Делаем автоматический корректор фар самостоятельно
Делаем автоматический корректор фар самостоятельно
Начиная с 2010 года машины, оснащенные ксеноновыми фарами должны иметь в обязательном порядке автокорректор, который выравнивает установочный угол фары так, чтобы исходящий свет падал горизонтально дороге и не слепил водителей встречной полосы. Особенностью такого устройства является автоматическая корректировка направления светового луча при изменении положения автомобиля на подъеме, спуске или неравномерной загрузке.
Принцип действия автокорректора
Для правильного использования корректора в задней части транспортного средства устанавливается датчик, определяющий его угол наклона, после чего информация фиксируется в блоке управления и ток дает сигнал на поворот фар в том или ином направлении.
Пример: на заднем сидении автомобиля сидят пассажиры или багажник слишком загружен, при этом часть машины заметно проседает. В этом случае свет фар устремлен вверх, что приводит к плохому освещению в темный период времени и в непогоду. При таком положении машины датчик фиксирует изменения, а корректор выравнивает фары так, чтобы свет шел горизонтально, независимо от просадки кузова. Такие действия автокорректора происходят автоматически и совершенно незаметно.
Корректоры фар производятся по принципу конструктивной особенности и принципу работы, и подразделяются на квазистатические и динамические.
- Квазистатический корректор, принцип действия которого основан на изменении установленного угла фар при наклоне кузова, состоит из двух датчиков, фиксирующих положение рамы, исполнительных механизмов, электронного блока управления и клавиш переключения при ручной коррекции.
- Динамический корректор является аналогом квазистатического с единственным отличием: присутствие электроники как в блоке управления, так и в исполнительных регуляторах. Такое устройство обеспечивает мгновенное реагирование угла наклона фары при изменении положения кузова и производится такая корректировка даже при минимальных отклонениях.
Установка автокорректора
Цены на приобретение и установку системы коррекции фар в сервисных центрах варьируются, и при этом не всегда по карману. Поэтому есть вариант соорудить и установить конструкцию своими руками. Динамический вариант корректора в домашних условиях изготовить нельзя, но вполне реально сделать электромеханическую конструкцию.
Такой автокорректор работает на моторедукторах, установленных в каждой фаре и блоке управления, которые можно вполне свободно и недорого приобрести на любом авторынке. Дополнительно понадобятся провода и крепежи, колодки и клеммы, кембрик, паяльник и изоляция.
Выбирать комплектующие необходимо соответственно габаритам штатного корректора и устанавливать в предусмотренное для этого место заводом-изготовителем. Для этого нужно провести демонтаж сломанного устройства.
Порядок установки автокорректора фар:
- Перекрыть трубки в районе аккумулятора и слить жидкость, находящуюся в них.
- Снять главный цилиндр, проворачивая отверткой против часовой стрелки на зажиме, крепящем его.
- Демонтировать рычаг управления с блока корректора в салоне машины с помощью свечного ключа.
- Вытащить блок, трубопроводы и пробку с моторного щита.
- Подготовить электропроводку для соединения блока и моторедукторов.
Необходимые элементы:
- Многожильные провода сечения 0,35 м² и длиной 1,65 м – 5 шт.
- Многожильные провода сечения 0,35 м² и длиной 2,55 м – 5 шт.
- Клеммы «мама» — 20 шт.
- Поливинилхлоридные трубки – 2 шт.
- Колодки 5-ти контактные – 1 шт.
- Колодки 11-ти контактные – 2 шт.
- Толстые провода для питания с длиной для конкретного автомобиля – 2 шт.
- Нарезать провода нужной длины, предварительно примерив к месту крепления, надеть защиту с помощью талька или пудры. С одной стороны, распаять клеммы и вставить в колодку подключения.
- Протянуть проводку через отверстие моторного щита, где ранее были трубопроводы.
- Распаять клеммы на другом конце проводки и вставить в гнезда для подключения моторедукторов, предварительно заизолировав колодки.
- Подключить питание от 2-х толстых и 4-х клемм «мама», то есть клемма №10 + выключатель №64 + блок питания задней противотуманки.
- Массовый провод подключить посредством свободной клеммы, поступающей к реле зажигания.
- Установить моторедукторы в штатное гнездо с применением прокладок и жгутов, с помощью которых они крепятся к штатной проводке.
- Настроить корректор в нулевом положении.
Если все же автокорректор приобретается отдельно, то, как правило, бывает укомплектован датчиками, электроблоком управления, проводкой и приводными устройствами, что позволяет без особого труда установить корректор на конкретную машину. Автолюбители отмечают в основном 2 фирмы, специализирующиеся на производстве автокорректоров фар – это Hella и SmartEye.
- Автокорректоры от немецкой компании Hella можно устанавливать на любую марку машины. Есть вариант использования устройства как в дополнение к ручному корректору, так и как самостоятельный девайс с возможностью использования как ручного, так и автоматического режима. С помощью инструкции установка производится своими руками довольно просто.
- Автокорректоры от SmartEye являются дополнительной опцией при переоборудовании штатных электромеханических систем. Принцип действия заключается лишь в определении положения кузова к плоскости дороги, тем самым изменяя угол наклона фар.
Автокорректор фар является неотъемлемой и обязательной составляющей транспортного средства, особенно оснащенного ксеноновыми лампами. За счет этого модуля решается ряд важных задач водителя: безопасность движения в темное время суток и в плохую погоду, правильное освещение при неравномерной загруженности автомобиля, сглаживание негативного влияния ксенона на водителей встречного транспорта, беспрепятственное прохождение ТО. Правильный свет автомобиля – залог комфорта и безопасности на дорогах.
Как самостоятельно установить автокорректор фар
Статистика дорожно-транспортных происшествий довольно красноречиво свидетельствует о том, что как минимум половина происшествий на дорогах происходит в темное время суток либо при слабой видимости. Специалисты также утверждают, что большинство несчастных случаев связаны с неисправностью или несовершенством осветительных приборов автомобилей. Улучшить качество освещения помогает специальное приспособление – автокорректор фар, который можно сделать своими руками. Очевидно, что проблема не могла остаться незамеченной, и для обеспечения необходимого уровня безопасности корректор фар, например, с 90-х годов должен устанавливаться на всех производимых автомобилях в Германии. А с 2010 года каждая машина, на которой установлены ксеноновые огни, должна иметь автокорректор фар.
Корректор позволяет исправлять угол фары так, чтобы выходящий поток света падал непосредственно на дорожное полотно, а не слепил водителей, управляющими транспортными средствами на встречной полосе. Автокорректор самостоятельно исправляет направление луча в зависимости от обстоятельств: подъем в гору, спуск, загруженность автомобиля. Учитывая указанные факторы, приспособление исправляет угол свечения таким образом, что исключается прямой луч, способный ослепить других участников дорожного движения.
- Принцип функционирования
- Системы автокоррекции
- Процесс установки устройства
Принцип функционирования
Автокорректор для фар включает датчик угла наклона транспортного средства, который устанавливается в задней части авто. Он определяет высоту над дорожным полотном, рассчитывает угол наклона и передает данные об этом в блок управления системы. Тот, в свою очередь, подает при необходимости сигнал для смены угла луча света фар в необходимом направлении и корректор меняет их положение.
Системы автокоррекции
Современные автомобили оснащаются, преимущественно одной из двух систем коррекции освещения: динамической и квазистатической.
В квазистатическом устройстве датчик работает, определяя непосредственно угол наклона машины под воздействием груза или большой скорости. Темп реагирования таких приспособлений невысок. Устройства оснащены двумя датчиками, связанными с осями авто. Автокорректор дублирует ручной корректор фар, ручка которого расположена на панели приборов машины.
Угол фар в автоматическом режиме корректор меняет по команде, поступающей с блока управления, который обрабатывает данные об угле наклона с упомянутых датчиков и о скорости движения с датчиков АБС.
Динамический автокорректор фар связан с появлением ксенона и повышением уровня опасности. Такая система способна реагировать на изменение скорости, высоты или наклона транспортного средства существенно быстрее предыдущей. Корректор работает настолько быстро, что позволяет практически без колебаний удерживать луч света фар на дорожном полотне. Тем самым снижается вероятность ослепления встречных авто.
Процесс установки устройства
Купить автокорректор фар и установить его на автомобиль можно в автосервисах, мастерских или на СТО. Очевидно, что цена такой установки может «кусаться». А при наличии некоторых умений можно поставить корректор на авто своими руками.
Можно даже самому изготовить автокорректор полностью. Конечно, своими руками собрать современный динамический корректор нереально. Но некоторые умельцы способны самостоятельно собрать электромеханическую версию прибора.
Блок управления – центральный элемент системы – можно приобрести отдельно, и цена его может быть весьма невысокой. Работает же система на моторедукторах, устанавливаемых на каждую фару.
Кроме того, чтобы собрать корректор, понадобятся соединительные элементы, клеммы, провода:
- многожильные кабеля с сечением 0,35 м2 длиной 1,65 м (5 шт.) и 2,55 м (5 шт.);
- трубки ПВХ – 2;
- клеммы типа «мама» — 20 ед.;
- колодки (1 на 5 контактов и 2 на 11);
- провода для подключения питания – размер зависит от модели автомобиля.
Чтобы установить автокорректор фар своими руками понадобится сначала демонтировать штатное устройство:
- Пережать трубки в районе аккумулятора и опустошить их.
- Демонтировать главный цилиндр.
- В салоне транспортного средства с помощью свечного ключа снять рычаг управления с блока автокорректора.
- Достать блок и извлечь трубопроводы.
- Приготовить необходимый набор для проведения проводки, соединяющий все составляющие части устройства, нарезав соответствующие провода необходимого размера.
- Припаять клеммы.
- Провести проводку через отверстие моторного щита авто, на место демонтированного трубопровода.
- Вставить клеммы в гнезда для подключения моторедукторов.
- Подключить провода питания и 4 клеммы «мама» (клемма №10, выключатель №64, блок питания заднего противотуманного фонаря);
- Подключить массовый провод при помощи свободной клеммы, которая идет к реле зажигания.
- Поместить редукторы на штатное место. Для закрепления использовать прокладки.
После того как автокорректор установлен, производится настройка фар в положении, которое впоследствии будет восприниматься системой как нулевое.
Гораздо проще устанавливается корректор, произведенный фабричным способом, так как, как правило, все необходимые элементы к нему прилагаются.
Причины не работающего корректора фар на машине
Неисправности корректора фар снижают уровень безопасности при движении в темное время суток. Перед началом поиска и устранения поломки, из-за которой не работает корректор фар, ознакомьтесь с принципом работы системы регулировки уровня светотеневой границы.
НЕИСПРАВНОСТИ ГИДРОКОРРЕКТОРА
Среди наиболее вероятных причин неработающего гидрокорректора фар можно выделить разгерметизацию мест соединения трубок, уплотнительных манжет. Последствием неплотных соединений является утеря рабочей жидкости, подсасывание в систему воздуха. Для исправного перемещения рабочих поршней система должна быть полностью заполнена жидкостью. Производитель не предполагает ремонт гидрокорректора, поэтому в случае выхода системы из строя узел меняется в сборе. Тем не менее в статье «Ремонт гидрокорректора» показано, что система поддается дефектовке и восстановлению.
Где находится гидрокорректор ламп? У каждого из блока фар находится исполнительный механизм, воздействующий на отражатель, от которого в салон идут 2 трубки. Через технологическое отверстие в моторном щите трубки идут к главному цилиндру и переключателю на приборной панели.
ЗАМЕНА
Все работы будут показаны на примере автомобилей ВАЗ, в частности, Лада Гранта, но и на других моделях конструкция не будет иметь больших отличий.
Демонтаж неисправного гидрорегулятора:
- демонтируйте нижнюю декоративную панель слева от рулевой колонки (держится на клипсах);
- снимите ручку переключателя гидрокорректора. Для демонтажа достаточно потянуть ручку на себя;
- главный механизм крепится гайкой на 21, открутить которую можно только с помощью накидной головки. Поскольку усилие зажатия гайки небольшое, для откручивания также подойдет накидная головка на 22;
- вытащите главный механизм с внутренней части;
- в корпус каждой из фар входит свой рабочий цилиндр. Чтобы его вытащить, проверните корпус исполнительного механизма против часовой стрелки до освобождения защелок и потащите на себя;
- необходимо освободить трубки, которые крепятся к кузову специальными клипсами с хомутами. Если вы не собираетесь ремонтировать гидрокорректор, то трубки можно отрезать, что значительно упростит их демонтаж (их можно будет просто вытащить, потянув за отрезок трубки у левой фары). Бывает, что гидрокорректор не работает, но жидкости в системе еще довольно много, поэтому заранее приготовьте емкость для ее слива;
- снимите отрицательную клемму и демонтируйте аккумулятор, чтобы получить доступ к технологическому отверстию в моторном щите (потребуются накидные ключи на 10 и на 13);
- утопите сначала один из краев уплотнительной резинки отверткой, после чего постепенно продавите ее в салон;
- вытащите трубки вместе с уплотнителем, потянув за главный механизм в салоне. Скорее всего, придется отсоединить разъемы у педального узла, которые будут блокировать выход уплотнителя.
Установка нового гидрокорректора
Для установки с салона протяните через отверстие исполнительные механизмы и трубки до манжет. Поскольку пространство у педального узла ограничено, желательно попросить кого-то потянуть в подкапотном пространстве за направленные вами изнутри трубки. Уплотнительную резинку необходимо вытащить за моторный щит, после чего уже с наружной стороны установить в паз. Вам останется только уложить трубки по заводскому контуру. Клипсы с хомутами при необходимости можно купить либо заменить обычными хомутами.
НЕИСПРАВНОСТИ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО КОРРЕКТОРА
Система с электроприводом гораздо надежней гидрокорректора, но и она не лишена недостатков.
Возможные неисправности:
- обламывание, перетирание проводов, образование окислов в разъемах;
- износ элементов электродвигателя;
- перегорание элементов схем (к примеру, вследствие перенапряжения в бортовой сети машины или попадания влаги внутрь корпуса блока управления). Неисправность резисторов может привести к тому, что корректор будет работать неправильно либо только в ограниченном диапазоне регулировки. Часто проблемой является износ резистивных дорожек, провоцирующий дребезг контактов. ЭБУ будет пытаться постоянно уравнять напряжение, вследствие чего элементы микросхем выходят из строя из-за перегрева.
Нами будет рассмотрен процесс диагностики электромеханического корректора фар принудительного действия. Диагностика сложных неисправностей автоматизированных систем, в работе которых используется датчики уровня дорожного просвета, требует куда более специализированной технической подготовки.
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА
Перед началом диагностики следует изучить электрическую схему подключения мотор-редукторов на вашем автомобиле.
Чаще всего применяются 2 типовые схемы включения:
- с 5-ти проводным разъемом мотор-редукторов. Такой способ подключения можно встретить не только в штатных системах, но и в комплектах для установки электрокорректора своими руками (к примеру, ЭМКФ 11);
- с 3-х проводным разъемом мотор-редукторов (чаще всего встречается на современных авто). Соответственно, один из контактов будет «массой», второй – постоянным «+», третий – сигнальным проводом.
Несмотря на разную распиновку, работает электрокорректор фар на большинстве машин по схожему принципу. Принцип работы основывается на постоянном сравнении напряжения на двух переменных резисторах. Один из резисторов связан с переключателем положения корректора фар на приборной панели, а другой с датчиком фактического положения штока электрокорректора. Сравнивание напряжений дифференциальным усилителем позволяет реализовать уравнивание напряжений при ошибке рассогласования. Таким образом, поворот переключателя на приборной панели приводит к выдвижению электропривода корректора фар на фиксированное расстояние.
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
- Проверка предохранителя (рекомендуем прочитать, как правильно заменить плавкую вставку). Если предохранитель часто перегорает, в цепи присутствует оголенный контакт, провоцирующий КЗ.
- Визуальный осмотр разъемов на предмет наличия окислов контактов, также следует осмотреть видимый контур проводки на предмет перетирания, обрывов. Окислы с контактов можно убрать надфилем.
- Проверка питания мультиметром. Если проверка мультиметром показала, что причина неисправности не в разъемах либо проводке, для поиска поломки следует разобрать мотор-редуктор или блок управления корректором фар. Осмотримте схемы на предмет обгоревших, вздувшихся радиодеталей, плохо припаянных контактов. При необходимости большинство элементов можно без труда купить в магазине радиодеталей.
ПРОВЕРКА ПИТАНИЯ МУЛЬТИМЕТРОМ
Если ранее вы не сталкивались с диагностикой электроприборов, рекомендуем ознакомиться с инструкцией по использованию мультиметра. Первым делом необходимо проверить, приходит ли на разъем мотор-редуктора постоянный «+» и есть ли на нем «масса». Также в режиме измерения постоянного тока (DCV) плюсовым щупом подключитесь к сигнальному проводу, а минусовым к пину «массы».
В выключенном состоянии напряжение минимально, тогда как при вращении переключателя должно быть от 3 до 10 В. Перед проверкой необходимо включить ближний свет фар.
Если «–» либо «+» в фишку не приходит, ту же операцию следует провести с разъемом, подключающимся к блоку управления в салоне машины. Если с фишки ЭБУ питание уходит, но к разъему так и не приходит, значит, дело в обрыве проводки. Если питание мотор-редуктора отсутствует и на разъеме, следует проверить «массу» и «+» самого блока управления. Ситуация, когда питание к блоку приходит, но ЭБУ никак не реагирует на смену положения переключателя, говорит о неисправности внутри блока управления корректором фар.
Не рекомендуется долгое время подавать напрямую напряжение АКБ на выводы мотор редуктора, чтобы проверить его работоспособность. Для корректной диагностики электропривода следует включить в схему подстроечный резистор номиналом 10 кОм.
Корректоры фар: свет на дорогу, а не в глаза
Автомобильные фары отрегулированы таким образом, чтобы при включении ближнего света они освещали только дорожное полотно и не били в глаза водителям встречных машин. Но груз в багажнике и езда по неровностям приводят к тому, что световой луч от фар поднимается и ослепляет встречных водителей. Избежать этой неприятности помогают корректоры фар, о которых рассказано в этой статье.
Что такое корректор фар и зачем он нужен
При включении дальнего света фары работают как прожекторы — светят далеко и с высокой интенсивностью. Однако совсем не так обстоит дело при включении ближнего света: в этом случае световые потоки должны быть направлены вниз, на дорожное полотно, и не слепить водителей встречных автомобилей. Поэтому на ближнем свете есть четкая граница света и тени, которая находится относительно недалеко от автомобиля.
Но световые конусы от фар жестко привязаны к автомобилю, и если угол наклона кузова изменяется, то изменяется и угол наклона света фар. Например, если загрузить багажник или посадить на заднее сиденье несколько человек, то кузов автомобиля будет уже не параллелен дороге — он слегка наклонится назад, а свет фар, напротив, поднимется. Угол наклона фар также изменяется при разгоне заднеприводного автомобиля, при торможении, резких маневрах и т.д. Во всех этих случаях светотеневая граница отодвинется, и ближний свет будет слепить встречных водителей.
Фара SSANGYONG Actyon (10-) левая (ручной корректор) OE
Фара DAEWOO Nexia (96-) правая (механический корректор) DEPO
Фара DAEWOO Nexia (96-) левая (механический корректор) DEPO
Корректор фары BMW 5 (E39) OE
Фара TOYOTA Yaris (11-) левая (под корректор) TYC
Фара TOYOTA Yaris (11-) правая (под корректор) TYC
Фара HYUNDAI Porter 2 (04-) правая (под корректор) BKP
Фара HONDA CR-V (05-) левая (под корректор) TYC (уценка)
Изменение угла наклона фар опасно — это чревато дорожно-транспортными происшествиями и другими неприятными ситуациями. Особенно опасно это для автомобилей, оборудованных ксеноновыми лампами, создающими интенсивный световой поток.
Для предупреждения подобных ситуаций в автомобили устанавливаются корректоры фар. С их помощью в ручном или автоматическом режиме регулируется наклон фар, что позволяет исключить ослепление встречных водителей при наклонах кузова автомобиля.
Нужно отметить, что в Европе наличие корректоров фар с 1999 года стало обязательным для всех новых автомобилей, а в отношении старых автомобилей есть рекомендации по установке корректоров. В России подобной нормы пока нет.
Вопросы самостоятельной установки и настройки корректоров фар
Сейчас корректоры фар на новых автомобилях являются штатными, однако многие отечественные машины либо вовсе не оснащены этой системой, либо оснащены ручными корректорами, поэтому автовладельцы часто самостоятельно устанавливают автоматику. Как показывает практика, установка корректора не вызывает проблем, однако после установки необходимо произвести настройку (калибровку) системы, которая обычно сводится к следующим действиям:
- Установить автомобиль на ровной поверхности напротив стены на рекомендованном производителем расстоянии;
- На стене отмечается граница света фар на ближнем свете;
- Перейти в специальный режим калибровки или установки;
- Загрузить заднюю ось (посадить пассажиров на заднее сиденье или что-нибудь положить в багажник);
- Свет фар поднимется, но автоматика начнет медленно отпускать фары;
- При совпадении границы света фар с отметкой остановить корректор.
После выполнения такой калибровки в памяти корректора будет записан коэффициент загрузки задней оси и положения фар, и в последующем этот коэффициент будет использоваться для корректировки.
Порядок калибровки и настройки может отличаться для корректоров разных моделей и производителей, поэтому настоятельно рекомендуем следовать инструкции по эксплуатации — только так можно обеспечить нормальную работу систему и безопасность на дороге.
В следующей статье вы сможете узнать подробнее, какие бывают виды корректоров фар.
В сфере ремонта и строительства самое широкое применение находит простой в применении и универсальный материал — монтажная пена. Все, что вы хотели узнать о монтажной пене, ее существующих типах, составе и характеристиках, а также о подборе и применении этого материала — рассказано в данной статье.
В авторемонтной практике и на различных предприятиях часто возникает необходимость розлива топлив, масел и других технических жидкостей из бочек и еврокубов в малые емкости — для этого используются бочковые насосы, о существующих типах которых, их устройстве, выборе и применении рассказано в статье.
Монтажные, слесарные, электромонтажные и другие работы сложно представить без простого, но функционального инструмента — пассатижей и плоскогубцев. О том, что такое пассатижи и плоскогубцы, какими они бывают и как устроены, а также о правильном выборе и использовании инструмента — читайте в статье.
Эксплуатация автомобиля летом сопровождается специфическими загрязнениями — битумными и смолистыми пятнами, следами насекомых и другими. Эти загрязнения не удаляются водой при мойке, решить проблему помогают специальные средства — очистители битума и следов насекомых, о которых рассказано в статье.
Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.
Для нарезки наружной резьбы с помощью круглых и прямоугольных плашек необходимо использовать специальное приспособление — плашкодержатель или вороток для плашек. Все о воротках, их существующих типах, конструкции и характеристиках, а также о выборе и применении этих приспособлений — читайте в статье.
Резьбовой крепеж прост и надежен, однако повреждение болта или шпильки может привести к невозможности его извлечения и замены. Эта проблема решается с помощью специального инструмента — набора экстракторов. Об этих приспособлениях, их типах, конструкции, выборе и применении читайте в данной статье.
Что означают цифры у корректора фар, и на какой отметке его нужно устанавливать
Корректор фар — это устройство, о существовании которого многие водители даже не догадываются. Но именно он позволяет избежать некоторых неприятных ситуаций.
Зачем нужен корректор
Корректор фар — устройство, благодаря которому можно регулировать направления пучка света оптики. Найти его можно на бортовой панели автомобиля. Это устройство выглядит как регулировочное колесико, которое имеет возможность принимать несколько положений. Обычно таких положений четыре: от 0 до 3. Благодаря этому колесику можно изменить направление света, исходящего от фар. Положение регулятора на цифре 3 позволяет опустить оптику, на цифре 0 — поднять ее.
На современных автомобилях такой корректор может отсутствовать, так как они оснащены автокорректором. Это устройство определяет, насколько загружена машина, и автоматически регулирует направление света фар. Однако не всегда эта система работает корректно.
Проблемы при неправильной настройке корректора
Корректор нужен для того, чтобы изменять направление пучка света фар. Не существует универсального положения оптики. То есть нельзя один раз настроить фары и забыть об этом. Регулировка направления света зависит от степени загруженности автомобиля.
Когда задний багажник автомобиля сильно нагружен и в салоне сидят несколько пассажиров, его передняя часть поднимается. Если в таком положении включить фары в темное время суток, то свет будет направлен вверх. В результате при движении фары будут ослеплять водителей, которые едут навстречу. В такой ситуации необходимо воспользоваться регулятором и перевести его в положении 3, что позволит опустить оптику.
После разгрузки автомобиля можно забыть об изменении положения регулятора. И в следующий раз, когда вы поедете в автомобиле уже один, окажется, что фары освещают лишь небольшой участок дороги рядом с автомобилем. Нужно снова воспользоваться регулятором и перевести его в положении 0, что позволит поднять оптику. Благодаря этому фары снова будут хорошо освещать дорогу.
От чего зависит выбор значения регулятора корректора
Регулятор имеет несколько положений — от 0 до 3. Необходимо запомнить: чем больше загружена машина, тем больше должна стоять цифра на регуляторе. То есть 0 — это пустая машина (в ней сидит только водитель, багажник пустой), а 3 — это загруженная машина (в ней сидят несколько пассажиров, багажник полон). Чтобы ориентироваться в значениях регулятора, можно обратиться к следующим правилам настройки:
- положение 0 — только водитель;
- положение 1 — заняты все пассажирские сидения;
- положение 2 — заняты все пассажирские сидения и немного загружен багажник;
- положение 3 — заняты все пассажирские сидения, полностью загружен багажник или осуществляется буксировка загруженного прицепа.
Что означают разные режимы регулировочного «колесика» корректора
Разные режимы регулятора означают степень поднятия оптики. Чем выше значение регулятора, тем ниже опущена оптика. То есть в положении колесика на цифре 3 фары максимально опущены вниз, а в положении 0 — максимально подняты вверх.
Корректор фар — это важное устройство, о котором должен знать каждый водитель, оно напрямую влияет на безопасность движения на дороге.
Что лучше, электрокорректор или гидрокорректор фар на ВАЗ 2110: плюсы и минусы
Оригинальный корректор
Модель ВАЗ 2110 нельзя назвать современной и передовой, в связи с чем здесь используется гидрокорректор вместо современного электрокорректора головной оптики. Сегодня мы поговорим о том, как выявить поломку и заменить гидрокорректор, а также можно ли вместо штатного устройства поставить электрический вариант.
Почему он выходит из строя
Причины поломки гидрокорректора стандартные:
- Температурные перепады, которые выводят из строя гидравлическую составляющую узла;
- Использование резины для уплотнителей не самого высокого качества, из-за чего возникают утечки рабочей жидкости.
Если произошла утечка, замены агрегата вам уже не избежать.
Конструкция
Конструктивно гидрокорректор фар представляет собой набор следующих компонентов.
Компонент | Характеристика |
Главный цилиндр | Он крепится на приборной панели |
Исполнительные цилиндры | Они находятся на блок фарах, и обеспечивают их повороты |
Соединительный трубопровод | Его фиксация осуществляется хомутами |
Рабочая жидкость | Они имеет повышенную устойчивость к низким температурам воздуха |
Принцип работы устройства основан на следующем — корректор поддерживает необходимое давление. Если водитель переключается на ближний свет, в системе происходит снижение давления, шток с помощью поршня поворачивает фары вниз. Если жидкость вытекла, корректировать направление света становится невозможно.
Как найти поломку
Ремонт гидрокорректора фар ВАЗ 2110
Многие при отказе регулировки фар сразу во всем винят гидрокорректор и спешат как можно быстрее его заменить. Но не торопитесь с выводами. Возможны и другие причины неисправности.
- Обратите внимание на наличие протечек рабочей жидкости. Если их нет, проверьте ход штока.
- Для проверки хода штока демонтируются исполнительные цилиндры. Нормальный показатель составляет в пределах от 6,5 до 7,5 миллиметров.
- Ремонтировать корректор гидравлического типа, предусмотренный заводом для ВАЗ 2110, невозможен, поскольку конструкция устройства не разборная.
- При возникновении неисправностей, замене подлежит весь узел, включая цилиндры и патрубки.
Замена гидрокорректора
Сперва рассмотрим ситуацию, при которой вышедший из строя гидрокорректор фар меняется на аналогичное устройство. Процедура замены не так сложна, как многим кажется. Следуйте инструкции, и у вас все получится.
- Отсоедините все имеющиеся крепления, хомуты трубок. Устройство нужно отсоединить от кузова вашего автомобиля.
- Теперь направляемся в салон. Снять ручку управления корректором легко. Для этого она тянется на себя. Находится она, если что, в салоне на приборной панели.
- Освободите себе пространство, необходимое для ремонта. Заменить гидрокорректор на «десятке» сложно во многом из-за того, что отверстия для прохождения трубок устройства расположены очень неудобно. Именно здесь у большинства новичков возникают сложности, они предпочитают отдать машину на СТО. Но не спешите готовить кругленькую сумму денег.
- Чтобы получить доступ к агрегату, снимите бачок, в котором находится охлаждающая жидкость. То есть тосол. Освободив проход сверху, вы без проблем продолжите выполнять процедуру замены гидрокорректора.
- Извлеките цилиндр. Эту часть работы делают из салона. Тяните ручку корректора на себя, что позволит ее снять. Теперь демонтируйте цилиндр головкой на 22 миллиметра.
- Там вы увидите крышку с предохранителями, которую нужно открыть и потянуть. Так цилиндр окажется в висячем положении, а удерживать его будут шланги.
- Теперь можно извлечь корректор. Нажмите защелку на исполнительном цилиндре и по часовой стрелке поверните ее до упора. Так девайс легко выйдет со своего посадочного места. Аналогичная операция выполняется со второй фарой.
- Гидрокорректор от вашего автомобиля проталкивается внутрь салона и снимается.
- Установка нового устройства осуществляется в строго обратной последовательности демонтажа.
- Предварительно обязательно убедитесь, что новый гидрокорректор эффективно справляется со своими задачами, дабы вам не пришлось заново разбирать далеко не самый доступный узел.
Замена гидрокорректора на электрокорректор
Из названия становится понятно, что электрокорректор работает за счет электричества, то есть требует подключения к аккумуляторной батареи.
Долго искать причины подобных решений от владельцев отечественной «десятки» не приходится, поскольку электрокорректор отличается надежности, высокой эффективностью. Его поломка случается в разы реже по сравнению с гидрокорректором.
Многие владельцы модели сомневаются, можно ли произвести подобную замену и использовать электрокорректор там, где ранее функционировал гидравлический узел. Конечно можно. Для этого предусмотрено применение штатного или позаимствованного от другого автомобиля устройства.
Сама процедура требует выполнения нескольких последовательных шагов.
- Отключите минусовой провод от аккумуляторной батареи.
- Демонтируйте цилиндр гидрокорректора из фары, как мы это описывали в предыдущем разделе.
- Обязательно в процессе замены установите новое уплотнительное кольцо.
- Отправившись в салон своего автомобиля, извлеките ручку управления главного цилиндра гидрокорректора. Она держится на гайке на 21 миллиметр.
- Плюсовой жгут проводки подключается к 20-му гнезду колодки Ш2 в монтажном блоке вашего авто.
- Минус электрокорректора крепится на кузовной шпильке. Их несколько и они расположены под приборной панелью.
- Жгут нового регулятора прокладывать можно вдоль используемых ранее трубок старого гидрокорректора.
- Колодки жгута подключаются к исполнительным механизмам.
- Возвращайте минусовой провод на аккумуляторную батарею и проверьте, как работает новое устройство.
Стоимость электрокорректора сегодня составляет около 1-1,5 тысячи рублей. В зависимости от выбранной модели, вы получите определенное количество положений для регулировки. Минимум их бывает два, но самые распространенные предусматривают 4, 12 и 15 положений.
Назначение гидрокорректора фар ВАЗ и как он работает
Добрый день, дорогие друзья. Сегодня речь об одном механизме, которым не все автолюбители пользуются, а он важен для правильного освещения дороги в темное время суток. О нем вспоминают, когда пытаются отрегулировать фары своими руками, но не получается поднять световой пучок максимально вверх. Препятствовать этому может гидравлический помощник, который призван помогать водителю управлять углом наклона оптики. Имя ему – гидрокорректор фар. О нем пойдет речь в этой статье.
Познакомимся с его назначением, где он находится и каким образом регулирует угол наклона отражателя фары. Поговорим о его поломках и способах ремонта или замены. Рассмотрим виды корректоров головного света, применяемые в автомобилях и какие лучше устанавливать в своей машине. Начнем с самого главного – для чего он нужен, где находится и как работает.
Назначение
Гидрокорректор фар применяется не только в моделях Ваз, но и в иномарках, более старых годов выпуска. Поэтому этот материал будет полезен не только владельцам «классических» Жигулей, но и машин иностранного производства. Обидно, что он ломается чаще всего именно на отечественных авто, срок его службы не более 3-5 лет максимум.
Для чего он нужен? Он регулирует угол падения светового пучка на дорожное покрытие в зависимости от загруженности автомобиля. Если едите один в машине и багажник ваш пустой, то фары будут светить под одним углом, относительно дороги, если загрузить авто полностью, то его передняя часть поднимется вверх. Соответственно, положение фар изменится относительно горизонта, световой пучок поднимется вверх.
Последствия:
- Световое пятно на дороге станет более размытое, так как свет не будет концентрироваться на определенном расстоянии от машины, уровень освещенности дороги сильно упадет
- Будите слепить встречных водителей
Одним словом – светить будите в небо со всеми вытекающими последствиями. Поэтому гидрокорректор позволяет водителю, не выходя из машины, регулировать положение фар, в зависимости от степени загруженности транспортного средства.
Имеет несколько положений:
- «0» — фары подняты максимально вверх. От этой точки нужно начинать регулировку угла падения света регулировочными болтами на блок-фаре под капотом. Это положение соответствует одному человеку в салоне и пустому багажнику
- «I» — Четыре человека в машине
- «II» — Полный салон людей и до 75 кг багажа
- «III» — Максимальная загрузка машины, пять человек в салоне и максимально загружен багажник
Зная это, водитель может рукояткой настройки гидрокорректора управлять положением фар во время движения. Это удобно и безопасно в ночной поездке.
Как он работает
Он состоит из:
- Регулятора с ручкой управления . Он установлен в герметичном сосуде с жидкостью
- Трубок – две штуки на каждую фару. По ним передается давление от регулятора к исполнительным механизмам на отражателях
- Рабочих поршней . Они же механизмы, отвечающие за изменение положения отражателя. К ним через трубки передается изменение давления от регулятора и в зависимости от него, шток выдвигается или утапливается в глубь поршня корректора.
Разберем принцип работы подробнее
Вся эта система герметичная. В гидрокорректор фар заливается тосол или жидкости на его основе. Это необходимо, чтобы во время морозов она не замерзла и система не утратила герметичности, разорвав пластиковые трубки.
Водитель, вращая регулятор в салоне по часовой стрелке, приводит в движение поршень, который находится в главном цилиндре гидрокорректора. Он имеет резьбовую часть. Вращением шток корректора вкручивается в полость цилиндра, создавая в нем избыточное давление. Простыми словами – он начинает давить на жидкость, залитую в него.
Это давление по трубкам передается в рабочие цилиндры, расположенные в обеих фарах. Избыточное давление, которое в них создается, выталкивает поршни наружу. Тем самым поднимаются отражатели вверх. Чтобы понять, как это работает, разберем конструкцию блок-фары подробнее.
Внутри фара состоит из:
- Рефлектора
- Верхнего держателя
- Регулировочного рычага
- Возвратной пружины
- Винта регулировки в вертикальном направлении
- Штока гидрокорректора
- Нижней опоры
К рефлектору крепится верхний держатель отражателя фары. Он соединен с рычагом, который верхним концом упирается в винт вертикальной регулировки, а вторым в шток корректора. Возвратная пружина прижимает рычаг к задней крышке фары, опуская рефлектор максимально вниз.
Поршень рабочего цилиндра гидрокорректора выдвигается вперед, толкая рычаг. Он, имея верхнюю точку опоры на регулировочном винте, тянет верхней своей частью рефлектор назад. Отражатель меняет свой угол наклона, относительно горизонтальной линии и фара начинает светить вверх.
Водитель крутить салонный регулятор корректора в положении «2» или «3», давление в системе уменьшается, рабочие поршни утапливаются в глубь цилиндров. Рычаг, под действием возвратной пружины, прижимается к задней стенке, толкая вперед рефлектор. Отражатель опускается, световой пучок светит вниз.
Часты случаи, когда водитель замечает, что фары светят вниз, регулировка корректором не дает нужного результата, направление светового пучка не меняется. Это происходит из-за поломок в системе гидрокорректора фар. Давайте разберем подробно.
Неисправности и почему он ломается
- Потеря герметичности в трубках, местах их крепления к цилиндрам, протечки в манжетах главного или рабочего цилиндров;
- Заклинивание рабочих поршней
Основная проблема в системе гидравлической регулировки положения отражателя – разгерметизация . Так как в ней в качестве рабочей среды используется жидкость, то ее протечки приводят к тому, что давление не передается от главного цилиндра в салоне авто к рабочим на фарах. Сколько не крутит регулятор, положение светового пучка не изменится.
Второй причиной – закисание поршней цилиндров гидрокорректора в определенных положениях. Например, если поршень «завис» в максимально вытянутом положении, то свет будет светить вверх, в утопленном – вниз. При вращении рукоятки регулятора будет ощущаться большое напряжение и при ее отпускании он вернется в исходное положении, не будет фиксироваться так, как необходимо.
Это происходит, потому что давление меняется при вращении регулятора, а поршни не могут двигаться. При отпускании рукояти, система пытается вернуться в начальное состояние, выровнять давление, рукоятка возвращается в то положении, с которого вы начинали ее крутить.
Перечисленные виды поломок склонны только для гидравлического привода корректора. Пусть производитель заявляет, что он неремонтопригодный, но это не так. Существуют примеры самостоятельного ремонта гидрокорректора, о которых поговорим в следующих статьях. Чтобы не заморачиваться его восстановлением или заменой на новый, рекомендуется устанавливать альтернативные виды корректоров фар.
Видео про устройство и основные поломки гидрокорректора фар ВАЗ:
Альтернатива ВАЗовскому гидрокорректору
На рынке существует несколько заменителей «стокового» гидравлического корректора угла наклона фар. А именно:
- Механические
- Электрические
Механический
Они из себя представляет заготовку рабочего цилиндра классического гидрокорректора. Вместо шланг и поршня используется длинный винт. Один конец которого выходит в подкапотное пространство, второй упирается в рычаг рефлектора фары.
Для его установки достаточно отсоединить заводской цилиндр гидрокорректора и в посадочное место вставить механический. Чтобы это сделать, нужно нажать на защелку и провернуть его против часовой стрелки на четверть оборота. Эта защелка выйдет из пазов, гидроцилиндр отсоединится от корпуса фары.
Электрокорректор
Он представляет из себя отдельную систему. Вместо трубок заполненных жидкостью используются провода. Блок управления находится в рукоятке регулятора, который помещается в салоне в стандартном для него месте. Исполнительные механизмы – электрические. Они свободно подходят в места крепления заводского гидрокорректора.
Явным преимуществом электрокорректора перед гидравлическим – отсутствие рабочей жидкости. Она не вытечет, поршни не заклинят. Перед механическим – возможность дистанционной регулировки из салона угла наклона фар.
Вывод
Задумка отечественных инженеров хорошая. Ручная настройка наклона фар в зависимости от загрузки машины – отличная идея. Но как обычно, исполнение подвело. Слишком нежная получилась конструкция, срок службы не превышает 3-5 лет, достаточно где-то появится утечке жидкости, как гидрокорректор ВАЗ отказывается работать.
Существуют альтернативы ему, о которых упоминалось выше, они тоже обладают своими достоинствами и недостатками, но их срок больше, особенно это касается механических корректоров. Существуют автоматические регуляторы с датчиками положения кузова, где не требуется вмешательство со стороны водителя. Если Вам это интересно, то пишите об этом в комментариях, я посвящу этому устройству отдельную тему.
Всем удачи на дорогах! Ставим лайки или пишем негативные мнения под этой статьей.
Корректор фар
Здесь Вы найдете полезные советы о регулировании угла наклона автомобильных фар.
Нагрузка и колебания автомобиля относительно поперечной оси изменяют угол наклона фар. Это может привести к ослеплению других участников дорожного движения. Поэтому согласно закону необходимо использовать корректор наклона фар (КНФ). На этой странице Вы узнаете, как работают системы, доступные на рынке, и каким образом их можно проверить с помощью простых средств. Здесь также можно узнать о том, что делать в случае неисправности и что следует учитывать при регулировании фар с помощью автоматического КНФ.
Важное указание по технике безопасности
Следующая информация и практические советы были составлены HELLA для профессиональной помощи автомастерским. Информация, предоставленная на этом веб-сайте, должна применяться только соответствующим образом подготовленными специалистами.
Ручной корректор наклона фар
Автоматический корректор наклона фар
Советы по обращению с корректорами наклона фар
Неисправность корректора наклона фар
Проверка корректора наклона фар
Настройка корректора наклона ксеноновых фар
Обязательное использование корректора наклона фар
РУЧНОЙ КОРРЕКТОР ФАР : ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ
Корректор наклона фар предназначен для регулирования высоты светотеневой границы в соответствии с нагрузкой транспортного средства. Это позволяет предотвратить ослепление водителей встречных транспортных средств при перегрузке автомобиля. Последние модели автомобилей оснащены ручными и автоматическими корректорами наклона фар. Если автомобиль оснащен ручным корректором наклона фар, водитель должен сам регулировать угол наклона фар с помощью переключателя. Имеются как пневматические, так и электрические системы.
Проблема заключается в том, что многие загруженные автомобили ослепляют другие транспортные средства, потому что их водители недостаточно проинформированы о возможностях регулирования и принципе действия корректора наклона фар своих автомобилей.
АВТОМАТИЧЕСКИЙ КОРРЕКТОР ФАР : ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ
Конструкция автоматического корректора наклона фар
Эти системы КНФ выполняют свою задачу без помощи водителя. Существует две системы: квазистатический и динамический КНФ.
1 – фара, 2 – исполнительный элемент, 3 – датчик переднего моста, 4 – выключатель света, 5 – блок управления, 6 – датчик заднего моста, 7 – датчик частоты вращения, 8 – нагрузка
Квазистатический корректор наклона фар
Автоматические системы регулирования наклона фар бывают двух видов: квазистатический и динамический корректор наклона фар. Квазистатический КНФ корректирует изменения наклона только на основании изменения нагрузки.
Блок управления анализирует данные, полученные от датчиков переднего и заднего моста, сравнивает их с сохраненными заданными значениями и при необходимости соответствующим образом управляет сервоприводами фар.
Как правило, в данном случае используются те же сервоприводы, что и для ручного КНФ. На компактных автомобилях без значительных выступов колес эта система позволяет обойтись без датчика переднего моста, поскольку изменения угла наклона имеют место, прежде всего, только на заднем мосту. Кроме того, квазистатический КНФ работает с большим демпфированием, т. е. регулирует только длительные наклоны кузова. В комплектах HELLA для модернизации ксеноновых фар используется ультразвуковая система. В данном случае датчик измеряет прямое расстояние до дорожного полотна.
Динамический корректор наклона
На сегодняшний день на транспортных средствах, оснащенных ксеноновыми фарами, почти всегда устанавливаются динамические корректоры наклона фар, реагирующие на изменения наклона, например, вследствие ускорения или торможения.
На блок-схеме показана конструкция динамического корректора наклона фар. Блок управления рассчитывает заданные значения на основании данных датчика с учетом характеристик движения. В отличие от квазистатического КНФ в данном случае сервоприводы включаются за доли секунды. Для обеспечения такого быстрого реагирования в качестве исполнительных элементов фар преимущественно применяются шаговые двигатели.
Серводвигатель ручного и автоматического корректора наклона фар
В системах, которые в настоящее время предлагаются на рынке, используются электрические серводвигатели, которые (в 3-м поколении) имеют дополнительные функции (версия 3i).
HELLA предлагает оптимальные индивидуальные системные решения. Встраиваемые в фары серводвигатели, а также серводвигатели для наружного монтажа с ручной базовой настройкой и без нее доступны в версиях 12 В и 24 В. Благодаря полностью автоматизированному производству с высокими стандартами качества обеспечивается выпуск более 10 миллионов серводвигателей в год. Благодаря последовательному расширению сети международных представительств, стало возможным поставлять электроприводы потребителям из Кореи, Индии и Китая.
ISM (интеллектуальный шаговый двигатель)
Интеллектуальный шаговый двигатель объединяет в мехатронный модуль биполярный шаговый двигатель и силовые электронные устройства, обычно размещаемые в отдельном блоке управления. Основным компонентом двигателя ISM является интегрированная микросхема, которая реализует комплексное включение шагового двигателя, диагностику и коммуникацию с вышестоящей системой через коммуникационный модуль с интегрированным интерфейсом шины LIN.
Важными функциональными преимуществами интеллектуального шагового двигателя являются
- микрошаговый режим управления (работа с низким уровнем шума и резонанса);
- возможность диагностики,
- улучшенная характеристика ЭМС,
- полуавтономная обработка ошибок,
- оптимизированная система проводных соединений.
HELLA прежде всего использует технологию ISM для систем с регулируемыми фарами. Наряду с использованием интеллектуального шагового двигателя в динамическом корректоре фар ими также оснащаются динамический адаптивный свет и валик модуля VARIOX®.
Блок управления автоматического и динамического корректора фар
С 1995 года блоки управления HELLA используются для автоматического и динамического корректора фар в автомобилях с ксеноновым светом.
Блоки управления нового поколения оснащены дополнительным выходом шины LIN и поэтому являются универсальным стандартным компонентом. Данные о величине прогиба датчиков мостов обрабатываются в блоке управления и преобразуются в управляющие переменные для регулирования угла наклона фар с помощью сложных алгоритмов. Модульная конструкция блоков управления позволяет комбинировать отдельные компоненты, такие как корпус, штекер, печатная плата или программное обеспечение, в соответствии с различными требованиями заказчика таким образом, чтобы обеспечить максимальную экономичность и гибкость. Благодаря интерфейсу шины CAN в конце линии производства транспортного средства блок управления может быть адаптирован к различным типам транспортных средств путем кодирования или программирования определенных параметров.
Индуктивный датчик положения кузова автомобиля
В целом ряде систем автомобиля, повышающих уровень безопасности и комфорта, таких как активная ходовая часть, регуляторы уровня, а также автоматический корректор наклона фар, необходимо определять соответствующее положение кузова автомобиля.
На печатной плате индуктивного датчика положения кузова автомобиля размещено несколько токопроводящих катушек, которые создают электромагнитное поле. Металлический ротор, подключенный к рычагу управления датчика, перемещается над этой печатной платой, что воздействует на электромагнитное поле. В зависимости от положения рычага управления датчика, изменение поля регистрируется дополнительными катушками, расположенными на печатной плате датчика, и обрабатывается специально разработанной ASIC.
С помощью этого датчика могут быть установлены различные диапазоны углов при постоянной высокой линейности. Индуктивный датчик моста передает как аналоговый сигнал, так и ШИМ-сигнал. Датчик работает с великолепной точностью полностью независимо от температуры. При этом нулевое положение датчика можно индивидуально изменять. Вследствие модернизации этого датчика выпущен новый индуктивный датчик, по окружности передающий постоянно повторяющийся ШИМ-сигнал, сжатый до 75 %. Таким образом, этот датчик может использоваться на различных платформах в качестве унифицированной детали. Различные монтажные положения и допуски компенсируются с помощью электронной юстировки в обрабатывающем блоке управления.
Следующим этапом разработок является дальнейшая оптимизация конструкционного пространства и улучшение выходного сигнала, реализуемого для ходовой части (датчик положения кузова автомобиля 2-го поколения).
Корректор фар автоматический и электромеханический
Чтобы понять всю важность корректора фар в современном автомобиле, возьмём простую статистику. В Европе порядка 30 процентов аварий приходятся на тёмное время суток. В России этот показатель ещё больше.
С учётом того, что машинопоток по ночам в разы меньше чем днём — показатель более чем внушительный. Если же смотреть статистику в разрезе, то становится понятным, что во многих случаях виновато именно некачественное освещение. Речь идёт не только о нерабочих фонарях на трассе, но и об отсутствии или неисправности корректора фар.
Для начала разберёмся, что такое корректор фар? Лучше всего взять классическую расшифровку. Это устройство, поддерживающее оптическую ось фар в нужной плоскости относительно трассы. Как результат даже при перекосе кузова (это вполне нормально, когда автомобиль движется на большой скорости) дорога оказывается хорошо освещённой.
История создания корректора фар
Законодательный аспект
На первый взгляд, столь полезный прибор должен был устанавливаться на все автомобили без исключения практически сразу после создания. Но в действительности только в 1990 году данный вопрос начал серьёзно исследоваться. Первопроходцами стали немцы. Именно в Германии в 1990 году на законодательном уровне было создано распоряжение относительно обязательности установки корректора фар на всех автомобилях.
Через восемь лет норма относительно установки корректора фар на всех выпускаемых автомобилях вводится во всех европейских странах. В список исключений попали только машины, которые ездят посредством активной подвески. Дело в том, что данная технология обеспечивает постоянное горизонтальное положение корпуса. При этом нагрузка и скорость не имеет особого значения.
Внедрение корректоров фар в производственный процесс, изобретение электромеханического механизма
В действительности, первые корректоры фар появились на машинах довольно давно. Ещё в 50-х годах элитные автомобили имели столь важное устройство, обычные же обходились без него. Точнее, регулировка фар делалась вручную.
Ручные корректоры фар получили название статические регуляторы. К сожалению, их возможности были крайне ограничены. Водитель мог изменить положение прожекторов только перед поездкой. Проще говоря, машина нагружалась, и на основе изменений массы менялся угол.
Где-то в 70-х годах статические корректоры фар были усовершенствованы. Появился небольшой регулятор, позволяющий настраивать положение переднего света, не выходя из машины.
В конструкции механических корректоров использовались дистанционные приводы, они работали на основе следующих систем:
- вакуумных,
- электрических,
- пневматических,
- гидравлических.
В процессе конкуренции и эволюции вперёд вырвались корректоры фар, работающие за счёт электромеханического механизма. К сожалению, вскоре каждому водителю стало ясно, что подобные системы крайне малоэффективны. Главная проблема заключалась в том, что водителю без специальных приборов очень трудно определить, насколько нужно поднять или опустить прожекторы.
Ручной корректор фар
Несмотря на явные недостатки, ручной корректор фар до сих пор можно найти в ряде автомобилей бюджетного класса. В качестве регулятора в большинстве случаев используется простое колёсико.
Так как чаще всего используется именно электромеханический привод, сосредоточим внимание именно на нём. Разметка регулирующего колёсика может быть как графической, так и цифровой.
Корректировка осуществляется в зависимости от загруженности транспортного средства. Проще говоря, как только меняется наклон относительно центра тяжести, нужно сделать соответствующую корректировку.
Рассмотрим простой пример использования корректора фар. Представим, что вам нужно перевезти четыре мешка картошки и трёх пассажиров, которые сели сзади. В таком случае задняя часть автомобиля значительно опустится. Передняя ось, в свою очередь, будет получать гораздо меньшую нагрузку. Как результат фары будут находиться значительно выше, чем им положено.
При повороте колёсика моторчик получает соответствующую команду. За счёт этого прожекторы поднимаются или опускаются. Мотор в данной конструкции играет роль червячного редуктора. Он преобразовывает движение электрического двигателя в работу штока.
Именно шток поворачивает фару так, как вам нужно. Сама фара крепится при помощи шарниров. Шток фиксируется посредством шарового наконечника. Он упирается в защёлку, удерживая таким образом нижний край прожектора.
Нижняя часть фары движется вперёд и назад. За счёт этого меняется угол наклона. Несмотря на явные недостатки в виде неточности, ручной корректор фар обладает высокой надёжностью, а его установка не сильно влияет на стоимость авто.
Виды автоматических корректоров фар, принцип их работы и устройство
Все современные автомобили, отвечающие европейским стандартам качества, оснащаются автоматическими корректорами фар. Их существует всего два вида: квазистатические и динамические.
В первых системах автоматический механизм изменяет положение прожекторов в том случае, если наклон машины меняется под воздействием изменения массы или на больших скоростях.
Так как подобные изменения происходят не так-то уж и часто, квазистатический корректор фар не требует слишком быстрой реакции отклика. Конструкция устройства состоит из двух сенсоров.
Каждый сенсор отвечает за одну из осей автомобиля. Связь осуществляется посредством специальных рычагов. Управление реализуется при помощи электронного блока. Также в конструкцию входят исполнительные механизмы. Само собой, без ручного регулятора в салоне не обошлось. Он устанавливается на панели приборов.
Динамические системы стоят значительно дороже. Тем не менее без них просто нельзя обойтись автомобилям, которые оснащены ксеноновыми фарами. Дело в том, что они излучают значительно более мощный поток света. Как результат опасность от их неправильной регулировки возрастает в несколько раз.
Корректор фар позволяет справиться с возможной опасностью ослепить едущего навстречу водителя. Дело в том, что даже недолго светящий в глаза ксенон приводит к ослаблению зрения. Если же учесть, что машина движется по ночной трассе, подобное может вызвать полную дезориентацию.
Динамическая система значительно быстрее реагирует на изменения положения кузова. Как результат корректор фар срабатывает за доли секунды. Подобная быстрота реагирования позволяет удерживать световой луч на одном уровне при таких манёврах, как:
- торможение,
- повороты,
- езда по неровностям.
Чтобы повысить надёжность динамического корректора фар, разрабатываются бесконтактные датчики, фиксирующие состояние кузова. Сейчас в большинстве автомобилей используются потенциометры.
Общая регулировка света
Процедура регулировки мощности светового потока не менее значимая, чем установка корректора фар. Дело в том, что слишком яркий дальний свет даже при наличии регулятора способен ослепить водителя, едущего спереди. Чтобы этого не произошло, нужно воспользоваться специальным стендом, который поможет оптимально настроить мощность.
Для регулировки понадобится плоский экран. Он должен быть перпендикулярно установлен полу. На экране должны быть нанесены следующие отметки:
- по центру обеих фар — две вертикальные линии (VV);
- на высоте центра — H;
- горизонтальные линии R-R;
- ниже двух R слева от двух V — горизонтальные линии с величиной D, при этом с правой стороны они переходят в косые (угол 150 градусов, если брать в качестве ориентира горизонт);
В результате подобных манипуляций получится ломаная линия двух букв С. Именно она будет служить основой для регулировки лучевого потока. Когда вы закончите эту работу — отрегулированный свет послужит отличным дополнением к корректору фар.
Чтобы провести регулировку светового потока, которая в сочетании с корректором фар позволит обеспечить ещё большую безопасность, необходимо для начала установить одинаковые шины. Давление в них должно быть проверено и отрегулировано. Мало того, нагрузка на сиденье водителя должна отвечать реальной. Дальше следуют такие действия:
- установите автомобиль так, чтобы задняя ось был параллельна экрану;
- переведите регулятор в нулевое положение;
- заклейте одну фару заслонкой,
- осуществите регулировку, после чего тоже сделайте со вторым прожектором.
Регулировка осуществляется следующим образом: нужно совместить светотеневую границу ближнего света с С-С. К сожалению, подобная регулировка не всегда бывает точной. Происходит то же, что и с ручным корректором фар.
Очень сложно обеспечить правильное расположение машины в пространстве, к тому же для проведения регулировки необходимо немаленькое помещение, которое будет затемнено.
Неудивительно, что дальнейшая история очень сильно напоминает возникновение автоматического корректора фар. Учёными были созданы специальные приборы, позволяющие быстро и качественно осуществлять регулировку.
Итоги
Автоматический корректор фар является результатом длительной технологической эволюции. Если первые устройства обладали очень простой конструкцией, и для их регулировки приходилось выходить из авто, то автоматические корректоры делают всё сами за счёт использования электронного блока управления и датчиков.