Camgora.ru

Автомобильный журнал
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Урок на тему; Тритоны в гармонических ладах

Урок на тему «Тритоны в гармонических ладах»

Разделы: Музыка

Предмет: сольфеджио

Учащиеся: 3 класс

Возраст: 9–10 лет

Тема урока: Тритоны в гармонических ладах

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид урока: комбинированный

Цель урока: повышение уровня знаний и навыков учащихся

Задачи урока:

а) активизация познавательной деятельности учащихся;

б) воспитание интереса учащихся к самостоятельной работе, творческому поиску;

в) развитие образного мышления

Оборудование: учебный класс, магнитная доска, мультимедийная аппаратура, ноутбук.

Аудио-визуальный материал: наглядные пособия, презентация, нотный материал, аудиоматериал для слушания.

Ход урока

Структурные элементы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Время

Примечания

Организация начала занятия

Сегодня мы начнем знакомиться с новой увлекательной темой «Тритоны в гармонических ладах».

В ходе занятия вы подробнее узнаете о тритонах, характере их звучания, научитесь строить эти интервалы в гармоническом мажоре, послушаете музыкальное произведение с использованием тритонов.

Подготовка к основному этапу занятия

Вам известны такие простые интервалы, как кварта и квинта?

Воспользуйтесь виртуальной клавиатурой и найдите звуки «до» и «фа диез».

Сколько ступеней между этими звуками?

А сколько тонов?

У вас получилось три тона – это и есть интервал тритон, в нем 4 ступени, поэтому он будет называться ув. 4 (увеличенная кварта).

Дети находят звуки на клавиатуре, поют

Если мы заменим звук «фа диез» на звук «соль бемоль», изменится ли расстояние между этими звуками?

– Сколько стало ступеней и тонов?

Если в тритоне 5 ступеней, то он будет называться ум. 5 (уменьшенная квинта).

Усвоение новых знаний и способы действий. Основной этап

Я буду играть тритоны, а вы попробуйте охарактеризовать их.

А давайте послушаем, как композиторы использовали тритоны в своих музыкальных произведениях. А перед этим, посмотрите на экран.

Называют найденные тритоны

Кто изображен на картинке?

И вот сейчас мы послушаем фортепианную пьесу П. И. Чайковского из «Детского альбома», которая так и называется «Баба-Яга». Слушая внимательно музыку, определите, какое изображение соответствует музыкальному образу Бабы-Яги.

Приступаем к самому интересному – построению тритонов в гармонических ладах. Поскольку тема урока для вас новая, предлагаю построить тритоны в гармоническом До мажоре.

Для начала напишем гамму До мажор – натуральный.

Чтобы наш натуральный мажор стал гармоническим, нужно найти и понизить VI ступень.

Дети строят, поют гармонический До мажор

Если нам необходимо построить тритоны в гармоническом миноре, то мы будем повышать VII ступень. Назовем условно эти ступени – «горячими ступенями».

Построив от каждой ступени гаммы кварты, мы получим следующее изображение. Я буду играть кварты и, прислушавшись, мы определим тритоны.

Запишите увеличенные кварты в первом и третьем тактах.

Чтобы заполнить второй и четвертый такты, мы сделаем обращения ув. 4. У вас получились уменьшенные квинты.

Ответьте на вопрос:

– Сколько тритонов вы построили?

– На каких ступенях стоят наши тритоны? Запомните эти ступени как шифр, как пин-код вашей Sim карты.

Находят тритоны, поют, записывают

– Скажите, это устойчивые или неустойчивые ступени? Все неустойчивые ступени разрешаются в устойчивые. Посмотрите и послушайте, как мы будем разрешать тритоны. Попробуйте сами написать разрешения тритонов.

Вот мы и построили с вами тритоны в гармоническом До мажоре. Давайте споём их.

Поют построенные тритоны с разрешением

Первичное закрепление знаний и способов действий

Чтобы построить тритоны в гармонических ладах, вы должны запомнить следующие правила:

Разрешения тритонов можно услышать в другой пьесе П.И.Чайковского из «Детского альбома» – «Зимнее утро». Послушайте это произведение. Давайте порассуждаем, каким изображено зимнее утро в музыке? Посмотрите на отрывок нотного текста этого произведения. Заметили ли вы тритоны с разрешениями?

Слушают пьесу «Зимнее утро», определяют характер музыки

Аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома»

Попробуйте подписать названия тритонов, зная что увеличенная кварта «расширяется», а уменьшённая квинта – «сужается».

Подписывают тритоны в нотном тексте (8 тактов)

Нотный текст пьесы «Зимнее утро» П.И. Чайковского (8 тактов)

Информация о домашнем задании

Давайте запишем домашнее задание:

  1. подберите слова-характеристики тритонов;
  2. найдите тритоны в исполняемых вами музыкальных произведениях;
  3. нарисуйте рисунок зимнего утра по пьесе П.И.Чайковского.

На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание. До свидания!

Сольфеджио, постройте тритоны в тональностях соль мажор, ми минор, фа мажор, ре минор. Тритон — интервал с составом 3 т

Соль мажор (G dur)
В тональности фа#.

В натуральном мажоре:
ув.4
—— = до + фа# ⇒ м₆ = си + соль
IV

ум.5
—— = фа# + до ⇒ б₃ = соль + си
VII

В гармоническом мажоре:
ув.4
—— = ми бемоль + ля ⇒ б₆ = ре + си
VIпониженая (бемоль)

ум.5
——- = ля + ми бемоль ⇒ м₃ = си + ре
ІІ
_____________________________________________________

Ми минор (е moll)
Это паралельная тональность Соль мажора, то есть тут тоже при ключе фа#.

В натуральном миноре:
ув.4
——- = до + фа# ⇒ м₆ = си + соль
VI

ум.5
——- = фа# + до ⇒ б₃ = соль + си
ІІ

В гармоническом миноре:
ув.4
——- =
ля + ре# ⇒ б₆ = соль + ми
IV

ум.5
——- =
ре# + ля ⇒ м₃ = ми + соль
VII #

_______________________________________________________

Фа мажор (F dur)
При ключе си бемоль.

В натуральном мажоре:
ув.4
—— = си бемоль + ми ⇒ м₆ = ля + фа
IV

ум.5
—— = ми + си бемоль ⇒ б₃ = фа + ля
VII

В гармоническом мажоре:
ув.4
—— = ре бемоль + соль ⇒ б₆ = до + ля
VIпониженая (бемоль)

ум.5
——- = соль + ре бемоль ⇒ м₃ = ля + до
ІІ
_______________________________________________________

Ре минор (d moll).
Это паралельная тональность фа мажора. По-этому при ключе тоже си бемоль.

В натуральном миноре:
ув.4
——- =
си бемоль + ми ⇒ м₆ = ля + фа
VI

ум.5
——- =
ми + си бемоль ⇒ б₃ = фа + ля
ІІ

В гармоническом миноре:
ув.4
——- =
соль + до # ⇒ б₆ = фа + ре
IV

ум.5
——- =
до# + соль ⇒ м₃ = ре + фа
VII #

Для подготовки к экзамену

СОЛЬФЕДЖИО

1. Лад. Мажор. Минор.

Лад – система устойчивых и неустойчивых музыкальных звуков. Лад состоит из 7 ступеней. I ступень называется тоника. I, III и V ступени лада – устойчивые, остальные – неустойчивые.

Виды лада – мажор и минор. Мажор имеет светлую, тёплую окраску звучания, минор – мрачную, холодную. Главное отличие мажора от минора – высокая III ступень.

Строение мажорной гаммы: 2 тона – полутон – 3 тона – полутон. Строение минорной гаммы: тон – полутон – 2 тона – полутон – 2 тона.

2. Параллельные тональности.

Каждой мажорной тональности соответствует минорная, имеющая тот же звукоряд и те же знаки при ключе. Такие тональности называются параллельными.

Минорная тональность отстоит от мажорной на малую терцию вниз от мажорной. Тоника параллельного минора находится на VI ступени мажора.

3. 2 вида мажора и 3 вида минора.

Мажор и минор в натуральном виде не имеют случайных знаков.

Гармонический мажор – мажор с пониженной VI ступенью.

Гармонический минор – минор с повышенной VII ступенью.

В мелодическом миноре при движении вверх повышаются VI и VII ступени, вниз повышение отменяется.

4. Трезвучие. Виды трезвучия.

Трезвучие – одновременное звучание трёх звуков. Трезвучие состоит из двух терций, а между крайними звуками имеет квинту. 4 вида трезвучия:

Мажорное (большая + малая терции снизу вверх), минорное (малая + большая терции снизу вверх), увеличенное (из больших терций), уменьшённое (из двух малых терций).

5.Обращения мажорного и минорного трезвучий.

Трезвучие имеет 2 обращения – секстаккорд и квартсекстаккорд.

Секстаккорд состоит из терции и кварты снизу вверх. В мажорном секстаккорде терция малая, в минорном большая.

Квартсекстаккорд состоит из чистой кварты и терции снизу вверх. В мажорном квартсекстаккорде терция большая, в минорном – малая.

Б5/3 Б6 Б6/4 М5/3 М6 М6/4

6. Главные и побочные трезвучия лада.

В ладу есть 3 главные ступени: I – тоника (Т), IV – субдоминанта (S), V – доминанта (D). На этих ступенях образуются главные трезвучия – тоническое, субдоминантовое и доминантовое.

Доминантовое трезвучие – всегда мажорное: в мажоре и гармоническом миноре. Остальные ступени лада являются побочными и не имеют наименований. На них образуются побочные трезвучия.

7. Простые интервалы.

Интервал соотношение двух музыкальных звуков по высоте. Интервалы в пределах октавы называютсяпростыми. Названия интервалов – итальянские порядковые числительные, обозначающие количество ступеней, в интервале:

Прима – первая, секунда – вторая, терция – третья, кварта – четвёртая, квинта – пятая, секста – шестая, септима – седьмая, октава – восьмая.

8. Свойства интервалов.

Интервалы бывают гармонические и мелодические. В гармонических интервалах звуки берутся одновременно, в мелодических – поочерёдно.

Прима, кварта, квинта, октава – чистые. Секунда, терция, секста, септима бывают большие и малые.

Количественная величина интервала – это количество входящих в него ступеней. Качественная величина – это количество тонов и полутонов в интервале.

9. Диссонанс и консонанс. Энгармонизм.

Диссонанс – резкое, несогласное звучание интервала. Консонанс – мягкое, согласное звучание интервала.

К диссонансам относятся: секунды, тритоны, септимы, все увеличенные и уменьшённые интервалы. К консонансам относятся: прима, терция, кварта, квинта, секста, октава.

Звуки и тональности, равные по звучанию, но различные по написанию, являются энгармонически равными.

10. Обращения интервалов.

11. Диатонические тритоны.

Тритон – это интервал, содержащий 3 тона. К тритонам относятся увеличенная кварта и уменьшённая квинта.

Диатоническими называются тритоны, построенные в натуральном виде мажора и минора.

В мажоре увеличенная кварта строится на IV ступени и разрешается в малую сексту, уменьшённая квинта строится на VII ступени, разрешается в большую терцию.

В миноре увеличенная кварта строится на VI ступени, а уменьшённая квинта – на II. Разрешаются точно так же как в мажоре.

До мажор: IV VII

11. Хроматические тритоны.

Тритон – это интервал, содержащий 3 тона. К тритонам относятся увеличенная кварта и уменьшённая квинта.

Хроматическими называются тритоны, построенные в гармоническом виде мажора и минора.

В миноре увеличенная кварта строится на IV ступени и разрешается в большую сексту, уменьшённая квинта строится на повышенной VII ступени, разрешается в малую терцию.

ля минор гармонический: IV VII

В мажоре увеличенная кварта строится на пониженной VI ступени, а уменьшённая квинта – на II ступени. Разрешаются точно так же как в миноре.

До мажор гармонический: VI II

12. Характерные интервалы

Характерными называются интервалы, которые характерны для гармонического вида мажора и минора. Существуют две пары характерных интервалов:

· Уменьшённая септима на VII ступени и увеличенная секунда на VI ступени в гармоническом мажоре и миноре. Уменьшённая септима разрешается в чистую квинту (при разрешении сужается). Увеличенная секунда разрешается в чистую кварту (при разрешении расширяется).

· Увеличенная квинтана VI ступени в мажоре и III ступени в миноре и уменьшённая квартана III ступени в мажоре и VII ступени в миноре. Увеличенная квинта разрешается в большую сексту, уменьшённая кварта – в малую терцию как мажоре, так и в миноре. Один из звуков при разрешении остаётся на месте.

Характерные интервалы в гармоническом До мажоре:

– характерные интервалы в гармоническом до миноре.

Доминантсептаккорд D7 – это аккорд из четырёх звуков, расположенных по терциям, который строится на пятой ступени мажора и гармонического минора. D7 = б3 + м3+ м3

Доминантсептаккорд – диссонанс, требующий разрешения в консонанс. Он звучит неустойчиво, потому что в него входят V, VII, II и IV ступени, и только одна из них (V) устойчивая.

Доминантсептаккорд разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной тоникой.

14. Обращения доминантсептаккорда.

ДоминантквинтсекстаккордD65. Он находится на седьмой ступени гаммы и разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенной тоникой. D65 = м3 + м3+ б2

ДоминанттерцквартаккордD43. Он находится на второй ступени гаммы и разрешается в развёрнутое тоническое трезвучие. D43 = м3 + б2+ б3

ДоминантсекундаккордD2. Он находится на четвёртой ступени гаммы и разрешается в тонический секстаккорд (Т6) с удвоенной тоникой. D2 = б2 + б3+ м3

15. Вводные септаккорды.

Вводный септаккорд – это септаккорд, построенный на VII ступени. Он называется вводным, так как VII ступень вводит нас в тонику.

В натуральном мажоре на VII ступени образуется малый вводный септаккордмVII7. Он называется малым, потому что крайние его звуки образуют малую септиму. мVII7 = м3 + м3+ б3

Читать еще:  Почему проскакивает бендикс стартера

В гармоническом мажоре и гармоническом миноре на VII ступени образуется уменьшённый вводный септаккордумVII7. Он называется уменьшённым, потому что крайние его звуки образуют уменьшённую септиму. умVII7 = м3 + м3+ м3

Вводный септаккорд разрешается в тоническое трезвучие с удвоенной третьей ступенью.

16. Гармонические обороты.

Гармония это аккорды и их сочетания.

Автентический оборот – это сочетание аккордов тоники и доминанты.

Плагальный оборот – это сочетание аккордов тоники и субдоминанты.

В полный функциональный оборотвходят все три главных трезвучия в такой последовательности: Т – S – D – Т.

Автентический Плагальный Полный

17. Родство тональностей.

Родственные тональности – это тональности, имеющие общие звуки. Тоники родственных тональностей мы найдём в мажоре на всех ступенях, кроме VII, а в миноре на всех ступенях, кроме II. Это – тональности 1-й степени родства.

В тональностях 2-й степени родства – ещё меньше общих звуков. Тональности 3-й степени родства вообще не имеют общих звуков.

Отклонение – это временный переход в другую тональность без закрепления новой тоники. Модуляция – это уход в другую тональность с закреплением новой тоники.

Переход в другую тональность происходит через модулирующий аккорд, который называется побочной доминантой – доминантой к тонике новой тональности.

19. Диатонические лады народной музыки

К ладам народной музыки относятся натуральные семиступенные лады, которые можно построить на белых клавишах фортепиано:

· Ионийский лад – натуральный мажор (строится от «до»)

· Дорийский лад – минор с повышенной VI ступенью (строится от «ре»)

· Фригийский лад – минор с пониженной II ступенью (строится от «ми»)

· Лидийский лад – мажор с повышенной IV ступенью (строится от «фа»)

· Миксолидийский лад – мажор с пониженной VII ступенью (строится от «соль»)

· Эолийский лад – натуральный минор (строится от «ля»)

· Локрийский лад – минор с пониженными II и V ступенями (строиится от «си»)

20. Хроматическая гамма.

Хроматической называется гамма, состоящая из полутонов. Правило записи хроматической гаммы:

· В мажоре при движении вверх все ступени повышаются, кроме VI. Вместо этого понижается VII.

· При движении вниз все ступени понижаются, кроме V. Вместо этого повышается IV.

· В минорепри движении вверх применятся правописание параллельного мажора. Вместо повышения I ступени понижается II.

· При движении вниз применятся правописание одноимённого мажора.

F (фортэ) – громко

mf (меццо-фортэ) – не очень громко

mp (меццо-пиано) – не очень тихо

crescendo (крещендо) – постепенно усилить звук

diminuendo (диминуэндо) – постепенно ослабить звук

staccato (стаккато) – отрывисто.

legato (связно) – cвязно

non legato (нон легато) – не связно

Быстрые темпы:

presto (прэсто) – быстро

allegro (аллегро) – скоро

vivo (виво) – живо

Средние темпы:

moderato (модэрато) – умеренно

andante (андантэ) – спокойно, не спеша

аndantino (андантино) – подвижнее, чем андантэ

allegretto (аллегретто) – сдержаннее, чем аллегро

Гамма Соль-Мажор на гитаре. Как построить, позиции, аппликатуры

Если вы играете в стандартном строе, то очень часто будете пользоваться нотами из гаммы соль-мажор. Дело в том, что она является параллельной популярному ми-минору. Ноты в них абсолютно одинаковые, различия лишь в ступенях. В тональности Em можно играть в параллельном мажоре, что делает звучание очень интересным. Более подробно про теорию музыки и про гаммы можно прочесть в этой статье: про гаммы.

Состав и ступени гаммы соль-мажор

Как построить гамму соль-мажор

Гамма соль-мажор на гитаре диатоническая и состоит из 7 нот или ступеней. Название гаммы соответствует ее тональности (соль-мажор). Одна ступень гаммы с диезом, это F# (Фа диез) — седьмая ступень. Все диатонические гаммы в мажоре строятся по следующей схеме:

Тональность и тоника гаммы соль-мажор (исходя из названия) — нота Соль (G). Построив гамму от этой ноты, получится следующая последовательность:

Как уже было сказано выше, у соль-мажора есть параллельная гамма — ми-минор. Состав нот у нее такой же, но тоникой будет нота Ми (D). Поэтому под песню в соль-мажоре можно весьма успешно играть в ми-миноре, что очень удобно в стандартном строе гитары.

Устойчивые ступени гаммы соль-мажор

Самыми устойчивыми ступенями диатонической гаммы являются первая, третья и пятая. В данном случае это прима, терция и квинта — G (Соль) B (Си) D (Ре). Эти три звука образуют трезвучие или аккорд соль-мажор (G). Остальные ступени являются неустойчивыми и стремятся к разрешению. Если исключить вторую и шестую ступени, то получим пентатоническую гамму Соль.

Аппликатуры гаммы соль-мажор на грифе

На грифе гитары гамму соль-мажор можно сыграть в 5 разных позициях. Рассмотрим их схематично, а также посмотрим на табулатуры гаммы соль-мажор.

Пять позиций гаммы соль-мажор на грифе гитары

Красными точками обозначена тоника гаммы — нота Соль (G). Ниже представлены 5 позиций гаммы

Первая позиция

Вторая позиция

Третья позиция

Четвертая позиция

Пятая позиция

Похожие статьи

  • Гаммы на гитаре для начинающих. Как правильно играть гаммы — 04/07/2020 17:09 — Read 25352 times
  • Гамма Ля-Минор на гитаре. Натуральный минор и гармонический минор — 04/07/2020 17:42 — Read 24634 times
  • Аккорды в тональности. Таблица аккордов — 23/12/2020 12:12 — Read 16292 times
  • Как легко выучить более сотни аккордов. Система CAGED — 25/12/2017 21:01 — Read 14657 times
  • Гамма До-Мажор на гитаре. Как построить, позиции, аппликатуры — 04/07/2020 17:20 — Read 14162 times

Популярные статьи

  • Укулеле. Песни и мелодии на одной струне
  • Подключаем гитару к компьютеру
  • Создание табулатур в Guitar Pro на заказ
  • Аккорд A#
  • Программы для записи гитары
  • Укулеле — как научиться играть с нуля самостоятельно
  • Распайка звукоснимателей (H+H)
  • Легкие песни на гитаре для начинающих. Аккорды
  • Распайка звукоснимателей (H)
  • Аккорд D#

Guitargrad.ru — это проект, посвященной гитаре и гитарной музыке. Если вы занимаетесь на гитаре, играете любимые песни или даже сочиняете свою собственную гитарную музыку, то наш сайт будет для вас отличным информационным ресурсом! Новички смогут узнать приемы игры на гитаре, какую гитару лучше купить начинающему, а также как правильно ухаживать за инструментом. Мы рассказываем про электро и акустические гитары, а также про укулеле.

Не знаете как взять тот или иной аккорд? Не проблема — на нашем сайте собрана огромная база аппликатур самых популярных аккордов для гитары.

Также на нашем сайте опубликовано большое количество материала по теории музыки. Даже если вы играете на другом музыкальном инструменте, данные статьи будут для вас полезны.

Как построить тритоны в соль мажоре

Уфа, Степана Кувыкина, 17

  • Преподаватели
  • Акции и Скидки
  • Тестовое занятие
  • Контакты
  • Фортепиано
  • Гитара
  • Ударные
  • Вокал
  • Вокальный ансамбль
  • Онлайн обучение

Мажорная гамма строится по принципу: ТОН, ТОН, ПОЛ ТОНА, ТОН, ТОН, ТОН, ПОЛ ТОНА.

Для запоминания: Тон, Тон, Полутон, три Тона, Полутон.

Гаммы строить будем на клавиатуре фортепиано, так как на ней сразу видно где тон, где полутон. Если говорить «наивно», то играя мажорную гамму на инструменте (пианино или гитару), в месте где ТОН мы перескакиваем через одну ноту, а где ПОЛУТОН играем подряд.


Между нотами “си” и “до”, и “ми” и “фа” пол тона, поэтому, при строении гамм могут возникнуть вопросы, когда встретятся эти полутона. Допустим, нужно от ноты “ми” построить тон вверх. Видим на клавиатуре, что следующая нота — это “фа”, т.е., получается между “ми” и ”фа” пол тона. Чтобы получить тон, нам нужно повысить ноту “фа” на пол тона. Для этого у нас есть чёрные клавиши. Они названий не имеют. Если нужно повысить «фа» на пол тона, то мы нажмём на чёрную клавишу между фа и соль. Если строить от ноты “фа” тон вниз, то нужно понизить ноту “ми” на пол тона ниже, и нажать на чёрную клавишу между «ре» и «ми»

Возникает вопрос: как же называть эти чёрные клавиши «НИ фа, Ни соль»?

Знаки альтерации.

Для этого в музыке придумали знаки альтерации

Что такое АЛЬТЕРАЦИЯ в музыке? Это латинское слово, которое имеет корень «АЛЬТЕР», о его значении можно догадаться, если вспомнить какие-нибудь однокоренные слова. Например, есть такое слово «альтернатива» (то или иное решение на выбор), есть в психологии такое выражение как «альтер эго» (другой я). Так вот, в переводе с латинского ALTER значит «ДРУГОЙ».

В музыке альтерация – это изменение основных ступеней (то есть изменение обыкновенных нот ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ). А как можно их изменить? Можно их или повысить, или понизить. В результате образуются как бы новые варианты этих музыкальных ступеней (производные ступени). Повышенные ноты называются диезами, а пониженные – бемолями.

Знаки пишутся слева напротив ноты, либо при ключе.

Гамма с указанным выше порядком расположения (Тон, Тон, Полутон, три Тона, Полутон) ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад, выраженный этим порядком, — натуральным мажором. Мажор может быть не только натуральным, поэтому такое уточнение нелишне.

Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:

I ступень — тоника (Т),
II ступень — нисходящий вводный звук,
III ступень — медианта (средняя),
IV ступень — субдоминанта (S),
V ступень — доминанта (D),
VI ступень — субмедианта (нижняя медианта),
VII ступень — восходящий вводный звук.

ко всем терминам в музыке не надо относиться как к «заумным названиям». Музыку создают на базе чувств так и все названия несут в себе эмоции. Все эти придумывали очень давно, поэтому нам придётся выучить чуть больше 30 иностранных слов. Дальше на примерах вы во всём разберётесь.
Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, остальные — побочными ступенями. Запомните эти три номера: I, IV и V — главные ступени. Пусть Вас не смущает, что они расположены в звукоряде так прихотливо, без видимой симметрии.
Доминанта (в переводе — господствующий) расположена чистой квинтой (квинта — это цифра 5) выше тоники (от цифры 1). Между ними находится третья ступень, поэтому она и называется медианта (средняя). Субдоминанта (нижняя доминанта) расположена квинтой (на 5) ниже тоники (от 1 ступени), от этого происходит и ее название, а субмедианта находится между субдоминантой и тоникой.

Тональность.

Мажорный лад можно выстроить от любого музыкального звука – от до, от ре, от ми и т.д. Этот первый, самый главный звук будет называться в ладу тоникой. А высотное положение лада, привязка его к какой-то тонике обозначается словом «тональность». Каждая тональность как-то должна называться. У человека есть имя и фамилия, а у тональности – название тоники и лада, которые можно тоже соединить в одно имя. Например, До мажор (нота ДО – это тоника, то есть главный звук, капитан команды, от нее построен лад, причем лад мажорный). Другие примеры: Ми мажор, Фа мажор и т.д.

Чтобы построить тональность Соль мажор, нам нужно взять за первую ступень ноту Соль.

Обратите внимание: чтобы сохранить правильные интервалы между нотами, мы использовать ноту фа-диез (VII ступень), поскольку между ступенями VI и VII необходим интервал Большая секунда (целый тон).

Важный момент, что если бы мы строили тональность «Ре ♭ мажор». То та же чёрная клавиша была бы уже не «фа#», а «соль ♭».

Для обозначения тоники в названии тональности используют буквенное обозначение. Для обозначения слова «мажор» используется либо слово «dur», либо слово «maj», либо вообще опускают обозначение мажора. Т.е. До мажор можно обозначить следующими способами: «C-dur», «C-maj» или просто «С» (если пишем только букву, то всегда должна быть только заглавная буква). Соль мажор можно обозначить аналогично: «G-dur», «G-maj» или просто «G». Напомним, что буквенным обозначением ноты «до» является «С», а ноты «соль» — «G» (это материал раздела «Нотная грамота»).

Зачем нужны различные тональности? Всё очень просто и, главное, удобно. Приведём один пример. Помним, что тональность — это высота звукоряда. Теперь допустим, что Вы хотите исполнить песню. Но Вам «не комфортно» её исполнять, т.к. Вы не достаёте голосом некоторые ноты — уж слишком они высокие. Не беда. Исполните песню в более низкой тональности — все ноты песни будут пропорционально ниже. Давайте рассмотрим в качестве примера одну и ту же мелодию в разных тональностях. Первый раз в До мажоре, второй раз в Соль мажоре:

Читать еще:  Что такое фланцевое соединение

Фрагмент «Песни Друзей» из мультфильма «Бременские музыканты», До мажор:

Теперь этот же фрагмент, но в Соль мажоре:

Самое главное это конечно то, как звучит мажорный лад. Вы должны это прочувствовать. Ведь лады в первую очередь отражают настроение. И мы начали с самого светлого лада — мажорного. Но было бы странно если бы музыка выражала радость только в «натуральном» виде — в идеальном. Всё верно. Мажоров есть несколько видов. их мы рассмотрим в следующей теме.

Проверка: Определить тональность, добавить не достающие ноты,проставить все знаки и ступени.

  1. Ответ:

C бемоль мажор


Ответ:

C мажор


Ответ:

E мажор

  • Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:

    Что такое интервалы в музыке, как их отличать и запоминать – 3 золотых совета

    Интервал – это созвучие двух нот . На уроках сольфеджио учат определять интервалы на слух, пропевают их, строят от каждой ноты.

    Узнавать интервалы по их окраске важно, но для этого не обязательно учиться в музыкальной школе.

    В этой статье мы поговорим о том, как строить интервалы и запоминать их звучание, чтобы отличать друг от друга.

    Разновидности интервалов

    Как мы уже сказали, интервалом в музыке называют соотношение двух звуков по высоте. Но прежде чем начать отличать и запоминать интервалы, нужно разобраться какими они бывают, в каком виде их можно встретить.

    Интервалы могут быть гармоническими или мелодическими. Гармоническими называются те, в которых обе ноты звучат одновременно:

    Мелодические – такие интервалы, в которых ноты звучат последовательно одна за другой:

    Интервалы бывают простые и составные. Простые интервалы те, где оба звука лежат в пределах одной октавы. Составные интервалы — такие, в которых два звука отдалены друг от друга на октаву и более. Теперь подробнее поговорим об этом.

    Простые интервалы

    Простых интервалов всего 8. Каждый из них обозначается цифрой от 1 до 8 и имеет свое латинское название:

    • 1 – прима
    • 2 – секунда
    • 3 – терция
    • 4 – кварта
    • 5 – квинта
    • 6 – секста
    • 7 – септима
    • 8 – октава

    Переводятся эти названия просто: Прима – первая, Секунда – вторая и так далее. Каждый интервал можно строить от любой ноты вверх или вниз. Давайте детально рассмотрим простые интервалы.

    Прима – интервал, который обозначается цифрой 1. Эта цифра говорит, что оба звука интервала располагаются на одной ступени. В нотной записи Прима выглядит как две ноты, расположенные на одной высоте, например. До – До, Ми – Ми.

    Секунда – интервал, который обозначается цифрой 2 и это говорит нам, что Секунда объединяет две ступени. Звуки этого интервала находятся на двух соседних нотах: До – Ре, Ми – Фа, Ля – Си и так далее:

    Терция — вмещает 3 ступени. Первый звук находится на расстоянии трех ступеней от второго. Например: До – Ми, Фа – Ля, Си – Ре.

    Кварта – обозначается цифрой 4 и охватывает 4 ступени:

    Квинта охватывает 5 ступеней. Один звук будет являться первой ступенью, второй звук – пятой:

    Секста – обозначается цифрой 6, охватывает 6 ступеней:

    Септима – предпоследний интервал из ряда простых, его ширина равна 7 ступеням:

    Октава – интервал последний среди простых. Октава очень похожа на Приму, только звуки повторяются на разной высоте, например Ре – Ре, Соль – Соль:

    На первый взгляд все прозрачно и предельно понятно, но есть нюанс, о котором необходимо поговорить.

    Изучение интервалов — дело непростое, но успех во многом зависит от преподавателя. Я смело могу рекомендовать вам Ирину Машковскую — талантливого педагога для детей и взрослых. На ее Ютуб канале вы найдете массу полезного.

    Качественная величина интервала

    До этого момента мы строили интервалы только между белыми клавишами, но ноты могут быть понижены или повышены знаками альтерации , в следствие чего появится интервал между белой и черной клавишами. Об этом и поговорим.

    Как мы выяснили, каждый интервал охватывает какое-то количество ступеней. Но кроме ступеней, каждый интервал охватывает еще и определенное количество полутонов Полутон -минимальное расстояние между звуками. На пианино-две ближайшие клавиши. Содержимое подсказки . Рассмотрим подробнее Секунду: посчитаем количество полутонов между нотами До и Ре:

    Получилось 2 полутона (1 тон). Можно было бы сделать вывод, что Секунда состоит из двух полутонов. Но как тогда назвать интервал, который состоит из нот До и Ре бемоль?

    Количество полутонов теперь равно 1, а ступеней по-прежнему 2. Раз количество ступеней не изменилось, значит и этот интервал — Секунда. Но два этих интервала звучат по-разному, хотя и носят одно название:

    Чтобы их можно было отличать друг от друга, им присвоили характеризующие слова. Так интервал До-Ре получил название «Большая Секунда», а интервал До – Ре бемоль — «Малая Секунда».

    То же самое происходит и с другими интервалами – при одинаковом количестве ступеней они могут иметь разное количество полутонов, а, следовательно и разные названия.

    Остались следующие интервалы: Прима, Кварта, Квинта, Октава. Все они также имеют характеризующее слово – «Чистая». Полное название этих интервалов «Чистая прима», «Чистая кварта» и т.д. Слово «Чистая» появилось из-за физических свойств волны звука, которыми обладают эти интервалы. Не будем вдаваться в подробности, а просто запомним это.

    Теперь посмотрите на таблицу и обратите внимание на интервал, о котором мы ничего не говорили прежде:

    Тритон

    Новый интервал – «Тритон». Он так называется потому, что охватывает целых три тона, что равно 6 полутонам. Давайте построим Тритон от ноты Фа: получим ноты Фа – Си.

    Количество ступеней в этом интервале равно 4, что характерно для Кварты. Но прежде чем сделаем вывод, послушаем как он звучит:

    Звучание не характерно для Кварты, не смотря на расстояние между звуками в 4 ступени.

    А теперь отсчитаем 3 тона от ноты Си. Получились те же ноты, но в другом порядке — Си – Фа.

    Вот как звучит этот тритон:

    Теперь количество ступеней равно 5, что свойственно Квинте, но звучание не квинтовое. Так что это за интервал такой: Кварта, Квинта или Тритон? Чтобы разобраться в этом, нам надо затронуть еще одно понятие.

    Увеличенные и уменьшенные интервалы

    Увеличенным можно сделать Чистый или Большой интервал. Для этого нужно прибавить к нему полтона. Тем самым мы изменим качественную величину, но количество ступеней оставим прежним. Для примера возьмем Большую Секунду До-Ре:

    Чтобы из Большой Секунды сделать Увеличенную, нужно прибавить к ней полтона. Повысим ноту Ре и получим интервал До-Ре диез. Количество ступеней по-прежнему равно 2, но качественная величина равна 1.5 тонам:

    Теперь послушаем эту Увеличенную Секунду.

    Вы слышите? Она звучит как Малая Терция. Отсюда можно сделать вывод, что определить на слух увеличенный или уменьшенный интервал невозможно. Но надо помнить, что называть интервал нужно так, как написано в нотах – Увеличенным или Уменьшенным. Но если задача определить интервал на слух, то называть его будем в соответствии с его звучанием.

    Уменьшенные интервалы

    Уменьшенными могут быть Чистые или Малые интервалы. Принцип тот же: чтобы сделать интервал Уменьшенным, нужно его сжать на полтона. Если у Малой Терции Си-Ре отнять полтона, то мы получим ноты Си-Ре бемоль. Количество ступеней по-прежнему равно 3, что соответствует Терции, но звучать она будет, как Большая Секунда.

    Теперь вернемся к интервалу Фа-Си. Мы выяснили, что между этими нотами расстояние 4 ступени, и по логике это Кварта, но звучит она по-другому. Думаю, вы уже догадались, что интервал Фа-Си — это Увеличенная Кварта. Однако ее звучание очень характерное и не похоже на другие интервалы, поэтому для нее придумали отдельный термин – «Тритон».

    Поменяем ноты Фа и Си местами — получим интервал Си-Фа. Он охватывает 5 ступеней, что свойственно Квинте, но звучит как Тритон. Не трудно догадаться, что интервал Си-Фа – это Уменьшенная Квинта.

    Вывод: Когда мы видим в нотах интервал из 3 тонов, мы можем определить что это – Увеличенная Кварта, или Уменьшенная Квинта. Если интервал только слышим, можно сделать один вывод – это Тритон.

    Составные интервалы

    Составными называются такие интервалы, которые состоят из двух простых – Октавы и еще одного любого простого интервала. Составных интервалов всего 7 и все они шире Октавы. Так же как и простые интервалы, составные получили свои названия на латинском языке, а их перевод обозначает количество ступеней, которые они охватывают:

    • 9 – Нона (интервал в 9 ступеней)
    • 10 – Децима (10 ступеней)
    • 11 – Ундецима (11 ступеней)
    • 12 – Дуодецима (12 ступеней)
    • 13 – Терцдецима (13 ступеней)
    • 14 – Квартдецима (14 ступеней)
    • 15 – Квинтдецима (15 ступеней)

    Рассмотрим эти интервалы подробнее.

    Нона – интервал из 9 ступеней. Проще будет считать, прибавляя к Октаве второй интервал: возьмем Октаву До-До и прибавим Секунду:

    Так как мы использовали Большую Секунду, то получилась Большая Нона.

    Чтобы сделать Малую Нону, к Октаве будем добавлять Малую Секунду:

    Децима – Октава + Терция. Децима так же может быть Большой и Малой.

    Ундецима – Октава + Кварта.

    Дуодецима — Октава + Квинта.

    Терцдецима — Октава + Секста.

    Квартдецима – Октава + Септима.

    Квинтдецима – Октава + Октава.

    Как видите, составные интервалы так же делятся на Большие, Малые и Чистые. Таким же способом, добавляя полтона или отнимая, можно получить Увеличенный или Уменьшенный составной интервал.

    А теперь послушайте, как звучат составные интервалы:

    Как научиться отличать интервалы

    Может быть вам сейчас кажется, что отличать интервалы на слух способны только «избранные». Но это не так, поверьте. Все мы более-менее в равных условиях, потому что за музыкальный слух отвечает конкретная часть мозга. Она есть у каждого, но у некоторых людей более развита. Тем не менее, музыкальный слух – это скорее навык, чем дар. Его можно тренировать и развивать, а при правильном подходе результат появится довольно скоро.

    Чтобы научиться отличать интервалы на слух, нужно проделать несколько шагов. И первое что мы сделаем — поделим интервалы на 2 группы: консонирующие и диссонирующие. Напомню, что консонанс — это приятный звук, который хорошо «ложится на ухо». Диссонанс – резкий, неприятный звук.

    Учимся отличать диссонанс от консонанса на слух. взгляните на таблицу и сравните звучание этих интервалов.

    Учимся определять как близко друг к другу расположены звуки. Сравните несколько интервалов с разной степенью удаленностью звуков.

    Секунда — звуки тесно связаны друг с другом:

    Кварта — звуки удалены друг от друга на среднее расстояние:

    Септима — звуки расположены очень широко:

    Придумываем ассоциации. Лучше всего, если вы сможете закрепить за конкретным интервалом знакомую песню или мелодию. Например, песенка «В лесу родилась елочка», начинается с Большой Сексты:

    А гимн Российской Федерации начинается с Кварты:

    Такие ассоциации можно подобрать практически к каждому интервалу. Я предложу вам свои ассоциации, но вы можете использовать свои.

    Прима – Свадебный марш

    Малая Секунда – «К Элизе»

    Большая Секунда – «Вальс собачек»

    Малая Терция – «Оле-Оле»

    Большая Терция – «Чижик Пыжик»

    Чистая Кварта – «В траве сидел кузнечик» , Гимн РФ

    Чистая Квинта – Танец маленьких лебедей

    Малая Секста – «Прекрасное далеко»

    Большая Секста – «В лесу родилась елочка»

    Малая Септима – Танго

    Большая Септима – «Sleepy Shores»

    Чистая Октава – «Утиные истории»

    Заключение

    Чтобы научиться слышать и отличать интервалы, нужно:

    1. Услышать консонанс это или диссонанс
    2. Близко звуки расположены или широко
    3. Привязать ассоциацию к каждому интервалу и привыкнуть к ней.
    4. Тренировать слух на гармонических и мелодических интервалах

    Я надеюсь, данная статься принесла вам пользу и теперь вы знаете что такое интервалы в музыке, а так же поняли как научиться их отличать и запоминать.

    Ну а на сегодня все. Если возникли вопросы, пишите в комментариях, вместе найдем решение. Подписывайтесь на мой youtube канал и добавляйтесь в группу вконтакте . Д о новых встреч!

    Как построить тритоны в соль мажоре

    Интервалом будет являться любое сочетание двух нот на гитаре.

    Попробуйте поиграть на гитаре различные сочетания двух звуков и вы заметите разницу в звучании между ними: некоторые звучат весело, некоторые грустно, некоторые странно, а некоторые и вовсе режут слух.

    Читать еще:  Замена ролика натяжителя ремня грм

    Так вот, по впечатлению, производимому на слух, интервалы делятся на два типа:

    Ступенями в контексте каждого звукоряда будут отдельные ноты в него входящие. Это определение сложновато для восприятия, но на самом деле мы уже сталкивались со звукорядом в предыдущем уроке:
    C — C# — D — D# — E — F — F# — G — G# — A — A# — B

    Вот эта схема поможет вам визуализировать звукоряд:

    Подробно звукоряды мы будем изучать в следующих уроках. Сейчас нам важно понять, что любая разница между ступенями также выражается в интервалах.

    Еще раз прочитайте названия интервалов. Ничего не напоминают?
    Например, слово ‘кварта’ напоминает ‘квартет’. А квартет всегда состоит из 4-х человек, а интервал кварта всегда охватывает 4 ступени. Аналогичные ассоциации можете провести сами (терция — трио — 3, квинта — квинтет — 5, …).

    Теперь разберемся с сокращениями интервалов (б.3, м.6, ув.4, …). За ними стоят так называемые качественные характеристики интервалов, которые вносят уточнения в количественные значения интервалов. Это такие слова, как:

    • малый (сокращается как ‘м.’: м.2, м.3, м.6, м.7)
    • большой (сокращается как ‘б.’: б.2, б.3, б.6, б.7)
    • увеличенный (сокращается как ‘ув.’: ув.4)
    • уменьшенный (сокращается как ‘ум.’: ум.5)
    • чистый (сокращается как ‘ч.’: ч.1, ч.4, ч.5, ч.8)

    Увеличенный — это интервал, увеличенный на полутон, а уменьшенный — уменьшенный на полутон.

    Бывает малой и большой. Обе разновидности являются диссонирующими интервалами. Просто послушайте их и все поймете 🙂

    Малая секунда (м.2) связывает две соседние ноты на грифе, разница между которыми, как мы помним, равняется одному полутону.

    Большая секунда (б.2) связывает две ноты, разница между которыми составляет целый тон (через лад).

    Также бывает малой и большой. Оба варианта являются консонирующими интервалами и звучат куда приятней секунды. А еще терция нам очень важна т.к. именно через терцию протекает разница между мажором и минором. (подробно — в третьем уроке).

    Малая терция (м.3) объединяет два звука с разницей в 1.5 тона (через два лада). Является второй нотой минорного трезвучия и задает звучанию ‘минорность’ (грусть, печаль).

    На самом деле есть три разновидности кварты: чистая, увеличенная и уменьшенная. С практической точки зрения нам интересна только чистая кварта и обычно именно ее имеют ввиду, когда говорят ‘кварта’.

    Чистая кварта (ч.4) является консонирующим интервалом, но обратите внимание на разницу с терцией: кварта звучит более резко, но вместе с тем менее конкретно и требует разрешения в другой аккорд.

    Тритон — это сильный диссонирующий интервал, который также можно интерпретировать как увеличенную кварту (ув.4) или уменьшенную квинту (ум.5). Свое название тритон получил из-за того, что охватывает ноты, расстояние между которыми равняется трем целым тонам.

    За свое резкое и неустойчивое звучание в Средние века тритон считался дьявольским интервалом и долгое время был запрещен. Вы легко поймете причину, когда услышите его.

    Как мы уже знаем, квинта бывает чистой (ч.5) и уменьшенной (ум.5, тритон). Так же, как и с квартой, под квинтой обычно понимают ее ‘чистую’ разновидность. Разница между нотам в квинте составляет 5 ступеней. Это консонирующий интервал.

    Квинта — наверное, самый главный интервал в рок музыке. Она образует собой так называемый паверкорд (power chord) — разновидность аккорда, которая повсеместно используется во всех разновидностях рок-музыки. Паверкорд обычно исполняется с эффектом дисторшна (искажения), обладает мощным звучание и большой универсальностью: им можно заменить практически любой аккорд с чистой квинтой в составе (а это подавляющее большинство аккордов).

    Строим мажорные и минорные трезвучия на пианино

    Как показывает опыт, для многих начинающих пианистов особую сложность представляет построение каких-либо аккордов, основные из которых – трезвучия. А ведь именно на трезвучиях строится аккомпанемент к любой композиции. Вот и расскажу я вам как строить минорные и мажорные трезвучия

    Но сначала про интервалы

    Есть такое понятие – интервал, буквально означающее «расстояние» или «промежуток». Ну да, вспомните на автобусных остановках «Интервал движения 5 минут». Вот в музыке под словом «интервал» тоже подразумевается расстояние от одного звука до другого. Простых интервалов – 8. Я не буду сейчас затрагивать все и углубляться в дебри теории музыки, а расскажу только про те, которые нам нужны для построения наших трезвучий.

    Итак, нам нужны терции, интервал, включающий в себя три ступени. А если сказать проще – терция – это нотка через одну. Помните звукоряд?

    до ре ми фа соль ля си до ре ми фа соль ля си до …… и т. д.

    Так вот, чтобы построить терцию от любой ноты, надо «прыгнуть» через одну. К примеру, берем ноту «до», терция от нее будет «до – ми», или «до – ля», если строим интервал вниз. От любой другой ноты – «ре-фа», «ми – соль», «фа-ля» и т. д. В нотах это выглядит так: Так выглядят терции на белых клавишах в скрипичном и басовом ключах

    Пока просто, не так ли? Но вот в чем оказия – есть еще черные клавиши, и они тоже участвуют в построении интервалов и аккордов. Называются диезами или бемолями. Ниже две терции от ноты «до»

    Обратите внимание – оба интервала называются терциями, потому что оба содержат три ступени (до, ре, ми или ноты через одну – до-ми), а различаются они только знаком. Большая терция – «до-ми», а малая – «до-ми бемоль». Поиграйте их на пианино, послушайте и попытайтесь найти отличия в звучании. А чтобы отличить визуально, посчитайте внутри клавиши – и черные и белые. Внутри большой терции вмещаются три клавиши. Не верите? На рисунок посмотрите внимательно. А внутри малой терции – две.

    Для примера дам вам еще пару терций.

    Вот и все отличие большой и малой терции. В музыкальных школах учат считать полутона – большая терция содержит 2 тона, а малая – полтора. Как показывает многолетний опыт, куда проще посчитать клавиши внутри и определить, какая эта терция.

    Итак, чтобы построить терцию, надо:

    • найти ноты через одну;
    • посчитать внутри клавиши и определить, какая терция у нас получилась;
    • если получилась не та, то исправляем ее – или расширяем, переползая на соседнюю клавишу выше, или сужаем, соответственно, переползаем на клавишу ниже.

    Когда вы научитесь строить терции, вам не составит труда построить любое трезвучие. Почему? А потому, что трезвучие состоит из двух терций.

    Строим мажорное трезвучие

    Мажорное трезвучие строится по формуле – сначала большая терция, а затем – малая.

    Мажорное трезвучие от ноты ДО

    Для примера возьмем трезвучие от ноты до и начинаем его изучать. Сначала от до построили терцию «До-ми», посчитали внутри клавиши, их три (до диез, ре, ре диез), значит терция большая. Но «до-ми» – еще не трезвучие, теперь надо от ми построить малую терцию – «ми-соль». Посчитали внутри клавиши – их две (фа, фа диез). То есть, трезвучие которое мы построили от ноты «до» является мажорным, потому что сначала была большая терция, а потом – малая.

    Строим минорное трезвучие

    Допустим нам надо построить от той же «до» минорное трезвучие. Чтобы вы долго не мучились, скажу сразу – крайние ноты трогать не будем, то есть «до» и «соль» оставляем на месте. А вот ноту «ми» надо изменить. Это будет выглядеть так.

    Минорное трезвучие от ноты ДО

    Давайте проанализируем. До – ми бемоль – терция малая, потому что внутри вмещаются две клавиши (до диез, ре). А ми бемоль – соль – терция большая, потому что внутри три клавиши (ми, фа, фа диез).

    Поиграйте оба трезвучия – и мажорное и минорное, чтобы вы умели их отличать на слух. Ну а в видео уроке я расскажу то, что вы сейчас прочитали – как строить большие и малые терции и мажорные и минорные трезвучия. Ведь это – основа любого аккомпанемента.

    Как построить тритоны в соль мажоре

    Напомним, что септаккордом называют аккорд, состоящий из четырёх звуков, у которого интервалы между соседними звуками составляют терцию. Интервал между крайними звуками составляет септиму, что и легло в название аккорда.

    Доминантсептаккорд

    Вариантов септаккорда — великое множество. Самым распространённым является септаккорд, построенный от V ступени (в мажоре или гармоническом миноре). Поскольку V ступень носит имя «доминанта», то септаккорд, построенный от доминанты, называют доминантсептаккордом. Обозначается аккорд цифрой 7.

    Например: A7. Звуки аккорда носят следующие названия (снизу вверх):

    • Прима. Это основание аккорда, самый нижний звук;
    • Терция;
    • Квинта;
    • Септима. Самый верхний звук. От примы до септимы — интервал «септима».

    Доминантсептаккорд состоит из мажорного трезвучия, к которому сверху добавили малую терцию. Задействованы следующие интервалы (от примы к септиме): б.3, м.3, м.3.

    Обращения доминантсептаккорда.

    Аккорд имеет три обращения. В названия обращений входят интервалы между нижним звуком, основанием и вершиной. Приводим список названий обращений доминантсептаккорда, от какой ступени строятся и какие интервалы задействованы:
    1. квинтсекстаккорд ( 6 /5). Строится на VII ступени. Интервалы: м.3, м.3, б.2
    2. терцквартаккорд ( 4 /3). Строится на II ступени. Интервалы: м.3, б.2, б.3
    3. секундаккорд (2). Строится на IV ступени. Интервалы: б.2, б.3, м.3

    Запомните ступени, на которых строятся доминантсептаккорд и его обращения.

    Доминантсептаккорд обозначается D7, в басу — основной тон, V ступень.

    Доминантовый квинтсекстаккорд обозначается D65, в басу – терцовый тон, VII (VII + ) ступень.

    Доминантовый терцквартаккорд обозначается D43, в басу – квинтовый тон, II ступень.

    Доминантовый секундаккорд обозначается D2, в басу – тон септимы, IV ступень.

    Разрешения

    Поскольку в доминантсептаккорде и его обращениях есть диссонирующие интервалы, эти аккорды являются диссонирующими и требуют разрешения.

    Их разрешают, используя систему тяготения неустойчивых звуков в устойчивые. Причём если эта система указывает для нескольких неустойчивых звуков один и тот же устойчивый, то несколько неустойчивых разрешаются в один устойчивый.

    Правило разрешения обращений D7 практически не отличается от правила разрешения самого D7. Разница только в том, что у D7 основной тон идет в тонику, а у трех его обращений остается на месте. Терцовый тон идет на ступень вверх и разрешается в первую ступень. Квинтовый тон идет на ступень вниз, и разрешается в первую ступень. Тон септимы идет на ступень вниз и разрешается в третью ступень.

    Например, доминантсептаккорд (4 звука) разрешается в неполное трезвучие (2 звука): II, V, VII ступени разрешаются в I ступень: D7 – разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенным квинтовым тоном и утроенным основным. В Москве его также принято называть тонической терции.

    D65 – в Т53 разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенным основным тоном.

    D43 – в развернутое тоническое трезвучие. У него также удваивается основной тон, но не в унисон, а в октаву. Благодаря этому трезвучие оказывается развернутым на ширину октавы.

    D2 – в разрешается в тонический секстаккорд (т6) с удвоенным основным тоном.

    Строение, обращение, разрешение D7 в миноре.

    В миноре доминантсептаккорд так же строится от пятой ступени в гармоническом виде. Поэтому, он звучит так же мажорно как и в мажоре. В записи знак ставится при ноте.

    Разрешение

    В миноре доминантсептаккорд разрешается в такие же трезвучия как мажорные D7, сохраняются названия, только звучат минорно.

    Проверка:
    1. На какой ступени строится D7?
      Ответ:

    Из каких интервалов состоит D7?
    Ответ:

    Определить тональность по D7, подписать название аккорда.

    Найти ошибку в каждом аккорде или названии.

    По разрешенному аккорду определить вид обращенного D7 и D7, дописать недостающую ноту.

    Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:

    Урок №12 (ТЕМА №1.12 Строение, обращение, разрешение МVII7, УмVII7 в мажоре и миноре.) >>

    Тестовое занятие

    Ваша заявка принята!
    Спасибо за обращение, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

    Заходите в наши аккаунты в социальных сетях

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector