Camgora.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бортовые компьютеры для бюджетных авто: сравниваем шесть моделей

Бортовые компьютеры для бюджетных авто: сравниваем шесть моделей

А что не умеют делать штатные бортовые компьютеры? Загибайте пальцы. Они никогда не назовут вам коды ошибок систем управления двигателем, автоматической коробкой, дверями или стеклами. Они редко показывают температуру двигателя, среднюю скорость, время в пути или динамику разгона до сотни, а также не любят запоминать возникающие ошибки. Кроме того, многим водителям нужны аварийные сигнализаторы, контролирующие температуру, обороты двигателя, скорость.

У владельцев машин, переведенных на газ, свои запросы — взять хотя бы расход топлива двух видов. Кому-то нужно автоматическое включение фар по сигналу датчика скорости или подключение парктроников с настраиваемой чувствительностью. В отдельных случаях может пригодиться принудительное включение вентилятора системы охлаждения. Кому-то хочется точнее настроить датчик уровня топлива в баке. Забывчивым помогут различные напоминалки — предупреждающие о невыключенных габаритных огнях, о гололеде на дороге или необходимости пройти очередное ТО. Многие любят простые игрушки-говорилки («Здравствуй, хозяин!»). Экстремалам может понадобиться индикатор пробуксовки колес. А еще есть такая функция, как таксометр…

Мы решили протестировать бортовые компьютеры, пригодные для бюджетных автомобилей. Возможности у отобранных для исследования приборов разные, но тем интереснее.

Компактное устройство, скорее даже мини­атюрное. Такое хорошо расположится в гнезде для кнопки на панели приборов автомобилей Самара 2, Гранта, Калина, Приора или Chevrolet Niva. Снабжает практически той же информацией, что и более крупные устройства, но представление параметров (на скромном трехразрядном дисплее) значительно менее удобно. Звукового синтезатора нет. Программирование затруднено: кнопок-то всего две!

Можно устанавливать и на иномарки, если найдете подходящее место. Считаем, что особенно пригодится автомобилям, не имеющим штатной индикации какого-либо важного параметра, например температуры охлаждающей жидкости или оборотов двигателя.

  • параметры поездки: время в пути, пробег, текущую и среднюю скорость, мгновенный и средний расход топлива, остаток топлива в баке, температуру окружающего воздуха, стоимость поездки;
  • текущие параметры работы двигателя: давление во впускном трубопроводе, давление топлива в магистрали, длительность впрыска, давление воздуха на выходе из компрессора, массовый расход воздуха, напряжение датчиков кислорода, частоту вращения коленвала, положение дроссельной заслонки, положение педали газа, мгновенный расход топлива, расчетную нагрузку на двигатель, температуру охлаждающей жидкости;
  • параметры ошибок: ошибки ЭБУ, сброс и запись ошибок;
  • параметры парковки (некоторые устройства превращают свой экран в дисплей полноценного парктроника).

А еще у большинства приборов преду­смотрено голосовое предупреждение о выходе контролируемых параметров из заданного диапазона.

Нам показалось, что самый интересный вариант в представленной компании компьютеров — Multitronics МРC‑800. Главным образом потому, что такой прибор, обладающий достойными «мозгами», не уродует интерьер машины, поскольку прячется где-то внутри, возлагая «представительские» функции на смартфон владельца. Для многих это может оказаться решающим фактором при выборе устройства.

НАШИ СОВЕТЫ

Впрочем, если вы относите себя к рукастым, обязательно найдете удобное решение. Не уверены — обратитесь к установщикам: они быстро растолкуют, что к чему и как это будет выглядеть.

Отдельный совет тем, чье зрение оставляет желать лучшего. Убедитесь, что при управлении машиной показания малогабаритного дисплея будут для вас читабельными. Иначе придется ориентироваться только на голосовые подсказки компьютера, что сразу меняет ориентиры при его выборе.

Установка бортового компьютера своими руками

  1. Бортовой компьютер – что это?
  2. Порядок установки
  3. Особенности моделей бортовых компьютеров
  4. Видео

Компьютер вошел в жизнь человека совсем недавно. Для России еще пару десятков лет назад он был не просто в новинку, компьютер был чем-то из области фантастики. Мало того, лет десять назад он был не в каждой семье, и не в каждом автомобиле. Сегодня же, практически каждый современный автомобиль оснащен самой продвинутой компьютерной системой, которая не только выдает различные параметры работы транспортного средства, но и во многих случаях служит помощником водителю.

Но отечественные производители не спешат устанавливать бортовые компьютеры в свои автомобили даже сегодня. И если во владении транспортное средство марки ВАЗ, причем не самой последней модели, владельцу авто приходиться задуматься – есть ли возможность установить бортовой компьютер своими руками.

Бортовой компьютер – что это?

Что это такое

Что собой представляет бортовой компьютер? Это, в первую очередь, доступная информация о расходе бензина или дизтоплива, напряжении бортовой сети, данные о движении автомобиля и многое другое. В некоторых видах бортовых компьютеров присутствует и возможность диагностической проверки электронной системы, которая управляет двигателем. Ко всему прочему, бортовой компьютер можно установить на автомобили, как с инжекторным, так и с карбюраторным двигателем. Единственное условие установки на карбюраторный двигатель – это наличие дополнительных датчиков, которые будут обеспечивать нормальную работу бортового компьютера.

К примеру, на «четырнадцатой» модели ВАЗ устанавливаются компьютеры с электронной системой управления силовой установкой, которая, одновременно работая в паре с контроллером системы, и управляет напрямую двигателем. Поэтому от контроллера поступает информация, которая обрабатывается и затем выдается на экран.

Информационный

Современные бортовые компьютеры, несмотря на свое разнообразие, делятся на две основные категории – это информационные и диагностические системы. Управление происходит с помощью кнопок, расположенных на лицевой части панели. Кроме всего прочего, многие бортовые компьютеры могут выдавать не только саму информацию на экран, но и сопровождать ее подачу звуковым сигналом.

Диагностический

После приобретения бортового компьютера, подходящего именно к марке и модели автомобиля, который находиться в вашем пользовании, можно приступать непосредственно к установке. К каждой модели прилагается подробная инструкция, поэтому установка бортового компьютера своими руками не представляется чем-то нереальным, особенно, если у владельца транспортного средства есть хоть какие-то понятия об устройстве автомобиля.

Порядок установки

Схема и принцип подключения

Бортовой компьютер может устанавливаться в различные места в авто, все зависит как от модели самого компьютера, так и от марки и модели автомобиля. Самые распространенные – это «торпедо» автомобиля, штатные 1-din, 2-din места, можно подключить и к приборной панели, а также к блоку контрольных ламп и ISO посадочному месту. Некоторые крепят его и на лобовое стекло, но в большинстве случаев это нецелесообразно, так как со временем крепление компьютера ослабевает, и он просто перестает держаться на стекле. Крепление к торпеде подразумевает механическое воздействие на нее с целью закрепления компьютера – это тоже чревато серьезными повреждениями, если работа выполняется неумелыми руками.

Самым удачным вариантом можно признать установку бортового компьютера между крышей салона и зеркалом заднего вида. Зеркало, правда, придется сместить чуть ниже, но оптимальная настройка и дополнительное крепление не ухудшат обзор заднего вида.

Протягиваем провода

К примеру, прокладка информационного шлейфа от компьютера модели «Мультитроникс» не потребует снятия козырька от солнца или вмешательства в другие элементы автомобиля. Протягивать провода здесь можно с помощью стальной проволоки, вдоль днища автомобиля, и спрятать их под облицовкой пола. Наиболее удобный и универсальный способ подключения – это присоединение бортового компьютера напрямую к прикуривателю, а не к замку зажигания. Настройка функционала компьютера обычно происходит автоматически. Нужно будет обновить только базу данных, а всю информацию считает сам компьютер с автомобильных датчиков, и все данные будут отображаться на дисплее.

Особенности моделей бортовых компьютеров

Выбор места монтажа

Лучше всего выбирать бортовые компьютеры универсального типа. Они в большей степени подходят как к инжекторным двигателям, так и к дизельным агрегатам. Причем это касается не только автомобилей импортного производства, но и авто отечественных производителей. Их функционал весьма разнообразен, и в некоторых моделях насчитывает более трехсот параметров. Большинство моделей можно синхронизировать с портативным компьютером при помощи USB-кабеля.

Несмотря на то, что к большинству моделей бортовых компьютеров прилагается инструкция по установке и настройке, если нет уверенности в своих силах, эту работу лучше доверить специалистам, иначе после установки компьютер будет передавать неправильные данные.

Не стоит экономить на модели бортового компьютера, потому как точность показаний у дешевых моделей может существенно разниться с реальными.

Видео

Бортовой компьютер типа Multitronix устанавливается так:

ТОП-10 лучших бортовых компьютеров

Автомобиль, это сложный механизм, который требует постоянного квалифицированного ухода и контроля. Большинство автолюбителей не обладают такими навыками. Поэтому производители дорогих марок авто устанавливают в них компьютерные системы, главной задачей которых является диагностика всех структур машины в режиме реального времени. К сожалению, не все автомобили укомплектованы такими приборами. У владельца есть возможность дополнительно установить электронный «мозг» на своем автомобиле. Остается разобраться, какие из представленных на рынке аппаратов лучшие. Бортовые компьютеры различаются по цене, по количеству функций и по способу установки на отдельные модели. В связи с этим выделим несколько критериев, которые помогут осуществить выбор.

  1. Совместимость с блоком управления автомобиля, наличие надлежащих датчиков, данные которых будут обрабатываться БК.
  2. Сочетаемость прибора с типом двигателя.
  3. Функционал. Необходимость и осуществимость измерения большого количества параметров. Чем больше возможности бортовика, тем он дороже. Но суть в том, что не все автомобили в принципе рассчитаны на измерение такого обилия показателей.
  4. Температура, при которой аппаратура будет бесперебойно и качественно осуществлять свою деятельность.
  1. Как выбрать бортовой компьютер
  2. Multitronics C-900
  3. Multitronics RC-700
  4. Орион (Orion) БК-135
  5. Multitronics CL-590W (для мототехники)
  6. Престиж V-55-CAN
  7. UniComp — 600
  8. Multitronics VC731
  9. Орион (Orion) БК125
  10. Орион (Orion) БК-10
  11. Multitronics RI-500

Как выбрать бортовой компьютер

Желание автолюбителей идти в ногу со временем вполне понятно. Но делать это надо с умом и трезвым расчетом. На старенькие или недорогие машины можно ставить простые, малофункциональные и универсальные аппараты. Современный автомобиль, который обладает большим количеством датчиков, рассчитан на то, чтобы анализу и систематизации подвергались все его структуры. Поэтому, во-первых, нужно оценить возможности вашего «железного коня» и его приспособленность к установке нового оборудования. Во-вторых, необходимо выяснить, модельный или универсальный компьютер устанавливать.

Если производитель вашей автомашины предусмотрел установку такого прибора, то конечно, и его подключение и функционирование будет простым и удобным. Но также можно установить универсальную модель БК, которая подойдет к любому салону и механизму. В-третьих, определиться со степенью интеграции онбордера в систему управление авто. БК может быть, как относительно автономным, поломка которого никак не отразиться на свойствах работы машины в целом, так и занимать центральное место в деятельности всего механизма. В-четвертых, выяснить совместим ли блок управления и двигателя авто с карпьютером, который вы присмотрели для себя. Лучше начать с перечня моделей, сочетающихся с вашим транспортным средством.

Купить простенький бортовик можно и в Китае, с доставкой по почте. Но, совместимость с автомобилем будет под большим вопросом, и установка и эксплуатация могут принести большое количество проблем. Отзывы говорят, что температурный режим, погрешность диагностики и долговечность использования оставляют желать лучшего. Поэтому предлагаем остановиться на отечественных производителях бортовых компьютеров.

Multitronics C-900

Многофункциональный бортовик для использования с инжекторными и дизельными двигателями появился на рынке в 2017 году. Устанавливается на передней панели, «торпедо». Конструкция обеспечивает защиту от воздействия прямых солнечных лучей. Бесперебойная работа заявляется при температуре не ниже -20. В комплектацию входит дополнительный переходник для крепления в УАЗ «Патриот». Также в расчете на УАЗ, осуществляется одновременное снятие информации с 2-х датчиков уровня топлива. Данный БК поддерживает наибольшее количество протоколов диагностики.

Если же стандарты обмена информацией не подходят под онбордер, возможно его подключение к форсунке и датчику скорости, что обеспечит выполнение большинства функций. Хороший качественный дисплей в девяти окошках выдает информацию по отдельным параметрам. Возможна ручная настройка меню, ее редактирование с обычного ноутбука. На него же можно сбросить статистические данные последних 30 поездок. Плюсом модели является лёгкость установки, обновление через интернет, наличие голосового озвучивания всех показателей, выводимых на экран.

Multitronics RC-700

Универсальный бортовой компьютер, совместимый с дизельными и инжекторными двигателями. Автоматически определяет протокол диагностики, поддерживает огромное количество самых распространенных стандартов. Осуществляет проверку нескольких сотен параметров. Универсальная установка в гнезда din1, 2 и iso обеспечивает хороший вид и удобство в использовании. Совмещается с парковочным радаром. Дисплей с различными цветовыми вариантами настроек максимально может открыть сразу 9 окошек. Данные могут отображаться на мультидисплеях в стрелочном, цифровом и графическом видах. Присутствует синтезатор голоса, незамедлительно сообщающий об ошибках системы. Эксплуатация устройства рассчитана на температуру выше -20 градусов. К достоинствам относят простоту в использовании и подключении, надежность и возможность настроить «под себя» меню.

Орион (Orion) БК-135

Бортовик российского производства подходит для широкого списка автомашин. Может быть инсталлирован в любое место в салоне, соответствующее углублению 1DIN. Аппарат способен одновременно отображать от одного до шести показателей. Дисплей настраивается в приемлемом цветовом разрешении, горячие клавиши способствуют быстрому переключению на нужные данные. Информация выводится как в цифровой, так и в графической форме.

Инструкция на русском языке имеет перечень всех марок машин, протоколы которых соотносятся с деятельностью компьютера. Используется в температурном диапазоне от -25 градусов до +40. Отсутствует голосовой синтезатор, функциональность ограничена самыми основными параметрами: время, пробег, расход горючего, контроль работы двигателя. Память независима от энергетического питания. Достоинства модели в удобстве и практичности, акценте на главных данных, самых необходимых.

Multitronics CL-590W (для мототехники)

Бортовик для снегоходов и квадроциклов крепится на руль и осуществляет диагностирование всех составляющих транспортного средства. Корпус герметично защищён от влаги, грязи, снега. Настройки специально оптимизированы для мототехники. Устройство рассчитано на использование в инжекторной мототехнике по стандартам Delphi и Bosch. Цветовой дисплей, диагональю около 6 см работает при низких температурах, но не ниже -20. Дополнительно прибор оснащен зуммером, который оповещает владельца о критических показателях системы.

К функциям БК относится расчет расхода топлива, введение статистики поездок и заправок, диагностирование неисправностей, отражение max. скорости на последних км, времени разгона до определенной скорости и времени торможения. Также прибор дает знать шоферу о сроках прохождения технического обслуживания. Достоинство аппарата в точных данных, необходимых владельцу для нормальной и долгой работы мототехники.

Престиж V-55-CAN

Прибор создан для установки, как на отечественные авто, так и на иномарки, дизельного или бензинового типа. Предоставляет возможность проведения широкого спектра диагностики всех главных узлов функционирования транспортного средства. Основными задачами «мозгового центра» являются: мониторинг текущих данных движения, статистический анализ эксплуатации за определенный срок, контроль соответствия маршруту, сравнение с предыдущими траекториями поездок. Кроме информации на дисплее, который можно установить на панель или лобовое стекло, блок оснащен функцией голосового оповещения.

Пользователь может самостоятельно установить режим работы бортовика, при котором те или иные показатели будут доводиться до водителя в первую очередь. Функционирует как парктроник, таксометр и др. Российский производитель постарался создать устойчивый к низким температурам прибор, который станет лучшим помощником водителя в любых погодных условиях.

UniComp — 600

Онбордер включает в себя функции диагностического сканера, маршрутного компьютера, измерителя температуры за бортом, устройства, считывающего и расшифровывающего коды ошибок. Устойчив к холоду (до -40) и высокому уровню влаги. Совмещается с протоколами иномарок и отечественных автомобилей не ниже стандарта Евро-3. Компактный БК крепиться в салоне на любое место по выбору водителя с помощью двустороннего скотча. Большую часть блока занимает дисплей, использовать который удобно и в солнечную погоду, и в мороз.

Мультидисплеи настраиваются вручную в приемлемый режим. Производитель установил 12 месячную гарантию. Кроме печатной инструкции в комплект входит видеодиск. Через разъем USB подключается к ноутбуку и интернету. Имеет дополнительные функции: плазмер (прогревает свечи в мороз), тропик (настраивает температурный режим вентилятора и системы охлаждения), форсаж – сбрасывает настройки до заводских. Можно использовать флешкарту, на которой сохраняется вся статистика.

Multitronics VC731

Устанавливается на панель или лобовое окно любого автомобиля, с дизельным или инжекторным двигателем. Компактное, небольшое устройство без вибрации крепится и настраивается для работы в двух плоскостях. Хорошее разрешение и цветовой баланс экрана, несмотря на небольшой размер, вполне отвечает потребности получения нужной информации.

Читать еще:  Светодиод как индикатор сгоревшего предохранителя

Включает голосовое оповещение о нештатной работе любого узла машины. Рассчитан на возможность подключения парктроников. Контроль качества топлива включает и поправки, с учетом газового оборудования. Энергонезависимая память обеспечивает сохранность данных даже при полном отключении от питания. Монитор отображает информацию, как в цифровой, так и в графической форме. Мультидисплей по умолчанию включает девять ячеек, которые подлежат ручному регулированию. К плюсам устройства относится минимализм, простота и хорошая функциональность.

Орион (Orion) БК125

Бортовой компьютер подключается к любому автомобилю, так как имеет согласованность с большинством существующих протоколов диагностирования. Размер устройства предназначен для установки в углубление типа DIN1 либо в ящик для перчаток. Дисплей способен отображать информацию в достаточно хорошем качестве не только в темноте, но и при попадании солнечных лучей, так как оснащен подсветкой. Статистическая информация выводится одновременно в четырех окошечках. Главные функции заключаются в указании пробега, расхода топлива, температуры и параметров ЭБУ. Не претендуя на исчерпывающие функциональные возможности, аппарат вполне удовлетворяет основные потребности водителя в понимании происходящих процессов в транспортном средстве. К плюсам относят энергонезависимость настроек, простоту и удобство в эксплуатации.

Орион (Orion) БК-10

Бюджетный бортовик, создан для моделей ВАЗ с инжекторными двигателями. Устанавливается в штатное место, поэтому садится плотно, без вибраций. Экран имеет регулировку яркости, для эффективной работы при любом освещении. Предназначен к работе при температуре от -25 и до +40 градусов.

Дисплей в четырех ячейках отображает параметры измерений. Понятная настройка и интерфейс на русском языке. Нужное меню вызывается с помощью быстрых «горячих» кнопок. Устройство оповещает водителя о пробеге и скорости, расходе топлива, как в средних показателях, так и в текущий момент, количестве топлива, температурном режиме воздуха и двигателя. Предусмотрено подключение к ноутбуку и интернету, программное обновление онлайн. Память автономна и не зависит от питания компьютера, сохраняет все настройки даже после полного отключения энергии.

Multitronics RI-500

Многофункциональный автомобильный компьютер поддерживает более 200 функций. При подключении к датчикам, минуя протоколы диагностирования, также будет действовать, но в ограниченном режиме. Подходит для российских и иностранных марок авто, работает как с дизельными, так и с бензиновыми инжекторными двигателями. Устанавливается в штатное место din. Эта модель впервые была оснащена возможностью на время снимать переднюю панель бортовика.

При этом, все настройки и статистика сохраняются. БК оснащен мощным процессором, способным проводить быстрый анализ большого количества данных. Цветной дисплей настраивается и по яркости, и по спектру владельцем, может отражать до 12 параметров одновременно. Встроен голосовой синтезатор. Созданы условия для подключения парковочных радаров переднего и заднего типа. Самостоятельно обновляет программы через подключение к интернету.

Как управлять бортовым компьютером

Настройка бортового компьютера

Большинство маршрутных компьютеров работают в 2 режимах:

  • пользователь;
  • установка.

Второй режим нужен, чтобы задать необходимые параметры. Соответственно которые будут отображаться на дисплее в салоне автомобиля.

  • сначала определите тип используемого в машине электронного блока управления;
  • в зависимости от БК, тип ЭБУ выбирают вручную. Но так же ест возможность дать устройству автоматически определить электронный блок;
  • далее в настройки вносится режим для определения количества горючего в бензобаке. Так же определяется расход топлива. Определение этих данных бывает ручным и линейным;
  • в случае с линейным способом расход будет определяться с помощью настроек электронного блока управления;
  • ручной режим предусматривает самостоятельное создание таблицы расхода. Которая заносится в компьютер, и уже по ней БК определяет расход и отображает его на экране;
  • при переходе в режим пользователя нужно решить, какие из доступных параметров будут выводиться на дисплей;
  • обязательно установите правильную температуру для активации вентилятора системы охлаждения двигателя в соответствии с характеристиками вашего авто;
  • не лишним будет настроить яркость, дату и время на бортовом компьютере.

Основные характеристики обычно настраиваются вручную. Всё остальное уже возьмёт на себя бортовой компьютер. И он через электронный блок управления считает требуемые параметры.

Автоматически настраиваемые параметры самостоятельно менять не рекомендуется. Это может привести к серьёзным негативным последствиям. Если что-то требуется исправить, обратитесь за помощью к мастерам проверенной специализированной мастерской. Многие диагностические центры быстро вам помогут и решат все возникающие проблемы.

Ничего действительно сложного в настройках модельных и универсальных бортовых компьютеров нет. Но вам лучше при покупке убедиться, что купленный девайс комплектуется инструкцией. Опираясь на это руководство, вы легко, шаг за шагом, внесёте необходимые параметры и сможете адаптировать его под своё транспортное средство.

Сброс настроек

Часто возникают вопросы относительно того, как можно сбросить бортовой компьютер. Причин для обнуления достаточно много, особенно в процессе установки и настройки. Бывают ситуации, когда пользователь ввёл некорректную информацию, либо после начала эксплуатации БК обнаружилось, что были указаны неправильные параметры.

Потому сразу же возникают мысли о том, как правильно обнулить показания своего бортового компьютера. Снова оптимальным выходом из сложившейся ситуации станет обращение к руководству по эксплуатации к маршрутному компьютеру. Производитель обязательно указывает, как именно проводится такая процедура. И описывается, что и в какой последовательности требуется сделать.

Универсальной инструкции для сброса нет. У каждой модели бортового компьютера даже одного производителя могут присутствовать свои нюансы и тонкости обнуления. Достаточно привести несколько примеров, чтобы в этом наглядно убедиться.

Специфика настройки для разных моделей авто

Если у вас автомобиль производства Mazda. И вы приобрели к нему модельный бортовой компьютер, выполните следующие действия:

  • выключите двигатель; снимите минусовую клемму с аккумуляторной батареи;
  • сядьте в машину;
  • выжмите педаль тормоза;
  • держите минимум 20 секунд;
  • отпустите педаль;
  • верните клемму от АКБ на место;
  • повторно внесите уже корректные настройки в бортовой компьютер.

Если например брать во внимание бортовые компьютеры для автомобилей другой японской марки. Допустим Toyota, то здесь процедура выглядит похожей, только здесь требуется сначала включить зажигание. Далее в таком состоянии удерживать зажатой педаль тормоза примерно 30 секунд. Параллельно будут сброшены настройки с аудиосистемы, стеклоподъёмников и иных систем. Если вы этого не хотите, тогда перед обнулением обязательно снимайте только один предохранитель EFI на 30 секунд. Поставив его обратно, вы сбросите настройки с БК, но не тронете другие узлы.

На автомобилях ВАЗ существует такая проблема как обнуление маршрутного компьютера при снятии с него аккумуляторной батареи. Когда АКБ демонтируется, БК сбрасывает все свои настройки, автоматически удаляются данные о работе имеющихся датчиков.

Если вы хотите сбросить настройки, тогда сделайте следующее:

  • прогрейте двигатель до рабочих температурных показателей. Лучше не на холостых, а путём преодоления нескольких километров;
  • снимите минусовую клемму с АКБ на 3 минуты;
  • за это время память бортового компьютера обнулится;
  • верните клемму на место;
  • если вы снимали полностью АКБ, нужно сначала установить плюсовую клемму;
  • не трогайте педаль газа, запустите двигатель;
  • прогрейте 10-15 минут машину на холостых; за это время бортовой компьютер соберёт актуальные данные со всех доступных датчиков;
  • отключите зажигание, чтобы компьютер сохранил в памяти настройки и информацию с датчиков;
  • запустите двигатель, выезжайте на дорогу и разгоняйтесь до 60 километров в час;
  • остановитесь полностью;
  • выключите зажигание, чтобы компьютер записал сведения с датчиков в режиме движения.

Не стоит пытаться найти какие-то универсальные методы сброса настроек. Используя способы, которые не подходят вашему бортовому компьютеру, вы рискуете лишь усугубить ситуацию. Так вы можете сбить все параметры и вывести оборудование из строя.

Ищите руководство конкретно к вашей модели маршрутного компьютера. Это самое правильное и эффективное решение.

Бортовой компьютер для Подробная инструкция,как настроить Бортовой Компьютер ШТАТ

Подробная инструкция,как настроить Бортовой Компьютер ШТАТ

На простой вопрос – нужен ли вам в машине автомобильный компьютер – многие из нас ответят утвердительно, хотя, возможно, не представляют до конца все задачи и проблемы, решаемые семейством бортовых компьютеров Штат. Дело даже не в желании иметь более симпатичную и удобную информационную систему. Тольяттинские специалисты, разработавшие несколько интересных моделей, постарались угадать спрос на более комфортные условия управления машиной. Сопровождение автомобильного бортового компьютера Штат проводят специалисты ООО «Штат» совместно с Тольяттинским Государственным университетом.

Цели, ради которых автолюбитель ставит, зачастую собственными руками, в своей машине новый электронный прибор, легко перечислить:

практически все модели бортового компьютера Штат позволяют поднять качество визуализации сведений о состоянии машины; более полная и востребованная подборка данных позволяет с помощью компьютера Штат закрыть дыру в информационном обеспечении ВАЗовских машин; возможности бортового Штата заставляют по-новому контролировать затраты и учет основных расходных материалов.

Важно! При всей простоте установка бортового компьютера Штат требует навыков работы с электропроводкой автомобиля, поэтому даже при наличии подробной инструкции требуется аккуратность и терпение.

ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ Из более чем двадцати основных моделей наиболее простой и дешевой является бортовой компьютер штат Х1М Универсал. Прибор оснащен цифровым индикатором, очень мал в размерах и легко монтируется на приборной панели вазовских машин. Предназначен для установки на «Калине», «Ниве–Шевроле», ВАЗ 2110 или «Самаре 2».

Несмотря на скромный внешний вид, основные функции сверхкомпактного бортового компьютера вызывают уважение. Для подключения в автомобиле используется разъем диагностики OBD II или российская диагностическая колодка разъема.

Практически во всех даже самых простых бортовых устройствах, Штат реализован базовым набором функций:

  • маршрутный компьютер позволяет считать километраж и время пробега, расход топлива, средние показатели движения и пробег по запасу топлива;
  • диагностическое определение состояния двигателя с помощью чтения кодов из памяти контроллера, температуры двигателя и напряжения питания в бортовой сети;
  • система аварийной сигнализации в случае перегрева двигателя со звуковым сопровождением и индикацией при превышении температуры свыше 110оС.

Изделие может информировать о резком скачке напряжения питания выше 12-15 В. Также компьютером будет сигнализироваться превышение скорости движения авто. Кроме перечисленного, в бортовых компьютерах Штат реализованы дополнительные сервисные функции. Одна из них предполагает программируемое включение вентилятора, позволяет запускать его для охлаждения радиатора при 97-98оС вместо 101-104. Режим «Тропик» реализован в полном объеме только на более поздних версиях устройства. Помимо сигнальных функций контроля над тепловым режимом, возможно автоматическое включение режима по запрограммированному алгоритму.

Полезной принято считать опцию «Форсаж», позволяющую средствами бортового компьютера Штат вернуться к первоначальным программным установкам контроллера, если двигатель по каким-либо причинам работает в нерасчетном режиме. Это возможно при сбоях контроллера управления при переключении с газового режима на бензиновый и наоборот.

Также в Штате реализована возможность профилактической сушки свечей зажигания в режиме «Плазма». По команде бортового компьютера подается на каждую свечу порядка 60 Дж импульсов высокого напряжения частотой 150 Гц в течение 2 мин, что прогревает свечи и проводку системы зажигания, улучшает условия пуска на морозе или при высокой влажности.

БОЛЕЕ СОВЕРШЕННЫЕ МОДЕЛИ

Более совершенными являются бортовые автомобильные компьютеры модели Штат 115Х23-М, разработанные для использования на авто «Самара 2» и «Самара». Эта модель оснащена двухстрочечным дисплеем, который позволяет более полно отображать информацию сообщений бортового компьютера. К перечисленным выше функциям можно добавить появление опций расчета стоимости и километража пробега, а также режим «Динамика». Последний позволяет измерять и выводить на экран динамические характеристики движения авто. В совокупности компьютер Штат 115Х23-М больше подходит для реализации функций специальных авто доставки.

Модель автомобильного бортового компьютера Штат 115Х42-М отличается от предыдущего более совершенным дисплеем и наличием ряда дополнительных, очень полезных режимов – «Такси», «Контроль ХХ» и «Диагностика двигателя». Последний режим позволяет средствами автомобильного компьютера проверить работу форсунок и бензинового насоса. В бортовом компьютере Штат реализована система «Спящий режим», услуга напоминания о сроках прохождения технического обслуживания и действии страхового полиса. Как и предыдущая модель, этот бортовой автомобильный помощник разработан для использования на авто «Самара 2» и «Самара».

Отдельного внимания заслуживает модель автомобильного бортового компьютера Штат «Шеви Вектор М». Несмотря на более чем двухкратную разницу в цене с самой простой моделью Х1, Штат «Шеви Вектор М» обладает огромными возможностями и потенциалом.

Самые интересные новые режимы и функции бортового компьютера Штат «Шеви Вектор М»:

  • Режимы «Маршрутный компьютер» и «Техническое обслуживание» увеличили количество сервисных опций на 30%. Все сроки, связанные с регулировкой и заменой расходных материалов, дублируются по мере приближения контрольной даты. В приборе появилась возможность очень гибко настраивать режимы сигнализации о происходящих и планируемых событиях – прибытии на место назначения.
  • Режим «Диагностика» позволяет получить информацию о 13 главных показателях работы двигателя: температуре тосола, оборотах двигателя, положении дроссельной заслонки, установке и положении регулятора холостого хода, угле опережения зажигания, напряжении на датчиках ДК-1 и ДК-2, времени впрыска топлива, расходе топлива и воздуха. Режим полностью заменяет диагностический сканер в режиме реального времени.

Появилась возможность обрабатывать информацию о работе газовой системы питания автомобиля, степени заполнения баллона газом. Практически все предупреждения и сигналы озвучиваются с помощью голосового синтезатора речи. На более поздних модификациях предполагается голосовое сопровождение всех сообщений компьютера. Особенно интересным выглядит расшифровка и детализация кода неисправности, выданного контроллером.

Автомобильный бортовой компьютер Штат «Шеви Вектор М» имеет встроенную энергонезависимую память, позволяющую сохранять все настройки после полного обесточивания бортовой сети. Практически все основные модели Штат имеют возможность контролировать установленную версию программного обеспечения, и при необходимости по сети Интернет загружать информацию для обновления.

Кроме того, Штат 115Х42-М и Штат 115Х23-М имеют возможность осуществлять подключение к иным моделям ВАЗ с использованием специального переходника.

Как из смартфона сделать бортовой компьютер для автомобиля

Опытные водители регулярно придумывают различные решения для своих машин, позволяющие существенно упростить владение и передвижение на транспортном средстве.

Внимательный подход к выбору бортового компьютера позволит избежать перечисленных недостатков.

Так мало кто из новичков задумывается на тему того, что бортовой компьютер можно создать из обычного старого смартфона. Благодаря этому прибору водитель может узнать о состоянии работоспособности некоторых элементов, делать опрос датчиков и контролировать расход топлива.

Разбор телефона. Прежде всего, нужно разобрать смартфон и снять аккумулятор. После выполненного действия стоит определить какой контакт относится к «+», а какой к «-«. Сделать это крайне важно, так как в противном случае выполнить дальнейшие работы просто невозможно. Далее нужно срезать с аккумулятора плату контроллера и подключиться через нее. Если сделать этого водители не смогут, то придется имитировать еще два контакта. Причем сделать это нужно, имитируя сопротивление. Необходимые сопротивления для подключения к этим контактам были подобраны опытным путем ( замерено сопротивление между доп.контактами и землей).

Установка платы. Как только смартфон будет разобран, на место аккумулятора нужно установить плату DC-DC преобразователя, понижающего напряжение до 3.7В. К нему же подпаять необходимые резисторы. Чтобы избежать выключения телефона в момент краткосрочного прекращения подачи питания в батарейный отсек, дополнительно устанавливается ионизатор. Последним действием нужно вывести наружу уже готовый провод с USB разъемом, который подключается в USB розетку в машине.

Минусы данного вида приборов довольно относительны и в основном являются недоработками производителей.

Размещение смартфона в салоне автомобиля. Место, где будет размещаться смартфон, выполняемый роль бортового компьютера, водители выбирают самостоятельно. Лучше всего разместить телефон в удобном месте на уровне глаз. Закрепив смартфон нужно использовать программное обеспечение для подключения к ЭБУ автомобиля через ELM327.

Преимуществ у такого бортового компьютера достаточно много. Прежде всего, нужно понимать, что использование такого элемента значительно упрощает процесс эксплуатации автомобиля, так как водитель получает всю нужную информацию. Кроме того, это экономия денежных средств. Так как стоимость бортового компьютера значительно дороже, чем стоимость такого переделанного элемента.

Основной сложностью в создании бортового компьютера из смартфона может быть лицевая кнопка включения и выключения, для ее реализации стоит использовать метод расклинивания, при нажатии на лицевой панели кнопка давит на внутренний клин и тот нажимает на кнопку смартфона. Это достаточно не просто, но водители без труда смогут привыкнуть к этой особенности, учитывая своеобразность бортового компьютера, который получается из смартфона.

Читать еще:  Как сшить автомобильные чехлы своими руками

Покраска созданного элемента может производиться по желанию водителя. Но опытные автомобилисты, которые сделали для себя такое устройство, обязательно советуют производить покраску. Все дело в том, что она позволит прибору не выделяться на приборной панели в автомобиле и не отвлекать лишний раз от дороги.

Наиболее актуальной тема покраски будет для новичков, так как опытные автомобилисты меньше всего обращают внимание на такие нюансы, а вот начинающие водители часто теряются на дороге, пытаясь сконцентрировать внимание на всем разом, что может приводить к возникновению аварийных ситуаций.

Заключение. Благодаря бортовому компьютеру водитель действительно упрощает себе процесс эксплуатации машины. Особенно ценной такая информация будет для новичков. Опытные водители могут узнать о каких-то поломках по неправильной работе мотора или других элементов, а вот начинающим водителям непросто.

Проверка степени опасности неполадки в автомобиле (новые системы способны дать информацию о возможности самостоятельного исправления поломки или о необходимости поездки в автомастерскую)

Недостатком такого бортового компьютера становится плохая яркость экрана, а также слишком мелкий шрифт. Но, впрочем, это моменты, к которым вполне можно привыкнуть, особенно если пользоваться таким прибором каждый день.

Установить маршрутный компьютер. Как установить бортовой компьютер в автомобилях ваз

Бортовые компьютеры используют для выявления видных и скрытых неисправностей автомобиля. Они позволяют автолюбителю своевременно выполнять ремонтные операции. Благодаря бортовым компьютерам, можно значительно сэкономить средства на диагностику в автосервисах.

Подготовка к установке

Итак, вы решили оснастить вашу машину таким прибором. Рассмотрим, как установить бортовой компьютер. Если специалистам платить деньги не хочется, то нужно устанавливать самому. Давайте перейдем к изучению процесса установки.

  • Сначала нам нужно снять минусовую клемму из аккумулятора, открыв багажник. Заходим в салон и снимаем ручки регулировки печки.
  • Далее нам нужно открутить два винта. В перчаточном ящике мы видим два черных винтика, именно их и нужно выкрутить, после чего вытаскиваем этот ящик.
  • Теперь нам нужно снять лицевую панель, вытягивая её на себя.
  • Вынимайте панель очень аккуратно, так как есть возможность сломать ее. Заранее аккуратно отсоедините провода.
  • К тем проводам, которые предназначены для подсоединения к бортовому компьютеру, подключается зеленый провод датчика количества топлива.
  • Посмотрите, может быть, у вас имеется отдельный разъем для БК. Если есть, то проблем с подключением не должно быть. Но если такого нет или вы его отрезали, то придется повозиться с проводами.
  • В отечественных машинах имеется белый провод шины данных, его мы и подключим к разъему в автомобиле. Как это сделать написано в инструкции. Теперь можем подключать бортовой компьютер.

Узнать, можно ли установить бортовой компьютер на ваш автомобиль, желательно в магазине.

Устанавливаем бортовой компьютер

Вставляем массу аккумулятора обратно, включаем зажигание и ждем, пока бортовой компьютер определит, по какому электронному блоку управления работать.

После всего этого, все делаем по инструкции:

  1. Устанавливаем правильную дату и время;
  2. Указываем, какой объем бензобака у нас;
  3. Указываем границы предупреждений (это может быть предупреждение «Двигатель прогрет» и т.д.);
  4. Нам надо убедиться, что бортовой компьютер правильно определяет скорость движения, потому что, если будет неправильно показывать, расход топлива будет шокирующим;
  5. Теперь регулируем калибровку бака. В то время, когда загорается желтая лампа – в баке 15 литров, указываем в настройках это. Заправляемся на полный бак и это тоже указываем в настройках.

Все. С основными шагами установки бортового компьютера на автомобиль мы ознакомились. Осталось только проверять, тестировать прибор, все ли работает. Также посмотрите настройки компьютера самостоятельно, потому что у бортовых компьютеров очень много возможностей. Надеемся, что эта инструкция поможет всем, кто купил и хочет установить бортовой компьютер на свой автомобиль самостоятельно.

› Установка бортового компьютера Мультитроникс

В принципе, все достаточно просто, и если никуда не спешить, то процесс занимает всего пару часов.
Поехали!

При установке данного Маршрутного Компьютера (МК) нам придется отсоединять фишки от блока управления двигателем, а также от приборной панели, поэтому сперва необходимо отключить массу от аккумулятора. Не забудьте, что после этого штатная магнитола при включении будет просить код разблокировки!

Прежде всего надо определиться с местом установки МК. Я решил, что для меня оптимальной будет его установка под маленьким бардачком возле зеркала заднего вида. Обзор к нему ничего не заслоняет, при парковке удобно, что цифры до препятствия находятся возле зеркала, в которое постоянно смотришь, да и в моей Тойоте Селике подобные приборы у меня размещены под потолком, и к ним я уже достаточно привык.

Так как приклеивать на двухсторонний скотч подставку МК я не хотел (не очень надежно, да и скотч при отдирании оставляет следы), то пришлось при помощи дремеля тонким сверлом вырезать четыре продольных дырки в подставке, которая предназначена для крепления на лобовом стекле.

А затем при помощи пары черных хомутов эта подставка прикрепляется к сетке бардачка. Прочно и аккуратно!

Подключаю к разъемам сзади МК шлейф с данными, а также сигнальные провода парктроников. Блин, еще ни разу не встречал, чтобы разъем вставлялся не с первого отмеченного контакта, а со второго! То есть трехпиновый разъем надо по инструкции подключать ко второму-третьему-четвертому контактам! Инженеры жгут!
Прикручиваем устройство к серому корпусу, а корпус — к закрепленному держателю. Серый пластик удачно вписывается в интерьер Элемента.

Плоские шлейфы я аккуратно свернул в трубочку и засунул в тонкую гофру, чтобы проводка не бросалась в глаза.

Снимаем обшивку стойки. Держится на двух пистонах, для снятия засовываем плоскую отвертку сверху, а потом пальцами тянем по направлению к пассажирскому сиденью. Внизу отключаем фишку, ведущую к пищалке, и снимаем пластик.

Протягиваем шлейфы под обшивкой, после чего можно ставить обшивку на место.

С парктрониками закончили, все должно работать. Протягиваем основной шлейф, закрепляя его по пути хомутами, к разъему ОБД2, и вставляем его в разъем. В принципе, на этом установку можно было бы завершить, компьютер не будет рассчитывать только остаток топлива в баке, но мы пойдем дальше.

Открываем бардачок. Плоской отверткой поддеваем ограничители хода по краям, а когда они отщелкнутся — то вытаскиваем их наружу.

Мозги уже близко. Снимаем большую плоскую фишку с клипсы, чтобы не мешалась (я просто надавил на фишку сверху вниз, и она соскочила) и отодвигаем ее в сторону.

Из мозгов вытаскиваем следующие фишки сверху по счету: первую (фишка Е) и четвертую (фишка В).

Далее самый сложный момент. На фишке В провода 2 (желтый), 3 (синий), 4 (красный) и 5 (коричневый) отвечают за действие с 1 по 4 форсунок, подключаться можно к любому проводу, я выбрал коричневый, так как он был с краю. Проводка фишки короткая, а сама она находится в глубине бардачка, поэтому чтобы снять с провода ножом два миллиметра изоляции — пришлось немного попотеть. Приматываем сюда синий провод с колодки МК, который отвечает за подключение к форсунке, после чего изолируем место соединения.

С фишкой Е все намного проще, так как тут проводка на порядок длинее. В нижнем ряду третий провод (синий) отвечает за сигнал тахометра (в некоторых моделях МК он задействован, но не в моей), а четвертый провод (синий с белой полосой) отвечает за сигнал с датчика скорости, к нему подключаем фиолетовый провод с колодки МК. В принципе, данные о работе форсунок и текущей скорости компьютер может брать с разъема ОБД2, но подключение напрямую к мозгам дает намного более точные измерения, как сказано в инструкции. Вставляем фишки обратно в мозги, плоскую фишку прикрепляем на место, хомутами закрепляем два наших провода, чтобы они не болтались — и все, ограничители хода бардачка можно ставить на место!

Из всех проводов, присутствующих на колодке маршрутного компьютера, понадобились лишь следующие:
Синий (форсунка)
Фиолетовый (датчик скорости)
Зеленый (датчик бензобака, про него позже)
НЕ ПОНАДОБИЛИСЬ, так как напряжение и данные берутся с разъема ОБД2:
Красный с желтым (плюс от аккумулятора и плюс от замка зажигания)
Черный (масса)
Белый (K-Line, данные ОБД2)
Коричневый (габарит, вроде как автоматически приглушает яркость дисплея компьютера, но мне данная фишка не нужна).

Чтобы провода не мешались, я отрезаю бОльшую их часть, после чего обязательно нужно заизолировать ОТДЕЛЬНО конец каждого провода, иначе возможно короткое замыкание разъема ОБД2 со всеми вытекающими!

Пришла очередь приборки. Плоской отверткой поддеваем черный пластик со стороны двери, тянуть его надо на себя (поперек корпуса авто, как будто открываешь водительскую дверь) — он держится на защелках. Откручиваем один шуруп, крепящий обшивку с торца, после этого, сидя в водительском кресле, тянем пластиковую обшивку вокруг приборной панели на себя, начиная с воздуховода — там все тоже держится на защелках.
Откручиваем четыре шурупа, которые держат приборную панель, и вытаскиваем ее.
На первой (большой) фишке приборной панели контакт номер 17 (нижний ряд, третий снизу, провод желтый с черной полоской) отвечает за показания уровня топлива в баке. Протягиваем зеленый провод с колодки МК под торпедой к жгуту приборной панели и подключаемся к желто-черному проводу.
Ставим на место приборную панель и пластиковую обшивку.

Три провода, которые я подключил, смотал в один пучок и разместил рядом с фишками штатной проводки за сабвуфером, чтобы не мешались. Теперь очередь датчика температуры на улице.

Упаковываю провод датчика температуры вместе с двумя моими сигнальными проводами в тонкую гофру.
Протягиваем гофру к фаре, по пути крепим хомутами.

Длины провода температурного датчика точно по сантиметрам хватило, чтобы прикрепить его под эмблемой «Хонда» как на фото. С улицы абсолютно незаметен, при движении показывает точную температуру, когда долго стоишь в пробке — начинает нагреваться и немного врать, но это некритично. В принципе, можно найти для него и другое место при желании.

Далее прикручиваем клемму аккумулятора на место и заводим двигатель. МК несколько минут будет занят автоопределением протокола, после этого по инструкции выполняем следующие пункты:
1. Установка даты и времени
2. В настройках указываем источники данных для форсунок, скорости и бака не «ЭБУ», а наши подключенные провода (иначе смысл из подключения теряется).
3. Указываем объем бака — 60 литров
4. Указываем границы предупреждений (например, я задал предупреждение «Двигатель прогрет» при температуре охлаждающей жидкости 55 градусов (когда стрелка температуры начала движение и пересекла левую границу шкалы) — компьютер сообщит, что можно приступать к движению.
5. Убеждаемся, что он правильно показывает скорость движения авто (по умолчанию на первом экране пользователя) — при неправильной скорости расход может быть фантастическим. Мне понадобилось установить коэффициент скорости 140%, чтобы спидометр и МК начали показывать одинаковые цифры, а расход был адекватным.
6. Производим калибровку бака по инструкции (когда загорается желтая лампочка — в баке 15 литров, заходим в настройки и указываем это), после чего заправляемся до отсечки пистолета, в баке 60 литров, снова по инструкции заходим в настройки и указываем это.
Основное вроде бы все. А вообще надо самому полазить по настройкам — у этого компьютера возможностей ну очень много!

Надеюсь, этот отчет поможет тем, кто хочет установить маршрутный компьютер самостоятельно! Ничего сложного в этом нет!

Цена вопроса: 3 000 ₽

В настоящее время многие автовладельцы стремятся установить бортовой компьютер в своих машинах. И такое желание вполне обосновано, так как данное полезное и удобное многоплановое устройство предоставляет множество востребованных функций. Например, бортовой компьютер ВАЗ 2109 позволяет не только повысить комфортабельность пребывания в авто, но и подобрать наиболее оптимальный режим движения в любых условиях.

Для того, чтобы установить бортовой компьютер карбюратор ваз, понадобится само предварительно приобретенное устройство, соответствующий переходник и кабель-провод. При интегрировании функционального агрегата в Калина и Приора, которые явно не представляют собой жигули концепт кар, сначала необходимо вынуть из установочного места магнитолу и снять крышку с надписью OPEN. Затем в задней стенке крышечного отсека просверливается круглое 17-миллиметровое отверстие для кабеля или его прямоугольный аналог с размерностью 17×10мм. Следует проявлять особую осторожность при осуществлении данного процесса, чтобы не повредить посторонние провода.

Далее кабель пропускается через полученное отверстие, удаляется отсек для мелочей, вместо которого устанавливается переходник подключения, продевается шлейф и закрепляется переходник оставшимися от отсека для мелочей винтами. После этого разъем сигнального шлейфа подключается к отводу, который расположен на колодке диагностики, интегрируются ранее снятые детали и закрепляются штатным креплением. В результате остается лишь установить сам бортовой компьютер карбюратор ваз.

В переднеприводных семейства Лада Самара 1 и 2 устройство устанавливается вместо заглушки, расположенной на консоли. Сняв ее, можно обнаружить 9-контактный стандартный разъем для его подключения. Коричневый провод коммутируется с гнездом М диагностической колодки в машинах Евро2 и с аналогом 7 – в автомобилях Евро3. Другой конец данной проводки включается в гнездо 2 колодки функционального агрегата, которая расположена в нижней части приборной панели. Синий провод подключается к гнезду 4 устройства, а внутренний датчик температуры выводится под капот.

Чтобы установить для ваз 2109 бортовой компьютер или модели 2108 дополнительно выполняются следующие подключения. Белый кабель цепи датчика уровня топлива присоединяется к 11 контакту комбинации приборов или к розовому проводу с красной полосой. Оранжевый кабель – ко 2 выходу колодки ЭБУ, размещенной под обшивкой салона рядом с левой ногой водителя. Розовый аналог – к 3 выходу этой же колодки.

В моделях ВАЗ 2110-12 установить бортовой компьютер, а позже , можно вместо часов на приборной консоли, для чего они снимаются, и реализуется вышеописанный процесс. Температурный датчик устанавливается в переднем бампере с расчетом на его защищенность от воды, снега, грязи и воздушного потока. В авто ВАЗ, выпущенных ранее 2001 года, достаточно часто отсутствует соединение с топливным датчиком. В данной ситуации 8 контакт разъема устройства соединяется с розовым кабелем 20 выхода красной панели комбинации приборов.

Что нужно для настройки бортового компьютера в авто

На современных моделях автомобилей иностранного производства устанавливается бортовой компьютер. Еще несколько десятилетий назад о таком новшестве практически в каждом автомобиле можно было бы и не мечтать. Теперь же, когда такое оборудование является штатной составляющей практически каждой иномарки, возникает другой вопрос: как настроить бортовой компьютер, если его до этого не было в машине?

Когда вы принимаете решение о том, что системы машины стоит дополнить ещё и бортовым компьютером, возникает еще одна проблема: как его установить. Это может сделать квалифицированный специалист, возможна и самостоятельная установка.

Установка бортового компьютера самостоятельно обладает преимуществом: вам не придется тратить дополнительные средства на оплату услуг специалиста.

Подключение бортового компьютера

Для того, чтобы настроить бортовой компьютер и начать им пользоваться, для начала его необходимо подключить. Почти любая модель этого оборудования легко устанавливается в машину. Для того, чтобы аппарат установили, в машине создан специальный разъем для подключения. Иначе его называют колодкой для диагностики. В редких случаях формат диагностического разъема может не совпасть с разъемом на бортовом компьютере. Тогда эту проблему можно решить при помощи специального переходника.

Если подключение переходника невозможно, провода можно провести напрямую к контактам. Подключение — только начало. Для того, чтобы аппарат заработал, необходимо правильно его настроить.

Настройка бортового компьютера

Для того, чтобы все показатели верно отражались на дисплее подключенного оборудования, необходимо его правильно настроить. Поскольку показатели, выводимые на экран, считываются с электронного блока управления автомобилем, данные будут считываться только при заведенном двигателе и работающей системе зажигания.

Бортовой компьютер удобен еще и тем, что обладает дополнительными функциями. Из-за этих дополнительных функций компьютер зачастую считают навигатором, хотя это — не основное назначение аппарата.

Автомобильный компьютер обычно работает в пользовательском режиме и режиме установок. Для настройки необходимо запустить именно его. Сначала определите тип ЭБУ и выберите его в списке, который выведется на экран в процессе настройки. Без выбора в системе блока управления настроить оборудование не выйдет. Затем определите режим определение количества топлива в баке и её расход. Можно внести все вручную или воспользоваться линейным заполнением через ЭБУ.

Читать еще:  Вес гаража металлического 6х3

Позже — определите параметры, которые стоит выводить на экран. как правило, это — показатель топлива. температуру включения вентилятора для охлаждения мотора, время, яркость подсветки. Это — минимальные параметры, которые стоит выносить на дисплей, чтобы пользоваться машиной было удобнее. Для того, чтобы настроить время на бортовом компьютере, воспользуйтесь значением на штатных часах и введите его в процессе настроек.

Автомобильные бортовые компьютеры

Бортовой компьютер в автомобиле нельзя отнести к предметам первой необходимости, однако это очень полезное устройство. Он и топливо поможет сэкономить, и о поломках предупредит, и предоставит кучу разнообразной информации о состоянии автомобиля. Стоят бортовые компьютеры недорого и часто окупают свою цену, спасая владельца от дополнительных трат на эвакуатор или автосервис.

Сегодня во многих автомобилях есть штатные бортовые компьютеры, однако они менее функциональны. Встроенные «компы» могут показать расход топлива, время поездки, забортную температуру, но ничего не скажут о неисправностях или техническом состоянии автомобиля. Часть альтернативных борткомпьютеров это умеют. Тем более есть смысл приобрести бортовой компьютер владельцам большинства отечественных машин и дешевых иномарок: у них нет штатного устройства и даже расход топлива приходится считать по чекам с заправки.

Возможности бортовых компьютеров

Сегодня топовые модели борткомпов имеют по нескольку сотен функций. Конечно, часть из них на практике бесполезны и используются редко, но такая цифра красноречиво говорит о возможностях этого типа устройств.

Бортовые компьютеры показывают сразу несколько параметров

Все функции можно поделить на несколько видов. Во-первых, вывод мгновенных параметров. Это текущее время, скорость автомобиля, обороты двигателя, температура охлаждающей жидкости, температура в салоне и на улице, остаток топлива в баке, бортовое напряжение и т. д. Во многих автомобилях подобная информация не выводится на приборную панель, а если и выводится, то с большей погрешностью. Кроме того, бортовой компьютер можно настроить, а приборную панель нет. Скажем, вы установили колеса размерностью больше, чем штатная. После этого спидометр непременно будет искажать информацию о скорости, тогда как бортовой компьютер можно откалибровать.

Во-вторых, индикация маршрутных параметров. С бортовым компьютером становится доступной информация о мгновенном расходе топлива, среднем расходе на 100 км, расходе топлива за текущую поездку, времени поездки, пройденном пути. Некоторые модели могут предсказывать запас пути на имеющемся топливе, рекомендовать среднюю скорость, подсчитывать время стояния в пробке.

В-третьих, отображение технических параметров. Производители постоянно сокращают количество информации, выводимой на приборную панель. На некоторых автомобилях кроме количества бензина ничего и не отображается. Бортовой компьютер же покажет и температуру охлаждающей жидкости, и напряжение бортовой сети, и массу других параметров.

Наконец, диагностика. В большинстве случаев бортовые компьютеры позволяют считывать коды ошибок электронного блока управления (ЭБУ) и сигнализировать о разного рода поломках. Конечно, профессиональный автосервис бортовой компьютер не заменит, но в некоторых случаях может подсказать владельцу тип неисправности или узел, который необходимо проверить.

Совместимость

Для карбюраторной машины подойдет и простенький «комп»

Идиллию в использовании автомобильных бортовых компьютеров разрушают проблемы совместимости — далеко не каждый «комп» подойдет для каждого автомобиля. Так, на карбюраторных машинах бортовой компьютер не то чтобы совсем бесполезен, но играет куда меньшую роль, чем на инжекторных. Как не трудно догадаться, связано это с тем, что в карбюраторных автомобилях мало электроники и датчиков, а также нет единого блока управления, который бы собирал и обратывал информацию. Так что функций в «компе» на карбюраторном автомобиле будет немного: тахометр, вольтметр, часы, термометр, октан-корректор и несколько других, менее значимых. Бортовой компьютер в карбюраторный автомобиль имеет смысл устанавливать, если на приборной панели нет тахометра или вольтметра — «комп» легко может заменить эти устройства. С этим справится даже самый дешевый гаджет. Если у вас карбюраторная машина — покупать дорогой компьютер нет смысла.

Во всей красе бортовые компьютеры проявляют себя на инжекторных автомобилях — тут в их распоряжении куча датчиков и электронный блок управления. Однако не все так просто. Производителей машин много, и каждый старается использовать уникальные блоки управления и протоколы передачи информации, причем они часто меняются. Изготовителям бортовых компьютеров постоянно приходится адаптировать свои устройства к «железу» различных авто. Иногда это получается, иногда нет.

Немного помогло производителям борткомпьютеров введение единого 16-контактного диагностического разъема OBD-2. Для автомобилей американского рынка этот разъем стал обязательным с 1996 года, европейского — с 2001-го, однако некоторые производители начали ставить его еще раньше. Сегодня работа с ЭБУ по стандарту OBD-2 — обязательная функция любого борткомпьютера. Впрочем, наличие в автомобиле разъема OBD-2 вовсе не гарантирует совместимость. У некоторых производителей слишком низкая, для бортовых компьютеров, скорость работы по этому стандарту или свой собственный «язык», который понимают не все гаджеты.

OBD-2 — хороший протокол. Он позволяет бортовому компьютеру добираться до многих диагностических функций ЭБУ, получать от него информацию с различных датчиков и считывать коды ошибок. Кроме того, по OBD-2 к бортовому компьютеру можно подключить автомобиль с дизельным двигателем.

Лучше OBD-2 может быть только оригинальный (то есть тот, который использует производитель) протокол передачи данных. Но рассчитывать на его поддержку в «компе» можно только владельцам популярных и широко распространенных автомобилей. В зависимости от модели борткомпьютера это могут от 1 до 20-30 машин. Подключение по оригинальному протоколу лучше, чем по OBD-2. Во-первых, оно проще, достаточно только воткнуть шнур в диагностический разъем ЭБУ. Во-вторых, быстрее, а скорость работы важна для борткомпьютеров. В-третьих, по оригинальному протоколу доступно больше параметров и способов диагностики. В некоторых случаях вообще можно управлять ЭБУ, например вручную задавать температуру включения вентилятора охлаждения (естественно, это актуально для автомобилей, у которых этой функцией заведует ЭБУ).

Даже если с вашим автомобилем бортовые компьютеры отказываются работать и по оригинальному протоколу, и по OBD-2, не стоит расстраиваться — к бензиновому инжекторному автомобилю бортовой компьютер всегда можно подключить в так называемом универсальном режиме. ЭБУ в этом подключении никак не задействован, компьютер напрямую подсоединяется к датчику скорости и к форсунке. Перед работой компьютер нужно настроить, а именно — указать производительность форсунки. Работает система так: «комп» отслеживает время открытия форсунки, умножает на производительность и на основе этих данных рассчитывает параметры, связанные с расходом бензина. Средняя скорость считается по датчику скорости. Однако диагностика и считывание кодов ошибок при таком подключении невозможны, поэтому этот способ применяют только в крайнем случае.

Установка

Компьютер на стекле

Чаще всего бортовые компьютеры поставляются в виде небольших квадратных или прямоугольных коробочек с монохромным дисплеем. Их с помощью присоски или липучки можно прикрепить в любом месте автомобиля: на торпедо, лобовое стекло, внутрисалонное зеркало, приборную панель. Это самый простой способ установки, но и самый неэстетичный. Компьютеры очень редко гармонично вписываются в салон автомобиля, кроме того, в некоторых моделях нужно как-то маскировать провода.

Куда привлекательнее смотрятся компьютеры, предназначенные для установки в стандартный однодиновый разъем. У них и дисплей обычно больше, и внешний вид симпатичнее. Но есть и неудобство — если однодиновый разъем в автомобиле один, то бортовой компьютер можно установить только за счет магнитолы, что сложно назвать приемлемым вариантом.

Редко, но можно встретить компьютеры, предназначенные для установки в конкретное место определенного автомобиля. Например, вместо часов или штатного борткомпьютера. Это идеальный вариант: и смотрится гармонично, и место для магнитолы не «расходуется». Однако в нашей стране такие решения можно найти разве что для отечественных автомобилей.

Компьютер в «штатном» месте ВАЗ-2114

Производители и цены

Лидером российского рынка бортовых компьютеров является компания Multitronics. Ее устройства зарекомендовали себя как надежные и очень функциональные (количество функции уже более 200). Правда, топовые гаджеты дорогие — до 6000 рублей, зато есть в модельном ряду и примитивные устройства стоимостью 500-800 рублей — покупатель может выбирать.

Примерно в таком ценовом диапазоне находится и продукция других компаний, среди которых можно выделить «ШТАТ» и Gamma.

Бортовой компьютер – диагностика

Бортовой компьютер – это устройство со сложной системой взаимосвязанных элементов, осуществляющий координацию и контроль, за слаженной работой всех компонентов современного автомобиля. По сути – это мозговой центр, куда стекается информация с периферийных приборов, после обработки которой, посылаются сигналы на определенные действия, направленные на решения ежесекундно возникающих задач.

Наделение механики электронными составляющими началось еще во второй половине 20 века, когда в машинах, участвующих в авторалли, различные узлы и агрегаты оснащались многочисленными датчиками. Постепенно, с их увеличением возникла необходимость объединения в единую систему. Стали появляться блоки управления, которых подчинили единому контрольному диагностическому центру.

  • 1 Классификация бортовых компьютеров
  • 2 Установка и настройка. Ничего сложного
  • 3 Режимы диагностики бортового компьютера
  • 4 Ремонт и замена бортового компьютера

Классификация бортовых компьютеров

Различают два типа бортовых компьютеров:

  1. узконаправленные

— управляющие, электронные блоки управления

— сервисные, предназначенные для самодиагностики.

Маршрутные созданы для расчета и отражения данных о движении автомобиля. Новые модификации имеют спутниковый навигатор. Способности такой разновидности ограничены следующими функциями:

— определение скорости (в расчетный период)

— построение направления пути

— расстояние до конца поездки

— сколько пройдено и сколько осталось до конца маршрута

— расчет времени – в пути и до конца маршрут

— расчет стоимости поездки

У разных производителей функции маршрутных бортовиков могут различаться, однако эти основные возможности есть у всех.

Информация показывается на ЖК или ОЛЭД экране, встроенную в саму конструкцию или выведенную на приборную доску в салоне. Часто в авто такой компьютер становится звеном в общей системе.

Сервисные – призванные определять неполадки в автомобиле. Еще одно его призвание – облегчить общую диагностику транспортного средства. Он собирает коды (текущие, переменные), сохраняет для считывания. Он осуществляет:

— сбор данных об электрической сети

— мониторинг тормозной системы

— диагностика системы двигателя

— постоянное снятие показаний с датчиков масла

— сохранение информации в памяти

Они тоже интегрируются в общую систему контроля.

Блоки управления – они определяет параметры и управляет работой самого мотора и целого ряда вспомогательных узлов.

Универсальные – мультифункциональные, с большим охватом подконтрольных систем, и расширенным функционалом. Это полноценный компьютер, аналогичный ПК (если снять его с автомобиля и поставить дома, вполне может заменить ПК). Он обладает достоинствами всех узкоспециализированных видов, имеет много дополнительных функций. Снабжен блок цветным сенсорным дисплеем. Устанавливается на приборной панели, в отсек для магнитолы. Функционал таких устройств, включает в себя:

— фиксирование, сохранение и расшифровку кодов ошибки

— графики узкоспециализированных модулей в своем составе (маршрутный, сервисный)

— разработка и запоминание маршрутов

— контроль, за расходными материалами (качества, интервала замены, текущего уровня)

— мониторинг узлов и компонентов автомобиля, фиксация текущих параметров, характеристики износа.

— управление и фиксация параметров двигателя

— вывод данных с датчиков радара парктроника

Всего около 200 функций.

Одними из наиболее популярных и востребованных, считаются приборы компании MULTITRONICS. Есть некоторые модели других фирм, неплохо выдерживающие конкуренцию.

Установка и настройка. Ничего сложного

Установку нового бортового компьютера на свой автомобиль лучше и дешевле сделать в дилерских сервисных центрах, где заранее выясняется стоимость конкретной модели устройства и цену услуги, а также, согласовывается место установки в автомобиле. Это могут быть: в специально отведенное для него, место под заглушкой, отверстие на панели для магнитолы, место штатных часов, лобовое стекло, над зеркалом.

На примере установки в место для часов, рассмотрим алгоритм действия:

  1. Вынуть разъем ЭБУ, предварительно сняв «массу» с АКБ, чтобы не навредить блоку.
  2. Отсоединить часы и снять заглушку
  3. Поставить на его место прибор и соединить питание
  4. Замкнуть контакты прибора на разъем ЭБУ. Нужно убедиться, что клеммы прикручены до упора.
  5. После подключения требуется калибровка и настройка прибора. В этом нет ничего сложного, просто нужно следовать указаниям установщика, или внимательно прочитать инструкцию.

Режимы диагностики бортового компьютера

Закономерным явлением считаются всякие неполадки и сбои в бортовой электронике автомобиля. Механические перегрузки, влага, грязь и перегревы приводят к различным неприятностям, требующим немедленной диагностики и устранения. Что может выявить стандартная диагностика:

  1. Размыкание цепи, вследствие замыкания или обрыва проводки различных датчиков
  2. Несовместимость или некорректная идентификация, а так же отсутствие адаптации, вновь установленных или замененных, деталей
  3. Необходимость замены различных элементов систем, вплоть до самого бортового компьютера

Современные модули БК позволяют получить точные результаты самодиагностики, без применения сторонних приборов. Перемыкая соответствующие контакты, по рекомендации подробной инструкции, можно перевести модуль в разные режимы тестирования.

— считка и сброс кодов

— обработка данных с датчиков контроля впрыска и скорости, управление этими функциями

— проверка работы самого БК

— калибровка и внесение изменений в индикацию

— регуляция подачи горючего

— климат – контроль, выявление ошибок и корректировка параметров

Общий функционал, конечно, удобный и обширный. Однако, для самостоятельного устранения ошибок и настройки расшатавшейся системы, информации мало. Зачастую, она ограничивается определением места и последствия поломок, без указания причин и методов их устранения. Поэтому профессиональная диагностика, все ровно, необходима.

Ремонт и замена бортового компьютера

Электронные устройства в современном автомобиле – это высокотехнологичные, с большим запасом прочности, приборы, требующие регулярного обслуживания и правильного пользования. Прежде, чем окончательно выйти из строя, и поставить водителя в безвыходное положение, они будут назойливо напоминать о себе. Проигнорировав сигналы бедствия, вы поставите под угрозу жизнеспособность всех элементов, связанных с бортовым компьютером (а это почти все приборы и системы в конструкции автомобиля).

При первых же подозрениях, обратитесь к специалисту. Он, с помощью высокоточных сканеров, считает коды ошибок, проанализирует расшифровку, правильно определит причины неполадок, и найдет пути их устранения.

Чаще всего, устанавливаются следующие причины:

— расшатывание систем EPS (стабилизация) и ASR (анти пробуксовка)

— разлад в системах круиз- и климат-контроль.

Антиблокировочная система подвергается сильным колебаниям и резким толчкам со стороны ступиц, которые расположены в опасной близости к ABS. Так же на него влияют последствия непрофессионального вмешательства со стороны неквалифицированных автомехаников.

Появление негаснущего сигнала на приборной панели, сигнал для посещения центра техобслуживания. Там проведут диагностику, восстановление системы, смену датчика, а в случае надобности, произведут замену блока.

Вызвать поломку ESP могут: механическое воздействие, замыкание, нарушение герметичности и попадание туда воды. Действия автомеханика такие же, как и при поломке ABS.

Ремонт круиз — контроля — определение состояния переключателей, восстановление управления, замена компонентов системы.

Проблемы системы климат — контроля связаны с коротким сроком эксплуатации его элементов. Чаще всего ломаются моторчики заслонок или снижение уровня хладагента. Нужно дозаправить кондиционер и заменить компоненты системы.

Соблюдение ряда нехитрых правил поможет избежать поломок электронных систем, а значит сэкономить на дорогостоящем ремонте:

— чистота проводов и контактов

— не запускать двигатель от внешних источников

— не использовать провода, замотанные проволокой

— не допускать повышенной влажности системы.

Заменить бортовой компьютер на недорогой универсальный функционал можно и самостоятельно. Дело это не сложное, и не требует обширных познаний. Однако если речь идет о замене на устройство с мощным программным обеспечением, без квалифицированного специалиста не обойтись.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector