Camgora.ru

Автомобильный журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государство поддержит автопром новыми программами

Государство поддержит автопром новыми программами

Минпромторг запустил сразу две новых программы господдержки отечественного автопрома. Они должны вернуть отрасль на докризисный уровень.

С 1 апреля начнут действовать две новые программы государственной поддержки отечественного автопрома. На его реализацию правительство выделило 4 млрд рублей, сообщает Министерство промышленности и торговли России.

Программы имеют два направления: льготное кредитование и льготный лизинг. Они распространяются на транспортные средства, произведенные в 2015 году. Согласно условиям первой при внесении заемщиком предоплаты за приобретаемый в кредит автомобиль в размере не менее 20% его стоимости, ставка по кредиту будет снижена на субсидируемую государством сумму в размере 2/3 ключевой ставки ЦБ, действующей на дату заключения кредитного договора. Тем самым для покупателя обслуживание взятых сегодня в кредит денежных средств не превысит 15% годовых.

Действие программы льготного автокредитования распространяется на легковые и легкие коммерческие автомобили массой до 3,5 тонны и стоимостью не более 1 млн рублей, не находившиеся ранее на регистрационном учете в соответствии с законодательством РФ.

Кредиты будут выдаваться до конца 2015 года сроком до 36 месяцев.

Условия второй программы предусматривают субсидирование части авансового платежа по договорам лизинга автомобильной техники всех категорий с юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Выпадающие доходы участвующих в программе лизинговых организаций в размере 10% от цены колесных автотранспортных средств (но не более 500 тыс. рублей на один предмет лизинга и 5 млн рублей на одного лизингополучателя) будут возмещаться за счет средств федерального бюджета.

Участником программы может стать любая российская лизинговая организация, которая заключила в 2014 году не менее 100 договоров лизинга автотранспортных средств.

Обе эти программы станут хорошим подспорьем для запущенной в 2014 году госпрограммы по обновлению парка автомобилей, которую решено осуществлять и в 2015 году.

В министерстве утверждают, что благодаря данной программе удалось продать дополнительно более 188 тыс. единиц техники. Все перечисленные меры направлены на стимулирование спроса на продукцию отечественного автопрома.

Стоит отметить, что это далеко не все меры, осуществляемые государством, для поддержки российского автопрома. Действующая программа утилизации только в первом квартале позволила реализовать до 40 тысяч единиц техники.

Помимо утилизации, государство выделило из бюджета 10,7 млрд рублей на закупку автотехники федеральными органами власти, 3 млрд рублей — на программу стимулирования спроса на газомоторную технику, а также 600 млн рублей — на приобретение муниципалитетами трамваев и троллейбусов; выделение 6,8 млрд рублей на субсидирование автопроизводителям части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным на техническое перевооружение и модернизацию производств.

Лизинговые компании также самостоятельно будут определять, на какие модели автомобилей распространятся условия их льготных программ. По оценкам Минпромторга, эта мера позволит реализовать в 2015 году до 16 тысяч автомобилей, включая легковые, грузовые автомобили и автобусы.

Как автомобильная промышленность реагировала на кризис

Читайте нас в Google Новости

Российский автопром представляет собой достаточно небольшой в масштабах национальной экономики сектор: его доля в ВВП в 2019 году составила 0,4% (для сравнения: в США — 0,8%, в Италии — 1,2%, в Великобритании, Франции и Испании — 1,4%, в Германии — 4,6%, в Чехии — 5,1%). Численность работников отрасли насчитывает 290 тысяч человек — 0,4% от общего числа занятых в экономике (в Великобритании — 0,9%, в Италии и Испании — 1,1%, в Германии — 2,3%, в Венгрии — 2,8%, в Словакии — 3,6%, в Чехии — 4,3%). Вместе с тем, по официальной оценке, отечественное автомобилестроение, генерируя спрос на продукцию металлургической, химической, электротехнической и других отраслей, обеспечивает занятость более 3,5 млн человек (примерно 5%). Об этом говорится в исследовании, подготовленном экспертами Высшей школы экономики для NEWS.ru.

Доля российского автомобилестроения в мировом производстве автомобилей относительно стабильна: по данным Международной организации по производству автомобилей (OICA), как в пандемийный 2020-й, так и в предшествующие ему два года она составляла примерно 1,9%. При этом в структуре мирового производства автотехники многие страны оказались гораздо выше. И это не только мировые лидеры вроде Китая, США или Японии, но и такие страны, как Бразилия и Мексика.

Важно отметить, что на протяжении последних 10 лет мировое производство автотехники демонстрировало значимый рост (за вычетом кризисного 2020 года), тогда как в российской промышленности наметились скорее негативные тенденции. «Качественный переход», когда российская динамика явно разошлась с общемировой, произошёл в 2014–2015 годах, то есть в период осложнения внешнеполитической ситуации и введения санкций. При этом представители отрасли видят основные причины масштабного сокращения производства в общем ухудшении экономической ситуации и девальвации рубля.

Структура отечественного производства автотехники в целом соответствует общемировой: по процентному соотношению основных видов автотранспорта Россия близка к лидерам отрасли. В количественном же отношении в России с конвейеров сходят в основном легковушки, тогда как на все прочие виды автотранспорта в совокупности приходится менее 12%.

На фоне других обрабатывающих отраслей российское автомобилестроение выделяется достаточно высоким уровнем концентрации производства, уступая лишь табачной промышленности и отрасли производства кокса и нефтепродуктов. Однако отличительной особенностью автопрома является значимое участие иностранных собственников. В 2019 году семь из десяти крупнейших производителей автотехники по факту принадлежали иностранцам в лице ведущих мировых автоконцернов. Таким образом, можно смело утверждать, что в России сложились две основные группы компаний: «традиционные» российские производители (некоторые на сегодняшний день лишь формально принадлежат зарубежному капиталу) и производств, созданных зарубежными брендами в постсоветский период.

Несмотря на масштабное привлечение прямых иностранных инвестиций, доля экспорта не высока: так, в легковом сегменте в период 2013–2019 годов она не превышала 8% (около 0,2% от мирового), в сегменте лёгких коммерческих автомобилей экспорт в 2017 году составлял 8%, грузовых — 9%, автобусов — 6%. Основными рынками экспорта являются страны бывшего СССР — Белоруссия и Казахстан.

Отечественное автомобилестроение ориентировано прежде всего на внутренний рынок. Для него важно общее состояние отечественной экономики: уровень деловой активности — для производителей грузового и коммерческого автотранспорта, доходов населения — для производства легковых автомобилей. Кроме того, из-за высокой доли зарубежных компонентов, в частности, электроники, автопром всегда крайне чувствителен к колебаниям курса национальной валюты.

При наличии масштабных инвестиционных программ финансированием НИОКР занимаются исключительно в российских компаниях. Иностранцы идут по пути наименьшего сопротивления и локализуют, прямо скажем, не самые современные технологии, хотя, учитывая, для каких авто это делается, это не самый принципиальный момент.

Для сферы производства автокомпонентов характерны ограниченный выбор отечественных поставщиков и низкий уровень конкуренции. При этом лишь некоторые производители занимаются развитием дилерских сетей. Важной тенденцией, наметившейся ещё до кризиса, стали новые модели владения автомобилем, например, различные сервисы подписки на тот или иной бренд.

Наконец, не последнюю роль в выборе возможных траекторий развития играет наличие внушительного объёма социальных обязательств: сохранение уровня занятости, поддержка инициатив региональных властей и т. п.

Государственная политика в отношении отрасли

Автомобилестроение традиционно находится в фокусе внимания государства. Отрасли, особенно в кризисные периоды, власти оказывают существенную поддержку и выделяют инвестиции. В начале 2000-х годов был принят курс на привлечение в Россию крупных мировых автопроизводителей.

Как отечественные, так и большинство действующих в России зарубежных автопроизводителей активно пользуются различными мерами государственной поддержки. По этой причине ключевым шагом последних лет в сфере государственного регулирования отрасли большинство респондентов сочли увязку возможностей доступа компаний к господдержке с уровнем локализации производства, однако оценки данного подхода со стороны разных игроков далеки от единодушия.

Принятый государством курс выгоден высоколокализованным отечественным производителям и встречает у них поддержку, поскольку фактически обеспечивает им привилегированный доступ ко всем основным инструментам господдержки.

Зарубежных же производителей, объективно обладающих меньшим уровнем локализации, подход государства к регулированию отрасли лишает либо в ближайшем будущем может лишить возможности получать поддержку. Вероятно, ни один иностранный производитель через четыре года не будет иметь теоретических шансов на выделение денег от властей. Представители зарубежных брендов видят в этом существенную угрозу для конкуренции на рынке.

Между тем отсутствие конкуренции и интересных продуктов в среднесрочной перспективе ни к чему хорошему не приведёт. В свою очередь, это негативно скажется на ввозе в Россию передовых технологий. При этом наибольшую озабоченность у зарубежных автопроизводителей вызывает ожидаемое ограничение возможностей участия в программах поддержки спроса, а также механизм дифференцированной компенсации утилизационного сбора.

Вместе с тем зарубежные автопроизводители признают, что именно ужесточение требований в отношении локализации заставило их создать в России производства ряда технически сложных узлов и агрегатов, тогда как среди представителей российских компаний звучало мнение об избыточной жёсткости некоторых из вводимых требований.

Помимо специфических отраслевых инструментов поддержки широкое распространение в автомобилестроении получил механизм специальных инвестиционных контрактов (СПИК), востребованный как российскими, так и зарубежными компаниями. Их отношение к данному механизму существенно различается: если для первых он является, собственно, инструментом поддержки реализации инвестпроектов, то для вторых служит, в первую очередь, необходимым условием получения доступа к иным форматам господдержки — прежде всего, компенсации утилизационного сбора. По сути же, СПИК ничего, кроме как возможности участвовать в программе компенсации утилизационного сбора, не даёт.

В целом взаимоотношения с властями у отечественных и зарубежных производителей складываются по-разному. Представители первых отмечали наличие тесного и продуктивного взаимодействия с государством в лице прежде всего профильного федерального министерства — Минпромторга.

Отрасль в острой фазе кризиса

В автомобилестроении, как и в других российских отраслях, текущий кризис не столько привёл к возникновению новых проблем, сколько обострил ранее существовавшие сложности и противоречия. Кризис 2020 года, связанный с коронавирусной инфекцией, обострил вопросы на автомобильном рынке, которые возникли несколько лет назад. Спад же производства в отрасли начался ещё до первых проявлений кризиса — в III квартале 2019 года.

В отличие от многих других секторов, где влияние кризиса было неравномерным, в автопроме кризис примерно в равной степени сказался на всех основных игроках.

Общенациональный локдаун заставил компании остановить производство, причём некоторые автопроизводители сделали это ещё до официального решения из-за проблем с поставками зарубежных комплектующих. При этом решение по закрытию производства на момент принятия большинству представителей отрасли виделось абсолютно оправданным не только в свете предотвращения распространения инфекции, но и как способ избежать перепроизводства.

Непроизводственные подразделения компаний, как правило, переводились на дистанционный режим работы.

Проблемы, обусловленные пандемией, оказали стимулирующее влияние на цифровизацию сектора. Во-первых, существенный импульс к развитию получила система онлайн-коммуникаций как внутри компаний, так и с внешними контрагентами. Во-вторых, существенно расширился электронный документооборот в рамках цепочек поставок. В-третьих, цифровизация существенным образом затронула сферу продаж — проблемы с функционированием дилерских центров заставили ряд брендов начать продажи автомобилей онлайн, причём некоторые из компаний фактически запустили данный процесс ещё до начала кризиса.

Это сподвигло к более скорому завершению программы интернет-торговли. Краткосрочные перспективы развития онлайн-продаж оцениваются представителями сектора по-разному: одни готовы сделать на это существенную ставку, причём в части не только продаж, но и предоставления разного рода сопутствующих услуг, тогда как другие считают рынок и потребителей неготовыми к массовым покупкам автотехники через Интернет. Впрочем, и первые, и вторые сходятся на том, что с течением времени интерес к онлайн-торговле автомобилями будет повышаться.

Отдельные компании сектора в период кризиса провели достаточно существенное сокращение персонала, прежде всего, — производственного, однако в целом для отрасли подобный сценарий был нехарактерен: сокращение численности работников по итогам 2020 года составило 3,5% к предыдущему году.

Посткризисное восстановление

Период закрытия производств на основных предприятиях-финалистах был относительно недолгим — от двух до четырёх недель, чему способствовал полученный всеми ключевыми производителями статус системообразующих организаций. И в отличие от практически одномоментного «погружения» в кризис, выход сектора из него был более плавным по ряду объективных причин.

У всех производителей финальной продукции возникли существенные проблемы с поставками комплектующих как от зарубежных, так и от российских производителей. В первом случае основную роль сыграло закрытие границ и практически полная остановка некоторых логистических каналов — в частности, автоперевозок. Основным её решением стал переход на альтернативные каналы — железнодорожные и морские — и маршруты перевозок. Смена же поставщиков практиковалась существенно реже — в силу согласованных планов производства, рисков поставок продукции с недостаточным уровнем качества и т. п. В случае же с российскими поставщиками ключевую роль сыграл тот факт, что существенная часть из них не имела статуса системообразующих компаний и по этой причине возобновила производство существенно позже, чем компании-финалисты.

На момент возобновления производства и в последующие полтора-два месяца не функционировала существенная часть дилерских сетей. Работа существенной части дилеров также возобновилась лишь в мае-июне. Запуск же интернет-торговли обеспечил лишь незначительный объём реализации и не мог компенсировать «выпавшие» традиционные продажи.

Естественным и неизбежным следствием высокой неопределённости стало сокращение потребительского спроса на автомобили, которые объективно не относятся к предметам первой необходимости. Также на части производителей значимо сказались противоэпидемиологические требования в отношении организации производства.

Примерно к середине года спрос на рынке стал восстанавливаться, что было ожидаемо большинством автопроизводителей. Это позволило отрасли в сентябре выйти на более высокие объёмы производства, чем в том же месяце годом ранее. Вместе с тем масштаб возникшего спроса и взрывной характер его роста, в значительной степени обусловленные сократившимся импортом автотехники, стали неожиданностью для всех участников рынка.

То есть, по сути, не успевали производить техники столько, сколько её заказывалось.

В целом провальный с позиций объёмов выпуска II квартал был в значительной мере компенсирован результатами последующих месяцев, однако несмотря на это, совокупный объём производства отрасли в 2020 году был на 12,6% ниже, чем годом ранее (тогда как в целом по обрабатывающей промышленности — на 0,6% выше). В натуральном выражении спад производства автотехники в России составил 16,6%, что примерно соответствует общемировому (-15,8%). Из числа стран — крупных мировых автопроизводителей существенно лучше дела обстояли лишь в Китае (-2%), схожим образом — в Италии (-15,1%) и Японии (16,7%), тогда как заметно хуже — в Индии (-25%), Канаде (-28,2%), Великобритании (-28,5%), Таиланде (29,1%), Бразилии (-31,6%).

В I квартале 2021 года сектор сохранил значимую положительную динамику по отношению к аналогичному периоду годом ранее, что, вероятнее всего, является следствием как неудовлетворённого в последние месяцы 2020 года спроса, так и низкой базы для сравнения в предыдущем году.

Антикризисные меры, их влияние на компании отрасли

Представители сектора отметили существенную роль господдержки в преодолении последствий текущего кризиса. Был принят беспрецедентный пакет мер, в первую очередь, для поддержки рынка. Крупные отечественные производители были напрямую вовлечены в разработку антикризисных мер для отрасли. При этом предложения российских автопроизводителей в отношении необходимых мер поддержки были в существенной мере учтены. Кроме того, и федеральные, и региональные власти активно поддерживали отечественных финалистов в возобновлении работы цепочек поставок и дилерских сетей.

Наибольшее влияние на компании оказали «профильные» меры поддержки, адресованные именно автомобилестроительной отрасли, прежде всего — меры стимулирования спроса на конечную продукцию. Так, в легковом сегменте и отечественным, и зарубежным производителям в немалой степени помогло расширение программ льготного автокредитования, в грузовом — льготного автолизинга. Наряду с мерами стимулирования спроса для ряда компаний существенную роль сыграла также отсрочка уплаты утилизационного сбора.

Важно отметить, что при достаточно существенном влиянии антикризисных мер и на отечественных, и на зарубежных автопроизводителей спектр инструментов поддержки, доступных вторым, был несколько уже. Так, зарубежные компании не имели возможности воспользоваться потенциально привлекательной для них схемой привлечения льготных кредитов, а в силу гораздо меньшей вовлечённости в сферу госзакупок соответствующие меры также фактически обошли их стороной.

Что же касается мер поддержки, адресованных системообразующим организациям, то они почти не сказались на деятельности обследованных компаний, тогда как сам по себе данный статус оказался весьма обременительным в части отчётности.

Самое интересное — в нашем канале Яндекс.Дзен

В 2020 году стало легче купить машину по программе господдержки. Объясняем почему

С 1 июня нынешнего года российское правительство вновь запустило программу поддержки отечественного автопрома, а, точнее, инвесторов, локализовавших автомобильное производство. Как обычно, льготы распространяются не на все модели, собираемые в России…

Правительство РФ уже не первый год практикует программы по стимулированию спроса, что вызывает в том числе и критику на системном уровне. Есть мнение, что куда проще создавать предпосылки для повышения роста доходов потенциальных покупателей, а не вычленять ресурсы из скудного бюджета, изыскивая затем возможности по их компенсации. Логика критиков концентрируется на постоянно повышающемся утилизационном сборе, с помощью которого государство как раз и компенсирует часть средств: утильсбор, особенно после повышения в этом году, бьёт по импортёрам, заставляя покупателей отказываться от привычной продукции и пересаживаться на более доступные машин.

Читать еще:  Инородное тело в пятке

Как бы то ни было, сами производители рады такой поддержке. Для примера возьмём данные Hyundai, у которой в текущей волне госпрограмм поддержки участвуют обновившиеся в этом году модели Solaris и Creta, собираемые по полному циклу на собственном заводе в Санкт-Петербурге. За первые полтора месяца, то есть с 1 июня по 27 июля дилеры Hyundai при поддержке государства реализовали 9 569 машин. Более половины (5 378 шт.) пришлось на программу «Семейный автомобиль», около трети (2 579 шт.) – на «Первый автомобиль», 1 341 экземпляр прошел по схеме трейд-ин, то есть со сдачей старой машины в зачёт цены новой. Ещё 271 машину на льготных условиях приобрели сотрудники медицинских учреждений.

Много это или мало? Для сравнения: только в июне, по данным Ассоциации европейского бизнеса в России, дилеры Hyundai получили 3811 «Солярисов» и 6417 Creta, что вполне сопоставимо с месячными продажами. Эти цифры на голову разбивают позицию экспертов, утверждающих, что программы господдержки не делают погоду для массовых автопроизводителей и концентрировать помощь государства нужно на более узких сегментах автомобильной отрасли, например, на выпуске спецавтомобилей, строительно-дорожной и коммерческой техники. С другой стороны, нельзя утверждать, что отсутствие стимулирующих летних программ означало бы недостачу искомых 7364 «Солярисов» и «Крет», вполне возможно, часть покупателей всё же заключили бы контракт. В любом случае, рассматривать льготы можно не как поддержку автопроизводителей, а как способ облегчения покупки для конечного пользователя, по крайней мере, в этом случае лучше видна ценность госпрограмм.

Возникает логичный вопрос: почему мы не говорим о других моделях Hyundai, ведь весь российский модельный ряд марка давно локализовала в России? Почему мы упоминаем только о Solaris и Creta и не вспоминаем, скажем, об Elantra? Её появление в госпрограммах ожидали очень многие покупатели, особенно после того, как стало известно о расширении ценового диапазона моделей-участников. Если раньше государство помогало только при покупке машин ценой до одного миллиона рублей, то в этом году впервые планку подняли до полутора миллионов. Почему же Elantra с базовой ценой в 1 124 000 рублей не вошла в этот список?

Дело в том, что цена модели – это необходимое, но недостаточное условие. Вместе с ней учитывается и глубина локализации, которую регулирующий орган высчитывает в баллах. Чтобы попасть под льготу, модель должна получить «Заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ» в соответствии с Постановлением правительства РФ № 719 от 17 июля 2015 года, набрав по глубине локализации не менее 1400 баллов. Давайте вспомним, при каких обстоятельствах их могут начислить.

Сварка кузова с последующей окраской дают 400 и 500 баллов соответственно. Следующим по ценности идёт штамповое производство, и если за штамповку не менее 30% деталей (по массе чёрного кузова) даётся всего 100 баллов, то штамповка не менее 70% деталей прибавляет уже 300 баллов, а использование российского металла в объёме не менее 70% от массы чернового кузова – это ещё 200 баллов. Короче говоря, суть в том, что на собственном заводе Hyundai в Санкт-Петербурге условие 1400 баллов выполняется, а на «Автоторе» – пока нет. Собственно, в Калининграде пока не налажен выпуск ни одной модели Hyundai по полному циклу – сборка еще идёт по глубокому отвёрточному методу SKD-4: на завод поступает голый и окрашенный кузов и несколько тысяч комплектующих к нему. С другой стороны, многие производители, имеющие заводы в России, не добрали баллов даже со сборкой по полному циклу! В этом смысле наличие сварки и окраски кузовов, а именно это и означает метод CKD, ещё не гарантирует попадания в программу господдержки.

Что касается цены, планка в полтора миллиона позволяет выбирать из большого количества модификаций Creta, кроме комплектации Style и двух специальных полноприводных версий субкомпактного кроссовера: вышедшей в коллаборации с популярной музыкальной группой спецсерии Creta БИ2 и Creta с пакетом Brown. Creta Би2 отличается колёсами оригинального дизайна, двухцветной окраской кузова, подсветкой околодверного пространства, боковыми зеркалами, корпуса которых, равно как и рейлинги, окрашены в цвет «тёмный глянец», увеличенным задним спойлером, эмблемой спецсерии на крышке багажника и юбкой заднего бампера, выполненной в форме сопел диффузора.

Что в данном случае очень важно для покупателей субкомпактного кроссовера? Важно, что по программе проходит полноприводное исполнение не только с 1,6-литровым, но и с 2,0-литровым мотором. Напомним, что в отличие от подавляющего большинства одноклассников, Creta оснащена не простейшей электромагнитной муфтой, а фрикционом, где давление создаётся насосом – как на дорогих машинах более высокого класса. Это даёт возможность реализовать сложные алгоритмы, скажем, увязать обязательное замыкание муфты с поворотом руля, что выдвигает Creta в лидеры по управляемости на скользкой и заснеженной дороге. Вне всякого сомнения, думать о важности полного привода нужно как раз летом, хотя практика показывает, что 72% покупателей Creta выбрали переднеприводную версию. Что касается модели Solaris, все версии седанов без исключения проходят по льготной программам господдержки, при этом только треть из реализованных в этом году автомобилей Hyundai по программам господдержки приходится на седаны – остальное за кроссовером.

А в чём, собственно, заключаются льготы? Государство предоставляет скидку на первый взнос в размере 10%, причём жители Дальнего Востока получают аж 25%. По программе «Первый автомобиль» можно приобрести транспорт в том случае, если заявитель раньше не владел машиной. Если это не подходит, можно воспользоваться программой «Семейный автомобиль» – по этой программе с 1 июня условия были смягчены, теперь достаточно иметь даже одного несовершеннолетнего ребенка. А вот по программе «Автомобиль работникам медицины» купить автомобиль могут только те, кто трудоустроен в системе государственного здравоохранения на момент подачи заявки. Есть обязательные условия и по программе «Автомобиль в Trade-in» – возраст сдаваемой машины не должен превышать шести лет, при этом автомобиль должен находиться в собственности заявителя не менее года.

Господдержка при покупке автомобиля в 2020 году

Правительство РФ на 2020 год выделило 10,5 млрд рублей на субсидирование программ льготного кредитования на покупку россиянами машин для личного пользования. Из них 6 млрд пойдет на реализацию программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», и 4 млрд на льготный лизинг легкового и грузового автотранспорта. На 2021 и 2022 год из бюджета выделят только по 5 млрд рублей на все виды автокредитования. Если вы давно хотели купить машину и искали, как на этом максимально сэкономить, тогда узнайте, кому государство помогает и на каких условиях.

Что такое господдержка при покупке автомобиля в 2020 году, а также, какие выдвигают требования к участникам программ и транспортным средствам, расскажет Бробанк.

Общие условия программ господдержки

Программы поддержки при покупке автомобиля действуют в России с 2015 года. С тех пор несколько раз менялись условия и правила. Последние изменения были внесены и утверждены 15.02.2020 года. По условиям программ все россияне могут получить 10% скидку от цены автомобиля, а жители Дальнего Востока — до 25%.

Субсидий, которые выдает государство, не хватает на весь год. Зачастую деньги заканчиваются за первые 5-6 месяцев после начала. В некоторых случаях происходит дофинансирование из бюджета в середине года, тогда программа продолжается до тех пор, пока деньги снова не закончатся. Чтобы стать участником, лучше заранее изучить все тонкости и подавать заявку на господдержку.

Государство предоставит льготу при покупке машины при соблюдении ряда условий:

  1. Кредит на покупку автомобиля оформлен в банке, который входит в утвержденный Минторгом перечень. На февраль 2020 года в список входит 26 банков.
  2. У заемщика есть действующие водительские права. Кроме того он воспитывает двоих или более детей, а автомобилей в собственности до этого никогда не было. При этом не принципиально свои дети, усыновленные или под опекой.
  3. Транспортное средство выпущено в России, но не обязательно российским автопромом. Это может быть и иномарка отечественной сборки. Важное условие, что цена машины по договору не превышает 1 млн рублей, а вес 3,5 тонны. Дополнительное требование — выбранная модель входит в перечень тех, которые субсидирует государство. Полный список подходящих марок лучше всего выяснять у дилера.
  4. Заемщик совершеннолетний гражданин России.
  5. Паспорт на автомобиль оформлен с 01.12.2019 года или позже. Если ПТС выдан раньше, то автомобиль не подходит по условиям программы.
  6. В 2019 году покупатель не оформлял автокредит и дает обязательство, что не будет его брать и в 2020 году. Такую информацию проверят в Бюро кредитных историй.
  7. Автомобиль будет оформлен в залог, а также на него выдан полис КАСКО.

Участвовать в каждой из двух госпрограмм можно только один раз.

Виды программ

В России действует две программы государственной поддержки при покупке автомобиля:

Наименование программыКому подходит
Первый автомобильДля тех, у кого есть водительское удостоверение, но никогда раньше не было личного автомобиля.
Семейный автомобильДля семей, с двумя детьми или более, которые рождены, усыновлены или находятся под опекой.

Суть госпрограмм в том, что государство помогает российскому автопрому, продать больше ТС, а гражданам обзавестись личным легковым автомобилем. Для банка, который выдает кредит, процесс выглядит так: заем получает физлицо, а государство увеличивает размер первоначального взноса, как будто бы заемщик сам внес эти 10 или 25%.

Например, автомобиль стоит 950 тыс. рублей, покупатель вносит 20% — это 190 тысяч, а государство добавляет еще 10%. Итоговая сумма первого взноса составит 285 тысяч рублей, по кредиту останется выплатить только 665 тысяч.

Как стать участником

Чтобы стать участником программы потребуется оформить автокредит, только тогда государство присоединит субсидию к вашему первоначальному взносу. Наличными деньги не дают. Программа не регулирует условия предоставления автокредитов с господдержкой, которые предложит банк. Поэтому ставка, срок и сумма займа остаются на усмотрение банка. Но в любом случае размер кредита не превысит 1 млн рублей, потому что иначе, будет нарушено главное требование по сумме сделки.

Если водительского удостоверения нет, то государство не даст право на льготу. Например, если мужчина уже владеет автомобилем, у него есть права, а у жены прав нет, ей не оформят субсидию. Так будет до тех пор пока она не получит собственное водительское удостоверение. Но если при этом в семье двое детей, то тогда мужчина сможет приобрести автомобиль по условиям программы «Семейный автомобиль». В то же время для участия в программе «Первый автомобиль» не обязательно жениться, выходить замуж или воспитывать детей. Все выпускники автошкол с правами на руках могут подавать заявку, если машина подходит по условиям.

Условия и требования к заемщику

Прежде чем банк одобрит кредит, он обязательно проверит кредитную историю заемщика. Если она покажется банку недостаточно хорошей, то он может отклонить заявку. Государство не обязывает банки выдавать кредиты с господдержкой, а только утверждает перечень финансовых компаний, которые участвуют в программе льготного кредитования. Претендовать на заем с господдержкой могут только россияне, которым больше 18 лет.

Если вы уже взяли несколько кредитов, оплачиваете ипотеку и регулярно берете займы по кредитной карте, то банк может посчитать вашу финансовую нагрузку слишком высокой. Скорее всего, он отклонит заявку на автокредит. Вы можете заранее погасить другие долги, чтобы ваша платежеспособность выглядела лучше и не вызывала сомнений у кредитной организации. Ориентируйтесь на уровень текущей финансовой нагрузки не выше, чем 30% от ежемесячных доходов.

Кроме того, поводом для отклонения заявки может стать плохая кредитная история. Она испортится, если вы часто допускали просрочки и не оплачивали текущие долги. Чтобы узнать, какой увидят вашу кредитную историю в банке, вы можете заранее запросить ее в Бюро кредитных историй. Любой россиянин может это сделать бесплатно дважды в год. Если ситуация плачевная, то лучше заранее пройти программу оздоровления кредитной истории и только после этого подавать заявку на автокредит с государственной поддержкой.

Банк-участник госпрограммы по льготному кредитованию самостоятельно устанавливает:

  1. Срок кредитования. Заем может быть выдан на год или на пять лет, если это устроит заемщика и кредитную организацию.
  2. Процентную ставку. Банк может кредитовать и под 5%, и под 25%. Ставка не ограничена законом, но льготные программы чаще всего идут по повышенным ставкам.
  3. Размер первоначального взноса. До 2017 года первый взнос не мог быть меньше 20%, теперь это требование отменили. Поэтому первоначальный платеж может быть от 10 до 90% от стоимости автомобиля.

То, что покупка машины проходит с государственной поддержкой будет отражено в тексте договора.

Условия к автомобилю

Купить машину с учетом государственной поддержки можно, если она подходит по таким условиям:

  1. ТС произведено или собрано в России и оснащено системой «ЭРА-Глонасс».
  2. Производитель заключил соглашение с государством, а выбранная к покупке модель получила сертификат.
  3. Автомобиль легковой и его вес не превышает 3,5 тонны.
  4. Цена машины по договору максимум 1 млн рублей.
  5. Дата выпуска по ПТС с 01.12.2019 года или позже.
  6. Автомобиль оформлен в залог банку.
  7. Производитель авто участвует в корпоративной программе повышения конкурентоспособности и заработал в ней от 1400 тысяч баллов, которые зависят от уровня локализации.
  8. Покупатель оформил при покупке КАСКО.

Участники программ получают дополнительный доход в виде государственной субсидии, но с него не потребуется уплачивать НДФЛ. Полученная выгода исключена из налогооблагаемых прибылей физических лиц.

Получится ли сэкономить на автокредите за счет господдержки

Если не посчитать выгоды от господдержки на покупку автомобиля заранее, то можно не только не сэкономить, но и переплатить. Это случается потому что:

  1. Банки устанавливают повышенные ставки по кредитам с льготой от государства. Можно найти предложения по автокредитам со ставкой от 3,5% в ВТБ до 14,8% в Уралсибе без оформления КАСКО. А льготные программы ниже 15% не встречаются.
  2. В программе участвует только 26 российских банков. Перечень компаний, которые выдают обычные автокредиты гораздо шире, и они часто делают более выгодные предложения.
  3. Обязательное КАСКО. Это дорогой вид страхования. Иногда полис обходится дороже суммы господдержки, тогда участие в программе не выгодно.
  4. Льгота от государства положена только при кредитовании. Если вы тратите свои деньги на покупку, то государство скидку не даст.

Но есть законные схемы, которые помогут и скидку получить, и не потратить лишнее:

СпособРеализация
Если цена на автомобиль и дополнительное оборудование превышает 1 млн рублейЗаключайте 2 отдельных договора. Оформляйте автокредит на «голую» машину, без дополнительного оборудования, которое не входит в базовую комплектацию. Так получится расширить список ТС, которые подойдут под условия госпрограммы.
Закрыть автокредит досрочноПомните, вы можете погасить заем в банке даже через день. Главное не рассказывайте о своем намерении менеджеру при оформлении автокредита. Тогда, даже если у вас достаточно денег на покупку машины, вы сможете получить легальную скидку в размере 10% от ее стоимости или 25%, если вы живете на Дальнем Востоке.
Отказаться от полиса КАСКОЗдесь будет ограничение. Отказаться от полиса можно только после того, как погашен автокредит. Но, если вы пользуетесь схемой в предыдущем пункте и гасите заем в течение 14 дней, то успеете отказаться от полиса в «период охлаждения». В некоторых страховых компаниях срок может быть длиннее двух недель, но точно не меньше. Однако помните, что КАСКО защитит ваш автомобиль в ряде случаев лучше, чем ОСАГО.

Альтернативы

По замечаниям экспертов ограничение по цене автомобиля в 1 млн рублей сильно сократило перечень моделей, которые попадают под действие госпрограммы льготного автокредитования. В этот ценовой диапазон входит такой список машин:

  • все модели АвтоВАЗа;
  • внедорожники УАЗа;
  • некоторые модели линейки Renault, Kia, Hyundai — какие именно модели и комплектации проще уточнить в автосалоне у дилера.

Chevrolet Niva, Nissan Terrano, Datsun on-DO и mi-DO, Volkswagen Polo и Skoda Rapid, которые раньше участвовали в программе, теперь не входят в перечень.

Некоторые компании-производители запускают собственные акции, которые схожи по условиям с льготными. Так, например, Volkswagen делает такие предложения клиентам:

  1. «Твой старт с Volkswagen» — акция для автолюбителей до 30 лет.
  2. «Положись на Polo» — для семей с двумя и более детьми.

Обе акции дают право на скидку в 10% от первоначальной стоимости авто. При этом ограничений по цене автомобиля — нет. Поэтому и без поддержки государства можно получить выгоду непосредственно от производителя. Тем, кто хочет купить второй автомобиль или уже воспользовался льготой раньше, следует внимательнее изучить действующие предложения от дилеров, производителей и банков.

Клавдия Трескова — высшее образование по квалификации «Экономист», со специализациями «Экономика и управление» и «Компьютерные технологии» в ПГУ. Работала в банке на должностях от операциониста до и.о. начальника отдела обслуживания частных и корпоративных клиентов. Ежегодно с успехом проходила аттестации, обучение и тренинги по банковскому обслуживанию. Общий стаж работы в банке более 15 лет. treskova@brobank.ru

Читать еще:  Сколько стоит цепь на классику

Комментарии: 4

Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

  1. Светлана14.01.2021 в 03:41

Как поступить, если дилер при оформлении кредита по Госпрограмме навязывает определённый банк и помимо КАСКО, ещё страхование жизни и дорожную карту?

  1. Клавдия Трескова14.01.2021 в 12:09 Автор записи

Уважаемая Светлана, если вы однозначно уверены в том, что страхование жизни вам не нужно, вы вправе отказаться от него на законных основаниях. В большинстве случаев банки после этого поднимают процентную ставку. Вы можете поступить и по-другому, изначально согласиться на страхование жизни, а потом от него отказаться в период охлаждения. О том как это сделать, читайте в отдельной статье. С навязыванием банка дело обстоит сложнее. Дело в том, что по госпрограмме работают далеко не все банки, а только те, которым это разрешено. На 14.01.2021 года в этот перечень входит только 26 российских банков.

Где можно найти информацию,о Кредитной истории ?

  1. Анна Попович20.04.2020 в 14:03

Уважаемый клиент, вы можете запросить кредитную в одной из специализированных компаний, подобранных по этой ссылке.

Господдержка автопрома: перенимаем западный опыт?

Большинство развитых государств в период кризиса стало поддерживать автомобильную промышленность. Но пути для этого избрали разные. Россия, как всегда, — свой фирменный, «особый». Увы, он оказался неработающим. Сейчас мы будем копировать западный опыт.

На автомобильной промышленности кризис сказался очень сильно. Падение продаж было настолько серьезным, что во всех государствах, имеющих свой автопром, было решено его спасать. Пути спасения избрали разные.

Например, в Китае просто снизили налоги на небольшие автомобили отечественного производства. Продавцы смогли опустить цены, и продажи поднялись, структура спроса улучшилась в пользу китайских машин.

Гораздо оригинальнее поступили в Германии. Там правительство предложило €2,5 тыс. каждому, кто сдаст в утиль свой старый автомобиль и купит новый. При этом старому должно быть не меньше девяти лет, а новый — относиться к экологическому классу не ниже «Евро-4». Результат оказался потрясающим: падение, измерявшееся с момента начала кризиса десятками процентов, сменилось 40-процентным ростом весной 2009 года. Программа работала отлично: к каждому евро, которое тратил госбюджет, простые бюргеры добавляли еще €10 при покупке машины. То есть на каждый миллион, который вкладывался в программу, автопром получал поддержки на десять миллионов. При этом автомобильный парк обновлялся – становился более экономичным, экологичным, безопасным.

Неудивительно, что такой пример оказался заразительным. Аналогичную программу ввели и во Франции – €1 тыс. от правительства за утилизируемую машину старше десяти лет. Двукратное падение продаж сменилось ростом. Затем подтянулись Испания, Италия, Португалия, Голландия, Япония и другие страны.

Россия же шла своим, особым путем. Национальный автопром поддерживали, делая менее привлекательными импортные машины. С января 2009 года были введены повышенные пошлины на новые и сильно повышенные – на поддержанные иномарки. Курсы доллара и евро при этом также серьезно подросли. В результате ни один участник рынка не смог удержать цены на иномарки на докризисном уровне – они поползли вверх. Но в то же время подорожали и «ВАЗы» – причиной руководство завода назвало удорожание импортных комплектующих.

В итоге рынок упал катастрофически, но отечественному автопрому это не помогло. Те, кто собирался купить иномарку, предпочли подождать и накопить больше денег, поездив на старой машине, но только не брать «Ладу».

Следующим шагом поддержки стало оказание прямой помощи «АвтоВАЗу» в размере 25 млрд рублей. Завод уже истратил эти деньги на уменьшение своей задолженности.

И наконец, после «кнута» правительство перешло к «прянику» – объявило о выдаче льготных кредитов на покупку отечественных автомобилей и сделало бесплатной доставку «ВАЗов» на Дальний Восток. Насчет Хабаровска и Владивостока все понятно – там отечественный автопром считается абсолютным злом и покупать «Жигули» вряд ли станут. А вот льготные кредиты начали пользоваться спросом. Государство обещало компенсировать часть ставки по кредиту покупателям автомобилей не дороже 350 тыс. рублей. Воспользовавшись этой программой, можно сэкономить до 30 тыс. рублей на процентах по кредиту за авто.

Тем не менее россияне не спешили вставать в очередь за «ВАЗами» (а в список машин до 350 тыс. рублей попали именно они, да еще несколько самых дешевых «русских» иномарок). В неделю предложением пользовались около тысячи человек. Это при том, что годовое падение продаж на российском рынке свыше 1 млн автомобилей.

Летом, когда стало очевидно, что никакой серьезной поддержки программа льготного кредитования автопрому не оказывает, ее условия изменили – она стала распространяться на машины стоимостью до 600 тыс. рублей, увеличились сроки действия. Выдача кредитов чуть ускорилась, но даже в этом случае программа поддержки автопрома вряд ли поможет продать и 100 тыс. автомобилей до конца года.

И тут появился еще один пример — американская программа поддержки. В Соединенных Штатах падение авторынка было просто чудовищным, а кризис заставил «большую детройтскую тройку» просить помощь у правительства буквально на коленях. Несколько десятков миллиардов долларов из федерального бюджета ушло на помощь Chrysler и General Motors еще при президенте Буше, но новая администрация Белого дома все-таки обанкротила концерны и запустила свою программу поддержки рынка под названием Cash for Clunkers («Деньги за рыдваны»), аналогичную немецкой.

Она начала действовать 23 июля и проработала всего один месяц. Условия были достаточно жесткие: владелец должен пользоваться машиной не меньше года, автомобиль — быть не старше 25 лет, а расход горючего — не менее 25 миль на галлон. При условии покупки более «чистого» авто владелец мог получить скидку в $2,5 тыс. или $4,5 тыс. (в зависимости от экологичности новой машины). Но даже за один месяц программой воспользовались почти 700 тыс. человек! Правительство потратило $2,9 млрд, но автопром получил намного больше.

В конце концов и российские власти решили воспользоваться успешным опытом коллег по «большой восьмерке». Впрочем, некоторые источники считают, что премьер-министр Путин еще в марте дал поручение Минфину разработать аналогичную программу. Так или иначе, но до сих пор об этом точно ничего не известно.

Однако на прошлой неделе стало ясно – программа точно будет. По крайней мере в проекте бюджета-2010 средства на нее уже заложены. Известна и сумма – 10 млрд рублей. Если покупатель новой машины будет получать ваучер на 50 тыс. рублей, то общая стоимость федеральной программы позволит продать 200 тыс. автомобилей. Не ахти какая поддержка, но лучше той, что есть.

Точные условия будут известны только после того, как депутаты Госдумы утвердят бюджет, а Минфин разработает соответствующие документы. Предварительно говорится о том, что сдать можно будет автомобиль, которому не меньше десяти лет, но который передвигается, имеет техосмотр и при этом зарегистрирован на нынешнего владельца не позднее, чем год назад. За сдачу такой машины в утиль правительство выдаст ваучер на 50 тыс., который можно будет использовать в автосалоне при расчете за автомобиль отечественного производства. Сюда кроме «ВАЗов» и «УАЗов» относятся также Toyota Camry, VW Touareg и так далее.

Экономический домкрат ослаб. Минпромторг сокращает поддержку автопрома

В программе господдержки участвует коммерческий транспорт, выпускаемый в России, такие компании как группа ГАЗ, КамАЗ, АвтоВАЗ, УАЗ и другие. Больше всего субсидий в 2019 г. предполагается направить на льготный автолизинг – 4,9 млрд руб., (меньше на 25% по сравнению с 2018 годом).

На льготное автокредитование в 2019 году планируется потратить 3 млрд руб. – втрое меньше, чем годом ранее. Об этом сообщили «Ведомости». До весны 2018 г. эта программа работала по всей России, затем ее действие сузили до регионов Дальнего Востока. В 2019 году она не продлена.

Почему важна поддержка отечественного автопрома?

Автопроизводство – один из важнейших сегментов российской экономики, и что особенно важно – высокотехнологичный сегмент. Падение продаж (и как следствие –сокращение производства) автомобилей отечественной сборки ставит под удар не только сами российские автозаводы, но и тысячи их смежников, производителей автокомпонентов, по всей стране. То есть будет нанесен ощутимый урон всей российской экономике, ее реальному сектору.

Поэтому поддержку отечественного автопрома правительство ведет уже многие годы, из бюджета на это выделяются десятки миллиардов рублей, меняются лишь формы. В 2017 году на это было выделено 62,3 млрд рублей, на 2018 год 34,4 млрд рублей (из списка мер убрали программу обновления автопарка (льготная утилизация старых авто, произведенных в России и trade-in). На 2019 запланировано 10,4 млрд. рублей.

Как сообщают «Известия», в 2018 году ставки были сделаны на адресные программы («Первый автомобиль», «Семейный автомобиль» и т.д.). Но выделенные средства по этим двум программам были освоены уже в мае 2018 года.

Надолго ли хватит инерции роста?

В прошлом году, общие продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России выросли на 12,8% до 1,8 млн шт. Таковы данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В этом году рынок серьезно замедлился. «Рынку по-прежнему требуется поддержка – как минимум на уровне 2018 году», – считает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РоАД) Олег Мосеев. По его словам, ассоциация пока сохраняет прогноз на 2019 год – рост рынка на 3%.

Причины и следствия

По оценкам автодилеров и экспертов рынка, продажи новых автомобилей в России упадут на 5–10% уже в первом квартале 2019 года. Среди причин – неизбежный рост цен на автомобили, связанный с ростом НДС и увеличением ставок по кредитам.

По мнению экспертов, в Минпромторге, понимают опасность падения продаж, но пока рынок растет, убедить кабмин в необходимости мер поддержки достаточно сложно.

Выход один – дождаться реального падения рынка., «Вернуться к диалогу о каких-либо программах поддержки возможно будет только после того, как рынок покажет минус. Рынок стимулируют две программы – обновления автопарка и субсидирование ставки по кредитам. Но в последнее время власти говорят, что если и вернутся к программам, то необходимы новые подходы, считает глава ассоциации РоАД Олег Мосеев.

Российское правительство продолжает политику снижения льготного субсидирования реального сектора экономики. Несмотря на профицит бюджета. Другими словами, бюджет лопается от денег, но либерально-экономический блок в правительстве придерживается политики денежной «стерилизации». В результате субсидии урезаются, реальный сектор задыхается без денег, а рост российского ВВП планируется в 2019 году на минимальном уровне – 1-2 процента.

Какие существуют госпрограммы на покупку автомобиля? Порядок оформления, налогообложение и другие нюансы

Система государственных кредитов появилась еще в 2009 году. За прошедшее десятилетие она претерпела не одно изменение, однако сути своей не изменила. Что это за программа и каковы ее особенности, рассмотрим подробнее.

Что такое автокредитование с господдержкой?

Коротко действие программы можно описать так: государство компенсирует некоторую часть от стоимости автомобиля, добавляя эту часть к первому взносу. Банк, выдающий кредит, по факту делает скидку на сумму компенсации, получая их позже от государства. Заемщик не возвращает сумму скидки, она не входит в график его ежемесячных платежей и в полном объеме оплачивается из бюджета.

Такое субсидирование покупки выгодно всем участникам сделки:

  • Производитель реализует свою продукцию, поддерживается отечественное автомобилестроение.
  • Банки получают стабильный приток клиентов и расширение кредитных программ.
  • Клиенты решают проблему отсутствия полной суммы на покупку транспортного средства.

На данный момент срок окончания программы установлен до 2020 г., но вполне можно ожидать продления.

Какие существуют госпрограммы для приобретения машины?

Условия предоставления льготы:

  1. Первый взнос в ранних версиях программы составлял минимум 20% от общей суммы займа. С 2018 г. подобных ограничений и требований нет, банк самостоятельно фиксирует этот показатель в зависимости от требований к участнику и условий договора кредитования.
  2. Период действия соглашения с заемщиком не превышает 36 месяцев.
  3. Минимальная ставка кредита также устанавливается каждым банком самостоятельно, как и требования к платежеспособности заемщика.

Размер компенсированной суммы зависит от региона приобретения автотранспорта: на Дальнем Востоке он составляет 25% от полной стоимости, в других регионах 10%. Таким образом, если стоимость покупки равна 1000000 руб., то во Владивостоке сумма льготы будет 250000 руб., а в Твери 100000 руб.

Портрет идеального участника программы выглядит следующим образом:

  • По возрасту не должен быть моложе 18 лет.
  • Гражданин РФ, имеет постоянную регистрацию в месте проживания.
  • Получил водительские права.
  • Имеет постоянное место работы не менее 1 года с возможностью подтверждения стажа и дохода.
  • Важно отсутствие заключенных годом ранее договоров на приобретение автомобиля в кредит.

«Свое дело»

Участниками программы могут стать индивидуальные предприниматели и организации, внесенные в «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства». Размер предоставляемой скидки для участников увеличен на 2,5%. Таким образом, вместо 10 % для физических лиц, предприниматель получает 12,5% компенсации из госбюджета. Больше о том, имеет ли индивидуальный предприниматель право на автокредит и как его оформить, читайте в этой статье.

Максимальная сумма компенсации для субъекта малого предпринимательства – 650000 рублей. Договор предоставления льготного лизинга может включать только одно транспортное средство.

Модельный ряд авто российского производства, доступных для покупки с учетом льготы по программе:

  • ГАЗель Next и ГАЗель Бизнес.
  • ГАЗон Next.
  • Урал Next.
  • УАЗ Патриот.

Все приобретаемые транспортные средства должны быть укомплектованы ЭРА ГЛОНАСС (опция 5GA).

Требования к кандидату на участие в программе:

  1. Юридическое лицо, готовое предоставить соответствующую подтверждающую выписку из реестра.
  2. Достаточный уровень дохода для покрытия всех необходимых лизинговых платежей.
  3. Кредитная история без крупных задолженностей и просрочек.
  4. Возможность предоставить налоговые подтверждения об уплате бюджетных отчислений.

Условия программы:

  • Максимальный срок для предоставления кредита – 36 месяцев, минимальный – 12 месяцев.
  • Минимальный авансовый платеж варьируется от 10% до 50% от общей стоимости при покупке авто, с учетом предоставляемой субсидии от государства.
  • Автомобиль выпущен в 2019 году.
  • Автомобиль не является чьей-то собственностью и не состоит на регистрационном учете.

Покупку авто в лизинг по программе господдержки могут предложить компании:

  • «Европлан Лизинг».
  • «ВТБ Лизинг».
  • «KIA Лизинг» и другие.

«Первый автомобиль»

В эту программу могут быть включены физические лица, которые ранее не имели зарегистрированного на себя автомобиля. То есть, приобретенное ТС в рамках программы станет первым в их жизни. Семейный статус и наличие/отсутствие детей здесь роли не играют.

Больше о том, как осуществить покупку машины по программе «Первый автомобиль», читайте тут.

«Семейный автомобиль»

Программа, в которой наличие как минимум двоих не достигших совершеннолетия детей является обязательным. Автомобиль может быть не впервые в жизни купленным, но ограничения по наличию других автокредитов должны быть соблюдены.

Подробно о том, что такое автокредит на покупку машины и чем он регулируется, читайте тут, а чем регламентируется проект «Семейный автомобиль», каковы условия и порядок его оформления, мы рассказывали в отдельной статье.

Где можно взять льготный кредит?

Ко всем кредитным организациям для участия в программе также предъявляются определенные требования:

  1. Не имеет задолженности по налогам, сборам, штрафам и процентам.
  2. Отсутствуют любые просроченные задолженности по возврату субсидий в бюджет.
  3. Организация не проходит процесс ликвидации, переустройства или банкротства.
  4. Не является юридическим лицом иностранного государства.
  5. Не является юридическим лицом, в уставном капитале которого участвуют иностранные государства, зарегистрированные в оффшорных зонах.
  6. Имеет заключенный договор о предоставлении информации с бюро кредитных историй.

Примеры финансовых организаций и предоставляемые ими программы кредитования:

  • «Кредит Европа Банк». Автокредит «Свои люди».
  • «Сетелем банк». Автокредит «Lada Finance».
  • «Русфинанс банк».

Регистрацию и контроль за кредитными организациями допущенными к участию в программе ведет Министерство промышленности и торговли РФ. Минпроторг и органы финансового контроля регулярно проводят проверки на соблюдение условий, целей и порядка обеспечения субсидиями.

Какие машины попадают под льготу?

К транспортным средствам, как и к участникам, также предъявляются определенные требования:

  1. Выпущены отечественным производителем или иностранным, но на территории РФ.
  2. Стоимость покупки не может быть больше 1000000 рублей для машин, купленных в 2015 г., не более 1150000 рублей для приобретенных в 2016 г. и не более 1450000 рублей для трат в 2017-2019 гг.
  3. Весовые показатели не превышают 3,5 тонны без груза.
  4. Автомобиль не старше 1 года.
  5. ПТС выдан не ранее 01.12.2017 г.
  6. Автомобиль юридически чист, ранее не состоял на регистрационном учете.

Модельный ряд автомобилей, на который распространяется действие субсидии:

  • Chevrolet Niva;
  • Chevrolet Cobalt;
  • Citroen (но сюда входят не все модели);
  • Киа Рио;
  • Лада Калина;
  • Лада Гранта.
Читать еще:  Как снять стопорное кольцо подшипника

Порядок оформления

В целом, процесс оформления и выдачи займа с госсубсидией аналогичен стандартной процедуре получения кредита. В стандартный пакет документов входят:

  1. Заявление.
  2. Паспорт гражданина РФ.
  3. Водительское удостоверение.
  4. Справка о доходах.
  5. Документы, подтверждающие трудовой стаж..
  6. Любые другие дополнительные документы по требованию банка.

Условно процесс можно разбить на следующие этапы:

  1. Для начала клиент должен определиться с выбором авто. При этом выбранная модель должна подходить под требования программы.
  2. У автосалона должен быть заключен договор с банком на предоставление льготного кредитования.
  3. Далее необходимо собрать пакет документов и отправить их в банк.
  4. После одобрения банком заявки, заключаются договора купли-продажи транспортного средства, страхования и получения автокредита.
  5. После внесения первого платежа и поступления средств от банка на счет продавца, машину можно будет забрать.

Какие еще есть варианты поддержки и их условия

Программы господдержки автопрома существуют не первый год. За это время появлялись различные варианты участия, некоторые из которых уже не действуют.

  • Утилизация. Суть программы проста – обмен устаревшего автомобиля отечественного производства или сборки на скидку для приобретения нового. Транспорт должен быть не моложе 6 лет и на ходу. В зависимости от марки и модели машины, скидка может быть от 9000 р. до 350000 р. Деньги выплачиваются не наличными средствами на руки, а в виде сертификата, дающего в дальнейшем скидку при покупке.
  • Трейд-ин. Автомобили в удручающем техническом состоянии выгоднее сдавать в утиль и получать скидку. Однако для машин в хорошем состоянии лучшим вариантом станет самостоятельная продажа или участие в программе Trade In.

Принцип действия этой программы прост – обмен старого авто на новое, учитывая стоимость старого в цене нового. После оценки транспорта специалистами дилерского центра, клиент имеет представление, на какую сумму может рассчитывать, и подобрать себе новое транспортное средство из предложенных или получить деньги.

  • Материнский капитал. Для покупки авто с участием государственной поддержки населения участие федерального материнского капитала запрещено. Лишь в некоторых субъектах страны местная администрация готова субсидировать покупку из средств региональных бюджетов.
  • Налогообложение субсидий

    В соответствии со ст.217 Налогового кодекса РФ участники госпрограмм “Первый автомобиль” и “Семейный автомобиль” освобождаются от уплаты НДФЛ. Данная поправка была сделана в 2017 году, соответственно полученные ранее субсидии налогообложению все же подлежали.

    Плюсы и минусы такого приобретения ТС

    К минусам можно отнести:

    • Достаточно ограниченный модельный ряд, попадающий под субсидирование, ведь одной из целей программы также является поддержание отечественного производителя.
    • Не все банки участвуют в программе, а значит не все дилерские центры смогут продать машину по льготе.
    • И наконец, покупка при господдержке отечественного производителя должна быть именно нового транспорта. Если целью является приобрести подержанную иномарку, государство в этом не поможет.

    Если вы задумались о приобретении автомобиля, то изучение доступных программ поможет существенно сэкономить бюджет. Выбор достаточно велик и подобрать подходящее конкретно вам поможет информация из статьи.

    Правительство ввело балльную систему господдержки автопрома

    Правительство РФ ввело балльную систему оценки локализации в автопроме для доступа к господдержке, соответствующее постановление от 25 мая 2019 года №661 опубликовано в четверг на сайте кабмина.

    «Подписанным постановлением уточняются и дополняются требования, предъявляемые к продукции автомобилестроения», — говорится в материалах к документу.

    Как отмечается в справке, постановление было внесено Минпромторгом РФ. При этом разработчики напоминают, что постановлением правительства РФ от 17 июля 2015 года №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» «были установлены в том числе требования к промышленной продукции в целях отнесения её к продукции, произведённой на территории России». Подписанное постановление вносит изменения в постановление №719.

    «В целях предоставления автопроизводителям господдержки в рамках государственных и муниципальных закупок и поддержки внутреннего спроса на продукцию производителей легковых, грузовых, лёгких коммерческих автомобилей и автобусов вводится балльная оценка, которой должны в совокупности соответствовать выполняемые при производстве автомобилей технологические операции, обязательства по выполнению которых предусмотрены специальным инвестиционным контрактом», — говорится в материалах.

    При этом совокупная балльная оценка будет определяться исходя из уровня, «соответствующего, в балльном исчислении, операциям штамповки, сварки, окраски, локализации двигателя внутреннего сгорания, коробки переключения передач, систем управления и лакокрасочных материалов». «Совокупное количество баллов за выполнение на территории России операций для каждой единицы продукции автомобилестроения будет начисляться в виде суммы баллов за фактическое выполнение перечисленных операций и баллов за наличие в специальном инвестиционном контракте обязательств инвестора или его смежников», — указывают разработчики.

    Подчёркивается, что цель принятых решений — «повысить эффективность применения механизма локализации промышленных производств, дифференцировать предоставление господдержки на основе балльной системы оценки степени локализации автомобилестроительных заводов».

    Новым постановлением регламентируется локализация без преувеличения всех узлов и механизмов автомобилей и устанавливается объём баллов за их выполнение.

    7000 баллов для СПИКа с 1 июля

    Кроме того, с 1 июля 2019 г. при заключении специнвестконтрактов в автопроме федеральным органам исполнительной власти предписано «исходить из того, что при производстве не менее чем 90% колесных транспортных средств (автомобили легковые, легкие коммерческие автомобили, автомобили грузовые, автобусы) в течение любого календарного года из календарных лет действия специального инвестиционного контракта в сфере автомобилестроения должны выполняться на территории РФ технологические операции (условия), в совокупности оцениваемые в количестве не менее 7000 баллов».

    Предыдущая версия 719-го постановления предусматривала лишь список подлежащих локализации компонентов, теперь же вводится всеобъемлющая таблица начисления баллов за локализацию компонентов и операций.

    Так, за локализацию сварки и окраски кузова или кабины (при наличии) будет начислено 400 и 500 баллов соответственно.

    Баллы за локализацию штамповки деталей кузова (кабины) будут начисляться дифференцированно, в зависимости от процента «общей массы черного кузова». Штамповка не менее 30% даст 100 баллов (кроме автобусов), не менее 50% — 200 баллов (кроме автобусов); штамповка не менее 70% — 300 баллов (кроме автобусов).

    За использование российского металла (включая алюминий при наличии) в не менее 70% общей массы кузова (кабины) будет начислено 200 баллов

    Документом также устанавливается распределение баллов за локализацию двигателя внутреннего сгорания и его компонентов. Так, сборка, включая установку коленчатого вала и шатунно-поршневой группы, а также проведение контрольных испытаний принесет 25 баллов. По 95 баллов предусмотрено за локализацию обработки использование заготовок российского производства блоков цилиндров, коленчатых валов, распределительных валов, головки блоков цилиндров и поршневой группы.

    Локализация тягового электродвигателя, электромашины гибридного двигателя также будет приносить баллы: сборка и проведение контрольных испытаний даст 100 баллов; обработка картерных и корпусных деталей — 200 баллов; изготовление роторов и статоров — также 200 баллов.

    Локализация КПП, электроники и систем помощи водителю

    Постановление №719 не регламентировало локализацию коробок переключения передач. Новый документ же вводит список локализуемых коробок, а также перечень компонентов и операций, за локализацию которых будут начисляться баллы.

    Так, сборка и проведение контрольных испытаний механической КПП и сцепления даст 30 баллов. При этом механообработка и термообработка корпуса, а также использование отливок корпуса российского производства оценивается в 120 баллов для автомобиля с ДВС и гибридным двигателем, для машин с электродвигателем — в 70 баллов.

    Механообработка и термообработка валов и шестерен, использование заготовок валов и шестерен российского производства принесет еще 300 баллов; картера и дисков сцеплений, а также использование заготовок картера и дисков сцеплений российского производства для ДВС и «гибридов» — 150 баллов (100 баллов для электромобилей).

    Такое же количество и принципы распределения баллов устанавливаются и за локализацию гидромеханических «автоматов», роботизированных коробок и вариаторов, а также за локализацию компонентов и операций. При этом изготовление фрикционных дисков и использование их заготовок российского производства оценивается в 150 баллов для машин с ДВС и «гибридов», для электромобилей — в 100 баллов.

    Кроме того, постановление N661 очень подробно расписывает локализацию автомобильной электрики, электроники и систем помощи водителю, а также устанавливает количество баллов за их локализацию и передачу технологий российским юрлицам.

    Так, баллы начисляются за локализацию электронного блока управления двигателем, блоков управления антиблокировочной системы и электронной системы динамической стабилизации, электронного блока управления трансмиссией.

    Также вводится начисление баллов для локализации электронного блока управления кузовной электроникой, блока управления комбинацией приборов, компонентов телематических систем и систем «подключенный автомобиль».

    Компенсация за локализацию систем помощи водителю предусматривается также по компонентам. Так, по 80 баллов начисляется за камеру, радар, лидары. 90 баллов будет начислено за локализацию блоков управления и датчиков.

    Конструкция, интерьер, экстерьер и НИОКРы

    Помимо локализации электрики, электроники и систем помощи водителю, конечно же, затронута и локализация элементов и деталей конструкции автомобиля, интерьера и экстерьера. При этом «ценность» локализации этих узлов заметно ниже, нежели в случае с «высокотехнологичными» деталями — и в основном эти компоненты уже локализованы.

    В данном случае речь идет о сварке, сборке и штамповке рам и подрамников, элементов экстерьера (полимерные и полимерно-композиционные изделия), в том числе бамперов, спойлеров, наружных панелей (включая навесные элементы кузова).

    Документ также устанавливает объем баллов, начисляемых за локализацию рулевой системы, тормозной системы, подвески и мостов, а также их узлов и компонентов, дисков и шин, топливных баков и топливной аппаратуры (в том числе для сжатого природного газа). Сюда также вошли элементы двигателя и выпускной системы: турбокомпрессор, система выпуска и нейтрализации отработавших газов, радиаторы, охладители, приводные цепи, масляные насосы и насосы охлаждающей жидкости, подогреватели и отопители.

    Кроме того, регламентирована локализация приборов освещения и световой сигнализации, систем вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха, элементов интерьера (сиденья, рулевое колесо, панель приборов, кнопки, зеркала и ручки, мультимедийная система и т.д.)

    Наконец, баллы за локализацию будут также начисляться за использование российских лакокрасочных материалов.

    Документ также устанавливает и регламентирует начисление баллов за НИОКРы, проводимые российскими юрлицами на территории РФ — оно составит 200 баллов за каждые 0,5% затрат от объема выручки. При этом устанавливаются правила такого начисления. Под затратами на НИОКР понимаются работы, выполненные собственными силами или по договору и включающие стоимость материалов и услуг, оборудования и оснастки, разработки прототипов и испытаний, сертификации, затрат на зарплату и других отчислений. Кроме того, в этот показатель будут включаться расходы на создание и модернизацию испытательных дорог и иной инфраструктуры, непосредственно используемых при проведении испытаний.

    Начисления баллов и условия господдержки

    При этом баллы будут начисляться в виде суммы баллов за фактическое выполнение операций, за наличие в СПИКе обязательств инвестора и (или) привлеченных лиц по выполнению указанных операций.

    В документе подчеркивается, что если при производстве автомобиля после 1 января 2025 г. используются не все операции, относящиеся к соответствующему виду продукции, то будет использоваться поправочный коэффициент, «равный отношению общего максимально возможного количества баллов за выполнение на территории РФ операций в соответствующем сегменте к количеству баллов за потенциальное выполнение операций» при производстве автомобиля.

    Для получения господдержки и возмещения части затрат на производство с 1 января 2019 г. автопроизводитель должен набрать не менее 900 баллов, с 1 января 2022 г. — не менее 1200 баллов, с 1 января 2025 г. — не менее 1400 баллов.

    Для участия в госзакупках с 1 января 2019 г. компания-производитель легковых и легких коммерческих автомобилей должна набрать не менее 2000 баллов, с 1 января 2021 г. — не менее 3200 баллов, с 1 января 2023 г. — не менее 4500 баллов, с 1 января 2025 г. — не менее 5500 баллов. Производитель грузовиков для участия в госзакупках с 1 января 2019 г. должен иметь не менее 2000 баллов, с 1 января 2021 г. — не менее 3200 баллов, с 1 января 2023 г. — не менее 4500 баллов, с 1 января 2025 г. — не менее 5800 баллов.

    Производитель автобусов должен набрать с 1 января 2019 г. не менее 1700 баллов, с 1 января 2021 г. — не менее 2900 баллов, с 1 января 2023 г. — не менее 4300 баллов, с 1 января 2025 г. — не менее 5600 баллов.

    Для целей получения мер государственной поддержки, предусмотренных иными нормативными правовыми актами правительства РФ в отношении российской продукции автомобилестроения, количество баллов, необходимое для предоставления таких мер поддержки, устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами РФ», — говорится в документе.

    Поддержка автопрома — интерес государственный

    Опубликовано: 27.12.2008 0:00

    Меры поддержки отечественной автомобильной промышленности, озвученные Председателем Правительства РФ Владимиром Путиным, стимулируют потребительский спрос, уверен Президент Татарстана Минтимер Шаймиев.

    «Субсидирование государством процентной ставки по кредитам граждан на приобретение отечественных автомобилей стоимостью до 350 тысяч рублей является на нашем рынке решением беспрецедентным и, несомненно, будет способствовать повышению потребительского спроса», — сказал М.Шаймиев «Интерфаксу».

    Причем, полагает он, речь может идти в том числе и об автомобилях иностранных марок, при условии, что будет достигнута высокая степень локализации производства их агрегатов и узлов на территории нашей страны.

    «В условиях мирового финансового кризиса, который плавно переходит в экономический, основным становится фактор емкости и возможностей внутреннего рынка. От того, насколько этот рынок сможет поглощать сырьевые ресурсы и одновременно развивать собственное производство в разных сферах экономики, в том числе и в автопроме, зависит, с какими последствиями страна выйдет из кризиса», — подчеркнул М.Шаймиев.

    По его словам, автомобилестроение является одним из основных потребителей металла и продуктов нефтехимии. «Это один аспект. Другой, не менее важный, — социальный, поскольку в этой отрасли занято до полутора миллионов людей и еще сотни тысяч — в смежных сферах производства, а также в среднем и малом бизнесе. Таким образом, речь идет о благополучии миллионов людей», — подчеркнул татарстанский лидер.

    Он уверен, что без ограничительных мер, в том числе повышения пошлин на ввоз иномарок, бессмысленно говорить о полноценной поддержке отечественного товаропроизводителя. «В Россию завозятся сотни тысяч подержанных автомобилей — это количество, равное производству одного крупного автозавода. В увеличении ввоза иномарок заинтересован, прежде всего, определенный круг коммерческих структур, которые никоим образом не связаны ни с каким производством», — считает М.Шаймиев.

    По его мнению, если бы подержанные иномарки, завозимые на Дальний Восток, обеспечивали людей, проживающих только на этой территории, то последствия их завоза не так масштабно сказались бы на отечественной промышленности. Но в дальневосточном регионе, пояснил М.Шаймиев, остается не более 10 процентов завозимых иномарок, остальные переправляются в европейскую часть страны, где сосредоточен отечественный автопром.

    «Нагнетание проблемы повышения пошлин связано не столько с защитой интересов населения, сколько с попыткой защиты интересов тех самых коммерческих структур, завязанных на автомобильный бизнес. Совершенно очевидно, что интересы государства, когда речь идет об обеспечении его безопасности, в том числе путем поддержки собственных производителей, выше интересов отдельных коммерческих структур», — подчеркнул М.Шаймиев.

    Он также убежден, что в сложившихся условиях продукция отечественного автопрома может быть реально востребована на удовлетворение государственного заказа. «В первую очередь это касается грузовых машин, таких, как „КамАЗ“. Камский завод является одним из крупнейших мировых производителей автомашин подобного класса, и принятое Правительством решение о закупке для государственных нужд отечественных грузовых машин без преувеличения является спасением для наших компаний», — заявил М.Шаймиев.

    По его словам, в 2009 году около 10 тысяч «КамАЗов» будут востребованы Минобороны, МЧС, МВД и другими ведомствами, что станет большим подспорьем для завода. «Особенно если учесть, что КамАЗ развернул за последние годы производство автомашин и их агрегатов за пределами России», — пояснил М.Шаймиев, добавив при этом, что у КамАЗа имеется определенная ниша на рынках дальнего и ближнего зарубежья.

    «По предварительным расчетам, завод в следующем году, конечно не без потерь объемов производства, произведет около 40 тысяч автомобилей против 52 тысяч, которые произведены в этом году. Это даст возможность, несмотря на кризис, сохранить большинство рабочих мест, что крайне актуально с учетом того, что КамАЗ является градообразующим предприятием», — сказал М.Шаймиев.

    Вместе с тем он выразил обеспокоенность в связи с изменениями в Налоговом кодексе, которые рассматриваются Госдумой. «Они связаны с предстоящим ускорением амортизации, а также с изменением величины имущественного налогового вычета для физических лиц, что приведет к существенным потерям бюджетов регионов», — отметил М.Шаймиев.

    В то же время, по его словам, увеличение доли акцизов на бензин и дизтопливо с нынешних 60 до 100 процентов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ, и передача 0,5 процента налога на прибыль из федерального в региональные бюджеты не покрывает потери бюджетов субъектов. «Мы посчитали, что по Татарстану потеря бюджета составит 6,2 млрд. рублей, поэтому федеральному центру необходимо произвести расчеты по каждому региону в отдельности и предусмотреть соответствующие потерям компенсации», — заключил М.Шаймиев.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector