Стучат стойки стабилизатора причины и способы устранения
Стучат стойки стабилизатора причины и способы устранения
При езде вдруг появился стук в районе стоек стабилизатора? Или они гремят в повороте? Так или иначе механизм надо проверить. А как это сделать, расскажем ниже.
- 1 Назначение стоек стабилизатора
- 2 Конструкция механизма
- 3 Как правильно определить износ и неисправность
- 4 Как проверить: диагностика в домашних условиях
- 5 Восстановление и ремонт своими руками (с фото)
Назначение стоек стабилизатора
При проектировании подвески конструкторы автомобилей ищут компромисс между комфортностью и устойчивостью на дороге. Излишняя жёсткость добавляет безопасности, но превращает автомобиль в вибростенд. Слишком мягкая, комфортная подвеска приводит к опасным кренам при вхождении в поворот.
Для борьбы с этим явлением предназначены стабилизаторы. Устройство представляет собой пружинную балку, работающую на скручивание. Если одно колесо прижимается к кузову (раме), с помощью стабилизатора такая же сила действует и на второе колесо, компенсируя крен.
Принцип действия стабилизатора поперечной устойчивости
Для соединения элементов подвески со стабилизатором предназначены стойки (на рисунке изображены красным цветом).
Конструкция механизма
Этот компонент предназначен для надёжной и в то же время демпфирующей связи неподрессоренных масс подвески (колесо, ступица, поворотный кулак) с упругой частью — балкой стабилизатора. Общим является назначение стойки — обеспечить подвижное сочленение. При этом исполнение может быть различным:
Шаровые опоры. Самая распространённая схема. Обеспечивает свободу шарнирам по всем направлениям.
Пример шаровых опор
При такой конструкции износ наступает быстрее всего, поскольку шаровые опоры воспринимают на себя нагрузку, сопоставимую с ? массы автомобиля. Стойка постоянно находится в движении, испытывая силы, направленные на сжатие, растяжение и изгиб. Применяется в подвеске, где компоненты расположены компактно и балка стабилизатора сложной формы. Могут устанавливаться под углом. Практически не подлежит ремонту и восстановлению.
Серьги. Примитивная, но очень надёжная схема.
Конструкция типа «серьги»
На шпильку нанизываются упругие элементы (резина, полиуретан, силикон), которые фиксируются шайбами. Между резинками расположены проушины рычага подвески и балки стабилизатора. Некоторая свобода движения обеспечивается собственно резиновыми упорами, однако значительное отклонение от вертикали невозможно. Этот недостаток не позволяет использовать такие стойки в сложных подвесках. К достоинствам относятся способность выдерживать значительные нагрузки и высокая ремонтопригодность.
Сайлентблоки. Такой шарнир имеет подвижность только в одной плоскости. Поперечные отклонения допускаются на малый угол.
Вариант сайлентблоков (деталь обведена красным)
К достоинствам можно отнести более продолжительный (в сравнении с шаровыми опорами) срок эксплуатации и относительную ремонтопригодность. Недостаток — ограничение в применении на сложных конструкциях подвески.
Как правильно определить износ и неисправность
Общий признак износа — расхлябанность подвески и посторонние звуки. Однако существует ряд сигналов, относящихся именно к стойкам:
- Непривычно высокие крены в поворотах.
- При проезде неровностей в затяжном повороте автомобиль норовит «соскочить» с траектории.
- Характерные стуки в подвеске, особенно «на отбой», когда шарниры стабилизатора разгружены.
- При торможении или разгоне слышны слабые стуки в подвеске.
Эксплуатация автомобиля с повреждёнными (изношенными) стойками стабилизатора может грозит потерей управляемости и ДТП, особенно на высоких скоростях. К тому же когда стойки постоянно стучат, это отвлекает водителя от управления автомобилем.
Износ шарниров в стойках относится к прогрессирующим неисправностям. Появившийся небольшой люфт, особенно во время движения под нагрузкой, ускоряет развитие дефекта и приводит к неприятным последствиям.
При появлении первых признаков неисправности следует произвести диагностику на сервисе или самостоятельно проверить состояние стоек, чтобы в дальнейшем восстановить их либо снять и заменить.
Почему стучат стойки стабилизатора поперечной устойчивости на BMW E34 (видео)
Как проверить: диагностика в домашних условиях
Внимание! Общее правило диагностики подвески — неисправности ищутся в разгруженном состоянии. Сжатые под весом автомобиля шарниры могут не показать люфт.
Для проведения диагностики может понадобиться помощник.
Необходимые инструменты для проверки работоспособности
- Домкрат. Предназначен только для подъёма и манипуляций с подвеской. Производить работы, когда автомобиль опирается только на домкрат, опасно!
- Стойки-опоры под днище (раму).
- Башмаки под колёса.
- Монтировка или небольшой ломик.
- Желательно иметь стетоскоп автолюбителя. Без движения автомобиля стуки в подвеске выражены не так сильно, иногда их можно определить только с помощью стетоскопа.
Автомобильным стетоскопом можно прослушивать не только неисправности ходовки, но и шумы в двигателе
Как выполняется проверка исправности деталей
Как узнать причину стуков: видеогид о самом простом способе диагностики
Восстановление и ремонт своими руками (с фото)
Неисправные стойки следует демонтировать. Эта процедура выполняется стандартным инструментом. Может понадобится съёмник шаровых опор. В зависимости от конструкции стойки её следует заменить или отремонтировать.
- Шаровые опоры практически не поддаются восстановлению. Существуют ремонтные смеси, которые впрыскиваются в шарнир и при застывании устраняют люфт. Такой способ сомнителен, эффект будет недолговечным.
Совет! Для профилактики износа шаровых опор стабилизатора следует регулярно проверять пыльники. При появлении трещины или разрыва резинку следует заменить.
Выбор материала втулок зависит от стиля вождения и любви владельца к комфорту
При отсутствии необходимых втулок можно подобрать на авторынке подходящие по диаметру и толщине. При этом важно помнить, что резинки рассчитаны на определённую массу автомобиля. То же самое относится и к замене материала. Полиуретан имеет больший срок службы, но он жёстче резины. Можно проиграть в комфорте. При замене опорных резинок следует тщательно вычистить посадочное место (проушину). Песок и грязь способствуют износу.
Сайлентблоки меняются несколько сложнее, но всё же самостоятельный ремонт возможен.
Запрессовка сайлентблоков может производиться и с помощью самодельных устройств
Если существуют готовые ремкомплекты — хорошо. Если нет — подберите подходящие по диаметру. Важно не ошибиться с диаметром отверстия в металлической втулке, иначе стойка будет болтаться на опорной шпильке. Демонтаж и запрессовку сайлентблока можно выполнить самодельным прессом на основе домкрата.
Для работ понадобится гидравлический домкрат
Важно! Установка отреставрированных стоек имеет особенности. Зафиксируйте (но не затягивайте) крепёжные гайки и опустите автомобиль в штатное положение, после чего производите окончательную затяжку. Более подробно об установке рассказано здесь.
Если стойки стабилизатора не пригодны для ремонта, их стоит заменить на новые. Подробно о замене стоек стабилизатора можно прочитать здесь.
Самостоятельная диагностика и ремонт стоек стабилизатора не представляет сложностей для автолюбителя со стажем. Выполняя обслуживание своего автомобиля, вы не только экономите средства. Знакомство с конструкцией добавляет уверенности при эксплуатации, вы не будете застигнуты врасплох в дальнем путешествии.
Признаки неисправности стоек стабилизатора. Учимся их замечать и устранять
Скачать PDF
Необходимо знать признаки неисправности стойки стабилизатора, поскольку конструктивно крепежные элементы и сам стержень стойки имеют тонкие уязвимые места, которые предусмотрены из соображений безопасности. В местах утончения узлов стойки может произойти поломка или деформация вследствие увеличения нагрузки на этот элемент подвески.
Стабилизатор предназначен для повышения устойчивости автомобиля во время езды, а также уменьшения возможного крена машины при вхождении в зону поворота или совершения резких маневров. Поэтому стабилизаторы на независимых подвесках на обоих мостах призваны исключить поперечный крен машины и как следствие его опрокидывание.
Для придания подвижности сочленению подвески автомобиля и стойки используются шарниры. Такое соединение герметично защищено специальными пыльниками, внутри которых находится смазка, способная сохранять свойства деталей при различных температурных режимах. Выход из строя элементов стабилизатора может привести к поломке других элементов подвески, что повлечет за собой дорогостоящий ремонт. Поэтому этот узел автомобиля нуждается в периодическом осмотре.
Подробно про неисправности
Признаки неисправности стойки стабилизатора достаточно легко определить, особенно во время его движения по неровностям и ухабам. Первое, на что следует обратить внимание в этом случае, так это на стук, который появляется под капотом или в задней части автомобиля. Если на скорости автомобиль тащит «юзом», его сносит с колеи, особенно при отпускании рулевого колеса, постоянно приходится выравнивать автомобиль, то это также является одним из характерных признаков поломки.
При вхождении в зону поворота, у автомобиля может наблюдаться сильный крен на один из бортов, в зависимости от направления движения. Не всегда внешний осмотр стоек может выявить их поломку. Еще одним характерным признаком поломки является излишнее раскачивание автомобиля во время торможения, а также при въезде в поворот при отсутствии видимых повреждений стойки.
Как определить поломку?
Для проверки стоек стабилизатора можно воспользоваться достаточно простым способом, для чего необходимо освободить пространство в колесной нише путем полного поворота колесной пары. Затем нужно рукой взяться за стойку стабилизатора и сильно расшатать из стороны в сторону.
В случае появления люфта и стука необходимо срочно произвести замену детали. Это связано с тем, что механизм испытывает большие нагрузки во время езды, поэтому такого в норме не должно наблюдаться. Для проверки можно загнать автомобиль на смотровую яму, или проверить с помощью подъемника.
Машина устанавливается на домкраты, затем отдается фиксирующая гайка и освобождается стойка стабилизатора. Теперь механизм нужно хорошо расшатать. При наличии характерных звуков биения и свободном ходе шарниров появляется необходимость в их замене или ремонте.
Ослабленное крепление шарниров можно определить также при помощи монтировки. Для этого нужно в месте крепления раскачать стойку в разные стороны. Если расшатывание их происходит без особых усилий, то деталь пришла в негодность и нуждается в замене.
Определить неисправность можно также тактильным способом. Для этого необходимо забраться в смотровую яму и попросить кого-нибудь ее расшатать. В этом случае можно будет безошибочно определить, откуда доносится звук, сигнализирующий о поломке, а также сама неисправность будет ощущаться во время прикосновения к механизму.
Как правило, чаще всего происходит стирание втулки или ломается шаровый элемент подвески. Поэтому ремонт механизма сводится к их замене.
Неисправность стоек стабилизатора симптомы
Стойки стабилизатора в силу своих конструктивных особенностей имеет несколько слабых мест. Наиболее часто встречающиеся дефекты устройства это поломка либо деформация стержня и элементов крепления. Как правило, такие неприятности случаются в результате избыточной нагрузки на механизм.
Стабилизатор придает дополнительную устойчивость транспортному средству во время движения. Уменьшает градус бокового наклона (крена) при вхождении в поворот или при выполнении сложных маневров. Устройства на независимых подвесках переднего и заднего моста, лучше справляются со своими задачами, т.к. препятствуют появлению поперечного крена автомобиля.
Чтобы придать подвижность узлу стойка стабилизатора – подвеска применяются шарниры. Конструкцию надежно изолируют пыльниками со специальной смазкой, которая поддерживает работоспособность детали при любой температуре. Повреждение одного компонента подвески влечет за собой сбои и выход из строя и других ее элементов. Ремонт в запущенных случаях обходится достаточно дорого, поэтому необходимо время от времени проводить хотя бы визуальный осмотр узла.
Признаки неисправностей стоек стабилизатора
Дефекты стоек стабилизатора дают о себе знать при езде по неровному дорожному покрытию. Обычно они проявляются в виде стука под капотом или в задней части машины. Также стоит обратить внимание, если ваш автомобиль ведет «юзом» на скорости, или выносит с колеи, например, при отпускании руля и вам приходится выправлять траекторию движения. Все эти признаки указывают на проблемы механизма.
При выполнении поворота машину может заносить на один бок, в зависимости от хода движения. Или наблюдаться раскачивание автомобиля при торможении. Часто поверхностный осмотр не выявляет повреждений.
Диагностика неисправностей стойки стабилизатора
Один из способов диагностики стоек стабилизатора на предмет поломки, во-первых, очистить место в колесной нише, полностью развернув колесную пару. Во-вторых, ухватив стойку руками с силой раскачать.
Если после выполнения указанных манипуляций появляется люфт или характерный стук – необходимо менять деталь. Более тщательный досмотр можно произвести в смотровой яме или на подъемнике.
Транспортное средство ставится на домкраты, снимается крепежная гайка и высвобождается стойка стабилизатора. Узел подвергается расшатыванию. При наличии посторонних звуков и холостом ходе шарниров – принимается решение о целесообразности ремонта или полной замене механизма. Расшатанные шарниры определяются с помощью монтировки.
Обычно причина неисправности кроется в стертой втулки или в сломанной шаровой детали подвески стойки стабилизатора.
Поломка стойки стабилизатора поперечной устойчивости может стать причиной потери управляемости автомобиля и привести к попаданию в аварийную ситуацию. Поэтому автовладельцу важно уметь вовремя определить неисправность, как только появились первые ее симптомы.
Поломка стойки стабилизатора автомобиля ведет к чрезмерным его кренам. При прямолинейном движении по ровной дороге неисправность незаметна, но любое вхождение в поворот сопровождается сильной валкостью.
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»
Особо опасны крены на высокой скорости. Автомобиль может не удержаться на предполагаемой траектории и перекувыркнуться. При обнаружении чрезмерной валкости следует снизить скорость и избегать лишних маневров.
Управляемость машины
Еще одним симптомом, который говорит о неисправности стойки стабилизатора, является значительное ухудшение управляемости машины. Движение сопровождается «рысканьем». Возможны периодические заносы. Подруливание значительно усложняется даже при езде по прямой.
Из-за резкого ухудшения управляемости автомобиля высок риск попадания в аварийную ситуацию, например, в результате отклонения машины от намеченной траектории.
Раскачивание авто
Поломка стойки стабилизатора поперечной устойчивости ведет к чрезмерному раскачиванию автомобиля, которое наблюдается во время:
- поезда через неровности;
- торможения;
- вхождения поворот;
- разгона.
Если не обращать внимание на раскачивание автомобиля, то это может закончиться потерей контроля над ним. В результате машина вылетит с дороги или перевернется.
Помимо раскачивания авто со стороны подвески есть и другие признаки неисправности стойки стабилизатора. Ходовая становится более мягкой, а неровности дорожного покрытия «проглатываются» лучше. Из-за улучшения комфорта при поломанных костяшках многие автовладельцы рекомендуют демонтировать их даже на полностью исправных автомобилях.
Посторонние звуки
Наиболее безобидными симптомами неисправности стойки стабилизатора поперечной устойчивости являются посторонние звуки. Интенсивность шума зависит от скорости и угла поворота.
Стойки с шаровым шарниром сильно стучат при движении по любым неровностям дороги. Например, переезд «лежачих полицейских» может выдать неисправность костяшки. Доносящийся звук обязательно будет исходить с колесной арки только с той стороны, с которой присутствует неисправность.
Выявить поломку стойки, конструкция которой включает втулки, на слух значительно сложнее. При выходе такой запчасти из строя она начинает скрипеть и постукивать. Звук при этом достаточно тихий и его не всегда можно распознать находясь в салоне автомобиля.
Определение неисправности стойки стабилизатора
Определять наличие неисправности стойки стабилизатора следует раскачивая машину из стороны в сторону в поперечном направлении относительно движения автомобиля. Выполнять данную операцию удобно совместно с помощником. Если раскачивание происходит без усилий и со стороны колесной арки доносится характерный стук, то велика вероятность неисправности стойки стабилизатора.
- При подозрении на неисправность следует проконтролировать состояние стойки с помощью нижеприведенного метода.
- Вывернуть колесо максимально в сторону до тех пор, пока не откроется доступ к стойке.
- Взять костяшку рукой.
- Пошатать стойку. Наличие люфта недопустимо.
- Удерживая рукой костяшку, требуется попросить помощника раскачать автомобиль. Со стороны стойки не должно исходить каких-либо посторонних звуков. Исправная костяшка не люфтит.
Если при вывороте колеса не открывается доступ к стойке стабилизатора, то автомобиль следует поставить на смотровую яму. В дальнейшем анализ состояния костяшки аналогичен вышеприведенной инструкции. Таким же способом производится проверка стоек стабилизатора задней оси.
Визуальный осмотр
Обнаружить признаки неисправности стойки стабилизатора позволяет визуальный его осмотр. Ключевые моменты, на которые следует обращать внимание при проверке костяшки отображены в таблице ниже.
Таблица — Признаки неисправности костяшек, которые можно выявить при визуальном осмотре
Критерий неисправности | Примечание |
---|---|
Механическое повреждение штока | Наиболее часто присутствует разлом в месте сварного шва стойки. Также встречаются и деформации, но они бывают намного реже. |
Потеря резиной своих первоначальных свойств | В результате естественного старения и воздействия агрессивной внешней среды резина теряет эластичность и на ее поверхности могут появиться трещины и надрывы. Данное явление характерно для втулок и пыльников шарниров. |
Чрезмерный износ | Наиболее легко обнаружить на стойках стабилизатора с втулками. Резина истирается с одной из сторон, в результате чего металл начинает контактировать с металлом, что и является источником характерного стука. |
Определение неисправности с демонтажем стойки
Проверить стойку стабилизатора на неисправность можно и демонтировав ее с автомобиля. Сделать это из-за корродирования и прикипания резьбовых соединений бывает весьма затруднительно, поэтому определение проблем с костяшкой с применением ее снятия с машины является крайней мерой.
На демонтированной стойке следует проверить смазку. Она должна быть в достаточно количестве и не иметь в себе вкраплений жидкости или мусора.
Прежде чем полностью снять стойку стабилизатора с автомобиля рекомендуется провести диагностику, открутив лишь одно крепление. Костяшку следует пошатать из стороны в сторону. В случае возникновения характерного звука автовладелец точно узнает какая из сторон стойки пришла в негодность.
Необходимо знать признаки неисправности стойки стабилизатора, поскольку конструктивно крепежные элементы и сам стержень стойки имеют тонкие уязвимые места, которые предусмотрены из соображений безопасности. В местах утончения узлов стойки может произойти поломка или деформация вследствие увеличения нагрузки на этот элемент подвески.
Стабилизатор предназначен для повышения устойчивости автомобиля во время езды, а также уменьшения возможного крена машины при вхождении в зону поворота или совершения резких маневров. Поэтому стабилизаторы на независимых подвесках на обоих мостах призваны исключить поперечный крен машины и как следствие его опрокидывание.
Для придания подвижности сочленению подвески автомобиля и стойки используются шарниры. Такое соединение герметично защищено специальными пыльниками, внутри которых находится смазка, способная сохранять свойства деталей при различных температурных режимах. Выход из строя элементов стабилизатора может привести к поломке других элементов подвески, что повлечет за собой дорогостоящий ремонт. Поэтому этот узел автомобиля нуждается в периодическом осмотре.
Подробно про неисправности
Признаки неисправности стойки стабилизатора достаточно легко определить, особенно во время его движения по неровностям и ухабам. Первое, на что следует обратить внимание в этом случае, так это на стук, который появляется под капотом или в задней части автомобиля. Если на скорости автомобиль тащит «юзом», его сносит с колеи, особенно при отпускании рулевого колеса, постоянно приходится выравнивать автомобиль, то это также является одним из характерных признаков поломки.
При вхождении в зону поворота, у автомобиля может наблюдаться сильный крен на один из бортов, в зависимости от направления движения. Не всегда внешний осмотр стоек может выявить их поломку. Еще одним характерным признаком поломки является излишнее раскачивание автомобиля во время торможения, а также при въезде в поворот при отсутствии видимых повреждений стойки.
Как определить поломку?
Для проверки стоек стабилизатора можно воспользоваться достаточно простым способом, для чего необходимо освободить пространство в колесной нише путем полного поворота колесной пары. Затем нужно рукой взяться за стойку стабилизатора и сильно расшатать из стороны в сторону.
В случае появления люфта и стука необходимо срочно произвести замену детали. Это связано с тем, что механизм испытывает большие нагрузки во время езды, поэтому такого в норме не должно наблюдаться. Для проверки можно загнать автомобиль на смотровую яму, или проверить с помощью подъемника.
Машина устанавливается на домкраты, затем отдается фиксирующая гайка и освобождается стойка стабилизатора. Теперь механизм нужно хорошо расшатать. При наличии характерных звуков биения и свободном ходе шарниров появляется необходимость в их замене или ремонте.
Ослабленное крепление шарниров можно определить также при помощи монтировки. Для этого нужно в месте крепления раскачать стойку в разные стороны. Если расшатывание их происходит без особых усилий, то деталь пришла в негодность и нуждается в замене.
Определить неисправность можно также тактильным способом. Для этого необходимо забраться в смотровую яму и попросить кого-нибудь ее расшатать. В этом случае можно будет безошибочно определить, откуда доносится звук, сигнализирующий о поломке, а также сама неисправность будет ощущаться во время прикосновения к механизму.
Как правило, чаще всего происходит стирание втулки или ломается шаровый элемент подвески. Поэтому ремонт механизма сводится к их замене.
Функции стоек стабилизатора
Стойки стабилизатора — это связующее звено между стабилизатором поперечной устойчивости и подвеской автомобиля. Воздействие этих элементов на поведение автомобиля исключительно велико. Они повышают устойчивость при езде по неровной дороге, сводят к минимуму крен при выполнении резких маневров и поворотов, исключают возможность возникновения поперечного опрокидывания.
Наиболее распространенные причины выхода стоек стабилизатора из строя связаны с естественным старением элементов стойки и с внешними воздействиями. В процессе движения автомобиля стойки стабилизатора могут быть подвержены весьма ощутимым ударам — это неизбежно приводит к поломке. Также в результате старения или механических повреждений может возникать порыв пыльника — это резко ускоряет процесс износа детали и в конечном итоге стойка стабилизатора приходит в негодность.
Стойки стабилизатора имеют небольшую стоимость и их техническое состояние легко поддаётся контролю, но в этом процессе важна регулярность. Если вовремя обнаружить неисправность не удаётся, то это может привести к выходу из строя смежных элементов подвески, которые стоят куда больше.
Признаки неисправности стоек стабилизатора
Определить момент выхода стоек стабилизатора из строя довольно просто по внешним признакам — они лучше всего проявляются при езде по неровному дорожному покрытию. Четыре наиболее очевидных и безусловных признака поломки:
- Чрезмерный крен автомобиля на одну из сторон при прохождении поворотов;
- «Рысканье» автомобиля по дороге, заносы, которые вынуждают водителя периодически подруливать даже при езде по прямой;
- Сильное нехарактерное раскачивание автомобиля на поворотах и при торможении;
- Возникновение стука в районе колёс автомобиля.
Самостоятельная экспресс-диагностика
Производить периодический контроль состояния стоек стабилизатора можно при осуществлении ежегодного технического обслуживания. Лучше всего если это будет сделано специалистами автосервиса, но это зависит от вашего желания. Кроме этого самостоятельно провести экспресс-диагностику состояния стоек стабилизатора вы можете в любой момент. Проделайте простую последовательность действий:
- Максимально освободите колёсную нишу и выверните рулевое колесо до упора в одну из сторон — должно появиться достаточно пространства для доступа к стойке стабилизатора;
- Возьмитесь за среднюю часть стойки стабилизатора и попробуйте её покачать из стороны в сторону;
- Если при раскачивании проявляется ощутимый люфт, то требуется замена стойки стабилизатора.
Доверить замену стоек стабилизатора лучше специалистам автосервиса — это недорого и не займёт много времени. Кроме того, есть возможность получить гарантию автосервиса на проведённые работы. Гарантия хотя и непродолжительная, но лишней уж точно не будет!
Подбор стоек стабилизатора лучше начинать с оригинальных каталогов запчастей — так вероятность ошибки меньше. А потом в процессе поиска по артикулу уже можно будет рассмотреть возможные аналоги.
Признаки неисправности и проверка стойки стабилизатора
Стойка стабилизатора – одна из самых простых деталей автомобиля. При этом она является жизненно важным узлом для работоспособности механизма авто. Машина комплектуется этой деталью по умолчанию. Однако по истечении какого-то времени она требует замены. Стойка – неотъемлемая часть авто. Без нее машина не начнет движение. Разберемся, когда нужно ремонтировать и менять стойку стабилизатора в Ланос.
Назначение и функции
Стойка обеспечивает связь между стабилизатором поперечной устойчивости и подвеской машины. Она способствует синхронной работе этих двух механизмов, расположенных параллельно друг другу.
Обеспечение связи между стабилизатором и подвеской – не единственная функция данной детали. Она также повышает устойчивость авто во время передвижения по неровной местности, снижает крен при выполнении резких поворотов и предотвращает поперечное опрокидывание машины. Таким образом, стойка влияет на безопасность и комфорт во время передвижения на автомобиле.
Причины выхода из строя стоек стабилизатора
Стойки, как и другие узлы машины, могут выйти из строя по разным причинам. Самая распространенная – естественный износ. Кроме того, эти детали авто подвержены внешнему воздействию. Они могут подвергаться ударам. Из-за многочисленных механических воздействий может появиться порыв пыльника. Это существенно ускоряет износ стойки.
Сама по себе данная деталь стоит недорого. Ее замена не сильно ударит по бюджету. Водитель должен отнестись к ее состоянию так же внимательно, как и к другим автозапчастям. Сломанная стойка сильно влияет на состояние смежных частей автомобиля. А их ремонт и замена могут обойтись гораздо дороже, чем покупка новой стойки.
Признаки неисправности
Срок замены данных узлов зависит от стиля вождения и условий эксплуатации автомобиля. О неисправности скажут такие симптомы:
- сильный крен во время поворота в одну сторону;
- заносы, возникающие во время езды по ровному шоссе;
- сильное раскачивание на поворотах и в процессе торможения;
- стук, возникающий в районе колес.
Как проверить стойку
Выход из строя стойки можно определить одним из следующих способов:
- Проверка на шум. Неисправная деталь издает сильный шум. Появляется скрежет и грохот. Такие звуки отсутствуют при нормальном состоянии стойки. Особенно сильный шум появляется на поворотах.
- Руль до упора. Эту манипуляцию нужно выполнять, когда авто поднято на подъемнике. Один человек прокручивает руль до упора, второй – проверяет стойку. Если появляется вибрация и шум, то деталь неисправна.
- Крен на повороте. Каждый водитель знает, если машину кренит при повороте, то это признак неисправности. Крен свидетельствует о многих неполадках, включая неисправную стойку.
- Проверка смазки. Для этого деталь нужно снять и раскрутить шарниры с пыльниками. Под ними должна быть смазка. Если вместо нее грязь, то стойку необходимо заменить.
Стойки стабилизатора: симптомы износа и диагностика неисправности
Сам по себе стабилизатор поперечной устойчивости необходим для предотвращения кренов кузова при прохождении автомобилем поворотов. Стойки стабилизаторов соединяют центральный элемент подвески с концами стабилизатора. Благодаря шарнирам в стойках, соединение стабилизатора с подвеской делается подвижным.
Функции стоек стабилизатора
Стойки стабилизатора обеспечивают соединение стабилизатора с поворотным кулаком (в независимой подвеске) либо ступицей (в задней подвеске), тем самым происходит нежесткое соединение, ограничивающее объединенным элементам подвижность. Требуется это для того, чтобы двигаясь, например в повороте, возникающие разнонаправленные силы, воздействующие на подвеску, а также кузов, не сломали сопряженные элементы, к которым относятся проушины стабилизатора и ступицы. По сути, стойки стабилизатора выполняют функцию демпфера, сглаживая значительные усилия.
Таким образом, становится понятно, что в процессе работы на стойку оказываются существенные нагрузки, из-за чего шарнирные соединения постепенно разрушаются.
Характерные признаки износа стойки
— стук в ходе движения, в особенности, при проезде «лежачего полицейского»;
— «плавание» автомобиля – особенно в колее его начинает самопроизвольно уносить в сторону, поэтому водитель вынужден «ловить дорогу» постоянно подруливая;
— излишние раскачивания кузова в повороте и (или) при торможении;
— повышенные уровни кренов при прохождении поворотов.
Как определить неисправность в стойке стабилизатора
Диагностику ослабления шарниров можно сделать самостоятельно. Для этого нужно воспользоваться монтировкой и, вывернув в сторону одно из передних колес, покачать стойку в месте крепления в стороны. Еще понятнее будет, если покачать стойку рукой при возможности под нее подлезть. Если для ее раскачивания особых усилий не прилагается – шарнир на стадии негодности. Вероятно, что рукой можно будет ощутить и люфт шарниров. Помимо этого, если автомобиль приобретен недавно, требуется проверить состояние пыльников – следы масла на них, а также трещины на поверхности свидетельствуют о том, что стойки стабилизатора давно не менялись.
При наличии помощника, готового помочь сделать диагностику, можно попробовать разобраться, откуда конкретно доносится звук, раздаваемый при проезде ям и каких-либо препятствий. Для этого, одному человеку необходимо опуститься в смотровую яму и приложить к шарниру палец, а другой начинает назад-вперед раскачивать машину. В этом случае стук не только будет слышен, но и ощущаться под пальцем.
Несомненно, даже при рассоединении шарнира, автомобиль способен продолжать передвижение, однако не рекомендуется доводить до этого, поскольку ездить с оторвавшейся стойкой – занятие не только малоприятное, но и весьма нервное, ведь управляемость серьезно ухудшается. С учетом того, что авторынок готов предложить множество неоригнинальных аналогов, покупка стойки стабилизатора, а также ее последующая замена, для большинства автовладельцев вряд ли будет обременительна.
Стук стоек стабилизатора: как определить и устранить своими руками
- Характерные признаки
- В чем опасность
- Что нужно для ремонта и диагностики
- Процедура ремонта
- Стук стоек стабилизатора: как определить и устранить своими руками
- Что в итоге
- Перехватывающая парковка: что это, как ей пользоваться
Всем привет! Темой для нашего сегодняшнего разговора станет стук стоек стабилизатора, с которым приходилось сталкиваться большому количеству автомобилистов.
Крайне неприятно, когда во время поездки машина начинает издавать те или иные нехарактерные для исправного авто звуки. Это заставляет нервничать и переживать.
Справедливо можно назвать стук стоек одним из самых неприятных. Нужно понимать, почему он появляется, как с ним справиться и к чему это потенциально может привести, если игнорировать симптомы.
Характерные признаки
Как известно, стабилизаторы необходимы для того, чтобы адаптировать транспортное средство к езде в различных условиях и по разным дорогам. Уже само название говорит о том, что эти элементы стабилизируют поведение автомобиля.
Чтобы соединить передние и задние стабилизаторы с элементами подвески, используются стойки. Это связующее звено между подвеской и стабилизаторами.
Но случается так, что со стороны этого звена начинает исходить посторонний шум в виде стуков. Это может касаться как передних, так и задних стоек стабилизатора.
Если вы заметили возможный стук стоек стабилизатора, поскольку исходящий оттуда звук не всегда указывает на поломку именно этого узла, нужно взглянуть на дополнительные характерные признаки.
Помимо стука, при неисправностях стоек возникают следующие симптомы:
- во время поворотов кузов машины кренит в разные стороны;
- при езде по неровным участкам дороги автомобиль самопроизвольно меняет направление своего движения;
- поездка сопровождается грохотов шарниров стабилизатора;
- подвеска становится расхлябанной во время разгона и при торможении.
Многие автомобилисты задаются вопросами о том, почему летят стойки, можно ли ездить в такой ситуации, и чем это может обернуться.
В чем опасность
Зная, как проявляется стук стоек стабилизатора, логично спросить, как поступить дальше.
Случается даже и так, что стучит новая стойка, буквально после замены. Это можно объяснить неправильной установкой, проблемой в других узлах, либо же банальным заводским браком.
Нельзя сказать, что стук стоек является характерной проблемой исключительно недорогих автомобилей типа Лады Веста, Шевроле Лачетти, Поло Седан и пр. Это происходит на любых авто, поскольку речь идет о расходнике. Да, срок службы стоек внушительный, но он не вечный.
При возникновении стука со стороны стоек стабилизатора продолжать движение настоятельно не рекомендуется.
При этом не все понимают, чем опасен стук. Попытаемся объяснить.
Стойка стабилизатора, которая начинает выходить из строя и от этого стучит, снижает качество управляемости, что может привести к аварии. Параллельно стуки банально отвлекают водителя.
Стук указывает на то, что шарниры внутри стоек постепенно вырабатываются. Продолжая движение, выработка будет только прогрессировать. Сначала это просто шум, затем откровенные стуки, крен кузова и прочие признаки.
Что нужно для ремонта и диагностики
Важно учитывать, что стук стоек может возникать и при исправных элементах. Это возможно, если стабилизатор был неправильно отрегулирован. Такую оплошность также важно своевременно исправить, чтобы она не превратилась в полноценную и серьезную поломку.
Диагностику и ремонт проводят в условиях поднятого автомобиля. Только так удастся обнаружить люфт. Потому для работы следует вооружиться:
- домкратом;
- башмаками для колес;
- подставкой под раму;
- стетоскопом;
- стандартным набором инструментов.
Последний инструмент позволит более точно обнаружить источник стука, и убедиться, что вина лежит именно на стойках стабилизатора.
Процедура ремонта
Стук стоек стабилизатора: как определить и устранить своими руками
Теперь непосредственно о том, что предстоит делать автовладельцу в рамках диагностики и ремонта, спровоцированного стуком стоек стабилизатора на транспортном средстве.
Последовательность процедур будет примерно следующей:
- Подняв автомобиль с помощью домкратов или подъемника, проверьте геометрию стоек. Если она нарушена, эксплуатировать машину нельзя;
- Осмотрите передние шарниры. При наличии дефектов пыльников, втулок или сайлентблоков требуется их замена;
- Раскачайте машину, чтобы понять, откуда исходят звуки. Но делать это можно только на смотровой яме, а не подняв машина на домкратах;
- При проверке подвески обязательно разгрузите ее, вытащите из авто все лишнее;
- Если стойки исправны, при раскачке и дергании элементов никаких люфтов и шумов возникать не должно;
- Если стойки вышли из строя, их придется демонтировать. Это не так сложно, но вооружиться съемником шаровых опор стоит.
В большинстве случаев стойки стабилизаторов на автомобилях не пригодны для ремонта. А потому суть проводимых работ сводится к замене элементов. Причем поменять их можно даже в гаражных условиях, своими руками.
Пример замены стоек можете посмотреть на видео, подчеркнуть для себя много нового.
Что в итоге
Перехватывающая парковка: что это, как ей пользоваться
Стук, исходящий со стороны стоек стабилизатора, является неприятным и потенциально опасным симптомом.
Учитывая конструктивные особенности автомобильной подвески, не всегда шум, исходящий оттуда, имеет отношение именно к этому узлу. Чтобы убедиться в этом или опровергнуть догадки, требуется диагностика.
Так или иначе, нехарактерный шум всегда говорит о наличии тех или иных проблем с транспортным средством. Устранять их самостоятельно, либо обращаться за профессиональной помощью, дело лично каждого.
Приходилось ли вам сталкиваться со стуком стоек стабилизатора? В чем была причина и как вы вышли из сложившейся ситуации?
Свои истории из жизни пишите в комментариях.
Профилактика стойки и штанги стабилизатора поперечной устойчивости
Ремонт / От Владимир
- Конструкция механизма
- Как правильно определить износ и неисправность
Почему стучат стойки стабилизатора поперечной устойчивости на BMW E34 (видео)
- Необходимые инструменты для проверки работоспособности
При езде вдруг появился стук в районе стоек стабилизатора? Или они гремят в повороте? Так или иначе механизм надо проверить. А как это сделать, расскажем ниже.
Назначение стоек стабилизатора
При проектировании подвески конструкторы автомобилей ищут компромисс между комфортностью и устойчивостью на дороге. Излишняя жёсткость добавляет безопасности, но превращает автомобиль в вибростенд. Слишком мягкая, комфортная подвеска приводит к опасным кренам при вхождении в поворот.
Для борьбы с этим явлением предназначены стабилизаторы. Устройство представляет собой пружинную балку, работающую на скручивание. Если одно колесо прижимается к кузову (раме), с помощью стабилизатора такая же сила действует и на второе колесо, компенсируя крен.
Принцип действия стабилизатора поперечной устойчивости
Для соединения элементов подвески со стабилизатором предназначены стойки (на рисунке изображены красным цветом).
Процедура ремонта
Самые большие внедорожники мира: рейтинг великанов
Теперь непосредственно о том, что предстоит делать автовладельцу в рамках диагностики и ремонта, спровоцированного стуком стоек стабилизатора на транспортном средстве.
Последовательность процедур будет примерно следующей:
- Подняв автомобиль с помощью домкратов или подъемника, проверьте геометрию стоек. Если она нарушена, эксплуатировать машину нельзя;
- Осмотрите передние шарниры. При наличии дефектов пыльников, втулок или сайлентблоков требуется их замена;
- Раскачайте машину, чтобы понять, откуда исходят звуки. Но делать это можно только на смотровой яме, а не подняв машина на домкратах;
- При проверке подвески обязательно разгрузите ее, вытащите из авто все лишнее;
- Если стойки исправны, при раскачке и дергании элементов никаких люфтов и шумов возникать не должно;
- Если стойки вышли из строя, их придется демонтировать. Это не так сложно, но вооружиться съемником шаровых опор стоит.
В большинстве случаев стойки стабилизаторов на автомобилях не пригодны для ремонта. А потому суть проводимых работ сводится к замене элементов. Причем поменять их можно даже в гаражных условиях, своими руками.
Пример замены стоек можете посмотреть на видео, подчеркнуть для себя много нового.
Конструкция механизма
Этот компонент предназначен для надёжной и в то же время демпфирующей связи неподрессоренных масс подвески (колесо, ступица, поворотный кулак) с упругой частью — балкой стабилизатора. Общим является назначение стойки — обеспечить подвижное сочленение. При этом исполнение может быть различным:
- Шаровые опоры. Самая распространённая схема. Обеспечивает свободу шарнирам по всем направлениям.
Пример шаровых опор
При такой конструкции износ наступает быстрее всего, поскольку шаровые опоры воспринимают на себя нагрузку, сопоставимую с ¼ массы автомобиля. Стойка постоянно находится в движении, испытывая силы, направленные на сжатие, растяжение и изгиб. Применяется в подвеске, где компоненты расположены компактно и балка стабилизатора сложной формы. Могут устанавливаться под углом. Практически не подлежит ремонту и восстановлению.
Серьги. Примитивная, но очень надёжная схема.
Конструкция типа «серьги»
На шпильку нанизываются упругие элементы (резина, полиуретан, силикон), которые фиксируются шайбами. Между резинками расположены проушины рычага подвески и балки стабилизатора. Некоторая свобода движения обеспечивается собственно резиновыми упорами, однако значительное отклонение от вертикали невозможно. Этот недостаток не позволяет использовать такие стойки в сложных подвесках. К достоинствам относятся способность выдерживать значительные нагрузки и высокая ремонтопригодность.
Сайлентблоки. Такой шарнир имеет подвижность только в одной плоскости. Поперечные отклонения допускаются на малый угол.
Вариант сайлентблоков (деталь обведена красным)
К достоинствам можно отнести более продолжительный (в сравнении с шаровыми опорами) срок эксплуатации и относительную ремонтопригодность. Недостаток — ограничение в применении на сложных конструкциях подвески.
Как проверить стойки стабилизатора на неисправность?
Когда европейские автопроизводители заявляют, что стойки стабилизаторов имеют ресурс до 100 тыс. км, они считают эти километры по своим идеальным европейским автобанам. На наших дорогах заявленную цифру можно смело делить на два, и то если повезет. Все детали подвески зависят от состояния дорог и манеры вождения, а у нас оба эти фактора пока не радуют. По сути, они, как и некоторые другие детали подвески, превращаются в один из наиболее часто меняемых элементов. Так что лучше заранее узнать, как проявляются первые проблемы.
Косвенным признаком того, что со стойками не всё ладно, становится поведение автомобиля:
- при движении в поворотах кузов сильней кренится;
- затрудняется езда по прямой (приходится всё время подруливать, чтобы держаться в полосе);
- при переезде через препятствия в районе колеса слышен стук с одной стороны.
Однако учитывая, что и другие неисправности подвески могут дать похожие «симптомы», лучше заранее знать, как проверить, действительно ли проблема со стойками, прежде чем ехать за новыми. Можно пошутить, что если кусок стойки стабилизатора выпал и лежит на асфальте, ставить его назад нежелательно. Однако даже если они целые на вид, их шарниры или втулки могут быть изношены, а значит, непригодны к эксплуатации.
Как правильно определить износ и неисправность
Общий признак износа — расхлябанность подвески и посторонние звуки. Однако существует ряд сигналов, относящихся именно к стойкам:
- Непривычно высокие крены в поворотах.
- При проезде неровностей в затяжном повороте автомобиль норовит «соскочить» с траектории.
- Характерные стуки в подвеске, особенно «на отбой», когда шарниры стабилизатора разгружены.
- При торможении или разгоне слышны слабые стуки в подвеске.
Эксплуатация автомобиля с повреждёнными (изношенными) стойками стабилизатора может грозит потерей управляемости и ДТП, особенно на высоких скоростях. К тому же когда стойки постоянно стучат, это отвлекает водителя от управления автомобилем.
Износ шарниров в стойках относится к прогрессирующим неисправностям. Появившийся небольшой люфт, особенно во время движения под нагрузкой, ускоряет развитие дефекта и приводит к неприятным последствиям.
При появлении первых признаков неисправности следует произвести диагностику на сервисе или самостоятельно проверить состояние стоек, чтобы в дальнейшем восстановить их либо снять и заменить.
Почему стучат стойки стабилизатора поперечной устойчивости на BMW E34 (видео)
Характерные признаки
Как известно, стабилизаторы необходимы для того, чтобы адаптировать транспортное средство к езде в различных условиях и по разным дорогам. Уже само название говорит о том, что эти элементы стабилизируют поведение автомобиля.
Чтобы соединить передние и задние стабилизаторы с элементами подвески, используются стойки. Это связующее звено между подвеской и стабилизаторами.
Но случается так, что со стороны этого звена начинает исходить посторонний шум в виде стуков. Это может касаться как передних, так и задних стоек стабилизатора.
Если вы заметили возможный стук стоек стабилизатора, поскольку исходящий оттуда звук не всегда указывает на поломку именно этого узла, нужно взглянуть на дополнительные характерные признаки.
Помимо стука, при неисправностях стоек возникают следующие симптомы:
- во время поворотов кузов машины кренит в разные стороны;
- при езде по неровным участкам дороги автомобиль самопроизвольно меняет направление своего движения;
- поездка сопровождается грохотов шарниров стабилизатора;
- подвеска становится расхлябанной во время разгона и при торможении.
Многие автомобилисты задаются вопросами о том, почему летят стойки, можно ли ездить в такой ситуации, и чем это может обернуться.
Как проверить: диагностика в домашних условиях
Внимание! Общее правило диагностики подвески — неисправности ищутся в разгруженном состоянии. Сжатые под весом автомобиля шарниры могут не показать люфт.
Для проведения диагностики может понадобиться помощник.
Необходимые инструменты для проверки работоспособности
- Домкрат. Предназначен только для подъёма и манипуляций с подвеской. Производить работы, когда автомобиль опирается только на домкрат, опасно!
- Стойки-опоры под днище (раму).
- Башмаки под колёса.
- Монтировка или небольшой ломик.
- Желательно иметь стетоскоп автолюбителя. Без движения автомобиля стуки в подвеске выражены не так сильно, иногда их можно определить только с помощью стетоскопа.
Автомобильным стетоскопом можно прослушивать не только неисправности ходовки, но и шумы в двигателе
Как выполняется проверка исправности деталей
- Произведите осмотр геометрии стоек. Нештатные изгибы — признак неисправности, и ездить на таких не рекомендуется.
- Внимательно изучите состояние передних шарниров. Порванные пыльники шаровых, трещины в сайлентблоках или резиновых втулках говорят о критическом износе.
- Находясь под днищем автомобиля (в яме гаража), попросите помощника раскачать кузов руками. Явно выраженные стуки будут заметны, и узнать неисправность труда не составит.
- Разгрузите подвеску. Для этого приподнимите автомобиль домкратом и установите на опорные стойки. Колёса не должны отрываться от земли. Поднимать стоит обе стороны, иначе упругая балка будет работать на скручивание. Резким движением подёргайте стойки — люфт будет заметен. Воспользуйтесь стетоскопом для точности «диагноза».
Как узнать причину стуков: видеогид о самом простом способе диагностики
В чем опасность
Зная, как проявляется стук стоек стабилизатора, логично спросить, как поступить дальше.
Случается даже и так, что стучит новая стойка, буквально после замены. Это можно объяснить неправильной установкой, проблемой в других узлах, либо же банальным заводским браком.
Нельзя сказать, что стук стоек является характерной проблемой исключительно недорогих автомобилей типа Лады Веста, Шевроле Лачетти, Поло Седан и пр. Это происходит на любых авто, поскольку речь идет о расходнике. Да, срок службы стоек внушительный, но он не вечный.
При возникновении стука со стороны стоек стабилизатора продолжать движение настоятельно не рекомендуется.
При этом не все понимают, чем опасен стук. Попытаемся объяснить.
Стойка стабилизатора, которая начинает выходить из строя и от этого стучит, снижает качество управляемости, что может привести к аварии. Параллельно стуки банально отвлекают водителя.
Стук указывает на то, что шарниры внутри стоек постепенно вырабатываются. Продолжая движение, выработка будет только прогрессировать. Сначала это просто шум, затем откровенные стуки, крен кузова и прочие признаки.
Тяга стабилизатора форд, ниссан и прочее
В конструкции автомобиля есть детали и устройства, которые обеспечивают защиту от неустойчивости, от легкого опрокидывания в случае резкого поворота. Стойки стабилизатора — это устройства, предназначенные для создания поперечной устойчивости автомобиля. Поэтому они называются стойки стабилизатора поперечной устойчивости. Это важные элементы конструкции машины, поэтому за ними нужно следить, уметь определять по признакам неисправностей, какие неполадки и в каком узле.
Устройство и принцип работы
Стойка представляет собой шток длиной от 5 до 20 сантиметров. С обоих концов шток имеет шарниры для подвижности. В качестве шарнирных соединений, могут быть установлены следующие варианты:
- два шаровых шарнира;
- шарнир и втулка стабилизатора;
- две втулки;
- с одной стороны шарнир, а с другой — резьба.
Как правило, шарнирные детали привариваются сваркой к штоку под прямым углом (90 градусов). В месте присоединения наконечника к стержню из металла имеет шейка (тонкий конец). Это сделали специально, то есть ослабили конструкции именно в этом месте, чтобы при превышение допустимых max нагрузок, стойка устройства ломалась именно в утонченном месте. Такой способ можно назвать механическим предохранителем. Если бы стойка ломалась в другом каком-либо месте, то она могла бы пробить днище автомобиля, причинить вред водителю или пассажирам.
Такая продуманная конструкция стоек позволяет защититься от лишних проблем. Не надо жаловаться, что стойки часто выходят из строя, они специально делаются не слишком толстыми. Не оригинальные стойки по диаметру чаще больше, чем оригинальные. Прослужат они дольше, но безопасность в этом случае снижена.
Самыми популярными стойками по виду являются стойки с шаровыми шарнирами. В устройство такого типа стойки входят шаровый палец из стали и посадочное пластиковое место со смазкой, имеющей специальные температурно-динамические характеристики. На палец сверху запрессовывается крышка из металла или пластика.
Для защиты от попадания пыли в шарнирные соединения, всегда устанавливаются герметичные резиновые пыльники со смазкой. Такая простая деталь, как пыльник, значительно увеличивает срок эксплуатации устройства и подвижный механизм защищает от потери и загрязнения смазки. Основное свойство смазки для шарниров под пыльником — это морозоустойчивость, чтобы не густела в сильные морозы.
Для лучшего понимания, как работают стойки стабилизаторов, надо понять, что стойки соединяются со стабилизаторами не жестко, то есть они имеют относительно друг друга некоторую подвижность. Во время поворота машина начинается наклоняться (естественный крен) и в это время на кузов авто воздействуют одни силы, а на подвеску воздействуют силы, которые пытаются выпрямить кузов. Если силы крена намного больше, то есть риск поломки сопряженных деталей: стабилизатора и проушины ступицы. Получается, что стойка стабилизатора — это демпфер, который выравнивает противоположно направленные силы. Но, так как сила, которая хочет опрокинуть автомобиль (при резком повороте) и сила, которая против нее, обе давят на стойку стабилизатора, из-за чего шарнирные соединения стойки постепенно разрушаются.
Есть производители, которые изготавливают стойки стабилизатора с самостоятельной регулировкой. К примеру, на Nissan Patrol GR (Ниссан Патрол ДЖИ ЭР) устанавливается электронный стабилизатор поперечной устойчивости, то есть электроника может отключать стабилизатор.
Есть еще автомобили, чаще внедорожники, у которых работа стабилизаторов регулируется электронным блоком управления (ЭБУ).
Что такое стабилизатор поперечной устойчивости
Стабилизатор поперечной устойчивости нужен для уверенного вхождения в повороты. Он отвечает за то, чтобы машина не кренилась, страгивалась и тормозила без заносов.
Стойки обеспечивают подвижное соединение упругого стабилизатора с амортизатором. Нельзя соединить их напрямую, так как шток амортизатора должен перемещаться в продольном направлении. Функционал стоек стабилизатора заключается как раз в том, чтобы обеспечить такое движение.
Неисправности стоек стабилизатора
Неисправности можно определить, зная симптомы, признаки неправильной работы. При возникновении неполадок в работе стабилизаторных стоек появляются следующие признаки:
- Во время движения по неровной дороге есть характерный стук. Этот признак бывает на машинах, на которых установлены стойки с шаровыми шарнирами. Например, стабилизатор стучит при переезде «лежачего полицейского» (искусственно созданная неровность дороги для снижения скорости).
- Во время движения по ровной дороге машину тянет то влево, то вправо.
- Во время обычного поворота автомобиль кренится (наклоняется) больше, чем было.
- Наблюдается поперечное раскачивание кузова авто при движении по ровной дороге.
Причины поломок стоек стабилизаторов
Самый уязвимый элемент в этом узле — это шарнирные соединения. Причины могут быть следующие:
- Порвался пыльник, из-за чего пыль попадает на смазку и в само соединение.
- Стерлась обойма шарового пальца. В этом случае шаровый палец болтается в посадочном месте.
Ремонтировать стойки — это сложный процесс. Для этого нужно заводское хорошее оборудование. Можно просто заменить изношенную деталь, палец шаровый или втулку. Стоимость таких работ высокая. Поэтому лучше купить новые стабилизаторы. Не обязательно покупать оригинальные, можно купить обычные, они также хорошо работают.
Как проверить стойки стабилизатора
Узнать, в каком состоянии находятся стойки с шаровыми шарнирами можно очень просто:
- Для этого надо стать сбоку машины и раскачивать ее. Если автомобиль легко раскачивать поперек, то это означает, что шарниры стабилизаторных стоек вышли из строя. Если сама стойка неисправна, то в районе колеса будет слышен стук.
- Повернуть колеса до максимума в одну сторону. Теперь один раскачивает машину поперек, в второй трогает стабилизаторы и чувствует, есть ли люфт. Люфта практически не должно быть.
- Проверить, в каком состоянии находятся пыльники. Если порван или вообще нет, то придется менять. Не защищенный шарнирный механизм долго не прослужит.
Если на машине установлены стабилизаторы не с шаровыми, а с втулками, то проверить еще легче. Достаточно посмотреть, не стерлась ли резина только с одной стороны. Если резина износилась, требуется замена. Износ резины лучше проверять при накачанных колесах. Каким должно быть давление в шинах автомобиля, смотрите для своей конкретной марки и модели авто. В основном, для легковых машины, давление устанавливают 1,9-2 Атмосфер.
Чтобы сэкономить деньги, не стоит сразу ехать в сервис СТО и проводить платные диагностики. Некоторые легки диагностические приемы можно провести самому. К тому же, не все люди честные, могут преувеличить и заменить не то, что нужно.
Как поменять стойки стабилизатора
Чтобы научиться менять эти стойки, достаточно один раз сделать замену в качестве помощника. Очевидно, что в зависимости от марок и модели авто, конструкция и способы замены немного отличаются.
Необходимые инструменты для замены стоек стабилизаторов:
- домкрат;
- ключи;
- шестигранники;
- монтировка.
Передние стойки длиннее задних. Не следует менять только одну стойку, надо менять или оба передних, или оба задних.
Во время замены, ось машины должна быть вывешана и загружена, то есть после поднятия домкратом и снятия колеса, под шаровую опору надо подложить подставку. В этом случае стойка и стабилизатор будут в расслабленном состоянии.
Во время ремонта нужно быть аккуратнее с пыльниками, не порвать их. Если требуют замены, лучше сразу заменить их.
Виды стоек стабилизатора
Как уже было сказано, разные производители разработали свои модификации стоек для поперечной стабилизации транспорта. Все современные машины по умолчанию имеют передний стабилизатор, но также есть и модели с аналогичным элементом, установленным на задней оси, даже если машина переднеприводная. Существует три вида стоек:
- Шарнирные;
- Втулки;
- Шарниры-втулки (используются реже в зависимости от особенностей конструкции кузова и подвески).
Бюджетные авто оснащаются модификациями со втулками. Это небольшой стальной шток, на концах которого сделаны проушины. В них вставляются втулки. С одной стороны во втулку помещается стержень стабилизатора, а другая часть стойки фиксируется на рычаге подвески.
Если в машине используется шарнирная модификация, то зачастую это такой же стальной шток (его длина в каждой модели авто разная), на концах которого установлены шарниры. Они необходимы для подвижности узла. Их крепежные пальцы направлены в противоположные друг от друга стороны (бывают аналоги с одинаковым направлением пальцев или со смещением на несколько градусов друг относительно друга).
В некоторых автоматических стабилизаторах вместо стоек используются гидравлические цилиндры, которые изменяют жесткость прута в зависимости от типа дороги. Самый жесткий режим – на извилистой дороге, среднее положение – чаще всего подходит для грунтовки. На бездорожье активный стабилизатор чаще всего выключается.
Также стойки стабилизатора отличаются принципом крепления. По умолчанию с одной стороны крепится сам стабилизатор. В некоторых машинах вторая часть стойки фиксируется на рычагах подвески. Есть и другой тип крепления – к стойке амортизатора или поворотному кулаку колеса. В зависимости от этого на стойке будут свои крепежные отверстия.