Camgora.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

SolFa theory

S o l F a theory

10. Септаккорды

Септаккордом называется 4-звучие, располагающееся по терциям. Септаккорд образуется в результате прибавления к трезвучию сверху еще одной – большой или малой – терции. В септаккорде 4 звука: прима, терция, квинта, септима (иначе основной, терцовый, квинтовый и септовый тоны).

Все септаккорды – диссонансы. Существует 7 видов септаккордов:

  • малый мажорный (б. 3 + м. 3 + м.3)
  • малый минорный (м. 3 + б. 3 + м. 3)
  • малый с уменьшенной квинтой (м. 3 + м.3 + б. 3)
  • уменьшённый (м. 3 + м.3 + м.3)
  • большой мажорный (б. 3 + м. 3 + б. 3)
  • большой минорный (м. 3 + б. 3 + б. 3)
  • большой с увеличенной квинтой (увеличенный) (б. 3 + б. 3 + м. 3)

Септаккорд имеет три обращения: квинтсекстаккорд (65), терцквартаккорд (43) и секундаккорд (2). Они возникают в результате перемещения нижнего звука на октаву вверх. В обращениях всегда есть секунда (малая или большая): в 65 вверху, в 43 посередине, в 2 внизу. В широких и смешанных расположениях три верхних голоса могут быть расположены по-другому, но в басу всегда: в 65 терция, в 43 квинта, в 2 септима. Особое место среди септаккордов занимает уменьшенный септаккорд из-за энгармонического равенства основного вида и всех его обращений.

Септаккорды в ладу

А) в натуральном мажоре и миноре встречаются 4 вида септаккордов: большой мажорный (2 шт.), малый мажорный (1 шт.), малый минорный (3 шт.), малый с уменьшенной квинтой (1 шт.). В каждом из ладов их количество одинаково, но строятся они на разных ступенях.

Б) В гармоническом мажоре и миноре есть все 7 видов септаккордов, каждый по одному разу.

В) В мелодическом мажоре и миноре 5 видов септаккордов, нет уменьшенного и большого мажорного; малых мажорных и малых с уменьшенной квинтой по 2 шт, остальных по одному.

Малый мажорный септаккорд на V ступени называется доминантовым (D7), на VII – вводный. Наиболее яркий диссоннирующий септаккорд субдоминантовой группы – II7. Все остальные септаккорды – побочные.

Разрешение

Существует два вида разрешений септаккордов: автентическое (септима идёт на ступень вниз) и плагальное (септима остаётся на месте).

А) D7: септима и квинта идут на ступень вниз, терция на ступень вверх, основной тон скачком в I ступень лада. Получается неполное T53 без квинты и с утроенной примой.

Если терцовый тон находится в одном из средних голосов и в разных октавах с басом, то может идти и в V ступень лада (т.е. квинту T53).

В неполном D7 (без квинты) удваивается прима. Это удвоение при разрешении остаётся на месте, а оставшиеся прима, терция и септима разрешаются как обычно. Получается полное T53 с удвоенной примой.

При разрешении обращений D7 основной тон остаётся на месте. Таким образом D65 и D43 идут в T53 с удвоенной примой, а D2 – в T6 с удвоенной примой.

Б) VII7. Называется малым вводным в натуральном мажоре и мелодическом миноре и уменьшенным вводным в гармоническом миноре и мажоре.

Существует два разрешения вводного септаккорда:

Прямое: прима и терция идут вверх на ступень, квинта и септима – вниз на ступень. Если терция находится выше септимы, то тоже может идти вниз на ступень. Таким образом вводный септаккорд разрешается в T53 с удвоенной терцией, 65 и 43 – в T6 с удвоенной терцией, 2 – в T64 с удвоенной терцией. Как исключение может быть удвоена квинта.

Внутрифункциональное разрешение: септима идет на ступень вниз, все остальные звуки остаются на месте. Таким образом 7 идет в D65, 65 в D43, 43 в D2, 2 в D7. Это разрешение обостряет тяготение к T.

1) В T: септима остаётся на месте (плагальное разрешение). Прима обычно идёт на ступень вверх, но в обращениях может идти как вверх, так и вниз на ступень, а также на кварту вверх, чтобы избежать нежелательного унисона с соседним голосом.

Терция в басу идёт на ступень вниз или на кварту вниз; в других голосах – на ступень вниз, редко на ступень вверх.

Квинта всегда идёт на ступень вниз, редко в крайнем голосе квинта идёт на терцию вверх в приму T53.

2) в D53: как D7 в T, это автентическое разрешение.

Г) Другие способы разрешения диатонических септаккордов:

1) Как D7 в VI53: прима и терция вверх на ступень, квинта и септима вниз на ступень (с удвоенной терцией)

2) Как D7 в III6 (с удвоенной примой)

1) Как D7 в II53 (с удвоением основного тона, бас на кварту вниз)

2) Как D7 в IV6 (с удвоением квинты).

То есть любой септаккорд может быть разрешён в любое трезвучие лада, кроме тех двух, из которых он состоит.

Д) Переход из одного септаккорда в другой: терцовое соотношение – как VII7 в D7; кварто-квинтовое – как II7 в D7; секундовое соотношение: септима остаётся на месте, остальные голоса на ступень вниз (терция должна быть выше септимы).

Cубдоминанта и доминанта в натуральном, гармоническом и мелодическом минорах

Сочиняя музыку, важно иметь представление об особенностях звучания трех разновидностей минорного (и мажорного) лада. Потому что ряд художественных задач невозможно решить при неправильно выбранном ладе. Я пока что упущу из рассмотрения гаммы и перейду сразу к гармонии, к особенностям звучания субдоминанты и доминанты.

В чем же различия? В мажорности или минорности аккордов. Посмотрим таблицу аккордов на примере ля-минора.

Строение аккордов на ступенях минорной гаммы

Как строго это используется?

Чаще всего, в музыке используются аккорды натурального минора, но в отдельных тактах берутся из мелодического и гармонического. К примеру, встретить увеличенную третью ступень очень сложно, хотя сам гармонический минор — сплошь и рядом.

Наиболее важными ступенями являются I, IV и V (тоника, субдоминанта и доминанта), поэтому рассмотрим сначала именно эти ступени. Тонический аккорд всегда неизменен, чего нельзя сказать о двух других.

Минорная доминанта (доминанта натурального минора)

Углубляет, как бы обволакивает мелодию. Способствует ее размеренности, неспешности. Чаще употребляется в середине музыкального построения, а не в конце, потому что является более устойчивой, чем другие аккорды доминантовой группы. А в конце чаще встречается либо гармоническая доминанта, либо другой аккорд доминантовой группы.

    Modern Talking — You’re My Heart, You’re My Soul (куплет C#m G#m C#m G#m …)

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Notre Dame de Paris — L’enfant Trouve (начало — Em G Hm D H )

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Within Temptation — Hand Of Sorrow (куплет — Fm Cm Eb Cm Db Eb )

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Мажорная доминанта (доминанта гармонического или мелодического минора)

Чаще всего, в современной музыке используется именно такая доминанта. Если мелодия подчеркивает гармоничность минора (акцентируется повышенная VII ступень), либо бас удваивает терцовый тон, то мажорная доминанта создает барочное, неоклассическое, изящное, в чем-то — вязкое и немного волшебное звучание. В других случаях, она воспринимается совершенно неприметной, например — в русском шансоне, в дворовой и блатной песне, в частушках.

    Пример неоклассического звучания: Europe — Seven Doors Hotel (припев Em H G D H/D# Em …)

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Пример в русском шансоне: Михаил Круг — Мурка (припев Am Dm E Am A7 Dm E Am)

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Минорная субдоминанта (субдоминанта натурального или гармонического минора)

Наиболее часто употребима. Создает узнаваемое, грустное, распевное, лиричное звучание.

    Кипелов — Я свободен (куплет Hm Em Hm Em Hm A)

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Валерий Меладзе — Не тревожь мне душу, скрипка (припев Dm Am Hdim E7/G# Am )

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Мажорная субдоминанта (субдоминанта мелодического минора)

Ее появление очень заметно и иногда определяет стилистическую принадлежность. К примеру, фолк со скандинавским уклоном часто использует такой вариант субдоминанты. За счет внезапного появления мажорного аккорда в минорной гармонии создается светлое, романтичное настроение с легким оттенком печали.

    Мельница — Дорога сна (вступление — Em A Em A G F#m D A Hm F#m G G/E; куплет — Em A Em A G F#m Hm H);

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

обратите внимание и на F#m — минорный аккорд на второй ступени. Как видно из таблицы, это тоже признак мелодического минора, как и мажорная субдоминанта.
Мельница — Дороги (1 куплет — Am D Dm Am Em F Em )

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Ария — Осколок льда (конец припева и начало проигрыша — F G D Dm … )

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Michael Jackson — Earth Song (куплет — Abm Db Abm Db Abm Db Eb, припев — Abm Db Abm Db … )

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Читать еще:  Самодельная турбина на авто
Гармонизация аккордами, когда бас удваивает не основной тон

Часто бывает, что бас дублирует не основной тон аккорда, а терцовый или септовый. Этот прием создает очень яркое, богатое, возвышенное и красивое звучание. Чередование натурального и мелодического ладов дает возможность спускать бас от тоники по полутонам до VI ступени. Подробнее я расскажу об этом в отдельной статье.

    Григорий Лепс — Лабиринт (куплет — Gm D7/F# F C/E Gm D7/F# Cm Cm/B F/A …)

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Deep Purple — Highway Star (первое арпеджио в клавишном соло, Am E/G# G D/F# … )

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Мельница — Гори, Москва! (третья строка припева, Am D7/F# F G)

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Чтобы лучше разобраться, попробуйте поиграть и попеть примеры. Затем, попробуйте поимпровизировать на последовательности с разными видами доминанты и субдоминанты. Опишите сами для себя в двух словах, как звучит каждая разновидность.

Не стоит полагать, что гармония окончательно формирует настроение и окраску музыки. Конечно, очень многое зависит от мелодии и от аранжировки. Но зная отличия в звучании этих аккордов, можно хорошо подготавливать почву для будущей мелодии. Либо корректировать мелодию, чтобы она лучше уложилась в нужное настроение, чтобы она более точно передала художественный замысел.

В дальнейшем, я планирую рассмотреть звучание аккордов других ступеней для трех видов минора. А также аккорды всех ступеней в мажоре. Кроме этого, планирую разобрать более детально некоторые примеры из этой статьи.

Л. А. Шульга. Сольфеджио. Доминантсептаккорд. Открытый урок на хоровом отделении

Работа на хоровом отделении детской музыкальной школы отличается своей спецификой. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, хоровые отделения, как правило функционируют, на базе общеобразовательных школ, а значит территориально находятся отдельно от основной школы. Это обстоятельство меняет отношение учеников к занятиям: они ошибочно начинают считать, что это обыкновенный кружок, что, в какой-то степени, делает их отношение к занятиям менее серьёзным. Иногда это приводит к случаям невыполнения домашнего задания, поэтому работа педагога на хоровом отделении должна осуществляться в тесном контакте с родителями.

Во-вторых, не секрет, что на хоровое отделение практически отсутствует конкурсный отбор, берут всех желающих учиться. И естественный отбор происходит уже в процессе учёбы: кто-то отсеивается из-за потери интереса к занятиям, кто- то не справляется с программой хорового отделения. В итоге нередко к концу седьмого класса до выпускных экзаменов доходит только половина. Таким образом, педагогам приходится учитывать специфику хорового отделения и находить такие формы работы и общения с детьми, которые были бы для них интересны, полезны и не очень обременительны.

Тема: Доминантсептаккорд

Цель: Показать умение и навыки учащихся, закрепление пройденного ранее материала — Д7.
Задачи:
Образовательные
• Научиться определять на слух Д7 в мелодии.
• Знать определение и строение Д7.
• Уметь строить в тетради, на доске и на инструменте Д7.

Тип урока: урок-закрепление
Форма работы: практическая, групповая.

Ход урока:

2. Разминка. Викторина «Вопрос-ответ: тональности до 4-х знаков и их параллельные тональности». Викторины — привычная и любимая учащимися форма работы, устраиваемая в начале каждого урока. Кроме тональностей до 4-х знаков и их параллельных тональностей, таким же образом повторяются интервалы, аккорды и др. «Повторение — мать учения», а в нашем случае это очень актуально.

3. Распевание: интонационная настройка в тональности А dur, определение ключевых знаков, интонирование вводных ступеней, главных трезвучий тональности и их обращений. Затем переходим к септаккорду, построенному на V ступени — доминантептаккорду.

4. Септаккорд, определение Д7 (интервальный состав: б 3 +м 3 +м 3 ). Пение песенки о доминантсептаккорде. Это самое приятное занятие для учащихся, они очень любят петь песенки на разные темы. Это облегчает восприятие и усвоение темы. Поэтому любой урок сольфеджио всегда включает много песенного материала, тем более, что работа ведётся с учащимися хорового отделения.

5 . Построение Д7 на фортепиано и разрешение его очень сложно дается ребятам, так как ребята хорового отделения не все имеют общий инструмент: фортепиано. Кто-то учится игре на домре, баяне, гитаре и т. д. Тем не менее, регулярное включение этой формы работы в общий ход урока даёт свои плоды.
Построение Д7 на инструменте, интонирование и разрешение его в мажоре и одноименном миноре в тональностях: G dur-g moll, F dur–f moll, D dur– d moll и т.д.

6. Аккордовые последовательности также строятся на уроках в разных тональностях.
Построение аккордовых цепочек на доске и в тетради:
а) T35 — S46 — T46 — D7 — T3; б) T35 — T6 — T46 — D7 — T3.

7. Диктант неполный, подготовлены заранее заготовки. На них педагогом написаны только головки нот, а ребята выполняют другие задачи.
Музыкальный диктант из сборника Н. Новицкой. Задача: определить лад, тональность, расставить длительности и разделить на такты.

8. Чтение с листа . Определение лада, тональности, размера. № 150 и 154 из учебника А. А. Варламовой и Л. В. Семченко.
Чтение с листа — не самая любимая форма работы у ребят на уроке, поскольку они ощущают определённые сложности с чтением нот в правильном темпе и дирижировании.
Тем не менее, такой вид сольфеджирования обязательно должен присутствовать на уроке, навыки чтения с листа постепенно нарабатываются.

9. Игра наоборот — самое любимое занятие ребят на уроках. В чистом виде игра остаётся на самый конец занятия, но часто элементы игры вплетаются в разные виды работы, что делает урок увлекательным и интересным. Игра развивает в детях коммуникативные качества, соревнование стимулирует к достижению лучшего результата, играя ребёок легко вступает в контакт и начинает легче общаться.

Ученики делятся на 2 группы: каждой группе, по очереди, педагог играет интервалы, трезвучия, аккорды. Учащиеся определяют из на слух, а затем строят на доске. Кто всё правильно определил и построил, тот победитель.

1 группа: б 2 -ч4 — М35 — D7; 2 группа : м 3 — ч8 — Б35 — D7.

В школе искусств формирование навыков сольфеджио происходит практически на всех уроках: сольфеджио, хоре, общем инструменте, вокале, музыкальной литературе др. Любой урок в конечном итоге направлен на воспитание духовной культуры учащихся разными средствами музыки.

Литература:

1. Г. Ф. Калинина. Сольфеджио. Рабочая тетрадь 4 класс. — М., 2007
2. А. А. Варламова. Л. В. Семченко. Сольфеджио 3 класс. — М., 2010
3. Н. Новицкая. Музыкальные диктанты. — СПб., 2000
4. Т. Сиротина. Музыкальная азбука. — М., 2014

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

NATALIHEYKE, Германия 14.12.2015 14:02

Детство вспомнилось, школа музыкальная… Ре-минор — фа мажор — сколько лет, а какие приятные воспоминания! Я маленькая была, у бабушки жила, далеко от музыкалки, с несколькими пересадками ехать надо было, через огромный железнодорожный мост переходить на другую часть города… На диктанты получалось приезжать, когда уже все распевки заканчивались. Но я писала диктант и у меня списывал весь класс…))) А вот с пальцами была проблема… Не было возможности их отработать и учительница била меня линейкой по рукам. А я натренировалась почти под линейкой убирать руки…) Быстрая была!))) Но мое детство тоже тесно связано с музыкой. Мне эти детишки как коллеги! Счастья им в жизни! И пусть Музыка всегда останется рядом. Она так помогает в жизни.

Anna Manun 04.02.2016 14:08

Вы очень помогли. Без Вас нам било б тёжало! Мама мая учительница музики и ей ето надо било! Спасибо. )*

12. Септаккорды

Как и обещал в прошлый раз, продолжаем строить аккорды и разбираемся с септаккордами.

Септаккорд — это аккорд, состоящий из четырёх звуков, расположенных по терциям. Между крайними звуками образуется септима, она и дала название аккорду. Эта септима может быть большой или малой, а первые три звука могут образовывать мажорное или минорное трезвучие. Соответственно, получаются такие аккорды: большой мажорный, большой минорный, малый мажорный, малый минорный.

Очень часто встречается и имеет особое значение малый мажорный септаккорд, или доминантсептаккорд. В тональности он строится на пятой ступени лада, в до мажоре это соль-си-ре-фа. Его и его обращения надо как следует изучить и уметь строить от любой ноты. В остальном вид аккорда не так важен. Вы просто берёте ноты в тональности по терциям, начиная с нужной. У аккорда будет нужная функция, а какой вид получится, такой и получится

Обращения септаккордов будем рассматривать именно на примере малого мажорного. Обращения других аккордов строятся аналогично. Первое обращение получается, когда приму аккорда переносим на октаву вверх. Полученный аккорд называется квинтсекстаккордом, потому между нижним и двумя верхними звуками образуются квинта и секста соответственно. Обозначается он цифрами 6 5.

Второе обращение называется терцквартаккордом и обозначается цифрами 4 3. Он так называется, потому между нижним и двумя средними звуками образуются терция и кварта.

И третье обращение — секундаккорд. Он своё название получил от секунды, которая образуется внизу аккорда. Обозначается цифрой 2.

Ещё очень часто употребляются два септаккорда: малый вводный и уменьшённый вводный. Они называются вводными, потому что в тональности их можно построить на седьмой ступени лада. Например, в до мажоре это нота си. В их основе лежит уменьшённое трезвучие, к которому добавляется ещё одна терция. Если эта терция большая, то между основанием и вершиной образуется малая септима и получается малый вводный аккорд. Если терция малая, то образуется уменьшённая септима и уменьшённый вводный аккорд. Обозначаются они как м.VII7 и ум.VII7.

Читать еще:  Центральный замок шериф схема подключения

Уменьшённый вводный аккорд состоит из трёх малых терций. При его обращении тоже получается такой же аккорд, звучит он аналогично. Разница получается только в записи. Поэтому на слух определить обращение этого аккорда не получится.

Кроме трезвучий и септаккордов есть ещё несколько видов аккордов. Например, нонаккорд состоит из 5 звуков, расположенных по терциям, между его крайними звуками образуется интервал ноны. Ундецимаккорд состоит из 6 звуков, расположенных по терциям. Обозначаются они цифрами 9 и 11.

А ещё есть аккорды нетерцовой структуры, например, квинтквартаккорд, состоящий из квинты и кварты, или квартаккорд из двух кварт. Они немного выходят за рамки классической гармонии, но используются в народной и в современной музыке.

Но вернёмся к септаккордам и попробуем построить разные обращения малого мажорного аккорда от разных нот. Например, строим септаккорд от ноты ре. Сначала строим от ре мажорное трезвучие: сначала большую терцию, потом малую. Получаем фа-диез и ля. Потом ещё малую терцию вверх, чтобы получилась малая септима от ре. Получится нота до.

Дальше построим квинтсекстаккорд от ноты ля. В этом обращении нота будет терцией септаккорда. Поэтому от неё надо построить две малые терции вверх и одну большую вниз. А потом перенести нижнюю ноту на октаву вверх.

Теперь строим терцквартаккорд от ноты ля-бемоль. В терцквартаккорде нижний звук будет квинтой для септаккорда. Поэтому вверх пойдёт малая терция, а вниз сначала малая, потом большая. Потом две нижние ноты переносим на октаву вверх. Аккорд получился посложнее:

Секундаккорд возьмём попроще, от ноты соль. Этот аккорд можно строить так: сначала большую секунду вверх, а потом мажорное трезвучие. Или по прежнему алгоритму, только теперь весь аккорд пойдёт вниз, сначала две малые терции, потом большая. Но мне кажется, что проще с секундой внизу

Я надеюсь, вы разобрались со строением малого мажорного септаккорда, теперь надо сделать

Таблицы

Таблица №1 Слоговое и буквенное обозначение звуков

до

ре

ми

фа

соль

ля

си

СОЛЬ- ДУБЛЬ БЕМОЛЬ

Таблица № 2 Метры и размеры

Таблица № 3 Интервалы

Уменьшенная квинта (тритон)

Таблица № 4 Интервалы в натуральном мажоре и миноре

НАТУРАЛЬНЫЙ МАЖОР

НАТУРАЛЬНЫЙ МИНОР

на всех ступенях кроме IV (ув.4)

на всех ступенях кроме VI (ув.4)

на всех ступенях кроме VII (ум.5)

на всех ступенях кроме II (ум.5)

Таблица № 5 Интервалы в гармоническом мажоре и миноре

ГАРМОНИЧЕСКИЙ МАЖОР

ГАРМОНИЧЕСКИЙ МИНОР

Таблица № 6 Тритоны

Таблица № 7 Характерные интервалы

Таблица № 8 Консонирующие и диссонирующие интервалы

м.2, б.2, м.7, б.7, отчасти ч.4, все увеличенные и уменьшенные

Таблица № 9 Главные трезвучия и их обращения

СЕКСТАККОРДЫ

КВАРТСЕКСТАККОРДЫ

Таблица № 10 Аккорды

СЕКСТАККОРДЫ

КВАРТСЕКСТАККОРДЫ

Таблица № 11 Главные трезвучия и их обращения в тональности

Таблица № 12 Доминантсептаккорд с обращениями

НАЗВАНИЕ АККОРДА

ОБОЗНАЧЕНИЕ

Таблица № 13 Вводные септаккорды

НАЗВАНИЕ АККОРДА

ОБОЗНАЧЕНИЕ

МАЛЫЙ ВВОДНЫЙ СЕПТАККОРД

VII натур. мажор

УМЕНЬШЕННЫЙ ВВОДНЫЙ СЕПТАККОРД

Таблица № 14 Аккорды в тональности

СТУПЕНИ ГАММЫ

ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ

ДОМИНАНТСЕПТАККОРД С ОБРАЩЕНИЯМИ

ВВОДНЫЕ СЕПТАККОРДЫ И ДРУГИЕ АККОРДЫ

II 7, Ум. 5/3 (гарм. мажор и натур. минор)

Мал.VII 7, Ум.VII 7,

Ум. 5/3 (натур. мажор и гарм. минор)

Таблица № 15 Тональности

Диезные тональности

Бемольные тональности

До мажор/ля минор C-dur a-moll

Таблица № 16 Порядок появления диезов и бемолей

ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ, ЛЯ, МИ, СИ

СИ, МИ, ЛЯ, РЕ, СОЛЬ, ДО, ФА

Таблица № 17 Виды мажора и минора

НАТУРАЛЬНЫЙ

ТОН, ТОН, ПОЛУТОН, 3 ТОНА, ПОЛУТОН

ТОН, ПОЛУТОН, 2 ТОНА, ПОЛУТОН, 2 ТОНА

ГАРМОНИЧЕСКИЙ

ПОНИЖАЕТСЯ VI СТУПЕНЬ

ПОВЫШАЕТСЯ VII СТУПЕНЬ

МЕЛОДИЧЕСКИЙ

ПОНИЖАЕТСЯ VI, VII СТУПЕНИ

ПОВЫШАЕТСЯ VI, VII СТУПЕНИ

Таблица № 18 Лады народной музыки

МАЖОРНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

МИНОРНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

Таблица № 19 Хроматическая гамма

ПРИ ДВИЖЕНИИ ВВЕРХ НЕ МЕНЯЮТСЯ III И VI СТУПЕНИ

ПРИ ДВИЖЕНИИ ВНИЗ НЕ МЕНЯЮТСЯ I И V СТУПЕНИ

ПРИ ДВИЖЕНИИ ВВЕРХ И ВНИЗ НЕ МЕНЯЮТСЯ I И V СТУПЕНИ

Таблица № 20 Родственные тональности

ТОНАЛЬНОСТЬ СУБДОМИНАНТЫ

ТОНАЛЬНОСТЬ, ПАРАЛЛЛЕЛЬНАЯ СУБДОМИНАНТОВОЙ

ТОНАЛЬНОСТЬ ДОМИНАНТЫ

ТОНАЛЬНОСТЬ, ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ДОМИНАНТОВОЙ

ТОНАЛЬНОСТЬ ГАРМОНИЧЕСКОЙ СУБДОМИНАНТЫ (ДЛЯ МАЖОРА)

ТОНАЛЬНОСТЬ ГАРМОНИЧЕСКОЙ ДОМИНАНТЫ (ДЛЯ МИНОРА)

Доминантсептаккорд

Доминантсептаккорд
Состав аккорда:
малая септима
чистая квинта
большая терция
прима

Доминантсептаккорд — септаккорд, состоящий из четырёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Строится от V ступени (доминанты) мажора и гармонического минора. В классической гармонии он обозначается как D7, D2,D4.

Доминантсептаккорд ― важнейший аккорд доминантовой функции, обладающий наиболее ясно и сильно выраженным тяготением в тонику. Его переход в тоническое трезвучие является основанием для образования мажорно-минорной системы ладов и носит название разрешения доминантсептаккорда. Доминантсептаккорд является акустически правильным диссонансом, так как состоит из первых семи гармоник натурального звукоряда доминанты.

Для примера рассмотрим звукоряд До-мажора (C, D, E, F, G, A, B, C — до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до):

Пятая нота — G (соль) — является доминантой до-мажора. Начинаем строить септаккорд с неё (но не с До), и получаем доминантсептаккорд, состоящий из нот G-B-D-F (соль, си, ре, фа), который так и называется — доминантсептаккорд от ноты соль или G7.

В тональности Фа-мажор доминантой является «до», а в доминантсептаккорд входят ноты C, E, G, Bb (B бемоль)— до (первая гармоника), ми (пятая гармоника), соль (третья гармоника) и си-бемоль (седьмая гармоника).

Доминантсептаккорд разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной по мощности тоникой, при этом септовый тон должен вестись только вниз на большую (в миноре) или малую (в мажоре) секунду, таким образом переходя в терцовый тон трезвучия. Остальные голоса, составляющие по сути простое доминантовое трезвучие, идут по правилам мелодического соединения: бас скачком на кварту вверх или квинту вниз переходит в тонику, в неё же разрешаются терцовый (вводный) и квинтовый тоны. Таким образом, тоническое трезвучие оказывается неполным ― с пропущенным квинтовым тоном, но с утроением мощности основного тона. Если вводный тон находится в одном из средних голосов, его можно вести ходом на терцию вниз, тогда трезвучие получается полным. Также встречается понятие прерванный оборот. В данном случае доминантсептаккорд разрешается в трезвучие 6-й ступени(оборот прерывается).

Сам доминантсептаккорд также может быть неполным: в таком случае в нём пропускается квинтовый тон и удваивается основной. Неполный доминантсептаккорд может быть разрешён в полное тоническое трезвучие.

Доминантсептаккорд в фа мажоре

построить доминантсептаккорд с обращениями и разрешениями в ФА МАЖОРЕ​

Ответы

Общие правила построения и интервальный состав:

1) F-dur (при ключе си♭)

2) G-dur (при ключе фа♯)

1) знаки при ключе : си бемоль, ми бемоль

в гармоническом мажоре 6 пониженная ступень — соль бемоль

в мелодическом мажоре 6 и 7 пониженные при движении вниз — ля бемоль, соль бемоль

2) знаки при ключе : си бемоль, ми бемоль

в гармоническом миноре 7 повышенная ступень — фа диез

в мелодическом миноре 6 и 7 повышенные при движении вверх — ми бекар, фа диез (вниз по натуральному)

3) знаки при ключе : си бемоль, ми бемоль

ув4 на 4 ступени ми ля — м6 ре си

ум5 на 7 ступени ля ми — б3 си ре

ув4 на 6 пониженной ступени соль бемоль до — м6 фа ре

ум5 на 2 ступени до соль бемоль — б3 ре фа

4) знаки при ключе : си бемоль, ми бемоль

ув2 на 6 ступени ми фа диез — ч4 ре соль

ум7 на 7# ступени фа диез ми — ч5 соль ре

ув5 на 3 си фа диез — б6 си соль

ум4 на 7# ступени фа диез си — м3 соль си

5) знаки при ключе : си бемоль, ми бемоль

Д7 фа ля до ми — Т ре си си си

Д65 ля до ми фа — Т53 си си ре фа

Д43 до ми фа ля — Т53 си ре фа си

Д2 ми фа ля до — Т6 ре фа си си

6) знаки при ключе : си бемоль, ми бемоль

М77 ля до ми соль — Т53 си ре ре фа

Ум77 ля до ми соль бемоль — Т53 си ре ре фа

7) знаки при ключе : си бемоль, ми бемоль

Т53 си ре фа, Д64 до фа ля, Д43 до ми фа ля, Т53 си ре фа си, Т6 ре фа си, S53 ми соль си, Д2 ми фа ля до, Т6 ре фа си си

8) знаки при ключе : си бемоль, ми бемоль

т53 соль си ре, т64 ре соль си, S6 ми соль до, Д7 ре фа# ля до, Д65 фа# ля до ре, т53 соль соль си ре, s64 соль до ми, t53 соль си ре

9) б3 си ре#, ч5 си фа#, б7 си ля#. М53 си ре фа#, Б6 си ре соль, Б64 си ми соль#, Д43 си ре ми соль# — ля до# ми ля

Гармонический минор — 7 повышенная ступень, в мелодическом повышаются 6 и 7 ступени при движении вверх, вниз по натуральному минору.

Тритоны ум5 и ув4 строятся в натуральном мажоре на 7 и 4 ступенях, в гармоническом мажоре на 2 и 6 пониженной ступенях.

Характерные интервалы ув2 и Ум7 строятся в гармоническом мажоре на 6 пониженной и 7 ступенях, Ум4 и Ув5 строятся в гармоническом мажоре на 3 и 6 пониженной ступенях.

Малый вводный септ строится в натуральном мажоре на 7 ступени, уменьшённый вводный — в гармоническом мажоре на 7 ступени. Разрешается в Т53 с удвоением терции

Я занимаюсь музыкой . Но я не буду давать ответ на эти во Я напишу и отправлю это и заработаю баллы

Читать еще:  Как поднять обороты двигателя

ДОМИНАНТСЕПТАККОРД И ЕГО ОБРАЩЕНИЯ

Септаккорды, в отличие от трезвучий, – аккорды диссонирующие и поэтому, независимо от положения в ладу, – неустойчивые. Диссонирующим тономявляется септовый тон, поэтому он считается связанным (несвободным в своем движении), остальные – свободными.

Диссонирующий тон должен быть правильно приготовлен и разрешен.

Строго приготовленная септима – это септима, задержанная от предшествующего аккорда или взятая в поступенном движении (восходящем или нисходящем).

Свободно приготовленная септима – это септима, взятая ходом на терцию или скачком, но только в восходящем направлении. Ходом на терцию или скачком внизсептима не берется.

Разрешается септима только поступенным движением вниз или остается на месте при соединении со следующим аккордом (например, при соединении II7 и его обращений с К64 и Т).

Стремление диссонирующего тона к нисходящему разрешению называется структурным тяготением. Помимо структурного тяготения существует еще и тяготение ладовое. Эти два тяготения могут не совпадать (например, во II7 септовый тон благодаря структурному тяготению движется вниз, что противоречит ладовому тяготению VII ступени в I). В V7 структурное и ладовое тяготения совпадают.

Структура V7 – малый мажорный септаккорд – делает его единственным и неповторимым в диатоническом мажоре и миноре.

В ладовом отношении это самый сильный аккорд доминантовой функции (собирает все признаки доминанты: функциональный бас, вводный тон и диссонантность).

Бывает полным и неполным (с пропуском квинтового тона и удвоением основного).

Доминантсептаккорд (V7)

Разрешается только в I53, причем это соединение обычно «приберегается» для полного каданса.

Полный V7 разрешается чаще в неполное I53 с утроенным основным тоном (ПРИМЕР 45а), но может разрешаться и в полное I53 – если вводный тон находится в одном из средних голосов, то он может идти вниз в V ступень (ПРИМЕР 45б).

Неполный V7 разрешается в полное I53 (ПРИМЕР 45в). Кроме того, в полном совершенном кадансе V7 в основном тоне может разрешаться в I53 в основном тоне (полное и неполное) с параллельными октавами в крайних голосах (ПРИМЕР 45г). Это единственное соединение, в котором разрешены параллельные октавы. Для некоторого смягчения этого параллелизма бас и сопрано следует вести в противоположных направлениях.

а) б) в) г)

полн неп полн полн неп полн неп неп

V7 может соединяться с VI53 в прерванном обороте. Это соединение встречается в любом месте формы.

Полный V7 соединяется с VI53 так же, как и V53 (бас и голос, содержащий вводный тон, идут поступенно вверх, остальные голоса – вниз).

Неполный V7 соединяется с VI53 следующим образом: бас и вводный тон движутся поступенно вверх, септовый тон – поступенно вниз, а основной тон в одном из верхних голосов – скачком вверх или вниз в I ступень, являющуюся терцовым тоном VI53. В результате в VI53 удваивается терцовый тон. Если V7 взят в терцовом тоне тесно, то в соединении с VI53 образуется перекрещивание. Оно допустимо, но если возможны другие варианты гармонизации, его лучше избегать.

Перед V7 в прерванном обороте следует по возможности избегать субдоминант на VI ступени, лишающих прерванный оборот яркости.

V7 может быть приготовлен тоническими аккордами (I53 и I6), К64, трехзвучными доминантами (V53 и V6), а также субдоминантовыми аккордами на IV, VI и II ступенях (IV53, II6, IV6 и II53). При приготовлении тоническими аккордами септима при плавном голосоведении берется поступенно вниз или вверх (оказываясь проходящей или вспомогательной). При приготовлении доминантовыми аккордами – поступенно вниз (проходящая) или восходящим терцовым ходом (свободная). При приготовлении субдоминантовыми аккордами IV ступень обычно остается от предшествующего аккорда, и септима оказывается задержанной. Реже других аккордов готовит V7 VI53: перед прерванным оборотом его использование бессмысленно, в кадансе, где V7 разрешается в I53, применяются более сильные и яркие субдоминантовые аккорды.

Следует обратить внимание на то, что IV53 в мажоре и миноре и II6 в миноре соединяются только с неполным V7, в то время как IV6, II53 (возможное только в мажоре) и II6 в мажоре могут соединяться как с полным V7, так и с неполным.

Доминантовый квинтсекстаккорд (V65)

Этот аккорд применяется там, где требуется мелодизация баса. Не встречается в кадансах (полных совершенных и половинных, но иногда используется в полных несовершенных). В отличие от V6, который может соединяться и с I53, и с I6, и с VI53 (в обороте I53 – V6 – VI53), V65 разрешается только в I53.

Готовиться V65 может всеми изученными ранее трезвучиями и секстаккордами и вспомогательным IV64 в начальном обороте. Поскольку к вводному тону допустимы только нисходящие скачки, в соединениях I6, IV53, II6 (в обоих ладах) и VI53 (в миноре) с V65 бас идет вниз. В соединении IV6 с V65 в миноре либо бас идет на ум.7 вниз, либо используется мелодический минор. В этом соединении (в обоих ладах) в средних голосах допустимы параллельные чистые квинты.

Доминантовый терцквартаккорд (V43)

Как и другие доминанты на II ступени, V43 обычно используется как проходящий между I53 и I6. Соединение I53 – V43 – I6 уникально. В нем регламентированы два нарушения норм голосоведения: параллельные квинты (ум. – ч.) с участием сопрано и движение септимы вверх (единственный случай . ). Ход септимы наверх обусловлен инерцией мелодического движения и параллелизмом децим. Скрытый параллелизм ум.5 – ч.5 смягчается движением к секстаккорду.

ПРИМЕР 48

В отличие от V64, аккорда несамостоятельного, применяющегося только в качестве проходящего, V43 появляется и вне проходящих оборотов, например, после IV53, II6 и II53. После оборотов IV53 – V43 и II6 – V43 лучше брать Т в виде I6 (опевание в басу) с удвоенной терцией (это удвоение следует оправдать дальнейшим движением голосов).

ПРИМЕР 49

Доминантовый секундаккорд (V2)

Доминантовый секундаккорд отличается функциональной противоречивостью (D на S) и потому очень динамичен. Применяется на всех участках формы: в экспозиционных и развивающих оборотах, в полном несовершенном кадансе, на грани предложений после половинного каданса.

Разрешается только в I6.

1) D: чаще V53 (с задержанием верхних голосов или их перемещением), реже V6 (с восходящим скачком баса на ум.5).

2) Т: I53 с восходящим квартовым скачком баса к септовому тону V2. I6 неубедителен в качестве готовящего V2, т.к. является его разрешением.

3) К64: в полном несовершенном и в половинном кадансах (в половинном кадансе делает мелкой или вообще упраздняет цезуру).

4) S: IV53 и II6 с задержанием септимы, II53 (в мажоре) с восходящим терцовым ходом баса, IV6 (редко) с восходящим секстовым скачком баса.

Скачки в соединениях с V7 и его обращениями

1) Восходящие скачки к септовому тону.

2) Скачки в других голосах при строго приготовленной септиме.

ПРИМЕР 51

Скачки возможны только в голосах, не содержащих септовый тон (септима разрешается поступенно вниз!). Особенно много разнообразных скачков при разрешении V2 в I6 (нет опасности скрытых параллелизмов), в том числе и в двух голосах одновременно.

Перемещения V7 и его обращений

При перемещении четырехзвучного аккорда и при соединении его различных обращений септима должна оставаться на месте. Как исключение, септовый тон может взаимно перемещаться с квинтовым или терцовым (если нет других вариантов гармонизации). Взаимное перемещение септового и основного тонов исключено. Если в мелодии септима появляется после основного тона, то сначала берется трехзвучный аккорд, а затем четырехзвучный.

Доминантсептаккорд

Доминантсептаккорд
Состав аккорда:
малая септима
чистая квинта
большая терция
прима

Доминантсептаккорд — септаккорд, состоящий из четырёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Строится от V ступени (доминанты) мажора и гармонического минора. В классической гармонии он обозначается как D7, D2,D4.

Содержание

  • 1 Обращения
  • 2 Описание
  • 3 Разрешение
  • 4 Таблица доминантсептаккордов
  • 5 См. также
  • 6 Литература

Обращения

Описание

Доминантсептаккорд ― важнейший аккорд доминантовой функции, обладающий наиболее ясно и сильно выраженным тяготением в тонику. Его переход в тоническое трезвучие является основанием для образования мажорно-минорной системы ладов и носит название разрешения доминантсептаккорда. Доминантсептаккорд является акустически правильным диссонансом, так как состоит из первых семи гармоник натурального звукоряда доминанты.

Для примера рассмотрим звукоряд До-мажора (C, D, E, F, G, A, B, C — до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до):

Пятая нота — G (соль) — является доминантой до-мажора. Начинаем строить септаккорд с неё (но не с До), и получаем доминантсептаккорд, состоящий из нот G-B-D-F (соль, си, ре, фа), который так и называется — доминантсептаккорд от ноты соль или G7.

В тональности Фа-мажор доминантой является «до», а в доминантсептаккорд входят ноты C, E, G, Bb (B бемоль)— до (первая гармоника), ми (пятая гармоника), соль (третья гармоника) и си-бемоль (седьмая гармоника).

Разрешение

Доминантсептаккорд разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной по мощности тоникой, при этом септовый тон должен вестись только вниз на большую (в миноре) или малую (в мажоре) секунду, таким образом переходя в терцовый тон трезвучия. Остальные голоса, составляющие по сути простое доминантовое трезвучие, идут по правилам мелодического соединения: бас скачком на кварту вверх или квинту вниз переходит в тонику, в неё же разрешаются терцовый (вводный) и квинтовый тоны. Таким образом, тоническое трезвучие оказывается неполным ― с пропущенным квинтовым тоном, но с утроением мощности основного тона. Если вводный тон находится в одном из средних голосов, его можно вести ходом на терцию вниз, тогда трезвучие получается полным. Также встречается понятие прерванный оборот. В данном случае доминантсептаккорд разрешается в трезвучие 6-й ступени(оборот прерывается).

Сам доминантсептаккорд также может быть неполным: в таком случае в нём пропускается квинтовый тон и удваивается основной. Неполный доминантсептаккорд может быть разрешён в полное тоническое трезвучие.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector