Что такое тосол и зачем он нужен? Охлаждающая жидкость для автомобиля
Что такое тосол и зачем он нужен? Охлаждающая жидкость для автомобиля
Практически каждый более-менее опытный водитель знает, что такое тосол. Не знают этого либо девушки, либо начинающие водители, которые за рулем находятся недолго. Однако рано или поздно придется понять, что это за жидкость такая. Это необходимо знать, ведь даже в инструкции к автомобилю, которая предназначена для владельца, указан рекомендуемый уровень тосола в системе. Предполагается, что этот уровень должен контролировать владелец.
Что такое тосол? И какова его роль?
Тосол – это название охлаждающей жидкости (он же — антифриз), которая используется в системе охлаждения двигателя. Основное назначение этой жидкости – отвод тепла от мотора. Дело в том, что двигатель при работе очень сильно нагревается, и в случае перегрева его детали могут выйти из строя. Тосол циркулирует по системе мотора, забирает тепло от двигателя, переносит его в радиатор, где быстро охлаждается встречными потоками ветра. Далее уже охлажденный тосол снова поступает к двигателю и снова забирает его тепло.
С этой задачей может справиться обычная вода летом, однако зимой она может замерзнуть. Ее замерзание приведет к образованию льда и его расширению. В результате трубы, в которых циркулирует вода, могут лопнуть. А вот антифриз или тосол не замерзают из-за специальных добавок в составе. Следовательно, они могут использоваться даже зимой. Такие охлаждающие жидкости есть в каждом автомобиле – без них работа двигателя внутреннего сгорания невозможна. Однако стоит уточнить, что тосол – это старое название данной жидкости. Сегодня используется термин «антифриз». По сути, это одно и то же, просто люди называют его по-разному.
Свойства тосола
Тосол способен обеспечить эффективный отвод тепла зимой и летом благодаря своим свойствам:
- Он не замерзает даже при отрицательных температурах.
- Не пенится.
- Не кипит при жаре и высоких температурах двигателя (свыше 100 градусов).
- Не вступает в химические реакции с материалами, с которыми контактирует в системе охлаждения.
- Неприхотлив к условиям эксплуатации и хранения.
- Имеет высокую теплоемкость и теплопроводность.
Все это позволяет эксплуатировать тосол при любых температурах воздуха на улице. Отметим, что тосол не должен замерзать при низких и закипать при высоких температурах, однако некоторые водители жалуются на то, что в расширительном бачке закипает тосол, и это сказывается на давлении внутри системы и росте температуры двигателя. Закипание возможно в том случае, если владелец сильно разбавил охлаждающую жидкость водой. Так иногда поступают, когда уровень жидкости спадает, что может свидетельствовать о протечке. В некоторых случаях закипание может произойти из-за нерабочего вентилятора охлаждения. В случае закипания тосола его необходимо заменить на новый. К счастью, данный продукт является недорогим.
Как поменять тосол?
В течение всего срока службы охлаждающая жидкость меняет свои свойства: запас щелочности снижается, склонность к пенообразованию растет, увеличивается химическое взаимодействие с металлами (может возникать коррозия). Считается, что менять тосол необходимо один раз в течение трех лет либо спустя 60 тысяч километров пробега. Также стоит учитывать, что, если тосол ранее был разбавлен водой или вместо него вообще использовалась только вода, то на стенках элементов охлаждающей системы обязательно будет образовываться накипь. Если накипь будет иметь толщину 1.2-2 мм, то эффективность охлаждения снизится. Также эксперты утверждают, что это повысит расход бензина приблизительно на 8-10%. Поэтому перед заменой необходимо промывать двигатель с использованием специальных средств для предотвращения образования накипи.
Заменить тосол проще простого – под капотом предусмотрены специальные отверстия для слива и залива охлаждающей жидкости. Для начала его необходимо слить. В нижней части двигателя есть отверстие, через которое осуществляется слив. Его необходимо открутить и подождать пару минут (пока вся жидкость стечет). В зависимости от модели мотора это отверстие может находиться в разных местах, поэтому указывать точное его местонахождение нет смысла. В любом случае в инструкции к автомобилю должно быть указано место, через которое осуществляется слив. Также там указано место, куда заливать тосол необходимо. Но это и так интуитивно понятно.
После слива старого тосола необходимо залить новый. Под капотом автомобиля вы увидите расширительный бачок для тосола. Часто на нем есть пометка, которая показывает, до какого уровня необходимо заливать тосол. Ставите лейку в бачок и заливаете тосол до отметки. Если ее нет, необходимо залить расширительный бачок до середины. Считается, что это оптимальный уровень. Если залить жидкость сверх нормы, в процессе циркуляции по системе она будет нагреваться до температуры 80-110 градусов. При этом тосол будет расширяться, в результате чего он сможет просочиться через крышку и залить все под капотом. И хотя в этом ничего страшного нет, это довольно неприятно. Поэтому не нужно слишком усердствовать и переливать требуемый уровень.
С водой и другим антифризом
Актуальный вопрос. Можно ли смешивать тосол с водой? Не рекомендуется. Дело в том, что по умолчанию охлаждающая жидкость имеет порог замерзания – 40 градусов ниже нуля. При смешивании ее с водой этот порог падает, и тосол с водой уже может замерзать при -30 градусах. Это возможно в том случае, если на 2 части концентрата добавить 3 части воды. Если развести средство с водой в пропорции 1:2, температура замерзания будет составлять -20 градусов. Следовательно, смешивать тосол с водой можно, но не рекомендуется.
Цвета
Цвет никак не влияет на физические параметры продукта. Даже бесцветные антифризы эффективно работают, а красители в них добавляют, чтобы водителям было проще различать разные типы охлаждающих жидкостей. Однако не существует жесткой стандартизации, которая бы применялась к цвету тосола, поэтому сегодня многие производители (к примеру, Volkswagen) красят антифризы в цвета, которые посчитают нужными.
Что касается смешивания между собой антифризов разных цветов и марок, то это тоже не рекомендуется, хотя активно практикуется многими водителями. Дело в том, что в разных марках антифриза могут содержаться различные присадки. Они могут плохо «ладить» между собой, из-за чего некоторые из них будут выпадать в осадок. Так, рабочие параметры жидкости поменяются, и в результате эффективность охлаждения упадет.
Подделки на рынке
Как и моторные масла, антифризы также активно подделывают. Одним из первых индикаторов подделки является этикетка. Если она приклеена слабо, криво, или просто выполнена из некачественной бумаги, или на ней плохо пропечатан текст, то это в первую очередь говорит о подделке. Также на канистре могут быть видны швы от спайки, а пластик может быть некачественным. Сама же подделка может вполне эффективно производить охлаждение двигателя, однако никаких гарантий нет. Скорее всего, характеристики тосола поддельного будут хуже по сравнению с оригиналом. Как минимум он будет замерзать при температурах -25 или -20 градусов. Возможно даже закипание такого тосола, что приведет к росту температуры мотора и повышению давления внутри системы. В таком случае не исключены серьезные поломки.
Можно ли проверить качество?
К сожалению, самостоятельно нельзя проверить качество охлаждающей жидкости при покупке. Оно будет заметно спустя время и небольшой пробег. Уже после первой тысячи километров можно посмотреть на состояние жидкости в расширительном бачке, и если она будет пениться, то это значит, что тосол был плохим. Его желательно заменить на новый, ведь неизвестно, что намешали туда производители.
Где покупать?
Приобретать тосол нужно в месте, где вам ответят на все вопросы и претензии, если таковые возникнут. Магазин, где вы приобретаете тосол, должен гарантировать качество продукта. Не стоит покупать охлаждающую жидкость на рынках автозапчастей, ведь там продавцы могут подсунуть что угодно. К тому же они не выдают чеков, поэтому вероятность купить подделку в таком месте крайне высока. Ни в коем случае нельзя покупать данный продукт у продавцов, в репутации которых не уверены. Лучше немного переплатить, но купить действительно хороший продукт. В противном случае небольшая экономия пары десятков рублей может вылиться в дорогой ремонт двигателя или охлаждающей системы.
Заключение
Теперь вы знаете, что такое тосол и какова его роль в системе двигателя внутреннего сгорания. Это сложный раствор, который нельзя приготовить в гаражных условиях. При производстве тосола осуществляется контроль за жидкостью на всей стадии изготовления, и изготовить его может только крупная компания с солидными производственными мощностями и сырьевой базой.
Ни один современный двигатель не обходится без антифриза, и в том случае, если в расширительном бачке или в системе в целом его не окажется по любой причине (протечка, например), то двигатель сильно перегреется и, вероятно, полностью выйдет из строя. В результате его придется везти в СТО на капитальный ремонт. Учитывая, что такое тосол и насколько он важен для мотора, стоит следить за уровнем охлаждающей жидкости в бачке и использовать только качественный, надежный продукт.
Что лучше использовать антифриз или тосол?
Здравствуйте, друзья. Сегодня много споров о том, что лучше тосол или антифриз? Многие считают, что никакой разницы нет, это название одного и того же вещества. На самом деле, они заблуждаются. Эти вещества отличаются друг от друга. Те, кто в этом не разбираются, могут нанести вред мотору своего автомобиля. Сейчас объясню почему.
- Состав тосола
- Состав антифриза
- Сравним свойства
- Тосол и G11
- Тосол и G12
- Тосол и G13
- Подведем итоги
Состав тосола
Это вещество было разработано в СССР. Для ваз, москвич и прочих отечественных машин. Химический состав и технология производства с годами не изменились. Состав следующий:
- Этиленгликоль;
- Дистилат;
- Присадки.
Секретом является состав присадок, которые должны защитить систему от коррозии и патрубки от разрушения.
Существует два вида: синий (голубой) и красный. Голубой можно использовать при морозах до 40 градусов, красный – до 65 градусов. В теплом климате допускается разведение водой до 50/50, получается ОЖ для – 20 градусов и – 32 градуса соответственно.
Важно: Этиленгликоль – яд. Ни в коем случае не рекомендуется пробовать его на вкус или вдыхать пары. Лучше работать в перчатках, при попадании на кожу смывать водой с мылом.
Состав антифриза
Антифризов на сегодня выпускается много разновидностей. Классифицируются как: G11, G11+, G12, G12+, G13, G13+. Встречаются и G12++ это фактически G13. По основному веществу, используемому в составе они схожи с тосолом:
- Пропиленгликоль или Этиленгликоль
- Дистилат
- Присадки
«Да это же одно и тоже, можно лить смело» – скажут автолюбители, и сильно ошибутся. Присадки у жидкостей совершенно разные, зачастую, делающие их несовместимыми не только с тосолами, но и между собой.
Сравним свойства
Чтобы были понятнее преимущества, недостатки и возможная совместимость, произвожу сравнение жидкостей по видам.
Тосол и G11
Цвет антифризов этой классификации зеленый. Сравнивая свойства тосола с антифризом этой маркировки, убеждаемся, что отечественная жидкость, соответствует импортной маркировке G11.
Принцип работы присадок у них схожий – образование пленки, которая предотвращает коррозию рубашки охлаждения, радиатора, и защищает резиновые шланги. Недостатки одинаковые – пленка снижает теплоотдачу, летом мотор греется сильнее, чем с другими ОЖ.
Это означает, что допустимо заливать одно вещество, вместо другого, но их нельзя смешивать друг с другом.
Смешивание – распространенная ошибка любителей. От него, возникает вспенивание ОЖ, потеря свойств, выпадение осадка, что может привести к закипанию и перегреву мотора.
Замена обоих веществ выполняется каждые два года, это вызвано выпадением осадка и потерей свойств.
Тосол и G12
Цвет антифриза такой классификации красный, как у тосола 65. В составе G12 присутствует этиленгликоль и вода, на этом их сходство завершается. Присадки этой разновидности антифриза органические. Среди которых, карбоновая кислота.
Отсутствие защитной пленки улучшает охлаждение мотора, что так необходимо высокотемпературным современным движкам. Любая ржавчина, мгновенно растворяется кислотой. Служит до 4-х лет.
Важно: У предыдущей версии присадки были химические. Такие типы присадок несовместимы между собой. Смешивание G12 с тосолом или G11 недопустимо.
Эта классификация антифризов превосходит тосолы по сроку службы и охлаждает лучше. Их можно применять в машинах марки ВАЗ.
Тосол и G13
Антифриз такого типа является вершиной эволюции охлаждающих жидкостей. Состав такой:
- Пропиленгликоль – считается не токсичным веществом, безопасным для здоровья человека. (Появляется только в составах маркировки G13 и выше).
- Дистилат
- Гибридные присадки высокого качества
Если 11 версия защищает от коррозии, но снижает теплоотдачу. А 12 от возникновения коррозии не защищает, то здесь эффект комбинированный. Из совместимых присадок. Смешивание с предыдущими версиями антифризов или с тосолом не допускается. Разница между присадками вызовет вспенивание, осадок и потерю свойств.
Эти антифризы лучше предыдущих поколений, и однозначно превосходят тосолы по своим качествам.
Подведем итоги
Когда у вас есть возможность выбирать, даже для ваз 2110, предпочтительнее купить антифриз, вместо тосола. Разумеется классом от G12 и выше. По стоимости 5 литров тосола обойдется 300-650 рублей. Такая же канистра антифриза будет стоить 1400—2000 рублей. Класс G13 потянет за 3000 рублей.
Тут любой задумается о целесообразности и экономии. Однако, именно в этом вопросе экономить не рекомендуется. Это вариант, когда экономишь тысячу, теряешь пять. Для современных моторов нисан приора, требуется ОЖ минимум класса G12. Она эффективнее в охлаждении, что снижает износ мотора. А на тосоле, с таким мотором можно закипеть.
Антифриз выдерживает высокую температуру, в то время как тосол, разлагается и теряет свойства уже при 105 градусах. Осадок засоряет датчики, а один неправильно работающий датчик инжекторного мотора, вызывает сбой в работе всей системы управлении двигателем.
Антифриз лучше защищает все детали от коррозии, что в полтора раза продлевает срок службы радиатора и водяной помпы. Меньшая агрессивность его к резине и пластику, позволяет гораздо реже менять патрубки и прокладки охлаждающей системы.
Антифриз не дает осадков. Значит, он не вызывает засорения радиатора, не требует промывки системы при замене. Использование жидкости, не соответствующей техническим требованиям, снимает гарантию производителя. Если вы залили тосол, либо использовали антифриз подешевле, вместо того, который предусмотрен в документации к автомобилю, в гарантийном ремонте вам откажут.
Для отечественных машин, рассчитанных под тосол, (например, для газели), его разрушающее воздействие практически незаметно. Потому что такие автомобили, требуют частого обслуживания. Однако, в череде постоянных поломок, тоже можно выделить те, которые вызываются тосолом.
Современные инжекторные двигатели, например нива шевроле, остро реагируют на отклонение масла или ОЖ от требуемого стандарта. Тосол быстро растворяет крыльчатку помпы такого мотора, забьет радиатор или разъест резиновые элементы. По причине агрессивности состава, склонности к осадками и плохой охлаждающей способности.
При выборе, какой лучше тосол или антифриз использовать в автомобиле, ориентируйтесь на заводские рекомендации, указанные в технических документах на машину. Даже по истечении срока гарантийного обслуживания и ремонта. Покупать стоит жидкости проверенных марок в фирменных магазинах, чтобы не попасть на подделку.
Мало кто знает, что цвет антифриза раньше означал тип радиатора, в котором его можно использовать. Зеленые антифризы, были предназначены под машины с алюминиевыми радиаторами. Красные антифризы, годились для медных или латунных радиаторов. Сейчас, окрас не всегда этому соответствует, поэтому выбор по цвету может быть ошибочным.
У меня все, теперь вы понимаете отличие одного вещества от другого, и не будете их смешивать, рискуя повредить мотор. Подписывайтесь на обновления на моем сайте, будет много полезного. Поделитесь с друзьями ссылкой, особенно с теми, кто не понимает разницы между этими веществами. До встречи.
Реферат на тему Тосол
Все началось с АвтоВАЗа.
ВАЗ — Волжский автомобильный завод находится в бывшем г. Ставрополе Куйбышевской области. Этот город в 1964 году был переименован в г. Тольятти в честь Пальмиро Тольятти — одного из основателей итальянской коммунистической партии.
Строили ВАЗ вместе и под руководством итальянцев, потому что наши родные «Жигули» — это аналог итальянского «Фиата». А раз автомобиль — аналог, то и вся используемая автохимия должна быть аналогична. В частности, и охлаждающая жидкость — антифриз для системы охлаждения двигателя.
В то время, а может быть и до сих пор, в системе охлаждения «Фиата» использовался антифриз под названием «Парафлю»- красивая желто-зеленая высококачественная охлаждающая жидкость на водо-гликолевой основе.
Наша отечественная промышленность тогда еще выпускала один-единственный антифриз на той же основе, как называют его наши специалисты, «антифриз по ГОСТ 159».
Проведенные в Италии испытания «антифриза по ГОСТ 159» показали, что он не соответствует качеству итальянского «Парафлю»: интенсивная коррозия металлов, обильное вспенивание, низкий запас щелочности.
Был нужен новый качественный антифриз для наших новых «Жигулей».
В Государственном Союзном НИИ органической химии и технологии 3 года шла работа по созданию новой рецептуры охлаждающей жидкости. Целых три года химики творили, изобретали, анализировали, проверяли, огорчались неудачам и радовались успехам.
Наконец, сотрудниками отдела «ТОС» («ТОС» — сокращенно — технология органического синтеза) была разработана новая рецептура и технология охлаждающей жидкости. После длительных проверок и перепроверок дома были проведены расширенные испытания в Турине. И «Ура!» наш антифриз не уступает итальянскому «Парафлю» и рекомендован для использования в «Жигулях»!
Теперь этот антифриз все мы знаем как ТОСОЛ. Слово «тосол» придумал один из авторов этого антифриза — В.Н. Кирьян. Оно образовано из: «ТОС» — название отдела, где работали создатели рецептуры, и «ОЛ» — по химической номенклатуре веществ это окончание показывает, что речь идет о спирте (этиленгликоль — это двухосновный спирт). Для примера: «этанОЛ» — этиловый спирт, «этан-1,2-диОЛ» — этиленгликоль.
Были созданы три марки антифриза:
«Тосол-А» — антифриз-концентрат. Буква «А» означает — «автомобильный».
«Тосол-А40» — охлаждающая автожидкость с температурой замерзания не выше минус 40°С.
«Тосол-А65» — охлаждающая автожидкость с температурой замерзания не выше минус 65°С.
Через несколько лет в том же отделе того же института была усовершенствована технология получения автомобильных «Тосолов» и появилась новая марка «Тосол-АМ». Буква «М» означает «модернизированный».
Необходимо добавить, что с того времени многие технологические жидкости, разработанные в отделе «ТОС» для различных отраслей нашей промышленности, стали называться «Тосол». Например, была создана замечательная закалочная жидкость, которая до сих пор используется на КамАЗе — «Тосол-К», или негорючая гидравлическая жидкость «Тосол-НГЖ», или смазочно-охлаждающая жидкость «Тосол-ОИЗ» — эти жидкости тоже еще «живут» на ВАЗе, и др.
Так что, по большому счету, «тосол» — это нечто большее, чем просто автомобильный антифриз.
Под занавес хочется крикнуть как в театре: «Авторов на сцену!».
Вот они, наши первые «тосольщики», получившие Авторское свидетельство на изобретение антифриза: О.Н. Дымент, В.Н. Кирьян, А.В. Борисов, В.А. Гончаров, Ю.В. Тихонов, Н.П. Маслова, Е.Б. Чижов.
Справедливости ради нужно добавить еще две фамилии, не вошедшие в список авторов, так как подключились к разработке антифриза уже на заключительном этапе, но способствующие доведению этой работы, так сказать, «до ума»: М.П. Шаталов и И.Г. Садовникова.
Для одних из них первый «тосол» так и остался первым и единственным, для других — это целый перечень разработанных жидкостей типа «тосол», который не закончился и по сей день.
ТОСОЛ предназначен для охлаждения двигателей автомобилей в любое время года при любых температурах, аж до минус 65°С (не дай Бог такую погоду!). Внешне стандартный ТОСОЛ-40 представляет собой жидкость голубого цвета, ТОСОЛ-65 — красный, впрочем, цвет — исключительно вопрос пристрастий производителя, никак не влияющий на свойства. Так, в Германии антифриз темно-зеленого цвета, а в Италии — красный. Но даже бесцветная жидкость (а без добавления красителя гликолевый антифриз бесцветен) будет работать не хуже разукрашенных собратьев. Смысл же покраски в том, чтобы не путать «минус 40» с «минус 65» и чтобы не нашлось желающих охладить самого себя при помощи ТОСОЛа (для этих целей мы рекомендуем применять пиво, соки, газировку и т. д.). Поскольку антифриз ядовит, есть шанс охладиться раз и навсегда.
ТОСОЛ — это именно то, что мы заливаете в радиатор. Он не замерзнет, когда столбик термометра отпустится ниже нуля, он не закипит на жаре, когда автомобиль соседа, использующего воду, будет больше похож на чайник, чем на средство передвижения. Присадки, входящие в состав ТОСОЛа уберегут систему охлаждения от коррозии и придадут необходимые свойства.
Собственно само слово «ТОСОЛ» — название первого автомобильного антифриза, разработанного специально для использования в системе охлаждения наших родных «Жигулей» и получившего колоссальную известность (других-то, качественных не было).
Когда-то, давным-давно, вместо ТОСОЛа, в качестве низкозамерзающих жидкостей применялись водные растворы глицерина, спирты, солевые растворы. В настоящее время эти жидкости почти полностью вытеснены антифризами на основе этиленгликоля, поскольку по комплексу свойств этиленгликолевый антифриз наиболее полно отвечает предъявляемым требованиям.
Все этиленгликолевые антифризы по качеству отличаются друг от друга только набором (или отсутствием) необходимых присадок и степенью разбавления водой.
Почему не вода
В самом деле, а почему бы не использовать в качестве охлаждающей жидкости обычную воду? Дешевле ведь, да и всегда под рукой. Ответ достаточно прост и умещается всего в несколько слов
Зимой замерзает, летом закипает, и круглый год коррозия с накипью.
Так что вода, конечно, может использоваться, когда ничего другого нет, но и ждать от нее ничего хорошего для автомобиля не стоит.
Солевые антифризы
Почему море не замерзает? Да потому, что оно соленое! Если добавить в воду около 23% обычной поваренной соли (NaCl), то этот раствор не замерзнет при температуре до минус 21°С, около 30% СaCl2 в воде не замерзнет до минус 55°С, а приблизительно 20% MgCl2 — до минус 33°С.
На этом принципе разрабатывались солевые антифризы типа «Асол».
Казалось бы, «дешево и сердито», но существует акая вещь как коррозия — радиатор для использовании солевых расстворов нужно делать золотым! А при постепенном выкипании воды вся соль остается на стенках. И кто теперь помнит о солевых антифризах?
Гликолевые антифризы
Подавляющее большинство автомобильных антифризов, выпускающихся в нашей стране, созданы на основе этиленгликоля.
Моноэтиленгликоль — это двухатомный спирт, бесцветная, вязкая, сладковатая на вкус жидкость, с температурой кипения 197 o С, плотностью при 20 o С = 1,112-1,113 г/см 3 , температурой начала замерзания минус 12-13 o С. Этиленгликоль — основа ТОСОЛа — обладает уникальной возможностью не замерзать при пониженных температурах.
C2H6O2
Исключительно важным свойством этиленгликоля является его способность понижать температуру замерзания водных растворов. При определенном соотношении системы вода — этиленгликоль можно получить жидкость с необходимой температурой замерзания от минус 1 до минус 70 o С. Водные растворы этиленгликоля не расширяются при замерзании и не образуют сплошной твердой массы, а превращаются в кашицеобразную рыхлую массу, объем которой больше первоначального только на 0,25% — 0,30%. Чтобы разбавленный водой этиленгликоль стал охлаждающей автожидкостью, в него необходимо добавить еще около 7-8, а то и больше компонентов, и отсутствие какого-либо из них или «добавленное не то» может не только существенно снизить качество антифриза, но и просто стать «отравой» для автомобиля.
Температура замерзания водно-гликолевой смеси
Спиртовые антифризы
Все спирты имеют низкую температуру замерзания, но не обладают свойством этиленгликоля понижать температуру водных растворов. 100% спирт имеет более низкую температуру, чем разбавленный. Спирты — горючие жидкости. И использовать их в системе охлаждения двигателя опасно
Глицериновые антифризы
Жидкость с низкой температурой замерзания можно получить на основе глицерина — трехатомного спирта. Соотношение воды и глицерина 35:65 отвечает наиболее низкой температуре замерзания — минус 40 o С. Но не прижились глицериновые жидкости — высокая вязкость при отрицательных температурах, да и расход глицерина больше, чем у гликолевых.
К антифризу предъявляются следующие требования:
Высокая теплоемкость и теплопроводность.
Низкая температура замерзания (безопасная эксплуатация автомобиля практически при любых отрицательных температурах охлаждающего воздуха).
Высокая температура кипения (нормальная работа двигателя в летнее время).
Высокая температура воспламенения (обеспечивает безопасность при использовании).
Малая вязкость, особенно при низких температурах (высокая затрудняет циркуляцию и снижает теплопередачу).
Малая вспениваемость(при большой снижается теплопередача, возможет перегрев двигателя и образование паровых пробок).
Низкая коррозионная активность (этот показатель является одним из решающих при оценке качества антифриза).
Инертность к резиновым шлангам и уплотнителям.
Кроме общих требований на охлаждающие низкозамерзающие жидкости существует ГОСТ 28084-89, где представлены технические требования на различные виды охлаждающих жидкостей, которые, для наиболее популярной в средней полосе России жидкости с температурой замерзания минус 40 o С, выглядят так
Наименование показателя
Норма по ГОСТ 28084-89
Прозрачная однородная окрашенная жидкость без механических примесей
2. Плотность, г/см 3 , при 20 o С, в пределах
3. Температура начала кристаллизации, o С, не выше
4. Фракционные данные:
температура начала перегонки, o С, не ниже
массовая доля жидкости, перегоняемой до достижения температуры 150 o С, %, не более
5. Коррозионное воздействие на металлы, г/м 2 сутки, не более:
медь, латунь, сталь, чугун, алюминий
припой
объем пены, см 3 , не более
устойчивость пены, с, не более
Тосол: разнообразие оттенков, свойства и характеристики
Сегодня автомобильный рынок наполнен различными видами товаров, в море которых, обычному потребителю и начинающему автомобилисту, довольно трудно сориентироваться. Это касается и антифриза, представленного в автомобильных магазинах множеством марок, производителей и многообразием цветовой палитры.
Охлаждающая жидкость привлекает различной гаммой цветов, от бирюзовой до фиолетовой. Как понять, какой антифриз или тосол лучше, чем отличается розовая жидкость от голубой? Этой теме и посвящена данная статья.
Антифриз и тосол: различия и особенности
Мы знаем, что антифризом называют жидкость, которая не замерзает под воздействием отрицательной температуры. Этот продукт предназначен для заливания в систему охлаждения автомобиля. Однако, кроме основной функции, антифриз имеет и другие положительные качества: оказывает смазывающий эффект и является защитным средством от коррозии металлических поверхностей и деталей.
Иными словами, ОЖ позволяет уберечь двигатель автомобиля от пагубного влияния как пониженных температур, так и от перегрева. Слово «антифриз» английского происхождения и переводится как «незамерзающий». ОЖ даёт возможность двигателю работать в оптимальном режиме температуры.
- Тосол в этом смысле мало чем отличается от антифриза, так как, и в том и в другом продукте содержатся такие компоненты как дистиллированная вода и этиленгликоль. Средней температурой для процесса закипания считается 140 градусов, а кристаллизация начинается при -50 градусов.
- Тосол – это отечественный вариант охлаждающей жидкости, выпускаемой российскими производителями. Во времена СССР не существовало различия в классификационном ряду охлаждёнки, она выпускалась в одном виде и успешно служила советскому автопрому верой и правдой на протяжении многих десятилетий.
- Сегодня весьма популярным вариантом ОЖ является концентрированный продукт, который при самостоятельном разведении дистиллированной водой, может по своим свойствам варьироваться в ту или другую сторону, в зависимости от пропорций.
- Кроме перечисленных основных компонентов, в антифриз входят различные присадки, которые служат для предотвращения вспенивания продукта, от возникновения коррозии и окислительных процессов на внутренних деталях и радиаторе. Смазывающие свойства присадок помогают осуществлять качественную работу помпы. Наличие присадок можно ощутить на пальцах рук, почувствовав небольшую жирность.
Какие разновидности антифриза существуют сегодня
Мир автохимии представлен сегодня несколькими группами: G11, G12, G 12+, G13. Они различаются своими техническими характеристиками и выпускаются различными цветовыми оттенками. Давайте ближе познакомимся с каждым из химических продуктов.
Тосол
Ещё во времена выпуска первых «Жигулей» впервые появился данный продукт и сразу нашёл широкое применение на деле. Представьте, что до этих пор, водители использовали для охлаждения моторов простую воду. Необходимо было вечером в зимние вечера сливать её без остатка, а с утра заливать вновь.
Такая трудоёмкая работа натолкнула инженеров на мысль о создании жидкости, которая бы не замерзала при нулевой температуре и была пригодна для эксплуатации в северных областях страны. Вот тогда –то и появился первый тосол А 40, который значительно облегчил участь водителей любителей и внёс существенное облегчение в труд профессионалов.
Тосол имел синий цвет или был бесцветным, в таком виде он впускается до сих пор и является наиболее бюджетным вариантом для целого ряда отечественных автомобилей марки ГАЗ, УАЗ, ВАЗ. Для иномарок тосол, как правило, не подходит, поэтому владельцы зарубежных авто пользуются иными ОЖ.
Антифриз G11
Продукт импортного производства, имеющий зелёный цвет. Он по своим характеристикам схож с тосолом. Во-первых, он самый дешёвый среди зарубежных аналогов, во — вторых, по — своему химическому составу он весьма напоминает наш тосол. В него также входит этиленгликоль, вода и ряд элементов химического и органического свойства: фосфаты, бораты, карбоновая кислота, которая защищает от коррозии.
- Данный антифриз широко применялся в недорогих автомобилях корейского производства в начале 2000 годов. Среди отрицательных качеств продукта можно выделить его небольшой срок службы: до 3 лет, выпадение осадка. Как только вы увидите в расширительном бачке зелёные хлопья, это знак того, что антифриз себя изжил.
- Встречаются также антифризы G11+ и G1++, которые имеют зелёный или жёлтый цвет, но разница у них с G 11 невелика, в них чуть больше карбоновой кислоты и цена чуть выше.
Антифриз G12
Это продут красного цвета, имеющий в своём составе больше присадок, хотя основа всё та же. Здесь больше органических составляющих, имеется отличная сопротивляемость коррозийным процессам, увеличенный срок службы до пяти лет или 150 км.
- Недостаток – высокая стоимость, но говорят, что она себя оправдывает. За счёт присадок, не образуется хлопьев, у продута хорошие теплоотводящие свойства, но данный антифриз нельзя использовать в автомобилях, имеющих алюминиевый радиатор.
- Что касается антифриза G 12+, то здесь в составе присутствует меньшее количество силикатов, а вот карбоновая кислота представлена в большем количестве. Здесь также в большинстве случаев присутствует красный оттенок и обеспечена хорошая защита деталей от коррозии.
Антифриз G13
Первые две группы имеют стабильные и традиционные оттенки, но ОЖ данного вида отличается по цвету, который преимущественно бывает либо жёлтым, либо фиолетовым. Этот химический продукт довольно молодой, он появился в 2012 году и относится к лобридным антифризам, так как в его основе лежит экологически чистое вещество – пропиленгликоль. Он не такой агрессивный и ядовитый, как его аналоги, он не оказывает пагубное воздействие на окружающую среду. Количество присадок такое же, как и в двенадцатой группе, это в основном органические силикатные вещества и карбоновая кислота, отличная защита от коррозии металла.
- Что касается температуры замерзания, то она в данной группе различается. Здесь многое зависит от пропорций, в которых был разведён концентрат. По мнению специалистов, для средней полосы нашей страны, вполне походящей является дозировка 50Х50, в этом случае кристаллизация наступает при морозе -35 градусов. Этот вид антифриза устойчив к повышенным температурам и способен закипеть только при +140 градусах. По этой причине им заправляют спортивные автомобили.
- Конечно, данный продукт по стоимости хорошо обгоняет предыдущие варианты ОЖ, ведь он является антифризом нового поколения. Для отечественных автомобилей не стоит использовать дорогой аналог, для «Калины» вполне подойдёт зелёная жидкость, которая верно послужит без отрицательных воздействий на движок.
Почему у охлаждающей жидкости разные оттенки, с чем это связано
Обратите внимание, у серии антифризов G13 одинаковый состав, а жёлтый оттенок жидкости имеет намеренное значение. Однако на рынке можно найти продукт жёлтого цвета как 12 группы, так и 11. Таким образом, производители вносят путаницу в ряды автомобилистов и заставляют задумываться над такой рокировкой. С чем связана подобная путаница?
Не стоит беспокоиться и паниковать. Цветовая гамма антифриза не имеет никакого значения, компании окрашивают продукты как им вздумается, поэтому выбирать ОЖ по цвету не стоит. В противном случае можно здорово поплатиться и получить серьёзные проблемы с системой охлаждения.
Внимание! Выбирать антифриз следует по группе, а не по цвету. Продукты, имеющие ядовитые цвета, не относятся к какой- либо особенной марке или группе. Здесь целью производителя является лишь привлечение внимания потребителя к продукту, или своевременная возможность обнаружения утечки. Обращайте внимание не на красивый оттенок жидкости, а на информацию от производителя.
Возможно ли смешение жидкостей
Антифриз, не зависимо от его оттенка, можно смешивать лишь с дистиллированной водой. Запрещается смешение одной марки ОЖ с другой, даже если они почти не отличаются по цвету. Помните о том, что все марки имеют разное количество и пропорции присадок, поэтому неизвестно, как один вид отреагирует на другой. Возможны самые непредсказуемые реакции, и если вам дорог автомобиль вы никогда не станете подвергать его такой опасности.
В случае, когда забываются необходимые пропорции при разведении антифриза водой, можно использовать аэрометр, прибор показывающий плотность ОЖ.
Перед тем как вы начнёте использовать охлаждающую жидкость, изучите данный вопрос на основе сопровождающей документации для вашего автомобиля, в которой подробно описаны все возможные варианты применения той или иной химии.
В каждой серии авто имеются различные виды радиаторов и моторов, здесь необходимо подходить строго индивидуально. Для медных радиаторов подойдёт один вид антифризов, для алюминиевых другой, не стоит ориентироваться исключительно на цвет продукта, так как его химический состав может резко отличаться от рекомендованного производителем автомобиля.
Тосол
Стандарт качества
Описание
Моноэтиленгликоль – это двухатомный спирт, бесцветная, вязкая, сладковатая на вкус жидкость, с температурой кипения 197°С, плотностью при 20°С = 1,112-1,113 г/см 3 , температурой начала замерзания минус 12-13°С. Этиленгликоль – основа ТОСОЛа – обладает уникальной возможностью не замерзать при пониженных температурах.
Упаковка
Охлаждающие жидкости упаковывают в сухие стальные герметично закрывающиеся бочки типов I или II вместимостью 100, 200 и 275 дм3 по ГОСТ 6247, типа I и II вместимостью 100 и 200 дм3 по ГОСТ 13950 и типа I вместимостью 100 и 275 дм3 Температура заливаемой в бочки охлаждающей жидкости ОЖ-К должна быть от минус 10 до плюс 50 °С, ОЖ-65 – от минус 50 до плюс 50 °С и ОЖ-40 – от минус 40 до плюс 50°С.
В качестве потребительской тары для охлаждающих жидкостей используют полимерную тару по НТД на конкретный вид охлаждающей жидкости. Отклонение массы (нетто) охлаждающей жидкости, расфасованной в потребительскую тару, должно быть ±2 % номинальной массы, указанной на первичной таре. Охлаждающие жидкости, расфасованные в потребительскую тару, при транспортировании упаковывают в деревянные ящики по ГОСТ 18573. В каждый ящик упаковывают охлаждающие жидкости одного вида и в одинаковой потребительской упаковке. Номера и типы ящиков выбирают в зависимости от размеров, массы и количества единиц потребительской тары, размещаемых в каждом ящике, и указывают в НТД на охлаждающую жидкость конкретного вида.
По согласованию с потребителем охлаждающие жидкости могут быть упакованы в другие виды тары, которые указывают в НТД на охлаждающую жидкость конкретного вида.
Степень (уровень) заполнения тары и цистерн рассчитывают с учетом их вместимости, грузоподъемности и объемного расширения охлаждающей жидкости при возможном перепаде температур в пути следования и во время хранения.
Транспортировка
Охлаждающие жидкости перевозят всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта.
Для транспортирования охлаждающих жидкостей используют специализированные железнодорожные цистерны с верхним сливом, автоцистерны и указанные в п. 2.4.1 металлические бочки.
Наливные люки цистерн и горловины бочек должны быть герметично закрыты.
Подготовка и наполнение специально выделенных цистерн проводятся грузоотправителем в соответствии с правилами перевозки грузов.
Для транспортирования охлаждающих жидкостей, упакованных в потребительскую тару, используют деревянные ящики по ГОСТ 18573 в соответствии с п. 2.4.2 настоящего стандарта.
Охлаждающие жидкости, упакованные в бочки и потребительскую тару в ящиках, транспортируют в крытых железнодорожных вагонах повагонными отправками, а также в крытых автотранспортных средствах и водным транспортом – в трюмах.
Транспортирование охлаждающих жидкостей, упакованных в бочки и потребительскую тару в ящиках, осуществляют транспортными пакетами в соответствии с требованиями ГОСТ 26663.
Масса пакета должна быть не более 1 т.
Формирование пакетов тарно-штучных грузов – по ГОСТ 24597. Для транспортирования пакетов применяют поддоны по ГОСТ 9557, ГОСТ 9078, ГОСТ 9570.
Размещение бочек и ящиков в пакетах и использование средств скрепления грузов осуществляют по ГОСТ 21140, ГОСТ 21650.
В районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности поставляют только охлаждающие жидкости вида ОЖ-65, упакованные в стальные бочки (см. п. 2.4.1).
Охлаждающие жидкости хранят в герметично закрытых бочках и других емкостях из коррозионно-стойких сталей в неотапливаемых складских помещениях, обеспечивающих защиту от воздействия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков.
Хранение
Гарантийный срок хранения, установленный с момента изготовления в НТД на охлаждающую жидкость конкретного вида, должен быть: до 1992 г. – не менее трех лет, а с 1992 г. – не менее пяти лет.
Технические характеристики
Исключительно важным свойством этиленгликоля является его способность понижать температуру замерзания водных растворов. При определенном соотношении системы вода – этиленгликоль можно получить жидкость с необходимой температурой замерзания от минус 1 до минус 70°С.
Кроме общих требований на охлаждающие низкозамерзающие жидкости существует ГОСТ 28084-89, где представлены технические требования на различные виды охлаждающих жидкостей, которые, для наиболее популярной в средней полосе России жидкости с температурой замерзания минус 40°С, выглядят так:
— температура начала перегонки, °С, не ниже
— массовая доля жидкости, перегоняемой до достижения температуры 150°С, %, не более
Коррозионное воздействие на металлы, г/м2 сутки, не более:
— медь, латунь, сталь, чугун, алюминий
— объем пены, см3, не более
— устойчивость пены, с, не более
Безопасность
1. Требования безопасности перед началом работы.
Перед началом работы с антифризом «Тосол-АМ», с охлаждающими автожидкостями Тосол-А-40М», «Тосол-А-65М» и др. должны убедиться в исправности спецодежды, она не должна иметь дефектов, быть аккуратно застегнута и соответствовать размеру.
Проверить состояние оборудования путем личного осмотра.
Проверить наличие средств пожаротушения.
Для тушения загоревшихся указанных автожидкостей разрешается применять воду песок, кошму, порошковые огнетушители, раствор пенообразователя.
Антифриз «Тосол-АМ» и автожидкости охлаждающие «Тосол-А-40М», «Тосол-А-65М», как и этиленгликоль, обладают ядовитыми свойствами. По степени воздействия на человека относятся к третьему классу опасности, т.е. к веществам умеренно опасным. Предельно допустимая концентрация антифриза «Тосол-АМ» и автожидкостей охлаждающих «Тосол-А-40М», «Тосол-А-65М» в воздухе рабочей зоны 5 мг/м3 по этиленгликолю.
Антифриз и охлаждающие автожидкости следует хранить и перевозить в исправных металлических закрывающихся бидонах и бочках с завинчивающимися пробками. Крышки и пробки должны быть опломбированы.
Порожняя тара из-под антифриза также должна быть опломбирована. Перед тем, как налить антифриз и охлаждающие автожидкости, необходимо тщательно очистить тару от вредных осадков, налетов и ржавчины, промыть щелочным раствором и пропарить. В таре не должно быть остатков нефтепродуктов.
2. Требования безопасности при выполнении работы.
Антифриз, охлаждающие автожидкости и др. наливают в тару не более, чем на 90% их емкости, чтобы исключить их вытекание от температурного расширения.
На таре, в которой перевозят (хранят) охлаждающие автожидкости, антифриз и др. должна быть несмываемая надпись «ЯД» и «ОСТОРОЖНО! ЯДОВИТЫЕ ВЕЩЕСТВА».
— наливать антифриз, охлаждающие автожидкости и др. в тару, не соответствующую указанным выше требованиям
— переливать антифриз через шланг путем засасывания ртом
— применять тару из-под антифриза, охлаждающих автожидкостей и др. для перевозки и хранения пищевых продуктов
— перевозить антифриз, охлаждающие автожидкости и др. вместе с людьми, животными, пищевыми продуктами
Перед заправкой системы охлаждения двигателя антифризом, необходимо:
— проверить, нет ли в системе охлаждения (в соединительных шлангах, радиаторе, сальниках водяного насоса и т.д.) течи, и при наличии устранить ее
— промыть систему охлаждения чистой горячей водой
Заправку системы охлаждения двигателя антифризом следует производить только при помощи специально предназначенной для этой цели посуды (ведра с носиком, бачка, воронки). При заправке антифризом необходимо принять меры, исключающие попадание в него нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива, масла и т.п.), т.к. они во время работы приводят к вспениванию антифриза.
Заливать антифриз в систему охлаждения без расширительного бачка следует не до горловины радиатора, а на 10% ниже линии объема системы охлаждения, потому что во время работы двигателя (при нагревании) антифриз расширяется больше воды, что может привести к его вытеканию.
Во время работы с антифризом, охлаждающими автожидкостями и др. не курить и не принимать пищу.
В тех случаях, когда при работе возможно разбрызгивание антифриза, охлаждающих автожидкостей и др., необходимо пользоваться противогазом фильтрующим и защитными очками.
При работе с антифризом, охлаждающими автожидкостями и др. Jбслуживающий персонал должен быть обеспечен резиновыми сапогами или ботинками на резиновой подошве, резиновыми техническими перчатками.
3. Требования безопасности в аварийных ситуациях
Аварийная ситуация при работе с антифризом, охлаждающими автожидкостями возможна при попадании этих веществ в организм человека.
При попадании через рот в желудок происходит отравление, при котором поражается нервная система и почки. Признаки отравления – головокружение, потеря сознания, в тяжелых случаях – смертельный исход. Это сосудистый и протоплазматический яд, вызывающий ацидоз. Проникает через кожу. Пары антифриза вызывают низкую степень отравления и опасны в большой концентрации.
При попадании этиленгликоля или охлаждающей автожидкости в желудок необходимо в целях оказания пострадавшему первой доврачебной помощи как можно раньше вызвать рвоту, обеспечить ему обильное питье, немедленно вызвать врача или отправить в ближайшее лечебное учреждение.
4. Требования безопасности по окончании работы
По окончании работы с антифризом «Тосол-АМ», охлаждающими автожидкостями «осол-А-40М», «Тосол-А-65М» и др. резиновые сапоги, брезентовые рукавицы, комбинезон тщательно промыть водой и высушить.
Выносить спецодежду за пределы подразделений предприятия, а также выходить в спецодежде в столовую, красные уголки, служебные и жилые помещения запрещается.
После каждой операции с антифризом, охлаждающими автожидкостями и др. тщательно вымыть руки теплой водой с мылом.
Отгрузка от 1 кг! Доставка по РФ! Работаем только с Юридическими лицами (в т.ч. ИП) и только по безналичному расчёту!
Об антифризах и тосоле
Прежде всего, есть ли разница между тосолом и антифризом? И да, и нет. И тосол, и антифриз это незамерзающие охлаждающие жидкости для двигателей внутреннего сгорания, представляющие из себя водные растворы сложный спиртов – этиленгликоля и иногда пропиленгликоля. Название «Антифриз» происходит от английского «Antifreeze», что означает «незамерзающий» . Название «Тосол» — это имя собственное, оно состоит из аббревиатуры ТОС (технология органического синтеза) и окончания «ол», которое в химии обозначает принадлежность к группе спиртов. Почему же нельзя все охлаждающие жидкости называть антифризами и отказаться от названия Тосол? На то есть причина. Тосол производится по ГОСТ 28084-89 на основе этиленгликоля и имеет строго определенные свойства. То есть Тосол – это одна из разновидностей антифриза. Но увидев в магазине на полке десяток разных канистр с одним и тем же словом Тосол на этикетке, невольно возникает вопрос – почему их столько, если это по сути одно и то же? Дело в том, что название «Тосол» не защищено патентом, и его может использовать любой производитель. Но настоящий Тосол производится только по ГОСТу и должен иметь соответствующее обозначение. Кстати, цвет Тосола может быть любым, ведь ГОСТ его никак не регламентирует.
Какие еще бывают разновидности антифризов? Каждый антифриз, помимо этиленгликоля и воды, имеет в своем составе антикоррозийные присадки, и основные различия в антифризах связаны именно с их составом. У этих присадок есть три основные разновидности – на органической основе, на минеральной основе и гибридные. Рассмотрим их поподробнее.
Антифризы с минеральными (неорганическими) присадками появились раньше всех. Они отлично защищают систему охлаждения от коррозии, но с ними антифриз не слишком хорошо отводит тепло и срок службы такого антифриза весьма недолгий – 2-3 года и 60-80 тыс. км (модернизированные варианты до 120 тыс.км). К тому же они боятся перегрева, в этом случае присадки быстро выпадают в осадок. Такие антифризы подходят для двигателей 80-х – 90-х годов, в том числе ВАЗ, КаМАЗ, ЯМЗ. Кстати, Тосол относится именно к этой разновидности антифриза.
Чтобы продлить срок службы охлаждающей жидкости, в середине 90-х годов был разработан антифриз с присадками на органической основе. Они лучше отводят тепло, не боятся высоких температур и долго сохраняют свои свойства, в среднем 5 лет или 250 тыс.км. Эти антифризы отлично подходят для двигателей с алюминиевыми блоками цилиндров. Однако и у них обнаружились недостатки. Во-первых, в полную силу они начинают работать только после определенного пробега, и если двигатель не новый и имеет очаги коррозии, то первые несколько тысяч километров эта коррозия будет только развиваться. Во-вторых, такие антифризы подвержены кавитации (образованию воздушных пузырьков). И в-третьих, они губительны для силикона, который входит в состав патрубков и прокладок системы охлаждения.
Следующим шагом стала разработка гибридных антифризов. В их составе дополняют друг друга минеральные и органические присадки. Срок службы таких жидкостей остался на уровне «органических» антифризов, при этом они хорошо противостоят кавитации и не вредят силикону.
Но производители на этом не остановились. Для гибридных антифризов они подобрали такое соотношение органических и минеральных присадок, что в конце 2000-х выпустили «лобридный» антифриз, срок службы которого составляет до 500 тыс.км.
Как понять, какой антифриз в канистре? Это можно сделать по обозначениям G11, G12, G12+, G12++. Это не стандартная международная классификация, как, например, API для автомобильных масел, а всего лишь обозначения допусков для двигателей концерна Volkswagen, но разновидностям антифризов соответствует довольно точно. G11 это «минеральные» антифризы, G12 – «органические», G12+ — «гибридные», G12++ — «лобридные». Большинство отечественных антифризов имеют такую маркировку, так как у нас она стала практически общепризнанной, но импортные жидкости могут ее не иметь. Как же определить, какой антифриз подходит вашему автомобилю? В первую очередь эта информация есть в руководстве по эксплуатации. Это самый надежный способ. Там могут быть указаны конкретные бренды и названия вроде «GlycoShell Longlife», тогда остается только найти их в магазине. Могут быть указаны спецификации типа «ASTM D 3306», тогда их и нужно искать на канистре. А может быть расплывчатая формулировка вроде «не содержащий силикатов», в этом случае можно заливать любой, кроме G11. Если руководства нет, нужно найти на канистре информацию о допусках или соответствии требованиям, но для этого опять же нужно знать, какие допуски и спецификации вам нужны. Еще можно поискать информацию на официальном сайте производителя автомобиля, на профильных форумах, и конечно же можно получить консультацию у сотрудников наших магазинов.
А как же цвет? Существует убеждение, будто по цвету антифриза можно многое узнать. Это не так. Цвет не говорит ни о чем. Антифриз изначально бесцветный, а краситель добавляет в раствор сам производитель, чтобы различать свои собственные линейки. Даже один и тот же антифриз у одного производителя может быть разного цвета. Пример с сайта одного из авторитетных производителей: «Обычно цвет антифриза является предметом договоренности между производителем и потребителем. Например, наше предприятие выпускает один и тот же антифриз «Premium» оранжевого цвета (с добавлением оранжевого красителя) для автозавода Ford, г. Всеволожск, желтого цвета для Volvo, г. Калуга, розового цвета для GM-Opel, г. Санкт Петербург, синего цвета для Komatsu, г. Ярославль. В розничную продажу этот антифриз поступает оранжевого цвета, как и для Ford». Такое же убеждение существует относительно того, что смешивать можно только антифризы одного цвета. Из приведенного выше примера можно понять, что смешивать разноцветные антифризы одного типа внутри одного бренда можно. В то же время цвет вовсе не гарантирует совместимость составов разных производителей. Общее правило таково – нельзя смешивать G11, G12 и G12+, но каждый из них по отдельности можно смешивать с G12++. Но лучше всего антифризы не смешивать вообще. Если нужна доливка, доливать только тот, который уже залит, а если это неизвестно или нет возможности приобрести – тогда дистиллированную воду.
Антифриз или тосол? На что следует обратить внимание при выборе.
Немного химии для любознательных автолюбителей
Основа любой охлаждающей жидкости — смесь этиленгликоля и специальных присадок, замедляющих процесс коррозии. Подробности химического состава продукта производитель хранит в тайне, поэтому покупателю остаётся лишь доверять его имени и репутации. Прежде, чем приобрести конкретный продукт, стоит детально ознакомиться с рекомендациями в инструкции. Уважающий себя поставщик обязательно укажет результаты лабораторных испытаний своего товара и перечень марок автомобилей, для которых рекомендован данный антифриз.
Специалисты различают различные составы, созданные по определенным технологиям:
• Традиционная подразумевает использование присадок неорганического происхождения;
• Карбоксилатная допускает добавление органических солей в состав антифриза;
• Гибридная предполагает использование карбоновых солей с силикатами или фосфатами в качестве присадок.
Главный вопрос, который чаще всего интересует покупателей – в чём отличие антифриза от тосола. Стоит отметить, что подобный вопрос возникает только у российских автомобилистов. Антифриз – общее название для всех без исключения охлаждающих жидкостей. Тосол – та же самая жидкость, изготовленная в соответствии с российскими стандартами. Главное ее отличие – изготовление по вышеуказанной традиционной технологии с использованием в качестве присадок неорганических солей. Подавляющее же большинство фирменных антифризов изготавливается по карбоксилатной технологии.
Требовательного покупателя вряд ли удовлетворят подобные разъяснения, припорошенные слоем сложных научных терминов. Более доступной для него станет конкретная информация о преимуществах того или иного вида антифриза. И здесь стоит отметить очень важный момент. Неорганические соли, входящие в состав тосола, обладают способностью оседать на поверхности деталей, образуя теплоизоляционный слой толщиной до 0,5мм. С одной стороны, очевидна его защитная функция – коррозия здесь не пройдет. Но также через него не пройдет и тепло, что самым негативным образом сказывается на работе движка. Интенсивная нагрузка в сочетании с тепловым воздействием – гремучая смесь, приводящая к преждевременному износу деталей двигателя и повышению уровня расхода топлива. Указанное, увы, не единственный его недостаток.
При детальном сравнении тосола с антифризами, изготовленными по карбоксилатной или гибридной технологиям, становятся заметны следующие отличия в пользу последних:
• Эффективность использования. Органические соли не склонны к образованию изоляционной пленки на поверхности металла, тем самым сохраняют его теплопроводность. При этом антикоррозионные свойства антифриза с карбоновыми солями остаются на высоте.
• Отличная сочетаемость антифризов с алюминиевыми сплавами. Неорганические соли отрицательно воздействуют на этот металл, и тосол оказывается неэффективным в защите алюминиевых деталей. Органические же соли способны обеспечить его надлежащую защиту, в том числе и при повышенной температуре, например, 100С и выше.
• Сохранение работоспособности водяного насоса. Явление кавитации – повышенное газообразование, разрушающее стенки емкости, характерно для неорганических веществ, добавленных в состав всех типов тосолов. Антифризы на органических солях менее склонны к кавитации, тем самым продлевая срок жизни водяного насоса.
• Аналогичным образом явление кавитации угрожает гильзам цилиндров движка. Антифризы на органических веществах более лояльны к металлу, чем их неорганические аналоги в виде тосолов.
• Неорганические соли склонны к загустеванию и образованию нерастворимых остатков. Таким образом, длительное использование тосола может стать причиной засорения радиатора и блокирования термостата.
• Неорганические соли могут проявить агрессивность по отношению к элементам системы охлаждения из пластика. Органические соли, в свою очередь, не причиняют им вреда и не разрушают их структуру даже в ходе продолжительного воздействия.
• Экологическая безопасность карбоновых соединение в разы выше, чем солей неорганических кислот.
Преимущества антифризов над тосолом очевидны.
Правила замены охлаждающей жидкости
Если вы твердо решили перейти на хороший антифриз, осталось сделать покупку и правильно заменить жидкость:
• Купленный концентрат нужно разбавить дистиллированной водой согласно рекомендациям производителя;
• Необходимо слить из машины весь запас старого антифриза, поставив ее на горку передом вниз;
• Промыть систему охлаждения дистиллированной водой с добавлением специальной жидкости, чтобы устранить все засоры и растворить слой осадка;
• Перед заливанием нового антифриза следует переставить автомобиль передом вверх, чтобы исключить образование в системе охлаждения воздушных пробок;
• Залить в емкость немного антифриза и включить двигатель при открытой крышке радиатора. После того как весь лишний воздух выйдет, долить антифриз и закрыть радиатор.
Новый фирменный антифриз способен улучшить качество охлаждения двигателя, и автомобиль обязательно порадует вас безотказной работой.
Тосол или антифриз – какая разница и что лучше?
Что такое тосол
В Советском Союзе использовалась охлаждающая жидкость под названием тосол. Спустя годы, запатентовать ее никто не догадался, поэтому сегодня это названия является больше обобщающим для определенного класса охлаждающих жидкостей, которые производятся различными отечественными производителями. На рынке можно найти тосол двух видов: синего цвета (с предельной температурой до -40 градусов) и красного цвета (с точкой замерзания в -65 градусов Цельсия). В состав тосола входят следующие вещества:
- этиленгликоль;
- вода;
- различные присадки для предотвращения коррозии;
- фосфаты и бураты.
Тосол, как и любая другая охлаждающая жидкость, имеет несколько обязательных характеристик: не замерзает при низких температурах и не воспламеняется, не пенится и не кипит, а также не оказывает пагубного воздействия на компоненты системы охлаждения. В процессе эксплуатации тосол, конечно же, теряет свои качества, что делает невозможным его использование в системе охлаждения. Выработка состава и испарение естественные процессы, поэтому данную жидкость следует менять раз в 2-3 года или после 80 тысяч километров пробега. При покупке тосола водитель может руководствоваться только его температурными показателями. Также в техническом руководстве автомобиля всегда прописано, какую ОЖ рекомендуется использовать для данной модели.
Использование охлаждающих жидкостей
При использовании охлаждающих жидкостей, которые были изготовлены на основе обычной технологии, остается небольшой осадок, который является причиной ухудшения теплообмена и засорения радиатора. Карбоксилатные антифризы не образуют мелких частиц, из-за которых бы могли засоряться детали автомобиля. Из-за длительного периода использования современных охлаждающих продуктов количество отработанного материала уменьшается. Соответственно, уменьшается и количество отходов, которые нужно перерабатывать.
Антифриз отличается от тосола тем, что он отлично исполняет свою функцию при температуре больше ста градусов.
Многие изготовители автомобилей допускают поднятие температуры внутренних частей автомобиля до 135 градусов. Многие традиционные охладители теряют свои свойства, когда температура превышает 105 °С. Карбоксилатные же продукты сберегают такие функции при подобной температуре.
Антифриз и его разновидности
Чтобы понять что лучше тосол или антифриз, нужно понять что собой представляет последний и каких видов бывает. Давайте разберемся! Антифриз – это обобщенное название охлаждающей жидкости, которая пришла на территорию стран СНГ из-за границы. Согласно спецификации и маркировкам, существует несколько классов этой жидкости, каждая из которых имеет свои характеристики и состав. Определенный класс используется для конкретных автомобилей, поэтому при выборе антифриза необходимо обязательно ориентироваться в его разновидностях. Для упрощения покупки разработала универсальную систему классификации, по которой большинство производителей и покупателей ориентируются. Согласно ей, все антифризы разделены на классы G11, G12 и G13. За последние годы появились также промежуточные классы, например, G12+ и G12++. Давайте рассмотрим каждый из видов продукции отдельно.
Антифриз G11
Подобная продукция создается по традиционной (силикатной) технологии, при этом содержит в себе неорганические вещества и их комбинации в качестве защитных присадок. Такой хладагент рекомендуется заливать в транспортные средства, произведенные до 1996 года. Если говорить о составе, то большую часть (около 90 процентов) занимает этиленгликоль. Остальная доля приходится на дистиллированную воду и присадки. Срок службы подобных изделий составляет до 3 лет. Данная ОЖ создает на всей поверхности деталей защитную пленку, которая предотвращает коррозию. Конечно же, это имеет и отрицательный эффект, ведь сплошная пленка неблагоприятно сказывается на теплоотдаче. Эта пленка от вибраций осыпается, и осадок скапливается в системе охлаждения.
Антифризы линейки G12
Следующим шагом в развитии охлаждающих жидкостей стало появление состава G12. У него появилось принципиальное отличие от предшественника – разработчики использовали технологию органических кислот. В основе также остается этиленгликоль, но в качестве присадок добавляются карбоновые кислоты. Благодаря этому, антифриз создает защитную оболочку только в тех местах, которые подвергаются коррозии. Он имеет следующие преимущества по сравнению с предшественником:
- повышенная теплоотдача;
- отсутствие осадка после эксплуатации, поскольку нечему осыпаться;
- увеличен срок службы до 5 лет (при соблюдении правил эксплуатации).
Продукцию рекомендуют использовать в автомобилях, выпущенных после 2001 года. Классы G12+ и G12++ являются доработкой, в которых органические присадки объединили с другими (неорганическими и минеральными). Принципиальных отличий от основного G12 нет. Здесь улучшена только экологическая безопасность состава.
Изделия класса G13
Это новейшая разработка, созданная в 2012 году. Главное отличие от всех других антифризов – основа на пропиленгликоле. В отличие от этиленгликоля, который является ядовитым, данный антифриз практически полностью безопасен для окружающей среды. На этом отличия заканчиваются. По своим характеристикам продукция идентична классу G12++. Все представленные классы отличаются визуально по цвету жидкости, однако общепринятого правила окрашивания для всех стран не существует. Покупая антифриз, обязательно читайте его маркировку и не ориентируйтесь только по цвету. Теперь, когда вы знаете состав тосола и антифриза, можно перейти к самому главному вопросу.
Положительные качества антифриза
Антифризы производятся по карбоксилатной технологии, в качестве присадок используются соли органических кислот. Жидкость имеет следующие положительные качества:
- длительный срок службы;
- высокая эффективность охлаждения двигателя;
- обеспечение защиты алюминиевых сплавов;
- снижение кавитационного повреждения помпы и гильз цилиндров;
- химическая инертность ко всем материалам системы охлаждения.
При использовании антифриза тонкая защитная плёнка образуется только в месте расположения очага коррозии. В результате не происходит снижения теплопередачи, и двигатель эффективно охлаждается.
В современных автомобилях даже силовые агрегаты изготовляются из алюминиевых сплавов. Тосол теряет защитные свойства по отношению к ним при нагреве до высоких температур. Антифриз их сохраняет.
Тосол или антифриз: что лучше выбрать
Учитывая несколько классов иностранных охлаждающих жидкостей, выявлять отличие тосола от антифриза обобщенно было бы не совсем корректно. Выполним сравнение тосола с конкретными классами антифриза.
Тосол против G11
Это практически близнецы, так как вещества имеют общую основу (этиленгликоль) и практически идентичные присадки (неорганические). Тосол в большинстве случаев используется в автомобилях ВАЗ, которые как раз выпушены до 1996 года. Выбор между тосолом и антифризом G11 только условный. Здесь можно ориентироваться на производителя, насколько вы ему доверяете и каковы отзывы других водителей о продукции.
Тосол в сравнении с линейкой G12
Здесь уже заметны отличия продукции. Основа этих двух ОЖ осталась (этиленгликоль и вода), но присадки в G12 уже используются органические. Благодаря этому, класс G12 имеет преимущества над тосолом, аналогичные преимуществам над G11:
- создание защитной пленки непосредственно в очагах возникновения коррозии;
- более продолжительный срок эксплуатации;
- лучшая теплоотдача;
- не оказывает неблагоприятного воздействия на алюминиевые детали и не образовывает конденсат.
В машинах после 2001 года выпуска рекомендуется использовать именно антифриз, так как отечественный тосол уже менее пригоден для иномарок. Оптимальной альтернативой тосолу является G12++, так как по своим качествам он близок к G13.
В сравнении с G13
Данный класс антифризов является пиком эволюции. Здесь используется иная основа (пропиленгликоль), за счет чего продукт неопасен для экологии, а также гибридные присадки, гарантирующие эффективность ОЖ. По всем параметрам антифризы G13 лучше тосола. Единственный недостаток – высокая стоимость. При этом не стоит экономить на покупке, так как капитальный ремонт двигателя новой иномарки будет стоить несоизмеримо много по сравнению с бутылкой даже самого дорогого антифриза.
Состав и основные свойства
Состав тосола включает воду и двухатомный спирт. Кроме этих веществ компании добавляют различные присадки. Без использования добавок чистая смесь спирта и воды за несколько месяцев уничтожит мотор внутри, разъест радиатор, а чтобы этого не случилось, производители используют:
- Ингибиторы коррозии.
- Антикавитационные элементы.
- Противопенные вещества.
- Красители.
У каждой добавки отдельные свойства, к примеру, ингибиторы делают на узлах мотора защитную пленку, что не позволяет спирту разрушать металл, красители используют для определения возможных течий, а другие вещества сокращают разрушительное действие при кипении охлаждающей жидкости.
По ГОСТ выделяют 3 вида тосола:
- ОЖ-К – концентрат.
- ОЖ-40.
- ОЖ-65.
У каждого вида отличие заключается в температуре замерзания. Основное отличие советского тосола от зарубежного в количестве и качестве присадок, которые повышают срок службы двигателя и радиатора. Зарубежные образцы имеют в составе порядка 40 присадок, тогда как в отечественной жидкости их около 10 видов. Кроме того, в ходе производства зарубежные виды используют втрое больше параметров качества.
У стандартной жидкости, температура замерзания составляет -40 градусов. В европейских странах принято использовать концентраты, поэтому их разводят с дистиллированной водой в разных соотношениях, исходя из погодных условий и других характеристик. Замену жидкости рекомендуется проводить каждые 30-50 тыс. км. В зависимости от качества. С годами сокращается щёлочность, начинается вспенивание, коррозия металлов.
Можно ли смешивать тосол и антифриз
Класс G11 и тосол имеют практически идентичный состав, поэтому теоретически смешивание допускается. Но будьте осторожны, так как отечественные и иностранные производители могут использовать разные присадки. За счет этого небольшого отличия жидкости могут вступать в конфликт. Рекомендует доливать только идентичную ОЖ, чтобы избежать неблагоприятных последствий. Смешивать тосол с классами G12 и выше нельзя, так как продукты имеют отличные составы, не говоря уже о разных производителях, каждый из которых применяет свою методику. Аналогично не допускается смешивание составов G11 и G12. В худшем случае при смешении в системе охлаждения появится осадок. Удалить его вы сможете только полной промывкой системы.
Как отличить тосол от антифриза
Среди водителей ходит миф, что отличить жидкости можно по цвету. Напоминаем, что цветовое обозначение условное, соответственно, у каждого производителя разное. Полагаться на цвет никогда нельзя. Вкус, вязкость и прозрачность водителям также ничего не скажут. Единственный идентификатор состава – это название и маркировка на канистре. На практике можно проверить температуру замерзания и определить тип тосола. Различить, например, классы G12 от G12+/++ водитель без специализированного оборудования и навыков никогда не сможет. Автовладельцам рекомендуется записывать, какой тип охлаждающей жидкости используется в машине. Если вы забыли, не рискуйте со смешиванием. Выполните полный слив, а затем залейте ОЖ, которую рекомендует производитель автомобиля или более доступный аналог. При покупке любой охлаждающей жидкости следует ориентироваться на ряд параметров:
- температура кипения и замерзания;
- антикоррозионные и смазывающие свойства;
- цена продукции;
- популярность и востребованность товаров данного бренда.
Итоги
В ходе статьи выяснилось, что тосол практически никак не отличается от класса антифриза G11. При сравнении тосола с G12/13 отечественный продукт проигрывает, так как в антифризе используются неорганические присадки, а в самом совершенном продукте сменилась даже основа. Владельцам иномарок последних годов выпуска необходимо использовать только антифриз. Для владельцев отечественных машин с годом выпуска до 1996 можно заливать как тосол, так и антифриз G11. Здесь решать, что лучше тосол или антифриз, придется только вам.
Тосол или антифриз: в чём разница?
Эта статья идеально подойдёт для начинающих автомобилистов, которые самостоятельно не смогут понять, а чем же тосол отличается от антифриза. Сейчас разберём определение охлаждающей жидкости, что же это такое?
ОЖ — это химическое вещество, которое активно применяется в системе охлаждение двигателей. За счёт неё улучшаются показатели замерзания и кипения, благодаря этим свойствам, автомобиль можно эксплуатировать при различных температурных режимах. Так повелось, что практически все ОЖ водители называют тосолом, но конечно же не всего они являются им. Антифриз — это не синоним тосолу, две жидкости обладают абсолютно разным составом, соответственно и некоторые свойства у них отличаются.
Так чем же отличается тосол от антифриза? Тосол — это один из видов охлаждающей жидкости. Это отечественный продукт, который изготавливали по традиционным технологиям. Что входит в состав? Там имеется этиленгликоль, H2O, а так же имеются присадки неорганических кислот. Её активно заливают в отечественные автомобили, свои свойства теряет после нагревания до 105 градусов.
И тосол, и антифриз — охлаждающие жидкости. Первое отличие от тосола — страна производитель. Отличаются составами и некоторыми свойствами. Антифриз может прослужить намного дольше, нежели тосол. Но они предназначены для одного и того же.
В чём отличия? Антифриз подойдёт для автомобилей отечественного, а так же иностранного производства. Повышенные антикоррозийные, антикавитационные, а так же антипенные свойства. Плюсов, на самом деле, у зарубежной жидкости много. Безусловно, в настоящее время сформировалось огромное количество фирм, которые занимаются производством ОЖ. Составы одни и те же, но разнятся соотношением и стоимостью.
Как отличить две жидкости друг от друга? Визуально это сделать невозможно. Если вы услышите, что тосол имеет светло-синий оттенок исключительно, то не верьте — это ошибочное мнение и убеждение. Тосол может быть различных цветов, начиная от тёмно-синего и заканчивая розовым.
Разницу могут увидеть только специалисты и то, после того, как изучат состав. В тосоле, помимо вышеперечисленного, так же содержатся: нитpaты, силикaты, бoрaты, aмины. В антифризе только присадки из солей opгaничecких киcлoт.
Когда жидкость начинает кипеть? Тосол после 105 градусов, а вот иностранная после 115 градусов, то есть у неё в плюсе есть ещё 10 градусов. Тосол можно использовать исключительно до 40 тысяч километров пробега, а вот антифриз прослужит до 240 километров пробега, после чего, обе жидкости потеряют свои рабочие свойства.
Для чего нужно это знать? В первую очередь для того, чтобы сохранить и продлить жизнь своему двигателю.
Чему отдать предпочтение? Выбор полностью лежит на вас. Перед покупкой нужно ознакомиться со всеми эксплуатационными параметрами авто и его двигателя. Отсюда продолжайте двигаться, иногда производители сами указывают какой антифриз лучше выбрать. А возможно, автомобиль может поглотить любую жидкость в том числе и отечественный тосол.