Camgora.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Маневровые локомотивы

Маневровые локомотивы

Шатунно-поршневая группа

Шатунно-поршневая группа представляет группу деталей кинематической пары — поршень-шатун, играющей важную роль в рабочем процессе дизеля. Деталями этой группы являются: поршень, уплотнительные и маслосъемные кольца поршня; палец, соединяющий поршень с шатуном; шатун и подшипники верхней и нижней головок шатуна.

Поршни дизеля ПД1М (рис. 10) представляют собой цельную отливку из алюминиевого сплава (силумина), коэффициент теплопроводности которого в 4,25 раза больше, а плотность в 2,75 раза меньше, чем у чугуна. Использование материала с высокой теплопроводностью позволило не применять специальное охлаждение поршня. Благодаря большому заряду свежего воздуха, подаваемого в цилиндры дизеля, головки поршней сверху хорошо охлаждаются воздухом, а снизу — брызгами масла при работе дизеля.

Головка поршня выполнена толстостенной с плавным переходом к цилиндрической поверхности. Торец имеет вогнутую поверхность с четырьмя вырезами для размещения головок клапанов при нахождении поршня в верхнем положении. Вогнутая форма поверхности днища способствует лучшему смешиванию распыленного топлива с воздухом и лучшему его сгоранию.

На головке и юбке поршня проточены канавки для размещения уплотнительных и маслосъемных колец. В канавках под маслосъемные кольца просверлены отверстия для стекания масла, снятого со стенок цилиндра кольцами.

В бобышках поршня расположен поршневой палец 4, удерживаемый от осевых перемещений заглушками 5, установленными в отверстиях с натягом.

Поршневые пальцы служат для соединения верхних головок шатунов с поршнями. Они изготовлены из высоколегированных хромоникелевых сталей. Наружная поверхность пальцев цементируется (науглероживается) на глубину 1,2 1,5 мм, шлифуется и полируется. По способу закреп ления в поршне пальцы выполняют неподвижными и плавающими.

Пальцы плавающего типа имеют осевой зазор в соединении с поршнем и смазываются через головки шатунов. У дизеля внутри пальца встав-

Рис. 10. Поршень дизеля ПД1М:

1 — втулка цилиндра; 2, 5 — маслосъемные кольца; 3 — заглушка; 4 — поршневой палец; 6,7 — компрессионные кольца; 8 — поршень лена втулка, развальцованная по концам. Таким образом, между телом пальца и втулкой образуется камера, куда по четырем отверстиям в середине пальца масло поступает из кольцевой канавки втулки головки шатуна. Из камеры масло вытекает на поверхность пальца по восьми отверстиям, расположенным по его концам, а затем масло стекает в картер через прорези в заглушках и по каналам в юбке поршня.

Для обеспечения надежного уплотнения поршня в цилиндре на поршне устанавливают четыре уплотнительных компрессионных колыщ 6, 7, а для регулирования подачи масла к трущимся поверхностям втулки цилиндра-три маслосъемных кольца (одно маслосъемное кольцо расположено в верхней части поршня, а два — в нижней). Весь комплект колец служит для уплотнения надпоршневого пространства и ограничения потерь масла «на угар». От конструктивно-технологических особенностей поршневых колец, а также от состояния их в эксплуатации экономичность дизелей по расходу масла может меняться в 5-10 раз. Кольца поршней дизеля изготавливают из высокопрочного легированного чугуна. Трапецеидальные кольца поршней покрыты пористым хромом, что повышает срок службы в 3-4 раза и уменьшает износ цилиндровых втулок. Пара колец прямоугольного сечения с коническим скосом для улучшения приработки покрыта тонким слоем полуды.

Кольца (рис. 11) ставят в канавки поршней с определенным зазором; при этом малый зазор может привести к заеданию кольца в канавке и ухудшению его уплотнительных свойств, а увеличенный — повышает насосное действие колец. Для снятия и установки поршневых колец применяют специальное приспособление (рис. 12).

Трапециевидная форма канавок поршня усиливает перемычку между соседними канавками и уменьшает нагар в канавках за счет самоочистки. Форма второй пары уплотнительных колец (рис. 11, а) поршня дизеля — прямоугольная с коническим скосом — обеспечивает повышенное давление за счет узкой цилиндрической поверхности и хороший контакт со стенками цилиндров. Маслосъемные кольца (рис. 11, б) имеют узкую опорную поверхность и большую упругость для создания высокого давления на стенку. Наиболее эффективны коробчатые кольца с двойной скребковой поверхностью, устанавливаемые на поршнях дизелей. У этих колец по периметру канавки профрезированьг двенадцать радиальных сквозных

Рис. 11. Поршневые кольца дизеля ПД1М:

1 — уплотнительное (компрессионное); 2 — маслосъемное пазов. Таким образом, кольцо состоит как бы из двух частей — верхней и нижней, соединенных узкими перегородками, обе части кольца имеют конусный срез в одну сторону, что дает возможность маслосъемному кольцу при движении поршня вверх скользить по маслу, а при движении вниз острыми кромками соскабливать масло со стенок цилиндров.

Поршни с шатунами из блока цилиндров вынимают и разбирают. Поршни после очистки должны иметь белую матовую поверхность. Очищать поршни стальными скребками и шаберами запрещается. Наиболее характерными повреждениями поршня являются: износ ручьев под поршневые кольца, направляющей части поршня, отверстий под поршневой палец, излом перемычек между ручьями.

Трещины в ручьях и перемычках между ними в бобышках поршня допускается устранять газовой или аргонно-дуговой сваркой. Наплавлять

Трещины и раковины в кольцах не допускаются. Зазоры в стыке кольца и между ручьем и кольцом, а также износ маслосрезывающей кромки измеряют. Разрешается доводить высоту кромок маслосрезывающих колец до чертежного размера проточкой на станке при условии, что упругость кольца после этого будет в допускаемых пределах. Трапецеидальные кольца заменяют независимо от состояния.

Поршневые пальцы, имеющие овальность более допускаемых размеров, восстанавливают до чертежного размера хромированием или методом осадки. Чистота и размеры обработанной поверхности поршневого пальца должны соответствовать чертежу на новый палец. Поверхность пальца должна быть отполирована; граненость и следы шли-

Рис. 13. Индикаторное приспособление для измерения утопання трапецеидального кольца в ручье поршня дизеля ПД1М:

1 — корпус приспособления; 2 — поршень; 3 — индикатор фовки не допускаются. Разрешается оставлять волосовины (риски) на цементированном слое поршневого пальца.

Шатуны передают усилия, действующие на поршни, шатунным шейкам коленчатого вала дизеля. Они испытывают большие динамические усилия. Изготавливают шатуны из высококачественной легированной стали штамповкой. Шатун дизеля ПД1М (рис. 14) представляет собой фа сонный стержень двутаврового сечения с верхней и нижней разъемной головками. Крышка шатуна 8 крепится к стержню шатунными болтами 4 из хромоникелевой стали. В средней части болты имеют пояски для центровки шатуна и крышки. Поверхность болтов должна быть полированной без каких-либо концентраторов напряжений. Головки болтов — круглые с лысками для удержания от проворачивания при затяжке.

Рис. 14. Шатун дизеля ПД1М:

1 — стержень шатуна; 2 — втулка верхней головки шатуна; 3, 9 — вкладыши подшипников; 4 — шатунный болт; 5 — контрольный штифт; 6 — гайка; 7 — штифт; 8 — крышка шатуна; а — верхняя головка шатуна; б — канал для смазывания; в — нижняя головка шатуна

В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка 2, служащая подшипником для поршневого пальца. По всей поверхности втулки прорезаны наклонные канавки, служащие для равномерного распределения масла по поверхности пальца, в средней части втулки расположена кольцевая канавка и отверстия для подвода масла.

Шатунный подшипник нижней головки шатуна состоит из двух взаимозаменяемых бронзовых вкладышей, залитых слоем баббита толщиной 0,5-0,7 мм и удерживаемых от осевого смещения буртами. От проворачивания вкладыши фиксируются штифтом 8, устанавливаемым в отверстие нижней половинки подшипника. Отверстие в верхнем вкладыше служит для прохода смазки к шейке вала. Около стыков вкладышей с одной и другой стороны выфрезерованы холодильники для создания масляного клина. Вкладыш, устанавливаемый в расточку корпуса шатуна, является наиболее нагруженным и называется рабочим бескана-вочным вкладышем. Его внутренняя поверхность не имеет канавки.

Вкладыш, располагающийся в крышке шатуна, имеет кольцевую канавку и называется нерабочим канавочным вкладышем. В центре канавки просверлено отверстие.

Неисправностями шатуна являются трещины, овальность и конусность отверстия нижней головки шатуна. Овальность нижней головки шатуна измеряют только при затянутых шатунных болтах по меткам. Шатун, имеющий овальность отверстия нижней головки более 0,2 мм (против чертежного размера), заменяют.

Зазор между поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна измеряют щупом. Втулку, имеющую предельный износ или ослабление в посадке, заменяют. Разрешается восстанавливать втулки путем омеднения или методом осадки. В случае заклинивания или задира поршня в цилиндре, разрушения вкладышей шатунного подшипника измеряют величину скручивания и непараллельности осей отверстий нижней и верхней головок шатуна. Шатуны, имеющие скручивание или непараллель-ность осей отверстий, разрешается править горячим способом.

Шатунные болты проверяют дефектоскопом. Болты, имеющие трещины в любой части, а также изъяны в резьбовой части (срыв ниток, вытянутость, неправильный профиль, дробленность, заусенцы, риски), заменяют. Производить сварочные работы на болтах или проточку болтов до размеров менее чертежных запрещается.

При комплектовании шатунно-поршневой группы для уравновешивания вращающихся масс детали подбирают с таким расчетом, чтобы масса поршня на дизеле отличалась от другого не более чем на 200 г, а комплекта поршня с шатуном — не более чем на 450 г. Массу поршня подгоняют путем удаления металла с его нижней торцевой поверхности, а массу комплекта регулируют подбором шатуна необходимой массы или снятия металла в местах, указанных на чертеже.

При сборке деталей шатунно-поршневой группы должны соблюдаться следующие требования:

• детали должны быть тщательно промыты в эмульсии с применением ПАВ и продуты сжатым воздухом. Допускается окунание в керосин. Проверяется чистота отверстия в шатуне и маслоотводящих отверстий в поршне;

• заглушки поршневого пальца не должны выступать над поверхностью поршня, овальность направляющей части поршня до и после запрессовки заглушек не должна изменяться более чем на 0,08 мм;

• линейная величина камеры сжатия должна проверяться при каждой выемке поршня из цилиндра на плановых ремонтах тепловоза или смене поршня, шатуна, цилиндровой крышки или втулки при неплановых. Линейная величина камеры сжатия должна быть в пределах допускаемых размеров, при этом разномерность этой величины на одном дизеле допускается не более 0,6 мм, а ее регулировка производится за счет съема металла с торца цилиндровой крышки;

• поршневые кольца должны устанавливаться на поршне при помощи приспособления, ограничивающего развод замка. Замки колец должны быть смещены на 120° друг относительно друга, при этом замки двух верхних колец не должны располагаться со стороны впускных клапанов; кольца должны свободно поворачиваться в ручьях поршня. Между ручьем поршня и кольцом должен быть зазор в пределах допускаемых размеров;

• поршни в сборе с шатуном перед опусканием в цилиндр дизеля необходимо продуть сжатым воздухом, поршень и поршневые кольца смазать тонким слоем дизельного масла;

• при ремонте деталей шатунно-поршневой группы запрещается менять местами поршни по цилиндрам на одном дизеле.

Как правильно собрать поршня с шатунами

В двигателе поршень с шатуном образуют так называемую шатунно-поршневую группу. При этом необходимо выделить отдельно поршневую группу, состоящую из поршня, поршневого пальца и поршневых колец. Сами поршневые кольца в свою очередь делятся на компрессионные (два верхних кольца) и маслосъемные (одно нижнее кольцо) кольца. Маслосъемные кольца могут быть выполнены цельными, либо разборными.

Существует два вида соединения поршня с шатуном:

• с плавающим пальцем;
• с фиксированным пальцем.

Соединение поршня с плавающим пальцем

При таком соединении шатуна с поршнем поршневой палец может проворачиваться как в верхней головке шатуна, так и в бобышках поршня. Поршневой палец фиксируется при помощи стопорных колец, для которых выполнены специальные проточки в бобышках поршня. При сборке необходимо всегда устанавливать только новые стопорные кольца.
В верхнюю головку шатуна в таких соединениях запрессовывается бронзовая втулка.

При сборке правильно подобранный поршневой палец, смазанный маслом, должен проходить в головку шатуна от усилия большого пальца руки.

В бобышки поршня палец должен входить с небольшим натягом и не выпадать из него при переворачивании. Для соединения поршня с шатуном поршня нагреваются в горячей воде с температурой 65-85 &#176С.

Поршневой палец подбирается к поршню одного класса (группы). Группы метятся цветной меткой на бобышках поршня или его днище, а на поршневом пальце не его торце. Необходимо подбирать поршня и пальцы одной группы, допускается применение соседней группы, но с обязательной проверкой соединения пальца с поршнем.

Соединение поршня с фиксированным пальцем

В данном случае поршневой палец неподвижен в верхней головке шатуна, но поршень подвижен в соединении с поршневым пальцем. Это всем известные моторы АвтоВАЗа. Для соединения с поршневым пальцем шатун нагревают до температуры 240 &#176С и с помощью специального приспособления быстро соединяют с пальцем, так как шатун быстро остывает. Остывший шатун «намертво» зажимает палец в своей головке (натяг 0.01-0.042мм) и потому нет необходимости в какой-либо фиксации поршневого пальца. В таких шатунах бронзовая втулка не устанавливается.

В соединении поршня с шатуном, поршневой палец служит осью качания шатуна. Это необходимое условие, так как при возвратно-поступательном движении поршня, необходимо, чтобы верхняя и нижняя головки шатуна имели шарнирное соединение.
Например, в верхней головке шатуна это бронзовая втулка (плавающий палец), а в нижней головке – вкладыш шатуна на шейке коленчатого вала.

Поршневой палец воспринимает все силы, возникающие между поршнем и шатуном. Это сила инерции, появляющаяся во время изменения направления движения поршня, сила давления сжимаемой топливной смеси или воздуха в дизелях, а также и огромная сила давления расширяющихся газов (до 4 тонн). Дополнительно палец получает еще и изгибающее усилие, и усилие среза.

Подобные нагрузки могут привести к тому, что палец может получить овальность, что приведет к его заклиниванию в бобышках поршня или верхней головке шатуна. Овальность поршневого пальца может служить и причиной возникновения трещин в бобышках поршня и его разрушения.

Большинство современных двигателей имеют в своей конструкции соединения поршня с шатуном плавающие пальцы.

Устройство и обслуживание автомобилей Тойота

  • Home
  • Сборка узла «поршень — шатун»

Сборка узла «поршень — шатун»

1.(1ZZFE, 2ZZGE) Соберите шатунно-поршневую группу.

а) Используя отвертку, установите новое стопорное кольцо с одной сто­роны в отверстие бобышки поршня.

Примечание : убедитесь, что замок стопорного кольца не совпадает с прорезью бобышки.

б) Постепенно нагрейте поршень до температуры 80 — 90°С.

в) Нанесите немного моторного масла на поршневой палец и в от­верстия бобышек поршня.

г) Совместите метки «перед» поршня и шатуна и установите поршневой палец.

д) Используя отвертку, установите второе новое стопорное кольцо с другой стороны отверстия бобышки поршня.

2.
(1NZFE, 2NZFE) Соберите шатунно-поршневую группу.

а) Нанесите немного моторного масла на поршневой палец и в от­верстие бобышек поршня. Совмес­тите метки «перед» поршня и шатуна.

б) Запрессуйте поршневой палец помощью спецприспособления.

в) Убедитесь, что поршень свободно поворачивается на поршневом пальце.

3. Установите поршневые кольца,

а) Установите расширитель и два скребка маслосъемного кольца.

б) Экспандером для монтажа порш­невых колец установите два ком­прессионных кольца; причем метки колец (если есть) должны быть об­ращены вверх, как показано на ри­сунке.

Метка:

1компрессионное кольцо:

2компрессионное кольцо:

в) Установите поршневые кольца в канавках так, чтобы их замки распо­лагались, как показано на рисунке.

Примечание : не совмещайте замки колец.

(1NZ-FE, 2NZ-FE, 2ZZ-GE)

1 — замок компрессионного кольца №1, 2 — за­мок нижнего скребка маслосъемно­го кольца, 3 — замок компрессионно­го кольца №2, 4 — замок верхнего скребка маслосъемного кольца.

1 — замок компрессионного кольца №2, 2 — замок нижнего скреб­ка маслосъемного кольца, 3 — замок компрессионного кольца №1, 4 — за­мок верхнего скребка маслосъем­ного кольца.

2. Установите вкладыши шатунных подшипников.

а) Совместите выступ вкладыша с выточкой в нижней головке шатуна и с его крышкой.

б) Вставьте вкладыши в нижнюю го­ловку шатуна и в крышку шатуна.

Поршни с шатунами

На днище поршня нанесено обозначение группы поршня по диаметру юбки, на передней части поршня — ремонтной группы и ремонтного размера поршня. Для облегчения индивидуального подбора поршней к цилиндрам каждый из размеров ремонтной группы подразделяют на размерные группы, в которых размеры поршней по диаметру юбки следуют через 0,01 мм. Все операции подбора поршней по цилиндрам необходимо проводить при температуре окружающей среды 17… 23 °С.

Для облегчения индивидуального подбора поршневых пальцев поршни по диаметру отверстия под поршневой палец подразделяют на четыре размерные группы. Маркировку размерной группы по диаметру отверстий под поршневой палец осуществляют нанесением краски на бобышку поршня.

При замене поршней без замены гильзы цилиндров верхнюю кромку (буртик) гильзы, которая образовалась в результате износа гильзы под верхним поршневым кольцом, целесообразно обработать шабером или мелкозернистым шлифовальным кругом, установленным на пневматической или электрической дрели.

Поршни к цилиндрам следует подбирать так, чтобы зазор между стенкой цилиндров и юбкой поршня был 0,03…0,05 мм. Зазор определяется лентой-щупом толщиной 0,08 мм, шириной 10… 13 мм и длиной не менее 200 мм. Ленту-щуп протягивают через зазор между поршнем и цилиндром при неподвижном поршне с усилием 25… 45 Н, При этом поршень должен быть обращен днищем вниз, а лента-щуп должна находиться в плоскости, перпендикулярной оси отверстия под поршневой палец. Подбор поршней можно проводить не выпрессовывая гильзы из блока или после их выпрессовки. После подбора поршней к гильзам цилиндров необходимо на днищах поршней выбить порядковые номера цилиндров.

Посадку пальца в бобышках поршня выполняют с натягом 0,0025… 0,0075 мм. Допуск цилиндричности пальца равен 0,00125 мм в радиусном выражении. Стопорные кольца поршневого пальца следует устанавливать в канавках поршня с некоторым натягом, т.е. они не должны проворачиваться от усилия руки. Кольца, потерявшие упругость, следует заменить.

Шатуны

Нижнюю головку шатуна обрабатывают в сборе с крышкой, поэтому при разборке, контроле и сборке следует сохранять комплектность шатуна и крышки шатуна. Крышки шатунов центрируют по шлифованным поверхностям шатунных болтов. Ремонт верхней головки шатуна обычно заключается в выпрессовывании, запрессовывании и растачивании втулки. Усилие запрессовки втулки должно быть не менее 7 000 Н, При ремонте верхней головки шатуна размеры под втулку и палец должны соответствовать размерам, рекомендованным заводом-изготовителем. Для подбора пары поршневой палец — шатун размеры верхней головки шатуна (диаметр от-верстия под втулку) подразделяют на размерные группы, которые отличаются друг от друга на 0,0025 мм.

Рис. Подбор поршня к гильзе с помощью ленты-щупа:
а — гильза запрессована в блок цилиндров; б — гильза выпрессована из блока цилиндров

Сборка шатунно-поршневой группы

Для сборки шатуна с поршнем нужно подобрать поршневой палец к втулкам верхней головки шатуна и бобышкам поршня. Для соединения с шатуном поршень нагревают в масле или в электронагревательном приборе до температуры 55 °С. При этом палец в отверстие бобышки нагретого поршня должен входить плавно от усилия большого пальца правой руки. В таком соединении после охлаждения поршня появляется необходимый натяг 0,0025 …0,0075 мм.

Затем нужно сверить порядковые номера поршней и шатунов. Шатун закрепляют в тисках, устанавливают поршень, их соединение фиксируют пальцем. Поршень при сборке с шатуном должен быть установлен так, чтобы метка на днище поршня была направлена к передней части двигателя. Бобышка, выштампованная на шатуне для левой группы цилиндров, также должна быть направлена к передней части двигателя, т.е. в одну сторону с меткой на поршне. Для правой группы цилиндров при сборке поршня с шатуном бобышка шатуна должна быть направлена к задней части двигателя, а метка на днище поршня — к передней части.

После соединения и проверки шатунно-поршневой группы следует закрепить стопорными кольцами палец в бобышках поршня, затем тщательно протереть подобранные по канавкам и подогнанные к цилиндрам поршневые кольца и установить их на поршни с помощью специального приспособления. Поршни в сборе с шатуном необходимо проверить по массе. Детали комплекта, установленного на одном двигателе, не должны отличаться по массе более чем на 12 г, т.е. шатуны должны соответствовать по массе одной группе. Для установки поршней с шатунами в цилиндры блока нужно выполнить следующие операции:

  • повернуть блок двигателя, установить его на стенде вертикально, передней частью вверх;
  • последовательно, один за другим брать поршни с шатунами в сборе;
  • тщательно протереть салфеткой постель под вкладыши в нижней головке шатуна;
  • отвернуть гайки и снять крышку шатуна;
  • установить шатун с поршнем.

При этом рекомендуется надеть на шатунные болты специальные колпачки из латуни или меди, предохраняющие зеркало гильзы цилиндров от повреждений.

Затем необходимо проверить и продуть отверстие в нижней головке шатуна, служащее для разбрызгивания масла на стенки цилиндра, вставить вкладыши в шатун и в крышку, протереть салфеткой верхние вкладыши шатуна и поршень, установить на поршень кольца, располагая внутреннюю выточку вверх, развести стыки компрессионных колец по окружности поршня примерно на 120°. После установки развести стыки компрессионных колец на 180°.

Далее следует протереть салфеткой гильзы цилиндров блока и шатунную шейку, смазать чистым маслом, применяемым для двигателя, поверхность шатунного вкладыша, поршня, поршневых колец и гильз цилиндров, вставить поршень с шатуном в цилиндр, направив метку на днище поршня к передней части двигателя с помощью специального приспособления, довести подшипники шатуна до шейки коленчатого вала, продвигая поршень по цилиндру с помощью деревянной оправки, смазать маслом шейку вала и подтянуть нижнюю головку к ней, снять предохранительные наконечники с шатунных болтов и поставить на место нижнюю крышку шатуна, закрепив ее шатунными гайками.

Перед окончанием сборки нужно проверить суммарный осевой зазор между торцами шатунов и шатунной шейки коленчатого вала с помощью щупа и окончательно затянуть болты шатунных подшипников динамометрическим ключом. После затяжки каждой пары шатунных подшипников следует проворачивать коленчатый вал. Момент прокручивания вала при правильно подобранных радиальных зазорах в подшипниках должен быть не более 100 Нм. Аналогичные операции нужно провести при установке в цилиндры остальных поршней с шатунами.

Как разобрать шатунно поршневую группу двигателя

Автор: Сочи Авто Ремонт

Правильно разбираем двигатель внутреннего сгорания на своем автомобиле. Как разобрать шатунно поршневую группу двигателя — поршень с шатуном вынимается вверх через втулку цилиндра. Для снятия поршня с шатуном необходимо произвести следующие операции:

— осторожно снять шабером нагар на верхней части втулки, чтобы дать возможность легко выйти поршню;

— поставить коленчатый вал в положение удобное для отвёртывания шатунных болтов и через люк блока картера расшплинтовать и отвернуть болты;

— слегка постукивая деревянной или медной выколоткой по крышке нижней изголовок шатуна, снять крышку и вынуть шатун с поршнем через втулку цилиндра.

Как разобрать шатунно поршневую группу двигателя

Как разобрать шатунно поршневую группу двигателя — При выемке шатунов надо следить за тем, чтобы при проворачивании коленчатого вала шатун не был зажат между шейкой коленчатого вала и нижней кромкой втулки цилиндра. В эксплуатации известны случаи, когда это приводило к трещинам втулок цилиндров.

Не снимая нагара с поршня, предварительно осмотреть поршень с шатуном. Если процесс сгорания в дизеле был нормальный, то днище поршня должно быть покрыто тонким слоем нагара, преимущественно бурого цвета; толстый слой сажи укажет на ненормальности процесса.

Поршневые кольца должны свободно передвигаться в своих канавках. Следует обратить внимание на их приработанность, задиры и следы прорыва газов через кольца.

Для подробного осмотра, шатунно-поршневая группа должна быть разобрана, детали очищены от нагара и промыты в керосине. Если нет необходимости, поршневые кольца не следует снимать с поршня. Для снятия поршневых колец применяются пластинки, которые поочерёдно заводятся под снимаемое кольцо.

При снятии поршневых колец очень важно обратить внимание на метки, поставленные у замков колец, чтобы не перепутать их при сборке. Поршневые кольца бракуются при увеличенном выше предела зазоре в стыке, при потере упругости и при выкрашивании рабочей кромки. Проверка зазора кольца в стыке может быть произведена в цилиндре двигателя щупом.

Поршневой палец выпрессовывается (выдавливается) из бобышек поршня после предварительного нагрева поршня с пальцем в масле при температуре 90 — 100°С. До опускания поршня в масло нужно снять стопорные кольца. Для выпрессовки пальца надо зажать шатун в тиски с мягкими губками, и лёгкими ударами медной выколотки выбить палец. Поршневой палец осматривается, промеряется и при наличии трещин или большого износа бракуется.

Трещины на поршне, облом юбки, раковины на наружной рабочей поверхности, в отверстии для поршневого пальца, глубокие задиры, риски и наплавление алюминия от перегрева не допустимы. Для определения величины износов поршень промеряется в трех поясах по наружному диаметру и в бобышках, а также замеряется зазор между канавкой данного поршня и его кольцом по высоте.

При осмотре шатуна следует обратить внимание на запрессовку втулки на верхней части шатуна. Ослабление посадки втулки не допускается. Втулки, поставляемые с запасными частями, имеют припуск по внутреннему диаметру, а по наружному диаметру они взаимозаменяемы под прессовую посадку. После запрессовки необходимо внутреннее отверстие втулки развернуть развёрткой на размер пальца плюс монтажный зазор 0,010 — 0,030 мм.

На внутренней поверхности кольцевые задиры и глубокие вмятины у вкладышей не допускаются. Мелкие риски могут быть заглажены. Наличие большого числа чёрных точек недопустимо; такие вкладыши должны быть заменены. Применение в эксплуатации указанного в инструкции масла гарантирует от коррозии.

При осмотре шатунных болтов и резьбы для них в нижней головке шатуна надо учесть, что шатунные болты являются ответственной деталью и могут при наличии у них дефекта служить причиной серьёзной аварии.

Перед сборкой все детали тщательно промываются и затем смазываются чистым маслом.

Поршневой палец устанавливается без ударов в нагретый до 90 — 100°С поршень. Нагрев производится в масле. Стопорные кольца устанавливаются щипцами.

Перед началом установки поршня в цилиндр располагаем замки колец под углом 110 — 120° друг к другу.

Посадка крышки в нижней головке шатуна по замку должна быть плотной и соответствовать шатуну по метке.

При замене в шатун устанавливаются взятые из запасных частей вкладыши, при этом не допускается:

а) сдвиг одной половины вкладыша относительно другой по плоскости разъёма более 0,5 -0,6мм;

б) деформация внутрь какой-либо из половин вкладыша.

Перед монтажом собранного шатуна с поршнем на двигатель должен быть проверен диаметральный зазор между вкладышами и шейкой коленчатого вала путём сравнения их диаметров. После окончательной затяжки шатунных болтов их необходимо зашплинтовать мягкой проволокой.

9PA производство 2003>>2006 (L) Шатун V8 4.5

Страница 1 из 212>

не подскажете как правильно установить шатуны на кайен 4.5s,блин все по перекладывали и перепутали((

Добавлено через 2 минуты
2003 г

13100074.jpg (12.5 Кб, 92 просмотров)
19400024.jpg (10.0 Кб, 54 просмотров)
19400023.jpg (11.1 Кб, 56 просмотров)
10010284.jpg (24.2 Кб, 67 просмотров)

как я понимаю,в этом случае на коленвалу надписи шатунов не совпадут друг с другом?

Добавлено через 1 минуту
на одной шейке

Следует следить за совместимостью нижней головки шатуна и крышки, так как шатуны, изготовленные методом цельного литья и надлома совместимы с ними лишь в одном определенном положении.
Фиксаторы вкладышей шатунных подшипников всегда находятся с одной стороны для того, чтобы предотвратить прокручивание вкладышей подшипников.
У крышки шатуна и нижней головки шатуна одинаковые номера.

информация
Болты шатунов и вкладыши подшипников подлежат замене.
Маркировка шатун. подшипников находится на шатунной шейке коленвала

Снятие и установка коленвала.
Для следующего этапа поршни должны быть предварительно собраны (поршни, поршневые кольца, шатуны и крепежный материал).
Шатун установить -A- номером к стороне выпуска.
При установке поршней в блок цилиндров стрелка направления движения, находящаяся на дне поршня, непременно должна указывать в направлении движения.
Маркировки на основании стержня шатуна и крышки шатуна обязательно должны быть на одной и той же стороне -A- .
Стрелка направления движения расположена, например, как на изображенном поршне, со стороны маркировки шатуна. -A- . На одной стороне ряда цилиндров она может быть нанесена стандартно, как показано на рисунке, а на другой стороне ряда цилиндров маркировка шатуна находится на противоположной стороне. При последующей установке необходимо расположить поршень, соответственно, по направлению движения. Номер на шатуне -A- должен находиться со стороны выпуска.

) Кайен турбо 4.5 2003г.в.
Раскидали, вкладыши шатунные неродные, изношены с одной стороны. узел поршень-палец-шатун сильно свободно гуляют. Поршня старые задраны, видимо при гильзовке не менялись, некоторые гильзы на перекладке разбиты. Буду точить под ремонт и полностью новая сборка. Есть вопросы:
1. шатуны с маркировками FK и FL, по 4шт. установлены вперемешку по головкам. Эта маркировка может означать левую и правую головы?
2. Как собирается узел поршень-палец-шатун?, на шатуне нет втулки, на поршне стопорные кольца. Палец должен гулять и в поршне и в шатуне?, или есть принцип горячей посадки?

Остальной принцип сборки вроде описан в теме

Вкладыши.bmp (917.9 Кб, 3 просмотров)

1. шатуны с маркировками FK и FL, по 4шт. установлены вперемешку по головкам. Эта маркировка может означать левую и правую головы?
2. Как собирается узел поршень-палец-шатун?, на шатуне нет втулки, на поршне стопорные кольца. Палец должен гулять и в поршне и в шатуне?, или есть принцип горячей посадки?

Остальной принцип сборки вроде описан в теме

Методическая разработка урока по теме «Сборка поршней с шатунами»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Методическая разработка урока по теме:

«Сборка поршней с шатунами»

— Сформировать у учащихся практические умения и навыки при сборке поршней с шатунами.

— Развить практическое мышление учащихся и их деловую и творческую активность, навыки самоконтроля и самоанализа.

— Воспитать чувство ответственности за качество выполненной работы аккуратность, трудолюбие, самостоятельность.

Тип урока: Урок изучения трудовых процессов и комплексов операций.

Методическая цель: Использование проблемных ситуаций для активизации мыслительной деятельности обучающихся.

Методы проведения: Показ трудовых приемов и операций, метод упражнения решения производственно-технических задач.

Межпредметные связи:

— Спец-технология «Устройство автомобилей» (ГРМ, КШМ)

— Материаловедение и слесарное дело

(материалы, смазочные материалы)

Материально-техническое обеспечение: двигатель марки ВАЗ-2109

набор инструмента: нутромер, щупы,

приспособление: тиски

документация: инструкционная карта, тест-процесс, карта-памятка, карточки-задания, критерии оценок.

1.Организационный момент

Проверка явки учащихся на занятие

Проверка готовности учащихся к началу урока П/О

II .Вводный инструктаж

сообщение темы и цели урока

актуализация опорных знаний учащихся и формирования их практических умений и навыков по комплектованию КШМ, через : проверку опорных знаний по теме занятия на примере натуральных образцов, по проблемным ситуациям

-чередование практического показа мастера п/о и тренировочных упражнений с натуральными образцами.

1этапАктуализация опорных знаний учащихся

— определение технологической последовательности разборки шатунно-поршневой группы

— технологическая последовательность разборки двигателя

Лови ошибку ! (по разборке двигателя )

Снять масляный насос, затем снять поддон картера( В чём ошибка)

Снять коренные крышки коленчатого вала и демонтировать коленчатый вал, затем снять поршневую группу (см. приложение 1)

Вопросы разминки:

а) что входит в поршневую группу ?

б) для чего служат компрессионные кольца ?

в) как устроен шатун ?

2 этап Объяснение нового материала (с практическим показом)

Вопросы: Правила комплектования деталей

Правила подбора поршней к цилиндрам по размерам (приложение 2)

Правила подбора поршней по массе

Масса самого легкого и самого тяжёлого по рискам на двигателе не должна различаться более на 2,5..3,0 грамм в связи, с чем поршни при изготовлении, сортируются по массе на соответствующие группы и имеют необходимые маркировку

-правила подбора шатунов.

Поршневые пальцы подбираются к поршням и шатунам таким образом, чтобы при комнатной температуре на двигателях ВАЗ смазанный моторным маслом палец входил нажимом большого пальца в отверстие поршня и не выпадал из него под действием собственной массы , а в головку шатуна входил с натягом, после нагрева шатуна до 240°С. На остальных двигателях поршневой палец должен от усилия пальца руки входить в верхнюю головку шатуна (рис. 210), а в отверстие поршня входить после нагрева последнего в воде до 60. 85°С.

-Правила подбора поршневого пальца (см. приложение 3)

-Подбор поршневого пальца к втулки головки шатуна

-Сборка поршней с шатунами

-Подбор поршневых колец (см. приложение 4)

3 этап- Проверка усвоения знаний

(см. приложение 5)

4 этап- предложить учащимся воспроизвести приемы труда

-Замер диаметра цилиндров

-Установка поршневого пальца в поршень

-Подбор поршневого пальца к верхней головке шатуна

-Сборка поршня с шатунами

5 этап разбор типичных ошибок

Недостаточное умение пользоваться контрольно-измерительными приборами
Ошибки при подборе поршневых колец

Нестандартные ситуации в процессе овладения профессией

Подготовка квалифицированных кадров актуализируются в связи с насущной социальной потребностью развития внутренней экономики, на рынке труда и предполагаемым вступление России вовсе мирной торговую организацию.

Профессиональные или практическая подготовка — это процесс обучения с целью получения квалификации.

Основной задачей, как мастера производственного обучения, считаю, за сравнительно короткий период сформировать у учащихся положительную мотивацию труда, т.е научите их профессии, подготовить к самостоятельной трудовой жизни, развивать в них способностью участвовать в общественно полезном труде, создавать материальные ценности и сознавать ответственность за качество этого труда.

Но реализация сегодняшнего таковы, что интеллектуальный уровень развития поступающих в училище детей крайне низок и формирование личности нам приходится подтягивать до требования стандарта.

И здесь просто не обойтись без новых технологий; профессиональных приемов, эффективных методов обучения.

Одним из важных элементов учебного процесса становятся создание проблемных производственных ситуаций. Методическими приемами создания проблемных ситуаций является то, что, я:

-Подвожу учащихся как противоречию предлагаю им самим найти его разрешения;

-Сталкиваю противоречия практической деятельности, излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-Побуждаю делать сравнение, обобщение, выводы, сопоставить факты;

-Ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизирую и логику рассуждения;

-Ставлю проблемные задачи с неопределенностью постановки вопроса.

Например, в конце изучения темы: «Двигатель» создается производственная

Ситуация №1: Техническое состояние, каких деталей влияет на величину компрессии? и, предлагаю найти причину возникновение неисправности при работе двигателя, принять меры к её устранению.

На следующем уроке предлагаю учащимся отрегулировать зазоры клапанов двигателя ВАЗ 2109.

Чтобы получить положительный результат в реальной практической работе, необходимо создать условия, при которых учащиеся смогут самостоятельно решать задачи, определенный нормативными требованиями — на двигателе вВАЗ 2109 тепловой зазор клапанов: впускных клапанов составляет 0,15 — 0,25 мм., выпускных — 0,30- 0,40 мм.

Пути создания проблемных ситуаций разнообразные. Они зависят от характера изучаемого материала, степени подготовленности учащихся к их разрешению, педагогического мастерства мастера производственного обучения.

Проблемное обучение практически осуществляется с применением эвристической беседы.

Ситуация, когда у учащихся недостаточно знаний умений, чтобы решить поставленную задачу. Например, при регулировке клапанов учащийся должен знать нумерации порядок работы цилиндров и двигателя.

Ситуация № 2

Переходя от регулирование зазоров 1 и 3 кулачков поворачивать коленчатый вал на 180 градусов, затем следует проверить и отрегулировать зазоры остальных кулачков попарно в такой последовательности: 5-2, 8-6, 4-7.

При этом учащиеся возникают трудности с определением порядка расположение впускных и выпускных клапанов. Учащиеся делают ошибки ответы.

(Правильно будет решение, что первым считая от шкива распределительного вала, является выпускной клапан). Затем следует два впускных, два выпускных, снова два впускных и выпускной клапан.

Таким образом, создалась проблемная ситуация.

Есть ситуации для решения, которых требует сообразительности, смекалки учащихся.

Почему крепления головок блока цилиндров необходимо проводить в определенной последовательности и с определенным моментом затяжки.

(Правильное решение: Учащиеся путем обсуждения должны прийти к выводу, что слабая затяжка болтов может привести к нарушению герметичности цилиндров, к нарушению герметичности цилиндров двигателя, прогорание прокладки).

На уроках производственного обучения создаются ситуации, опирающееся на известные факты, мастер подводит учащихся к выводу, раскрытию которого будет посвящение изучение нового материала.

Используя методический прием против противопоставление и сопоставление, можно также создать проблемную ситуацию. В результате разрешения такой ситуации учатся обобщать, выделять существенное, делать выводы.

При проверке компрессии в цилиндрах двигателя, мастер предлагает сначала определить величину компрессии в каждом цилиндре, сравнить, полученные величины с величиной указанных в технической характеристики двигателя, сделать выводы и определить причины, из-за которых могла снизиться компрессия.

Проблемную ситуацию можно создать, поставить учащиеся перед необходимостью выбрать правильную последовательность из ряда возможных, известных им .

Системы питания . Учащимся предлагается схема проверки на рис. 1


Рис. 1. Схема проверки системы питания

В процессе обучения проблемные ситуации можно создать, поставь учащихся в условиях, требующие практического использования имеющихся у них знаний, умений и навыков новых непривычных условиях, что не точно повышает мобильность их мышления, но и служит средством приобретения новых знаний, умений и навыков.

Подобные проблемные ситуации могут быть созданы, например:

Ситуация №5 (при пуске двигателя)

При неработающем двигателе масло со стенок цилиндра стекает в поддон картера, а при пуске двигателя происходит в сухое трение в паре поршень-цилиндр.

Учащиеся переносят теоретические знания в новую ситуацию.

Проблемная ситуация на уроке производственного обучения можно создать и путем решение такой познавательной задачи, необходимость и важность которые объективно признается всеми учащимися. Например;

Мастер, обращает внимания учащихся на то, что гильза цилиндров работает в условиях высокой температуры и давления. При этом снижается срок ее службы.

Учащимся предлагается Подумайте с самим назвать способы как увеличить срок службы гильзы цилиндров. В процессе беседы учащиеся предлагают свои способы решения. В конечном итоге совместно с мастером приходит к выводу, что повысить срок службы гильзы цилиндров можно путем запрессовки втулки в верхнюю её часть.

Специфической формой проблемного обучения является применение так называемых активных методов обучения: решение производственных задач и производственных ситуаций; специфика этих методов заключается в том, что они построены на анализе конкретного предлагаемого для разбора учащимися производственного материала. Урок с применением таких методов строится на широком обсуждении учащимися предлагаемых ими вариантов решения.

9.2.9. Сборка шатунно-поршневой группы

9.2.9.1. При сборке деталей шатунно-поршневой группы должны соблюдаться следующие требования:

а) детали должны быть тщательно промыты окунанием в керосине и продуты сжатым воздухом, проверена чистота отверстия в шатуне, маслоотводяшнх отверстий в поршне;

б) проверяется линейная величина камеры сжатия. Такая проверка производится при каждой выемке поршня из цилиндра на плановых ремонтах тепловоза или смене поршня, шатуна, цилиндровой крышки, втулки при неплановом ремонте. Линейная величина камеры сжатия должна быть в пределах допускаемых для каждой конструкции поршня (охлаждаемый, неохлаждаемый) размеров, при этом равномерность этой величины на одном дизеле допускается не более 0,7 мм. Регулировку линейной величины камеры сжатия следует производить подбором прокладок под цилиндровой крышкой по толщине;

в) разность масс шатунов на одном дизеле допускается не более 1 кг, а поршней в сборе с шатунами и кольцами – не более 2 кг. Подгонка по массе производится подбором массы шатунов. Допускается с этой целью снятие металла с тела шатуна или крышки с мест, указанных на чертежах, комплекты одинаковой массы рекомендуется устанавливать в 1, 2 и 3-й цилиндры, а самый тяжелый комплект в 6-й цилиндр. На один дизель должны быть установлены поршни только одного типа (охлаждаемые или неохлаждаемые). При единичной замене поршня масса нового поршня не должна отличаться от массы заменяемого более чем на ±50 г;

г) нормальный зазор между поршнем и втулкой цилиндра устанавливается за счет замены наиболее износившейся детали (поршня или втулки);

д) втулка в головку шатуна монтируется с натягом после нагрева головки шатуна до температуры 80 °С. Оси смазочных отверстий во втулке при этом должны располагаться под углом 45° к оси шатуна;

е) соединение поршня с шатуном производится после равномерного нагрева поршня в горячей воде до температуры 80-100 °С. Трущиеся поверхности втулки головки шатуна и поршневого пальца предварительно покрываются дизельным маслом. После остывания деталей до температуры помещения определяется овальность направляющей части поршня. Определение овальности производится, как указано в подпункте 9.2.7.2.;

ж) линии разъема вкладышей и корпуса шатунного подшипника должны совпадать. Несовпадение допускается до 2 мм. Смещение вкладышей не допускается. Устранять смещение вкладышей следует за счет постановки прокладок между вкладышем и корпусом подшипника запрещается;

з) при сборке гайки шатунных болтов затягиваются крестообразно, равномерным усилием до совпадения меток (рисок) на гайке и теле шатуна. Штифты, предохраняющие вкладыши от проворота, фиксируются в случае их ослабления четырьмя кернами. Контровка гаек шатунных болтов производится так, чтобы плоскость разъема шплинта располагалась горизонтально, один конец шплинта загнуть на болт, а другой – на гайку. Надежная фиксация шплинта определяется отсутствием его качки;

9.2.9.2. Установка колец на поршень производится только приспособлением, ограничивающим развод замка. Замки колец должны быть смещены на 120° друг относительно друга, при этом замки двух верхних колец не должны располагаться со стороны впускных клапанов, кольца должны свободно поворачиваться в ручьях поршня. Между ручьем поршня и кольцом должен быть зазор в пределах допускаемых размеров.

При размещении колец на неохлаждаемом поршне необходимо соблюдать следующие условия:

а) в первую и третью канавки (считая от головки поршня) помещаются компрессионные кольца с правым скосом замка и без фаски на рабочей поверхности;

б) во вторую и четвертую канавки поршня помещаются компрессионные кольца с левым скосом замка с фаской, направленной к головке поршня;

в) в пятую и седьмую канавки поршня устанавливается маслосрезывающее кольцо с правым скосом замка и фаской, направленной к головке поршня;

г) в шестой канавке помещается маслосрезывающее кольцо с левым скосом замка и фаской, направленной к головке поршня.

При размещении колец на охлаждаемом поршне следует соблюдать следующие условия:

а) в первую и вторую канавки (считая от головки поршня) устанавливаются компрессионные кольца с фасками 0,5х45° и радиусами 0,5 мм на кромках рабочей поверхности. Замки колец прямые. При установке колец с наклонными замками первое кольцо ставится с правым скосом, второе с левым скосом замка;

б) в третью и четвертую канавки устанавливаются кольца с конусной рабочей поверхностью (под углом уклона 0,5°) и фаской 1 мм, направленной к головке поршня. Замки колец прямые. При наклонных замках третье кольцо ставится с правым скосом, четвертое с левым скосом замка;

в) в пятую канавку ставится маслосъемное кольцо с эспандером (спиральной пружиной);

г) в шестую канавку ставится маслосъемное кольцо без эспандера.

Как правильно установить шатуны на двигатель зил 130

Как правильно установить шатуны на двигатель зил 130

УСТАНОВКА ШАТУНОВ ДВИГАТЕЛЕЙ 3M3-53 и ЗИЛ-130 В СБОРЕ С ПОРШНЯМИ

При установке шатунов в сборе с поршнями правого ряда цилиндров следует повернуть раму тележки конвейера или стенда (I тип) в положение, показанное на рис. 102, а раму тележки конвейера или стенда (II тип) в положение, изображенное на рис. 6.

Рис. 102. Третье положение блока цилиндров на конвейере с тележкой типа I
Рис. 103. Установка предохранительных колпачков на болты шатуна

Рис. 104. Установка шатуна в сборе с поршнем:
1 — направляющее кольцо; 2 — блок цилиндров; 3 — поршень; 4 — шатун; 5 — коленчатый вал; 6 — крышка шатуна

При указанном на рис. 102 положении блока цилиндров устанавливают шатуны в сборе с поршнями только правого ряда, а при положении блока цилиндров, указанном на рис. 7, можно установить шатуны с поршнями как правого, так и левого ряда. Шатуны с поршнями устанавливают в следующей последовательности:

у подсобранных шатунов с поршнями отвертывают гайки, крепящие крышки шатунов, снимают крышки и укладывают в шатун и крышку шатуна вкладыши, соблюдая при этом те же правила, что и при укладке вкладышей коренных подшипников. Вкладыш, имеющий отверстие, укладывают в крышку шатуна;

подсобранные с поршнями шатуны обдувают сжатым воздухом и надевают на шатунные болты предохранительные латунные колпачки (рис. 103);

смазывают поршень и кольца маслом, разводят кольца так, чтобы замки колец расположились друг от друга на 120°, и заводят поршень при помощи направляющего кольца в первый цилиндр, как показано на рис. 104.

Устанавливая поршни правого ряда в двигатель 3M3-53, нужно следить, чтобы цифры, отштампованные на стержне шатуна (номер 66—1004050), были направлены назад к картеру сцепления. В двигателе ЗИЛ-130 метка на донышке поршня должна быть направлена к крышке распределительных шестерен. Передвигая поршень в цилиндре при помощи деревянной или резиновой оправки, довести вкладыши шатуна до шатунной шейки коленчатого вала и подтянуть к ней шатун. Затем снять предохранительные колпачки с шатунных болтов, поставить нижнюю крышку шатуна (они занумерованы) и закрепить ее гайками. Окончательно гайки шатунных болтов затягивают динамометрическим ключом. Момент затяжки 6,8—7,5 кГм для двигателя 3M3-53 и 7,0—8,0 кГм для двигателя ЗИЛ-130. Аналогично устанавливают поршни и в последующие цилиндры в соответствии

с их порядковыми номерами.

Закончив установку шатунов в сборе с поршнем, гайки шатунов зашплинтовывают.

Шатуны левого ряда цилиндров устанавливают на стенде или конвейере при положении блока цилиндров, указанном на рис. 105.

При установке шатунов левого ряда цилиндров двигателя 3M3-53 цифры, отштампованные на стержнях шатунов, а у двигателя ЗИЛ-130 метки на днищах поршней, должны быть направлены к крышке распределительных шестерен. После установки шатунов надо

проверить при помощи пластинчатого щупа и рычага (рис. 106) осевой зазор (0,12—0,38 мм) между торцами шатунов и щеками коленчатого вала.

Рис. 105. Положение блока цилиндров на конвейере при установке шатунов в сборе с поршнями
Рис. 106. Проверка зазора между торцами шатунов и щеками коленчатого вала

Как правильно установить шатуны на двигатель зил 130

Ось отверстия под поршневой палец должна быть перпендикулярна образующей юбки поршня, а боковые стороны канавок поршневых колец — параллельны этой оси.

Очень важно, чтобы торцы поршневого кольца были перпендикулярны к оси зеркала гильзы цилиндра. Такое положение может иметь место только в том случае, если канавки под поршневые кольца в поршне будут параллельны оси отверстия под поршневой палец.

Для контроля параллельности указанных элементов рекомендуется применять прибор, изображенный на рис. 72*.

Верхние плоскости шлифованных пластин I прибора строго параллельны установочным плоскостям 2, от которых настраивают прибор по концевым мерам или образцовому поршню. Правая пластина закреплена на салазках и может перемещаться при помощи рукоятки 4, шестерни и зубчатой рейки; на

стойках 3 закреплены в требуемом положении индикаторы 5. Параллельность канавок под поршневые кольца и

оси отверстия под поршневой палец контролируют следующим образом. Оба индикатора устанавливают в нулевое положение по концевым мерам на размер от оправки до установочной плоскости 2. В отверстие контролируемого поршня вставляют оправку слегка конусную в средней части, но

строго цилиндрическую и одного и того же размера по краям. Замеряемый поршень подвешивают на пластины 1 боковыми сторонами канавки под поршневые кольца. Слегка поворачивая поршень, замечают предельные отклонения стрелок индикатора. Разность отклонений стрелок определяет непараллельность оси

отверстия под поршневой палец относительно боковых сторон канавок (на длине 100 мм). По техническим условиям непарал-лельность этих элементов не должна превышать 0,05 мм. Прибор пригоден для контроля поршней всех карбюраторных двигателей.

Поршни, входящие в комплект одного двигателя, должны иметь веса, отличающиеся один от другого не более чем на
±2 г.

Поршни по весу можно контролировать на циферблатных весах, обеспечивающих надлежащую точность взвешивания. Если поршни отличаются по весу на величину больше указанной, то следует подогнать их веса путем снятия примерно одинакового количества металла с обоих приливов бобышек поршня.

Поршни с шатунами, укомплектованными по межосевому расстоянию отверстий нижней и верхней головок и весу шатунов, собирают с поршнями и поршневыми пальцами, имеющими одну и ту же размерную группу по посадочным элементам (отверстиям в бобышках поршня и шатуна и по наружному диаметру поршневого пальца). При сборке шатуна с поршнем поршень нагревают до температуры 60°С и собирают при помощи приспособления (см. рис. 68, поз. 4) для запрессовки поршневого пальца. После запрессовки поршневого пальца необходимо установить в канавки бобышек поршня стопорные кольца.

При сборке поршней с шатунами двигателей 3M3-53 необходимо следить, чтобы маркировка «назад» на поршне и на шатуне — 66-1004050 — были направлены в одну сторону, если поршни предназначены для установки в левый

При сборке поршня с шатуном у двигателя ЗИЛ-130 необходимо обеспечить, чтобы стрелка на поршне — перед — и бобышка на шатуне для левой группы цилиндров (№ 1, 2, 3 и 4) были направлены в одну сторону, а для правой группы (№ 5, 6, 7 и 8) в разные стороны.

После сборки поршней с шатунами их взвешивают. Разница в весе собранных поршней с шатунами в комплекте не должна превышать 10 г.

Рис. 72. Прибор для контроля поршней

Рис. 73. Приспособление для надевания колец: а — I положение; б — II положение; в—III положение

Подбор и подгонка поршневых колец по гильзами поршням. В поршни устанавливают поршневые кольца соответствующего поршням и гильзам номинального или ремонтного размера. Поршневые кольца поочередно заводят в гильзу или кольцевой калибр и проверяют пластинчатым щупом величину теплового зазора в замке.

Величины зазоров для компрессорных и маслосъемных колец различны и должны находиться в пределах, приведенных в табл. 21. Если величина зазора окажется меньше указанной, то допускается припиловка бархатным напильником стыков разъема кольца, образующих зазор, которые после припиловки должны быть параллельны.

Подобрав кольца по гильзам, проверить свободу их проворачивания в канавках поршня. Кольцо должно свободно перекатываться без заедания и заметного люфта в канавке поршня. Зазор между стенкой канавки и торцом поршневого кольца проверяют щупами (см. рис. 35) в соответствии с данными табл. 21. Если зазор недостаточен, то следует (убедившись сначала, что торцы поршневых канавок в поршне свободны от забоин и заусенцев) отшлифовать кольцо при помощи мелкозернистого наждачного полотна, положенного на плоскую плиту или стеклянную плоскую пластину, до получения необходимого зазора.

Для установки поршневых колец в поршни, подогнанные по поршневым канавкам, применяют специальные щипцы (см. рис. 12) или приспособления. В качестве простого и надежного приспособления для надевания колец рекомендуется приспособление, изображенное на рис. 73. При помощи этого приспособления на втулку 1 надевают 2—3 комплекта колец (по два компрессионных и одному маслосъемному в комплекте), затем поршень устанавливают в отверстие той же втулки головкой вниз. При установке маслосъемного кольца нажатием руки на поршень опускают втулку 1 вниз, а кольцо, упираясь в торец нижележащих колец, остается на месте. Как только кольцо окажется против канавки, оно заходит в канавку (рис. 73, а). Для надевания второго компрессионного кольца следует вставить шайбу 3, снова толкнуть поршень вниз, и кольцо попадает

в паз (рис. 73, б). Для надевания первого компрессионного кольца на шайбу 3 следует положить шайбу 4 и снова толкнуть поршень вниз. Первое компрессионное кольцо попадает в свой паз (рис. 73, в).

Втулки 1 и 2 — сменные, их размеры соответствуют ремонтным размерам поршней.

Установка поршней с шатунами в цилиндры двигателя

Для установки поршней с ша­тунами повернуть блок цилиндров, устано­вить его на стенде вертикально, передней частью вверх, и вставить поршни в цилинд­ры соответственно: 1-й—5-й, 2-й—б-й, 3-й— 7-й и 4-й—8-й, располагая шатунные под­шипники попарно на соответствующих шатунных шейках коленчатого вала.

Последовательно, один за другим, взять поршень с шатуном в сборе, тщательно протереть салфеткой постель под вкладыши в нижней головке шатуна, отвернуть гайки •и снять крышку шатуна.

При установке шатуна с поршнем надо надеть на шатунные болты латунные или медные наконечники, предохраняющие зер­кало гильз цилиндров от повреждений.

Проверить и продуть отверстие в нижней головке шатуна, служащее для разбрызги­вания смазки на стенки цилиндров, вставить вкладыши в шатун и в крышку. Протереть салфеткой верхние вкладыши шатуна, пор­шень, гильзы цилиндров и шатунные шей­ки. Смазать чистым маслом для двигателя поверхность шатунного вкладыша, поршня, поршневых колец и гильз цилиндров.

Вставить поршень с шатуном в цилиндр, направив метку на днище поршня вперед. Надеть на поршень со стороны юбки приспо­собление (рис.1, а) и сжать поршневые кольца. Кольца должны сжиматься свобод­но. Сжатие поршневых колец при уста­новке поршня в цилиндр можно производить при помощи ленточного приспособле­ния (рис. 1, б) модели 2477. Продвигая поршень по цилиндру при помощи деревян­ной оправки, довести подшипник шатуна до шейки коленчатого вала. Смазать маслом шейку вала и подтянуть нижнюю головку к ней. Снять предохранительные наконечни­ки с шатунных болтов, поставить на место нижнюю крышку шатуна и закрепить ее ша­тунными болтами, пользуясь торцовым клю­чом.

Такие же операции провести при уста­новке остальных поршней в цилиндры.

Проверить суммарный зазор между тор­цами шатунных подшипников и торцовой щекой коленчатого вала при помощи щупа (рис. 2). Зазор должен быть 0,30— 0,56 мм.

Окончательную затяжку гаек шатунных болтов производить динамометрическим ключом. Момент затяжки гаек должен быть в пределах 7,0—8,0 кГм. Завертывая гайки, надо подвести их прорези под шплинтовку. Доводить гайки до совпадения ближайшей прорези с отверстием под шплинт в болте надо только в сторону увеличения затяжки.

После затяжки коренных и шатунных под­шипников следует проверить прокручивание коленчатого вала. Момент для прокручива­ния вала при правильно подобранных ра­диальных зазорах в подшипниках должен быть не более 10 кГм. Закончив проверку затяжки шатунных подшипников, надо за­шплинтовать гайки шатунных болтов, ото­гнув оба конца шплинта.

Как правильно собрать поршня с шатунами

Требования по правильному соединению поршня с шатуном

Д-50, Д-240…Д-248 и модиф.

СМД-14…СМД-32 и модиф.

СМД-60…СМД-73 и модиф.

А-01,-41,-440, Д-442,ЯМЗ-236,-238,-240БМ и модиф.

ЯМЗ-8421,-8423,-8481,-8482 и модиф.

Д-108,-160 и модиф.

КамАЗ-740 и модиф.

ЗИЛ-130,-131,-375 и модиф.

ЗМЗ-53/5233, -672/5234 и модиф.

ЗМЗ-24,-402 и модиф.

Допускается соединение в любом положении

Допускается соединение в любом положении

Поршень и шатун соединить так, чтобы у собранных для правого и левого рядов цилиндров поршней с шатунами стрелка «Вперед» на днище поршня, прорезь в юбке и клеймо на стержне шатуна соответствовали рабочему положению сборочной единицы в цилиндрах правого и левого рядов (рис. 3.1)

Смещение камеры сгорания в поршне должно быть в сторону длинного болта шатуна (рис. 3.2)

Вырез для форсунки в юбке поршня и бобышка верхней головки шатуна должны находиться по разные стороны (рис. 3.3)

Допускается соединение в любом положении

Выточки под клапаны на поршне и замки шатуна и крышки (для усов вкладышей) должны быть с одной стороны

Выступы на стержне шатуна и метка обозначения переда на днище поршня должны быть расположены по разные стороны для правого ряда (1, 2, 3, 4) цилиндров, по одну сторону — для левого ряда (5, 6, 7, 8) цилиндров (рис. 3.4)

Смещение камеры сгорания в поршне в сторону, противоположную от бобышки головки шатуна (или пологая стенка камеры — к бобышке шатуна)

Надпись на поршне «ПЕРЕД», выштампованное на стержне обозначение шатуна (или небольшой выступ на крышке шатуна) должны быть расположены по разные стороны для правого ряда (1, 2, 3, 4) цилиндров, по одну сторону для левого ряда(5, 6, 7, 8) цилиндров (рис. 3.5)

Надпись на поршне «НАЗАД», выштампованное на стержне обозначение шатуна (24-1004045-02) и метка на крышке шатуна должны быть расположены с одной стороны


Рис. 3.1. СМД-60…СМД-73 и модиф.:
а) — для правого ряда цилиндров, б) — для левого ряда цилиндров; 1 — метка на стержне


Рис. 3.2. А-01,-41,-440, Д-442, ЯМЗ-236,-238,-240БМ и модиф.:
1 — смещение камеры сгорания, 2 — длинный болт


Рис. 3.3. ЯМЗ-8421,-8423,-8481,-8482 и модиф.:
1 — бобышка, 2 — вырез в поршне


Рис. 3.4. ЗИЛ-130,-131,-375 и модиф.:
1 — выступ на стержне


Рис. 3.5. ЗМЗ-53/5233,-672/5234 и модиф.:
а) — для правого ряда (1, 2, 3, 4) цилиндров, б) — для левого ряда (5, 6, 7, 8) цилиндров,
1 — выступ на крышке, 2 — обозначение шатуна

Как правильно собрать поршня с шатунами

LAND ROVER — это не машина а состояние души.

Как правильно развернуть отверстие под палец шатуна.

Шатунный палец должен заходить в новую ещё не работавшую втулку не от усилия большого пальца руки, как на поработавшей а от легких ударов киянки, но при этом палец должен примерно в два три раза легче заходить в отверстие шатуна, чем в отверстия поршя. Только не надо давить на большой палец с фанатизмом. Это обязательное правило. Если шатунный палец заходит во втулку от усилия большого пальца, то скорее всего вы провалили размер. И надо эту втулку поменять.

Ни в коем случае не запрессовывайте новые втулки в шатун с помощью молодка. Это бесполезно у втулки большой натяг, а вот, что ещё хуже пот стуками молодка стенки втулки безнадёжно деформируются и сомнутся.

Запрессовывается новая втулка в шатун, с помощью пресса и с помощью тисков, как крайняя мера (при помощи этой крайней меры зарисовывались втулки всегда на моей бывшей работе) и не забыв при этом подложить между шатуном а также с другой стороны втулки пальца и губками тисков медную или алюминиевую прокладки. Что бы не зароком не повредить боковые поверхности головки шатуна.

Главное, что бы при запрессовке отверстие во втулке было совмещено с отверстием в вершине головки шатуна. Через это отверстие во втулку и палец поступает масло. Если отверстие во втулке не совместится с отверстием в головке шатуна, втулка быстро перегреется и если не провернётся то сработается быстренько. Если вы обнаружили, что запрессовали втулку не правильно, то перед тем как начать разворачивать под размер втулку. Просверлите его под нужный размер сверлом, через отверстие в головке шатуна. Хотя лучше впрессовать втулку и заново новую перепрессовать. Старую втулку вы вряд ли сможете без дефекта впрессовать.

После если с какой либо стороны втулка выступала я её аккуратненько стачивал напильником, но только так, что бы не повредить шлифованные бока шатуна.

Теперь самое главное. Втулка имеет очень маленький зазор с пальцем у бензиновых двигателей в районе 0,005. 0,0010мм. у дизелей 0,0012. 0,002мм. Поэтому разворачивать втулку надо сначала разверткой с наименьшим настроенным диаметром, постепенно увеличивая размер диаметра развёртки, с помощью закручивания регулировочного болта в передней части развёртки. Постоянно контролируя натяг пальца поршня в новую разворачиваемую втулку. Как только вы почувствуете, что палец поршня под ударами киянки (деревянный молоток) начал зарисовываться. Значить вы подошли к самой ответственной части. В этом случае не изменяя размер развертки надо протереть режущие кромки от остатков метала и ещё раз пройти втулку. На рабочих кромках опять появится металл. Это развертка еще примерно пол сотки 0,0005мм. Сняла, по тои причине, что в развертке сохраняется натяг режущих кромок. И надо теперь не изменяя размера два четыре раза пройти втулку ещё раз, каждый раз проверяя с каким натягом проходит поршневой палец, через отверстие втулки. Если после третьего или четвёртого прохода, палец идёт всё ещё туже, чем надо, то надо ещё немного настроить развёртку. Иной раз достаточно всего 1/ 10 оборота сделать на настроечном болте, что бы развертка с первого раза нарезала нужный диаметр. Поэтому надо быть особенно осторожным при конечной фазе разворачивания отверстия. Чем развертка острее имеет режущие кромки, тем осторожней надо работать при настройке. Иной раз для точного чистового разворачивания втулок (в конечной фазе разворачивания отверстия), приходилось до 20 раз разворачивать отверстие втулки с небольшими настройками в 1/20 оборота.

Почему приходится делать чистовую развёртку несколько раз?

Дело в том, что развертка не снимает во втулке метал строго по всей поверхности а делает это как бы волнообразно. Только высота этих волн и впадин составляет всего полсотки или несколько тысячных. Но пол сотки 0,005мм это уже для пальца много.

Запрессовываемый палец будет скользить по вершинам кромок волн стенок и лесть с большим натягом. А когда вершины этих кромок срабатываясь просядут то палец опять застучит. Когда вы запрессуете с чрезмерным натягом поршневой палец и выбьете его то обратите внимания, что не вся поверхность втулки будет иметь одинаковый заглаженный вид от пальца. Вот по этому и надо не спешить с настройкой а лучше пройти ещё раз отверстие развёрткой на старом размере (на старой настройке).

К тому же на это сильно влияет усилие рук. Где то рука надавило в низ не семетрично другой и развертку начало тянуть в бок. Разумеется она в этом месте снимет метал больше на 0,005. 0,001мм. Или более. И в результате в самом конце работы втулка безнадёжна просаженная в размере. Что бы этого не произошло развертку надо крутить строго с одинаковым усилием со всех сторон. И давить на развертку через две ручки воротка низ (что бы развертка проходила сквозь отверстие.) строго с двух сторон с одинаковым усилием.

Да не всё так просто в этом мире. Но не Боги горшки обжигают.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector