Неисправность: стучит шаровая опора
Неисправность: стучит шаровая опора
Вышедшая из строя шаровая опора проявляет себя периодическим стуком при проезде неровностей на небольшой скорости.
Попробуем диагностировать эту неисправность, чтобы определить, что стучит именно шаровая. На примере шаровых опор передней подвески автомобиля ВАЗ 2108 (2109, 21099). Тут по одной шаровой в нижних рычагах подвески с каждой стороны автомобиля.
Признаки неисправности: стучит шаровая опора передней подвески автомобиля
Неисправная шаровая опора имеет люфт в соединении палец-корпус. При движении автомобиля по ровной дороге шаровая поджата подвеской и стуков не издает. При наезде на препятствие на малой скорости (например, бордюр или камень), а так же при движении по неровной дороге, когда подвеска перестает поджимать шаровую, люфт дает о себе знать стуком металл по металлу, слегка приглушенным остатками пластиковой обоймы внутри ее корпуса. Стук одиночный или двойной, редкий, хорошо слышимый.
Причины стука шаровой
Появление люфта между сферическим наконечником шарового пальца и корпусом шаровой опоры в следствии разрушения пластиковой обоймы (тефлонового подшипника) является причиной стука. К такой ситуации может привести повреждение защитного чехла шаровой, сопровождающееся попаданием грязи, влаги, пыли во внутрь шарнира и вымыванием имеющейся там смазки.
Проверка исправности шаровой опоры
Диагностика неисправности.
Способов проверки шаровых опор несколько. Рассмотрим самый доступный, быстрый и эффективный.
Сначала на слух определяем с какой стороны стучит. Далее проверяем шаровую, чтобы определить, что стучит именно она. Поддомкрачиваем автомобиль и снимаем его колесо, либо загоняем его на яму (эстакаду, подъемник). При помощи монтажки перемещаем палец шаровой относительно ее корпуса способом указанным на фотографии.
Проверка люфта в шаровой опоре передней подвески используя монтажку как рычаг
Для этого упираем монтажку на нижний рычаг и поддеваем ее наконечником болт крепления шаровой. Перемещаем монтажку вверх-вниз. Если палец заметно выдвигается из корпуса шаровой значит она неисправна и подлежит замене.
Другие способы проверки шаровых опор подвески: «Проверка шаровых опор ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Замена шаровой опоры передней подвески
Для замены неисправной шаровой опоры можно использовать специальное приспособление, можно обойтись и без него. См: «Замена шаровой опоры ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Примечания и дополнения
— Шаровая опора ВАЗ 2108, 2109, 21099 состоит из металлического корпуса и пальца со сферической головкой. Внутри корпуса установлен тефлоновый подшипник (обойма) залитый специальной смолой. Подшипник плотно охватывает шаровую головку пальца. Снаружи соединение закрыто пыльником — защитным армированным чехлом. Под пыльник заложено некоторое количество смазки ШРБ-4.
Корпус шаровой крепится двумя болтами к поворотному кулаку. Палец к нижнему рычагу подвески.
Как определить неисправность шаровой опоры
На смену шкворневому устройству пришел один основной элемент подвески, который называется шаровая опора. Когда она изнашивается до критичной черты, то возникают серьезные проблемы в некоторых моделях автомобилей. Как определить неисправность шаровой опоры, читайте далее.
Шаровой опорой является узел, который соединяет ступицу на управляемом колесе и рычаг подвески. Ее задача заключается в обеспечении возможности поворота ступицы с исходным положением колеса по горизонтали при вертикальном перемещении.
Конструкция шаровой опоры очень проста. Она являет собой палец конусообразной формы с грибообразным или сферическим наконечником, который способен вращаться и, в то же время, раскачиваться на углы в корпусе опоры. Корпус запрессовывается к рычагу или крепится болтами. В данном случае шаровая опора, как правило, изменяется вместе с рычагом подвески.
В современных ново-введенных узлах в основном используется конструкция не разборная. В ней после установки пальца корпус имеет свойство завальцовываться. Пластиковые или другого рода вкладыши помещаются между корпусом и пальцем. Они работают наподобие подшипника скольжения и обеспечивают вращение с небольшим усилием. Для отечественных, старых моделей машин поставляются и другие шаровые опоры, которые называются разборными. Люфты в них устраняются с помощью подтяжки крышки.
Причины поломки
В процессе эксплуатации эти опоры испытывают серьезнейшие нагрузки. В зависимости от места их установки и от конструкции подвески, опоры несут на себе большую часть всей массы автомобиля, а также выдерживают постоянные систематические удары при езде на неровной дороге.
Основной из причин в нарушении правильной работы шаровой опоры выступает износ соприкасающихся поверхностей, он приводит к увеличенному зазору в промежутке от корпуса до пальца. В результате чего, палец начинает не только вращаться, но и болтаться в корпусе.
Если износ чересчур сильный, то нагрузки на опору могут привести к тому, что палец вырвется из корпуса. Как следствие всего этого получается, что опора не в состоянии удержать колесо, и автомобиль рушится на асфальт.
Увеличение зазора возникает в связи со следующими факторами:
- естественный износ в совокупности с устаревшими материалами,
- увеличиваются динамические нагрузки во время езды на немаленькой скорости по неровным дорогам,
- разрывается защитный чехол или пыльник, в результате этого, в зазор попадает вода и всякая грязь, а они в своё время усиливают коррозию, да еще и абразивный износ,
- отсутствие в шарнире смазки (при необходимости ее наличия).
Приведем несколько главных признаков износа шаровых опор:
- Когда проезжаете по неровной дороге с небольшой скоростью и слышится стук.
- Если усилие на руль увеличено, и при его повороте слышится скрип спереди машины.
- Из-за того, что передние колеса виляют, ваша машина движется по прямой траектории неустойчиво.
- Шины на колесах изношены неравномерно.
Определение неисправности шаровой опоры
Состояние опор, к сожалению, не всегда могут определить стенды, предназначенные для диагностики узлов подвески. Оценить их состояние можно обычными старыми методами — на ощупь и слух.
Когда происходит проверка на слух, необходимо раскачать машину и прислушаться, что именно в ней стучит. Следующий способ немного сложнее. Для того чтобы избежать ошибки в результате диагностики, при выжатой тормозной педали до самого упора (для исключения люфта подшипников) колесо необходимо покачивать руками. Для этого надо взяться за него в самой верхней и наиболее нижней точках. Если люфт все же ощущается, то знайте, что в опоре присутствует зазор, и ее необходимо заменить. А вот для определения величины износа лучше будет использовать наиболее точные приспособления, а также инструменты.
В классической модели автомобиля ВАЗ есть контрольное специальное отверстие, находящееся в конструкции нижней шаровой опоры. Для ее диагностики следует штангенциркулем или глубиномером через это контрольное отверстие под нагрузкой измерить расстояние между торцом шарового пальца и внешней поверхностью корпуса. У автомобилей ВАЗ показатель будет не больше 11,8 миллиметров (для оригинальных опор).
В верхней опоре люфт можно замерить специализированным устройством с индикатором. Люфт не должен быть выше 0,8 миллиметров.
В том случае, если у вас под рукой не имеются специализированные инструменты или приборы, вы можете положить свою ладонь на корпус шаровой опоры так, чтобы одновременно касаться корпуса и пальца. Попросите напарника раскачать колесо. Если люфт имеется, то, как правило, он чувствуется.
Ремонт шаровой опоры
Существует несколько способов ремонта. Зачастую, шаровую опору заменяют новой. Замена опоры вместе с рычагом у большинства иномарок является очень даже недешевым удовольствием, так как цена одного рычага составляет не маленькую сумму, а есть и такие автомобили, у которых сложные много-рычажные подвески (до 5-ти только с одной стороны). Стоимость выполненных работ тоже будет достаточно высокая для нижнего рычага, и вдвое больше — для верхнего. Поэтому услуги реставраторов, которые занимаются ремонтом даже тех опор, которые меняют в сборке с рычагом, значительно востребованы.
Реставрация обходится намного дешевле, чем приобретение новой детали. Это особенно заметнее для опор, которые поставляются в сборе с рычагами. Для их восстановления могут использоваться различные технологии.
- Самая легкая – это переделка шаровой опоры в разборную, смена вкладышей из пластика и полирование пальца.
- Несколько трудоемкая технология – жидким полимером под давлением заполняется корпус. Далее этот полимер в зазорах застывает. Запрессованные опоры в рычаги сначала извлекают, а затем производят замену не оригинальными опорами.
Помните, что подобная экономия, быть может, станет причиной неприятностей на дороге, во избежание этого, рекомендуется использование все-таки новых узлов.
Ресурс шаровой опоры
Служебный срок шаровой опоры в основном зависит от нескольких факторов, он может колебаться от 15 до 120 тысяч километров.
Резко сокращает «жизнь» шаровой опоры даже небольшая трещинка в пыльнике. Она может привести к проникновению воды, грязи и песка в шарнир. Для предотвращения поломки шаровой опоры необходимо наблюдать состояние защитного резинового чехла. Лучше всего это делать на эстакаде.
Чтобы шаровые опоры прослужили дольше, следует аккуратнее ездить по разбитым дорогам, а также своевременно заменять поврежденные пыльники.
Как проверить шаровую опору на неисправности?
Что такое шаровая опора
Название детали указывает на то, что она выполняет функцию опоры. В данном случае на нее опираются рычаги поворотных колес машины и ступицы. В зависимости от модели авто шаровая опора будет иметь немного измененное строение, но в основном все они похожи друг на друга. Они имеют форму шарика, в котором имеется крепежный палец, помещенный в металлический корпус.
Что приводит к поломке системе
Как правило, замена системы требуется в случае:
- разрыва пыльника;
- езды по плохому дорожному покрытию;
- отсутствия необходимого количества качественной смазки;
- стачивания пальца, что возникает вместе с ростом зазора и разбалтыванием элемента.
В среднем, срок службы опоры достигает 30-100 тыс. км пробега, так что долговечным элемент назвать трудно.
Зачем нужна шаровая опора
Так как рычаги подвески и ступицы колес постоянно перемещаются (без этого невозможно маневрирование и мягкость поездки), крепление не должно препятствовать их перемещению. Но при этом движение этих деталей должно находиться в строгих рамках.
Задача шаровой опоры – позволять колесам беспрепятственно вращаться и поворачивать, но предотвращать их перемещение по вертикальной оси (обеспечивать колесам постоянное вертикальное положение).
Стоит отметить, что шарнирное крепление применяется не только в данном узле для фиксации ступицы и рычага. Подобная деталь находится в рулевом управлении, в рычагах развала или некоторых видах амортизаторов (например, в стойках крышки багажника или капота).
История создания шаровой опоры
До изобретения шаровых механизмов в автомобилях использовались шкворни. Это болт с игольчатым или роликовым подшипником, который обеспечивал некоторую маневренность передних колес, но подвеска при этом отличалась своей жесткостью, так как рычаги не имели столько свободного хода, как в современных транспортных средствах.
Существовали разные механизмы, состоящие из нескольких стержней с подшипниками, что делало подвеску более мягкой. Но конструкция таких узлов была сложной, и их ремонт был достаточно трудоемким. Основной причиной выхода из строя – потеря смазки в подшипниках.
В начале 1950-х годов появилась инновационная разработка, которая делала данный узел максимально простым. Это были шаровые опоры. Благодаря простой конструкции их обслуживание максимально упрощалось, но при этом деталь давала больше свободы поворотному колесу – ход при сжатии и отбое подвески, а также поворот кулака, на котором закреплена ступица.
Спустя всего десять лет данная деталь стала применяться в большинстве легковых автомобилей, а уже к середине 60-х гг. шкворни остались в основном в грузовом и внедорожном транспорте.
Устройство шаровой опоры
Первые шаровые опоры состояли из двух половинок, которые соединялись между собой сваркой. Чтобы деталь дольше служила, изначально она была обслуживаемой. То есть, ее нужно было смазывать, так как палец и пружина, находящаяся внутри корпуса, сталкивались с большой нагрузкой. Немного поздняя разработка потеряла пружину с прижимной пластиной, а вместо нее конструкция получила пластиковую втулку.
На сегодняшний день в машинах используются необслуживаемые модификации, имеющие схожее с упомянутыми выше строение. Единственное отличие – вместо пластика используется более прочный материал.
В устройство такой опоры входят:
- Кованый корпус из стали;
- Палец со сферическим наконечником, который вставляется в корпус;
- Вкладыш из нейлона, предотвращающий контакт металлических деталей друг с другом;
- Вся деталь заключена в пыльник.
Для изготовления данных элементов используется особенная технология штамповки, благодаря которой маленькая деталь способна выдерживать огромные механические и термические нагрузки.
Производители автозапчастей нередко реализуют шаровую в сборе с рычагом, что облегчает процесс ремонта машины. Конечно, в этом случае процедура будет стоить дороже по сравнению со стандартным шарнирным механизмом. Помимо стоимости самого шарнира нужно будет платить за весь рычаг.
Классическая конструкция шаровых
Стандартное устройство шаровой опоры предполагает наличие основных составных частей:
- металлический корпус;
- палец с шаровой головкой;
- поджимная пружина;
- гофрированный прорезиненный пыльник.
Внутрь на заводе-изготовителе набивали достаточное количество смазочного материала. Качественной смазки хватало на длительный пробег. При каждом ТО механики должны проверять сохранность пыльника и качество/объем смазочного материала, а по необходимости с помощью масленки нужное количество допрессовывается. В поздних моделях часть металлических изделий заменена была на пластиковые аналоги. Также внутри теперь не находятся пружины (от них избавились за ненадобностью). Сферическая головка пальца теперь обкатывается в полусфере из вкладышей. В современных моделях последние изготавливают уже не из пластика, а более выносливого и прочного нейлона. Производители стали выпускать два типа шаровых, поэтому опоры бывают обслуживаемые и необслуживаемые. На большинстве новых машин находится второй тип узла. В нем отсутствует возможность разборки и встроена масленка для добавки смазки. Иногда встречаются промежуточные типы, относящиеся к неразборным вариантам конструкции, но обладающие масленкой.
Как проверить шаровую опору
Несмотря на то, что шаровая изготавливается из таких материалов, которые позволяют использовать деталь на протяжении длительного периода, она все равно приходит в негодность. По этой причине требуется плановая диагностика подвески.
Проверка шаровой проводится на специальных стендах. В этом случае легче выявить неисправность конкретного узла, чем при визуальном осмотре. Однако шаровую опору можно проверить и в домашних условиях.
Вот несколько способов:
- Выявление шумов. При заглушенном моторе нужно раскачивать машину из стороны в сторону. В этот момент следует послушать, не издает ли подвеска щелчков или стуков. Для данного метода следует воспользоваться посторонней помощью. Если был выявлен стук детали, ее нужно заменить;
- Качение колес. В этом случае также не обойтись без помощи. Авто поддомкрачивают или поднимают на подъемнике. Один человек находится внутри машины и держит педаль тормоза. Другой раскачивает каждое колесо по отдельности. Если имеется люфт, то шаровую необходимо заменить.
Признаки неисправности шаровых опор
Неисправная шаровая опора повышает риск возникновения аварийной ситуации. Нет единого стандарта, сколько должна прослужить данная деталь. В некоторых моделях авто ее ресурс может составлять около 150 тысяч километров. По этой причине регламент замены нужно уточнять в руководстве по эксплуатации транспортного средства.
Данный элемент подвески авто резко ломается крайне редко. Чаще всего этому предшествуют некоторые признаки:
- Шумы в подвеске при медленной езде через препятствия – по ямкам или через лежачие полицейские. Эти звуки идут от передней части авто;
- Во время езды колесо раскачивается по сторонам. Такое происходит из-за люфта в опоре. Игнорировать такой симптом нельзя, потому что при нагрузке деталь может лопнуть и колесо вывернется. Самая опасная ситуация, когда такое происходит на железнодорожном переезде, поэтому в случае появления люфта шаровую необходимо заменить в ближайшие сроки;
- Неравномерный износ покрышек передних колес (о разных типах износа резины рассказывается в отдельном обзоре);
- Во время поворота колес слышится скрип (хруст во время движения указывает на неисправность ШРУСа).
Лязг в передней подвеске
Одним из наиболее распространенных симптомов неисправности шаровых опор передней подвески является лязгающий звук в передней части автомобиля. По мере износа шарниров возникает люфт, который приводит к возникновению лязга и скрежета при перемещении деталей подвески. Лязг и стуки могут проявляться при движении по неровным дорогам, резких ускорениях и торможениях, или при поворотах. Обычно по мере износа звук становится громче до тех пор, пока шарнир полностью не выйдет из строя или не сломается.
Причины выхода из строя шаровой опоры
Хотя деталь по сравнению со шкворнями более выносливая, на нее все равно действуют те же силы. Любой механизм рано ли поздно приходит в негодность, а некоторые факторы ускоряют этот процесс. Вот некоторые из них:
- Порвался пыльник. Из-за этого в узел попадает влага, песок и другие абразивные вещества. Если проводить периодический визуальный осмотр, данную проблему можно выявить на более ранних этапах и предотвратить преждевременный ремонт узла;
- Поездки по бездорожью или по дорогам с плохим покрытием. В этом случае шаровая опора чаще испытывает серьезные нагрузки. По этой причине ее приходится менять раньше, чем указывает производитель;
- Несвоевременная смазка обслуживаемых деталей;
- Износ пальца крепления. Это приводит к увеличению люфта, и палец просто выскакивает из гнезда.
Сильная вибрация в передней части автомобиля
Другим симптомом неисправности шаровых опор является интенсивная вибрация в передней части автомобиля. Изношенные шарниры свободно перемещаются в опорах, что приводит к возникновению вибрации при движении автомобиля. Вибрация обычно исходит от неисправного шарнира с правой или левой стороны автомобиля. Иногда она может передаваться на рулевое колесо. Причина этих симптомов может быть в порванном пыльнике, в результате внутрь шарнира попадает песок и грязь, что способствует его быстрому износу и увеличению зазоров между корпусом и пальцем.
Пример замены шаровой опоры
Основное правило для замены шаровых – менять комплект, а не по отдельности. Это касается всех моделей машин. Работа выполняется в следующей последовательности:
- Машина поднимается на домкрате или подъемнике;
- Выкручиваются крепежные болты рычага (нужно приложить усилия и воспользоваться ВД-40, так как резьба часто прикипает). Они откручиваются не до конца;
- Откручивается крепежный болт шаровой;
- Выпрессовывается опора из кулака ступицы при помощи специального инструмента, но если его нет, то отлично поможет молоток и зубило;
- Когда шаровая отсоединена от кулака, можно окончательно выкручивать рычаг;
- Пока рычаг отсоединен, обращаем внимание на сайлентблоки (о том, что это такое и зачем их менять, рассказывалось отдельно);
- В рычаге шарнир фиксируется стопорным кольцом, а сверху надевается пыльник. Эти детали снимаются и шаровая выбивается из посадочного места;
- Новая опора запрессовывается в рычаг, фиксируется стопорным кольцом, смазывается и надевается пыльник;
- Рычаг подсоединяется к подрамнику и болты наживляются, но не затягиваются окончательно (чтобы впоследствии легче было выкручивать болты, на резьбу наносится нигрол);
- Палец новой опоры направляется в сторону крепления в кулаке (нужно приложить для этого усилия);
- Закручивается болт опоры до конца;
- Опускается автомобиль и под его весом затягиваются крепежи рычага.
Процедура повторяется с другой стороной машины.
Вот короткое видео о том, как наглядно выполняется процедура:
ПРОСТАЯ ЗАМЕНА ШАРОВОЙ. #ремонтавто «Гараж №6»
Как проверить шаровую опору и определить неисправность
В современных автомобилях шаровые опоры являются незаменимым компонентом, который связывает рычаг подвески со ступицей на управляемом колесе. Основной задачей, которая ставится перед шаровой опорой в подвеске автомобиля, является поворот ступицы при вертикальном перемещении, сохраняя исходное положение колеса по горизонтали. Выход из строя шаровой опоры – это серьезная проблема, особенно если она произойдет при движении автомобиля. Обрыв опоры чреват разворотов колеса наружу, что неминуемо приведет к завалу автомобиля на крыло, и это в лучше случае, если неисправность возникнет при начале движения, а не на высокой скорости.
Признаки неисправности шаровых опор
Поскольку при неисправных шаровых опорах серьезно возрастает вероятность аварии, водитель должен контролировать их состояние. Шаровые опоры от различных производителей на различных моделях автомобилей способны прослужить от 15 до 150 тысяч пробега, поэтому довольно сложно однозначно сказать, когда их требуется менять. Чаще всего производители автомобилей указывают в руководстве по технической эксплуатации машины рекомендуемые сроки замены данного элемента подвески.
Довольно редко шаровые опоры ломаются в одно мгновение, поэтому у водителя имеется возможность заранее распознать симптомы их скорого выхода из строя и заменить детали на новые. Основные признаки неисправности шаровых опор следующие:
- При преодолении препятствий на дороге (лежачие полицейские, дефекты покрытия) на скорости до 30 километров в час слышится шум из подвески. Звук доносится из передней части автомобиля, и он указывает, что в шаровых опорах недостаточно смазки или, из-за повышенного механического износа, стучит палец.Обратите внимание: данный симптом зимой не является показателем неисправности шаровых опор. Дело в том, что в холодное время года смазке внутри шаровой опоры требуется некоторое время, чтобы разогреться и начать работать в нормальном режиме, из-за чего в начале движения может возникать стук. Однако если через несколько минут езды в мороз стук не прекращается, стоит задуматься о возможном наличии проблемы;
При движении автомобиля по дороге колесо начинает раскачиваться из стороны в сторону. Это вызвано появлением люфта в опоре, что крайне опасно, поскольку при сильном наклоне автомобиля колесо может вывернуться, а машина завалиться на бок. Если имеется данный симптом, откладывать замену шаровой опоры крайне опасно;
- Автомобильные шины на передней и задней оси изнашиваются неравномерно. Данный фактор может свидетельствовать не только о неисправностях шаровых опор, но и они способны приводить к такой проблеме;
- Слышится скрип при повороте рулевого колеса.
Если возник любой из указанных выше симптомов, необходимо в кратчайшие сроки провести диагностику подвески и рулевого управления автомобиля.
Как проверить шаровую опору
Если имеются подозрения на наличие проблем с подвеской автомобиля, лучшим решением станет ее проверка при помощи специальных диагностических средств сервисных центров. Но есть и ряд проверенных способов, как определить, что возникли проблемы с шаровой опорой:
- Проверка на слух. Самый известный способ диагностики шаровой опоры. Для данного метода проверки потребуется товарищ, который будет раскачивать автомобиль с выключенным двигателем. Во время качения нужно прислушиваться к звукам, которые исходят из подвески и места расположения шаровых опор. Если стучат опоры, потребуется снимать детали, более детально осматривать и, при необходимости, менять;
- Проверка на качение. Для данного метода диагностики также потребуется помощник. Необходимо поднять автомобиль на домкрате и выжать педаль тормоза. Пока зажата педаль тормоза, нужно раскачивать по очереди колеса и смотреть на наличие люфта. Если люфт имеет место быть, опору потребуется менять.
Также некоторые шаровые опоры имеют специальные диагностические отверстия, позволяющие измерить износ пальца. Через них имеется возможность замерить расстояние от основания пальца до поверхности шаровой опоры.
Причины выхода из строя шаровой опоры
Шаровая опора выходит из строя при механическом повреждении. Есть ряд факторов, которые могут ускорить данный процесс:
Разрыв пыльника. Чтобы продлить срок службы шаровой опоры, используются пыльники, препятствующие попаданию воды, песка и другого мусора в механизм. Время от времени необходимо проверять сохранность пыльника и убеждаться, что отсутствуют на нем механические повреждения. Поскольку пыльник выполняется из резины, он особенно подвержен износу в жаркое время года и при отрицательных температурах. При образовании трещины на пыльнике, его необходимо срочно заменить, чтобы избежать попадания мелких частиц и влаги в шаровую опору;
- Езда по бездорожью. Если автомобиль часто ездит по неровным дорогам или бездорожью, это приводит к ускоренному износу шаровой опоры. В России данная проблема особо актуальна, поэтому не следует слепо верить указанному производителем европейского автомобиля сроку службы шаровой опоры, и менять ее рекомендуется чаще;
- Отсутствие смазки. Если выработалась смазка, ее необходимо добавить, иначе возникнет трение, что негативно скажется на работе шаровой опоры.
- Чаще всего выход из строя шаровой опоры проявляется стачиванием пальца из-за увеличения зазора, что приводит к разбалтыванию элемента. При движении по плохой дороге или при большом зазоре палец может просто выскочить из гнезда.
Шаровая опора является одним из ключевых элементов подвески, и она требует к себе внимания водителя. Если вовремя не заметить ее сильный износ, это может привести к опасной аварии.
(411 голос., средний: 4,57 из 5)
Шаровые опоры признаки износа
Каждый водитель автомобиля должен знать признаки износа шаровых опор. Быстрое выявление неисправности этой детали, может спасти вас от серьезной аварии. При движении неисправная опора может оборваться, колесо резко выворачивается наружу.
И за смещения центра тяжести, управлять автомобилем практически невозможно. Хорошо если эта неприятность случиться на небольшой скорости.
Автомобиль можно хоть как-то контролировать, это значит, что получится остановиться или съехать на обочину. Но на большой скорости, где-то на трассе, машину контролировать невозможно. За того что одно колесо вывернуто, автомобиль может сильно занести или вынести на встречную полосу. Результат может быть фатальным. При обрыве опоры гарантированно повреждается крыло. Такая поломка, очень опасна. Но, если проводить диагностику автомобиля в сроки, которые указаны в тех паспорте. Такую поломку можно избежать.
Причины поломки шаровой опоры
Существует несколько причин, по которым шаровые опоры становятся неисправными. Срок эксплуатации шаровых от 30 до 120 тысяч километров. Эксплуатация зависит от модели автомобиля и от ее использования. Негативно сказывается на шаровые резкий перепад температур. Причина находится в пыльнике опоры. Он изготовлен из резины или каучука. Как известно, при резкой смене температуры, резина деформируются. Со временем материал становится твердым. И в пыльнике образуются трещины. В них попадает влага и грязь. Из-за этого срок эксплуатации значительно уменьшается. Но также негативно сказывается плохие дороги и неаккуратная езда. Ведь в момент попадания на скачки, нагрузка от удара приходится на опоры. Результат этого механическая поломка шаровой опоры.
После всех выше перечисленных причин палец детали постоянно стачивается. В итоге он начинает свободно болтается. Деталь не может плотно прилегать, потому, что зазор слишком большой. Из-за этого, при движении автомобиля, палец может просто вылететь из гнезда. Но чаще всего эта проблема возникает из-за большой нагрузки.
Перечислим несколько причин неисправности детали:
- Большая нагрузка при езде по плохим дорогам.
- Большой срок эксплуатации детали, более 120 тысяч пройденных километров.
- Поломка самого пыльника.
- Нехватка масла для смазки. Следует смазывать внутреннюю часть детали.
Признаки неисправности шаровой опоры
Обычно обрыв шаровой опоры не происходит резко. Внезапная поломка происходит из-за некачественно изготовленной детали. Первая причина — это громкий стук в подвеске, когда машина проезжает скачки или ямы. Обычно звук слышен с передней части автомобиля. Причина этого сточенный палец шаровой опоры или недостаток смазывающей жидкости. Но стук может и не являться признаком поломки. Если в морозный день, при начале движения слышен не большой стук, а потом он пропадает не стоит волноваться. Это происходит, из-за того, что деталь замерзла, и начинает разогреваться. Но также неисправность, можно определить по плавности управления. Если машина виляет при движении, причина этого износ опоры. Колесо неплотно зафиксировано, из-за этого происходит виляния. Если вы почувствовали, что машина при движении ведет себя не так как обычно, нужно сразу же остановиться и провести осмотр опор.
Признаки износа или неисправности шаровой опоры передней подвески автомобиля
Шаровые опоры являются важным компонентом подвески практически всех современных автомобилей. Они представляют собой сферический шарнир, находящийся в корпусе и защищенный резиновым пыльником. Функционально шаровые опоры напоминают тазобедренные суставы человека и служат в качестве одних из главных подвижных точек опоры, при помощи которых рычаги подвески соединяются с поворотными кулаками. Шаровые опоры позволяют передним колесам и элементам подвески перемещаться вперед и назад, вверх и вниз, а также при поворотах колес. Обычно об износе и неисправности шаровой опоры говорят некоторые симптомы, которые перечислены ниже.
- Признаки неисправности шаровой опоры
- Лязг в передней подвеске
- Сильная вибрация в передней части автомобиля
- Увод автомобиля вправо или влево
Признаки неисправности шаровой опоры
В целом шаровые в автомобиле считаются расходниками и чаще всего производители автомобилей указывают рекомендуемые сроки их замены при ТО. Но, с учетом наших реалий, дорожное полотно оставляет желать лучшего и вся нагрузка приходиться на шаровые, сайлентблоки и стойки амортизаторов, поэтому о симптомах неисправности необходимо знать каждому.
Лязг в передней подвеске
Одним из наиболее распространенных симптомов неисправности шаровых опор передней подвески является лязгающий звук в передней части автомобиля. По мере износа шарниров возникает люфт, который приводит к возникновению лязга и скрежета при перемещении деталей подвески. Лязг и стуки могут проявляться при движении по неровным дорогам, резких ускорениях и торможениях, или при поворотах. Обычно по мере износа звук становится громче до тех пор, пока шарнир полностью не выйдет из строя или не сломается.
Сильная вибрация в передней части автомобиля
Другим симптомом неисправности шаровых опор является интенсивная вибрация в передней части автомобиля. Изношенные шарниры свободно перемещаются в опорах, что приводит к возникновению вибрации при движении автомобиля. Вибрация обычно исходит от неисправного шарнира с правой или левой стороны автомобиля. Иногда она может передаваться на рулевое колесо. Причина этих симптомов может быть в порванном пыльнике, в результате внутрь шарнира попадает песок и грязь, что способствует его быстрому износу и увеличению зазоров между корпусом и пальцем.
Увод автомобиля вправо или влево
Еще одним признаком износа шаровых опор является увод автомобиля в сторону. Увод – это произвольное смещение автомобиля от прямолинейного движения влево или вправо. Когда шаровые опоры исправны, а углы установки колес находятся в пределах допустимых значений, рулевое колесо стоит ровно и обеспечивает прямолинейное движение. Износ шаровых шарниров приводит к смещению автомобиля в какую-либо сторону, вынуждая водителя постоянно подруливать.
Обычно, колесо вырывает не сразу, вначале подвеска будет стучать и гриметь, и если этому не уделить достаточного внимания, палец шарнира может вылететь из корпуса и колесо вывернет в сторону. На больших скоростях это может привести к серьезной аварии.
Так как шаровые опоры являются важным компонентом подвески любого автомобиля, при их износе или выходе из строя общая управляемость и ходовые качества автомобиля ухудшаются. Поэтому, если вы предполагаете, что шаровые опоры вашего автомобиля имеют высокую степень износа и должны быть заменены, вам следует провести диагностику подвески автомобиля. Ее лучше доверить квалифицированному специалисту, который определит способ устранения данной неисправности и заменит изношенные детали в случае необходимости.
Как проверить шаровую опору и определить неисправность
В современных автомобилях шаровые опоры являются незаменимым компонентом, который связывает рычаг подвески со ступицей на управляемом колесе. Основной задачей, которая ставится перед шаровой опорой в подвеске автомобиля, является поворот ступицы при вертикальном перемещении, сохраняя исходное положение колеса по горизонтали. Выход из строя шаровой опоры – это серьезная проблема, особенно если она произойдет при движении автомобиля. Обрыв опоры чреват разворотов колеса наружу, что неминуемо приведет к завалу автомобиля на крыло, и это в лучше случае, если неисправность возникнет при начале движения, а не на высокой скорости.
Признаки неисправности шаровых опор
Поскольку при неисправных шаровых опорах серьезно возрастает вероятность аварии, водитель должен контролировать их состояние. Шаровые опоры от различных производителей на различных моделях автомобилей способны прослужить от 15 до 150 тысяч пробега, поэтому довольно сложно однозначно сказать, когда их требуется менять. Чаще всего производители автомобилей указывают в руководстве по технической эксплуатации машины рекомендуемые сроки замены данного элемента подвески.
Довольно редко шаровые опоры ломаются в одно мгновение, поэтому у водителя имеется возможность заранее распознать симптомы их скорого выхода из строя и заменить детали на новые. Основные признаки неисправности шаровых опор следующие:
- При преодолении препятствий на дороге (лежачие полицейские, дефекты покрытия) на скорости до 30 километров в час слышится шум из подвески. Звук доносится из передней части автомобиля, и он указывает, что в шаровых опорах недостаточно смазки или, из-за повышенного механического износа, стучит палец.
Обратите внимание: данный симптом зимой не является показателем неисправности шаровых опор. Дело в том, что в холодное время года смазке внутри шаровой опоры требуется некоторое время, чтобы разогреться и начать работать в нормальном режиме, из-за чего в начале движения может возникать стук. Однако если через несколько минут езды в мороз стук не прекращается, стоит задуматься о возможном наличии проблемы;
При движении автомобиля по дороге колесо начинает раскачиваться из стороны в сторону. Это вызвано появлением люфта в опоре, что крайне опасно, поскольку при сильном наклоне автомобиля колесо может вывернуться, а машина завалиться на бок. Если имеется данный симптом, откладывать замену шаровой опоры крайне опасно;
Если возник любой из указанных выше симптомов, необходимо в кратчайшие сроки провести диагностику подвески и рулевого управления автомобиля.
Как проверить шаровую опору
Если имеются подозрения на наличие проблем с подвеской автомобиля, лучшим решением станет ее проверка при помощи специальных диагностических средств сервисных центров. Но есть и ряд проверенных способов, как определить, что возникли проблемы с шаровой опорой:
- Проверка на слух. Самый известный способ диагностики шаровой опоры. Для данного метода проверки потребуется товарищ, который будет раскачивать автомобиль с выключенным двигателем. Во время качения нужно прислушиваться к звукам, которые исходят из подвески и места расположения шаровых опор. Если стучат опоры, потребуется снимать детали, более детально осматривать и, при необходимости, менять;
- Проверка на качение. Для данного метода диагностики также потребуется помощник. Необходимо поднять автомобиль на домкрате и выжать педаль тормоза. Пока зажата педаль тормоза, нужно раскачивать по очереди колеса и смотреть на наличие люфта. Если люфт имеет место быть, опору потребуется менять.
Также некоторые шаровые опоры имеют специальные диагностические отверстия, позволяющие измерить износ пальца. Через них имеется возможность замерить расстояние от основания пальца до поверхности шаровой опоры.
Причины выхода из строя шаровой опоры
Шаровая опора выходит из строя при механическом повреждении. Есть ряд факторов, которые могут ускорить данный процесс:
Разрыв пыльника. Чтобы продлить срок службы шаровой опоры, используются пыльники, препятствующие попаданию воды, песка и другого мусора в механизм. Время от времени необходимо проверять сохранность пыльника и убеждаться, что отсутствуют на нем механические повреждения. Поскольку пыльник выполняется из резины, он особенно подвержен износу в жаркое время года и при отрицательных температурах. При образовании трещины на пыльнике, его необходимо срочно заменить, чтобы избежать попадания мелких частиц и влаги в шаровую опору;
Шаровая опора является одним из ключевых элементов подвески, и она требует к себе внимания водителя. Если вовремя не заметить ее сильный износ, это может привести к опасной аварии.
Как проверить шаровую опору? Диагностика неисправности шаровых опор
Шаровая опора или шаровый шарнир — без преувеличения, гениальное изобретение, которое на протяжении многих лет используется в автомобилестроении и не только. Шаровые есть на разных типах подвески: это и Макферсон и многорычажка, как на переднем так и на заднем приводе.
Шаровая опора позволяет ступице колеса поворачиваться в горизонтальной плоскости. Не будь шаровых, скорее всего, поворот руля был бы невозможен. До появления этих шарниров их роль выполняли шкворневые шарниры или просто шкворни, которые требовали периодической смазки, были тяжелые и несовершенные, к тому же позволяли поворачивать колеса только по одной оси.
Конструктивно шаровая опора представляет собой шар, к которому крепится конусообразный «палец» с резьбой. Шар располагается в гнезде, которое обеспечивает возможность движения шаровой опоры и в то же время надежно удерживают ее. Другая, резьбовая часть шарнира крепится к рычагу ступицы.
Неисправность шаровой проявляется в виде появления хруста, глухого стука, а также люфта в соединении шарнира. Иногда «мертвая» шаровая опора имеет такие же признаки, как и неисправный ШРУС, поэтому переде тем как купить и заменить необходимо точно знать, что именно у вас вышло из строя. Более тяжелые случаи, заканчиваются полным разрушением шарнира и приводят к тому, что во время движения колесо полностью отваливается. Последствия в данном случае могут быть самые разные, зависимости от скорости и дорожной обстановки. В общем с ремонтом затягивать ни в коем случае нельзя и при первых признаках необходимо принимать кардинальные меры.
Приводит к неисправности шаровых опор плохая дорога, а также отсутствие смазки. Второе чаще всего происходит после повреждения пыльника шаровой опоры. Езда по ровным дорогам без горбов и ям — залог исправности любой ходовой, однако в наших реалиях это вряд ли возможно. В этой статье я расскажу, как проверить шаровые опоры, чтобы понять необходима ли замена шаровых опор.
Способы проверки шаровых опор
Как проверить шаровую опору без подъемника?
Проверка шаровой опоры, как правило, проводится на яме, эстакаде или подъемнике, однако если ничего из перечисленного нет, можно попытаться произвести диагностику, как говорится, в полевых условиях. Для этого можно использовать домкрат или обойтись визуальным осмотром. Ваша задача обнаружить повреждение пыльника (трещины, разрывы, или полное его отсутствие) или любое другое отклонение от нормы, которое могло бы свидетельствовать о поломке шарнира.
Более тщательная проверка
Перед тем как проверить состояние шаровой опоры данным способом необходимо все же разжиться кое-чем. Так вам потребуется монтировка, смотровая яма или альтернативный вариант. Вывешиваем колесо, после чего производим раскачку в разных плоскостях, таким образом, чтобы обнаружить люфт. Если ничего не обнаружили, берем монтировку и устанавливаем ее в проем между рычагом и ступицей. После этого пытаемся как бы взять на разрыв это соединение, люфта, а также стука при этом быть не должно.
Проверка шаровой опоры со снятием
Наиболее сложный и трудоемкий способ проверки шаровой предусматривает ее демонтаж. Для этого придется частично разобрать ступичный узел, после чего выпрессовать опору и произвести детальный осмотр шаровой. Кстати, не только люфт — признак неисправной опоры, легкое проворачивание шарнира вокруг оси также считается отклонением от нормы и признаком износа.
Что делать если шаровая неисправна?
Если шаровая «умерла», не спешите ее выбрасывать, ее цена нередко довольно высокая, особенно на автомобили «бизнес-» и «премиум-класса». Поэтому неудивительно, что эти элементы научились реставрировать и восстанавливать. В случае невозможности реставрации, вам не избежать полной замены узла. Процедура не сложная и довольно часто выполняется в условиях гаража, поэтому не спешите искать подходящее СТО и переплачивать за то, что можно попробовать сделать самостоятельно.
На этом буду заканчивать, надеюсь, вы получили исчерпывающий ответ на вопрос, что такое шаровая опора и для чего она нужна. Кроме того, теперь вы знаете как проверить шаровую опору разными способами, а также выявить ее неисправность. Делитесь данной статьей, если, конечно, она вам понравилась, со своими друзьями в социальных сетях, таким образом вы внесете свой вклад в развитие нашего проекта. Мы ценим каждый репост и благодарны каждому из вас! Пусть хорошие люди читают хорошие статьи!
Как проверить шаровую опору видео
Замена шаровой опоры с помощью съёмника и без него
Шаровая опора служит для соединения ступицы колеса и рычага подвески. Это чрезвычайно важный элемент, благодаря которому возможен поворот колеса. Во многих отечественных автомобилях шаровая опора – болезненное место. Не понаслышке с этой проблемой знакомы владельцы автомобилей ВАЗ. Во время эксплуатации транспортного средства она подвергается серьёзным нагрузкам. Выход из строя шаровой во время движения может обернуться серьёзным дорожно-транспортным происшествием. Поэтому важно своевременно диагностировать и выявлять все проблемы автомобиля. Замена шаровой опоры – нелегкая задача для многих водителей. Как же самостоятельно осуществить смену вышедшей из строя детали?
- Что представляет собой шаровая опора в автомобиле?
- Причины износа шаровой опоры?
- Как проверить состояние детали?
- Какую шаровую опору выбрать?
- Замена шаровой опоры
- Замена шаровой с помощью съёмника
- Замена шаровой без съёмника
- Заключение
Что представляет собой шаровая опора в автомобиле?
Передние колеса автомобиля должны обладать большой степенью свободы во время поворота. Кроме всего прочего, поворотный кулак со ступицей также должен быть подвижен. Такая конструкция снижает ударные нагрузки на элементы подвески и обеспечивает постоянный контакт колес автомобиля с дорожным покрытием.
Внутри корпуса детали находится полимерный состав, благодаря которому возможно перемещение шара в различных плоскостях. Это перемещение «безлюфтовое», за счет чего обеспечивается постоянный установочный угол колес
Резьба необходима для закрепления шаровой опоры к другим деталям. Она соединяется с рычагом, и образовывает подвижные элементы подвески. Также в конструкцию шаровой входит специальный пыльник, выполненный из резинотехнического материала.
Причины износа шаровой опоры?
Так как этот элемент находится в основной части транспортного средства, он подвергается серьёзным нагрузкам. Нарушение функционирования детали может произойти по целому ряду причин. Но, в большинстве случаев, опора перестает справляться со своими функциональными обязанностями из-за увеличенного зазора между пальцем и полимерным составом. К прочим негативным факторам, влияющим на её состояние и продолжительность службы, стоит отнести:
- Естественный износ пальца или самого корпуса
- Неаккуратное передвижение по разбитым дорогам
- В любой момент может произойти разрыв резинотехнического пыльника, что отрицательно повлияет на работу и ресурс шаровой опоры
- Также в случае прорыва пыльника шаровая теряет смазку
Некачественные детали, как правило, служат намного меньше положенного срока. Чтобы не возникла преждевременная поломка ходовой системы, нужно придерживаться осторожного, размеренного стиля вождения. В момент подъезда к неровностям или разбитой дороге лучше всего сбавлять скорость автомобиля до минимума. Опытные автомеханики также настоятельно рекомендуют регулярно осматривать состояние пыльника.
Как проверить состояние детали?
Неисправную шаровую опору можно распознать по глухому стуку, который доносится из ходовой части автомобиля в момент движения по неровному покрытию. Сильный люфт и отклонение авто от прямолинейного курса также являются красноречивыми симптомами поломки. В случае выявления первых признаков, необходимо сразу же прибегнуть к замене шаровых опор.
На автомобилях без гидроусилителя руль станет намного туже поворачиваться в обе стороны. Такой же симптом характер поломке рулевой тяги и наконечников. Но, если проблема именно с шарниром, то для поворота руля необходимо будет применять значительно больше усилий, особенно на предельно низких скоростях, например, во время парковки или начала движения
Если во время поворота транспортного средства возникает сильный скрип, то, вероятней всего, деталь работает без смазки. Смазывающее вещество могло вытечь из-за поврежденного пыльника. Такой шарнир долго не прослужит, лучше всего осуществить его своевременную замену. Многих автовладельцев также интересует вопрос: как проверить шаровую опору без cъёмника?
Выполнить такую работу достаточно просто: необходимо вставить плоскую отвертку в промежуток между сошкой поворотного кулака и рычагом. Дальше нужно приложить усилия, и попытаться отсоединить детали друг от друга. За счет этого простого действия можно выявить даже незначительный люфт.
Какую шаровую опору выбрать?
Во время выбора новой шаровой опоры руководствуйтесь качеством изделия, репутацией изготовителя, и только в последнюю очередь – ценой. На отечественный автомобиль можно установить сравнительно недорогую новую деталь от российских производителей шарниров. Но при выборе нужно быть предельно аккуратным, часто под видом оригинальной детали недобросовестные продавцы продают подделку, срок службы которой в два раза меньше оригинала.
Изготовитель | Стоимость | Ресурс | Особенность |
---|---|---|---|
БелМаг | 600 руб | 70 тыс. км | Отличаются самым большим сроком службы, наиболее популярный и востребованный изготовитель шаровых опор на постсоветском пространстве |
«Трек» | 400 руб | 60 тыс. км | Изготавливаются из наиболее прочных материалов, способны выдержать критические ударные нагрузки |
«Кедр» | 390 руб | 60 тыс. км | Поставляются в запрессованном виде с антифрикционной смазкой |
Но, все вышеназванные изготовители ориентированы, прежде всего, на такие марки автомобилей, как ВАЗ, ГАЗ и т.д. Владельцам иномарок в плане выбора комплектующего для ходовой части несколько сложней. Установка низкокачественного изделия может привести к серьёзной поломке подвески, что выльется в будущем в серьёзные финансовые затраты.
Рекомендуется обращать внимание на продукцию следующих производителей:
Изготовитель | Страна | Стоимость | Ресурс | Особенность |
---|---|---|---|---|
Febi | Германия | 700 руб | 90 тыс. км | Пожалуй, лучший вариант для импортного автомобиля. Отличительная особенность – использование цельнокованой технологии во время изготовления – 700 рублей |
Sidem | Бельгия | 590 руб | 85 тыс. км | Высокое качество изготовления, использование водостойкой смазки и пыльника из хлоропропеновой резины |
Nipparts | Япония | 490 руб | 80 тыс. км | Неплохой вариант для японских автомобилей, также выполняется из качественных материалов |
После того, как новый экземпляр детали приобретен, можно приступать непосредственно к замене шаровой опоры на своем автомобиле.
Замена шаровой опоры
Проделать всю работу можно, как в собственном гараже самостоятельно, так и в сервисном центре, поручив весь инструмент в руки опытного механика. Стоимость замены шаровой зависит от конструкции конкретной марки автомобиля. Некоторые автовладельцы не знают, как снять шаровую, потому что она может быть запрессована к рычагу или закреплена заклепками. Чтобы её снять, потребуется затратить немало усилий, ведь придется высверливать заклепки и подбирать болты соответствующего диаметра. Поэтому вся работа может обойтись, как в одну, так и в несколько тысяч рублей.
Замена шаровой с помощью съёмника
Прежде чем подымать авто, нужно освободить крепежные элементы колеса без полного выкручивания. Для предотвращения отката машины под остальные три колеса подставляются кирпичи. Затем, вооружившись домкратом, поднимается та сторона машина, с которой необходимо заменить шаровую. Для безопасности лучше всего обзавестись «козлом».
Самостоятельная замена шаровой опоры со съёмником осуществляется так:
- Выкручиваем крепежные болты, демонтируем колесо
- Освобождаем гайки, которые закрепляют шаровую опору
- Берем специальный съёмник, вставляем его между корпусом опоры и рычагом
- Прилаживаем немного усилий, и совершаем движения по кругу для освобождения опоры
- Затем снимаем резиновый пыльник с нового экземпляра, наносим на него смазку, обрабатываем саму опору
- Устанавливаем новую деталь и собираем узел в обратной последовательности
Как видим, со съёмником выполнить работу намного проще. Но молоток нужно держать всегда под рукой. Если опора чересчур запрессована с рычагом, съёмник необходимо установить под небольшим углом и нанести по нему легкий удар молотком. А вот, что делать, если нет возможности раздобыть съёмник?
Замена шаровой без съёмника
Без съёмника, а только с одним молотком, работа проводится так:
- С пальца опоры откручиваем гайку до момента её сравнения с осью пальца
- Берем монтировку в одну руку и молоток в другую
- Одной рукой оттягиваем рычаг вниз, а второй наносим удары пока он не сдвинется вниз с пальца
- Когда рычаг опустился, освобождаем все гайки и демонтируем шаровую опору
Также ничего сложного, но придется потратить больше времени и усилий. В ходе выполнения работы желательно удалять остатки смазки со всех деталей, особенно с пыльника.
Заключение
Выполнить всю работу можно самостоятельно, сэкономив при этом денежные средства семейного бюджета. Достаточно соблюдать приведенную выше инструкцию, и, за несколько часов, даже начинающий водитель успешно справится с поставленной задачей. После замены шаровой необходимо проехать как минимум 10 тыс. км, а после проводить диагностику. Проверяется затяжка крепежных элементов, осматривается пыльник и устраняются остатки смазывающего вещества. Если во время движения машины всё равно доносятся посторонние звуки со стороны ходовой – лучше всего обратиться к мастеру за помощью.