Camgora.ru

Автомобильный журнал
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно разобрать рулевую рейку

Как правильно разобрать рулевую рейку

Благодаря рулевой рейке осуществляется поворот колес автомобиля, поэтому если она «заболела», то управление автомобилем может быть не только усложнено, но и опасно. Поэтому при первых же симптомах выхода рейки из строя рекомендуется разобрать рулевую рейку и устранить неисправность. Хотя в не зависимости от марки автомобиля устройство рейки отличается незначительно, все же, перед тем как разобрать рулевую рейку нужно полистать руководство по ремонту к своему авто и детально разобраться с составными деталями.

Несколько слов о рейках

В публикациях на блоге уже много писалось о механизме управления машины и о рейке в частности. Но, думаю, не лишним будет освежить знания.

Итак, рулевая рейка выполняет важную задачу – преобразовывает вращение «баранки» в повороты колёс в горизонтальной плоскости. Рассмотрим процесс детальнее.

Простейшая разновидность этого узла состоит из шестерни на валу руля и пластины с зубьями. Когда мы поворачиваем руль, пластина начинает сдвигаться в одну из сторон, увлекая за собой тяги, которые, в свою очередь, поворачивают колёса авто.

Это элементарная конструкция, и весь механизм в данном случае приводится в движение исключительно физической силой водителя. Подобные варианты очень распространены на отечественных авто.

Есть и более продвинутые конструкции – с гидро- и электроусилителем. Устройство рулевой рейки с гидроусилителем немного сложнее простого механического варианта.

Здесь присутствуют дополнительные узлы, помогающие водителю без особых усилий крутить «баранку».

Если точнее — контур, по которому циркулирует под давлением масло, узел с клапанами на валу руля и поршень двойного действия, непосредственно связанный с рейкой.

При повороте руля приоткрываются клапаны с определённой стороны, и масло устремляется по открытым магистралям, давя на поршень в одну или другую сторону, а он уже двигает рейку.

В вариантах рулевой рейки с электроусилителем, основным силовым элементом является шаговый электромотор, перемещающий механизмы рулевого управления.

На первый взгляд устройство рулевого механизма может показаться достаточно сложным, добраться до него зачастую проблематично, поэтому возникает вопрос, возможен ли ремонт рулевой рейки своими руками?

На самом деле, возможен, и пугаться трудностей не стоит.

Рассмотрим простые варианты ремонта на примере отечественных ВАЗ 2109 и 2110, автомобили укомплектованые механическими узлами управления.

Анализ проблем с управлением автомобиля

Какие симптомы говорят о том, что с этим узлом что-то неладное?

  • появился люфт на руле;
  • «баранка» стала непривычно тяжёлой;
  • слышны подозрительные стуки при повороте руля;
  • у систем с гидроусилителем начало подтекать масло;
  • руль периодически закусывает в одном положении.

Если нечто подобное вы заметили на своём авто, то самое время задуматься о посещении автосервиса или всё же попробовать ремонт рулевой рейки своими руками.

Второй вариант поможет вам сэкономить не только средства, но и время, ведь на СТО зачастую бывают очереди, а оставаться даже на небольшой срок без машины не хочется никому.

Итак, рассмотрим последовательности несложного самостоятельного ремонта рейки на примере популярных отечественных авто ВАЗ 2109 и ВАЗ 2110.

Дефектовка деталей

Детали разобранной рейки нужно протереть от масла, очистить от отложений и внимательно осмотреть. В ремонтных комплектах обычно поставляются только резиновые уплотнения и фторопластовые втулки с кольцами. Не для каждого случая этого может быть достаточно.

Тщательно осмотрите поверхность зубчатого штока — на нем не должно быть повреждений и следов износа. Особое внимание уделите рабочей зоне — зубьям и части штока, которая соприкасается с кольцами, сальниками и втулками. Любое повреждение, коррозия, риски и задиры приведут к быстрому износу уплотнений и течи рейки.


Глубокая коррозия штока рейки. Такую деталь ставить нельзя.

На косых зубьях шестерни приводного вала не должно быть трещин, зазубрин, сколов и глубокого износа. Ставить вал с такими повреждениями опасно — рейка может заклинить в движении.

Частая причина стуков в рейке — износ прижимной втулки. Рабочая поверхность детали должна быть гладкой, без следов продавливания и задиров. Прижимной втулки обычно нет в ремкомплекте рейки, но на многие автомобили ее можно купить отдельно.


Износ прижимной втулки — фторопластовая вставка продавлена

Сильно изношенные и поврежденные детали рейки нельзя восстановить в условиях гаража. Если при дефектовке обнаружены проблемы — обратитесь за помощью в специализированные СТО. Там могут отреставрировать вал и шток рейки на профессиональном оборудовании.

Разборка рулевой рейки

Разберем снятую рулевую рейку переднеприводных автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций. Разборку рулевой рейки придется проводить при принятии решения отремонтировать ее (это один из этапов ремонта), а не заменить новой в случае возникновения неисправностей. А именно, появлении в ней стуков (рейка стучит), вибрации и ударов на руле, увеличении люфта рулевого колеса – проблем очень часто встречающихся на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099.

спецключи для разборки рулевой рейки 2108

Особенности разборки рулевой рейки автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Рассматривать снятие рулевых тяг, защитного чехла и колпачка не будем, ибо там все просто, а вот дальше сложнее. Для удобства проведения работ корпус рейки можно зажать в тиски, но можно все сделать и на коленке.

— Извлекаем упор рулевой рейки

Для этого специальным ключом отворачиваем пробку (гайку) упора и снимаем ее.

отворачиваем спецключом пробку упора рулевой рейки

Вынимаем находящуюся под пробкой пружину.

Поддеваем шлицевой отверткой и извлекаем стопорное кольцо упора.

Поворачиваем вал рейки (рожковым ключом на 14) по часовой стрелке до конца хода и нажимая на выступающую часть рейки сдвигаем с места упор.

Извлекаем сам упор рейки из ее корпуса (можно специальными тонкими плоскогубцами, вставив их в отверстие под пружину в упоре и вытянув его или попросту резким ударом корпуса рейки о деревянный брусок выбить его за счет инерции).

извлечение упора рулевой рейки 2108

— Извлекаем вал рулевой рейки с подшипником

Снимаем пыльник вала.

Снимаем стопорную шайбу вала.

Отворачиваем гайку подшипника специальным ключом и снимаем ее.

отворачиваем гайку вала рейки 2108 спецключом

Извлекаем вал рейки с подшипником. Применяем рычаг: зацепляем за лыску на валу длинным рожковым ключом на 14 и, опираясь им на монтажку (или широкий ключ), вытягиваем вал.

извлекаем вал рейки при помощи рычага

— Вытягиваем саму рейку в сторону короткой части корпуса

— Извлекаем при помощи отвертки опорную втулку рейки

— Извлекаем игольчатый подшипник вала из корпуса рулевой рейки (можно использовать специальный съемник или просверлить сверлом 2 мм два отверстия в торце картера рейки и через них выбить подшипник). Извлекать для замены игольчатый подшипник следует только при явном его износе, так как выходит из строя он редко.

извлеченная из корпуса рейка, опорная втулка и отверстия для сверления через которые выбивается игольчатый подшипник

Рулевая рейка автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 полностью разобрана.

элементы извлеченного вала рулевой рейки 2108

При необходимости спрессовываем съемником или сбиваем трубой шариковый подшипник с вала рейки. Предварительно снимаем с вала стопорное кольцо.

снятие подшипника вала рулевой рейки трехлапым съемником

Примечания и дополнения

— После разборки полностью промываем корпус рейки и все снятые элементы. Далее проводим выбраковку неисправных деталей их замену и сборку.

Алгоритм проведения ремонта в классическом стиле

  • начинать необходимо с постановки автомобиля на ручной тормоз, выключения мотора;
  • в салоне машины, в области водительского сиденья под рулевой колонкой найти крепежный болт – фиксатор, соединяющий вращающий вал и непосредственно рулевое колесо. Отвинчивайте его с применением рожкового ключа на «14». На некоторых моделях размер ключа может быть отличным. Изымаем болт. На этом работы в салоне окончены. Переходите в моторный отсек;
  • из-под днища автомобиля отсоедините рулевые тяги. Для этого нужно отдать соединения тяг и зубчатой рейки механизма. Также используйте ключи. Сами тяги можно не демонтировать, если они не являются источником поломки. Отведите в сторону для удобства;
  • накидными ключами на «16 – 17» отдайте крепежное соединение корпусной части с кузовом автомобиля. Всего 4 – 6 болтов, в зависимости от модификации.

Важно: на данном этапе необходимо дифференцированно подойти к дальнейшему алгоритму. Если рулевая колонка механическая, то продолжайте изымать ее через низ моторного отсека. Когда речь идет о:

  • ГУРе, то отвинчивайте два перепускных патрубка, по которым поступает подача – обратка смазывающего вещества в систему. Будьте осторожны, так как остатки масла протекут на пол, подстелите ветошь или подставьте емкость;
  • ЭУРе, то необходимо снять разъем контактной платы с блока управления. Еще имеется вторая клемма на датчике момента вращения, но она не препятствует доступу. Необходимо смотреть по ситуации в каждой модели.

После того, как все фиксирующие элементы отданы, приступайте к изъятию механизма из-под автомобиля. Для удобства проведения работ зажмите рейку в стационарные тиски. Фиксация корпуса позволит тщательно проводить ремонт и демонтаж. Если же не имеете в наличии зажима, тогда достаточно будет ровной рабочей поверхности.

Далее приступайте к полному поочередному разбору рейки. Начинайте с:

  • Отдачи фиксирующих шайб.
  • Снятия пыльника.
  • Верхнего подшипника.
  • Направляющей втулки.

Для модификаций типа ГУР и ЭУР, понадобится демонтаж перепускных труб, блока управления, полного вала электромотора, электрического двигателя, шариковой гайки.

После этого переходите к разбору внутренней начинки рулевой рейки:

  • Демонтаж пробки золотника.
  • Гайки золотника.
  • Втулки штока.
  • Поршня.
  • Стопорного кольца.
  • Штока рейки.

В зависимости от модели и строения рулевого управления, вышеперечисленные компоненты будут меняться. Перечислить все невозможно по причине множественного разнообразия, да это и не рационально.

Приступаем к разборке

Отверните нижнюю гайку рулевой рейки

Открутите гайку фиксатор первичного вала

Извлеките пыльник и снимите верхний стопор распределительной головки рулевой рейки

Ослабьте прижимную гайку

Извлеките первичный вал из распределительной головки

Извлеките стопор втулки из корпуса рулевой рейки

Извлеките направляющую втулку из корпуса (аккуратно, не поцарапайте вал рулевой рейки)

Вынимайте вал рулевой рейки из корпуса аккуратно, чтоб не поцарапать внутреннее зеркало рабочей поверхности

Аккуратно, Специальным или не очень инструментом извлеките внутренний сальник из корпуса рейки

Тема: Разбило нижний подшипник рулевой рейки на 40 — ке

Опции темы
  • Версия для печати
  • Отправить по электронной почте…
  • Отображение
    • Линейный вид
    • Комбинированный вид
    • Древовидный вид
  • Разбило нижний подшипник рулевой рейки на 40 — ке

    Автомобиль тойота камри 2006 г.в. ACV 40 (арабка). Непонятки в рулевом механизме (Люфт при поворотах руля влево — вправо)! Обратился в хороший сервис. Ребята сказали что пипец подшипнику рулевой рейки, подобрали, поменяли. Люфт все таки маленький остался. Думаю что нижняя крестовина. При движении при повороте влево руль самостоятельно в исходное положение не возвращается, т.е. необходимо приложить определенное усилие. При повороте руля вправо проблем нет. Кто что думает по данному вопросу? Какую крестовину можно подобрать? Ну не менять же весь узел за охуе. ые бабосы! Надеюсь на Вашу помощь! Просто реально эта тема уже задолбала! Машину менять не хочу, просто тачка классная.

    . Вы присутствовали при замене ? . похоже на развод, или руки у них корявые .
    Разбирать рейку без ремкомпекта — деньги на ветер , как минимум потечет. да и люфтоф быть не должно после ремонта.
    Ищите другой сервис и читайте форум , много тем было.

    Да нет там развода точно нет. Подшипник меняется без снятия самой рулевой рейки. Они мне показали этот разбитый подшипник, там просто отсутствовала часть шариков. Но люфт при поворотах руля остался, плюс закусывание при повороте налево. Завтра загоняю и буду менять нижнюю крестовину рулевого карданчика. Х.з. мож поможет. После отпишусь о проведенной операции.

    ну и что не отписались о проведенной операции? у меня вот тоже что-то брякает и отдает в руль. но ничего не заклинивает и руль возвращается.

    а количество обротов руля от прямолинейного движения в одну и другую стороны одинаково?

    Невозвращение руля говорит о том,что надо делать развал-схождение.У разбитой крестовины симптомы и последствия другие.

    Меняй крестовину на тойотах она у всех одинаковая рублей 400 стоит и поменять пятьсот и закусывать не чего не будет ,было такое на 30ке ,на 40ке долбило на кочках при повороте в лево ,а также в ту сторону люфтило ,до этого хрустело (звук как у гранаты) тоже проблема была в карданчике точнее в крестовине.

    Рейку не снимали вам при проведении данной процедуры? Подшипник подбирали по факту?

    Могу сказать что закусывает это от неисправной крестовины рулевого вала. Сто процентов даю что это из-за этого. А вот на счет люфта,что-то пока не могу понять из за чего это.

    На валу в рейке есть 2 подшипника верх 90363-19002 и низ 90363-13002 исходя из этой картинки:
    http://toyota.epcdata.ru/camry/sv40/. s/4505/44201H/
    Люфт в валу это следствие, по всей видимости, смерти одного из этих подшипников!
    Симптомы простые (для тех кто поменял карданчик а стук на мелких неровностях и рельсах остался):
    1. Стук не постоянный при проезде неровностей с вывернутым рулем (когда руль прямо стука нет, по крайней мере у меня)
    2. Иногда при торможении и старте с места одиночный стук с отдачей в руль

    Ну славо богу у меня нет такой проблемы,помощь нужна хозяину темы. А так спасибо за разъяснение подробное, теперь на будущее буду знать

    Да у меня та же беда что и у хозяина теперь, только одного не пойму что могло доспеться этим подшипникам, на них нагрузки минимум, но факт есть факт) А тема нужная, я тут пока искал ответы на свои вопросы много людей встретил с подобными проблемами, что-то гремит а на сервисе говорят что все идеально! Пока сам не залез под машину толку не было:-)

    Вот как было у меня.
    этот подшипник мне меняли(внешне даже очень живой) ,на втулку какую то ноу хау сказали навека.(они так сто раз делали)
    Машина искала дорогу ,и что то дребезжало в рулевой колонке + рейка сопливила. После замены руль плохо возвращался, потом разработался ,но всё же оставался туговатым по отношению с первоначальным. Машина дорогу перестала искать.

    Через пол года появился хруст(как привода хрустят) при троганьи с места с рулем в лево ,а потом несильно в право. Дальше хруст прекратился ,но появилось жестокое бреньчанье по неровностям в рулевой колонке (при поворотах бреньчанье пропадало). Диагностировали вроде как подшипники рулевой колонки(но это помойму нонсенс) Как оказалось развалился карданчик. Поменяли тишина.
    Сейчас снова появился люфт ,правда без бреньчанья, дорогу стала искать .Я к этим кто навека ,говорят навека и полтора года это одно и то же.
    В итоге купил новую.

    Вот тут мне мастер только что сказал что замена подшипника в рулевой рейки, это на некоторое время. При разборе надо будет выставлять момент возврата руля (что-то типа этого, просто она так заумно сказал что я даже не запомнил точно ). Вот пол года назад к нам в сервис приезжал человек с такой же проблемой, мы по его желанию поменяли подшипник (хотя ему мастера говорили что надо менять лучше рулевую рейку). Ну и что вы думаете, он приехал неделю назад и заказал рулевую рейку. Я не буду утверждать что у него опять рассыпались подшипники, потому что я сам при все при этом не присутствовал. Мне только что это все рассказал мастер.

    Последний раз редактировалось ToiCamr; 06.10.2012 в 10:37 .

    Разборка рулевого механизма Lada Kalina 1117 2004 — 2013

    Инструменты:

    • Вороток под торцевую насадку
    • Насадка на вороток 10 мм
    • Насадка на вороток 13 мм
    • Гаечный ключ торцевой трубчатый 17 мм
    • Восьмигранный ключ 24 мм
    • Шестигранный ключ 6 мм
    • Домкрат
    • Бокорезы
    • Зубило
    • Молоток большой
    • Отвертка плоская средняя
    • Щипцы для снятия стопорных колец
    • Шабер
    • Тиски
    • Монтажная лопатка
    • Элетродрель
    • Съемник для подшипников
    • Оправка
    • Бородок
    Читать еще:  Распиновка магнитолы pioneer deh

    Детали и расходники:

    • Деревянный брусок
    • Гайка крепления трубы
    • Гайка упора
    • Сверло 4 мм
    • Игольчатый подшипник вала шестерни
    • Смазка Фиол-1
    • Наруж­ное кольцо роликового упорного подшипника
    • «Быстрая сталь» или «Холодная сварка»
    • Отрезок трубы

    1. В салоне отворачиваем гайку болта крепления нижнего карданного шарнира к валу-шестерне рулевого механизма, как описано здесь.
    Сняв кожух и отвернув гайки крепления ключом на 13, снимаем рулевой механизм.

    2. Бокорезами перекусываем хомуты крепления чехла рулевого механизма и снимаем его.

    3. Снимаем опору рулевых тяг.

    4. Вставляем бородок в паз гайки крепления трубы картера. Отворачиваем гайку, нанося уда­ры по бородку (правая резьба).

    5. Снимаем трубу картера.

    6. Отжимаем отверткой два фикса­тора втулки, расположенной вну­три трубы.

    7. Вынимаем втулку.

    8. Снимаем со втулки два резиновых уплотнительных кольца.

    9. Втулка рейки рулевого механизма имеет два фиксатора (показаны стрелками).

    10. Если необходимо заменить гайку, щипцами для снятия стопорных колец разжимаем и снимаем стопорное кольцо. Снимаем гайку крепления трубы.

    11. Вынимаем из регулировочной гайки упора рейки резиновую за­глушку.

    12. Шабером удаляем замятый металл в местах контровки регулировочной гайки упора.

    13. Специальным ключом «на 24» с внешней восьмигранной голов­кой отворачиваем гайку упора.

    14. Вынимаем пружину упора.

    15. Поддев отверткой, снимаем уплотнительное кольцо.

    16. Ударом картера о деревянный брусок выбиваем упор рейки.

    17. Поддев отверткой, снимаем вкладыш с упора.

    18. В проточке упора установлено ре­зиновое уплотнительное кольцо.

    19. Снимаем с картера резиновое кольцо, уплотняющее отверстие для рулевого механизма на щит­ке передка.

    20. Снимаем пыльник с вала шестерни.

    21. Шестигранником «на 6» отвора­чиваем два винта крепления крышки картера.

    22. Снимаем крышку картера.

    23. Снимаем сепаратор с роликами упорного подшипника.

    24. Снимаем уплотнительное кольцо крышки.

    25. Вынимаем рейку из картера.

    26. Выпрессовываем вал-шестерню, зажав вал в тисках с накладками губок из мягкого металла и отжи­мая картер монтажной лопаткой вверх.

    27. Вынимаем вал-шестерню с под­шипником из картера.

    28. Поддеваем отверткой и снимаем стопорное кольцо втулки.

    29. Вынимаем втулку вала-шестерни в сборе с опорной пластиной.

    30. При необходимости замены игольчатого подшипника, сверлом d=4 мм сверлим в картере два диаметрально расположен­ных отверстия, чтобы они вы­ходили к торцу наружного коль­ца игольчатого подшипника.

    31. Через просверленные отверстия стержнем соответствующего диа­метра выбиваем наружное коль­цо подшипника из картера.

    32. Съемником спрессовываем шари­ковый подшипник вала-шестерни с внутренним кольцом роликово­го упорного подшипника.

    33. Съемником спрессовываем с вала внутреннее кольцо игольчатого подшипника.

    34. Отверткой поддеваем и вынима­ем сальник вала-шестерни из крышки картера.

    35. Если необходимо заменить наруж­ное кольцо роликового упорного подшипника, шабером удаляем выдавлен­ный металл в четырех местах и вынимаем кольцо.

    36. Обильно смазываем подшипники, зубья рейки и шестерни, пластмас­совую втулку рейки смазкой Фиол-1.

    37. Собираем рулевой механизм в об­ратной последовательности.
    Наружное кольцо игольчатого подшипника запрессовываем в картер оправкой подходящего диаметра. Для заделки отверстий в картере можно применить «быструю сталь» или «холодную сварку».

    38. Запрессовываем вал-шестерню с ша­риковым подшипником в картер отрезком трубы подходящего диаметра или высокой головкой, приклады­вая усилие к наружному кольцу под­шипника. Можно запрессовать вал-шестерню в картер, оперев наружное кольцо подшипника на губки тисков. Затем надеваем картер на под­шипник.

    39. Напрессовываем картер лег­кими ударами молотка через де­ревянный брусок.

    40. Запрессовываем сальник вала-шестерни в крышку через оправ­ку или головку заподлицо с тор­цом крышки.

    41. Вставляем рейку в картер рулевого механизма. Устанавливаем трубу и поворачиваем вал-шестерню так, чтобы лыска на нем была располо­жена с правой стороны. Передвига­ем рейку, так чтобы опора рулевых тяг, установленная на рейке, распо­лагалась посередине паза трубы. Вставляем упор рейки, пружину упо­ра и заворачиваем гайку упора. Гайку упора рекомендуется заменить на новую. Отрегулировав зазор в зацеплении шестерни с рейкой, закерниваем гайку упора.

    42. После затяжки гайки закерни­ваем ее.

    В статье не хватает:

    • Фото инструмента
    • Фото деталей и расходников
    • Качественных фото ремонта
    • Описания ремонта

    Проще, но еще дороже: что ломается в рулевых рейках с ЭУР, и как их ремонтируют

    Изучив самым доскональным образом все недостатки гидравлических усилителей рулевого управления, конструкторы со временем пришли к выводу, что дешевле и надежнее будет отдать «бразды правления» электрическим системам. Достоинств немало: это и отсутствие рабочей жидкости и трубок со шлангами, и меньшая масса всей системы… К тому же благодаря электронному управлению можно заставить руль вращаться самостоятельно, как, например, в системе с автоматической парковкой. Но у любой медали есть оборотная сторона: со временем выявился не меньший, а то и больший объем проблем, нежели в гидравлических системах. Об этих проблемах, а также о способах их устранения мы сегодня и поговорим.

    Особенности работы

    П еред тем, как начать разговор о типах электроусилителей и их характерных проблемах, скажем пару слов об алгоритме их работы. Сразу после пуска двигателя выполняется самодиагностика системы – подтверждается ее работоспособность. В нейтральном положении электромотор не работает: вся система находится в ожидании активных действий.

    Как только вы начали вращать руль, сигнал от датчика угла поворота и крутящего момента поступает в ЭБУ, а тот в свою очередь дает команду электромотору, который облегчает вам жизнь. Причем характер работы электроусилителя будет разным в зависимости от скорости автомобиля: таким образом достигается прогрессивность работы ЭУР. Пройдя поворот и понемногу снимая усилие с руля, система вернет колеса в нейтральное положение.

    Наверняка владельцы переднеприводных автомобилей с поперечным расположением двигателя замечали, как автомобиль при активном старте немного уводит в сторону. Обусловлено это разной длиной приводных валов с правой и левой сторон. Так вот, модели с электроусилителем могут еще и немного подруливать колеса, компенсируя тем самым увод. В целом усилие на рулевом колесе полностью под контролем ЭУРа – а потому именно на его совести та «пустота руля» и «искусственность усилия», о которой так часто говорят и на которую сетуют многочисленные журналисты.

    Какими бывают электроусилители

    Эти системы разделяют прежде всего по месту установки силового блока (электромотора): на рулевой колонке (почти под рулем) или на рулевой рейке. В первом случае рулевой механизм будет самым обычным, например, как в «восьмерке» или Nissan Micra, а во втором в конструкцию интегрирован электромотор или привод. Сегодня на практике мы рассмотрим более интересный вариант с усилителем на рейке.

    На самом рулевом механизме электромотор может быть установлен по-разному – либо отдельно, либо являясь частью корпуса этого рулевого механизма. Различают также и тип привода штока рейки: дополнительной шестерней или подвижным соединением винт-гайка.

    В последнем случае электромотор может передавать вращение через ременную передачу, либо привод может быть прямым (как в рейках Lexus GS).

    Для понимания, когда же и на сколько нужно «помогать» водителю вращать руль, система использует данные с нескольких датчиков – это датчик крутящего момента на валу шестерни рулевого механизма, датчик положения рулевого колеса, датчик частоты вращения коленчатого вала и датчики скорости вращения колес. Единственным датчиком, который относится непосредственно к системе ЭУР, является датчик крутящего момента.

    Подробнее об устройстве

    Теперь рассмотрим три различных варианта конструкции: рулевые рейки с дополнительной шестерней, рейки с параллельным приводом и рейки с прямым приводом. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы – сейчас мы обозначим, какие.

    Рейки с дополнительной шестерней имеют в своем составе электромотор, который через червячную передачу вращает шестерню, очень похожую на ту, что мы вращаем через рулевой вал. На самой рейке же в этом случае имеются две насечки зубьев. В этой конструкции все неплохо – вот только потери на трение высоки: все-таки это червячная передача. При этой конструкции электромотор зачастую имеет свой собственный корпус.

    Рейки с параллельным приводом – так называют механизм, в котором вращение от электромотора через ремень передается на гайку, или, если сказать точнее, на пару «винт-гайка».

    Винтом здесь выступает шток с нарезанной резьбой с одной стороны и насечкой зубьев с другой.

    Между гайкой и винтом заложены шарики, через которые передается вращение – они же выступают в роли подшипника. Работает это так: когда вы начинаете вращение рулевого колеса, приходит в действие электромотор, вращающий гайку в ту или иную сторону, помогая вам поворачивать руль.

    Рейки с прямым приводом – третий вариант, в котором корпус рулевой рейки частично является корпусом электромотора, а шток рейки проходит внутри него. Вращение от электромотора передается через уже известную нам пару «винт-гайка».

    Итак, это основные типы конструкций. Общение с мастером сервиса позволило нам выяснить еще одну немаловажную особенность: есть принципиальная разница между японскими и европейскими рейками. Японцы блок управления электроусилителем «прячут» подальше от самого рулевого механизма – в результате к электромотору тянется длинный шлейф проводов для управления, связи и диагностики. Европейцы же блок управления монтируют рядом с электромотором или прямо на нем.

    Какой из подходов верный, сказать тяжело. В случае с «японцами», чтобы снять всю систему, необходимо вытянуть несколько метров проводки и найти сам блок управления – но блок в таком случае находится в безопасности. С европейской же рейкой не будет проблем в плане демонтажа: отсоединил два-три разъема, выкрутил пару болтов крепления – и все. Однако блок управления в такой схеме подвержен различным воздействиям извне.

    Первичная диагностика

    Первичная диагностика поступившего в сервисную зону автомобиля строится на данных, полученных от хозяина автомобиля: например, стук постоянный или только при вращении, закусывание руля, неравномерное усилие на рулевом колесе или его отсутствие. Основываясь на этом, рейку демонтируют и подключают к специальному стенду (у нас это MSG MS561) и считывают ошибки. С помощью стенда имитируют работу двигателя на различных режимах и более детально изучают работу рулевого механизма. Делается это, чтобы локализовать неисправность и понять, кроется ли проблема в «железе» или в электрике.

    По порядку о проблемах

    Сначала поговорим о механической части системы. Здесь все так же, как и с другими рейками: практически любая проблема связана с разрывом пыльников рейки и попаданием внутрь нее воды и грязи. Вода – это неизбежная коррозия, а грязь – чрезмерный износ трущихся поверхностей.

    Износ боковой втулки – пожалуй, самое безобидное, что может случиться со штоком рейки. Вымывание смазочного материала из пары винт-гайка может привести к закусыванию в паре или даже заклиниванию рулевого механизма в одном положении.

    В механизмах с параллельным приводом попадание влаги на ремень приводит к резкому возрастанию его износа и, в конечном итоге, разрыву. Резко возросшее усилие на руле – вот что ощущает водитель в таком случае.

    Редко, но бывает так, что из-за влаги подшипник электромотора подвергается коррозии – тогда вы услышите неистовое завывание последнего при работе.

    Износ в зубчатом зацеплении вала-шестерни и штока рейки – тоже потенциальная причина разрыва пыльника. Но здесь болезнь можно попытаться вылечить, поджав упор штока.

    Справляясь у мастера о влиянии воды на электромотор, если привод прямой, мы узнали, что особых проблем с самим мотором быть не может – добротная изоляция проводов делает свое дело.

    Разобравшись с механикой, переходим к «источнику силы» – электрической части. Потенциальных проблем здесь не так много, но почти все они связаны с солидными затратами.

    Например, если электронный блок управления системой установлен на рейке, то он зачастую никак не защищен, потому прилетевший откуда-то камешек может разбить крышку блока. И даже если вы заметите это сразу же (что маловероятно), блок все равно придется отправить под замену. При этом, говоря «блок», мы имеем в виду всю рейку, потому как блоки отдельно не поставляют, и на данный момент осуществляются только скромные попытки ремонта этого элемента. Но все попытки разбиваются о неприступную стену отсутствия софта для программирования процессоров ЭБУ.

    Выход из строя датчика крутящего момента – еще одна малоприятная ситуация на дороге. В этом случае ЭУР «не понимает», с какой частотой и усилием помогать вам вращать руль и в какую сторону.

    Полностью усилитель не отключится, так как он «возьмет» данные датчика скорости и угла поворота рулевого колеса, но на щитке начнет светиться индикатор неисправности ЭУР. Более того, может случиться так, что вращать руль вам будет необходимо вправо, а электромотор будет «крутить» его влево.

    Сами датчики могут быть аналоговыми или цифровыми, потому и проблемы у них соответствующие. Аналоговые «страдают» износом: проявляется это в различном усилии на руле или уводе механизма от центрального положения.

    Цифровые, впрочем, также страдают от износа, но только не самого датчика, а шлейфа, который может банально перетереться.

    Лечим рейку

    Механические проблемы со штоком рейки не лечатся никак. Коррозия, чрезмерный износ резьбы или зубьев отправят вас за покупкой нового штока – ни шлифовка, ни какая-либо иная обработка здесь не предусмотрены. Если же со штоком все в порядке, а причиной стука стал износ боковой втулки или увеличенный зазор в зубчатом зацеплении, то втулку можно без проблем заменить, а зазор отрегулировать, подтянув упор штока (так же, как и в случае с гидравлическими усилителями). Собственно, каких-то других решений проблем по «железу» просто нет.

    А вот с электрикой, как уже говорилось выше, куда ни глянь – всюду одни расстройства. Если считываемые ошибки связаны с неправильной эксплуатацией, то их можно попытаться удалить – но если это поломки… Тогда решения нехитры, но дороги. Судите сами: малейшая трещина в крышке блока – это в большинстве случаев замена всей рулевой рейки. Коррозия подшипника электромотора означает два пути решения проблемы: замена электромотора с блоком управления или опять-таки замена всей рейки в сборе. Кстати, замена в сборе – это вердикт любого официального дилера: завод-изготовитель обычно попросту не закладывает возможности ремонта и восстановления рулевого механизма с ЭУР.

    А если привод прямой, и внутрь попала вода, то что тогда будет с электродвигателем? К счастью, ничего: его промоют бензином, высушат и снова отправят на службу. Касательно этого элемента ЭУР мастер вообще заметил, что еще ни разу не встречал проблем, связанных с выходом из строя мотора системы.

    Поломка датчика крутящего момента лечится заменой датчика. Единственным утешением для конструкции с аналоговым датчиком может быть возможность небольшой корректировки (±1°) ЭУРа. Но если гнездо датчика разбито значительно, то корректировка уже не поможет.

    Одной из самых распространенных причин выхода из строя датчика является повреждение пыльника, который установлен над ним. Он от постоянной влаги начинает гнить и в конце концов разрушается, отправляя датчик под замену – если такая возможность есть. Если ее нет, то… Вы, наверное, уже догадались: замена рейки в сборе. Но самое обидное, что может случиться, так это банальная поломка разъема на рейке, ведь в этом случае тоже ничего, кроме замены рейки в сборе, уже не поможет.

    Если вам повезло, и рейку отремонтировали

    По завершении работ рейку собирают и устанавливают на автомобиль.

    Читать еще:  Подключение подогрева зеркал гранта

    После установки необходимо произвести инициализацию или адаптацию ЭУР. Действие это крайне важное, поскольку позволяет «научить» рейку видеть все датчики и крайние положения. Если этого не сделать, то электромотор будет крутить «до победного», в результате чего в конце хода шток с немалой силой ударится в упор. После же выполнения адаптации система за 5 градусов до крайнего положения резко снизит усилие, предохранив шток от удара.

    Кстати, есть еще один небольшой плюс, связанный с адаптацией и самим принципом работы электрического усилителя. Если помните, в системах с гидроусилителем нельзя длительное время удерживать руль в крайнем положении – это чревато перегрузкой и поломкой насоса. А вот с правильно адаптированным ЭУР в любом положении все будет хорошо.

    В завершение

    Несмотря на кажущуюся простоту системы электроусилителя рулевого управления и фактическое отсутствие необходимости его обслуживать, стоит помнить, что это по-прежнему одна из самых важных систем автомобиля. Ведь ЭУР помогает контролировать направление движения – иначе говоря, делает передвижение подвластным вашей воле. Используя показания датчиков колес, двигателя, рулевого колеса, ЭУР требует к себе удвоенного внимания – поэтому при появлении малейших странностей в его работе не ждите «восстания машин», а отправляйтесь на диагностику.

    Особая благодарность в подготовке материала и консультациях компании Мастер Сервис (MSG), контактные данные +7 (800) 350-99-23 (Москва), +380 (57) 738-33-08 (Харьков).

    Ремонт рулевого механизма

    Разборка рулевого механизма Иж Ода

    Снимаем рулевой механизм (см. “Снятие рулевого механизма” ).

    Зажимаем картер рулевого механизма в тиски с накладками губок из мягкого металла. Снимаем оба защитных чехла рейки (см. “Замена чехла рейки” )

    Зубилом отгибаем края стопорной шайбы левой рулевой тяги.

    Ключом “на 30” отворачиваем левую тягу, удерживая рейку за лыски ключом “на 22”.

    Снимаем левую рулевую тягу и стопорную шайбу.

    Аналогично снимаем правую рулевую тягу (рейку от проворачивания удерживаем ключом “на 22” за лыски на левом ее конце).

    Головкой “на 41” отворачиваем контргайку гайки упора…

    …и снимаем контргайку.

    Четырехгранником “на 9” отворачиваем гайку упора рейки…

    …и снимаем ее.

    Вынимаем пружину упора…

    …и упор рейки.

    Шлицевой отверткой поддеваем резиновый защитный колпачок…

    …и снимаем его.

    Накидным ключом “на 24” отворачиваем гайку подшипника…

    …и снимаем ее с хвостовика шестерни.

    Вынимаем из картера шестерню в сборе с шариковым подшипником.

    Разжимаем щипцами стопорное кольцо и снимаем его.

    Учитывая, что подшипник снимают только для замены,…

    …шестерню можно выбить из подшипника, установив его на губки тисков, но не зажимая шестерню.

    Снимаем подшипник с хвостовика шестерни.

    Вынимаем рейку из картера рулевого механизма.

    Сжав щипцами стопорное кольцо пластмассовой втулки рейки, вынимаем его из канавки картера рулевого механизма.

    Стержнем длиной 450-500 мм выбиваем втулку рейки из картера…

    …и вынимаем ее вместе с резиновым кольцом.

    Игольчатый подшипник шестерни вынимаем только для замены. Чтобы извлечь его,…

    …сверлом диаметром 2,5-3 мм сверлим три отверстия в картере рулевого механизма напротив места установки подшипника…

    …и через эти отверстия выбиваем подшипник, нанося удары по тонкому стержню.

    Вынимаем игольчатый подшипник.

    Отверстия в стенке картера рулевого механизма можно заглушить препаратом типа “холодная сварка”.

    Промываем и осматриваем детали рулевого механизма, поврежденные – заменяем, при этом пласмассовую втулку с резиновым кольцом заменяем обязательно. Шариковый и игольчатый подшипники должны вращаться без заклинивания, а защитные чехлы и колпачок – не иметь трещин и разрывов. Люфт и следы коррозии в шаровых шарнирах рулевых тяг не допускаются.

    …выколоткой из мягкого металла запрессовываем новый игольчатый подшипник.

    Втулку с резиновым кольцом запрессовываем через подходящий отрезок трубы.

    Опираем шестерню на накладки губок тисков из мягкого металла или деревянный брусок.

    Подходящим отрезком трубы напрессовываем на хвостовик шестерни шариковый подшипник, нанося удары только по его внутреннему кольцу. Обильно смазав зубья рейки, шестерни и подшипников смазкой ФИОЛ-1, собираем узел в обратной последовательности. Перед установкой защитного колпачка на хвостовик шестерни…

    …закерниваем гайку подшипника шестерни в четырех точках…

    …и заполняем полость над гайкой смазкой УНИОЛ-1. Перед установкой на автомобиль регулируем рулевой механизм (см. “Регулировка рулевого механизма” ).

    Видео про “Разборка рулевого механизма” для Иж Ода

    рулевая рейка ИЖ-ОДА 2126

    ИЖ 2126 Ода замена крестовины в рулевом валу

    Томский Клуб Автомобилистов

    Информационно — познавательный портал для автомобилистов

    Самым распространенным «толчком» к переборке рулевой рейке становится стук. Наиболее вероятной причиной в данном случае является износ направляющей втулки.

    Она представляет собой металлическую втулку снаружи покрытую толстым слоем резины, запрессованную в корпус рулевой рейки. А так же износ опорных «копытцев» которые можно подтянуть вворачивая регулировочным винт (но это спасает не на долго).

    Первым нашим удивлением стали продаваемые ремкомплекты! По счастливой случайности у нас их оказалось два — у них одинакые упаковки! Один и тот же производитель! Одни и те же номера деталей перечислены упаковоке. Но содержание ремкомплектов оказалось немного разным.


    Слева — присутствует разжимное кольцо, а справа — разжимного кольца нет, зато есть опорная пятка пружины (хотя я не думаю, что она может сломаться)…

    И так снимаем рулевую рейку с машины. Вопреки описанию в книге по ремонту М2141 (от издательства ЗаРулем) для этого не нужно выпрессовывать пальцы рулевых наконечников из поворотным кулаков и снимать все в сборе! Достаточно открутить два болта крепления рулевых тяг к рулевой рейки (схождение колес при сборке от этого не изменится).

    Далее необходимо открутить и обязательно вынуть болт нижнего кардана рулевого вала под рулевой колонкой в месте его крепления к шлицевому валу рулевой рейки…

    … и наконец открутить четыре болта крепления самой рулевой рейки. Наиболее проблемным, как правило, является болт который находится под вакуумным усилителем тормозов (до него очень трудно добраться). Лучше если вы это делаете с помощником!

    Со следующей проблемой вы можете столкнуться при разборке рейки. Там как-бы все просто, но когда вы будете выбивать саму рейку из корпуса (выдавливая заднюю крышку) она может и не выбиваться! т.к. там внутри стоит резиновый демпфер (отбойник) и если крышка сидит там туго (или как в нашем случае кто то ранее посадил ее на герметик) при попытке выбивания рейки — она будет просто пружинить! Поэтому нам пришлось выдавливать ее при помощи гидравлического домкрата.

    Так же вам потребуется длинная тонкая выколодка, что бы извлечь старую направляющую втулку. Она находится глубоко в корпусе самой рулевой рейки (но подобраться к ней можно). В данном случае, в качестве выколодки, мы использовали шток от амортизатора.

    Снимаем крышку, вынимаем детали и проводим их дефектовку. Изношенные детали заменяем на новые (из ремкомплекта).

    Выбиваем шлицевой вал (он обычно легко сходит). Проверяем состояние подшипника на шлицевом валу (если необходимо заменяем его). Так же проверяем состояние самой шестерни.

    В корпусе остается только игольчатый подшипник — проверяем его и очищаем корпус от старой смазки.

    Далее выталкиваем (выбиваем) заднюю пробку с резиновым демпфером.

    Заменяем втулку и начинаем сборку, она производится в обратной последовательности.
    После сборки пыльник рулевой рейки можно закрепить на корпусе пластиковыми стяжными хомутами.

    Ремонт рулевой рейки Кашкая своими руками

    Рулевая рейка Ниссан Кашкай – уязвимое место кроссовера. Характерный стук начинает досаждать водителю уже после 60 тысяч км пробега. Ремонт узла автомобиля – посильная задача. В статье представлена пошаговая инструкция по выполнению ремонтных работ.

    Откручиваем стойки стабилизатора, разбираем поворотный кулак, 4 болта усилителя, 4 болта подрамника

    1. Демонтаж и дефектовка рулевой рейки Qashqai
    2. Пошаговое описание ремонта рейки Ниссан Кашкай
    3. Разбираем
    4. Ремонтируем
    5. Собираем
    6. Устанавливаем и регулируем
    7. Заключение

    Демонтаж и дефектовка рулевой рейки Qashqai

    Прежде чем провести ремонт рулевой рейки Ниссан Кашкай, ее нужно демонтировать и оценить масштаб поломки, т.е. пройти процедуру дефектовки. Снять деталь можно вместе с подрамником или без него. Выбор остается за владельцем автомобиля. Последовательность действий при демонтаже с подмоторной рамой следующая:

    • На стабилизаторе поперечной устойчивости откручивается стойка. От поворотного кулака отсоединяется шаровая опора (сокращенно ШОПК). Откручивается и достается из посадочного места рулевой наконечник Кашкай.
    • Автомобиль приподнимается домкратом. Откручиваются болты крепления усилителя подрамника (4 шт.). Откручиваются крепежные элементы самого подрамника (4 шт.).
    • При помощи подручных средств (например, изоленты) в центральном положении фиксируется руль. За педалями расположен кронштейн, который тоже откручивается. Вал приподнимается и сдергивается.
    • Патрубок охлаждающей жидкости снимается с фиксатора. Колодка проводов лямбда-зонда снимается с держателя, расположенного на подрамнике. Освобожденный каркас для крепления деталей подвески опускается. Важно, чтобы шток аккуратно вышел из пыльника.

    Если рейка Кашкая извлекается без подрамника, то из соображений удобства нужно открутить стабилизатор. Деталь подвески убирается в сторону, что упрощает демонтаж.

    Дефектовка рейки Кашкай перед ремонтом производится следующим образом:

    • деталь отсоединяется от каркаса (выкручиваются 2 болта);
    • затем фиксируется в тисках, а рулевые тяги откручиваются;
    • проверяется степень износа втулок.

    Рулевой вал Кашкая проверяется на предмет люфта. В идеале люфта не должно быть вовсе (ни в осевом, ни в радиальном направлении).

    Пошаговое описание ремонта рейки Ниссан Кашкай

    Информация о том, каким образом проводится ремонт рулевой рейки Ниссан Кашкай своими руками, будет полезна каждому владельцу кроссовера. Ресурс детали невелик, а покупка новой запчасти является дорогой затеей. Кроме того, есть возможность сэкономить на ремонтных работах в сервисе.

    Прежде чем приступить к разбору, нужно при помощи линейки выставить горизонтальный вал в среднее положение, проверив предварительно наличие следов ржавчины на нем. Расположение рулевого вала по отношению к корпусу отмечается маркером.

    Отмечаем расположение вала относительно корпуса, откручиваем контргайку и пробку регулировочную

    Разбираем

    Ремонт рулевой рейки Nissan Qashqai начинается с разбора детали. Алгоритм работ такой:

    • Сначала разбирается узел, отвечающий за регулировку поджимной втулки. Для этого откручиваются контргайка и регулировочная пробка. За пробкой находятся пружинные шайбы и поджимная втулка, которые нужно вытащить.
    • Гайка-крышка скручивается. Рулевой и горизонтальный валы извлекаются.
    • Втулка, расположенная со стороны пассажира, вынимается путем отгибания усов выталкивания. Используются металлические иглы. Более «варварский» способ – выломать ее отверткой.
    • Игольчатый подшипник извлекается путем выбивания после предварительного засверливания корпуса рейки с противоположной стороны. Даже при наличии сервисного оборудования очередной «варварский» способ может оказаться результативнее.

    Извлекаем пружинные шайбы и поджимную втулку

    Ремонтируем

    Ремонт рулевой рейки Кашкай начинается с установки заменяющей игольчатый подшипник втулки. Запрессовать ее можно при помощи оправки. Рулевой вал смазывается и возвращается на место. Обязательно проверяется люфт. Если он есть, закручивается гайка-крышка. Сохранившийся люфт – признак неисправности верхнего подшипника, который в этом случае придется заменить.

    Откручиваем и снимаем гайку-крышу, вынимаем рулевой вал, извлекаем втулку

    Дальнейший порядок действий:

    • Опорная втулка с заводскими пропилами требует доработки. Один из пропилов продливается (на ту же ширину) до последнего бурта. Если же используется деталь старого образца, то снимается фаска с той стороны, где нет высокого бурта. Бурт стачивается в четырех местах заподлицо с внешним диаметром. В итоге получается четыре уса. Между полученными усами делается четыре 3-миллиметровых пропила (три не полностью, один – до конца). Образовавшийся мусор тщательно удаляется.
    • Надеваются два резиновых кольца (если шлифовался вал, может понадобиться 4 кольца). При установке они могут рваться, поэтому используется полоска, вырезанная из пластиковой бутылки (примерно 5 см, так, чтобы края не шли внахлест при оборачивании).
    • Гнездо и втулка смазываются. После вставки пластиковая защита колец вытягивается плоскогубцами.

    Сверлим отверстие с обратной стороны, чтобы добраться до игольчатого подшипника, выбиваем игольчатый подшипник, меняем его на втулку подшипник

    • Шлифовка горизонтального вала Кашкай производится только при наличии следов коррозии, вмятин и царапин. Процедура осуществляется наждачкой 3М с зерном 400. Грубая обработка нужна для лучшего удержания смазки.
    • Горизонтальный вал вставляется в корпус рейки, втулка при этом придерживается. Важно – не допустить ее поломки. Вставить с первого раза получается не всегда. Плотность обжатия проверяется рукой, движение должно наблюдаться только при усилии. Если оно невелико, имеет смысл посадить еще два уплотнительных кольца. Еще одно требование перед сборкой – проверка люфта (его не должно быть). Левая сторона придерживается левой рукой, правая рука – проверяющая.

    Смазываем и вставляем рулевой вал, крутится должен от руки, заводская и новая втулки, на втулке обязательно дорезать один из пропилов

    Собираем

    Ремонт рулевой рейки Кашкай своими руками завершается сборкой детали и установкой на подрамник. Последовательность шагов при выполнении процедуры следующая:

    Дорабатываем втулку, делаем из равномерного бурта 4 выступа, делаем пропилы между выступами

    • Горизонтальный вал выставляется в среднее положение, а рулевой – по сделанным вначале меткам. Гайка-крышка закручивается до предела.
    • Поджимная втулка смазывается и вставляется в гнездо. Пружинные шайбы возвращаются на место, закручивается регулировочная пробка. Крутить пробку нужно до возникновения усилия. Проверяется поджим так – вал сильно толкается рукой (с приложением всего веса проверяющего, поэтому уместно использовать тиски). Если движение не наблюдается, регулировочную пробку нужно немного ослабить. При наличии зазора поджимная втулка меняется на пластиковую.

    Доработка втулки

    • Деталь требует предварительной подготовки, а именно распиловки. Пилится она должна до тех пор, пока концы не станут сводиться друг к другу усилиями пальцев. Еще необходимо снять фаски на пару миллиметров со всех углов.
    • Подготовленная деталь смазывается и вставляется в посадочное гнездо. Шайбы вновь складываются конусом в одну сторону и помещаются на место вершиной внутрь. Пробка закручивается, параллельно с этим качается вал. После исчезновения зазора пробка подтягивается максимум на 10 минут (по положению стрелки на часах). Правильность выполнения проверяется указанным выше способом. Финальный этап – закручивание контргайки.

    Надеваем на втулку 2 из 4 резиновых колец, оборачиваем втулку с кольцами куском пластиковой бутылки без нахлеста, гнездо смазываем

    • Что касается отверстия, просверленного в корпусе рейки Кашкая, его необходимо заделать. Предварительно производится обезжиривание самого отверстия и поверхности вокруг него. Замазывать его лучше автомобильным герметиком (серого цвета). После высыхания можно приступить к сборке.

    Вставляем вал

    Устанавливаем и регулируем

    Распиленной поджимной втулке из пластика в процессе эксплуатации кроссовера Ниссан Кашкай потребуется подтяжка. Объясняется этот факт просто – деталь притирается и оседает вглубь посадочного гнезда. По этой причине регулировку следует повторить после 1 тысячи км пробега. Процедура выполняется раньше, если рейка Кашкая начинает стучать. Если повторная регулировка выполнена корректно, то стук должен исчезнуть, а рулевое колесо должно свободно возвращаться в нулевое положение при движении.

    Лучшей герметизации соединения при наличии пластмассовых пыльников можно добиться, если разместить на посадочном месте рулевой рейки резиновое кольцо от велосипедной камеры.

    Ремонт узла на кроссоверах Кашкай завершается прикручиванием рулевых тяг и установкой рейки на подрамник. Последний возвращается на место.

    Закручиваем регулировочную пробку и проверяем

    Заключение

    Замена рулевой рейки Ниссан Кашкай – дорогое мероприятие, поэтому автовладельцы предпочитают провести ремонт этого узла автомобиля. При этом используются оригинальные запчасти или качественные аналоги. При наличии небольшого опыта в ремонте авто восстановить рейку Кашкай можно самостоятельно.

    Смазываем, вставляем на место, заделываем герметиком сделанное отверстие

    Ремонт рулевой рейки своими руками: глаза боятся, а руки делают

    Возможен ли ремонт рулевой рейки своими руками, если появился стук в рулевом, или придётся потратиться на автосервис?
    Исправность рулевого механизма, это залог безопасности, но к сожалению, ничто не вечно и износ когда-то приходит. Как проверить рулевую рейку и устранить неисправность самому?

    Несколько слов о рейках

    В публикациях на блоге уже много писалось о механизме управления машины и о рейке в частности. Но, думаю, не лишним будет освежить знания.

    Читать еще:  Матиз троит на холостых

    Итак, рулевая рейка выполняет важную задачу – преобразовывает вращение «баранки» в повороты колёс в горизонтальной плоскости. Рассмотрим процесс детальнее.

    Простейшая разновидность этого узла состоит из шестерни на валу руля и пластины с зубьями. Когда мы поворачиваем руль, пластина начинает сдвигаться в одну из сторон, увлекая за собой тяги, которые, в свою очередь, поворачивают колёса авто.

    Это элементарная конструкция, и весь механизм в данном случае приводится в движение исключительно физической силой водителя. Подобные варианты очень распространены на отечественных авто.

    Есть и более продвинутые конструкции – с гидро- и электроусилителем. Устройство рулевой рейки с гидроусилителем немного сложнее простого механического варианта.

    Здесь присутствуют дополнительные узлы, помогающие водителю без особых усилий крутить «баранку».

    Если точнее — контур, по которому циркулирует под давлением масло, узел с клапанами на валу руля и поршень двойного действия, непосредственно связанный с рейкой.

    При повороте руля приоткрываются клапаны с определённой стороны, и масло устремляется по открытым магистралям, давя на поршень в одну или другую сторону, а он уже двигает рейку.

    В вариантах рулевой рейки с электроусилителем, основным силовым элементом является шаговый электромотор, перемещающий механизмы рулевого управления.

    На первый взгляд устройство рулевого механизма может показаться достаточно сложным, добраться до него зачастую проблематично, поэтому возникает вопрос, возможен ли ремонт рулевой рейки своими руками?

    На самом деле, возможен, и пугаться трудностей не стоит.

    Рассмотрим простые варианты ремонта на примере отечественных ВАЗ 2109 и 2110, автомобили укомплектованые механическими узлами управления.

    Анализ проблем с управлением автомобиля

    Какие симптомы говорят о том, что с этим узлом что-то неладное?

    • появился люфт на руле;
    • «баранка» стала непривычно тяжёлой;
    • слышны подозрительные стуки при повороте руля;
    • у систем с гидроусилителем начало подтекать масло;
    • руль периодически закусывает в одном положении.

    Если нечто подобное вы заметили на своём авто, то самое время задуматься о посещении автосервиса или всё же попробовать ремонт рулевой рейки своими руками.

    Второй вариант поможет вам сэкономить не только средства, но и время, ведь на СТО зачастую бывают очереди, а оставаться даже на небольшой срок без машины не хочется никому.

    Итак, рассмотрим последовательности несложного самостоятельного ремонта рейки на примере популярных отечественных авто ВАЗ 2109 и ВАЗ 2110.

    Ремонт рулевой рейки своими руками

    Нужно отметить, что вышеперечисленные симптомы вовсе не означают дорогостоящий ремонт с заменой узлов рулевого управления, зачастую всё обходится профилактической заменой расходных деталей.

    Но, к сожалению, чтобы точно определить проблему, придётся покопаться и провести демонтаж рейки. Ремонт рулевой рейки ваз 2109 своими руками будет выглядеть таким образом:

    • поднять переднюю часть авто при помощи домкратов, установить противооткаты и предусмотреть другие меры безопасности;
    • освободить доступ к рейке;
    • поставить колёса прямо и открутить болт шлицевого соединения, который находится возле педалей;
    • открутить гайки рулевых тяг;
    • узел готов к отсоединению, хотя можно ещё попробовать сразу снять тяги.

    Для устранения неисправности в первую очередь нужно обзавестись специальным ремкомплектом, который продаётся в автомагазинах.

    Он может полный, включая шестерню и рейку, или неполный, содержащий игольчатый подшипник, опорную втулку, уплотнительные резинки, стопорные кольца, кожух пыльника, стяжки и прочую мелочовку.

    Далее рулевую рейку надо разобрать и заменить износившиеся элементы на новые из купленного набора. Порядок действий выглядит примерно так:

    • снимаем пыльник, торцевые колпачки и упоры;
    • восьмигранником откручиваем резьбовые пробки и извлекаем пружины, упорные втулки и кольца – всё это внимательно осматриваем и если нужно меняем;
    • не лишним будет проверить подшипник и при малейшем подозрении на люфт, заменить его;
    • осматриваем приводную шестерню;
    • наконец, достаём саму рейку, и тут важно не забыть поменять втулки опорного вала и резинки – всё это есть в ремкомплекте;
    • самый сложный пациент – игольчатый подшипник. Для него нужен специальный ключ или, в крайнем случае, дрель со сверлом на 1,5 мм, которым мы ослабляем торец подшипника и затем выбиваем его;
    • после того как поменяли всё что можно, смазываем детали рейки и собираем всё как было.

    Ремонт рулевой рейки ваз 2110 своими руками схож, но есть нюансы. Некоторые версии «десяток» оснащены новыми узлами, разбирать которые полностью для замены втулки нет необходимости.

    Достаточно снять гофру, открутить гайку под ней и рейка распадётся на две части – в одной из них будет удобный доступ к втулке.

    Не так это все сложно, чтобы провести ремонт рулевой рейки своими руками. Был рад помочь с ремонтом вашего четырёхколёсного друга!

    Ремкомплект для ремонта или замены рулевой рейки Лада Калина

    Разборка рулевого механизма

    Снимаем опору рулевых тяг. Вставляем бородок в паз гайки крепления трубы картера.

    Отворачиваем гайку, нанося уда­ры по бородку (правая резьба).

    . и снимаем трубу картера.

    Отжимаем отверткой два фикса­тора втулки, расположенной вну­три трубы.

    . и вынимаем втулку.

    Снимаем с втулки два резиновых уплотнительных кольца.

    Втулка рейки рулевого механиз­ма (стрелками показаны фиксато­ры втулки)

    Если необходимо заменить гайку, щипцами для снятия стопорных колец разжимаем. . и снимаем стопорное кольцо.. Снимаем гайку крепления трубы.

    Вынимаем из регулировочной гайки упора рейки резиновую за­глушку. Шабером удаляем замятый металл в местах контровки регулировочной гайки упора.

    Специальным ключом «на 24» с внешней восьмигранной голов­кой отворачиваем гайку упора.

    Вынимаем пружину упора. Поддев отверткой.

    . снимаем уплотнительное кольцо.

    Ударом картера о деревянный брусок выбиваем упор рейки. Поддев отверткой.

    . снимаем вкладыш с упора.

    В проточке упора установлено ре­зиновое уплотнительное кольцо.

    Снимаем с картера резиновое кольцо, уплотняющее отверстие для рулевого механизма на щит­ке передка.

    Снимаем пыльник с вала шестерни.

    Шестигранником «на 6» отвора­чиваем два винта.

    . и снимаем крышку картера.

    Снимаем сепаратор с роликами упорного подшипника.

    Снимаем уплотнительное кольцо крышки.

    Вынимаем рейку из картера.

    Выпрессовываем вал-шестерню, зажав вал в тисках с накладками губок из мягкого металла и отжи­мая картер монтажной лопаткой вверх.

    Вынимаем вал-шестерню с под­шипником из картера. Поддеваем отверткой..

    . снимаем стопорное кольцо втулки.

    Вынимаем втулку вала-шестерни в сборе с опорной пластиной.

    При необходимости замены игольчатого подшипника свер­лом d=4 мм сверлим в картере два диаметрально расположен­ных отверстия, так чтобы они вы­ходили к торцу наружного коль­ца игольчатого подшипника.

    Через просверленные отверстия стержнем соответствующего диа­метра выбиваем наружное коль­цо подшипника из картера.

    Съемником спрессовываем шари­ковый подшипник вала-шестерни с внутренним кольцом роликово­го упорного подшипника.

    Съемником спрессовываем с вала внутреннее кольцо игольчатого подшипника.

    Отверткой поддеваем и вынима­ем сальник вала-шестерни из крышки картера. Если необходимо заменить наруж­ное кольцо роликового упорного подшипника.

    . шабером удаляем выдавлен­ный металл в четырех местах и вынимаем кольцо. Обильно смазываем подшипники, зубья рейки и шестерни, пластмас­совую втулку рейки смазкой Фиол-1 Собираем рулевой механизм в об­ратной последовательности. Наружное кольцо игольчатого по-шипника запрессовываем в картер оправкой подходящего диаметра. Для заделки отверстий в картере можно применить «быструю сталь» или «холодную сварку». Запрессовываем вал-шестерню с ша­риковым подшипником в картер отрезком трубы подходящего диаме­тра или высокой головкой, приклады­вая усилие к наружному кольцу под­шипника. Можно запрессовать вал-шестерню в картер, оперев наружное кольцо подшипника на губки тисков.

    Конструктивные особенности

    В структуру рулевого узла Лада Калина входят:

    • усилитель с электроприводом;
    • колонка руля, способная регулироваться по вылету и наклону;
    • рейка рулевая с электроусилителем с механизмом изменения передаточного числа;
    • тяги с наконечниками, а также рычаги поворотного типа.

    В картере механизма присутствует узел с механическим зацеплением, где основным действующим элементом является косозубая шестерня, у которой шаг зубьев меняется в зависимости от длины рейки.

    Рисунок отображает конструкцию реечного узла Лада Калина.

    Прижим в паре «рейка-шестерня» осуществляется посредством пружины, а присутствующий пластиковый вкладыш призван снизить усилие трения. Уровень сжатия пружинного элемента регулируется с помощью гайки. Величина заводского зазора между рулевым валом и рейкой составляет 0,1 мм в модели LADA Kalina.

    Если внутри узла появляется стук, то его можно устранить путем регулировки зазора своими руками. Рулевой вал центрируется с помощью двух подшипников, один и которых расположен в кронштейне колонки, а второй – внутри корпуса электрического усилителя. Кронштейн входит в соединение как с узлом крепления педалей, а вернее с его передней частью, так и с кузовом. Конструктивно кронштейн совместно с трубой образует шарнирное соединение из пары пластин. Данный узел обеспечивает изменение положения руля, где ширина диапазона перемещения ограничена посредством прорезей в обозначенных пластинах.

    Конкретное положение трубы фиксируется рычагом, который соединен со специальной втулкой, выполняющей регулировочную миссию. Она накручена на стяжной болт, располагающийся как раз в прорезях пластин. Во время поворота рычага происходит синхронное вращение втулки. В этот момент фиксация пластины ослабевает, а руль начинает поддаваться изменению своего положения. Пружины, находящиеся посреди кронштейна и пластин, вовремя послабления крепления подтягивают трубу в направлении вверх.

    Повторимся, рулевой узел Лада Калина обладает двумя тягами и поворотными рычагами. В конструкцию тяги входят два наконечника, один из которых является внешним, а второй — внутренним. Процесс регулирования длины тяги выполняется посредством вращения присутствующей здесь же резьбовой втулки. Завершив регулировочную манипуляцию, положение наконечников следует зафиксировать специально предназначенными болтами. Внешний наконечник тяги посредством шарового шарнира соединен с кронштейном поворотного рычага.

    Усилитель рулевого механизма, функционирующий на электрическом приводе, меняет свою степень усиления в зависимости от скоростного режима движения. На остановленном автомобиле усилитель выдает максимальный вращающий момент, и руль крутится весьма легко. С набором скорости усилие на руле Лада Калина возрастает, чему способствует снижение момента, вырабатываемого данным узлом. В основе механизма заложен электродвигатель, которые передает вращение посредством редуктора, «спрятанного» под кожухом колонки. Управление усилителем осуществляется с помощью электронного блока, который снабжается импульсами от датчиков скорости, распознает величину усилия при вращении вала рулевой колонки, а также считывает количество оборотов моторного вала. Приборная панель располагает специальным индикатором, позволяющим контролировать работу усилителя.

    Текст видео

    Пошаговая инструкция по ремонту рулевой рейки Lada kalina 2 при помощи капролоновой втулки от https://mirvtylok.ru/

    в 9 из 10 случаев люфт и стук рулевой рейки на Ладе Калине происходит из-за износившейся втулки. Замена стандартной втулки на усиленную, изготовленную из капролона избавит Вас от дорогостоящего ремонта рулевой рейки.

    Каковы достоинства установки капролоновой втулки рулевой рейки?

    1) Убирает стук и люфт рулевой рейки Lada Kalina 2) Экономия средств. Вы гарантированно получите экономию 2500-7500 рублей за одну замену рулевой рейки. Умножьте эту цифру на количество замен, которые вы произведете за весь срок эксплуатации автомобиля. Достойная экономия, согласитесь! 3) Отличный уровень качества. Оригинальные втулки быстро изнашиваются, поскольку изготавливаются из пластика. 4) Технические характеристики капролона и опыт научных специалистов, работавших в связке с квалифицированными мастерами по ремонту Lada Kalina, позволили разработать изделие высокого качества, эффективно работающее в течение всего срока эксплуатации вашего автомобиля. 5) Обеспечение хорошей управляемости автомобилем, привычный комфорт и абсолютный контроль руля. 6) Данная втулка служит в среднем 80-100 тысяч километров пробега

    Конструктивные особенности и отличия: 1) В оригинальном исполнении используются защелки-уши. 2) Наши втулки надежно фиксируются, в корпусе рейки, за счет прессовых посадок. Мы считаем такую фиксацию оптимальной, с учетом свойств графитонаполненного капролона.

    Каждый автовладелец Лады Калины, рано или поздно столкнется с проблемой выхода со строя и ремонтом рулевой рейки. Конечно, эксперты и автомеханики рекомендуют менять этот элемент, но не каждому под силу купить этот элемент, поэтому ремонт – это выход.

    Видео о ремонта рулевой рейки на Лада Калина:

    Видео материал расскажет, как ремонтировать рулевую рейку, даст основные рекомендации и особенности по сборке.

    Электрический усилитель

    Регулировкой данного узла в Лада Калина лучше заняться после того, как демонтирована рейка рулевая с электроусилителем. Однако существует способ, позволяющий осуществить это действие, не прибегая к снятию указанного механизма.

    1. Устанавливаем автомобиль над ямой для обеспечения доступа к крепежу лобовой части усилителя.
    2. Производим подтяжку зажимной гайки. Если это делаем снизу, то вращаем по ходу стрелки часом, а если действуем сверху, то, естественно, наоборот.
    3. В профилактических целях проверяем целостность сальника. Заметим, что сильный и частый выворот руля приводит к преждевременному износу этого уплотняющего элемента.

    Демонтаж и разборка рейки на Лада Калина

    Когда собраны и куплены все материалы для ремонта рулевой рейки, можно приступить непосредственно к проведению ремонтных операций.

    Прежде чем начать, необходимо очистить полностью рулевую рейку. Это можно делать вручную, но лучше всего применить паровой механизм под давлением, который качественно уберет грязь и пыль со всех элементов и при этом не повредит детали.

    Теперь, приступаем к последовательным операциям по ремонту рулевой рейки:

      Подставляем тормозные башмаки под задние колеса, и снимаем ручной тормоз.

    Подставляем башмаки под колеса

    Демонтаж болта фиксации муфты

    Вынимаем шплинты при помощи пассатижей

    Демонтаж наконечников рулевой тяги при помощи молотка и ломика

    Отключения разъема ЭУР от бортовой сети

    Демонтаж креплений рулевой рейки

    Демонтируем рулевую рейку через арку колеса

    Снимаем рулевые тяги

    Срезаем хомуты пыльника при помощи кусачек

    Демонтируем крышку картера рейки

    Диагностируем состояние всех изделий. Пластиковые и резиновые детали придется заменить, также рекомендуется установить новый пыльник и подшипники.

    Сборка в правильной последовательности

    Перед сборкой необходимо очистить все детали, реечный вал смазать литолом или другой похожей смазкой.

    Начинаем сборку:

      Меняем подшипники рейки.

    Устанавливаем новые подшипники

    Сводим метки на картере и рейке, чтобы руль стоял ровно

    Надеваем новый пыльник на рейку

    Рекомендации

    Многие автопроизводители не рекомендуют совершать ремонтные операции по рулевой рейке, но и в тоже время выпускают ремонтные комплекты. Так, в руководстве по ремонту АвтоВАЗ, четко прописано, что выходе со строя рулевой рейки ВАЗ 1117-1119 необходимо ее заменить на новую.

    Также, автолюбители и мастера по ремонту рулевого управления автомобилей рекомендуют после ремонта рулевой рейки, спустя 1000-1500 км пробега подтянуть резьбовые соединения, которые могли разболтаться вследствие вибрации.

    Автомастера рекомендуют проводить техническое обслуживание этого узла должно проводиться каждые 10000 км. В него входит визуальный осмотр на подтеки, проверка состояния пыльников, а также подтяжка соединений.

    Правильное определение неисправности

    1. Правый край рейки должен блестеть, в противном случае необходим ремкомплект рулевой рейки.
    2. Не допускается наличие даже малейших следов ржавчины, которые выступят в качестве абразивного материала.
    3. Следует проверить целостность втулки: если она стучит или имеет следы износа, то необходимо произвести замену.
    4. Надо внимательно осмотреть все крепления: если обнаружены места с ослабленными зажимами, то их подтягивают.

    С последним фактором необходимо быть очень острожным. Чрезмерная физическая сила здесь только навредит. Если решено проводить диагностику и замену своими руками, необходимо использовать смазку и гаечный ключ. Тяжело перемещающийся по резьбе болт или гайка просто требует использования масла. В некоторых случаях ее можно передвинуть на 1-3 деления, но отчаиваться не стоит. Этого хватит для визуального осмотра.

    Если следов физического износа или ржавчины не выявлено, можно своими руками вернуть гайку на место. Для этого понадобится гаечный ключ и предельная сосредоточенность. Аккуратно подтягиваем элемент до нужного уровня и фиксируем. С упомянутым элементом связан 1 практический совет: при интенсивной езде подтягивать гайку рулевой рейки нужно каждые 6 месяцев.

    Сложностей возникнуть не должно, ведь информация о том, как подтянуть деталь, содержится в инструкции по эксплуатации транспортного средства.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector