с трещиной в корпусе являются «миной замедленного действия».

Пленочный

Пленочные устройства применяются в цепях постоянного тока, фильтрах, стандартных резонансных схемах. Основные неисправности устройств с малой мощностью:

  • снижение рабочих показателей в результате иссыхания;
  • увеличение параметров тока утечки;
  • повышение активных потерь внутри цепи;
  • замыкание на обкладках;
  • потеря контакта;
  • обрыв проводника.

Малая эффективность с низким уровнем мощности при большом токе утечки мешает широкому применению данных конденсаторов и не позволяет его потенциалу полностью раскрыться. Поэтому использование этого вида кондеров нецелесообразно.

Как проверить не выпаивая

Прозвонить конденсатор мультиметром без выпаивания возможно. Для такой проверки подбираем исправный экземпляр с аналогичными характеристиками и впаиваем его в схему параллельно исследуемому. Рабочее устройство скажет о проблеме в первом элементе. Способ не применяется на схеме с высоким напряжением.

Проверить мощный пусковой конденсатор мультиметром можно не выпаивая на наличие искры. Заряженный кондер замыкается отверткой или иным инструментом с изолированной ручкой. Характерный звук с искрой покажут работоспособность прибора.

Замеривать без специальных приборов нежелательно. Легко получить удар током на высоковольтных образцах, да и точные значения не выявить.

Меры предосторожности при проверке

Разрядка конденсатора является обязательной. Особенно это касается высоковольтных деталей — могут вывести мультиметр из строя или поразить человека электротоком. Разряжают касанием ножек металлическим предметом или подключением лампы. Второй способ процесс разряда делает более плавным.

Во время измерения нельзя касаться руками открытых частей щупа — человеческое тело имеет малое сопротивление и высокий показатель утечки. В этом случае замер окажется неправильным. Ток пойдет по пути наименьшего сопротивления и показатели покажут значение, не имеющее отношения к конденсатору.

Штатно работающий электронный компонент способен накапливать и отдавать некоторое количество электричества. Поломки при работе определяются не только визуально, но и посредством мультиметра. Тестирование измерительным прибором способно прояснить пригодность элемента для дальнейшего использования.

Как проверить ВВ провода? Поиск неисправностей.

Как проверить высоковольтные провода зажигания?

Автомобильные высоковольтные (ВВ) провода играют важную роль для ДВС, поскольку с их помощью происходит передача высокого тока от катушки зажигания на свечи зажигания. От исправности и эффективности проводов зависит своевременность и интенсивность воспламенения топливно-воздушной смеси, а значит — правильная и бесперебойная работа двигателя. Несмотря на свою простоту, провода имеют множество различных «болячек» и могут доставить кучу неприятностей своему владельцу, которые так или иначе отразятся его на нервах и кармане.

Неисправности высоковольтных проводов (распространенные болячки):

Как правило, неисправность сводится к тому, что ток либо вовсе не поступает на свечу, либо поступает, но в ограниченном количестве. Происходить это может по следующим причинам:
— Произошел разрыв токопроводящей жилы, по которой идет импульс.
— Есть утечка тока, то есть изоляция повреждена и ток бьет на сторону.
— Сопротивление превышает допустимое значение.
— Проблемы в контактах (со свечой или катушкой зажигания).

В случае разрыва токопроводящей жилы возникает эффект внутренней искры, другими словами — образуется электрический разряд между концами разорванного провода, которое снижает напряжение и становится причиной электромагнитного паразитического импульса. Этот импульс, в свою очередь, негативно влияет на правильность работы многих датчиков автомобиля. Один такой поврежденный высоковольтный провод может стать причиной вибрации и перебоев в работе двигателя. Из-за поврежденного высоковольтного провода воспламенение в цилиндре происходит с опозданием или через раз, в итоге нарушается синхронная работа цилиндров и двигателя в целом.

Как проверить высоковольтные провода? Эффективные способы:

Прежде всего необходимо проверить ВВ на предмет отсутствия видимых повреждений (трещины, переломы и т. д.).
Убедитесь в отсутствии пробоя, это можно определить даже без приборов, достаточно заглянуть под капот в темное суток, в случае пробоя во время работы двигателя будет видна искра на ВВ проводе.
Проверить высоковольтные провода можно при помощи провода. Для этого нужно в темное время взять кусок провода и зачистить его с двух сторон. Затем один конец нужно замкнуть на «массу» (корпус машины), а вторым кончиком провести по всей длине ВВ проводов, а также стыкам, колпачкам и т. д. В местах пробоя будет образовываться искра.

Можно также проверить сопротивление высоковольтных проводов, для этого вам понадобится мультиметр.
— Включите режим омметра.
— Снимите провод со свечи первого цилиндра и катушки зажигания.
— Подключите электроды мультиметра к концам провода и посмотрите на показания.

В исправных проводах сопротивление должно варьироваться в пределах от 3,5 до 10 кОм, в зависимости от типа самых проводов. Информация о сопротивлении указана чаще всего на изоляции высоковольтных проводов. Проверьте каждый провод, разброс между ними не должен превышать — 2-4 кОма. В случае большого разброса замените провода. Кстати, они меняются комплектно, то есть все вместе.

В завершении вашему показанию сопротивления наиболее популярных высоковольтных проводов:
Tesla — 6 кОм
Slon — от 4 кОм до 7 кОм (4 кОм — 1-й цилиндр и до 7 кОм — на последнем цилиндре)
ProSport — почти нулевое сопротивление
Cargen — 0,9 кОм

Примечание! Сопротивление высоковольтных проводов варьируется в зависимости от длины, толщины, а также материала из которого изготовлены провода.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector