Camgora.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Толкование и значение имени Надежда

Толкование и значение имени Надежда

Что означает имя Надежда — «надеющаяся на лучшее».

Происхождение имени Надежда: древнеславянское.

Она импульсивная и энергичная. Она любит быть в центре внимания и заводить новые знакомства. Любопытство и готовность к риску определяют выбор профессии: туризм, спорт, журналистика, политика, реклама, малый бизнес. В семье Надежда попытается занять лидирующее положение, мягкий и уступчивый человек станет для неё идеальным партнёром.

Сокращенное имя: Надя, Надея, Надёна, Надюха, Надюша, Надина, Дина.

Какое отчество подходит к имени: Васильевна, Пeтровна, Алексеевна, Михайловна, Григорьевна, Наумовна, Святославовна, Вячеславовна, Андреевна, Кондратьевна, Эмильевна, Мартыновна, Мироновна.

Имя «Надежда» на английском (перевод) пишется как Nadia, на немецком: Nadja, на польском: Nadia, на украинском: Надія, на французском: имя Nadine.

Значение имени для девочки

Какие черты характера определяет значение имени Надежда?

Раннее детство: Очень часто Надежда бывает единственным ребенком в семье. Но из-за этого она не становится пай-девочкой, а напротив, очень подвижна, эмоции у нее бьют через край. Уже с раннего детства девочка Надежда будет стараться подражать всем звукам, копировать окружающих. Поэтому она научится говорить раньше, чем другие дети. Надя музыкально одарена, хорошо поет, танцует. Обожает шумные игры, веселые забавы — качели, карусели. В компании своих сверстников Надежда всегда стремится командовать. Еще ребенком Надечка не терпит вмешательства в ее «внутренние дела». Желательно выделить ей отдельную комнату, где она будет полноправной хозяйкой.

Подросток: В характере девочки с именем Надежда необъяснимым образом сочетается почти мужская твердость, расчетливость, меркантильность, способность к безошибочному анализу, целеустремленность, холодноватая скрытность – и повышенная эмоциональность, страстность, великодушие, щедрость, способность все принимать слишком близко к сердцу, постоянная готовность к слезам и склонность к авантюрам. Надежда, конечно, человек настроения. От этого сочетания несочетаемого поведение часто непредсказуемо, при том что более надежного и ответственного человека найти невозможно.

В школе Надюша терпелива, настойчива, трудолюбива. Девушка с именем Надежда вся устремлена в будущее, мечтает о счастливой взрослой жизни. У нее много подружек, девушка стремится быть первой среди них во всем — в знаниях, умении шить, вязать, играть на инструменте, лучше кататься на коньках, ездить на велосипеде. Все это Надежда проделывает с большой охотой, легко и радостно.

Взрослая: После школы Надюша стремится скорее начать самостоятельную жизнь, уехав, например, учиться в другой город. Часто влюбляется, совершает необдуманные поступки, переживания юности остаются в ее сердце на всю жизнь.

Повзрослев, Надежда приобретает в своем характере мужские черты. Она целеустремленна, тверда в своих намерениях, не проявляет излишней чувствительности. Как правило, она расчетлива в своих действиях, не бросает слов на ветер.

В работе Надежда добросовестна, активна, надежна, но значительной карьеры не делает. Она очень эмоциональна, постоянно готова к слезам и в то же время скрытна, агрессивна. Очень Надежда горда и внутренне независима, всегда и всем пытается доказать, что у нее все в порядке и она счастлива.

Характер имени Надежда

Положительная характеристика имени: Значение имени Надежда с точки зрения психологии. Имя Надежда обладает чувством гармонии. Девушка с этим именем активна, тверда в своих намерениях, терпелива, целеустремленна. Надю нередко считают холодной, обвиняют в излишнем материализме, но она способна на проявление человеколюбия, самоотверженные поступки. Девушка обладает высокой артистичностью и музыкальностью. Вообще, труд – это ее стихия. Надюша опережает соперников в любом деле, за какое бы Надя взялась. Надежда всегда эффектно выглядит, вкус у нее изысканный и очень умелые руки. Надежда с удовольствием участвует в дискуссиях, спорах, обсуждениях. Единственное требование, предъявляемое Надеждой к окружающей действительности — логика.

Отрицательная характеристика имени: Женщина, носящая имя Надежда, живет будущим, но не строит нереальных планов, не любит фантазировать. Девушка с этим именем бывает излишне серьезной, упрямой. Девушка с именем Надежда подвергает свой мир микроскопическому анализу и часто недовольна всем и вся, застревает в несущественном, не может схватить проблему целиком. Надю легко вывести из себя самой невинной шуткой. Правда, она быстро успокаивается, Надежда — человек настроения, ее поведение часто непредсказуемо. Постепенно, с возрастом, она становится более сдержанна в проявлении чувств.

Судьба имени Надежда в любви и браке

Обещает ли счастье в любви значение имени Надежда? Девушка с именем Надежда не торопится выходить замуж. Обычно у обладательниц этого имени до замужества бывает очень много романов, так как они способны на проявление бурных чувств. Но, выйдя замуж, Надя ведет организованную жизнь.

Однако Надежда редко бывает счастлива, хотя с возрастом и обретает некоторую жизненную стабильность. Ее семейная жизнь не всегда складывается удачно. Часто Надежда выходит замуж и скоро разводится, оставшись одна с ребенком и навсегда вычеркнув его отца из их жизни. Если в браке все в порядке, жизнь все равно найдет, какой шишкой «наградить» Надежду.

Выйдя замуж, Надежда предпочитает вести более размеренный образ жизни, становится сдержанной и организованной. Ей необходимо простое семейное счастье.

В отношениях с мужем бывает эмоциональной, но душевные порывы хранит внутри себя. Ее общительность и веселость принимают умеренный характер. Надежда старается не тратить время на пустые разговоры, а занимается конкретным делом. В семье занимает главенствующее положение: командует своим мужем, но делает это с тактом и неназойливо.

Большую часть времени Надежда посвящает домашнему хозяйству. Это трудолюбивая женщина, которая успевает сделать все — приготовить обед, заняться выращиванием овощей, сделать уборку. Надя немного корыстна, старается больше принести в семью, стремится к материальному благополучию. Если муж разделяет ее устремления, она вполне счастлива.

Детей Надежда старается воспитать так, чтобы они были скромными в поведении и в быту. В детстве мать для Надежды была авторитетом, поэтому и для своих детей она хочет быть примером. Надя, как никто другой, обладает способностью жить жизнью своих детей. Повзрослев, они этим беззастенчиво пользуются, ибо Надечка совершенно не может сказать «нет» тому, кого она действительно любит.

Совместимость с мужскими именами:

Мужские имена, подходящие Надежде:

  • Надежда и Александр
  • Надежда и Виталий
  • Надежда и Егор
  • Надежда и Константин
  • Надежда и Юрий

Неудачная совместимость имен:

  • Надежда и Анатолий
  • Надежда и Владимир
  • Надежда и Иван
  • Надежда и Федор

Таланты, профессия, карьера

Выбор профессии: Надежда трудолюбива, успевает делать все домашние дела и строить свою профессиональную карьеру. Она редко выступает в роли генераторов идей, однако с успехом воплощает в жизнь увлекшие ее планы и доводит до конца даже те дела, которые многие бросают на полпути. Взявшись за дело, Надежда концентрирует на нем все свои силы и не отступает, пока не достигнет цели. Со временем высокоорганизованная Надюша добивается признания в области точных наук, педагогики, литературном и издательском деле. Кроме того, имя Надежда может реализовать свои музыкальные и актерские данные.

Благосостояние: Эта девушка умеет заработать деньги и выгодно их вложить, Надежде легко дается карьера. Она — прекрасная хозяйка, умеющая экономить и жить на малые средства. Для нее имеет особое значение домашнее хозяйство. Внешне Надежды привлекательны, обладают хорошими способностями, чаще склонны к гуманитарным профессиям, хотя бухгалтер, технолог или кондуктор какого-нибудь производства тоже не исключаются.

Гороскоп имени Надежда

Надежда-Овен: личность эксцентричная, упертая, вспыльчивая. Она склонна все преувеличивать, беспокойна, подвержена вспышкам неуправляемого гнева. В одном помещении с Надеждой-Овном становится тесно, столько в ней энергии, шума, суеты и горячности. Ее поступки невозможно контролировать. Даже совершив ошибку, Надежда-Овен не отступит, пока не добьется своего. Она влюбчива до крайности, беспрестанно меняет партнеров, ни к кому не питает серьезных чувств и ни о чем не сожалеет.

Надежда-Телец: женщина сильная, независимая, роскошная. Ее таланты могут проявиться в самых различных областях, она обладает способность полностью подчинять себе окружающих. При этом Надежда-Телец великодушна, всегда готова поделиться своим успехом, лишена корыстных намерений. о ней скрыто необыкновенное обаяние, сразу не заметное, но сбивающее с ног при близком общении. Надежда-Телец станет рачительной заботливой хозяйкой и нежной партнершей.

Надежда-Близнецы: импозантная, благодушная натура. Она преуспевает в Жизни, никогда не выставляет напоказ свои заслуги и вообще старается не выделяться. Иногда Надежда-Близнецы бывает несдержанной, но долго злиться не способна. Она старается воспринимать окружающих естественно, со всеми их достоинствами и недостатками, и к себе требует такого же отношения. Обычно Надежда-Близнецы пользуется успехом у мужчин, но подавать ложные надежды — не в ее стиле.

Надежда-Рак: апатичная, задумчивая, склонная к ипохондрии личность. У нее необычайно богатый душевный мир, в котором по большей части она и живет. Хорошо выполнять она будет только ту работу, которую любит, все остальное — делает механически. У Надежды-Рака отсутствует самомнение, зато она великолепно запоминает события и людей. Ее интересуют мужчины с ярким воображением, способные к романтичным поступкам.

Надежда-Лев: эгоцентричная, честолюбивая женщина. Она самозабвенно отдается любому делу, отчаянно сражается за свой успех, не знает жалости ни по отношению к себе, ни по отношению к окружающим. Надежда-Лев следует только прямым путем, не признавая отступлений и поражений. Она не терпит пререканий, нередко сталкивается с людьми, хоть и не любит длительных ссор. Надежда-Лев безгранично преданна своим друзьям и своему избраннику. С любимым человеком она готова прожить всю жизнь.

Надежда-Дева: прозорливая, старательная, воздержанная женщина. Она чрезвычайно обязательна, умеет схитрить в случае необходимости и ловко прогнозирует события. Надежда-Дева не станет раскрывать окружающим свои истинные намерения, но сама старается быть в курсе дел. Она терпеть не может экономных занудливых мужчин, считая, что раз уж партнер завоевывает ее внимание, то он должен быть щедрым и уметь развеселить женщину.

Надежда-Весы: простодушная, непосредственная, грациозная личность. Она не скрывает своего интереса к миру и людям, в общении проста и приятна. Надежда-Весы лишена комплексов, не выносит сводничества и назойливости. Она вполне уверена в себе, неисправимая оптимистка, пытается найти интересную работу и занять достойное положение в обществе. Надежда-Весы внимательно и нежно относится к своему избраннику, правда, порой на нее находят приступы ревности.

Надежда-Скорпион: запальчивая, желчная, корыстная натура. Ей владеют; сильные страсти, постоянно толкающие ее на конфликты с обществом и на, желание непременно взять от жизни все сполна. Она неутомима, порой сама себе создает проблемы, но тем яростней бросается их решать. Эта женщина всегда попадает в эпицентр мужского внимания. Бурный нрав Надежды-Скорпиона заводит партнеров, они стремятся узнать и покорить ее. Однако Надежда-Скорпион — крепкий орешек.

Надежда-Стрелец: предприимчивая, выносливая, авторитарная женщина. Она полностью отрешается от всяких житейских проблем, посвящая себе единственной цели. Из любой ситуации эта женщина находит выход, и предпочитает конкретные действия рассуждениям. И мужчин Надежда-Стрелец любит решительных, настойчивых, не скрывающих своих намерений Романтики и мечтатели утомляют ее, хотя Надежда-Стрелец не прочь воспользоваться их добрым отношением.

Надежда-Козерог: целеустремленная, несколько мрачноватая личность. Действует она вдумчиво, но настойчиво, очень трудолюбива. С окружающими Надежда-Козерог держится немного отстранено, но у нее добрая душа. Свои принципы эта дама будет отстаивать с завидным упорством и не пойдет на уступки. Надежда-Козерог найдет, общий язык с любым мужчиной, она умеет слушать, но не любит говорить сама.

Надежда-Водолей: деликатная, впечатлительная, терпеливая женщина. Она крайне работоспособна и безотказна, восприимчива к чужим проблемам и всегда готова оказать помощь. Будучи человеком деликатным, Надежда-Водолей всегда пойдет на компромисс и не станет стремиться к власти. Ее элегантный облик вызывает восхищение мужчин. Надежда-Водолей умеет прощать, преданна своему партнеру, однако порой завязывает сомнительные романы на стороне, сама не понимая причину своих поступков.

Надежда-Рыбы: женщина чувствительная и покладистая. Она аккуратна точна, умеет держать себя в руках, однако, если уж выйдет из себя, то станет неуправляемой и грубой. Поэтому Надежда-Рыбы старается не открывать свой внутренний мир, переживания прокручивает внутри себя. Она легко утрачивает веру в себя из-за неудач. Этой женщине нужен терпеливый чуткий партнер, способный поддержать ее в трудную минуту.

День ангела Надежды: имя Надежда один раз в году отмечает именины: 30 (17) сентября — Св. мученица Надежда, десяти лет, и ее сестры, Св. мученица Вера, двенадцати лет, и Любовь, девяти лет, одна за другою после мучений за веру Христову пред глазами матери, Св. Софии, были обезглавлены в Риме; на третий день после сего на могиле их Надежда скончалась от скорби и Св. София (137 г.).

Приметы: 30 сентября – всесветные бабьи именины: гостеванья, чаепития, посиделки.

Надежда (имя)

Наде́жда (древнерусская форма имени — Надежа [1] ) — женское русское личное имя старославянского происхождения; является калькой с др.-греч. Ελπίς (Элпис), имени раннехристианской святой [2] .

Имя вошло в русский именослов вместе с именами Вера и Любовь; история существования всех трёх имён в русском языке во многом сходна.

Содержание

  • 1 Происхождение имени
  • 2 Частотность имени
  • 3 Формы имени
  • 4 Именины
  • 5 См. также
  • 6 Примечания

Происхождение имени [ править | править код ]

Имена Вера, Надежда, Любовь в христианском именослове соотносятся с мученицами-сёстрами, казнёнными ок. 120 (или ок. 137) года по приказу императора Адриана. Второй по старшинству сестре по имени Элпис (Надежда) было на момент кончины, согласно преданию, 9 лет [3] .

Надежда как личное имя возникло в IX веке при переводе богослужебных книг с древнегреческого на церковнославянский язык; в отличие от имён подавляющего большинства христианских святых, имена сестёр были калькированы [4] [5] .

Подробнее о происхождении имени см. в статье Вера (имя)#Происхождение имени.

Частотность имени [ править | править код ]

Как и имена Вера и Любовь, имя Надежда не употреблялось вплоть до начала XVIII века: сказывалась явная связь всех трёх имён с нарицательной лексикой. В. А. Никонов сообщал об однократном упоминании имени Надежа в писцовых книгах XIV—XVI веков, но полагал, что в данном случае его следует отнести скорее к нецерковным именам-прозвищам [4] .

Отношение ко всем трём именам переменилось в 1740-е годы, после прихода к власти императрицы Елизаветы Петровны, происшедшего на волне роста патриотизма и русского национального самосознания. Почти единственные звучащие по-русски во всём перечне святых, имена оказались востребованными, — поначалу преимущественно в дворянских семьях. По данным В. А. Никонова, во второй половине XVIII века частотность имени Надежда среди дворянок составляла 25 ‰ (то есть 25 носителей при пересчёте на тысячу человек). Среди московских купчих за тот же период — 11 ‰, среди крестьянок удельных сёл Подмосковья — 2 ‰. На начало XIX века приходится подъём популярности имени во всех сословиях: в 1801—1816 годах частотность имени у дворянок составляла 40 ‰, у московских купчих 26 ‰, у крестьянок удельных сёл Подмосковья — 5 ‰ [4] .

Л. М. Щетинин отмечал имя Надежда в числе самых популярных женских русских имён конца XIX века (в ряду таких имён, как Мария, Анна, Екатерина, Евдокия, Александра и др.). В XX веке наибольшая востребованность имени пришлась на 1920-е — 1960-е годы; в последующем отмечался спад интереса к имени. По сведениям, собранным А. Я. Шайкевичем, в Москве в период 1924—1932 годов имя находилось на 8-м месте по популярности (с частотностью 36 ‰); в 1950-е годы место в рейтинге имён не изменилось, но частотность увеличилась до 43 ‰. В 1961 году, по сведениям В. А. Никонова, собранным по регионам центральной России, имя довольно часто присваивалось новорождённым девочкам как в городах, так и в сельских районах (оно относилось к именам массового распространения). В городах частотность колебалась в пределах от 19 ‰ (Курск) до 71 ‰ (Владимир); на селе — от 65 ‰ (районы Ярославской и Костромской областей) до 96 ‰ (районы Тамбовской области). Статистика, собранная А. В. Суперанской и А. В. Сусловой по Ленинграду, также показывает, что имя пережило пик популярности в отмеченный период (но тем не менее в Ленинграде имя никогда не имело высокой частотности, характерной для других регионов России). Так, среди родившихся в 1930-е — 1950-е годы частотность имени сооставляла 24 ‰, среди родившихся в 1970-е — 16 ‰, такой же показатель был у новорождённых девочек конца 1980-х [5] [6] [7] [8] .

Формы имени [ править | править код ]

Древнерусская форма имени: Надежя. Разговорные формы имени: Надежа, Надёжа. В советское время в пору увлечения именами-неологизмами (1920-е — 1930-е годы) фиксировалось имя Нади́я, которое было образовано от усечённой основы имени — Над(ежда) — с присоединением финали -ия, традиционной для русских женских имён [2] [5] .

Наиболее известная краткая форма имени — Надя. Именно в такой форме имя было заимствовано из русского во многие европейские языки [9] .

Бунтарка от медицины: как Надежда Суслова стала первой женщиной-врачом в России

Из крепостных — в студентки и нигилистки

Надежда Суслова родилась в сентябре 1843 года в Нижегородской губернии, но о ее детстве известно мало. Отец Надежды Прокофий Суслов был крепостным у графа Шереметева. Сначала он стал писарем у хозяина, потом дорос до управляющего и, в конце концов, главноуправляющего всех графских имений. Еще до отмены крепостного права Шереметев дал Суслову, его супруге и детям вольную и поселил в Санкт-Петербурге.

Прокофий Суслов зажил в столице на широкую ногу: нанял штат прислуги, а для двоих своих дочерей, Аполлинарии и Надежды, пригласил гувернанток и учителя танцев. По-видимому, он отличался нестандартным для своего времени мышлением, поскольку с самого начала мечтал, чтобы дочки получили хорошее образование — наравне с мужчинами.

Читать еще:  Светодиод как индикатор сгоревшего предохранителя

Аполлинария (или, сокращенно, Полина) и Надежда стали появляться в студенческих кружках Санкт-Петербурга и присоединились к нигилистам — в те времена таких девушек насмешливо называли «эмансипе». Полина, будущая возлюбленная Федора Достоевского, сразу привлекала внимание окружающих. Она участвовала в политических акциях и во время протестных шествий часто шла в первых рядах.

«Била лошадей полицейских, полицейские, в свою очередь, избивали ее, проводила ночь в арестантской, а ког­да возвращалась в университет, сту­денты с триумфом несли ее на руках как жертву «ненавистного царизма»», — пишет о ней в своих мемуарах дочь Федора Достоевского Любовь.

Надежда вместе с сестрой ходила на политические акции против царской власти, а в 1860 году стала членом революционной организации «Земля и воля». Как и Полина, она писала прозу: в 18 лет стала публиковаться в журнале «Современник».

Гермиона Грейнджер в царском университете

Первые Высшие женские курсы появились в 1869 году в Санкт-Петербурге и в Москве. Это стало возможным в том числе благодаря появлению в университетской среде преподавателей, боровшихся за доступность высшего образования для женщин. Затем, в сентябре 1878 года, открылись знаменитые Бестужевские Высшие женские курсы, организаторами которых были ученые и общественные деятели, в частности, химик Дмитрий Менделеев и академик, публицист и историк Константин Бестужев-Рюмин, последовательно выступавший за женское образование. Изначально ВЖК не давали женщинам возможность получить диплом: им выдавали только свидетельство об окончании курсов. Статус высшего учебного заведения Государственный совет присвоил Высшим женским курсам гораздо позже — в 1910 году. Тогда свидетельства об окончании курсов приравняли к университетским дипломам.

Но когда сестры Сусловы пытались получить образование, до этого было еще далеко. В 1859 году женщинам впервые разрешили присутствовать на лекциях в качестве вольнослушательниц, без права сдавать экзамены и получить какой-либо документ об окончании обучения. Женщины в принципе не упоминались как потенциальные студентки в университетском уставе. В высших учебных заведениях даже среди обслуживающего персонала были одни мужчины, а дамских комнат, например, просто не было. Первой девушкой, которая в этих условиях стала посещать университетские занятия в качестве вольнослушательницы, была Наталья Корсини, дочь петербургского архитектора.

Изначально студенты отнеслись к появлению девушек на занятиях насмешливо. Одна из первых вольнослушательниц, Антонина Блюммер, вспоминала, что вслед женщинам «свистали, косились, говорили разные глупые дерзости, потом привыкли и перестали». По свидетельству Чернышевского, через год после появления первой вольнослушательницы на лекциях стало ежедневно появляться «до 30 дам и девушек».

«Тогда две области привлекли мое внимание — воспитание детей и уход за больными, — пишет Надежда Суслова в одном из писем. — Я решила, что уход за больными проще, легче, доступнее, чем воспитание детской души». Так Суслова стала вольнослушательницей Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии. Кроме нее среди слушательниц было только две девушки. Разрешение на посещение лекций девушкам дали лично преподаватели академии.

Помимо учебы, Суслова занималась научной работой. В 1862 году она опубликовала статью «Изменение кожных ощущений под влиянием электрического раздражения» в «Медицинском вестнике». Во время работы над материалом Надежда проводила эксперименты на себе: прикладывала проводники от индукционного электрического прибора к своей руке и фиксировала ощущения.

«Она резко отличалась от других тогдашних барышень, которые тоже посещали лекции в университете и в медицинской академии, — вспоминает знакомая Надежды, Авдотья Панаева. — В ее манерах и разговоре не было кичливого хвастовства своими знаниями и того смешного презрения, с каким относились они к другим женщинам, не посещавшим лекций. Видно было по энергичному и умному выражению лица молодой Сусловой, что она не из пустого тщеславия прослыть современной передовой барышней занялась медициной».

Преподавателями Сусловой были легендарный русский физиолог, профессор Иван Сеченов и его не менее известный коллега врач-терапевт Сергей Боткин, работавший во время Крымской войны в Симферопольском госпитале под началом Николая Пирогова. Казалось бы, с такими наставниками у нее были все шансы состояться в медицине, пусть и вопреки общественному мнению. Однако в 1863 году женщинам было отказано в праве посещать лекции: 23 университета проголосовало против женского образования, за были только два — Харьковский и Киевский.

«Я получила письмо от отца, который просит меня узнать, можно ли где за границей слушать медицинские лекции моей сестре, — писала Аполлинария Суслова своей знакомой. — Он только что получил письмо сестры об изгнании женщин из Медицинской Академии и просит меня ее утешить».

Разбитые стекла и лавровый венок

Отказываться от мечты стать медиком Надежда Суслова не собиралась. Ее наставник профессор Боткин посоветовал ей уехать из России и получить медицинское образование за границей. Суслова выбрала Швейцарию, и отец полностью одобрил это решение, несмотря на то, что Надежда хотела реализоваться как профессионал в мире, где у женщин не было даже собственных паспортов (в России девушку вписывали в паспорт отца, а после — мужа). «Я верю тебе и уважаю тебя, я люблю тебя, а потому хочу твоего счастья и буду способствовать всеми доступными мне средствами исполнению твоих планов, — заявляет Суслов дочери. — Я знаю, что ты не пойдешь по дурной дороге, и потому благословляю тебя на все твои начинания».

Надежда была не первой женщиной, решившей поступить в Университет Цюриха. В 1849 году с аналогичной просьбой обратилась некая Мария Княщина — известно, что она тоже была из России и тоже хотела изучать медицину. После обращения Княщиной в университете было решено выделить места для «леди студентов» (до этого на занятия ходили только мужчины). Правда, Мария по неизвестным причинам приняла решение оставить учебу. Поэтому первой официально признанной студенткой Университета Цюриха стала Суслова.

Но сначала, когда в 1864 году 21-летняя Надежда Суслова прибыла в Цюрих, выяснилось, что и здесь ей не рады. «Началось с того, что мне здесь категорически отказали с такими словами: «Женщина-студентка — явление еще небывалое», — пишет Надежда в дневнике. — Господа профессора медицинского факультета создали специальную комиссию, чтобы решить вопрос обо мне. Профессор Бромер не без ехидства сообщил мне ее решение: «Принять мадемуазель Суслову в число студентов потому только, что эта первая попытка женщины будет последней, явится исключением». Ох, как они ошибаются. За мною придут тысячи!»

В день, когда Суслова все-таки стала студенткой, к окнам ее квартиры в Цюрихе неожиданно пришла толпа молодых людей. Оказалось, что это швейцарские студенты, которых возмутило желание девушки получить высшее образование. Надежда наблюдала, как молодые люди свистели под ее окнами. Свистом дело не ограничилось: студенты начали бросать камни и бить стекла. Выпустив пар, они ушли и наконец оставили Суслову в покое. Так началась ее учеба в Швейцарии.

Со временем страсти улеглись, а Суслова стала настоящей звездой университета. В 1867 году в 24 года Надежда решила, что она готова защитить экзамен на звание доктора медицины. Ректор Университета Цюриха растерялся — он не знал, можно ли женщинам официально присваивать докторскую степень. Изучив швейцарский закон об университетах, ректор в конце концов решил, что раз там ничего не сказано про прямой запрет на получение студентками звания доктора медицины, значит, Суслова может сдать экзамен.

На защиту ее диссертации «Доклад о физиологии лимфы», написанной под руководством Сеченова, съехались ученые из Германии, Франции и Италии. Надежда Суслова получила диплом доктора медицины и хирургии и акушерства и вновь стала первопроходцем: до нее ни одна женщина еще не получала докторскую степень в Швейцарии.

Помимо диплома, Надежде вручили лавровый венок с лентами. На венке была надпись: «Первой в России женщине — доктору медицины». Эту надпись Суслова будет хранить у себя до самой смерти. Надежда стала образцом для подражания для других женщин, мечтавших получить высшее образование: в частности, она вдохновила будущего математика Софью Ковалевскую и легендарную революционерку Веру Фигнер. «Стремление женщины к университетскому образованию было в то время еще совсем ново, но Суслова уже получила в Цюрихе диплом доктора, — писала Фигнер. — И золотая нить протянулась от Сусловой ко мне, а потом пошла дальше».

Уже после Сусловой в Университете Цюриха появилась первая студентка-швейцарка Мари Фегтлин, которая тоже смогла защитить докторскую диссертацию в 1874 году. Правда, Надежду она подчеркнуто игнорировала, на что у нее были свои причины.

Возвращение на Родину и новые испытания

Еще в конце своего первого учебного года в Швейцарии Надежда познакомилась с местным студентом-медиком Фридрихом Эрисманом, на тот момент женихом Мари Фегтлин. В 1868 году Суслова вышла за него замуж. Она никогда не планировала жить и работать в Европе, и Эрисман согласился поехать с ней в Россию. Он сдал в Петербургской медико-хирургической академии экзамены, получил степень доктора медицины, а потом принял православие и взял себе имя Федор Федорович.

Оказалось, что Эрисману было куда легче получить профессиональное признание в России, чем Надежде. Когда Суслова вернулась на родину, выяснилось, что быть врачом ей нельзя, несмотря на полученный в Швейцарии диплом. Ей пришлось заново сдавать экзамены, чтобы подтвердить звание доктора медицины. Только после этого Сусловой разрешили вести врачебную практику.

Супруги Эрисман все свое время посвящали науке. Надежда добилась открытия в Санкт-Петербурге Женских фельдшерских курсов при Екатерининской больнице. В 1876 году их преобразовали в Женские врачебные курсы. Эрисман писал супруге в одном из писем: «Хотелось бы мне знать, обладает ли какой-либо врач в Петербурге симпатией, даже любовью своих пациентов в большей мере, чем ты; хотелось бы знать, есть ли такой врач, которым пациенты довольны больше, чем тобой».

В 1869 году Суслова вместе с Эрисманом вернулась в родную Нижегородскую губернию. Надежда принимала больных на дому в Нижнем Новгороде. Помимо частной практики, она устроилась на работу в нижегородский родильный дом. Суслова никому не отказывала в медицинской помощи. Те, кто не мог заплатить за прием, лечились у Сусловой бесплатно.

Помимо медицинской работы, Суслова занялась защитой прав детей и женщин. Она вела переговоры с владельцами местных фабрик и требовала улучшить условия работы.

Доходы Сусловой, по-видимому, были небольшими. Скорее всего, семью преимущественно содержал Эрисман. Он прославился в частности тем, что придумал школьную парту особой конструкции, с наклонной поверхностью и прикрепленным стулом. По указу императора Александра II ее стали в обязательном порядке устанавливать во всех школах. Парта Эрисмана пережила революцию и использовалась в школах вплоть до распада СССР.

Правда, заслуги Федора Федоровича не помогли ему сохранить карьеру в России. В мае 1896 года на Ходынском поле в Москве проходили торжества в честь коронации Николая II. Началась давка, погибли больше 1000 человек. Студенты, возмущенные случившимся, вышли на демонстрацию в память о жертвах. Десятки демонстрантов были арестованы. Эрисман выступил в защиту студентов и был уволен. Его выслали из страны, а его жена осталась в Санкт-Петербурге.

Благотворительность и нищета

В то время Надежда Суслова работала со своим давним наставником профессором Боткиным. Пациенты приезжали к ней на прием даже из других городов. При этом после высылки Эрисмана Сусловой приходилось жить под политическим надзором: она считалась «политически неблагонадежной». Отец Надежды замечал, что письма дочери часто доставляют ему в распечатанном виде — очевидно, ее перепиской интересовались.

С мужем Суслова развелась: он не мог вернуться в Россию, а она — уехать к нему в Цюрих. Спустя несколько лет Суслова вышла замуж повторно — за Александра Голубева, профессора-гистолога и действительного члена Общества русских врачей в Санкт-Петербурге. Голубев был не только медиком, но и виноделом: он владел двумя винными лавками. В Крыму у Голубева были виноградники и дом в местечке, которое прозвали «Профессорский уголок» (там недалеко друг от друга располагались участки разных ученых). Надежда решила оставить Нижний Новгород и переехала в Крым. В Крыму Суслова продолжила работать бесплатно, принимая крестьян из окрестных деревень и на свои средства покупая для них лекарства. По ее инициативе в «Профессорском уголке» открылась бесплатная школа для местных детей.

Жизнь Надежды Сусловой и Александра Голубева резко изменилась в 1918 году. Во время Гражданской войны в Крым сначала отступает Белая армия, а затем на его территории начинаются бои между белыми и красными. Семья потеряла все свое состояние, а их дом разграбили. Надежда умерла в том же 1918 году от паралича сердца. Ее похоронили недалеко от крымской горы Кастель. По словам писателя Ивана Шмелева, Сусловой «не в чем в гроб лечь было»: «босую клали» в землю.

Единственный памятник Надежде Сусловой сегодня стоит в Алуште: его открыли в 2012 году на территории Центральной городской больницы. От Надежды не осталось архива, в ее честь на ее родине, в Нижнем Новгороде, не названо ни одного университета или школы: только одна городская улица носит ее имя. В селе Панино, где родилась и жила в детстве Суслова, ее тоже как будто забыли.

Тем не менее Надежда Суслова стала образцом для подражания для других женщин. В 60-е годы XIX века году она стала первой дипломированной женщиной-врачом, а к началу XX века таких женщин уже было 550 — и в этом заслуга Сусловой.

От прототипа Вассы Железновой до члена императорской семьи: как женщины строили успешный бизнес в царской России

Молодёжь – наша надежда и светлое будущее

Записала Светлана МИХО.
В связи с предстоящим Днём молодёжи я задала несколько вопросов заместителю начальника отдела культуры, молодёжной политики, спорта и туризма администрации Лев-Толстовского муниципального района Светлане КОРШУНОВОЙ.
— Светлана Викторовна, что Вы можете сказать о роли и месте современной молодёжи в обществе?
— Молодёжь – будущее нашей страны. Она наша надежда на то, что, несмотря ни на какие социально-экономические и политические изменения, происходящие в обществе, Россия и дальше будет стабильно развиваться и процветать, россияне — жить достойно, в условиях мира и согласия. Сегодня большинство юношей и девушек нашей страны, района – люди активной жизненной позиции, талантливые и стремящиеся к лучшему. Конечно, они все разные, у каждого свой характер, свои цели в жизни и своя дорога. Но большинство смело и решительно идут по жизни вперёд и противостоят всему, что есть в ней отрицательного, в первую очередь – наркомании, преступности, алкоголизму.
— Много ли в нашем районе молодёжи? В каких сферах она трудится?
— Сегодня к молодёжи относят население в возрасте от 14 до 30 лет, таких в нашем районе более трёх тысяч. В основном это учащиеся старших классов и студенты. Но есть и те, кто достиг экономической самостоятельности, определился с профессией, создал семью. Они трудятся в сельском хозяйстве водителями и агрономами, на предприятиях, в организациях и учреждениях – бухгалтерами и врачами, юристами и культработниками, воспитателями и учителями, а некоторые открыли своё дело, став индивидуальными предпринимателями. Многие, достигнув трудовой и социальной стабильности, с уверенностью смотрят в будущее.
— Действительно ли, что молодёжи трудно сегодня найти хорошо оплачиваемую работу, вообще работу в районе?
— Моё мнение такое: кто хочет жить и работать, принося пользу своей малой родине, тот работу найдёт всегда. Насколько мне известно, специалисты центра занятости населения периодически объявляют о том, что требуются и простые рабочие, и специалисты с высшим образованием.
— Молодые левтолстовцы, судя по обращениям в газету, не знают, где им можно отдохнуть, собраться после работы, в выходные и праздничные дни. Так ли это?
— Когда во время состоявшейся недавно встречи с молодёжью некоторые из её участников заявили, что им некуда по вечерам ходить, я в свою очередь спросила: «А что вы конкретно хотите?» Праздничных мероприятий, концертов с участием представителей районной художественной самодеятельности, областных артистов в районе проводится немало. Тем, кто любит спорт и является сторонником здорового образа жизни, можно посещать вечерами и в выходные дни спорткомплекс, а в зимнее время – хоккейные площадки. В районном Доме культуры периодически проводятся вечера отдыха, работают кружки не только для детей, но и для молодёжи, демонстрируются хорошие фильмы с помощью современной аппаратуры. Да и в класс обучения игре на гитаре районной детской музыкальной школы принимают не только детей – всех желающих. Можно, в конце концов, попробовать себя в волонтёрстве…
— Какие формы и методы работы с молодёжью используются специалистами Вашего отдела?
— Приоритетными в соответствии с подпрограммой «Духовно-нравственное и физическое развитие жителей района» муниципальной программы «Развитие социальной сферы» являются патриотическое воспитание молодёжи, формирование гражданственности и активной жизненной позиции, создание условий для самореализации, укрепления института семьи. Для активизации работы в районе создан и действует Молодёжный парламент – большой отряд неравнодушных парней и девчат, которые легки на подъём, включаются во все мероприятия. С каждым годом растёт количество добровольческих акций, и всё большее число левтолстовцев принимают в них участие. Для молодёжи проводятся круглые столы по актуальным темам, акции и инициативы — «Георгиевская ленточка», «Свеча памяти», «Спешите делать добро» и многие другие. Ещё одной из главных задач по-прежнему остаётся привлечение молодёжи к систематическим занятиям спортом и здоровому образу жизни.
— 7 июня в районной газете было опубликовано Положение о Доске почёта «Молодёжь района – будущее России». С какой целью, ведь действует Доска почёта «Лучшие люди района», куда помещаются фотографии и заносятся фамилии лучших левтолстовцев разных возрастов, в том числе и молодёжи?
— Положение о Доске почёта «Молодёжь района – будущее России» было утверждено решением Совета депутатов Лев-Толстовского муниципального района по предложению главы района Владимира Осетрова. Её учреждение является признанием заслуг, моральным поощрением левтолстовцев в возрасте от 14 до 30 лет, вносящих значительный вклад в социально-экономическое развитие района, развитие местного самоуправления и молодёжной политики района, а также тех, кто добиваются наивысших показателей в учебной, спортивной, творческой, производственной и общественной деятельности, ведёт и пропагандирует здоровый образ жизни.
Хочу поздравить всех молодых жителей района с Днём молодёжи и пожелать, чтобы не останавливались на достигнутом, шли вперёд, покоряя всё новые и новые вершины, и достигали тех высот, которых достойны.
— Спасибо за интервью.

Читать еще:  Сайлентблок рулевой тяги приора

«Америке до нас бабкать и бабкать ещё». Магнитогорск с фестивалем-марафоном «Песни России» посетила Надежда Бабкина

Челябинская область принимает Всероссийский фестиваль в течение недели – с 21 по 29 августа. Автором и художественным руководителем проекта является народная артистка России Надежда Бабкина.

Помимо самой Надежды Бабкиной и ее коллектива – государственного ансамбля «Русская песня» – на региональных сценах выступают ансамбль казачьей песни «Криница», этно-рок-группа из Уфы «Аргымак», ансамбль доулистов «Ритмы гор» из Владикавказа, саранская этнографическая фольклорная студия «Мерема», исполнительница традиционного чукотского горлового пения Олит Тевлянаут из Анадыря. Особенность фестиваля – участие в нем лучших коллективов художественной самодеятельности каждого принимающего региона. За 15 лет в нем приняли участие более 1,6 тыс. профессиональных исполнителей и более 11 тыс. участников. Задача фестиваля – сохранение и популяризация нематериального культурного наследия народов России – традиционной основы нашей российской культуры.

Стоит отметить, что за 15 лет существования фестиваль-марафон «Песни России» провел больше 600 мероприятий в 61 субъекте России. В этом году коллективы уже побывали в Ставропольском крае, теперь очередь дошла и до Челябинской области. Первые концерты в рамках фестиваля-марафона состоялись в Челябинске и Кыштыме. А вчера, 23 августа, очередь дошла и до Магнитогорска. Благотворительный концерт прошел во Дворце культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе.

Надежда Георгиевна приехала во Дворец культуры прямо из Челябинска. С журналистами она смогла пообщаться на сцене ДКМ за полчаса до начала концерта.

Надежда Бабкина отметила, что материал, который черпают для фестиваля-марафона, связан с генетикой, которая рождается в деревнях и селах. Из-за многообразности и многонациональности России в каждом регионе есть свои обычаи и традиции, а культуры давным-давно интегрированы. И по-другому никак.

Надежда Георгиевна отметила, что у каждого коллектива есть свой почерк и индивидуальность. И задача фестиваля – показать, что народ в России разный, но качественный.

Вспомнила народная артистка России и о том, как зарождался фестиваль-марафон. Надежда Георгиевна, придумав его, пошла по кабинетам чиновников договариваться о поддержке. Ее поддержали Министерство культуры и благотворительный фонд певческой культуры в поддержку деятелей культуры. А там уже и правительство страны поддержало.

В рамках благотворительного концерта в Магнитогорске выступили около двух десятков коллективов из разных уголков страны. В общей сложности было 30 номеров, которые магнитогорские зрители восприняли на ура. А в самом конце мероприятия Надежду Бабкину поблагодарил заместитель главы города Илья Рассоха.

Есть ли у Н.В.Гоголя надежда на воскрешение Росси

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Есть ли у Н.В.Гоголя надежда на воскрешение России
Работу выполняли ученики 9В
Оленичев Сергей
и
Нестерова Катя

Описание слайда:

Цель: ответить на некоторые вопросы
Задачи: 1 Изучение материала «Мёртвые души» 2 Анализ информации 3 Представление полученного в электронном виде

Описание слайда:

Гоголь изображает помещиков и чиновников со злой иронией, показывает их смешными, но в то же время очень страшными. Ведь это не люди, а лишь бледное, уродливое подобие людей. В них не осталось ничего человеческого. «Мертвым душам» поэмы противопоставлены «живые» . Именно мертвые крестьяне в «Мертвых душах» обладают живыми душами, в отличие от живого народа поэмы, душа которого мертва.

Описание слайда:

«живые» – народ талантливый, трудолюбивый, многострадальный. С глубоким чувством патриота и верой в великое будущее своего народа пишет о нем Гоголь.

Описание слайда:

В те времена, с крестьянами обходились очень жестоко. Помещики могли не только продавать их мертвые души, а еще при жизни проигрывать их в карты или казино, обменивать или дарить, словно вещи или предметы. Крестьянская Русь в поэме служит показателем испорченности помещиков.

Описание слайда:

Лирические отступления делают ее еще более яркой. Они доказывают, что Н.В.Гоголь создал именно поэму, но не в стихах, а в прозе.
Они:
Помогают проще пережить возмущение, которое вызывают поступки персонажей.
Добавляет в текст юмора.
Меняют впечатление от общего описания рутинной жизни помещиков, потерявших свою душу.

Описание слайда:

В этих отступления он беседует с читателем на темы: толстых и тоненьких; два типа характеров; страсть и человек; о подлецах и добродетелях; о человеке.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

  • Литература
  • Презентации

Похожие материалы

Методическая разработка урока по литературе на тему «За все добро расплатимся добром. » (Поэзия Н.Рубцова)
«На фронтах мировой поэзии». Александр Башлачёв
История создания романа-эпопеи «Война и мир»
Архитектура Московского государства XVII столетия
Библиографическое описание ресурса:
Золотой век русской культуры I половины XIX века
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Литературный процесс 20-х гг

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5113315 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»
  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минпросвещения поддержало отказ от формулировки «оказание услуг» в образовании

Время чтения: 2 минуты

Большинство родителей не знает о возможностях контроля питания в российских школах

Время чтения: 2 минуты

В Москве снизился возраст приема в детсады

Время чтения: 1 минута

Путин предложил объявить Год педагога

Время чтения: 1 минута

Мединский призвал сделать ЕГЭ по истории обязательным

Время чтения: 2 минуты

В Роспотребнадзоре уточнили требование по ношению масок учителями

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Не было ни гроша, да вдруг Афган

“Ъ” поговорил с афганцами, которые находятся в России и решили не возвращаться в свою страну

  • 28

Резкая смена власти в Афганистане застала врасплох тех афганцев, которые в этот момент находились за пределами страны. Теперь многие из них не хотят возвращаться на родину, опасаясь преследований со стороны «Талибана» (террористическая организация, запрещенная в РФ). Московский офис правозащитного комитета «Гражданское содействие» (включен Минюстом в перечень иноагентов) всю неделю принимает заявления от растерянных афганцев, которые надеются получить в России статус беженца или хотя бы временное убежище. Корреспондент “Ъ” Мария Литвинова поговорила с этими людьми и узнала, как внезапная беда уравняла грузчиков-нелегалов с полицейскими, официально приглашенными в Москву российскими коллегами. По их словам, на родине им всем угрожает смертельная опасность, а в самом тяжелом положении оказались их матери и сестры. Правозащитники ожидают наплыва афганских беженцев в Россию и предупреждают, что без политического решения большинство из них так и не смогут легализоваться.

Афганцы занимают очередь к юристам «Гражданского содействия» уже с самого утра. В основном это молодые мужчины, выглядящие вполне светски — гладко выбритые, в брюках и рубашках, с короткими стрижками. Ожидая приема, они переписываются в мессенджерах с родными и тихо обсуждают друг с другом ситуацию на родине. 37-летний полицейский Бахром вместе с 17 своими коллегами прилетел в Москву из Кабула 20 мая — на длительные курсы повышения квалификации кинологов при МВД России. Бахром рассказал “Ъ”, что курсы должны закончиться 26 сентября, но после прихода к власти талибов все 18 человек решили не возвращаться домой. «Нам страшно,— признался полицейский.— Для нас это вопрос жизни и смерти, ведь возвращение в Афганистан теперь невозможно». Мужчины пришли к российским правозащитникам «просить помощи и совета». По словам Бахрома, они с коллегами «растерянны» и «не знают, как быть», потому что «такого развития событий никто не предполагал». При этом в Кабуле остались их семьи — и полицейские переживают за родных. «Но я прежде всего командир. И сейчас для меня самое важное — защитить свою команду»,— твердо говорит Бахром.

Рядом с ним — переводчик Саид, который сопровождал афганских полицейских на курсах. Он давно в России: в 2017 году закончил РУДН по специальности «международные отношения и политология», затем получил вид на жительство. По его словам, землякам здесь очень сложно устроиться. «Я сам долго бегал по инстанциям, мучился с получением всех документов, чтобы остаться в России. А многие афганские семьи вынуждены десятилетиями жить в России нелегально»,— говорит Саид.

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

В приемную «Гражданского содействия» заходят еще несколько мужчин. Они берут талоны и встают в очередь на прием. 25-летний Афган живет в Москве почти три года. Он учился в РУДН на инженера, но недавно ему пришлось бросить вуз из-за финансовых трудностей: студент не смог дальше оплачивать учебу. Теперь Афган работает грузчиком на продуктовом рынке. Он получает 1200–1500 руб. в день и практически все деньги высылает семье. Мать и сестры Афгана живут в Кабуле. «Совсем недавно старшая из сестер училась в университете на стоматолога, еще две ходили в школу. Теперь они сидят дома, потому что женщинам на учебу ходить запрещено, а появляться на улице без сопровождения мужчины — опасно,— рассказал Афган.— Наш отец давно живет с другой семьей, связь с ним мы не поддерживаем, и я остался у них единственным мужчиной». Его мать была уборщицей, «но теперь там и такой работы нет — и не ясно, будет ли».

Афган хочет узнать у правозащитников, реально ли его семье перебраться в Россию. Возвращаться на родину он боится: «Последний раз я был там месяц назад, но, к счастью, вовремя уехал обратно в Россию». В Кабуле молодой человек успел поработать официантом в американском ресторане — по его словам, теперь даже это могут посчитать пособничеством американцам. «Новой власти уже успели донести на меня — в дом к моей маме приходили вооруженные люди, спрашивали, где я. Если я вернусь, меня сразу задержат, и неизвестно, что дальше будет»,— переживает Афган.

Как ЕС готовится к новому потоку беженцев из стран Ближнего Востока и Афганистана

22-летний Насар живет в России без документов уже почти два с половиной года. Он приехал в Москву по туристической визе и решил остаться: «В Афганистане постоянная война, бедность, я не хочу и не могу там жить». В Москве он работает на продуктовом складе, таскает тележки. По словам мужчины, его постоянно останавливают полицейские, требуют предъявить документы, но в конце концов «просто забирают деньги, сколько есть, и отпускают». Он пытался оформить разрешение на пребывание в стране, но для «нелегалов» это слишком сложно и долго, а работа ждать не будет. Нельзя пропустить даже несколько дней, устало объясняет Насар,— тебя просто уволят, а без документов новую работу найти очень сложно.

Каждый месяц он отправляет деньги семье — отцу, матери, четырем сестрам и двум братьям. В плохой месяц получается выслать им $100, в хороший — целых $150. «Работы дома нет, сестры учились, но теперь вряд ли смогут,— объясняет он.— Женщинам теперь все там запрещено. Если мужчины при талибах могут хоть как-то жить, то женщинам там очень плохо». Напоследок Насар и Афган просят «поблагодарить в газете» правозащитников из «Гражданского содействия». Из-за коронавирусных ограничений в 2020 году у парней практически не было работы, «сидели по домам совсем без денег, голодные». В это время российские правозащитники помогали им с едой, и молодые афганцы клянутся, что никогда этого не забудут.

Координатор-переводчик «Гражданского содействия» Фахим Фероз

Фото: Фахим Фероз / vk.com

Координатор-переводчик «Гражданского содействия» Фахим Фероз рассказал “Ъ”, что в Москве, по его оценкам, находится около 20 тыс. граждан Афганистана. А всего их в России около 100 тыс. Точную цифру установить сложно, говорит правозащитник, потому что «многие с 1990-х годов находятся в стране нелегально» и при любой возможности стараются уехать в Европу. «К сожалению, Россия — не страна для беженцев,— констатирует господин Фероз.— Получить статус беженца здесь почти невозможно. В 1990-х годах с этим было проще, но за последние 10–15 лет я не знаю ни одного случая, чтобы афганца признали беженцем в России». С получением временного убежища тоже сложно: «Его предоставляют далеко не всем. И никогда нет гарантий, что в следующем году тебе его продлят».

По данным МВД, на конец 2020 года в России находились 455 человек со статусом беженца. 256 из них — граждане Афганистана, но подавляющее большинство получили этот статус еще в 1990-х. На правах временного убежища сейчас в России находятся 514 афганцев.

Проблемы афганцев начались не с момента победы талибов, напоминает Фахим Фероз. «Война в Афганистане идет уже 40 лет, жить в стране очень сложно. Многие афганцы пытались нелегально бежать через Россию в Европу, но попались и теперь сидят в российских тюрьмах,— рассказал правозащитник.— Другие остались здесь. Я знаю людей, у которых в России родились дети, уже закончили здесь школу, а они до сих пор не могут легализоваться».

Почему рождение нового Афганистана сулит радикальные перемены в зоне стратегических интересов России

Сам Фахим Фероз живет в России совершенно легально, но ему потребовалось на это много лет. В 1986 году он приехал в СССР учиться, закончил университет в 1993-м, но домой вернуться уже не мог. «СССР развалился, а на родине к власти пришли исламисты,— объясняет господин Фероз.— Мой отец, полковник авиации, просил меня не возвращаться на родину. Ведь я был коммунистом, членом партии. Возвращение было для меня смертельно опасным. С тех пор я не смог даже побывать на могиле отца». Оформить статус беженца господин Фероз смог только в 2008 году, а два года назад получил гражданство РФ.

В ближайшие месяцы он ожидает наплыва афганских беженцев в Россию. «Пока что люди физически не успели сюда добраться, но это вопрос времени. Афганцы все равно будут пытаться нелегально перейти границу,— уверен Фахим Фероз.— Под флагами талибов мало кто захочет жить, за исключением религиозных фанатиков». Господин Фероз надеется, что «большая страна Россия все же протянет руку беженцам из Афганистана, ведь она сможет им помочь, если захочет».

Читать еще:  Как поменять сирену автосигнализации

В четверг официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что Россия готова «предоставить услуги гражданской авиации по обеспечению перелета любого количества афганских граждан, включая женщин и детей, в любые зарубежные страны, которые проявят интерес по их приему и размещению».

«Ребята, я же свой!»: как представители коренных народов Сибири живут в российских городах

С 2018 года в России отмечается рост ксенофобских настроений, хотя на ее территории проживает более 180 этнических групп. «Афиша Daily» поговорила с представителями коренных народов Сибири, которые живут за пределами национальных республик, о том, с какими стереотипами и проблемами они встречаются и что думают о ксенофобии в родной стране.

Надежда Гаврильева

Красноярск, 26 лет

Я родилась и выросла в Якутске, затем шесть лет училась в Москве, стажировалась там в сфере рекламы и пиара, потом переехала с мужем в город Губкинский, в Ямало-Ненецком автономном округе, там ему предложили работу. А когда у нас родился ребенок, то мы уехали в Красноярск, где сейчас и живем.

Опасения, когда я уезжала учиться в Москву, были у родителей. Они говорили, что город большой, там могут быть не самые приятные люди. Знакомые, которые учились на старших курсах, рассказывали, что бывают преподаватели, которые могут игнорировать студентов другой национальности, но я с таким не сталкивалась. Бывало, что подходили ребята из универа и говорили «нихао» или «конишуа» с издевкой. Но со стороны одногруппников такого не было, все окружающие всегда со мной хорошо общались — и русские, и люди других национальностей. Все знакомые знали, где находится Якутск, но у многих о нем были только стереотипные представления: «О, у вас олени и алмазы».

Со съемом квартир в разных городах проблем особо не возникало. Арендодатели, когда я им звонила, слышали русское имя, хорошую речь и уже настраивались на позитив. При встрече они могли быть немного удивлены из‑за внешности, но это уже никак не влияло на дальнейшую сделку. Объявлений с пометкой «только лицам славянской внешности» действительно встречается много, приходилось их пропускать . Но была ситуация, когда попался очень хороший вариант, и мы решили позвонить владельцам. Мы хорошо пообщались и поехали смотреть квартиру — и все прошло нормально, никакого негатива со стороны хозяев я тогда не заметила.

В Красноярске много студентов из Китая. Мы однажды гуляли всей семьей, и кто‑то из проходившей рядом компании молодых людей громко сказал: «Тут опять китайцы». Мы с мужем ответили: «Нет, чувак, мы не китайцы». Ребята смутились и ушли. Мне не обидно, когда меня принимают за китаянку, пока это не перерастет в грубость.

Во время путешествий мы с мужем говорили, что мы из России. Иностранцы часто удивлялись: «Вы точно оттуда, может быть, тогда ваши родители из Китая или из Японии?» Обидно, что люди не знают, что у нас в стране много национальностей и россияне могут выглядеть по-разному.

Когда я слышу фразу «Россия для русских», мне, конечно, неприятно . Я надеюсь, что такого станет меньше. Но думаю, что и сейчас людей, настроенных негативно к другим национальностям, мало. Мне кажется, что расизм и ксенофобия в России существуют из‑за того, что страна у нас большая, и некоторые люди всю жизнь проживают в одном месте, не путешествуют, не знают о других территориях, на которых проживают люди азиатской внешности.

Ольга Доможакова

Новосибирск, 55 лет

Я руководитель Хакасского культурного центра в Новосибирске, занимаюсь сохранением и популяризацией культуры хакасского народа. Родилась в Абакане, но в раннем возрасте с семьей переехала в Кузбасс (Кемеровскую область), потому что папа, окончив Ленинградский горный институт, выбрал работу на Беловском цинковом заводе. В Кузбассе я окончила школу и институт, потом по распределению попала в Новосибирск. В мои школьные годы, это были 70-е, лиц нерусской национальности часто обзывали. В моей школе такого не было, отношения в классе были хорошими, нашу семью знали и уважали. Но за ее пределами незнакомые люди могли оскорбить без повода : узкоглазая, нерусь и прочее.

Добиваться карьерных успехов людям с нерусской внешностью непросто — сложилось представление, что они глупые. Хотя население, проживавшее на территории Хакасии, всегда было грамотным, о чем свидетельствуют наскальные рунические надписи, сохранившиеся с давних времен.

Я рада, что меня по жизни окружали хорошие люди. В Новосибирске я попала на оборонное предприятие, в замечательный инженерный коллектив, где мы друг другу помогали, вопрос о национальности не стоял. Конфликты на почве национальности возникают, как мне кажется, когда социальные условия становятся тяжелыми, потому что снижается духовность. Сегодня на улице, как раньше, уже не оскорбляют. Но если идет человек в плохом настроении, то он может пробурчать что‑то в мою сторону.

Наша хакасская общественная организация входит в Ассоциацию национально-культурных автономий и национальных организаций «Содружество», у нас их порядка 37, и мы между собой хорошо общаемся, проводим фестивали народов, ходим друг к другу на праздники. Вокруг меня люди, которые сохраняют культуру, говорят на своем языке, носят национальную одежду, не каждый день, но хотя бы по праздникам. И это так красиво! Когда грузин, например, надевает национальный костюм, исполняет свои танцы и песни, то он сразу преображается. А когда одевается в обычную современную одежду, то становится обезличенным.

Сегодня есть большие изменения в отношении к коренным народам. Мы добились внимания к нашим проблемам, возросла гражданская активность. Однако к нам все еще не хотят прислушиваться. Так, в Хакасии активно работают угольные разрезы, которые уничтожают реликтовую Койбальскую степь , где целебный воздух и уникальные травы. А вместе с этим и культуру хакасов: археологические памятники и традиционное землепользование. Угольщики, не спрашивая коренное население, фермеров, которые всю жизнь там выращивают ячмень и пасут скот, забирают их земли. Люди протестуют, выходят на митинги, но никто их не слушает.

В последнее время интерес к культуре сибирских народов вырос. Из европейской части страны к нам часто приезжают туристы. В самом Новосибирске мы проводили фестивали и праздники, организовывали гастроли фольклорных групп «Ульгэр», «Айланыс», театра «Читиген». Новосибирцы с удовольствием приходили на концерты и удивлялись, что рядом с ними живет народ с таким культурным наследием. И хотя Хакасия находится через одну область от Новосибирской, не все об этом знают. Бывали случаи, когда люди спрашивали: «А Хакасия где‑то на Кавказе?» Чаще всего представления о коренных сибирских народах связаны только с шаманизмом. Приходится объяснять, что наша культура — это еще красивые национальные костюмы, горловое пение, уникальные музыкальные инструменты, археологические памятники.

Человек, который переселяется в большой город, неизбежно теряет связь со своей культурой, растворяется. Это касается любого народа. Сейчас среди молодежи есть разные мнения: кто‑то считает, что перспективнее учить китайский и английский языки и уехать за границу, но есть и те, кто интересуется своими корнями, учит родной язык, изучает традиции и осознает свою значимость как носитель национальной культуры. Знаю одно: все они рано или поздно приходят к истокам.

Идегел Намдан

Я родился и вырос в Туве и уже четыре года учусь в Москве. Родители всегда поддерживали мое желание уехать, хотели, чтобы я получил образование в столице, тем более у мамы там прошли студенческие годы. Но с детства я слышал одну историю от взрослых: в апреле очень часто гуляют скинхеды (если не ошибаюсь, отмечают день рождения Гитлера), и люди попадают под раздачу — кого‑то избили, кого‑то пырнули ножом. Но это было в 2000-х годах.

На первом курсе преподавательница по этике спросила, правда ли, что в Туве происходит геноцид русских. Тогда, в 2016 году, статьи про мою республику писали многие, но это не так, никто никого не убивает. Серьезные межнациональные конфликты действительно были в 90-е, после распада СССР, республика даже хотела отделиться от России. Тогда были и стычки, и убийства. Это темная страница в истории Тувы, но времена изменились.

В университете я со всеми отлично общался, завел кучу друзей, дискриминации не было. Но было много шуток про тувинцев с ножами. На первом курсе одна девочка сказала, что ей посоветовали с тувинцами не гулять, не пить, потому что они могут всех порезать. Но я к этому отнесся с юмором (девочке тогда ответил: «Ой, не шути, а то сейчас нож достану»). Думаю, что эти вопросы вызваны любопытством, а не желанием меня обидеть. Я всегда дружил с русскими ребятами, учился с ними в одном классе и привык к таким черным шуткам, сам могу пошутить на такие темы.

Была только одна ситуация, которая вывела меня из себя. На паре я как‑то болтал с подругой, преподавательница сделала нам замечание: «Там, на последней парте, девочка в водолазке и китайский мальчик». Бывало, что преподаватели удивлялись, что я хорошо говорю по-русски, возможно, думали, что я студент из Китая (у нас их много). Но так, в открытую, никто не говорил, еще и при полной аудитории. В конце пары мы сдавали задание, я подписал работу «От китайского мальчика из Республики Тыва», после этого она перестала со мной здороваться. Эту историю я обдумывал целую неделю — как сотрудник МГУ мог так сказать? Меня задело это, потому что я считаю себя россиянином, частью этой страны , а когда меня отделяют, то хочется сказать: «Ребята, я же свой!»

Не все знают, где находится моя республика. Многие в университете спрашивали: «Тува, а это какая страна?» И я постоянно включал шарманку: «Это в России, республика граничит с Красноярским краем, Монголией». Или же говорили: «А, это откуда Сергей Шойгу?» Интересно получается: ты родился в России, всю жизнь прожил здесь и, когда тебе приходится поступить в университет в другой город, ты попадаешь совсем в другой мир, где о существовании твоего региона почти не знают.

В Москве большую роль играет внешний вид. Если на мне классические брюки, пальто, ботинки, то меня никто не остановит. Стоит надеть что‑то спортивное, меня обязательно попросят остановиться и открыть рюкзак, особенно в метро . Такое отношение я всегда связываю с политикой, с какой‑то пропагандой. Я всю жизнь слышу фразу «Россия для русских». Когда об этом постоянно говорят из телевизора, то у людей может сформироваться впечатление, что страна только из русских состоит.

Я четыре месяца провел в Америке по программе Work and Travel, там были ребята со всего мира. Когда мы знакомились, у всех был маленький шок, потому что для них Россия — исключительно европеоиды, светлокожие ребята с голубыми глазами. Американцы расспрашивали, как я, с азиатской внешностью, оказался там. И я начинал рассказывать, что Россия — вообще-то, многонациональная страна. Но самое интересное, что американцы спрашивали, притесняют ли меня в родной стране, есть ли у нас расовая сегрегация. Потому что у них это все еще существует. Я сказал, что сегрегации нет, я не чувствую притеснения. Сейчас классное время, мое поколение более толерантное, открытое, люди понимают, что если у тебя азиатская внешность, то это не означает, что ты хуже .

Почему в России существует ксенофобия?

доктор философских наук, профессор Института социологии и регионоведения ЮФУ

Ксенофобия — с одной стороны, способ социально-психологической защиты человека от внешних негативных воздействий, а с другой — эффективная политическая технология. Основа ксенофобии — страх чужого, поскольку все малознакомое способно нести скрытые угрозы. Это порождает у людей стремление провести видимые и невидимые границы между своим и чужим и таким образом справиться со страхом. Но эти границы не всегда естественны, напротив, они социально организованы и нередко сопровождаются намеренным формированием «образа врага» . В этом аспекте ксенофобия — элемент политической технологии.

В России формирование этнорелигиозной ксенофобии в виде азиатофобии, исламофобии, юдофобии, кавказофобии обусловлено культурными, историческими и политическими факторами. Например, наличием реальной или потенциальной внешней угрозы от этнически и религиозно «чужих», принудительной культурной унификацией населения на присоединенных в результате войн территориях, политико-административным строительством централизованного государства.

Рост ксенофобии обусловлен в первую очередь духовным кризисом, сопровождающимся дезориентацией населения, дискредитацией прошлого и утратой понимания будущего страны . В настоящее время отсутствует система ценностей, способная объединить представителей различных этнических культур, не сформирована гражданская идентичность в стране. В ситуации духовного вакуума возрождаются способы консолидации на этнической или религиозной основе. Этому способствует затяжное кризисное состояние российского общества, а в подобных условиях усиливается деструктивная активность населения.

Удачный перехват повестки или пустой популизм: есть ли шанс у КПРФ вернуть пенсионный возраст

Инициатива КПРФ вернуть пенсионный возраст с одной стороны воспринята как предвыборный популизм, но с другой – имеет перспективы получить широкую поддержку других политсил.

Группа депутатов фракции КПРФ во главе с ее лидером Геннадием Зюгановым и сенатор Василий Иконников внесли в Госдуму законопроект о снижении с 1 января 2022 года возраста выхода на пенсию по старости. Коммунисты предлагают вернуть пенсионный возраст к 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно.

Эта инициатива встретила неоднозначные оценки. Зампред профильного комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский назвал ее предвыборным популизмом. В беседе с ТАСС он заявил, что перспектив у законопроекта нет. Это предвыборный шаг, который напрасно обостряет дискуссию вокруг данного вопроса. Рязанский напомнил, что ранее президент Владимир Путин детально объяснил, почему повышение пенсионного возраста стало вынужденной необходимостью, обусловленной политическими и экономическими реалиями.

Смягчение или частичный отказ от внесенных пенсионную систему изменений требуют скрупулезного изучения. В первую очередь – экономических возможностей. В частности, можно было бы подумать об увеличении пенсионных взносов. Но сейчас это невозможно в силу кризисных явлений. «Возвращаться к этой теме, я считаю, — просто обманывать людей», — подытожил сенатор.

Экономист, доцент Финансового университета при правительстве России Наталья Оганова в интервью «Царьграду» тоже сочла идею КПРФ популизмом. Она указала, что экономика России переживает тяжелые времена, поэтому просто объявить о снижении пенсионного возраста нельзя. Нужно предварительно наполнить Пенсионный фонд. Иначе пенсионерам неоткуда будет выплачивать деньги. «Нет никакой волшебной палочки, которая при одном взмахе решит все проблемы, и сразу появятся деньги на безбедную жизнь», — пояснила Оганова.

Протестная повестка за КПРФ

Политолог, президент Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков по поводу внесенного в Госдуму законопроекта отметил, что КПРФ успешно перехватывают главную «болевую» повестку у других левых партий, преимущественно у СРЗП и «Партии пенсионеров». Партии власти приходится отбивать атаку. В первых рядах выступил Валерий Рязанский.

«Его (Рязанского) можно понять. Раз уж президент одобрил, то, как же теперь реформу отменить? Однако, вопреки мнению сенатора, принять это решение Госдума вполне способна. И если на выборах «ЕР» не получит большинства, тогда альянс левых сил должен будет поднять этот болезненный вопрос», — пояснил Гращенков.

За отмену пенсионной реформы выступает сразу несколько партий. Помимо коммунистов: социал-демократы и патерналисты. Реформа является одной из главных тем нынешней избирательной кампании наравне с принудительной вакцинацией.

«Критиков пенсионной реформы так много, что фактически все политические силы сходятся в ее несостоятельности. Повышение возраста ведет лишь к обнищанию населения, потере работы людьми предпенсионного возраста. Все критикуют работу ПФР, который не может сделать пенсионные вложения прибыльными и постоянно несет убытки», — продолжил политолог.

Ройзман назвал главную проблему КПРФ перед выборами

Гращенков констатировал, что КПРФ стала первой партией, которая не просто говорит об отмене реформы, но и внесла жесткий, ясный законопроект. Теоретически, «перехват повестки» может быть очень эффективным. Коммунисты аккумулировали практически все протестные темы, обрели имидж гонимых оппозиционеров, да еще и «вытянули первый номер в избирательном бюллетене», что может дать плюс 1-3% к голосованию.

«Всё это позволяет партии надеется на результат, превышающий 20%», — заключил Гращенков.

ЛДПР готова поддержать законопроект КПРФ?

Депутат Госдумы от ЛДПР Ярослав Нилов в своем Telegram прокомментировал законопроект КПРФ и напомнил: «…Мы в своё время не поддержали повышение пенсионного возраста».

Главный по рыбе в КПРФ: биография депутата Владимира Блоцкого

«Поэтому не просто концептуально солидарны с позицией коллег в отношении возврата прежних параметров пенсионной системы — на рассмотрении Думы уже находятся законопроекты ЛДПР о снижении пенсионного возраста для отдельных категорий граждан Так что, в случае рассмотрения этого законопроекта на заседании Комитета концептуально поддержу и я лично, и фракция ЛДПР в целом», — написал в блоге Нилов.

Он добавил, что законопроекту придется получить одобрение правительства. Однако более компромиссный законопроект от ЛДПР правительство не поддержало.

Помимо прочего, придется учесть дополнительные расходы при формировании/корректировке параметров федерального бюджета на следующий год, подытожил Ярослав Нилов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector