Camgora.ru

Автомобильный журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ГБО 4-го поколения

ГБО 4-го поколения

Газобаллонное оборудование 4-го поколения — самый распространенный на сегодняшний день вид ГБО во всем мире. Принцип работы заключается в распределенном впрыске газовоздушной смеси через форсунки, подведенные каждая к своему цилиндру. В ГБО 4-го поколения газ поступает в двигатель в газообразном виде, из-за того что жидкий газ предварительно испаряется в редукторе.

Данная конструкция позволяет использовать ГБО 4 под разные виды газа: как для компримированного природного газа — метана, так и для сжиженного нефтяного газа — пропан-бутана. Четвертое поколение уникально и тем, что может использоваться как на бензиновых, так и на дизельных двигателях. Важно знать, что у ГБО под дизель есть свои особенности и ограничения.


Схема установки ГБО 4-го поколения

Преимущества ГБО 4-го поколения

Одно из важных преимуществ газобаллонного оборудования 4-го поколения — его универсальность:

  • можно использовать оба вида газа
  • подходит на большинство современных автомобилей

Стоимость у ГБО 4 примерно в 3—4 раза дешевле чем стоимость ГБО 5. Например, в Москве цена установки газобаллонного оборудования 4-го поколения на среднестатистический легковой автомобиль — 23 000 руб. Данная сумма включает в себя всю установку ГБО «под ключ»: подкапотное оборудование, все магистрали, газовый баллон, запорную арматуру, заправочное устройство, а также монтаж всей системы.


Редуктор, рампа и блок управления ГБО 4-го поколения

Еще одно достоинство — большое количество официальных установочных центров по всей России, специализирующихся именно на монтаже ГБО 4-го поколения. Пользователю важно найти специализированный установочный центр, с надежными поставщиками и дистрибьюторами, а не «серого» установщика, который сделает монтаж дешевле, но без гарантий и ненадлежащего качества. Доступность запасных частей — тоже большой плюс. В отличие от ГБО 5, запасные части, комплектующие и прочие детали газобаллонного оборудования 4-го поколения, легко приобрести в любом установочном сервисе.


Баллон ГБО-4 поколения с мультиклапаном

Недостатки ГБО 4-го поколения

ГБО 4 не подходит на современные двигатели с технологией непосредственного впрыска топлива в цилиндры: TSI, TSI, TFSI, DGI. Пожалуй, это единственный значимый недостаток системы 4-го поколения. С другой стороны, моторы с непосредственным впрыском устроены таким образом, чтобы расходовать топливо экономичней, чем моторы более ранних версий. В связи с этим увеличивается срок окупаемости и без того дорогого ГБО 5-го поколения.

Установить ГБО 4

Поставить ГБО 4-го поколения можно в любом установочном центре «OMVL». Вы можете заказать установку на нашем сайте или позвонить напрямую в ближайший к вам установочный центр.

Отличие ГБО 4 и 5 поколений

Заплатить больше и поставить пятое поколение или же остановится на четвертом?

  • Отличия между 5 и 4 механизмами подачи газа
  • Повышенная мощность и динамика
  • Простота в обслуживании

В наше время на автомобилях очень часто встречается установленное газобаллонное оборудование, которое дает возможность заменить дорогой бензин на более дешевый газ. Если честно — то первые установки, были мягко сказать не очень высокого качества, хотя конечно и помогали экономить, однако сейчас, такие устройства шагнули далеко вперед, не многие знают что сменилось уже пять поколений и скоро появится шестое, сейчас такое оборудование не такое «страшное». Однако среди моих читателей ходит такой выбор, переплатить деньги и поставить пятое поколение или же остановится на четвертом? Про это сегодня и подумаем…

Да системы ГБО, достаточно прочно вошли в наш обиход, это понятно ведь всем охота экономить, газ примерно в два раза дешевле, чем бензин. Причем сейчас появляются установки, которые уже можно установить на дизель, что делает его еще более экономным (ведь дизеля тратят топлива меньше на 30%, чем бензиновые варианты).

Отличия между 5 и 4 механизмами подачи газа

На данный момент широко используются 5 вариантов газобаллонного оборудования для авто. Самыми популярными являются два последних. Рассмотрим основные отличия 5 и 4 версий.

Наиболее существенная особенность газобаллонноого оборудования пятого поколения – использование газа в жидком виде, вместо парообразного. В этом кроется важнейшее отличие ГБО 5 поколения от ГБО 4 поколения.

Газобаллонное оборудование 4 требует разогрева редуктора и газа перед использованием, поскольку это определяет плотность используемой топливной смеси, а от этого в свою очередь зависит и ее объем.

В 5 же модели газ используется в жидком виде, в результате чего плотность при смене температуры изменяется совсем незначительно.

Кроме того, в новой версии инженеры разработали специальный алгоритм, осуществляющий автоматический расчет топлива по массе. То есть, если плотность газа меняется, то автоматически вносятся необходимые корректировки.

Чтобы обеспечить непрерывную подачу сжиженного газа, используется насос, прокачивающий топливо по системе. В результате этого в таком оборудовании используется «обратка». Это – еще одно отличие между ГБО 5 поколения и ГБО 4 поколения.

Следующая особенность – для прогрева редуктора в предпоследней версии подводилась жидкость, которая охлаждает двигатель. Такое ее использование могло стать причиной серьезных поломок: для подведения этой жидкости приходилось разрезать системы охлаждения, использовать тройники и тому подобное.

В новой же версии редуктор не используется, поэтому в охладительной системе мотора не нужно ничего менять, и она будет работать, как и раньше.

Повышенная мощность и динамика

В новой модели системы подачи газа применяются современные форсунки, обрабатывающие импульсы от 0,6 мс, в результате чего отсутствует необходимость в фильтрации экстра-впрысков на последних моделях силовых агрегатов. В предыдущей же версии системы минимальное время, которое требуется на открытие форсунок, составляет 2,5 мс, что создает определенные неудобства. Это – очередное отличие ГБО 5 поколения от ГБО 4 поколения.

Визуализация процесса подачи жидкого газа по первой разработке «Виалле» 1995 года для ГБО 5

В результате использования медленных форсунок в 4 версии иногда были заметны незначительные потери мощности и в динамике, также в результате этого не было возможности точно дозировать топливную подачу. В автомобилях же с 5 моделью не только нет потерь в динамике, но также иногда наблюдаются возрастание мощности, что подтверждают проведенные тестирования на динамометрическом стенде.

Простота в обслуживании

Следующей важной разницей между двумя последними версиями газобаллонного оборудования является практически полное отсутствие необходимости в каком-либо обслуживании. Как известно, эксплуатация 4 версии требует регулярной чистки и ремонта редуктора, обслуживания и замены газового инжектора, частого регулирования системы впрыска. Ничего этого в новой модели нет: требуется только своевременно проводить замену насосного фильтра.

Немаловажным отличием ГБО 5 является использование в последней модели максимально высококачественных комплектующих. Благодаря этому в транспортном средстве, работающем на 5 поколении, в салоне не будет никакого запаха газа, как и под капотом или даже возле самого авто: все соединения системы максимально герметичны.

Таким образом, 5 поколение газобаллонного оборудования имеет немало отличий от 4 поколения, большинство из них полностью устраняют недостатки системы подачи газа предпоследней модели, увеличивает мощность, а также упрощает использование системы из выключения многих элементов из системы ГБО, таких как редуктор.

Десяти минутный рассказ о преимуществах и недостатках ГБО 5 по сравнению с предшественниками

Газобаллонное оборудование автомобиля

Классификация ГБО по поколениям

1 поколение

Механические системы с вакуумным управлением, которые устанавливают на бензиновые карбюраторные автомобили.

2 поколение

Механические системы, дополненные электронным дозирующим устройством, работающим по принципу обратной связи с датчиком содержания кислорода (лямбда-зонд). Они устанавливаются на автомобили, оснащенные инжекторным двигателем и катализатором.

3 поколение

Системы, обеспечивающие распределенный синхронный впрыск газа с дозатором-распределителем, который управляется электронным блоком. Газ подается во впускной коллектор с помощью механических форсунок, которые открываются за счет избыточного давления в магистрали подачи газа.

4 поколение

Системы распределенного последовательного впрыска газа с электромагнитными форсунками, которые управляются более совершенным электронным блоком. Отличаются тем, что газ подается непосредственно во впускной коллектор через специальные газовые форсунки. Они управляются собственным электронным блоком управления, который синхронизирует свою работу со штатным контроллером и одновременно выполняет функции эмулятора.

Такая система популярна на рынке из-за дешевизны и быстрой установки. Она может взаимодействовать со штатным блоком управления мотором через диагностический разъем OBD-2, и тогда точность регулировки становиться выше. На двигатели с непосредственным впрыском топлива устанавливают систему ГБО 4+, которая завязана на работу с блоком управления двигателем. Это обусловлено конструкцией двигателя, когда в камеру сгорания поддается бензин для её охлаждения.

5 поколение

Главное отличие — газ поступает в коллектор не в испаренном состоянии, а в жидком. Это позволяет точнее дозировать подачу топлива и повышает экономичность. Данная система малочувствительна к резким изменениям температуры и обеспечивает пуск мотора на газе даже зимой. При изготовлении оборудования 5-го поколения используется элементная база, которая принципиально отличается от предыдущих. Одним из отличий является, устанавливаемый насос, благодаря которому на газовые форсунки подается жидкий газ.

6 поколение

Основные компоненты

Редуктор-испаритель — для подогрева смеси пропан-бутана, ее испарения и снижения давления до величины, близкой к атмосферному давлению.

Газовый редуктор — для снижения давления газа и переводе его из жидкого состояния в газообразное. Для этого необходим обогрев редуктора жидкостью из системы охлаждения. Может иметь вакуумное либо электронное управление. На всех редукторах производится регулировка давления газа специальным винтом.

Электромагнитный газовый клапан — для перекрытия газовой магистрали при стоянке или работе двигателя на бензине. Снабжен фильтром для очистки топливной смеси.

Электромагнитный бензиновый клапан в карбюраторных автомобилях отсекает подачу бензина при работе двигателя на газу. В инжекторных автомобилях его функции выполняет эмулятор форсунок.

Переключатель видов топлива — устанавливается в салоне автомобиля и предназначен для перевода двигателя с одного вида топлива на другой с места водителя без остановки двигателя. Встречаются переключатели, на которых с помощью светодиодов показывается уровень газа в баллоне.

Мультиклапан — монтируется на горловину баллона. Включает в себя заправочный и расходный клапана, указатель уровня газа и заборную трубку. Специальный скоростной клапан перекрывает утечку газа при аварийном повреждении газовой магистрали.

Венткоробка — крепится на горловину баллона. Внутри нее помещается мультиклапан. В случае утечки газа из баллона венткоробка отводит его пары из багажного отделения наружу.

Емкость для газа. Встречаются баллоны цилиндрические и торроидальные (для ниши под «запаску»). По правилам техники безопасности заполняются не более, чем на 80% от полного объема.

Различают баллоны 4 поколений: первого типа — полностью стальные; второго — из легированной стали с композитной обмоткой; третьего — алюминиевый сосуд с композитной обмоткой) и четвертого типа — самые современные, долговечные и легкие — из композитных материалов.

Как работает и схема ГБО

Сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан) под давлением поступает из баллона (1) в газовую магистраль высокого давления (3). Расход газа из баллона происходит посредством мультиклапана (2), через который также осуществляется заправка с помощью выносного заправочного устройства (4). По магистрали газ в жидкой фазе попадает в газовый клапан-фильтр (5), который очищает газ от взвесей и смолистых отложений и перекрывает подачу газа при выключении зажигания или при переходе на бензин.

Далее очищенный газ по трубопроводу поступает в редуктор-испаритель (6), где давление газа понижается с шестнадцати атмосфер до одной. Интенсивно испаряясь, газ охлаждает редуктор, поэтому последний присоединяется к системе водяного охлаждения двигателя. Циркуляция тосола позволяет избежать обмерзания редуктора и его мембран. Под действием разряжения, создаваемого во впускном коллекторе работающего двигателя, газ из редуктора по шлангу низкого давления через дозатор (7) поступает в смеситель (8), установленный между воздушным фильтром и дроссельными заслонками карбюратора. Иногда вместо установки смесителя производится непосредственная врезка газовых штуцеров в карбюратор.

Управление режимами работы осуществляется с помощью переключателя видов топлива (10), установленного на панели приборов. При выборе позиции «ГАЗ» переключатель открывает электромагнитный газовый клапан (5) и отключает электромагнитный бензиновый клапан (9). И, наоборот, при переходе с газа на бензин, переключатель закрывает газовый клапан и открывает бензиновый. С помощью светодиодов переключатель позволяет контролировать, какое топливо используется в данный момент.

Цены на установку ГБО на авто и работы в Москве и Московской области

А теперь о главном

Совершенствование топливной системы бензинового авто привело сначала к появлению моноинжекторной системы, затем инжекторной системы с распределенным впрыском, сейчас же на авто стали устанавливать инжекторную систему с непосредственным впрыском топлива в камеры сгорания.

Применение системы непосредственного впрыска, когда бензин поступает из топливных форсунок непосредственно в цилиндр, позволило снизить, причем существенно, потребление топлива, при этом выходная мощность установки не снизилась.

Общий принцип работы данной системы питания одинаков, но у разных компаний она имеет разное обозначение: у Volksvagen это FSI и TSI, у Mercedes-Benz – CGI, у Toyota — D4, а у Ford – EcoBoost.

Но поскольку бензиновые форсунки устанавливаются в головке блока цилиндров, и распылитель их находится в камере сгорания, то это исключает применение распространенного газобаллонного оборудования 4 поколения на авто с этой системой питания.

И все потому, что нельзя прекращать подачу бензина через форсунки, поскольку из-за его отсутствия не производится охлаждение и смазывание элементов форсунки, а отверстия распылителя без постоянного промывания их бензином попросту закоксовывались.

В итоге, форсунки без постоянной работы быстро выходят из строя.

Газобаллонное оборудование 6 поколения

Компании, занимающиеся производством газобаллонного оборудования, чтобы не остаться не у дел, взялись за решение данной проблемы, что привело к появлению сначала принципиально нового поколения оборудования, являющегося уже пятым поколением, но это оборудование подходит для использования на инжекторные авто с раздельным впрыском.

Затем на его основе было создано шестое поколение ГБО, дающее возможность использовать его на авто с непосредственным впрыском без нанесения вреда бензиновым форсункам штатной системы.

Официальное название газобаллонного оборудования 6 поколения -Liquid Propane direct ingection, сокращенно LPdi.

Конструкция данного оборудования несколько сходна с ГБО 5 поколения, но имеются и конструктивные различия.

Основным достижением при создании пятого и шестого поколения оборудования стало обеспечение подачи газа в цилиндры в жидком состоянии.

Это обеспечивает меньшие агрегатные потери газа и более точную дозировку. Привело это все к минимизации разницы потребления газа относительно бензина.

Всего этого удалось достигнуть путем полного пересмотра принципа работы оборудования. Многие элементы, которые были общие для первых четырех поколений оборудования, были исключены, на замену им пришли новые.

Цены на установку ГБО на авто и работы в Москве и Московской области

Все цены указаны за оригинальную комплектацию, рекомендованную производителем и сертифицированную в соответствии с требованиями РФ.

Указана базовая стоимость за установку ГБО с газовыми баллонами российского производства и без учета дополнительных услуг.

Установка итальянского газобаллонного оборудования для сжиженного нефтяного газа (пропан-бутан)

Дополнительные опции

Рейтинг ГБО

Alpha
По результатам опроса 1533 клиентов

ОпцияЦена
1Комплект технических экспертиз6 000 руб. 3 000 руб.*
2Установка фильтра газа с сепаратором конденсата и сменным картриджем из полиэстра500 руб.
3Установка ГБО со снятием впускного коллектора2 000 — 4 000 руб.
4Установка датчика уровня газа в баллоне ГБО1 500 руб.
5Установка баллонной арматуры с электромагнитным клапаном (класс ECE R67-01)2 000 руб.
6Установка второго газового редуктора ГБО1 500 руб.
7Обшивка баллона карпетом2 000 руб.
8ТО-1 (Проверка состояния ГБО, продувка редуктора, замена фильтра ПФ и корректировка параметров)1 300 руб.
9ТО-2 (Проверка состояния ГБО, продувка редуктора, замена фильтров ПФ и ГК, корректировка параметров)2 300 руб.

* Стоимость комплекта технических экспертиз указана со скидкой 50% при условии установки ГБО в нашем центре.

Установка итальянского газобаллонного оборудования для сжатого природного газа (метан)

Дополнительные опции

ОпцияЦена
1Комплект технических экспертиз6 000 руб. 3 000 руб.*
2Армирование баллонного вентиля с электромагнитным клапаном3 500 руб.
3Установка вариатора зажигания4 400 руб.

* Стоимость комплекта технических экспертиз указана со скидкой 50% при условии установки ГБО в нашем центре.

Конструкция ГБО 6 поколения

Емкость для содержания газа – баллон, у оборудования 6 поколения остался, но его пришлось дорабатывать.

Ведь чтобы газ оставался в жидком состоянии, его нужно подавать под высоким давлением, для создания которого в баллон интегрировали газовый насос высокого давления.

Из баллона выходит две магистрали.

Первая используется для дальнейшей передачи жидкого газа под давлением на остальные элементы оборудования, а вторая магистраль предназначена для возвращения невостребованного газа обратно в баллон.

Эти магистрали, в отличие от трубопроводов первых четырех поколений, сделанных из меди, состоят из синтетического волокна, что обеспечивает им высокую надежность.

Это и есть два конструктивных сходства по механической части между ГБО 5 и 6 поколений.

Далее конструкция у этих оборудований различная.

Если у ГБО 5 поколения дальше в конструкцию был включены блок клапанов с регулятором давления и газовые форсунки, которые подавали жидкий газ в коллектор, то у газобаллонного оборудования 6 поколения всего этого нет.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Как сделать шины низкого давления своими руками

В ГБО 6 поколения жидкий газ подается в блок замещения топлива, он же модуль согласования или Fuel Selection Unit, сокращенно FSU.

Этот блок врезается в магистраль подачи бензина и получается, что к нему подводится и бензиновые магистрали и газовые.

Это и вся механическая составляющая газобаллонного оборудования 6 поколения. Никаких газовых форсунок нет.

А электронная часть состоит из блока управления, подключенного к штатному блоку управления инжекторной системы.

Предметно о различиях систем ГБО

Какие еще преимущества открывает перед водителем установка ГБО VI

Экономия топлива

Если сравнить объемы потребляемого бензина и газа, то шестерка расходует на 10-15% больше по сравнению с нефтепродуктом. Это такие же объемы, как и при эксплуатации четвертого поколения систем.

Без потерь мощности, динамики и крутящегося момента

Газовое оборудование 6 поколения имеет идентичный принцип работы бензинового мотора, вплоть до впрыска газа в жидком виде.

И при этом мощности системы с головой хватает, чтобы «многолошадные» авто сохраняли свою производительность при переходе на высокие обороты.

Такого не позволяла достичь ни одна газовая установка до этого. Все, на что ваш автомобиль был способен на бензине, он демонстрирует и после установки ГБО.

Защита мотора

В таких системах топливо попадает в цилиндры и там же прогорает. Поэтому все примеси, которые есть в газе, не попадают в систему.

А значит, и двигатель, и другие элементы топливной системы будут служить дольше. В более ранних установках роль очистителя от таких примесей выполняет фильтр.


Экологическая безопасность

Установки 6-го поколения разработаны в соответствии с экологическими стандартами Euro 5 и Euro 6, которые регулируют содержание вредных веществ в выхлопных газах.

Устанавливая такую систему, вы заботитесь об окружающей среде, сокращая уровень выбросов от эксплуатации вашего авто на 20%.

Здесь вы получаете не только огромный плюс к карме, но и делаете вклад в «зеленое» будущее планеты.

Ставить или не ставить: ГБО 6 поколения цена

Поговорим начистоту. Стоимость VI установки в 2,5-3 раза выше, чем у хорошей системы 4 поколения. Да, это действительно немало. Но если вы хотите перейти на газ и годами экономить на бензине без ущерба мощности и динамике авто, то это как раз то, что нужно.

С точки зрения технической реализации система идеальна, и этого у нее не отнять. Это надежные установки, которые полностью довольствуют немалые аппетиты автомобилей премиум-класса.

Устанавливать или не устанавливать, решать только вам. Но когда приобретаешь Range Rover, хочется именно кожаные сидения, правда?

Альтернатива системам VI поколения

для автомобилей с прямым впрыском

ГБО 4 для авто с прямым впрыскомГБО 6
Цена: от 700 € (Польша), от 950 € (Италия).Цена: 2500 € (Голландия).
Принцип работы: смешанная подача топлива газ/бензин – 80/20(Польша), 90/10 (Италия).Принцип работы: 100% на газе.
Расход газа: на 10-15% больше чем бензина.Расход газа: на 10-15% больше чем бензина.
Обслуживание: каждые 10 000 км.Обслуживание: нет необходимости.
Динамика автомобиля: не теряется.Динамика автомобиля: не теряется.

Если же VI поколение вам пока не по карману, есть другой вариант. Четвертое поколение систем для автомобилей с прямым впрыском довольно хорошо зарекомендовало себя на автомобилях, чья мощность гораздо выше 100 л.с.

Характер езды на больших оборотах у четверок, конечно, не сравнится с новыми системами, и «на холодную» нужно заводиться на бензине, но для поездок в среднем режиме их вполне хватает. Цена здесь также играет немаловажную роль, но в любом случае выбирать вам.

Принцип работы

А работает это все так. При включении системы в работу, насос начинает качать жидкий газ, для увеличения давления и исключения перехода газа в газообразное состояние. Под давлением газ по магистрали подачи поступает к блоку замещения топлива.

При переходе работы силовой установки на газ, блок замещения перекрывает бензиновые магистрали и открывает газовые.

Газ в жидком состоянии, уже по бензиновым магистралям, проходит через бензиновый насос высокого давления, где его давление выравнивается согласно требованиям и далее подается на бензиновые форсунки, которые выполняют роль газовых.

При этом газом производится смазка и охлаждение их, а также предотвращается закоксовывание распылителей, поскольку форсунки постоянно включены в работу.

Излишки газа, которые были не востребованы, по магистрали обратной подачи возвращаются в баллон.

Поскольку дозировка газа производится штатной системой питания, то в задачу газового электронного блока входит только переключение магистралей подачи в блоке замещения топлива.

Как это работает

Описать работу ГБО нового 6 поколения можно примерно так:

  • Система включается в работу, и в этот момент насос качает газ, находящийся в жидком агрегатном состоянии.
  • Этот процесс необходим, чтобы повысить давление в системе и не позволить жидкому газу стать газообразным.
  • Находясь под давлением, газ движется по магистрали и попадает на блок замещения.
  • Когда двигатель машины работает на газу, требуется предварительно перекрыть бензиновую магистраль и открыть газовую. Это делается за счёт блока замещения.
  • Жидкий газ, двигаясь через бензиновые магистрали, поступает на топливный насос высокого давления (ТНВД).
  • За счёт работы насоса давление газа выравнивается, исходя из требований двигателя, и жидкость поступает на форсунки.
  • Здесь бензиновые форсунки выполняют роль газовых распылителей.
  • С помощью газа выполняется охлаждение и смазка форсунок, они защищаются от коксования, поскольку форсунки не прекращают работать.
  • Часть газа остаётся неиспользованной, и по специальной магистрали этот объём направляется обратно в баллон.

Заводская система, отвечающая за питание двигателя, руководит дозировками газа. А газовый блок управления выполняет незначительный объём работ. Ему лишь требуется своевременно переключать магистрали в блоке замещения. Всё остальное делает штатный ЭБУ автомобиля.

В итоге принцип работы, на котором основано ГБО 6 поколения, вполне понятен.

Что входит в комплектацию ГБО на примере системы 4 поколения

Среди автовладельцев становится все популярней установка газобаллонного оборудования, эффективность и рациональность использования которого подтверждены опытным путем.

ГБО классифицируют на два вида в зависимости от типа используемого газа. Оно делится на пропан-бутановые установки и метановые. Для легковых машин популярным является первый тип, а устройства, работающие на метане, используются на грузовых автомобилях, внедорожниках и кроссоверах. Чтобы понимать принцип работы ГБО, необходимо разобраться с его конструктивными элементами.

Из каких конструктивных частей состоит ГБО

Цены нефтепродуктов постоянно растут, что побуждает водителей переходить на альтернативные варианты систем, к которым принадлежит газобаллонное оборудование. Возможность его применения имеется у всех владельцев автомобилей с бензиновыми двигателями, а основная причина установки ГБО в СПб заключается в экономии до 40%. Чтобы начать получать выгоду уже сегодня, следует подобрать подходящий комплект для вашего авто и доверить его монтаж с настройкой специалистам компании «Даждь-ГАЗ». В комплектацию ГБО 4-го поколения, которое является одним из самых популярных систем, входят следующие конструктивные части:

  1. Газовый баллон — размещается в багажном отсеке автомобиля. Изделия бывают двух основных вариантов исполнения: цилиндрические и тороидальные. Преимущество второго типа в том, что его можно установить в отсек для запасного колеса.
  2. Мультиклапан — он размещается в баллоне и представляет собой многофункциональное устройство, отвечающее за заправку емкости, безопасность эксплуатации и подачу жидкого газа через топливные магистрали к редуктору.
  3. Редуктор — устройство, отвечающее за снижение давления газа, а также его преобразование в парообразную форму. На входе в редуктор размещается фильтр грубой очистки, который препятствует проникновению внутрь изделия различных загрязнений. Размещается редуктор в подкапотном пространстве и соединяется с системой охлаждения автомобиля. Основным критерием его выбора является мощность двигателя.
  4. Электромагнитные форсунки — их количество соответствует числу цилиндров двигателя. Основное предназначение заключается в подаче газа к впускному коллектору, где парообразная его составляющая смешивается с воздухом и поступает в цилиндры. Главным параметром форсунок является скорость открытия, от этого зависит их стоимость. Для обеспечения максимальной эффективности работы двигателя выбирать форсунки нужно со значением времени их открытия, приближенного к показателю срабатывания штатных изделий.
  5. Блок управления — одна из самых дорогих деталей ГБО 4 поколения. Отвечает за работу системы в автоматическом режиме. Ее еще называют «мозгами», так как этот блок определяет время открывания форсунок для подачи газа, а также количество подаваемой порции, которая зависит от режима работы двигателя.
  6. Датчики (МАП и температурный)— устройства, благодаря которым ЭБУ фиксирует температуру двигателя для переключения на работу от ГБО, а также контролирует давление в системе.

Обязательным конструктивным элементом является кнопка переключения с индикацией, размещаемая непосредственно в салоне автомобиля.

Особенности функционирования ГБО

Многие автовладельцы эксплуатируют автомобиль на газу и даже не задумываются о том, как же работает система. Анализируя процесс функционирования ГБО 4 поколения, следует отметить:

  • после запуска мотора он работает на бензине до температуры прогрева более 30 градусов, после чего происходит автоматическое переключение на газ;
  • газ в жидкой форме поступает к редуктору, где он преобразуется в парообразную форму, и через фильтр тонкой очистки поступает к форсункам. Между редуктором и форсунками газ находится под давлением не более 1,5 атм.;
  • в определенный момент времени ЭБУ подает сигналы на открытие форсунок, через которые газ поступает в коллектор.

Чтобы обеспечить не только эффективную, но и безопасную работу системы, следует тщательно подойти к выбору оборудования, его монтажу и настройке.

ГБО — что это? Установка, подключение, настройка ГБО. Отзывы о ГБО 2 и 4 поколения

В разговорах профессиональных водителей термин ГБО можно услышать достаточно часто. Причем эту таинственную аббревиатуру используют не только матерые дальнобойщики или водители легких грузовиков, но и самые обычные владельцы легковушек. Мы расскажем все о ГБО: что это, каких видов и типов бывает. А также узнаем, как оно устанавливается, эксплуатируется и обслуживается.

ГБО: что это и для чего нужно

Это сокращение расшифровывается достаточно просто: газобаллонное оборудование. Во времена постоянно дорожающего бензина или дизельного топлива переход на природный газ способен существенно сократить расходы владельцев транспортного средства.

И хотя газовое топливное оборудование для автомобиля стоит недешево, а его установка достаточно сложна, в долгосрочной перспективе использование в качестве топлива пропан-бутана (реже – метана) обходится гораздо дешевле. Таким образом, установка ГБО на любой класс автомобиля достаточно быстро окупается с лихвой. Считается, что для относительно недорогих комплектов газового автомобильного оборудования «точка рентабельности» наступает уже после 10 000 пройденных километров.

Использование пропан-бутановой смеси

Пропан-бутан, используемый в автомобильных ГБО 2-го или 4-го поколения, – это сжиженный газ, получаемый в процессе переработки нефти. По своему химическому составу автомобильная пропан-бутановая смесь очень схожа с бытовым газом, заправляемым в баллоны для плит или в обычные зажигалки.

Существует две разновидности сжиженного пропан-бутана:

  • летняя, в которой соотношение пропана составляет 45-55%;
  • зимняя, пропорции пропана в которой могут достигать 95%.

Несмотря на то что расход пропан-бутана при работе автомобильного двигателя превышает расход бензина или солярки на 10-15%, стоит такое топливо в два раза дешевле жидкого.

Применение метана в качестве топлива

Он представляет собой натуральный природный газ, искусственным образом сжатый до давления 220 атмосфер. Метан также поставляется в баллонах, которые могут иметь различный объем. Одним из главных преимуществ газа, используемого в качестве топлива, является его низкая стоимость. Тем более что цена метана не зависит от конъюнктуры нефтяного и газового рынков.

Эволюция автомобильного газобаллонного оборудования

Идея использования газа в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания отнюдь не нова. Первый газовый агрегат был изобретен в Англии еще в первой половине XIX века. К середине позапрошлого столетия были получены и первые патенты на такие двигатели. Однако на протяжении очень долгого периода времени газовые силовые установки были очень несовершенными. Они не развивали необходимую мощность, были сложны в эксплуатации, к тому же безопасность таких двигателей оставляла желать много лучшего. И только в 30-х годах прошлого столетия установка ГБО на автомобили самых различных классов приобрела повсеместное массовое применение.

Пять видов ГБО

Первое поколение газобаллонных установок было очень сложным и капризным в плане установки, регулировки и эксплуатации. Тем не менее такие системы монтировались как на карбюраторные, так и на инжекторные двигатели.

Второе поколение автомобильного газового оборудования включало в свой состав уже электронное дозирующее устройство и блок управления (лямбда-контроллер). Это не только упростило установку и использование таких систем, но и существенно повысило эффективность. Недаром, хотя ГБО 2 поколения и считается в известной степени устаревшим, оно достаточно активно используется и в наши дни.

На этом эволюция газобаллонного оборудования для автомобилей не остановилась.
Позже (приблизительно на рубеже 80-90-х годов ХХ века) появились установки третьего поколения, оснащенные системой индивидуального распределения топлива по цилиндрам. А сегодня наиболее широким распространением пользуются установки ГБО 4 поколения, принципиальное отличие которых от предыдущих модификаций заключается в способности осуществлять как последовательный, так и параллельный впрыск газа в цилиндры двигателя.

Кроме того, активно разрабатываются и системы 5-го поколения, подающие газ в цилиндры двигателя в жидком агрегатном состоянии. Для этого комплекс оснащается специальным газовым насосом.

Из чего состоит комплект газобаллонного оборудования для автомобиля

В зависимости от поколения, стоимости и характеристик, комплектация газобаллонной системы может несколько различаться. Тем не менее в большинстве случаев в нее входят следующие компоненты и составляющие:

  • газовый баллон с соответствующей арматурой;
  • редуктор;
  • смеситель;
  • дозатор;
  • электромагнитные клапаны с блоком управления;
  • блок высокого давления;
  • переключатель вида топлива (газ/бензин);
  • система трубопроводов, шлангов, манометров и контрольно-измерительных приборов.

Такая конструктивная схема характерна для большинства комплексов ГБО 2 поколения и более раннего 4-го, которые являются на сегодняшний день наиболее распространенными. Системы новейшего, пятого поколения имеют более сложную конструктивную схему и более широкую спецификацию. Это, с одной стороны, добавляет комплексам ГБО 5-го поколения возможности по более эффективному регулированию подачи топлива и позволяет существенно сократить расход газа, с другой стороны, заметно делает дороже всю конструкцию в целом, а также усложняет ее монтаж, регулировку и обслуживание.

Особенности автомобильного газобаллонного оборудования второго поколения

Главным отличием систем газового оборудования второго поколения является отсутствие распределения топлива по каждому цилиндру отдельно. Это несколько повышает параметры расхода газа по сравнению с комплексами ГБО 4 поколения.
Тем не менее эти системы пользуются достаточно высокой популярностью в силу следующих причин:

  • более низкая стоимость;
  • простота монтажа и обслуживания;
  • высокая ремонтопригодность.

Кроме того, настройка ГБО 2-го поколения требует гораздо менее глубоких специальных знаний и применения не особо сложного оборудования и инструмента.

Отличия ГБО четвертого поколения

Поскольку подобные системы являются на данный период времени наиболее современными, подключение ГБО 4-го поколения позволяет решить все основные проблемы и устранить недостатки, характерные для более ранних систем.
Среди главных особенностей современных агрегатов можно выделить следующие:

  • существенное сокращение расхода топлива за счет применения датчиков и электронных систем;
  • возможность синхронизированного впрыска газа в каждый цилиндр;
  • компактные размеры установки, позволяющие размещать ее не только в багажнике автомобиля, но и под днищем или в других местах;
  • высокие показатели безопасности, отсутствие утечки топлива, соответствие экологическим стандартам.

Правда, при всех своих очевидных преимуществах системы 3-го и 4-го поколений стоят значительно дороже своих предшественников.

Установка, регулировка и обслуживание газобаллонного оборудования для автомобиля

Необходимо помнить, говоря о ГБО, что это – достаточно сложная система, установка, регулировка и эксплуатация которой требуют определенных знаний, умений и навыков. Такие работы настоятельно рекомендуется доверять только высококвалифицированным специалистам, обладающим не только глубокими познаниями в области устройства автомобилей и в вопросах техники безопасности, но и богатым практическим опытом, а также всем необходимым арсеналом специализированного оборудования и инструмента.

Как правило, установка, обслуживание и настройка ГБО производятся на специализированных станциях технического обслуживания и в сервисных центрах. Они обладают не только квалифицированным персоналом и необходимым оборудованиям, но и соответствуют всем требованиям безопасности при работе с легкогорючими и взрывоопасными материалами.

Плюсы и минусы автомобильного газобаллонного топливного оборудования

Подводя краткий итог всему, что было сказано выше, можно выделить главные достоинства систем ГБО и отметить их основные недостатки. Среди плюсов газового автомобильного оборудования можно назвать следующие аспекты:

  • Возможность существенной экономии на топливе.
  • Высокие показатели экологичности, практически полное отсутствие вредных выбросов в атмосферу. Также владельцы отмечают более чистое сгорание топлива, то есть такое явление, как закоксование цилиндров для машины с ГБО, в принципе, несовместимо.
  • Всегда чистое масло (опять же, за счет чистого сгорания горючего в камере).
  • Гораздо меньшая зависимость топлива от погодных и климатических условий.

Что же касается минусов ГБО, отзывы владельцев подобных систем позволяют сделать вывод о том, что их главными недостатками являются следующие:

  • падение мощности силовой установки автомобиля на пять-десять процентов;
  • повышающийся с установкой газового оборудования износ отдельных деталей, узлов и агрегатов;
  • достаточно серьезные проблемы с поиском специализированных заправочных станций, особенно в районах, отдаленных от центров больших городов.

Таким образом, прежде чем принять решение о переводе своего автомобиля на газовое топливо, необходимо скрупулезно и тщательно взвесить все «за» и «против».

Ставить или нет

Нужно помнить, говоря про ГБО, что это – отнюдь не способ сделать машину лучше, мощнее или моднее. Установка оборудования подобного типа – это всего лишь один из способов сократить финансовые расходы на эксплуатацию транспортного средства. При этом такая экономия чаще всего требует достаточно заметных капиталовложений, которые окупаются не сразу.

Установка ГБО может определенным образом повлиять на управляемость машины, работу ее систем и механизмов, поведение двигателя.

С другой стороны, газовое топливо способно сохранить не только бюджет, но и природу. И как бы ни росли цены на бензин, водитель может раз и навсегда избавиться от опасений неожиданного резкого скачка цен.

Итак, мы выяснили, что собой представляет газобаллонное оборудование автомобиля.

Поколения ГБО

Любое газобаллонное оборудование состоит из трех основных частей: аппаратуры для подготовки и подачи газа в цилиндры, газового баллон и мультиклапана. Мультиклапан монтируется на горловину баллона. В него входят заправочный и расходный клапана, указатель уровня газа и заборная трубка. Специальный скоростной клапан перекрывает утечку газа при аварийном повреждении газовой магистрали.

Первое поколение

Самая простая система подготовки и подачи газа используется на карбюраторных моторах. Она включает в себя редуктор, механический дозатор, клапаны с переключателем и смеситель. Редуктор используется для снижения давления газа перед подачей в цилиндры и перевода его из жидкой фазы в паровую (для пропана). Дозатор регулирует количество подаваемого газа. Смеситель служит для приготовления газовоздушной смеси. Его устанавливают непосредственно перед входом в карбюратор. Количество подаваемой в цилиндры смеси зависит только от степени разряжения во впускном коллекторе (вакуумное управление). Клапаны с переключателем предназначены для переключения “газ – бензин”.

Схема ГБО 1-го поколения

Сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан) под давлением поступает из баллона (1) в газовую магистраль высокого давления (3). Расход газа из баллона происходит посредством мультиклапана (2), через который также осуществляется заправка с помощью выносного заправочного устройства (4). По магистрали газ в жидкой фазе попадает в газовый клапан – фильтр (5), который очищает газ от взвесей и смолистых отложений и перекрывает подачу газа при выключении зажигания или при переходе на бензин. Далее очищенный газ по трубопроводу поступает в двухступенчатый редуктор – испаритель (6). Там он переводится в паровую фазу и его давление понижается до близкого к атмосферному. Интенсивно испаряясь, газ охлаждает редуктор, поэтому последний присоединяется к системе водяного охлаждения двигателя. Циркуляция тосола позволяет избежать обмерзания редуктора и его мембран. Редуктор для пропана имеет сливное отверстие для конденсата. В метановых установках редуктор трехступенчатый, так как давление в них выше. Каждая ступень последовательно снижает давление газа до близкого к атмосферному. Под действием разряжения, создаваемого во впускном коллекторе работающего двигателя, газ из редуктора по шлангу низкого давления через дозатор (7) поступает в смеситель (8), установленный между воздушным фильтром и дроссельными заслонками карбюратора. Иногда вместо установки смесителя производится непосредственная врезка газовых штуцеров в карбюратор. Управление режимами работы (на газе или на бензине) осуществляется с помощью переключателя видов топлива (10), установленного на панели приборов. При выборе позиции “ГАЗ” переключатель открывает электромагнитный газовый клапан (5) и отключает электромагнитный бензиновый клапан (9). И, наоборот, при переходе с газа на бензин, переключатель закрывает газовый клапан и открывает бензиновый. С помощью светодиодов переключатель позволяет контролировать, какое топливо используется в данный момент. Переключатель может быть оснащен указателем уровня топлива в баллоне (для этого мультиклапан должен быть оснащен сенсором уровня топлива).

Все регулировки производятся вручную: холостой ход регулируется винтом на редукторе, а качество/количество смеси – винтом на дозаторе. Редуктора могут быть вакуумные или электронные. В первых используется диафрагма. Когда двигатель работает, создается разряжение, диафрагма оттягивается – редуктор подключается. Если двигатель заглушен, мембрана препятствует подаче газа в двигатель. В электронных положение запорного клапана зависит от наличия искры. Когда двигатель работает – есть высоковольтные импульсы, и клапан открыт.

Описанная система называется ГБО 1-го поколения или «газовый карбюратор». Она может применяться и на простых инжекторных двигателях без обратной связи (без датчика кислорода). При этом смеситель врезают во впускной трубопровод перед дроссельной заслонкой. Вместо бензоклапана для отсечения подачи бензина используется эмулятор форсунок. Когда подается газ, этот эмулятор имитирует работу бензиновых форсунок, чтобы штатный компьютер не перешел в аварийный режим. Для прекращения подачи бензина при работе на газу используется не переключатель с клапанами, а реле, обесточивающее электробензонасос. Отключение бензонасоса – способ спорный. Считается, что это не соответствует нормам безопасности, так как способствует «усыханию резинок» и потере герметичности системы питания.

Второе поколение

Следующее поколение ГБО предназначено для установки на инжекторные автомобили с одним датчиком кислорода и каталитическим нейтрализатором. Отличия от предыдущего, на первый взгляд, небольшие, но существенные. Главное – это применение не механического, а электронномеханического дозатора газа. Он имеет шаговый электродвигатель, который управляется собственным, независящим от штатного контроллера, электронным устройством (эмулятором лямбда-зонда). Получая сигналы от датчиков положения дроссельной заслонки, кислорода, оборотов коленвала это устройство регулирует поток газа в зависимости от режима работы двигателя. Таким образом, заметно повышается точность дозировки газовоздушной смеси, что снижает расход топлива улучшает ездовые характеристики. Редуктор применяется только электронный, также требуется эмулятор форсунок. Переключение между бензином и газом происходит автоматически – либо при достижении определенных оборотов двигателя, либо, в более «продвинутых» системах, еще и при достижении определенной температуры охлаждающей жидкости. В остальном устройство аппаратуры аналогично предыдущему. Описанная система называется ГБО 2-го поколения или ГБО с системой лямбда-контроля.

Первому и второму поколениям присущ один большой недостаток (второму – в меньшей степени). Так как смеситель в них устанавливается до дроссельных заслонок, то остатки газовой смеси во впускном тракте иногда воспламеняются. Возникает “хлопок”, который наносит повреждения не только трубопроводу, но и разрушает недешевый датчик массового расхода воздуха. Разрушается и впускной коллектор, если он не стальной, а пластиковый. Для борьбы с этим явлением во впускной системе устанавливают обратный клапан, на сленге – “хлопушку”.

Третье поколение

Следующим шагом в улучшении ГБО стало появление впрысковой системы. От ГБО 2- поколения она отличалась наличием механических форсунок и собственного блока управления, отсутствием смесителя. Параллельный впрыск газа осуществлялся во впускной коллектор непосредственно возле впускных клапанов, что снизило вероятность хлопков практически до нуля. Однако дозатор по-прежнему использовался электронномеханический, что не позволяло с достаточной скоростью корректировать смесь. Поэтому системы 3-го поколения удовлетворяли максимум требованиям Евро-2. Когда же вступили в силу нормы Евро-3, и появились системы 4-го поколения, третье поколение оказалось невостребованным.

Маленькое отступление
Здесь самый удобный момент, чтобы разъяснить расхождения в классификации. По причине того, что ГБО 3-го поколения на нашем рынке пробыло совсем недолго и не получило распространения, некоторые установщики о нем тоже забыли и повысили вышеописанные в статье системы на одну ступень: первое называют вторым, а второе – третьим. Поэтому для взаимопонимания можно пользоваться названиями «газовый карбюратор», «лямбда-контроль система». Начиная с четвертого поколения разночтений в классификации уже нет.

Четвертое поколение

Аппаратура 4-го поколения («газовый инжектор») устанавливается на автомобили, соответствующие нормам Евро-3 и выше (с двумя датчиками кислорода). Она обеспечивает распределенный впрыск газа. Управляет ее работой собственный блок управления, согласованно работающий с контроллером двигателя. Основываясь на сигналах, подаваемых на впрыск бензина, газовый ЭБУ формирует управляющий сигнал на газовые форсунки, а подачу импульсов на бензиновые блокирует. Для коррекции смесеобразования используются дополнительно устанавливаемые датчики: температуры газа, давления газа, температуры редуктора. В случае понижения давления газа до критического ЭБУ переводит работу двигателя на бензин.

Схема ГБО 4-го поколения

В состав системы входят: электронный одноступенчатый редуктор (понижать давление нет необходимости, так как газ должен впрыскиваться под высоким давлением, и редуктор лишь переводит его из жидкой фазы в паровую), рампа с газовыми форсунками и жиклерами, газовый фильтр. Оборудование для работы на метане отличается баллоном и редуктором (в этой системе он двухступенчатый). Запуск двигателя производится всегда на бензине. Запуск на газе возможен, но это снижает срок службы диафрагмы редуктора и рекомендуется только, если не удается завестись на бензине. Переключение с бензина на газ происходит автоматически, после прогрева двигателя до определенной температуры (обычно 20-30 градусов). Когда газ заканчивается, система подает звуковой сигнал и автоматически переключается на бензин.

ГБО четвертого поколения полностью исключает хлопки во впускном тракте, а потому может устанавливаться на автомобили с пластиковыми впускными коллекторами и впускными системами с изменяемой геометрией. После установки ГБО необходимо провести корректировку угла опережения зажигания (особенно для метановых установок). Октановое число газа выше, сгорает он медленнее, поэтому для полного сгорания поджигать его нужно раньше. Выпускаются даже специальные “газовые” свечи зажигания, хотя их применение совсем не обязательно – стандартные будут работать не хуже. Для коррекции угла установки зажигания предназначено специальное электронное устройство – вариатор. Для ГБО 4 поколения доступен и чип-тюнинг, позволяющий привести расход газа и динамику машины к “бензиновому” уровню. По желанию владельца можно отрегулировать момент переключения с бензина на газ (понизить или повысить температуру переключения). Для продления срока службы редуктора и форсунок в системах ГБО 4 поколения специалисты рекомендуют устанавливать дополнительный газовый фильтр для защиты от мусора, нередко присутствующего в старых емкостях на заправках.

Пятое поколение

ГБО пятого поколения получило название «жидкий впрыск» – LPi (Liquid Propane injection). Его принципиальное отличие от всех предшествующих систем в том, что газ (только пропан-бутан) подается в цилиндры не в газообразном, а в жидком состоянии. Поэтому в конструкции отсутствует редуктор – испаритель и смеситель. Распределенный впрыск газа обеспечивается регулятором давления, газотопливными форсунками и газотопливным насосом, устанавливаемым в баллоне. Управляет работой всей системы штатный контроллер двигателя. Главные преимущества ГБО 5 поколения – “бензиновый” расход, отсутствие потери мощности, возможность запускать двигатель на газе даже при минусовых температурах. Однако есть и недостатки – высокая сложность, чувствительность к загрязненному газу, сложность ремонта. Эти обстоятельства весьма затрудняют использование такого ГБО на просторах стран СНГ.

Шестое поколение

Самое современное на сегодняшний день ГБО LPdi (Liquid Propane direct ingection) разработано специально для двигателей с непосредственным впрыском топлива. При этом газ в жидком состоянии впрыскивается через бензиновые форсунки. Аппаратура шестого поколения использует такой же баллон с насосом, который применяется в пятом поколении. Газовый насос создает небольшое давление, необходимое для подачи газа по топливопроводу. Главный узел системы – FSU (fuel selection unit – узел выбора топлива) осуществляет выбор между бензином и газом. Жидкий газ и бензин поступают в модуль FSU, и оттуда выбранное топливо через насос высокого давления подается к форсункам. Двигатель может заводиться и работать только на газе. Бензин же может использоваться как вспомогательное топливо. Водитель всегда имеет возможность переключения между газом и бензином простым нажатием кнопки.

Система LPdi имеет несколько преимуществ. Она требует минимум обслуживания, так как нет необходимости в фильтрации газа в жидкой фазе. Из-за отсутствия редуктора-испарителя отпадает необходимость вмешательства в систему охлаждения. Непосредственный впрыск снижает расход топлива и выбросы углекислого газа, сохраняя соответствие нормам Euro 5.

Поколения ГБО. Разберем эволюцию от 1 до 6 поколения. Знать обязательно

НУ что же бензин все растет не смотря на снижение цен на нефть, а это значит нам нужно затягивать и без того затянутые пояса. Сделать это можно переходом на газ, установкой газобаллонного оборудования, или попросту ГБО. Но не все установки одинакового полезны, я бы даже сказал «начальные» поколения – «1, 2, 3» — были мягко сказать, далеки от идеала. Хотя экономия все же была на лицо, и многие ставили на своих железных коней такие системы, а особенно приглянулись владельцам маршрутных такси (наших ГАЗЕЛЕЙ). Знаете, многие мне задают вопрос – напиши (сними) пожалуйста, статью об эволюции ГБО, как развивались поколения, что в них нового и чем отличаются? Знаете, тема действительно стоящая и сегодня я все же решил рассказать про них. Так что читайте, гарантировано будет интересно …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Правда, о поколениях
  • ГБО первого поколения
  • ГБО 2
  • ГБО 3 поколения
  • 4 поколение ГБО
  • ГБО 5
  • ГБО 6 поколения + ВИДЕО

Если честно, то жесткого разграничения между поколениями нет! Вы нигде не найдете такой информации, что мол первый от второго отличается – тем-то и тем-то. Просто производители начинают устанавливать в свои системы определенные новые узлы, а вот уже маркетологи спешат назвать это очередным поколением – «что оно в разы лучше и вообще мы не понимаем, как раньше ездили на газу! :)»

Правда, о поколениях

Если утрировать то поколений или стадий ГБО всего три, именно они имеют кардинальные отличия, но справедливости ради, стоит отметить — что между ними существуют так называемые гибридные (промежуточные) версии, которые также представляют за поколения, хотя это не совсем правильно.

Все отличие между «версиями» ГБО таится в системе питания. Ни для кого не секрет, что штатная система питания у автомобиля бензиновая. При установке газобаллонного оборудования, она изменяется или модифицируется, для потребления газа.

С развитием двигателя внутреннего сгорания, эволюционируют и системы питания, то есть меняется принцип подачи топлива в цилиндры силового агрегата. Также эволюционирует и замещение одного топлива на другое, то есть бензина на газ – каждый такой «виток» можно назвать поколением.

Как мы с вами знает система подачи топлива двигателя внутреннего сгорания – имеет всего три основных поколения. Это впрыск через карбюратор (он же механический), далее инжекторный распределенный, и непосредственный впрыск топлива. Именно к этим стадиям и приравнивается основные три изменения систем ГБО. Хотя как я уже писал сверху, есть и переходные версии. Я постараюсь рассказать вам, об всех типах начиная от самым первым, заканчивая последним шестым.

Хотя еще раз хочу подчеркнуть все же основных поколений (если можно так считать) всего – ТРИ! Запомните это, по эволюции систем впрыска топлива в бензиновых двигателях, остальные просто промежуточные версии.

ГБО первого поколения

Если хотите то это точка отсчета, именно отсюда все началось. Используется «пропан-бутановая» газовая смесь, также не редко газ «метан». У таких систем есть свой бак, или газовый баллон, устанавливается дополнительно, зачастую в багажник или салон автомобиля. Именно его заполняют газом, который через запорную арматуру поступает в специальное оборудование, которое называется – «испаритель».

Далее в «испарителе» (который подключен к системе охлаждения), газ переходит в состояние пара (если брать метановую систему, то здесь присутствует прогрев метана). Далее газ поступает в редуктор, который в зависимости от давления во впускном коллекторе мотора дозирует впрыск.

Нужно отметить — что первое поколение зачастую использовало различные блоки испарителя и редуктора, хотя позже появились версии которые сочетали эти оба устройства в одном корпусе.

Редуктор первых типов, использовал в своем строении вакуумный клапан, который открывался лишь тогда, когда во впускном коллекторе появлялось пониженное давление (вакуум) – отсюда первые типы носят название «вакуумные».

После этого газовая смесь, должна попасть в коллектор, через карбюратор или специальный смеситель (который также устанавливался отдельно). Такое построение системы мягко сказать «не идеальное», газу нужно преодолеть достаточно большое расстояние – что приводит к всевозможным проблемам. Например – сложному запуску (особенно при пуске холодного двигателя, когда вакуум слабый). На такие системы даже устанавливали специальный «подсос» — который позволяет открыть прямую подачу газа в двигатель, а бензиновая смесь полностью отключалась.

Если брать метановые версии, то на них существовали понижающие камеры, в которых давление газа сильно занижалось, примерно на 15, — 3 БАРА

Установка данных систем – только карбюраторные двигатели, собственно поэтому и первое поколение. Минусов у него было много – особенно если система разгерметизировалась со временем, то при запуске можно было услышать хлопки, да и возгорания были не редкими.

ГБО 2

Второй тип, не сильно отличался от первого. Здесь решили модернизировать запорный клапан в редукторе – теперь он не вакуумный, а электромагнитный, что реально было просто прорывом. Теперь можно не выходя из салона выбирать вид топлива специальной кнопкой, запирается либо бензин, либо газ – удобно. Также большим плюсом можно отметить холодный «старт» – электромагнитный клапан, теперь пускает небольшое количество газа в систему перед пуском, что облегчает запуск холодного двигателя.

Критические отличия кроются в том, что теперь появилась возможность использования этой системы на инжектором двигателе, это либо моновпрыск, либо первые поколения распределенного впрыска.

ГБО 3 поколения

Продолжили дальше усовершенствовать второй тип. Появляется автоматическая коррекция подачи газа в мотор автомобиля. Если хотите «аля инжектор». Контроллер, считывал показания датчика кислорода, и опираясь на эти данные регулировал количество газовой смеси подаваемой в двигатель, при помощи специального «шагового» моторчика. В свою очередь на редукторе также располагался датчик температуры, он не давал использовать ГБО, пока редуктор не достигнет нужной температуры (данные заложенные в контроллере).

ГБО 3 поколения, соответствовал нормам ЕВРО-2, это стало возможным после считывания показаний с датчика кислорода.

Устанавливается только на инжектора, все последующие типы, уже не используют карбюраторные двигатели.

4 поколение ГБО

Система еще более продвинутая, здесь мы уже видим настоящий распределенный впрыск газовой смеси в цилиндры, это опять же прорыв.

Редуктор здесь всегда имеет постоянное давление газа в системе, сейчас он лишен функции впрыска топлива во впускной коллектор. Тут появляются газовые форсунки (каждая на свой цилиндр), которые забирают давление от редуктора. После на каждую форсунку подходит свой шлейф от контроллера, и именно контроллер дает приказания впрыску газового топлива той или иной форсунке в нужный момент.

Если взять метановые версии, то тут немного изменен редуктор и сам бак, для того чтобы выдерживать большие давления – больше разницы нет.

ГБО 5

Использует смесь только пропан – бутан. Здесь совершенно по-другому устроена работа системы, изменения кардинальные. ГАЗ используется уже в жидком виде, а не в качестве пара, как у предыдущих типов. В баллон помещается топливный насос, схожий по своим показателям с бензиновым собратом, который нагнетает постоянное давление в системе.

Если сказать честно, то на данный момент это почти самая совершенная система, давайте пройдемся по плюсам:

  • Легкий пуск на газовой смеси, не нужно греть на бензине
  • Нет редуктора
  • Нет вмешательства в систему охлаждения двигателя
  • Снижение расхода газа (приближается к расходу бензина)
  • Все магистрали используют пластиковые трубки высокого давления, шлангов практически нет.
  • Увеличение мощности на газу.

Предлагаю подробнее почитать об отличии 4 и 5 версий.

Минусы тоже есть, но их не так много, это – цена, дорогое обслуживание и установка. Система еще достаточно новая, производят несколько производителей, а если нет конкуренции, то можно завышать цены. Однако не успел появиться пятый тип, как производители уже заверяют о скором появлении шестого.

ГБО 6 поколения

Купить его сложно, даже для потребителей Европы, где он собственно и разработан, эта система базируется на двигателях с непосредственной системой впрыска топлива. Здесь уже нет разграничения на газовые инжектора и бензиновые, система врезается в штатную подачу топлива. Если утрировать, то различие только в баке, есть бензиновый и газовый – но один топливопровод и одни форсунки, которые впрыскивают топливо.

Нажали кнопку — идет газ, нажали другую — пошел бензин (газ прекратился). Такой симбиоз, намного облегчает систему газобаллонного оборудования. Как заверяют производители, теперь все характеристики бензина передадутся газу, а именно:

  • Такая же мощность
  • Такой же расход
  • Лучшая экология
  • Минимум оборудования
  • Легкость обслуживания

Правда, когда появится шестое поколение у нас в России не совсем понятно, но вроде как в Европе уже начинают производить.

Можно с уверенностью сказать что газ, скоро станет реально источником альтернативного топлива, ведь ездить на нем в два раза дешевле – тогда зачем платить больше, если не будет видно разницы.

Сейчас небольшое видео, смотрим.

На этом я заканчиваю свою статью, думаю, эта эволюция была вам интересна.

(20 голосов, средний: 4,80 из 5)

Установка ГБО 4 поколения

Гарантия 3 года или 100000км

Гарантия 3 года или 100000км

Гарантия 1 год или 60000км

ГБО 4го поколения предназначено для автомобилей, где для впрыска топлива в цилиндры используются бензиновые форсунки в каждый цилиндр двигателя. Класс экологичности не важен Вашего двигателя, так как ГБО 4 поколения может работать от Евро-0 до Евро-5.

В системах ГБО четвертого поколения газ поступает в газообразном состоянии из редуктора к газовым форсункам, принцип работы которых аналогичен бензиновым форсункам. Форсунки позволяют переместить газ в район впускных клапанов в двигателе автомобиля.

Основа ГБО 4 — электронный газовый блок управления, который анализирует время впрыска бензиновых форсунок, отключает их и по определенному алгоритму пересчета бензин/газ передает сигнал на работу газовых форсунок. Также при этом газовый блок управления анализирует температуру газа, давление газа в магистрали и множество других параметров, изменяет впрыск топлива (газа) так, чтобы автомобильный бензиновый блок управления не видел, на каком топливе работает двигатель – на бензине или на газе.

Кнопка переключения между бензином и газом устанавливается в салоне авто в зоне видимости водителя для визуального контроля вида топлива.

Водителю практически ничего не нужно нажимать или переключать: система сама всё сделает:

  • Автомобиль нахолодную заводится всегда на бензине (индикатор на кнопке газ/бензин будет показывать, что система ГБО ждет нагрева редуктора газа для перехода на газ).
  • После прогрева двигателя до 50 градусов система ГБО автоматически переведет авто на газовое топливо (на кнопке переключения газ/бензин начнет светится индикатор работы на газе).
  • Если газ во время движения в баллоне закончится – газовый блок управления сам переведет автомобиль на бензин. При этом кнопка выбора топлива в салоне начнет мигать и издавать сигнал о переходе на бензин.

Наш сервис является аккредитованным дилером торговой марки OMVl(Италия), SAVER(Италия), ALASKA(Китай).

Стоимость ГБО4 поколения зависит от фирмы-производителя газовой электроники, емкости и размеров баллона для газа, мощности редуктора газа, скоростных характеристик форсунок газа и тд.

КАКИЕ АВТОМОБИЛИ НА ГАЗУ УЖЕ С ЗАВОДА?

Вы, наверное, знаете, что в России продают новые автомобили с завода уже на газе. С завода устанавливают ГБО на следующие авто:

  • LADA Largus
  • LADA 2121 (4×4)
  • LADA Urban/Euro-5 2131 (4×4)
  • LADA Priora Рестайлинг
  • LADA Vesta I (SW Cross, CNG)
  • LADA Granta I (Sport)
  • LADA Xray I
  • LADA Kalina II Cross
  • УАЗ Pickup I Рестайлинг
  • УАЗ Patriot III Рестайлинг
  • Газель-бизнес
  • Газель-Некст

Автомобиль на газе работает так же, как и на бензине. Динамика и комфорт одинаковый.

ГБО устанавливается с завода не только на отечественные авто. В Европе очень много авто, которые изначально продаются новыми уже с газовым оборудованием.

Небольшой список автомобилей, которые новыми продаются уже с установленным ГБО:

  • Skoda Rapid I Рестайлинг
  • BMW X7 G11/12 Long VI 750i xDrive
  • Chevrolet Niva I
  • KIA – Ceed II, Cerato III, Optima IV, Rio III/IV
  • Hyundai – Creta I, Solaris I/II
  • Renault — Sandero II Stepway, Duster I, Logan II
  • Lifan X60 I
  • Nissan Almera III (G15)
  • Toyota — Camry VII (XV50), Rav 4-IV (CA40)
  • Zotye T600
  • Volkswagen Polo V
  • Datsun on-DO I

Легковые авто, изначально ездящие на ГАЗУ и ставшие фаворитами в Европе:

  • Seat Ibiza TGI
  • Opel Zarifa CNG Ecoflex
  • VW – Golf VII TGI Bluemotion, Polo TGI, Caddy 20,0 Ecofuel, Caddy Maxi 2,0 Ecofuel, Golf Variant Bifuel, Passat 1,4 TSI Ecofuel (Variant), Touran 2,0 Ecofuel, Touran 1,4 TSI Ecofuel, Up Ecofuel
  • Lada — Vesta CNG, Priora CNG
  • Volvo – V-60/70 T5 Bifuel, V90 Bifuel
  • Scoda Octavia G-Tec CNG
  • Mercedes-Benz E200/B180
  • Honda Civic GX
  • Ford – Mondeo (включая Turnier и Station Wagon), Kuga, KA, Galaxy, Focus (Turnier, Station Wagon, Limusine, C-Max и CC), Fiesta
  • Fiat – Cubo, Punto Evo, Panda, Multipla, Grande Punto, Fiorino, Dolbo (Gargo), 500 Turbo
  • Citroen — C3, Berlingo
  • Chevrolet – Nubira (Station), Lacetti, Captiva
  • Audi A5

Фото: Mercedes E200 NGT на метане с заводского конвейера

Из микроавтобусов на метане ездят:

  • Mercedes-Benz Sprinter (316 NGT)
  • Iveco Daily – Pritsche, CNG
  • Fiat Ducato
  • Citroen Jumper
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector